Биографии Характеристики Анализ

Что изучает фонетика как наука. Фонетика как раздел языкознания

Но также иностранный. Однако за много лет большая часть того, что изучалось в школьные годы, забылось. И теперь вы вряд ли вспомните, к примеру, о том, что изучает фонетика .

Фонетика описывает звуковой состав и основные звуковые процессы языка. Это раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка (звукосочетания, слоги, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Фонетика – это самостоятельный раздел языкознания, имеющий свой предмет и задачи. К предмету этого раздела языкознания относится связь между устной, письменной и внутренней речью. Фонетика, в отличие от других языковедческих дисциплин, помимо языковой функции, изучает также материальную сторону своего объекта, а именно работу произносительного аппарата, акустическую характеристику звуковых явлений, а также их восприятие носителями языка. Кроме того, фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов в материальную звуковую форму.

Задачи фонетики:

Установить звуковой состав языка в определенный период его развития;

Изучить язык в статическом состоянии или в развитии;

Определить изменения звуков речи, выяснить причины этих изменений;

Изучить фонетические явления языка в сравнении с фонетическими явлениями родственных языков;

Изучить звуковые структуры нескольких языков с целью нахождения у них общего и специфического.

Как все лингвистические науки, фонетика исследует языковые явления в плане диахронии или синхронии. Изучение фонетики в плане диахронии представляет собой изучение фонетических явлений в изменении, времени или в переходе одних явлений в другие. Изучение фонетики в плане синхронии – это исследование фонетики языка как готовой системы взаимообусловленных элементов.

Что изучает фонетика? Это могут быть фонетические системы отдельных языков (так называемые частные фонетики). Существует и общая фонетика, изучающая звуки речи всех языков. Она определяет возможности артикуляции звуков речевым аппаратом, выясняет общие звуковые законы в языках, исследует природу звуков, анализирует условия их образования, изучает слог, интонацию, ударение.

Также выделяют:

Сравнительную фонетику, которая сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Это необходимо для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Однако такое сопоставление помогает пролить свет также и на закономерности родного языка. В некоторых случаях сравнение родственных языков позволяет проникнуть вглубь их истории.

Историческую фонетику, прослеживающую развитие языка на протяжении длительного периода времени.

Описательную фонетику, рассматривающую звуковой строй того или иного языка на определенном этапе.

Артикуляционную фонетику, рассматривающую анатомо-физиологическую базу речевого аппарата и механизмы речепроизводства.

Перцептивную фонетику, изучающую особенности восприятия звуков человеческим органом слуха. Перцептивная фонетика призвана ответить на вопрос, какие звуковые свойства являются существенными для восприятия речи человеком (к примеру, для опознания фонемы) с учетом изменяющихся артикуляционных и акустических характеристик речевых сигналов. Также она считается с тем, что в процессе восприятия звучащей речи люди извлекают информацию не только из акустических свойств того или иного высказывания, но также из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл сообщения. Перцептивная фонетика выявляет специфические и универсальные перцептивные характеристики, которые присущи звукам языка вообще и звукам конкретных языков.

В зависимости от целей, стоящих перед фонетикой, различают практическую и теоретическую фонетику. Теоретическая фонетика решает вопросы, связанные со звуковой стороной языка, условия образования звуков, закономерности изменения и сочетания звуков, членение речевого потока. Изучение звуковой стороны языка позволяет уяснить грамматические явления, объясняет исторические процессы развития языка.

Что изучает фонетика практическая? В первую очередь, она опирается на положения теоретической фонетики. Изучение звуков на практике имеет значение для постановки правильного произношения звуков языка, для орфографии и так далее. Данные фонетики используют в сурдопедагогике и логопедии.

Можно выделить три аспекта фонетических исследований:

Анатомо-физиологический – исследует звуки речи с точки зрения их создания;

Акустический – рассматривает звук как колебание воздуха, фиксируя его физические характеристики: длительность, частоту и силу;

Функциональный – изучает функции звуков, оперирует фонемами.

На первый взгляд фонетика может показаться скучным предметом, однако для тех, кто всерьез увлекается языкознанием и осваивает иностранные языки , изучение звуковых единиц языка представляет большой интерес.

    Фонетика изучает звуковую сторону языка, все закономерности сочетанию звуков, а также ударения, интонацию. Также она уделяет внимание разделению слов на слоги и другие отрезки слова в разговорной речи.

    Фонетика - это часть лингвистики. Основным объектом ее изучения являются звуки, благодаря которым человек в устной речи может различать буквы, слоги, слова и т.д.

    Мы знаем, что на письме мы видим определенную букву, а ее произношение может иметь разные варианты, например, согласный звук может быть мягким или твердым или гласный может быть долгим или кратким звуком. И все эти разные вариации произношения букв внутри слова имеют свои обозначения в транскрипции того или иного слова.

    Сама фонема не несет на себе смыслового значения, однако ряд фонем образуют слово, которое порождает значение и некий смысл в голове слушателя.

    Фонетика - это отдельный раздел в лингвистике. Основная задача этой науки - это изучение произносимых звуков речи, а также сложения из них слов. Существует историческая, сравнительная и общая фонетика.

    Фонетика определяется как специальный и отдельный раздел русского языка, занимающийся непосредственно изучением звуков. Такой раздел изучает сочетания звуков, звучание слов и вс прочее связанное с произношением слов.

    Во-первых, фонетика - это звуки, набор звуков, то есть их комплекс в том или ином языке. Во-вторых, это раздел такой науки, как грамматика языка.

    В качестве науки фонетика изучает то, как образуется тот или иной звук, что в нм преобладает: тон или шум, где конкретный звук образуется, в каком положении находится язык, участвует ли носовая полость в образовании звука и т.д.

    Фонос - звук, наименьшая языковая единица, она не имеет смысла. Почему-то в фонетическом анализе указывается открытость-закрытость слога, видимо потому, что слог тоже, чаще всего, не имеет смысла. Но это уже уводит нас от сути вопроса))

    Много понятий и терминов связаны с фонетикой: гласный, протеза, эпентеза, сонорный, билабиальный, ларингальный, открытый, звонкий и др.

    Фонетика - это раздел лингвистики, который изучает звуковое строение языка, звуки речи. Предметом фонетики является связь между внутренней, устной и письменной речью. Так же фонетика если по простому и не вдаваясь в глубокие дебри изучает звучание звуков, сочетание звуков, как изменяются слова при ударении на тот или иной слог. Можно сказать, что фонетика в языке - это раздел грамматики. Надо понимать, что звуки - это звуки, а не что-то иное. Именно со звуков начинается речь во младенчестве.

    Фонетика изучает звуки (глухие и звонкие, гласные и согласные). Их звучание, их сочетание в слогах, а затем в словах.

    Фонетика - это лингвистический термин, которым называют один из разделов учения о языке.

    По своему происхождению это слово, как и множество других научных терминов, пришло к нам из Древней Греции.

    Фонетика занимается изучением звуков речи, их чередованием, как они образуются, какие имеют характеристики. Эта наука изучает также ударение в слове, деление слов на фонетические слоги. Она устанавливает деление звуков на гласные и согласные в зависимости от того, каким способом образуется звук, с помощью только голоса или с участием шума. Среди согласных звуков эта наука выделяет звонкие и глухие, шипящие и свистящие. Согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими в зависимости от позиции в слове. Некоторые звуки бывают только мягкими или только твердыми.

    Всем этим занимается фонетика.

    Фонетика - это раздел русского языка, который изучает звуки, слоги и как они образуются, ударение и его место в слове, как образуются звуки, какие звуки бывают, например: гласные и согласные, звонкие и глухие, непарные и парные, мягкие и твердые. Фонетика также изучает и то, как звуки чередуются между собой (г/ж/з, т/ч/щ). Вроде бы на вид незначительный раздел языка, но имеет существенную роль. Я бы сказала, что с фонетики русский язык начинается. Кстати, с фонетики, речь ребенка начинается, ведь, когда он рождается, он не знает слов и не может их произносить, зато хорошо мы слышим звуки младенца, а потом и слоги, когда он перестает быть младенцем, а становится чуточку старше.

    Это один из разделов лингвистики, с греческого языка переводится как звук, звуковой . То есть фонетика связана непосредственно со звуками, которые используются в речи.

    Фонетический разбор слова - разбор слова с целью выделить те звуки, которые мы произносим при его произношении. Их указывают в транскрипции.

    Например, слово Орхидея. Фонетический разбор - Архидейа.

    Полоса. Фонетический разбор - Паласа.

    Есть такое понятие как фонема . Простыми словами, это один произносимый звук.

    То есть, фонетическая транскрипции состоит из фонем.

    Всего в нашем языке 43 фонемы.

    Если объяснит значение слова фонетка научным языком - то это

    А если сказать просто, это раздел русского языка, изучающий звуки, их сочетания и как они могут звучат в разных словах и многое другое. Также делают фонетический разбор.

Фонетика (от греч. phone) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей, а также ударение и интонацию.

Изучать фонетику языка можно с разными целями, в разных аспектах. В зависимости от этого различаются общая и частная, описательная и историческая фонетика.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает способы и характер образования звуков речи, природу гласных и согласных, структуру слога, типы ударения и др. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой .

Описательная (синхроническая) фонетика исследует звуковой строй конкретного языка на определенном этапе его исторического развития. Историческая (диахроническая) фонетика изучает изменения фонетической системы, произошедшие на протяжении более или менее длительного периода времени.

Фонетика как один из уровней языковой системы имеет свою специфику.

Звуковые единицы языка (звуки), в отличие от других его единиц – морфем, слов, словосочетаний, предложений, – не обладают значением. Слово имеет определенное значение, суффикс привносит в слово значение (например, -тель, -ик). Но мы не можем установить значение гласного [о] или согласного [д], они не обладают самостоятельным значением. Однако звуки служат для образования других языковых единиц – лексических, грамматических (слов и морфем, словосочетаний и предложений). Поэтому говорят, что звуковая сторона языка существует не сама по себе и не сама для себя, а в грамматике и лексике данного языка. Звуковые единицы и их сочетания реализуются в словарном составе и грамматическом строе, т.е. играют определенную функциональную роль.

Звук и буква

Письмо – это как бы одежда устной речи. Оно передает устную речь.

Звук произносят и слышат, а букву пишут и читают.

Неразличение звука и буквы мешает понять строение языка. И.А.Бодуэн де Куртенэ писал: кто смешивает звук и букву, письмо и язык, «тот только с трудом отучится, а может быть и никогда не отучится смешивать человека с паспортом, национальность с алфавитом, человеческое достоинство с чином и званием», т.е. сущность с чем-то внешним .

Звук как объект фонетики

В центре внимания фонетики находится звук.

Звук изучается с трех сторон, в трех аспектах:

1) акустический (физический) аспект рассматривает звуки речи как разновидность звуков вообще;

2) артикуляционный (биологический) изучает звуки речи как результат деятельности органов речи;

3) функциональный (лингвистический) аспект рассматривает функции звуков речи;

4) перцептивный аспект изучает восприятие звуков речи.

Работа (совокупность движений) органов речи при образовании звука называется артикуляцией звука.

Артикуляция звука состоит из трех фаз:

    Экскурсия (приступ) – органы речи переходят из предшествующего положения в положение, необходимое для произнесения данного звука (Панов: «выход органов речи на работу»).

    Выдержка – органы речи находятся в положении, необходимом для произнесения звука.

    Рекурсия (отступ) – органы речи выходят из занятого положения (Панов: «уход с работы»).

Фазы взаимопроникают друг в друга, это приводит к различного рода изменениям звуков.

Совокупность привычных для говорящих на данном языке движений и положений органов речи называют артикуляционной базой.

Язык - это многоуровневая система, которая делится на простые и сложные подсистемы или уровни. Фонетика - это низший уровень языка, так как она изучает его односторонние единицы - звуки, фонемы, суперсегментные единицы, ударение и интонацию. Её название происходит от греческого слова, которое означает звук, голос, шум, речь. Также фонетика - это раздел лингвистики, в котором изучается данный уровень языка и всё, что к нему относится: их сочетания и позиционные изменения, производство звуков говорящим и их восприятие слушающим, а также особенности звуковой оболочки языка вообще и звуковой строй и произносительные особенности каждого отдельного языка.

Составные части фонетики:

Общая и частная. Общая фонетика изучает законы строения звуковой оболочки в принципе, независимо от конкретного языка. Частная фонетика - это фонетика отдельных языков.
- Историческая и современная. Историческая фонетика - это исследование того, какие фонетические законы действовали в языке в разные времена, и какие их влияния сохранились в языке до сих пор. Современная фонетика изучает состояние данного уровня языка в настоящий момент.
- Теоретическая и экспериментальная.


Фонетика - это не только уровень языка и раздел языкознания: так называется и звуковая оболочка языка. В этом смысле она изучается в следующих аспектах:

1. Акустический. Это взгляд на звуковую оболочку языка с позиции слушающего. В этом аспекте исследуется то, что человек слышит при восприятии речевой информации. Акустический аспект описывает качества звука: у него есть определённая высота, тембр и другие физические свойства.

2. Артикуляционный. Объект исследования здесь - звук с позиции говорящего, то есть работа органов речи при производстве каждого звука.


Фонетика рассматривает звуки в трёх аспектах:

Физический. К нему относятся материальные характеристики звука.

Артикуляционный (анатомо-физиологический). К нему относятся анатомические и физиологические особенности речи, артикуляционные свойства звуков, особенности строения классификации звуков в разных языках.

Фонологический (социальный). На этом уровне появляется связь звука с человеческим сознанием. Основная единица этого уровня - фонема - это тип звука, который хранится в сознании, а также связь материального звука и этого стереотипа.

Несмотря на то, что артикуляционный аппарат у всех народов устроен одинаково, разные языки существенно отличаются друг от друга уже на фонетическом уровне. Например, английская фонетика, в отличие от русской, не знает оглушения звонких согласных перед глухими, и более того: для неё это смыслоразличительный признак. Также в английском языке, как и в некоторых других, различаются долгие и краткие которые в русском языке не несут смысловой нагрузки. А испанская фонетика обходится как без ослабления безударных гласных, так и без смягчения перед гласными и и е. Впрочем, звука ы в испанском языке нет.

Предмет фонетики

Речь доступна для восприятия благодаря материальности своих знаков. Знаки эти – звуковые при устном общении и графические при письменном. Изучением звуковой стороны языка занимается фонетика, один из разделов языкознания.

Термин фонетика происходит из греч. pfōnè (звук, гшолос, шум, речь). Она изучает звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков, их синтез, звуковые законы. Из всех основных разделов лингвистики фонетика – самый молодой. В европейском языкознании до ХIХ в. не различались звуки и буквы, не осознавался тот факт, что план выражения естественного языка исчерпывается звуками.

Отдельные разделы фонетики обладают либо особым предметом исследования, либо особым методом исследования, либо особой точкой зрения на звуки. Предметом изучения сегментной фонетики является способ образования и свойства отдельных звуков. Предмет супрасегментной фонетики , или просодики – звучание более крупных отрезков речи: слогов, слов, синтагм, фраз. Специфические инструментальные методы исследования обособляют экспериментальную фонетику .

Автономную область фонетики образует фонология , или функциональная фонетика, изучающая звуки лишь в той мере, в какой они способствуют различению смыслов. Фонология возникла позже других разделов фонетики. Она вырабатывает системный взгляд на фонетический уровень, исследует структурные и функциональные закономерности звукового строя языка.

Историческая фонетика имеет дело лишь с фактами письменности, она не может анализировать звуки непосредственно, поэтому это наименее «звуковой» раздел фонетики.

_______________________________________________________________________________

Инструментальные методы исследования

К инструментальным методам относятся: палатография , при помощи которой устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании, тензопалатография для измерения силы артикуляции, рентгенография , позволяющая видеть положение органов речи и их движение, осциллография , позволяющая определять длительность, высоту и интенсивность звуков, спектрография , дающая общую акустическую картину звука.

КАДР

Фонетическая организация и членение речи

Речь построена из звуковых отрезков разной длины. Кратчайшим звуковым отрезком являются звуки речи. В речевом потоке изолированности отдельных звуков нет. Звуки речи и слоги – простейшие сегментные (линейные) единицы языка, ударение и интонация – суперсегментные единицы. Такты, синтагмы и фразы – сложные сегментные единицы, объединенные ударением и интонацией.



В потоке речи происходит членение не на отдельные звуки, а на слоги. Мельчайшей произносительной звуковой единицей, которую можно произнести изолированно, является слог . Физиологический механизм слогообразования относится к самым стойким навыкам речевой деятельности. По расположению слоговых (гласных) и неслоговых (согласных) звуков принято выделять несколько типов слогов .

Группа слогов, объединенных одним ударением и отделенных от другой группы паузой, называется тактом. Такт – это отрезок, сплачиваемый ударением и выделяемый невозможностью, неестественностью внутренней паузы . Такт может включать один и более слогов. Границы слова и такта могут совпадать. Между тактами в потоке речи обязательно отмечаются непродолжительные паузы: при всем / при том.

Такты объединяются в более крупные элементы – синтагмы.Синтагма – это минимальный отрезок речевой цепи, характеризующийся целостностью смыслового содержания, грамматической и фонетической оформленностью : резать яблоко, разъезжать по разным городам. Фонетическое единство синтагмы достигается усилением последнего в синтагме словесного ударения, которое называется синтагматическим: Как удивил меня / поступок брата . Синтагма не создает впечатления интонационной законченности, это отрезки речи, отделенные друг от друга сменой интонационного рисунка и небольшими паузами. Цепочка синтагм объединяется в более крупное смысловое целое – фразу .

Итак, речь фонетически распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми произносительными фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени.

Типов слогов

Слоги бывают прикрытые и неприкрытые , открытые и закрытые . Комбинация из данных четырех признаков и образует четыре типа слога . Если условно обозначить все гласные знаком a , а согласные – знаком t , то



a – это слог неприкрытый, открытый,

ta – прикрытый, открытый,

at – неприкрытый, закрытый,

tat – прикрытый, закрытый.

В тех языках, где нет ограничений в типе слога, слог большой роли не играет. В большинстве языков есть свой преобладающий тип слога. Целый ряд языков допускает лишь открытые слоги, к ним относятся, например, полинезийские, о чем легко судить по названиям островов Тихого океанаРа-па-ну-и, Га-ва-йи, Ту-а-мо-ту .

Принцип открытых слогов когда-то господствовал в славянских языках. Славянские языки тяготели к прикрытым слогам. Перед начальными гласными в славянских языках часто появляются протетические согласные (дополнительный звук в начале слога). Начальное [e] переходит в , [o] – в : лат. edo > рус. еда, ст.-слав. осмь > рус. восемь .

Уральские и тюркские языки в начале слога допускают лишь одиночный согласный. Заимствования с начальными сочетаниями согласных должны были устраняться. Этого можно достигнуть следующим образом.

1) Первый согласный опускается и группа согласных упрощается. По такому пути пошли прибалто-финские языки, заимствуя германские и славянские слова: фин. lejma (клеймо), raaki (брак), raja (край), Ranska (Франция), эст. rist (крест).

2) Между согласными появляется эпентетический гласный: венг. baràt (из слав. брать ), kiràly (из слав. краль ).

3) Перед начальным согласным возникает протетический гласный: лат. schola > исп. escuela , лат. scutum ‘щит’ > исп., порт. escudo .

Тип слога определяет общий фонетический строй языка, влияет на усвоение заимствований и изменение фонетического строя языка в условиях преобразования типа слога, а также на трансформацию лексического и грамматического строя.

Такт

Служебные слова чаще безударны и примыкают к ударным. Безударное слово, стоящее перед ударным, называется проклитикой : англ. in the hou se ‘в доме’, рус. мой дя дя, на по ле. Безударное слово, стоящее после ударного, называется энклитикой : рус. за реку, по воду, ду мал бы, да й-ка, польск. štu duje sa ‘он учится’, uczy my się ‘мы изучаем’.

Фразу

Фраза объединяет синтагмы благодаря наличию фразового ударения, падающего на последний ударный гласный в последней синтагме. По своей линейной протяженности фраза совпадает, как правило, с предложением. Фраза состоит из одного и более синтагм, это наиболее крупная фонетическая единица. Она образует интонационное и смысловое единство. Фразы разделяются значительными паузами, во время которых говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации.

КАДР

Ударение

Над цепочками отдельных звуков надстраиваются некоторые звуковые явления: всевозможные пограничные сигналы, ударения, движения основного тона, которые в совокупности, называются просодическими средствами языка. Важнейшие просодические явления – это ударение и интонация. Это суперсегментные единицы языка.

Ударение – это выделение какого-либо слога из цепи слогов каким-либо способом. Именно ударение объединяет слоги в такт. По объекту выделения ударение бывает словесное, синтагматическое, фразовое. Такое выделение может быть произведено тремя способами: силой произношения, долготой и движением голосового тона. По акустико-артикуляционной характеристике различается ударение монотоническое и политоническое .

По месту словесного ударения различаются языки со свободным (разноместным) ударением и языки со связанным или фиксированным одноместным ударением. В языках с фиксированным одноместным ударением ударение падает на определенный слог относительно начала или конца слога. Постоянное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка.

При свободном ударении ударным может быть любой слог слова. К языкам со свободным ударением относятся русский, литовский, мордовский, английский. В языках со свободным ударением, благодаря ударению, могут различаться разные слова и формы слов (рус. мука му ка, засыпа ть – засы пать, руки – ру ки ).

В другом аспекте различается подвижное и неподвижное ударение .

Организующая роль ударения очень велика в языке. Различные типы ударения выполняют разные функции: словоразграничивающую , кульминативную , семантическую , грамматическую .

________________________________________________________________________________

По объекту выделения

По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное, синтагматическое и фразовое. Прежде всего ударение связано со словом, является его признаком. Словесным ударением называется выделение одного из слогов фонетического слова и подчинение ему всех остальных безударных слогов. Словесное ударение наблюдается в слове или группе, состоящей из знаменательного слова и примыкающих к нему служебных или полуслужебных слов. Раздел науки, изучающий словесное ударение, называется акцентология .

Различаются четыре типа синтаксического ударения: фразовое, синтагматическое, логическое и эмфатическое, или эмоционально-экспрессивное.

Фразовое и синтагматическое ударение выполняют фонетическую и семантико-синтаксическую роль, объединяя слова в синтагмы и фразы. Фразовыми называются наиболее интенсивные словесные ударения в высказывании. Фразовое ударение падает на последний ударный гласный последней синтагмы: Что вы делали вчера вечером ?

Слово, носящее на себе синтагматическое ударение, будет иметь ударный слог более сильный и более долгий, чем другие слова той же синтагмы. Синтагматическое ударение падает на последний ударный слог синтагмы.

Иной характер носит логическое ударение . Оно наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. Логическое ударение способно даже нарушать нормы словесного ударения: до еды и после еды . Логическое ударение может быть поставлено на любом слоге, оно зависит от смысловых устремлений говорящего.

Эмфатическое ударение связано с эмоциональным выделением тех или иных слов в составе высказывания: Он замеча-ательный человек!

Монотоническое

Монотоническое ударение характеризуется единством высоты, но изменением силы и длительности звука. Монотоническое ударение достигается более интенсивным произнесением ударного слога, при этом нередко происходит его удлинение. Монотоническое ударение бывает силовым (динамическим) и квантитативным (количественным, долготным). При динамическом ударении слог выделяется силой воздушной струи, при квантитативном – длительностью. Часто динамические и квантитативные признаки сопутствуют друг другу. Так например, в русском языке ударный слог отличается от безударного не только силой, но и длительностью. Русское ударение более сильное, чем французское, польское, словацкое.

Политоническое

Политоническое (музыкальное, тоновое) ударение характеризуется изменением высоты тона, его музыкальностью. Ударный слог выделяется интонационно понижением, повышением тона. Таким было ударение в латинском, древнегреческом, древнеиндийском, праславянском языках, имеется он в сербохорватском и литовском, норвежском, шведском, китайском, вьетнамском, корейском, японском и др. языках. В языках с музыкальным ударением е слова, одинаковые по фонетическому составу, отличаются движением слогового тона: литовское sũdyti ‘судить’ произносится с восходящим тоном на первом слоге, а sūdyti ‘солить’ – с нисходящим; aũšti ‘светать’ и áušti ‘мерзнуть’ .

Постоянное ударение

Ударение может быть на первом слоге (чешский, словацкий, латышский, финский), на втором слоге (лезгинский), предпоследнем (польский, марийский) и последнем (тюркские, французский, армянский, таджикский).

Разновидностью фиксированного ударения является альтернативное, при котором место ударения определяется выбором из двух возможных слогов в зависимости, например, от долготы / краткости слога, как в латинском языке.