Биографии Характеристики Анализ

Что такое распределённое внимание? в) И.П. Павловым

Распределение внимания

Это возможность рассредоточить внимание на несколько объектов или одновременно успешно выполнять несколько действий.

При распределении внимания речь, таким образом, идет о возможности концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным вниманием несколько партий. Распределенное внимание является профессионально важным признаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщиков, которым приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределение внимания очень важно и для педагога, которому нужно держать в поле своего зрения всех учеников в классе.

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Данное свойство зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

Переключаемость внимания

Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором -- сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

Способность к переключению означает гибкость внимания -- весьма важное и часто очень нужное качество.

Легкость переключения у разных людей различна: одни -- с легкой переключаемостью -- легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий.

Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент.

Страница 10 из 26

Распределение внимания.

Распределение внимания – свойство внимания, проявляющееся в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Для изучения распределения внимания используются различные методики (рис. 3).

В лаборатории распределение внимания можно изучать, например, в условиях работы на специальном суппорте. На его верхней поверхности закрепляется металлическая пластинка с прорезью той или иной формы. Вдоль этой прорези может перемещаться металлическая игла, приводимая в движение двумя вращающимися рукоятками суппорта. Вращение одной из них дает игле продольное, вращение другой - поперечное направление. Одновременным вращением обоих рукояток можно двигать иглу в любом направлении. Задача испытуемого заключается в том, чтобы, распределяя внимание между двумя действиями (вращением обеих рукояток), двигать иглу так, чтобы она не касалась края прорези (иначе получится замыкание тока, регистрирующее ошибку). Во всех подобных случаях требуется особая организация деятельности, которая и характеризует собой распределение внимания.

Организация деятельности, способствующая распределению внимания, характеризуется тем, что только одно из действий осуществляется при достаточно полном и ясном отражении того, что нужно для его выполнения, все же остальные действия выполняются при ограниченном отражении того, что требуется для них.

Насколько трудно добиться такого распределения внимания при действии разнородных раздражителей, совпадающих во времени, можно судить по тому, что обычно в этих случаях замечается сначала один из раздражителей и лишь через некоторое (хотя бы и очень краткое) время - второй. В этом можно убедиться при помощи так

называемого компликационного аппарата (предназначенного для опытов с компликацией, т.е. сочетанием разнородных раздражителей). Прибор состоит из циферблата, имеющего 100 делений, по которому быстро вращается стрелка. При прохождении стрелки через одно из делений раздается звонок. Задача испытуемого – определить, на каком делении находилась стрелка, когда раздался звонок. Обычно испытуемый называет не то деление, на котором находилась стрелка во время звонка, а либо предшествующее ему, либо следующее за ним. Его внимание, следовательно, направляется сначала на один раздражитель (звонок или положение стрелки) и лишь затем, с некоторым запозданием - на другой.

Физиологически распределение внимания возможно потому, что при наличии в коре мозга господствующего очага возбуждения в некоторых других участках коры имеется лишь частичное торможение, вследствие чего эти участки могут управлять одновременно выполняемыми действиями.

Возможность выполнения действий при частичной заторможенности соответствующих им участков коры мозга тем больше, чем более привычны и автоматизированны действия. Поэтому одновременное выполнение действий тем легче, чем лучше человек овладел ими. Это одно из важнейших условий распределения внимания.

В опытах Добрынина (с использованием работы на суппорте) испытуемых заставляли одновременно с работой на суппорте производить в уме вычисления. Исследование показало, что такое совмещение умственного труда со сложной ручной работой возможно, если работа на суппорте выполняется более или менее автоматически.

Существенно также отношение, в котором находятся друг к другу одновременно выполняемые действия. Если они не связаны между собой, одновременное выполнение их затрудняется. Наоборот, если они в силу своего содержания или частого повторения в предыдущем опыте уже образовали некоторую систему действий, одновременное выполнение их удается легче.

Переключение внимания заключается в произвольном перенесении ее направленности с одного объекта на другой. Умышленный характер отличает его от отвлечения внимания, когда человек меняет объект внимания непроизвольно. Физиологической основой переключения внимания является перемещение, подвижность очага оптимального возбуждения. Исследования свидетельствуют, что изменение внимания нередко происходит достаточно быстро, в течение секунды мы можем перевести внимание с одного объекта на другой 3-4 раза. Переключение облегчается при наличии связей между содержанием предшествующей и последующей деятельности, интереса к предстоящей деятельности, при условии не очень глубокого сосредоточения на предыдущей деятельности, наличия привычки переключать внимание, осознание важности другого задания. Инертность нервных процессов затрудняет переключение внимания.

Переключая внимание, человек сознательно переходит с одного объекта на другой, от одного задания к другому, ставя перед собой цель заняться чем-то новым или передохнуть. Способность переключать внимание важна тогда, когда нужно быстро реагировать на изменения среды. Подобные ситуации характерны для ряда сложных разновидностей деятельности человека: они возникают в работе водителя автотранспорта, летчика, ткачихи, станочника, оператора систем наблюдения и управления, педагога и др. В таких профессиях от способности переключения внимания зависит успех выполнения трудового задания. Переключение внимания вызывается изменениями в окружающей среде. Например, водитель автомобиля переключает внимание с одного объекта на другой, изменяет свои действия по управлению автомобилем. Ускорение движения автомобиля определяет скорость переключения внимания, что вызывает перегрузку и усталость.

Переключение внимания - важное свойство личности, проявление ее способности владеть своим вниманием, которая помогает ей ориентироваться в окружающей действительности, быстро приступать к выполнению новых задач. Способность к переключению внимания вырабатывается в процессе практической деятельности. Нужно произведешь привычку переключать внимание в определенных условиях В школе необходимо так организовать процесс обучения, чтобы дети с самого начала получали задание, которое бы требовало переключения их внимания на учение. Надо следить, чтобы они полностью переключались на новый предмет деятельности, полностью выполняли его требования к деятельности Соблюдение разумного режима переключения внимания в процессе обучения имеет важное значение для гигиены умственного труда, выступает необходимым условием рационального режима труда и поддержание оптимального уровня работоспособности учащихся на уроках

Распределение внимания.

Распределение внимания заключается в том, что человек может одновременно удерживать в зоне внимания несколько объектов, выполнять два, а то и три вида деятельности Сложные виды деятельности требуют от человека выполнения одновременно нескольких видов деятельности; она вынуждена распределять внимание, т. е. одновременно сосредоточивать его на различных процессах и объектах, часто с разной степенью выраженности (Например, водитель автомобиля должен одновременно следить за дорожной ситуацией на каждый момент движения (по состоянию собственного автомобиля, встречного и попутного транспорта, поведением пешеходов, дорожными знаками, состоянием дорожного полотна и др), следить за показаниями приборов (спидометра, приборов контроля за работой двигателя), управлять маневрами движения автомобиля, координируя действия с рулем и направляя автомобиль, муфтой сцепления, подачей топлива, коробкой перемены передач, тормозами и проч. Распределения внимания требует подавляющее большинство разновидностей профессионального труда Однако есть профессии, которые предъявляют повышенные требования к распределению внимания. Это учителя, операторы, рабочие-многостаночники, водители транспортных средств, регулировщики движения на дорогах и др.

Умение распределять внимание производится на практике. Главным условием успешного совмещения деятельностей является достаточное овладение человеком определенными видами деятельности. Успехи значительно возрастают, если выполнение одной или нескольких деятельностей более или менее автоматизировано и не наталкивается на серьезные препятствия. В таком случае основная деятельность приходится на нервные центры, которые находятся в состоянии оптимального возбуждения, тогда как дополнительные виды деятельности обеспечиваются напівзагальмованими нервными центрами. Дополнительные деятельности требуют меньше внимания к себе, потому что выполняются в значительной степени автоматизировано. Например, для инженера-конструктора, разрабатывающего новую конструкцию механизма, основной деятельностью является умственное решения проблем реализации своей идеи. На этом концентрируется все его внимание, решение последовательно продвигается от одного этапа к другому. В то же время, не отрываясь от главного замысла, он ведет записи, чертит отдельные детали, проводит простые вычисления, не задумываясь специально, как это сделаешь, потому что действия преимущественно автоматизированы. Эти дополнительные действия не только не мешают ему в творческой работе, но помогают создавать образ будущего прибора.

Однако почти невозможно распределять внимание в пределах одного анализатора: слушать две речи, слушать и читать. Если одна из деятельностей требует большой концентрации внимания, то распределение становится невозможным, ибо сосредоточение сознания на определенных объектах неизбежно связано с сужением его поля.

Разные жизненные ситуации требуют разных видов внимания, в то же время каждая из таких ситуаций может реализоваться с помощью различных видов внимания. Это касается прежде всего распределения и переключения внимания, но не всегда можно точно определишь, благодаря чему достигнут цели. Молодой учитель с подвижной нервной системой, который не имеет соответствующего опыта и умений, чаще пользуется переключением внимание, а опытный учитель преимущественно распределяет внимание. В определенных случаях один вид внимания легко переходит в другой, давая возможность достичь цели более рациональными способами.

Объем внимания.

Определяется тем количеством объектов, которое можно охватить вниманием в ограниченный отрезок времени. Нормативно этот отрезок времени в экспериментах на тахістоскопі равен 0,1 сек. Человек при этом воспринимает 4-6 объектов, не связанных между собой. Тренировка, развитие навыков чтения дают возможность воспринимать больший объем слов, хотя при этом возможно увеличение ошибок. Объем внимания связан со свойством ее концентрации и находится в обратной пропорциональной зависимости с ней. Если максимальная концентрация внимания характеризует степень сужения сознания, то объем характеризует степень его расширения.

Устойчивость внимания - это одно из свойств, которое характеризует способность на протяжении длительного периода времени концентрироваться на одном и том же процессе или явлении.

Что такое внимание

Внимание - это (в психологии) целенаправленное восприятие определенного объекта или явления. Важно понимать, что это довольно переменчивое явление, на которое могут оказать внимание как внутренние, так и внешние факторы.

Внимание - это в психологии своего рода отношение человека к объекту, с которым он взаимодействует. На него могут влиять не только умственные и психологические особенности, но также и заинтересованность личности в работе с тем или иными предметами.

Можно сказать, что устойчивость внимания - это одно из важнейших условий успешной деятельности абсолютно в любой сфере. Благодаря данной категории, определяется четкость восприятия человеком окружающего мира и тех процессов, которые в нем происходят. Несмотря на то что при концентрации на основном объекте все остальные как бы отходят на второй план, внимание может постоянно переключаться.

Изучению внимания ученые посвящают достаточно много времени, его нельзя считать самодостаточным психологическим явлением или процессом. Оно неразрывно связано с множеством других явлений и рассматривается только в тесной взаимосвязи с прочими сопутствующими процессам, являясь одним из их многочисленных свойств.

Виды и формы внимания

Можно сказать, что внимание - это достаточно сложное и многогранное явление. Оно может различаться по признаку первичности или вторичности восприятия информации. Так, можно выделить произвольное и непроизвольное внимание.

Если человек неосознанно концентрируется на том или ином объекте или процессе, то такой называется непроизвольным. Речь идет о неосознанных установках, которые могут быть вызваны сильным внезапным воздействием раздражителя. Такой вид достаточно часто перерастает в осознанное произвольное внимание. Также пассивная концентрация достаточно часто обуславливается прошлыми впечатлениями, которые в какой-то степени повторяются в настоящем.

Таким образом, если обобщить приведенную информацию, то можно сказать, что непроизвольное внимание обусловлено следующим рядом причин:

  • неожиданное воздействие раздражающего фактора;
  • сила влияния;
  • новые, незнакомые ощущения;
  • динамичность раздражителя (именно движущиеся предметы наиболее часто вызывают концентрацию внимания);
  • контрастные ситуации;
  • умственные процессы.

Возникает в результате сознательных возбудительных процессов в коре головного мозга. Довольно часто для его формирования необходимо постороннее воздействие (например, педагоги, родители, авторитетные личности).

Важно понимать, что произвольное внимание - это непременный атрибут трудовой деятельности человека. Оно сопровождается физическими и эмоциональными усилиями, а также вызывает усталость, подобно физической работе. Именно поэтому психологи рекомендуют иногда переключаться на отвлеченные объекты, чтобы не подвергать свой мозг колоссальным напряжениям.

Психологи выделяют не только произвольное и непроизвольное внимание. После того как человек сконцентрировался на объекте и хорошо изучил его, дальнейшее восприятие происходит как бы автоматически. Это явление получило название послепроизвольного, или вторичного.

Если говорить о формах внимания, то можно выделить внешнее (на окружающих объектах), внутреннее (на умственных процессах), а также моторное (воспринимаются движущиеся объекты).

Основные свойства внимания

Психологи выделяют следующие устойчивость, направленность, распределенность, объем, интенсивность, переключаемость сосредоточенность. Рассмотрим их более детально.

  • Концентрация представляет собой способность удерживать внимание на каком-либо определенном объекте или процессе. Это означает, что он выделяется и обособляется из общего фона. Сила связи с объектом определяется тем, насколько ярким, выраженным и четким он является.
  • Объем внимания подразумевает количество объектов, которые могут быть охвачены сознанием человека единовременно. В зависимости от этого люди могут воспринимать разное количество информационных единиц. Объем может быть определен при помощи специальных тестов. В зависимости от результатов могут быть рекомендованы специальные упражнения для его увеличения.
  • Устойчивость внимания - это показатель, который определяет длительность концентрации на одном и том же объекте.
  • Переключаемость - это целенаправленное изменение объекта сосредоточения внимания. Это может быть связано как с характером деятельности, так и с необходимостью отдыха и расслабления.
  • Распределение определяет способность внимания одновременно концентрироваться на нескольких объектах, имеющих разную природу. При этом могут быть задействованы разные органы восприятия.

Что представляет собой устойчивость внимания

Устойчивость внимания - это свойство, которое определяется способностью на протяжении длительного периода времени сохранять сосредоточенность на каком-либо объекте или виде деятельности. Можно сказать, что это характеристика, определяющая длительность концентрации.

Стоит отметить, что устойчивость внимания не может определяться по отношению к какому-либо одному объекту. Человек может переключаться между предметами или же видами деятельности, тем не менее общее направление и смысл должны оставаться постоянными. Таким образом, если человек на протяжении определенного периода времени занимается деятельностью (или несколькими видами деятельности) для достижения конкретной цели, то можно судить об устойчивости его внимания.

Данная категория характеризуется рядом требований, главным является разноплановость действий и впечатлений, которые они приносят. Если характер раздражения будет неизменным, то в том участке головного мозга, отвечающем за ту или иную деятельность, наблюдается торможение, и, как следствие, внимание начинает рассеиваться. Если же характер и условия деятельности постоянно будут варьироваться, то концентрация будет длительной.

Стоит отметить, что концентрация и могут чередоваться, в зависимости от внутренних и внешних условий. Даже если индивид находится в состоянии наивысшего сосредоточения, ввиду внутренних мозговых процессов, могут возникнуть некоторые колебания. Если говорить о внешних раздражителях, то они не всегда могут приводить к рассеиванию внимания (это во многом зависит от их интенсивности).

Распределение внимания

Распределенное внимание представляет собой состояние, которое наступает в результате одновременного выполнения нескольких действий. Так, например, водитель маршрутки не только управляет транспортным средством, но еще и контролирует ситуацию на дороге. Преподаватель во время донесения информации до учеников также следит за соблюдением дисциплины. Еще данную категорию может проиллюстрировать работа повара, который одновременно может контролировать процесс приготовления нескольких продуктов.

Психологи изучают не только само явление распределения, но также и его физиологическую природу. Этот процесс обусловлен возникновением в коре головного мозга определенного очага возбуждения, который может распространять свое влияние и на другие участки. При этом может наблюдаться частичное торможение. Тем не менее оно абсолютно не влияет на выполнение действий, если они доведены до автоматизма. Этим и объясняется простота реализации сложных процессов у людей, которые хорошо овладели своей профессией.

Распределение внимания может быть затруднено в том случае, если индивид будет одновременно пытаться выполнять действия, которые никак не связаны между собой (это доказано многочисленными опытами). Тем не менее, если одно из них доведено до автоматизма или привычки, то задача упрощается. Способность совмещать выполнение нескольких действий в одно и то же время относится к такой категории, как факторы здоровья.

Уровни внимания

Уровень внимания представляет собой зависимость концентрации на определенной деятельности от физиологических и умственных процессов. Так, речь может идти о следующих категориях:

  • уровень физического тела подразумевает осознание того, что объекты, на которые направлено внимание, отделены от самого организма, а потому являются инородными (это дает возможность воспринимать их в независимости от физиологических процессов);
  • энергетический уровень подразумевает более высокий уровень взаимодействия с объектами, который состоит в получении некоторых внутренних ощущений, связанных с процессом работы (они могут способствовать концентрации или рассеиванию внимания);
  • уровень энергетического обмена подразумевает, что высокая степень сосредоточенности достигается за счет того, что человек получает моральное и физическое удовлетворение от выполнения того или иного процесса;
  • уровень общего пространства подразумевает, что концентрация и устойчивость внимания могут в некоторой степени наступать от одного факта нахождения с предметом в рамках одной ограниченной территории;
  • внепространственное внимание связано с внутренними умственными и психологическими процессами (речь идет о безусловном понимании или знании, которое индивид получает с опытом деятельности);
  • уровень воли - это умение заставить себя сконцентрировать внимание на нежелаемой или неинтересной деятельности в силу ее необходимости для достижения определенного результата;
  • уровень осознания подразумевает, что сосредоточенность наступает в том случае, когда человек понимает смысл и предвидит результаты деятельности.

Как развить устойчивость внимания

На данный момент существует множество методик и тестов, которые позволяют определить уровни устойчивости внимания. К сожалению, результаты их не всегда бывают удовлетворительными, но эта ситуация вполне поправима. Развитие устойчивости внимания становится возможным, благодаря приемам, разработанным психологами. Это позволяет повысить работоспособность, а также обучаемость.

Наиболее эффективными и часто применяемыми являются следующие упражнения:

  • Выставьте таймер своего мобильного телефона на две минуты. Все это время вы должны полностью сосредоточить свое внимание на кончике пальца (неважно какого). Если с данной задачей вы справитесь без проблем, то постарайтесь усложнить ее. Например, включите телевизор и старайтесь уже на его фоне удерживать внимание на пальце. Лучше всего, если вы сделаете подобные тренировки ежедневными.
  • Займите удобное положение и полностью сосредоточьтесь на своем дыхании. Также можно попытаться почувствовать биение сердца. При этом в помещении не обязательно должна быть идеальная тишина, можно включить музыку. Это упражнение полезно не только для развития концентрации внимания, но также и для релаксации.
  • Находясь в общественном транспорте, займите место у окна и полностью сконцентрируйтесь на стекле, не обращая внимание на объекты за ним. Позже поменяйте приоритет.
  • Следующее упражнение выполняется перед сном, ведь оно не только развивает концентрацию, но также помогает расслабиться. Возьмите стандартный лист с текстом и посередине поставьте точку зеленым фломастером или маркером. Смотреть на нее нужно на протяжении 5 минут, при этом не допуская проникновения в сознание никаких посторонних мыслей.
  • Если ваша деятельность связана с восприятием звуков, то необходимо тренировать именно этот аппарат. Желательно выйти в парк и на протяжении 10 минут постараться слышать исключительно звуки природы, не обращая при этом внимания на разговоры прохожих или шум проезжающих машин.

Факторы здоровья психологического плана во многом связаны с умением сохранять устойчивость внимания. Это приносит успех в профессиональной и повседневной деятельности. Если ваши природные способности находятся не на самом высоком уровне, то необходимо развивать их при помощи специальных упражнений.

Нейропсихология

Нейропсихология внимания - это отдельная область знаний, которая занимается изучением вопросов концентрации, увязывая их с нервными процессами. Изначально подобные исследования проводились исключительно на животных, путем подключения электродов к определенным участкам головного мозга. Для того чтобы исследовать устойчивость внимания человека, применяют технологию электроэнцефалограммы. Для этого организм должен находиться в бодрствующем состоянии. Таким образом удается зафиксировать возбуждение или же торможение нервных импульсов во время выполнения определенного рода деятельности.

В этом контексте огромную роль играет психолог Е. Н. Соколов. Путем большого количества исследований он доказал, что при многократном выполнении одного и того же действия внимание становится автоматическим. Таким образом, мозг перестает активно реагировать на раздражитель, что сказывается на результатах электроэнцефалограммы. Мозг решает, что в данном случае необходимость в возбуждении отсутствует, ведь в организме заложена определенная механическая память.

Процесс избирательной концентрации

Это психологический и умственный процесс, который заключается в фильтрации внешних раздражителей и стимулов, с целью выделения тех, которые действительно требуют концентрации и сосредоточения.

Это явление постоянно изучается психологами на предмет того, насколько умственные процессы зависимы от избирательной деятельности мозга. Это можно объяснить на простом примере. Если поначалу в шумном месте мы слышим гул голосов, то, как только кто-то обращается непосредственно к нам, мы начинаем акцентировать свое внимание только на этом в то время, как фоновые шумы теряются.

Психологи провели такой эксперимент: в уши испытуемого были вставлены наушники, в которые подавались разные звуковые ряды. К их удивлению, человек слышал только одну из дорожек. При этом, когда подавался определенный сигнал, внимание переключалось на другую мелодию.

Избирательное внимание касается не только слуха, но также и зрительного восприятия. Если вы попытаетесь каждым глазом уловить разные картинки на двух мониторах, то у вас ничего не получится. Вы сможете отчетливо увидеть только одно изображение.

Таким образом, можно сказать, что человеческий мозг обладает способностью фильтровать информацию, которая поступает посредством тех или иных каналов, акцентируя внимание только на одном из существенных моментов. Концентрация и переключение внимания могут определяться внутренними или внешними факторами.

Вывод

Устойчивость внимания - это способность человека сосредотачиваться на изучении определенного объекта или же выполнении конкретного вида деятельности. Именно этот фактор во многом обуславливает работоспособность и объемы воспринимаемой информации. Важно понимать, что концентрация внимания позволяет отбросить все второстепенные факторы на второй план, но это вовсе не значит, что исключена смена акцентов.

Если говорить о видах внимания, то можно выделить произвольное и непроизвольное. Первое из них является сознательным. В центре внимания оказывается именно тот объект, который непосредственно интересует индивида. При этом, если такое сосредоточение происходит регулярно, мозг начинает концентрироваться автоматически. Такой вид внимания называется послепроизвольным. Но часто бывает так, что индивид совершенно неожиданно переключается на объекты или явления, которые не имеют никакого непосредственного отношения к его деятельности. В данном случае можно говорить о непроизвольном внимании. Это могут быть резкие звуки, яркие цвета и прочее.

Внимание обладает рядом свойств. Основным из них является концентрация. Она подразумевает способность на протяжении определенного периода времени удерживать в центре внимания конкретный объект. Объем характеризует количество предметов или видов деятельности, на которых одновременно может сосредоточиться человек, а вот устойчивость - это время, на протяжении которого может сохраняться данное состояние.

Довольно интересным является такое явление, как распределение внимание. Имеется в виду, что человеку вовсе не обязательно концентрироваться только на одном единственном виде деятельности. Иногда в силу специфики деятельности приходится одновременно выполнять несколько процессов. При этом некоторые из них доведены до автоматизма, а другие требуют определенных умственных и психологических усилий. Наиболее яркими примерами может послужить профессиональная деятельность педагога или же водителя транспортного средства.

Важно понимать, что далеко не каждый человек способен на протяжении длительного времени сохранять в центре внимания один и тот же объект или же выполнять однородную деятельность. Для того чтобы выяснить свои способности, можно пройти определенные психологические тесты. По их результатам легко определить уровень устойчивости внимания. Если он окажется неудовлетворительным, рекомендуется прибегнуть к ряду специальных упражнений.

Довольно активно психологами изучается такое явление, как избирательная концентрация. Этот механизм позволяет выделить нужный объект из ряда аналогичных. Причем речь может идти о зрительных, слуховых, тактильных и других видах восприятий. Среди шума голосов человек может выделить речь собеседника, из нескольких мелодий он слышит только одну, а если речь идет о двух изображениях, то невозможно уловить их каждым глазом по отдельности.

Вопрос №11 Основные св-ва внимания. Виды внимания. Непроизвольное (первичное), Произвольное (вторичное) внимание. Послепроизвольное внимание. Условия его возникновения. Важность практического, педагогического значения послепроизвольного внимания.

Внимание - направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Под направленностью следует понимать избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов.

Выделяются три основных вида внимания - непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Непроизвольное внимание вызывается любыми новыми и интересными объектами для человека. Именно эти объекты запечатлеваются в памяти, они сохраняются и затем всплывают в нашей памяти. Произвольное внимание вызывается только сознательным и целенаправленным усилием. Оно помогает сосредоточиться на предмете, не вызывающем особого интереса, но необходимого для личной деятельности.

Произвольное внимание может трансформироваться в постпроизвольное тогда, когда возникает интерес к выполняемой деятельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует волевых усилий.

Вопрос №12 Основные св-ва внимания. Объем внимания. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Переключение и распределение внимания. Избирательность – один из самых важных аспектов внимания.

Особенности внимания

В связи с разнообразием явлений и множеством свойств внимания возникает особая проблема их систематики. Задачи описания свойств и классификации видов внимания решались различными исследователями по-разному. Так, Джемс, классифицируя виды внимания, опирался на данные житейского опыта и самонаблюдения и наиболее существенной считал функцию отбора.

Давайте вместе понаблюдаем за собой. За кои веки вы выбрались на природу. Вначале все окружающее видится вам чем-то сказочно прекрасным. Потом Вы начинаете замечать деревья, траву, небо, птиц, переключая свое внимание с одного объекта на другой.

Вот Вы выражаете бурный восторг, увидев муравья, который тащит какую-то щепочку - и уже ваше внимание сконцентрировано на нем. Вы долго наблюдаете за его потугами, в этом проявляется устойчивость вашего внимания, потом ему на помощь прибегают его шустрые помощники, хватают щепочку, и Вы уже наблюдаете за каждым из них, распределяя свое внимание. Получается, что у вас одновременно несколько объектов (муравьев) для детального наблюдения - вот и объем внимания.

Таким образом, внимание не столь условно, как можно было бы подумать, и имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени его можно если не ощутить, то как-то измерить, оно имеет объем, концентрацию, переключаемость, устойчивость, распределение. Рассмотрим основные свойства внимания.

Свойства внимания

Концентрация внимания (сосредоточенность) - выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость внимания - продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Интенсивность внимания - Опыты показывают, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем менее устойчиво его внимание.

Концентрация и устойчивость внимания

Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно сосредоточенность и устойчивость отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.

Как заставить себя несколько раз внимательно прочитать один и тот же текст? Этого можно добиться, если перед каждым повторным чтением ставить новые задачи. Сказать себе: "Первый раз читаю для общего ознакомления, теперь прочту, чтобы усвоить логику доказательств, которые приводит автор, дальше важно понять, как этот материал связан с предыдущим", и т. д. Т.е. надо учиться смотреть даже на знакомые явления с новой точки зрения.

Объем внимания - это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.

Распределение внимания - это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

Переключение внимания - Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Вспомним, например, феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.

Распределение и переключение внимания Большая группа профессий связанная с управлением движущимися механизмами (автомашины, краны, электровозы…) называется в психологии труда водительскими. Для них важны такие качества внимания, как широкое распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами в условиях многопланового воздействия в условиях внешнего мира.

Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться участками коры, находящимися вне очага оптимального возбуждения.

Например, водитель-стажер не может одновременно распределять свое внимание между педалью сцепления, тормозом и в это же время слушать указания инструктора и наблюдать обстановку. В дальнейшем за счет автоматизации отдельных движений он научится распределять свое внимание. Благодаря тестированию при помощи тестов пакета "Внимание", время на обучение автоматизации действий человека уменьшится.

Переключение - это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.

Одной из функций внимания, которую изучают в курсе психологии, является избирательность. Говорят, что это естетсвенная защита мозга от перенасыщения информацией.

Вопрос №13. Развитие внимания. Обучение и внимание. Рассеянность и способы ее преодоления.