Биографии Характеристики Анализ

Дураки и плохие дороги. В россии две беды, дураки и дороги

В России две беды: дураки и дороги.

Изречение, приписываемое Гоголю

Дороги битые, а люди толкутся – как не столкнуться?

Гоголь . Игроки

Дорога, скажешь, хороша –

И вспомнишь стих: для проходящих!

Вяземский . Станция

…Лет чрез пятьсот дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут…

…Теперь у нас дороги плохи.

Мосты забытые гниют…

Пушкин . Евгений Онегин

УАЗ-469 застрянет там, куда остальные машины не доедут…

Народная мудрость

В русском народном фольклоре дураки и дороги взаимосвязаны, например: Дураку семь верст – не крюк ; Дурная голова ногам покою не дает . А есть еще – выстраданное народным опытом! – шутливое правило трех «Д»: Дай Дорогу Дураку ! (ведь не знаешь, что от него ожидать!).

До сих пор знатоки-филологи спорят, кто же из классиков – Гоголь или Пушкин – сказал, что в России две беды: дураки и дороги. В конце концов, не столь важно, кто сказал, важно то, что ничего не изменилось! Впрочем, нет, изменилось: эти две беды, конечно, остались, но к ним добавились и другие.

Какого мнения иностранцы о наших дорогах

Мнение первое

Давненько это было, то ли небыль, то ли быль. На автомобильной выставке в Японии один представительный японец не отходил от советского УАЗ-469 : и вокруг ходил, и мосты щупал, и заглядывал под машину. Наши ребята приосанились, наверное, крупный покупатель. Когда обратились к нему через переводчика, японец выдал перл: «Чего только вы, русские, не придумаете, чтобы не делать хороших дорог!».

Мнение второе

Когда американцы приезжали в для обмена опытом по золотодобыче, их провезли по нашим дорогам. После этого они выдали сакраментальную фразу: «Мы думали, что у вас плохие дороги, а у вас вообще дорог нет!..» Как говорится, живем почти как в Москве, только дома пониже и асфальт пожиже (хотя скоро можем стать столицей России – см. ).

Одно из решений проблемы плохих дорог

Вот что говорит, переиначивая знаменитое высказывание, Александр Никонов в своей статье «У России две беды – умники и дороги» :

«Самоуничижительная фраза про российских дураков и дурные дороги никогда не казалась мне полностью справедливой. Дураков в любой стране полно. Россияне же, напротив, отличаются сообразительностью. А вот с дорогами, действительно, беда. Правда, причина этой беды учеными найдена. Но не устранена: мешают излишне сообразительные россияне.

Две трети денег, выделяемых бюджетом на строительство дорог, тратятся на их ремонт. Средняя скорость автомобильных перевозок в России вдвое ниже, чем в развитых странах. Наш автотранспорт на одну подвижную единицу перевозит самый маленький груз в мире – и при этом расходует горючего в 1,5 раза больше. Нерентабельные перевозки ставят крест на самом конкурентоспособном производстве!

Почему мы тратим больше всех горючего? А потому, что 76% российских дорог выдерживают грузовики с нагрузкой на ось не более 6 тонн. А современные трейлеры и автобусы имеют нагрузку 8 – 10 тонн. Вот вам и разница в эффективности перевозок. Возникает она из-за того, что российские дороги рассыпаются под европейскими большегрузами…

Почему в России плохие дороги? Увы, наша страна уникально неудобна для дорожного строительства. Эта неудачная уникальность складывается из двух природных особенностей: из холодных зим и из структуры почв. 86% всех грунтов в России – так называемые связные грунты, то есть с примесью глины или целиком из нее состоящие.

Россия – глиняная страна! Нормальных песчаных грунтов у нас всего 14%. Не будешь же песок для насыпи возить за пять тысяч километров! Насыпь всегда делают из того, что под рукой.

Связные грунты плюс морозы убивают асфальтовую дорогу. Глина хорошо набирает и плохо отдает влагу. Вода подтягивается по рыхлостям и пустотам прямо под дорожное полотно и зимой замерзает. Асфальт трескается, разрываемый льдом, а весной грунт непосредственно под асфальтом обводняется и теряет несущую способность. Проезжающие грузовики завершают картину, проламывая асфальт над пустотами.

В Канаде или на Аляске, где тоже морозы, насыпь под дорогой делают только из песчаных грунтов. Там песка много, издалека возить не приходится. А России и тут не повезло.

Казалось – тупик. Но в конце 80-х проблема российского бездорожья была решена. И решена не специалистом-дорожником, а варягом. История донесла до нас имя героя – Вячеслав Быкадоров. Быкадоров бывший литейщик, всю жизнь имел дело с формовкой грунта, но волей судьбы оказался мелким начальником в дорожном управлении. И однажды, услышав об этой проблеме, хлопнул себя по лбу и предложил не укатывать дорожную насыпь катками, как это делалось всегда, а трамбовать грунт с применением мощных вибраций, как это происходит в литейном деле.

В чем состояла идея? Если связный грунт «забить» до плотности песка, поры между частичками насыпи уменьшатся, и упадет всасывающая сила грунта. Лед перестанет рвать асфальт. Просто, как все гениальное!

«Дарю!» – великодушно отдал Быкадоров эту мысль человечеству в лице своего друга, старого опытного дорожника Феликса Губермана, скромного руководителя одного из дорожно-строительных управлений. Идея была Губерманом подхвачена, запатентована, воплощена в металле и обкатана на практике. На одном из заводов сделали изобретенную Губерманом специальную трамбовочную машину – мощный агрегат с вибропрессом. Это сооружение подцеплялось к трактору «Кировец» и уплотняло грунт. Намного уплотняло? Всего на 5% выше требований ГОСТа! Казалось бы, какой прок от такого уплотнения? Оказалось, прок есть: пятипроцентное повышение плотности дорожной основы повышает ее прочность в два раза!

Кстати, стандарт плотности насыпи в США выше нашего ГОСТа аккурат на те самые 5%, которые и дают вдвое больший, чем у нас, межремонтный срок. Чтобы покончить с главной российской бедой оставалось сделать одно: поменять ГОСТ, чуточку повысив норматив плотности, до уровня США. Разница в том, что в Америке, где дорожная подушка песчаная, для достижения стандарта хватает обычных катков, а в России пришлось бы наладить производство машин-трамбовщиков.

Казалось бы, такая пустяковина – поменять ГОСТ. Тем более что стандарт установлен более шестидесяти лет назад!

Если вы думаете, что кто-то против хороших дорог в России или сомневается в научной обоснованности предложения, вы ошибаетесь. Идею поддержали практически все научные учреждения, так или иначе связанные с дорогами и грунтами.

В июле 1998 г. тогдашний министр Евгений Ясин, понявший, что речь идет об экономической судьбе России, направляет тогдашнему вице-премьеру Немцову письмо с изложением ситуации и простой просьбой – изменить стандарт, повысив норму плотности. Это позволит средства, которые сейчас идут на заплатки, бросить их на строительство новых, остро необходимых дорог. Это позволит загрузить простаивающие машиностроительные заводы: понадобятся сотни грунтотрамбовочных машин, сравнительно несложных в изготовлении и не требующих импортных комплектующих.

Немцов все это понял мгновенно, согласился сразу, но… случился очередной политический кризис, и правительство поменялось. Быкадоров и Губерман тем не менее, все пытались пробить для России хорошие дороги, не понимая, почему все упирается в ватную стену, если все на словах согласны. А потом им объяснили.

– Понимаешь, – сказали Быкадорову знакомые офицеры из ФСБ, – в дорожном бизнесе крутятся миллиарды долларов. А всякий строительный бизнес очень удобен для воровства – помнишь скандал с МКАД?.. Поэтому каждый, кто пытается хоть немного уменьшить полноводность бюджетной реки, невольно ущемляет чьи-то конкретные интересы. Так что, если тебе жизнь дорога, лучше туда не суйся, все равно без решения на самом-самом верху ничего не получится. Кроме пули в подъезде. Терять свои деньги – дураков нет…

Итак, при полном отсутствии дураков дороги в России остаются неважными. Феликс Губерман ныне проживает в Израиле: чересчур активного сторонника хороших дорог умело выдавили из страны. А безмерно упрямый Вячеслав Быкадоров всё еще здесь – безуспешно пытается продавить идею через очередного премьера. В безмятежном ожидании пули в подъезде».

Немного российской дорожной терминологии

Зимник – дорога, прокладываемая зимой, как правило, по руслу замерзших рек и по болотистым местам.

Зимний асфальт – шутливая характеристика зимнего состояния дорог, когда все ямки, рытвины и ухабы «отремонтированы» укатанным снегом.

Ямочный ремонт дорожного полотна – ремонт дороги, заключающийся в заделке ямок (один из перлов российской дорожной терминологии, иностранцу этого не понять!).

Осталось 300 лет?

Когда Пушкин в «Евгении Онегине» пытался предугадать, когда же российские дороги «изменятся безмерно», на дворе был 1823-й год. Значит, осталось подождать немного – чуть больше трехсот лет…

Ах да, – что мы всё про дороги да про дороги, а когда же про дураков?

А про дураков скромно промолчим: сия тайна государственная, как бы чего не вышло…

Примечание

Вы можете скачать (прослушать) подкаст статьи в формате .mp3 (текст читает Дмитрий Креминский; 5,89МБ ; 06:26): .

Сидоров

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.08.2007 № 539

«О НОРМАТИВАХ ДЕНЕЖНЫХ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ПРАВИЛАХ ИХ РАСЧЕТА»

Нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения V категории установлены в размере (в ценах 2007 года):

695 тыс. рублей/км – на содержание;

2.715 тыс. рублей/км – на ремонт;

8.580 тыс. рублей/км – на капитальный ремонт.

  1. В России две беды - дураки и дороги - апокрифическая фраза, приписываемая разным историческим личностям.
    Справочная служба русского языка на сайте Грамота. ру утверждает:
    Высказывание "У России две беды - дураки и дороги " чаще всего приписывается Гоголю (реже - Салтыкову-Щедрину, Кармазину и др.) Однако предполагаемое авторство не подтверждено и маловероятно.
    Фраза считается апокрифической.

    Ниже приводятся некоторые возможные ассоциации, в силу которых фраза связывается с тем или иным автором:

    Гоголь Николай Васильевич много писал про дорогу:

    "Какое странное и манящее, и несущее, и чудесное в слове "дорога", и как чудна она сама, эта дорога! "
    "Мертвые души" открывается картиной обсуждения дураками дороги
    " Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет? " - "Доедет", - отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет? " -/ "В Казань не доедет", - отвечал другой.
    "Куда ты, Русь, бойкая необгонимая тройка, несшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, вс отстат и остатся позади.. . Русь, куда ж несшься ты, дай ответ? Не дат ответа.. . Русь-тройка, вс гремит, вс заливается, а в тройке - прохиндей, шулер "

    Карамзин - например: Всем известно выражение, приписываемое Карамзину: "В России две беды - дураки и дороги."

    Радищев - написал "Путешествие из Петербурга в Москву"

    Вяземский:
    Дороги наши - сад для глаз:
    Деревья, с дерном вал, канавы;
    Работы много, много славы,
    Да жаль, проезда нет подчас.
    С деревьев, на часах стоящих,
    Проезжим мало барыша;
    Дорога, скажешь, хороша -
    И вспомнишь стих: для проходящих!

    Пушкин - седьмая глава "Евгения Онегина":
    "Когда благому просвещенью
    Отдвинем более границ,
    Со временем (по расчисленью
    Философических таблиц,
    Лет чрез пятьсот) дороги верно
    У нас изменятся безмерно:
    Шоссе Россию здесь и тут,
    Соединив, пересекут,
    Мосты чугунные чрез воды
    Шагнут широкою дугой,
    Раздвинем горы, под водой
    Пророем дерзостные своды,
    И заведет крещеный мир
    На каждой станции трактир.
    ....

    Теперь у нас дороги плохи,
    Мосты забытые гниют,
    На станциях клопы да блохи
    Заснуть минуты не дают;
    Трактиров нет. В избе холодной
    Высокопарный, но холодный
    Для виду прейскурант висит
    И тщетный дразнит аппетит,
    Меж тем как сельские циклопы
    Перед медлительным огнем
    Российским лечат молотком
    Изделье лгкое Европы,
    Благославляя колеи
    И рвы отеческой земли.

    Николай I - якобы в оригинале эта фраза впервые прозвучала так: "Б.... дь, да в России всего две беды - дураки и плохие дороги!" и была сказана в сердцах императором Николем I, по прочтеннии книги маркиза де Кюстина "Россия в 1839 году". Монархист де Кюстин приехал в российскую империю, где был тепло принят на всех уровнях власти, так как ожидалось, что его книга будет вполне определенной промонархической направленности. Однако, вернувшись во Францию, маркиз написал гнусную русофобскую книжонку, положившую европейскую традицию описывать Россию как "империю зла".

    Современное использование фразы: известно большое количество различных вариаций этой фразы, например:

    "Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти. " (Борис Крутиер)
    В России три беды - дураки, дороги и когда одна беда строит другую
    В России три беды - дураки, дороги и когда одна беда ездит по другой.

  2. Дураки и дороги.
    В ходе строительства коммунизма любая критика нашего бытия в стране расценивалась властями, как вражеские происки и судили этих критикующих отщепенцев, как антисоветчиков. Издавна было сказано: У России две беды дураки и дороги. Автора этого высказывания по настоящее время точно никто назвать не может. Одни приписывают это Салтыкову Щедрину, другие Гоголю, Родищеву, Вязенскому, Карамзину и другим. Мне кажется, что нет смысла искать автора этого афоризма, гораздо важней, что сказанное злободневно и в настоящее время. Наверно, первая беда (дураки), порождает вторую - плохие дороги. Уверен, что у нас есть ещ и третья беда, порожднная первой. Расскажу о ней чуть подробней. Как то, начальник первого участка на комбинате хлебопродуктов хвастал собравшимся в курилке во время перерыва слесарям и мастерам участка. -Привз меня первый секретарь горкома партии к директору комбината и говорит: Я привз к тебе на хорошую должность товарища. Он большой подлец, но ты его не тронь, он мой друг. Этому товарищу на комбинате прощались все его пьянки. Если карьерную лестницу с самого низу до верха построить из таких подлецов, то очень многое можно понять. Сразу станет ясно, почему в самой богатой стране по природным ресурсам так много нищих. Почему, используя эти ресурсы, становятся безмерно богатыми одни и беднеют другие. Почему почти вс у нас делается, противореча здравому смыслу. Почему в наших законах написано одно, а живм мы совсем по другим, никем не писанным правилам. Наверно, каждый из нас, может вспомнить примеры безумия. Количество этих примеров зависит от жизненного опыта. Для расширения кругозора читателю предлагается ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИСПОВЕДЬ БЕГЛОГО ПОДПОЛКОВНИКА
    http://izknigi.narod.ru/Dokumentalnaja_ispovedj.html
  3. Две беды

    Взорвав пушистые бразды,
    В грязи увязли ноги.
    Б... ь! У России две беды:
    Придурки и дороги.

    Третья беда

    Не то беда, что рубль пожухлый,
    А то беда, что обеднел народ.
    Не то беда, что правят куклы,
    А то беда, что правит кукловод!

    Четвртая беда

    Они сидят, как вши на теле.
    Какие нравы, времена!
    А депутаты уху ели,
    Мы все их знаем имена

  4. Гос. Дума- дураки... ну и дороги в придачу
  5. кажется салтыков- щедрин.
  6. "ДОРОГА" - административно-территориальная единица в Русском государстве 16-17 вв. на землях башкир, татар и других поволжских народов (Казанский и Уфимский уезды). Делились на волости и тюбы.

    Дурак -человек с неординарным подходом к решению задач, видит несколько путей решения
    Русские народный сказки Конек горбунок, Емеля, и др.

Из раздела «Россия смешная»
в книге «Расейские страдания»

Из разных источников

ДУРАКИ И ДОРОГИ…

«В России две беды - дураки и дороги» -
апокрифическая (сомнительная, недостоверная) фраза, приписываемая разным историческим личностям.

«Б..., да в России всего две беды - дураки и плохие дороги!» якобы было сказано в сердцах императором Николаем I, по прочтеннии книги маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году».

Однако чаще всего это высказывание приписывается Гоголю (реже – Пушкину, Салтыкову-Щедрину, Карамзину, Радищеву, Вяземскому и др.).

Известно большое количество различных, как правило, анонимных вариаций-импровизаций на тему этой фразы. Приведу лишь некоторые из них:

***
Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти.
Борис Крутиер

***
Сейчас в России три беды: дороги, дураки и дураки на дорогах.
Анатолий Рас

***
Там где дураки, дорог не бывает.
Николай Суденко

***
Дорог в России стало больше, но дураков на ней не поубавилось.
Александр Минченков

***
Дураки и дороги - наше национальное достояние.
Александр Минченков

***
Умные строили каналы, а дураки прокладывали дорогу.
Александр Минченков

***
В России три беды - дураки, дороги и когда одна беда строит другую.

***
В России три беды - дураки, дороги и когда одна беда ездит по другой.

***
В России две беды, и если с одной из них можно справиться при помощи катков и асфальтоукладчиков, то с дорогами всё гораздо сложнее.

***
Когда-нибудь Россия победит все свои беды,
и тогда в ней не останется ни дураков, ни дорог.

***
В России было две беды. Теперь - ещё и футбол!!

***
В России три беды: третья - это то, что одна ремонтирует другую.

***
Две русские беды - дураки и дороги - компенсируются одним русским счастьем –
водкой. Пьяным дуракам состояние дорог по х...

***
Как известно, в России две беды.
И поэтому у нас дороги лечат, а дураков строят.

***
И одна радость - валять дурака всю дорогу.

***
У нас, в России, не 2 беды: дураки и дороги. А одна: дураки дОроги. А
дорОг у нас нет.

***
Подводя трёх столетий итоги,
все узнали из уст мудреца -
две беды: дураки и дороги
у России и нет им конца.

***
Годы мчались, истории злейшие.
И менялась стремглав ситуация -
три беды у России новейшие:
перхоть, кариес и менструация.

***
В России две беды - дураки и дороги.
И чиновники которые умело этим пользуются.

***
в России две беды - дураки и дороги…
и всего две радости - дурочки и дорожки.

***
В России две беды - дураки и дороги.
Когда дураки начинают ездить по дорогам, понятно,
почему беда не приходит одна.

***
В России две беды - дураки и дороги... И в России две радости - пьянка
вечером и опохмелка утром.

***
Говорят, в России две беды: дураки и дороги. Мое предложение таково -
ударить дураками по бездорожью.

***
В России всегда было две беды дураки и дороги. Когда-то их решили
объединить, получились ГАИШНИКИ.

***
Как известно, в России две беды - дураки и дороги. Вчера в Госдуме
первая беда обсуждала вторую.

На Украине есть вариант, появившийся во времена "незалежности":

***
У Украины три беды - дураки, дороги... и Россия.

Рецензии

Дядя,здравствуйте,дорогой!
Не знаю как,но хочу с Вами встретиться.
Не планируете ли посетить Дн-вск?
На всякий случай,мой тел.093 015 7999
Спасибо за Ваше творчество! Юра

Юра, я писал тебе, сообщал координаты.
дозвониться пока не могу.
Ещё раз даю координаты:
Дом. адрес: 143980, РФ, Московская обл.,
г. Железнодорожный, ул. Пролетарская 3 кв. 96
Дом. эл. адрес: [email protected]
Служ. эл. адрес: [email protected]
Дом. тел.: 8 919 966 8725
Служ. тел.: 8 701 599 7097
7 712 302 6806
Сейчас я на работе в Казахстане. В Москве буду 31 марта.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

28-07-2003

"Авось дороги нам исправят..."
"Евгений Онегин", глава десятая.

Всем известно выражение, приписываемое Карамзину: "В России две беды - дураки и дороги." С тем, что дороги на Руси нехороши, никогда никто не спорил. А вот в дураках себя числить никто не хотел. Поэтому всегда как-то само собой считалось, что дураки - это власть, а не простой народ. Властью это убеждение вполне разделялось, не зря ею был введён негласный запрет на цитирование упомянутого выражения и цензура безжалостно вымарывала его из статей в газетах и журналах. Ограничение гласности привело к тому, что вслух бранить стало принято одни только дороги, но дураки всё же при этом обязательно подразумевались. Примерно в это же время в писательской среде установилось своего рода состязание - кто ловчее и незаметнее для цензуры вставит крамольную мысль в своё произведение. Очень неплохо вышло для начала у Вяземского: Дороги наши - сад для глаз:
Деревья, с дерном вал, канавы;
Работы много, много славы,
Да жаль, проезда нет подчас.
С деревьев, на часах стоящих,
Проезжим мало барыша;
Дорога, скажешь, хороша -
И вспомнишь стих: для проходящих!

Хитроумный Гоголь, усыпляя бдительность цензуры, начал свою поэму с безобидного диалога двух русских мужиков. "Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?" - "Доедет", - отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?" -/ "В Казань не доедет", - отвечал другой. Но опытного читателя не проведёшь. Он легко видел между строк следующее: "Дороги-то у нас хреновые. А все от чего? Дураки кругом. Городничий - вор и взяточник." - "Это точно. И губернатор лихоимствует. Любой человек от власти портится. Наши-то местные ещё ничего. Посмотри, вон что творится в Москве!" - "Да, рыба гниёт с головы. Говорят, в Казани у татар ещё хуже..."

Лермонтов в стихотворении "Выхожу один я на дорогу" прозрачно намекает об обреченности одиночного противостояния власти. Один в поле не воин! В двадцать строчек поэт уместил всю жизнь своего лирического героя, бьющегося над решением мучительно сложных вопросов бытия. "Кремнистый путь" - образное воплощение собственной печальной судьбы поэта, павшего, в конце концов, жертвой дураков.

Даже Достоевский, выйдя с каторги, не смог удержаться, чтобы не плюнуть в сторону власть предержащих. Действие первой же своей повести "Село Степанчиково" он начинает на обочине тракта в кузнице, где герои, ещё пока не знакомые друг с другом, вынуждены остановится из-за поломки своих тарантасов, разбитых на дорожных ухабах. Познакомившись, они ведут неторопливую беседу, "...меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье лёгкое Европы..."

Конечно, Пушкин. Пушкин пользовался эзоповым языком с большой лёгкостью. Его едкие замечания о дорогах рассыпаны в десятках стихотворений, поэм и прозаических заметок. В начале тридцатых годов он даже задумал очерк "Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург", но вовремя остановился, вспомнив о печальном встречном опыте Радищева.

Надо сказать, дураки тоже не дремали. В 1830 году они торжественно открыли, наконец, шоссе Москва - Санкт-Петербург, строительство которого было начато ещё до войны двенадцатого года. Покрытое макадамом - "холодным асфальтом" - гладкое и широкое шоссе позволило организовать регулярное движение пассажирских экипажей со сменой лошадей на почтовых станциях. Из одной столицы в другую стали с удобствами добираться в три дня. Пушкин, наблюдая нетропливое, растянувшееся на 20 лет строительство, предугадал дальнейшее развитие событий в России на ближайшие 500 лет. В приятнейшей ремарке к седьмой главе "ЕО" он пишет:
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот ) дороги верно
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут,
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.

И тут же не удержался от желания дать пинка под зад дуракам: Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но холодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Меж тем как сельские циклопы
Перед медл
ительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье лёгкое Европы,
Благославляя колеи
И рвы отеческой земли.

Опыт постройки Санкт-Петербургского шоссе, несмотря на сложности с финансированием и великим воровством, получился для России неплохим и его было решено распространить по всей стране. Для этого в 1834 году высочайшим повелением императора Николая I ввели практику целевых дорожных налогов в виде особого земского вспомогательного сбора. Устройство шоссе между губерниями, согласно повелению, относилось к разряду общегосударственных земских повинностей, а устройство и содержание дорог внутри губерний - к числу губернских земских повинностей.

Итак, дороги на Руси постепенно улучшались, одновременно понемногу снижалось количество дураков. В связи с этим писательская "дорожная" традиция постепенно сходила на нет и практически полностью оборвалась на Чехове. После его "Степи" ничего интересного о "дураках и дорогах" в литературе не появилось, не считая, может быть, короткого шукшинского рассказа "Забуксовал". Степная дорога - чеховский сюжет без начала и конца с раздольем для читательской фантазии. "Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги... Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела его на сказочные мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно." Вместо обыкновенного почтового тракта, по которому выехала из города NN обшарпанная чичиковская бричка, у Чехова появляется метафора древнего пути из конца в конец Степи, созданного для громадных, широко шагающих людей, для былинных фигур: "И как бы эти фигуры были к лицу и степи и дороге, если бы они существовали..."

Но нет уже былинных фигур на Руси. Измельчали великие. "Куда ты, Русь, бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади... Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа... Русь-тройка, всё гремит, вс заливается, а в тройке - прохиндей, шулер…"

Новости и анонсы


02.08.2013

В № 6 (июнь) журнала «Читаем вместе» за 2013 г. опубликована статья Константина Душенко «Дураки и дороги» из цикла «История знаменитых цитат».

Дураки и дороги

«С младенчества мы знакомы с поговоркой: в России две беды, дураки и дороги»; «Вездесущая фраза „дураки и дороги“ сопровождает нас из поколения в поколение»; «Меня просто тошнит, когда я встречаю цитаты о дураках и дорогах спустя полторы сотни лет после первой публикации этой мысли», — такими замечаниями пестрит Рунет. Мнения об авторстве расходятся, но в древности изречения уверены все.

Между тем я не нашел примеров его цитирования ранее 1989 года, когда на II съезде народных депутатов СССР депутат от Коми АССР заметил: «Николай Васильевич Гоголь почти 150 лет назад говорил, что России мешают две вещи - плохие дороги и дураки».

Версия об авторстве Гоголя наиболее популярна, хотя изречение приписывается и другим: Салтыкову-Щедрину, Карамзину, Петру Вяземскому. А в почтенном журнале «Россия XXI» за 2010 г. читаем: «Император Николай I был крут и афористичен. Его фраза о том, что в России две беды - дураки и дороги, известна, пожалуй, всем соотечественникам, хотя и без указания авторства. В другой раз царь сказал: «Расстояния - наше проклятье». Фразу «Расстояния - бич России» царь действительно произнес в беседе с французом де Кюстином в июле 1839 года, но о дураках и дорогах он дипломатично умолчал.

Жалобы на дороги обычны у наших классиков, достаточно вспомнить хрестоматийное «Пока у нас дороги плохи, / Мосты забытые гниют...» Сетования по поводу дураков тоже не были редкостью. Самая известная цитата, где в одной строке встречаются «Россия» и «дураки», принадлежит Некрасову («Убогая и нарядная», 1857):

Дураков не убавим в России,
А на умных тоску наведем.

Некрасов шел по стопам Фонвизина (неоконченная сатира «К уму моему»):

Ты хочешь здешние обычаи исправить;
Ты хочешь дураков в России поубавить.

Впрочем, у Фонвизина речь шла о дураках не столько отечественных, сколько импортируемых из-за границы. Изречение о дураках и дорогах встречается также в форме «В России две напасти...». Это первая строка эпиграммы, приписываемой Владимиру Гиляровскому:

В России две напасти:
Внизу - власть тьмы,
А наверху - тьма власти.

Считается, что эпиграмма была написана по поводу запрещения к постановке драмы Льва Толстого «Власть тьмы» (1886). Здесь мы находим «Россию», «две напасти» и темноту народа, но о дорогах опять-таки ни слова.

Как видим, дороги в русской литературе были отдельно, а дураки отдельно. Ближе всего к формуле «дураки и дороги» подошли Ильф и Петров («бездорожье и разгильдяйство»), но они в качестве предполагаемых авторов не называются из-за всеобщего убеждения в древности этой сентенции.

Так что же, выходит, это безымянное народное творчество, и автора у фразы о дураках и дорогах нет?

Автор есть. И мы хорошо его знаем. Это наш современник Михаил Задорнов. В конце 1980-х гг., в разгар «перестройки», он с успехом читал с эстрады сатирический монолог «Страна героев» (в печати монолог появился в 1989 г.). Согласно Задорнову, «Н. В. Гоголь писал: „В России есть две беды: дороги и дураки“. Вот такое завидное постоянство мы сохраняем по сей день».

Ничего подобного Гоголь, разумеется, не писал; ссылка на классика должна была послужить охранной грамотой подцензурному советскому сатирику и придать его мысли большую авторитетность. Эта цель была блестяще достигнута: версия об авторстве Гоголя стала основной.

Из задорновской цитаты вскоре исчезло необязательное слово «есть», а «дороги и дураки» были вытеснены ритмически более точным «дураки и дороги». Повальное распространение этой формулы стало возможным как раз благодаря ее замечательному фонетическому оформлению: формула врезается в память мгновенно.

Фраза Задорнова породила множество других фраз. Вот некоторые из них:

«Сейчас в России три беды: дороги, дураки и дураки на дорогах» (сатирик Анатолий Рас).

«В России две беды, и одна постоянно чинит другую».

«В России две беды, и если с одной можно справиться при помощи асфальтоукладчика, то с дорогами придется повозиться» (излюбленная фраза в лекциях дьякона Андрея Кураева).

«Дороги России - в десятке худших в мире; дураков еще не посчитали».

«В России две беды: дураки и дороги. А „пробка“ - это когда те и другие встречаются в одном месте».

«Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти» (афорист Борис Крутиер).

В 2011 г. группа «Ундервуд» написала песню «Дураки и дороги». Ундервудовцы тоже считали авторство Гоголя несомненным:

Горьким смехом моим посмеюсь,
Но это не повод для тревоги.
Минус на минус всегда дает плюс,
Вот так вот, дураки и дороги,
Дураки и дороги...
Подскажите, как выйти к Третьему Риму,
Кто-нибудь знает?

Константин Душенко.