Биографии Характеристики Анализ

Эмоциональная память определение. Эмоциональная память

Эмоциональная память - память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание. Эмпатия - способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, герою книги основана на эмоциональной памяти.

Образная память

Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты, и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Словесно-логическая память

Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Произвольная и непроизвольная память

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную . Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой 2 последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Самовосприятие - это процесс ориентировки чело­века в собственном внутреннем мире в результате само­познания и сравнения себя с другими людьми, это отра­жение в сознании человека его самого (рефлексия), сво­его поведения, мыслей, чувств. То есть самовосприятие связано с мышлением, памятью, вниманием, мотиваци­ей и имеет определенную эмоционально-аффективную окраску.

Потребители обычно выбирают те товары и услуги, ко­торые соответствуют их представлениям о самих себе, и от­клоняют те, что расходятся с этими представлениями. Мар­кетологам необходимо разрабатывать имидж торговой мар­ки, совпадающий с самоимиджем целевой аудитории.

Реальное самовосприятие человека (его взгляд на са­мого себя) не всегда совпадает с идеальным представле­нием о себе (каким он хотел бы себя видеть) и с представ­лением о нем других (что, с его точки зрения, думают о нем окружающие). При этом имеют значение две кон­цепции психологии потребителя.

Первая говорит о восприятии реального Я, которое определяется мировоззрением человека, его самооцен­кой и образом самого себя.

Вторая - об идеальном представлении человека о себе, т.е. образе, которому человек хотел бы соответствовать.

Социальное самовосприятие человека - образ, кото­рый он хочет иметь в глазах окружающих его людей.

Введение

Глава 1 ..........................................................

1.1 Теоретические воззрения.....................................................................................

1.2 Позитивные и негативныеэмоции............................................................

1.3 Физиология эмоций...............................................................................................

1.3.1 Нейроанатомия эмоци.........................................................

1.3.2 Нейрохимия эмоций...........................................................................

1.3.3 Биологическое значение эмоций...........................................................

1.3.4 Последние исследования.......................................................................

1.3.5 Эффективность плацебо...................................................................

Глава 2 Память .................................................................................................................

2.1 Индивидуальные различия памяти........................................................................

2.2 Виды и формы памяти..........................................................................................

2.3 Механизмы памяти.............................................................................................

2.4 Некоторые распространенные нарушения памяти.......................................

2.5 Некоторые универсальные принципы в механизме памяти................................

2.6Некоторые эффекты и законы памяти................................................................

2.7 Физиология памяти..................................................................................

2.8 Последние исследования.................................................................................

Глава 3 Взаимодействие эмоций и памяти ...............................................................

3.1 Научение, воспроизведение мнемического материала и эмоции.

Исследовательская деятельность....................................................................................

3.2 Эмоциональная память..............................................................................................

3.3 Механизм вытеснения...........................................................................................

3.4 Эмоции и информация, хранящаяся в памяти..................................................

3.5 Ассоциативный эксперимент..............................................................................................

3.6 Роль воспоминаний в переживание печали......................................................

3.7 Зависимость запомининия от впечатлений и эмоций...................................

3.8 Школа памяти..........................................................................................................

Исследование ...................................................................................................................

Заключение .........................................................................................................................

Список использованной литературы ........................................................................

Резюме ..............................................................................................................

Приложения

Введение

На уровне здравого смысла очевидно, что между эмоциями и памятью существует связь.Общеизвестно, что все мы очень четко и подробно запоминаем эмоционально насыщенные события. Люди престарелого возраста помнят, как они узнали новости об окончании Второй мировой войны и вероломном убийстве Джона Кеннеди. Большое количество людей в Соединенном Королевстве и многие люди во всем мире всегда будут помнить, при каких обстоятельствах они узнали о смерти принцессы Дианы. Кроме отличного воспроизведения в памяти главного события, запоминаются также другие второстепенные подробности.

В этой работе будет показано, что люди запоминают особые или необычные события, и что эмоция, связанная с событием, запоминалась с большей вероятностью и могла облегчать воспроизведение в памяти реально существующего события, а также, что эмоции оказывают влияние на процесс запоминания и что влияние положительных и.отрицательных эмоций различно. Будут превидены исследования, которые прольют свет в чем же состоит это влияние - способствуют ли положительные эмоции сохранению воспоминаний, или же отрицательные эмоции стирают их? А может быть, имеют место оба процесса?

Вразделе физиологии эмоций мы покажем, чтокакой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, - мощной или едва выра­женной - она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, а также ознакомим с нейроанатомией эмоций и концепцией, связывающей эмоции с функциями определенных структур мозга, принадлежащую американскому невропатологу Дж.Пейпецу, и её усовершенствованную модель --лимбическую системуП.Мак-Лина. Возникновение любой эмоции также имеет в своей основе активацию различных групп биологически активных веществ и их сложное взаимодействие. Современные данные указывают на жесткую зависимость наших настроений и переживаний от биохимического состава внутренней среды мозга, о чем будет рассказано в разделе нейрохимия эмоций. На этом подведем итог, обобщив биологическое значение эмоций и приведем некоторые последние исследования в этой области.

Далее рассмотрим определение, основные черты и характеристики, основные виды и механизмы процессов, происходящие в памяти, а также существующие классификации видов памяти: по участию воли в процессе запоминания; по психической активности, которая преобладает в деятельности; продолжительности сохранения информации и сути предмета и способа запоминания.

Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях, о чём подробнее будет сказано в этой работе. Мы расскажем о процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствие ее воспроизвести, таких как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Рассмотрим несколько теорий, почему происходит забывание, а также некоторые закономености в механизме памяти, которые обобщил и вывел немецкий ученый Г.Эббингауз.

И в заключении этой главы ознакомим с физиологией памяти и последними исследованиями в этой области. Расскажем, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах. Современные методы исследований пока­зывают, что в процессы запоминания вовле­чены не только отдельные группы нервных клеток, но и различные зоны головного мозга.

В следующей главе будут превидены исследования, благодаря которым становится ясно,чтоприпоминание зависит в известной степени от эмоциональных процессов, положительных воспоминаний больше, чем отрицательных; отрицательный опыт запоминается лучше, чем нейтральный, и, наконец, запоминание зависит от силы эмоции: более сильные эмоции, независимо от их знака, способствуют запоминанию большего числа фактов, а также -- эмоция радости облегчает запоминание понятий, имеющих позитивную эмоциональную окраску, а печаль и гнев затрудняют запоминание этих понятий, кроме того, эмоция гнева способствует запоминанию негатив­но окрашенных понятий и множество других выводов, имеющих практическую ценность.

Кратко ознакомим с понятием “вытеснение”, которое было введено Фрейдом и что под вытеснением понимается исключение болезненного материала из сознания: содержания, которое никогда не осознавалось и содержания, которое осознава­лось, но затем оказалось вытесненным в бессознательное.

Покажем насколько эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира, что отрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количеством информации, а положительные когда информация оказывается в избытке. Также ознакомим с некоторыми законами памяти, такими как эффект Зейгарника, эффект края и эффект реминисценции.

Глава 1 Эмоции и эмоциональные состояния

Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть - все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо, для того чтобы це­нить что-то, нужно относиться к этому эмоционально - любить, радоваться, инте­ресоваться или гордиться. Каждый из нас приходит в этот мир, уже умея чувство­вать, хотя до поры до времени не умеет говорить, не может ходить. От способности ощущать, чувствовать и выражать свои чувства с предельной ясностью и настойчи­востью напрямую зависит наша жизнеспособность.

Понятие “человеческая эмоция” настолько сложное,что лаконичное определение не сможет полностью раскрыть его сути. Эмоция-это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Другое определение: эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.

Базовая, дискретная эмоция - это сложный феномен, включающий в себя нерофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты. Индивидуальный процесс взаимодействия этих компонентов, в результате которого возни­кает эмоция, является результатом эволюционно-биологических процессов. Так, у чело­века особенности переживания и выражения эмоции гнева являются врожденными, панкультурными и универсальными.

Определить эмоцию не так-то просто. И тому есть две причины. Во-первых, эмоций много, и каждая из них проявляется по-своему. Так, например, эмоция гнева может вызвать агрессивную реакцию, а страх - реакцию самозащиты или побуждает его к бегству. Во-вторых, эмоция - чрезвычайно сложный феномен, который предполагает сотрудничество психического и телесного, задействующее все уровни личности.

1.1 Теоретические воззрения

[ 4 с.3 –27 ] [ 5 с.7-19 ] [ 10 с.31-51 ]

Что же такое эмоции? Являются они преходящими состояниями или сопровож­дают нас постоянно? В какой мере они детерминированы ситуацией, условиями мо­мента, а в какой степени являются устойчивыми характеристиками индивида? Оче­видно, что нам не удастся дать однозначного ответа на поставленные вопросы. Пос­ле Кэттела и Шейера, после исследований Спилбергера, многие ученые рассматривают эмоции как двойственный феномен: одновременно и как состояние, и как черту.Например существует обширный пласт теоретических и экспериментальных работ, направленных именно на то, чтобы определить и развести понятия тревоги как со­стояния, с одной стороны, и тревожности как черты личности - с другой. “Состоя­ние” и “черта” различаются длительностью переживания и степенью выраженно­сти эмоции.

Из всех познавательных процессов наиболее глубоко, по-видимому, изу-
чено влияние эмоций на память. Во-первых, авторов интересовали особен-
ности запоминания эмоционально окрашенной информации. Во-вторых,
исследовалась связь между эмоциональным состоянием человека и мне-
мическими процессами.

Хорошо известно, что эмоционально окрашенная информация лучше
запоминается. На этом наблюдении основана мнемотехника, к которой
прибегают некоторые педагоги, чтобы добиться лучшего запоминания уче-
никами определенного учебного материала. Достаточно вызвать бурную
эмоциональную реакцию (например, заставить класс расхохотаться) и мож-
но с уверенностью утверждать, что на следующем уроке каждый из при-
сутствовавших в классе будет помнить, о чем шла речь в тот момент.

А.А. Смирнов [Смирнов, 1948] в широко известных экспериментах, по-


Влияние эмоций на память

священных непроизвольному запоминанию, просил испытуемых через
1,5-2 ч после начала рабочего дня рассказать, что с ними происходило,
когда они шли утром на работу. Особенно хорошо людям запоминались те
события, которые препятствовали или, наоборот, способствовали их ско-
рейшему прибытию на работу, что и являлось основной целью их действий
в тот момент. Согласно современным представлениям, главным аспектом
события, вызывающего эмоциональную реакцию, является его соответ-
ствие (или несоответствие) цели индивида. Таким образом, в эксперимен-
тах А.А. Смирнова испытуемые непроизвольно запоминали те события, ко-
торые были для них эмоционально окрашены.

Как правило, люди хорошо помнят те события своей прошлой жизни,
особенно детского периода, которые вызвали у них сильную эмоциональ-
ную реакцию. Такие воспоминания бывают очень яркими, и обычно люди
уверены в том, что все происходило именно так, как им помнится. Одна-
ко степень точности этих воспоминаний и даже их соответствие реально-
сти рядом авторов ставится под сомнение. Описаны случаи, когда сохра-
нялось яркое воспоминание об определенном событии, якобы произошед-
шем в детстве, однако удавалось доказать, что этого события на самом деле
не было, а «воспоминание» было сконструировано рассказами взрослых и
собственным воображением.

Особенно дискуссионным в последние годы стал вопрос о воспомина-
ниях по поводу сексуальных домогательств, перенесенных в детском воз-
расте. Такие воспоминания иногда возникают у клиентов в ходе психоте-
рапевтических сеансов. Одни авторы считают, что воспоминания об эмо-
циональном травматическом опыте были вытеснены из сознания и возвра-
тились в него благодаря психотерапевтической работе .
Другие авторы утверждают, что в ряде случаев это ложные воспоминания,
невольно сконструированные с помощью внушения самим психотерапев-
том, верящим в то, что у клиента такие воспоминания должны быть .


Какие характеристики события приводят к его запечатлению в памяти на
длительный срок? Для ответа на этот вопрос М. Линтон провела
эксперимент на себе. В течение 6 лет она ежедневно записывала на карточки
по меньшей мере два значимых для нее события с указанием даты и оценкой
степени их эмоциональной окрашенности. В конце каждого месяца она слу-
чайным образом выбирала несколько карточек, проверяла, помнит ли, в ка-
ком порядке происходили события, и заново оценивала их эмоциональную
окрашенность. Линтон пришла к выводу, что те события, которые сохраняют-
ся в памяти на долгие годы, должны обладать следующими характеристиками.
Событие должно привлекать внимание и иметь яркую эмоциональную
окраску в тот момент, когда оно произошло. Возможно следующее ис-
ключение: событие воспринимается как заурядное, а указанные харак-
теристики ему приписываются через некоторое время задним числом.
Так происходит при знакомстве с человеком, в которого испытуемый
влюбляется, но не с первого взгляда, а по прошествии некоторого вре-
мени. В этом случае первая встреча, не являвшаяся важным событи-


Глава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов

Методики исследования памяти

Память запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Памятьэто процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти:

1. В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала:

двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки;

эмоциональная (аффективная память) характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Память на чувства определяет многие поступки людей;

образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта; это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Образная память может быть кратковременной и долговременной. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;

словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания.

2. В зависимости от характера деятельности:

произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока; от установки; от форм познавательной деятельности; от прошлого опыта;

непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.

3. В зависимости от способа запоминания:

механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала;

смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.

4. В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти:

ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразится в кратковременную;

кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа;

долговременная память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение на длительное время, возможно на всю жизнь;

оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти.

Основными характеристиками продуктивности оперативной памяти являются: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность (подвижность), помехоустойчивость.

Цель работы. Оценка состояния памяти, определение объема кратковременной памяти; оценка утомляемости и внимания на основе методики «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания».

Материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи.

Ф.И.О. испытуемого. Рябова Ю.В., 11 лет

Ф.И.О. экспериментатора. Щукина О.В.

Инструкция: а) Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я закончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке. Б) Сейчас я снова прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже называли, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен.

Ход исследования.

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-и кратного повторения экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставиться крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Результаты.

Объем кратковременной памяти, которому соответствует одно воспроизведение, равен 6 словам, что соответствует нормальному объему кратковременной памяти (7-9 ед.). Процесс запоминания у испытуемой достаточно динамичен (количество слов увеличивается от каждого повторения). Через час было воспроизведено 7 слов – свидетельство о долговременной памяти.

Результат исследования сводится в таблицу.

дополнит слова

Анализ.

Проведенный эксперимент показал, что объем кратковременной памяти у испытуемой в пределах нормы – 6 единиц. С каждым воспроизведением количество воспроизведенных слов увеличивается, что так же соответствует динамичному процессу воспоминания. В долговременной памяти после 5 повторений осталось 7 слов.

Источник. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М., 1998

    Методики исследования эмоций

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает. Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями . Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности. Чувство – это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя целую гамму эмоций и часто затруднительно для словесного описания. Чувство определяет динамику и содержание эмоции, имеющих ситуативный характер. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. Так, например, чувство любви проявляется в эмоциях радости при успехах любимого человека, огорчении при неудаче, гордости за него. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям. Источниками эмоций являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой – наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств. Физиологической основой чувств прежде всего являются процессы, происходящие в коре головного мозга. При переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, работоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движении.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний. «Удовольствие – неудовольствие ». Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение – как неудовольствие. В основе этих простейших эмоций лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания «приятного» и «неприятного» развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т.е. уже как чувства. «Напряжение–разрешение ». Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения). «Возбуждение–успокоение ». Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение. Различают также стенические (греч. «стенос» – сила) и астенические (греч. «астенос» – слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека.

Цель работы. Диагностика школьной тревожности у группы подростков как устойчивой характеристики человека.

Материал.

Для выявления школьной тревожности можно использовать методику – «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). 1 Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

Ф.И.О. испытуемого. 15 учеников 9 «Б» класса школы №21, 14 лет, пол: мужской и женский

Ф.И.О. экспериментатора. Щукина О.В.

Инструкция.

«На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.

Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».

Ход исследования.

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 1.

Таблица 1


наблюдения , метод моделирования, гипотети-ко-дедуктивный метод , метод восхождения от абстрактного... познания. Он включает в себя элементы метода наблюдения , но не тождествен последнему. Он...
  • Общая характеристика метода наблюдения «экспериментальная психология» (выдержки) п остулат пассивности

    Документ

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ Т.В. Корнилова, «Экспериментальная психология» (выдержки) ... организации исследования, психологическое наблюдение как метод противопостав­ляется экспериментальному методу . Это противопоставление основы­вается...

  • Методы психологической диагностики школьной тревожности

    Документ

    К условиям проведения психодиагно­стики с помощью метода наблюдения необходимо отнести обяза­тельную договоренность с учителем... оцениваются отдельно. Интерпретация результатов. Метод наблюдения предполагает прежде всего качественную интерпретацию...

  • Память эмоциональная

    Сохранение в сознании переживаний и чувств. Впечатлительность и отзывчивость - предпосылка для становления коммуникативных черт характера. Память эмоциональная - непременное условие развития способности к сочувствию и состраданию. Она - основа мастерства в ряде профессий, в том числе - учителя и артиста. Ее отсутствие ведет к тупости эмоциональной.


    Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

    ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

    (англ. emotional memory ) - на эмоционально окрашенные события. П. э. имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицат. переживания. П. э. м. б. прочнее др. видов памяти: иногда от давно прошедших событий в памяти остается только чувство, впечатление.

    Установлено, что события чрезвычайной важности запускают особый механизм П. э., который производит запись всего, что человек переживает в данный момент. Такие воспоминания назвали «яркой памятью» . Последние исследования показали, что в хранении эмоциональных воспоминаний участвуют гормоны адреналина и норадреналина (см. ), тогда как в хранении обычных воспоминаний они не участвуют. Т. о., эмоционально окрашенные воспоминания хранятся механизмом, отличным от механизма хранения нейтральных воспоминаний.

    Иногда на основе П. э. могут развиваться т. н. безотчетные эмоции, вызываемые неосознаваемыми раздражителями; они могут возникать в экстремальных условиях, при напряженной работе, умственном утомлении и пр. (Т. П. Зинченко.)

    Добавление: Яркие воспоминания о событиях, которые вызвали эмоциональное потрясение, и событиях, которые только «сопутствовали» эмоциогенным событиям, дали основание для образного выражения - мнемическая фотовспышка (англ. flashbulb memory ). Подобные эффекты легче объяснить влиянием эмоций на механизмы запоминания и воспроизведения ; значительно труднее доказать существование особого механизма хранения эмоционально окрашенной информации (это еще не удалось сделать). (Б. М.)


    Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

    Смотреть что такое "память эмоциональная" в других словарях:

      ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ. См. эмоциональная память …

      Память эмоциональная - – память на чувства, отношение к тем или иным людям, событиям, явлениям. Является вариантом имплицитной памяти. Воспоминания из хранилища эмоциональной памяти, как указывают когнитивные психологи, возникают только при появлении представлений… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      память эмоциональная - это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот,… …

      память эмоциональная - П. на определенные эмоции, чувства, переживания … Большой медицинский словарь

      Память эмоциональная - сохранение и воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воздействии раздражений, вызвавших первичное возникновение этого состояния. Формируется и воспроизводится П. э. при самых разнообразных сенсорных воздействиях,… … Словарь дрессировщика

      память - у всех различна. Это связано с индивидуально психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти. Так, возраст 18 25 лет отличается высоким… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

      Память - У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия

      Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия

      ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. То же, что аффективная память. Память на чувства, эмоции, вызываемые теми или иными объектами; полезна в изучении иностранных языков тем, что закрепляет единство логического и чувственно наглядного содержания … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      ПАМЯТЬ - ПАМЯТЬ, и, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться в … Толковый словарь Ожегова

    Книги

    • Развитие памяти. Секретные методики спецслужб , Маркус Ли. Память – уникальная способность человека хранить великое множество всевозможной информации. Мы, точнее, наш мозг, запоминаем все, начиная с рождения. Только далеконе все из этой информации…