Фзо расшифровка. Школа фабрично-заводского обучения
Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе . Готовили рабочих массовых профессий для строительства , угольной , горной, металлургической , нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения 6 месяцев.
В 1949 году школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с 6 и 10-месячными сроками обучения. В 1955 году школы ФЗО для строительства реорганизованы в 10-месячные строительные школы, а с 1957 года - в 2-годичные строительные училища.
В −1963 годах наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР все школы ФЗО, горнопромышленные и строительные школы были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.
За время существования школ ФЗО было подготовлено около 6 млн рабочих.
См. также
- Школа фабрично-заводского ученичества (школа ФЗУ)
Напишите отзыв о статье "Школа фабрично-заводского обучения"
Примечания
Литература
- БСЭ . Народное образование в СССР. 1917−1967, под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967.
Отрывок, характеризующий Школа фабрично-заводского обучения
Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.Было уже поздно вечером, когда они взошли в Ольмюцкий дворец, занимаемый императорами и их приближенными.
В этот самый день был военный совет, на котором участвовали все члены гофкригсрата и оба императора. На совете, в противность мнения стариков – Кутузова и князя Шварцернберга, было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение Бонапарту. Военный совет только что кончился, когда князь Андрей, сопутствуемый Борисом, пришел во дворец отыскивать князя Долгорукова. Еще все лица главной квартиры находились под обаянием сегодняшнего, победоносного для партии молодых, военного совета. Голоса медлителей, советовавших ожидать еще чего то не наступая, так единодушно были заглушены и доводы их опровергнуты несомненными доказательствами выгод наступления, что то, о чем толковалось в совете, будущее сражение и, без сомнения, победа, казались уже не будущим, а прошедшим. Все выгоды были на нашей стороне. Огромные силы, без сомнения, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт, на котором приходилось действовать, был до малейших подробностей известен австрийскому генералу Вейротеру, руководившему войска (как бы счастливая случайность сделала то, что австрийские войска в прошлом году были на маневрах именно на тех полях, на которых теперь предстояло сразиться с французом); до малейших подробностей была известна и передана на картах предлежащая местность, и Бонапарте, видимо, ослабленный, ничего не предпринимал.
Долгоруков, один из самых горячих сторонников наступления, только что вернулся из совета, усталый, измученный, но оживленный и гордый одержанной победой. Князь Андрей представил покровительствуемого им офицера, но князь Долгоруков, учтиво и крепко пожав ему руку, ничего не сказал Борису и, очевидно не в силах удержаться от высказывания тех мыслей, которые сильнее всего занимали его в эту минуту, по французски обратился к князю Андрею.
– Ну, мой милый, какое мы выдержали сражение! Дай Бог только, чтобы то, которое будет следствием его, было бы столь же победоносно. Однако, мой милый, – говорил он отрывочно и оживленно, – я должен признать свою вину перед австрийцами и в особенности перед Вейротером. Что за точность, что за подробность, что за знание местности, что за предвидение всех возможностей, всех условий, всех малейших подробностей! Нет, мой милый, выгодней тех условий, в которых мы находимся, нельзя ничего нарочно выдумать. Соединение австрийской отчетливости с русской храбростию – чего ж вы хотите еще?
Понеся огромные потери в годы Великой Отечественной войны, Советский Союз пошел на то, чтобы в течение трех лет не проводить всеобщий призыв в армию. Под страхом уголовного наказания молодежь призывного возраста была обязана трудиться на мирном фронте.
Александр II ввел повинность для всех
Впервые в истории воинского призыва, Петр Первый предпринял успешную попытку набора рекрутов в 1699 году. В 1705 году царь-реформатор, погрязший в многолетней войне с Карлом XII, объявил о первом всеобщем призыве, на основании которого была собрана регулярная армия, разгромившая шведов под Полтавой. А с 1 января 1874 года уже в эпоху царствования Александра Второго была введена всеобщая воинская повинность.
Закон 1939 года
В Советском Союзе довоенный призыв осуществлялся по закону о всеобщей воинской повинности от 1939 года, который не изменялся до 1949 года. Призывной возраст уменьшался с 21 до 19 лет, а тех, кто окончил средние школы, забирали в армию с 18 лет.
На мирные рельсы
Пойти на временную отмену призыва – стало беспрецедентным поступком советского руководства с момента образования Красной Армии в силу сложившихся тяжелых экономических обстоятельств, вызванных последствиями разрешений самой кровопролитной войной XX века. По официальным данным, количество погибшего населения в годы второй мировой войны составило более 30 миллионов человек, большая часть страны находилась в руинах, вся экономика и сельское хозяйство были поставлены на «военные рельсы», с которых надо было все заново переводить на мирное, гражданское строительство.
Атом и село
Молодые люди имели возможность ознакомиться через правительственную печать с несколькими указами Президиума Верховного Совета СССР, согласно которым их направляли в трудовую армию. Они ехали на стройки, занимали трудовые места на предприятиях тяжелой промышленности, восстанавливали разрушенные объекты по всей стране. Страна в первом послевоенном 1946 году активно вступил в атомную гонку, запустив атомный реактор – нужны были свободные рабочие люди для работы на разных секретных объектах, в том числе и атомных проектов. Помощь их была неоценимой. Страна переживала острую нехватку во всем: во многих регионах страны назревала угроза голодных эпидемий, люди питались, чем придется, не хватало продовольствия, в сельском хозяйстве была разрушена войной большая часть пахотных земель. В РСФСР по официальным данным количество больных дистрофией достигало 600 тысяч человек. Сельское хозяйство нужно было срочно восстанавливать. Невиданных размахов приобретает преступность, на борьбу с которой также направлялись призывники: они могли получать на милицейских должностях вполне хорошую по тем временам заработную плату – около 800 рублей (300 рублей получал обычный рабочий).
ФЗО – замена армии
Все подрастающее трудоспособное поколение было направлено на восстановление народного хозяйства. Более того, после 1948 года вплоть до 1953 года определенна категория юношей призывалась не в армию, а направлялись учиться в ФЗО согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1948 года «О призыве (мобилизации) в школы фабрично-заводского производства подлежащих призыву в армию граждан мужского пола, рождения 1928 года». Причем молодые люди, которые по тем или иным причинам пытались уклониться от этого типа призыва в школу, подлежали уголовной ответственности как лица, совершившие уклонение от прохождения действительной воинской службы.
Солдат было много
Вторая основная причина отмена призыва в армию – это огромная численность Советской армии, достигшей к 1945 году по количеству солдат 11,5 миллиона человек. Такой перебор был явно неподъемным для экономики страны. Кроме того, необходимость поддержания в боевой готовности в мирное время такого огромного количества солдат отпадала сама собой, так как правительство Советского Союза не планировало в ближайшие годы проведение широкомасштабных боевых действий. По решению Президиума Верховного Совета СССР с 1945 года начались увольнения из армии, которые продолжались вплоть до 1948 года: на тот момент количество военнослужащих в действующей армии составляли 2,874 миллиона человек.
След Жукова
Согласно данным, предоставленным начальником Главного мобилизационного управления штаба армии, по состоянию на 18 июня 1947 года количество демобилизованных солдат и сержантов составило 8 698 502 человека. Такое стремительное сокращение численности ряд историков связывают с тем, что популярность некоторых военачальником после победной война набрала среди населения невиданную силу, а в среде военных – особенно. Это вызывало обеспокоенность в Москве. Сохранение политического контроля над многомиллионной армией вооруженных солдат становилось важной проблемой. Необходимо было не только сократить количество солдат в несколько раз, но и провести определенную работу среди высшего командного состава: в 1946 году состоялось печально знаменитое «трофейное» дело в отношении маршала Георгия Жукова, который был смещен с поста командующего сухопутными войсками. А после этого была проведена реформа по сокращению количества военных округов.
Вторая попытка отмены
Вторая попытка отмена всеобщего призыва в России была предпринята в 1996 году: по закону, подписанному Президентом России Борисом Ельциным, страна отказывалась от всеобщей мобилизации с 1 марта 2000 года, но эти сроки потом передвинули на пять лет, а еще через пять лет от идеи перехода на контрактную службу пришлось отказаться совсем. Америка, ближайший союзник, а потом соперник Советского Союза отменила всеобщий воинский призыв в 1974 году. Этому примеру последовали еще ряд стран, где армия стала добровольной, оплачиваемой по контракту.
Омские ремесленные училища, школы ФЗО и ФЗУ в первые послевоенные годы (1945 -1953)
В первые послевоенные годы советское руководство предпринимало значительные усилия для восстановления народного образования в короткие сроки. Без этого восстановления многие направления научно-технического и социального развития испытывали серьёзные трудности.
Во время Великой Отечественной войны здания учебных заведений и учреждений культуры нередко были заняты под госпитали и эвакуированные предприятия. Предстояло в кратчайшее время вернуть в эти здания образовательные учреждения. В первую очередь это касалось школ, поскольку училища по подготовке рабочих активно задействовались для выпуска продукции для фронта. Тем не менее, и здесь стояла задача модернизации училищ, повышения качества преподавательской работы, повышения производительности труда учащихся на подведомственных предприятиях, улучшения бытовых условий в общежитиях.
Подготовка кадров молодых рабочих приобретало особо важное значение в связи с желанием эвакуированных рабочих возвратиться в родные города. Это касалось и Омска, где даже были зафиксированы побеги с предприятий (хотя за это тогда полагалась уголовная ответственность).
Омские городские власти уделяли подготовке молодых рабочих большое внимание. Основная их подготовка шла через ремесленные училища, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и, в меньшей степени, школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Стоит напомнить о специфике этих учебных заведений.
Ремесленное училище (РУ) - профессионально-технические учебные заведения в СССР в 1940-1950-е гг. по подготовке квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и др. Они были организованы в 1940 году из школ фабрично-заводского ученичества в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» от 2 октября 1940 г. для подготовки квалифицированных рабочих. В них обучалась молодёжь 14-17 лет, как правило, с 7-летним образованием. Обучение длилось в основном 2;3 года. Учащиеся находились на государственном обеспечении. В 1959 г. РУ преобразованы в профессионально-технические училища.
Школа фабрично-заводского обучения (школа ФЗО) - низший тип профессионально-технической школы. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали в 1940;1963 гг. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовили рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения составлял 6 месяцев.
В эти школы принималась молодёжь 16-18 лет с любой общеобразовательной подготовкой. (С 1955 г. - с начальным образованием и выше). Для подготовки по профессиям, связанным с подземной работой, в горячих цехах, на строительстве, принимались только юноши с 18 лет.
В 1949 г. школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с 6 и 10-месячными сроками обучения. В 1955 г. школы ФЗО для строительства реорганизованы в 10-месячные строительные школы, а с 1957 года - в 2-годичные строительные училища. В 1959-1963 гг. наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР все школы ФЗО, горнопромышленные и строительные школы были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.
Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения составлял 3-4 года. В школу принималась молодёжь 14-18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка. В 1930-1939 гг. обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5;2 лет. В 1940 г. большинство школ ФЗУ были реформированы в школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности.
В соответствии с пятилетним планом (1946-1950) Главтрудрезервы для Омской области планировали подготовку молодых рабочих массовых профессий через школы ФЗО за 5 лет на уровне 20 тыс. человек. Доведя подготовку до 7 тыс. в год в следующей пятилетке. Подготовка квалифицированных рабочих через ремесленные училища за 5 лет должна была составить 16 тыс. человек (до 5,5 тыс. рабочих в год). Общее число подготовленных кадров рабочих планировалось увеличить в 3,5 раза, а по училищам - в 4 раза. Значит, надо было значительно расширить сеть училищ, строить новые, обеспечивать их общежитиями, оборудованием. Это могло быть достигнуто лишь при поддержке крупнейших омских предприятий.
Омские заводы и фабрики были заинтересованы в развитии профтехобразования, т.к. в ремесленных училищах выпускались для них не только кадры, но и разнообразная продукция: токарные станки и патроны (РУ № 1), пневматические молоты, машинные тисы, напильники (РУ № 2), оплёточные станки, электромоторы (РУ № 3) , сверлильные станки (ЖДУ № 1), а также разнообразный инструмент, запчасти к тракторам и сельхозмашинам.
Уделялось внимание и улучшению бытовых условий и, особенно, питанию учащихся. Один из путей этого виделся в ведении собственного сельхозпроизводства. К этому времени училища и школы ФЗО имели до 200 голов скота, располагали своими тракторами, семенами, но этого было недостаточно, использовалось нерационально. Ставилась задача об отведении земли вблизи города или передаче училищам одного из пригородных совхозов.
Омская периодика и архивные документы позволяют нам получить представление о ремесленных училищах и школах ФЗО той поры. Учащиеся принимались с образованием не ниже 4 или 5 классов. Срок обучения зависел от профессии (от 4 месяцев до 1,5 лет). Как правило, учащиеся обеспечивались бесплатным питанием, спецодеждой и общежитием, но были училища, не имевшие общежитий.
Например, профтехшкола металлистов готовила слесарей бытового ремонта. Обучение составляло 1,5 года. Мукомольная школа ФЗУ при кировском мелькомбинате «Главмука» принимала лиц не моложе 16 лет с образованием не ниже 5 классов. Готовила обойщиков, вальцевых и рассевных. Срок обучения - 4 месяца. Стипендия составляла 116 руб. в месяц. Школа ФЗУ при обувной фабрике № 1 (ул. Подгорная 18) принимала учащихся не моложе 14-ти лет с образованием не ниже 4-х классов. Школа ФЗО при кордной фабрике готовила тростильщиц, крутильщиц, банкаброшниц и ватерщиц. Принимались девушки 16–18-ти лет с образованием не ниже 4 классов. По условиям приёма каждый поступающий должен иметь паспорт, справку об образовании и состоянии здоровья. Общежития не предоставлялось, но обеспечивались питанием и спецодеждой.
Наиболее престижными считались ремесленные училища, связанные со сложной техникой. Здесь учащиеся активно трудились, имелся свой трудовой план. Ремесленное училище № 1 освоило серийный выпуск токарных винторезных станков марки Т-4, токарных патронов, тисов, режущего инструмента. Ремесленное училище № 2 выпускало пневматические молоты ПМ-50 весом до 2,5 тонн, машинные тисы, напильники, ножовочные полотна, множество инструментов. Не менее ценную продукцию выпускало ремесленное училище № 3: оплёточные станки, электромоторы малой мощности. Училища и школы ФЗО имели свой план, который систематически перевыполнялся. В 1946 г. он был перевыполнен по выпуску электромоторов - на 50 %, по сверлильным станкам - на 40 %, по машинным тисам - на 20 %.
Социально-бытовые условия в ремесленных училищах в первое время после войны были тяжёлыми, но постепенно улучшались. Особенно это касалось тех училищ и школ ФЗО, которые напрямую сотрудничали с крупными заводами. В 1949 г. в газете было опубликовано письмо сельского жителя И. Черемнова, который посетил своего сына, учащегося школы ФЗО № 4 при машиностроительном заводе. Отец остался очень доволен условиями учёбы и быта его сына, и благодарил за это дирекцию школы. Несмотря на цензуру, в прессе немало публиковалось и критической информации бытового характера, поэтому это письмо всё-таки вызывает доверие. Тем более, что многие селяне материально жили хуже горожан.
Учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО активно занимались спортом и в кружках художественной самодеятельности. По мере укрепления материальной базы возможности училищ росли. Многие училища имели свои хоры, духовые оркестры, драматические кружки. Областное управление Трудовых резервов (оно ведало всеми подобными училищами) проводило смотры художественной самодеятельности и лучшие воспитанники награждались призами.
Ремесленные училища и школы ФЗО в тот период были самыми массовыми формами профтехобразования. И они сыграли огромную роль в восстановлении народного хозяйства страны. Кроме того эти училища дали путёвку в жизнь многим детям войны. Сегодня стоит вопрос о возрождении профтехобразования, которое в постсоветское время (как и многие другие сферы общества) понесло огромные потери.
Библиографический список
1.См. подробнее: Сизов С.Г. Омск в годы «послевоенного сталинизма» (1946 – март 1953 гг.): монография. - Омск: СибАДИ, 2012.- 252 с., ил.
2.Таланкин В. Готовить кадры молодых рабочих // Омская правда. – 1946. – № 76. – 13 апреля. – С. 3.
3.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 51. – 10 марта. – С. 4.
4.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 25 – 3 февраля. – С. 4.
5.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 58. – 20 марта. – С. 4.
6.Объявления // Омская правда. – 1949. – № 89. – 8 мая. – С. 4.
7.Продукция ремесленных училищ и школ ФЗО // Омская правда. – 1946. – № 70. – 6 апреля. – С. 4.
8.Черемнов И. В гостях у сына // Омская правда. – 1949. – № 63 – 1 апреля. – С. 3.
9.Кораблёв А. Самодеятельность воспитанников Трудовых резервов // Омская правда. – 1950. – № 71. – 9 апреля. – С. 3.
Расширяющееся фабричное производство требовало квалифицированных специалистов. Эту задачу успешно решал коллектив педагогов и мастеров производственного обучения школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), созданного в 1924 году и позднее преобразованного в профессиональное училище.
Мастерами и инструкторами производственного обучения были С.И.Ветрова, В.М.Ветрова, Н.М.Лаврентьева, М.К.Белозерцева, Л.П.Анисимова, М.Л.Можаева, А.Г.Вечернина, долгое время руководил училищем Д.Т.Шатали.
За годы существования из стен училища вышло немало помощников мастеров, ткачей, мотальщиц, прядильщиц, проборщиц, тростильщиц и других специалистов. Получив первоначальное профессиональное образование, многие выпускники в дальнейшем стали специалистами высшего класса.
Школа фабрично-заводского ученичества, школа ФЗУ (часто ошибочно - фабрично-заводское училище ) - основной тип профессионально-технической школы в СССР с 1920 по 1940 год.
Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения 3?4 года. В школу принималась молодёжь 14-18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка.
В 1930-1939 годах обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5?2 лет. В 1940 году большинство школ ФЗУ были реформированы в школы ФЗО, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности.
В 1959-1963 годах наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР школы ФЗУ были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.
За время существования школ ФЗУ было подготовлено около 2,5 млн квалифицированных рабочих.
Из воспоминаний Г.Г. Осипова:
В 1924 г. фабрика работала только в 1 смену, и было задействовано лишь 2/3 оборудования. Для того, чтобы запустить простаивающее оборудование, требовалась квалифицированная рабочая сила по всем профессиям.
В ноябре 1924 была организована Школа ФЗУ. В нее принимались дети рабочих фабрики и из окрестных деревень.
Первое время теоретические занятия проводились в детской школе. В последние годы занимались в узком корпусе фабрики. Срок обучения был 2,5 года. По спецпредметам преподавали главный инженер С.В. Мазурин, зав. ткацким производством А.Г.Смирнов и другие руководители цехов.
Общеобразовательные предметы преподавали педагоги детской школы. Практические занятия проводились на рабочих местах в цехах. Были выделены участки, комплекты, закреплены лучшие инструкторы по ткачеству А. Андреева, М. Дворецкова, Т.М. Легкова, с поммастерами занимался И.П. Калинин.
Перед выпуском из школы поммастера проходили стажировку на действующем комплекте под наблюдением поммастера.
Девушки на станках и машинах первое время работали под наблюдением инструкторов.
Школа ФЗУ с 1924 по 1941 г. в среднем ежегодно выпускала по 100-120 учеников по разным специальностям – ленточницы, банкаброшницы, прядильщицы, мотальщицы, ткачи и поммастера. По неполным данным с 1927 по 1941 г. было выпущено около 1500 человек.
С 1927 г. в школу ФЗУ ежегодно поступали девушки и парни из детских домов. Первые годы из-за отсутствия общежитий и квартир на территории фабрики, девушки жили в деревне Лепешки, а парни в деревне Путилово в частных домах. По мере строительства жилплощади на фабрике, ученики ФЗУ из детских домов и завербованные девушки из Рязанской, Курской, Воронежской и других областей расквартировывались в общежитиях в казармах и в домах по ул. Чкалова.
Ученики школы ФЗУ. 1926.
В центре - инструктор Калинин Иван Павлович
Группа ФЗУ. Сновальный отдел фабрики. 1925
Выпускники школы ФЗУ Вознесенской фабрики. Первый выпуск. 1927На фото: на переднем плане слева - Смирнов А.Г., зав. ткацким производством (преподавал ткачество), Мазурин Сергей Васильевич, главный инженер фабрики (крайний справа).
На снимке также: Борис Платонов, заведующий школой ФЗУ.
Ученики, слева-направо: Михайлов И., Макаров С., Ягодкина Д., Табакова М., Тихонова (Лебедева) Зинаида Кононовна, Иванов Н., Колокольников Ф., Осипов Георгий Георгиевич, Булкина, Е., Блинников Г., Иванова В., Стихарев В., Плотникова Е., Ветрова С., Колокольникова М., Плешаков Федор Андреевич, Майоров Степан Васильевич, Белов Н., Карташов А., Шапкина А., Соснова, Малышева П., Новикова, неизвестн., неизвестн., неизвестн., Никифоров Б.
Школа ФЗУ
Группа учеников ФЗУ на южном курорте. 1929
Сидят: Юшкин, Малышев, Болясников Алексей, Орлов Геннадий Федорович
Стоят: Прохоров, Коршунов В., Сидоров В., Хромов А., Васильев Н.
Ученики школы ФЗУ. 1931-1933
В первом ряду слева-направо сидят: Бесфамильнов, Глазов, Бахурин, Лебедев Н.;
2 ряд: Трусов Петр Иванович, Валентин Матвеевич Николаев (2-й слева), Полыгушин А., Шишкин;
3 ряд: Лодкин Л., Тюлюкин Н., Кулаков Т., И
гнатьев
Ученики ФЗУ. 1930Слева-направо стоят: Серисев, Ильин. С, Фомичев, Федоров,
сидят - Маркин, Кудрявцев, инструктор Иван Павлович Калинин, Якшин, В, Коршунов, неизвестный, Ильиных, Фомичев, неизвестный, Федоров
Группа фабзавуча в тренировочном цехе. 15 апреля 1937Сидят слева-направо: Мещанинов, неизв., Баскаков, Козычкин, Павлов, неизв., Плешаков Ф.А. (преподаватель), Майоров С.В. (инструктор), неизв., Воронин, Завьялов А., неизв., Андреев Ф.
Ученики ФЗУ. 1938
Слева-направо стоят: Майоров С.В. - инструктор, Кулагин, Елизаров, Прошин, Голубков, Мягков, Бохвалов, Тимофеев, Завьялов А.
Педагоги Школы Фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)
Ветрова София Ивановна Ткачиха |
Иванова Валентина Дмитриевна Политвоспитатель ФЗУ |
Юдин Иван Сергевич Начальник прядильного цеха, преподаватель ФЗУ |
Монахов Семен Ильич В 1928 г. окончил школу ФЗУ. |
Майоров Степан Васильевич Входил в агитбригаду "Синяя блуза" в конце 1920-начале 1930-х годов. |
Новиков Петр Васильевич Окончл ФЗУ в 1933 г. |
Петрова Зинаида Николаевна Воспитанница детского дома. |
Плешаков Федор Андреевич Начальник II ткацкого цеха, |
Трусов Петр Иванович Окончил ФЗУ в 1933 г. |
Лучшие выпускники Школы ФЗУ
Крылов Петр ДмитриевичОкончил ФЗУ на фабрике в 1928 г.
С 1929 по 1934 окончил Московский текстильный техникум.
По окончании техникума с 1934 по 1937 г. работал мастером приготовительно-прядильного цеха фабрики им. КРАФ.
С 1938 г. заведующий прядильным производством в Ореховском комбинате. В этот период окончил заочно текстильный институт.
В 1941 г. направлен в г. Ленинакан на должность зав. прядильной фабрикой.
С 1946 г. - главный инженер на комбинате в г. Ногинске.
С 1968г. главный инженер текстильного комбината г. Егорьевске.
С 1970 по 1972 г. директор фабрики "Красная поляна".
С 1972 - пенсионер по болезни
Орлов Геннадий ФедоровичУчился в ФЗУ с 1927 по 1929 г.
По окончании работал поммастера ткацкой фабрики на станках систем "Платт", "Иванова".
С 1939 - начальник 1-го ткацкого цеха.
С 1939 г. в армии, участник финской и Великой Отечественной войн. Пришел с войны в звании капитана.
С 1948 г. работал в РМО ткацкого цеха. В 1947-1949 гг. председатель фабкома.
С 1949 по 1952 г. секретарь партийной организации фабрики.
С 1952 по 1955 зам. директора фабрики, с 1955 по 1964 - начальник отдела снабжения.
С 1964 по 1967 - мастер производственого обучения ФЗУ.
С 1967-1972 - механик топливно-транспортного отдела фабрики.
С 1972 - на пенсии
М.К. Янгель
Смирнов |
Толотов |
Сморчков ФЗУ окончил в 1933. |
Полисонова |
Фетисова |
Лобова Тростильщица |
Осипов Работал ткацким поммастера в 1930 г. |
Потапов |
Барц Окончил ФЗУ в 1937 |
Чистяков Инженер, работал на прядильной фабрике, был начальником цехов, главным инженером. |
Панкратова Инженер-ткач. |
Панкратов Инженер-ткач, преподаватель по предмету "Ткачество" |
Бушуев В 1930 окончил ФЗУ |
Коноплев С 1950 работал возильщиком и заправщиком основ, в это же время учился в заочном текстильном техникуме |
Уколов С 1924 по 1929 - ткач фабрики |
Вечернее отделение Московского текстильного техникума было открыто в 1951 году. Большой вклад в его отделения внесла его руководитель Варвара Павловна Скуратова. За учебные парты сели начальники цехов, бригадиры и другие руководители, не имевшие специального образования
Малинкин Владимир Алексеевич
техник, преподавал в техникуме предмет "Прядение"
Девушки готовятся к урокам в вечерней школе рабочей молодежи
Здесь находилось профессиональное училище и общежитие девушек.
Здание бывшей школы в Заречном тупике (Отбельная казарма)
Занятие в классе Школы рабочей молодежи на фабрике им. КРАФ
В комнате общежития в Заречном тупике
На занятии в ФЗУ по предмету "ткачество".
Прядильщицы на занятии в ФЗУ
В комнате общежития. Ул. Чкалова, д.12
Хромов Н.Удивительные контрасты
Рейд «КП»
Есть у нас четыре удобных, благоустроенных общежития, в которых живут девушки, работающие на нашей фабрике. В общежитиях есть все: комнаты для жилья с современной удобной мебелью, помещения для учебы и отдыха, прекрасные бытовки.
11 ноября штаб «Комсомольского прожектора» провел рейд по общежитиям. И что же мы увидели?.. На первый взгляд, все вроде бы хорошо – отремонтированные здания, светлые чистые коридоры. В красных уголках уютно, на стенах плакаты, стенды, стенгазеты. В бытовых комнатах порядок и чистота. Задаем вопрос представителям администрации общежитий, кто же убирается, наводит порядок в этих помещениях? Оказалось, что девушки составляют график и сами убираются во всех помещениях.
Создавалось мнение, что мы зря сюда пришли. Но, увы, к нашему удивлению и сожалению «порядок» в некоторых жилых комнатах сразил нас наповал, но не всех. Вперед пошли самые стойкие и выдержанные.
Пробиваясь сквозь завесу сигарного дыма, мы вошли в комнату №2 общежития на улице Свердлова. Ребята открыли окна этого «вагона для курящих». Дым немного развеялся, но стены и мебель пропитались запахом никотина. И что же мы видим... Время 16 часов. Хозяев нет. В комнате беспорядок, кровати не убраны, всюду валяются белье, одежда, обувь и мусор. На столе гора грязной посуды. И завершает этот «ансамбль» ничем незаметная, обычная тарелка, переполненная окурками и пеплом.
Живет в этой комнате недавние выпускницы фабричного профессионального училища А. Дробина, В. Ляхова, Н. Зуденко, Г. Султанов. В комнате №14 аналогичная картина, и проживают в ней тоже недавние выпускницу ПУ фабрики Гросс, Батурина, Рыженко.
Можно еще привести примеры таких эффектных «комнат-курилок».
А вот Зося Маркович из комнаты №7 удивила нас своим поведением. Она грубо и бесцеремонно вытолкала из комнаты членов штаба «Комсомольского прожектора» и закрыла ее. Кстати, Зося Маркович – председатель совета общежития.
В общежитии на улице Чкалова перед глазами «прожектористов» предстала иная картина. В общежитии 22 комнаты, и во всех царит чистота и порядок. Чистота комнаты, ее уют – это лицо проживающих в ней людей. Девушки провели нас по всем комнатам, показали бытовки, красный уголок общежития, альбомы.
Завершили мы рейд «КП» в общежитии на Заречной улице. Это общежитие заняло первое место в смотре-конкурсе общежитий фабрики. Но и здесь были обнаружены некоторые изъяны. К примеру, комнату №88 можно представить, как эталон беспорядка и хаоса. В комнате чисто, но вещи, начиная от расчесок и бигудей и кончая одеждой, развешены, разбросаны, разложены в страшном беспорядке. Ну, а комната №73, в которой живут девушки В. Погорелова, Т. Тонкошкурова, В. Малинкина, В. Молчанова, явно относятся к серии уже известных «комнат-курилок». В такую комнату даже заходить неприятно. Войдя в комнату №90, «прожектористы» были окончательно сломлены нецензурным приветственным монологом Лиды Кот и решили закончить рейд по общежитиям фабрики.
По итогам рейда проведено заседание штаба «КП» и выпущено фотообвинение.
Воспитателям общежитий и ПУ следует улучшить эстетическое воспитание учащихся ПУ и девушек, живущих в общежитиях.
Хромов Н., начальник штаба «КП»