Биографии Характеристики Анализ

Главная мысль рассказа мальчик и война искандера. Афоризмы и цитаты из произведений восточной литературы

Габараева Иза Малакиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №17
Населённый пункт: город Владикавказ
Наименование материала: конспект урока литературы
Тема: "Мир взрослых глазами ребенка в рассказе Ф.Искандера "Мальчик и война"
Дата публикации: 28.02.2018
Раздел: среднее образование

Конспект урока литературы

в 5 «Б» классе МБОУ СОШ №17 от 28

апреля 2017г.

«Мир взрослых глазами

ребенка» по рассказу

Ф. Искандера

«Мальчик и война»

Провела учитель высшей квалификационной

Цели урока:

1.Образовательная: формировать умение воспринимать, анализировать,

критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать

художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,

на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального

осмысления.

Развивющая: развивать умение определять понятия, создавать обобщения,

устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной

литературой, в том числе и на электронных носителях.

Воспитательная: воспитывать умениерешать моральные проблемы на

основе личностного выбора.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: выставка книг Фазиля Искандера, портрет писателя,

проектор, компьютер.

Ход урока:

1.Слово учителя: Доброе утро, дорогие пятиклассники! В этот замечательный

солнечный день хочется вам напомнить, что все будет хорошо, если вы будете

внимательны друг к другу и к окружающим, будете стараться понять все. что

происходит в мире, окружающем нас. Как вы знаете, в этом году мы изучаем

произведения, героями которых являются ваши ровесники. Мы наблюдали

детей в самых разных случаях – и в семейном кругу, и среди сверстников, в

опасных ситуациях и в веселые моменты. Вспомните, кто из героев вам

особенно запомнился и чем?

А теперь послушаем монолог одного вашего сверстника.

Ученик читает стихотворение «Воспоминание о школьном уроке»

Я спросил у учителя робко:

Что такое черепная коробка?

Черепная?! - воскликнул учитель

И одернул мучительно китель.-

Что за странный вопрос? Черепная...

Это в общем коробка такая,

Где хранится наш разум и опыт,

Что веками учения добыт.

Потому в историческом плане

Мы рассмотрим вопрос...

Перед нами

Среднерусская наша равнина,

А на ней Святослав и дружина.

Что мы видим? Картина знакома.

Пир горою. Все пьют из шелома.

Но, обычай народный поправ,

Пьет из черепа князь Святослав.

И, конечно, он в этом неправ,

Ибо череп - священный сосуд,

Из которого, к счастью, не пьют.

Так вино и отрыв от дружины

Разлагали устои общины.

Вывод, думаю, всем будет ясен:

Алкоголь для здоровья опасен.

Вновь спросил я смущенно и робко:

Что такое черепная коробка?

О, тупица! - воскликнул учитель,

Раскрывая зловеще журнал,-

Назови мне такую обитель,

Где бы твой педагог не стонал.

Вот указка. Вот карта. К доске!

Я проснулся в ужасной тоске.

Как вы думаете, кто мог бы написать такие стихи? Каким вы представляете

себе этого поэта? Это поэт и прозаик Фазиль Абдулович Искандер.

2- Кто же такой Фазиль Искандер? Презентация на компьютере,

подготовленная учениками.. Сообщения учащихся о писателе, его

разностороннем творчестве.

«Я русский писатель, но певец Абхазии».

Ребята, а кто-нибудь из вас бывал в Абхазии? Тогда, возможно, вы слышали

легенду, которую абхазцы рассказывают всем гостям республики. В ней

говорится о том, как Бог распределял земли разным народам. Представитель

Абхазии пришел позже всех, когда уже вся земля была разделена. Он опоздал,

так как принимал гостя. Узнав об этом, Бог сказал: «Осталась у меня одна

часть земли, которую я оставил для себя, но так и быть, отдам ее абхазам, раз

они выше всего ценят гостеприимство». Так достался абхазам чудесный край

с голубым морем, величественными горами и теплым климатом. Именно

оттуда родом писатель, с чьим творчеством мы познакомимся на этом уроке.

Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Говорят, что

дерево может вырасти лишь на высоту своих корней. По корням Фазиля

Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его

прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на

лето. Посмотрите, какая природа его окружала! (Демонстрация слайдов с

видами Абхазии).

Отец его был персом по происхождению. Но в одну ненастную ночь

восьмилетний Фазиль простился с отцом и больше его не увидел никогда.

Высланный в Иран, отец умер на чужбине.

Воспитывала его одна мама, которую он очень любил и высоко ставил, хотя

она была простая крестьянская женщина и не прочла в своей жизни ни одной

книги. Она была от природы по-настоящему умна. Но главным воспитателем

нравственных заповедей гор.

Самое заметное свойство Ф.Искандера - юмор. Смешное у него рождается

словно из ничего, является всегда неожиданно. Суть творчества не зависит от

того, что он описывает: империю или маленькое село. А смысл его

творчества в том, что он приблизил страну, существующую уже сорок лет, где

между небом и землей расположилось горное село Чегем, к нам, и мы

почувствовали важность и значимость маленького народа, любого народа.

3.- Посмотрите, вот она «Страна Ф.Искандера», которую населяют в

основном ваши сверстники. (Выставка книг).

4. В прочитанном стихотворении учитель предлагал ученику пойти к доске с

картой. Последуем же его совету и найдем на карте Москву , Абхазию, Гагры.

Произведение, с которым мы будем работать, называется «Мальчик и

война» Не правда ли, несколько необычное название? Почему? Потому, что

дети и война – понятия несовместимые. Докажем это путем подбора

эпитетов к каждому из слов. Мальчик – маленький, милый, веселый,

озорной, любознательный, увлекающийся, счастливый и др.

Война – жестокая, кровопролитная, бессмысленная, страшная, безжалостная,

братоубийственная. Можно сказать, что эти понятия противопоставлены

друг другу. Но о какой войне идет речь в данном рассказе? Кстати, давайте

уточним жанровые особенности рассказа.

5. Сообщение заранее подготовленного ученика о грузино- абхазской войне

6. А теперь обратимся к тексту. На сколько смысловых частей можно

разделить рассказ?.Как жили народы Абхазии до войны? Чем их жизнь

отличалась от столичной?

жизни народов Абхазии?

Нравилась ли мальчику эта жизнь?

Какие вопросы он задаёт себе, узнав о войне в Абхазии?

Каким вы представили себе героя рассказа? Нарисуйте его словесный

7. Иначе изображены жители Абхазии в военное время…

Рассказ Валико о пленных грузинских гвардейцах.

Какими качествами характера обладает этот герой рассказа?

Почему он «достал обоих автоматной очередью»?

Каким вы увидели Валико, нарисуйте его словесный портрет.

8. В рассказе есть ряд слов и выражений, значение которых нуждается в

уточнении. Заранее подготовившиеся ученики двют толкование

слов лихой

таксист, шарахнуло, гвардейцы, мародёры, тюки, националисты.)

Почему Валико, ни разу не стрелявший по безоружным людям, пустил

очередь по своим, да ещё и мирным гражданам? Что возмутило его?

Как ведёт себя Валико с приехавшими родственниками раненого парня?

Почему выходит с гранатами, а не с автоматом?

Как к нему отнеслись эти люди, подтвердите словами текста.

Представим себе, что мы очевидцы этих событий. Придумайте диалог,

который мог состояться между парнем-мародёром и его родственниками

после общения с Валико.(Работа в группах)

Как вы понимаете смысл фразы

счастливая случайность?

9. Война – испытание на человечность для многих людей. Одни, как

мародеры, теряют в погоне за наживой человеческие качества, другие же

остаются людьми в любых ситуациях. Таким героем в рассказе был доктор

Почему у мальчика ёкнуло сердце, когда он узнал о гибели доктора Георгия?

Каким человеком был доктор Георгий?

Чем примечателен случай с вором в автобусе? Какая фраза, сказанная

доктором по этому поводу, могла бы стать эпиграфом к нашему уроку?

Георгия, а показывает поступки людей, связанных с ним: соседки,

экскаваторщика, Аслана. Как ведут себя эти люди?

(они ведут себя по-

разному: соседка переживает, ей жаль доктора, понимает, что он обречен и

она беспомощна предотвратить это; экскаваторщик – корыстный человек;

дядя Аслан отдаёт все деньги, чтобы предать земле тело хорошего человека).

А почему не названа национальность людей, убивших доктора?(Он был

одинаково неугоден всем националистам, разжигавшим войну, и его могли

убить и абхазские, и грузинские националисты. Искандер также не называет

настоящим человеком.)

Какое впечатление произвёл на мальчика рассказ о гибели доктора Георгия?

Каким предстал перед ним мир взрослых?

10. Под влиянием каких событий мы взрослеем?Как изменился мальчик

после ночи, потрясшей его, ошеломившей его? Найдите и зачитайте портрет

мальчика. Что значит

космическая тоска?

В чём видит отец причины такой перемены в сыне?

Какие вопросы волнуют мальчика?

Пользуясь словарем, узнайте значение слова

пессимист.

Какую мысль

мальчика отец считает пессимистичной? 5.Как отец пытается развеять мысли

сына: «Как-то противно жить, если не знать, что люди постепенно добреют».

6. На примере чьих жизней и отец, и сын приходят к выводу, что «добро

сильней»?

Что вы поняли о человеке

: меняется ли он, что меняет его и каждый ли

способен измениться? Меняются ли герои рассказа, если да, то кто и как?

Какой великий русский писатель упоминается в рассказе? Думаю, именно

Л. Н. Толстого могут стать ответом на вопрос, мучивший мальчика:

«Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей

добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть

возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот»

Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего

человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла

произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего

перемена мысли.

Домашнее задание

Ответьте на вопрос: «Почему в рассказе Ф. у мальчика нет имени?

Напишите письмо мальчику, попытайтесь объяснить, что «добро сильней».

Придумайте историю женщины-нищенки.

Временной период, который описывается в данном произведение является Абхазской войной, которая происходила в 1992 году. В то время, человек повествующий читателям эту историю проживал вместе со своим дядей в Гаграх. Однажды к дяде автора в гости пришел человек по имени Валико, ему было двадцать пять лет. Как оказалось, он участвовал в Абхазской войне. Он начал рассказывать о том, как во времена войны ему удалось взять в плен двух солдат гвардии и то, как он говорил с близкими людьми человека, которого ему пришлось подстрелить, по причине того, что он крал у людей вещи во времена войны.

После того, как Валико рассказал эти две истории, дядя автора, которого звали Аслан рассказал свою историю о докторе, звали его Георгий. Все любили и уважали доктора Георгия. Аслан говорил о том, что ему было не понятно почему и за, что такого доброго и хорошего человека смогли убить.

Автор рассказа, тогда был еще молодым и поэтому сидел в своей собственной спальне и слушал диалог двух бывалых людей оттуда. Прослушав все это, он серьезно начал думать о нравственном развитие человека. Тогда его сильно волновали те истории, и он начал думать о том способен ли все-таки человек, на то, чтобы измениться и быть лучше и добрее со временем.

Картинка или рисунок Мальчик и война

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пантелеев Лёнька Пантелеев

    Рассказ о мытарствах мальчика подростка. По стечению обстоятельств Лёнька загремел в тюрьму. Он связался с хулиганом, с которым был знаком ещё до войны. У Лёньки была тяжёлая жизнь.

  • Краткое содержание Андерсен Соловей

    История произошла в китайском дворце, который находился в чудном месте прекрасного сада и различными удивительными цветами. За садом простирался лес. И рядом с морским берегом жил соловей

* Хайям О.

Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929)
Цитаты - лист 1 () () () ()
Биография Фазиля Искандера >>

Цитаты из рассказа Фазиля Искандера "Мальчик и война"

Зачем становиться взрослым, зачем жить, думал он, если человек не делается добрей? Бессмысленно. - (мальчик)

Добреет человек или не добреет? Вообще? - (мальчик)
- В каком смысле? - спросил отец, тревожно почувствовав, что мальчик уходит в какие-то глубины существования и от этого ему плохо. Теперь он заметил, что лицо сына не только осунулось, но в его больших темных глазах затаилась какая-то космическая грусть.
- Сейчас людоедов много? - неожиданно спросил мальчик, напряженно о чем-то думая.
- Есть кое-какие африканские племена да еще кое-какие островитяне, а зачем тебе это?
- А раньше людоедов было больше? - спросил мальчик строго.
- Да, конечно, - ответил отец, хотя никогда не задумывался над этим.
- А были такие далекие-предалекие времена, когда все люди были людоедами? - спросил мальчик очень серьезно.
- По-моему, - ответил отец, - науке об этом ничего не известно.
- Я бы хотел, чтобы все люди когда-то в далекие-предалекие времена были людоедами.
- Почему? - удивленно спросил отец.
- Тогда бы означало, что люди постепенно добреют. - Ведь сейчас неизвестно - люди постепенно добреют или нет. Как-то противно жить, если не знать, что люди постепенно добреют.

Объяснить сыну, что богатство не самое главное в жизни, что в жизни есть гораздо более высокие ценности, было куда легче, чем сейчас. Сейчас сын неожиданно коснулся, может быть, самого трагического вопроса судьбы человечества - существует нравственное развитие или нет?

Хорошо было людям девятнадцатого века. Как тогда наивно верили в прогресс! Дарвин доказал, что человек произошел от обезьяны, значит, светлое будущее человечества обеспечено! Но почему? Даже если человек и произошел от обезьяны, что сомнительно, так это доказывает способность к прогрессу обезьян, а не человека. Конечно, нравственный прогресс, хоть и с провалами в звериную жестокость, существует. Но это дело тысячелетий. И надо примириться с этим и понять свою жизнь как разумное звено в тысячелетней цепи. Но как это объяснить сыну?

Когда они вышли из подъезда, он (отец) увидел, что прямо напротив их дома в переулке стоит нищая старушка и кормит бродячих собак. Он ее часто тут видел, хотя она явно жила не здесь. Нищая хромая старушка на костылях кормила бродячих собак. Она вынимала из кошелки куриные косточки, куски хлеба, огрызки колбасы и кидала их собакам. У него не было никаких сомнений, что старушка все это находит в мусорных ящиках. Она с раздумчивой соразмерностью, чтобы не обделить какую-нибудь собаку, кидала им объедки. И собаки, помахивая хвостами, с терпеливой покорностью дожидались своего куска. И ни одна из них не кидалась к чужой подачке. Казалось, что старушка, справедливо распределяя между собаками свои приношения, самих собак приучила к справедливости.
- Вот посмотри на эту старушку, - кивнул он сыну, - она великий человек.
- Почему, почему, па? - быстро спросил сын. - Потому что она кормит бродячих собак?
- Да, ты видишь, она инвалид. Скорее всего, одинокая и бедная, но считает своим долгом кормить этих несчастных собак. Где-то мерзавцы убивают невинных людей, а тут нищая старушка кормит нищих собак. Добро неистребимо, и оно сильнее зла. Теперь представь себе злого человека, который всю свою жизнь травил бродячих собак. Но вот он сам впал в нищету, стал инвалидом и роется в мусорных ящиках, чтобы добывать объедки и, сунув в них яд, продолжать травить бродячих собак. Если бы это было возможно, мы могли бы сказать, что добро и зло равны по силе. Но можешь ли ты представить, что злой человек в нищете, в инвалидности роется в мусорных ящиках, чтобы травить собак? Можешь ты это представить?
- Нет, - сказал мальчик, подумав, - он уже не сможет думать о собаках, он будет думать о самом себе.
- Значит, что? - спросил отец с жаром, которого он сам не ожидал от себя.
- Значит, добро сильней, - ответил мальчик, оглянувшись на увечную старушку и собак, которые со сдержанной радостью, виляя хвостами, ждали подачки.

Если вор способен краснеть, он еще может стать человеком.

Мальчик был уже в постели, когда друг отца вместе со

своим взрослым сыном пришел к ним в гости. Звали его дядя

Аслан, а сына звали Валико.

Это были гости из Абхазии. Мальчик три года подряд вместе

с отцом и матерью отдыхал в Гаграх. Они жили у дяди Аслана. И

это были самые счастливые месяцы его жизни. Такое теплое

солнце, такое теплое море и такие теплые люди. Они там жили в

таком же большом доме, как здесь в Москве. Но в отличие от

Москвы там люди жили совсем по-другому. Все соседи-абхазцы,

грузины, русские, армяне ходили друг к другу в гости, вместе

пили вино и вместе отмечали всякие праздники.

Если кто-нибудь варил варенье, или пек торт, или готовил

еще что-нибудь вкусное, он обязательно угощал соседей. Так у

них было принято. В доме все друг друга знали, а на крыше была

устроена особая площадка, каких не бывает в московских домах,

где соседи собирались на праздничные вечера.

И вот сейчас в Абхазии идет страшная война и люди друг

друга убивают. Чего они не поделили, мальчик никак не мог

раздавались из кухни.

Ты, кажется, воевал? - спросил отец мальчика у Валико.

Валико было лет двадцать пять, он был лихим таксистом.

Да, - охотно согласился Валико. - Вот что со мной

случилось. Когда мы ворвались в Гагры, я взял в плен двух

грузинских гвардейцев. Отобрал оружие, веду на базу. А со мной

рядом казак. Я вижу - эти гвардейцы сильно приуныли. Я им

Ребята, с вами ничего не будет, вы пленные.

И вдруг один из них нагибается и вырывает из голенища

сапога гранату. Я не успел опомниться, а автоматы у нас за

плечами. Видно, отчаянный парень был, вроде меня. Одним словом,

кидает гранату в меня, и они бегут. Граната ударила мне в грудь

и отскочила. Слава Богу, на таком близком расстоянии она не

взрывается сразу. Ей надо шесть секунд. Я прыгнул на казака, и

мы вместе повалились на землю. Взрыв, но нам повезло. Осколки в

нас не попали. Мне чуть-чуть царапнуло ногу. Вскакиваю и бегу

за этими гвардейцами. Они, конечно, далеко убежать не успели.



Забежал за угол, куда они повернули, и достал обоих автоматной

очередью. Иду в их сторону и думаю, как это нам повезло, что

гранатой нас не шарахнуло.

И вдруг вижу - двое, старик и молодой парень, выходят из

дому, как раз в том месте, где лежат убитые гвардейцы. А на

спине у них вот такие тюки. Перешагивают через мертвых

берем город, значит, наши мародеры.

Бросьте тюки! - кричу им по-абхазски.

Бросьте тюки, а то стрелять буду! - кричу им еще раз.

Молодой оборачивается в мою сторону. А тюк за его спиной

больше, чем он сам.

Занимайся своим делом, - говорит он, и они идут дальше.

Я психанул. Мы здесь умираем, а они барахло собирают.

Скинул свой автомат и дал им по ногам очередь. В старика не

попал, а молодой упал. Я даже не стал к ним подходить. Надо

было в бой идти. Одним словом, Гагры мы отбили.

Проходит дней пятнадцать. Я вообще забыл про этот случай.

Живу в гостинице. Все наши бойцы жили в гостинице. В тот день

мы отдыхали. Вдруг вбегает ко мне сосед с нижнего этажа и

Приехали за тобой вооруженные ребята. Все с автоматами.

Духовитый вид у них. Может, помощь нужна?

Не надо, - говорю, - никакой помощи.

Я вспомнил того, молодого, которого я в ногу ранил. Что

делать? А на мне вот эта же тужурка была, что сейчас. Взял в

оба кармана по гранате и выхожу. Руки в карманах. Гранат не

видно. Готов ко всему.

Вижу, метрах в двадцати от гостиницы стоит машина. А

здесь у гостиницы четыре человека. Все с автоматами.

Я подхожу к ним не вынимая рук из карманов.

Что надо?

Ты стрелял в нашего брата? Вот он здесь в машине сидит.

Да, стрелял, - говорю и рассказываю все, как было.

Рассказываю, как нас чуть не взорвали гвардейцы и как их брат

вместе со стариком тюки тащил из дома. Рассказываю, а сам

внимательно слежу за ними. Чуть кто за автомат, взорву всех и

сам взорвусь.

И они немного растерялись. Никак не могут понять, почему

я, невооруженный, не боюсь их. Стою, руки в карманах, а они с

автоматами за плечами. И тогда старший из них говорит, кивая на

Подойдем туда. Можешь при нем повторить все, что ты

здесь сказал?

Конечно, - говорю, - пошли.

Я иду рядом с ним, но руки держу в карманах. Подошли к

машине. Тот, кого я ранил в ногу, сидит в ней. Я его узнал. И я

повторяю все, как было, а этот в машине морщится от злости и

стыда. Окна в машине открыты.

Правду он сказал? - спрашивает тот, что привел.

Да, - соглашается тот, что в машине, и ругает в Бога, в

душу мать своих родственников за то, что они его привезли сюда.

А у меня руки все еще в карманах.

Что это у тебя в карманах? - наконец спрашивает тот,

что привел меня к машине. Уже догадывается о чем-то, слишком

близко стоит.

Гранаты, - говорю, - не деньги же. Я воюю, а не граблю.

Ты настоящий мужик, - говорит он, - мы к тебе больше

ничего не имеем.

Я к вам тоже ничего не имею, - отвечаю ему и иду вместе

с ним назад, но руки все-таки держу в карманах.

Так мы и разошлись. Война.

Бывают ужасные жестокости с обеих сторон. Но я, клянусь мамой, ни разу не

выстрелил в безоружного человека. Эти двое не в счет. Я же психанул. Гранатой

шарахнули в двух шагах.

А почему ты не с автоматом вышел, а с гранатами? -

спросил отец мальчика.

Если бы я вышел с автоматом, - ответил Валико, -

получилась бы бойня. А так они растерялись, не поняли, почему я

их не боюсь. Я правильно рассчитал. Я был готов взорваться

вместе с ними. И потому твердо и спокойно себя держал. Если бы

они почувствовали мой мандраж, кто-нибудь скинул бы автомат. А

так они растерялись, а потом было уже поздно.

Ладно тебе хвастаться, - перебил его отец, - счастливая

случайность тебя спасла и от гранаты гвардейца, и от

родственников этого раненого. По теории вероятности, если два

раза подряд повезло, очень мало шансов, что повезет в третий

раз... Учти!.. А ты знаешь, что доктора Георгия убили?

Он явно обратился к отцу мальчика. У мальчика екнуло

сердце. Он так хорошо помнил доктора Георгия. Тот жил в доме

друга отца. После работы он выходил во двор и играл с соседями

в нарды. Вокруг всегда толпились мужчины. Доктор Георгий громко

шутил, и все покатывались от хохота.

Однажды доктор Георгий рассказал:

Сегодня еду из больницы в автобусе. Вдруг одна

пассажирка кричит: Доктор Георгий, вас грабят! Тут я

почувствовал, что парень, стоявший рядом со мной, шарит у меня

в кармане. Я поймал его руку и говорю: Это не грабеж, это

медицинское обследование. Автобус хохочет. Многие меня знают.

Парень покраснел, как перец. Тут как раз остановка, и я разжал

его руку. Он выпрыгнул из автобуса. Если вор способен краснеть,

он еще может стать человеком.

За что его убили? - спросил отец мальчика.

Кто его знает, - ответил дядя Аслан. - Но он громко

ругал и грузинских, и абхазских националистов. Я о случившемся

узнал от нашей соседки. Тогда еще шли бои за Гагры, я места

себе не находил, потому что не знал, мой сын жив или нет.

Двое вооруженных автоматами людей ночью вошли в наш дом и

постучали в двери соседки. Она открыла.

Нам нужен доктор Георгий, - сказали они, - он в вашем

доме живет. Покажите его квартиру.

Зачем вам доктор Георгий? - спросила она.

У нас товарищ тяжело заболел, - сказал один из них, -

нам нужен доктор Георгий.

Зачем вам доктор Георгий, - ответила соседка, - у меня

только что умер муж. Он был болен и не выдержал всего этого

ужаса. От него осталось много всяких лекарств. Я вам их дам.

Ей сразу не понравились эти двое с автоматами.

Нам не нужны ваши лекарства, - начиная раздражаться,

Георгий. Он должен помочь нашему товарищу.

С каким-то плохим предчувствием, так она потом

рассказывала, она поднялась на два этажа и показала на квартиру

доктора. Сказать, что она не знает, где он живет, было бы

слишком неправдоподобно для нашей кавказской жизни.

Показав им на квартиру доктора Георгия, она остановилась

на лестнице, чтобы посмотреть, что они будут делать. Но тут

один из них жестко приказал ей:

Идите к себе. Больше вы нам не нужны.

И она пошла к себе. Ночь. В городе еще идут бои. Одинокая

женщина. Испугалась. Через полчаса она услышала, что внизу

завели машину, раздался шум мотора и стих. Она решила, что это,

скорее всего, они увезли доктора. Доктор с самого начала войны

успел отправить семью в Краснодар. Он оставался жить с тещей.

Соседка снова поднялась на этаж, где жил доктор, чтобы у

тещи узнать, куда они отвезли его и как с ним обращались.

Стучит, стучит в дверь, но никто ей не отвечает. Думает, может,

испугалась, затаилась. Громко кричит: Тамара! Тамара! - чтобы

поняла, что дело плохо. Эти двое с автоматами увезли доктора

вместе с тещей. Если доктор им нужен был для больного, зачем им

была нужна его теща, которая к медицине не имела никакого

отношения? Она вернулась в свою квартиру.

На следующий день обо всем мне рассказала. А что я мог

сделать? Спросить не у кого. Да и сам места себе не нахожу: не

знаю, жив ли сын.

Но вот проходит дней пятнадцать. Бои вокруг Гагр затихли.

Однажды стою возле дома и вижу: по улице едет знакомый капитан

милиции. Увидев меня, остановил машину.

Ты можешь признать доктора Георгия? - спрашивает,

приоткрыв дверцу.

Конечно, - говорю, - он же в нашем доме жил. А что с

Кажется, его убили, - отвечает капитан, - если это он.

Поехали со мной. Скажешь, он это или не он.

Мы поехали на окраину города в парк. Там возле пригорка

стоял экскаватор, а за пригорком валялись два трупа. Это был

доктор Георгий и его теща. По их лицам уже ползали черви. Я

узнал доктора по его старым туфлям со сбитыми каблуками.

Это доктор Георгий и его теща, - сказал я.

Экскаваторщик уже вырыл яму.

А почему не на кладбище похоронить? - спросил я.

Столько трупов, мы с этим не справимся, - ответил

Он приказал экскаваторщику перенести ковшом трупы в яму.

Не буду я переносить трупы, - заупрямился

экскаваторщик, - у меня ковш провоняет.

Капитан стал ругаться с экскаваторщиком, угрожая ему

арестом, но тот явно не хотел подчиняться. В городе бардак.

Видно, капитан поймал какого-то случайного экскаваторщика.

Тут я подошел к экскаваторщику, вынул все деньги, которые

у меня были, и молча сунул ему в карман. Там было около

пятнадцати тысяч. Экскаваторщик молча включил мотор, перенес

ковшом оба трупа в яму и завалил их землей.

Мальчик затаив дыхание слушал рассказ, доносящийся из

кухни. Он никак не мог понять смысла этой подлой жестокости. Он

пытался представить, что думал доктор Георгий, когда его вместе

с тещей посадили в машину и повезли на окраину города. Ведь он,

когда его вывели из дому вместе с тещей, не мог не догадаться,

что его везут не к больному. Почему он не кричал? Может,

боялся, что выскочат соседи и тогда и их ждет смерть?

В сознании мальчика внезапно рухнуло представление о

разумности мира взрослых. Он так ясно слышал громкий смех

доктора Георгия. И вот теперь его убили взрослые люди. Если бы

они при этом ограбили дом доктора, это хотя бы что-то

объясняло. Мародеры. Но они, судя по рассказу друга отца,

ничего не взяли и больше в этот дом не заходили.

Мальчик был начитан для своих двенадцати лет. Из книг,

которые он читал, получалось, что человек с древнейших времен

становится все разумней и разумней. Он читал книжку о

первобытных людях и понимал, что там взрослые наивны и просты,

как дети. И это было смешно. И ему казалось, что люди с веками

становятся все разумней и добрей. И теперь он вдруг в этом

разуверился.

Уже гости ушли, родители легли спать, а он все думал и

думал. Зачем становиться взрослым, зачем жить, думал он, если

человек не делается добрей? Бессмысленно. Он мучительно искал

доказательств того, что человек делается добрей. Но не находил.

Впрочем, поздно ночью он додумался до одной зацепки и уснул.

Утром отец должен был повести его к зубному врачу.

Мальчик был очень грустным и задумчивым. Отец решил, что он

боится предстоящей встречи с врачом.

Не бойся, сынок, - сказал он ему, - если будут вырывать

зуб, тебе сделают болеутоляющий укол.

Я не об этом думаю, - ответил мальчик.

А о чем? - спросил отец, глядя на любимое лицо сына,

кажется осунувшееся за ночь.

Я думаю о том, - сказал мальчик, - добреет человек или

не добреет? Вообще?

В каком смысле? - спросил отец, тревожно почувствовав,

что мальчик уходит в какие-то глубины существования и от этого

ему плохо. Теперь он заметил, что лицо сына не только

осунулось, но в его больших темных глазах затаилась какая-то

космическая грусть. Отцу захотелось поцелуем прикоснуться к его

глазам, оживить их. Но он сдержался, зная, что мальчик не любит

сантименты.

Сейчас людоедов много? - неожиданно спросил мальчик,

напряженно о чем-то думая.

Есть кое-какие африканские племена да еще кое-какие

островитяне, - ответил отец, - а зачем тебе это?

А раньше людоедов было больше? - спросил мальчик

Да, конечно, - ответил отец, хотя никогда не

задумывался над этим.

А были такие далекие-предалекие времена, когда все люди

были людоедами? - спросил мальчик очень серьезно.

По-моему, - ответил отец, - науке об этом ничего не

известно.

Мальчик опять сильно задумался.

Я бы хотел, чтобы все люди когда-то в

далекие-предалекие времена были людоедами, - сказал мальчик.

Почему? - удивленно спросил отец.

Тогда бы означало, что люди постепенно добреют, -

ответил мальчик. - Ведь сейчас неизвестно - люди постепенно

добреют или нет. Как-то противно жить, если не знать, что люди

постепенно добреют.

Боже, Боже, подумал отец, как ему трудно будет жить. Он

почувствовал всю глубину мальчишеского пессимизма.

Все-таки люди постепенно добреют, - ответил отец, - но

единственное доказательство этому - культура. Древняя культура

имеет своих великих писателей, а новая - своих. Вот когда ты

прочитаешь древних писателей и сравнишь их, скажем, со Львом

Толстым, то поймешь, что он умел любить и жалеть людей больше

древних писателей. И он далеко не один такой. И это означает,

что люди все-таки, хотя и очень медленно, делаются добрей. Ты

читал Льва Толстого?

Да, - сказал мальчик, - я читал Хаджи-Мурата.

Тебе понравилось? - спросил отец.

Очень, - ответил мальчик, - мне его так жалко, так

жалко. Он и Шамилю не мог служить, и русским. Потому его и

убили... Как дядю Георгия.

Откуда ты знаешь, что доктора Георгия убили? -

настороженно спросил отец.

Вчера я лежал, но слышал из кухни ваши голоса, - сказал

Отцу стало нехорошо. Он был простой инженер, а среди

школьников, с которыми учился его сын, появилось немало богатых

мальчиков, и сын им завидовал.

Взять хотя бы эту дурацкую историю с мерседесом. На даче

сын его растрепался своим друзьям, что у них есть мерседес. Но

у них вообще не было никакой машины. А потом мальчишки, которым

он хвастался мерседесом, оказывается, увидели его родителей,

которые ехали в гости со своими друзьями на их Жигулях. И они

стали смеяться над ним. И он выдумал дурацкую историю, что

папин шофер заболел и родители вынуждены были воспользоваться

Жигулями друзей.

Объяснить сыну, что богатство не самое главное в жизни,

что в жизни есть гораздо более высокие ценности, было куда

легче, чем сейчас. Сейчас сын неожиданно коснулся, может быть,

самого трагического вопроса судьбы человечества - существует

нравственное развитие или нет?

Он знал, что мальчик его умен, но не думал, что его могут

волновать столь сложные проблемы. Хорошо было людям

девятнадцатого века, неожиданно позавидовал он им. Как тогда

наивно верили в прогресс! Дарвин доказал, что человек произошел

от обезьяны, значит, светлое будущее человечества обеспечено!

Но почему? Даже если человек и произошел от обезьяны, что

сомнительно, так это доказывает способность к прогрессу

обезьян, а не человека. Конечно, думал он, нравственный

прогресс, хоть и с провалами в звериную жестокость, существует.

Но это дело тысячелетий. И надо примириться с этим и понять

свою жизнь как разумное звено в тысячелетней цепи. Но как это

объяснить сыну?

Когда они вышли из подъезда, он увидел, что прямо

напротив их дома в переулке стоит нищая старушка и кормит

бродячих собак. Он ее часто тут видел, хотя она явно жила не

здесь. Нищая хромая старушка на костылях кормила бродячих

собак. Она вынимала из кошелки куриные косточки, куски хлеба,

огрызки колбасы и кидала их собакам.

У него не было никаких сомнений, что старушка все это

находит в мусорных ящиках. Она с раздумчивой соразмерностью,

чтобы не обделить какую-нибудь собаку, кидала им объедки. И

собаки, помахивая хвостами, с терпеливой покорностью дожидались

своего куска. И ни одна из них не кидалась к чужой подачке.

Казалось, что старушка, справедливо распределяя между собаками

свои приношения, самих собак приучила к справедливости.

Вот посмотри на эту старушку, - кивнул он сыну, - она

великий человек.

Почему, почему, па? - быстро спросил сын. - Потому что

она кормит бродячих собак?

Да, - сказал отец, - ты видишь, она инвалид. Скорее

всего, одинокая и бедная, но считает своим долгом кормить этих

несчастных собак. Где-то мерзавцы убивают невинных людей, а тут

нищая старушка кормит нищих собак. Добро неистребимо, и оно

сильнее зла.

Теперь представь себе злого человека, который всю свою

жизнь травил бродячих собак. Но вот он сам впал в нищету, стал

инвалидом и роется в мусорных ящиках, чтобы добывать объедки и,

сунув в них яд, продолжать травить бродячих собак. Если бы это

было возможно, мы могли бы сказать, что добро и зло равны по

силе. Но можешь ли ты представить, что злой человек в нищете, в

инвалидности роется в мусорных ящиках, чтобы травить собак?

Можешь ты это представить?

Нет, - сказал мальчик, подумав, - он уже не сможет

думать о собаках, он будет думать о самом себе.

Значит, что? - спросил отец с жаром, которого он сам не

ожидал от себя.

Значит, добро сильней, - ответил мальчик, оглянувшись

на увечную старушку и собак, которые со сдержанной радостью,

виляя хвостами, ждали подачки.

Да! - воскликнул отец с благодарностью в голосе.

И сын это мгновенно уловил.

Тогда купи мне жвачку, - вдруг попросил сын как бы в

награду за примирение с этим миром.

Идет, - сказал отец.

Место работы, должность: — МАОУ «Гимназия №1 МО «Ахтубинский район» зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Предметные

Метапредметные

Личностные.

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. и др. Литература 5 класс Учебник (в двух частях)

Используемое оборудование: —

Компьютер с выходом в интернет, проектор, экран

Используемые ЦОР: —

Фоновая презентация,

http://slov.com.ua

http://www.synonymizer.ru

http://maps.yandex.ru

Краткое описание: — Литература 5 класс урок-размышление «Добреет человек или не добреет?» по рассказу Ф. Искандера «Мальчик и война».

Урок литературы в 5 классе по рассказу Ф.Искандера «Мальчик и война»

Решаемые

учебные проблемы:

реализация домашнего задания;

формулировка целей урока;

работа со схемой;

работа в группах

(Группы созданы учителем, каждой группе вручен конверт с заданием, в конце работы оценочный лист. Группы работают с текстом учебника, страницы указаны, используют компьютер с выходом в интернет);

составление кластера;

рефлексия;

Задание прошлого урока : прочитать рассказ Ф.Искандера «Мальчик и война», оформить карточки-раскраски цветом-ассоциацией с прочитанным дома рассказом; Словарь : тёплые люди, счастливая случайность, мародёр, космическая тоска, пессимист

Термины: рассказ, эпиграф, афоризм, цитата

Ход урока : дети прикрепляют на доску карточки с выполненным домашним заданием

Фоновая презентация

На доске: надпись и схема

Ф.Искандер «Мальчик и война»

  • Ребята, дома вы прочитали рассказ Ф.Искандера «Мальчик и война» и раскрасили карточки в цвета, ассоциирующие впечатление от прочитанного вами. Посмотрите, какие цвета преобладают. Что символизируют эти цвета?
  • Прочитав рассказ дома, вы разглядели то, что на поверхности, я думаю, мы, работая вместе, откроем тот глубинный смысл, который вложил в короткий рассказ Фазиль Искандер.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи:

В 90-е гг в 5 класс, в котором я работала, пришла новенькая, девочка-беженка, грузинка, с необычным для нас именем Додо. Мы познакомились, и урок продолжился. Весь урок на меня смотрели пронзительные глаза ребёнка, бежавшего от войны. Когда прозвенел звонок, ребятишки высыпали беззаботной гурьбой из класса, девочка подошла ко мне и сказала: «Учительница, спасибо за урок!»

Как вы думаете, почему девочка поблагодарила за урок? (Это был обычный урок, и ребёнок благодарил не за его качество, а за возможность сидеть за партой, а не под партой, вести обыкновенную мирную жизнь, без ужасов войны. Ребёнок оценил то, что для нас было обыденным, не существенным. Война внесла свои коррективы)

Как эта ситуация связана с рассказом Ф.Искандера «Мальчик и война»? (Рассказ о войне зацепил мальчика и заставил задуматься о жизни)

На доске схема, какие общие слова, мы впишем под стрелками?(урок (жизненный), война).

Почему в центре схемы - человек? Почему (знак -? )?(Всё в литературе о человеке, его проблемах, его представлениях о мире)

На какие две части мы можем условно разделить рассказ: (использование слайдов фоновой презентации) война (рассказ Аслана и его сына Валико), поиск ответа на вопрос мальчика « Добреют люди или не добреют?»

Ключевые эпизоды 1 части:(использование слайдов фоновой презентации) мирная жизнь народов Абхазии, рассказы Валико и Аслана: случай с гвардейцами, мародёры, жизнь и смерть доктора Георгия.

Ключевые эпизоды 2 части:(использование слайдов фоновой презентации) старуха-нищенка, кормившая собак, — «ответ» на вопрос.

Задания группам. Страницы указаны.

1 группа: страница 277

1. Используя интернет- ресурсы, найдите Москву, Абхазию, Гагры.

2.Как жили народы Абхазии? Чем их жизнь отличалась от столичной?

4.Нравилась ли мальчику эта жизнь?

5.Какие вопросы он задаёт себе, узнав о войне в Абхазии?

6.Каким вы представили себе героя рассказа? Нарисуйте его словесный портрет.

2группа: страницы 277-278

1.Рассказ Валико о пленных грузинских гвардейцах.

2. Какими качествами характера обладает этот герой рассказа?

3.Почему он «достал обоих автоматной очередью»?

4. Каким вы увидели Валико, нарисуйте его словесный портрет.

5.Используя интернет-ресурсы, объясните значения слов лихой таксист, шарахнуло, гвардейцы. (Толково-фразеологический словарь Михельсона. Толковый словарь Даля http://slov.com.ua http://www.synonymizer.ru)

3группа: страницы 278-280

1.Пользуясь интернет-ресурсами, объясните значение слова мародёры. (Толково-фразеологический словарь Михельсона. http://slov.com.ua http://www.synonymizer.ru)

2.Почему Валико пустил очередь по своим, да ещё и мирным гражданам? Что возмутило его?

3.Как ведёт себя Валико с приехавшими родственниками раненого парня? Почему выходит с гранатами, а не с автоматом?

4.Как к нему отнеслись эти люди, подтвердите словами текста.

5.Придумайте диалог, который мог состояться между парнем-мародёром и его родственниками после общения с Валико.

6. Как вы понимаете смысл фразы счастливая случайность?

4группа: страницы 280-283

1.Почему у мальчика ёкнуло сердце, когда он узнал о гибели доктора Георгия?

2.Каким человеком был доктор Георгий?

3.Чем примечателен случай с вором в автобусе? Какая фраза, сказанная доктором по этому поводу, могла бы стать эпиграфом к нашему уроку?

4.Посмотрите, какая интересная деталь, автор не показывает читателю доктора Георгия, а показывает поступки людей, связанных с ним: соседки, экскаваторщика, Аслана. Как ведут себя эти люди? (они ведут себя по-разному: соседка переживает, ей жаль доктора, понимает, что он обречен и она беспомощна предотвратить это; экскаваторщик - корыстный человек; дядя Аслан отдаёт все деньги, чтобы предать земле тело хорошего человека)

5.Какое впечатление произвёл на мальчика рассказ о гибели доктора Георгия?

6.Киким предстал перед ним мир взрослых?

5группа: страницы 283-286

1.Как изменился мальчик после ночи, потрясшей его, ошеломившей его? Найдите и зачитайте портрет мальчика. Что значит космическая тоска?

2.В чём видит отец причины такой перемены в сыне?

3. Какие вопросы волнуют мальчика?

4.Используя интернет-ресурсы, узнайте значение слова пессимист. Какую мысль мальчика отец считает пессимистичной? (Толково-фразеологический словарь Михельсона. Толковый словарь Даля http://slov.com.ua http://www.synonymizer.ru)

5.Как отец пытается развеять мысли сына: «Как-то противно жить, если не знать, что люди постепенно добреют».

6. На примере чьих жизней и отец, и сын приходят к выводу, что «добро сильней»?

Обратимся к схеме, составленной нами в начале урока, скажите, работая в группах над заданиями, слушая ответы товарищей, что вы поняли о человеке: меняется ли он, что меняет его и каждый ли способен измениться? Меняются ли герои рассказа, если да, то кто и как?

Составляем кластер, записываем ответы учащихся. Как итог слова Л.Н.Толстого:

Мне очень нравится запись, сделанная Л. Н. Толстым в дневнике в 1898 г.: «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот»

Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.

Перед вами карточки и цветные карандаши, выберете цвет, который соответствует вашему восприятию рассказа после работы в группе, в классе.

Заполните лист оценки.

Домашнее задание (творческое по выбору учащихся):

Ответьте на вопрос: «Почему рассказ Ф. Искандер назвал «Мальчик и война»?»

Напишите письмо мальчику, попытайтесь объяснить, что «добро сильней».

Придумайте историю женщины-нищенки.

Составьте цитатник умных фраз, которыми вы могли бы руководствоваться в жизни.

Технологическая карта урока

Общая часть.

Предмет : литература

Класс: 5

Тема урока: « Добреет человек или не добреет?» по рассказу Ф. Искандера «Мальчик и война».

Тип урока: урок-размышление

Планируемые

образовательные результаты: предметные, метапредметные, личностные.

Предметные Обучающиеся осознают значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

формируют потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; участвуют в обсуждении прочитанного;

формируют умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Метапредметные Обучающиеся приобретают умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные. Обучающиеся приобретают социальный опыт, позволяющий им ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним;

решают моральные проблемы на основе личностного выбора.

Решаемые

учебные проблемы:

реализация домашнего задания;

формулировка целей урока;

создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи;

работа со схемой;

постановка проблемных вопросов с последующим ответом на них;

аналитическая работа с текстом;

работа в группах

(Группы созданы учителем, каждой группе вручен конверт с заданием, в конце работы оценочный лист. Группы работают с текстом учебника, страницы указаны);

составление кластера;

рефлексия;

домашнее задание(творческое, по выбору учащихся)

Основные понятия, изучаемые на уроке: рассказ, эпиграф, афоризм, цитата, оценочная лексика

Вид используемых на уроке средств ИКТ : ресурсы сети Интернет

Методическое назначение средств ИКТ: информационно-поисковое

Аппаратное и программное обеспечение:

Образовательные интернет-ресурсы: Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

Постановка учебных задач.

Самоопределение обучаемого к выполнению образовательной деятельности

Длительность этапа

Основные виды учебной деятельности,

направленной на формирование данного образовательного результата

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Методы обучения

Словесные

вида учебной деятельности

учащихся

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Функция, роль учителя на данном этапе

Организовывает погружение в проблему.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного

образовательного результата, группы результатов

Длительность этапа

Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Работа со схемой, аналитическая работа с текстом (рассказ Ф. Искандера «Мальчик и война»)

Методы обучения

Частично-поисковый

Средства ИКТ для реализации данного

вида учебной деятельности

Форма организации деятельности

учащихся

Коллективная. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Организатор

Основные виды деятельности учителя

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Этап 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Конструирование способа действия, решения частных задач

Длительность этапа

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Работа с учебником, интернет-ресурсами

Методы обучения

Поисковые

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

http://slov.com.ua

http://www.synonymizer.ru

http://maps.yandex.ru

Формы организации деятельности учащихся

Коллективная. Работа в группах. Учащиеся работают с карточками, в которых даны рекомендации и задания. Участвуют в обсуждении содержания материала. Осуществляют самоконтроль.

Функции/роль учителя на данном этапе

Организатор, наблюдатель

Основные виды деятельности учителя

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Длительность этапа

Виды учебной деятельности для проверки

полученных образовательных результатов

Выступление обучающихся.

Средства ИКТ для реализации видов

учебной деятельности

http://slov.com.ua

http://www.synonymizer.ru

http://maps.yandex.ru

Методы контроля

Заполнение учащимися оценочных карт

Способы коррекции

Исправляют, дополняют ответы учащихся

Форма организации деятельности

учащихся

Коллективная

Функции, роль учителя на данном этапе

Координатор и контролёр

Основные виды деятельности учителя

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • оценочные высказывания обучающихся;

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым или

недостигнутым образовательным результатам

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися. Работа с карточками.

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания (творческого, по выбору)

2мин.(± 5мин, если урок 45 мин)

Файлы:
Размер файла: 3271166 байт.