Биографии Характеристики Анализ

Глубинное обучение. Ограничения глубинного обучения

Об искусственных нейронных сетях сегодня много говорят и пишут – как в контексте больших данных и машинного обучения, так и вне его. В этой статье мы напомним смысл этого понятия, еще раз очертим область его применения, а также расскажем о важном подходе, который ассоциируется с нейронными сетями – глубоком обучении, опишем его концепцию, а также преимущества и недостатки в конкретных случаях использования.

Что такое нейронная сеть?

Как известно, понятие нейронной сети (НС) пришло из биологии и представляет собой несколько упрощенную модель строения человеческого мозга. Но не будем углубляться в естественнонаучные дебри – проще всего представить нейрон (в том числе, искусственный) как некий черный ящик с множеством входных отверстий и одним выходным.

Математически, искусственный нейрон осуществляет преобразование вектора входных сигналов (воздействий) X в вектор выходных сигналов Y при помощи функции, называемой функцией активации. В рамках соединения (искусственной нейронной сети — ИНС) функционируют три вида нейронов: входные (принимающие информацию из внешнего мира – значения интересующих нас переменных), выходные (возвращающие искомые переменные – к примеру, прогнозы, или управляющие сигналы), а также промежуточные – нейроны, выполняющие некие внутренние («скрытые») функции. Классическая ИНС, таким образом, состоит из трех или более слоев нейронов, причем на втором и последующих слоях («скрытых» и выходном) каждый из элементов соединен со всеми элементами предыдущего слоя.

Важно помнить о понятии обратной связи, которое определяет вид структуры ИНС: прямой передачи сигнала (сигналы идут последовательно от входного слоя через скрытый и поступают в выходной слой) и рекуррентной структуры, когда сеть содержит связи, идущие назад, от более дальних к более ближним нейронам). Все эти понятия составляют необходимый минимум информации для перехода на следующий уровень понимания ИНС – обучения нейронной сети, классификации его методов и понимания принципов работы каждого из них.

Обучение нейронной сети

Не следует забывать, для чего вообще используются подобные категории – иначе есть риск увязнуть в отвлеченной математике. На самом деле, под искусственными нейронными сетями понимают класс методов для решения определенных практических задач, среди которых главными являются задачи распознавания образов, принятия решений, аппроксимации и сжатия данных, а также наиболее интересные для нас задачи кластерного анализа и прогнозирования.

Не уходя в другую крайность и не вдаваясь в подробности работы методов ИНС в каждом конкретном случае, позволим себе напомнить, что при любых обстоятельствах именно способность нейронной сети к обучению (с учителем или «самостоятельно») и является ключевым моментом использования ее для решения практических задач.

В общем случае, обучение ИНС заключается в следующем:

  1. входные нейроны принимают переменные («стимулы») из внешней среды;
  2. в соответствии с полученной информацией изменяются свободные параметры НС (работают промежуточные слои нейронов);
  3. в результате изменений в структуре НС сеть «реагирует» на информацию уже иным образом.

Таков общий алгоритм обучения нейронной сети (вспомним собаку Павлова – да-да, внутренний механизм образования условного рефлекса именно таков – и тут же забудем: все же наш контекст предполагает оперирование техническими понятиями и примерами).

Понятно, что универсального алгоритма обучения не существует и, скорее всего, существовать не может; концептуально подходы к обучению делятся на обучение с учителем и обучение без учителя. Первый алгоритм предполагает, что для каждого входного («обучающегося») вектора существует требуемое значение выходного («целевого») вектора – таким образом, два этих значения образуют обучающую пару, а вся совокупность таких пар – обучающее множество. В случае варианта обучения без учителя обучающее множество состоит лишь из входных векторов – и такая ситуация является более правдоподобной с точки зрения реальной жизни.

Глубокое обучение

Понятие глубокого обучения (deep learning ) относится к другой классификации и обозначает подход к обучению так называемых глубоких структур, к которым можно отнести многоуровневые нейронные сети. Простой пример из области распознавания образов: необходимо научить машину выделять все более абстрактные признаки в терминах других абстрактных признаков, то есть определить зависимость между выражением всего лица, глаз и рта и, в конечном итоге, скопления цветных пикселов математически. Таким образом, в глубокой нейронной сети за каждый уровень признаков отвечает свой слой; понятно, что для обучения такой «махины» необходим соответствующий опыт исследователей и уровень аппаратного обеспечения. Условия сложились в пользу глубокого обучения НС только к 2006 году – и спустя восемь лет можно говорить о революции, которую произвел этот подход в машинном обучении.

Итак, прежде всего, в контексте нашей статьи стоит заметить следующее: глубокое обучение в большинстве случае не контролируется человеком. То есть этот подход подразумевает обучение нейронной сети без учителя. Это и есть главное преимущество «глубокого» подхода: машинное обучение с учителем, особенно в случае глубоких структур, требует колоссальных временных – и трудовых – затрат. Глубокое же обучение – подход, моделирующий человеческое абстрактное мышление (или, по крайней мере, представляет собой попытку приблизиться к нему), а не использующий его.

Идея, как водится, прекрасная, но на пути подхода встают вполне естественные проблемы – прежде всего, коренящиеся в его претензии на универсальность. На самом деле, если на поприще распознавания образов подходы deep learning добились ощутимых успехов, то с той же обработкой естественного языка возникает пока гораздо больше вопросов, чем находится ответов. Очевидно, что в ближайшие n лет вряд ли удастся создать «искусственного Леонардо Да Винчи» или даже – хотя бы! — «искусственного homo sapiens ».

Тем не менее, перед исследователями искусственного интеллекта уже встает вопрос этики: опасения, высказываемые в каждом уважающем себя научно-фантастическом фильме, начиная с «Терминатора» и заканчивая «Трансформерами», уже не кажутся смешными (современные изощренные нейросети уже вполне могут считаться правдоподобной моделью работы мозга насекомого!), но пока явно излишни.

Идеальное техногенное будущее представляется нам как эра, когда человек сможет делегировать машине большинство своих полномочий – или хотя бы сможет позволить ей облегчить существенную часть своей интеллектуальной работы. Концепция глубокого обучения – один из шагов на пути к этой мечте. Путь предстоит долгий – но уже сейчас понятно, что нейронные сети и связанные с ними все развивающиеся подходы способны со временем воплотить в жизнь чаяния научных фантастов.

С появления термина «глубокое обучение» прошло уже больше 20 лет, но широко заговорили о нем только недавно. Кратко объясняем, почему так получилось, что такое deep learning, чем оно отличается от машинного обучения и почему вам надо об этом знать.

  • Что это такое?

    Глубокое обучение - это ветвь развития машинного обучения, где используется модель, вдохновленная устройством мозга - взаимодействием нейронов.

    Сам термин появился еще в 1980-х, но до 2012 года для реализации этой технологии не хватало мощностей и на нее почти никто не обращал внимание. После серии статей известных ученых, публикаций в научных изданиях технология быстро стала популярной и получила внимание крупных медиа, - первым из мировых СМИ об этом написал The New York Times. Одним из поводов для материала стала научная работа специалистов из университетов Торонто Алекса Крижевского, Ильи Сатскевера и Джеффа Хинтона. Они описали и проанализировали результаты конкурса распознавания изображений ImageNet, где с большим отрывом победила их нейросеть, обученная с помощью deep learning, - система определила 85% объектов. С тех пор в конкурсе побеждала только глубокая нейросеть

  • Погодите, а что такое машинное обучение?

    Это подобласть искусственного интеллекта и термин - им описывают методы построения алгоритмов, которые учатся на своем опыте, без написания специальной программы. То есть человеку в этом случае не надо объяснять машине, как решить задачу, она находит ответ сама, из данных, которые ей предоставлены. К примеру, если мы хотим, чтобы алгоритм определял лица, мы должны показать ему десять тысяч разных лиц, отметить, где именно находится лицо, и тогда программа научится определять его самостоятельно.

    Обучаться машина может как с помощью учителя, когда он помечает для машины правильные ответы, так и без него. Но результаты лучше при обучении с учителем. Каждый раз, когда происходит обработка данных, система становится точнее.

  • А глубокое обучение как работает?

    Оно имитирует абстрактное мышление человека и умеет обобщать. Например, нейросеть, обученная машинным способом, плохо распознает рукописные буквы - и чтобы она не путалась в различных вариантах написания, все они должны быть в нее загружены.

    Глубокое обучение же используется в случае работы с многослойными искусственными нейронными сетями и сможет справиться с этой задачей.

    «Есть три термина, которые в последнее время часто используют почти взаимозаменяемо: искусственный интеллект, машинное обучение и глубокое обучение. Однако на самом деле это „вложенные“ термины: искусственный интеллект - это всё что угодно, что может помочь компьютеру выполнять человеческие задачи; машинное обучение - это раздел ИИ, в котором программы не просто решают задачи, а обучаются на основе имеющегося у них опыта, а глубокое обучение - это раздел машинного обучения, изучающий глубокие нейронные сети.

    Проще говоря: 1. если вы написали программу, играющую в шахматы, - это искусственный интеллект; 2. если она при этом обучается на базе партий гроссмейстеров или играя против самой себя - это машинное обучение; 3. а если обучается у неё при этом не что-нибудь, а глубокая нейронная сеть, - это глубокое обучение» .

  • Как работает глубокое обучение?

    Возьмем простой пример - мы покажем нейросети фотографии, на которых изображены мальчик и девочка. На первом слое нейроны реагируют на простые визуальные образы - например перепады яркости. На втором - более сложные: углы, окружности. К третьему слою нейроны способны реагировать на надписи и человеческие лица. К каждому следующему слою определяемые образы будут сложнее. Нейронная сеть сама определяет, какие визуальные элементы ей интересны для решения этой задачи, и ранжирует их по степени важности, чтобы в дальнейшем лучше понимать, что изображено на фотографии.

  • И что с помощью него уже разработали?

    Больше всего проектов с глубоким обучением применяется в распознавании фотографии или аудио, диагностике заболеваний. Например, оно уже используется в переводах Google с изображения: технология Deep Learning позволяет определить, есть ли на картинке буквы, а затем переводит их. Другой проект, который работает с фото, - система распознавания лиц под названием DeepFace. Она умеет распознавать человеческие лица с точностью 97,25% - примерно с той же точностью, что и человек.

    В 2016 году Google выпустил WaveNet - систему, которая может имитировать человеческую речь. Для этого компания загрузила в систему миллионы минут записанных голосовых запросов, которые использовались в проекте OK Google, и после изучения, нейросеть смогла сама составить предложения с правильными ударениями, акцентом и без нелогичных пауз.

    При этом глубокое обучение может семантически сегментировать изображение или видео - то есть не просто обозначать, что на картинке есть объект, но и идеально выделить его контуры. Эта технология используется в беспилотных автомобилях, которые определяют, есть ли помехи на дороге, разметку и считывают информацию с дорожных знаков, чтобы избежать аварий. Нейросеть также используют в медицине - чтобы определять диабетическую ретинопатию по фотографиям глаз пациентов например. Министерство здравоохранения США уже разрешило использовать эту технологию в государственных клиниках.

  • А почему глубинное обучение не начали внедрять раньше?

    Раньше это было затратно, сложно и долго - нужны были мощные графические процессоры, видеокарты и объемы памяти. Бум глубинного обучения как раз связан с широким распространением графических процессоров, которые ускоряют и удешевляют вычисления, практически неограниченные возможности хранения данных и развитие технологии «больших данных».

  • Это прорывная технология, она все поменяет?

    Об этом сложно сказать точно, мнения разнятся. С одной стороны, Google, Facebook и другие крупные компании уже вложили миллиарды долларов и настроены оптимистично. По их мнению, нейросети с глубинным обучением способны поменять технологическое устройство мира. Один из главных специалистов по машинному обучению - Эндрю Ынг - говорит: «Если человек может выполнить задачу в уме за секунду, скорее всего, в ближайшее время эта задача будет автоматизирована». Ынг называет машинное обучение «новым электричеством» - это техническая революция, и компании, которые ее проигнорируют, очень быстро обнаружат себя безнадежно отставшими от конкурентов.

    С другой стороны, есть и скептики: они считают, что глубокое обучение - это модное слово или ребрендинг нейронных сетей. К примеру, старший преподаватель факультета компьютерных наук ВШЭ Сергей Бартунов считает, что этот алгоритм - лишь один из вариантов (и при этом не лучший) обучения нейросети, который быстро подхватили массовые издания и о которых теперь знают все.

    Сергей Николенко, соавтор книги «Глубокое обучение»: «История искусственного интеллекта уже знала две „зимы“, когда за волной хайпа и завышенных ожиданий следовало разочарование. Оба раза, кстати, это было связано с нейронными сетями. Сначала в конце 1950-х решили, что перцептрон Розенблатта тут же приведёт к машинному переводу и осознающим себя компьютерам; но, конечно, не получилось из-за ограниченности железа, данных и отсутствия подходящих моделей.

    А в конце 1980-х ту же ошибку совершили, когда разобрались, как обучать любые архитектуры нейронных сетей. Показалось, что вот он, золотой ключик, открывающий любые двери. Это уже был не такой уж наивный вывод: действительно, если взять нейронную сеть из конца 1980-х, механически сделать её больше (увеличить число нейронов) и обучить на современных наборах данных и современном „железе“, она будет очень даже неплохо работать! Но ни данных, ни „железа“ в то время не хватало, и революцию глубокого обучения пришлось отложить до конца нулевых годов.

    Сейчас мы живём на третьей волне хайпа искусственного интеллекта. Закончится ли она третьей „зимой“ или созданием сильного ИИ - покажет только время».

  • Грядущая революция умных роботов предсказывалась каждые десять лет начиная с 1950-х годов. Тем не менее, она так и не произошла. Прогресс в области искусственного интеллекта происходил неуверенно, порою скучно, неся многим энтузиастам разочарование. Видимые успехи - компьютер Deep Blue, созданный в середине 1990-х IBM и обыгравший в 1997 году Гарри Каспарова в шахматы, или появление в конце 1990-х электронного переводчика - были скорее результатом «грубых» расчетов, чем переносом механизмов человеческого восприятия на процессы компьютерных вычислений.

    Однако история разочарований и провалов теперь резко меняется. Всего десять лет назад алгоритмы компьютерного зрения и распознавания предметов могли идентифицировать шар или параллелепипед на простом фоне. Теперь они могут различать человеческие лица так же хорошо, как это могут делать люди, даже на сложном, естественном фоне. Полгода назад Google выпустил приложение для смартфонов, способное переводить текст с более чем 20-ти иностранных языков, считывая слова с фотографий, дорожных знаков или рукописного текста!

    Все это стало возможным после того, как выяснилось, что некоторые старые идеи в области нейронных сетей , если их незначительно видоизменить, добавив «жизни», т.е. спроецировав детали человеческого и животного восприятия, могут дать ошеломляющий результат, которого никто и не ожидал. В этот раз революция искусственного разума кажется действительно реальной.

    Исследования нейронных сетей в области машинного обучения в большинстве случаев были всегда посвящены поиску новых методик распознавания различных типов данных. Так, компьютер, подключенный к камере, должен, используя алгоритм распознавания изображений, суметь различить на картинке плохого качества человеческое лицо, чашку чая или собаку. Исторически, однако, использование нейронных сетей для этих целей сопровождалось существенными трудностями. Даже незначительный успех требовал человеческого вмешательства - люди помогали программе определить важные особенности изображения, такие как границы изображения или простые геометрические фигуры. Существующие алгоритмы не могли сами научиться делать это.

    Положение дел резко изменилось благодаря созданию так называемых нейронных сетей с глубинным обучением , которые теперь могут проанализировать изображение почти так же эффективно, как человек. Такие нейронные сети используют изображение плохого качества как входные данные для «нейронов» первого уровня, который затем передает «картинку» через нелинейные связи нейронам следующего уровня. После определенной тренировки, «нейроны» более высоких уровней могут применять для распознавания более абстрактные аспекты изображения. Например, они могут использовать такие детали, как границы изображения или особенности его расположения в пространстве. Поразительно, но такие сети способны научиться оценивать наиболее важные особенности изображения без помощи человека!

    Замечательным примером использования нейронных сетей с глубинным обучением является распознавание одинаковых объектов, сфотографированных под разными углами или в разных позах (если речь идет о человеке или о животном). Алгоритмы, использующие попиксельное сканирование, «думают» что перед ними два разных изображения, тогда как «умные» нейронные сети «понимают», что перед ними тот же самый объект. И наоборот - изображения двух собак разных пород, сфотографированных в одинаковой позе, прежними алгоритмами могли восприниматься как фотографии одной и той же собаки. Нейронные сети с глубинным обучением могут выявить такие детали изображений, которые помогут им различить животных.

    Совмещение методик глубинного обучения, передовых знаний нейронауки и мощностей современных компьютеров открывает для искусственного интеллекта перспективы, которые мы даже не в силах пока оценить. Правда уже очевидно, что разум может иметь не только биологическую природу.

    Глубинное обучение меняет парадигму работы с текстами, однако вызывает скепсис у компьютерных лингвистов и специалистов в области анализа данных. Нейронные сети - мощный, но тривиальный инструмент машинного обучения.

    03.05.2017 Дмитрий Ильвовский, Екатерина Черняк

    Нейронные сети позволяют находить скрытые связи и закономерности в текстах, но эти связи не могут быть представлены в явном виде. Нейронные сети - пусть и мощный, но достаточно тривиальный инструмент, вызывающий скептицизм у компаний, разрабатывающих промышленные решения в области анализа данных, и у ведущих компьютерных лингвистов.

    Всеобщее увлечение нейросетевыми технологиями и глубинным обучением не обошло стороной и компьютерную лингвистику - автоматическую обработку текстов на естественном языке. На недавних конференциях ассоциации компьютерной лингвистики ACL, главном научном форуме в этой области, подавляющее большинство докладов было посвящено применению нейронных сетей как для решения уже известных задач, так и для исследования новых, которые не решались с помощью стандартных средств машинного обучения. Повышенное внимание лингвистов к нейронным сетям обусловлено несколькими причинами. Применение нейронных сетей, во-первых, существенным образом повышает качество решения некоторых стандартных задач классификации текстов и последовательностей, во-вторых, снижает трудоемкость при работе непосредственно с текстами, в-третьих, позволяет решать новые задачи (например, создавать чат-боты). В то же время нейронные сети нельзя считать полностью самостоятельным механизмом решения лингвистических проблем.

    Первые работы по глубинному обучению (deep learning) относятся к середине XX века. В начале 1940-х годов Уоррен Маккаллок и Уолтер Питтс предложили формальную модель человеческого мозга - искусственную нейронную сеть, а чуть позже Фрэнк Розенблатт обобщил их работы и создал модель нейронной сети на компьютере. Первые работы по обучению нейронных сетей с использованием алгоритма обратного распространения ошибки относятся к 1960-м годам (алгоритм вычисляет ошибку предсказания и минимизирует ее с помощью методов стохастической оптимизации). Однако оказалось, что, несмотря на красоту и изящество идеи имитации мозга, обучение «традиционных» нейронных сетей занимает много времени, а результаты классификации на небольших наборах данных сопоставимы с результатами, полученными более простыми методами, например машинами опорных векторов (Support Vector Machine, SVM). В итоге нейронные сети были на 40 лет забыты, но сегодня снова стали востребованы при работе с большими объемами неструктурированных данных, изображений и текстов.

    С формальной точки зрения нейронная сеть представляет собой направленный граф заданной архитектуры, вершины или узлы которого называются нейронами . На первом уровне графа находятся входные узлы, на последнем - выходные узлы, число которых зависит от задачи. Например, для классификации на два класса на выходной уровень сети можно поместить один или два нейрона, для классификации на k классов - k нейронов. Все остальные уровни в графе нейронной сети принято называть скрытыми слоями. Все нейроны, находящиеся на одном уровне, связаны ребрами со всеми нейронами следующего уровня, каждое ребро обладает весом. Каждому нейрону ставится в соответствие функция активации, моделирующая работу биологических нейронов: они «молчат», когда входной сигнал слаб, а когда его значение превышает некий порог, срабатывают и передают входное значение дальше по сети. Задача обучения нейронной сети на примерах (то есть на парах «объект - правильный ответ») заключается в поиске весов ребер, наилучшим образом предсказывающих правильные ответы. Ясно, что именно архитектура - топология строения графа нейронной сети - является ее важнейшим параметром. Хотя формального определения для «глубинных сетей» пока нет, принято считать глубинными все нейронные сети, состоящие из большого числа слоев или имеющие «нестандартные» слои (например, содержащие только избранные связи или использующие рекурсию с другими слоями).

    Примером наиболее успешного применения нейронных сетей пока является анализ изображений, однако нейросетевые технологии коренным образом изменили и работу с текстовыми данными. Если раньше каждый элемент текста (буква, слово или предложение) нужно было описывать с помощью множества признаков различной природы (морфологических, синтаксических, семантических и т. д.), то теперь во многих задачах необходимость в сложных описаниях пропадает. Теоретики и практики нейросетевых технологий часто говорят об «обучении представлению» (representation learning) - в сыром тексте, разбитом только на слова и предложения, нейронная сеть способна найти зависимости и закономерности и самостоятельно составить признаковое пространство. К сожалению, в таком пространстве человек ничего не поймет - во время обучения нейронная сеть ставит каждому элементу текста в соответствие один плотный вектор, состоящих из неких чисел, представляющих обнаруженные «глубинные» взаимосвязи. Акцент при работе с текстом смещается от конструирования подмножества признаков и поиска внешних баз знаний к выбору источников данных и разметке текстов для последующего обучения нейронной сети, для которого требуется существенно больше данных по сравнению со стандартными методами. Именно из-за необходимости использовать большие объемы данных и из-за слабой интерпретируемости и непредсказуемости нейронные сети не востребованы в реальных приложениях промышленного масштаба, в отличие от других, хорошо зарекомендовавших себя алгоритмов обучения, таких как случайный лес и машины опорных векторов. Тем не менее нейронные сети используются в целом ряде задач автоматической обработки текстов (рис. 1).

    Одно из самых популярных применений нейронных сетей - построение векторов слов, относящихся к области дистрибутивной семантики: считается, что значение слова можно понять по значению его контекста, по окружающим словам. Действительно, если нам незнакомо какое-то слово в тексте на известном языке, то в большинстве случаев можно угадать его значение. Математической моделью значения слова служат вектора слов: строки в большой матрице «слово-контекст», построенной по достаточно большому корпусу текстов. В качестве «контекстов» для конкретного слова могут выступать соседние слова, слова, входящие с данным в одну синтаксическую или семантическую конструкцию, и т. д. В клетках такой матрицы могут быть записаны частоты (сколько раз слово встретилось в данном контексте), но чаще используют коэффициент положительной попарной взаимной информации (Positive Pointwise Mutual Information, PPMI), показывающий, насколько неслучайным было появление слова в том или ином контексте. Такие матрицы вполне успешно могут быть использованы для кластеризации слов или для поиска слов, близких по смыслу к искомому слову.

    В 2013 году Томаш Миколов опубликовал работу , в которой предлагал использовать нейронные сети для обучения векторам слов, но для меньшей размерности: по кортежам (слово, контексты) обучалась нейронная сеть простейшей архитектуры, на выходе каждому слову в соответствие ставился вектор из 300 элементов. Оказалось, что такие вектора лучше передают семантическую близость слов. Например, на них можно определить арифметические операции сложения и вычитания смыслов и получить следующие уравнения: «Париж – Франция + Россия = Москва»; «король – мужчина + женщина = королева». Или найти лишнее слово в ряду «яблоко, груша, вишня, котенок». В работе были представлены две архитектуры, skip-gram и CBOW (Continuous Bag of Words), под общим названием word2vec. Как позже было показано в , word2vec - это не что иное, как факторизация матрицы «слово-контекст» с весами PPMI. Сейчас принято относить word2vec к дистрибутивной семантике, а не к глубинному обучению , однако исходным толчком для создания этой модели послужило применение нейронной сети. Кроме того, оказалось, что вектора word2vec служат удобным представлением смысла слова, которое можно подавать на вход глубинным нейронным сетям, используемым для классификации текстов.

    Задача классификации текстов - одна из самых актуальных для маркетологов, особенно когда речь идет об анализе мнений или отношения потребителя к какому-то товару или услуге, поэтому исследователи постоянно работают над повышением качества ее решения. Однако анализ мнений является задачей классификации скорее предложений, а не текстов - в положительном отзыве пользователь может написать одно-два отрицательно окрашенных предложения, и их тоже важно уметь определять и анализировать. Известная трудность в классификации предложений заключается в переменной длине входа - поскольку предложения в текстах бывают произвольной длины, непонятно, как подать их на вход нейронной сети. Один из подходов заимствован из области анализа изображений и заключается в использовании сверточных нейронных сетей (convolutional neural network, CNN) (рис. 2).

    На вход сверточной нейронной сети подается предложение, в котором каждое слово уже представлено вектором (вектор векторов). Как правило, для представления слов векторами используются заранее обученные модели word2vec. Сверточная нейронная сеть состоит из двух слоев: «глубинного» слоя свертки и обычного скрытого слоя. Слой свертки, в свою очередь, состоит из фильтров и слоя «субдискретизации». Фильтр - это нейрон, вход которого формируется при помощи окон, передвигающихся по тексту и выбирающих последовательно некоторое количество слов (например, окно длины «три» выберет первые три слова, слова со второго по четвертое, с третьего по пятое и т. д.). На выходе фильтра формируется один вектор, агрегирующий все вектора слов, в него входящих. Затем на слое субдискретизации формируется один вектор, соответствующий всему предложению, который вычисляется как покомпонентный максимум из всех выходных векторов фильтров. Сверточные нейронные сети просты в обучении и реализации. Для их обучения используется стандартный алгоритм обратного распространения ошибки, а за счет того, что веса фильтров равномерно распределены (вес i-го слова из окна одинаков для любого фильтра), число параметров у сверточной нейронной сети невелико. С точки зрения компьютерной лингвистики сверточные нейронные сети - мощный инструмент для классификации, за которым, впрочем, не стоит никакой языковой интуиции, что существенно затрудняет анализ ошибок алгоритма.

    Классификация последовательностей - это задачи, в которых каждому слову нужно поставить в соответствие одну метку: морфологический разбор (каждому слову ставится в соответствие часть речи), извлечение именованных сущностей (определение того, является ли каждое слово частью имени человека, географического названия и пр.) и т. д. При классификации последовательностей используются методы, позволяющие учитывать контекст слова: если предыдущее слово - часть имени человека, то текущее тоже может быть частью имени, но вряд ли будет частью названия организации. Реализовать это требование на практике помогают рекуррентные нейронные сети, расширяющие идею языковых моделей (language model), предложенных в конце прошлого века. Классическая языковая модель предсказывает вероятность того, что слово i встретится после слова i-1. Языковые модели можно использовать и для предсказания следующего слова: какое слово с наибольшей вероятностью встретится после данного?

    Для обучения языковых моделей нужны большие корпусы - чем больше обучающий корпус, тем больше пар слов модель «знает». Использование нейронных сетей для разработки языковых моделей позволяет сократить объем хранимых данных. Представим себе простую архитектуру сети, в которой на вход поступают слова i-2 и i-1, а на выходе нейронная сеть предсказывает слово i. В зависимости от числа скрытых слоев и количества нейронов на них, обученная сеть может быть сохранена как некоторое количество плотных матриц относительно небольшой размерности. Иначе говоря, вместо обучающего корпуса и всех пар слов в нем можно хранить лишь несколько матриц и список уникальных слов. Однако такая нейронная языковая модель не позволяет учитывать длинные связи между словами. Эту проблему решают рекуррентные нейронные сети (рис. 3), в которых внутреннее состояние скрытого слоя не только обновляется после того, как на вход приходит новое слово, но и передается на следующий шаг. Таким образом, скрытый слой рекуррентной сети принимает входы двух типов: состояние скрытого слоя на предыдущем шаге и новое слово. Если рекуррентная нейронная сеть обрабатывает предложение, то скрытые состояния позволяют запоминать и передавать длинные связи в предложениях. Экспериментально неоднократно было проверено, что рекуррентные нейронные сети запоминают род субъекта в предложении и выбирают правильные местоимения (она - ее, он - его) при генерации предложения, однако показать в явном виде, как именно такого рода информация хранится в нейронной сети или как она используется, до сих пор не удалось.

    Рекуррентные нейронные сети служат и для классификации текстов. В этом случае выходы на промежуточных шагах не используются, а последний выход нейронной сети возвращает предсказанный класс. Сегодня двунаправленные (передающие скрытое состояние не только «направо», но и «налево») рекуррентные сети, имеющие несколько десятков нейронов на скрытом слое, стали стандартным инструментом для решения задач классификации текстов и последовательностей, а также генерации текстов и по сути вытеснили другие алгоритмы.

    Развитием рекуррентных нейронных сетей стали архитектуры вида Seq2seq, состоящие из двух соединенных рекуррентных сетей, одна из которых отвечает за представление и анализ входа (например, вопроса или предложения на одном языке), а вторая - за генерацию выхода (ответа или предложения на другом языке). Сети Seq2seq лежат в основе современных систем «вопрос-ответ», чат-ботов и систем машинного перевода.

    Кроме сверточных нейронных сетей, для анализа текстов применяются так называемые автокодировщики, используемые, например, для создания эффектов на изображениях в Photoshop или Instagram и нашедшие применение в лингвистике в задаче снижения размерности (поиск проекции вектора, представляющего текст, на пространство заведомо меньшей размерности). Проекция на двумерное пространство делает возможным представление текста в виде точки на плоскости и позволяет наглядно изобразить коллекцию текстов как множество точек, то есть служит средством предварительного анализа перед кластеризацией или классификацией текстов. В отличие от задачи классификации, в задаче снижения размерности нет четких критериев качества, однако изображения, получаемые при использовании автокодировщиков, выглядят достаточно «убедительно». С математической точки зрения автокодировщик - это нейронная сеть без учителя, которая обучается линейной функции f(x) = x и состоит из двух частей: кодировщика и декодировщика. Кодировщик - это сеть с несколькими скрытыми слоями с уменьшающимся количеством нейронов. Декодировщик - аналогичная сеть с увеличивающимся количеством нейронов. Их соединяет скрытый слой, на котором столько нейронов, сколько должно быть размерностей в новом пространстве меньшей размерности, и именно он отвечает за снижение размерности. Как и сверточные нейронные сети, автокодировщик не имеет никакой лингвистической интерпретации, поэтому может считаться скорее инженерным, чем аналитическим инструментом.

    Несмотря на впечатляющие результаты, нейронная сеть не может считаться самостоятельным инструментом для анализа текста (поиска закономерностей в языке) и тем более для понимания текста. Да, нейронные сети позволяют находить скрытые связи между словами и обнаруживать закономерности в текстах, но пока эти связи не представлены в интерпретируемом виде, нейронные сети будут оставаться достаточно тривиальными инструментами машинного обучения. Кроме того, в промышленных аналитических решениях глубинное обучение пока еще не востребовано, поскольку требует неоправданных затрат на подготовку данных при непредсказуемости результатов. Даже в исследовательском сообществе высказывается критическое отношение к попыткам сделать нейронные сети универсальным инструментом. В 2015 году Крис Маннинг, глава группы компьютерной лингвистики в Стэнфорде и президент ACL, четко очертил круг применимости нейронных сетей . В него он включил задачи классификации текстов, классификации последовательностей и снижения размерности. Однако благодаря маркетингу и популяризации глубинного обучения возросло внимание собственно к компьютерной лингвистике и ее новым приложениям.

    Литература

    1. Tomas Mikolov et. al. Efficient Estimation of Word Representations in Vector Space, arxiv.org. URL: http://arxiv.org/pdf/1301.3781.pdf
    2. Levy Omer, Yoav Goldberg, Ido Dagan. Improving distributional similarity with lessons learned from word embeddings. Transactions of the Association for Computational Linguistics 3. - 2015. - P. 211–225. URL: https://www.transacl.org/ojs/index.php/tacl/article/view/570/124 (дата обращения: 18.05.2017).
    3. Павел Велихов. Машинное обучение для понимания естественного языка // Открытые Системы.СУБД. - 2016. - № 1. - С.18–21. URL: (дата обращения: 18.05.2017).
    4. Christopher Manning. Computational linguistics and deep learning. Computational Linguistics. - 2016. URL: http://www.mitpressjournals.org/doi/full/10.1162/COLI_a_00239#.WQH8MBhh2qA (дата обращения: 18.05.2017).

    Дмитрий Ильвовский ([email protected]) - сотрудник Международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа, Екатерина Черняк ([email protected]) - преподаватель центра непрерывного образования, факультет компьютерных наук, НИУ ВШЭ (Москва). Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.



    Сегодня граф – один из самых приемлемых способов описать модели, созданные в системе машинного обучения. Эти вычислительные графики составлены из вершин-нейронов, соединенных ребрами-синапсами, которые описывают связи между вершинами.

    В отличие скалярного центрального или векторного графического процессора, IPU – новый тип процессоров, спроектированный для машинного обучения, позволяет строить такие графы. Компьютер, который предназначен для управления графами – идеальная машина для вычислительных моделей графов, созданных в рамках машинного обучения.

    Один из самых простых способов, чтобы описать процесс работы машинного интеллекта – это визуализировать его. Команда разработчиков компании Graphcore создала коллекцию таких изображений, отображаемых на IPU. В основу легло программное обеспечение Poplar, которое визуализирует работу искусственного интеллекта. Исследователи из этой компании также выяснили, почему глубокие сети требуют так много памяти, и какие пути решения проблемы существуют.

    Poplar включает в себя графический компилятор, который был создан с нуля для перевода стандартных операций, используемых в рамках машинного обучения в высокооптимизированный код приложений для IPU. Он позволяет собрать эти графы воедино по тому же принципу, как собираются POPNN. Библиотека содержит набор различных типов вершин для обобщенных примитивов.

    Графы – это парадигма, на которой основывается все программное обеспечение. В Poplar графы позволяют определить процесс вычисления, где вершины выполняют операции, а ребра описывают связь между ними. Например, если вы хотите сложить вместе два числа, вы можете определить вершину с двумя входами (числа, которые вы хотели бы сложить), некоторые вычисления (функция сложения двух чисел) и выход (результат).

    Обычно операции с вершинами гораздо сложнее, чем в описанном выше примере. Зачастую они определяются небольшими программами, называемыми коделетами (кодовыми именами). Графическая абстракция привлекательна, поскольку не делает предположений о структуре вычислений и разбивает вычисления на компоненты, которые процессор IPU может использовать для работы.

    Poplar применяет эту простую абстракцию для построения очень больших графов, которые представлены в виде изображения. Программная генерация графика означает, что мы можем адаптировать его к конкретным вычислениям, необходимым для обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов IPU.

    Компилятор переводит стандартные операции, используемые в машинных системах обучения, в высокооптимизированный код приложения для IPU. Компилятор графов создает промежуточное изображение вычислительного графа, которое разворачивается на одном или нескольких устройствах IPU. Компилятор может отображать этот вычислительный граф, поэтому приложение, написанное на уровне структуры нейронной сети, отображает изображение вычислительного графа, который выполняется на IPU.


    Граф полного цикла обучения AlexNet в прямом и обратном направлении

    Графический компилятор Poplar превратил описание AlexNet в вычислительный граф из 18,7 миллиона вершин и 115,8 миллиона ребер. Четко видимая кластеризация – результат прочной связи между процессами в каждом слое сети с более легкой связью между уровнями.

    Другой пример – простая сеть с полной связью, прошедшая обучение на MNIST – простом наборе данных для компьютерного зрения, своего рода «Hello, world» в машинном обучении. Простая сеть для изучения этого набора данных помогает понять графы, которыми управляют приложения Poplar. Интегрируя библиотеки графов с такими средами, как TensorFlow, компания представляет один из простых путей для использования IPU в приложениях машинного обучения.

    После того, как с помощью компилятора построился граф, его нужно выполнить. Это возможно с помощью движка Graph Engine. На примере ResNet-50 демонстрируется его работа.


    Граф ResNet-50

    Архитектура ResNet-50 позволяет создавать глубокие сети из повторяющихся разделов. Процессору остается только единожды определить эти разделы и повторно вызывать их. Например, кластер уровня conv4 выполняется шесть раз, но только один раз наносится на граф. Изображение также демонстрирует разнообразие форм сверточных слоев, поскольку каждый из них имеет граф, построенный в соответствии с естественной формой вычисления.

    Движок создает и управляет исполнением модели машинного обучения, используя граф, созданный компилятором. После развертывания Graph Engine контролирует и реагирует на IPU или устройства, используемые приложениями.

    Изображение ResNet-50 демонстрирует всю модель. На этом уровне сложно выделить связи между отдельными вершинами, поэтому стоит посмотреть на увеличенные изображения. Ниже приведены несколько примеров секций внутри слоев нейросети.

    Почему глубоким сетям нужно так много памяти?

    Большие объемы занимаемой памяти – одна из самых больших проблем глубинных нейронных сетей. Исследователи пытаются бороться с ограниченной пропускной способностью DRAM-устройств, которые должны быть использованы современными системами для хранения огромного количества весов и активаций в глубинной нейронной сети.

    Архитектуры были разработаны с использованием процессорных микросхем, предназначенных для последовательной обработки и оптимизации DRAM для высокоплотной памяти. Интерфейс между двумя этими устройствами является узким местом, которое вводит ограничения пропускной способности и добавляет значительные накладные расходы в потреблении энергии.

    Хотя мы еще не имеем полного представления о человеческом мозге и о том, как он работает, в целом понятно, что нет большого отдельного хранилища памяти. Считается, что функция долговременной и кратковременной памяти в человеческом мозге встроена в структуру нейронов+синапсов. Даже простые организмы вроде червей с нейронной структурой мозга, состоящей из чуть более 300 нейронов, в какой-то степени функцией памяти.

    Построение памяти в обычных процессорах – это один из способов обойти проблему узких мест памяти, открыв огромную пропускную способность при гораздо меньшем энергопотреблении. Тем не менее, память на кристалле – дорогая штука, которая не рассчитана на действительно большие объемы памяти, которые подключены к центральным и графическим процессорам, в настоящее время используемым для подготовки и развертывания глубинных нейронных сетей.

    Поэтому полезно посмотреть на то, как память сегодня используется в центральных процессорах и системах глубокого обучения на графических ускорителях, и спросить себя: почему для них необходимы такие большие устройства хранения памяти, когда головной мозг человека отлично работает без них?

    Нейронным сетям нужна память для того, чтобы хранить входные данные, весовые параметры и функции активации, как вход распространяется через сеть. В обучении активация на входе должна сохраняться до тех пор, пока ее нельзя будет использовать, чтобы вычислить погрешности градиентов на выходе.

    Например, 50-слойная сеть ResNet имеет около 26 миллионов весовых параметров и вычисляет 16 миллионов активаций в прямом направлении. Если вы используете 32-битное число с плавающей запятой для хранения каждого веса и активации, то для этого потребуется около 168Мб пространства. Используя более низкое значение точности для хранения этих весов и активаций, мы могли бы вдвое или даже вчетверо снизить это требование для хранения.

    Серьезная проблема с памятью возникает из-за того, что графические процессоры полагаются на данные, представляемые в виде плотных векторов. Поэтому они могут использовать одиночный поток команд (SIMD) для достижения высокой плотности вычислений. Центральный процессор использует аналогичные векторные блоки для высокопроизводительных вычислений.

    В графических процессорах ширина синапса составляет 1024 бит, так что они используют 32-битные данные с плавающей запятой, поэтому часто разбивают их на параллельно работающие mini-batch из 32 образцов для создания векторов данных по 1024 бит. Этот подход к организации векторного параллелизма увеличивает число активаций в 32 раза и потребность в локальном хранилище емкостью более 2 ГБ.

    Графические процессоры и другие машины, предназначенные для матричной алгебры, также подвержены нагрузке на память со стороны весов или активаций нейронной сети. Графические процессоры не могут эффективно выполнять небольшие свертки, используемые в глубоких нейронных сетях. Поэтому преобразование, называемое «понижением», используется для преобразования этих сверток в матрично-матричные умножения (GEMM), с которыми графические ускорители могут эффективно справляться.

    Дополнительная память также требуется для хранения входных данных, временных значений и инструкций программы. Измерение использования памяти при обучении ResNet-50 на высокопроизводительном графическом процессоре показало, что ей требуется более 7,5 ГБ локальной DRAM.

    Возможно, кто-то решит, что более низкая точность вычислений может сократить необходимый объем памяти, но это не так. При переключении значений данных до половинной точности для весов и активаций вы заполните только половину векторной ширины SIMD, потратив половину имеющихся вычислительных ресурсов. Чтобы компенсировать это, когда вы переключаетесь с полной точности до половины точности на графическом процессоре, тогда придется удвоить размер mini-batch, чтобы вызвать достаточный параллелизм данных для использования всех доступных вычислений. Таким образом, переход на более низкую точность весов и активаций на графическом процессоре все еще требует более 7,5ГБ динамической памяти со свободным доступом.

    С таким большим количеством данных, которые нужно хранить, уместить все это в графическом процессоре просто невозможно. На каждом слое сверточной нейронной сети необходимо сохранить состояние внешней DRAM, загрузить следующий слой сети и затем загрузить данные в систему. В результате, уже ограниченный пропускной способностью задержкой памяти интерфейс внешней памяти страдает от дополнительного бремени постоянной перезагрузки весов, а также сохранения и извлечения функций активации. Это значительно замедляет время обучения и значительно увеличивает потребление энергии.

    Существует несколько путей решения этой проблемы. Во-первых, такие операции, как функции активации, могут выполняться “на местах”, позволяя перезаписывать входные данные непосредственно на выходе. Таким образом, существующую память можно будет использовать повторно. Во-вторых, возможность для повторного использования памяти можно получить, проанализировав зависимость данных между операциями в сети и распределением той же памяти для операций, которые не используют ее в этот момент.

    Второй подход особенно эффективен, когда вся нейронная сеть может быть проанализированна на этапе компиляции, чтобы создать фиксированную выделенную память, так как издержки на управление памятью сокращаются почти до нуля. Выяснилось, что комбинация этих методов позволяет сократить использование памяти нейронной сетью в два-три раза.
    Третий значительный подход был недавно обнаружен командой Baidu Deep Speech. Они применили различные методы экономии памяти, чтобы получить 16-кратное сокращение потребления памяти функциями активации, что позволило им обучать сети со 100 слоями. Ранее при том же объеме памяти они могли обучать сети с девятью слоями.

    Объединение ресурсов памяти и обработки в одном устройстве обладает значительным потенциалом для повышения производительности и эффективности сверточных нейронных сетей, а также других форм машинного обучения. Можно сделать компромисс между памятью и вычислительными ресурсами, чтобы добиться баланса возможностей и производительности в системе.

    Нейронные сети и модели знаний в других методах машинного обучения можно рассматривать как математические графы. В этих графах сосредоточено огромное количество параллелизма. Параллельный процессор, предназначенный для использования параллелизма в графах, не полагается на mini-batch и может значительно уменьшить объем требуемого локального хранилища.

    Современные результаты исследований показали, что все эти методы могут значительно улучшить производительность нейронных сетей. Современные графические и центральные процессоры имеют очень ограниченную встроенную память, всего несколько мегабайт в совокупности. Новые архитектуры процессоров, специально разработанные для машинного обучения, обеспечивают баланс между памятью и вычислениями на чипе, обеспечивая существенное повышение производительности и эффективности по сравнению с современными центральными процессорами и графическими ускорителями.