Биографии Характеристики Анализ

Как называют человека которому все безразлично. Цитаты про безразличие

Чужое безразличие,ох как нам — небезразлично

Безразличие — делает человека соучастником преступления.

Город напоминает тайгу, где живут одни волки, если все безразлично проходят мимо человека, лежащего на земле, больного или избитого.

Взгляд зависти — опасен, любви — приятен, и только безразличный взгляд раздражает и убивает

Хорошо воспитанный человек смотрит в замочную скважину безразличным взглядом.

Мы живём в мире, где чёрствость и безразличие всё чаще становятся нормой человеческих отношений, а наши души, как панцирем, покрыты струпьями засохших страданий и обид.

Роберт Джеймс Уоллер. Мосты округа Мэдисон

Безразличие как качество личности – склонность проявлять безучастие, незаинтересованность, избирательное отсутствие в данный момент времени интереса к кому-то или чему-то; установка разума на устранение избыточной важности кого-то или чего-то.

Однажды ученик, проучившийся меньше остальных учеников, спросил Учителя: « Учитель, у меня вот какое затруднение. Я заметил: часто, когда я продаю что-то, мне становится не важно - купит покупатель товар или нет. Я получаю удовольствие от процесса, и именно это удовольствие для меня главное». - «А много ли ты продаёшь?» - «Я давно уже считаюсь лучшим продавцом в своей фирме. И в фирме, где я работал до этого, я тоже продавал больше всех». - «И давно у тебя это безразличие к результату?» - «Около полугода. Поэтому я и пришёл к тебе». - «Я немногим смогу тебе помочь. Похоже, ты уже постиг Путь».

Безразличие – порочное качество личности, если оно проявляется в форме безучастности к людям. Лиз Бурбо пишет: « Безразличный человек не испытывает никаких чувств, никакого особого интереса к кому-либо или чему-либо; он не вибрирует; его не трогают другие; что-то происходит, но его жизнь от этого никак не меняется. Он просто не уделяет никакого внимания тем людям и вещам, которые его не интересуют. Переживать людское безразличие обычно трудно. Чувствуешь себя ненужным, не интересным, ничтожным и, главное, нелюбимым. Многие предпочитают вызвать гнев или озлобление другого человека, лишь бы не страдать от его безразличия. Больше всего от безразличия ближних страдают люди с травмами ОТВЕРГНУТОГО или ПОКИНУТОГО. Помни, что каждый человек имеет право решать, что кто-то или что-то его не интересует. Это не обязательно означает нелюбовь или отвращение; это означает только, что человек сделал выбор и что это не более чем выбор. А особенно важно помнить, что за безразличной внешностью часто скрывается чуткая, ранимая личность».

Безразличие – это обратная сторона интереса. Это интерес, вывернутый наизнанку. Интерес и безразличие два различных полюса. Путь к интересу идет от безразличия и наоборот. Девушка была безразлична к футболу, но, чтобы любимому парню было с ней интересно, она заинтересовалась футболом. Сначала интерес был показным, но, побывав на нескольких матчах, прониклась неподдельным интересом к этой игре. Когда они расстались, и ходить на стадион стало не с кем, интерес к футболу постепенно угас. Маятник качнулся в сторону безразличия. Так мы и идем по жизни, раскачивая маятник от безразличия к интересу и наоборот.

Зачастую, безразличными нас делает невежество. Нам безразлично все, что мы не знаем, о чем не имеем представление. Парень был безразличен к опере, но однажды девушка затащила его на «Травиату». Спектакль настолько его увлек, что следующие месяцы можно было бы смело назвать как преодоление спринтерской дистанции, где стартом было безразличие, а финишем интерес к опере.

Если в человеке преобладает полюс безразличия, мы считаем его безразличным. Это не означает, что у него отсутствуют какие-то интересы. Человек безразличен к окружающим, к вещам, но у него есть хобби – марки. Люди однозначно назовут его безразличным, потому что это качество его личности проявлено в убедительной форме. Мало кому известно, что марки заменяют ему все остальные радости жизни. Он будет голодать, но не продаст свою коллекцию. Оценки людей ему безразличны. Для него значимы только марки. Иными словами, человек всегда находится в определенной точке на шкале «Интерес – Безразличие». Человек редко бывает сразу безразличен ко всем своим связям с внутренним и внешним миром. Трудно найти человека, который был бы сразу безразличен к семье, к друзьям, к вещам, к духовным ценностям. Если в человеке проявленная сторона (более 50%) связана с безразличием, мы называем его безразличным. Когда человек приближается к полюсу «Безразличие», это может привести к апатии, депрессии и даже летальному исходу. Следовательно, работа с безразличием – это путь к противоположному полюсу. Безразличие прогибается, когда приподнимает голову интерес.

Безразличие оскорблено равнодушием. Их ставят в один синонимический ряд, хотя они существенно отличаются друг от друга. Равнодушие – это утрата способности что-то или кого-то любить, а безразличие – это избирательное отсутствие в данный момент времени интереса к кому-то или чему-то. Безразличный может любить одну женщину, а к остальным быть безразличным. Вот они и называют его безразличным. Безразличие превращается в порок, когда человеку безразличны люди, их судьбы, и он зацикливается, к примеру, на какой-то фанатичной идеи. Безразличие в связке со Злом – адский коктейль. Однако в обычных условиях нельзя ставить знак равенства между неспособностью любить и временным отсутствием интереса к кому-то или чему-то. Поэтому безразличие не несёт такого тяжелого негативного смысла, как равнодушие.

Многие видят в безразличии только зло. На самом деле это глубокое заблуждение. Наш мудрый организм находит нишу безопасности в безразличии, когда нужно спрятаться от депрессии, стресса, шока, страха и ситуаций с повышенной напряженностью. Защищаясь от внешнего мира, мы становимся безразличными, отрешенными к происходящему вокруг. Нас охватывает паралич эмоций, снижается психическая активность, отсутствуют желания и побуждения к действию. Мы становимся малоподвижны, неразговорчивы, безынициативны и отчужденны от внешнего мира. Безразличие защищает нас от чувства отчаяния и одиночества.

Иными словами, в подобных ситуациях безразличие наступает на горло интересу и буйствует в полную силу. Еще чуть-чуть и интерес отправится на помойку. В каких жизненных ситуациях происходит такой дисбаланс между интересом и безразличием? Прежде всего, главным союзником безразличия является стресс. П отеря работы, конфликт, выход на пенсию, смерть близкого человека, стихийные бедствия, проблемы с законом и многое другое, могут стать фактором возвеличивания безразличия. Жизнь настолько многогранна, что факторами роста безразличия могут быть прием лекарственных препаратов. Можно наглотаться снотворного, противозачаточных таблеток, валерьянки, сердечных препаратов, антибиотиков и стать ко всему безразличным. Алкоголизм, наркомания, хронические заболевания, отсутствие реализации творческих способностей, пожилой возраст — тоже не способствуют росту интереса к жизни. Геронтологи и психиатры расценивают безразличие лиц пожилого возраста как способ защиты от сильных переживаний.
Что было бы с нами, не будь безразличия? В результате сильного потрясения мы тратим колоссальное количество энергии. Нервная система, входя в состояние безразличия, как бы жмет на тормоза, чтобы восстановить растраченную энергию. Иначе нас ожидало бы нервное истощение с угрозой для жизни. Другое дело, что в состоянии безразличия нельзя находиться продолжительное время. Устойчивое безразличие к себе останавливает личностный рост и ведет к деградации, окостенению души. Выход здесь только один – пробудить интерес. Нужно оттолкнуться от полюса «безразличие» и идти в направлении полюса «интерес».

В паре интерес — безразличие обе стороны одинаково важны. Например, вы привели дочку в секцию фигурного катания. У девочки проснулся интерес к этому виду спорта после того, как она увидела выступления фигуристок по телевизору. От полюса безразличия к фигурному катанию она устремилась к полюсу интерес в надежде стать новой олимпийской чемпионкой. Проходят годы упорных тренировок. Сложнейшие элементы отработаны до автоматизма. Девочка попадает в олимпийскую сборную. Значимость предстоящего выступления, интерес выиграть золотую медаль ограничивает ее силу. Ранее интерес побуждал ее к действию, к преодолению трудностей. Теперь интерес становится ее главной помехой. Успех, золото олимпиады зависят от того, насколько она снизит для себя значимость предстоящего выступления, важность мнения тренеров и телезрителей. Интерес препятствует выполнить программу как на тренировке – профессионально, на «автомате». Для этого девочка должна быть в состоянии безразличия. Сила в безразличии . Безразличие бессознательно увеличивает силу. Его невозможно отработать на тренировке. Оно должно родиться естественным образом – в единстве с разумом. Есть в индийском языке одно изречение: “Интерес творит королей, но безразличие творит императоров”. Девочка станет императрицей фигурного катания только, когда ей будет подвластно естественное вхождение в состояние безразличия.

Как-то ребенок спросил у своего папы: «Вот ты носишь день ото дня тяжелейшие грузы, но ты не устаешь. В чем твой секрет?» Отец посмотрел спокойно на сына и сказал «в безразличии». И он был прав. Боксер, намеренный победить, знает, что если он будет думать, как и куда ударить, к каким последствиям может привести бой, то, скорее всего, проиграет поединок. Сила его в безразличии, а подсознание сделает свое дело. Интерес сделает его «деревянным» и заторможенным, безразличие – быстрым и непредсказуемым. Он, как оса, будет жалить противника и непременно победит.

Когда человека нельзя подцепить на крючок важности, манипулировать им, значит, мы говорим о безразличном человеке. Его не сбить с пути, ибо он безразличен к препятствиям. Слабый человек делает из препятствий проблему. У безразличного человека нет проблем, потому что он безразличен к препятствию, и, поэтому, оно исчезает.

Безразличие не спорит. Спорщик отстаивает не свою точку зрения, а свою важность. В этом его слабость. Он пытается кому-то что-то доказать, не понимая абсурдность своего намерения. Безразличный не будет никому ничего доказывать, оправдываться или возражать. Даже когда весь мир попытается его оскорбить за безразличие, он скажет: «Ваши слова мне тоже безразличны». Пока человек придает значимость мыслям: «Меня не любят и не ценят. Ко мне несправедливо относятся. Я этого не заслуживаю», — он слаб. Как только человек устранит избыточную важность, которую он придает себе и объектам внешнего мира, как только станет безразличен к людской молве, он становится сильным. В безразличии настоящая сила. Иной рвет пупок, чтобы поддержать свою «крутизну», а, все равно, не вызывает уважения и ощущения силы. Когда у человека отсутствует интерес держать, владеть, хапать, рвать, тогда в глазах внешнего мира он увидит уважение, значимость и очарование. Но ему будет безразлично.

Кто учит безразличию? Учитель безразличия – интерес. Реализуя интересы, мы подавляем безразличие. И только, достигая пика воплощения своих интересов, мы возрождаем безразличие. Познав безразличие, мы узнаем, что такое интерес. Тогда, как говорится в притче, мы постигаем Путь.

Безразличие плод нашего разума. Оно никак не связано с душой. Когда человек после шоковой ситуации впадает в состояние безразличия, разум блокирует наши чувства и эмоции. А когда возвращаемся к нормальным реакциям на ситуации внешнего мира, опять же разум дает для этого зеленый свет. Если безразличие – следствие разума, то равнодушие – следствие «паралича» души. Мы можем быть неравнодушными и одновременно безразличными к удовольствиям. Безразличие предполагает волевое усилия отрицания, отказа, отрешенности от кого-то или чего-то. Человек может быть неравнодушен к алкоголю, но разум запрещает ему даже думать об этом. Пока разум в силе, человек задавит «души прекрасные порывы» и будет безразличен к алкоголю. Мужчина видит в автосалоне шикарный автомобиль. Душа запела: «Купи. Крутая тачка». Но разум говорит: «Успокойся. Иди мимо и не дергайся». Если у него уже наработана практика контроля своих эмоций, он с безразличием проходит мимо.

Равнодушие отрицает интерес в личной жизни, в семье, в трудовом коллективе, в культурной и политической жизни региона, страны и мира. К примеру, женщина замечает интересного мужчину. У нее появляется к нему определенный интерес, выходящий за рамки равнодушия. Она не любит, не влюблена, а просто неравнодушна. Однако разум шепчет ей: «У тебя муж и двое детей. Семья дороже». Если разум восторжествует над вожделением, женщина ответит безразличием на все его вербальные и невербальные сигналы. Безразличие не может существовать без своей противоположности. Человек может проявлять интерес, но ему безразлично, кто будет прав в семейных взаимоотношениях или кто победил на выборах, с какими обещаниями и лозунгами и т. д.

Зачастую люди за высокой концентрацией разума ученого на какой-либо проблеме видят безразличие. Ночью, дома астроном наблюдал за звёздным небом. Тем временем в дом забрался вор. Утром, обнаружив пропажу, астроном заявил в полицию. Вора задержали. На допросе он утверждал, что в момент кражи в доме никого не было. Чтобы точнее квалифицировать преступление - кража или ограбление - следователь вызвал астронома. - Где вы были в момент преступления? - Дома. - Но вор утверждает, что вас дома не было. - Вор сосредоточился на том, что ценно для него. Я - на том, что важно для меня. Я был «в небе». Он был «на деле». Мы были в одной комнате, но так и не увидели друг друга.

Петр Ковалев 2013 год

Вряд ли в настоящее время существует человек, который никогда не слышал этого слова – «пофигизм». Может быть, оно звучит не настолько серьезно и весомо, как официальные научные термины, но все-таки думаем, нельзя оспаривать, что явление, которое обозначается этим словом, широко распространено и не может не обращать на себя внимание ученых: философов, психологов, социологов и даже врачей, ведь воззрения человека на мир оказывают активное влияние на всю его жизнь. Вот и получается, что степень пофигизма человека существенно влияет не только на его взаимоотношения с другими людьми (эта связь, думаем, придет вам в голову прежде всего), но и на его здоровье и даже на интимную сферу его жизни.

Если вас интересует, что кроется за словом «пофигизм», если вы, слыша его, не вполне представляете себе, что это, собственно говоря, такое, и, наконец, если вы уже вплотную сталкивались с этим явлением, но хотели бы разобраться в нем более детально, наша книга поможет вам в этом.

В этой главе нам хотелось бы ознакомить вас с современными философскими теориями пофигизма. Надеемся, что, изучив их, вы без труда сможете выявить пофигистов из числа окружающих вас людей, а то и своевременно обнаружить черты пофигизма в себе.

Итак, приступим. Те, кто знаком с этим полужаргонным словом, без труда переведут его как равнодушие. Словами «пофигист» или «пофигистка», как правило, называют людей, которых мало что в жизни волнует или интересует. Традиционно считается, что если человек пофигист в душе, его не трогает вообще ни– чего. Однако на самом деле это далеко не так.

Пофигизм – это нечто более широкое, чем простое равнодушие. Начнем с того, что и равнодушие может быть разным: от равнодушия к окружающим и до полнейшего равнодушия к себе самому. И все это укладывается в рамки пофигизма. Кроме того, степень проявления пофигизма в человеке может быть разной. Не зря говорят, что все мы в той или иной мере пофигисты в душе.

Убедиться в сложности понятия «пофигизм» вы сможете, внимательнейшим образом ознакомившись с уже упомянутой классификацией «пофигистов». В результате длительного и скрупулезного исследования людских характеров ученые выявили, что в человеческой природе встречается как минимум пять типов пофигизма (конечно, это далеко не предел, ведь человеческая природа сложна, но наиболее четко выделяется именно пять типов этого философского течения). Перечислим их: абсолютный пофигизм, воинствующий пофигизм, относительный пофигизм, разумный пофигизм, скрытый пофигизм.

Думаем, что даже при поверхностном ознакомлении с типами пофигизма вы получаете хорошую возможность судить, насколько широк диапазон влияния пофигизма на умы и души. Представляете? Живете вы, как жили, и вдруг в один прекрасный момент обнаруживаете у себя пофигистские черты. Это вполне возможно, и бояться этого не надо: очень скоро вы поймете, что в пофигизме есть немало хороших сторон, главное – не впадать в крайности и не превращаться, скажем, из разумного пофигиста в воинствующего... Впрочем, мы забегаем вперед. Поговорим лучше обо всем по порядку.

Итак, начнем, пожалуй, с самой крайней степени проявления пофигизма, а именно с ПОФИГИЗМА АБСОЛЮТНОГО. Думаем, что это словосочетание говорит само за себя. Абсолютный пофигист – это человек, который характеризуется крайней степенью равнодушия ко всему. Как следует из термина, АБСОЛЮТНО ко всему.

Распознать абсолютного пофигиста достаточно легко, ведь равнодушие ко всему не скроешь, как ни старайся. Самое примечательное то, что абсолютный пофигист и не пытается его скрывать, ведь то, как относятся к нему окружающие, ему также безразлично, как и все остальное. Вот один из ярких признаков абсолютного пофигиста: если вы собираетесь с ним побеседовать, готовьтесь к тому, что его речь будет пестреть словами и выражениями типа: «по фигу», «на фиг», «фиг два» и даже «по фигу туман», а также выражениями с аналогичным смыслом «а мне наплевать», «чихать я на это хотел». Ему частенько бывает все до лампочки и все по барабану, о чем он незамедлительно сообщает.

Еще один яркий признак, по которому можно распознать абсолютного пофигиста, заключается в следующем. В отличие от других пофигистов, абсолютного не волнуют ни собственные проблемы, ни проблемы окружающих. Его в равной степени не будут волновать ни неудачи на работе, ни проблемы на личном фронте у лучшего друга (если таковой вообще имеется), ни пустой холодильник (еда – это тоже не главное), ни собственный хронический пиелонефрит. Обо всем этом абсолютный пофигист предпочитает вообще не знать, не уделять этому должного внимания, а если это невозможно, то хотя бы не помнить об этом, вычеркнуть из памяти и забыть.

Заметим, что это достаточно редкий и, бесспорно, крайний случай пофигизма. Знакомясь с предлагаемой классификацией, вы обнаружите, что все остальные пофигисты равнодушны только к чему-то одному: либо к своим проблемам, либо к проблемам окружающих.

Итак, абсолютный пофигист – это Пофигист с большой буквы, пофигист самой крайней степени.

В связи с этим возникает вопрос, насколько хорошо быть равнодушным ко всему, то есть насколько это выгодно – исповедовать абсолютный пофигизм. Здесь, как и везде, есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, будучи абсолютным пофигистом, вы сможете преспокойно плыть по течению без риска наткнуться на риф. Иными словами, пока непофигист будет беспокоиться, сомневаться, волноваться, а то и переживать душевное потрясение по поводу какой-нибудь более-менее значительной неудачи, абсолютный пофигист, оказавшись в аналогичной ситуации, просто-напросто не обратит на неудачу никакого внимания. А исходя из того, что нервные клетки в жизненных перипетиях имеют тенденцию изнашиваться (а ведь они не восстанавливаются, учтите этот момент), абсолютный пофигист до конца жизни сохранит их в целости и сохранности, так как нервозность ему вообще не свойственна. В сущности, пофигизм избавляет нас от многих неприятностей.

Но с другой стороны, стоит всерьез задуматься над тем, какого соотношение положительного и отрицательного в абсолютном пофигизме. Не граничит ли он с полнейшей нравственной глухотой и отсутствием каких-либо интересов в жизни? Пока мы оставим этот вопрос открытым: ответ вы найдете в следующих главах.

Должны заметить, что абсолютный пофигизм как крайнее проявление пофигизма вообще встречается достаточно редко. А вот второй тип, который в нашей классификации обозначен как ВОИНСТВУЮЩИЙ ПОФИГИЗМ, встречается куда чаще, чем вы думаете. Поройтесь в своей памяти, присмотритесь повнимательнее к своим друзьям и знакомым: наверняка среди них найдется парочка-другая воинствующих пофигистов.

Если попробовать дать определение понятию «воинствующий пофигист», оно получится примерно таким: это человек, который занят исключительно собственной персоной. При этом проблемы, интересы и желания других людей его абсолютно не волнуют и не интересуют.

Как видите, между абсолютным пофигистом и пофигистом воинствующим есть немало общих черт: к проблемам окружающих они одинаково равнодушны. Однако если абсолютный пофигист – это просто равнодушный человек, которому безразлично даже то, как живет он сам, воинствующий пофигист – это настоящий эгоцентрист. Бывает так, что агрессивно настроенный воинствующий пофигист ради своего блага готов пойти по чужим головам! Во всяком случае, сочувствия к проблемам других от воинствующего пофигиста лучше не ждать. Ему-то легко, а вам?!

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОФИГИЗМ – это более мягкая форма пофигизма, по сравнению с двумя предыдущими. Тем, кто, прочитав следующее определение понятия, причислит себя к относительным пофигистам, отчасти можно позавидовать: относительный пофигизм, как правило, бывает присущ гениям, неординарным личностям. Представьте себе человека, одержимого высокой идеей, и, если вы наделены воображением, портрет относительного пофигиста сразу встанет перед вашими глазами.

Относительный пофигист – это отнюдь не пассивный абсолютный его собрат, который предпочитает плыть по течению, игнорируя все. Отнюдь. Относительный пофигист – это пофигист, задавшийся какой-то целью, достигнуть которую надо во что бы то ни стало. Необязательно, что этой целью станут съемки фильма-бестселлера, изучение физики или овладение китайским языком, ведь важные цели бывают такими разными! Например, это будет стремление сделать карьеру или страстное желание купить дорогой костюм (не каждый ведь способен стать великим композитором или режиссером, ежегодно получающим Оскара за очередной киношедевр: цели относительных пофигистов могут касаться и совершенно тривиальных вещей и вопросов).

Конечно, задаваться какой-то целью очень хорошо, однако относительный пофигист на то и пофигист, чтобы в погоне за достижением столь желаемой цели отмести от себя все остальное: и благо своих близких, и свои собственные нужды. Но, между прочим, умение концентрироваться на достижении цели называется целеустремленностью и справедливо расценивается как положительное качество человека.

Как видите, между относительным пофигистом и его предшественниками по классификации есть немало общего. С абсолютным пофигистом относительного пофигиста объединяет то, что оба они готовы сказать «по фигу» как своим собственным интересам, так и интересам окружающих. А с воинствующим пофигистом его «относительного сотоварища» роднит то, что оба они все-таки направлены на себя: первый – на свою собственную персону, а второй – на цель, которую сам же перед собой и поставил. И хотя говорят, что цель оправдывает средства, это далеко не всегда так, особенно в том случае, когда, преследуя свою цель, вы забываете абсолютно обо всем и обо всех.

РАЗУМНЫЙ ПОФИГИЗМ – это, пожалуй, идеальная форма пофигизма. Мы считаем, что разумному пофигисту можно только позавидовать. Человек, придерживающийся философии разумного пофигизма, не принимает все то плохое, что встречается в его жизни. Неприятие это выражается в том, что разумный пофигист просто не замечает плохого, а если и замечает – не придает ему никакого значения. Казалось бы, в чем тогда разница между ним и абсолютным пофигистом? Ведь оба они сберегают свои нервные клетки, не давая им изнашиваться. Однако разница очень велика. Она заключается в том, что разумный пофигист, не обращая внимания на какие-то отрицательные моменты в своей жизни, вполне способен в то же время замечать все то хорошее, что его окружает. Иными словами, если исходить из известного афоризма «жизнь полосата», про разумного пофигиста можно сказать, что черные полосы для него просто не существуют, а вот белые так и сияют перед ним! Тогда как для абсолютного пофигиста ни белых, ни черных полос в жизни не существует, потому что он не обращает внимания ни на те, ни на другие. И совершенно не понятно, ради чего тогда он живет на свете.

Разве позиция пофигиста разумного не привлекательна? Жить, не заостряя свое внимание на проблемах, не изводя себя напрасными переживаниями, не впадая в депрессии! И вместе с тем, не забывать о том, что в жизни столько хорошего, что вокруг масса замечательных людей, с которыми можно прекрасно ужиться, не ущемляя их интересы и не вредя своим! Словом – поистине разумный пофигизм. Таким людям, как правило, достаточно легко живется: их жизненная философия предписывает не расстраиваться по пустякам и вообще не замечать в мире зла. Такие люди способны найти что-то хорошее даже в самом неприглядном, причем это происходит у них совершенно естественно, безо всякого усилия.

Если вы знакомы с классикой русской литературы, разумный пофигизм покажется вам в чем-то сродни разумному эгоизму из известного романа Чернышевского «Что делать?», герои которого живут в гармонии с собственным «я» и с окружающими людьми. Их жизненный принцип был, если помните, – жить так, чтобы не ущемлять интересов других. Не правда ли, разумный пофигизм сродни философскому принципу, который провозгласил великий классик? У разумного пофигиста вы легко найдете тот же искренний отклик на происходящее вокруг, отметите ненадуманную заинтересованность окружающим миром. Хотя речь об этом пойдет в следующей главе, хотелось бы добавить, что разумный пофигист способен живо откликаться на то доброе и прекрасное, чем, к счастью, наполнена наша жизнь.

Переходим к пятому типу пофигистов. Заметим, что он существенно отличается ото всех предыдущих типов. Дело в том, что все разновидности пофигизма, о которых мы вам рассказали, можно считать ярко выраженными, открытыми. По крайней мере, каким бы пофигистом (абсолютным, воинствующим, относительным или разумным) ни была интересующая вас личность или вы сами, распознать в ней пофигиста можно достаточно легко: кто-то предпочитает «жить, как все, и плыть, как все», не обращая внимание ни на что; кто-то озабочен лишь своими проблемами, совершенно оставляя без внимания проблемы окружающих; кто-то преследует цель, важнее которой у него в жизни нет. Но есть и еще один тип пофигизма, распознать который бывает очень и очень трудно. Представьте себе: душа-человек, всегда вам посочувствует, всегда выслушает ваши душевные излияния... Словом, не человек, а просто чудо, думаете вы. И не подозреваете, что имеете дело с самым настоящим пофигистом.

В данном случае речь идет о СКРЫТОМ ПОФИГИЗМЕ – одном из самых интересных проявлений исследуемого нами явления. Скрытый пофигизм – это тот случай, когда за внешним проявлением сочувствия и душевного участия скрывается... ничто. Да, за этим сочувствием на самом деле ничего не стоит, так как скрытого пофигиста на самом деле ваши проблемы нисколько не волнуют.

Пожалуй, его волнует то, как к нему относятся окружающие. Будучи по своей натуре человеком, равнодушным к проблемам окружающих, скрытый пофигист, однако, стремится к тому, чтобы его воспринимали как человека душевного, понимающего. Словом, если применить к нашему случаю слова из известного романа Маргарет Митчелл, он никак не является ангелом милосердия, но не прочь им прослыть.

Такое отношение скрытого пофигиста к окружающим психологически оправдано: согласитесь, что проводить бессонные ночи из-за того, что у вашей подруги или друга какие-то мелкие неприятности, которые она или он вполне в силах решить сами, без вашей помощи, в общем-то, не стоит. Психологи зачастую даже предлагают проверять себя: если ваше общее самочувствие ухудшается, не является ли причиной этого то, что вы слишком часто взваливаете на себя чужие проблемы?

Однако не являясь пофигистом и «раскусив» скрытого пофигиста, вы, безусловно, почувствуете большое разочарование, обнаружив, что за кажущейся способностью к сочувствию на самом деле ничего не кроется.

Проверить такого человека на наличие (отсутствие) пофигизма очень просто. Достаточно будет только понаблюдать, перейдет ли он от сочувственного молчания к конкретной помощи, даст ли вам дельный совет. Если нет – перед вами, скорее всего, самый настоящий скрытый пофигист. Как правило, общение с такими людьми чревато сплошными разочарованиями, ведь на первый взгляд на пофигиста он нисколько не похож.

Итак, вы познакомились с новейшей философской концепцией пофигизма. Истоки пофигизма, по всей видимости, заложены в самой человеческой природе, так как заострять внимание на всем человек просто не в состоянии, из чего неизбежно ясно, что к чему-то человек будет настроен равнодушно, безразлично. В сущности, разве это плохо: не зацикливаться на проблемах, относиться легко к неудачам и не взваливать на свои плечи, помимо своих собственных, еще и чужие заботы?

Судить о том, насколько полезен пофигизм, придется, конечно, вам, однако надеемся, что содержание последующих глав, касающихся того, как проявляется пофигизм в различных сферах жизни, поможет разобраться в его сущности, в его положительных и, если таковые имеются, отрицательных сторонах.

В чём философские и психологические особенности пофигизма?
Почему в современной психологии и философии такого термина не имеется?

Да потому, что ни один из учёных не изучал этого явления, хотя такая необходимость совершенно актуальна и давно назрела. Даже такой великий саентолог и людовед, как Рон Хаббард, и тот не уделил места в своих исследованиях пофигизму, в частности, он не разместил его на своей «шкале эмоциональных тонов»! Это говорит о крайней ограниченности его «учения».

Все слышали о пофигизме, но к сожалению, как стройная концепция, широкой публике пофигизм неизвестен. Пофигизм - это одна из защитных реакций организма человека на окружающий и внутренний мир. Пофигизм - это наука, религия и психотерапия одновременно. Однако, он не пропагандируется, не проповедуется и не изучается по двум простым причинам: властьимущие в этом не заинтересованы, и второе - всем это пофигу. Поэтому, каждый человек приходит к пофигизму самостоятельно, благо, в каждом человеке пофигизм присутствует от рождения в латентной форме. А что касается пофигизма, как учения, то оно истинно, ибо оно верно. А верно оно потому, что истинно.

Поэт выразил суть пофигизма ёмко и кратко:

Пофигизм - это безмятежная лёгкость бытия. (Теткоракс)


Пофигизм и психология.

Множество людей постоянно мучаются своими проблемами, страстями и желаниями. У большинства из них просто «шило в заднице», так их колбасит, так они крутятся-вертятся в этой жизни, чтобы взобраться повыше, стать побогаче, «взять от жизни всё» и т.д. И постоянно сетуют, что не получают от этой жизни всего, чего заслуживают. Разве они знают, чего они заслуживают? 🙂 И совершенно им невдомёк, что вся эта их никчемная возня - суета сует, тщета и ловля ветра. (См. одноименный пост ➡

Что же представляет собой пофигизм в психологическом аспекте?

Пофигизм отличен от других психических состояний человека. Более того, он не является комбинацией из других состояний человеческой психики, и введение этого термина в словари, энциклопедии и образовательные курсы давно клюнувшая в зад необходимость.

Пофигизм, вопреки мнению абсолютного большинства современных психологов, не является синонимом таких понятий, как апатия, депрессия (депрессняк), меланхолия, атараксия, абулия, эвтюмия. Пофигист также не есть аналог флегматика/меланхолика, хотя и обладает многими их внешними признаками. Невозмутимость, рассудительность, неторопливость, хладнокровие, спокойствие в острых ситуациях, устойчивые стремления, более-менее постоянное настроение, слабое внешнее выражение эмоций, свойственные флегматику, характерны и для пофигиста. Однако названные черты не являются сутью пофигизма или его причинами. Они всего лишь его следствия.

Пофигизм это не меланхолия, не апатия, и тем более не депрессняк.
К примеру, что такое апатия? Это состояние отрешённости от всех страстей, освобождение от чувства страха и проблем окружающей действительности, «уход в себя», безразличие. В этом состоянии «ничего не хочется» и «ничто не радует».
Вызывается апатия разными причинами (утратой чего-то значимого, болезнью, фиаско в личной или общественной жизни, «крушением надежд», крайней степенью усталости и пр.)
Следствием являются состояние подавленной воли, отсутствия психических сил для борьбы и прочих активных действий, повышение эмоционального порога, неправильная оценка окружающих событий и неверные реакции на эти события. Человек, что называется, «ломается» и ему становится безразличным, что будет дальше. Он смирился со свой судьбой и полностью подавлен ситуацией.

Разве это портрет пофигиста? Абсолютно нет!
Пофигист всегда контролирует ситуацию, оценивает её адекватно. Но не желает тратить на неё свои силы, время, деньги и другие ресурсы. А может и потратить. «Как карта ляжет.» 🙂 Он сознательно игнорирует мелочные, с его точки зрения, угрозы и обстоятельства. Пофигизм - это сознательный, полностью волевой и управляемый акт. Пофигисту ничего не стоит немедленно перейти из ситуации спокойного созерцания к бешеной активности и обратно. Вопрос в другом. А на фига? На фига это нужно? «На фига?» - это главный вопрос прошлого, настоящего и будущего!

Древние мудрые старцы сказывали:
Вначале был Вопрос. И этот вопрос был: «А на фига?»
Ответом было Слово. А уже после этого Слова было создано всё Сущее.

Следует также вспомнить пророчества, которые проникают к нам из будущего:
Главный вопрос расы Ворлонов - «Кто ты?»
Главный вопрос расы Теней - «Что ты хочешь?»
Главный же вопрос расы Людей - «А на фига?»

Какой из этих вопросов важнее? Конечно, главный из них - это вопрос «А на фига?» И по этому показателю раса людей далеко опередит со временем все остальные разумные существа Вселенной. Это будущее превосходство закладывается именно сейчас. Поэтому, движение пофигистов должно шириться, множиться, укрепляться и вростать в массы аж до самых, до окраин.

Часто можно услышать обвинения пофигистов в равнодушии. Мол, они - безразличные и равнодушные люди! А потому, бойтесь пофигистов:

Бойтесь равнодушных! С их молчаливого согласия совершается всё зло в мире. (Экзюпери)

Это абсолютно неверно! Пофигист не равнодушен. Ему просто всё по фигу! Он может приложить усилия для решения проблемы и пожертвовать многим, а может и не приложить, и не пожертвовать. Априори ему это по фигу, по барабану, фиолетово, не чешет и не колышет. И в этом заключается его основное отличие от чёрствых, равнодушных и безразличных людей, которые имеют изначальную установку не брать на свои плечи ничего и быть подальше от любых проблем. Кроме того, у пофигиста, как правило, аналогичное отношение и к самому себе. Потому что он не рассматривает себя в качестве всемирного пупа, вокруг которого вращается вся Вселенная. Ему по фигу пупы и прочие мелочные людские страстишки. А в этом как раз и есть отличие философа-пофигиста от озабоченного и обуреваемого желаниями человека. У пофигиста желания вторичны.

Пофигизм среди всех эмоций наиболее приближённое к оптимуму психологическое состояние. Он позволяет наиболее адекватно оценить обстановку и принять наиболее правильные решения. В состав производственных и любых других коллективов обязательно должен включаться пофигист, как среднестатистический и наиболее уравновешенный психологический тип.
Пофигист находится в состоянии неустойчивого равновесия. Он - граница раздела между экстравертами и интровертами, эгоистами и альтруистами, энтузиастами и тунеядцами, и т. д. Его деятельность, при достаточной силе воздействия, можно направить в любую сторону. (Конечно, только после того, как он определится зачем это ему нужно. 🙂 После того, как ответит на главный вопрос: «А на фига?») Он как центр тяжести, за который ведут борьбу активисты/энтузиасты, лентяи/тунеядцы и прочие.

Главный клич энтузиастов (это те, у кого шило в заднице): «Давай сделаем!»
Главный клич тунеядцев (это те, у кого зад прирос к дивану): «Не хочу ничего делать!»
Главный клич пофигистов: «А на фига?»

Прежде чем принять чью-то сторону, пофигист решает принципиальный вопрос: нужно делать или не нужно делать? Т. е., решает основную задачу воина-командира: цель - целесообразность - средства. Он и есть командир! Потому что именно он задаётся главным вопросом и решает главный вопрос, на фига всё это нужно. 😎 Он ищет истину и находит её! А поскольку истина ему, в принципе, тоже до лампочки, то он безвозмездно дарит её другим. И этой своей чертой он похож на альтруиста даже более, чем сам альтруист!


Основные постулаты пофигизма.

В пофигизме, также как и в других учениях, существуют свои постулаты-обоснования его сути. Некоторые требуют доказательства, а некоторые принимаются за истину на основании статистики. Вот некоторые из них.

1. Пофигизм - это неприступная башня из слоновой кости. (Теткоракс)
2. Пофигизм - это один из самых верных способов попасть рай. (Теткоракс)
3. Хочешь быть счастливым - будь им. (Козьма Прутков)
4. Всё, в чём мы действительно нуждаемся, или стоит дёшево, или вообще ничего. (Сенека)
(Это взрослая мысль мудрого аксакала, и для её осознания требуется определённый жизненный опыт и интеллектуальное усилие. Многие до самого конца жизни не в состоянии её постигнуть.)
5. Всякая ситуация или решается сама собой, или не решается вообще. Твоё участие в этой ситуации совершенно не является необходимым.
6. Если ты не можешь изменить ситуацию, так к чему из-за этого страдать? Смирись с ней, удались от неё или отбрось её подальше. Не можешь изменить обстоятельства - изменись сам. Как дополнительный психотерапевтический приём, можешь обложить её матом.
7. Если жалуешься на проблему, она удваивается, а если смеёшься над ней, она тебя покидает. Ну, а если пинаешь её в зад, то проблема превращается в благо и развлечение!
8. Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как по ней проплывёт труп твоего врага. (Китайская посл.)
(Это образное выражение, метафора, аналог древнеегипетской пословицы «Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать». Пофигист же не просто сидит на этом берегу и ждёт. Пофигист не суетится, он ложится там спать, сразу делая два полезных для себя дела)
9. Существует только один путь к счастью - перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле. (Эпиктет)
10. На крыльях пофигизма уносится печаль. (Жан Лафонтен о пофигизме)


У нас не хватает силы характера, чтобы покорно следовать всем велениям рассудка. (Ларошфуко)

У пофигиста как раз характера для этого хватает!

Следует также отметить, что любой человек доступен для пофигизма, и в любом человеке пофигизм присутствует. Так в чём же тогда разница между пофигистом и другими людьми? Разница - в дозе!

Пофигисты это очень скромная, тихая и незаметная часть общества. Как выглядит демонстрация пофигистов? Они просто спят! 🙂
Быть пофигистом есть правильно и престижно.

Безразличный человек не испытывает никаких чувств, никакого особого интереса к кому-либо или чему-либо; он не вибрирует; его не трогают другие; что-то происходит, но его жизнь от этого никак не меняется.

Он просто не уделяет никакого внимания тем людям и вещам, которые его не интересуют. Если, например, кто-то заговорит с ним о спорте, который не вызывает в нем ни малейшего любопытства, он просто оставит эту тему без внимания, не говоря уже о взвешенном мнении.

Не следует путать безразличие с невозмутимостью. Невозмутимый человек тоже как будто бы не испытывает никаких эмоций, чувств, никакой озабоченности -но только потому, что умеет хорошо КОНТРОЛИРОВАТЬ себя, не показывать своих переживаний. Безразличному же действительно нет дела до происходящего, ему оно просто не интересно.

Следует знать, однако, что за видимым безразличием могут скрываться разнообразные состояния бытия. Рассмотрим такой пример. Один человек с большими эмоциями рассказывает трем другим некую историю. Слушатели сохраняют внешнее спокойствие. Один использует безразличие как прикрытие своей уязвимости; оно помогает ему избежать контакта с собственной чувствительностью, эмоциональностью и со своими личными травмами. Другой слушатель тоже кажется безразличным, поскольку не проявляет никаких эмоций, но на самом деле он внимательно, эмпатично и объективно слушает. Атретий не слушает вообще -ему не интересны ни рассказчик, ни его история.

Переживать людское безразличие обычно трудно. Чувствуешь себя ненужным, не интересным, ничтожным и, главное, нелюбимым. Многие предпочитают вызвать гнев или озлобление другого человека, лишь бы не страдать от его безразличия. Больше всего от безразличия ближних страдают люди с травмами ОТВЕРГНУТОГО или ПОКИНУТОГО. Помни, что каждый человек имеет право решать, что кто-то или что-то его не интересует. Это не обязательно означает нелюбовь или отвращение; это означает только, что человек сделал выбор и что это не более чем выбор. А особенно важно помнить, что за безразличной внешностью часто скрывается чуткая, ранимая личность.

Еще по теме БЕЗРАЗЛИЧИЕ:

  1. Развитие чувства личного безразличия к диагностируемым объектам
  2. НЕБРЕЖНОСТЬ см. БЕЗЗАБОТНОСТЬ НЕВЕРНОСТЬ см. ВЕРНОСТЬ НЕВОЗМУТИМОСТЬ см. БЕЗРАЗЛИЧИЕ НЕДООЦЕНИВАТЬ 183 НЕГАТИВНОСТЬ
  3. Латинское название: Jasminum officinale. Семейство: жасминовые. Используемая часть: верх. Метод экстракции: извлечение из раствора. Основные компоненты: бензил-ацетат, бензилбензоат, изофитол, цисжасмон, линалоол. Воздействие на ум Масло чудесно справляется с проблемами нервной системы, прогоняет депрессию, создает оптимизм, уверенность в себе, эйфорию. Полезно для преодоления апатии и безразличия. Воздействие на тело ♦ Великолепно помогает при женских проблемах, вызывающих боль, даже при
  4. Латинское название: Zingiber officinalis. Семейство: имбирные. Используемая часть: верх. Метод экстракции: дистилляция. Основные компоненты: цингиберен, бисаболон, фарнесен, феландрен. Воздействие на ум Масло согревает, воодушевляет, побеждая холод и безразличие, а также апатию и вялость. Полезно для страдающих слабоумием. Повышает концентрацию и улучшает память. Воздействие на тело ♦ Особенно полезно при излишней влажности, например при катаре и поносе. ♦ Масло высокоэффективно при