Биографии Характеристики Анализ

Кто был двоюродным братом хана тохтамыша. Тохтамыш: биография

Было много исторических событий, связанных с именем хана Тохтамыша. В некоторых их них кто-то сомневается (но не официальная наука), например, битва на Куликовом поле — была ли она?! Постараемся осветить эти события и жизнь этого человека.

ТОХТАМЫШ (умер в 1406, год рождения точно не установлен) – хан Золотой Орды, сын Туй-ходжи оглана – потомка хана Джучи (старшего сына Чингис-хана). Отец Тохтамыша – эмир Мангышлака – был убит правителем Белой Орды Урус-ханом. В 70-х годах 14 века, после непродолжительной междоусобицы, Тохтамыш потерпел от Урус-хана поражение в решающем сражении и был вынужден спасаться бегством во владения Тамерлана.

К этому времени улус Джучи включал в себя два самостоятельных государства с собственными ханами – Золотую Орду и Белую Орду . Урус-хан, правящий Белой Ордой, пытался объединить обе части улуса и стать их единовластным ханом. В начале семидесятых годов Туйходжа-оглан отказался участвовать в военном походе против золотоордынцев и был за это казнен. Несомненно, та же участь ждала и Тохтамыша, но он успел бежать и в 1376 году прибыл в Самарканд – к Тамерлану, владыке Мавераннахра.

Тамерлан, очень расчетливый политик, весьма опасался объединения Орды и давно искал повод вмешаться в дела улуса Джучи, так что беглый ордынский царевич стал для него подарком судьбы. Тохтамыш был обласкан, получил войско и немедленно отправился отвоевывать престол Урус-хана. В первой же битве погиб Кутлуг-Буги, сын Урус-хана, но это Тохатмышу не помогло – его войско разбили. Неудачей окончился и следующий поход. Разъяренный Урус-хан потребовал у Тамерлана выдачи беглого предателя, но Тамерлан отказался и сам возглавил поход против Урус-хана. Его войско дошло до Сыгнака, столицы Белой Орды, но сильные морозы заставили Тамерлана отложить завоевание Орды.

Хан Тохтамыш на троне

Решительного сражения не произошло и весной – Урус-хан неожиданно умер, правителем стал его сын Токтакия, потом Тимур-Мелик оглан, и Тамерлан счел нужным снова послать на Орду Тохтамыша. В 1378 году Тимур-Мелик, не пользовавшийся особым уважением ордынцев, был разгромлен, и Тохтамыш сел на престол Белой Орды, мечтая, как и его предшественники, об объединении под своей рукой всего улуса Джучи.

Золотую Орду контролировал тогда темник Мамай, и в борьбу с ним Тохтамыш вступил, когда Мамай потерял в битвах большую часть войска. Весной 1380 года Тохтамышу удалось захватить весь улус вместе со столицей золотордынцев Сараем-Берке. Уничтожив в битве самого Мамая и остатки его войска, новый правитель Орды отправил посольство на Русь. Дмитрий Донской принял послов Тохтамыша с честью, отправил новому хану дары, но за ярлыком на великое княжение не поехал.

Недолгий мир с Русью

Еще два года Орда и Русь жили в мире. С воцарением Тохтамыша прекратились междоусобицы и в Орде: новый хан принялся старательно восстанавливать былое могущество государства. Кстати, именно в его правление возродились золотоордынские города Нижнего Поволжья. Но первоочередным делом Золотая Орда считала покорение богатых русских земель, и признать независимость Руси хан Тохтамыш не желал. Для похода на русские княжества быстро нашелся и союзник в лице литовского князя Ягайло, поддерживавшего ранее Мамая.

В 1381 году в Москву снова отправили послов – звать Дмитрия Донского в Орду. Князь отказался и ехать, и платить дань ордынцам отказался тоже. В начале лета следующего года начался поход хана Тохтамыша на Москву. Двинулись с западного берега Волги – Рязанского и Суздальского княжеств.

  • Рязанский князь Олег воевать с ордынцами не стал, мгновенно признав их власть и согласившись на выплату дани. Чтобы подтвердить свое миролюбие, он отправил к Тохтамышу собственных сыновей в качестве заложников.
  • Суздальский князь Дмитрий Константинович сумел заключить с Ордой сделку: дал проводников в обмен на клятву не грабить его владения. Благодаря его проводникам огромное войско ордынцев преодолело Оку без труда, а главное – очень быстро.
  • Вскоре к Тохтамышу прибыл посол и от тверского князя Михаила – сообщить о покорности.

Тохтамыша интересовало Московское княжество, сильно ослабленное после битвы с Мамаем, и 23 августа его войско осадило Москву. Трехдневная осада плодов не принесла, хотя ордынские отряды успели разгромить ближние московские окрестности. Если верить летописям, москвичи защищались яростно – со стен на войско Орды летели стрелы, лилась расплавленная смола, сыпались камни. Стало ясно, что силой Москву не взять, и Тохтамыш применил хитрость.

26 августа к москвичам отправились ханские посланцы, среди которых были двое русских князей – Василий и Семен, сыновья Дмитрия Суздальского и братья жены Дмитрия Донского. Хан предлагал Москве заплатить выкуп за снятие осады. Было заключено перемирие, и Остей, литовский князь, возглавлявший оборону города, отдал приказ открыть ворота. Чтобы приветствовать Тохтамыша и провести переговоры, Остей и знатные горожане вышли из города – и тут же были внезапно убиты, а конница ордынцев ворвалась в Москву.

Город был разграблен и сожжен дотла, а по всем московским землям рассыпались конные отряды ордынцев, грабившие и сжигавшие все селения. Отпор Тохтамыш получил лишь по пути в Новгород – около Волоколамска князь Владимир Андреевич Храбрый со своей дружиной и местным ополчением вступили в битву и нанесли ордынцам большой урон. Не ожидавший ничего подобного, Тохтамыш поспешно двинул войско назад. По пути в Орду он не преминул разграбить владения рязанского князя.

Дмитрий Иванович, воротившись в столицу, проливал горькие слезы, над московским пепелищем. Он немедленно принялся созывать из лесов разбежавшихся жителей, восстанавливать Москву и очищать её от трупов; причем велел давать по рублю за восемьдесят тел людям, занимавшимся погребением. Роздано было 300 рублей; следовательно, число погребенных простиралось до 24000; да, кроме того, много народу сгорело во время пожара или потонуло в реке, куда бросались от страха перед варварами. А если определим число уведенных в неволю москвитян в двадцать или двадцать пять тысяч, то придётся признать, что Москва и ее окрестности лишились после похода Тохтамыша 50‑60 тысяч своего населения.

Вражда Тохтамыша с Тамерланом

Отпраздновав победу над Русью, Тохтамыш обзавелся третьей женой. Хогай-бек была дочерью Хаджи-бека, правящего крепостью Кырк-Ор, центром одного из улусов Золотой Орды. В этом браке у Тохтамыша родилась девочка, названная Джанике-ханум. Когда Джанике было около шестнадцати лет, на ней женился Едигей, будущий эмир Ногайской Орды. Причиной этого брака были политические соображения: сам Едигей к династии Чингисхана отношения не имел, а значит, не имел и права претендовать на ордынский престол, а Джанике могла родить ему сыновей-чингизидов.

Серьезного похода на Русь Тохтамыш уже не предпринял – был слишком занят конфликтом со своим недавним покровителем Тамерланом. Открытыми врагами они стали после того, как в 1383 году в Хорезме Тохтамыш начал чеканить монеты с собственным именем. Два года спустя он вторгся в регионы Западного Ирана и Закавказья и разграбил иранский город Тебриз, уйдя из него с огромной добычей и почти сотней тысяч пленников. Желая обзавестись союзниками, Тохтамыш даже отправил послов в Египет, враждовавший с Тамерланом (географию отношений осознаете!).

В том же 1385 году Тамерлан и Тохтамыш начали воевать за Хорезм и территории нынешнего Азербайджана. Сначала Тамерлан пытался восстановить былые отношения, но ордынский хан, когда-то клявшийся ему едва ли не в сыновней верности, в Тамерлане уже не нуждался. В 1387 году он отправился в поход на центр государства Тамерлана – Мавераннахр, однако дошел лишь до Бухары, а его бывший покровитель ответил уничтожением торгового города Ургенча. Год спустя Тохтамыш собрал огромную армию, в составе которой были и русские дружины, но сражение на реке Сырдарье оказалось неудачным для Орды. В 1391 году постоянная угроза со стороны Тохтамыша надоела Тамерлану, и он пришел в ордынские степи (территория современного Казахстана) с несметным войском. Зять Тохтамыша Едигей перешел на сторону Тамерлана, благодаря чему ордынское войско изрядно поредело. Разгневанный Тохтамыш счел предателем не только его, но и свою дочь, и отомстил как смог – убил мать Джанике, свою жену Тогай-бек.

От решающей битвы Тохтамыш уклонился и увел своих воинов на Среднюю Волгу. Тамерлан настиг врага летом и разбил наголову, но ордынскому хану с маленькой свитой удалось бежать. Преследовать его всерьез победители не стали, и это было большой ошибкой Тамерлана – три года Тохтамыш собирал войско и вновь начал войну. В очередной раз Тамерлан попытался договориться миром, Тохтамыш его власти не признал, и на этом терпение Тамерлана лопнуло. В апреле 1395 года в долине реки Терек войско Тохтамыша было разбито в кровопролитном сражении, после чего Тамерлан огнем и мечом прошелся по территории Золотой Орды. Остатки войска Тохтамыша отправились в Крым, где разорили Кафу, торговый и очень богатый город, но этот поход стал последней удачей ордынского хана. По некоторым источникам, через год он сумел стать правителем Тюменского ханства – но на очень короткий срок.

Едигей, новый ставленник Тамерлана в Орде, посадил на престол Тимур-Кутлуга, племянника Урус-хана. Бывшему хану Золотой Орды предоставил убежище в Киеве Витовт, литовский князь, мечтавший получить политическое влияние на Орду. В 1399 году Витовт выступил в поход против ордынцев. Вместе с его войском шли и несколько тысяч воинов Тохтамыша, которому литовец пообещал ордынский престол. В сражении на реке Ворскле объединенная армия Витовта потерпела поражение и была почти полностью уничтожена ордынцами под предводительством Едигея и Тимур-Кутлуга. Победители взяли с Киева выкуп, разграбили южные владения Литвы и присоединили их к Ногайской Орде – новому государству, наследнику Золотой Орды, разгромленной Тамерланом.

Тамерлан рассудил, что с Тохтамышем покончено, а вот Едигей гонялся за своим тестем еще несколько лет. Поймать беглого хана, небольшой отряд которого занимался в степи разбоями, было трудно – тем более что Тохтамыш, поразмыслив, решил помириться с Тамерланом и зимой 1405 года отправил к нему посланника, предлагая союз против Едигея. Тамерлан собирался завоевывать Китай и нуждался в воинах, а потому проявил к переговорам благосклонный интерес. Скорее всего, он понимал, что Тохтамыш вовсе ни в чем не раскаялся, а просто хочет столкнуть двух своих недавних врагов. Но в любом случае примирения Тамерлана и Тохтамыша не произошло – в феврале великий эмир Мавераннахра умер. Его наследники принялись увлеченно делить освободившийся престол, не помышляя ни о Китае, ни об Орде.

После кончины Тамерлана имя хана Тохтамыша в письменных источниках больше не появляется, но, по всей вероятности, в 1406 году его убили – предположительно в районе современной Тюмени. Зато его дочь Джанике-ханум после смерти своего мужа Едигея сумела стать весьма заметной политической фигурой, причастной к рождению самостоятельного Крымского ханства.

Хан Тохтамыш – одна из самых ненавистных фигур в памяти русского народа, но его личность от этого не становится менее интересной – хотя бы потому, что он много лет был достаточно серьезным врагом самого Тамерлана, великого завоевателя, перед которым трепетали и Азия, и Европа.

И заметьте, в этой статье не было слова «татары»… Правда ли всё, что здесь изложено — также не возможно утверждать. Получилась скорее академическая версия в которой встретилось большое количество знакомых географических названий и исторических имен. Но каковы были истинные взаимоотношения внутри Орды, отношения между Ордой и Русью — еще доведется узнать исследователям.

http://www.liveinternet.ru/users/4116242/post243751952

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Хан Тохтамыш (рассказывает историк Айболат Кушкумбаев)

    ✪ За что воевали Тохтамыш и Тамерлан??

Субтитры

Приход к власти

Ко времени правления Тохтамыша относится возрождение золотоордынских городов в Нижнем Поволжье .

Борьба с Тамерланом

Татары ещё несколько раз делали небольшие набеги на русскую землю, разграбили Рязань , но предпринять большой и серьёзный поход против Москвы Тохтамыш не мог, так как в это время вступил в борьбу с Тимуром (Тамерланом), которому он был обязан престолом. Опасаясь перехода Закавказья и Западного Ирана под власть противника, Тохтамыш предпринял в 1385 году вторжение в этот регион. Захватив Тебриз и разграбив его, хан отступил с богатой добычей; среди 90 000 пленников был и поэт Камол Худжанди . В 1390-е годы Тимур нанёс ордынскому хану два жестоких поражения - на Кондурче (1391) и Тереке (1395) - после которых Тохтамыш лишился престола и был вынужден вести постоянную борьбу с ханами, поставленными Тимуром. После поражения Тохтамышу, видимо, удалось на короткий срок захватить власть в Тюменском ханстве или в части его улусов .

Борьба с Едигеем

Вскоре на золотоордынском престоле при содействии эмира Едигея воцарился Тимур-Кутлуг , разбивший Тохтамыша, который вслед за этим бежал с семьёй в Киев к великому князю литовскому Витовту . Тохтамыш был принят великим князем, желавшим использовать его в качестве проводника своего политического влияния в Орде.

Витовт начал готовить масштабный поход против татар с целью посадить на золотоордынском престоле Тохтамыша, который с отрядом в несколько тысяч татар также принял участие в походе. Выступив на Орду, Витовт в 1399 году разбил лагерь на реке Ворскле , и Тимур-Кутлуг, испугавшись многочисленности противника, запросил мира. Тем временем к реке подоспел Едигей со своими войсками и разорвал переговоры, убедив Тимур-Кутлуга продолжить борьбу. Возглавив ордынские войска, Едигей нанёс сокрушительное поражение Витовту.

Тохтамыш окончательно было утратил политическое влияние, однако в последние годы стал склоняться к миру с Тимуром, к которому даже отправил посольство. Поэтому Едигей после этой громкой победы не оставил Тохтамыша в покое и в течение продолжительного времени с переменным успехом боролся с ним.

В 1405 году Тимур умер, а Тохтамыш в 16-м сражении с Едигеем и Чокре был окончательно разгромлен и убит. Под 1406 годом Архангелогородский летописец (входит в Устюжский летописный свод) сообщает (л. 215 об. - 216):

Ярлыки хана Токтамыша

Ярлык хана Токтамыша Ягайлу

Ярлык был найден в 1834 г. К. М. Оболенским в Московском главном Архиве Министерства Иностранных дел. Документ находился среди бумаг А. С. Нарушевича, находившихся некогда в Краковском коронном архиве.

Подлинник ярлыка состоит из двух листов лощеной бумаги. Длина первого листа - 39,6 см, ширина - 19,8 см. Длина второго листа - 41,8 см, ширина - 19,8 см. На обоих листах имеется знак бычьей головы. Текст выпонен чернилами уйгурским письмом на чагатайском языке на лицевых сторонах листов - 13 строк на первом листе и 12 строк на втором. На первом листе первая строка и первое слово шестой строки написаны золотом. Третья, четвёртая и пятая строка, следующие за после упоминания имени адресата сдвинуты «вниз» (влево). Рядом с этими строками с правой стороны располагается золотой оттиск четырёхугольной печати (6×6 см). Печать состоит из двух квадратов, один из которых расположен внутри другого с текстом на арабском языке, выполненным куфическим шрифтом. Надпись во внутреннем квадрате - «Султан правосудный Токтамыш». Надпись во внешнем квадрате - «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха. Да богославит его Аллах и да приветствует его!» На втором листе золотом написаны начало первой и шестой строк. Ярлык написан 20 мая 1393 года (год курицы, 8 раджаба 795).

Одновременно был обнаружен и ещё один ярлык, выполненный на сходной бумаге (знак бычьей головы перевернут), написанный западнорусским полууставом, имеющим сходное содержание, но не являющийся переводом.

Известен целый ряд переводов ярлыка на русский язык. В 1835 году такой перевод был выполнен О. М. Ковалевским, в 1837 году - А. К. Казем-Беком, в 1850 году - И. Н. Березиным, в 1888 году - В. В. Радловым. В 1927 году А. Н. Самойлович опубликовал работу в которой сделал некоторые уточнения к переводам И. Н. Березина и В. В. Радлова.

Наиболее часто цитируемыми переводами ярлыка являются переводы И. Н. Березина и В. В. Радлова.

Я, Токтамыш, говорю Ягайлу.

Для извещения о том, как Мы воссели на великое место, Мы посылали прежде послов под предводительством Кутлу Буги и Хасана и ты тогда же посылал к Нам своих челобитников. Третьего года послали некоторые огланы, во главе которых стояли Бекбулат и Коджамедин, и беки, во главе которых стояли Бекиш, Турдучак-берди и Давуд, человека по имени Эдугу к Темиру, чтобы призвать его тайным образом. Он пришел на этот призыв и согласно их злонамерению послал им весть. Мы узнали об этом (только) тогда, когда он дошел до пределов (нашего) народа, собрались, и в то время, когда Мы хотели вступить в сражение, те злые люди с самого начала пошатнулись и вследствие этого в народе произошло смятение. Все это дело случилось таким образом. Но Бог милостив был и наказал враждебных нам огланов и беков, во главе которых стояли Бекбулат, Коджамедин, Бекиш, Турдучак-берди и Давуд.

Для извещения об этих делах мы теперь посылаем послов под предводительством Хасана и Туулу Ходжи. Теперь ещё другое дело: Ты собирай дань с подвластных Нам народов и передай её пришедшим к тебе послам; пусть они доставят её в казну. Пусть по-прежнему опять твои купеческие артели разъезжают; это будет лучше для состояния великого народа.

Такой ярлык с золотым знаком мы издали. В год курицы, по летосчислению в 795-й, в 8 день месяца Реджеба, когда орда была в Тане, мы (это) написали.

- Радлов В.В. Ярлыки Токтамыша и Темир-Кутлуга//ЗВОРАО. 1888. Т.3., С.1-17

Ягайлу. Мы послали послов, из коих главные Котлубуга и Асан, дать знать о восшествии на великое место, и ты также послал к нам присланника. Третьего года нисколько Угланов, из коих важнейшие Бекбулат и Ходжа Медин, и Беки, из коих главные Бекгич и Турдучак Берди Давуд, отправив вперед человека, по-имени Идикгия, послали (без моего ведома) к Темирю. По тому требованию он выступил. Когда он, веруя в лукавое сердце и такой же язык их, пришёл тайно вперед мы, узнавъ, собрались; во время битвы прежде те дурные люди ушли с места, отчего и парод ушел с места. Вот что было причиной бывшему до тех пор тому делу. Бог нас пожаловав, предал нам враждующих Угланов и Беков, из коих главные Бекбулат, Ходжа Медин, Бекгич и Турдучак Берди Давуд. Тепер мы послали послов, из коих главные Асан и Тулу Оджа, дать знать об этом случившемся. А далее

С подданных Нам волостей собрав выходы, вручи идущим послам для доставления в казну. Ещё по прежнему правилу (мои) негоцианты и твои купцы пусть ходят одни к другим: признавая это хорошим для Великого Улуса, мы утвердили грамоту с золотым знаком. Велено написать курячьяго года гиджры семьсот девяносто пятого ново-лунного месяца Реджеба восьмого дня, когда Орда была на Дону.

- Березин И.Н. Ханские ярлыки. 1. Ярлык хана Золотой Орды Тохтамыша к польскому королю Ягайлу. 1392-1993 г. Казань, 1850, С.12

С проблемой точности перевода связан и вопрос места написания письма. О. М. Ковалевский, А. К. Казем-Бек, И. Н. Березин в своих переводах отмечают это место фразой «когда Орда была на Дону». В переводах В. Г. Тизенгаузена и В. В. Радлова в качестве места написания письма указывается Тан, под которым переводчики понимают город близь устья Дона (Азов). В последнем случае интерпретация является более убедительной, так как в известных случаях, когда документ составлялся на берегу реки (ярлык Тимур-Кутлука, письмо Улуг-Мухаммада, письмо Махмуд-хана), при обозначении места используются другие слова.

Подлинник в 1921 году был передан Польше.

Ярлык Тохтамыша Бек-Ходжаю

Документ принадлежал крымскому владельцу и был представлен в качестве документа на право владения князю М. С. Воронцову.

Ярлык представляет собой свиток склеенный из четырёх листов плотной, желтоватой, лощеной с обеих сторон бумаги без филиграни. Листы имеют длину 33, 36,35,5 и 18 см. Сам свиток имеет длину 119 см и ширину 25,2 см. Текст выполнен черными чернилами изящным почерком дивани-джали, исполненным вязью. Текст имеет размер 21×90 см, справа имеются поля в 5 см. Длина полных строк достигает до 21 см, коротких - до 11 см. По алифу средняя высота букв составляет 1,5-2 см. Максимальная высота букв в инвокации - составляет 4-6 см. Между строками текста расстояние в 6-7 см. Расстояния между инвокацией и интитуляцией и между интитуляцией и основным текстом составляет 10-12 см. Написаны золотом инвокация, интитуляция, слово «хан» и заменяющие это слово местоимения.

На ярлыке два оттиска алой печати квадратной формы (12см×12см). Текст печати в целом соответствует тексту в печати на ярлыке хана Токтамыша к Ягайлу, за исключением того, что перед словом «султан» во внутреннем квадрате наблюдаются нечитаемые символы.

Первый оттиск расположен справа, напротив 7-8 строк текста и приходится на место скленного стыка 2 и 3 листа бумаги. Второй оттиск расположен на 4 листе бумаги, слева, на концах 14-15 строк.

Уже в конце 70-х годов прошлого века, несмотря на реставрацию, проведенную в 1970 году, исследователями отмечалась плохая сохранность документа по сравнению с его первоначальным состоянием (в 1843 году с него была снята факсимильная копия).

Предаюсь на Бога и уповаю на милость и благость его! Тохтамышево слово.

Крымской области начальникам, во главе коих Кутлу-Буга, Бекам, духовным судьям, духовным законоведцам, настоятелям, старцам, секретарям палат, таможникам, весовщикам, букаулам, заставщикам, каким бы то ни было мастерам, всем.

Так как Тимур-Пулад повелел так: «владеющий сим ярлыком Бек Хаджи с принадлежащими ему людьми, все нами пожалованы (они платили в государственное казначейство ежегодно все какие бы то ни было требуемые расходы с надбавками). Отныне впредь да не налагают на Суткуль называемые „подушные“, да не требуют подвод и корму; да не требуют на амбары хлебного харчу; областные власти да не трогают никакого подчиненного Суткулю человека внутри Крыма, вне, на местах остановки; всем им вкупе сущим, ради освобождения их от требуемых расходов, оказывания покровительства и помощи, написания паизоваго тарханного ярлыка, вы все в этом случае оказывайте безпрекословное содействие Бек Хаджию», то посему делающие раскладку областных подушных непременно побоятся причинять беспокойство и обиду. Но если ты Бек Хаджи, говоря: я есемь вот как пожалован" станешь причинять насилие жалким беднякам, и тебе же доброго не будет. Так молвя, для держания дали краснопечатный ярлык. Орда находилась на Дону, на Ур-тубе, на степи. Писано в лето обезьяны девяносто четвёртого года месяца Зулькаада двадцать четвёртого.

- Тарханные ярлыки Тохтамыша, Тимур-Кутлука и Саадет-Гирея с введением, переписью и примечаниями, изданные И.Березиным, профессором Казанского университета. - Казань, 1851.

Документ хранится в Институте восточных рукописей РАН.

Правителя Мангышлака, влиятельного царевича при хане Урусе. После того, как Туй-Ходжа был казнён по приказу Уруса за неповиновение, молодой Тохтамыш, опасаясь за свою жизнь, в 1376 году бежал в Самарканд к правителю Мавераннахра Тимуру. В 1370-х годах с его помощью утвердился в низовьях реки Сырдарьи и стал заяицким ханом. В 1377 году Тохтамыш при поддержке войск Тамерлана приступил к завоеванию Золотой Орды. Однако в первом же сражении, несмотря на гибель белоордынского царевича Кутлуга-Буги, сына Уруса, он был разбит и бежал к .

К апрелю 1380 года Тохтамыш сумел захватить всю Золотую Орду вплоть до Азова, включая столицу – Сарай.

В 1380 году, воспользовавшись поражением Мамая в Куликовской битве, всё также при помощи Тохтамыш с 4-ой попытки захватил власть в Золотой Орде и пресёк внутренние смуты.

Овладев золотоордынским престолом Тохтамыш послал послов к русским князьям с известием о своем воцарении. Князья приняли послов с честью и, в свою очередь, отправили послов с дарами для нового хана. Желая разогнать страх, напавший на татар после Куликовской битвы, Тохтамыш велел пограбить русских гостей и захватить их суда, а сам в 1382 г. с большим войском пошёл к Москве.

Нижегородский князь , узнав о походе Тохтамыша и желая спасти свою землю от разорения, послал к нему своих сыновей и . , руководствуясь теми же мотивами, указал ему броды на р. Оке. татары застали врасплох. Он покинул Москву и уехал сначала в Переяславль, а затем в Кострому, собирать войска. Когда Тохтамыш взял Серпухов, в Москве, ввиду полной беспомощности её, поднялся мятеж. На помощь москвичам с небольшой дружиной пришел юный литовский князь Остей, который и возглавил оборону.

24 августа 1382 года Тохтамыш с большим войском подошел к Москве. Два дня москвичи и литовцы упорно защищались. Тогда Тохтамыш решил взять Москву хитростью, послав на переговоры нижегородских князей Василия Кирдяпу и Семена Дмитриевича. Князья поклялись, что Тохтамыш помилует москвичей и ничего дурного им не сделает, если они сдадутся. Он только хотел бы осмотреть Кремль изнутри.

26 августа 1382 года москвичи поверили и открыли Спасские ворота, и поплатились за это жизнью. Всего было убито 24 тысячи москвичей, которые обороняли город. Князья, бояре и военачальники были убиты. Убит был и князь Остей.

Тохтамыш из Москвы вывез всё что только мог. Никто ему не мог препятствовать. Никого не было – ни великого князя, ни войска. Татары вывезли весь золотой запас. В соборах и церквах Кремля были сорваны все иконы, драгоценная церковная утварь, золотой и алмазный запас митрополитов. Были вывезены все товары купцов (ювелирные изделия, меха, ткани и др.). Имущество боярских домов в Кремле и архивы княжеской администрации были частично сожжены, частично разграблены. Остальное увезли в Орду. Но этого было мало. Татары разорили всё княжество: взяли Переяславль, Владимир, Юрьев, Звенигород, Можайск и другие подмосковные города, обобрав их дочиста, а жителей угнали в плен. Димитрий Донской ушёл в Кострому, митрополит Киприан укрылся в Твери. Тверской князь прислал к Тохтамышу посла с заявлением о покорности. Казалось, русская земля потеряла все плоды Куликовской битвы и снова подпадет под полную власть татар. Случилось иначе: один из тохтамышевых отрядов нечаянно наткнулся на московский отряд, стоявший под начальством князя Владимира Андреевича у Волока. Татары были разбиты. Это вызвало отступление Тохтамыша.

Обратно татары ушли через дружественное им Рязанское княжество. Несмотря на дружбу, верность и покорность, татары разорили Рязанскую землю.

За первые семь лет правления Тохтамыш сумел восстановить единство Золотой Орды.

Преемник Димитрия Донского, в 1393 году купил в Орде у Тохтамыша ярлык на Суздаль и Нижний Новгород.

Татары еще несколько раз делали небольшие набеги на русскую землю, разграбили Рязань, Вятку; но предпринять большой и серьезный поход против Москвы Тохтамыш не мог, так как в это время вступил в борьбу с , которому он был обязан престолом. В 1383 г. Тохтамыш овладел Хорезмом только для того, чтобы тут же его потерять. Опасаясь перехода Закавказья и Западного Ирана под власть противника, Тохтамыш предпринял в 1385 году вторжение в этот регион. Захватив Тебриз и разграбив его, хан отступил с богатой добычей; среди 90 000 пленников был и поэт Камол Худжанди.

В 1391 году нанёс ордынскому хану поражение на Кондурче, а в 1395 году Тохтамыш потерпел на берегах Терека ещё более жестокое поражение от ; он был лишен престола и принуждён вести постоянную борьбу с ханами, поставленными Тимуром.

Вскоре на золотоордынском престоле при содействии эмира Едигея воцарился , разбивший Тохтамыша, который вслед за этим бежал с семьёй в Киев к великому князю литовскому . Тохтамыш был принят Витовтом, желавшим использовать его в качестве проводника своего политического влияния в Орде.

Начал готовить масштабный поход против татар с целью посадить на золотоордынском престоле Тохтамыша, который с отрядом в несколько тысяч татар также принял участие в походе. Выступив на Орду, Витовт в 1399 году разбил лагерь на реке Ворскле, и , испугавшись многочисленности противника, запросил мира. Тем временем к реке подоспел Едигей со своими войсками и разорвал переговоры, убедив продолжить борьбу.

Битва началась 12 августа. После поединка ханского мурзы и литовского рыцаря Сырокомли, закончившегося победой последнего, литовское войско начало переправу через реку. Переправившись, увидел, что татары отходят в степь, употребив свою обычную тактику со времен Чингис-хана - притворное отступление, и, забыв все меры предосторожности, приказал литовской, польской и немецкой коннице, имевшейся в его распоряжении, атаковать противника. В итоге тяжелые всадники проскакав 10-12 км вскоре утомили лошадей и практически остановились. В это время татары окружили их со всех сторон и принялись издалека, не входя в близкое соприкосновение, обстреливать из луков и самострелов. Плотный огонь велся прежде всего по незащищенным доспехами лошадям. Пешие же рыцари были совершенно беспомощны. Разгромив конницу литовцев, татары быстро вернулись к оставшейся части литовской армии и на хвосте остатков отступающей литовской конницы, которая внесла панику в ряды пехотинцев, ворвались в литовский лагерь.

Несмотря на многочисленность литовского войска и его хорошее оснащение (в том числе наличие артиллерии, применение которой оказалось малоэффективным против подвижных всадников, а также пищалей и самострелов), армия не устояла и была наголову разбита. Большинство полководцев погибли, в том числе 18 князей. Началась резня, часть литовцев пыталась спастись, переправляясь через Ворсклу на противоположный берег, но они в основной своей массе погибли, поражаемые издалека татарскими стрелками.

Первыми с поля боя бежали войска Тохтамыша, который отлично понимал невозможность противостояния легким татарским стрелкам в широкой и безводной степи. Сам был ранен и с трудом спасся, едва не утонув в Ворскле. Уцелел и его младший брат . Немецкие и польские рыцари понеся небольшие потери (тевтонцы - 4 рыцаря, а поляки - 12) тоже спаслись, вовремя скрывшись с поля битвы. Ордынцы преследовали остатки войск до самого Киева, но сам город взять не смогли. Преследуя отступающего противника, ногайцы Едигея опустошили киевские и литовские земли, их передовые отряды дошли аж до Луцка, предав округу огню и мечу. Киеву ценой огромного выкупа (3 000 литовских гривен) удалось откупиться от ногайского нападения, грозившего ему разорением.

Тохтамыш бежал в Сибирь, где у него было ещё немало сторонников. Там он захватил власть в Тюменском юрте (1400). Тохтамыш окончательно было утратил политическое влияние, однако в последние годы стал склоняться к миру с , к которому даже отправил посольство. Поэтому Едигей не оставил Тохтамыша в покое и в течение продолжительного времени с переменным успехом боролся с ним.

В 1405 году умер, а Тохтамыш в 16-м сражении с Едигеем и Чокре (Чекри), уже при хане , в 1406 году был окончательно разгромлен и убит. Тохтамыш имел 13 сыновей, которые отомстили за смерть отца. В 1420 году Эдигей погиб в битве с сыновьями Тохтамыша.

Золотой Орды в -1395 годах , хан Тюменского ханства с 1400 года , один из потомков Джучи , старшего сына Чингисхана .

Приход к власти

Ко времени правления Тохтамыша относится возрождение золотоордынских городов в Нижнем Поволжье .

Борьба с Тамерланом

Татары ещё несколько раз делали небольшие набеги на русскую землю, разграбили Рязань , но предпринять большой и серьёзный поход против Москвы Тохтамыш не мог, так как в это время вступил в борьбу с Тимуром (Тамерланом), которому он был обязан престолом. Опасаясь перехода Закавказья и Западного Ирана под власть противника, Тохтамыш предпринял в 1385 году вторжение в этот регион. Захватив Тебриз и разграбив его, хан отступил с богатой добычей; среди 90 000 пленников был и поэт Камол Худжанди . В 1390-е годы Тимур нанёс ордынскому хану два жестоких поражения - на Кондурче (1391) и Тереке (1395) - после которых Тохтамыш лишился престола и был вынужден вести постоянную борьбу с ханами, поставленными Тимуром. После поражения Тохтамышу, видимо, удалось на короткий срок захватить власть в Тюменском ханстве или в части его улусов .

Борьба с Едигеем

Вскоре на золотоордынском престоле при содействии эмира Едигея воцарился Тимур-Кутлуг , разбивший Тохтамыша, который вслед за этим бежал с семьёй в Киев к великому князю литовскому Витовту . Тохтамыш был принят великим князем, желавшим использовать его в качестве проводника своего политического влияния в Орде.

Витовт начал готовить масштабный поход против татар с целью посадить на золотоордынском престоле Тохтамыша, который с отрядом в несколько тысяч татар также принял участие в походе. Выступив на Орду, Витовт в 1399 году разбил лагерь на реке Ворскле , и Тимур-Кутлуг, испугавшись многочисленности противника, запросил мира. Тем временем к реке подоспел Едигей со своими войсками и разорвал переговоры, убедив Тимур-Кутлуга продолжить борьбу. Возглавив ордынские войска, Едигей нанёс сокрушительное поражение Витовту.
Тохтамыш окончательно было утратил политическое влияние, однако в последние годы стал склоняться к миру с Тимуром, к которому даже отправил посольство. Поэтому Едигей после этой громкой победы не оставил Тохтамыша в покое и в течение продолжительного времени с переменным успехом боролся с ним.

В 1405 году Тимур умер, а Тохтамыш в 16-м сражении с Едигеем и Чокре был окончательно разгромлен и убит. Под 1406 годом Архангелогородский летописец (входит в Устюжский летописный свод) сообщает (л. 215 об. - 216):

Ярлыки хана Токтамыша

Ярлык хана Токтамыша Ягайлу

Ярлык был найден в 1834 г. К. М. Оболенским в Московском главном Архиве Министерства Иностранных дел. Документ находился среди бумаг А. С. Нарушевича, находившихся некогда в Краковском коронном архиве.

Подлинник ярлыка состоит из двух листов лощеной бумаги. Длина первого листа - 39,6 см, ширина - 19,8 см. Длина второго листа - 41,8 см, ширина - 19,8 см. На обоих листах имеется знак бычьей головы. Текст выпонен чернилами уйгурским письмом на чагатайском языке на лицевых сторонах листов - 13 строк на первом листе и 12 строк на втором. На первом листе первая строка и первое слово шестой строки написаны золотом. Третья, четвёртая и пятая строка, следующие за после упоминания имени адресата сдвинуты «вниз» (влево). Рядом с этими строками с правой стороны располагается золотой оттиск четырёхугольной печати (6×6 см). Печать состоит из двух квадратов, один из которых расположен внутри другого с текстом на арабском языке, выполненным куфическим шрифтом. Надпись во внутреннем квадрате - «Султан правосудный Токтамыш». Надпись во внешнем квадрате - «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха. Да богославит его Аллах и да приветствует его!» На втором листе золотом написаны начало первой и шестой строк. Ярлык написан 20 мая 1393 года (год курицы, 8 раджаба 795).

Одновременно был обнаружен и ещё один ярлык, выполненный на сходной бумаге (знак бычьей головы перевернут), написанный западнорусским полууставом, имеющим сходное содержание, но не являющийся переводом.

Известен целый ряд переводов ярлыка на русский язык. В 1835 году такой перевод был выполнен О. М. Ковалевским, в 1837 году - А. К. Казем-Беком, в 1850 году - И. Н. Березиным, в 1888 году - В. В. Радловым. В 1927 году А. Н. Самойлович опубликовал работу в которой сделал некоторые уточнения к переводам И. Н. Березина и В. В. Радлова.

Наиболее часто цитируемыми переводами ярлыка являются переводы И. Н. Березина и В. В. Радлова.

Я, Токтамыш, говорю Ягайлу.

Для извещения о том, как Мы воссели на великое место, Мы посылали прежде послов под предводительством Кутлу Буги и Хасана и ты тогда же посылал к Нам своих челобитников. Третьего года послали некоторые огланы, во главе которых стояли Бекбулат и Коджамедин, и беки, во главе которых стояли Бекиш, Турдучак-берди и Давуд, человека по имени Эдугу к Темиру, чтобы призвать его тайным образом. Он пришел на этот призыв и согласно их злонамерению послал им весть. Мы узнали об этом (только) тогда, когда он дошел до пределов (нашего) народа, собрались, и в то время, когда Мы хотели вступить в сражение, те злые люди с самого начала пошатнулись и вследствие этого в народе произошло смятение. Все это дело случилось таким образом. Но Бог милостив был и наказал враждебных нам огланов и беков, во главе которых стояли Бекбулат, Коджамедин, Бекиш, Турдучак-берди и Давуд.

Для извещения об этих делах мы теперь посылаем послов под предводительством Хасана и Туулу Ходжи. Теперь ещё другое дело: Ты собирай дань с подвластных Нам народов и передай её пришедшим к тебе послам; пусть они доставят её в казну. Пусть по-прежнему опять твои купеческие артели разъезжают; это будет лучше для состояния великого народа.

Такой ярлык с золотым знаком мы издали. В год курицы, по летосчислению в 795-й, в 8 день месяца Реджеба, когда орда была в Тане, мы (это) написали.

- Радлов В.В. Ярлыки Токтамыша и Темир-Кутлуга//ЗВОРАО. 1888. Т.3., С.1-17

Ягайлу.

Мы послали послов, из коих главные Котлубуга и Асан, дать знать о восшествии на великое место, и ты также послал к нам присланника. Третьего года нисколько Угланов, из коих важнейшие Бекбулат и Ходжа Медин, и Беки, из коих главные Бекгич и Турдучак Берди Давуд, отправив вперед человека, по-имени Идикгия, послали (без моего ведома) к Темирю. По тому требованию он выступил. Когда он, веруя в лукавое сердце и такой же язык их, пришёл тайно вперед мы, узнавъ, собрались; во время битвы прежде те дурные люди ушли с места, отчего и парод ушел с места. Вот что было причиной бывшему до тех пор тому делу. Бог нас пожаловав, предал нам враждующих Угланов и Беков, из коих главные Бекбулат, Ходжа Медин, Бекгич и Турдучак Берди Давуд. Тепер мы послали послов, из коих главные Асан и Тулу Оджа, дать знать об этом случившемся. А далее

С подданных Нам волостей собрав выходы, вручи идущим послам для доставления в казну. Ещё по прежнему правилу (мои) негоцианты и твои купцы пусть ходят одни к другим: признавая это хорошим для Великого Улуса, мы утвердили грамоту с золотым знаком. Велено написать курячьяго года гиджры семьсот девяносто пятого ново-лунного месяца Реджеба восьмого дня, когда Орда была на Дону.

- Березин И.Н. Ханские ярлыки. 1. Ярлык хана Золотой Орды Тохтамыша к польскому королю Ягайлу. 1392-1993 г. Казань, 1850, С.12

С проблемой точности перевода связан и вопрос места написания письма. О. М. Ковалевский, А. К. Казем-Бек, И. Н. Березин в своих переводах отмечают это место фразой «когда Орда была на Дону». В переводах В. Г. Тизенгаузена и В. В. Радлова в качестве места написания письма указывается Тан, под которым переводчики понимают город близь устья Дона (Азов). В последнем случае интерпретация является более убедительной, так как в известных случаях, когда документ составлялся на берегу реки (ярлык Тимур-Кутлука, письмо Улуг-Мухаммада, письмо Махмуд-хана), при обозначении места используются другие слова.

Подлинник в 1921 году был передан Польше.

Ярлык Тохтамыша Бек-Ходжаю

Документ принадлежал крымскому владельцу и был представлен в качестве документа на право владения князю М. С. Воронцову.

Ярлык представляет собой свиток склеенный из четырёх листов плотной, желтоватой, лощеной с обеих сторон бумаги без филиграни. Листы имеют длину 33, 36,35,5 и 18 см. Сам свиток имеет длину 119 см и ширину 25,2 см. Текст выполнен черными чернилами изящным почерком дивани-джали, исполненным вязью. Текст имеет размер 21×90 см, справа имеются поля в 5 см. Длина полных строк достигает до 21 см, коротких - до 11 см. По алифу средняя высота букв составляет 1,5-2 см. Максимальная высота букв в инвокации - составляет 4-6 см. Между строками текста расстояние в 6-7 см. Расстояния между инвокацией и интитуляцией и между интитуляцией и основным текстом составляет 10-12 см. Написаны золотом инвокация, интитуляция, слово «хан» и заменяющие это слово местоимения.

На ярлыке два оттиска алой печати квадратной формы (12см×12см). Текст печати в целом соответствует тексту в печати на ярлыке хана Токтамыша к Ягайлу, за исключением того, что перед словом «султан» во внутреннем квадрате наблюдаются нечитаемые символы.

Первый оттиск расположен справа, напротив 7-8 строк текста и приходится на место скленного стыка 2 и 3 листа бумаги. Второй оттиск расположен на 4 листе бумаги, слева, на концах 14-15 строк.

Уже в конце 70-х годов прошлого века, несмотря на реставрацию, проведенную в 1970 году, исследователями отмечалась плохая сохранность документа по сравнению с его первоначальным состоянием (в 1843 году с него была снята факсимильная копия).

Предаюсь на Бога и уповаю на милость и благость его!

Тохтамышево слово.

Крымской области начальникам, во главе коих Кутлу-Буга, Бекам, духовным судьям, духовным законоведцам, настоятелям, старцам, секретарям палат, таможникам, весовщикам, букаулам, заставщикам, каким бы то ни было мастерам, всем.

Так как Тимур-Пулад повелел так: «владеющий сим ярлыком Бек Хаджи с принадлежащими ему людьми, все нами пожалованы (они платили в государственное казначейство ежегодно все какие бы то ни было требуемые расходы с надбавками). Отныне впредь да не налагают на Суткуль называемые „подушные“, да не требуют подвод и корму; да не требуют на амбары хлебного харчу; областные власти да не трогают никакого подчиненного Суткулю человека внутри Крыма, вне, на местах остановки; всем им вкупе сущим, ради освобождения их от требуемых расходов, оказывания покровительства и помощи, написания паизоваго тарханного ярлыка, вы все в этом случае оказывайте безпрекословное содействие Бек Хаджию», то посему делающие раскладку областных подушных непременно побоятся причинять беспокойство и обиду. Но если ты Бек Хаджи, говоря: я есемь вот как пожалован" станешь причинять насилие жалким беднякам, и тебе же доброго не будет. Так молвя, для держания дали краснопечатный ярлык. Орда находилась на Дону, на Ур-тубе, на степи. Писано в лето обезьяны девяносто четвёртого года месяца Зулькаада двадцать четвёртого.

- Тарханные ярлыки Тохтамыша, Тимур-Кутлука и Саадет-Гирея с введением, переписью и примечаниями, изданные И.Березиным, профессором Казанского университета. - Казань, 1851.

Документ хранится в Институте восточных рукописей РАН.

Напишите отзыв о статье "Тохтамыш"

Примечания

Литература

  • Григорьев А. П. // Историография и источниковедение стран Азии и Африки: сборник. - Л. : ЛГУ имени А. А. Жданова , 1983. - Вып. VII .
  • Миргалеев И. М. Политическая история Золотой Орды периода правления Токтамыш-хана. - 1-е изд. - Казань: Алма-Лит, 2003. - 164 с. - 500 экз. - ISBN 5-98245-007-3 .
  • Почекаев Р. Ю. Очерк десятый. Токтамыш, или «Новый Чингис-хан» // Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. - 1-е изд. - СПб. : ЕВРАЗИЯ, 2010. - С. 155-177. - 408 с. - 1 000 экз. - ISBN 978-5-91852-010-9 .
  • Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. - 1-е изд. - Саранск: Мордовское книжное издательство , 1960. - С. 137-182. - 278 с. - 1 500 экз.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. - 1-е изд. - М .: Восточная литература , 2002. - С. 75-77. - 752 с. - ISBN 5-02-018193-5 .
  • Якубовский А. Ю. // Греков Б. Д. , Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. - 2-е изд. - М .-Л. : Изд-во АН СССР , 1950. - С. 316-384. - 478 с. - 10 000 экз.

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков
  • - перевод и фото на сайте «»

Отрывок, характеризующий Тохтамыш

В третьих, бессмысленно было терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин в такой прогрессии, что без всякого загораживания пути они не могли перевести через границу больше того, что они перевели в декабре месяце, то есть одну сотую всего войска.
В четвертых, бессмысленно было желание взять в плен императора, королей, герцогов – людей, плен которых в высшей степени затруднил бы действия русских, как то признавали самые искусные дипломаты того времени (J. Maistre и другие). Еще бессмысленнее было желание взять корпуса французов, когда свои войска растаяли наполовину до Красного, а к корпусам пленных надо было отделять дивизии конвоя, и когда свои солдаты не всегда получали полный провиант и забранные уже пленные мерли с голода.
Весь глубокомысленный план о том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с армией, был подобен тому плану огородника, который, выгоняя из огорода потоптавшую его гряды скотину, забежал бы к воротам и стал бы по голове бить эту скотину. Одно, что можно бы было сказать в оправдание огородника, было бы то, что он очень рассердился. Но это нельзя было даже сказать про составителей проекта, потому что не они пострадали от потоптанных гряд.
Но, кроме того, что отрезывание Наполеона с армией было бессмысленно, оно было невозможно.
Невозможно это было, во первых, потому что, так как из опыта видно, что движение колонн на пяти верстах в одном сражении никогда не совпадает с планами, то вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись вовремя в назначенное место, была столь ничтожна, что она равнялась невозможности, как то и думал Кутузов, еще при получении плана сказавший, что диверсии на большие расстояния не приносят желаемых результатов.
Во вторых, невозможно было потому, что, для того чтобы парализировать ту силу инерции, с которой двигалось назад войско Наполеона, надо было без сравнения большие войска, чем те, которые имели русские.
В третьих, невозможно это было потому, что военное слово отрезать не имеет никакого смысла. Отрезать можно кусок хлеба, но не армию. Отрезать армию – перегородить ей дорогу – никак нельзя, ибо места кругом всегда много, где можно обойти, и есть ночь, во время которой ничего не видно, в чем могли бы убедиться военные ученые хоть из примеров Красного и Березины. Взять же в плен никак нельзя без того, чтобы тот, кого берут в плен, на это не согласился, как нельзя поймать ласточку, хотя и можно взять ее, когда она сядет на руку. Взять в плен можно того, кто сдается, как немцы, по правилам стратегии и тактики. Но французские войска совершенно справедливо не находили этого удобным, так как одинаковая голодная и холодная смерть ожидала их на бегстве и в плену.
В четвертых же, и главное, это было невозможно потому, что никогда, с тех пор как существует мир, не было войны при тех страшных условиях, при которых она происходила в 1812 году, и русские войска в преследовании французов напрягли все свои силы и не могли сделать большего, не уничтожившись сами.
В движении русской армии от Тарутина до Красного выбыло пятьдесят тысяч больными и отсталыми, то есть число, равное населению большого губернского города. Половина людей выбыла из армии без сражений.
И об этом то периоде кампании, когда войска без сапог и шуб, с неполным провиантом, без водки, по месяцам ночуют в снегу и при пятнадцати градусах мороза; когда дня только семь и восемь часов, а остальное ночь, во время которой не может быть влияния дисциплины; когда, не так как в сраженье, на несколько часов только люди вводятся в область смерти, где уже нет дисциплины, а когда люди по месяцам живут, всякую минуту борясь с смертью от голода и холода; когда в месяц погибает половина армии, – об этом то периоде кампании нам рассказывают историки, как Милорадович должен был сделать фланговый марш туда то, а Тормасов туда то и как Чичагов должен был передвинуться туда то (передвинуться выше колена в снегу), и как тот опрокинул и отрезал, и т. д., и т. д.
Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно.
Все это странное, непонятное теперь противоречие факта с описанием истории происходит только оттого, что историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий.
Для них кажутся очень занимательны слова Милорадовича, награды, которые получил тот и этот генерал, и их предположения; а вопрос о тех пятидесяти тысячах, которые остались по госпиталям и могилам, даже не интересует их, потому что не подлежит их изучению.
А между тем стоит только отвернуться от изучения рапортов и генеральных планов, а вникнуть в движение тех сотен тысяч людей, принимавших прямое, непосредственное участие в событии, и все, казавшиеся прежде неразрешимыми, вопросы вдруг с необыкновенной легкостью и простотой получают несомненное разрешение.
Цель отрезывания Наполеона с армией никогда не существовала, кроме как в воображении десятка людей. Она не могла существовать, потому что она была бессмысленна, и достижение ее было невозможно.
Цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия. Цель эта достигалась, во первых, сама собою, так как французы бежали, и потому следовало только не останавливать это движение. Во вторых, цель эта достигалась действиями народной войны, уничтожавшей французов, и, в третьих, тем, что большая русская армия шла следом за французами, готовая употребить силу в случае остановки движения французов.
Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущее животное. И опытный погонщик знал, что самое выгодное держать кнут поднятым, угрожая им, а не по голове стегать бегущее животное.

Когда человек видит умирающее животное, ужас охватывает его: то, что есть он сам, – сущность его, в его глазах очевидно уничтожается – перестает быть. Но когда умирающее есть человек, и человек любимый – ощущаемый, тогда, кроме ужаса перед уничтожением жизни, чувствуется разрыв и духовная рана, которая, так же как и рана физическая, иногда убивает, иногда залечивается, но всегда болит и боится внешнего раздражающего прикосновения.
После смерти князя Андрея Наташа и княжна Марья одинаково чувствовали это. Они, нравственно согнувшись и зажмурившись от грозного, нависшего над ними облака смерти, не смели взглянуть в лицо жизни. Они осторожно берегли свои открытые раны от оскорбительных, болезненных прикосновений. Все: быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; еще хуже, слово неискреннего, слабого участия болезненно раздражало рану, казалось оскорблением и нарушало ту необходимую тишину, в которой они обе старались прислушиваться к незамолкшему еще в их воображении страшному, строгому хору, и мешало вглядываться в те таинственные бесконечные дали, которые на мгновение открылись перед ними.
Только вдвоем им было не оскорбительно и не больно. Они мало говорили между собой. Ежели они говорили, то о самых незначительных предметах. И та и другая одинаково избегали упоминания о чем нибудь, имеющем отношение к будущему.
Признавать возможность будущего казалось им оскорблением его памяти. Еще осторожнее они обходили в своих разговорах все то, что могло иметь отношение к умершему. Им казалось, что то, что они пережили и перечувствовали, не могло быть выражено словами. Им казалось, что всякое упоминание словами о подробностях его жизни нарушало величие и святыню совершившегося в их глазах таинства.
Беспрестанные воздержания речи, постоянное старательное обхождение всего того, что могло навести на слово о нем: эти остановки с разных сторон на границе того, чего нельзя было говорить, еще чище и яснее выставляли перед их воображением то, что они чувствовали.

Но чистая, полная печаль так же невозможна, как чистая и полная радость. Княжна Марья, по своему положению одной независимой хозяйки своей судьбы, опекунши и воспитательницы племянника, первая была вызвана жизнью из того мира печали, в котором она жила первые две недели. Она получила письма от родных, на которые надо было отвечать; комната, в которую поместили Николеньку, была сыра, и он стал кашлять. Алпатыч приехал в Ярославль с отчетами о делах и с предложениями и советами переехать в Москву в Вздвиженский дом, который остался цел и требовал только небольших починок. Жизнь не останавливалась, и надо было жить. Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, – заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им. Она поверяла счеты с Алпатычем, советовалась с Десалем о племяннике и делала распоряжения и приготовления для своего переезда в Москву.
Наташа оставалась одна и с тех пор, как княжна Марья стала заниматься приготовлениями к отъезду, избегала и ее.
Княжна Марья предложила графине отпустить с собой Наташу в Москву, и мать и отец радостно согласились на это предложение, с каждым днем замечая упадок физических сил дочери и полагая для нее полезным и перемену места, и помощь московских врачей.
– Я никуда не поеду, – отвечала Наташа, когда ей сделали это предложение, – только, пожалуйста, оставьте меня, – сказала она и выбежала из комнаты, с трудом удерживая слезы не столько горя, сколько досады и озлобления.
После того как она почувствовала себя покинутой княжной Марьей и одинокой в своем горе, Наташа большую часть времени, одна в своей комнате, сидела с ногами в углу дивана, и, что нибудь разрывая или переминая своими тонкими, напряженными пальцами, упорным, неподвижным взглядом смотрела на то, на чем останавливались глаза. Уединение это изнуряло, мучило ее; но оно было для нее необходимо. Как только кто нибудь входил к ней, она быстро вставала, изменяла положение и выражение взгляда и бралась за книгу или шитье, очевидно с нетерпением ожидая ухода того, кто помешал ей.
Ей все казалось, что она вот вот сейчас поймет, проникнет то, на что с страшным, непосильным ей вопросом устремлен был ее душевный взгляд.
В конце декабря, в черном шерстяном платье, с небрежно связанной пучком косой, худая и бледная, Наташа сидела с ногами в углу дивана, напряженно комкая и распуская концы пояса, и смотрела на угол двери.
Она смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни. И та сторона жизни, о которой она прежде никогда не думала, которая прежде ей казалась такою далекою, невероятною, теперь была ей ближе и роднее, понятнее, чем эта сторона жизни, в которой все было или пустота и разрушение, или страдание и оскорбление.
Она смотрела туда, где она знала, что был он; но она не могла его видеть иначе, как таким, каким он был здесь. Она видела его опять таким же, каким он был в Мытищах, у Троицы, в Ярославле.
Она видела его лицо, слышала его голос и повторяла его слова и свои слова, сказанные ему, и иногда придумывала за себя и за него новые слова, которые тогда могли бы быть сказаны.
Вот он лежит на кресле в своей бархатной шубке, облокотив голову на худую, бледную руку. Грудь его страшно низка и плечи подняты. Губы твердо сжаты, глаза блестят, и на бледном лбу вспрыгивает и исчезает морщина. Одна нога его чуть заметно быстро дрожит. Наташа знает, что он борется с мучительной болью. «Что такое эта боль? Зачем боль? Что он чувствует? Как у него болит!» – думает Наташа. Он заметил ее вниманье, поднял глаза и, не улыбаясь, стал говорить.
«Одно ужасно, – сказал он, – это связать себя навеки с страдающим человеком. Это вечное мученье». И он испытующим взглядом – Наташа видела теперь этот взгляд – посмотрел на нее. Наташа, как и всегда, ответила тогда прежде, чем успела подумать о том, что она отвечает; она сказала: «Это не может так продолжаться, этого не будет, вы будете здоровы – совсем».
Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.
– Пожалуйте к папаше, скорее, – сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. – Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, – всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?
Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.
– Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.
И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.
Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.
– Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку.
– Маменька, что вы говорите!..
– Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.

В истории не сохранилось точных сведений о дате и месте рождения хана Тохтамыша, но на свет он появился в середине XIV века на полуострове Мангышлак. Известно также, что Тохтамыш был одним из потомков Чингисхана и действительно имел законные права на престол улуса Джучи. Отцом его являлся, по всей видимости, узбекский эмир Туйходжа-оглан, правитель Мангышлака.

К этому времени улус Джучи включал в себя два самостоятельных государства с собственными ханами - Золотую Орду и Белую Орду. Урус-хан, правящий Белой Ордой, пытался объединить обе части улуса и стать их единовластным ханом. В начале семидесятых годов Туйходжа-оглан отказался участвовать в военном походе против золотоордынцев и был за это казнен. Несомненно, та же участь ждала и Тохтамыша, но он успел бежать и в 1376 году прибыл в Самарканд - к Тамерлану, владыке Мавераннахра.

Тамерлан, очень расчетливый политик, весьма опасался объединения Орды и давно искал повод вмешаться в дела улуса Джучи, так что беглый ордынский царевич стал для него подарком судьбы. Тохтамыш был обласкан, получил войско и немедленно отправился отвоевывать престол Урус-хана. В первой же битве погиб Кутлуг-Буги, сын Урус-хана, но это Тохатмышу не помогло - его войско разбили. Неудачей окончился и следующий поход. Разъяренный Урус-хан потребовал у Тамерлана выдачи беглого предателя, но Тамерлан отказался и сам возглавил поход против Урус-хана. Его войско дошло до Сыгнака, столицы Белой Орды, но сильные морозы заставили Тамерлана отложить завоевание Орды.

Решительного сражения не произошло и весной - Урус-хан неожиданно умер, правителем стал его сын Токтакия, потом Тимур-Мелик оглан, и Тамерлан счел нужным снова послать на Орду Тохтамыша. В 1378 году Тимур-Мелик, не пользовавшийся особым уважением ордынцев, был разгромлен, и Тохтамыш сел на престол Белой Орды, мечтая, как и его предшественники, об объединении под своей рукой всего улуса Джучи.

Золотую Орду контролировал тогда темник Мамай, и в борьбу с ним Тохтамыш вступил, когда Мамай проиграл Куликовскую битву, потеряв большую часть войска. Весной 1380 года Тохтамышу удалось захватить весь улус вместе со столицей золотордынцев Сараем-Берке. Уничтожив в битве самого Мамая и остатки его войска, новый правитель Орды отправил посольство на Русь. Дмитрий Донской принял послов Тохтамыша с честью, отправил новому хану дары, но за ярлыком на великое княжение не поехал.

Еще два года Орда и Русь жили в мире. С воцарением Тохтамыша прекратились междоусобицы и в Орде: новый хан принялся старательно восстанавливать былое могущество государства. Кстати, именно в его правление возродились золотоордынские города Нижнего Поволжья. Но первоочередным делом Золотая Орда считала покорение богатых русских земель, и признать независимость Руси Тохтамыш не желал. Для похода на русские княжества быстро нашелся и союзник в лице литовского князя Ягайло, поддерживавшего ранее Мамая.

В 1381 году в Москву снова отправили послов - звать Дмитрия Донского в Орду. Князь отказался и ехать, и платить дань ордынцам. В начале лета следующего года Золотая Орда снова пошла на Русь, начав с западного берега Волги - Рязанского и Суздальского княжеств. Рязанский князь Олег воевать с ордынцами не стал, мгновенно признав их власть и согласившись на выплату дани. Чтобы подтвердить свое миролюбие, он отправил к Тохтамышу собственных сыновей в качестве заложников. Суздальский князь Дмитрий Константинович сумел заключить с Ордой сделку: дал проводников в обмен на клятву не грабить его владения. Благодаря его проводникам огромное войско ордынцев преодолело Оку без труда, а главное - очень быстро. Вскоре к Тохтамышу прибыл посол и от тверского князя Михаила - сообщить о покорности.

Тохтамыша интересовало Московское княжество, сильно ослабленное после битвы с Мамаем, и 23 августа его войско осадило Москву. Трехдневная осада плодов не принесла, хотя ордынские отряды успели разгромить ближние московские окрестности. Если верить летописям, москвичи защищались яростно - со стен на войско Орды летели стрелы, лилась расплавленная смола, сыпались камни. Стало ясно, что силой Москву не взять, и Тохтамыш применил хитрость.