Биографии Характеристики Анализ

Лечение гиперактивности у детей - сдвг. Синдром дефицита внимания: как помочь ребенку

С каждым годом учителя начальной школы сталкиваются со все большим числом гиперактивных детей и детей с дефицитом внимания в своих классах. Но по-прежнему педагогов никто не учит, как правильно взаимодействовать с СДВ/СДВГ детьми. Поэтому опыт учителя, который знает, что делать, может оказаться полезным.

Я как-то поинтересовалась у нескольких преподавателей, кто из перечисленных далее учеников страдает синдромом дефицита внимания (СДВ) или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): а) , который говорит без умолку, не может усидеть на месте и постоянно ерзает; б) тихий мечтатель, который спокойно сидит за партой, витая в облаках, полностью отрешенный от всех и вся; в) и тот (а) и другой (б)? Правильным ответом оказался... последний вариант (в).

Три главных показателя СДВ и СДВГ — невнимательность, гиперактивность и импульсивность. И в зависимости от того, какие показатели преобладают, у ребенка наблюдается либо СДВ, либо СДВГ.

Какие же бывают дети с СДВ/СДВГ?

  • Невнимательные. Не гиперактивные или импульсивные, а, напротив, порой заторможенные.
  • Гиперактивные и импульсивные. Зато на сто процентов «включенные», даже когда они кажутся дергаными или подавленными.
  • Невнимательные, гиперактивные и импульсивные (самая распространенная комбинация при СДВ/СДВГ). У таких детей бывают «эпизоды» несусветного поведения и физические изменения, которые пугают как педагогов, так и самих детей.

Те дети, у которых СДВ/СДВГ сопровождается исключительно невнимательностью и мечтательностью, часто переходят в разряд «невидимок», поскольку они ведут себя в рамках нормы и никогда не выказывают признаков взрывного поведения. В результате они нередко замыкаются. Невнимательность имеет и прочие последствия: таким учащимся попадает от родителей и учителей за то, что они не выполняют указания, учатся хуже, чем могут, и не ладят со сверстниками, потому что не хотят играть по их правилам.

Если давать скучные или повторяющиеся задания, дети с СДВ/СДВГ быстро «отключаются». И наоборот: когда они занимаются тем, что доставляет удовольствие, или слушают про то, что интересно, они без проблем концентрируются и внимают обучению. То есть учителю нужно работать над теорией «включенности» — отыскивать, что же заводит маленькие механизмы учеников.

Детям с СДВ/СДВГ сложнее придерживаться расписания и выполнять учебные обязанности, чем сверстникам. Большинству таких учащихся свойственна «внутренняя суетливость», и вы им сильно поможете, если научите распоряжаться своим временем.

Еще одна типичная проблема таких детей — концентрация на чем-то одном. Их чрезвычайно утомляет необходимость сосредотачиваться, думать и гадать, о чем их спрашивают, особенно если рядом что-то происходит. Вот почему так важно выделить для них спокойное место, где они смогут собраться с мыслями.

Невнимательность и мечтательность

  • Такие дети часто ведут себя безалаберно: то делают ошибки, а то и вовсе отвлекаются на посторонние предметы.
  • Они как будто не слышат, что вы с ними разговариваете.
  • Им сложно выполнять инструкции — чтобы добиться результата, им нужно давать более структурированные задания.
  • Отвлечься для них гораздо увлекательнее, чем сосредоточиться.
  • Таким детям сложно довести дело до конца, потому что быстро становится скучно.
  • Им не хватает навыков самоорганизации.
  • Они вечно все теряют!
  • Такие дети не замечают или пропускают мимо ушей более мелкие детали.

Гиперактивность, переизбыток энергии, ерзанье

    Сидеть на месте — не вариант; такие дети постоянно в движении. Причем движение может выражаться в прыжках, беге и даже в перелезании через предметы, часто в совершенно неподходящие моменты и в неприспособленных помещениях.

    Сидеть молча им тоже трудно, поэтому, как правило, они постоянно болтают.

    Расслабляться для них и скучно, и мучительно.

    Бывает, что такой ребенок вдруг вскакивает с места или выбегает из кабинета, пока другие дети тихо работают.

    Случается, что они издают неприемлемые в определенных социальных ситуациях шумы и звуки, а иногда задают неподобающие вопросы про изучаемый предмет (хотя я тоже так постоянно делала на скучных уроках!).

    Они вспыльчивы, заводятся с пол-оборота и иногда неадекватно реагируют.

Импульсивность

    Иногда перебивают, поскольку жаждут быть в центре внимания.

    Ждать своей очереди, не важно, в игре или в чем-то еще, для них тяжелое испытание: им хочется все здесь и сейчас (иначе, как им кажется, они взорвутся).

    Делают неуместные несвоевременные замечания, часто выпаливают сходу то, что думают, не заботясь о последствиях.

    Вместо того чтобы методично решить задачу, пытаются угадать ответ.

    Им сложно слушать других, сложно дослушать вопрос до конца.

    Они не разбираются в чужих эмоциях и при общении часто теряются.

    Они не умеют сдерживать свои эмоции, поэтому для них не редкость вспышки гнева и перепады настроения.

Положительные стороны СДВ/СДВГ

У СДВ/СДВГ немало положительных сторон, поэтому данное «расстройство» следует рассматривать как очередную особенность жизни и обучения, но ни в коем случае не как ограничение. К наличию таланта или интеллекта СДВ/СДВГ не имеют никакого отношения. Многие дети, обремененные этими синдромами, творчески одарены и обладают таким же ясным умом, как мы с вами.

Когда дети с СДВ/СДВГ увлечены, их пыл и рвение поистине волшебны. Они умеют истово трудиться, так же истово играть; они хотят во всем быть первыми, впрочем, как и большинство детей. Только вот дух соревнования у них порой зашкаливает, и если они вдруг не оправдывают собственных ожиданий, то могут очень расстроиться, рассердиться и даже проявить агрессию. Их очень сложно оторвать от деятельности или заданий, которые им интересны, особенно если речь идет о чем-то активном, — без дополнительного способа давления порой не обойтись! С этими детьми вам очень пригодится принцип соотношения похвалы к критике 4:1.

Творческий потенциал детей с СДВ/СДВГ не знает границ, у них в голове роится множество мыслей, а воображение поистине чудесно. Ребенок, который день напролет мечтает и думает десять разных мыслей одновременно, может вырасти в гуру кризисного менеджмента или стать оригинальным художником. Да, дети с СДВ/СДВГ легко отвлекаются, зато они подмечают то, что не дано увидеть другим. Нам, педагогам, весьма полезно иметь под боком учеников, которые видят и думают не так, как все, — это держит нас в тонусе!

Как учить ребенка с СДВ/СДВГ

  • Удостоверьтесь, что у ребенка с СДВ/СДВГ есть медицинский и учебный план, откорректированный родителями и школой. Вам важен правильный диагноз, не стоит полагаться на ярлыки СДВ/СДВГ, запросто навешиваемые школой без официальных медицинских заключений. Диагноз также покажет вам, какой тип СДВ/СДВГ у вашего ученика, и вы будете действовать соответственно.
  • Принимайте этих детей такими, какие они есть, не пытайтесь их изменить, переформатировать их личность или поведение.
  • Налаживайте отношения с родителями/опекунами как по учебным, так и по общечеловеческим вопросам. Они будут только благодарны вам. Родители иногда находят потрясающие методики, которые можно перенять для работы в классе, и наоборот.
  • Просите о помощи, если она вам требуется. Не геройствуйте, не молчите. Так будет честнее по отношению и к ребенку, и к вам.
  • Ориентируйтесь на ребенка, черпайте информацию в нем самом. Спросите его: какой урок тебе понравился больше всего? Какой — меньше всего? В чем их отличие? Попытайтесь узнать у самого ребенка, как он предпочитает учиться.
  • Понимает ли ребенок с СДВ/СДВГ, что он немного отличается от сверстников? Способен ли объяснить суть этого отличия? Может ли подсказать, как лучше справляться с этой особенностью в условиях школы?
  • Учащимся с СДВ/СДВГ нужна система, и в этом вам помогут списки. Скажем, пошаговая инструкция, как писать сочинение, или как поступать, когда тебя отчитывают (кстати, очень полезная инструкция!).
  • Чтобы вернуть учащегося с СДВ/СДВГ к работе, посмотрите ему в глаза, только дружелюбно, без укора.
  • Посадите ребенка поближе к своему столу и старайтесь не выпускать из поля зрения — у него будет стимул не отвлекаться. Если хотите помочь ребенку сосредоточиться, дайте ему блокнот, пусть чиркает каракули. Еще я даю детям липкие подушечки, мячики для снятия стресса и кушболы: все они снимают напряжение.
  • Прибегайте к альтернативным методам записи информации. Помните, главное — чтобы ребенок осмыслил подаваемый материал. А осмысливать его можно по-разному. Конечно, преподавателю удобнее и проще, когда учащиеся используют для записей бумагу и ручку, но если ребенку это не подходит, пусть пользуется ассоциативной картой, доской, составляет списки на стикерах, использует аудио или конспектирует на планшете.
  • Чаще комментируйте работу учащихся с СДВ/СДВГ, тогда они будут больше стараться. Важно, чтобы они знали, какие к ним предъявляются требования и выполняют ли они эти требования. Такая вот прямая и незамысловатая постановка достижимых целей. Естественно, их очень воодушевляет похвала, и если правильно ее применять, можно сформировать в ребенке внутреннюю мотивацию, которая всем нам так необходима!
  • Разбивайте объемные задания на более мелкие задачи или части. Лучше меньше, да лучше. Если ребенка с СДВ/СДВГ перегружать, он может расстроиться.
  • Побольше юмора и веселья: дети, которые умудряются смеяться на уроках, счастливы и увлечены учебой.
  • Повторяйте, повторяйте и еще раз повторяйте, причем не повышая голоса, тогда у детей с СДВ/СДВГ появится шанс запомнить то, что вы говорите.
  • Дети постарше будут лучше учиться, если вы им заранее скажете, что они будут проходить на следующем уроке. Вот вам и элементы обучения в стиле «взбить и перемешать»!
  • Выискивайте любую возможность порадоваться и похвалить. За что угодно. К примеру, их живостью и энергией можно заразить сразу несколько учеников, а то и весь класс. Ищите в них таланты и взращивайте их. Жизнь часто проверяет их на прочность, поэтому дети с СДВ/СДВГ, как правило, гибки и отходчивы; душа у них щедрая, и они всегда рады помочь.

Обсуждение

Прочитала с интересом, но вот как применить все это в жизни... Сын в 3 классе, и это постоянная борьба за место в школе. В этом году его снова "просят" на семейное. Но мы уже пробовали, больше на это не подпишусь. Не знаю, какой еще может быть выход. Теперь хотят предложить очно-заочное... Во 2 классе целых 4 месяца отходил в класс, я уже было вздохнула с облегчением, но... Учительница ушла, а с новой все проблемы на месте.

Комментировать статью "Гиперактивный ребенок. Как учить детей с СДВГ"

Гиперактивный ребенок Очень активный ребенок часто воспринимается родителями как наказание. Он создает немало проблем в обществе, ему трудно сосредоточиться, его тяжело приспособить к рутинным действиям, ему все время не сидится на месте.... Психологи связывают такое поведение ребенка с тем, что принято называть "синдром дефицита внимания". Откуда берется этот дефицит внимания и что можно сделать, чтобы помочь такому ребенку найти свое место в обществе, реализовать свои способности? Об этом и...

Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности не ставится детям дошкольного возраста. Ни прямо ни косвенно. Максимум, что может поставить в диагнозе врач, это гиперактивность, а СДВГ только предположить, но диагноз СДВГ? (именно так, со знаком вопроса)...

Обсуждение

Мне сложно судить о Вашем ребенке, но мой мелкий, например, на детской площадке постоянно бежит вперед, смотрит назад, в итоге или спотыкается и падает, или врезается лбом в столб. Ну а уж воздеть руку вперед и с воплем "Туда!" ломануться куда угодно - это его коронный номер - только и успеваю ловить. У него СДВГ точно нет, у неврологов были, сказали - все ок, просто темперамент такой, плюс возраст.

Может быть, и нет. У Вас пока сирийский хомячок. Подождите с полгода еще, минимум полгода. У многих детей из ДД нет чувства опасности и самосохранения, как и у сирийского хомячка чувства края.)))

Грыса, свинка, котенок, посаженные на стол, не упадут - есть чувство края.

Что такое внимание? В основе любого психического процесса лежит какое-либо действие. Внешнее действие, которое первоначально происходило с участием сенсорных и моторных органов чувств, сворачивается и становится автоматическим, осуществляясь без внешнего выражения и речевого сопровождения. Внимание - это нечто, что происходит в головном мозге незримо. Это умственно-автоматизированное действие. Бессмысленно говорить ребенку: «Будь же, наконец, внимательным», когда он не видит и не воспринимает...

По DSM IV выделяют три типа СДВГ: - Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ. - Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики. - Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ. _______________ () Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев: НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ 1. Часто неспособен удерживать внимание на...

Как справиться с гиперактивным ребенком? Где набраться терпения родителям этого живого вечного двигателя, не способного даже пару минут спокойно посидеть на месте? И как реагировать на настойчивые рекомендации воспитателей или учителей проверить ребенка у невропатолога. Ведь нормальный ребенок не может быть таким неугомонным. Явно какая-то патология… Конечно, одна из главных задач родителей – следить за тем, чтобы ребенок рос здоровым и правильно развивался. Разумеется, мы прислушиваемся к...

Обсуждение

Ой, сложно с этим СДВГ, все что угодно может быть, может даже и не быть СДВГ, а просто реакция на что-то, ревность и т.п. Моему тоже невролог в 5 лет это написала, к 7 было шизотипическое расстройство под вопросом. Ну, много чего за это время случилось, конечно. Может и нет его...
А совет - терпение, терпение, терпение... И гнуть свою и только свою политику. Настаивать, убеждать в нужности, проводить вместе время (не просто рядом, а заниматься делами какими-то совместными).
Психиатров тоже боятся не надо, просто идти к ним в частном порядке и выбирать, выбирать заинтересованного.

Ввести ясный, четкий и жесткий режим дня
-написать и проговорить между взрослыми семейные правила- что можно, а чего нельзя. четко, ясно и понятно. всем вести всегда себя с ребенком в соответсвии с ними и требовать от ребенка их выполнения
-взрослым быть хозяином в доме и королем положения
-найти хорошего врача психиатра, а лучше двух, которые обследуют и будут лечить вашего ребенка

Диагноз «гиперактивный ребенок» по мировой статистике ставят 39% детей дошкольного возраста, но справедлив ли этот диагноз для всех детей, на которых висит этот ярлык? Cреди симптомов гиперактивности называют повышенную двигательную активность, излишнюю импульсивность и даже недостаток внимания. Но если рассматривать эти критерии, то хотя бы под один из них может подойти каждый ребенок. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые приоткрывает тайну человеческих свойств. Так большой...

Что такое детская гиперактивность? Обычно симптомы у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. В поведении ребёнка это проявляется следующим образом: неусидчивость, суетливость, беспокойство; импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость; игнорирование правил и норм поведения; наличие проблем со...

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку» Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в ра­боте. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуаль­ную беседу с таким ребенком, заранее огово­рив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно ма­териальное). Гиперактивного ребенка необхо­димо чаще поощрять...

Давайте разделим нашу статью на две части. В первой мы поговорим о том, что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и как понять, что у вашего малыша именно СДВГ, а во второй части обсудим, что же можно делать с гиперактивным ребенком, как его воспитывать, учить и развивать. Если Вы точно знаете, что у вашего ребенка СДВГ – Вы можете переходить сразу ко второй части статьи, если нет, то советую прочитать статью целиком. Часть первая. Синдром гиперактивности и дефицита...

Гиперактивный ребенок. СНГВ - синдром нарушения внимания с гиперактивностью у ребенка. Если есть те кто добился хороших результатов в лечении таких детей с СДВиГ напишите пожалуйста и помогите мне. Мама 8летнего Во что играть с ребенком с СДВГ для...

Обсуждение

У нас мальчик 4 года и совсем не разговаривает, врачи говорили ждите до трех лет, не чего сказать не могут, сейчас как я сам понял уже у него гиперактивность, на месте не сидит, не чего не понимает и т. Д, но ходит на горшок иногда нет, как с ним заниматься в плане речевого развития

06.02.2019 20:15:59, Арман

Мой сын до 2го класса тоже самое делал, но не от отсутсвия внимания а от ума как оказалось. Ему было скучно. Показатели от ниже нормы перешли выше нормы. У многих родителей у кого развитые дети таже жалоба, я не вижу никакой проблему, ей скорее всего не интересно. Ну мой правда еще и клоуном работал, мне учителя по началу намекали что он скорее всего осталый и вываливали жалобы, теперь вижу восторг в глазах. У сына в классе деть с СДВГ. Тот ребенок не успевает ничего потому что занят тем что корчит рожы, убегает из класса, за ним бегают учителя, у него серьезные нарушения в сфере социального общения и агрессия.

Ваш малыш не может спокойно усидеть на месте ни минуты, носится, как угорелый и иногда от него у вас просто рябит в глазах.. Возможно, ваш непоседа относится к группе гиперактивных детей. Детская гиперактивность характеризуется невнимательностью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью и возбудимостью. Такие дети постоянно в движении: теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на месте, жуют что-то, растягивают губы...

В настоящее время синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) считается одним из наиболее частых поведенческих расстройств у детей. Сложности эмоциональной регуляции отмечаются у детей с СДВГ в большинстве случаев. Гиперактивные дети чаще впадают в...

Обсуждение

Окружение не принимает их, и они страдают из-за невозможности обрести самостоятельность, четко идентифицировать себя во взаимоотношениях со сверстниками.
Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Подобные проявления инфантилизма можно рассматривать как попытку адаптации на уровне, при котором дети с СДВГ получают меньше стрессорных воздействий.

У детей с СДВГ сложно складываются отношения и с взрослыми.
Социальное окружение требует от гиперактивного ребенка более предсказуемого,
стабильного и эффективного подхода к жизни, чем тот, который он может демонстрировать.
Неспособность регулировать поведение адекватно ситуации и соответствовать предъявляемым ожиданиям приводит к непредсказуемому, взрывному поведению.
В результате, одни дети все чаще впадают в дурное настроение и депрессию, другие, соответственно своему темпераменту, реагируют агрессивно, провоцируют конфликты, а иногда к их поведению примешиваются элементы клоунады.

Итак,
Актуальность проблемы
определяется высокой частотой данного синдрома в
детской популяции и его большой социальной значимостью.

У Вас может возникнуть вопрос: У каких детей можно встретить СДВГ?

Синдром дефицита внимания можно встретить
у детей с невротическими состояниями (тревожность, страхи),
у длительночастоболеющих детей,
при задержках психического развития,
моторной алалии,
раннем детском аутизме и др.

Синдром дефицита внимания довольно часто сопутствует синдрому гиперактивности. Его основное проявление - неспособность длительное время
оставаться в состоянии неподвижности.

Таким образом, СДВГ проявляется:
- двигательной гиперактивностью,
- импульсивностью поведения,
- трудностями концентрации и поддержания внимания,
- нарушениями обучения и памяти,
- проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Итак, мы выяснили, что детям с СДВГ
тяжело регулировать свою активность,
внимание и навыки социального взаимодействия,
чтобы приспособиться к рамкам конкретной ситуации.
Это приводят к частым проблемам, возникающих у них в общении и со взрослыми, и со сверстниками.

К теме гиперактивных детей. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Знак равенства между детьми с СДВГ и агрессивными, неадекватными детьми ставят только "защитники" агрессивных.

Обсуждение

Я так скажу,очень близко общаемся с мамой одного гиперактивного мальчика. Еще до года,да и после неоднократно им и педиатр, и главное невролог указывали на нарушения и прописывали им и лекарства и терапию...но ведь,как у нас заведено,каждая мать считает себя умнее врача,а своего ребенка самым гениальным и здоровым. основная часть таких мам детишек с неврологическими отклонениями,9 из 10,выйдя из кабинета врача и обругав дэбила-доктора,направляется в Интернет на форумы,где конечно им все в один голос вторят-конечно он у вас здоров и не пичкайте вы его лекарствами,а на врача идиота забейте!!! и что в итоге? а всё закономерно и предсказуемо! в ответе за здоровье и развитие вашего ребенка-только вы сами! не хотите давать лекарства и лечить-ради Бога! потом по прошествию нескольких лет эти мамы начинают искать виноватых в том,что к их нестандартному и особенному и уникальному неадекватному ребенку никто не может и не хочет подход найти,понять его,принять и помочь. все такие злые и безразличные. а кому это,простите,надо??? это ваш ребенок и ваши проблемы. и ваша вина в подобном результате. понятно,что ребенок не виноват,но всё ведь можно было исправить в свое время. у нас есть знакомая невролог и подобных рассказов я наслушалась предостаточно. и на опыте это вижу. этот мальчик знакомый на 6мес старше моего младшего сына. моему 3года,тому 3,5года. от всех диагнозов и лечения мамаша самая умная отказывалась,не хотела пичкать,все на характер и темперамент списывала,в итоге к 2годам они растеряли всех друзей,т.к мальчик реально невминяемый,неуправляемый,непо-слушный и непредсказуемый,с элементами агрессии внезапной и немотивированной. мамаша в свое время слала врачей далеко и надолго и всем твердила,что все они дэбилы,а сын здоров. а сейчас с ним на одной площадке играть стремно,он и толкнуть с горки может, и спихнуть с высоты, и камнем кинуть, и плюнуть, и укусить, и наброситься как волченок на др ребенка и укусить за лицо, и палкой в глаз ткнуть и посмеяться, и в волосы вцепиться и упасть на землю и валяться и истерить если не по-его... и очень-очень много таких ньюансов. так зачем я буду приводить своего нормального ребенка и спокойного на площадку с ним играть???зачем мне это надо??? если они бегут вдвоем к качели или просто играют-он обязательно толкнет моего,на горке я вечно боюсь отойти,чтоб он моего не столкнул с высоты,в песке,чтоб не обсыпал или не ударил...это не прогулка,а стресс для мамы и травмотичность для ребенка. и никому это не надо. все их сторонятся. и в сад он пошел в 2.10лет,походил 2мес почти и родители стали жаловаться на царапины,синяки и укусы, и воспитатель на неуправляемость и неадекватность такого ребенка. вызвали мамашу к директору и сказали-не садовский,забирайте. теперь дома с бабушками сидит. сад-это первая ступень для социализации,потом школа. и проблемы эти никуда не денутся,а с возрастом только усугубятся. а неврологи так говорят-всю неврологию снимать и корректировать до года надо,максимум до двух,пока мозг имеет огромную компенсаторную и восстановительную возможность и многие проблемы можно полностью ликведировать,а некоторые свести к минимуму,так чтоб потом не было проблем ни с развитием,ни с социализацией и общением. после двух это сделать очень сложно и полностью исправить невозможно. а многие до года-двух посылают невролога,после двух говорят,что дурак и не помогает то,что назначил. а потом все окружающие виноваты,бесжалостны и бесчувственны. а воспитатели и педагоги-вообще некомпетентны и не могут подход найти и помочь!!! а с чего бы это??? они и не должны этого делать!!! организация ориентированна на здоровых детей,а не на детей с отклонениями! для таких детей есть специальные заведения и педагоги и воспитатели с особым образованием! а обычные рядовые воспитатели не должны подстраиваться и искать подход. им за это не платят и не обучали. да и мало кому из мам понравится забирать своих детей с укусами и переломами. не думаю,что они войдут в положение и захотят понять... это маме такого ребенка нестандартного хочется,чтоб он и в сад как все ходил, и в школу, и чтоб все поняли и помогли, и были добрее и внимательнее. но с чего???? это маме этой умнее надо было быть в свое время,а не все вокруг теперь должны... не хотела в младенчестве слушать доктора-пусть теперь сама и отвечает за последствия и разгребает свои проблемы. ищет педагогов особых для особого ребенка,и учереждения. ни воспитателям это не надо лишний геморой,ни детям перспектива свернуть шею на горке или лишиться глаза... понятно,что он это не со зла и он не виноват,что родился таким,но и окружающие тоже ни в чем не виноваты и расхлебывать эту кашу не обязанны. имхо.

04.09.2013 12:16:55, НИКА.у меня есть два чуда Важно

Исследования установили, что гиперактивность чаще всего развивается и труднее всего лечится у пациентов, злоупотребляющих сладким, молочными продуктами и пищей, которая содержит искусственные добавки (красители, ароматизаторы и проч.).

​От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые Института по проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене: «Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к развитию гиперкинетического синдрома». В частности, если заболевание вызвано употреблением салицилатов и пищевых добавок, таких как консерванты и красители, то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребенка. Особенно опасными считаются красный искусственный краситель эритрозин и оранжевый — тартрацин. Они встречаются в некоторых видах соков, соусах, газированных напитках. Считаем, что в любом случае их надо исключить из питания ребенка с СДВГ, даже если причина заболевания никакого отношения к питанию не имеет (например, при родовых травмах и пр.), так же, как исключить и консерванты, ароматизаторы, пищу, богатую углеводами.

Особое внимание вопросам питания нужно уделять тем больным, у которых гиперактивность является следствием аллергии. Здесь, конечно, общих рекомендаций быть не должно, так как разные дети могут не переносить разные продукты. Но зато когда удастся выявить конкретные «возбудители» и исключить их из рациона, то дело быстро идет на поправку. Непереносимость тех или иных продуктов определяют в аллергоцентрах с помощью специальных методик и тестов. Довольно часто используются биоэлектронные методики (в частности, электропунктура по доктору Фоллю), тест на мышечное сопротивление и др. Даже в том случае, когда конкретный продукт определить не удается, но выявляется хотя бы группа, например, углеводы или животные белки, то уже можно надеяться на хороший результат. Конечно, всю группу этих продуктов исключать резко не стоит, но можно их сокращать постепенно, меняя, подбирая, подыскивая им замену.

Вообще же питание детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должно состоять преимущественно из овощей и салатов, приготовленных с растительными маслами холодного отжима, кислосливочным маслом или маргарином и потребляемых, в основном, в сыром виде. Белую пшеничную муку необходимо заменить мукой грубого помола с отрубями. Постарайтесь приготовить из этих продуктов вкусные блюда и отвлечь детей от шоколадок, колы, чипсов.

  • овощи — горошек, морковь, соя, цветная капуста, кольраби, краснокочанная капуста, белокочанная капуста, брокколи, шпинат, бобы, длинные огурцы;
  • салат листовой;
  • фрукты — яблоки, груши, бананы;
  • гарнир — картофель, лапша из муки грубого помола, нешлифованный рис;
  • зерновые — пшеница, рожь, ячмень, просо, льняное семя;
  • хлеб — пшеничный и ржаной хлеб, приготовленный без молока;
  • жиры — кисломолочное масло, маргарины, в которые не входит простокваша, растительное масло холодного отжима;
  • мясо — говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1-2 раза в неделю);
  • напитки — неподслащенный чай, негазированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг;
  • приправы — йодированная соль.

Дефицит питательных элементов

Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки совершенно определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот. Рассмотрим, каких именно, почему и где они содержатся. См. →

Пища, сказывающаяся на поведении

То, что вы едите, сказывается на том, как вы себя ведете. Ребенок, который правильно питается, скорее всего, и поступать будет правильно. Здоровое питание и, наоборот, несбалансированное могут в значительной мере воздействовать на поведение ребенка. В то время как одни детишки безболезненно набивают свои «невозмутимые» животики всякой всячиной, другие превращаются в буянов, проглотив горошинку-мармеладку. Родителям надо внимательно относиться к вопросу о том, чем кормить детей. Надо определять «плохую» для вашего ребенка пищу. Постарайтесь ответить на вопросы из следующего далее перечня. См. →

Питание

В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости СДВГ и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство — все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка. См. →

Рациональное питание при СДВГ

Соблюдение диеты

Разумный выбор продуктов

Самый первый шаг, который вы должны сделать, – это соблюдение диеты. Вероятно, даже неправильно будет употреблять это пугающее и столь популярное нынче слово. Лучше в данном случае говорить о налаживании правильного питания вашего ребенка. Что это значит? Прежде всего, желательно полностью исключить из питания полуфабрикаты, которые содержат вещества, отрицательно влияющие на функции мозга ребенка: аспартам, глютамат натрия и калия, салицилаты, все добавки, начинающиеся с буквы Е, Ca-пропионат. Мы уже подробно говорили об этом выше, перечисляли продукты, содержащие эти вредные вещества. Исследования показывают, что уже примерно 70 % детей с СДВГ становятся спокойнее, у них улучшается сон, если из их рациона исключить синтетические красители и усилители вкуса. При этом подобное улучшение является стойким и долговременным. Некоторые родители полагают, что незначительные отклонения от данной рекомендации совершенно не играют никакой роли. Увы, наша привычка действовать «на авось» в данном случае неприемлема. В одном интересном исследовании проверяли влияние на поведение ребенка всего лишь одного пирожного с пищевым красителем. Результат оказался удивительным: уже в течение часа после его употребления уровень гиперактивности в этой группе детей заметно повышался. Другое исследование показало снижение усвоения школьного материала гиперактивными детьми в течение нескольких часов после употребления пищи с красителями. Интересно, что после того, как в Нью-Йорке запретили в школьном питании синтетические красители и приправы, во всех школах города был зарегистрирован беспрецедентный рост успеваемости. Следовательно, покупая продуты питания, вы должны быть всегда начеку, надо внимательно читать этикетки, педантично изучать содержимое каждой банки, упаковки и т. д. Вы быстро освоите эту работу, и это, безусловно, принесет пользу вашему ребенку.

Сейчас в различных готовых продуктах, особенно быстрого приготовления, очень много вредных веществ. Даже если на этикетке не указаны вредные добавки, следует помнить, что такие обозначения, как «эмульгатор, идентичный натуральному», «усилитель вкуса, близкий к натуральному» и прочие, относятся к той же серии вредных добавок. Мы прекрасно представляем ваши возражения, ибо именно эти продукты очень нравятся нашим детям. Мы – тоже родители, и нам также приходится бороться за рациональное, точнее, разумное питание. Действительно, эти вещества улучшают вкусовое восприятие, и дети тянутся к ним. Но вы ведь теперь знаете, как они вредны, и полны решимости перейти к максимально натуральным продуктам питания. Это, кстати, улучшит питание и всей вашей семьи, а не только вашего ребенка. Рассказать об изменениях в организме взрослого человека в связи с неправильной организацией питания – задача интересная, но она не вписывается в контекст данной работы.

Следующий шаг – ограничение сахара в рационе ребенка. Заметьте, мы говорим не о полном исключении сахара (этого делать нельзя), а о его ограничении. Когда мы говорим о сахаре, то имеем в виду тот самый рафинированный сахар, или «белую смерть», как его окрестили некоторые специалисты по питанию. Мы уже подробно обсуждали влияние сахара на поведение детей. А вот интересный пример исследования, проведенного в Йельском университете США. Ученые замеряли уровень адреналина в крови детей до и после употребления рафинированного сахара. Оказалось, что после приема сахара уровень адреналина «взлетает» в крови в десять раз! А адреналин – это нейротрансмиттер, который готовит организм к опасности и драке.

А кто же из нас не бывает свидетелем удручающей картины: маленький ребенок, вечно сосущий конфеты, леденцы и различные сладости, или подросток, идущий по улице с неизменной бутылкой колы, фанты, жующий жевательную резинку, чипсы и т. д.? Понятно, что теле оказывает свое влияние на незрелые умы наших детей, навязывает активное желание все это покупать. Очень непросто преодолеть такое искушение. Вместе с тем, приучая своих детей избегать этих продуктов, вы убиваете сразу двух зайцев, избавляясь от вредных добавок, неизменно содержащихся в них, и большого количества рафинированного сахара.

Параллельно мы должны предпринять следующий шаг. Речь идет о хлебе. В каждой семье есть свои традиции и пристрастия. Но мы вынуждены порой изменить их в интересах здоровья ребенка. Что мы под этим подразумеваем? Надо исключить из употребления белый хлеб и изделия из рафинированной муки – это различные булочки, батоны (особенно французские булочки, которые с некоторых пор стали выпекать наши хлебопекарни), так же, как и булочки сети МакДоналдс. В них мука подвергнута чрезвычайно сильной переработке. Крахмал такой муки очень быстро превращается в организме в сахар?, что является еще одним дополнительным источником сахара, о котором, мы уверены, некоторые родители даже не подозревают. Мы даже не говорим о пирожных, кексах, мороженом, различных кондитерских изделиях, некоторых видах йогуртов и различных сырах, где много вредных добавок. Само собой разумеется, что их надо исключить. Предпочтение в рационе ребенка надо отдавать простым хлебам: ржаному, серому, овсяному и т. д.

Надо внимательно следить за наличием жиров в рационе ребенка (омега-3, омега-6), т. к. они участвуют в строительстве нервной клетки. Как уже отмечалось, их достаточно много в рыбе и яйцах. В яйцах много необходимых организму веществ: холина, лецитин-холина, фосфатидил-холина. Это именно те составляющие ацетилхолина, которые позволяют ему влиять на память. Как правильно приготовить яйцо, чтобы оно не теряло холин? Если яйцо жарить, то холин теряется и вырабатывается «плохой» холестерин. Поэтому яйцо лучше есть сваренным вкрутую или всмятку, на худой конец – глазунью, тогда холин сохраняется и не образуется «плохой» холестерин. Для того чтобы ребенок получал достаточно омеги-3, надо включать в рацион жирные сорта рыбы, о которых было сказано раньше.

Предвидим совершенно законное возражение: хорошо вам об этом говорить, но как это сделать в жизни? Полностью отдаем себе отчет в том, что все это непросто, но, исходя из нашего опыта, возможно. Нужно с раннего возраста приучать ребенка к здоровой пище – не переслащивать еду ребенка сахаром, не перекармливать свое чадо пирожными и различными «вкусностями». Ребенок раннего возраста вообще не должен знать о конфетах, мороженом, сладостях, вредящих его здоровью! Надо научить ребенка пить не искусственный сок (как часто у нас сейчас делается), а простую чистую воду. Ну а если ребенок уже стал большим, прежде чем вы поняли, что у него проблемы с нервной системой? Мы знаем, что дети с СДВГ по большей части очень разумны и понятливы. Надо садиться рядом с ребенком и подробно объяснять ему всю проблему. Надо объяснить, что с ним происходит и как неправильная пища отражается на его поведении. Уверяем вас, как только вы сделаете его партнером, соучастником процесса, покажете ему, что вы ему очень доверяете, вы сами поразитесь тем переменам, которые произойдут в вашем ребенке. Эти дети, только глубоко понимая, зачем все это надо, будут выполнять ваши просьбы и предписания.

Что же реально надо сделать? Прежде всего, установить жесткий режим питания. Этим детям необходим налаженный ритм (мы об этом будем говорить чуть позже). Надо постараться включать в рацион как можно больше овощей и фруктов. Рафинированный сахар заменять сладкими фруктами, а также исключить из рациона белый хлеб и булочки, различные кондитерские изделия. Надо всегда помнить, что эти дети подвержены гипогликемическим состояниям (снижению сахара в крови), поэтому рекомендуется давать ребенку перекусить каждые два часа. Но перекусы должны содержать здоровую пищу. Это ни в коем случае не должны быть бутерброды, это должны быть овощи или фрукты. Например, вы провожаете ребенка в школу или в детский сад. Надо дать ему яблоко, банан, инжир или очищенную морковку. Он сможет при чувстве голода, спада энергии съесть фрукт, и самочувствие его сразу улучшится. Надо, чтобы воспитатель детского сада знал об этом и помог ребенку в такой момент, а ребенок школьного возраста сам уже понимает эти состояния и может их контролировать.

Все дети очень любят походы в МакДоналдс – и не надо их лишать этого. Просто пусть ребенок съест там лучше курицу, чем биг-мак и вместо колы выпьет чай или, на худой конец, сок. Он согласится с вами, если вы его об этом попросите. Не забудьте отменить жевательную резинку – в каждой из них много вредных добавок.

Необходимо научиться отличать здоровую пищу от плохой в интересах вашего ребенка и всей семьи.

Следующая глава >

Ученые доказали, что питание и проблемы поведения у детей тесно взаимосвязаны. Например, пища с высоким содержанием «вредных» углеводов снижает концентрацию внимания. «Вредные» углеводы — это быстроусвояемые углеводы с высоким гликемическим индексом (lГИ = 1 грамм глюкозы). К ним относится рафинированный сахар и все продукты, где его концентрация высока, а также, изделия из белой муки (белый хлеб, сдобные, хлебобулочные и макаронные изделия, торты, пирожные и другие кондитерские изделия). Обычный рацион городского школьника в большом количестве включает продукты, перенасыщенные сахаром и вредными углеводами: хлопья для завтрака, чипсы, макароны, булочки, пирожные, конфеты, сладкие газированные напитки. Полезные углеводы: зерновой хлеб, каши из цельной крупы (гречка, пшено, овсянка, бурый рис).

Однако это еще не значит, что от рафинированного сахара и белого хлеба ребенок сразу становится неуправляемым. Диетологи выяснили, что рафинированный сахар в составе полноценного питания не приносит вреда. Если сахар сочетается с белками и крахмахами он хорошо усваивается. Если сахар принимать только с крахмахами, он усваивается плохо, приводит к брожению и повышенному газообразованию в кишечнике. Скопление шлаков сказывается на самочувствии и поведении ребенка. Механизм детоксикации у детей еще слабый, поэтому у них могут развиваться желудочно-кишечные расстройства, нарушения обмена веществ (прежде всего жирового) и аллергия.

Ученые также выяснили, что отставание в учебе, повышенная импульсивность и беспокойство у детей могут быть следствием недостаточного питания мозга. У гиперактивных детей обнаружен дефицит цинка, магния, кальция, витаминов группы В (В1, В6, В12), жирных кислот (ПНЖК). Кроме этих веществ, для питательной поддержки мозга необходимо принимать продукты, содержащие лецитин, таурин, триптофан, пробиотики (инулин).

Недавно исследователи выявили у детей с СДВГ недостаток серотонина, который является проводником нервных импульсов от клеток к мозгу, а также совместно с эндорфинами создает хорошее настроение и является предшественником мелатонина — гормона сна. Добавление в питание детей витамина В6 стимулирует образование серотонина из аминокислоты триптофана. Все витамины группы В необходимы для развития нервной системы.

Изучение нарушений содержания железа в организме детей выявило следующие особенности: дефицит железа вызывает нарушение внимания, а избыток — агрессивное поведение. Таким образом, включение в рацион питания необходимых микроэлементов и витаминов позволит улучшить внимание и поведение ребенка и укрепит его здоровье. Прием витаминов вызывает улучшение, сравнимое с улучшением после приема риталина. Главное отличие между медикаментозным и витаминным лечением, что состояние детей продолжает улучшаться и после прекращения приема витаминов. Витаминотерапия более привлекательна, так как позволяет без особых затрат времени и средств улучшить внимание и поведение ребенка и не только позволит снизить проявления заболевания, но и укрепит здоровье, создаст основу для нормального роста и развития. До начала приема витаминов необходимо проанализировать рацион питания детей. Выяснить, каких продуктов и питательных элементов не хватает, а каких — в избытке.

Для очищения детского организма от аллергенов и токсинов применяется в течение 2-х месяцев базисная очищающая диета. Она должна включать фрукты, овощи и белковую пищу с ограничением сахара, кофеина и углеводов (белых мучных изделий), а также аллергеносодержащих продуктов — красных и желтых овощей и фруктов, сладких молочных продуктов, сдобы и булочек. Вводить яйца и молоко можно только после улучшения поведения. В последующем в питании ребенка родители должны придерживаться принципа раздельноrо питания с преобладанием натуральных продуктов и блюд домашней кухни.

Старайтесь не злоупотреблять в питании продуктами и соками с большим количеством искусственных добавок. (Читайте статью Пищевые добавки и гиперактивные дети)

В питании ребенка должно быть достаточно полезных жиров, содержащих омега-жирные кислоты: это сочетание растительных масел холодного отжима (особенно льняного, оливкового, а также подсолнечного, горчичного и других) и животных (жирные сорта морской рыбы — тунец, нерка).

Ребенку необходимо употреблять до 5-ти видов овощей и фруктов ежедневно, это восполнит дефицит витаминов. Употреблять в пищу свежую зелень, особенно с рыбой и мясом.

Исключить газированные напитки, кофе, крепкий чай.

Соблюдение режима здорового питания поможет справиться со многими трудностями, как в поведении, так и в здоровье ребенка.

Внимание! Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: не пора ли пересмотреть потребление сахара?

Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: Is it Time to Reappraise the Role of Sugar Consumption?

Richard J. Johnson, MD,1 Mark S. Gold, MD,2 David R. Johnson, PhD,3 Takuji Ishimoto, MD,1 Miguel A. Lanaspa, PhD,1 Nancy R. Zahniser, PhD,4 and Nicole M. Avena, PhD2,5

РЕЗЮМЕ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) затрагивает почти 10% населения детей в Соединенных Штатах, и число страдающих данным расстройством неуклонно растет за последние десятилетия. Причина СДВГ до сих пор неизвестна, хотя недавние исследования показали, что расстройство может быть связано с нарушением дофаминергической передачи, в результате которой снижается концентрация D2-дофаминовых рецепторов в «системе внутреннего подкрепления» мозга. Такой же принцип нарушения дофаминергической передачи наблюдается и у людей, страдающих зависимостью от еды и наркотиков. Хотя генетические механизмы могут и способствовать возникновению СДВГ, зафиксированная частота распространения расстройства свидетельствует о том, что в этиологии заболевания могут быть и другие причины.

В данной статье мы вновь обратимся к гипотезе: чрезмерное потребление сахара может играть ключевую роль в проявлении симптомов СДВГ. Мы рассмотрим доклинические и клинические данные, указывающие на связь между СДВГ, сахаром, пристрастием, а также с ожирением. Кроме того, мы рассмотрим гипотезу о последствиях чрезмерного потребления сахара и изменениях сигнальной системы мезолимбического дофамина, которые могут способствовать появлению симптомов, связанных с СДВГ. Вашему вниманию мы предлагаем следующие исследования для изучения возможной взаимосвязи между постоянным потреблением сахара и СДВГ.

Ключевые слова: СДВГ, сахароза, фруктоза, кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы, дофамин, рецептор D2, ожирение

ВВЕДЕНИЕ

По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний, в США почти у одного из 10 детей в возрасте от 4 до 17 лет родителями поставлен диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ) и эта цифра достигает 5,4 млн детей, половина которых активно принимают лекарственные препараты. СДВГ диагностируется по конкретным критериям (например, «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» Американской психиатрической ассоциации, четвертое издание, текстовое редактирование ), включая гиперактивность и невнимательность, неспособность сосредоточиться, отсутствие концентрации внимания и небрежность в выполнении каких-либо действий. Другие особенности поведения включают в себя импульсивность, эмоциональную неустойчивость, ерзание и болтливость. СДВГ обычно связан с низким уровнем обучаемости и плохой успеваемостью в школе; может также затрагивать социализацию и психические проявления (например, смена настроений, расстройства поведения и биполярные проявления). (5) Кроме того, проявления СДВГ обычно продолжаются и во взрослой жизни (3), и затрагивают от 3% до 5% взрослого населения. (6) Взрослые с СДВГ по сравнению со взрослыми без СДВГ, имеют повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (16% против 4% соответственно) и подвержены асоциальному поведению (18% против 2% соответственно). (7) Лечение СДВГ состоит из коррекции поведенческих моделей и фармакотерапии психостимуляторами (например, амфетамин или метилфенидат), которые повышают внеклеточные уровни как дофамина, так и норэпинефрина, или селективного ингибитора обратного захвата норадреналина атомоксетина. (8) Хотя эти методы лечения часто облегчают симптомы, полностью убрать их практически невозможно, и излечение от болезни тоже наступает редко.

Определяя этиологию заболевания СДВГ, крайне важно сформировать более эффективные способы профилактики и лечения расстройства. Ряд исследований показывает, что СДВГ может иметь генетическую основу, и появляется все больше и больше доказательств того, что СДВГ может быть связано с полиморфизмом в генах, участвующих в нейротрансмиссии дофамина. (10) Действительно, есть много доказательств того, что СДВГ может активировать изменения мезолимбического дофамина (Рис. 1). Например, полиморфизм DRD2-TAQ-IA, который приводит к снижению стриатальных D2-рецепторов, также приводит к увеличению риска алкогольной и опиоидной зависимости, (11) ожирения, (12), (13) и СДВГ. (14-16). Несмотря на то, что значимость генетики в СДВГ не оспаривается, несколько генетических связей, выявленных на сегодняшний день, могут составлять лишь небольшой процент причин появления СДВГ. Таким образом, для нас важно рассмотреть другие возможные факторы, которые могут вызывать или предрасполагать людей к развитию СДВГ.

Рисунок 1

Макет человеческого головного мозга с дофаминовыми путями. Светло-серые линии показывают мезолимбический путь (от вентральной области покрышки головного мозга до префронтальной коры мозга и центра удовольствия). Темно-серые линии показывают нигростриальный путь (от черного тела к дорсальному стриатуму или хвостатому ядру/скорлупе).

Среди родителей детей с СДВГ бытует мнение, что потребление сахара может играть ключевую роль в развитии заболевания, и чрезмерное его потребление может вызывать вспышки гиперактивности, после чего у детей наступает период спокойствия и бездействия.(17) В ходе исследований, проводимых в 1980-е годы, сахар исключили как вероятную причину СДВГ.

Несмотря на то, что предварительные исследования потребления сахарозы и влияние ее на СДВГ и не были идеальны, полученные результаты показали выраженные последствия потребления сахара на проявление симптомов СДВГ, а также было проведено сопоставлении влияния сахарозы и сахарозаменителей.

Поскольку СДВГ является хроническим расстройством, мы выдвигаем гипотезу, что постоянное чрезмерное потребление сахара может быть причиной СДВГ. Также мы полагаем, что сладкий вкус (обеспечиваемый сахаром или искусственными подсластителями) достаточен для того, чтобы активировать мезолимбическую дофаминную систему, которая приводит к поведению, характерному для СДВГ.

РАННИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СДВГ

Некоторые ранние исследования подтверждают концепцию, согласно которой чрезмерное потребление сахаров может играть ключевую роль в СДВГ. Например, исследование, проведенное Prinz et al (18), показало, что гиперактивность проявлялась у тех детей, кто потреблял большое количество сахарозы. Тем не менее, исследования, проведенные Wolraich и другими, привели убедительные доказательства того, что потребление сахара (сахарозы) не связано с симптомами СДВГ. (17,19-22) Введение сахара в рацион питания детей на протяжении 3 недель ничем не отличалось от использования аспартама или сахарина. А также не наблюдалась симптоматика СДВГ у детей, которых считали чувствительными к сахарозе.(20) Известно еще одно исследование, где детям с «чувствительностью к сахару» была поставлена гиперактивность, а родителям было сказано, что их детям давали аспартам или сахарозу. Родители оценили поведение детей, которые принимали сахарозу, как худшее. Однако в действительности обе группы детей получали аспартам. (22) Введение сахарозы у гиперактивных мальчиков приводило к аналогичному поведению, как и при введении аспартама. (19) Из-за отсутствия возможности задокументировать влияние подсластителей на гиперактивность, даже у детей с чувствительностью к сахарам (особенно в сравнении с другими подсластителями, такими как аспартам), в значительной степени ученые поставили под сомнение гипотезу о влиянии сахара на СДВГ. Более того, метаанализ клинических испытаний, проведенных 15 лет назад, показал, что сахар не является причиной СДВГ (21).

ГИПОТЕЗА: ПОСТОЯННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ САХАРА МОЖЕТ ВЫЗЫВАТЬ ПРОЯВЛЕНИЕ СИМПТОМОВ СДВГ

Наша основная гипотеза показана на рисунке 2 . По сути, мы предполагаем, что провоцирующим фактором развития СДВГ является чрезмерное потребление сахара (или подсластителя), которые приводят к сильному выбросу дофамина. На протяжении нескольких недель и месяцев это процесс приводит к снижению рецепторов D2 и D2-передачи. В связи с этим потребление сахара возрастает. Однако со временем реакция дофамина на сахар медленно снижается, а промежуточные периоды сопровождаются снижением уровня стриатального дофамина. Таким образом чувствительность лобной доли к естественным вознаграждениям снижается, что приводит к развитию таких поведений, как переедание и СДВГ.

Рисунок 2

Предполагаемый путь развития симптомов, связанных с СДВГ. При употребление сахара или других подсластителей происходит повышение уровня дофамина в вентральном теле, связанным с вознаграждением. Это процесс приводит к увеличению потребления сахара, которое в течение нескольких недель и месяцев приводит к уменьшению стриатальных D2-рецепторов. Чтобы компенсировать дисбаланс, происходит повышение потребления сахара, что приводит к ответным реакциям дофамина, который постепенно снижается с течением времени. В периоды между потреблениями сахара уровень внеклеточного дофамина может постепенно снижаться, что приводит к его низкому уровню. Низкое же содержание дофамина становится следствием ингибирования механизмов контроля лобной коры, что приводит к симптоматике СДВГ и к пищевым

пристрастиям, вызывающим ожирение.

ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ПОТРЕБЛЕНИЕ САХАРА И СДВГ ОБНАРУЖИВАЮТСЯ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРЕДАЧЕ ДОФАМИНА И D-2 РЕЦЕПТОРОВ, СХОДНЫЕ КАК И ПРИ НАРКОМАНИИ

Повторная стимуляция дофамина в вентральном стриатуме (хвостатое и чечевицеобразное ядро) и дорсальном стриатуме (скорлупа или путамен) головного мозга наркотиками, такими как кокаин или героин, приводят к зависимости. (23,24) Хотя передача сигналов через оба подтипа D1 и D2-рецептора связаны с зависимостью, большинство исследований, проводимых на людях основывались на анализе рецепторов D2, поскольку они коррелируют особенности зависимости и могут быть количественно определены с помощью сканирования позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) с использованием раклоприда C11 ( раклоприд), который избирательно связывается с D2-рецепторами.(25) Данные исследования показали, что снижение D-2 рецепторов в областях мозга, связанных с вознаграждением, обнаружены у кокаино и героинозависимых. (25,26) Сокращение количества рецепторов D2 прилежащего ядра до употребления наркотиков также прогнозирует кокаинозависимоть, это видно на примере крыс (27). В совокупности эти исследования показывают, что повторный выброс дофамина может привести к снижению регуляции стриатальных D2-рецепторов, что становится следствием развития наркомании. Понятие о том, что меньшее количество D2-рецепторов может повысить уязвимость к наркозависимости, также подтверждается тем фактом, что у людей с полиморфизмом DRD2-TAQ-IA уменьшается плотность рецепторов D2, и они подвергаются повышенному риску алкоголизма и опиатной зависимости. (11)

Механизм, благодаря которому низкие стриатарные D2-рецепторы приводят к аддиктивному поведению, может относиться к известной связи между дофаминовой передачей и механизмами контроля коры головного мозга. Дорсолатеральная префронтальная кора и медиальная префронтальная кора участвуют в контроле поведения и мотивации и подвергаются изменениям у пациентов с наркотической зависимостью (28). Наблюдения также показывают, что у людей с низкими рецепторами D2, обусловленные полиморфизмов в DRD2-TAQ-IA, меняется метаболизм префронтальных долей и проявляется неспособность к обучению, усугубляющаяся возможностью избегать действий с негативным воздействием. Также подчеркиваются причинно-следственная связи между плотностью рецепторов D2 и областью коры головного мозга, отвечающего за контроль поведенческих механизмов. (12). Еще одно наблюдение подтверждает, что у людей, страдающих ожирением также отмечается изменения в метаболизме префронтальной коры головного мозга, тесно связанной с низким уровнем D2-рецепторов и аддиктивным поведением. (29)

Сахароза является мощным стимулятором выброса дофамина. У крыс потребление сахарозы приводит к резкому повышению внеклеточного дофамина в прилежащем ядре, (30,31), и как повышается прием сахарозы, так повышается и внеклеточный уровень дофамина, если пресинаптический обратный захват дофамина блокируется.(32) Повышение дофамина может увеличить поведенческие реакции, приводящие к дальнейшему потреблению сахарозы. Например, у мышей с генетически высоким уровнем дофамина отмечаются повышение показателей сахарозы, высокое потребление пищи и воды, они более внимательны и более эффектно достигают своих целей. (33) Хотя у них и есть большая реакция «желания» на сахарозу, но нет на нее ответной реакции (удовольствия). (33)

Хотя кратковременное воздействие дофамина может повышать эффективность, проблема заключается в том, происходит потеря чувствительности дофаминовых реакций при повторном введении сахара. Значительная часть наших знаний о влиянии сахарозы на поведение, схожее с зависимостью, была получена в результате исследований крыс в лаборатории Барта Хобеля в Принстонском университете (Принстон, Нью-Джерси). Он разработал модель переедания сахарозы на примере крыс. (34) В частности, крысам предлагалась сахароза 12 ч/сут на протяжении примерно 3 недель, повышалось их ежедневное потребление сахарозы и был предоставлен неограниченный доступ к сахарозе в ежедневном рационе. У этих крыс введение налоксона (опиоидного антагониста) приводило к появлению опиатных признаков (например, постукивание зубами, дрожание головами и тремор передних лапок), а также отмечались признаки тревоги.(35) Также у крыс наблюдалась ломка в случае ограничения сахарозы и пищи. Кроме того, крысы, у которых была история с чрезмерным потреблением сахарозы, показали повышенную чувствительность к злоупотреблению наркотиками. (37,38) Таким образом, повторное воздействие сахара может привести к «сахарной зависимости», которая по манере поведения напоминает наркозависимость. (34,39)

Влияние периодического потребления сахара на выброс дофамина в прилежащем ядре отличается от того, как обычно происходит реакция на прием пищи. В то время как вкусная пища служит выбросу дофамина, и эффект больше связан с новизной пищи, выброс дофамина все-таки ослабевает с последующим приемом пищи. (40) Однако, когда крысы многократно переедали сахар (то есть, ели ежедневно на протяжении 1 месяца), у них продолжался выброс дофамина из прилежащего ядра при приеме (30) или дегустации (41) сахарозы. Таким образом, наблюдения показывают, что реакция дофамина не меняется, несмотря на постепенное увеличение потребления сахарозы, и указывает на некоторую десенсибилизацию (снижение чувствительности).

Снижение чувствительности, постоянное потребление сахарозы у крыс связано с уменьшением в прилежащем ядре проявления цепочки мРНК рецептора D2. (42) В этой части головного мозга также снижается уровень D2-рецепторов (43), и наблюдается более ограниченная парадигма воздействия сахарозы. (44) Стриатальные D2-рецепторы уменьшались и у крыс, придерживающихся сахарозосодержащего питания в стиле «кафетерий» на протяжении 40 дней. Крысы постепенно увеличивали потребление пищи и, в итоге это приводило к развитию у них ожирения.(45) У крыс проявлялся более высокий порог вознаграждения, обусловленный электрической стимуляцией прилежащего ядра, предполагая, что им, возможно, придется есть больше продуктов, богатых сахарозой для вознаграждения. Кроме того, эти крысы становились устойчивыми к наказанию (стоп-шоком). (45) Эти эффекты усиливались путем снижения стриатальных рецепторов D2 у крыс на диете, богатой сахарозой.(45) В совокупности данные исследования показывают, что повторное воздействие сахара может влиять на мезолимбическую дофаминергическую реакцию на вкусную пищу, возможно, частично из-за снижения D2-рецепторов.

Передача сигналов дофамина в головном мозге также подвержена изменениям, как и у пациентов с СДВГ. У взрослых с СДВГ отмечается меньше D2-подобных рецепторов в левом вентральном теле (участвуют в поведении вознаграждения), левом среднем мозге и левом гипоталамусе (участвуют в памяти) по сравнению со здоровыми взрослыми, а снижение рецепторов D2 связано со степенью невнимательности. (46) Кроме того, снижается метаболизм глюкозы в префронтальной коре головного мозга взрослых с СДВГ, что сопровождается потерей механизмов лобового контроля. (47) Наконец, также наблюдается и снижение метаболизма дофамина в образцах спинной жидкости головного мозга, полученных в ходе исследований у детей с СДВГ. (48) Таким образом, СДВГ имеет аналогичную биосигнатуру дофамина, которая наблюдается при потреблении сахарозы или наркотической зависимости, причем обе зависимости демонстрируют снижение регуляции стриатальных D2-рецепторов. Синдром дефицита внимания и гиперактивности связан также с уменьшением чувствительности лобной доли к естественным наградам и проявлением невнимательности (46), и хотя это не было доказано на примере животных, постоянно потребляющих сахарозу; данное наблюдение показывает, что генетическое снижение стриатальных D2-рецепторов, связанных с изменениями поведенческих механизмов лобной доли (12), свидетельствует о постоянном потреблении сахара. Общая связь между рецепторами дофамина D2 и механизмами контроля лобной доли привели к тому, что Volkow et a (l46) предположил, что периодическая стимуляция выброса дофамина может приводить к потере чувствительности сигнальных путей постсинаптического дофамина, что, в свою очередь, уменьшает тормозные сигналы, генерируемые лобной корой. Все это приводит к импульсивному поведению и потере эмоционального контроля, а также к симптомам СДВГ. В первую очередь мы предполагаем, что СДВГ может быть связан с постоянным потреблением сахара. Если это так, то постоянное потребление сахара приводит к увеличению распространения заболевания СДВГ.

РОСТ СДВГ СВЯЗАН С РОСТОМ ПОТРЕБЛЕНИЯ САХАРА

В последние годы с ростом потребления сахара среди населения растет и количество пациентов с СДВГ. На протяжении последних двух столетий потребление сахаров в Соединенном Королевстве Великобритании и в Соединенных Штатах заметно возросло, и за последние 40 лет наблюдается заметный рост в связи с широким использованием кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы. (49,50) Сегодня, потребление сахаров составляет от 15% до 20% ежедневного потребления калорий у взрослых; у 10% взрослых и у 25% детей потребление сахаров может составлять больше 25% от их общего рациона питания. (51-53)

Трудно определить частоту распространения СДВГ, поскольку на протяжение многих лет определения заболевания постоянно менялись, и на сегодняшний день нет достаточного количества исследований в этой области. Исследования, опубликованные еще в начале 20-го века по психическим расстройствам поведения детей, были сосредоточены на афазии, дислексии и аутизме. Отчеты о гиперактивности или аномальной усталости у детей относительно ограничиваются фактами первой половины 20-го века. (55,56)

В конце 1960-х и 1970-х годов можно наблюдать резкое увеличение публикаций о детях с СДВГ, в то время заболевание называлось «минимальной дисфункцией мозга». (4) По данным, полученным с 1990 года, примерно у 2% -5% американских школьников наблюдается синдром гиперактивности. (47,57,58). В Общенациональном Обследовании Здоровья Детей, которое включало в себя рандомизированное, национальное и межсекторальное обследования, принимали участие более 70 000 семей с детьми в возрасте от 4 до 17 лет. Как в 2003, так и в 2007 году полученные данные свидетельствуют об увеличение больных СДВГ на 20% в период с 2003 по 2007 год, среди детей процентное соотношение увеличилось с 7,8% до 9,5% (в том числе с 11,0% до 13,2% у мальчиков и (4) от 0,4% до 5,6% у девочек). (1) В Национальном опросе по вопросам здравоохранения также сообщалось об увеличении роста СДВГ в период с 1997 по 2006 год на 3% в год. (59)

Рост распространения СДВГ в США связан со всем известным ростом потребления сахара среди населения. Насколько нам известно, никакие исследования напрямую не подтверждают, существует ли связь между распространением СДВГ и потреблением сахара, есть только несколько сообщений о их связи с СДВГ. Родители же детей с СДВГ сообщают о нарушениях у них сна, и связыват с высоким потреблением сахара. (60) Вместе с тем, у детей дошкольного возраста, придерживающиеся нездорового питания с высоким содержанием сахара, чаще проявляется гиперактивность в возрасте 7 лет по сравнению с детьми, которые придерживаются здорового питания.(61)

ПОТРЕБЛЕНИЕ САХАРА И СДВГ ТАКЖЕ СВЯЗАНЫ И С ОЖИРЕНИЕМ

Заметное увеличение потребления сахара было эпидемиологически и физиологически связано с ростом ожирения и метаболического синдрома. (49,62) Синдром дефицита внимания и гиперактивности также связан и с ожирением. (63,64) В 1 исследовании детей с СДВГ в возрасте от 3 до 18 лет, 29% имели индекс массы тела (ИМТ) > 85-й процентили, что в два раза превышает частоту, наблюдаемую у нормального населения (65). Еще одно исследование показало, что почти у 20% мальчиков с 5 до 14 лет с СДВГ ИМТ был > 90-й центиль. (65) В исследовании китайских подростков (13-17 лет) с СДВГ частота ожирения была в 1,4 раза больше, чем число худощавых подростков.

Взрослые с СДВГ тоже обычно страдают ожирением. В одном исследовании у взрослых с СДВГ вероятность избыточного веса была 1,58 (отношение шансов , 1,58; доверительный интервал 95% , 1,05, 2,38), а для ожирения ОR составлял 1,81 (95% CI, 1,14, 2.64). (6) В другом исследовании было также установлено, что СДВГ и гиперактивность связаны с ожирением и гипертонией у молодых людей. (67) И наоборот, у пациентов с ожирением также присутствует повышенный риск развития СДВГ. Среди детей, госпитализированных с ожирением, СДВГ диагностировали в > 50% случаев.(68) Кроме того, у пациентов с ожирением, проходящих бариатрическую операцию, СДВГ было обнаружено у 27% пациентов, а частота пациентов с ожирением была еще выше (42%) (ИМТ> 40 кг / м2) .(69)

Существует несколько потенциальных объяснений связи между СДВГ и ожирением. Во-первых, характеристики, связанные с СДВГ, такие как депрессия и переедание, могут приводить к ожирению.(6,63) И наоборот, также наличие СДВГ может препятствовать способности худеть при помощи диетических программ или посредством баритарической хирургии. (69) Окончательное объяснение, которое мы предлагаем в этой статье, заключается в том, что потребление сахара может запускать как процесс СДВГ, так и повышать риск ожирения. Davis (63) также недавно включил потребление жиров в питании и сахаров в патогенезе СДВГ, особенно у женщин в период беременности (которое он описал как расстройство спектра фетального сахара).

У ОЖИРЕНИЯ ТАКИЕ ЖЕ ДОФАМИНОВЫЕ БИОСИГНАЛЫ КАК ПРИ СДВГ И ПОСТОЯННОМ ПОТРЕБЛЕНИИ САХАРОЗЫ

Доступность стриатального D2-рецептора снижается у пациентов с ожирением, что определяется ПЭТ-сканированием с с помощью раклоприда.(70) У пациентов с ожирением также отмечается низкий уровень стриатальных D2 -рецепторов, которые связаны с уменьшенным метаболизма глюкозы в лобной и соматосенсорной коре.(29) Также отмечается снижение дорсальной стриатальной реакции (обнаруживается посредством функциональной магнитно-резонансной томографии) (fMRI), по отношению к потреблению вкусных продуктов питания, соответствует более низким дофаминовым рекциям и / или более низкими D2-рецепторами.(71) Таким образом, люди с ожирением могут переедать, чтобы компенсировать нарушения реакции вознаграждения. В то время как у людей с ожирением обычно наблюдается пониженная дофаминергическую реакция на прием вкусной пищи, у них может проявляться и повышенная реакция и при виде пищи. (71) Связь раккоприда с рецепторами D2 уменьшается в дорсальном стриатуме, когда пациентам предварительно дают метилфенидат. Они видят аппетитную еду, это выраженное желание поесть схоже с выбросом дофамина и захватом (стимуляцией) D2-рецепторов.(72) Кроме того, повышенная дофаминергическая реакция на пищевые раздражители связана с поведением при переедании. Таким образом, низкий уровень дофаминовой реакции D2-рецепторов на пищу, может приводить к потреблению более вкусной пищи (для стимуляции реакции дофаминов) и большего желания, усиленной активации дофамина в ответ на вид пищи (возможно, из-за торможение лобной коры, ответственной за контроль).

У животных, страдающих ожирением, наблюдаются низкие уровни базального дофамина, которые повышаются в ответ на вкусную еду, но не на стандартную еду грызунов.(74) Другие исследования показывают, что у крыс Otsuka Long Evans Tokushima Fatty (OLETF), страдающих холецистокинином и ожирением, уменьшался уровень D2 -рецепторов в оболочке прилежащего ядра (75), и активация D2-рецептора способствовала активации сахарозы у крыс OLETF с ожирением.(76)

КАК ПОСТОЯННОЕ И ЧРЕЗМЕРНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ САХАРА ВЫЗЫВАЕТ ОТКЛОНЕНИЯ В ДОМАФИНОВОЙ ПЕРЕДАЧЕ И РЕЦЕПТОРАХ D-2?

Сахароза, вероятно, активирует выброс дофамина в головном мозге с помощью нескольких механизмов. Один из них включает активацию сладких рецепторов (T1R2 и T1R3), присутствующих на языке и в кишечнике. (77) Сладкий вкус как сахарозы, так и сукралозы будет вызывать вкусовые предпочтения и дофаминергический реакцию в прилежащем ядре. (78) Важность вкусовых рецепторов была также определена посредством использования обмана при котором фистула желудка минимизировала поглощение пищи. В этих условиях сахароза может все же увеличивать внеклеточный дофамин в прилежащем ядре.(31,41,79) Однако, рецептор вкуса не является единственным механизмом, провоцирующим выброс дофамина у крыс, которых кормили сахарозой. Следовательно, у мышей, лишенных функциональных рецепторов вкуса (trpm5 — / — нокаутные мыши, у которых передача идет через рецепторы сладкого вкуса), все равно наблюдалась дофаминовая реакция и предпочтение к сахарозе, тогда как дофаминовая реакция на сукралозу пропала.(78) Также у мышей, генетически не хватает T1R3, в их вкусовых рецепторах и кишечнике по-прежнему наблюдается предпочтение сахарозе, даже если она происходит через желудочную инфузию. (80) Наблюдение относительно искусственных сахаров, таких как сукралоза показало, что она может стимулировать выброс дофамина в прилегающих ядрах обычных мышей. Это еще раз подтверждает, что ранние исследования, сравнивающие сахарозу с аспартамом, не показали различий в проявлении симптомов СДВГ.

Еще одно наблюдение свидетельствует о том, что у мышей, не имеющих рецепторов сладости, по-прежнему остается предпочтение к сахарозе и проявляется повышение стриатальной дофаминовой реакции. Есть предположение, что сахароза может оказывать влияние на передачу мезолимбического дофамина в результате его метаболизма. Сахароза распадается путем сукразы в кишечнике до фруктозы и глюкозы, которые затем абсорбируются и метаболизируются. Таким образом, воздействие сахарозы, а также HFCS, вероятно, связано с метаболическими эффектами глюкозы и / или фруктозы. Исследования, проведенные в значительной степени Ackroff et al., (82), показывают, что у крыс проявляются вкусовые предпочтения как к глюкозе (и ее полимеров ), так и к фруктозе, даже если им дают эти сахара посторально (что осуществляется путем сочетания введения ароматизированных веществ). Ввод как глюкозы (83), так и фруктозы (84)может быть уменьшен путем инъекции антагонистов дофаминового рецептора в прилежащем ядре. Исследования, оценивающие «сахарную зависимость», были выполнены с применением глюкозы, и полученные данные показывают, что если глюкозу дают с перерывами, она может вызвать синдром, подобный зависимости с симптомами отмены, в ответ на налоксон, и снижением уровня D2 -рецепторов.(35, 43). Эти данные свидетельствуют о том, что как глюкоза, так и фруктоза могут вызывать дофаминовые реакции, которые могут иметь прямое отношение к симптомам СДВГ.

В то время как фруктоза и глюкоза демонстрируют некоторое сходство в их воздействии, другие исследования показывают, что их влияние на вкусовые предпочтения могут проходить разными путями. (85) У крыс, например, водная глюкоза является предпочтительной по сравнению с фруктозой из-за более сильных посторальных механизмов, тогда как фруктоза может вызывать более сильную оральную реакцию. (81,86) Фруктоза и глюкоза также заметно различаются в своем метаболизме (рис. 3). В отличие от глюкозы, фруктоза легко индуцирует истощение внутриклеточного фосфата и аденозинтрифосфата (АТФ) во время его метаболизма, поскольку исходное фосфорилирование фруктозы до фруктозо-1-фосфата фруктокиназой приводит к быстрому потреблению АТФ. (87) И наоборот, при метаболизме глюкозы, истощение АТФ никогда не происходит, поскольку существует система отрицательной обратной связи, которая предотвращает чрезмерное фосфорилирование. Снижение внутриклеточного фосфата, которое происходит во время метаболизма фруктозы, также приводит к стимуляции дезаминазы аденозинмонофосфата (AMP), которая превращает AMP в инозин-монофосфат (IMP) и в конечном итоге в мочевую кислоту. Мочевая кислота быстро вырабатывается в печени с повышением содержания мочевой кислоты в сыворотке крови, которая достигает пика в течение 1 часа после приема фруктозы.(88) Кроме того, некоторые исследования показывают, что фруктоза может метаболизироваться в гипоталамусе. Если это так, то это также должно привести к образованию внутриклеточной мочевой кислоты на этом участке.