Биографии Характеристики Анализ

Лучший язык сказал крыжовник иванович. Мечта всей жизни

Главный герой Н. И. Чимша-Гималайский рассказа «Крыжовник» - мелкий чиновник, выросший в деревне, но переехавший в город. О детстве у него сохранились самые светлые воспоминания, поэтому покупка собсвенного поместья становится для него целью в жизни. Особенно важным для него кажется наличие кустов крыжовника рядом с будущим домом. Он идет на множество жертв, ущемляет себя в мелочах, женится без любви на обеспеченной вдове. В итоге он приобретает поместье в обветшалом состоянии. Он сажает крыжовник, чтобы на следующий год с удовольствием есть кислые ягоды, не замечая, что они совсем не вкусные.

В рассказе показана деградация одного человека, забывшего обо всем на своем пути к цели. В начале сама мечта выглядит романтично и трогательно: мужчина желает обрести счастье в собственном доме, наслаждаться крыжовником на террасе. Однако, методы и способы, которые герой использует для достижения своей цели, заставляют его забыть об элементарной человечности, совести, сочувствии к ближнему. Ради неказистого поместья он фактически убивает свою жену.

Стоит ли какая-либо цель таких жертв? За то время, что Николай Иванович провел в погоне за своей мечтой, он постарел, обрюзг, стал бесчувственным, бессовестным человеком, не замечавшим общее запустение поместья, забывшим о смерти жены. Брат, увидев его в таком состоянии, расстраивается, что тот превратился в такого жалкого человека. Для главного героя его мечта становится «коконом», «футляром», в котором он отгораживается от всего мира. В его маленьком мире самым главным становится удовлетворение личных, эгоистических потребностей.

Рассказ учит, в первую очередь, не забывать о человечности, оценивать свои поступки не только со стороны собственной выгоды. Также не стоит забывать, что цель жизни не в материальных благах. Николай Иванович, пробуя кислые и жесткие ягоды, не замечает их вкуса. Для него важно внешнее проявление его достижений, а не внутреннее, духовное наполнение от проделанного пути.

Анализ 2

Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение "Крыжовник", где писатель решил поднять важную проблему в современном мире: проблема понимания счастья.

Мысль, подтолкнувшая Антона Павловича к написанию рассказа – это интересный случай, рассказанный писателю одним человеком. Чехову поведали о чиновнике, что всю жизнь мечтал о шикарном мундире, как только он его приобрел, то желать уже нечего было. Да и в одеянии некуда было ходить, так как торжественных приемов никто не устраивал. В результате костюм пролежал до тех пор, пока позолота на нем не потускнела со временем. Так, писателя такая история подтолкнула к созданию необычного произведения, в котором заставляет задуматься читателя о том, насколько бессмысленное бывает счастье, особенно погоня за ним.

В чем же особенность сего произведения? Оно представляет собой «рассказ в рассказе». Чехов знакомит нас с персонажем, который далек от понятий смысла жизни. Николай Иванович - обычный человек, не требующий особо высоких желаний, лишь единственное, что его интересует: крыжовник. Персонаж просматривал множество газет о том, где найти хорошую усадьбу для выращивания крыжовника. Он даже женился не по любви, ибо деньги, что Николай Иванович получил за брак, составляли настолько приличную сумму, что можно было осуществить свои намерения об удобной усадьбе. В саду он жаждет прорастить это прекрасное творение.

Подобная деятельность стала смыслом его жизнью. Герой полностью отдался любимому занятию. С одной стороны это чудно: посвятить себя увлекательному делу, уйти в него с головой. Но с другой стороны: очень печально осознавать к чему приводят твои увлечения, ибо уделяя внимание хобби, отдаляясь от людей, ты абстрагируешься от окружающего мира. А такое обращение к жизни ни к чему положительному не приводит, ибо, как герой, уходя с мыслями в свою невысокую цель, после ее достижения не стремишься больше к чему-то стоящему.

Николай Иванович, посчитав, что крыжовник и есть его главное достижение, так был счастлив и рад за это, что целей никаких дальше и не ставил. Очень трагично... Так и в жизни нашей: мы зачастую имеем ложные представления о счастье, об истинном смысле жизни. И это необходимо исправлять, читая рассказы Чехова и анализируя их!

Таким образом, Чехов показал деградацию персонажа читателям. Было видно, как в процессе достижения намеченной цели черствела душа Николая Ивановича. Ему настолько безразлична была окружающая жизнь, что он жил уединенно, замкнуто, проводя свое время без пользы. Смотря на духовное падение героя, стоит делать правильные выводы! Счастье должно быть возвышенным! Никто не следует успокаиваться на достигнутом!

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Гаврилова Последние васильки 6 класс

    Крупным планом на деревянном столе без скатерти, в обычной белой эмалированной кастрюле стоит букет васильков. Видно, не нашлось в этом доме вазы для шикарного букета полевых цветов

  • Творчество Солженицына

    Писатель является одним из выдающихся русских литераторов и общественных деятелей, признанный советской властью диссидентом, в результате чего много лет провел в местах лишения свободы

  • Анализ главы Максим Максимыч из романа Герой нашего времени для 9 класса

    Глава «Максим Максимыч» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» посвящена встречи рассказчика и главного героя Максим Максимыча с Печориным. Столкновение противоположных героев позволяет глубже понять их.

  • Здравствуй, Антон. Прошло пол года, как ты переехал в другой город. С того времени как ты уехал многое в классе поменялось

  • Бунин

    Бунин известный русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе

Рассказ «Крыжовник» входит в «маленькую трилогию» А.П.Чехова, которая посвящена «футлярным людям». У каждого из героев - Беликова, Николая Ивановича Чимши-Гималайского, Алёхина - свой футляр. Им они закрываются от противоречий окружающего мира.

Случай из жизни своего брата рассказывает помещику Алехину и учителю Буркину ветеринарный врач Иван Иванович. В начале рассказа дается его портрет: «освещенный луной у входа в сарай сидел высокий худощавый старик с длинными усами».
Рассказ начинается с поэтического описания природы, утреннего дождя. Голоса рассказчиков и автора при этом сливаются в любви к родным бескрайним просторам: «И оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если встать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползающую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».

Такое значительное место пейзажу в рассказе уделено неслучайно. Земля широка и удивительна, однако человек своими мелкими целями, пустым существованием не соответствует ее величию. Перед нами разворачивается «обыкновенная» история духовного обнищания человека. С девятнадцати лет Николай Иванович Чимша-Гималайский работал маленьким чиновником, переписывал бумаги. Оба брата выросли на воле, в деревне. Младший из них отличался «кротким, добрым» нравом. Может, именно поэтому он так тосковал по просторам. Постепенно его тоска выросла в манию покупки небольшого имения на берегу реки или озера. Он мечтал, что будет есть щи на свежем воздухе, целыми часами сидеть у забора и глядеть на поле. Лишь в этих мещанских, ничтожных мечтах он находил единственное утешение.

В своей усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей своей жизни. Не доедал, не досыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в банк. Привычкой для Николая Ивановича стало читать ежедневные газетные объявления о продаже имения. Ценой неслыханных жертв и сделок с совестью он женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги. Фактически герой свел ее в могилу, уморив голодом.

Наследство позволило Чимше-Гималайскому купить долгожданное имение с крыжовником. Николай Иванович даже не задумывался о том, что он виновен в смерти человека. «Деньги, как водка, делают человека чудаком»,- говорит Иван Иванович. В этой связи ему вспомнилось два страшных, трагических случая. В городе жил купец, который съел с медом все свои деньги, выигрышные билеты, чтобы они никому не достались. Барышник на вокзале обеспокоен лишь тем, что в сапоге его отрезанной ноги осталось двадцать пять рублей.

Эти отдельные случаи свидетельствуют о потере человеком собственного достоинства. Жизнь людей утратила свою значимость. На первый план выдвигаются корыстные интересы, деньги, жадность. Эта страшная болезнь поразила душу Николая Ивановича, обратила ее в камень. Он приобрел себе собственность, но она оказалась не такой, какой он представлял себе в мечтах. Фруктового сада, крыжовника, пруда с уточками не было. По обе стороны его земли находились два завода, «кирпичный и костопальный». Но Николай Иванович не обращал внимания на грязную среду. Он посадил двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком.

Свое приобретение герой торжественно назвал в свою честь – «Гималайское тож». На рассказчика эта усадьба произвела неприятное впечатление. Везде канавы, заборы. Невозможно было проехать.
Чехов использует точные бытовые и психологические детали. Ивана Ивановича встретила «рыжая собака, похожая на свинью». Ей было лень даже залаять. Из кухни вышла голоногая «толстая, голоногая кухарка, тоже похожая на свинью». Наконец, сам барин «располнел, обрюзг, - того и гляди хрюкнет в одеяло».

Главный герой обрисован гротескно. Он уже мало напоминает человека. Брат рассказывает о своей жизни. В день именин он служил в деревне молебен, потом ставил мужикам полведра водки. На этом его благодеяния заканчивались. «Ах, эти ужасные полведра!- восклицает рассказчик Иван Иванович. – Сегодня толстый помещик тащит мужиков на потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат ура, и пьяные кланяются ему в ноги».
Если раньше его брат и не смел выразить свое мнение, то теперь он бросается словами направо и налево, рассуждает о телесных наказаниях, образовании. Автор прав: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое».

Чимша-Гималайский стал считать себя коренным дворянином, хвастался этим. В довершение всего этого величия-ничтожества он дает попробовать выращенный им крыжовник. С «торжеством ребенка» герой с жадностью ел ягоды и повторял: «Как вкусно!». А на самом деле этот крыжовник был вязким, кислым. Оказывается, А.С. Пушкин прав: «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». К этому выводу приходит рассказчик. Но этот случай важен для него не просто как момент жизни, занятная история. Это мера понимания героем действительности.

Иван Иванович меняет после встречи с братом свое отношение к жизни, делает глубокие обобщения: «Как, в сущности, много счастливых людей! Какая это подавляющая сила!» Страшно не желание приобрести свое имение, а самодовольство, замкнутость в этой усадьбе. Пока его брат наслаждается своим безмерным счастьем, кругом «бедность невозможная, темнота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем, во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился».

Люди привыкли к полному бесправию и равнодушию: «Мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами». По мысли Чехова, один человек не может быть счастлив один среди общих бед и страданий, на трех аршинах земли: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
«Так жить нельзя!» - к такому важному итогу приходит Иван Иванович. Эту мысль поддерживает автор. Он рассказывает случай с братом, надеясь убедить слушателей в том, что «тишина» опасна. Мыслящего человека недостойна успокоенность, удовлетворенность эгоистическим счастьем, невмешательство в ход общественной жизни. Иван Иванович стремится вызвать у своих слушателей беспокойство, жажду справедливости. «Сколько можно смотреть на огромный ров?» – спрашивает слушателей Иван Иванович. Пора менять жизнь, думать не только о насущном, но и о будущем.

Автор окружает рассказ героя различными описаниями широкого простора и скучной, неуютной обыденности, описанием комфортной гостиницы в усадьбе Алехина. От этих контрастов тянутся нити к дисгармонии всей современной жизни, тяготением человека к прекрасному и его узким представлением о свободе и счастье: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!.. Делайте добро». Эти слова можно было бы сделать главным девизом любого достойного человека.


Творчество Антона Павловича Чехова в значительной мере посвящено «футлярной» жизни и маленьким людям, а многие его короткие рассказы и повести обличают общество и людей в пошлости, бездушии и мещанстве.

К таким рассказам относится и «Крыжовник», написанный в 1898 году. Важно отметить то, в какое время было написано это произведение - это был период правления Николая II, который был последователем политики своего отца и не желал внедрять необходимые тому времени либеральные реформы.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898 году.

Вместе с рассказом «О любви» он продолжил «маленькую трилогию» , куда входит и рассказ "Человек в футляре".

Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике , поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался. В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой.

«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века. Небольшой объем произведения — вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность.

Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.

Сюжет рассказа строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту — купить имение с кустами крыжовника. Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк. Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами?

Главному герою рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей.

Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым.

Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей.

Чехову присущ минимализм в стиле . Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев.

Композиция произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе », который ведется от имени одного из героев.

Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро» . Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела — помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.

Ответственность героя за выбор жизненной философии
Брат главного героя поражается его духовной ограниченности, его ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени.

Ведь за время жизни в имении Николай Иванович стареет и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие - уже отмирающее и на смену ему приходит более свободная и справедливая форма жизни, постепенно меняется устои общества.

Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше-Гималайскому подают его первый крыжовник, и он в одночасье забывает о важности дворянства и о модных вещах того времени.

В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата.

Иван Иванович раздумывает о том, как большинство людей предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном же счастье. Причем он критикует и самого себя, находя у себя такие минусы, как самодовольство и желание поучать других жизни.

Кризис личности и общества в рассказе
Иван Иванович раздумывает о нравственном и моральном кризисе общества и личности в целом, его беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный социум.

И его словами к нам обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро и пытаться исправить зло.

Иван Иванович обращается к своему слушателю - молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами своего героя обращается ко всем людям.

Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни - это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко обыгранным рассказом он просит людей не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой жизни.

Вряд ли можно сказать, что автор отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни - нет, скорее всего, он пытается донести до людей то, что им самостоятельно необходимо ответить на этот жизнеутверждающий вопрос - каждому для самого себя.

Пересказ

Рассказ начинается с поэтического описания природы, утреннего дождя . Голоса рассказчиков и автора при этом сливаются в любви к родным бескрайним просторам: «И оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если встать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползающую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».

Такое значительное место пейзажу в рассказе уделено неслучайно. Земля широка и удивительна, однако человек своими мелкими целями, пустым существованием не соответствует ее величию. Перед нами разворачивается «обыкновенная» история духовного обнищания человека. С девятнадцати лет Николай Иванович Чимша-Гималайский работал маленьким чиновником, переписывал бумаги. Оба брата выросли на воле, в деревне. Младший из них отличался «кротким, добрым» нравом. Может, именно поэтому он так тосковал по просторам. Постепенно его тоска выросла в манию покупки небольшого имения на берегу реки или озера. Он мечтал, что будет есть щи на свежем воздухе, целыми часами сидеть у забора и глядеть на поле. Лишь в этих мещанских, ничтожных мечтах он находил единственное утешение.

В своей усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей своей жизни. Не доедал, не досыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в банк. Привычкой для Николая Ивановича стало читать ежедневные газетные объявления о продаже имения. Ценой неслыханных жертв и сделок с совестью он женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги. Фактически герой свел ее в могилу, уморив голодом.

Наследство позволило Чимше-Гималайскому купить долгожданное имение с крыжовником. Николай Иванович даже не задумывался о том, что он виновен в смерти человека. «Деньги, как водка, делают человека чудаком»,- говорит Иван Иванович. В этой связи ему вспомнилось два страшных, трагических случая. В городе жил купец, который съел с медом все свои деньги, выигрышные билеты, чтобы они никому не достались. Барышник на вокзале обеспокоен лишь тем, что в сапоге его отрезанной ноги осталось двадцать пять рублей.

Эти отдельные случаи свидетельствуют о потере человеком собственного достоинства. Жизнь людей утратила свою значимость. На первый план выдвигаются корыстные интересы, деньги, жадность. Эта страшная болезнь поразила душу Николая Ивановича, обратила ее в камень. Он приобрел себе собственность, но она оказалась не такой, какой он представлял себе в мечтах. Фруктового сада, крыжовника, пруда с уточками не было. По обе стороны его земли находились два завода, «кирпичный и костопальный». Но Николай Иванович не обращал внимания на грязную среду. Он посадил двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком.

Свое приобретение герой торжественно назвал в свою честь - «Гималайское тож». На рассказчика эта усадьба произвела неприятное впечатление. Везде канавы, заборы. Невозможно было проехать.
Чехов использует точные бытовые и психологические детали. Ивана Ивановича встретила «рыжая собака, похожая на свинью». Ей было лень даже залаять. Из кухни вышла голоногая «толстая, голоногая кухарка, тоже похожая на свинью». Наконец, сам барин «располнел, обрюзг, - того и гляди хрюкнет в одеяло».

Главный герой обрисован гротескно . Он уже мало напоминает человека. Брат рассказывает о своей жизни. В день именин он служил в деревне молебен, потом ставил мужикам полведра водки. На этом его благодеяния заканчивались. «Ах, эти ужасные полведра!- восклицает рассказчик Иван Иванович. - Сегодня толстый помещик тащит мужиков на потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат ура, и пьяные кланяются ему в ноги».
Если раньше его брат и не смел выразить свое мнение, то теперь он бросается словами направо и налево, рассуждает о телесных наказаниях, образовании. Автор прав: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое».

Чимша-Гималайский стал считать себя коренным дворянином, хвастался этим. В довершение всего этого величия-ничтожества он дает попробовать выращенный им крыжовник. С «торжеством ребенка» герой с жадностью ел ягоды и повторял: «Как вкусно!». А на самом деле этот крыжовник был вязким, кислым. Оказывается, А.С. Пушкин прав: «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». К этому выводу приходит рассказчик. Но этот случай важен для него не просто как момент жизни, занятная история. Это мера понимания героем действительности.

Иван Иванович меняет после встречи с братом свое отношение к жизни, делает глубокие обобщения: «Как, в сущности, много счастливых людей! Какая это подавляющая сила!» Страшно не желание приобрести свое имение, а самодовольство, замкнутость в этой усадьбе. Пока его брат наслаждается своим безмерным счастьем, кругом «бедность невозможная, темнота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем, во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился».

Люди привыкли к полному бесправию и равнодушию: «Мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами». По мысли Чехова, один человек не может быть счастлив один среди общих бед и страданий, на трех аршинах земли: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
«Так жить нельзя!» - к такому важному итогу приходит Иван Иванович. Эту мысль поддерживает автор. Он рассказывает случай с братом, надеясь убедить слушателей в том, что «тишина» опасна. Мыслящего человека недостойна успокоенность, удовлетворенность эгоистическим счастьем, невмешательство в ход общественной жизни. Иван Иванович стремится вызвать у своих слушателей беспокойство, жажду справедливости. «Сколько можно смотреть на огромный ров?» - спрашивает слушателей Иван Иванович. Пора менять жизнь, думать не только о насущном, но и о будущем.

Автор окружает рассказ героя различными описаниями широкого простора и скучной, неуютной обыденности, описанием комфортной гостиницы в усадьбе Алехина. От этих контрастов тянутся нити к дисгармонии всей современной жизни, тяготением человека к прекрасному и его узким представлением о свободе и счастье: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!.. Делайте добро». Эти слова можно было бы сделать главным девизом любого достойного человека.

Так как новый император Николай 2 дал ясно понять либерально настроенным кругам, что продолжит политику, начатую отцом. Это означало, что о реформах можно было забыть.

Произведения уже довольно известного в тот период писателя А. П. Чехова стали откликом на сложившиеся в общественно-политической сфере отношения. Таким образом он пытался достучаться до мыслящих людей, способных вмешаться в текущий ход событий. Это относится и к опубликованной в 1898 году трилогии, включавшей небольшие по объему произведения «Человек в футляре», «О любви» и «Крыжовник».

Рассказ Чехова (это был его любимый жанр) - это попытка в краткой форме охарактеризовать происходившие в обществе явления и обратить внимание на человеческие пороки и ложные по своей сути представления о смысле жизни.

История написания произведения «Крыжовник»

Как-то писателю рассказали о петербургском чиновнике, который все мечтал о мундире, расшитом золотом. Когда наконец он у него появился, оказалось, что пойти в новом наряде некуда: торжественных приемов в ближайшее время не предвиделось. В результате мундир так и не удалось надеть: позолота на нем со временем потускнела, сам чиновник спустя полгода умер. Эта история послужила основой для создания рассказа, вот только мечтой мелкого чиновника становится крыжовник. Рассказ Чехова привлекает внимание читателя к тому, насколько мелочной и бессмысленной может стать жизнь человека в погоне за эгоистическим счастьем.

Композиция и сюжет произведения

«Крыжовник» строится по принципу «рассказ в рассказе». Повествование о главном герое предваряется экспозицией, содержащей описание природы - богатой, щедрой, величественной. Пейзаж подчеркивает духовное обнищание мелкого чиновника, о котором дальше пойдет речь.

Затем читатель видит знакомых по первой части трилогии персонажей: помещика-трудягу Алехина, учителя Буркина и ветеринара Ивана Иваныча. И тут же вспоминается тема «футлярной» жизни - ее еще в первом рассказе обозначил Чехов. «Крыжовник» - содержание его довольно незамысловато - развивает ее, показывая, как может быть губительно привычное существование.

С главным героем, Н. И. Чимша-Гималайским, собеседников и читателей знакомит его брат, Иван Иваныч. Он же дает оценку тому, что происходит с человеком, живущим только ради удовлетворения собственных желаний.

Николай Иванович вырос в деревне, где все казалось ему прекрасным и удивительным. Оказавшись в городе, он не переставал думать о том, как бы непременно приобрести имение и жить там спокойной жизнью (чего никогда не одобрял Иван Иваныч). Вскоре к его мечте добавилось страстное желание выращивать в своем поместье - это подчеркивает А. П. Чехов - крыжовник. Чимша-Гималайский неотступно шел к своей цели: регулярно просматривал газеты с объявлениями о продаже имений, все больше во всем себя ограничивал и копил деньги в банке, затем женился - без любви - на постаревшей, но обеспеченной вдове. Наконец у него появилась возможность купить небольшое поместье: грязное, необустроенное, но зато свое. Правда, крыжовника там не было, но он тут же посадил несколько кустов. И зажил спокойной жизнью, счастливый и довольный собой.

Деградация главного героя

Анализ «Крыжовника» Чехова - это попытка понять, почему постепенно, параллельно с достижением цели, черствела душа Николая Ивановича. Его нисколько не мучили угрызения совести за смерть жены - он практически заморил ее голодом. Герой жил замкнутой, бесполезной жизнью и очень гордился своим дворянским званием - его, например, очень обижало, когда мужики, обращаясь к нему, пропускали «ваше высокоблагородие». Показывая свою барскую милость, он раз в год, на свои именины, приказывал "выносить полведра" и был уверен, что так непременно должно было быть. Он не замечал, что все вокруг запущено, собака и та была похожа больше на свинью. Да и сам Чимша-Гималайский располнел, обрюзг, постарел и, кажется, потерял человеческий облик.

Вот она - желанная ягода

Анализ «Крыжовника» Чехова - это размышление над тем, как человек путем самообмана пытается придать особую значимость тому, что на самом деле является пустышкой.

Иван Иваныч, навестивший брата и заставший его в таком неприглядном виде, был крайне опечален. Он не мог поверить, что человек в своем эгоистическом стремлении может дойти до подобного состояния. Особенно неприятно ему стало, когда Николаю Ивановичу принесли тарелку с первым урожаем. Чимша-Гималайский брал по одной ягодке и с наслаждением ел, несмотря на то что было «жестко и кисло». Его счастье было так велико, что он не мог спать ночью и все подходил к заветной тарелке. Анализ «Крыжовника» Чехова - это еще и очень много неутешительных выводов, главный из которых: Николай Иванович забыл о собственном достоинстве, а имение и долгожданная ягода стали для него тем «футляром», с помощью которого он отгородился от проблем и забот окружающего мира.

Что нужно человеку для счастливой жизни?

Встреча с братом заставила Ивана Иваныча по-новому взглянуть на то, как живет он сам и окружающие его люди. А еще признать, что и ему порой были свойственны аналогичные желания, губящие душу. Именно на этом акцентирует внимание А. П. Чехов.

Крыжовник в его рассказе приобретает новое значение - он становится символом ограниченного существования. И в то время как один наслаждается счастьем, множество людей вокруг него страдают и погибают в нищете и бездушии. Спасение от всеобщей духовной гибели Иван Иваныч, а вместе с ним и автор, видит в некоей силе, которая в нужное время будет, подобно молоточку, напоминать счастливому человеку, что не все так прекрасно в мире и в любую минуту может наступить момент, когда понадобится помощь. Вот только оказать ее будет некому и винить в этом придется только себя. К таким не очень веселым, но довольно важным мыслям подводит читателей А. П. Чехов.

«Крыжовник»: герои и их отношение к миру

Анализируемый рассказ составляет одно целое с двумя другими, входящими в трилогию. И объединяют их не только Алехин, Буркин и Иван Иваныч, поочередно выступающие то рассказчиками, то слушателями. Главное в другом - предметом изображения в произведениях становятся власть, собственность и семья, а именно на них держится вся общественно-политическая жизнь страны. Герои произведений, к сожалению, еще недостаточно готовы к тому, чтобы полностью изменить свою жизнь, уйти от «футлярности». Тем не менее анализ «Крыжовника» Чехова заставляет прогрессивных людей, подобно Ивану Иванычу, задуматься над тем, ради чего стоит жить.

В этой статье мы познакомим вас с произведением "Крыжовник" Чехова. Антон Павлович, как вы уже, наверное, знаете, - русский писатель, драматург. Годы его жизни - 1860-1904. Нами будет описано краткое содержание данного рассказа, проведен его анализ. "Крыжовник" Чехов написал в 1898 году, то есть уже в поздний период своего творчества.

Буркин и Иван Иваныч Чимша-Гималайский шагают по полю. Село Мироносицкое виднеется вдали. Вдруг начинается дождь, и поэтому они решают зайти к Павлу Константинычу Алехину, приятелю-помещику, усадьба которого находится в деревне Софьино, неподалеку. Алехин описывается как высокий мужчина примерно 40 лет, полный, похожий больше на художника или профессора, чем на помещика, с длинными волосами. Он встречает путников у амбара. Лицо этого человека черно от пыли, грязна его одежда. Он рад нежданным гостям, предлагает тем отправиться в купальню. Переодевшись и помывшись, Буркин, Иван Иваныч Чимша-Гималайский и Алехин отправляются в дом, где Иван Иваныч рассказывает за чаем с вареньем историю Николая Иваныча, своего брата.

Иван Иваныч начинает свой рассказ

Детство братья провели в имении отца, на воле. Сам родитель их был из кантонистов, но оставил потомственное дворянство детям, выслужив чин офицера. Имение после его смерти отсудили у семьи за долги. С девятнадцати лет Николай сидел за бумагами в казенной палате, но ужасно там тосковал и мечтал приобрести небольшую усадебку. Иван Иваныч же желанию своего родственника на всю жизнь запереть себя в поместье никогда не сочувствовал. А Николай не мог думать ни о чем другом, все время представляя большую усадьбу, где должен был непременно расти крыжовник.

Николай Иванович воплощает свою мечту в реальность

Копил деньги брат Ивана Иваныча, недоедал, в конце концов женился не по любви на богатой некрасивой вдове. Жену свою он держал впроголодь, а ее деньги на свое имя положил в банк. Не вынесла этой жизни супруга и умерла вскоре, а Николай, ничуть не раскаиваясь, приобрел себе желанное имение, посадил 20 кустов крыжовника и зажил в свое удовольствие помещиком.

Иван Иваныч навещает брата

Продолжаем описывать рассказ, который создал Чехов, - "Крыжовник". Краткое содержание дальнейших событий следующее. Когда Николая приехал навестить Иван Иваныч, он был поражен тем, как сильно опустился, обрюзг и постарел его брат. Барин превратился в настоящего тирана, много ел, постоянно судился с заводами и разговаривал тоном министра. Потчевал Ивана Иваныча Николай крыжовником, и видно было по нему, что своей судьбой он доволен так же, как и самим собой.

Иван Иваныч размышляет о счастье и смысле жизни

Следующие дальнейшие события передает нам рассказ "Крыжовник" (Чехов). Братом Николая при виде его родственника овладело близкое к отчаянию чувство. Он размышлял, проведя в усадьбе ночь, о том, как много в мире людей страдают, пьют, какое количество детей погибает от недоедания. А другие тем временем счастливо живут, спят ночью, едят днем, говорят чепуху. Подумалось Ивану Иванычу, что за дверью непременно должен находиться некто "с молоточком" и стуком напоминать ему, что есть на земле несчастные, что когда-нибудь и с ним приключится беда, и его не услышит и не увидит никто, так же как сейчас он не слышит и не замечает других.

Заканчивая рассказ, Иван Иваныч говорит, что нет счастья, а если и существует в жизни смысл, то находится он не в нем, а в том, чтобы творить добро на земле.

Как восприняли рассказ Алехин и Буркин?

Ни Алехин, ни Буркин рассказом этим не удовлетворены. Не вникает Алехин, справедливы ли слова Ивана Иваныча, поскольку речь шла не о сене, не о крупе, а о чем-то таком, что не имеет прямого отношения к его жизни. Однако он очень рад гостям и желает, чтобы те продолжали беседу. Но время уже позднее, гости и хозяин отправляются спать.

"Крыжовник" в творчестве Чехова

В значительной мере творчество Антона Павловича посвящено "маленьким людям" и футлярной жизни. Рассказ, который создал Чехов, "Крыжовник" о любви не повествует. В нем, как и во многих других произведениях этого автора, обличаются люди и общество в мещанстве, бездушии и пошлости.

В 1898 году рассказ "Крыжовник" Чехова появился на свет. Следует отметить, что время, когда было создано произведение, - период царствования Николая II, который продолжал политику своего отца, не желая осуществлять либеральные реформы, необходимые в то время.

Характеристика Николая Ивановича

Чехов описывает нам Чимша-Гималайского - чиновника, который служит в одной палате и мечтает иметь собственную усадьбу. этого человека - сделаться помещиком.

Подчеркивает Чехов, насколько отстает от своего времени этот персонаж, ведь в описываемое время люди не гнались уже за бессмысленным титулом, капиталистами мечтали стать многие дворяне, это считалось модным, передовым.

Герой Антона Павловича выгодно женится, после чего забирает деньги, необходимые ему, у жены и приобретает, наконец, желаемое имение. Еще одну свою мечту исполняет герой, высаживая в усадьбе крыжовник. А супруга его тем временем умирает от голода...

"Крыжовник" Чехова построен с использованием "рассказа в рассказе" - особого Историю описываемого помещика мы узнаем из уст его брата. Однако глаза Ивана Ивановича - глаза самого автора, он показывает таким образом читателю свое отношение к людям, подобным Чимша-Гималайскому.

Отношение к брату Ивана Ивановича

Брат главного героя рассказа "Крыжовник" Чехова поражается духовной скудности Николая Ивановича, ужасает его праздность и сытость своего родственника, а мечта как таковая и исполнение ее кажутся этому человеку вершиной лени и эгоизма.

За время, проведенное в усадьбе, дурнеет и стареет Николай Иванович, он гордится своей принадлежностью к дворянам, не понимая при этом, что данное сословие уже отмирает, а на смену приходит более справедливая и свободная форма жизни, меняются постепенно общественные устои.

Однако больше всего рассказчика поражает момент, когда Николаю Ивановичу подают первый урожай крыжовника. Сразу же он забывает о модных вещах времени и важности дворянства. Этот помещик в сладости крыжовника обретает иллюзию счастья, он находит причину восхищаться и радоваться, и это обстоятельство поражает Ивана Ивановича, который раздумывает о том, что люди предпочитают себя обманывать, лишь бы поверить в свое благополучие. Критикует он при этом и самого себя, находя такие недостатки, как желание поучать и самодовольство.

Раздумывает Иван Иванович о моральном и нравственном кризисе личности и общества, беспокоит его нравственное состояние современного ему социума.

Мысль Чехова

Иван Иванович говорит о том, как его мучает ловушка, которую создают люди сами для себя, и просит творить в будущем лишь добро и пытаться искоренять зло. Но на самом деле через своего персонажа говорит сам Чехов. Человек ("Крыжовник" обращен к каждому из нас!) должен понимать, что цель в жизни - добрые дела, а не ощущение счастья. По мысли автора, у каждого добившегося успеха должен стоять за дверью "человек с молоточком", напоминающий ему о том, что необходимо творить добро - помогать сиротам, вдовам, обездоленным. Ведь однажды может случиться беда даже с самым состоятельным человеком.