Биографии Характеристики Анализ

Можно ли зарабатывать писательством. Сколько зарабатывают современные российские писатели

Заработок для писателя — сложный и непрозрачный показатель. Заработок может варьироваться от 30 000 рублей в год до десятков миллионов долларов в месяц. Разброс достаточно велик и измеряется он далеко не талантом писателя. Раньше в СССР было проще – написал книгу, получил доступ к кормушке и живи всю оставшуюся жизнь. Сейчас все гораздо сложнее. Сегодня мы узнаем, сколько зарабатывают современные писатели.

Третий год подряд в списке, составленным влиятельным журналом Forbes, лидирует Джеймс Паттерсон . Американский пенсионер заработал за год 94 млн. долларов. У него вышло 14 новых книг. Широко известны его бестселлеры о психологе Алексе Кроссе, романы о детективе Майкле Беннете и десяток книг, из цикла «Женский клуб расследований убийств.

Легенда жанра ужасов, Стивен Кинг , конечно, отстал от коллеги, но тоже заработал прилично. Согласитесь, 39 миллионов зеленых в год это очень приличная сумма. На такой доход можно жить долго и хорошо, даже в периоды творческого застоя.

Еще одна американская литературная звезда Джанет Иванович заработала 33 млн. долларов за минувший год. Рабочее поле для Джанет детективные романами о бывшей продавщице дамского белья Стефани Плам, которая изменила свою судьбу и стала охотницей за головами.

Вы скажите это заграница, что сравнивать? Но давайте признаем, что и расходы у них не такие как у нас, не говоря уже о запросах. Наши, правда, далеко отстали от западных коллег, но это не мешает им зарабатывать приличные суммы на своем творчестве.

Пример, Дарьи Донцовой уже всем надоел, но я повторюсь. Только за 2011 год Донцова, по данным Российской книжной палаты, выпустила книг тиражом свыше двух миллионов экземпляров. Доподлинно неизвестно, сколько она получает с продажи каждой книги, но даже минимальный вариант в 1 доллар это уже более 2 млн. долларов в год. При плодовитости автора сумма заработка получается приличной.

Борис Акунин по одним данным отстает от коллеги по цеху. Его тиражи в 2011 году были порядка 500 000 экземпляров, но по другим он является самым богатым российским писателем. Его оценил даже Forbes. Ведь не стоит забывать, что продажа книг это только вершина финансового айсберга настоящего профессионального писателя.

А как же наши фантасты? Сейчас один из самых востребованных жанров литературы приносит своим мастерам приличные деньги.

Сергей Лукьяненко запускает тиражи легко и непринуждённо от 200 тыс. шт. По аналогии можете прикинуть, сколько это в денежном эквиваленте получается. Жить вполне можно и даже хорошо.

Хочу также отметить, что продажа книг это еще не все. Есть продажи прав на экранизацию книг, написание сценариев, реклама в книге и в жизни, пассивные доходы от публичности. Любой профессионал-писатель найдет способ заработать по душе.

Это мэтры и профессионалы. Сколько же получают новички? Если начинающему автору удается уговорить издательство запустить его произведение в тираж, и он выйдет в размере 3000 – 5000 книг, то это принесет ему в среднем 30 тыс. рублей. Согласитесь, сущие копейки по сравнению с трудозатратами. Тут то и возникает вопрос, а зачем все это? Надо бросить все к черту и идти на ненавистную работу!

А тут-то и надо подумать, зачем вы пишите? Если это хобби, то это одно. Доход в 30 тысяч рублей в год от хобби тоже неплохо. Ну, а если вы решили заняться писательским трудом, то к черту все! Беритесь и делайте! Пишите каждый день, много и долго. Только так вы набьете руку и создадите достаточное количество книг, чтобы заявить о себе.

Это хорошо, если у вас нет семьи и обязательств, тогда весь мир у ваших ног. Было бы грешно не попробовать стать писателем и заявить о себе на весь мир, а как быть семейному офисному планктону с набором приличных девайсов, оформленных в кредит? В таком случае следует готовиться к переходу.

Переход к писательской карьере должен начинаться заранее. Сначала надо написать первую книгу. Советы можно почитать у нас на сайте. Далее закрываем все долги. Переход должен происходить на здоровой финансовой основе. После этого находим дополнительный, желательно максимально пассивный источник дохода, об этом можно почитать тут. Тогда, когда ваш пассивный доход начнет приносить первые плоды, и вы научитесь закрывать минимальные потребности – увольняйтесь. Теперь у вас есть время стать профессиональным писателем. Займитесь этим. Пишите каждый день и продавайте. Продавайте себя, творчество, опыт это то, что поможет получить вам настоящую жизнь писателя.

Сегодня мы узнали, что заработок писателя – это прямая зависимость от желания и опыта. Занимайтесь своим делом, а свое дело всегда сделает вас БОГатым.

Что Вы думаете о доходах писателя? Прошу оставить комментарии ниже.

Современному писателю сложно быть властителем умов и голосом поколения. В дореволюционное время писатель рассматривался чуть ли не как пророк, к голосам литераторов прислушивались, им верили. В Советском Союзе на писательскую зарплату можно было купить автомобиль и квартиру. После установления рыночных отношений и на книжном рынке писателей быстро вернули с небес на землю. Теперь на писательские гонорары особо не проживешь. И писатель может заработать на собственных книгах только при должном умении и старании.

Можно ли заработать, издавая книги

Почему-то считается, что, написав бестселлер, можно продать его издательству и жить безбедно на отчисления. Это совсем не так. Даже именитые писатели вынуждены время от времени выдавать новый продукт, чтобы хорошо зарабатывать. Жить на проценты от одной книги могут разве что наследники — за счет продажи и перепродажи прав.

Книга в условиях рынка — такой же товар, как хлеб, холодильник или зимнее пальто. У людей хватает своих обязательных расходов, так что писатель должен сильно убедить своих читателей, что его книгу стоит купить. Фактически книга — предмет роскоши, показатель статусности. Сама по себе художественная литература не приносит экономической выгоды, она бесполезна: с ее помощью не приготовишь кофе, не постираешь одежду. Единственное, что она дает — эстетический опыт и развлечение. А ведь их можно получить бесплатно и без особого напряга: например, с помощью кино.

Так что книга должна конкурировать со всеми и вся. И, признаемся честно, по многим фронтам она проигрывает.

Необходимость конкурировать приводит к тому, что книгу необходимо преподать, как товар, разрекламировать. Написание и издание книг стоит рассматривать как бизнес. Если вы решили донести до читателей свое слово, придется играть по правилам. В противном случае вам ничего не светит.

По признанию именитых мастеров, начинающие писатели могут заработать на издании одной книги до 1000 долларов максимум — это примерно 60 000 рублей по нынешнему курсу (на ноябрь 2015 года). Совсем ничего, согласитесь, за год труда (а именно столько нужно, чтобы написать толковую книгу). Так что в большинстве случаев писателям приходится самим брать дело в свои руки и становится известным.

Стоит ли сотрудничать с издательством?

Считается, что писатель после создания нетленки должен обращаться в издание, и издатель должен у него выкупать рукопись. Это заблуждение настолько широко, что издания буквально завалены рукописями начинающих писателей. И это плохо. В постоянном потоке графоманских произведений настоящий шедевр обязательно затеряется. Даже если он и найдется, то издатель вряд ли будет публиковать его: имя автора никому неизвестно. Придется дополнительно вкладываться в раскрутку имени неизвестного писателя, разрабатывать маркетинговую программу и т.д.

Если вы заинтересовались тем, сколько зарабатывают писатели в России, то следует для начала понять и принять несколько вещей. Сверхприбыль писательское дело приносит не каждому. Да и талант писателя хоть что-то, но значит. Читайте обо всем и сразу — что такое писательский бизнес, сколько зарабатывают писатели-новички, как написать свою книгу и самые популярные темы для заработка на писательском деле.

Во-первых, человек не разбогатеет после издания первой книги. Даже после преодоления долгого пути написания книги, её редактирования, поиска издания и подписания договора, вы, как начинающий писатель, сможете рассчитывать лишь на небольшой тираж, а, следовательно, и гонорар. Более того, нередко приходиться собственноручно оплачивать выпуск своего произведения.

Во-вторых, поймите, что пройдут годы, прежде чем своим талантом и упорным трудом вы сможете достичь определенного уровня славы и успеха. В России проживает больше 144 миллионов человек. Из них около 20-30 людей могут похвастаться существенными доходами от написания книг. Дарья Донцова, например, за каждую изданную книгу может рассчитывать примерно на 7 000 000 рублей , если не учитывать деньги, полученные от переиздания. Борис Акунин в такой ситуации получает более 1 000 000 рублей . Гонораром в 800 000 рублей может похвастаться Александра Маринина.

Писатель может разбогатеть и стать известным на всю страну, нельзя этого исключать. Однако, сравнивая приведенные цифры, можно говорить скорее об исключениях из правила, верно?

Как зарабатывают писатели

Для начала необходимо разобраться с основными понятиями заработка писателя. Молодой автор, заключающий договор с издательством, сталкивается с двумя основными понятиями:

1) роялти – определенная денежная сумма, которую получает писатель от каждого проданного экземпляра его книги. Можно рассчитывать на 3%-25%. Это зависит от того, насколько писатель успешен и уважаем. Чаще всего роялти составляет 5%-10%.

2) гонорар – та денежная сумма, которую писатель получает сразу после сдачи книги в печать. Первое произведение может принести автору около 5000-20000 рублей.

Зачастую новичок довольствуется либо тем, либо тем. Зависит это от условий договора. Не нужно рассчитывать на то, что сможете получить и гонорар, и роялти одновременно, потому что издательство на это не пойдет.

Существует такое явление, как продажа прав на перевод и издание книги за границу. Выручка в данном случае может варьироваться от 1000 долларов до 3000 долларов в среднем.

Поймите, что первые 5 книг не смогут обеспечить ваше существование (за редким исключением). Именно поэтому большая часть современных российских писателей имеют постоянную работу в другой сфере жизнедеятельности, однако они не бросают свое хобби. Только те, у кого за плечами имеется более 20 изданных произведений, могут рассчитывать на неплохой доход. Их гонорары достигают 50 000-150 000 рублей за книгу.

Средний заработок новичка в мире писательства

Итак, как писателю заработать свои первые деньги? После того как произведение было написано и отредактировано, необходимо найти издательство, которое согласиться отдать его в печать. Часто начинающие авторы обращаются сразу в несколько организаций, чтобы не терять драгоценного времени.

Если ваш труд оценили по достоинству, а одно из издательств согласно на публикацию, то между вами заключается договор, в котором описана сумма гонорара или роялти. Ранее упоминалось, что на начальном этапе не стоит рассчитывать на баснословные деньги.

Рассмотрим возможность получения роялти на конкретном примере. Для начала нужно понять, что такое отпускная цена. Это та сумма, за которую книги продает само издательство. Стоит отметить, что на прилавках магазинов произведения появляются в 3-4 раза дороже. Роялти же получают от отпускной цены, а не от итоговой. Новички могут рассчитывать лишь на небольшой тираж, так как издательство должно увидеть, пользуется ли книга спросом. В лучшем случае можно рассчитывать на 3000 экземпляров. Несложно посчитать итоговый доход автора. Пусть отпускная цена книги будет равна 100 рублям. При 5% роялти и тираже в 3000 экземпляров писатель получит 15000 рублей .

Переиздание книг

Порой книги становятся настолько популярными, что появляется необходимость повторного ее издания. Для автора такая ситуация достаточно выгодна. Дело в том, что отчисления писателю несколько уменьшаются, но при этом он освобождается от какой-либо работы, ведь произведение уже написано. Все хлопоты берет на себя издательство. Роялти варьируется в пределах 3%-15%.

Книгу можно издать повторно в другом издательстве через несколько лет, если договор составлен правильно. Для автора это может принести более выгодные условия сотрудничества, в том числе более высокий доход.

Как было сказано ранее, человек, издавший около 20 произведений, может рассчитывать на приличный заработок. Однако большинство российских писателей зарабатывают себе на жизнь не изданием собственных книг. Хотя и писательским делом, но без привлечения издательств. Как это делается? Ищите ссылки в конце статьи.

Рейтинг наиболее популярных жанров художественной литературы в России

Главный вопрос у некоторых писателей-новичков — какую тему выбрать, чтобы книга стала популярной? Правильный ответ — руководствуйтесь своими знаниями. Однако, если этого не произошло, можно изучить пять популярных книжных жанров, гарантирующих высокий шанс на хорошую продажу книги.

1) Почетное первое место занимает женский детектив . Стоит отметить, что именно женскую аудиторию можно считать наиболее активной в сфере покупок книг любой тематики. Как и авторов. Так сложилось, что сегодня наиболее популярные авторы книг — женщины.

2) Боевик . Однако речь идет не о зарубежном боевике, а именно о российском. Такая фора может заключаться в том, что зарубежная литература переводится на русский язык достаточно долго. И не всегда перевод можно считать удачным, то есть, при переводе может потеряться важная игра слов или смысл всего произведения.

3) Историко-приключенческая классика . Данный жанр вышел на почетное третье место сравнительно недавно. Но, он быстро завоевал свою популярность. Это заслуга многих факторов, включая возрастающий интерес к историческим сериалам на телевидении, например, Великолепный Век или Аббатство Даунтон. Это, кстати, используют многие начинающие писатели. Пишут свои произведения по близкой тематике, тем самым получают гарантированный начальный интерес к книге.

4) Женский роман не получил места в тройке лидеров, однако стоит отметить, что этот жанр получает все большую популярность. В текущем году его продажи увеличились примерно на 6% по сравнению с прошлым годом.

5) Современная историческая проза . Нельзя не заметить, что между 5 и 3 местом прослеживается связь.

Что касается книг других жанров, бывших популярными буквально недавно. Например, мистика и фэнтези утратили место в пятерке популярных жанров примерно в 2012 году. То есть, сравнительно давно. Однако жанр сохранил своих почитателей. Поэтому не следует поддаваться общему тренду и писать только в популярных жанрах. Возможно вы тот начинающий автор, который может вернуть внимание аудитории в ту тематику, в которой находится ваша будущая книга.

Еще :

Специально для сайт

Вопросы, сообщения об ошибках или опечатках в этой статье оставляйте, пожалуйста, в

Можно ли стать писателем?

Начнем с небольшой порции чисто-писательской мотивации. Этот абзац будет небольшим, эти слова написаны просто так, чтобы как-то занять ваше время, а заодно и дать понять как можно распоряжаться словами. Делать расстановку слов в предложении, сделать креативный отход от основной темы, в конце концов дать пищу вашим мозгам для размышления.

И самое главное — в каждом поколении есть свои классики, и кто знает, быть может вы один из них.

Как стать хорошим писателем.

1. Задайте вопрос окружающим вас: как стать хорошим писателем ? Что для этого требуется? Большинство людей тут же ответят, литературный талант. Но что такое литературный талант? Может быть некие данные, дающиеся нам при рождении? Отчасти, да. В то же время возьмем музыкантов. Наличие только одного абсолютного слуха, не делает человека музыкантом. А что делает? Правильно, практика, умение выйти в люди, в нужное место в нужное время, порой , и в конце концов продавать свой талант.

2. Кроме того одного изложения мыслей в письменном виде — не единственный навык, который должен быть у писателя. Как правило у каждого читателя есть свой любимый автор. И как правило любимый он не просто так. Читателю нравится читать и перечитывать понравившиеся произведения. Но ведь читать определенных людей нравится не просто так. Нравится как ваши глаза бегут по строчкам, как расставлены слова в предложении, и изложен текст, нравится с какой точки зрения автор смотрит на ситуацию. И все эти вещи можно назвать одним словом — опыт.

3. Возможно каждый из великих писателей хоть раз в жизни, как и вы, задавался вопросом как написать хорошую книгу. И подобно вам он тоже искал подходящую литературу. Известно что многие писатели настолько любили произведения своих коллег, что порой переписывали их начисто. Считается что таким образом вы не научитесь писать, как великие классики, но в процессе копирования слов, и написания чужих мыслей своей рукой, приобретете собственный писательский стиль.

Почему именно вы можете стать самым популярным писателем современности.

Один из современных классиков сказал, что только неудачники пишут статьи для журналов, а те кто действительно любят писать — пишут книги. В этих словах есть правда. И несмотря на развитие интернета, несмотря на то, что миллионам сайтов требуется написание статей и материалов, хороших книг еще никто не отменял. На них всегда есть спрос.

Как опубликовать книгу в интернете и заработать с Lulu.


Для написания книг вам на самом деле не потребуется много. Задайте себе вопрос: «Как стать писателем?» Правильно — для начала напишите рассказ! Достаточно в электронном виде. Но чтобы стать успешным писателем одного упорства мало, нужен хороший, цепляющий сюжет — и есть самое главное в писателе, его фирменная изюминка.

Как опубликовать книгу в интернете бесплатно? Сегодня в интернете множество интернет-издательств предлагает бесплатно создать книгу и начать ее продавать. Самые популярные и предлагающие подобные услуги — интернет-магазин Amazon, а также интернет-издательство lulu.com.

Условия публикации Lulu.

Lulu от вас потребует лишь пары вещей: наличие рассказа в электронном виде(в документе Microsoft Word пойдет) и только на английском языке, и еще отредактировать его по форме, которую можно скачать с сайта Lulu. Если не хотите редактировать, это могут сделать за вас.

После выбора шаблонов книги: черно-белые или цветные страницы, книга до 75 или более 200 стр и тому подобное. Издательство подготавливает ваше произведение к публикации. В последствии за каждую проданную книгу вы можете получить от 8-20 долларов. Неплохо, да?

В чем выгода для издательства?

Это только отечественные издательства предлагают внести бешеные деньги за публикацию. Только за публикацию и речь не идет о распространении о дальнейших продажах. Lulu поможет заработать писательством и показывает сразу сколько денег будет стоить сама книга, сколько финансов уйдет на создание книги(в электронном и бумажном видах), какой процент оставит себе издательство с каждого проданного экземпляра и какой гонорар в итоге получит автор.

Этот гонорар называется — роялти . Издательства работают по такой схеме:
1) Автор пишет книгу и отправляет в издательство.
2) В случае если издательству нравится текст, они согласовывают с автором условия контракта. В нем издатель предлагает условия по которым, обе стороны будут работать.
3) Далее идет редактирование текста и верстка книги (в том случае, если она будет в бумажном варианте).
4) Когда книга поступит на полки магазинов (это касается и интернет магазинов), редакции и автором остается лишь делить прибыль согласно контракту.

В завершение…

В нашем сегодняшнем материале мы затронули темы: как стать писателем, и рассмотрели один из путей современной публикации. Если у вас остались какие-либо вопросы — пишите в комментариях.

Интересный материал о том, сколько зарабатывают современные российские писатели. На эту тему рассуждают Захар Прилепин, Герман Садулаев и другие литераторы.

Борис Акунин. Фото: Телеканал 24_DOC

Почему питерские литераторы зарабатывают меньше кассиров
Стихи и романы они пишут в свободное от основной работы время

Владимир Маяковский разъезжал по Москве на первой в СССР иномарке. Сергей Есенин был владельцем кафе и двух кинотеатров. Современные писатели и поэты о таком и мечтать не могут. Многие авторы за одну книгу (а ее можно писать несколько лет) получают около 30 тысяч рублей. «МК» в Питере» выяснил, почему сегодня так дешево ценится литературный талант.

Дарья Донцова. Фото: www.hozvo.ru

Поэтам хватает только на туалетную бумагу

— Я вообще никогда не пытался прожить на литературу, — говорит писатель Герман Садулаев (его романы входили в шорт-листы крупнейших литературных премий «Русский Букер», «Национальный бестселлер» и «Большая книга»). — Слава богу, у меня есть небольшой юридический бизнес. Да и почти все современные писатели вынуждены где-то работать. Потому что литература не кормит.

И правда, писатель Валерий Айрапетян — врач. Андрей Аствацатуров (его романы входили в шорт-листы премии им. Довлатова, «Новая словесность», «Национальный бестселлер») преподает в питерском госуниверситете. Андрей Геласимов (победитель премий «Студенческий Букер» и «Национальный бестселлер») — сценарист. Свои романы они пишут в «свободное от работы время» — ночью, в выходные, в отпуске. А иначе не выжить.

— Предположим, книга вышла тиражом 3 тысячи экземпляров, — говорит Герман Садулаев. — Многие писатели получают примерно по 10 рублей с каждого проданного экземпляра. То есть это 30 тысяч. Правда, если роман хорошо распродавался, то издательство выпустит новый тираж, предположим, уже в 5 тысяч экземпляров. И когда продадут и его, то литератор получит еще 50 тысяч рублей. Но такое редко случается.

Для сравнения, кассирша в супермаркете в год зарабатывает примерно 300 тысяч рублей. А писатель, не очень известный широкому кругу читателей, но талантливый и обвешанный книжными премиями, в лучшем случае — 80 тысяч.

Еще хуже обстоят дела у современных поэтов. Их заработки возмутили бы и гастарбайтера-дворника.

Герман Садулаев. Фото: volternews.ru

— Денег хватает на зубную щетку, туалетную бумагу, кофе и сигареты, — говорит питерский поэт Иван Пинженин. — Поэтому я работаю репетитором немецкого языка и веду праздники. Любые. Свадьбы, дни рождения, детские утренники. Стихи пишу по ночам.

В отличие от писателей, чьи книги еще худо-бедно печатают, на поэтов в издательствах смотрят как на городских сумасшедших. В большинстве случаев печатать их сборники там согласны только в том случае, если поэт сам за это заплатит.

— У меня есть сборник стихов. Но деньги на то, чтобы его напечатать, мне почему-то выделил московский фонд «Экономика и развитие». Понятия не имею, почему они обратили на меня внимание, — говорит Иван Пинженин. — В итоге я выпустил 700 экземпляров, а вырученные с продажи деньги потратил на новый тираж своего сборника. Он, кстати, почти разошелся. Вообще я из-за всего этого стараюсь не расстраиваться. Всегда вспоминаю Александра Блока: первый тираж его поэмы «Двенадцать» был всего 1700 экземпляров, и он тоже долго не мог разойтись...

Чтобы хоть кто-то услышал его стихи, Иван Пинженин гастролирует по клубам. Чаще всего провинциальным. Там он читает свою поэзию, а затем за символические 100 рублей продает собственные книги, которые везет с собой из Питера в большом чемодане. От клуба же получает «зарплату» — как правило, 60 процентов выручки от входных билетов. Только вот на поэтические вечера много людей не ходит. Если соберется 50 человек — уже хорошо. Но Ивану еще повезло, он все-таки более-менее известен, пусть и в Интернете. А вот о существовании большинства питерских поэтов вообще никто не подозревает, кроме их самих. Само собой, выступать в клуб их никто не пустит.

По словам самих литераторов, прожить на доходы от книг в России могут только коммерческие авторы, которые «специализируются» на фантастике, любовных романах и детективах. В их числе, например, Дарья Донцова или Борис Акунин. В спину им дышат Виктор Пелевин или Владимир Сорокин. Но повторить их опыт пока никто не может. Даже Захар Прилепин, хотя его последний роман «Обитель» стал самой читаемой книгой в стране по итогам прошедшего лета.

— У меня четверо детей, и прокормить их только за счет литературы я не могу, — говорит Захар Прилепин. — Поэтому половина всех моих доходов связана все-таки не с литературой, а скорее, с медиасферой. В принципе, со всех сторон ко мне текут небольшие «денежные» ручейки. Можно публиковать свои статьи в журналах, писать сценарии. Если твои книги переводят на иностранные языки, то ты и за это можешь что-то получить. У меня это все есть, но для этого мне пришлось очень долго зарабатывать себе имя, работать на него. К тому же есть еще и литературные премии, победители которых получают очень существенные вознаграждения: один-три миллиона рублей. То есть каждый год порядка 20 писателей выигрывают эти деньги. Существует, конечно, мнение, что в литературных премиях есть своя мафия, которая якобы распределяет призовые деньги только между своими, пилит их ручной пилой. Все это сказки для бедных. На кону стоят не такие уж большие деньги, чтобы пускаться ради них на такие «приключения». Все честно, и никакие знакомства в Министерстве культуры тебе не помогут выиграть, предположим, «Русский Букер».

Эдуард Лимонов и Захар Прилепин

Есть и еще одна статья доходов. Того писателя, чьи книги раскупают в магазинах влет, может «перекупить» другое издательство. Примерно как футболиста. В этом случае издательство приобретает на определенный срок (как правило, 3-5 лет) права на все уже напечатанные книги и парочку еще не написанных. Поэтому сумма, которую переводят литератору на счет, становится очень внушительной. Допустим, только одна книга может стоит 300-500 тысяч рублей... Но такая удача улыбается лишь единицам.

— Для многих остальных литераторов писательские доходы стремятся к минимуму, к нулю, — признается Захар Прилепин. — А тут еще эта идиотская либеральная идея, что писатель вообще не должен получать деньги за свою профессию. Мол, в проклятом СССР государство платило литераторам 2 тысячи рублей за поэтическую книжку, и это было ужасно, это тоталитаризм! Лучше как сейчас — когда писатели ничего вообще не получают и тихо где-то в безвестности подыхают. Писатели во времена СССР получали бесконечное количество удовольствий и благ от советской власти. Исаак Бабель, например, общался с чекистами, считался у них своим человеком, был на дне рождения у Ежова. А имажинисты — Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич — имели кафе, два кинотеатра. Их кафе было освобождено от налогов. И, кстати, это было единственное заведение в Москве, которое могло работать до 2 часов ночи. Все остальные закрывались в 10 часов вечера. Эти поэты садились на поезд и ехали по своим собственным маршрутам на гастроли по стране. А Маяковский разъезжал на первой в СССР иномарке... Конечно, жизнь того же Есенина, безусловно, нельзя было назвать прекрасной. Но он зарабатывал! Он признавался, что получает рубль за строку. Так же как, кстати, и Анна Ахматова. Для сравнения, зарплата секретарши в то время была около 15 рублей, а квалифицированного работника — 25. Но лучше всего жилось литераторам в позднем СССР. Три хорошие журнальные публикации — и ты можешь купить автомобиль.

Литературный оборвыш

Государственная поддержка литературы, которая была в СССР, до сих пор существует во многих европейских странах.

— Например, в Эстонии государство за свой счет издает книги малоизвестных писателей или поэтов. Пусть даже крошечным тиражом в 100 экземпляров, — говорит Герман Садулаев. — Но зато их литераторы нормально работают, развивают эстонский язык, культуру. Похожая ситуация в Норвегии. Когда там поняли, что их собственная литература медленно умирает, они выделили огромное количество грантов для литераторов, которые пишут свои произведения на норвежском языке и переводят чужие. В итоге на весь мир прогремел, например, автор детективов Несбе. Для сравнения, у нас есть великий и всеми признанный писатель Юрий Мамлеев, который очень много сделал для современной русской литературы. Но его книги издаются крошечными тиражами, потому что эта литература очень сложна. И он буквально бедствует! Недавно ему нужна была какая-то помощь на лечение. И мы всем миром собирали ему деньги. Но такого быть не должно! И мы, наконец, обязаны понять, что культуру необходимо поддерживать, она сама себя никогда окупить не сможет. В конце концов это важно для самосознания нации, для ее гордости. Иначе скоро у нас не останется ничего своего...

Юрий Мамлеев. Фото: mag.afisha.ru

Кроме грантов и стипендий для заслуженных писателей (их имена должно определить экспертное сообщество), писатели предлагают хоть как-то поддержать книжные магазины.

— Например, им нужно снижать арендную плату, — считает писатель Андрей Аствацатуров. — Сейчас же получается, что люди, открывшие винный и книжный магазины, платят государству одинаковую сумму. Это неправильно.

Не исключено, что, если государство хоть как-то обратит внимание на литературу, у нас наконец появятся большие писатели. Пока же новых имен нет...

— Я знаю много людей, которые написали одну-две книги и ушли из литературы, — рассказывает писатель, директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов. — Они говорили: все, я больше не буду морочиться, потому что труда много, а в материальном плане получаешь, как говорится, шиш да лука мешок. И эти люди уже не вырастают в больших писателей, хотя могли бы. Они скукоживаются и уходят из этой профессии. А многие из тех, кому идти уже некуда, люмпенизируются. Смотришь иногда на известного писателя, а он одет как оборвыш последний, и нет вокруг него облака благополучия. В свое время похожая ситуация была в системе образования. Когда случился кризис, первыми оборвышами стали профессора, доценты, преподаватели вузов. И многие молодые на них смотрели так: ну, чему ты можешь меня научить в своих стоптанных ботинках, ты ж неудачник, а я не хочу повторить твою судьбу! К слову, нашу систему образования мы в итоге потеряли. Главное, чтобы этого же не случилось и с литературой.

Текст: Екатерина Дементьева