Биографии Характеристики Анализ

Мысли о государстве.

20 декабря – Международный день солидарности людей. Такую популярную во все века тему невозможно оставить без внимания. Тем более это именно то, чего не хватает всему миру, в том числе верующим представителям рода людей.

Согласно словарям, солидарность – это согласие во мнениях, готовность взаимной ответственности за единогласные решения и действия. А также активное сочувствие чьим-либо действиям или мнениям; общность интересов, единодушие.

Если говорить о солидарности всего мира, всех людей друг с другом, то, скорее всего, это просто-напросто невозможно до тех пор, пока у них нет общей основы, – в моём понимании до тех пор, пока все не стали покорными Воле Бога. Только в том случае, если люди во всём мире устремятся к достижению одних и тех же целей, возможно полное единство. Лев Николаевич Толстой считал: «Единение только тогда благо для человека, когда это – единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей. Не есть ли единение с десятками – разъединением с тысячами и миллионами? »

Мне представляется крайне сомнительной возможность международной солидарности, хотя отрадно, что человечество считает её настолько важной, что посвятило ей даже праздничный день. Моё недоверие к возможности полного единства народов основано, в частности, и на том, что его никогда не было. Однако я верю в существование солидарных друг с другом групп и сообществ, которые, как метко отметил писатель, объединяясь в своих единствах, разъединяются с остальным миром. И я знаю пример такого эффективного единства.

Поэтому единственное, во что мне верится, – в то, что религия могла бы стать основой, объединяющей всё человечество. Она могла бы стать, но… пока не стала. Хотя все предпосылки, необходимые для этого, вроде бы имеются в наличии.

Если говорить о нас, последователях Ислама, то пока, увы, полного единства меж нами нет. Хотя, казалось бы, одна цель – рай, один Единый и Единственный Бог, одно Священное писание – Коран, один и тот же Закон – Шариат и одно и то же ожидание Последнего Суда в послесмертии. Всевышний сотворил нас не просто как отдельные частички какого-то неведомого целого. Он связал нас не только кровными родственными узами, но и узами духовного братства.

Все верующие являются друг другу духовными родственниками, и в Коране и Сунне строго прописано, как должны быть выстроены взаимоотношения между мусульманами. Всего одна Книга – даёт совершенный рецепт, что нужно делать для того, чтобы стать совершенной уммой. И между тем нам заранее предсказано, что мы не сможем быть едины, и даже количество исламских течений, которые будут на земле, не скрыто от нас Творцом.

Создатель заранее предупредил нас, что мы не сможем стать полностью солидарны. И вместе с тем наказал стремиться к единству и вручил нам через Своего Пророка (мир ему и благословение) кодекс поведения, предписанного верующим. С одной стороны, наша невозможность быть полностью солидарными не должна нас угнетать, так как она нам была предсказана, Всевышний ведь полностью осведомлён о том, что мы сможем выполнить, а что нет. С другой стороны, Он же предписал нам стремиться быть едиными дал прочную основу для солидарности и объединяющую цель.

Однако у человечества есть враг, и он обещал сделать нас разрозненной уммой. Все его устремления направлены на то, чтобы ослабить нас, а «разделяй и властвуй» – это уже даже не теорема, а аксиома. Если вернуться к цитате Толстого, то на самом деле получается, что нет лучшего способа нарушить единство, как создать небольшие группы мелочной солидарности. К сожалению, так и происходит. Верующие братья и сёстры объединяются по похожести в малом, и чем больше они акцентируются на мелочах, тем дальше становятся в том, что по-настоящему важно.

Я помню ещё со времён начала своего пути в Исламе, как меня пытались объединить с другими по цвету одежды, форме бровей, религиозности моего мужа и по тому, поменяла ли я имя на мусульманское. В медресе наша группа только-только начавших соблюдать проходила первые жизненные уроки религиозной солидарности. Некоторые девушки первыми объединились по похожестям, назовём их «объединение первое». В итоге некоторые – те, кто мыслил по-другому или просто ещё не был готов, например, перестать красить губы, чувствуя себя отделёнными от объединения первого, создали объединение второе и последующие. Людям всегда проще объединяться – разъединяясь. Тут мне на ум приходит следующее высказывание: «Как это ни грустно, люди соглашаются лишь с тем, что их, по существу, не интересует ». (Б. Рассел)

На самом деле в чём-то неважном быть единомышленниками значительно проще, чем в глобальном. Быть глубокими и открытыми друг с другом и между тем, невзирая на разность взглядов, находить эту объединяющую основу и держаться за неё – это труд. А согласиться в чём-то поверхностном, не затрагивающем нашу личность, – элементарно. В конце концов, перестать щипать брови значительно проще, чем ежедневно работать над своим нафсом. И иметь рядом подругу, для которой выщипанные брови – достаточная причина, чтобы быть спокойной за свою духовную жизнь, – несоизмеримо комфортнее, чем терпеть вблизи присутствие постоянно растущей и развивающейся глубокой личности, стирающей до крови свои духовные мышцы в борьбе с нафсом. Но между тем настоящее, глубокое и крепкое духовное братство, это совместное совершение духовных подвигов и стремление к опережению друг друга в духовном росте.

Сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) соревновались в добрых делах и поддерживали единство ради Аллаха. Они были солидарны друг с другом в работе над распространением Ислама. Умма времён Пророка (мир ему и благословение) была молодая, и сподвижники были самыми разными людьми, недавно ставшими единым целым. При этом кто-то только что примкнул к Пророку (мир ему и благословение), а кто-то сделал это раньше. У кого-то было больше знаний, у кого-то меньше.

Они отличались по возрастам, национальностям, культурам. Среди них были даже те, кто некоторое время назад воевал на стороне противников Ислама. И всё это не мешало им стать единым организмом, и именно их полная солидарность с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) и между собой положила начало стремительному распространению религии Ислам по земному шару. Быть маленькой группой объединившихся людей, может быть, даже приятнее, – когда ты часть маленького, тебя больше заметно и у тебя больше перспектив. Когда ты – часть большого, ты совсем маленькая часть… твоя значительность кажется меньше. Но на самом деле это не так. В умме важен каждый, и, когда верующие начинают разделяться на сообщества, они ослабляют самих себя.

Для того чтобы быть солидарными, нужно отказаться от групп мелочной солидарности и вспомнить о главном. На нас возложена миссия продолжить дело Мухаммада (мир ему и благословение) и тех, кто был с ним. Солидарность во имя Ислама на земле – отличная основа для того, чтобы быть вместе. Давайте держаться за неё крепче!!!

Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного… является проявлением и утверждением общественной жизни.
К. МАРКС

Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.
К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС

Разрозненные рабочие - ничто. Объединенные рабочие - все.

Новая этика должна начинаться с учения о коллективе.
А. С. МАКАРЕНКО

Логической осью нашего нравственного закона ни в какой мере не может быть обособленный индивид, безразлично относящийся к общественным явлениям. Наш поступок должен измеряться только интересами коллектива и коллективности.
А. С. МАКАРЕНКО

Все, что усиливает или ослабляет связь между людьми, что, следовательно, объединяет или разрушает коллектив, в нашем обществе не может считаться безразличным по отношению к нравственной норме.
А. С. МАКАРЕНКО

Коллектив - не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.
А. С. МАКАРЕНКО

…Одной из необходимейших предпосылок возможности осуществления коллективизма является тесная связь между людьми… способность до конца понимать друг друга.
Н.К. КРУПСКАЯ

…Надо… познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими…
Н.К. КРУПСКАЯ

Радость и доброта - это тот дух коллективных отношений, благодаря которому в коллективе утверждается великодушие.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Там, где коллектив великодушен, где он проявляет душевную щедрость, нежность, чувствительность, где деятельность является прежде всего нежным прикосновением к слабому, беззащитному,- там личность чувствует себя неповторимым цветком, а не только прутиком в ве- нике
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Индивидуальность человеческая, по своей природе, не терпит отчуждения и одиночества, жаждет сочувствия и доверенности себе подобных.
В. Г. БЕЛИНСКИЙ

Отрицая буржуазный зоологический индивидуализм, новый человек прекрасно понимает высокую цену индивидуальности, крепко соединенной с коллективом,- он сам именно такая индивидуальность, свободно черпающая энергию и вдохновение’свои в массе.
A.M. ГОРЬКИЙ

Коллектив создает человека совершенно новой индивидуальной психики, более активной, стойкой и черпающей волю к действию из воли коллектива.
A.M. ГОРЬКИЙ

Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек выше и красивее.
А. С. МАКАРЕНКО

Утверждая в человеке уважение к самому себе, мы воспитываем в нем коллективиста. Ибо только тот, кто, уважая себя, умеет ставить перед собой требования коллектива, способен активно относиться к поступкам других людей.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Любая публичная деятельность человека связана не только с фактами, реализованными в интересах коллектива, но и с созданием определенных нравственных убеждений, которые служат делу совершенствования коллектива.
А. ШВЕЙЦЕР

Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми.
И. ГЁТЕ

Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего.
Д. РЁСКИН (Л. Я. ТОЛСТОЙ)

Человек, не способный понимать всего социально- экономического значения взаимной солидарности, никогда не будет истинно свободным, истинно честным и истинно благородным человеком.
Я. В. ШЕЛГУНОВ

Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим.
Р. ТАГОР

Единение только тогда благо для человека, когда это - единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей.
Л.Н. ТОЛСТОЙ

Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами?
Л.Н. Толстой

Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, непере- стающим духовным усилием… Собраться же вместе не поможет познанию истины.
Л. Н. Толстой

Текущая страница: 6 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

§ 16. Право на объединение

Задача урока. Уметь объяснять понятия: политика, право на объединение .


«Один в поле не воин» – гласит русская пословица. Её глубокий смысл состоит в том, что важные, порою судьбоносные дела совершаются людьми совместно, коллективно. И это касается не только военных или государственных свершений. Сообща спорится любое дело и в обыденной жизни. Коллективом можно добиться значительно большего, чем в одиночку. Не случайно организуются различные партии, общественные движения. В них люди поддерживают друг друга. Даже слабый человек обретает в них новые силы: ведь он уже не просто Иванов, Петров или Сидоров, он, допустим, член Конституционной партии. Звучит!

Конечно, у подростков такого рода интересы не столь остро выражены, но стремление организоваться, объединиться ради общих целей имеется и у них. Да и взрослые часто подталкивают их к объединению в различные организации.

В Конвенции о правах ребёнка говорится, что государства-участники (т. е. подписавшие Конвенцию) признают право ребёнка на объединение и свободу мирных собраний. Дети могут создавать свои детские и юношеские движения, лиги, ассоциации , объединения. Они могут быть политическими и неполитическими. Политическими были, например, пионерская организация и комсомол , созданные для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение в коммунистическом духе. Членство в них, по существу, являлось обязательным. Конечно, пионеры и комсомольцы не только политикой занимались. Они совершили немало доброго и полезного, помогали семьям погибших, пожилым людям, участвовали в трудовых делах. Комсомольцы героически боролись с фашистами в годы Великой Отечественной войны, осваивали Дальний Восток, поднимали целину, трудились на комсомольских стройках и т. д. Но в основе своей это были политические организации, созданные для выполнения государственных политических целей. Несовершеннолетние, однако, могут объединиться и в неполитические организации: клубы филателистов, собаководов, интернет-клубы, любителей рок-музыки и т. д.



Обратим внимание на очень важное обстоятельство. В Конвенции о правах ребёнка подчёркивается, что право детей на объединение ограничивается в интересах государственной или общественной безопасности, порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Группа с безнравственными, а тем более с преступными целями не может быть официальной ассоциацией. Такие группы запрещены законом, а тот, кто их организует, подлежит уголовному наказанию.



В практике ряда стран встречаются случаи, когда взрослые преступники организуют детей в противозаконные группы, которым дают привлекательные названия, допустим «Горные орлы», «Шерифы прерий» и др. Детей заставляют воровать, заниматься перепродажей ворованного, доставать наркотики. Иногда эта деятельность прикрывается «религиозными одеждами». Детей принуждают заучивать «священные тексты» (на самом деле придуманные самими преступными руководителями), носить соответствующую форму и т. д. Цель таких преступников – оторвать детей от семьи, превратить их в своих рабов, заставить работать на себя. Об этой опасности нужно помнить. Не забывает о ней и закон.



В последнее время в нашей стране имеют место проявления воинственного настроя некоторых молодёжных групп по отношению к выходцам из бывших советских республик (иммигрантам ) – таджикам, киргизам, азербайджанцам, армянам и другим народам. В основе поведения этих ребят – недовольство своим положением в обществе, низкий культурный уровень, своеволие, превратное понимание своих «особых» прав, неуважение к правам других. Разумеется, преступная деятельность подобных групп негласно поддерживается взрослыми единомышленниками.

Теперь представьте себе, что вы собрались создать детскую общественную организацию, например «Дети электронного века», чтобы вместе отдыхать, играть, развлекаться, ходить в кино. Возникает вопрос: можете ли вы обойтись в этом деле без помощи взрослых? Естественно, кто-то сразу же возразит: «Дайте нам хотя бы в своей, детской, организации обойтись без опеки взрослых! Что мы, маленькие, что ли?»

Не торопитесь. Как и всякая организация, детская должна быть зарегистрирована в государственном органе. Кто это будет делать? Кто будет оформлять регистрацию ? Кто будет готовить соответствующие бумаги? Оформлять документы? Далее, работа любой организации требует денежных затрат. Где-то надо собираться. За аренду помещения надо платить. Какие-то элементы формы требуются (значки, кепки, майки). Всё это стоит денег. Совместная поездка? Экскурсия? Очень дорогое удовольствие.

Лучше, если всеми проблемами, связанными с регистрацией, а также денежными делами будут заниматься взрослые: учителя, воспитатели, родители.

Важный вопрос: где создавать организацию? Может быть, в школе? Если это организация сугубо культурной направленности, – почему бы и нет? Но организации политической направленности лучше создавать по месту жительства, чтобы не превращать школу в арену политических баталий.

* * *

1. Почему взрослые и дети создают общественные организации?

2. Сравните совместную деятельность детей в школе и в коллективе, созданном самими ребятами. Каковы их цели, интересы, куда они охотнее пойдут?

3. Что говорится в Конвенции о правах ребёнка о детских ассоциациях?

4*. Какие детские и юношеские организации раньше были в нашей стране? Используя ресурсы Интернета, расскажите подробно об их создании и деятельности. Приведите примеры из художественной литературы и кинофильмов.

5. Надо ли взрослым участвовать в деятельности детских организаций? Почему? Поясните свой ответ.


Обсудите на уроке

Л ишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми (И. Гёте, немецкий поэт, писатель, мыслитель ).

Н е есть ли единение с десятками – разъединением с тысячами и миллионами? (Л. Н. Толстой, русский писатель ).

Е динение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать её постоянным, непрерывным духовным усилием… Собраться же вместе не значит познать истину (Л. Н. Толстой ).

Р адость и доброта – это тот дух коллективных отношений, благодаря которому в коллективе утверждается великодушие (В. А. Сухомлинский ).


Коллектив. Опека. Преступник.


1. Если бы в классе решили учредить общественную организацию, какую и почему вы бы предпочли:

1) организацию скаутов;

2) пионерскую организацию;

3) клуб филателистов;

4) клуб фанатов местной спортивной команды;

5) клуб бальных танцев;

6) ваш вариант?

Свой ответ аргументируйте.

2. Какое из этих двух высказываний представляется вам верным? Обоснуйте своё мнение.

А. Участие в общественной организации лишает человека свободы выражения своих мнений, интересов, пристрастий.

Б. Только в общественной организации человек получает возможность максимально проявить свои интересы, способности, волю.

Размышляем над пройденным

1. Как вы думаете, могут ли дети профессионально заниматься политикой? В чём это выражается?

2*. Какие бывают тайные организации? Приведите примеры. Кто склонен их организовывать и в них участвовать?

3. Нужны ли сейчас молодёжные организации?

4. Почему преступники и распространители наркотиков часто вовлекают детей в свою противозаконную деятельность? Обоснуйте свой ответ.


Проектная деятельность

Что надо сделать, чтобы дети не стали преступниками или наркоманами?


Словарь урока

Аренда – договор, в соответствии с которым одна сторона предоставляет другой за определённую плату землю, строение, имущество и т. д.

Ассоциация – союз, содружество, объединение лиц или организаций для осуществления совместной деятельности.

Иммигранты – граждане одного государства, которые поселяются временно или постоянно на территории другого государства.

Комсомол (Коммунистический союз молодёжи) – единственная политическая организация молодёжи в нашей стране в 1918–1991 гг., в которой состояло абсолютное большинство юношей и девушек с 14 до 28 лет.

Лига – союз, объединение лиц, наций, государств.

Наркотики – одурманивающие вещества, употребление которых приводит к смертельному заболеванию – наркомании (см. § 22).

Пионерская организация – детская коммунистическая организация в СССР, в которую принимали детей младшего и среднего школьного возраста.

Политика – деятельность групп и отдельных людей, связанная с завоеванием и использованием государственной власти с целью реализации своих интересов; сфера управления обществом, страной.

Регистрация – запись фактов, явлений, организаций и т. п. с целью учёта и придания законности.

§ 17. Право мыслить и верить свободно

Задача урока. Уметь объяснять понятия: право ребёнка на свободу мысли, совести, религии .


Задумывались ли вы о том, что такое совесть ? Это трудный вопрос.

Представим, что доброму, порядочному, мягкому человеку внушают: «Ты должен бороться, беспощадно бить врагов, наносить им удары, помнить, что противников нужно уничтожать!»

Например, в советское время верующего человека, постоянно посещавшего церковь, преследовали угрозами и лозунгами: «Религия – это опиум для народа! Это дикость и темнота. Стыдно верить в Бога в век науки!» Или наоборот: человеку, не верящему в Бога, говорят: «Все верят, а вы – нет. Грешник! Антихрист!»



Что общего в описанных ситуациях? Людям мешают поступать так, как велит совесть. И тогда жизнь превращается в сплошную муку, потому что многое может вытерпеть человек, если живёт по совести : по совести верит или не верит, по совести добр и милосерден, по совести беспощаден и твёрд. Заставлять человека поступать вопреки убеждениям, совести не имеет права никто.

В Конвенции о правах ребёнка есть очень важная статья: «Государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии» .

Как все эти свободы связаны и почему? Вера в Бога непосредственно связана с совестью. Верующие люди искренне полагают, что совесть – это и есть Бог внутри них. А мысль? И она не противоречит вере в Бога. Плохо верить в Бога бездумно, не обдумывая идей Священного Писания, не пропуская их через своё сердце и сознание. Андрей Рублёв, Михаил Ломоносов, Гаврила Державин, Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Дмитрий Менделеев, Рафаэль, Микеланджело, Уильям Шекспир, Саади, Авиценна, Исаак Ньютон, Даниель Дефо и многие другие выдающиеся деятели науки и культуры верили в Бога. Великими мыслителями были такие религиозные деятели, как Франциск Ассизский, Фома Аквинский, Мартин Лютер, Сергий Радонежский, Джелаледдин Руми, Серафим Саровский, отец Сергей Булгаков, отец Павел Флоренский и др.



В современной России, подписавшей Конвенцию о правах ребёнка, никто не смеет чинить препятствия тому учащемуся, который искренне верит в Бога. Никто не смеет ущемлять его в чём-то, смеяться над ним, унижать его за веру. Также никто не смеет упрекать того, кто в Бога не верит. Вера в добро, любовь, справедливость или вера в Бога находит своё выражение в мыслях и чувствах каждого человека, становится основой всех его поступков.



Каждый подросток волен выбирать любую религию, кроме тех, которые запрещены законом. А закон запрещает культы, связанные с жертвоприношениями, террористическими актами, издевательством над людьми, разлучением их с семьями, доведением до психических заболеваний.

Чаще всего дети выбирают ту веру, которая близка родителям, бабушкам и дедушкам. В современном обществе происходит переосмысление многих религиозных догм, так как развивается наука и техника, люди узнают всё больше и больше о том, что раньше казалось необъяснимым, сверхъестественным. Непреложными навсегда останутся лишь нравственные ценности добро, справедливость и любовь

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Почему право на свободу мысли, совести и религии является одним из основных прав человека и ребёнка?

2. Что такое совесть? Как связаны совесть и вера?

3. Каким ограничениям может подвергаться свобода совести?

4. Вспомните историю Средних веков и приведите примеры религиозных войн в Европе. Почему они возникали?

5*. Каково было отношение государства к религии в нашей стране в различные периоды истории? Почему? Поясните свой ответ.


Обсудите на уроке

С овесть – тысяча свидетелей (античный афоризм ).

Н е сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть (Э. Делакруа, французский художник ).

С овесть и трусость, в сущности, одно и то же… «Совесть» – официальное название трусости… (О. Уайльд, английский писатель ).

С овесть – половина веры, а может быть, и вся (пословица ).



Д ля того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. Этому учили во все времена самые мудрые люди всех народов. Учения этих мудрых людей все в самом главном сходятся к одному. Вот это-то одно для всех людей учение о том, что такое жизнь человеческая и как надо проживать её, и есть настоящая вера (Л. Н. Толстой ).

Е сть две веры: вера доверия тому, что говорят люди, – это вера в человека или в людей, и таких вер много различных; и вера в свою зависимость от Того, Кто послал меня в мир. Это вера в Бога, и такая вера одна для всех людей (Л. Н. Толстой ).

Н а Бога надейся, да сам не плошай (народная мудрость ).


Дайте собственные определения

Вера. Совесть. Справедливость.


Задания для самостоятельной работы

1. На какой из приведённых вопросов вы ответите, используя слово «вера»?

1) Что такое этот мир?

2) Что такое моя жизнь в этом мире?

3) Как мне прожить мою жизнь?

4) Без чего не может прожить человек?

2. О какой вере идёт речь в высказывании великого писателя Льва Николаевича Толстого? Какую твёрдость необходимо иметь людям в разных жизненных ситуациях?

«Чем сильнее вера человека, тем твёрже его жизнь».

Размышляем над пройденным

1. В чём проявляется свобода мысли?

2. В чём состоит отличие культа от культуры?

3*. Дайте характеристику понятий «атеист», «верующий». Сравните их.


Проектная деятельность

Может ли человек жить без веры?


Словарь урока

Атеист – человек, не верующий в Бога.

Грех – у верующих – нарушение религиозных предписаний, правил; предосудительный поступок.

Культ – поклонение, почитание; совокупность обрядов, установленных церковными правилами.

Религия – совокупность представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы (Бога, духов и т. д.).

Священное Писание – религиозные книги, составляющие Библию, священную книгу христиан.

§ 18. Практикум 3
I. Ролевые игры

Комиссия по правам ребёнка

Избирается комиссия по правам ребёнка из 7–9 человек. Комиссия обсуждает устные или письменные жалобы на нарушения прав ребёнка.

Жалобы составляются заранее. Для их написания могут быть использованы личные впечатления учащихся, факты, отражённые в средствах массовой информации (СМИ) – прессе, на телевидении и т. д.


Организационное собрание

Игра проходит в форме собрания по вопросу об организации нового детского общественного движения.

Участники решают следующие вопросы:

1) цель деятельности движения;

2) его политическая направленность;

3) название организации;

4) участие взрослых.


Диспут

Игра проходит в форме диспута о том, что такое вера и нужна ли религия в современном мире.

Во что верит современная наука?

Во что верите вы?

Что значит жить по совести?

Ученики заранее готовят сообщения с примерами из жизни известных людей, литературных героев, знакомых и близких (в последнем случае – не раскрывая их имена).

II. Темы для дискуссий

1. Почему только в XX в. были приняты документы, защищающие права ребёнка?

2. Зачем надо изучать права ребёнка в школе? Необходимо ли это?

3. Можно ли реально защитить права ребёнка в нашей стране?

4. Право на имя: что оно означает для ребёнка и кому даётся? Как вы думаете, важно ли это право?

6. Как вы считаете, заинтересованы ли современные дети в создании детских и юношеских организаций? Нужны ли они сегодня? Приведите примеры из жизни.

7*. Противоречит ли, по вашему мнению, наука вере? Почему? Объясните свой ответ. Приведите примеры из жизни великих учёных.

III. Читаем и анализируем

Уважение прав человека начинается с отношения общества к детям. Любящее общество заботится об обеспечении их свободы и достоинства, создавая условия, при которых они смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни в зрелом возрасте.

По мере того как становится известно всё больше фактов о лишениях и злоупотреблениях, жертвами которых являются дети в разных странах мира, растёт и стремление международного сообщества укрепить права ребёнка. Ниже перечислены некоторые из установленных фактов (на конец XX в.):

Покинутые своими семьями, около 100 млн детей существуют лишь за счёт изнурительной работы, мелкого воровства, проституции или нищенства;

Более 50 млн детей работают в опасных или вредных для здоровья условиях;

120 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

Ежегодно около 3,5 млн детей умирают от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

В развивающихся странах приблизительно 155 млн детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности;

Миллионы детей лишены заботы, подвергаются плохому обращению, сексуальной эксплуатации или становятся жертвами злоупотребления наркотиками.

Это лишь некоторые из причин, по которым каждому важно:

Знать о существовании Конвенции о правах ребёнка;

Понимать провозглашённые в ней права;

Поддерживать усилия по превращению их в реальность для всех детей.



1. С чего начинается уважение прав человека?

2. Что должно делать общество, чтобы дети в зрелом возрасте смогли жить полноценной жизнью?

3. Почему международное сообщество заботится о защите прав детей?

4. Какие факты о нарушении прав детей приводятся в тексте?

5. Что важно делать всем для того, чтобы обеспечить счастливое детство всем детям?

О свободе слова

Свобода слова, свобода мнений в истории многих народов имела трагическую судьбу. Прежде чем заговорили о свободе мнений для детей, долго не позволяли и единого свободного слова сказать взрослым.

Писатель М. Зощенко собрал много примеров расправ над теми, кто хотел говорить и писать свободно.

16 апреля 1852 г. русский писатель И. С. Тургенев был посажен на съезжую (полицейский участок. – А. Н. ) за статью о Гоголе.

Французский философ Вольтер высмеял герцога Рогана. Герцог велел своим лакеям избить Вольтера, что и было исполнено. Вольтер вызвал герцога на дуэль. Но тот отказал, так как Вольтер не был дворянином.

М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Погиб на дуэли.

Знаменитый итальянский философ Джордано Бруно был сожжён на костре за «еретическую философию».

Русский поэт А. И. Полежаев за поэму «Сашка» был сослан в солдаты. За самовольную отлучку просидел год в тюрьме, закованный в кандалы.

Русский писатель А. Н. Радищев был приговорён к смертной казни. Казнь была заменена вечной ссылкой.

Мраморная церковь в Петербурге, строительство которой было начато при Екатерине II, достраивалась при Павле I кирпичом. Поэт Акимов написал такие стихи:


Се памятник двух царей,
Обоим столь приличный:
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный.

За это четверостишие поэту отрезали уши и язык и сослали в Сибирь.

Ж. Ж. Руссо за книгу «Эмиль» был приговорён к тюремному заключению. Бежал в Англию.

П. Бомарше после представления своей пьесы «Свадьба Фигаро» был арестован и посажен в тюрьму.

И. Т. Посошков, написавший при Петре I «Книгу о скудости и богатстве», был посажен в тюрьму, и там его держали до самой смерти.

1. Каковы ваши впечатления от прочитанного?

2. Так ли важна свобода слова для людей, что они идут на риск? Обоснуйте свой ответ.

3. Свобода слова возможна в любом государстве или только в демократическом?

4. В каком документе провозглашается свобода слова в России?

5. Почему любая клевета в СМИ прикрывается свободой слова? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры.

IV. Дополнительная консультация

Каждое из политических прав для своего осуществления требует соблюдения определённых условий и процедур. Например, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования осуществимо, если соблюдены следующие условия. Требуется подать в органы местной администрации заявление в письменной форме не позднее чем за десять дней до акции. В заявлении указывается цель, например демонстрация, форма, место проведения, маршрут движения её участников. Нужно также указать фамилии, имена и отчества уполномоченных, организаторов, место их жительства и службы. Администрация обязана дать ответ на заявление не позже чем за пять дней до проведения мероприятия. Если в проведении мероприятия отказано, организаторы вправе обжаловать это решение в вышестоящий орган власти или в суд. Соответствует Конституции Российской Федерации запрет на проведение мероприятий, цель которых – разжигание межнациональной вражды, призывы к ограничению прав каких-либо этнических общностей, к военным действиям и т. п.

1. Каковы ваши комментарии по поводу прочитанного?

2. Сформулируйте собственные вопросы и задайте их одноклассникам.

V. Составляем таблицу

Приведите в таблице названия организаций, защищающих права ребёнка.



1. Зачем создаются организации, защищающие права ребёнка?

2. Назовите международные организации, занимающиеся защитой прав ребёнка.

3. Перечислите такие организации в России.

4. Как они защищают права российских детей?

5. С какой целью был введён пост Уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ? Как повлияло это на решение вопросов по защите детей в нашей стране?

VI. Заполняем схему

Укажите в схеме права ребёнка.



1. Перечислите права ребёнка, провозглашённые в Конвенции 1989 г.

2. Как соотносятся права взрослых и детей?

3. Все ли данные права важны для ребёнка? Обоснуйте свой ответ.

4. Должны ли правительства всех государств строго следовать нормам и положениям Конвенции, и следуют ли им в реальной деятельности?

5. Являются ли соблюдение прав детей, обеспечение их здоровья и повышение уровня образования приоритетами в направлениях развития нашей страны? Почему? Приведите примеры.

VII. Работаем с документами
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (Извлечения )

Статья 9. Гражданство детей

1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребёнком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

3. Гражданство Российской Федерации ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.

4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав. В случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласие его родителей, лишённых родительских прав…

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приёма в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

1. Ребёнок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребёнка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребёнка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребёнка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё гражданство.

2. Ребёнок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

1. Дайте определение понятия «гражданство».

2. В чём состоит значение гражданства для человека? Обоснуйте свой ответ.

3. Как влияет состояние гражданства родителей на получение гражданства РФ их ребёнком?

4. Почему нужно согласие ребёнка в возрасте от 14 до 18 лет для приобретения или прекращения его гражданства РФ? Обоснуйте свой ответ.

5. Как защищает данный Закон детей в трудных ситуациях (см. п. 3 и 4 ст. 9)?

6. Назовите три основания приобретения гражданства РФ.

7*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, скажите, какие ещё основания получения гражданства могут быть.

8. Назовите четыре условия приобретения гражданства по рождению.

9. Является ли проявлением гуманности предоставление ребёнку гражданства РФ, если родители его неизвестны? Обоснуйте свой ответ.

10. По какому основанию лично вы получили гражданство РФ?

Конвенция о правах ребёнка (Извлечение )

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребёнка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности , языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами…

e) воспитание уважения к окружающей природе.

1. Прочитайте и проанализируйте отрывок из документа.

2. Сами сформулируйте вопросы и задайте их одноклассникам.

"Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами" Л. Н. Толстой

Для анализа я выбрал именно это высказывание по причине большей склонности к социологии. Сразу хочется сказать об актуальности проблемы поднятой автором. Л.Н Толстой поднимает проблему: вопрос соперничества больших и малых социальных групп. Данной проблеме особенно подвержено современное общество в эпоху глобализации стратификации общества. Автор считает, что человек имеющий взгляды, соответствующие взглядам меньшинства, отдаляется от общества в целом. Такая точка зрения имеет место быть, но я лишь частично поддерживаю такое мнение.

Я только частично могу согласиться с данным высказыванием автора. Я считаю, что взгляды малых социальных групп имеет право на жизнь, и они не обязательно противоречат взглядам общества.

Социальная группа - это совокупность людей по какому-либо признаку.

В зависимости от численности выделяют малые и большие социальные группы. Также различают формальные и неформальные социальные группы. Автор высказывания хотел донести до нас мысль о том, что, например, деятельность неформальных социальных групп, зачастую и являющихся малочисленными, противоречит общим принципам и взглядам общества. взгляды малых социальных групп могут противоречить даже законодательству страны. Очевидно, что их такие социальные группы будут противоречить взглядам основной массы общества. Приведу аргумент, доказывающий мою точку зрения.

В современном мире социальные группы очень разнообразны, среди них встречается такое понятие как субкультура. Субкультура – определенная совокупность людей, относящих себя к некоторой сфере, имеющей особые ценности. Люди разных субкультур имеют различные взгляды, субкультуры - это лишь часть общества, существуют такие общества, в которых взгляды людей абсолютно противоположны обыденным взглядам. Здесь мы и увидим «отдаление» от общества в целом.

В качестве второго аргумента приведу революционеров времен 1880х годов. Организация "Народная воля" совершила ряд покушений на Александра II. Данная социальная группа боролась с целым государственным аппаратом. Данный аргумент является ярким примером по данной теме, ведь здесь мы можем увидеть, как малая группа своими действиями отдаляется от целого общества.

Таким образом я высказал свое мнение по очень интересному высказыванию Л.Н Толстого. Я премного благодарен автору за подаренный шанс поразмышлять на данную тему.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -