Биографии Характеристики Анализ

На какие страны разделилась югославия. Югославия распалась на какие государства, когда и почему это произошло

Распад Союзной Федеративной Республики Югославия (СФРЮ), как и распад СССР, породил множество конфликтов, объединенных в «балканский узел» противоречий. Однако балканские войны 1990-х гг. характеризовались гораздо большей интернационализацией, чем конфликты на постсоветском пространстве, поскольку западные государства осуществили вмешательство в эти конфликты, и это вмешательство стало решающим фактором, предопределившим исход балканских войн.

СФРЮ, до 1929 г. называвшаяся Королевством сербов, хорватов и словенцев, состояла из шести союзных республик: Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории и Македонии. Внутри Сербии были образованы административные края Воеводина, населенная преимущественно венграми, и Косово с преобладающим албанским мусульманским населением.

Внутриполитический кризис в стране начался после смерти в 1980 г, Иосипа Броз Тито, харизматического и независимого лидера Югославии, однако для того чтобы сепаратистские тенденции взяли верх, потребовалось еще 10 лет.

  • 17 августа 1990 г. вспыхнул сербо-хорватский конфликт, вызванный стремлением хорватских сербов получить независимость и приведший к провозглашению Республики Сербская Краина на территории Хорватии. Республика Сербская Краина была ликвидирована в 1995 г. в результате военных операций и этнических чисток, организованных Хорватией.
  • 26 июня 1991 г. о выходе из СФРЮ заявили Словения и Хорватия, наиболее развитые из союзных республик. Это породило жесткую реакцию Белграда, столицы СФРЮ, вылившуюся в короткую войну.

Этнорелигиозный военный конфликт в Боснии и Герцеговине, населенной православными сербами, хорватами-католиками и боснийскими мусульманами, разгорелся в 1992 г. Он сопровождался этническими чистками: в восточной части Боснии и Герцеговины их проводили боснийские сербы в отношении мусульман и хорватов, в южной и центральной частях - боснийские мусульмане в отношении сербов и хорватов, на северо-западе - хорваты в отношении мусульман.

В 1994 г. в конфликт на стороне боснийских мусульман вмешались США в лице НАТО. В свою очередь Германия поддерживала хорватов, а Россия - сербов. 29 апреля 1994 г. была создана Контактная группа по урегулированию в Боснии и Герцеговине, включавшая Великобританию, Германию, Италию, Россию, США и Францию.

Военные операции НАТО, проводимые в 1994-1995 гг., привели к ликвидации военного превосходства боснийских сербов в конфликте. Это побудило сербов начать мирные переговоры, завершившиеся подписанием

12 ноября 1995 г. Дейтонского мирного соглашения, провозглашавшего Боснию и Герцеговину конфедерацией в составе Мусульмано-Хорватской Федерации и Республики Сербской.

Автономный край Косово, часть Сербии, населенная албанцами, также начал выступать с требованиями о предоставлении независимости. В 1999 г. НАТО начала военную операцию против Югославии с целью побудить югославское руководство принять условия урегулирования в Косове, предложенные альянсом. Действия НАТО нанесли огромный ущерб Балканскому региону, особенно Сербии, и создали прецедент проведения военных операций без санкции Совета Безопасности ООН.

Независимость Республики Косово от Сербии была провозглашена в одностороннем порядке 17 февраля 2008 г. 22 июля 2010 г. Международный суд ООН признал законность этого решения. Тем не менее Косово является частично признанным государством: например, Россия, выступая с поддержкой Сербии как братского государства, не признает независимость республики. Косово также не является членом ООН.

В 1991 г. также вспыхнул этнополитический конфликт в Македонии. Этот конфликт состоит из нескольких аспектов:

  • греко-македонские противоречия из-за совпадения названия Республики Македония и греческой провинции Македония. Урегулированы
  • 13 сентября 1995 г. путем подписания специального соглашения;
  • требование федерализации страны, выдвинутое македонскими албанцами. Было частично удовлетворено в 2001 г. путем обещания предоставить албанскому населению широкую культурную автономию;
  • территориальные претензии Косова к Македонии, которые пока не сняты.
  • 4 февраля 2003 г. перестала существовать Союзная Республика Югославия, на ее месте возникла Сербия и Черногория. Однако и это государство просуществовало недолго: 21 мая 2006 г. в Черногории прошел референдум о независимости, по итогам которого 3 июня 2006 г. Черногория провозгласила себя независимой республикой.

Таким образом, распад Югославии породил хаос на Балканах. В научных исследованиях по международным отношениям даже возник термин «балканизация».

Балканизация - процесс распада государства или федерации, сопровождаемый дальнейшей фрагментацией вновь образованных политических субъектов, которые вступают в конфликтные отношения друг с другом вплоть до гражданской войны.

Сербы и россияне в период распада СФРЮ и СССР: так ли случайны несовпадения?

История распада Югославии актуальна тем, что трактуется лишь политологами, а не экономистами-инвесторами , мало того, господствующей стала лишь одна, про-западная трактовка событий, обвиняющая во всех бедах и проблемах СФРЮ исключительно сербов, возлагающая на них всю политическую и уголовную ответственность за развал Югославии, за многочисленные преступления и кровавые зверства, сопутствовавшие этой драме, в т.ч. за разрушения и потери инвесторов в этой стране. Для западноевропейских политиков и простых граждан они давно стали воплощением зла, настоящими преступниками и неисправимыми негодяями. А потому в тюрьме Международного трибунала по бывшей Югославии в Гааге в качестве главных военных преступников той трагедии оказались в основном сербы - Слободан Милошевич, Радован Караджич, Ратко Младич и др. (все они в западной прессе тут же объявлялись очередным «Сербским Мясником»). В нынешнем году исполняется 20 лет не только с момента распада , но и Югославии. Распад государства - это форс-мажор для инвесторов. Какие уроки можно извлечь из 20-летней истории, чтобы не повторить чужие ошибки при инвестициях в ту или иную страну, которая вдруг будет втянута в гражданскую войну, а затем распадется?

Только совсем недавно начали раздаваться призывы (к примеру, Тэд Гален Карпентер в статье «Хватит демонизировать сербов», опубликованной в весьма влиятельном американском журнале "The National Interest") уйти от упрощенной мифологии тех драматических событий, обеспечить сбалансированный подход к освещению гражданской войны в бывшей Югославии и т.д., чтобы через 20 лет спокойно разобраться и извлечь уроки.

Действительно, зачем сегодня нужны мифы, когда страна уже стерта с лица земли, в том числе и натовскими бомбардировками . А если серьезно то, как пояснили эксперты Академии и биржевой торговли Masterforex-V, тогдашнему, мягко говоря, негибкому поведению сербов и их руководства можно найти вполне рациональные объяснения. Заметьте, не оправдание, а объяснение. Лучше всего провести этот анализ на сопоставлении их действий с поведением русских и руководства РСФСР, избежавших кровавого сценария при распаде СССР. Тем более, что в те времена только ленивый не проводил подобные параллели и не ставил сербам в пример . Начнем с констатации очевидного: действия этих двух народов в те драматические для судеб СФРЮ и СССР дни существенно различались, но дело, разумеется, не в «хороших русских» и «плохих сербах», а в существенных исторических, географических, демографических, экономических, внешнеполитических различиях двух народов.

Чем распад СФРЮ отличается от развала СССР? "Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"

Главное отличие заключается в том, что в СССР в большинстве случаев отсутствовали глобальные национальные противоречия , вызываемые «наследием крови» во взаимоотношениях между народами. Конечно, и в СССР было всякое (как, впрочем, в большинстве многонациональных государств) - чего стоят хотя бы те же сталинские массовые депортации 1944 года (2,7 миллионов человек - карачаевцы, немцы, чеченцы, ингуши, калмыки, крымские татары, болгары, немцы и др.). Были застарелые антагонизмы, годами, десятилетиями накапливались обиды и недоразумения, но все же в СССР народы достаточно мирно уживались друг с другом. Так, по данным КГБ, за 1957-1986 годы из 24 конфликтов, произошедших на территории СССР, только 5 (по другим данным, 12) носили этнический характер. Заметьте, это за 30 лет. Волна национально-этнических конфликтов началась с перестройкой.

Существование же Югославии было буквально отягощено недоброй исторической памятью. Подобное наследие прошлого можно объяснить несколькими факторами:

- географический. Балканы - это ворота Европы или, если хотите, мост между Западом и Востоком, Европой, Азией и Африкой;

- цивилизационный. Именно через Балканы наступал на Европу ислам, именно здесь он и был остановлен. Из-за этого в бывшей Югославии причудливым образом переплелись народы, культуры, религии, традиции, в общем, возник уникальный исторический стык трех цивилизаций - католической, православной и исламской;

- исторический. Долгие столетия разные части Югославии входили в состав разных же государств - Византии, Османской империи, Австро-Венгрии, Болгарии, Греции, то есть на протяжении многих веков ее народы жили раздельно, не имея почти ничего общего между собой. Не случайно же термин «балканизация» стал синонимом многократной перекройки территории: их постоянно кто-то захватывал, присоединял, отсоединял и делил. В общем, за плечами народов бывшей Югославии было целое тысячелетие совершенно иного исторического опыта. Пожалуй, только здесь могла родиться поговорка: «Лучший друг - это сосед моего соседа».

Когда же в 1918 году по воле победившей в войне Антанты вокруг Сербии объединили «осколки» разбитой Австро-Венгрии и создали новое государство - Королевство сербов, хорватов, словенцев (с 1929 года - Югославия), ее правящей династией стала сербская династия Карагеоргиевичей. Практически до II мировой войны страна была унитарной, централизованной (губернаторы, полиция, командные посты в армии в основном занимали сербы), в ней жестко подавлялся любой сепаратизм, прежде всего, хорватский.

Во II мировой войне хорватские усташи («восставшие» - хорватские националисты) отыгрались на сербах более чем сполна. В образованном в 1941 году вассальном «независимом» хорватском государстве они быстро объявили всех «граждан-неарийцев» - сербов, цыган, евреев (хорваты, разумеется, были приравнены к арийцам) вне закона, в целях «защиты арийской крови и чести хорватского народа» запретили межнациональные браки, под запрет попала кириллица, строили концлагеря, расстреливали, заживо сжигали, зарывали живьем в землю и резали на части сербов. Усташи даже изобрели специальный нож для вспарывания горла, который называли «серборезом». Даже немцев и итальянцев, оккупировавших Югославию, смущала подобная нечеловеческая жестокость усташей. Естественно, все это вызвало ответную волну среди сербов, так возникли знаменитые чётники - участники националистического партизанского движения. Вскоре II мировая война в Югославии приобрела черты национально-религиозной: католиков, православных и мусульман, чётников, усташей и мусульманских дивизий СС. Это трудно представить, но из 1 миллиона 700 тысяч погибших тогда югославов подавляющее большинство было убито не оккупантами, а соотечественниками (на полях сражений погибло 305 тыс. чел.). Есть показательный исторический анекдот. Когда у бывшего короля Югославии спросили, как он относится к Броз Тито, тот ответил, что очень ему сочувствует: «Я один знаю, как руководить всеми этими народами, которые ненавидят друг друга». Тито после войны запретил даже упоминать слова «чётники», «усташи», но все это память сохранила, стимулировав в 1991 году этническую ненависть.

Нужно ли об этом знать инвесторам? Да, чтобы понимать то о чем не рассказывают новостные СМИ и инвестиционные фонды, предлагающие инвесторам разместить свои капиталы в таком взрывоопасном регионе, где память и месть передаются веками от поколения к поколению.

Почему для сербов распад Югославии болезненнее, чем для россиян конец СССР? «Болячка мала, да болезнь велика»


Для сербов распад Югославии оказался более болезненным, чем для россиян. Дело в том, что у россиян и после распада СССР оставалось достаточно жизненного пространства:

- в РСФСР проживало почти 50% населения СССР ;

- Россия и без 14-ти остальных союзных республик осталась 1-й в мире по территории (76% площади СССР);

- имела колоссальные природные ресурсы. На долю РСФСР приходилось около 2/3 электроэнергии всего СССР, свыше 4/5 добычи нефти, около 2/5 - газа, более 1/2 - угля, свыше 9/10 - древесины и т.д. Не будем утомлять нашего читателя продолжением этого перечня;

- доминирующее экономическое положение в СССР. Россия обладала 60% национального богатства, производила более 66% промышленной и свыше 46% сельхозпродукции Советского Союза. Обратим внимание на самодостаточность российской экономики, почти все отрасли промышленности (кроме текстильной) развивались на местной ресурсной базе.

Сербские же возможности после распада Югославии существенно сузились, они де факто перестали быть "великой нацией", имеющей государство с которым считалась и Европа и мир :

- этничность. Этнические пропорции в СФРЮ были иными, чем в СССР. Так, сербы составляли 38% населения страны, а если еще учесть, что Сербия является одним из наиболее пестрых по этническому составу государств на Балканах (в Воеводине несербское меньшинство - венгры, хорваты, словаки, румыны и пр. - составляет почти половину населения, около 90% населения Косово является албанским), то эти пропорции становятся просто критическими;

- территория. Территория Сербии лишь на треть превышала по размерам Хорватию или Боснию и Герцеговину;

- экономика. Экономический потенциал Сербии в Югославии был значительно скромнее российского в СССР. Наиболее индустриально развитой в СФРЮ была Словения, вслед за ней шла Хорватия. Сербия же давала около 2/5 национального дохода и 1/3 промышленной продукции Югославии. Да чего там, достаточно сказать, что у сербов после провозглашения независимости Черногорией просто не осталось выхода к Адриатике;

- сербы оказались самым «разбросанным» народом в Югославии , 1/3 всех этнических сербов тогда проживала за пределами Сербии (впрочем, за пределами РСФСР оказалось 25 миллионов русских). Дело в том, что Броз Тито, сын хорвата и словенки (кстати, для него самого его этническое происхождение не имело никакого значения, он чувствовал себя вождем всех народов Югославии, но для сербов это было чувствительным), жестко расправлялся с любым национализмом. Наиболее опасным для единства страны он считал национализм доминирующей нации, то есть сербский (как- никак, но наибольший этнос, самая крупная республика, столица страны находилась в сербском Белграде), поэтому последовательно проводил в жизнь принцип «слабая Сербия - сильная Югославия». В связи с этим при создании югославской федерации некоторые сербские земли отошли к другим республикам, ей единственной буквально навязали 2 автономных края - Воеводина и Косово (при этом почему-то не создали албанскую автономию в Черногории или Македонии, где албанцев было тоже достаточно), позже их фактически приравняли к союзным республикам, то есть вывели их за рамки Сербии и т.д.

Отсюда, когда стало ясно, что распада Югославии не миновать, сербское руководство попыталось воплотить в жизнь проект «Великой Сербии» - все сербы должны жить в одном государстве. Слободан Милошевич легко распрощался со Словенией и Македонией, где сербского населения и сербских земель практически не было, но отпускать Хорватию, Боснию и Герцеговину и Косово, где было немало сербов, не захотел.

В чем разница между российской и сербской элитой? "Не у всякого болезнь - к смерти"

Буквально бросается в глаза разное поведение политических классов Сербии и РСФСР при развале союзных государств. Объясняется это тем, что российская элита достаточно много приобретала с распадом СССР, а сербская столько же теряла.

Проблема заключалась в том, что самая крупная советская республика в силу именно этого была практически начисто лишена экономической и политической самостоятельности , в РСФСР были наименее развитые республиканские госинституты: она единственная до 1990 года не имела своей Компартии, КГБ, Академии Наук, Совмин РСФСР управлял только 7% экономических ресурсов, остальные находились в союзном управлении, только ее территория уменьшалась в пользу соседних союзных республик (за время существования СССР она уменьшилась примерно на треть). Отсюда, кстати, и знаменитое «Ленинградское дело» конца 1940-х - начала 1950-х годов, тогда ленинградское руководство обвинили, в том числе, в попытке перенести столицу РСФСР в Ленинград, желании создать Компартию РСФСР, то есть в формировании параллельного центра власти в стране. Для нашего же рассказа все это означало, что РСФСР не имела своей этнической элиты. Правящее же сословие в СССР было полиэтничным, интернациональным, надреспубликанским. Это была целиком и полностью советская политическая элита. Российский же правящий класс возникнет в конце перестройки, а появившись, естественно, станет рассматривать национальные движения в других советских республиках как своих союзников в борьбе с центром и Михаилом Горбачевым. К примеру, в мемуарной литературе можно прочитать о якобы существовавшей договоренности между Борисом Ельциным и председателем Верховного Совета Литвы Витаутасом Ландсбергисом о том, что в обмен на поддержку последний максимально обострит взаимоотношения Литвы с Кремлем и не пойдет на серьезные переговоры с Горбачевым. Отсюда, в том числе, благожелательное отношение Ельцина, российского руководства к провозглашению республиками своей государственности. Как известно, Ельцин уже 24 августа 1991 года в обход полномочий президента СССР Горбачева, заявит о признании независимости прибалтийских стран.

Сербия же в Югославии обладала, как и все остальные республики, собственной элитой (к примеру, существовал Союз коммунистов Сербии, Сербская академия наук и искусств), занимавшей к тому же в стране центральное положение, поэтому она многое теряла с распадом СФРЮ. В том числе и поэтому она активно сопротивлялась разрушению федерации.

К тому же в СССР представители республик в Беловежской Пуще 8 декабря 1991 года договорились, пусть и в общих чертах, о границах национальных меньшинств , что однозначно сняло остроту со многих проблем, которые стали причиной кровопролитных конфликтов в Югославии. А что было в СФРЮ? Было одностороннее и бескомпромиссное провозглашение независимости этнократическим руководством Словении и Хорватии, без малейших попыток наладить сотрудничество между бывшими республиками СФРЮ по типу СНГ. А распад без предварительной договоренности, как известно, чреват тяжелыми конфликтами и нескончаемыми войнами.

Поведение сербских общин в национальных республиках при распаде СФРЮ. "Не спрашивай у больного здоровья"

Серьезно отличалось поведение сербов в Хорватии , Боснии и Герцеговине, Косово и русских в республиках СССР . Как уже отмечалось, в Советском Союзе в течение долгих десятилетий не было серьезных этнических столкновений в республиках, где проживали русские, поэтому они в своей основной массе поддержали независимость республик. Хотя скептики полагают, что русские, проживавшие за пределами РСФСР, просто прекрасно понимали, что не будут поддержаны ельциновской Россией.

В Югославии же все было по-другому. Сербы в Боснии и Герцеговине, Хорватии создали свои автономии
, а сербское руководство активно помогало боснийским и хорватским сербам. Возьмем Хорватию. Хорватское руководство, опасаясь своих сербов, не придумало ничего лучшего, как отказать им даже в культурной автономии, началась кампания по проверке сербов на лояльность новой республике, за этим последовали их массовые увольнения из государственных учреждений, обвинения во всех смертных грехах, обыски и избиения. Сегодня, кстати, уже многие признают, что хорваты открыто дискриминировали сербов, откровенно желая выжить их из республики. В общем, когда в Хорватии в 1991 году решили провести референдум о независимости, местные сербы его бойкотировали, в анклаве Сербская Краина (1/4 территории Хорватии) провозгласили свою республику, заявили об отделении от Хорватии и присоединении к Сербии. Летом 1991 года начнется полномасштабная война, жертвами которой с обеих сторон станет более 26 тысяч человек. В 1995 году хорваты таки раздавили Сербскую Краину, выгнав почти 250 тысяч сербов. Так Хорватия решила свою историческую задачу - очистить страну от сербов.

Аналогичная ситуация с Хорватией была в Боснии и Герцеговине. После того как местная сербская община (1/3 населения) не пожелала подчиняться мусульманской власти в Сараево, взявшей курс на выход из Югославии, бойкотировала референдум о независимости (1992) и провозгласила создание Республики Сербской как составной части Югославии, началась кровавая война, которая унесла жизни 100 тысяч человек.

В Косово, к тому времени албанизированному на 90% , уже сербы, откликаясь на массовые беспорядки албанцев, в 1991 году лишили его статуса автономного края (заменили автономным округом, впрочем, таковой же была и судьба Воеводины), запретили использовать албанский язык в официальных документах, арестовали руководство Косово и пр. Через время, в 1998 году Освободительная Армия Косово начнет охоту на сербов. А с другой стороны, как должна была реагировать центральная власть на односторонние декларации о независимости своих составных частей? Неужели у нее нет права на защиту своей территориальной целостности? Помнится «блистательная» война Британии с Аргентиной (1982 год) за Фолклендские острова, крошечный архипелаг овцеводов, находящийся от Великобритании на расстоянии 1/3 земного шара, на котором из живых существ тогда постоянно проживало около 2 тысяч человек, 750 тысяч овец и несколько миллионов пингвинов. Но когда на острове высадились аргентинцы, Тэтчер начала войну за это гнилое болото и дикое пастбище. Хорхе Луис Борхес назовет ее дракой двух лысых из-за расчески. Погибнет около тысячи человек с обеих сторон, но Тэтчер не пойдет ни на какие уступки, а победу в Лондоне встретят бурными патриотическими рукоплесканиями и распеваниями на улицах «Правь, Британия».

Вывод для инвесторов: "Что позволено Юпитеру, не позволено быку" , - говорили древние. Одинаковая логика поведения разных "по весу" и влиянию в мире государств, приводит к диаметрально противоположным последствиям для инвесторов этих стран.

Вмешательство третьих сил в распад СФРЮ и СССР. "Других лечить беремся, а сами больны"

Пришло время поговорить о вмешательстве в югославский конфликт извне. Это еще одно несовпадение в истории распада СССР и СФРЮ. В Советском Союзе не было и не могло быть прямого военного вмешательства зарубежных стран.

Во-первых , никто не рискнет без приглашения полезть в страну с 30 тысячами ядерных боеголовок. А главное, зачем? Как известно, после подписания Беловежского соглашения о роспуске СССР Ельцин первым делом позвонил президенту США Дж. Бушу. Как рассказывал на пресс-конференции тогдашний министр иностранных дел РСФСР Андрей Козырев, в ответ были «положительные высказывания из госдепартамента... Соединенные Штаты обнадежены и обрадованы». Так что, как говорит Михаил Задорнов, американцы долго пытались развалить нашу страну, а мы их перехитрили и развалили СССР сами.

Что же касается вмешательства извне в дела Югославии , то эксперты Академии Masterforex-V полагают, что речь должна идти не только о прямолинейной злонамеренности западных стран, но и об их неумелом вмешательстве в гражданскую войну, продиктованном желанием остановить кровавые этнические чистки, о той самой простоте, которая, как известно, хуже воровства.

Начнем с того, что с окончанием холодной войны исчезла прежняя блоковая система государств. Для Югославии это означало потерю уникального статуса - своеобразной «серой» нейтральной зоны между НАТО и ОВД (все эти годы она, будучи социалистической, не входила в ОВД, более того, в противовес ей создала Движение неприсоединения, была всего лишь ассоциированным членом СЭВ, зато исправно получала денежные кредиты западных стран, которые достигали порой половины годового бюджета, по югославскому паспорту можно было свободно посещать развитые страны (из-за этого его называли «вездеходом») и пр.). Не случайно США отводили СФРЮ роль ледокола социалистического блока. В общем, в ее стабильности так или иначе были заинтересованы все стороны. Не случайно на похороны Броз Тито в 1980 году прибыло 208 делегаций из 126 стран, съехались даже те политические деятели, которым на дух не переносили друг друга (к примеру, Леонид Брежнев и Маргарет Тэтчер).

С окончанием холодной войны, как справедливо отмечается историками , Югославия уже не нужна была для равновесия между Западом и Востоком и ее бросили на распадение. Чем же руководствовались сильные мира сего, вмешиваясь в этнический конфликт на территории суверенного государства? Как так получилось, что Югославия и югославы стали пешкой, разменной монетой в руках могущественных игроков на «большой шахматной доске»?

Европейский Союз, вмешиваясь в дела Югославии, помимо предотвращения дальнейшего кровопролития, решал одновременно несколько важных задач:

- демонстрировал себя в качестве нового центра мировой силы ;

- добивался немедленного замирения на Балканах , так необходимого для дальнейшего расширения ЕС;

- брал под свой контроль транспортные артерии. Контролировать их, как известно, легче через систему протекторатов, которые и были вскоре созданы на постюгославском пространстве;

- завершал уничтожение «мировой красной опасности» , в этой связи Сербия воспринималась как «последний оплот коммунизма в Европе». Так красная Сербия получила статус «черной овцы». ЕС встал на сторону «своих» католических Хорватии и Словении, долгое время находившихся в составе Австрийской империи, объективно тяготевших к Австрии, Германии, Италии, «некоммунистических республик» Югославии;

- признав православных сербов , исторически выступавших союзником России на Балканах «чужими», косвенно ослаблял и без того ослабленную Россию.

Германия. Новая, заметим, объединенная , первой в декабре 1991 года признала независимость Хорватии и Словении, что немедленно привело к разделению Югославии на 6 частей. Так всему миру была продемонстрирована ее готовность к самостоятельной внешней политике. Мир впервые ощутил вес новой Германии. Кроме того, не будем забывать, она всегда имела особые интересы в этом регионе - выход к теплым Средиземному и Черному морям.

Что же касается заявленного сравнения сербов и россиян , то, несмотря на все существенные различия их поведения, самое главное состоит в том, что распались как Югославия, так и СССР. Так что по большому счету, какая разница, помер Данила или болячка его задавила, а крови хватило и на постсоветском пространстве.

Гражданская война в бывшей Социалистической Республике Югославия представляла собой ряд вооруженных межнациональных конфликтов, которые привели в конце концов к полному развалу страны в 1992 году.

Территориальные претензии разных народов, входивших до этого момента в республику, и острое межнациональное противостояние продемонстрировали определенную искусственность их объединения под социалистическим стягом державы, которая носила название «Югославия».

Югославские войны

Стоит отметить, что население Югославии отличалось большой пестротой. На ее территории проживали словенцы, сербы, хорваты, македонцы, венгры, румыны, турки, боснийцы, албанцы, черногорцы. Все они были неравномерно распределены по 6-ти республикам Югославии: Боснии и Герцеговине (одна республика), Македонии, Словении, Черногории, Хорватии, Сербии.

Начало продолжительным боевым действиям положила так называемая «10-дневная война в Словении», развязанная в 1991-ом. Словенцы потребовали признания независимости своей республики. В ходе вооруженных действий с югославской стороны погибло 45 человек, 1,5 сотни ранены. Со словенской – 19 убитых, около 2-х сотен раненых. 5 тысяч военнослужащих югославской армии попали в плен.

Вслед за этим началась более длительная (1991-1995) война за независимость Хорватии. За ее выходом из состава Югославии последовали вооруженные конфликты уже внутри новой независимой республики между сербским и хорватским населением. Хорватская война унесла жизни более 20 тысяч человек. 12 тысяч – с хорватской стороны (причем, 4,5 тысячи – мирные граждане). Было разрушено сотни тысяч зданий, а весь материальный ущерб исчисляется 27-ю млрд долларов.

Практически параллельно с этим внутри разваливающейся на составляющие Югославии вспыхнула еще одна гражданская война – Боснийская (1992-1995). В ней участвовало сразу несколько этнических групп: сербы, хорваты, боснийские мусульмане и так называемые мусульмане-автономисты, проживающие на западе Боснии. За 3 года было уничтожено более 100 тысяч человек. Материальный ущерб - колоссальный: взорваны 2 тысячи км дорог, снесено 70 мостов. Железнодорожное сообщение уничтожено полностью. 2/3 зданий разрушены и не пригодны для использования.

На объятых войной территориях были открыты концлагеря (с обеих сторон). В ходе военных действий происходили вопиющие случаи террора: массовые изнасилования мусульманок, этнические чистки, в ходе которых было убито несколько тысяч боснийских мусульман. Все убитые принадлежали к гражданскому населению. Хорватские боевики расстреливали даже 3-х месячных детей.

Кризис в странах бывшего соцлагеря

Если не вдаваться в тонкости всех межнациональных и территориальных претензий и обид, то можно дать приблизительно следующую характеристику описанным гражданским войнам: с Югославией происходило то же самое, что происходило в это же время с Советским Союзом. Страны бывшего соцлагеря переживали острый кризис. Социалистическая доктрина «дружбы братских народов» перестала действовать, и все захотели независимости.

Советский Союз в плане вооруженных столкновений и применения силы по сравнению с Югославией буквально «отделался легким испугом». Развал СССР проходил не так кроваво, как это было в сербско-хорвато-боснийском регионе. Вслед за Боснийской войной на территории уже бывшей Республики Югославия начались затяжные вооруженные противостояния в Косове, Македонии и Южной Сербии (или Прешевской долине). В общей сложности гражданская война в бывшей Югославии продолжалась 10 лет, вплоть до 2001 года. Жертвы исчисляются многими сотнями тысяч.

Реакция соседей

Эта война отличалась исключительной жестокостью. Европа, руководствуясь принципами демократии, поначалу старалась держаться в стороне. Бывшие «югославы» имели право сами выяснить свои территориальные претензии и разобраться внутри страны. Поначалу югославская армия пыталась уладить конфликт, но вслед за распадом самой Югославии она была упразднена. В первые годы войны югославские вооруженные силы тоже проявляли нечеловеческую жестокость.

Война слишком затянулась. Европа и, в первую очередь, США решили, что такое напряженное и длительное противостояние может угрожать безопасности других стран. Особое возмущение мировой общественности вызывали массовые этнические чистки, унесшие жизни десятков тысяч ни в чем не повинных людей. В ответ на них в 1999-ом НАТО начал бомбить Югославию. Российское правительство однозначно выступало против подобного решения конфликта. Президент Ельцин заявлял, что агрессия НАТО может подтолкнуть Россию к более решительным действиям.

Но после развала Союза прошло всего 8 лет. Россия и сама была сильно ослаблена. У страны просто не было ресурсов для развязывания конфликта, а других рычагов влияния пока не существовало. Россия не была способна помочь сербам, и в НАТО это прекрасно осознавали. Мнением России тогда элементарно пренебрегли, поскольку она слишком мало весила на политической арене.

Потрясения в Советском Союзе происходили параллельно с острейшим кризисом государственности в Югославии, которая, подобно СССР, стала разрушаться. «Особый путь» И.Б.Тито, не избавил эту страну от слабостей, которые были свойственны «реальному социализму». Система управления страной постепенно вела к экономической и политической автаркии республик и краев, усиливала неравномерность их развития. От распада страну спасали только авторитет личной власти И.Б.Тито и жесткая организационная структура коммунистической партии.

Но к началу 70-х годов в республиках и краях сформировалось новое поколение руководителей, которые не разделяли революционно-интернационалистских взглядов И.Б.Тито и были подвержены влиянию националистических настроений. В первую очередь это относилось к руководителям Хорватии, история вхождения которой в состав единой Югославии была предельно противоречивой (см. т. 1 наст, изд.). Очагом этнической напряженности был и автономный край Косово и Метохия (с 1974 г. – Косово) в составе Социалистической Республики Сербии, большинство населения которого после окончания Второй мировой войны стали составлять албанцы, мигрировавшие туда из Албании при нацистской оккупации. Пытаясь предупредить сепаратизм, федеральные власти шли на уступки косовским албанцам, в результате чего местное сербское и черногорское население подвергалось негласной дискриминации со стороны местных албанских властей и постепенно покидало Косово. Демографические соотношения менялись еще больше в пользу албанцев.

После смерти И.Б.Тито в мае 1980 г. президентская власть перешла к институту коллективного руководства – федеральному президиуму. При соблюдении принципа ежегодной ротации его председателем выбирался представитель одной из республик и краев. Экономическая ситуация в стране была сложной. После распада СССР {♦} произошла девальвация «особой» роли, которую играла Югославия в геополитических расчетах Востока и Запада. Сократилась помощь из внешних источников. Экономические трудности, рост внешней задолженности обострили противоречия между частями федерации.

Попытку вывести экономику страны из пропасти предприняло в 1989 г. по диктуемым МВФ канонам «шоковой терапии» правительство, возглавляемое хорватом Анте Марковичем. Ему удалось сбить инфляцию ценой роста безработицы, банкротств и бедности. Но как только реформа коснулась сферы приватизации, ее проведение натолкнулось на сопротивление разных политических группировок. Прежде всего реформой были недовольны экономические и управленческие элиты отдельных республик, стремившиеся захватить наиболее рентабельные объекты приватизации. Это было легче сделать, вступив в союз с республиканскими властями против федеральных, на чем и сосредоточились представители бизнеса в большинстве республик Югославии. Это стимулировало сепаратизм. Реформы А.Марковича, требовавшие унификации существовавших в республиках экономических систем, спровоцировали дополнительную межнациональную напряженность.



Она усугублялась религиозными и историческими факторами – большинство населения Словении и Хорватии составляли католики, сербы, черногорцы и македонцы были православными, в Боснии и Герцеговине имелось значительное число славян-мусульман, которые считались отдельной этнической группой по признаку религиозной принадлежности. Мусульманами были и албанцы, населявшие автономный край Косово.

27 сентября 1989 г. парламент югославской республики Словении принял поправки к своей конституции, провозгласившие право республики выйти из состава СФРЮ. Это был первый шаг к разрушению единой Югославии.

В том же 1989 г. албанское большинство Косово выступило с требованиями повысить статус этого края, объявив его республикой. Сербское население края было напугано этими настроениями. По всей Сербии стали разрастаться антиалбанские настроения. На их волне 9 января 1990 г. на первых многопартийных выборах в Сербии президентом стал Слободан Милошевич – руководитель сербской организации коммунистов, которые преобразовали свою партию в социалистическую. С.Милошевич выступал под лозунгами сохранения территориального единства Югославии и необходимости борьбы с сепаратизмом. 28 сентября 1990 г. сербский республиканский парламент принял решение о ликвидации автономии Косово, в край были направлены войска.

Националистические движения под воинственно патриотическими лозунгами победили в том же 1990 г. и на выборах в Хорватии и Словении. При этом на исход выборов в Хорватии большое влияние оказала финансовая помощь, которую из-за рубежа оказали националистически настроенному кандидату отставному генералу (и сорат-{♦}нику И.Б.Тито) Франьо Туджману эмигранты-усташи, покинувшие Югославию после Второй мировой войны. Идея усташей о восстановлении независимости Хорватии встретила понимание Ф.Туджмана.

23 декабря 1990 г. в Словении был проведен референдум, участники которого высказались за независимость Словении. Немедленно вслед за тем такой же референдум был проведен в Хорватии, которая тоже приняла решение о выходе из Югославии. В декабре 1990 г. в Хорватии была принята новая конституция, объявлявшая ее «государством хорватского народа». Между тем, 30% населения Хорватии в тех административных границах, которые она имела в составе СФРЮ, составляли сербы.

Хорватские сербы проживали компактно. Это было связано с тем, что после Второй мировой войны, когда формировались административные границы югославских республик, в состав Социалистической Республики Хорватии по настоянию И.Б.Тито (который по национальности был хорватом) были включены земли с преобладанием сербского населения. Тогда же в состав Хорватии было передано все населенное мусульманами боснийское побережье Адриатики – что вскоре вызвало конфликт Хорватии с Боснией и Герцеговиной.

Опасаясь дискриминации после принятия новой конституции, сербское население Хорватии провозгласило на преимущественно сербских территориях создание собственного государственного образования – Республики Сербская Крайна (РСК). Она провозгласила свою независимость, включив в свой состав и все преимущественно сербские по составу населения исторические области и территории – Восточную и Западную Славонию, Баранью, Западный Срем и Книнскую Крайну. Республика Сербская Крайна стала добиваться объединения с Сербией. Помощь РСК фактически стали оказывать имевшиеся на территории Хорватии части Югославской народной армии.

В апреле 1991 г. парламент самопровозглашенной РСК обратился к Сербии с просьбой принять ее в свой состав, но сербский парламент эту просьбу отклонил. Президент Сербии С.Милошевич, конечно, сочувствовал хорватским сербам. Но он опасался открыто высказываться за объединение Сербской Крайны с Сербией, настаивая на нерушимости всех существующих границ Югославии. Его план состоял в том, чтобы удержать Хорватию в составе единой Югославии, сохранив при этом в составе Хорватии входившие в нее сербские территории.

Благодаря этой осмотрительной позиции С.Милошевичу удавалось в тот момент сохранять конструктивные отношений с США и другими западными странами, хотя последние требовали от него согласиться пойти на уступки этническим меньшинствам, в том числе – албанскому населению Косово.

В Югославии развивался политический кризис. Деятельность института коллективного руководства Югославии была парализована. В марте 1991 г. прошла серия встреч руководителей югославских республик с целью определить будущий путь развития федерации. {♦} Выработать общее видение не удавалось. В мае 1991 г., когда подошло время избрать на пост председателя президиума Югославии кандидата от Хорватии Стефана Месима, делегаты Сербии и Черногории заблокировали эту процедуру. Это было нарушением закона и традиции, легитимность единой верховной федеральной власти в стране была поставлена под сомнение. Федеральный президиум фактически перестал функционировать. С этого времени федеральное правительство в Белграде уже выражало интересы прежде всего Сербии, и представители Хорватии и Словении перестали в нем участвовать.

В такой обстановке 9 мая 1991 г. правительство в Белграде приняло решение предоставить особые полномочия Югославской народной армии для проведения операций в Хорватии – формально для того, чтобы не допустить захвата хорватскими властями армейского имущества и федеральной собственности. Это только усугубило ситуацию. 26 июня 1991 г. Словения и Хорватия заявили о выходе из состава СРФЮ.

Федеральные власти в Белграде не признали эти акты. Конфликт федеральной и республиканских властей вылился в кровавые столкновения с участием частей регулярной армии. Начались вооруженные столкновения отрядов хорватских правых и формирований сербов Республики Сербской Крайны. В Югославии началась гражданская война.

Она мало затронула Словению, относительно однородную в этническом отношении и отделенную от Сербии территорией Хорватии. Федеральные войска были выведены из Словении спустя две недели после их ввода в результате компромисса между словенским правительством и федеральными властями в Белграде при посредничестве Европейского сообщества, убедившего сначала Словению, а затем и Хорватию объявить «мораторий на независимость» сроком на три месяца.

Поразительно бескровно от единой Югославии отделилась и Македония, которая провозгласила себя независимой 18 сентября 1991 г.

Но внутри Хорватии война стала протекать в крайне жестоких формах – прежде всего из-за упорного сопротивления новым хорватским властям со стороны сербов в Сербской Крайне. Война на первых порах характеризовалась победами сербской стороны, которая при поддержке регулярной югославской армии овладела третью территории Хорватии. Хорватским силам пришлось отойти со всех территорий, населенных сербами. В октябре 1991 г. федеральные силы под давлением международного сообщества были выведены из Хорватии, оставив контроль над сербскими территориями властям непризнанной РСК. Конфликт остался неурегулированным, а сепаратистские тенденции продолжали развиваться.

В ноябре 1991 г. свою независимость от единой Югославии провозгласила республика Босния и Герцеговина. Македонские власти постановили провести в марте 1992 г. референдум, который должен {♦} был определить, вступит ли в силу принятая македонским парламентом декларация о независимости.

Международное сообщество пыталось содействовать прекращению военных действий в Югославии. В 1991 г. ООН ввела эмбарго на поставки оружия в любой район Югославии (резолюция Совета безопасности № 713 от 25 сентября 1991 г.) и начала оказывать населению пострадавших районов гуманитарную помощь. Для охраны гуманитарных конвоев ООН на территорию Югославии были введены небольшие контингенты сил ООН (резолюция № 724 от 25 декабря 1991 г.).

СССР был вторым мировым полюсом, определявшим ход международных отношений после окончания Второй мировой войны, поэтому роспуск Советского Союза стал окончанием продолжительного периода биполярного развития мира. Российская Федерация, ставшая государством-правопреемником и правопродолжателем СССР, не могла выполнять присущие Советскому Союзу функции одной из опор биполярности, потому что не обладала для этого необходимыми ресурсами.

Исчезновение СССР как одного из двух определяющих элементов системы международных отношений периода 1945-1991 гг. можно считать завершающим событием послевоенной эпохи. Биполярная структура международных отношений разрушилась. Ялтинско-потсдамский порядок перестал существовать. Это не вызвало глобального катаклизма. Стабильность международной системы в целом сохранилась.

В международных отношениях начали развиваться тенденции к унификации и сближению бывших социалистических и капиталистических стран, а международная система в целом стала развивать в себе черты «глобального общества». Это процесс был сопряжен с новыми острыми проблемами и противоречиями.

Источники и литература

Горбачев М.С.Размышления о прошлом и будущем. М.: Терра, 1998.

Bush G., Scowcroft В. A World Transformed. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1998.

Shultz С.Р. Turmoil and Triumph. My Years as Secretary of State. N.Y.: Charles Scribners Sons, 1993.

Горбачев-Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992.

Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994. От Горбачева до Ельцина. М., 1994.

Garthoff R.L. The Great Transition. American-Soviet Relations and the End of the Cold War. Washington, D.C.: The Brookings Institution, 1994.

Gates R.M. Through the Shadows. The Ultimate Insider"s Story of Five Presidents and How They Won the Cold War. N.Y.: Simon and Schuster, 1996.

РАЗДЕЛ IV. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Самоуничтожение Советского Союза полностью изменило характер международного взаимодействия. Исчез водораздел между двумя противостоявшими блоками. Перестала существовать подсистема международных отношений, основой которой был «социалистический лагерь». Особенностью этой грандиозной трансформации был ее преимущественно мирный характер. Распад СССР сопровождался конфликтами, но ни один из них не вылился в крупную войну, способную угрожать общему миру в Европе или Азии. Глобальная стабильность сохранилась, хотя интересам национальной безопасности многих стран (СССР, СФРЮ, Азербайджана, Грузии, Таджикистана и др.) был нанесен сокрушительный или очень существенный ущерб. Всеобщий мир и преодоление полувекового раскола международной системы были обеспечены ценой разрушения многонациональных государств.

Трагедии государственного распада оборачивались обнадеживающей тенденцией к восстановлению политического единства мира. В начале 90-х годов эта тенденция воспринималась в бывших социалистических странах через призму наивных ожиданий лучшей жизни, освобождения личности и роста благосостояния. Горечь утраты государственности сопрягалась с надеждами на обретение свободы через демократизацию. Общественное сознание во многих частях бывшего «социалистического мира» стремилось переключить внимание с раздумий о потерях на поиск новых возможностей, которые давало странам и народом прекращение конфронтации. Демократизация большой группы бывших социалистических стран почти на десятилетие стала важнейшей чертой международных отношений.

Но другой их характеристикой оказалось падение управляемости международной системы, которое вылилось в кризис миросистемного регулирования первой половины 90-х годов. Старые механизмы международного управления опирались на «конфронтацию по правилам» между СССР и США и соблюдение их союзниками «блоковой дисциплины» – регламентов поведения по принципу «равнения на старшего» в рамках НАТО и Варшавского договора. Прекращение конфронтации и распад ОВД подорвали эффективность такой системы.

Регулирование на базе ООН, и прежде не отличавшееся эффективностью, в новых условиях справлялось с задачами обеспечения мира еще менее успешно. ООН, в том виде, в котором она сформировалась, была приспособлена главным образом для того, чтобы не допустить войны между великими державами – Советским Союзом {♦} и Соединенными Штатами. В этом состоял ее, так сказать, запретительный «мандат», с которым ООН во второй половине XX в. превосходно справилась.

Но конструирующий «мандат» ООН на практике, в сущности, не был реализован. Ее редкие попытки заниматься миротворчеством либо заканчивались неудачами, либо имели вспомогательное значение по отношению к результатам, которых могли добиваться великие державы посредством прямого диалога друг с другом. Предстояло заново сформулировать стоящие перед ООН задачи, по возможности сделав ее не формальной, а реальной основой международного регулирования. Для этого требовалось провести реформу ООН. Тогда можно было бы рассчитывать на гармонизацию международных отношений и их упорядочение с учетом интересов всех стран мира.

Но сильные державы в силу разных причин недоверчиво относились к ООН. Соединенные Штаты ощущали себя после прекращения конфронтации победившей стороной. Укрепление ООН могло ограничить свободу действий США на международной арене и поэтому было им не выгодно. США относились в реформе ООН настороженно. Российская Федерация, ставшая правопреемницей и правопродолжательницей Союза ССР, тоже опасалась реформы ООН. Россия не обладала потенциалом СССР. Привилегированный статус в Совете безопасности ООН, который она от него унаследовала, позволял компенсировать слабости положения, в котором она оказалась после разрушения Советского Союза. Реформа ООН, которая, согласно большинству предлагавшихся проектов, должна была расширить круг постоянных членов Совета безопасности и ограничить практику применения права вето, могла бы еще больше девальвировать «голос» Москвы в международных делах.

Возник негласный консенсус между Россией и США в вопросе торможения реформы ООН. Международное регулирование после 1991 г. «стихийно» продолжило осуществляться на базе имевшихся механизмов. Поскольку они были построены и сбалансированы между собой таким образом, чтобы не мешать двум сверхдержавам использовать преимущества своих национальных потенциалов, то в новых условиях более весомая роль в международном управлении была автоматически гарантирована более сильной стороне. В этом состояла организационная предпосылка усиления роли США в международной политике.

Глава 12. РАСПАД БИПОЛЯРНОЙ СТРУКТУРЫ

После Второй мировой войны Югославия хоть и вошла в социалистический лагерь, выбрала для себя несколько иной, нежели СССР и другие соцстраны, путь развития. В значительной степени это было продиктовано и амбициями харизматического лидера югославского антифашистского сопротивления – генерала Тито. В 1948 г. Югославия рассорилась со сталинским Советским Союзом, и до прихода к власти Хрущева Тито в СССР называли «кровавым палачом», «иностранным шпионом» и «фашистом».

Тито допустил элементы рынка в югославскую экономику, отказался от коллективизации. Был сделан упор на развитие самоуправления на предприятиях, значительные полномочия были предоставлены органам управления в югославских республиках: Сербии, Черногории, Хорватии, Словении, Македонии, Боснии и Герцеговине. В результате конституционной реформы 1963 г. страна получила название СФРЮ – Социалистическая Федеративная Республика Югославия. В 1980 г. Тито умер.

Достигнув явных успехов в экономике, Югославия все же не могла справиться с рядом проблем. Плановые традиции центрального руководства вступали в противоречия с рыночными элементами, получившие определенную автономию республиканские власти заботились об интересах своего края, в республиках стали все чаще проявляться сепаратистские, националистические тенденции, которые особенно усилились в конце 1980‑х годов. Наиболее развитые в промышленном плане Словения и Хорватия обеспечивали 50% экспорта СФРЮ. Именно эти республики выступили с инициативой внести в конституцию страны поправки, направленные на расширение их автономии. Сербия и Черногория внесли свои контрпредложения, усиливавшие централизацию.

После того как федеративный парламент – Союзная скупщина – фактически поддержал Сербию и Черногорию, Словения в сентябре 1989 г. провозгласила приоритет республиканских законов над федеративными и заявила о своем праве на выход из СФРЮ. Начался распад межреспубликанских экономических связей, торговля внутри СФРЮ перешла на взаиморасчеты в немецких марках, в стране действовало восемь автономных энергосистем. Началась обвальная инфляция. Попытки СКЮ (Союза коммунистов Югославии) предотвратить распад армии провалились. Союзы коммунистов всех республик изменили название, появилось и множество других партий. В 1990–1991 гг. на выборах во всех республиках, кроме Сербии и Черногории, к власти пришли антикоммунистические силы.

В Словении в конце 1990 г. состоялся референдум о независимости, на котором 86% высказались «за». К власти пришел блок «Демос» («Демократическая оппозиция») во главе с М. Кучаном. Небольшая Словения стремительно двинулась к стандартам развитых капиталистических стран.

В Хорватии большинство получило «Хорватское демократическое содружество» во главе с Франьо Туджманом, бывшим генералом Югославской народной армии, комиссаром партизанского отряда, историком и диссидентом. С начала 1970‑х годов он пропагандировал идею национального возрождения Хорватии, за что подвергался преследованиям со стороны властей. Референдум, который дал власть в руки Туджмана, бойкотировало население Крайны, самопровозглашенного сербского анклава на территории Хорватии.

25 июня 1991 г. Словения и Хорватия официально провозгласили свою самостоятельность. Территории же этих республик, заселенные сербами, начали борьбу за присоединение к Сербии. В этнический конфликт втянулась Югославская народная армия. Затем после ее отвода войну в Хорватии продолжали (и довольно успешно) отряды сербской самообороны. Белград поддерживал их оружием и деньгами. Трагедия заключалась и в том, что различия между хорватами и сербами были, в общем, для постороннего наблюдателя невелики. Они говорили на едином сербо‑хорватском языке, много лет вместе боролись за независимость Югославии. Отличия были в религии (сербы – православные, хорваты и словенцы – католики). Долгое время Хорватия и Словения входили в сферу интересов Венгрии, Австрии, Германии, в то время как Сербия была покорена Турцией, затем ее поддерживала Россия. Разгоревшаяся гражданская война была на время приостановлена благодаря экстренному вмешательству миротворческого контингента ООН. Стране был присвоен особый статус.

В Македонии независимость была достигнута без военных конфликтов в сентябре 1991 г. У этой страны есть проблемы с международным признанием в связи с позицией Греции, претендующей на ряд территорий.

Сербия и Черногория, оставшись в одиночестве, провозгласили в апреле 1992 г. новую Югославию – Союзную Республику Югославию (СРЮ). Власть сосредоточилась в руках сербов под руководством Слободана Милошевича.

Наиболее кровавым было обретение независимости Боснией и Герцеговиной, где относительное большинство (примерно 40 %) составляло мусульманское население (славяне, принявшие ислам во времена господства Османской империи). 32 % составляли православные сербы, заселявшие при этом наибольшие по площади территории в республике; 18,4 % – хорваты‑католики. После выборов в октябре 1991 г. хорваты и мусульмане заключили союз и, образовав большинство, провозгласили Меморандум о независимости страны. Сербская община отказалась признать этот документ и объявила о создании сепаратной Сербской республики в Боснии. Состоявшийся в марте 1992 г. референдум боснийские сербы игнорировали. Большинство же голосовавших высказались за независимость. В апреле 1992 г. в Боснии и Герцеговине разразилась гражданская война на межэтнической и межконфессиональной почве. Уже к 1993 г. здесь погибло 160 тысяч человек. Взаимные этнические «зачистки», партизанские рейды, наполнение концлагерей, артобстрелы Сараево и других городов продолжались более трех лет. Лидер боснийских сербов Радован Караджич был обвинен в геноциде и военных преступлениях Международным трибуналом.

ООН и ЕС были наиболее серьезно настроены против СРЮ. Сербское руководство обвиняли в экспансионистской политике, вмешательстве в дела Хорватии и Боснии и Герцеговины. Против Белграда были введены экономические санкции, которые были сняты только в январе 1996 г. За это время экономике страны был причинен колоссальный ущерб. В то же время авиация НАТО наносила удары по базам боснийских сербов, склоняя их таким образом к подписанию мирных соглашений.

В ноябре 1995 г. по инициативе Англии и США Милошевичем, Туджманом и боснийским лидером Изитбеговичем в городе Дейтон (США) было подписано соглашение, погасившее пламя гражданской войны. При содействии миротворцев ООН и НАТО территория Боснии и Герцеговины была разделена на три анклава. Мусульманам была передана сербская часть Сараево, которую покинули примерно 150 тысяч человек. В целом война в Боснии унесла более 200 тысяч человеческих жизней. Из восточной части Боснии было изгнано порядка 800 тысяч мусульман, из западной и центральной частей – около 600 тысяч сербов, а из центральной – около 300 тысяч хорватов. Многие из них остались за рубежом; к 2000 г. число уехавших из страны достигало 800 тысяч человек.