Биографии Характеристики Анализ

Название сценария к дню воинов интернационалистов. Сценарий мероприятия ко дню памяти воинов-интернационалистов

Я хочу, чтобы гордость была за страну,
Чтоб красивым был прожитый день,
Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену
Вспоминая хороших людей

Здравствуйте дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас сегодня у нас в гостях и надеемся, что сегодняшняя встреча останется в Ваших сердцах.

Наша встреча происходит накануне Дня интернационалиста и пусть этот вечер будет памятью всем выполнявшим свой интернациональный долг в Афганистане, Таджикистане, Абхазии, Приднестровье, Чечне, … других горячих точках.

Звучит песня “Мои Афганские друзья”.

Открываю дневник Афганский
Пожелтевшие эти листы.
Сохранил мне ветер странствий
По просторам афганских пустынь
Мы к своей возвратились работе
И у нас каждый день заботы,
А от них голова бела.
Но при всех этих наших заботах
Что – то общее есть у нас,
Неизбывное что – то, незабвенное что–то,
Что мы вспомним еще не раз.
Сколько б ни было дальше странствий,
Сколько б мы ни узнали стран,
Будет всем нам друзьям афганским пароль – общий Афганистан.

Десять лет продолжалась война в Афганистане.

В ту пору мы узнали как опасна профессия вертолетчика, что слово “дух” может означать не только что – то возвышенное, но и немытое, бородатое существо с “калашниковым” наперевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: “зеленка”, “вертушка”, “груз – триста”, “груз – двести”…

Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это “выполнением интернационального долга”. А тогда, в далеком 1979 году, русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии.

Мы шли пружинисто и дружно,
Две сотни ног в единый шаг,
И слава русского оружья
Звенела в нервах и ушах.

Звучит песня “Черный Тюльпан” А. Розенбаума

Того, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде…Мы узнаем их по спокойным твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Очень верно кем – то подмечено, что человеческая жизнь измеряется не продолжительностью ее, а тем, что ее наполняет. Александр Александрович Иголкин или Сан Саныч, как любя - называют его сослуживцы.

В Афганистане Александр Александрович был заместителем командира полка по воспитательной работе. Подполковник Иголкин руководил самой крупной авиабазой в Кандагаре. В подчинении было 2 эскадрильи: МИ – 6, МИ – 8, МИ – 24, истребители – бомбардировщики СУ – 7 “Б”, эскадрилья – истребителей МИГ – 23 и эскадрилья штурмовиков СУ – 25 и наземные части: батальон обеспечения, связи и ПАРМ.

На счету у подполковника Иголкина А. А. – 450 боевых вылетов, участвовал в более 20 крупных операциях, в качестве старшего. Боевых потерь не имел. По словам сослуживцев “ летчик от бога”. Награжден Орденом Красной Звезды и другими наградами.

Служил стране, как сердцу было велено.
Профессия – Отчизну защищать!
Заслуги? – Верность Родине, России…

Сейчас Александр Александрович на пенсии, но все равно продолжает трудиться в родной части, передавая свой опыт и мастерство молодым лейтенантам.

Вам слово, Александр Александрович!

Прежде чем сказать слово о тех, кто воевал в Чечне, хочется сказать спасибо всем тем, кто исполнял свой воинский и патриотический долг в Афганистане. Низкий поклон вам за Ваше мужество и героизм. Звучит песня “Здравствуй мама”.

Все новые и новые “горячие точки” вспыхивают на карте….. и среди них боль России - “Чечня”.

Ищу на карте крохотную точку,
Политую свинцом и солью кровяной.
Чтоб вставить в поэтическую строчку
Короткое названье Хорсеной.
Закрою карту, снова открываю
На сердце боль и тяжесть у меня.
Так вот она – та точка роковая,
Кто знал ее вчера? Она Чечня.
Сумерки, снег вертолет
Зарево дальнего боя.
Вот и 2000 год стал нам судьбою.
Высока, высока над землей синева,
Это мирное небо над Родиной,
Но простые и строгие слышу слова:
“Боевым награждается Орденом”

Указ Президента Российской Федерации “ О награждении государственными наградами военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации”.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо - Кавказском регионе присвоить звание Героя Российской Федерации:

ЗАВИТУХИНУ Андрею Анатольевичу – майору (посмертно)

КИРИЛЛИНУ Алексею Юрьевичу – капитану (посмертно)

Президент Российской Федерации В. ПУТИН

Мгновенье тоньше волоска,
Оно как искорки свеченье,
Но может быстрое мгновенье
Остаться славным на века…
Одно мгновенье и во мгле
Встает заря над прахом серым,
И ты становишься примером для миллионов на Земле.

Звучит в записи песня “Мгновения”

31 января 2003 года исполнилось 3 года со дня гибели вертолетного экипажа МИ–24 в составе командира майора ЗАВИТУХИНА Андрея Анатольевича и капитана КИРИЛЛИНА Алексея Юрьевича. Экипаж вертолета выполнял задачу по прикрытию вертолета МИ–8 поисково – спасательной службы по поиску и эвакуации, преследуемой боевиками, группы разведчиков из районного пункта Хорсеной, контролируемого незаконными бандформированиями.

На высоте 2400 вертолет МИ–8 со спасателями на борту попал под шквальный огонь ЗПУ. В условиях скоротечности развития ситуации и невозможности применения бортового оружия экипаж майора Завитухина А.А. энергичным маневром направил свой вертолет в зону огня, прикрыв собою собой вертолет МИ–8 и тем самым дал ему выйти из зоны поражения. Получив значительные повреждения экипаж вертолета МИ–24 до конца управлял машиной и направил ее на одну из зенитных установок, повторив подвиг капитана Гастелло.

За официальными строками приказа открывается целая трагедия. Но почему в расцвете сил гибнут лучшие? В Вечность уходят молодые, навсегда покинув тех, кто их бесконечно любил.

Мы хороним любимых, но сколько бы
Не безмерна утрата была.
Нам дано отвлекаться от скорби
На веселые наши дела.
Возвращаются радость и гордость,
Осыпается траур с лица –
Лишь чеченская терпкая горечь
Не спеша покидает сердца.
Нам в ушедших нельзя воплотиться,
Возвратить им угаснувший свет.
И минута молчания длиться
В тех кто вынул счастливый билет.

В память об Андрее Анатольевиче ЗАВИТУХИНЕ и Алексее Юрьевиче КИРИЛЛИНЕ, а также всех погибших на Чеченской войне, Афганской войне и других горячих точках объявляется минута молчания и зажигается свеча памяти.

Звучит песня “Облака”.

Нашей школе выпала большая честь. Она носит имя майора ЗАВИТУХИНА Андрея Анатольевича, а имя КИРИЛЛИНА Алексея Юрьевича присвоено начальной школе № 17. В музее школы оформлена экспозиция, посвященная Героям, продолжается сбор материала, одним словом ведется большая работа по увековечиванию памяти ребят. А сегодня мы хотим вспомнить о них еще раз, узнать, какие они были в жизни. У нас есть возможность поговорить с теми, кто побывал вместе с ними на самом раскаленном рубеже чеченской войны: кто до конца выполнил свой гражданский и патриотический долг.

Это наши гости и сослуживцы Андрея и Алексея - СУХОДОЛЬСКИЙ Евгений Викторович, МОНАХОВ Сергей Викторович и офицеры вертолетной эскадрильи.

Евгений Викторович, скажите, что помогло Вам оставаться самим собой в острейших ситуациях, что служило источником душевных сил?

Сергей Викторович, что для Вас приобрело в этих условиях наивысший смысл, наивысшую ценность?

Солдат войны не выбирает –
Он верен долгу и стране,
Которая его ввергает,
То в кровь, то в славу, что сверкает
На склонах в памятной Чечне

В 1962 году в поселке Сосновка Череповецкого района Вологодской области в семье Завитухиных родился мальчик и назвали его Андреем. А имя это означает “защитник, мужественный, благородный. Что впрочем и наложило отпечаток на характер человека.

Андрей, как и все его сверстники, любил бегать на рыбалку, играть в войну, мечтал о профессии офицера. Ведь тогда это было очень престижно. Желание стать офицером привело его в Саратовское высшее военное училище летчиков. Диплом летчика, лейтенантские звездочки, свой первый полет – это как первая любовь не забывается никогда.

Потом пришли опыт, знания, мастерство. Службу проходил на должностях: летчика – оператора, командира вертолета, старшего летчика, командира звена в МВО, ТуркВО и Лен ВО. Грамотный, смелый, мужественный офицер. Считал своим долгом быть там, где труднее и опаснее. Любил жить, любил жизнь. Душа любой компании, добрый, веселый, обожал природу, мог часами просиживать с удочкой на берегу реки и был счастлив от того, что общается с природой. На своем стареньком “Москвиче” вместе со всеми своими домочадцами - Аллой, это жена, и детьми Никитой и Аней, выезжали на шашлыки…

Жаль только, что приходится говорить о человеке в прошедшем времени. А его улыбка…Его так и запомнили все улыбающимся.

Слово предоставляется сослуживцу Андрея - СУХОДОЛЬСКОМУ Евгению Викторовичу.

Идет выступление

Звучит песня “Звезды капитана”.

КИРИЛЛИН Алексей – родился и вырос в Сызрани, есть такой городок в Самарской области, еще мальчишкой окончил школу юных космонавтов, мечтал о профессии летчика. небо манило его своей синевой и бесконечностью. По окончании Сызраньского авиационного училища летчиков проходил службу на должностях летчика – оператора, командира вертолета, штурмана звена, военная жизнь кочевая кружила его по стране:

При ВО, СКВО, Лен ВО. И где бы он не служил неизменными были для него такие понятия как Доблесть, Мужество и Честь.

Мы такие, какие ни есть, но при нас и отвага и честь,
И чтоб ни было. Есть она, есть офицерская честь!
Сердце болью задело,
Это честь офицера,
Выбрав точку прицела,
Бьет волна наугад.
Но не молкнут гитары,
Ведь в душе Вы – гусары.
Светом братства недаром
Ваши звезды горят!

Слово предоставляется сослуживцу Алексея Монахову Сергею Викторовичу.

Звучит песня “Ордена” в исполнении С. Монахова.

Александр Карпенко

На крутой, беспощадной войне
И привал - долгожданная милость.
И порою так хочется мне,
Чтобы ты мне, родная, приснилась!

Ты приснись в первозданной мечте,
Долгой жизни безоблачной ранью;
Ты приснись в подвенечной фате,
В час, когда не страшны расставанья...

Я увижу тебя среди снов,
Обниму - и не хватит дыханья:
Ныне, присно, во веки веков
Я - твой смысл и твое оправданье

Разгорается зарево дня.
Поднимается яростный ветер.
Сколько лет проживешь ты на свете,
Если пуля догонит меня?

Тяжелее всего родным и близким. Горе утраты ничем не измерить. Но у Андрея и Алексея остались их частички на этом свете, это их дети, которые станут достойными подвига своих отцов.

О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. О тех кто не вернулся, и о тех кто вернулся с искалеченной душой. Но несмотря на все жизнь продолжается, продолжается своими контрастами: черное – белое, темное – светлое. И мы надеемся и желаем Вам, чтобы темные и черные дни никогда не вернулись, чтобы для жен и матерей не повторились, а остались в прошлом те мучительные дни и ночи ожидания тревог.

Звучит песня “Уходим”.

Российский офицер! Это гордое звание, героическая профессия. Профессия –Родину защищать. Словно эстафета передается из поколения в поколение героическая слава наших дедов и отцов, офицеров Вооруженных Сил, отстоявших с оружием в руках независимость Родины. Нынешнее поколение Российских офицеров продолжает эту эстафету самоотверженного служения Родине. И подвиг ЗАВИТУХИНА Андрея и КИРИЛЛИНА Алексея – яркий тому пример.

Звучит песня “ Господа офицера”

«ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС»

Сценарий вечера памяти, посвященного Дню вывода войск из Афганистана

Мы знаем, нет нашей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что мы их не смогли сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же.

(Звон колоколов. Выходят дети. Звон колоколов затихает)

1Ведущий: Что это? Ты слышишь?

2Ведущий: Это колокола. Колокола памяти…

1Ведущий: Памяти? А разве такие бывают?

2Ведущий: Бывают, слушай! (Звон колоколов усиливается и затихает). Это говорит сама память…

(Звон колокола громко и затихает на сцену выходит вокальная группа)

В исполнении вокальной группы звучит песня «Вы рядом с нами»

По окончании песни вокальная группа покидает сцену

Звучит музыка, на сцену выходят ведущие

Вед. 1 (на фоне музыки):

День вывода войск из Афгана -
Не красная дата в скрижалях
Не праздник, а рваная рана,
Для тех, кто её застали,

Вед. 2 (на фоне музыки):

Без маршей и праздничных тушей,
Без громких речей, что вдогонку -
От тысяч сердец только души -
От памятных дат им - что толку?

Вед. 1 (на фоне музыки):

От сухости цифр - не воскреснут,
От почестей - не возвратятся,
Быть может, на небе им, вместе,
Сегодня позволят собраться?

Вед. 2 (на фоне музыки):

День вывода войск из Афгана-
Не праздника красная дата,
В день вывода войск из Афгана,
Простите за всё нас, ребята...

Ведущий: (из-за кулис) Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:

Девочка: Не плачь, не плачь. Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе.
Снаряды пролетали и взрывались,
Вздыбилась вся афганская земля.
Была семья, был дом.

Теперь остались совсем одни на свете - ты и я.

Девочка присаживается на ступеньку, пытается баюкать медвежонка.

Ведущий: А за аулом рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом.

Девочка вскакивает с места, кладет медвежонка на ступеньку и сбегает вниз, в зал.

Девочка: Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
Придет на помощь мне советский тот солдат.
Он отомстит за то, что слезы прячу,
За то, что наши домики горят.

Звук выстрелов и взрывов. Девочка хватает медвежонка и поднимается на сцену.

Ведущий: Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне.
И выбежала из дому девчонка:

Девочка: Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне.

В зале полная тишина. Девочка одиноко стоит на сцене прижимая к груди медвежонка. Взгляд ее направлен далеко вперед.

Вед. 1: 1979год. Холодный декабрь. По радио и телевидению с утра до вечера передают сообщения о том, что, согласно договорённости между двумя странами, по просьбе правительства дружественного Афганистана, на территорию этой страны для защиты порядка и демократии вводится ограниченный контингент советских войск.

Вед. 2: 25 декабря 1979 года в 15.00 по московскому времени 40-я армия вступила на древнюю землю Афганистана. Она вошла как гарант стабильности и спокойствия в этой стране. Так началась военная акция, которая и сегодня остаётся болью сердца для многих.

Вед. 1: Война в Афганистане длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней. Через эту войну прошло 550 тысяч советских солдат и офицеров. 72 человека получили звание Героя Советского Союза. Свыше 15 тысяч наших воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времён Великой Отечественной войны.

Вед. 2: Среди них были и наши земляки Александр Сергеевич Веденин, погибший 16 января 1984 года во время окончательного уничтожения противника, посмертно награжден Орденом Красного Знамени.

Вед. 1: 12 февраля 2017 года исполнилось 30 лет со дня гибели героя-афганца, погибшего за свободу и независимость Демократической республики Афганистан, Александра Викторовича Сидорюка, награжденного Орденом Красного Знамени.

Вед. 2: Вспомним всех поимённо,

Вед. 1: Горем вспомним своим...

Вед. 2: Это нужно - не мёртвым!

Вместе: Это надо - живым!

«Спектр» Молитва

Вед. 1: О потерях всегда говорить тяжело и больно, но когда из жизни уходят совсем молодые, то говорить тяжело и больно вдвойне. Александр Сидорюк погиб в 20 лет…

Вед. 2:

Вы знаете, каким он парнем был,

Как родные поля он любил...

В той Афганской дали

И в дыму, и в пыли, признавался России в любви.

Вед. 1:

Вы знаете, каким он парнем был?

Как он с клюшкой на лед выходил,

Как он песни пел, как был весел и смел,

Как азартно он жить хотел!

Вед. 2: Александр Викторович Сидорюк родился в Юрге 27 июня 1966 года, в семье рабочих. Отец – Виктор Яковлевич. Мама - Нина Петровна. Старшая сестра - Надежда.

Вед. 1: Александр рос добрым, отзывчивым парнем. В сентябре 1973 года пошел в первый класс школы № 15. В школе Саша учился хорошо, но иногда его подводил неразборчивый почерк.

Слово предоставляется директору школы с 1984 года по 2015 год Швецовой З.Ф.

Слово предоставляется учителю математики Александра Сидорюка Козловой Людмиле Авдеевне.

Вед. 2: После окончания 9 классов Александр Сидорюк поступает в Юргинский механический техникум на сварочное отделение. Именно в студенческие годы Александр серьёзно увлёкся музыкой, самостоятельно научился играть на гитаре. Александр играл в вокально-инструментальном ансамбле техникума, участвовал в городских конкурсах авторской песни и смотрах художественной самодеятельности.

Слово предоставляется преподавателю ЮМТ в 80-х годы, Карженевской Надежде Калиновне, которая уделяла большое внимание работе с воинами афганцами.

Вальс

Вед. 1: Многие жильцы дома по улице Мира, где жил Александр, вспоминают, как он часто устраивал концерты во дворе, собирая многочисленных друзей. Большой интерес у Александра вызывал стрелковый спорт.

Вед. 2: В семье Сидорюк часто звучит цыганская песня, спетая Александром. Эту песню часто слушала мама Александра. Звучит песня в исполнении А. Сидорюка записанная 19 мая 1984 года в ДК Победа.

Звучит запись песни

Вед. 2: Слово предоставляется сестре Александра Надежде Викторовне

Звучит музыка, выходит Н.В. Сидорюк

Выступление Н.В. Сидорюк

Звучит музыка, Н.В. Сидорюк проходит на свое место.

Вед. 1: В октябре 1985 года Александр Сидорюк призван на военную службу. По воспоминаниям отца Александра, Виктора Яковлевича, на проводах Саши в армию было много друзей, стоял большой стол, играла музыка, все громко пели песни и желали ему вернуться домой целым и невредимым. Виктор Яковлевич сам служил в авиации, заправлял бомбами тяжёлые бомбардировщики, которые улетали на учебные стрельбы и никогда не думал, что придётся отправлять на войну сына. И не придётся встретить...

Вед. 2: После призыва Александр был направлен в Абхазскую учебную школу, где получил специальность наводчика-оператора боевой машины пехоты. Закончил учебку и, по тревоге, в начале мая 1986 года направлен в Афганистан.

Звучит музыка. Ведущие уходят со сцены.

Концертный номер в исполнении… Дуэт Белый снег войны

Звучит музыка. Ведущие выходят на сцену

Вед. 1: Афганистан… Высоких слов не надо

Его и так - не спрятать, не забыть.

Тому, кто выжил, будет жизнь наградой,

А кто погиб, тот в песнях будет жить.

Вед. 2: Афганистан… Кровавые закаты,

Песок и горечь. Все ни как у нас.

И шли на смерть российские солдаты

Не обсуждая Родины приказ.

Вед. 1: По словам сослуживцев Александра, он был исполнительным, смелым воином, готовым всегда прийти на помощь.

Вед. 2: Саша много писал домой. В письмах скрывал свои военные будни, мирно обрисовывал обстановку. Отец Александра, к сожалению, располагал очень ограниченным временем для общения с сыном. Однако именно отцу в своём письме Александр втайне от матери сообщил о своей службе в Афганистане.

1В.: Ну, так как же спросить,

Чтобы сердце её не заныло?

Ну, так как же сказать,

Не прибавив в банальность строку?

2В.: Материнская боль неизбывна, неизлечима,

Материнская скорбь не для глаз, не для памятных дат.

Материнское сердце дорогу к покою забыло,

Материнская память хранит вечно юных солдат.

Звучит музыка. Ведущие уходят за кулисы

Песня «Молитва» в исполнении В. Рощенко

Звучит музыка, на сцену выходит Солдат (чтец в военной форме, голубом берете), становится на колени, снимает берет, музыка стихает

Солдат (на фоне музыки): Поговори со мной, трава!

Скажи мне, где берёшь ты силы?

Меня ведь тоже так косили,

Что отлетала голова...

Скажи, подружка, как дела?

Какие ветру снятся дали?

Меня ведь тоже поджигали –

И я, как ты, сгорал дотла...

Откуда силы-то взялись?

Казалось, нет нас - только пепел –

Но мы из огненного пекла,

Как птица Феникс, поднялись!

Скажи мне нежные слова.

Нас ждут и праздники, и будни.

Я снова молод, весел, буен.

Поговори со мной, трава!

Музыка усиливается, чтец опускает голову, встает, уходит со сцены

Звучит музыка. На сцену выходят ведущие

Вед. 1: 12 февраля 1987 года на заставу «Голомех», где нёс службу Александр Сидорюк, прорвалась банда душманов. Саша из вооружения БМП уничтожил 3 огневые точки противника.

Вед. 2: Но вскоре машина подорвалась, часть экипажа получила контузию. Саша вынес из горящей машины своего боевого товарища, а когда начал выносить второго, снайперская пуля смертельно ранила его.

Вед. 1: На месте последнего боя Саши товарищи сделали ему памятник - небольшой постамент, дорогу к которому с обеих сторон огораживают гильзы, воткнутые в песок.

Вед. 2: Александр Сидорюк награжден орденом Красной звезды, медалью «От благодарного афганского народа» и знаком «Воину-интернационалисту» посмертно.

Вед. 1: У нас в гостях одноклассники Александра Сидорюка: Андрей Петрович Счастных, Инна Валерьевна Сидоркина, Александр Степанович Кузьменко

Слово предоставляется участнику боевых действий в Чечне Александру Степановичу Кузьменко.

Выступление А. С. Кузьменко

Песня в исполнении А. С. Кузьменко

Вед. 1: В бронзе обелисков встали над планетой

Советские мальчишки юностью бессмертной

Памятью священной встали над планетой,

Памятью священной, вечной и нетленной.

Вед. 2: Почтим память воинов-афганцев, героев, выпускников нашей школы минутой молчания. Прошу всех встать

Минута молчания. Звучит метроном

Вед. 2: Прошу садиться.

Ведущий1: На нашей встрече, посвящённой 28 годовщине вывода советских войск из Афганистана присутствует почетный гость. Слово предоставляется: председателю Юргинского городского отделения Российского союза ветеранов Афганистана Яблонскому Евгению Владимировичу.

Звучит музыка, выходит Е.В. Яблонский

Выступление Е.В. Яблонского

Звучит музыка, Е.В. Яблонский проходит на свое место.

Звучит музыка, на сцену выходит вокальная группа 3б класс

Ведущий 2: Афганистан в истории страны

Тяжёлая, кровавая страница

Солдатам, возвратившимся с войны

И матерям погибших будет сниться.

Ведущий 1: Нынешнее поколение не должно забывать трагедии афганских событий, мы должны помнить о тех, кто честно исполнил воинский долг, рисковал жизнью ради великой цели – мира на земле.

Ведущий 2 : Вот и подходит к концу наша встреча. Мы говорим большое спасибо всем тем, кто не жалея себя, встает на защиту нашей Родины, кто охраняет покой мирных граждан. Спасибо Вам за доблесть и за то, что пройдя через ад и смерть, через кровь и слёзы, вам удается сохранить человеческую доброту.

Звучит музыка, на сцену выходит вокальная группа

В исполнении вокальной группы звучит песня

По окончании песни вокальная группа остается на месте, ведущие выходят вперед

Ведущий 1: А сейчас мы говорим Вам до новых встреч, а они, мы уверены – будут!

Звучит музыка зрители и участники мероприятия покидают зал


Сценарий мероприятия ко Дню памяти воинов-интернационалистов

«Любите нас, пока мы живы».
Форма проведения мероприятия : вечер памяти.

Продолжительность: 50 минут.

Цель мероприятия: познакомить участников мероприятия с историей Дня воина-интернационалиста, с событиями войны в Афганистане, Чечне, с судьбами костромичей – участников афганской и чеченской войн, а также развивать чувства патриотизма, любви, интереса к истории и наследию своего Отечества и родного края; воспитывать уважение к участникам военных боевых действий, к воинской чести и долгу.
Оборудование и технические средства:

Компьютерное оборудование;

Проектор;

Экран;


- звуковоспроизводящее оборудование.
Ход мероприятия:
Слайд 1.

Сегодня мы пригласили вас, уважаемые гости, на встречу, посвящённую Дню воина интернационалиста. История празднования этого дня напрямую связана с историей нашего государства, нашей армии. И время показало, что русский солдат и весь русский народ никогда не оставались равнодушными к чужой беде. Стремление помочь близким народам продиктованы боевые действия наших войск в Афганистане, на Северном Кавказе, в Чечне. Мы не можем пройти мимо героизма молодых ветеранов афганской и чеченской войн, не сострадать семьям павших героев. И предлагаем вам сегодня отдать дань памяти людям, которые выполняли и выполняют свой боевой долг в горячих точках .


Я знаю…, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

(А.Твардовский).


Слайд 2.

Стихли взрывов гулкие удары,

Нас не пощадил тяжёлый бой.

Чудом уцелевшую гитару

Мы нашли в машине головной.

И среди ошметков гнутой стали,

Гильз пустых, разбросанных вокруг,

Мы гитару бережно достали

Через покоробившийся люк.

А потом усталые и злые,

Мы к костру сходились в тишине,

В наших душах плакала Россия

На гитарной тоненькой струне.

Пели мы про радости и беды,

Чёрствый хлеб, ломая на куски,

Песни фронтовые наших дедов

Были нам понятны и близки.

Пели мы и кровь кипела в жилах,

Словно в радиаторах вода,

Пели мы о доме, значит, живы,

А живые гибнут иногда.

Может, песни есть и покрасивей,

Только нам не нужно пышных фраз.

В наших песнях - с нами вся Россия,

И никто не одолеет нас.

Слайд 3.


Звучит песня «Звёзды» в исполнении В . Высоцкого.
Слайд 4.

Двадцатое столетие часто называют бурным, жестоким. Таким оно стало и для нашей российской истории. Войны, так или иначе, задели каждое поколение - кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.


Просил я, играя погоном, -

Как ты по Берлину скал на коне

С казачьим лихим эскадроном».

Достав из кармана расшитый кисет,

Цигарку свернув очень споро,

Отец обстоятельный дал мне ответ,

Как бился с фашистскою сворой.

Как фрицы убили лихого коня,

Как шёл сквозь военные грозы…

Скупые отцовские слёзы.
«Отец, расскажи о прошедшей войне, -

Просил меня сын мой однажды. –

Тебя из Афгана везли на броне,

Представлен ты к ордену дважды».

Достав из платочка осколки гранат,

Где я их храню постоянно,

Я сыну сказал, что есть город Герат –

Жемчужина Афганистана.

И там, защищая афганский народ,

Мы с «духами» насмерть сражались…

Мы с ним помянули погибший мой взвод

И крепко друг к другу прижались.
«Отец, расскажи о прошедшей войне, -

Мой внук обращается к сыну –

Бандит расстрелял тебя в спину».

И сын мой поведал сынку своему,

Как пал, прикрывая солдата,

Как смерть обмануть помогали ему

Врачи полевого санбата.

Как вынес его с поля боя комбат,

И силы спасли молодые…

Три женщины, слушая молча, сидят…

Все три почему-то седые.

А. Дементьев


Слайд 5.

Пройдут годы. Многое забудется, затянутся раны. Останутся стихи и песни, рассказывающие о силе духа и мужестве русского солдата. Часто мы не знаем авторов этих песен. Родившись на войне, они уже живут своей самостоятельной жизнью, задевают и тревожат наши души. Они бесхитростны, но всегда предельно искренни и правдивы.

(звучит песня «Третий день пошёл без меня…» в исполнении

А. Глызина)
Слайд 6.

Вспомним об одном из самых трагичных событий Чеченской войны – неравном бое под горным селением Улус-Керт, когда около двух тысяч головорезов Хаттаба напали на сотню бойцов «крылатой пехоты». Ни один из десантников не отступил и не сдался в плен.


На каждого по двадцать озлобленных фанатов.

На каждого по двадцать прицелившихся глаз.

И срок настал кончаться патронам и гранатам,

И некому, ребята, спасти от смерти вас.

Не верю словоплётам, что мужество ослабло,

Стоит 6-я рота бельмом в глазу Хаттаба,

Стоит и не уходит с позиций ни на шаг.

А завтра мать заплачет, читая извещенье,

Что сын её в неравном сражении погиб,

Закрыв своею грудью Аргунское ущелье,

В которое прорваться отчаялись враги.
Слайд 7.

(Звучит песня «Солдат» группы «Любэ»).
Вспомним костромичей – участников афганской и чеченской войн.
Слайд 8.

Бараков Евгений Алексеевич

16.03.1934-06.07.1980

Родился в Костроме, после окончания средней школы поступил в Костромское высшее военное командное училище химической защиты и стал офицером. С 29 февраля 1980 года принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан. Служил заместителем начальника химических войск армии. Исполняя служебные обязанности, полковник Бараков погиб в автокатастрофе 6 июля 1980 года. Похоронен в Костроме. Евгений Алексеевич стал первым воином-костромичом, погибшим на далекой афганской земле. Он открыл скорбный счет "груза 200" в Костромскую область.


У афганских ущелий каждый камень скорбит,

Каждый склон придорожный нашей кровью полит,

Провожали на Родину в «оцинковках» друзей .
Слайд 9.

Борушков Юрий Витальевич

18.05.1961-22.03.1981

Родился в деревне Уланиха Нерехтского района. После учебы в школе окончил строительное училище, работал на заводе "Маяк" штукатуром. По рассказам друзей, Юра здорово играл на гитаре, всегда был веселым, жизнерадостным человеком - душой компании. Призван 25 октября 1979 года в армию, и в ноябре того же года - направлен на службу в Афганистан. Пулеметчик Юрий Борушков погиб при выполнении боевого задания 22 марта 1981 года. За мужество и героизм, проявленные в бою, награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в Нерехте.


Написала девушка бойцу:

Знай и помни - жду тебя любя.

И слезинка кралась по лицу

На закате мартовского дня.

Запечатала письмо в конверт,

Написала адрес полевой.

Где ей было знать, что в тот момент

Распорядившись взводною судьбой.

Смирнов Олег Юрьевич

28.08.1976-14.12.1995

Родился он в Кинешме Ивановской области. Жил в Нее. Олежка - так звали его мать и друзья. Он был разным, но всегда - добрым и гордым. А еще - заводилой. Увлекался техникой, спортом, музыкой. А ещё пробовал писать стихи. 14 декабря 1995 года при ведении боевых действий в Гудермесе, в 5 часов 30 минут крупными силами незаконных вооруженных формирований было совершено нападение на военную комендатуру и железнодорожный вокзал. В ходе боя стрелок-водитель противотанковой батареи, рядовой Олег Смирнов получил многочисленные пулевые ранения, несовместимые с жизнью. Остались личные вещи: осколок зеркала, расколотая аудиокассета и залитые кровью блокнот и календарь. В нем Олег тщательно вычеркивал каждый прожитый день. Олег не дожил всего три дня до обведенного им числа - 17 декабря - годовщины службы. 20 июля 1996 года Олег Смирнов награжден орденом Мужества (посмертно). Похоронен в Нее на городском кладбище.
Что надо душе солдатской, которой в веках сиять ?

У каждой могилы братской часовня должна стоять.

Судьбы роковой страница, забыть ее - смертный грех.

За всех зайти помолиться, поставить свечу за всех.
Слайд 13.

Лествиг Алексей Владимирович

01.08.1976-03.03.1996

Алеша Лествиг родился в городе Кологриве. В 1994-м закончил школу, а в августе того же года ушёл в армию. Службу Алексей проходил в Пограничных войсках. Оттуда в составе роты огневой поддержки второй мотоманевренной группы был направлен в Северо-Кавказский регион водителем . 23 февраля 1996 года во время боя огнем из пулемета подавил огневую точку противника, тем самым не допустил прорыва боевиков через охраняемый участок границы в Сунженском районе Республики Ингушетия". За тот памятный бой Указом Президента Российской Федерации № 159 от 1 марта 1997 года Алексей Лествиг награжден медалью "За отвагу". 3 марта во время обстрела боевиками блокпоста пограничников Алексей находился в палатке медицинского пункта и был убит, не успев добежать до укрытия. Похоронен Алексей в Кологриве.


Ольга Павловна Лествиг посвятила ему такие строки:
Стон матерей стоит в России всей.

Мой сын погиб в неполных двадцать лет.

Кто за него теперь мне даст ответ?

Кто скажет мне, как мне на свете жить?

Кого теперь лелеять и любить?

Был для меня он смыслом жизни всей.

На свете нет любимей и родней.

Скажите мне вы, люди всей Земли,

Как мы такое допустить смогли?

Вы помогите нам остановить войну,

Которая калечит всю страну,

Слезами слепит матерей глаза.

Такого больше допустить нельзя!
Слайд 14.

Некоторым из них не было и двадцати лет. 56 костромичей унёс Афган, 52 – Чечня. «Мы не вернулись с той войны» - книга памяти, посвящённая воинам костромичам, погибшим или пропавшим без вести в Афганистане и Чечне.


Слайд 15.

Как мало лет он прожил… Только двадцать!

Но миг победы – больше, чем года.

Как трудно умереть, чтобы остаться,

Остаться в наших душах навсегда.

Нет, мужество случайным не бывает.

Оно в душе солдата родилось,

И с Родиной себя не мыслит врозь.

Смотрю, смотрю в лицо его простое.

Печальное тире между двух дат.

И верю я, что только так и стоит

Жить на земле, как жил на ней солдат.
Слайд 16.

Всему свой срок… И, может, в этом суть.

Всё заживёт. Страна излечит раны.

И потому уходит спозаранок

Отряд друзей в небезопасный путь.
Что ни говори, а мы с тобой, товарищ,

Пороху понюхали тогда.

Сквозь огонь боёв и пыль пожарищ

Не вела заветная звезда.

Всё, что нам отмерила война.

И не зря сегодня мы надели

Наши боевые ордена.

Что ни говори, а мы умеем верить

В дружбу, закалённую в огне,

И без слёз оплакивать потери –

Что же – на войне как на войне.

Что ни говори, а мы сильны, как прежде,

Верностью и честью фронтовой,

Верностью дороге и надежде,

Честью перед памятью святой.

Что ни говори, а мы с тобой сумели

Всё, что нам отмерила война.

И не зря сегодня мы надели

Ниши боевые ордена.
(Фрагмент фильма «Любите нас, пока мы живы»)

(Семья России диск № 209, сторона 2А, 2007 г.)

Ведущий: Сегодня в нашей стране уделяется большое внимание патриотическому воспитанию молодёжи, чтобы вы, ребята, любили и уважали свою Родину, чтобы смогли в трудную минуту встать на защиту своих близких, своей земли.
Составители: заместитель директора Бородина Н.С., библиотекарь отдела обслуживания читателей и информационных технологий Иванова А.В.

22 июня – День памяти и скорби.
Указом Президента РФ Бориса Ельцина от 8 июня 1996 года № 857 22 июня объявлен Днём памяти и скорби.

Одна из самых печальных дат в нашей истории – начало Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. В этот день проходят траурные митинги, приспускаются государственные флаги, возлагаются цветы к монументам Славы и могилам погибших воинов.


При подготовке и организации библиотечных мероприятий, посвященных Дню памяти и скорби, мы рекомендуем провести интерактивную историческую викторину «Вставай, страна огромная».
Сценарий мероприятия

«Вставай страна огромная!»
Форма мероприятия : интерактивная историческая викторина.

Оборудование: экран, проектор, компьютерное обеспечение, призы для победителей викторины.

Оформление : книжно-иллюстрированная выставка о первом дне Великой Отечественной войны «Вставай страна огромная!»

Слайд 1


(заставка)
Слайд 2

Ведущий 1: Июнь. Первый летний месяц; радостный и солнечный. Но есть в нем одна печальная дата, которая не дает забыть о себе и тревожит нам сердце из года в год. 22 июня – начало Великой Отечественной войны.
Слайд 3

Ведущий 2:

Откуда берется война?

Откуда она появляется?

Кому она в мире нужна?

Кто вновь воевать собирается?

Вопросы, вопросы, вопросы…

Они без ответа пока что…

Но если подумать серьезно…

Ответ знает, в общем-то каждый…

Немало примеров в истории,

Когда война начиналась…

За золото, за территории…

За всякую, в общем-то малость…
Слайд 4

Ведущий 1: На рассвете 22 июня немецкие войска атаковали нашу страну по всей границе. Утром по московскому радио шли обычные воскресные передачи. О начале войны узнали лишь в полдень .

(запись сообщения о начале войны)

Слайд 5


Ведущий 2: Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, герои-пограничники сражались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая родную землю. Люди не думали о своей жизни. В мыслях было только одно: остановить врага! Хоть на день, хоть на час, хоть на немного, чтобы дать возможность стране собраться, подготовиться и дать отпор врагу. Пограничники стойко сражались, героически умирали, но не покидали обороняемых рубежей. Каждая застава была маленькой крепостью, и враг не мог овладеть её, пока жив был хоть один пограничник.
Слайд 6

Ведущий 1: Стойко и самоотверженно сражался гарнизон Брестской крепости, отражая непрерывные атаки немцев.

Не раз, не второй и не сотый

От крепости немец отбит.

Уже как пчелиные соты,

Все стены, а крепость стоит.

Ну что там, ну кто там остался?

Форты разбомбили дотла

И доты, а стяг не шатался,

А стяг не окутала мгла.

Убьёт знаменосца осколком,

Но стяг поднимает другой.

Полотнище алого шёлка

Пылает над Бугом-рекой .

С. Гаврусев


Ведущий 2: Перестрелки в крепости продолжались почти два месяца. Самоотверженная борьба бойцов гарнизона на длительное время сковала крупные силы противника. Полуослепшие во тьме подвалов, без еды, без воды, истекающие кровью, бойцы отказывались сдаваться.
Слайд 7

Ведущий 1: Фронт тем не менее двигался на восток, и вся страна поднималась на борьбу с врагом.

Мяли танки тёплые хлеба,

И горела, как свеча, изба.

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга,

Разъярился даже горицвет,

Дерево и то стреляло вслед,

Ночью партизанили кусты

И взлетали, как щепа, мосты,

Шли с погоста деды и отцы,

Пули подавали мертвецы,

И, косматые, как облака,

Врукопашную пошли века.

Шли солдаты бить и перебить,

Как ходили прежде молотить.

Смерть предстала им не в высоте,

А в крестьянской древней простоте,

Та, что пригорюнилась, как мать,

Та, которой нам не миновать.

Затвердело сердце у земли,

А солдаты шли, и шли, и шли,

Шла Урала тёмная руда,

Шли, гремя, железные стада,

Шёл Смоленщины дремучий бор,

Шёл глухой, зазубренный топор,

Шли пустые, тусклые поля,

Шла большая русская земля.

И. Эренбург


Слайд 8

Ведущий 2: Сегодня мы оглядываемся назад, на те трагические огненные горькие дни войны, и хочется сказать…
Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Погибшие в бою.

С. Щипачев


Слайд 9

(видеоролик «Песня о новом времени»)
Свернуть презентацию и открыть игру.
Ведущий 1: А сейчас мы предлагаем вам поучаствовать в исторической викторине о Великой Отечественной войне. Вы разделились на три команды. На экране вы видите игровое поле, на котором пять областей знаний (даты и цифры, имена, термины и названия, события и факты, память). Каждая область знаний содержит 5 вопросов. Жеребьёвкой мы определим команду, которая будет отвечать первой. Эта команда выбирает область знаний, в которой она сильна. Если команда правильно отвечает на вопрос, она получает возможность играть дальше, т. е. выбирать следующий вопрос. Если команда затруднилась с ответом, право хода переходит другой команде. В конце викторины, когда все вопросы будут разыграны, мы посчитаем баллы и определим победителя.
Даты и цифры


  1. Назовите дату окончания Великой Отечественной войны. (9 мая 1945 г.)

  2. Какое время показывали часы, когда немцы начали бомбить нашу территорию 22 июня 1941 г.? (4 часа утра)

  3. Какой город находился в блокаде 900 дней? (Ленинград)

  4. Сколько лет со дня Победы праздновала наша страна в 2015 г.? (70 лет)

  5. Какого числа был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии? (8 мая 1945 г.)

Имена


  1. Как зовут солдата, памятник которому стоит в Болгарии ? (Алеша)

  2. Кто был Верховным Главнокомандующим Советской Армии? (И. В. Сталин)

  3. Назовите фамилию нашего земляка, маршала авиации. Его именем названа улица в Костроме и на этой улице стоит его бюст (маршал Новиков).

  4. Кто принимал Парад Победы на Красной площади в 1945 г.? (Г.К. Жуков)

  5. Каким женским именем называли советские солдаты боевую машину реактивной артиллерии? (катюша)

(Сценарий встречи, посвящённой воинам-интернационалистам: «Живая память»)

Данная разработка может быть использована в работе с учащимися 5-11 классов. Предполагается приглашение воинов-интернационалистов, родителей погибших воинов, представителей союзов ветеранов войны в Афганистане.

Цель: создание условий для воспитания у школьников уважения к российским воинам, исполнившим свой долг, развития взаимопонимания, ценностного диалога между поколениями.

Ход мероприятия:


Учитель: Корзина И.Ф.

1 чтец:

Я хочу, чтобы гордость была за страну,
Чтоб красивым был прожитый день,
Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену
Вспоминая хороших людей…

2 чтец: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас у нас в гостях, и надеемся, что сегодняшняя встреча надолго останется в Ваших сердцах.

3 чтец:

Живая память, потому что живы те, кто воевал, выполняя свой интернациональный долг в Афганистане,

  1. Таджикистане,
  2. Абхазии,
  3. Чечне,
  4. других горячих точках
4 чтец:

Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие.

(И.Ф.)
5чтец:

И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим, пока мы об этом пишем.

Выходят группа ребят: 6 – 7 классы. (Афганистан)

1 чтец

«Горячие точки». Их много во всём мире в наше неспокойное время:

2чтец:

В Европе и Азии, в Африке, на Ближнем, Среднем Востоке. Одни выполняли интернациональный долг,

3 чтец

другие восстанавливали «конституционный порядок» в отдельном регионе,

4 чтец

третьи выполняли миротворческие миссии ООН в международных зонах конфликта

5 чтец

четвёртые участвовали в контртеррористических операциях:

Песня звучит «АФГАНЦЫ» РОССИИ

6 чтец
Мы ещё не вернулись с войны,
и, хотя это нам лишь известно,
но тебе мы признаемся честно,
потому, что твои мы сыны.

7 чтец
Снова крутим чужое кино,
Правда, снято, увы, некрасиво,
Но мы смотрим его всё ровно:
Мы- участники битвы, Россия.

1 чтец
Кто-то скажет:»Давно это было…»
Для кого-то, быть может давно…
Наша память того не забыла:
Так и кружит немое кино…

2 чтец
Ах, как плохо мы роли сыграли!
Получился военный просак.
С той войны мы вернёмся едва ли…
А хотелось бы..Знаете как?! (Лира Синеок).

3 чтец:

С чего начинается Родина?

4 чтец:

Для всех нас Родина начинается с места, где мы родились. И это место село Черноречье Это и есть Наша малая Родина.

5 чтец:

Красивое, родное сердцу село. И так важно сохранить и сберечь этот маленький уголок земли, приумножить его красоты и богатства, сделать его ярче и благополучнее.

(фильм о Черноречье)

6 чтец:

Наш рассказ пойдёт о ребятах-военнослужащих нашего села Черноречье- о тех, кто, пришёл и не вернулся, выполняя свой воинский долг, из Афганистана, Чечни и Кавказа, Дагестана...

7 чтец:

Такое забыть не возможно никогда. Эта война оставила неизгладимый след в сердцах поколений. Ведь были призваны лучшие из лучших.

1 чтец:

Нашим ребятам в горячих точках России, посвящается!

Показ фильма: «Офицеры»
Выходит группа ребят: 5 и 8 классы.

6 чтец:

24 года прошло с того дня, когда наши войска были выведены из Афганистана, но он возвращается к ребятам, воевавшим в Афганистане, вновь и вновь: в разговорах, в воспоминания, во снах.

7 чтец:

Уже идет, которая весна, без свиста пуль в афганской круговерти.
Но горы вновь ко мне приходят в снах, те горы, на которых море смерти.

1 чтец

Пустыня огрызалась горячо, в песках скрывая призрак каравана,
Все было, все осталось за плечом, но век мне не забыть Афганистана.

Чтец 2:

Войны – афганцы в этой войне проверили себя на мужество и прочность,
обрели боевое братство, хотя в этой войне они потеряли многое. Но вернувшись
с войны, они находят свое место в жизни, веря в справедливость.

3 чтец:

24 года отделяют нас от того дня, когда последний Советский солдат покинул землю Афганистана, когда слились воедино выстраданная человеческая радость, слезы и душевная боль о невосполнимых утратах.

4 чтец
В наших сердцах навсегда останутся светлая память, искренняя гордость за поколение, с честью выполнившее свой гражданский и интернациональный долг, показавшее всему миру пример бескорыстного служения своему Отечеству.

5 чтец
Из села Черноречье 16 наших ребят уходили добровольно служить в «горячие точки» это (и начинается рассказ о каждом герое)из них 7 человек служили в Афганистане.

1 - Календарёв Сергей Александрович - показываем презентацию

2 - Мальцев Андрей Константинович

3 - Русских Николай Павлович

4 - Корюков Сергей Борисович

4 чтец:

Мы низко склоняем головы перед теми, кто навсегда остался в горах Афганистана и Северного Кавказа, умер от ран, не вернувшись домой.

5 чтец

Мы гордимся боевой славой ветеранов, всех тех, кто сохранил верность лучшим традициям Российской Армии, с честью пройдя через войну, через локальные вооруженные конфликты, через годы тяжелой воинской службы.

5 - Рожнов Анатолий Николаевич

6 - Чернов Иван Емельянович

7 - Хаймулин Рамазан Заилханович


Фильм 3

6 чтец:

До сих пор плачут сердца родителей, не дождавшихся с той войны сыновей, болит душа у тех, для кого Афганистан стал судьбой. Время быстротечно.

7 чтец
Но сколько бы лет ни прошло, для участников Афганской войны тот период навсегда останется болью и судьбой, так как они оплачены их потом и кровью, слезами родных и близких

1 чтец: МИНУТА МОЛЧАНИЯ: ПРОСИМ ПОЧТИТЬ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ!!!

Песня. Чечня. 5-8 классы.

Чтец 1:

Закончилась война в Афганистане, но вновь не спят матери, провожая своих сыновей на службу в армию Всё новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте нашей страны, и среди них ставшее для многих страшные слова «Чечня», «Дагестан»

Чтец 2:
Многие ребята получили ранения и контузии, стали инвалидами. Мы воздаем дань уважения героизму солдат и офицеров. Они выполняли приказ, проявляя мужество, волю к победе, горячую преданность своему народу и своей стране.

3 чтец.
Воины - Мы всегда будем помнить об этом интернационалисты живут среди нас, они служат достойным примером для нас, будущих защитников Отечества. И наш человеческий, патриотический долг - сохранить память о событиях тех лет.

Чтец 4:

Что бы ни говорили, что бы ни думали, а вы сумели с достоинством и с честью пройти огонь боёв и дым пожарищ.…Чтобы ни говорили, чтобы ни думали, а Вы знаете цену мужской дружбе, закаленной в огне, знаете, как оплакивать потери,

5 чтец.

Вы честны перед совестью и святой памятью. Никто и ничто не может изменить отношение к воину, по приказу Родины взявшего оружие в свои руки.

Чтец 6:
Что бы ни говорили, а вы пройти сумели
Все, что Вам отмерила война
И не зря сегодня вы надели
Ваши боевые ордена.

Чтец 7:

Какое счастье для родной земли, ее сыны вернулись из похода!
Они сквозь годы горе пронесли достоинство великого народа.
Герои по – мальчишески юны, но по – мужски их доблесть окрестила
Безмерно ликование страны, которая таких сынов взростила.

1 чтец

Цветы, улыбки, чистая слеза. Они свое смущенье не скрывают,
И над Чечнёю пронеслась гроза, машины от похода остывают.

Чтец 2:
Пройдут годы. Многое со временем,конечно,забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах», «чеченцах» и вопреки, так больно их задевающие.Затянутся раны,напоминая о себе к непогоде.

3 чтец

Потускнеют боевые ордена,у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни,рождённые на войне,рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата.
(стих)

Фильм про Чечню 4

Чтец 4
О гуманизме наших солдат, об их мужестве и самопожертвовании можно говорить бесконечно. Наши солдаты заслуживают самого высокого уважения, потому что каждый из них выполнял свой патриотический долг перед Родиной. Так давайте поклонимся низко, до самой земли, героям, нашим современникам – воинам Чеченской войны.
Песня-2

Чтец 5: Из села Черноречье 16 наших ребят уходили добровольно служить в «горячие точки» это (и начинается рассказ о каждом герое)из них 7 человек служили в Чечне.

Фильм про Чечню

1 чтец:

Живут среди нас "ребята пришедшие из Чечни.” Они работают, учатся, женятся, растят детей, они чувствуют себя неуютно, пользуясь льготами, предъявляя удостоверения. Они не любят надевать на модные пиджаки заслуженные боевые награды.

Чтец 2:

Они чувствуют показное внимание и не показное равнодушие, а порой и неприязнь, потому что своим существованием нарушают чей-то служебный и душевный комфорт и колеблют твердую уверенность, что все на свете правильно.

Чтец 3:

А по ночам им снится война. Им снятся каменистые ущелья и белое палящее солнце над острыми верхушками пирамидальных тополей. Им снятся лица друзей и врагов. И спускается, будто с небес, по склону горная пехота, и горят, горят автомобили.

Презентации:

1. Батенев
2. Васильев

4 чтец:

С годами забываются бои,
Спокойней снятся – словно нет войны,
Становится привычной седина.
Которую, тебе дала война.

5 чтец:

С годами возвращаешься на круг,
Где враг условен, где бессмертен друг,
Где, только оглянувшись на восток,
Вдруг видишь, как пылает небосвод.

6 чтец

С годами вновь становишься собой -
Тем парнем с довоенною судьбой,
Которому достанутся сполна
Бессонница, потеря, седина.

Песня - МВД.

1 чтец:

Внутренние войска МВД России последние 24 года практически всегда - на линии огня. Они первыми вставали стеной, разделяя противоборствующие стороны во время межэтнических конфликтов в Фергане, Оше, Алма-Ате, Ереване, в Пригородном районе Северной Осетии, в Южной Осетии, Сухуми, Карабахе, Баку, Душанбе, Приднестровье, в других горячих точках.

2 чтец:

И сегодня воины МВД помогают местным органам власти стабилизировать обстановку на Северном Кавказе - в Дагестане, Чечне, Ингушетии, в других республиках.

3 чтец

Чечня, Кавказ - особая боль каждого русского человека. Именно там, в «горячих точках», пришлось отдавать свой воинский долг нашим ребятам.
(рассказ о ребятах)
Давыдов Дмитрий Александрович
Ситников Виктор Сергеевич
Вавилов Денис Павлович.

Фильм – МВД.

4 чтец

В своих воспоминаниях они с теплотой отзываются о духе товарищества, взаимовыручки, боевого братства, которые помогали им выполнять поставленные перед ними задачи. С огромной болью в сердце ведётся ими рассказ о многих человеческих жизнях, унёсших друзей, при выполнении своего долга.

Презентация: Давыдов Дима – Корзина И. Ф.
Чернышов Денис.
1 чтец Сколько сыновей потеряли матери, сколько отцов потеряли дети. Это большое горе, которое нельзя передать словами, Поэтому они убеждены, что люди, должны решать судьбу страны всеми способами, но только не войной и жизнью других людей.
Кривонос Настя.
2 чтец: Каждую осень и весну тысячи молодых новобранцев пополняют ряды защитников Отечества
Валя Андрианова.
3 чтец: Среди этих юношей есть и наши ребята, несущие нелёгкую службу в разных точках нашей страны.
Фильм – конец.
Ванюшкин Лёша.
4 чтец: Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг на все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалиста.
Форманюк Маша.
1 чтец: В наше время в парнях не иссякли верность долгу и традиция старших поколений - непреклонная воля к победе, честь, отвага и мужество.
Песня - 4
Слово предоставляется главе сельского поселения Чекаровой.Г. И
Директору школы Давыдову. А.П
Возложение цветов к памятнику павших

Итогом нашей работы является осмысление проблемы. Мы познакомились с литературой по данной теме, провели интервьюирование воинов – интернационалистов и мы пришли к выводу: сегодняшняя молодежь мало что знает об этой войне. На наш взгляд, это неправильно. И наше исследование – желание помочь молодым людям узнать имена героев, воинов – интернационалистов, которые прошли суровое испытание в «горячих точках» страны, не уронив чести Советского воина. Показать пример мужества, на который можно равняться

Мы установили всех 18 участников войны, с некоторыми побеседовали лично. Но осталось много невыясненных вопросов. Например, как на территории Троицкого района выполняют статью 16 закона « О ветеранах», принятого Государственной Думой 16 декабря 1994 года. Или, как привлечь ребят, воевавших в горячих точках для организации патриотического воспитания подростков, будущих защитников Родины.

8уч.
Дагестан, Кавказ
При втрече ребята вспоминали те нелёгкие былые времена. Каждый рассказывал свою биографию, а вот о службе в Аф говорили не все, однакоФИ число рожд и число был призван 1982г. в ряды Советской Армии, автомобильные войска города… и после двух месячной спецподготовки число был направлен в АФ. Город… снайпером –наводчиком, гранатомётчиком противотанковых гранатомётов.говорил: Первые недели были самые трудные. Обстановка менялась в самые считанные часы. В этой круговерти я старался не упускать инициативы, постоянно диктуя врагу свою волю. «Только вперёд» знали все афганские воины. ФИ был контужен, он награждён медалью «За отвагу» и тд

В настоящее время фи проживает в нашем селе, женат и воспитывает…
Учился в средней школе число пошёл служить в ряды Советской Армии, через год попал в Аф., где кругом были пустыни горы. Подавая рапорт о направлении в Аф. Имя понял, что выбрал самый верный для себя путь. В Аф понял, что воевать здесь надо не только по приказу, но и по внутренней убеждённости. Во время боя он проявил инициативу и смекалку, за. что был награждён.
Сейчас он живёт и работает в своём родном селе, имеет дочь и сына, будущего защитника страны.
ФИО число родился.

Домой напишет: Всё нормально,
Я жив, здоров. Целую! Твой…
Про долг интернациональный
Не пишет в почте полевой.
Нет, разумеется, запрета…
На эти точные слова, Их повторяют все газеты,
Но воин скажет раза два:
Когда согласием ответит…
На перевод в Афганистан,
Когда на всём на белом свете
Не будет воин, не будет ран..

Каждую осень и весну тысячи молодых новобранцев пополняют ряды защитников Отечества. Среди этих юношей есть и наши ребята, несущие нелёгкую службу в разных точках нашей страны.

Чечня, Кавказ- особая боль каждого русского человека. Именно там, в «горячих точках», пришлось отдавать свой воинский долг нашим ребятам.

В своих воспоминаниях они с теплотой отзываются о духе товарищества, взаимовыручки, боевого братства, которые помогали им выполнять поставленные перед ними задачи. С огромной болью в сердце ведётся ими рассказ о многих человеческих жизнях, унёсших этой войной.

Сколько сыновей потеряли матери, сколько отцов потеряли дети. Это большое горе, которое нельзя передать словами, Поэтому они убеждены, что люди, должны решать судьбу страны всеми способами, го только не войной и жизнью других людей.
В беседе с …говорил « Я мечтал о том, как вернусь домой. И как встретит меня родной дом, как выйдет на порог мать или отец, что скажет любимая. И этот день настал.

Вспоминая свою службу, ИФ сказал: «Служба научила нас тому, чему не учат ни в каких университетах, закалила, проверила на прочность. Не только на прочность, не только на физическую, но и на нравственную. Научила дружбе, мужской, серьёзной, скупой на слова»

В заключении хочется пожелать вам здоровья, счастья и мира. Пусть в жизни будет больше солнца, а небо хмурится только от дождя. Любите этот мир. Он прекрасен. Цените его. Цените жизнь. Цените каждый прожитый день, а оценив, берегите, ради любви, ради благополучия близких, ради будущего.

Нашим ребятам, воевавшим в «горячих точках» России, посвящается!

  1. КалендарёвСергей Александрович-Афганистан 14декабря 1959г.
  2. Мальцев Андрей Константинович-Афганистан 12 октября1968г.
  3. Рожнов Анатолий Афганистан
  4. Чернов Иван Афганистан 1960
  5. Хаймулин Рамазан Заилханович- Афганистан 17 декабря1968г.
  6. Русских Николай Афганистан-28 июля 1963г. 82-84-годы службы
  7. Корюков Сергей Борисович Афганистан 14.октября 1968г.
  8. Батенев Сергей Афганистан
  9. Гладких Александр Александрович-Аргунское ущелье 2октября1980г
  10. Васильев Максим
  11. Лукьянов Александр Борисович- в Грозном, Чечне 1968г.рождения
  12. Горковлюк Николай Анатольевич
  13. Лебедев Виталий Александрович Чечня 23 октября 1976г.-94-96 год службы
  14. Юдин Денис
  15. Давыдов Дмитрий Александрович -2000 полгода -Аргун и полгода-2010г.Дагестан- 25мая 1973г.
  16. Лошкарёв Александр
  17. Ситник Виктор
  18. Вавилов Денис
Мальцев Андрей Константинович

Мальцев Андрей Константинович родился 12 октября 1968 года в селе Стрелецкое.
Воспитывался в основном у бабушки Ушаковой Марии Архиповны. Был послушным, но один раз в 3 года ушёл самостоятельно на рыбалку, потеряли, искали всей деревней. В 1 классе первой учительницей учительница была Лебедева Людмила Архиповна. Учился хорошо. С 4 класса учился в Степнинской СОШ. Классным руководителем была Кожевникова Нина Георгиевна. Но уже учиться стал посредственно. Любимыми предметами были НВП, физкультура, литература. Нравилось кататься на лыжах. Вспоминает учителя Плаксина Василия Петровича, который обучал учеников тракторному делу: «Когда ученик не хочет писать, то от В.П. незаметно в портфель положит мелких запчастей, а когда начнёт проверять тетради, просит показать, открываешь портфель, а там инструменты, уличит в краже. Все смеются. Очень любил трактора, а ещё больше занимался стрельбой, резьбой по дереву, в свободное время рыбалкой, охотился.
В Армию хотел всегда, чувство патриотизма, ответственности. Так думали все мальчишки, если не пойдёшь в армию,то девчонки косо смотреть будут, да и внутри настраивали себя морально.
В 1986 году был большой не добор в Армию, Толь ко угнал комбайн на ремонт и приходит повестка и 2ноября забирают в морфлот 15 человек в Копейск 6 месяцев в учебке в школе сержанта. На отлично закончил, дали звание сержанта. Видели, что парень толковый. А 11 мая 1988г. их уже заранее готовили в Афганистан
145 - вживую со смертью встречались
519 - помогали дружескому народу
555- обычай, если погиб солдат
145 - жена о муже
255 - 17 января 1989года- выход из Афганистана
Они были обычными парнями, также влюблялись 918- встреча с Татьяной
500-рассказ о наградах (фильм показывать и перечислять награды)
658- комсомольский билет.
19 августа1989. Познакомился давно Только всё не решался подойти
Сегодня имеет двух замечательных детей. Сын-Александр 23года, работает в г. Челябинске-устанавливает сигнализации в железнодорожных вагонах.
Южный Инженерный Центр Энергетики в г. Южноуральск.
Ксения-18лет-в ЧГПУ - географ-экономист.
Татьяна работает в школе №20 учителем начальных классов
Сам Андрей- машинист-экскаваторщик ЮИЦЭ.
23 года отделяют нас от того дня, когда последний Советский солдат покинул землю Афганистана, когда слились воедино выстраданная человеческая радость, слезы и душевная боль о невосполнимых утратах. В наших сердцах навсегда останутся светлая память, искренняя гордость за поколение, с честью выполнившее свой гражданский и интернациональный долг, показавшее всему миру пример бескорыстного служения своему Отечеству.

Календарёв Сергей Александрович.

14декабря 1959 года рождения уроженец села Стрелецкое.
Родители: мать-Календарёва Александра Михайловна
Отец-Календарёв Александр…. В 18 лет умер.
Ходил в садик. В 1классе первой учительницей была Кайгородова Мария Тимофеевна, с 4класса по 10 класс учился в Степнинской средней школе. Затем работал в совхозе Степном №3 отделения, поднимал сельское хозяйство на тракторе Т-4, культивировал, вспахивал землю.

Вспоминает, что отношение молодёжи 80-х годов к службе в армии было хорошим. Все очень стремились отслужить в армии. Сергей Александрович, как и все остальные, тоже с честью и достоинством служил в армии. В Армию был призван в 18лет 1977 года с военкомата с. Стрелецкое. . С благодарностью вспоминает ночные побудки и тренировки, физическую подготовку, которую проходили в школе. Всё это пригодилось, когда оказался в Алма-Ате пограничные войска, а через полгода в учебную часть С-Петербурга бормехаником на вертолёте. До демобилизации оставалось 9 месяцев и направили в Афганистан г. Кабул Герат на Иранской границе в «горячей точке». Военная служба в Афганистане, «участие в оказании интернациональной помощи в ДРА», Участвовал в боевых операциях, проводимых бойцами спецотряда

Связь с внешним миром поддерживалась с помощью вертолётов. Они доставляли различные грузы (продовольствие, боеприпасы, почту и др.) Один вертолёт приземлялся, и быстро все ящики и мешки перегружали в БТР или БМП, а в это время два других вертолёта кружили вокруг, охраны. А иногда приходилось бросать бомбы с вертолёта, чтобы уничтожить противника.
Вспомнил Сергей Александров случаи, но рассказал сжато и с не желанием, видно, что не очень хотелось вспоминать эти события. был уволен со службы в запас СА. младшим лейтенантом.» Когда мы спросили, - какие пожелания дали бы юношам-призывникам нашей школы, - то услышали, что главное это послушание командирам и безусловная дисциплинированность.

После службы учился в веттехникуме на зоотехника. Женат. Сегодня работает сторожем на нефтебазе, а жена Клавдия Егоровна почтальоном в п. Черноречье. Вот уже 14лет живут в любви и согласии.

Хаймулин Рамазан Заилханович

Участник Афганской Войны.
Мать: Хаймулина Турсун Авбакеровна-16.о7. 1943г. Рождения.
Отец:Хаймулин Заилхан Утегенович -2.07. 1941г. Р.
Мама приехала в 1963 году в с. Стрелецк и вышла замуж. Жили на берегу речки в маленькой избушке.
Родилась дочь Аня в 1964г.. Сейчас ей 49 лет. Работает учителем в г. Чесма.
Второй сын –Аман, родился в 1966г., работает в г. Магнитогорске- водителем большегрузного автомобиля.
А в 1968г 17 декабря рождается третий ребёнок
Хаймулин Рамазан Заилханович в посёлке Стрелецк Троицкого района Челябинской области.
В садик Роман не ходил, был домашним ребёнком. Когда родители уходили на работу мама-дояркой, а папа-шофёр, старшие брат и сестра присматривали за младшим братом.
С перевого по четвёртый класс обучался в Стрелецкой НОШ, первой учительницей была Лебедева Людмила…, затем в Степнинской средней школе, которую окончил в 1986.
Рамазан был спокойным, воспитанным, уравновешенным юношей, очень общительный, пользовался уважением среди сверстников и учителей.
С раннего детства Рамазан проявлял интерес к технике. Всегда помогал отцу ремонтировать машину, а товарищам мотоциклы. Был очень опрятен и аккуратен при делах.
Часто говорил: (фильм) «Мама я тебя никому не отдам, я тебя докормлю, допою.»
после окончании Степнинской средней школы поступил на курсы шофёров в автошколу от Троицкого районного военкомата. Получив водительское удостоверение, работал в совхозе"Степной" на отделении № 3 с. Стрелкецк помощником комбайньора. По воспоминаниям ветеранов совхоза: «Рамазан работал умело, быстро, грамотно. Добросовестно выполнял все поручения. В технике разбирался хорошо. Был хорошим товарищем. С уважением относился к односельчанам. В селе его любили. Чем мог всегда помогал людям. Был надеждой и опорой родителей»
Троицким военкоматом был призван в ряды Вооружённых сил СССР осенью 17 мая1987 года. Прошёл курс молодого бойца в городе Ашхабаде, затем был в учебке шесть месяцев, после чего получил звание сержанта. С ноября 1987г.дальнейшую военную службу проходил в Афганистане в воинской части-полевая почта 19920.
Сержант, водитель. Служил честно и добросовестно. Пользовлся уважением среди сослуживцев.. Неоднократно поощрялся командованием части. Участвовал в боевых операциях по ликвидации бандформирований мятежников. За боевые умелые действия в боях, смелость и мужество награждён медалью « За боевые заслуги»..
Хаймулин Рамазан Заилханович умер 21 октября 1988 года от тяжёлого заболевания Похоронен 29 октября на мусульманском кладбище в п. Целинное Троицкого района Челябинской области. На могиле установлен мраморный памятник. Его имя занесено во всесоюзную Книгу памяти погибших в Афганистане.

4 чтец. Лукьянов Александр Борисович - в Грозном, Чечне 1968г. рождения

5 чтец. Горковлюк Николай Анатольевич

7 чтец. Юдин Денис

1 чтец Давыдов Дмитрий Александрович -2000 полгода - Аргун и полгода-2010г. Дагестан- 25мая 1973г.

2 чтец. Ситник Виктор

  • E-mail
  • Подробности Просмотров: 4909

    Сценарий мероприятия, посвящённого Дню Воина-Интернационалиста

    «Пока мы помним – мы живём»

    Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья! Добрый день, уважаемые гости!

    Ровно 25 лет отделяет нас от того памятного дня, когда последний советский солдат покинул землю Афганистана, где 9 лет и 51 день исполняли интернациональный долг простые советские парни.

    Ведущий 2. Советско-афганская граница под Термезом. 15 февраля 1989 года. В этот день был праздник. Праздник возвращения наших воинов из пылающего Афганистана. Праздник выхода из чужой войны последнего советского солдата.

    Ведущий 1 . Гремела сияющая медь оркестра. Перед трибуной стояли два батальона гвардейцев-разведчиков, замыкавших нашу последнюю часть. Генералы, полковники в нарушение всех старых традиций не вызывали солдат к себе командами, а подходили к каждому воину и вручали ему боевую награду и памятный подарок.

    Ведущий 2. Сегодня, 15 февраля – День Памяти воинов-интернационалистов, участников военных действий в Афганистане, Таджикистане, Абхазии, Приднестровье, Чечне и других «горячих точках» ближнего и дальнего зарубежья.

    И мы собрались с вами на серьезный разговор, чтобы узнать, вспомнить тех, которые воевали в мирное время, исполняя свой воинский долг Защитника Отечества.

    Эта война коснулась многих наших соотечественников, их семей, близких, друзей и товарищей.

    Показать видеоролик «Белый вальс» - Ирина Шведова

    Ведущий 1 . Нашу встречу, мы назвали «Пока мы помним – мы живём», она посвящена тем давним событиям, ставшими уже историей, но о которых мы обязаны помнить.

    Ведущий 2. Обязаны помнить о тех наших современниках, прошедших огненные версты войны в мирное, казалось бы, время, которые живут среди нас сегодня, и о тех, кого нет.

    Ведущий 1 . У этой войны еще нет истории. Она не написана. Но у этой войны есть

    живые свидетели. И это - /перечислить/

    они прошли Афганскую войну и стали прямыми свидетелями тех событий.

    Ведущий 2 . К сожалению, нет в живых наших односельчан: /перечислить/

    Но мы о них будем помнить.

    Ведущий 1. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, об этом говорим.

    Стихотворение читает _________________________________

    ….Получают мальчики повестки

    И уходят мальчики служить
    Есть обязанность у них такая:
    От врага Отчизну защитить.
    Матери сынов провожают
    И наказы им дают,
    Поцелуют крепко, перекрестят
    И по-бабьи жалобно всплакнут.
    И отцы, махнут по рюмке «горькой»
    Зная, как тяжел солдата путь,
    Говорят, сжимая крепко руку:
    «Ты, сынок, писать не позабудь».
    Юноши России присягают,
    Клятву перед знаменем дают….

    Ведущий 2 .Если ты родился мужчиной, то кем бы ты ни был, кем бы не хотел стать, твое юношество заканчивается военной службой. И это твой долг перед Родиной.

    Ведущий 1 .Нашим односельчанам приходилось участвовать в урегулировании военных конфликтов на территориях ближнего и дальнего зарубежья, это:

    /перечислить/

    Ведущий 2. Война - реальность наших дней. Она и сегодня тяжелой раной кровоточит на

    теле России.

    Ведущий 1 .В январе этого 2014 года _______________________

    Ведущий 2 .

    Мы никогда не видели войны

    И ужаса ее не представляем

    Но то, что мир наш хочет тишины

    Сегодня очень ясно понимаем

    Слово предоставляется__________________

    Ведущий 1 .Над нашей головой мирное небо.

    Какая же мудрость, сила, какие слова могут заставить людей понять, что лучше мира может быть только мир?

    Стихотворение читает __________________

    Ах, память, память, память -
    Не скрыться от тебя.
    Ты снова возвращаешь
    Нас в грозные года.
    Ах, память, память, память -
    Во времени полёт.
    Всё то, что было с нами,
    Забыть нам не даёт.

    Как там бывало трудно, привыкли мы молчать.
    Про огненные будни, про раны, что болят,
    И как во снах, обратно бросает нас в войну,
    Где живы все ребята, и вновь - в одном строю.

    И пусть года минуют - у всех своя судьба,
    Нам прошлое рисует, о чём забыть нельзя.
    С кем воевал когда-то, и с кем свела война.
    Всех помним вас, ребята… Афганистан, Чечня…

    Ведущий 2 .Все новые и новые “горячие точки” вспыхивают на карте….. и среди них боль России - “Чечня”.

    Стихотворение читает ______________

    Ищу на карте крохотную точку,

    Политую свинцом и солью кровяной.

    Чтоб вставить в поэтическую строчку

    Короткое названье Хорсеной.

    Закрою карту, снова открываю

    На сердце боль и тяжесть у меня.

    Так вот она – та точка роковая,

    Кто знал ее вчера Она Чечня.

    Сумерки, снег вертолет

    Зарево дальнего боя.

    Вот и 2000 год стал нам судьбою.

    Высока, высока над землей синева,

    Это мирное небо над Родиной,

    Но простые и строгие слышу слова

    “Боевым награждается Орденом”

    Ведущий 1.

    Солдат войны не выбирает –

    Он верен долгу и стране,

    Которая его ввергает,

    То в кровь, то в славу, что сверкает

    На склонах в памятной Чечне

    Слово предоставляется___________________

    Ведущий 2 .Война не заканчивается тогда, когда перестают стрелять. Она перемещается в человеческую душу, где нельзя бывшее сделать бывшим. И там у нее свои сроки.

    Ведущий 1 .

    Жизнь не дает порою даже что обещано

    Но жизнью каждому так многое завещано

    Ей все равно, в каком ты будешь чине

    Ей важно, чтоб мужчина был мужчиной.

    • Что вы понимаете под словом дружба? Что она для вас значит? Помогает ли она в каких то общественных делах (благородных и неблагородных). Что вас связывает между собой?
    • А стоит ли помнить историю, стоит ли помнить эти факты? Что в вашем представлении память и нужна ли она кому? Зачем? Нужен ли памятник воинам – интернационалистам?

    Стихотворение читает ___________

    Помолчим над памятью друзей,

    Тех, кого мы больше не увидим,

    Не услышим тех, кто жизнью всей

    Вместе с нами в мир грядущий вышел.

    Помолчим, чтобы сказать о них

    Не холодным, равнодушным словом,

    Чтоб они воскресли, хоть на миг

    Ведущий 2 .Почтим светлую память всех погибших в этих войнах минутой молчания.

    (Метроном. Минута молчания.)

    Ведущий 1 .

    Я хочу, чтобы гордость была за страну,

    Чтоб красивым был прожитый день,

    Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену

    Вспоминая хороших людей…

    Ведущий 2 .Чтобы помнить о них, мы решили составить книгу-брошюру по воспоминаниям очевидцев, участников военных действий. Разрешите вручить вам эти книги.

    Вам, которые сражались
    Среди гор, равнин, пустынь,
    Вам, что смерти не боялись,
    Что глядели в неба синь,
    И с оружием опасным
    Продвигались по ночам...
    Тем, кто говорил так часто
    Вслух: «Маллейкум ассалям! , -
    Вам, оставившим в Афгане
    Сердца храброго кусок,
    Мы хотим поздравить

    И пригласить на мужества урок.