Биографии Характеристики Анализ

О происхождении большевистской символики. Не надо ада

Первый официальный эскиз красной звезды в качестве знака РККА был утвержден весной 1918 года. 19 апреля в газете «Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов крестьянских, рабочих, солдатских и казачьих депутатов» появилась корреспонденция, в которой говорилось, что Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака для воинов Красной Армии в виде красной звезды с золотистым изображением плуга и молота в центре. Сама по себе звезда, которую, кстати, и в статье, и еще некоторое время после официального принятия называли «марсовой звездой», олицетворяла, с одной стороны, бога войны Марса, с другой, за счет своего красного цвета - защиту революции. А уж символику молота и плуга прочитать было и того проще: они, конечно же, олицетворяли «рабочее-крестьянский» характер новой армии.
Интересно, что на одном из предварительных эскизов, нарисованном и предложенном комиссаром Московского военного округа Николаем Полянским, кроме плуга и молота, присутствовала еще и книга - как символ интеллигенции. Но от книги отказались, посчитав, что она перегружает знак и делает его плохо читаемым. Сама же по себе идея совместить в одном знаке символы рабочих и крестьян впервые была реализована в марте 1917 года, когда на знамени рабочих Московской фабрики Фаберже появилось изображение перекрещенных молота, сохи и винтовки.
При официальном утверждении приказом Наркомвоена Республики № 321 от 7 мая 1918 года новый знак Красной армии получил название «марсова звезда с плугом и молотом» и должен был носиться на груди слева. Кстати, многие красноармейцы, особенно красные командиры, предпочитали надевать знак на портупею - чтобы она не цеплялась за него и не закрывала, превращая красного воина в неизвестного вооруженного человека. И это соображение в июле 1918 года заставило Реввоенсовет республики отдать приказ перенести красную звезду с груди на околыш фуражки - место, которое стало привычным для нескольких поколений советских воинов. А 15 ноября того же года вышел приказ РВС № 773, которым красная звезда окончательно была размещена на головных уборах, причем уже не только Красной армии, но и Красного флота.
Первая эмалевая красная звезда, именовавшаяся «марсовой», имела характерную форму. Ее лучи были толще, чем мы привыкли видеть, а их грани были слегка выпуклыми, отчего вся звезда казалась более объемной. В таком виде - с выпуклыми толстыми лучами, молотом и плугом - она просуществовала четыре года. 13 апреля 1922 года плуг, который сочли символом зажиточного крестьянства, то есть кулаков, заменили бедняцким серпом (хотя, вероятнее всего, у этой замены было более приземленное дизайнерское объяснение: серп проще изображается и легче воспринимается). Через три месяца, 11 июля, изменили и форму лучей звезды - их спрямили, придав знаку хорошо знакомый нам вид.

Фроловна
Пятиконечную звезду в символику русской армии впервые ввёл Николай I.

«Сатанинская» переписка

Осенью 2014 года лидер ЛДПР Владимир Жириновский направил письмо министру обороны России Сергею Шойгу, в котором поставил вопрос о формировании армейской символики для православных ортодоксальных военнослужащих. Поводом для письма, судя из его содержания, стала поездка Жириновского в фермерское хозяйство Германа Стерлигова. Сын хозяина якобы пожаловался на то, что служить в российской армии не может, ибо пятиконечная звезда в армейской символике ассоциируется с сатанинскими символами.

Статс-секретарь Минобороны России Николай Панков ответил главе ЛДПР подробным письмом, в котором указывается, что привязка пятиконечной звезды к сатанизму необоснованна - например, подобная пентаграмма во времена Римской империи обозначала переход от язычества к христианству как к истинной вере. Что же касается истории звезды в русской и советской армии, сатанизма здесь никогда не было и в помине.

Данная переписка показательна - в постсоветский период нападки на советскую символику приняли характер форменной травли, причём участники её не слишком затрудняли себя обоснованием своих заявлений.

Красной звезде как символу Советской армии доставалось особо - в ней усматривали и сатанизм, и масонство, и воинствующий сионизм, и многое другое. Усматривали все, в зависимости от уровня интеллектуального развития.
Николай ввёл французскую моду

Но какова же подлинная история появления звезды вообще и красной звезды в частности в вооружённых силах нашей страны?

Как и многое другое, пятиконечная звезда пришла в Россию из-за рубежа. В конце XVIIIначале XIX века во французской армии появились пятиконечные звёздочки на эполетах и головных уборах офицеров и генералов, которые определяли их чин. Эта традиция восходила ко временам Древнего Рима, где пятиконечная звезда являлась символом бога войны - Марса - и обозначала лилию, из которой он родился.

В 1827 году российский император Николай I перенимает французский опыт и вводит звёзды на эполетах офицеров и генералов русской армии. Речь идёт о золотых кованых звёздах. 27 лет спустя, в 1854 году, всё тот же Николай I вводит в русской армии погоны, а также шитые звёзды на них.

О том, насколько широко использовалась пятиконечная звезда в русской армии, единого мнения нет. В интернете можно найти снимки знаменитого русского фотографа Карла Буллы, на которых он в 1904–1905 годах запечатлел русские воинские эшелоны, вагоны которых помечены пятиконечными звёздами с двуглавым орлом внутри. Оппоненты настаивают на том, что это искусный фотомонтаж.


Пятиконечная звезда с орлом на вагоне воинского поезда, Российская империя, фото Виктора Буллы, 1905 год. Фото: Public Domain
Логика, и ничего, кроме логики

После Февральской революции царские знаки различия в армии были отменены. 21 апреля 1917 года приказом по флоту и морскому ведомству № 150 военного и морского министра Временного правительства Александра Гучкова погоны заменены нарукавными знаками различия, и введена новая кокарда. На ней пятиконечная звезда была размещена над розеткой с якорем.

Временное правительство проблему пересмотра военной символики полностью решить не смогло ввиду того, что у власти находилось весьма недолго.

После Октября 1917 года тот же вопрос предстояло решить большевикам, занявшимся строительством новой, рабоче-крестьянской армии.

Пятиконечная звезда как символ новой армии подходила по многим параметрам. Во-первых, она хотя и использовалась в русской армии, устойчивой привязки к институту монархии не имела. Во-вторых, она перекочевала в Россию из Франции, где появилась в армии после Великой Французской революции, к деятелям которой большевики относились с большим уважением.

Ответ на вопрос о цвете звезды также был очевиден - красные знамёна революции и Красная гвардия как предтеча революционной армии подразумевали, что и новый символ будет красным.


Форма одежды бойцов и командиров Таманской армии, РККА времён Гражданской войны, 1919 год. Фото: Commons.wikimedia.org/ Jp.negre
Пять материков пролетарской революции

Кто первым предложил красную пятиконечную звезду в качестве символа армии, точно неизвестно. Скорее всего, такая идея возникла у нескольких людей независимо друг от друга. Среди них упоминают командующего Петроградским военным округом Еремеева, комиссара Московского военного округа Полянского. Как бы то ни было, эта идея была поддержана Военной коллегией по организации Красной армии.

Изначально красная звезда рассматривалась как нагрудный знак. Приказом Наркомвоена Республики Льва Троцкого № 321 от 7 мая 1918 года она была утверждена как знак, определяющий принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной армии. Однако полугодичный опыт использования знака привёл к изменению его местоположения. 15 ноября 1918 года приказом РВС РСФСР № 773 звезду стали носить на головных уборах вместо царских кокард, причём ношение красных звёзд распространялось и на моряков.

Первоначально красная звезда как символ Красной армии была утверждена с изображением плуга и молота, олицетворявшими солидарность рабочих и крестьян.

Как всякий геральдический символ, армейская красная звезда имела своё толкование. В первые годы существования РККА под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли: пять концов звезды - пять материков планеты. Красный цвет - цвет пролетарской революции, он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом. В более поздний период красная звезда трактовалась как символ воинов, стоящих на страже мирного труда, защищающих трудящихся от голода, войны, нищеты и рабства.
Наши уже в Вашингтоне!

Почти сразу с момента появления красной звезды оппоненты большевиков стали активно продвигать идею о «сатанинской» природе символа Красной армии. Подобного рода пропаганда имела некоторый успех, и Военный отдел ВЦИК издал массовым тиражом листовку «Смотри, товарищ, вот Красная Звезда», в которой подробно, с применением притчи о Правде и Кривде, рассказывалась подлинная суть данного знака, чрезвычайно далёкая от сатанизма, а красная звезда патетично называлась «звездой правды».

Были и более объективные критики, полагавшие, что проблема в том, что в России попросту нет настолько богатой истории использования пятиконечной звезды, как в других странах. Например, такие звёзды широко использовались в армии Японии, а также других стран.

Если посмотреть ещё шире, то пятиконечную звезду, причём именно красную, можно встретить в весьма неожиданных местах. Например, на флаге заместителя командующего ВМФ США их четыре, а на флаге города Вашингтона - три.


Флаг Вашингтона, США. Фото: Public Domain

Кому звезда, а кому и крест

За время существования РККА - Советской армии - красная звезда несколько раз видоизменялась, сменив плуг и молот на серп и молот.

Красная звезда стала символом военных побед и оборонной мощи страны.

В постсоветский период красная пятиконечная звезда стала символом вооружённых сил Казахстана и Белоруссии. А вот на Украине военные от пятиконечной звезды отказались - символом армии там стал крест, имеющий сходство с символикой немецкого вермахта времён Второй мировой войны.

Что касается Вооружённых Сил РФ, то в 2014 году у них появился новый логотип - красно-бело-синяя пятиконечная звезда. Эксперты спорят о том, является ли новая звезда отходом от советских традиций или, наоборот, возвращением к ним.

С уверенностью можно сказать одно - сатанизм и мистика тут точно ни при чём.

Андрей Сидорчик

Тот редкий случай, когда большевики не «выкинули за борт» историю и традиции

В начале девяностых стало модно втаптывать советскую символику в грязь. В частности, было немало попыток дискредитировать красную пятиконечную звезду – мол, это знак сатанинский, связанный с черной магией. Однако если рассмотреть историю этого символа, станет ясно, что придумали его вовсе не сатанисты.

Из глубины веков

Пятиконечной звезде как символу по самым скромным расчетам около пяти тысяч лет. Шумеры обозначали этим знаком угол, яму или небольшое помещение, комнатку. Пифагорейцы видели в пентаграмме пять убежищ, в которые при создании нашего мира был запрятан первобытный хаос. Жители Вавилона использовали звезду с пятью лучами как знак, защищающий жилище от воров. Какое-то время пятиконечная звезда была официальной иерусалимской печатью – возможно, поэтому средневековые ученые, мечтающие овладеть магией, называли пентакль печатью царя Соломона . А древние римляне считали пятиконечную звезду символом бога войны Марса – по преданию, он появился на свет из лилии; именно лилию и символизировала «марсова звезда».

Во времена Великой французской революции звезда о пяти лучах проникла в военную символику молодой республики и поселилась на эполетах и головных уборах генералов и офицеров. В Россию пятиконечная звезда пробралась именно из Франции: в 1827 году с легкой руки Николая I эполеты высших армейских чинов стали украшать золотые кованые звезды. Через 27 лет, в 1854 году, тоже при Николае I, на плечах российских военных появятся погоны, а на погонах – вышитые звезды.

Хорошо забытое старое

Когда в 1917 году грянула Февральская революция, все царские знаки различия в армии были скопом отменены.

Согласно приказу№ 321 от 7 мая 1918 года, выпущенному наркомвоенмором республики Львом Троцким , «марсова звезда с плугом и молотом» становится знаком красноармейцев. Есть мнение, что введение в символику пятиконечной звезды проводилось в рамках кампании по привлечению в Красную армию бывших царских офицеров.

Звезда, символизирующая Красную армию, тоже была красной – как и знамена молодой республики. Мыслилась она сначала как знак нагрудный – однако уже через полгода благополучно перекочевала на головные уборы военных и моряков, где и осталась на долгие годы.

Каждому символу нужна легенда. На заре существования РККА красная пятиконечная звезда олицетворяла единение «пролетариев всех стран» – рабочих со всех пяти континентов; красный цвет был цветом революции, цветом крови, которая была пролита за свободу. Позже красные звезды на головных уборах стали ассоциироваться с воинами-защитниками.

С января 1919 года звезды начали нашивать на новые головные уборы красноармейцев, напоминающие по форме шлемы древних витязей. Первое название этих остроконечных шапок – «богатырки» – не прижилось; они остались в памяти народа как буденовки.

Плакат «Вступайте в красную конницу», 1920 год

Гербы и флаги

Вскоре красные звезды обрели такую популярность, что зажглись на гербе и знамени молодой страны, строящей коммунизм. А потом стали зажигаться и на гербах республик. Кстати, на герб РСФСР красная звезда попала только в 1978 году!

Интересно, что немалые шансы стать символом Советской России имел другой древний знак, который позже, в середине XX века, обрел благодаря гитлеровцам дурную славу. Да, речь идет о свастике. Она даже в свое время красовалась на денежных купюрах – «керенках». Однако на герб страны так и не перебралась.

В 1928 году на свет появилась октябрятская звездочка – тоже красная, но с портретом юного Володи Ульянова посередине. Ее были обязаны носить на левой стороне груди все октябрята. А в 1935 году звезды, украшенные уральскими самоцветами, засияли на Спасской, Троицкой, Боровицкой и Никольской башнях Кремля. Правда, эти звезды вскоре потускнели, так что в 1937 году Сталин велел установить на этих башнях, а также на Водовзводной башне красные звезды из молочного (внутри) и рубинового (снаружи) стекла. Вождь счел, что с такими звездами Кремль станет красивее. И это, пожалуй, то немногое, в чем с ним можно согласиться.

"Красная звезда - символ единения рабочего и пахаря, сбросивших с своей шеи кровососа-царя, помещиков и капиталистов и водрузивших над Россией Красное знамя социализма. Красная звезда - символ рабоче-крестьянской Советской власти, защитницы бедноты и равенства всех трудящихся.(...) Гори же ярче, наша красная звезда, и освети весь мир своими светозарными лучами свободы и равенства всем трудящихмся."

Красная Звезда. Изд. ВЦИК. М., 1918, с. 5,7.

"Вы можете предложить мне другой флаг, кроме красного, любой герб, кроме еврейской пятиконечной звезды или иного масонского знака, и любой гимн, кроме «Интернационала». "

Основной отличительной эмблемой большевиков являлась красная пятиконечная звезда, официально установленная весной 1918 года. Первоначально большевистская пропаганда называла ее "Марсовой звездой" (якобы принадлежавшей античному богу войны - Марсу), а затем стала заявлять, что «пять лучей звезды означают союз трудящихся всех пяти континентов в борьбе против капитализма» (см. Красная армия. - «Известия ВЦИК» (М.), 1919, 11.V., № 92, с.3; Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М., 1977, с.94). Правда, тут большевики никак не могли объяснить, почему точно такие же звёзды фигурируют на гербе и флаге крупнейшей цитадели мирового империализма - США, а также на государственных гербах (или флагах) Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гондураса, Коста-Рики, Кубы, Либерии, Панамы, Парагвая и Чили, где положение трудовых масс было традиционно крайне тяжёлым.

Герб Парагвая (Чем не советский символ!)

В действительности же пятиконечная звезда не имеет никакого отношения ни к воинственному божеству Марсу, ни к международному пролетариату. Это – древний оккультный знак (очевидно, ближневосточного происхождения), называемый в геральдике "пентаграммой" или "Звездой Соломона" (не смешивать с шестиконечной "Звездой Давида", заслуживающей отдельного разговора).


Одно из древнейших ближневосточных изображений пентаграммы на сосуде (Месопотамия, 4-е тысячелетие до н.э.)

Следует подчеркнуть, что на лично разработанном в 1897 году обер-сионистом Теодором (Беньямином-Зеевом) Герцлем партийном флаге сионистского движения одновременно находились одна большая шестиконечная «Звезда Давида» и семь маленьких пятиконечных «Звезд Соломона» - обязательных ритуальных аксессуаров иудейской каббалистики (см. «Родина», 2002, №4/5, с. 95). Заметим, что в 1903 году в России сионисты затеяли выпуск «медных жетонов с изображением звезды и пяти главных деятелей по сионистскому вопросу» (см. «Вестник архивиста», 2001, №2, с. 205)


Пентаграмма постоянно используется в масонской символике, откуда она и попала в государственную эмблематику США, послевоенной Италии и других стран, управляемых масонами (гербы многих латиноамериканских республик фактически представляют собой слегка видоизменённые знаки местных масонских лож, пришедших к власти в XIX веке в результате антимонархических революций).



Масонские знаки в форме пентаграммы

Как известно, масоны ставят своей программной целью так называемую "глобализацию" – то есть подчинение всех народов Земли некоему "Мировому Правительству", находящемуся под полным контролем масонства (в первую очередь американо-израильского): «… Мы так утомим гоев, что вынудим их согласиться на международную власть, могущую без ломки всосать в себя все государственные силы мира и образовать Сверхправительство. На место современных правителей мы поставим страшилище, которое будет называться сверхправительственной администрацией. Руки его будут протянуты во все стороны, как клещи, при такой колоссальной организации, что она не может не покорить все народы. (…) Необходимо достичь того, чтобы кроме нас во всех государствах были только массы пролетариата, несколько преданных нам миллионеров, полицейские и солдаты. … Поручать ответственные посты в государствах … мы … будем… лицам, прошлое и характер которых таковы, что между ними и народом легла пропасть, таким людям, которым в случае непослушания нашим предписаниям остается ждать или суда, или ссылки. Это для того, чтобы они защищали наши интересы до последнего своего издыхания» (см. Сионские протоколы № 5, 7, 8).


"Глобализированный" Земной шар, опутанный масонской символикой

Что же касается России, то ведущий печатный масонский рупор – парижский журнал «Акация» еще в начале 1904 года прямо писал в редакционной статье: «Подлинная политика Западной Европы должна бы состоять в расчленении этого колосса, пока он еще не стал слишком опасным. Следовало бы использовать возможную революцию для восстановления Польши в качестве защитного вала Европы, а остальную часть России разделить на три или четыре государства» ((см. Соловьев О.Ф. Масонство в мировой политике XX в. М., 1998, с. 42).
Коротко и ясно! Ёщё одной важнейшей задачей масонства является уничтожение христианской религии. Отсюда среди масонов высших степеней негласно практикуется сатанинский культ поклонения Бафомету – воплощению дьявола в образе крылатого козла, на лбу которого сияет та же красная пентаграмма.


Весьма часто сатанисты рисуют пентаграмму двумя концами вверх, чтобы туда можно было легко вписать дьявольскую голову ("Пентаграмма Бафомета").



Сатанинские пентаграммы на масонской символике

Кстати, пресловутые авторы коммунистического гимна "Интернационал" - поэт Э.Потье и композитор П.Дегейтер – также были масонами (о чем в СССР всегда умалчивалось). Интернациональные масонские ложи тайно оказывали большевикам всестороннюю поддержку, особенно финансовую (см. Николаевский Б.И. Русские масоны и революция. М., 1990, с. 66-67).



Красная (совсем как у большевиков) пентаграмма на масонских знаках

Да и марксистские планы "всемирной пролетарской революции" имели явно масонское происхождение, тем более что ряд виднейших марксистов (включая и некоторых большевистских лидеров) состоял в масонстве. К ним относился "вождь Октябрьского переворота"(как он именовался в коммунистической печати) Л.Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн). Именно Троцкий и предложил сделать масонскую пентаграмму опознавательной эмблемой большевизма.

Близнецы-братья. Масонский знак 1917 г. и жетон делегата 3-го Конгресса Коминтерна с изображением Ленина, 1921 г. (найдите принципиальные отличия)

Отметим, что зачастую сия пентаграмма размещалась большевиками на красноармейском обмундировании, военной технике, различных знаках и жетонах и всевозможных атрибутах наглядной агитации чисто по-сатанински: двумя «рогами» вверх.






Агитационная тарелка с пентаграммой Бафомета, в центре которой помещена голова чекиста. По окружности характерная надпись: "Я всюду вижу заговор богачей, ищущих своей собственной выгоды под именем и предлогом блага".


Рогатую «пентаграмму Бафомета» можно разглядеть и на учрежденном 16 сентября 1918 года (опять же по предложению Троцкого) боевом «Символе Мировой Социалистической Революции» - ордене «Красное Знамя» РСФСР (и на подобных ему одноименных орденах Азербайджанской ССР и Монгольской Народной Республики и нагрудном знаке «Герою рев.движения»).

Подобные же сатанинские пентаграммы красовались на специальных наградных грамотах, вручавшихся отличившимся чекистам. Аналогичную дьявольскую звезду вполне сознательно и убежденно носил в качестве кокарды на служебной фуражке и председатель ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский (см." Родина", 2007, № 12, с. 7).

Добавим, что портрет оного «пламенного революционера», помещенный внутри «пентаграммы Бафомета», являлся центральной частью композиции проектируемого в 1932 году особого чекистского ордена «Феликса Дзержинского» (данный проект был отклонен Сталиным, глубоко ненавидящим «Железного Феликса», которого «вождь народов» справедливо называл «активным троцкистом»). Такова правда об истинном происхождении и действительном значении большевистских эмблем.


И окончательное избавление от этой каббалистической масонско-сатанинской символики (ко всему прочему, продолжающей осквернять священные башни Московского Кремля) представляется непременным условием подлинного национального возрождения России.

С. В.Наумов, историк

Военный комиссар МВО Е.М.Ярославский в воспоминаниях писал, что Н.П.Полянский первым предложил идею пятиконечной звезды с молотом, плугом и книгой. Позже книга была удалена, и Троцкий одобрил уже версию звезды с плугом и молотом. 2 марта 1918 года вышел приказ Чрезвычайного штаба по МВО №240, описывающий кокарду нового образца. 19 апреля 1918 года в газетах "Правда" и "Известия ВЦИК" поместили заметки "Значок красноармейца", где сообщалось, что Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака (видимо это опечатка, имелась в виду кокарда) для воинов Красной армии. В приказе Наркомвоена от 18 июня 1918 года №464 впервые содержалось изображение звезды (печать для окружных, губернских и уездных военкоматов) 29 июля 1918 года Л.Д.Троцкий и Э.М.Склянский подписали приказ Наркомвоена №594 с подробным описанием значка-кокарды. 8 сентября 1918 года в приказе всем вооруженным силам Российской республики №2 говорилось: "общим отличием вяского служащего Рабоче-Крестьянской Красной Армии установлена Красная эмалевая питяконечная звезда"

По материалам статьи - А.Степанов. Красноармейская звезда. 1918-1922. Мифы и действительность. // Цейхгауз №34

Красная звезда символизировала освобождение трудящихся от "голода, войны, нищеты и рабства". Она обычно именовалась "марсовой звездой" по имени древнеримского бога войны Марса. В советской традиции Марс символизировал защиту мирного труда. Плуг и молот символизировали союз крестьян и рабочих.

Позднее эмблема упростилась - вместо плуга стал изображаться более наглядный серп. Официально это оформлено приказом Реввоенсовета 13 апреле 1922 года.

Почетные Революционные Красные Знамёна РСФСР

3 августа 1918 года приказом №608 Народный Комиссар по военным делам утвердил наградные знамёна для вручения особо отличившимся в боевых действиях частям.

"...объявляется для всех сражающихся за укрепление завоеваний революции и социалистического строя, что наиболее отличившимся полкам и ротам будут дарованы в качестве боевой награды от Российской Советской Федеративной Социалистической Республики особые знамена Революции. Приказ прочесть во всех ротах, батареях и эскадронах".

Чуть позже наградные знамёна стали именоваться Почётными Революционными Красными Знамёнами ВЦИК. Право награждения знаменами ВЦИК в октябре 1918 года предоставил Реввоенсовету.