Биографии Характеристики Анализ

Петербуржцы какие они. Питерские понты, питерский характер, жалкие комментарии и жалкие комментаторы

Олег Паченков рассказал «АиФ» о том, что отличает петербуржцев от граждан остальной России и как с этим жить.

У Петербурга сложная судьба, и его жители, которым об этом хорошо известно, в том числе на этих фактах основывают свою собственную идентичность как «петербуржцев». Наш город появился вопреки всему - культуре, природе, манере ведения военных действий и геополитике (как можно было расположить столицу страны в непосредственной близости от границы с неприятелем - Швецией, с которой велась война?). Вопреки стандартной логике! Это сделало его странным, особенным. И его жителям часто нравится себя с этой странностью ассоциировать.

Плюс это был, пожалуй, самый бесчеловечный мегаполис - перечитайте «Медного всадника». Петербург призван произвести впечатление - и потому должен по самой своей идее превосходить человека, подавлять его. И городу это удалось. Представьте себе, как смотрелось его величие в XVIII-XIX веках... Каким ничтожным чувствовал себя обычный горожанин в окружении этих дворцов и площадей... Это породило неврастенический тип петербуржца, мне кажется, своего рода архетип, ставший частью культуры города, с которым многие себя ассоциируют, находя прототипы в произведениях Гоголя и Достоевского.

Важно помнить, что при этом Петербург ещё и «наименее российский город» в стране, своего рода «чужой среди своих», и его жители чувствуют себя примерно так же. Наверное, отсюда очень сильная локальная идентичность, считающаяся одной из отличительных черт петербуржцев. Они могут быть холодны и критичны в отношении страны, но за свой город готовы на всё.

На чужие грабли?

Олег Вячеславович, известно, что петербуржцы недолюбливают Москву и всё, что с ней связано. Нет ли здесь своеобразной зависти из-за того, что наш город когда-то потерял статус столицы?

Определённый комплекс неполноценности, конечно, присутствует. Он как раз и выражается в постоянных добавках «северная», «культурная» столица. Но будем объективны: исследования показывают, что мы отстаём от Москвы по многим показателям настолько же, насколько российские миллионники отстают от нас.

Как я сказал выше, Петербург - единственный почти европейский мегаполис в стране, но мы очень странно следуем мировым тенденциям городского развития. Берём те направления, которые были актуальны десятилетия назад. Весь мир живёт на другом этапе, а мы продолжаем повторять известные ошибки, наступать на чужие грабли.

Петербург - единственный почти европейский мегаполис в стране. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

- Например?

Сейчас в Петербурге активно идёт разрастание. Новые районы располагаются далеко от центра, в плохой доступности, образуются потенциальные гетто. Город не справляется с таким количеством людей, его инфраструктура не может так быстро трансформироваться. И чем дальше новый район, тем хуже ситуация.

Но качество жизни падает и в центре. Электрические и водопроводные сети, которые были построены 50 лет назад, испытывают нагрузку в разы больше, чем та, на которую они были рассчитаны, дороги также перегружены.

- Каков выход?

Необходимо создание экспертных советов, институтов широкого профиля. Чтобы специалисты - архитекторы, социологи, психологи, экологи, экономисты - совместно вырабатывали стратегию. В нашем же Градостроительном совете - одни архитекторы, обсуждения которых сводятся только к работе над концепцией новых зданий. Они не прислушиваются к мнению экспертов, не любят делиться с горожанами своими планами. Более того, чиновники боятся брать на себя ответственность. Все озабочены только тем, как снять её с себя и передать другому - вице-губернатору, губернатору, на федеральный уровень. Большая часть времени уходит у них на отфутболивание документов и отписки на тему - почему не можем принять решение.

Петербург мог бы пойти по пути создания агломерации - когда вокруг одного мощного городского ядра, центра, выстраиваются другие, плавно перетекающие друг в друга. Но они обязательно должны быть связаны, в том числе инфраструктурно. По похожей схеме развиваются Париж, Лондон, Барселона, Токио.

Одно из главных качеств современного города - разнообразие. Мегаполис должен помогать людям стать лучше, способствовать их развитию, давать пищу для размышлений и эмоций, пространство для действий и возможности для самореализации. И популярная ныне «комфортная среда», кстати, может этому мешать. Часто нас лучше делают как раз усилия, которые мы предпринимаем. Комфортно жить в гетто, когда вокруг - такие же, как и ты. От тебя не требуется никаких усилий, не нужно пытаться общаться с людьми, которые тебе непонятны, можно не думать, не предпринимать психических и эмоциональных усилий. Но это очень вредно как для личности, так и для города.

Одно из главных качеств современного города - разнообразие. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Потреблять или созидать?

Часто можно услышать «страшилку» о неизбежном крахе общества потребления, в котором мы живём. Всё и правда так катастрофично?

В обществе сейчас два тренда - консьюмеристский и продуктивный. С одной стороны, современный человек действительно нацелен на потребление продуктов и эмоций. С другой - люди сами хотят что-то делать, становятся созидателями - особенно молодые петербуржцы. Они не жили во времена дефицита, бывали за границей и понимают, что жизнь города может быть иной. Они готовы её менять. Важно давать им эту возможность.

Тем более что сегодня благодаря Интернету любой может найти необходимую информацию, изучить вопрос, пройти обучение и стать экспертом. И в каких-то вопросах знать будет больше, чем чиновник, которому некогда досконально погружаться в тему, изучать нововведения. Однако пока практически нет механизмов, доносящих информацию до властей предержащих. Госслужащие никого не допускают к принятию решений. И комитеты правительства города даже между собой плохо сотрудничают.

Петербуржцы и сами друг друга не слышат. Одни требуют парковки, другие - газоны. Эти - храм, те - музей. Первые - свободу творчества, вторые - запрета «Матильды»...

Это одна из особенностей мышления современного человека: не белое - значит чёрное. Хотя в реальности самое важное находится посередине. И, повторюсь, для города чрезвычайно важно разнообразие. Часто горожане видят только свою правду, считая её единственно верной. Предъявляя право на город, его изменение под свои нужды, они забывают, что у других жителей оно тоже есть. На диалог многие неспособны, нет навыков. Сложно принять важные для города решения, если люди не слышат друг друга, не уважают чужие права и не хотят нести ответственность. Поэтому нужно создавать «полилог» сторон. Это возможно, но у нас мало площадок и опыта подобных мероприятий. Чаще происходит так - встретились, покричали, поспорили, а решение так и не приняли.

Люди сами хотят что-то делать, становятся созидателями - особенно молодые петербуржцы. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

- Чиновники - не хотят, горожане - не могут. Что же делать?

Изменения происходят постепенно. Люди стали активнее. В последние пять лет они перешли от инициатив запретительных к созидательным. Люди объединяются, чтобы что-то появилось. И считают себя вправе что-то делать для Петербурга, не спрашивая разрешения. Но при этом важно задумываться об ответственности за свои поступки и об интересах других - поскольку город, который вы меняете, это их город тоже. Более того, есть попытка создавать механизмы, институты, позволяющие интегрировать мнение жителей в принятие чиновниками решений. Например, проект «Твой бюджет», который позволяет жителям рассказать властям, что они хотят изменить в Петербурге. Так появились проекты парка на Смоленке, велодорожек на Фонтанке. Это показывает, что горожане и городские власти могут прекрасно сотрудничать и менять Санкт-Петербург к лучшему. Мы на верном пути. Хотя, конечно, идей снизу должно быть значительно больше.


- Если при виде разводящегося моста вы говорите не: "Ух ты...", а "Блиииииииииин..." Ну, это автомобилисты так говорят. Я, как пешеход, найду где погулять. Так, чтоб догулять до другого моста как раз к моменту его сведения.
- Питер для тебя родной, если: - ты знаешь, что такое "ротонда" и "поребрик"; Про ротонду была не уверена. Но оказалось, что правильно помню - ротонда - это просто архитектурная круглая хрень.
- ты прогуливал институт в музее; Я прогуливала институт на работе. А работа была в музее:) В ЗИНе:) В смысле, в Зоомузее.
- фразы "я на ваське" и "я на болтах" не вгоняют тебя в ступор; Дык
- непередаваемый вкус жареной корюшки забыть невозможно; После того, как она поджарена, она на вкус рыбы как рыба. Не вижу разницы между корюшкой и мойвой.
- ты знаешь, чем питается корюшка, но все равно ее ешь; Я вообще не люблю рыбу. Но корюшка - это традиция. Как блины на масленицу. Так положено. Ибо.
- наиболее привычный аксессуар - это зонт; Нет, вся верхняя одежда имеет капюшон.
- ты гулял по улице Рентгена; - Нет
- любая дорога занимает примерно 40 минут; Любая дорога занимает час пятнадцать. Ну ладно, час.
- ты знаешь, почему мужчины так неоднозначно относятся к Катькиному садику; Не знаю. Она же вроде не голая?
- а женщины - к скверику напротив Казанского собора; Вообще не знаю.
- в твоем городе снимали фильмы про Великую Отечественную без декораций; И про дореволюционное время. И продолжают снимать.
- ты тихо ненавидишь парады на Невском; Это тоже для автомобилистов. Я по Невскому хожу пешком. Так быстрее, чем на транспорте.
- ты не страдаешь бессонницей во время белых ночей;
- при влажности под 90 процентов все прочие хватаются за сердце, а ты расправляешь жабры;
- "Грибанал" для тебя - всего лишь топоним; Да.
- ты с лёгкостью сможешь назвать десяток приличных кофеен в радиусе 10 минут пешком от твоего дома. В 10 мин ходьбы вокруг моего дома нет ни одной кофейни. И вообще не могу назвать ни одной приличной в городе. Ключевое слово "приличной"
- ты слегка завидуешь москвичам, потому что у них метро - до часу ночи. И не слегка - нью-йоркцам, у которых метро круглосуточно. Да!
- по названиям улиц ты можешь сказать в каком примерно районе они находятся; Я не знаю города. У меня топографический кретинизм.
- перепутать Загородный с Обводным - нереально;
- тебя сложно чем-то удивить;
-"холодно" - это минус 15, а школы закрывают в минус 27; Это в Североморске школы закрывают в минус 27. В Питере на моей памяти -27 не было. - 20 - да, возможно, даже, -25, ночью. И кстати, в -25 в Питере по ощущениям теплее, чем в -15. Потому что влажность.
- радиационный фон привычен; Еще с Североморска. Даж слабоват:)))
- Алые паруса - это не книга и не оснастка судна...
- Ветер 15-20 м/с - легкий бриз с моря; Безусловно. Чем сильнее, тем интереснее. Я люблю ветер.
- Если, гуляя по лесу, ты обнаруживаешь, что вокруг исчез мусор, значит, ты уже перешёл русско-финскую границу. Не в курсе, не переходила. А во вторых - не верю.
- ты живешь в Санкт-Петербурге, если услышав днем пушку, смотришь на часы Да.
- Услышав прогноз погоды на день, интересуешься: "а вечером?" Да:) Есть специальный финский сайт погоды, где это написано:)
- Комары кусают тебя зимой, и это неудивительно Да. В некоторых домах.
- выражение "пойти по-среднему" у тебя не вызывает вопросов, так же, как и пойти по Большому или по Малому
- почуяв запах огурцов, ты спрашиваешь: "А что, уже корюшка пошла?"
- ты ходишь в Эрмитаж "на что-то" а не просто "в Эрмитаж" Разумеется.
- для тебя Пётр Первый - это Петя, а Катя - это Екатерина Вторая
- в Белые Ночи ты, втайне гордясь собой говоришь: "Понаехали" Нет. Питерец не говорит "понаехали". Он слишком культурен для этого. Питерец радуется расцвету туризма в своем городе и может бесплатно провести экскурсию для иностранца на его (иностранца) родном языке.
- ты понимаешь, что улица Коллонтай не может быть в районе проспекта Художников, а Вилли Пёси - в районе Ударников
- после слов "следующая станция Технологический институт" ты пробираешься к выходу в другую сторону.
- Тебя не смущает, когда произносят, что ездил за книгами на Крупу, а за одеждой на Апрашку Да. За книгами - только на Крупу. Во всех остальных местах они вдвое дороже.
- Мариинский - лучший театр и это не обсуждается.
- штормовое предупреждение - не повод не выходить из дома. Безусловно. Наоборот, повод понаслаждаться штормом. Хотя бы с балкона.
- день ВМФ - общегородской праздник и повод сходить посмотреть корабли на Неве. Нет. Одна жалкая подлодка и пара мелких сторожевиков - это не корабли и не парад. Особенно после Североморска, Мурманска и Севастополя. С плавучими танками, струями воды из пожарных катеров, самолетами и чуть ли не авианосцами.
- каждый знает, где можно срезать пару метров пройдя через проходной двор. Лет 10 назад большую часть проходных дворов закрыли. Правда, лет пять назад большая часть замков действовать перестала:) И теперь там только ворота:) И еще можно подобрать код, потому что три кодовых цифры давно залипли вглубь, пальцы на них сами лягут.
- Люди с удочками на набережных и мостах - привычная картина, хотя никто не видел что-бы хоть кто- нибудь что-нибудь поймал.
- при слове Юнона тебе вспоминается отнюдь не богиня, а место где можно купить все. Кроме любви разумеется) Почему "кроме"?
- ты знаешь что такое "спящий слон" - на углу улицы Введенского канала и Фонтанки находится первая ТЭЦ. из нее торчат 4 одинаковые трубы. 4 трубы - это ноги слона, лежащего на спине. Не знаю. Надо посмотреть. Или не надо...
- у нас тоже есть море, ну вот просто такое херовое Да. Увы.
- ты точно знаешь летом в каком районе есть горячая вода
- из центра в принципе пешком до любого района полтора часа, если быстро и в хлам Нет конечно. До ЛЮБОГО района из центра полтора часа на транспорте. Если быстро и в хлам.

Говорят, «питерцы» кардинально отличаются от москвичей. Опираясь на исследования, попробуем понять, так ли это.

Психологические портреты

Представители компании «КОМКОН-СПб» на основании исследования различных целевых групп попытались составить психологический портрет москвича и петербуржца. Результаты выявили в определенной степени противоположные образы.

Москвичи – динамичные и энергичные люди, у которых преобладает амбициозность, прагматизм, и в какой-то мере эгоизм. Петербуржцы – интеллигентные, самодостаточные, гостеприимные, но в тоже время сдержанные и осторожные.
Образ москвича вписывается в три категории:
1. Коренной москвич, рожденный в столице как минимум в третьем поколении. Он в корне отличается от приезжих своей интеллигентностью и внутренней культурой.
2. Жители столицы, переехавшие в Москву из другого города в детстве. Именно они создают образ типичного москвича. Это активные молодые люди, занятые работой и карьерой, у которых есть время и на культурный досуг.
3. Люди, приехавшие в столицу в сознательном возрасте исключительно для реализации своих целей. Они учатся и зарабатывают деньги.

Образ жителя Северной столицы более целостен. Подавляющим числом респондентов идеальный петербуржец воспринимается как интеллигент и традиционалист. Качества его характера в основном положительные, среди которых преобладают доброта, отзывчивость и коммуникабельность.

Но один из главных критериев, по которому петербуржцев отличают от москвичей – это отношение к деньгам. По мнению исследователей, для жителей Петербурга деньги не являются самоценностью, а служат средством для достижения более высоких целей. Любопытно, но опрошенные отмечают, что Москве, притягивающей огромное количество мигрантов свойственна высокая степень толерантности. А Санкт-Петербург, по их мнению, наоборот более нетерпим ко всему чужеродному.

Стиль жизни

Несмотря на то, что и Москва, и Санкт-Петербург - современные мегаполисы, они воспринимаются представителями различных целевых групп антиподами. Жизнь в Северной столице размеренная, стабильная и спокойная, а в Белокаменной напротив – динамичная, суетливая и даже агрессивная. По отношению к Северной столице респонденты неоднократно упоминали выражение «окно в Европу», комментируя, что для жителей Петербурга свойственна тяга к западноевропейскому укладу жизни с его предсказуемостью и постоянством.

Москву же больше воспринимают как «центр торговли» с тенденцией к новизне и маргинальности. В характеристиках Санкт-Петербурга часто встречалось название «культурная столица», что обосновывается статистикой: петербуржцы чаще москвичей посещают музеи, выставки и концерты.

Кроме того, жители Петербурга отмечают отсутствие среди населения своего города «перманентного состояния веселости», сходясь во мнении, что каждый живет сам по себе. Петербуржцы любят пребывать наедине со своими проблемами и радостями. Данные опросов показывают, что значительная часть жителей Первопрестольной не прочь развлечься в больших, шумных и зачастую малознакомых компаниях, в то время как петербуржцы предпочитают провести свободное время в тесном кругу близких людей.

Лингвистика

Лингвисты отмечают, что несмотря на постепенно стирающуюся разницу между столицами, пока еще существуют особенности московского и петербургского говора. В частности в петербургской устной речи обращается внимание на манеру «говорить как пишется».

Речь москвича более свободна и избирательна. Но, например, филолога Марию Каленчук настораживает то, что в Москве появилось слишком много носителей другой нормы произношения: «Страшно, когда меняется слой населения, который воспринимается как носитель языка». Результат – уже устоявшие искажения, например, при образовании множественного числа: «бухгалтерА», «инженерА», «договорА».

В то же время исследователи отмечают влияние петербургского говора на московский. Это приводит к постепенному уходу смягчающего произношения, к примеру, в таких словах как «яичница» или «скучно», где «ш» заменяется на «ч».
Согласно результатам лингвистических исследований, 92% опрошенных москвичей при произношении слова «шинель» не заменили «е» на традиционное для Москвы «э». А слово «дождь» 86% опрошенных в Первопрестольной произнесли как «дошть», вместо популярного ранее «дощщь». Респонденты Санкт-Петербурга произнесли «дошть» в 74% случаев.

Однако, в отличие от петербуржцев, практически все опрошенные москвичи в слове «конечно» произносят «ш». Пока еще устойчивым, преимущественно у возрастных жителей столицы, остается «аканье». Несхожесть в разговорной речи между жителями двух столиц заметна при употреблении слов, обозначающих один и тот же предмет. Вот некоторые из лексических различий: подъезд/парадная, шаурма/шаверма, бордюр/поребрик, проездной/карточка, батон/булка, палатка/ларёк, курица/кура.

Маркетологи считают, что корни особенностей местного потребления нужно искать в извечной оппозиции Петербурга к Москве. Столица по-прежнему остается городом больших возможностей и перспектив. Именно сюда едут за легкими деньгами. А в Петербурге «транжирство» не в чести.

Каких только качеств не приписывается молвой петербуржцам! Тут и старомодная интеллигентность, и гипертрофированная вежливость, и утонченность мыслей, и загадочность, и непредсказуемость, и неясная тоска во взгляде, и революционный дух...

На самом деле характер настоящего петербуржца довольно сложен и даже несколько противоречив. С одной стороны, основная масса населения действительно традиционно вежлива, доброжелательна и дружелюбна, здесь с удовольствием дадут нужную консультацию, покажут дорогу приезжему, а при необходимости даже и проводят. С другой стороны, при первом знакомстве петербуржцы могут произвести впечатление несколько холодных и сдержанных людей, четко держащих дистанцию с незнакомым человеком. Это во многом объясняется полученным воспитанием.

С детства маленькому петербуржцу внушают, что он живет в культурной столице и не имеет права ее позорить. Конечно, с возрастом многие запреты преступаются, и вчерашние робкие дети превращаются в независимых и свободолюбивых молодых людей, но тем не менее основная масса горожан (конечно, бывают и исключения) старается строить свою жизнь так, чтобы причинять минимум неудобства окружающим. К примеру, никто, даже самый разухабистый панк или увешанный цепями воинственного вида металлист, не войдет внутрь метро с мороженым (можно ведь испачкать кого-нибудь!) или не станет грызть там семечки или бросать пивные бутылки. Здесь все еще уступают место в транспорте пожилым, инвалидам и беременным женщинам (хотя старожилы все равно жалуются, утверждая, что раньше молодежь была гораздо лучше воспитана и вскакивала при первом приближении такого человека) . По мере возможности здесь стараются лишний раз не шуметь, не обращать на себя внимание посторонних, не лезть в чужие разговоры, да и вообще в чужую жизнь. Здесь уважают свою и чужую независимость. Как и все северяне, люди в Петербурге довольно сдержанные и уравновешенные.

Поэтому, если вы хотите чувствовать себя здесь комфортно, постарайтесь тоже соблюдать простейшие правила хорошего тона и не ведите себя вызывающе. Если же вы все-таки совершите что-то не то, скорее всего, вам не сделают замечание (ведь замечание - это тоже невоспитанность, недопустимое вмешательство в чужую жизнь) , а просто неодобрительно (но очень выразительно) посмотрят.

Не принято здесь обращение на «ты» между незнакомыми людьми, так говорят только маленьким детям, а вот к незнакомому подростку вполне могут уже обратиться и на «вы». Для того чтобы перейти на «ты» после знакомства, желательно спросить разрешение собеседника, равно как и на то, чтобы называть его уменьшительным именем. Если сомневаетесь в уместности - лучше называйте на «вы» и по имени-отчеству. В ходу достаточно церемонные обращения, правда, произносимые обычно с несколько ироническим подтекстом: «господа», «дамы» и т.д.

Совсем другими становятся те же самые сдержанные петербуржцы в своей среде, в домашней обстановке, среди друзей и близких знакомых. Это очень открытые, веселые, гостеприимные люди, многие из которых отличаются замечательным чувством юмора. Еще в конце XVIII в. этнограф Иоганн Готлиб Георги утверждал в своем «Описании российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга»: «Гостеприимство есть отличная нравственная склонность санкт-петербургских жителей всех классов». Там же он отмечал, что в этом городе «всякий, даже и самый странный человек легко может найти несколько сходных друзей». Это остается актуальным и для сегодняшнего Петербурга.

Быт и мода

Чисто в бытовом аспекте типичный петербуржец достаточно неприхотлив и не гонится за помпезностью или роскошью, будь то жилище, питание или свой собственный внешний вид. Вас вполне могут привести в гости в обшарпанный подъезд, в старую коммуналку или квартиру с отстающими от стены обоями, и собравшаяся там компания будет себя чувствовать очень уютно и комфортно. Дорогому пафосному ресторану петербуржец, скорее всего, предпочтет более скромное «бюджетное» заведение. И не в силу того, что у него нет денег, а просто потому, что не видит в этом целесообразности. В одежде то же самое - изощренные гламурные изыски вызывают здесь не зависть, а смех, а лощеная безупречность - просто дурной тон. Здесь принято одеваться так, как комфортно самому человеку, большинство людей на улицах предпочитают обычные джинсы, при этом умудряясь выглядеть стильно и современно.

Отношение к деньгам

Отсутствие или недостаток денег здесь не является пороком, который надо скрывать и делать хорошую мину при плохой игре, а вот хвастовство высокими доходами - однозначно моветон. Настоящий петербуржец не стремится посвятить всю жизнь исключительно зарабатыванию и накоплению денег, однако здесь не принято и бездумно их тратить. Здесь считается, что откровенное швыряние деньгами на ненужную роскошь - это от лукавого. Даже те, у кого с финансами все великолепно, предпочитают не разбрасывать их без толку, а тщательно и придирчиво изучают ассортимент магазина или меню ресторана, прежде чем на что-то решиться. Одним словом, во всем приветствуется практичный, рациональный и взвешенный подход в рамках европейской традиции.

Политические настроения

В политическом аспекте Петербург отличается традиционным демократизмом. Известно, что Петербург всегда голосует не так, как Москва или другие части России. Здесь пользуется большой поддержкой демократическая оппозиция, а также частенько голосуют «против всех». Наверное, повлияло и то, что в советское время Ленинград не был столичным городом черных шляп, кожаных пальто и белых кашне, городом Политбюро и ЦК, поэтому он не успел в большой степени пропитаться «партийным душком». В Петербурге высокий образовательный уровень, это город науки и ВПК, инженеров и изобретателей, писателей и художников - одним словом, самостоятельно мыслящих людей, у которых на все есть свое мнение.

Характер горожан

Конечно, все те испытания, что перенес город за свою недолгую, но бурную историю, не могли не сказаться на его людях. За три столетия у них сформировался особый характер - открытый и способный к переменам, свободный, и в то же время способный выдержать любые испытания. Чего только не перенес этот город - в первую очередь, конечно, страшные 900 дней блокады, но было и многое другое - Жданов с его идеологическими вывертами, травлей и уничтожением интеллигенции города, знаменитый «Большой дом» на Литейном, тюрьма «Кресты», красный террор после убийства Кирова, Кронштадтский мятеж и многое другое. Но не страх и подлость, а стойкость и мужество оказались неотъемлемыми чертами характера ленинградцев.

Хочется процитировать строки Виктора Чижикова о петербургском характере: «В Петербурге все не просто. Это не просто дирижер, а дирижер оркестра Ленинградской государственной филармонии, не просто рабочий, а рабочий с Путиловского завода, не просто кандидат наук, а кандидат, защитивший диссертацию в Ленинградском политехническом институте, и цена ему на порядок выше, чем кандидату наук, защитившему диссертацию в другом городе. Видимо, одной из главных черт этого характера является врожденное чувство такта, если хотите, чувство меры, подсказывающее определенное отношение, умение держать себя подобающим образом в определенной обстановке и с определенным собеседником». Одним из самых известных людей - носителей классического петербургского характера был академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: внешне мягкий, исключительно внимательный к собеседнику, широко эрудированный ученый, но со стальным стержнем жизненных принципов, за пределы которых не могла его заставить переступить никакая сила.

Большинству петербуржцев присуще благоговейно-трепетное чувство личной сопричастности к судьбе города. С малых лет они привыкли ощущать себя полноценными наследниками всех событий петербургской истории - и величественных, и трагических. Как бы ни относились к городу в то или иное время официальные власти, народная любовь к нему не ослабевала никогда. Петербуржцы поголовно влюблены в свой город. Он для них не просто среда обитания, это живой организм, друг и даже родственник. Все, что в нем происходит, затрагивает каждого. Помните известную песню Александра Розенбаума:

И, растворившись в вас, о жители мои,
Спешу в любви единственной признаться!
Я кожей ощущаю, как горит
Огнем сердечным питерское братство!

Туризм

Петербуржцы много путешествуют за границу. Географическое положение города как «окна в Европу» этому значительно способствует. От любой европейской страны его отделяет не более трех часов лету, а в расположенную в двух часах езды на машине Финляндию многие и вовсе ездят на уик-энд, как к себе на дачу. Часто посещают и соседние прибалтийские страны.

Обобщения и выводы

Итак, что же формирует мировоззрение и образ жизни нынешнего петербуржца? С детства его окружает красота родного города и чувство причастности к великому, ему доступно огромное количество шедевров искусства, до Европы ему рукой подать, он окружен особой романтикой - романтикой города на воде.

Город переворотов и революций пропитывает его свободой духа и стремлением к самовыражению, которое ценится здесь больше, чем внешние атрибуты успеха. Еще в XIX в. французский композитор Гектор Берлиоз, гастролировавший в Петербурге, писал: «Здесь любят все прекрасное; здесь живут музыкальной и литературной жизнью; здесь носят в груди такой огонь, который заставляет забывать и снег, и мороз». В каждом поколении здесь традиционно много поэтов, писателей, художников, музыкантов, причем у каждого из них - свой неповторимый стиль, они не боятся экспериментировать. Петербург - родина отечественного балета, джаза, кино, рок-музыки. Все эти и другие виды искусства продолжают развиваться и находить своих почитателей в Петербурге нынешнем.

Ритм жизни в Петербурге не такой стремительный, как в столице, он более расслабленный и неторопливый. Может быть, в какой-то мере это объясняется тем, что здесь нет такой острой необходимости бороться за место под солнцем, нет (пока!) такой бешеной конкуренции во всех сферах жизни, как в Москве. Взять, к примеру, такой мелкий, но показательный факт, особенно удивляющий (а иногда и раздражающий) гостей из столицы, - в метро, на эскалаторе, спускающемся вниз, люди встают справа, оставляя слева проход для тех, кто торопится. Это нормально, так происходит и в Москве, и в других крупных городах. Однако на эскалаторе, поднимающемся вверх, петербуржцы встают и справа, и слева, не оставляя прохода, - они просто не могут себе представить, что кому-то может прийти в голову бежать по эскалатору вверх. Даже если человек сильно опаздывает, скорее всего, он отнесется к этому философски, но не полезет вверх, расталкивая локтями пассажиров. Такой вот здесь образ жизни - динамичный, как в любом большом городе, но без лишней суеты.

У петербуржцев много общих интересов, которые объединяют людей разных возрастов и социального положения: все они болеют за одну футбольную команду, почитают основателя города Петра Великого, гордятся Эрмитажем и Мариинским театром, летом дружно отправляются на одни и те же пляжи Финского залива или на озера Карельского перешейка, а осенью - в лес за грибами и клюквой. Все они одинаково наслаждаются белыми ночами, опаздывают на мосты, страдают от комаров, мокнут под затяжными питерскими дождями и поскальзываются на обледеневших зимних улицах.

Тем не менее при общей схожести жизни горожан это город «многослойный», город разных течений, не любящих смешиваться. В нем существуют разные, довольно замкнутые круги общения со своими интересами и пристрастиями. Попасть внутрь такого круга не так просто - желательно, чтобы кто-нибудь вас привел и представил, самому навязываться не принято. В зависимости от того, в какой именно круг вы попадете, такое у вас сложится впечатление от посещения города.

Скорее всего, скучать вам здесь не придется - ведь Петербург задает тон и создает новые модные тенденции для всей страны. Это он предложил России первых рок-музыкантов, искусство андеграунда, диджеев, рейвы, фестивали авангардной моды, вечеринки в развалинах старинных дворцов и крепостей и т.д. До сих пор здесь работают всевозможные клубы на любой вкус.

Ну а во всем остальном петербуржцы - такие же люди, как и любые россияне, они так же заводят новых друзей, влюбляются, женятся, растят детей, радуются успехам и переживают неудачи, как и в любом другом месте страны. Поэтому вряд ли у вас могут возникнуть с ними какие-то сложности или проблемы. Будьте дружелюбны и тактичны, и вы заведете себе новых верных друзей и возвратитесь сюда еще много раз.

203.
"Почему депутаты выглядят идиотами" - 264.
"Новый православный тоталитаризм" - 3975 (sic!)

На последний - и очень для меня важный текст "Понты города Питера" - 11 жалких каментенышей не в тему. Типа, я в Купчино живу, и мне нравица, - так я что, не питерец? (Отвечаю: раз нравица, то нет. Ты купчинец).
Не удивлен ничуть.
Чушка продолжать пожирать все, что под боком, и другого на свиноферме не бывает (забавно, что Мережковский с Блоком прибегали к одному и тому же образу родины-свиньи, только Блок, конечно, выблевывал про чушку совсем уж кровью).
Впрочем, вот сам текст. Кажется, при публикации он ничуть не был сокращен.

Петербургский характер

Существует ли особая порода людей - петербуржцы? Существует ли присущий им петербургский характер, прикрывающий собой, как Пушкина крылатка, культурную столицу России? Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий?.. (Ну, и так далее, школьным стилем, в котором уж целый век нет никакой возвышенности, а лишь равнинная слякоть).
Но хотя стиль умер, вопросы остались. А значит, нужно отвечать.
Так вот, для меня Петербург - никакая не культурная столица России. Музейная - несомненно. Музыкальная - да, если брать сложную, классическую, филармоническую музыку (а еще недавно Петербург был и рок-столицей). Возможно - автомобильная, пельменная, пивная, туристическая столица.
А вот с культурой в смысле чистоты, удобства, ухоженности - тот же швах, что и везде. На улицах грязь; в метро злобы куда больше, чем в Москве; одеты питерцы даже не бедненько, а бог-те-каконько, - и неприветливы при этом, им главное цапнуть свое, и в норку. Да, Невский забран в гранит, но трактор щеткой метет с гранита грязь в никуда. Хренась - по прохожим, по машинам, по зеркальным витринам. А чо? Велели!
Ничего из ряда вон: те же примерно люди-а-чо-велели и в Ярославле, и в Екатеринбурге. Обычные россияне тучных путинских времен, квохчущие над появившейся иномаркой, мечтающие о квартире в доме монолитного железобетона с подземным гаражом, понятие не имеющие, кто такой Лев Лосев или Аркадий Ипполитов, зато хорошо знающие Стаса Михайлова и Максима Галкина. Неяркие. Как Сечин, Кожин, оба Ивановых, Полтавченко, члены кооператива «У озера» и вообще верховное руководство, почти все в нынешнем изводе вышедшее с невских берегов. И главная их особенность вовсе не в особенности, а в банальности, имеющей особенность гордиться местом формирования банальности. Как я рада, как я рада, что мы все из Ленинграда.
Парадокс в том, что, несмотря на все это, петербургский характер и правда существует.
Просто он определяется не отношениями жителей друг к другу (как в Москве или Махачкале), а их отношениями с городской декорацией. Потому что Петербург - единственный крупный город России, в котором такая декорация сохранена, и эта декорация прекрасна. Вот почему в Петербурге устойчиво воспроизводится не просто слой образованных, тонких и при этом нередко гадких людей (отлично показанных в фильме Дуни Смирновой «Кококо»), - а людей, которые без исторической питерской декорации не могут, для которых она важнее всего, власть которой над собой они признают.
И среди чужих они находят родственные души по этому индикатору. Петропавловка, небесная линия, восторг проходных дворов, кессонированных арок, жирных клепок мостов на Обводном канале, солнечная сторона Невского, Павильонный зал в Эрмитаже, - это система паролей, распознавания свой-чужой. Добро пожаловать в клуб, кто понимает.
А поскольку декорация по размерам велика, но по качеству нередко страшна, то лишь в Петербурге возможен трюк, невозможный в других городах: жизнь, бытование не с краю декорации, а внутри. В Петербурге место проживания - ментальный показатель. Да, кажется, журналист и сторонник северо-западной автономии Коцюбинский до сих пор обитает на выселках Витебского проспекта; кажется в ФРГ, Фешенебельных Районах Гражданки, живет профессор писатель Аствацатуров, - но это исключения. Человек с петербургским характером жить на площади Мужества или в Купчино не может.
По счастью, цена расселения или покупки квартиры на Лиговке, на Обводном, в Ротах или в Семенцах почти равна цене квартиры в новеньком доме в спальном районе. То есть существует выбор. Либо - чистенький дом, где скверик, торговые центры и «экология». («Экология» - московское изобретение. Означает гордость за ночевку в районе с относительно низкой концентрацией вредных веществ, платой за которую является ежедневное двухчасовое вдыхание автомобильных выхлопов в пробках). Либо - центр, где негде выгулять ни ребенка, ни собаку, но зато ребенок с детства привыкает, что по потолку идет цветочная лепка и что голые тетеньки держат на своих плечах эркеры и балконы.
Петербургский характер формируется, как алмаз, в условиях давления одиночества, когда твои главные друзья дома и книги, и давно мертвые люди реальнее соседей, - плюс высокого градуса провинциального идиотизма, когда нормально гадить в историю, как в вазу захваченного мутными мужиками Зимнего дворца.
Зато результат давления и температуры впечатляет. Петербург - единственный город в стране, где сегодня вполне себе живы, пьют кофе, покупают мясную нарезку в гастрономе три музыкальных гения: Десятников, Ханин, Каравайчук. Можно попробовать познакомиться. Можно сгонять на лекции по истории Льва Лурье и Евгения Анисимова. Вон идет, окруженный студентами, главный философ страны Секацкий. Где-то не то в Комарово, не то в Репино - Сокуров и Кушнер. Неподалеку Шевчук. Строят на Ленфильме злодейские планы немногословный мрачный Сельянов и похожий на дьякона Балабанов.
Все это люди, полные петербургских понтов. А петербургские понты не могут быть внешними, потому что определяется отношениями не с другими людьми, но с декорацией. А перед Питером кидать понты - это как перед Понтом Эвксинским. Плеснет равнодушно в ответ волной. Кто ты ему?
Петербургский характер - это характер одиночек. Здесь, в завершившем сезон театре с устаревшей машинерией, не зазорно быть одиноким, нищим, несчастным, - тем, кого на дух не переносит и кого зло растаптывает Москва, этим языческим танцем пытающаяся застраховаться от судьбы неудачника. В Питере чтение или уроки сольфеджио - важный и нужный труд. В Питере главные для петербургского характера вещи, насущная пища - музыка, история, стихи и городская стихия - стоят три медяка или вообще даются за так. По питерским набережным, слушая в наушниках Радзинского или Мачинского, так сладко кататься на велосипеде.
И петербургский характер, разумеется, предполагает искреннее равнодушие к тому, что думают о тебе и о твоих словах дурни.