Биографии Характеристики Анализ

Социальный проект «культурной столице – культуру речи. Влияние сми на речь современного школьника

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Елань-Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Исследовательская работа на тему «Особенности культуры речи современной молодежи».

Елань-Колено, 2016 год

Введение. 2

2.Особенности культуры речи современной молодёжи. 4

2.1.Проблема «Язык и общество» 4

2.2.Результаты анкетирования на тему «Выявление уровня жаргонизации речи учащихся КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП». 7

3.Вывод. 12

4.Заключение. 14

5.Список использованной литературы. 16

Введение.

Язык необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры. Русский язык по праву считается одним из наиболее богатых и развитых языков мира. О гибкости, красоте, многогранности и неповторимости русского языка с восторгом говорили многие поэты и писатели.

И.С.Тургенев, восхищаясь красотой русского языка, призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Говоря о меткости русского языка, Н.В.Гоголь подчёркивал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

А.И. Куприн размышлял так: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Конечно, с этими высказываниями нельзя не согласиться, но в условиях современного мира мы наблюдаем зачастую совершенно обратный процесс: «классический», правильный русский язык уходит из повседневности, заменяется упрощенной, порой жаргонной лексикой. Особую тревогу у специалистов вызывает современный молодёжный язык.

В связи с этим, возникает закономерный вопрос: почему сегодня молодёжь, имея такой богатый язык, предпочитает новую форму общения, пренебрегая нормами современного русского языка, употребляя сленг и ненормативную лексику.

Нужно ли вообще сегодня учить современному русскому языку, на котором говорит все общество, по которому нас узнают в мире, который обеспечивает нам весь объем культурной информации, если в подавляющей своей массе молодежь говорит на примитивном языке? Этот вопрос становится всё более актуальным, и мы постараемся на него ответить. Но для этого нужно знать, что такое речевая культура и каковы особенности речи современной молодёжи.

В связи с этим, основной целью нашей работы станет следующая: изучить культуру речи и коммуникативную грамотность в молодёжной среде.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

1. Рассмотреть особенности культуры речи и коммуникативной грамотности современной молодёжи.

2. Изучить состояние речевой культуры учащихся 5-11 классов КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП».

3. Оформить результаты исследования в виде письменной работы и мультимедийной презентации.

Особенности культуры речи современной молодёжи.

Проблема «Язык и общество»

Проблема «Язык и общество» широка и многопланова. Прежде всего, язык социален по своей сущности. Основная его функция - быть средством, орудием общения людей.

Пристальный интерес к вопросам культуры речи в российской науке возникает в конце 80-х годов XX века. Но к более тщательному анализу речевой ситуации в современном обществе учёные обращаются уже в XXI веке, веке ультрасовременных технологий и научно-технического прогресса, когда все чаще прослеживается тенденция к максимальному упрощению языка.

Но что такое культура речи?

Термин «культура речи» многозначен. Среди его основных значений лингвисты выделяют следующие:

«Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения»;

«Культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве»;

«Культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи».

Эти три значения взаимосвязаны: первое относится к характеристике индивидуальных способностей человека, второе - к оценке качества речи, третье - к научной дисциплине, изучающей речевые способности и качества речи.

«Итак, культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач», - так определяет понятие культуры речи известный современный лингвист Е.Н. Ширяев.

Также, говоря о речевой культуре современной молодежи, следует отметить, что речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.

Но на сегодняшний день часто бывает так, что этот вкус и стремление к индивидуальности переходит все границы разумного.

По данным исследований, большее влияние на современного подростка оказывает прежде всего окружающая культурная среда (семья, друзья, родственники, ровесники), а также глобальная сеть Интернет, телевидение, модные журналы, книги, музыка и общество в целом.

Каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берет из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира. Естественно, новые поколения отказываются от того, что кажется архаичным, не созвучным новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение к людям и событиям. Иногда они возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые ракурсы осмысления.

Таким образом, постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм, которые помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Но, современная тенденция развития языка не сулит нам в будущем ничего хорошего, поколение next настолько ломает и видоизменяет привычные нормы, что трудно представить себе, каким будет язык к концу нашего прогрессивного столетия.

Возьмем, к примеру, молодежные журналы «Cool», «Молоток», «BRAVO», которыми читает вся «продвинутая» молодежь, и с первых же страниц видим (татуха, шмотки, туснуть, днюха, депрессовать, баскет, движуха, слинял, по-любэ, затарился и так можно перечислять до бесконечности).

Та же ситуация и на телевидении (МУЗ ТВ, ТНТ, СТС, МТV и т.д.). Одними из любимейших телепередач подрастающего поколения являются «COMEDY CLUB», «Наша Раша», «ХБ», «Однажды в России и т.п., которые ради высоких рейтингов готовы пренебрегать любыми нормами, и не только языковыми, но и нравственными.

Но особо стоит отметить музыкальные композиции некоторых современных групп, тексты песен которых способны вызвать шок у любого мало-мальски образованного человека (группы «Фактор-2», «Ленинград», большинство рок- и рэп-исполнителей). Куда бы ни поехал, в автобусе или такси неизменно играет шансон, вызывающий патологическое привыкание к жаргонной «блатной» речи.

Результаты анкетирования на тему «Выявление уровня жаргонизации речи учащихся КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП».

В связи со всем вышесказанным, мы решили провести небольшое исследование, направленное на выявление уровня жаргонизации речи учащихся КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП». Для проведения исследования была выбрана форма анкетирования, в котором приняли участие 50 учащихся 5-11 классов в возрасте от 12 до 18 лет. Цель, стоящая перед нами: выяснить, употребляют ли учащиеся нашей школы в своей речи жаргонизмы и как реагируют на их речь взрослые.

Вопросы анкеты выглядели следующим образом:

1. Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

2. Какой Ваш пол?

а) мужской;

б) женский.

3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?

а) для самоутверждения;

б) поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе;

в) обмениваться информацией и узнавать новое;

г) придать своей речи живость, юмор.

4. Какие жаргонные слова вы чаще всего используете в своей повседневной речи?

а) матерные;

б) юмористические;

в) и те, и другие: все зависит от ситуации или компании.

5. Поправляют ли учителя Вашу речь?

б) учителя не обращают внимания на мою речь;

в) не всегда, но все же делают замечания.

6. Как относятся родители к Вашей речи?

а) им не важно, как я говорю;

б) они постоянно напоминают, чтобы я следил за своей речью;

в) иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

7. Чья речь для Вас является эталоном?

а) моих друзей;

б) моих родителей;

в) моих учителей.

г) то, как говорят на телевидении, в Интернете.

Данные, полученные нами в ходе анкетирования, отражены в графиках и диаграммах, которые вы видите на экране:

Вывод.

Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является изучение жаргонной речи учащихся нашей школы - современных школьников подросткового и раннего юношеского возраста. Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Все опрошенные отметили, что считают использование жаргонной речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.

2. При изучении уровня жаргонной речи выявлено: первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек сленг является прежде всего игрой слов, средством придания их речи легкого юмористического характера.

3. В нашем исследовании учащиеся отметили высокий уровень использования сленга в речи ведущих в теле- и радиопередачах, известных блоггеров, в публикациях газет и журналов.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные подтверждают выдвинутую нами цель: наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи учащихся средних и старших классов. Если обобщить полученные данные, то можно описать причины увеличения доли жаргонизации речи современного подростка и старшеклассника:

1. Социальные факторы. Сегодня активное использование жаргонной речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, в повышенной жаргонизации речи при общении школьников.

Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит они должны разговаривать на «своем» (сленговом, жаргонном) языке.

2. Значимость «своего» языка для общения со сверстниками (желание подростка утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах).

3. Влияние средств массовой информации (чтение молодежных журналов, просмотр телепередач, общение в сети Интернет) на речь подростка.

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что все усилия учителей, преподавателей и даже государства по защите великого русского языка представляются на данный момент ничтожными под натиском моды, общественного вкуса и неуёмной жажды обогащения любой ценой. Но хотелось бы верить, что это всего лишь временное явление, и уже через пару лет общество откажется от «продуктов массового поражения» (музыки, телепередач, социальных сетей и журналов, которые делают акцент на использовании жаргонизмов).

Как нам представляется, положение дел с культурой речи современной молодёжи вполне возможно улучшить. Для этого необходимо:

    пропагандировать бережное отношение к русскому языку

    разъяснить лицам, чьи выступления попадают в центр общественного внимания, необходимость бережного отношения к родному языку;

    разъяснить руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов;

    пропагандировать классическую русскую литературу;

    воспитывать у подрастающего поколения любовь к родному языку;

    организовать на базе КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» консультативную службу русского языка;

    усилить работу педагога-психолога по формированию культуры речи школьников.

Завершить своё исследование мне хотелось бы словами великой Анны Ахматовой:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внуками дадим, и от плена спасем,
Навеки.

Список использованной литературы.

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2000.

    Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М., 2000.

    Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989.

    Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.

    Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. - М., 2002.

    Мучник Б.С. Культура письменной речи. - М., 1996.

    Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997.

    Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Николаевская основная общеобразовательная школа

Павловского района Воронежской области

Социальный проект

«ГОВОРИМ ПО-РУССКИ»

Коренцова Наталья Николаевна

Обоснование

Проект «Говорим по-русски» я решила разрабатывать в рамках реализации программы развития «Школы русской культуры».

Школа русской культуры - это школа, которая основывается на идее поддержки человека, его социальной защиты, создания условий для его нормального развития. В числе главных ценностей русской школы - русский национальный характер, русское национальное самосознание, русский язык, культурно-исторический мир России.

Термин «школа русской культуры» я понимаю следующим образом: школа, изучающая русскую культуру слова в исторической динамике развития, а также во всем разнообразии родов, видов и разновидностей русского слова.

«Школа» предполагает через последовательное и углубленное изучение национальной культуры слова воспитывать не просто говорящего на русском языке и живущего на Русской равнине человека, но образованную и творческую личность, доброго семьянина, руководствующегося законами христианской морали, любящего свое Отечество гражданина.

Главный вектор развития «школы» – создание условий для становления человека как творца и носителя культуры.

Слово «культура» понимается школой в широком смысле: культура дела, культура мышления, культура творчества, культура тела, культура общения.

Речевая и коммуникативная культура – составляющая часть культуры в целом - понимаются как владение культурой речи, владение нормами русского языка, являются показателями человека культурного.

Внимательное, вдумчивое отношение учеников к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе – независимо от среды общения каждого ребенка. Деятельность в рамках проекта поможет детям, педагогам овладеть чистой, грамотной и выразительной речью, повысить свою речевую и коммуникативную культуру, приобщить к речевой культуре родителей учащихся.

Постановка проблемы
Русский язык - по своей специфике – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.
Но в настоящее время современную школу волнует состояние уровня национальной речевой культуры, поскольку русский язык претерпел значительные изменения: язык «улиц» (нецензурная и жаргонная лексика, местный диалект,) часто звучит не только в повседневной жизни, но и в средствах массовой информации, в речи политиков, в художественной литературе, а также в речи школьников.
Именно несформированность у большинства людей взгляда на язык как национальный феномен приводит к снижению чувства гордости за родной язык, резкому падению интереса к русскому языку; и как следствие - к безграмотности, косноязычию, неумению правильно и логично выразить свою мысль.

Цели и задачи проекта

Цели проекта:

    сохранение русского языка как части духовной культуры нации;

    создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся, педагогов;

    устранение у учащихся местного диалекта.

Задачи проекта:

1. Диагностическая. Выявление проблем современного русского языка, анализ причины нарушения экологии современного русского языка учениками и учителями школы; исследование влияния иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражений, языка интернет-общения, sms -общения на состояние родного языка и духовной культуры учащихся и учителей.

2. Прогностическая - определение путей, методов, способов формирования речевой культуры учащихся и педагогов, решений проблем русского языка; определение критериев оценки результативности деятельности в рамках проекта.

3. Организационная . Создание условий для реализации программы проекта «Говорим по-русски», разработка методических материалов и рекомендаций, сопровождающих основные этапы программы школьного проекта.

4. Практическая . Проведение мероприятий, акций и др. с целью повышения интереса к русскому языку; популяризация правильной, грамотной речи, «борьба с неграмотностью».

Основная идея проекта

Формирование речевой, коммуникативной культуры учащихся и педагогов школы через включение педагогов, учеников и родителей в исследовательскую деятельность (изучение уровня владения орфоэпическими, грамматическими и др. нормами русского языка учениками и учителями, изучение причин нарушения русского языка); в социальные практики через ведение факультативных занятий, проектную деятельность (представление исследовательской работы в виде проекта, создание проекта – пути предотвращения нарушений норм русского языка учащимися, создание проектов мероприятий по повышению речевой, коммуникативной культуры педагогов и учащихся).

Гипотеза проекта «Говорим по-русски»

Включив педагогов, учащихся, родителей в исследовательскую деятельность по изучению состояния русского языка контингента школы, в исследовательскую деятельность по изучению причин нарушения норм русского языка, то это позволяет каждому задуматься над состоянием собственной речи, коммуникативной культуры, а также над последствиями, к которым приводит низкий уровень речевой культуры. Это позволяет вовлечь учителей, учащихся, родителей в деятельность по повышению собственной культуры, что и даёт возможность создания среды для повышения уровня речевой культуры учащихся, педагогов, родителей. Работа над повышением культуры речи даст возможность осознать значимость русского языка как части духовной культуры нации, тем самым, сохранить русский язык.

Вид проекта по доминирующей деятельности: информационно-исследовательский, практико-ориентированный.

По комплексности: межпредметный.

По продолжительности: 2012-2015 г.г.

Участники проекта – учащиеся, педагоги, родители школы.

2012-2013 г.г. – год создания Проекта, разработка программы Проекта. Основанием для создания проекта «Говорим по-русски» явились результаты наблюдений, тестирования по изучению степени владения литературными нормами русского языка учащимися школы.

2013-2015 г.г.– год реализации проекта «Говорим по-русски». В этот период предусматривается анализ уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся и педагогов школы, разработка проекта программы по повышению уровня речевой культуры учеников и учителей школы; с целью повышения речевой культуры, организация и проведение интеллектуальных марафонов, игр для учащихся, выпуск информационных листов, организация внеклассных занятий, способствующих повышению культуры речи учащихся.

Этапы проекта 1. Подготовительный этап
Выбор темы Проекта.

Создание программы Проекта, обоснование его актуальности, значимости.
Выдвижение рабочей гипотезы.

2. Организационный этап
Формирование инициативных групп.
Составление плана работы инициативных групп.

Разработка методического, дидактического материала для исследовательской деятельности.

3. Поисково-исследовательский этап
Сбор информации.
Формирование банка идей.

4. Практический этап
Проведение мероприятий по повышению интереса к русскому языку, по повышению речевой, коммуникативной культуры учащихся и педагогов.

5. Аналитический этап

Анализ и оформление результатов исследовательской деятельности. Представление продукта: презентация проекта – результатов исследований в рамках проекта на школьной научно-практической конференции «Мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово».

Этап работы

Задачи этапа

Содержание деятельности

Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу

1. Подготовительный (2012-2013 уч. г, I полугодие

1. Оценка готовности педагогов и учащихся к участию в проектно-исследовательской деятельности в рамках социального Проекта.

2. Теоретическое осмысление основных направлений деятельности в рамках проекта.

3. Создание организационно- педагогических условий для начала реализации программы Проекта.

Создание программы

Проекта, обоснование его актуальности, значимости

Программа проекта «Говорим по-русски»

2. Организа-ционный (2012-2013 уч. г, II полугодие

Создание инициативной группы, способной реализовать цели и задачи программы проекта;

разработка методического и дидактического материала для обеспечения реализации проекта.

1. Создание творческих, исследовательских, волонтерских и проектных групп учителей и учащихся по отдельным направлениям.

2. Создание анкет, тестов, дидактического материала для исследования уровня владения нормами русского языка, речевым этикетом учащихся и учителей.

3. Составление плана работы инициативных групп.

Анкеты, методический, дидактический материал для исследования уровня владения нормами русского языка учащихся и учителей.

3. Поисково-исследова-тельский этап (2013-2014 уч. г.)

Исследование уровня грамотности учащихся, учителей, родителей школы.

1. Акция «А как это сказать по-русски?» (анкетирование, опросы, интервью, задания языкового характера, задания по культуре речи)

2. Выбор самого грамотного класса (подведение итогов акции «А как это сказать по-русски?»)

3. Исследование «Языковой портрет учащегося»

4. Исследование «Жаргонизмы в речи школьников».

5. Конкурс «Самое популярное слово ученика школы».

6. Исследование «На каком языке говорили мои предки?» (в рамках празднования «Дня родного языка» 21 февраля).

7. Акция-исследование «Самое красивое слово»

Аналитическая справка « Результаты анализа уровня знаний учащихся о разнообразных языковых нормах.

(акция «А как это сказать по-русски?»)

4. Практи-ческий (2014-2015 уч. г, II полугодие

1. Повышение интереса к русскому языку.

2. Повышение речевой, коммуникативной культуры учащихся, педагогов и родителей.

1. Разработка и проведение интеллектуальных лингвистических марафонов, игр, турниров для учащихся.

2. Организация и проведение литературно-музыкальных гостиных (ученических (с привлечением родителей) и педагогических).

3. Организация и проведение «информационных минуток» «Педагог, остановись, оглянись, подумай!» на педсоветах, совещаниях коллектива (работа над орфоэпическими, грамматическими и др. нормами, педагогической этикой и этикетом).

4. Ведение факультативных и внеклассных занятий, направленных на повышение культуры речи.

5. Знакомство с традициями русского народа (театрализованные постановки):

- «Школьные колядки»

- «Масленица»

- «Веснянки. Встреча весны» и др.

6. Мастер-класс «Приёмы бесконфликтного общения».

Сценарии мероприятий, справки о проведении мероприятий

5. Аналити-ческий этап (2014-2015г, II полугодие

1. Обработка, анализ и систематизация полученной информации.

2. Разработка проекта деятельности по повышению уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся и педагогов на основе полученных результатов.

1. Анализ и оформление результатов исследовательской деятельности в качестве проекта-доклада на ШНПК «Мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово».

2. Акция «В защиту русского языка».

3. Анализ результатов итогового контроля, итоговой аттестации учащихся.

4. Составление плана мероприятий по повышению уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся и педагогов на основе полученных результатов.

5. Круглый стол учителей по обмену опытом «Я делаю так».

Протокол школьной научно-практической конференции.

Конечный продукт проекта

Предполагает, что будет:

1. Организована исследовательская деятельность по изучению уровня культуры речи учащихся, педагогов, родителей школы.

2. Организован выпуск «информационных страничек» для учащихся «Это интересно», «А как это сказать по-русски?» и для педагогов - «Педагогическая этика».

3. Проведены информационные минутки «Педагог, остановись, оглянись, подумай!» на педсоветах, совещаниях коллектива (работа над орфоэпическими, грамматическими и др. нормами, педагогической этикой и этикетом).

4. Проведены тематические предметные недели, лингвистические марафоны, игры.

5. Проведена ШНПК «Говорим по-русски?» (Реализация проекта)

6. Создание методической копилки учителей «Я делаю так».

7. Разработаны научные и методические материалы по проблемам воспитания культуры речи и общения.

8. Проведены факультативные, внеклассные занятия, направленные на повышение культуры речи.

Материально- техническое обеспечение.

Материально- техническое обеспечение осуществляется за счет помощи волонтерской группы в создании и распространении информационных листов, приобретении словарей, финансовая поддержка со стороны администрации Муниципального Казинского сельского поселения и «Павловская МТС »

Елена Иванова

Исследовательская работа на основе речевой компетенции учеиков 5-8 классов

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани г.о. Сызрань, Самарской области

Проект на тему:

«Речевая культура современного подростка»

Выполнил :

ученица 6-А класса

Иванова Елена

Научный руководитель :

Свечкова Анна Николаевна

Сызрань

2013

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

2.1.2. Ещё немного теории

2.2. Практическая часть

2.2.3. Уровень владения навыками речевой культуры школьников

3. Заключение

4. Список литературы

1. Введение

В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, овладевает и культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно. К сожалению, русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Выражение «как живем, так и выражаемся» - только половина правды; вторая ее половина «как выражаемся, так и живем» тоже должна быть принята во внимание. Речевая культура очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

Актуальность проекта

Речевая культура - это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге, общей культуры человека. Вот почему актуальной становится проблема сохранения и активного использования речевых формул. Заинтересовавшись вопросом русской речевой культуры, мне стало интересно: владеют ли подростки (учащиеся 6-7 классов) нашей школы нормами культуры речи.

Гипотеза : владение языковыми нормами - один из показателей внутренней культуры учащегося.

Цель проекта: определение уровня владения нормами речевой культуры учащихся 6-7 классов ГБОУ CОШ № 10; привлечение внимания к проблеме разрушения норм речевой культуры.

Задачи проекта :

  • Расширить и уточнить представление о речевой культуре, изучив и проанализировав литературу по данной теме.
  • Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 6-7 классов ГБОУ СОШ № 10.
  • Проанализировать результаты опроса.
  • Сделать выводы по теме исследования.
  • Выполнить компьютерную презентацию, представить результаты на научно-практической конференции.

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

2.1.1. Понятие «речевая культура»

Русский писатель Константин Паустовский говорил, что «по отношению каждого человека к своему языку, можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку». В наше время наблюдается значительное снижение культуры речи, приобретающее характер стихии. Язык существенно меняется прямо на глазах нашего поколения.

Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, разговаривая со своими одноклассниками, я пришла к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгарных слов, что она насыщена словами-сорняками. Повсеместно получил распространение уличный сленг. Появляется опасение, что наше поколение скоро трансформирует язык А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в язык «симпсонов», «шреков» и т. п.

Редко, когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не замечает такие «мелочи». Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодёжь мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что хорошо знакомо – тексты популярной музыки,– представляют в большинстве своём набор односложных клише, бессмысленный повтор банальных фраз. Чего ждать от молодёжи, если и с экранов телевизоров мы не всегда слышим грамотную речь.

Но ведь если разобраться, то можно убедиться и в том, что сленг оскорбителен по своей сути. Например, мы говорим: «чумовой» парень, когда имеем в виду интересного, ведущего за собой, активного юношу. Но, если задуматься над этимологией этого слова, придётся сделать вывод, что такой парень веселится и развлекается всеми возможными способами только потому, что он смертельно болен и может умереть в любой момент (ЧУМОВО́Й, чумовая, чумовое (·прост. ).

1. То же, что в 1 ·знач.

2. Шальной, дурной, очумелый (·бран. ).

3. То же в знач. сущ. чумовой, чумового, ·муж. , и чумовая, чумовой, ·жен. (·бран. ).

ЧУМНО́Й, чумная, чумное.

1. прил. к . Чумная эпидемия. Чумной микроб.

| Зараженный чумой. Чумной город.

2. в знач. сущ. чумной, чумного, ·муж. , и чумная, чумной, ·жен. Лицо, заболевшее чумой. Барак для чумных.

ЧУМА́, чумы, мн. нет, ·жен. Острозаразная эпидемическая болезнь. Легочная чума. Бубонная чума. «Царица грозная - чума теперь идет на нас сама и льстится жатвою богатой». Пушкин.)

Так же очень часто употребляется слово «прикалываться». («ПРИКАЛЫВАТЬСЯ»

Ударение: прика́лываться

Несов. разг.

Прикрепляться булавкой, становиться приколотым.

Страд. к глаг.: прикалывать .)

Это значит, человек, говоря «я прикалываюсь над тобой» в данный момент булавкой прикрепляет себя к воздуху или к потолку над вами? Смешно?

Никто не против школьного сленга, жаргонов, но я считаю, что их нужно употреблять уместно.

«Мой язык, как хочу, так и говорю» - можно ли отстаивать такую точку зрения? Но ведь если каждый будет говорить, как он хочет, мы можем не понять друг друга. Язык, речь наша превратиться из средства общения в средство разобщения. А этого допустить нельзя.

Инструмент любого труда должен быть хорошо отточен, налажен, настроен. Только тогда им можно работать и быстро, и правильно, и красиво. Литературные нормы – это и есть налаженный инструмент нашего общения. Точнее, то, что налаживает литературный язык, делает его правильным, выразительным, общепонятным. Речевая культура – часть культуры народа, связанная с использованием языка. В нее включается сам язык, его этническая специфика, функциональные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме. Кроме того, в нее входят и этнические особенности языковой картины мира, и сформировавшиеся обычаи и правила поведения (в том числе использование невербальных средств), совокупность текстов на данном языке. Культура речи - это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка - произносительными, грамматическими, лексическими. Эти нормы предписывают, например: говорить класть и положить, а не ложить и покласть и т. д. Речь, в которой встречаются факты, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной. Уточним, что речь культурную отличают:

  • богатство (разнообразие речи),
  • её чистота,
  • выразительность,
  • ясность и понятность,
  • точность и правильность.

Язык запечатлевает историю народа. Язык – это сама культура, процесс и результат её накопления и обновления.

Среди экологических призывов и вопросов наших дней пока ещё недостаточно громко и внятно звучат требования оберегать чистоту русского языка. Мы справедливо говорим о чистоте атмосферы, о здоровье лесов и трав, об ухоженности рек, водохранилищ и городов. Но пока ещё почему-то мало беспокоимся об экологии языка, о чистоте среды нашего повседневного «речевого существования», о проходящих на наших глазах отрицательных процессах, связанных с нечутким, неграмотным, а то и просто безответственным отношением к слову.

Изучение родного языка, его лексического и грамматического строя воспитывает сознательное отношение к важнейшему средству человеческого общения и воплощению культуры. Оно формирует живое чувство сопричастности к судьбе своего народа, развивает мыслительные способности человека, обогащает его духовно.

2.1.2. Еще немного теории

В своей работе я использую следующие лингвистические понятия и термины.

Орфоэпией называется система норм правильного произношения.

О рфоэпические нормы - это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических форм слов. Орфоэпические нормы не менее важны для литературного языка, чем нормы образования грамматических форм слов и предложений или нормы правописания.

Сленг (от slang ) - набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, общественных, возрастных и иных групп).

Вульгари́зм (от vulgaris - простонародный) - термин традиционной стилистики для обозначения слов или оборотов , применяемых в просторечии , но не допускаемых стилистическим каноном в .

2.2. Практическая часть

В ходе работы над проектом было проведено исследование трёх составляющих речевой культуры школьников: орфоэпические нормы (ударение), частотность употребления вульгаризмов и слов-сорняков и уровень понимания значения слов «речевая культура».

Методы исследования:

  • Изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация речевых ошибок.
  • Тестирование, анкетирование.
  • Наблюдение за речевым поведением школьников.

Объект исследования: учащиеся 6-7 классов ГБОУ COШ №10 г. Сызрани.

Предмет исследования: речь учащихся, уровень владения литературными нормами языка .

2.2.1. Результаты тестирования соблюдения орфоэпических норм (ударение)

Я провела тестирование.

Учащимся было предложено расставить ударения в словах, в которых чаще всего, по моему наблюдению, делаются ошибки:

ЗвонИт, жалюзИ, гренкИ, баловАть, тОрты, бАнты, шкафЫ, новорОждЁнный, апострОф, деньгАми, мизЕрный, фОрзац, каталОг, слИвовый, квартАл (в городе), квартАл (часть года), творОг, свЁкла, грунтовАя, дефИс, зАнятый, кУхонный, мУскулИстый, нАчатый, Отнятый, пОднятый, повторИшь, подрОсткОвый, прИнятый, цЕнтнер, договОр, докумЕнт, шофЁр.

Было опрошено 30 человек.

В ходе тестирования получились следующие результаты :

100% опрошенных выполнили тест с ошибками.

Если представить подробные результаты, то получится следующее:

Частотность ошибок:

В течение одного дня я наблюдала за тем, какими словами «засорена» речь моих одноклассников . Результаты оказались следующими:

Наиболее популярно слово «блин». Далее по уменьшению частотности употребления:

  • как бы
  • в общем
  • короче
  • прикольный, клёво
  • больной
  • дурак
  • заколебал
  • обалденный
  • предки.

Это минимум, который не включает в себя нецензурные слова и выражения. Однако стоит отметить (хотя бранные слова не были взяты мною в качестве исследуемого материала), что речь современных школьников изобилует ими. И здесь можно смело говорить о справедливости высказывания: «Как выражаемся, так и живем». Грубые речевые формы свидетельствуют об увеличении агрессии в отношении подростков друг к другу, снижении уровня чуткости, утрате чувства прекрасного, к которому нас призывает искусство во всех проявлениях, в том числе и искусство говорить, общаться, слушать – строить коммуникационные связи с окружающими людьми.

2.2.3. Уровень владения навыками речевой культуры школьников.

Также я предложила 6-7-классникам ответить на вопросы анкеты, в результате чего я намерена была выяснить, знают ли шестиклассники, что такое речевая культура, и осознается ли ими проблема разрушения речевой культуры. Анкета содержала следующие вопросы:

1.Знакомы ли Вам понятия «речевая культура», «культура речи»?

2.Задумывались ли Вы когда-нибудь над необходимостью следования речевой культуре?

4.Следуете ли Вы правилам речевой культуры в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

В ходе проведённого анкетирования выяснилось, что :

100% из числа опрошенных считают, что знакомы с понятием «речевая культура», но не дают его точного определения;

70 % считают проблему речевой культуры актуальной;

80 % - опрошенных не всегда пользуются правильной речью, общаясь между собой и в сети интернет.

0 %, т. е. никто в анкете не признался в том, что употребляет нецензурные слова и выражения, хотя в процессе наблюдения я убедилась в обратном.

Таким образом, можно сделать вывод, что современным шести-семиклассникам понятие «речевой культуры» знакомо и ими осознается существование на сегодняшний день проблемы ее разрушения, а также необходимость следования правилам родного языка. Однако речь подростков еще изобилует орфоэпическими неправильностями, что свидетельствует о низкой сформированности у них этого навыка. Кроме того, слова-сорняки и вульгаризмы обедняют речь школьников.

3. Заключение

В процессе исследования отдельных составляющих речевой культуры шестиклассников я пришла к выводу, что, увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придется. «Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов и грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощущением только или чувством, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу, и совершая дело, и подводя итог, мы осмысляем все это словом , передавая открытое для себя – другим» .

Таким образом, считаю, что моя гипотеза нашла подтверждение в данной работе. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В его основе лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.

Основной задачей культуры речи является кодификация языка, т. е. официальное признание и описание нормы в словарях и справочниках. И пока словарь отмечает ту или иную форму, только она считается верной. Часто можно услышать возражения: «Но ведь многие говорят свекл а , зв о нит… » . Да, и говорят неверно. Вот когда язык «узаконит» такое произношение, отметит как норму или допустимый вариант, мы и перестанем исправлять эти слова. Родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением.

Все это позволяет утверждать, что проект актуален и может найти свое применение в школьной практике. На основе полученных результатов учителя русского языка могут строить работу по исправлению речевых неправильностей школьников и формированию прочной речевой культуры у подростков. Учителя обществознания также могут привлекать материалы данного проекта для работы на своих уроках. И, несомненно, эта работа будет интересна самим школьникам: она побудит их следить за своей речью, применяя рекомендуемые правила, формировать себя как речевую личность. Точность - необходимое качество речи. Точность как признак культуры речи определяется умением чётко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов.

4. Перечень используемых ресурсов

1. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000

2. Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения. - Л., 1988

3. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта - М., 2009.

4. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия)

5. Фоменко, Ю.В. Слова-сорняки в современной русской речи. (Techne grammatike (Искусство грамматики). Вып. 1. - Новосибирск, 2004.

6. Энциклопедия "Русский язык"/под редакцией Караулова Ю.Н. - М.: Большая Российская энциклопедия, «Дрофа», 1997.

7. Электронный ресурс

8. Электронный ресурс

Вспомним слова Л.Н.Толстого:«Единственное средство умственного общения людей есть слово,

3.Считаете ли Вы проблему речевой культуры актуальной? Почему?

5.Считаете ли Вы, что нарушение норм произношения в последнее время слов «засоряет» русский язык?

6.Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

7. Как часто Вы употребляете сленговые слова?

8. Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

1.Знакомо ли Вам понятие речевой культуры?

2.Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевой культуре?

3.Считаете ли Вы проблему речевой культуры актуальной? Почему?

4.Следуете ли Вы речевой культуре в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

5.Считаете ли Вы, что нарушение норм произношения в последнее время слов «засоряет» русский язык?

6.Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

7. Как часто Вы употребляете сленговые слова?

8. Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

1.Знакомо ли Вам понятие речевой культуры?

2.Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевой культуре?

3.Считаете ли Вы проблему речевой культуры актуальной? Почему?

4.Следуете ли Вы речевой культуре в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

5.Считаете ли Вы, что нарушение норм произношения в последнее время слов «засоряет» русский язык?

6.Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

7. Как часто Вы употребляете сленговые слова?

8. Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

1.Знакомо ли Вам понятие речевой культуры?

2.Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевой культуре?

3.Считаете ли Вы проблему речевой культуры актуальной? Почему?

4.Следуете ли Вы речевой культуре в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

5.Считаете ли Вы, что нарушение норм произношения в последнее время слов «засоряет» русский язык?

6.Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

7. Как часто Вы употребляете сленговые слова?

8. Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000

Энциклопедия "Русский язык"//под редакцией Караулова Ю.Н., М.: Большая Российская энциклопедия, «Дрофа», 1997.

  • Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Социальный проект:

«КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧЕНИКА – ГАРАНТИЯ СЧАСТЛИВОГО БУДУЩЕГО»

Возраст участников проекта 14-17 лет

Потянихина Ольга,

ученица 9 класса.

Руководитель:

Бондаренко А.В.,

учитель письма,

чтения и развития речи

Гуманитарная секция

с. Павловск, 2014








  • Изучить уровень речевой культуры учащихся и их отношение к проблеме культуры языка;
  • Разработать план основных мероприятий по решению проблемы, обозначенной в проекте;
  • Привлечь к сотрудничеству в реализации проекта всех 14- 17- летних учащихся школы, учителей и специалистов;
  • Повысить активность учащихся школы в участии в мероприятиях, посвящённых проведению Месячника культуры речи;
  • Уметь работать в единой команде.

1.Конференция.

2. Нетрадиционное занятие. КВН

3. Игра по станциям.

4. Викторина «Насколько хорошо мы знаем русский язык»

5. Анкетирование .

6. Классный час «Путешествие в страну вежливости и этикета»


  • Разработка проекта
  • Подбор кадров (педагоги, воспитатели, учащиеся, специалисты школы)
  • Подбор материала (литература, программы по теме, диагностический материал)
  • Разработка текста анкеты и экспресс-интервью, вопросов.
  • Обучение учащихся тактике проведения интервью:
  • - Анкетирование
  • - Наблюдения
  • - Беседы


  • 1Какой уровень культуры речи в современном обществе?(высокий, низкий, средний) Большинство учащихся определили как низкий(74 %)
  • 2.Считаете ли вы, что русский язык загрязнён жаргонными словами и матами?(да, нет, не знаю) Большинство 79% отметили загрязнённость языка
  • 3.Используете ли вы в своей речи жаргон или мат?(Да, нет) Только 21 % опрошенных не используют жаргон и мат.
  • 4. Каково ваше отношение к ненормативной лексике и используете ли вы её в своей речи? 79% опрошенных используют её в своей речи и большинство показало терпимое отношение к данному факту.
  • 5Можем ли мы как-то повлиять в лучшую сторону на речевую ситуацию в нашей школе?(Да, нет, не знаю) 67% дали отрицательный ответ


  • Издание приказа о внедрении и реализации проекта.Запуск проекта
  • Авторы проекта проводят конференцию для того, чтобы убедить всех участников образовательного процесса в необходимости реализации данного проекта, заинтересовать их


-Работа по исследованию проблемы проекта старшими учащимися школы под контролем классных руководителей и воспитателей;

-Разработка и графическое составление плакатов для демонстрации на конференции;

-Проведение анкетирования;

-Обработка анкет, интервью, собранной информации;

-Анализ социологического исследования среди учащихся.








  • Сбор отзывов участников, партнеров о реализации проекта
  • Проведение коллективного анализа результатов проекта и участия учащихся в его реализации
  • Исследование изменений в речевой культуре учащихся (итоги анкетирования)
  • Публичное подведение итогов. Награждение наиболее активных участников.


  • Повышение интереса к культуре речи;
  • Повышение уровня культуры речи школьников;
  • Сокращение случаев употребления мата и жаргонизмов в речи;
  • Формирование навыков проектной деятельности учащихся.


« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» И. С. Тургенев.

Повышение культуры

речи учащихся через внеклассную

деятельность

(Методический проект)

Выполнила: Пономарёва Нина Алексеевна,

учитель русского языка и

литературы МКОУ СОШ п. Речной

Опаринского района

Тема проекта : Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность.

Цель проекта : создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность.

Объект проекта : учебный процесс и внеурочная деятельность учащихся (их язык и речь, общение со взрослыми и в среде сверстников).

Предмет проекта : учащиеся школы

Гипотеза проекта : если через уроки русского языка, литературы и внеурочную деятельность пропагандировать красоту родного языка, правильность соблюдения норм современного русского литературного языка, его выразительные возможности в изучении других предметов, то это повлияет на развитие личности, обогащение ее духовного мира.

Продукт проекта : разработка плана мероприятий по проведению Месячника русского языка, посвящённого культуре речи.

Задачи проекта:

изучить уровень речевой культуры учащихся и их отношение к проблеме культуры языка;

разработать план основных мероприятий по решению проблемы, обозначенной в проекте;

привлечь к сотрудничеству в реализации проекта всех учащихся школы, родителей, учителей;

повысить активность учащихся школы в участии в мероприятиях, посвящённых проведению Месячнику культуры речи;

уметь работать в единой команде.

Проблема : Как через внеклассную деятельность повысить культуру речи учащихся?

Актуальность : Каждый человек мечтает жить и находиться там, где царит высокая культура. Именно здесь человек чувствует себя уютно, комфортно. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду прежде всего языковую культуру человека. Культура языка, речи отражает культуру мышления, поведение, духовный и нравственный портрет личности.

Проблема снижения культуры речи в настоящее время является актуальной и сложной. Сложной потому, что на формирование культуры речи человека влияет множество факторов: семья, социальная сфера, СМИ, общая культура общества. Мы видим массовое нарушение норм русского языка(орфоэпических, грамматических и т.д.), в том числе в речи депутатов, работников телевидения, радио; и резкую вульгаризацию речи, включая речь образованных людей (жаргонизмы, просторечные элементы); и засорение речи заимствованиями.

Мой проект нацелен на борьбу с этим общественным явлением.

Конечно, решить проблему снижения культуры речи сразу невозможно, но ограничить себя, своих близких в употреблении ненормативной лексики, привлечь единомышленников, неся великое русское слово, красоту языка окружающим нас людям – это нам, пожалуй, под силу.

Поэтому тема формирования культуры речи учащихся стала ведущей в моей педагогической практике. Определить перспективы работы в данном направлении помогло мне и участие в творческой лаборатории под рук. Рыловой А.С. «Языковое сопровождение курса «Основы проектной деятельности»(2007 – 2008г.)и переход на новый УМК под ред. С.И.Львовой (культура речи выделена как отдельная дисциплина лингвистики) и работа в творческой лаборатории по данному УМК.

Одной из форм развития культуры речи учащихся является внеклассная деятельность. Я остановлюсь на проведении в нашей школе Недель культуры речи.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА