Биографии Характеристики Анализ

Внеклассные занятия по биологии. Образовательный портал

Презентация подготовлена для проведения игры по биологии в 5-6 классах. УМК любой.

Цель: Расширение кругозора учащихся о раннецветущих растениях.

Задачи: способствовать развитию познавательной активности учащихся; развивать интеллектуальные способности и логическое мышление; познакомить учащихся с первоцветами на примере загадок.

В презентации даны загадки, ответы к ним и иллюстрации о раннецветущих растениях. Смена слайдов и объектов на них производится по щелчку. Сначала выходит текст загадки, затем - название растения и иллюстрация. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Внеклассное мероприятие «Здоров будешь, всё добудешь» проходит в форме интеллектуальной игры.

Цель интеллектуальной игры через игровые моменты программы настроить учащихся на здоровый образ жизни, воспитать привычки здорового образа жизни, познакомить с новой информацией.

  • выявить, насколько хорошо обучающиеся владеют информацией о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни
  • способствовать формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся

Оборудование: кабинет оформлен плакатами с высказываниями писателей, ученых, поговорками о здоровом образе жизни, мультимедийный проектор, презентация.

Данная игра предназначена для детей 5 класса. Подойдет для проведения в рамках недели биологии. Количество участвующих команд может быть различным, но не более 5.

Игра состоит из двух раундов. В I раунде необходимо выбрать категорию и стоимость вопроса. При нажатии на стрелку часов, начнется отсчет времени, данного на обсуждение вопроса. Нажав на листочек в правом нижнем углу, вы сможете вернуться на слайд с выбором вопросов. Во II раунде команды по очереди убирают категорию, на вопрос которой они не хотят давать ответ. Когда останется один вопрос, нужно нажать на листочек и вопрос высветится. Время на обсуждение данного вопроса можно выбрать самостоятельно.

Целевая аудитория: для 5 класса

Что такое ЖИЗНЬ? Зачем я живу? В чем мое предназначение?

В ненавязчивой для подростков форме автор предлагает найти ответы и понять смысл жизни: семья, друзья, спорт, учение, путешествия. И, самое главное, дает уверенность в том, что будущее зависит от нас самих, что жизнь - бесценный дар, которым нужно дорожить.
Презентация настроена автоматически. Дополнительно оснащена звуковым файлом М. Бернеса «Я люблю тебя, жизнь» (минусовка), который необходимо поставить на негромкое прослушивание.

Целевая аудитория: для 10 класса

Презентация виртуальная экскурсия «Рекорды в растительном мире» создана для проведения внеклассного мероприятия по биологии в 6 классе.

Данный ресурс содержит интересные факты о необычных растениях нашей планеты с использованием фото и видео материалов.

Также презентация может быть использована на классном часе, во внеурочной деятельности, или на внеклассном мероприятии учителями начальных классов.

Целевая аудитория: для 6 класса

Ресурс состоит из двух информационно-игровых блоков:
«Загадки о грибах»
Интерактивный тест «Собери пазлы»
Данный ресурс может быть использован на уроках биологии в 5-6 классах при изучении царства грибов, во внеурочной деятельности учителя, при проведении недели естественнонаучных дисциплин.
Игра может быть реализована как в команде, так и на личное первенство.
Презентация создана в программе Microsoft Office PowerPoint 2013. Основной шрифт Calibri кегль 24.
Использованы технологические приемы: «яблочко на тарелочке», «анимированные пазлы». Применяются управляющие кнопки, триггеры, гиперссылки.

Целевая аудитория: для 6 класса

Данная викторина проводилась в группе продлённого дня в День Земли с учениками средних классов. Данный материал также могут использовать в своей работе классные руководители, учителя экологии, биологии для внеклассного мероприятия. Викторина расширяет знания о птицах,животных, насекомых,земноводных,рыбах и морских животных. Она воспитывает у детей гуманное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на земле.

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация подготовлена для проведения внеклассного мероприятия по биологии. Можно также использовать и на уроке биологии. Данное мероприятие направлено на развитие логического мышления, интереса к предмету биологии. Игра сопровождается музыкальными заставками. Звуковое сопровождение осуществляется автоматически. В процессе игры на слайдах последовательно появляются вопросы, затем ответы. Благодаря настроенным триггерам к фигурам, в правом углу слайда отображается сумма, которую игрок получает в результате правильного ответа. При этом одновременно происходит изменение цвета фигуры верного ответа, исчезновение прямоугольников с неверными ответами. В некоторых слайдах при щелчке верного ответа одновременно исчезает вопрос и появляется картина верного ответа. Во время игры очки суммируются, ведущий их демонстрирует на слайде. Под вопросом на каждом слайде есть два поле и одна кнопка «Игрок». Ведущий вводит очки в первое поле и нажимает на кнопку. В результате на втором поле появляется заработанный балл. На следующем слайде очки от предыдущей игры ведущий заносит в первое поле и нажимает на кнопку «Игрок». Далее заработанный балл заносится в первое поле,и очки автоматически суммируется, нажав на кнопку. К презентации прилагается конспект мероприятия.

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №15»

Внеклассное занятие по биологии

для учащихся 7-8 классов

«Здоровье – это здорово!»


Учитель биологии

Коротина Светлана Николаевна


г. Старый Оскол

2013-2014 учебный год

Цель: формирование ценностного отношения учащихся к своему здоровью.Задачи: – расширить представление учащихся о здоровом образе жизни; способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности;-моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью.

Ход занятия

    Беседа «Что такое здоровье? »
Тема нашего классного часа «Здоровье – это здорово». Ещё с древних времён люди при встрече желали друг другу здоровья: «Здравствуйте», «Доброго здоровья!». И это не случайно. Ведь еще в Древней Руси говорили: «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не купишь», «Дал Бог здоровье, а счастье - найдем». Действительно, здоровье необходимо каждому человеку. А какой смысл в понятие «здоровье » вкладываете вы? (Суждения учащихся ). Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье – это величайшая ценность, но почему-то современная молодежь в числе главных ценностей называет деньги, карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит на 7-8 место. Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.

Тест «Твое здоровье».

1. У меня часто плохой аппетит. 2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова. 3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым. 4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться дома. 5. Я почти не занимаюсь спортом. 6. В последнее время я несколько прибавил в весе. 7. У меня часто кружится голова. 8. В настоящее время я курю. 9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний. 10.У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения. За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму. Результаты. 1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно изменить свои привычки, иначе… Составление схемы «Здоровый образ жизни» Теперь давайте задумаемся о своем образе жизни и составим схему « Здоровый образ жизни». Чтоб мудро жизнь прожить, Знать надобно немало.Два главных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем с кем попало.
- Из чего складывается здоровый образ жизни? (Учащиеся высказывают своё мнение) 1. Здоровое питание; 2. Режим дня; 3. Активная деятельность и активный отдых; 4. Отсутствие вредных привычек. Итак, что же такое здоровое питание и с чем его едят? (Выступления учащихся). Слово предоставляется творческой группе учащихся «Здоровое питание». 1. Правильное питание-основа здорового образа. При здоровом питании снижается заболеваемость, улучшается психологическое состояние, поднимается настроение, а самое главное - повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности. После большой перемены в мусорном ведре лежат пустые бутылки из-под лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем? Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она. Также газировки содержат углекислый газ , который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин . Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия.В некоторых дозах кофеин может быть смертельным. Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара . Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас. Чтобы уменьшить вред от любой газировки необходимо следовать простым правилам: 1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше. 2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой. 3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю. 4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой. Теперь поговорим о беде нашего класса, это вечно валяющиеся пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, ч то мы едим? Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики:
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466
Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые. Сейчас я буду называть полезные качества продукта, а вы угадайте, чему они принадлежат.

Салат, укроп, петрушка.

Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе. Сельдерей. Древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого растения определяют более чем сорок вкусовых, витаминных и биологически активных веществ. Исследования американских ученых показали, что корни этого растения – идеальное средство для снижения артериального давления.

Морковь

Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.

Капуста

Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном.

Свекла

А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.

Баклажаны

Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина понижать уровень сахара и способствует процессу образования эритроцитов в крови.

Яблоки

Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.

Груши

Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.

Вишня, черешня

Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии.

Малина

Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни.

Черная смородина

Богата витамином С.

2. Слово предоставляется творческой группе учащихся «Режим дня ». Если ты будешь стремиться распорядок выполнять – будешь лучше ты учиться, лучше будешь отдыхать. Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно больше, некоторым меньше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.

Пословицы:

1. От хорошего сна … Молодеешь 2. Сон – лучшее … Лекарство 3. Выспишься - … Помолодеешь 4. Выспался – будто вновь… Родился
Многие из нас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и целые часы. 3.Слово предоставляется творческой группе учащихся «Активная деятельность и активный отдых». Чередование труда и отдыха необходимо. Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье. увеличивает продолжительность жизни. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто обращается к спорту эпизодически.Только ходьба, бег, велосипед, лыжи, коньки, плавание способны привести вашу жизнь в движение, а где движение – там и здоровье. 4. Творческая группа « Вредные привычки». Какие привычки мы называем вредными?

КУРЕНИЕ

Из истории

Курение табака возникло еще в глубокой древности. Высадившись на берегах Америки, Колумб и его спутники увидели туземцев, которые держали во рту пучки дымящейся травы. Во Францию табак попал из Испании, его привез посол Жан Нико в подарок королеве Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово «никотин».За курение во многих странах применялось наказание, например, в Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере. В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. В Турции курильщиков сажали на кол. В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…».АЛКОГОЛИЗМ - хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.

НАРКОМАНИЯ

Согласно международному принятому определению, наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество (или вещество из определённой группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синонимом термина наркомания является понятие «зависимость». Группу наркотиков в узком смысле слова составляют так называемые опиаты – вещества, которые добывают из мака: морфин, кодеин, героин. Говоря о наркомании, мы имеем в виду вещества, формирующие психическую зависимость от их потребления. Таким образом, в настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие. Согласно международному принятому определению, наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество (или вещество из определённой группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синонимом термина наркомания является понятие «зависимость».4. Заключительное слово Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье – это самая большая ценность для человека.Желаю вам:
    - никогда не болеть; -правильно питаться; -быть бодрыми; -совершать добрые дела.

МКОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Экологическое ассорти»

Боровцова А. В.

Данное мероприятие проводиться среди 6-8 классов продолжительность мероприятия 45 минут.

Форма организации работы учащихся : групповая.

Цель: создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе.

Задачи: формировать знания у учащихся о природе родного края;

Развивать коммуникативные умения;

Воспитывать гражданскую позицию и бережное отношение к природе

Цели внеклассного мероприятия:

Образовательная : раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; расширить представления обучающихся о природе родного края;

Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.

Воспитательная: развитие чувства ответственности перед командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других; воспитывать уважительное отношение к природе, нормы поведения в природе экологическую ответственность;

Формируемые УУД:

Личностные УУД : - смыслообразование, - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающим людям, окружающей среде.

Регулятивные УУД : - принятие и сохранение задачи, - умение учитывать выделенные ориентиры действия в новых условиях, - адекватное восприятие и понимание оценки, - выполнение действий в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Коммуникативные УУД : - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,- умение контролировать действия партнера, - умение формулировать и задавать вопросы.

Познавательные УУД:- произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме,- рассуждение в форме связи простых суждений об объекте,- установление аналогий,-использование знаково-символических средств.

Оборудование: компьютер,мультимедийное оборудование, презентация «Экологическое ассорти», видиоролик об экологии», физическая карта России, физическая карта мира, на доске «Экологическое чудо-дерево», фишки в виде глобуса

Предварительная подготовка:

  • сформировать команды (3), придумать название и девиз команд, соответствующие теме мероприятия;
  • нарисовать природоохранные знаки;
  • по списку собрать природный и бросовый материал.

План мероприятия:

  1. Организационный момент -2 мин.
  2. Основная часть:
  • Станция «Чудо дерево» - 5 мин.,
  • Станция «Экологическая ситуация» - 10 мин.,
  • Станция «Биосфера» - 5 мин.,
  • Станция «Красная книга» - 5 мин.,
  • Станция «Мы творцы» - 10 мин.,
  • Станция «Край родной» (информационный) - 3 мин.,
  1. Подведение итогов- 5 мин.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент Командызанимают свои места, представляются.

Учитель представляет членов жюри, знакомит с правилами игры Слайд 1-2.

Наше мероприятие я бы хотела провести под следующим девизом: «Как можно познать себя?Только путем действия, но никогда - путем созерцания.» (И. В. Гете)

  1. Основная часть (2 минуты).

Слайд 3. Фоторяд . Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает для жизни человека все - пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой.

Слайд 4.Видеоролик «Экология» (загрязнение окружающей среды)

Ребята, скажите, о чем этот видеоролик?

О чем мы будем сегодня говорить?

Конечно же, речь сегодня пойдет об экологии, о проблемах загрязнения окружающей среды и её охране.

Наш сегодняшний классный час необычный, мы отправляемся с вами в экологический патруль.

Слайд 5. Будем останавливаться на различных остановках, решать проблемы, выполнять заданияи, конечно же, зарабатывать баллы. За каждый заработанный балл команда получает фишку-глобус.

Слайд 6-15. Остановка 1«Экологическое чудо-дерево»

Здесь мы проверим ваши знания по экологии. Ребята по очереди подходят к чудо-дереву, срывают листочек, на котором написан вопрос. Обсуждают в команде 1 минуту и дают ответ, если затрудняются ответить, на данный вопрос может ответить другая команда. За каждый правильный вопрос 1 балл.

Вопросы:

  1. Какие растения являются биоиндикаторами, выявляющими общее загрязнение среды? (лишайники).
  2. Что означает термин «экология»? («экос»-дом, «логос»- учение).
  3. Какие компоненты загрязняют атмосферу?(пыль, газы, дым, микроорганизмы, шум, радиация).
  4. Какие компоненты загрязняют гидросферу? (бытовые и промышленные сточные воды, удобрения, нефтепродукты, мусор, микроорганизмы, водоросли).
  5. Какие компоненты загрязняют литосферу? (удобрения, ядохимикаты, отходы с предприятий, бытовые отходы, радиоактивные отходы).
  6. В каком году была издана первая красная книга и почему ее так назвали?

(1971г, красный цвет- цвет тревоги, опасности, предупреждения).

  1. Что такое заповедник? (Особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами).
  2. Полезны ли дождевые черви? (да, они являются кормом для животных и птиц, участвуют в улучшении структуры почвы- рыхлят почву, образуют гумус, обеззараживают почву).
  3. Какую роль выполняют хищные звери и птицы? (они являются санитарами).

Слайд 16. Остановка «Экологическая ситуация»

Ребята, на этой станции каждая команда получает карточку с экологической ситуацией (приложение 1). Обсудите задание и дайте ответ.

Слайд 17. Остановка «Биосфера» Ребята, у вас на столах находится текст рассказа с экологическими ошибками (приложение 2) . Найдите их и предложите правила поведения в природе. За каждую правильную найденную ошибку 1 балл.

Ребята, скажите, почему эта остановка так названа? Действительно биосфера - это оболочка, в которой взаимодействуют все компоненты живой и неживой природы: вода, почва, воздух, животные, растения и человек.

Слайд 18-20. Остановка «Красная книга»

Ученик :

Охраняется Красной книгой

Сколько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи

Охраняются даже цветы.

Ребята, на этой остановке вам предлагается угадать животных и растения, которые занесены в красную книгу Флтайского края. Назовите их (на столах у команд находятся фото с животными и растениями). За каждое угаданное животное или растение вы получаете по 1 баллу, если вы правильно называете это животное, получаете еще один дополнительный балл.

  1. Ребята, какова роль красной книги?

Ученик.

Люблю мой край. Как странно слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождём и сеном пахнет лето,

Зовёт прохладою река...

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака,

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

И выйдет с берегов река в апреле.

И лес весной шумит,

Люблю мой край! Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти.

Ученик.

Когда-то собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты

Много животных там стало водится

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди, владейте

Землю вспашите, хлебом засейте

Всем завещаю вам я отныне

Вы берегите эту святыню.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защитится,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ученик.

Что случилось? Что забылось? Что сломалось?

Все яснее понимаю: быть беде!

На земле уже природы не осталось,

И живем мы в окружающей среде.

Ученик.

Все сильнее ощущаю боль утраты,

Худо с флорою и с фауной разлад.

А в салатах говорят одни нитраты,

И нитраты в каждой рыбине сидят.

Ученик.

Все тревожней на планете год от году!

И понятно даже- даже комару:

Или будет мы беречь свою природу,

Или вылетим в озонную дыру!

Ученик.

Люди, люди, что же вы сделали с планетой?

Сами сбились вы с нахоженных путей

Ведь другой такой на свете нет,

Да и нет у природы запчастей!

Ученик.

Я не хочу такого мира

Где все так серо и уныло…

Ученик.

Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В темные отравленные воды,

В пахнувшие смертью небеса.

Ученик.

Моя планета-человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком

Где сточная канава океан?

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет, ни аисту, ни льву,

Где травы стонут: «Больше не могу».

Ученик.

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой!

И шепчут нам материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах как слеза.

И тихо просят родники

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком человек!

В тебя мы верим, не солги

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус-шар земной

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

  1. Подведение итогов (рефлексия 2 минуты)
  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. Что вам сегодня больше всего запомнилось?
  3. Считаете ли вы себя экологически культурными людьми?

Слайд 27. Ребята сегодняшнее мероприятие я хотела бы закончить следующим высказыванием: «Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем». (Е.Л. Прасолова)

Спасибо! Всего вам самого доброго!

Литература:

  1. Экология.6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П. Чередниченко.- Волгоград: Учитель, 2009.-134с.
  2. Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и их среда обитания. Из-во НЦ ЭНАС, 2002,-72- (Портфель учителя).
  3. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/ авт.-сост. И.Г. Норенко.- Волгоград: учитель, 2007.-139с.
  4. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В. В. Балабанова, Т.А. Максимцева.- Волгоград: Учитель, 2003.-154с.
  5. Интернет-ресурсы.
  6. Внеурочная работа по биологии 6-11 класс. С. М. Курганский. – М.: ВАКО 2015. – 288 с (мастерская учителя биологии)

Приложение 1.

Ситуация №1

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».

Задание . Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.

(Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.

Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.)

Ситуация 2.

Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.

Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.

Ответ . Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.

Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.

Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел .

Ситуация 3.

Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.

Задание . Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.

Ответ.

Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.

Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей

Приложение 2 .

Рассказ с ошибками

«Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой рощи. По дороге нам часто попадались разные грибы-белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал полиэтиленовые пакеты и банки. Он говорил: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яйца, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли ежика. Решив, что его бросила мама, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал погружать их глубоко в муравейник.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги поползла змея. «Это гадюка»- закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка - тихо сказала Маша,- это уж». «Все равно - гадина!»- ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Правила:

  • не включать громкую музыку;
  • не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как

разрушается грибница, исчезает лекарство для животных,

нарушается сообщество насекомые - грибы - деревья;

  • для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
  • не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается

микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и

металлические банки (разрушаются через 100 лет);

  • костер после прогорания следует забросать землей или залить

водой до полного прекращения горения;

  • не трогать яйца птиц - птица может покинуть гнездо;
  • не брать зверят и птенцов из леса в город - если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;
  • не втыкать в муравейник палочки- нарушаются взаимоотношения

в этом сложном сообществе;

  • не прятаться во время грозы под одиноким деревом - в него может

попасть молния!

  • никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;
  • луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных

цветов недолговечна.

Приложение 3.

Лебедь малый

Ключевые понятия. Внеклассная работа как форма организации обу­чения биологии, виды внеклассной работы, общая методика внекласс­ной работы.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение внеклассной работы. 2. Называть и характеризовать основные виды вне­классной работы по биологии. 3. Описывать общую и разрабатывать кон­кретную методику внеклассной работы.

Внеклассная работа по биологии открывает широкие возмож­ности для развития личности школьников и культуры их отноше­ния к окружающей среде. Она может осуществляться в природе, кабинете биологии, школьном саду, на территории учебно-опыт­ного участка. Внеклассная работа - это такая форма организации обучения, при которой вне урока под руководством учителя осу­ществляется целенаправленное взаимодействие учащихся с объек­тами различных видов их деятельности для стимулирования по­знавательных интересов и проявления творческого потенциала в дополнение школьной программы по биологии.

В зависимости от материально-информационной базы школы и пожеланий учащихся возможны различные направления вне­классной работы. Если в кабинете биологии имеются световые микроскопы и (или) микроскопы типа Intelplay, то возникают объективные условия для поддержания познавательного интереса и реализации творческой самодеятельности учащихся на основе изучения материала молекулярно-клеточного уровня. При нали­чии базы для проведения стационарных экскурсий, полевых прак­тик, экспедиций возможно организовать учебно-исследователь­скую и преобразовательную деятельность на основе познания яв­лений организменного, популяционно-видового и биоценотиче-ского уровней. На базе учебно-опытного участка и (или) при­школьного сада удобно организовать работы по выяснению усло­вий произрастания культурных растений и факторов, оказываю­щих влияние на их состояние.

Все виды внеклассных работ связаны между собой и дополня­ют друг друга. Некоторые из них в школах иногда возникают спон- танно. Однако в любом случае интерес к познанию живых компо­нентов природы рождается обычно на уроке. Особенно заинтере­сованные учащиеся, кроме работ по заданиям учителя, обязатель­ных для всех, выполняют добровольно взятые на себя более слож­ные задачи. Важно, чтобы результаты их решения докладывались на уроках по соответствующим темам. Как правило, оригинальные материалы, полученные самими учащимися и представленные од­ноклассникам, вызывают у последних интерес и побуждают к со­ответствующим действиям. Поэтому учителю необходимо посто­янно поддерживать связь между уроком и внеклассной работой.

Внеклассная работа будет эффективной, если ее рассматривать как модель реальной действительности, обеспечивающую возмож­ность познания и усвоения учащимися дополнительных знаний, умений и ценностей, нравственно-этических и эстетических норм поведения в природе. Такая модель создает условия для реализа­ции субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений. Именно в этих отношениях учащийся выступает в большей степе­ни как их творец, чем созерцатель.



Приоритетными видами деятельности, которые важно реали­зовать в совокупности во время внеклассной работы по биологии, являются следующие: 1) познавательная - изучение биологиче­ских объектов различных уровней и систематических групп, их особенностей и реакций на факторы окружающей среды; 2) цен-ностно-ориентационная - определение ценностей объектов жи­вой природы и реализация установок на их преобразование и со­хранение; 3) эстетическая - реакция на привлекательность и кра­соту живых систем и способность выражать их художественными средствами; 4) этическая - определение нравственных отноше­ний к живым существам; 5) преобразовательная - выполнение конкретных работ по сохранению живых объектов природы и улучшению пространства их функционирования; 6) коммуника­тивная - реализация общения как условия познания живой при­роды, выработки ценностей и соответствующих способов преоб­разования окружающей среды. Подчеркнем, что пояснительные суждения отражают общее содержание видов деятельности как объектов, на которые ориентировано внимание учащихся.

Для разработки методики внеклассной работы важно иметь представление об их видах. В педагогике и методике преподава­ния биологии единой позиции по этому вопросу не обнаружива­ется. Известные методисты Н.М.Верзилин и В. М. Корсунская, И. Н. Пономарева с соавторами их выражают по количеству учас­тников - индивидуальные, групповые и массовые; по реализа­ции занятий во временных рамках - эпизодические и постоянно действующие; по содержанию - ботанические, зоологические, ана-томо-физиологические и общебиологические. Педагог Н.Е.Щур-кова представляет виды внеклассной работы по видам деятельно­сти - познавательные, преобразовательные, ценностно-ориента-ционные и художественные; по пространству деятельности - в природе, городе, парке, музее; по содержанию взаимодействия - эстетические, трудовые, познавательные, экологические, нрав­ственные и др.; по масштабности осмысливаемого явления «Моя школа», «Мой район», «Мой город», «Моя республика», «Моя стра­на», «Мой континент».



Каждая из этих классификаций представляется по одному ос­нованию. Для школьной биологии возможна классификация по нескольким основаниям, обозначенным в определении понятия о внеклассной работе. Первым основанием будет вид деятельности с ее объектом, а вторым - способ организации взаимодействия с объектом деятельности. Тогда картина разнообразия видов вне­классных занятий предстанет более широкой (табл. 8.11).

Вопросы для актуализации материала. 1. Как формулировалось определение внеклассной работы при изучении педагогики? 2. С какими классификациями внеклассной работы вы знакомились при изучении курса?

Из представленной разности внеклассных занятий учитель мо­жет выбрать для себя наиболее удобный вариант, в который дол­жны включаться один-два постоянно действующих вида внекласс­ного занятия, а другие виды могут быть эпизодическими. В каче­стве первых традиционно выбираются кружки, наблюдения, опыт­ническая работа, работа в уголке живой природы и кабинете био­логии. Однако в последнее время все большее распространение получают полевые практикумы, исследовательское и практико-ориентированное проектирование, мониторинг состояния окру­жающей среды, редких и исчезающих видов растений и живот­ных, сообществ и экологических систем.

Кружок юных биологов объединяет учащихся, особо интересу­ющихся живой природой и познанием ботанических, зоологичес­ких, анатомо-физиологических и общебиологических явлений. Обычно кружок объединяет на добровольной основе 10-15 уча­щихся. Они под руководством учителя занимаются один раз в две-три недели на протяжении 1,5 - 2 часов. В школьной практике традиционно функционируют следующие кружки: в 6 классе - юных ботаников, растениеводов, цветоводов, кактусоводов, садо­водов; в 7 классе - юных зоологов, ихтиологов, орнитологов, гид­робиологов; в 8 классе - юных физиологов, медиков; в 9-11 классах - юных цитологов, микробиологов, биохимиков, генети­ков, экологов. Такое распределение кружков по классам обуслов­ливается логикой школьных программ по биологии, уровнем зна­ний учащихся и их возрастными особенностями.

Работа кружка строится на основе разработанной руководите­лем программы и тематического плана. В него входят теоретические и практические занятия, беседы, подготовка и проведение итоговых занятий - выставок, конференций, презентаций. Осо­бое внимание следует уделять организации наблюдений и опы­тов. Они должны быть научными, выполнимыми, целесообраз­ными и доступными в условиях общеобразовательной школы. Если темы исследования удовлетворяют названным требованиям, то они будут иметь не только развивающую и практическую, но и науч­ную ценность.

Полевой практикум по биологии представляется как форма организации обучения учащихся для познания ими биологиче­ских объектов и улучшения состояния социоприродной среды. Задачи, достигаемые при этом, следующие: 1) конкретизация зна­ний о биологических объектах, их структуре, функционировании и изменениях из-за естественных и антропогенных причин; 2) развитие умений изучать биологические объекты - наблюдать, распознавать, устанавливать взаимосвязи, описывать и объяснять явления; 3) формирование этических и эстетических позиций личности при выяснении, обсуждении и оценке отношений мест­ного населения к лесу, водоемам, растениям и животным; 4) фор­мирование практических умений улучшения состояния социо­природной среды - расчистка, озеленение, изготовление и разве­шивание щитов.

Полевые практикумы могут быть двух видов - многодневная экспедиция и стационарный полевой практикум. Второй из них для школьной биологии представляется более удобным - одни и те же объекты изучаются основательнее, глубже выясняются их изменения и сравниваются многолетние данные. Полевые прак­тикумы лучше проводить в системе. После 4 класса они организу­ются для конкретизации общих представлений о природе, ее жи­вом и неживом компонентах, многообразии видов живых существ, экологических явлениях, способах охраны природной и социопри­родной сред. После 8 класса полевой практикум проводится с це­лью распознавания видов грибов, растений и животных, выясне­ния особенностей их существования в условиях сообществ, изуче­ния вертикальной и горизонтальной структур сообществ и их из­менений под влиянием антропогенных факторов, выполнения прак­тических работ по охране отдельных видов, а также фитоценозов. После 10 класса полевой практикум организуется для конкретиза­ции эволюционных, экологических и генетических представлений.

Важна предварительная подготовка к проведению полевого практикума - составление программы, определение места, выбор формы дневника, разработка маршрутных экскурсий, индивиду­альных и групповых заданий, установление формы отчета и под­ведения итогов практикума.

Наблюдение как целенаправленное восприятие биологическо­го объекта позволяет анализировать, обобщать разрозненные факты

из жизни природы и объединять их в понятия и закономерности. Одна из трудностей организации таких наблюдений заключается в правильном выборе объекта. При этом необходимо учитывать три требования: 1) вести наблюдение за выбранным биологичес­ким объектом постоянно; 2) объект должен иметь научно при­знанное значение; 3) оборудование для наблюдения должно быть доступным для учащихся. В школьных условиях можно вести фе­нологические наблюдения за растениями и животными, экологи­ческие наблюдения за состоянием сообществ и экосистем, физи­ологические наблюдения за растениями, развивающимися в усло­виях гидропоники, воздействия на них экологических факторов. Обработка собранных материалов наблюдения заключается в со­ставлении графиков, выполнении элементарных математических расчетов, написании небольших текстов. Эти материалы важно представлять на уроках, что позволит стимулировать познаватель­ный интерес учащихся.

Проектирование как разработанная научная тема или план со­хранения какого-либо биологического объекта в последнее время используется широко. Тематика исследовательских и практико-ориентированных проектов может быть разной. Однако предпоч­тение необходимо отдавать темам местного и регионального зна­чения. Можно предложить такие темы: «Исчезающие виды расте­ний региона: причины и перспективы сохранения», «Видовой со­став синантропных птиц своего города», «Сокращение биологи­ческого разнообразия на территории своего региона», «Меры ох­раны видового разнообразия земноводных на территории своего региона» и др. Проекты по продолжительности и широте темы могут быть микро-, мезо- и макропроектами, а по использованию материала школьных предметов моно-, меж- и надпредметными. Смысл общей методики проектирования заключается в следую­щем: 1) выдвижение идеи проекта; 2) составление письменного плана выполнения; 3) выполнение проекта; 4) завершение проек­та; 5) подготовка отчета по проекту; 6) представление отчета и его оценка.

Высоких результатов учитель биологии может достичь в слу­чае, если проектное обучение используется с 6 класса. Важно в определенной последовательности, зависимости от раздела био­логии и возраста учащихся определить совокупность тем проек­тов с 6 по 11 класс. Одним из вариантов планирования может быть следующий: «Как растения нашей местности улучшают (ухуд­шают) здоровье?», «Что надо делать для сохранения растений в нашей местности?» (6 кл.); «Привлекаем птиц в наш сад», «Что надо делать для сохранения редких и исчезающих видов насеко­мых (земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих) в нашей местности» (7 кл.); «Гигиеническое состояние школьного поме­щения», «Санитарное состояние своего села (микрорайона, рай-

274 она)», «Возможности народной природотерапии» (8 кл.); «Выяс­няем фенотипические проявления у особей местных сортов зла­ковых, произрастающих в разных условиях»; «Изучаем признаки приспособленности организмов растений к своей местности» (9 кл.); «Перспектива сохранения видового разнообразия своей местнос­ти»; «Что необходимо делать для устойчивого развития своего рай­она» (10 кл.).

Мониторинг биологических явлений предполагает проведение длительных наблюдений, оценку, контроль и элементарный про­гноз состояния живых систем. На уроках его использовать невоз­можно, ибо он предполагает выполнение действий на протяже­нии долгого времени. На уроке обычно применяются результаты мониторинга. При его организации важным является выбор объек­та. Таковыми могут быть пруд, участок леса, луга. Из-за трудно­стей использования конкретных методик мониторинга лучше орга­низовать изучение отдельных их компонентов - изменения не­которых физических и химических показателей среды обитания растений, животных, человека; составление на основе получен­ных сведений будущего состояния биологической системы; выяс­нение опасностей для живых организмов; определение условий достижения устойчивости сообществ при использовании целена­правленных мер.

Представленные виды внеурочных занятий относятся в основ­ном к групповым. Они, как правило, «поддерживаются» индиви­дуальными видами - чтением литературы и ее анализом, поис­ком информации в Интернете, подготовкой выступлений, пре­зентаций, аннотаций, рецензий и др.

По инициативе учителя биологии, кружковцев, наблюдателей, проектировщиков, участников полевых практикумов при помо­щи администрации и актива школы организуется массовая вне­классная работа. К ней относят такие виды: кампании («День птиц», «День Земли», «День биологического разнообразия» и др.), биологические вечера и олимпиады; встречи с учеными, писате­лями-натуралистами и работниками биологической промышлен­ности, медиками; КВН, конференции, защиты исследователь­ских и других проектов; выставки творческих работ учащихся - гербариев, коллекций, дневников наблюдений, отчетов об опы­тах и др.

Вопросы для актуализации материала. 1. На основе знаний из курса педагогики скажите, что служит основой выбора учителем какого-либо вида внеклассного занятия. 2. Расширения каких видов внекласс­ной работы требуют особенности обучения школьной биологии в сред­ней школе?

Введение

Перед школой стоит чрезвычайно важная задача – воспитание подрастающего поколения, которому предстоит вести работу в самых разнообразных отраслях производства, науки, культуры, которые очень быстро развиваются в связи с научно-техническим прогрессом. Особую актуальность приобретает обучение предметам биологического цикла в наши дни, когда биологическая наука вступила в период бурного развития и ясно наметилось ее сближение с другими естественными науками - физикой, химией, а также с математикой, когда перед человечеством встал вплотную вопрос о жизненной необходимости охраны природных богатств нашей родины.

Широкое ознакомление учащихся с основными проблемами, стоящими перед различными отраслями биологии, вооружение школьников элементарными практическими умениями и навыками работы с живыми объектами, привлечение подрастающего поколения к практической общественно полезной работе в природе и сельском хозяйстве невозможно осуществить только на уроках биологии. В процессе преподавания у школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, стремление к охране природы, приумножению ее богатств. Лишь сочетание урочной, внеурочной и внеклассной работы в единой системе открывает пути к решению всех трех указанных задач.

Внеурочная работа тесно связана с уроками. На уроках учащиеся получают задание провести во внеурочное время тот или иной опыт или определенное наблюдение в природе, на учебно-опытном участке и т.д. Результаты своих опытов или наблюдений учащиеся демонстрируют или устно докладывают на уроках. Таким образом, данный вид работы органически включается в содержание многих уроков.

Основной особенностью внеурочной работы является ее обязательность для всех учащихся. Отдельные ученики или группы получают определенные задания, которые после их выполнения и доведения до сведения других учащихся оцениваются во время уроков отметками в классном журнале.

В общеобразовательной школе для учащихся VIII - ХI классов организуются факультативные курсы. Выбор того или иного факультативного курса осуществляется на добровольных началах. Факультативные занятия проводятся по специальным программам и учебникам по специальному расписанию.

Со школьниками также вне урока проводится внешкольная работа станциями юных натуралистов и опытников сельского хозяйства и т. д. Для внешкольных учреждений издаются специальные программы занятий.

Внеклассная работа не является обязательной для всех учащихся. Она охватывает, главным образом, тех школьников, которые проявляют особый интерес к данному предмету. Лишь в массовые формы внеклассной работы вовлекаются все учащиеся школы. Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значит выходит за ее приделы и определяется в основном интересами учащихся. В процессе внеклассной натуралистической работы учащиеся развивают свои творческие способности, инициативу, наблюдательность и самодеятельность, приобретают практические умения и навыки, получают знания о растениях и животных и, наконец, у них формируются правильные научные взгляды на природу.

Целью данной работы является определение места внеклассной работы по биологии в учебном процессе.

В качестве основных задач можно выделить следующие:

изучить связь внеклассной работы по биологии с учебно-воспитательным процессом и ее роль в становлении личности;

определить ее роль в процессе образования;

сформировать основные этапы развития интереса к предмету биологии;


1 Значение и место внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе

Деятельность учащихся в школе не ограничивается выполнением обязательной для всех учебной работы. Запросы школьников, увлекающихся биологией, значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная натуралистическая и экологическая работа, которая является добровольной. Цель ее – удовлетворить запросы детей, особо интересующихся биологией. Н.М. Верзилин и В.М.Корсунская (1983) так определяют эту форму обучения биологии: «Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии».

В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно-научное мировоззрение.

Интересы учащихся часто бывают ограничены коллекционированием, любительским отношением к отдельным растениям или какому-либо животному, задача учителя – расширить кругозор учеников, воспитать образованного человека, любящего природу, науку, сформировать исследовательские умения.

Хорошо организованная внеклассная работа имеет большое учебно-воспитательное значение, так как в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются возможности для обсуждения отдельных открытий в биологии, для наблюдений и постановки опытов разной сложности и продолжительности. При проведении экспериментов и длительных наблюдений за явлениями природы (в разной местности и в разные сезоны) у школьников формируются конкретные представления об окружающей их материальной действительности. Проводимые самими учащимися наблюдения, например, за развитием растения (появление семядольных листьев у клена, развитие растения в течение одного вегетационного периода) или за развитием бабочки (например, белянки капустной), оставляет в их сознании очень глубокий след и сильные эмоциональные впечатления.

Использование во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, способствует развитию исследовательских умений. При этом необходимо ориентировать детей на четкое оформление хода наблюдений и их результатов.

Может возникнуть вопрос – не перегружают ли внеклассные занятия учащихся, достаточно загруженных и без того обязательной учебной работой в школе и домашними заданиями. Массовая практика обучения показывает, что внеклассные занятия при правильной организации наоборот способствует лучшему выполнению обязательных учебных заданий. Это подтверждается психологическими особенностями развития школьников. Такую особенность детей хорошо выразил еще К.Д.Ушинский: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и однородностью».

Важно заметить, если школа не организует увлекательной и разнообразной деятельности учащихся в их свободные часы, они все равно будут заниматься какими-нибудь «делами», нередко в ущерб своему здоровью и нравственному развитию. Поэтому нужно привлекать школьников к такой деятельности, которая была бы им полезна, развивала бы их положительные качества и творческие способности, одновременно являлась и отдыхом. Внеклассные занятия по биологии предоставляют такую возможность. Вместе с тем необходимо предостеречь учителя от ошибок в организации внеклассных занятий наподобие классных уроков и других обязательных занятий, от превращения внеклассной работы в своеобразные дополнительные уроки биологии. Внеклассные занятия должны вызывать натуралистический интерес у школьников, активизировать их творческие способности и вместе с тем способствовать их отдыху. Поэтому внеклассная работа должна быть разнообразной, разносторонней и не дублировать учебную работу в школе.

Значительное место во внеклассной работе отводится труду: изготовление коллекций, гербария, поделок из природного материала, зарядка аквариумов, ремонт оборудования уголка живой природы, работа на учебно-опытном участке, заготовки для зимней подкормки птиц, почвы для пересадки комнатных растений, уход за растениями и животными уголка живой природы, посадка деревьев и кустарников у школы и в городском парке, обслуживание экологической тропы и др. Несомненно, такая работа требует от учащихся умения доводить начатое дело до конца, формирует ответственность за порученное им дело. Безусловно, трудовые занятия должны сочетаться с постановкой опытов, наблюдениями в природе, развитием натуралистических интересов и углублением знаний по биологии.

Самостоятельная, преимущественно практическая натуралистическая работа под руководством учителя должна быть основой всех внеклассных занятий в школе.

Большое значение во внеклассной работе имеет выпуск газеты, проведение олимпиад, конференций и выставок, выполнение общественно полезных работ (уборка территории, поддержание порядка на учебно-опытном участке), проведение экскурсий в природу с учащимися младших классов, с дошкольниками. Все эти виды внеклассных занятий тесно связаны между собой и с основной формой – уроком. Они дополняют друг друга, обогащают урок, расширяют и углубляют программу обязательного образовательного минимума по биологии. Таким образом, внеклассные занятия осуществляют прямую и обратную связь с основной формой обучения - уроком, а также со всеми дополнительными - экскурсиями, внеурочными и домашними работами.