Биографии Характеристики Анализ

Самые необычные дороги мира. Удивительные дороги мира

В мире существует огромное множество дорог разных типов сложности, разной планировки и важности. Некоторые из них проходят между городами, другие ведут по горам и долинам. В этой подборке я расскажу Вам о самых красивых и знаменитых дорогах мира. Они очень популярны среди туристов и путешественников из-за живописных ландшафтов и множества поворотов. Проезжая по такой дороге вас не будет покидать чувство восторга, а порой даже страха

1. Эти дороги являются не только самыми красивыми, но и самыми извилистыми. Мы уже писали о самых опасных дорогах мира, эта тема станет продолжением подборки. Начнем мы с перевала Стельвио в восточной части итальянских Альп, эта зигзагообразная дорога простирается на высоте в 2,7 километра над уровнем моря, и имеет около 60 крутых поворотов. Смотреть на нее со стороны очень красиво, но ехать по ней очень опасно

5. Трольштиген в Норвегии

Это одна из самых необычных дорог в нашем списке, проходящая по русла замерзшей реки. Она соединяет отдаленные уголки Канады с цивилизацией, но только в холодное время года, когда река находится в замерзшем состоянии

14. Атлантик роуд в Норвегии

Это одна из самых популярных туристических трасс Норвегии, а настоящим ее украшением является Сторсезандетский мост , который часто называют мостом в никуда

Самые опасные дороги мира представляют собой удивительное зрелище. Когда двигаешь на машине по краю пропасти, дух захватывает с такой силой, что по эмоциям это можно сравнить с прыжком на парашюте!

Если вам нравятся интересные факты про все , тогда добро пожаловать. Перед вами самые опасные в мире дороги .

  1. Атлантическая дорога в Норвегии

Уникальная дорога, которая была построена специально для туристов. Атлантическая дорога связывает маленькие островки в Атлантическом океане.

Удивительные пейзажи, открывающиеся глазам туристов, не должны отвлекать от главного: сохранения собственной безопасности. Дело в том, что здесь нередки случаи, когда мощная волна просто смывает автомобиль в океан.

  1. Далтон Хайвей в штате Аляска

Шоссе Далтон представляет собой одну из самых изолированных дорог мира. Интересен тот факт, что протяженность этой дороги равна 666 километров. Вдоль нее можно встретить всего лишь три населенных пункта, в каждом из которых живет не более 30 человек.

Асфальт имеется лишь на 175 километрах этой дороги, все остальное покрыто гравием. К слову сказать, это шоссе часто показывают по американскому телевидению, в качестве самой опасной дороги мира. Людям, решившим отправиться в путешествие по этому пути, власти настоятельно рекомендуют запасаться предметами первой необходимости и медицинскими препаратами.

Эта дорога считается самой заснеженной в мире, поэтому водитель в любой момент может потерять контроль над автомобилем, а помощь сможет подоспеть не скоро.

  1. Мост Эшима Охаси в Японии

Многие знают мост Эшима Охаси по видеоролику, рекламирующему минивэн Танто. Этот бетонный мост, длинной 1,7 км и шириной 11,3 метра является самым большим в Японии и третьим по величине в мире. Он соединяет два японских города.

Именно эти характеристики позволяют с уверенностью отнести данную дорогу к одним из наиболее опасных в мире. Кстати говоря, некоторые сайты демонстрируют искусственно преувеличенный наклон моста, утверждая, что езда по нему сравнима с ездой по американским горкам.

На самом же деле, максимальный угол наклона моста Эшима Охаси равен 6.1%, что вполне приемлемо для любого автомобиля. Интересен факт, что крутой наклон моста и вообще его уникальная высота обусловлена необходимостью проходить под ним кораблям.

  1. Гималайская дорога в Непале

Гималайская дорога расположена высоко в горах. Она не случайно относится к самым опасным дорогам мира. Ведь на государственном уровне магистраль больше не обслуживается, так как построен другой, более безопасный путь. Любители же экстрима наоборот стремятся попасть именно сюда.

Ведь узкие тропы, коварные ухабы, повороты на 180 градусов и регулярные дождевые оползни представляют смертельную опасность для любого, кто решится испытать свою судьбу на этом горном бездорожье.

  1. Тропинка троллей в Норвегии

Объединяя два норвежских города, одна из самых опасных дорог мира, Тропина троллей, закрыта зимой и весной. Ведь в это время тут наблюдаются сильнейшие снегопады, влекущие за собой смертельные лавины и оползни. Летом же сотни и тысячи туристов, любящих острые ощущения, путешествуют по специальному маршруту, имеющему 11 крутых поворотов.

  1. Дорога Капитанов в Новой Зеландии

Дорога Капитанов строилась в 19-м веке для того, чтобы по ней перевозить шахтерское оборудование на конских упряжках. То есть для современных автомобилей со средней массой 1500 кг данный путь может оказать последним. Чрезвычайно рыхлый и смачиваемый обильными дождями грунт создает идеальные условия для обвалов.

Дорога постепенно разрушается, что весьма логично, так как после 1900 года здесь никто ничего не ремонтировал. Интересен тот факт, что ни одна страховая компания не страхует туристов, отравляющихся на одну из опаснейших дорог мира. Ведь это практически самоубийство!

  1. Перевал Стельвио в Италии

Известная многим автомобилистам дорога Перевал Стельвио соединяет Ломбардию и Австрию. Это самая высокая дорога в восточных Альпах. По пути вы встретите 48 чрезвычайно крутых поворотов. С высоты эта дорога напоминает каракули ребенка, из-за своих причудливых, зигзагообразных петель.

При относительно качественном покрытии нередки аварии, так как потрясающие пейзажи, открывающиеся взорам путешественников, часто отвлекают от внезапных резких поворотов. А невысокая бетонная оградка не может предотвратить падение автомобиля в обрыв.

  1. Сычуань-Тибетское шоссе в Китае

Жители азиатских стран знают, что Сычуань-Тибетское шоссе, несомненно, относится к самым опасным дорогам мира. Частые оползни, камнепады и обвалы случаются тут весьма часто. Снежные лавины и нехватка кислорода, влияющая на внимательность водителей, создают чрезвычайно аварийные условия.

Несмотря на потрясающую красоту горных пейзажей, данное место очень опасное. Интересен факт, что эта дорога пересекает более 10 гор.

  1. Туннель Джуолинг в Китае

Местные жители называют туннель Джуолинг дорогой, которая не терпит ошибок. Это и не мудрено, ведь ее ширина равна всего лишь 4 метрам, причем на некоторых участках и того меньше.

Никаких ограничителей и ограждений тут попросту нет. Если учесть, что в туннеле имеются сквозные пробоины, выводящие прямо в пропасть, понимаешь, почему это место называют самой опасной дорогой мира.

Тут имеется много резких поворотов, однако самой большой проблемой является тот факт, что на протяжении более километра два автомобиля не могут разминуться. По этой причине водители установили между собой сложную систему условных знаков, чтобы по возможности избегать столкновений.

  1. Северная дорога Юнгас в Боливии

Напоследок мы расскажем про самую опасную дорогу в мире. Это Северная дорога Юнгас. Ее второе название – «Дорога смерти». Надо сказать, что данное наименование вполне говорит само за себя. Ежегодно тут погибает более 300 человек, а десятки автомобилей и автобусов падают с огромной высоты вниз, к верной погибели.

Одна из самых известных трагических аварий произошла в 1983 году, когда в пропасть упал автобус. Тогда погибло более 100 пассажиров. Интересен тот факт, что дорога была построена в 1930 году заключенными. Она соединяет города Ла-Пас и Коройко, причем иного пути между ними просто нет.

При длине в 70 километров, ее ширина в среднем равна 3,5 метров. Глубина пропасти, почти на всем протяжении дороги Юнгас составляет около 600 метров. Особую опасность представляют места, где с трудом проезжает даже один автомобиль, нависая колесами над бездной. Туманы и ливни, являющиеся обязательным атрибутом амазонской погоды, влекут за собой массу смертельных ситуаций.

Местные жители, осознавая чрезвычайную угрозу жизни, боятся пересекать эту дорогу, ведь в случае несчастья МЧС к вам не приедет, а добраться до ближайшего госпиталя тоже практически невозможно. Отмечается, что особенно угнетающе действуют на водителей обломки машин и масса других следов ужасных аварий, имеющихся вдоль всего пути.

Теперь Вы знаете о том, что собой представляют самые опасные дороги мира .

1. Шоссе 1, Big Sur, Калифорния

Шоссе 1 (State Route 1) является одним из основных на западном побережье США, проходя с юга на север, пронизывает штат Калифорния. В районе скалистых гор Big Sur дорога уходит в глубь материка и проходит через красочные леса красного дерева, потом снова выныривает на побережье, пересекая несколько исторических мест, одно из которых мост Bixby Creek.

2. Дорога пропасти, Швейцария

Дорога проходящая через высокогорный (2429) перевал (Furka Pass) в Швейцарских Альпах

3. Атлантическая дорога, Норвегия

Атлантическая дорога, открытая 7 июля 1986 года, является частью Национального туристического маршрута Country Road 64, имеет длину 8,3 километра. Она соединяет населенные пункты Кристиансунд и Молд в округе Мере-ог-Румсдал.

Дорога построенная на нескольких небольших островах и шхер, соединенных дамбами и восьми мостами.

4. Белая пустынная дорога, Canyonlands National Park, Юта

170-километровая дорога через Национальный парк обеспечивает отборный экстрим для любителей острых ощущений.

5. Tьяйнменская высокогорная дорога, Хунань, Китай

Расположена в Tьяйменском национальном парке на северо-западе провинции Хунань. На вершину можно добратся по канатной дороги, которая имеет 7455 метров длины и поднимает на высоту 1279 метров. Или вы выберете 11 км дорогу с 99 изгибами. Вас ждет приятное путешествие в глубины пещер, что расположены на вершине горы.

6. Семимильный мост, Флорида-Кис

Семь милей или 11 километров самого длинного моста в мире, построенного с отдельных блоков. Соединяет острова архипелага Флорида-Кис.

7. Пик Чепмен Драйв, Кейптаун, Южная Африка

На юго-западном побережье Южной Африки проходит дорога, которая огибает скалистые горы Пик Чепмен, предоставляя путешественнику потрясающие виды Атлантического океана.

8. Перевал Stelvio Pass, Восточные Альпы, Италия

Крутые повороты — около 60 — и 48 шпилек на дороге Stelvio Pass не оставят вас равнодушными. Построенная дорога в 1829 году располагается на высоте 2757 м над уровнем моря, и считается вторым по величине в Альпах перевалом после Col De L’Iseran (2770 м).

9. Col De Turini, Франция

Самый высокий перевал во Французских Альпах (1607), он известен тем, что на 32-х километровой части дороги проводятся состязания Monte Carlo Rally of WRC.

10. Гуалиньская тоннельная дорога, Китай

Тоннель в горах Тэйхэнг, провинции Хэнани. Был открыт 1977 года, его длина 1200 метров, высота 5 метров, ширина 4 метра. Китайское название Guoliang означает — «дорога, что не терпит ошибок». Путешествие по тоннелю откроет красоты окружающих гор.

11. Шоссе Денали, Аляска

Шоссе Денали, открытое 1957 года имеет в длину 217 км. Оно проходит через удивительные, дикие места Аляски и ведет к Национальному парку Денали (бывший парк Мак-Кинли).

12. Каракорумское шоссе, Китай / Пакистан

Восьмое чудо света — одно из названий 1300-километрового высокогорного шоссе Каракорум, что проходит на высоте 4693 через Хунджерабский перевал. Строительство велось двадцать лет — с 1966 по 1986 годы — и обошлось в три миллиарда долларов.

13. Большая океанская дорога, Австралия

Наряду с Великим Барьерным рифом, Great Ocean Road по праву считается национальным достоянием Австралии. 243-километра дороги проходит по юго-восточному побережью материка и была построенна в период 1919-1932 годов солдатами, вернувшимися с Первой мировой войны.

Кроме прекрасных ландшафтов, горных цепей по пути встречаються другие достопримечательности — легендарные известняковые башни «Двенадцать апостолов».

14. Sani Pass, Квазулу-Наталь, Южная Африка

Горный перевал Sani Pass на территории Лесото — место для экстрима. Дорога в девять километров длиной требует от водителя особого умения вождения автомобиля. Кроме того, транспортное средство должно иметь 4*4 привод. Перевал часто закрыт из-за погодных условий.

Продолжение….

Статья о самых необычных и опасных дорогах мира - их важные особенности, специфика передвижения. В конце статьи - интересное видео про опасные дороги планеты.

Содержание статьи:

За последние сто лет сеть автомобильных дорог, образно выражаясь, плотно окутала земной шар. Надо подчеркнуть, что маршруты перемещения материальных ценностей с Востока на Запад и в обратном направлении «натаптывались» веками и тысячелетиями. Нынче там, где тянулись тропы для верблюдов, лошадей и прочих вьючных животных, проложены современные автотрассы. И многие из них не совсем обычны.

Ландшафт и экономика

Сегодня автомобиль считается основным средством перевозки грузов, более востребованным, чем корабли, поезда, самолеты и гужевой транспорт. Чтобы автомашина приносила отдельному человеку и экономике в целом максимальную пользу, нужны дороги. Согласно действующим регламентам, качество автодорог определяется по следующим параметрам:

  • местные;
  • региональные;
  • государственные;
  • международные.
Нетрудно догадаться, что правительство страны или менеджеры транснациональных компаний мало озабочены состоянием проселочных дорог - коммуникации этого типа находятся в управлении у местных органов власти.

Скоростные трассы строятся для того, чтобы обеспечить беспрепятственное сообщение между крупными промышленными и культурными центрами. Такие магистрали рассчитаны на интенсивное движение грузовых и легковых автомобилей. Эксплуатационные характеристики строго выдерживаются независимо от ландшафта, по которому прокладывается автострада. Горы, леса, болота и пустыни стимулируют инженеров на создание оригинальных проектов. Под определенные условия, продиктованные природой, возводятся следующие объекты дорожной инфраструктуры:

  • мосты;
  • развязки;
  • тоннели.
Но зачастую сугубо утилитарным сооружениям придается эстетичный вид, приятный человеческому глазу. Каковы самые необычные из них?


До 1977 года мало кто в Китае, а тем более в мире, знал о деревушке под названием Голиань, которая затерялась в недоступной горной местности. К настоящему времени имеется несколько версий истории о том, как люди поселились в глубоком ущелье, мрачном и недоступном с внешней стороны. Добраться сюда можно было по шаткой лестнице и узкой тропе, вырубленной на крутом склоне гранитного утеса. Врагу или недоброжелателю проникнуть в деревню было весьма затруднительно, а практически невозможно.

Длительная изоляция от внешнего мира привела к тому, что поселение стало вымирать. И тогда в 1972 году крестьяне решили пробить «дорогу к свету» своими руками. В распоряжении у проходчиков имелся только шанцевый инструмент – кирка, лом, заступ. Тоннель Голиань высотой 5, шириной 4 и длиной 1200 метров открылся через пять лет. Для естественного освещения дороги в скале пробито 30 проемов на солнечную сторону. Сейчас автобусы с туристами приезжают сюда ежедневно в любое время года.


Северные территории России осваиваются давно и успешно. Главная цель этого процесса – взять «из-под земли» необходимые для экономики ресурсы. Любители забавных фактов сравнивают огромную площадь Республики Соха-Якутия с размерами европейских государств, и результаты впечатляют.

За последние 20 лет ситуация значительно изменилась. Магистраль федерального значения «Лена» трансформировалась из зыбкого зимника в современную автотрассу. Значительная часть этой трассы, протяженностью 1200 км, проложена по вечной мерзлоте. Следует отметить, что изыскатели, проектировщики и строители продолжают работать над повышением качества и надежности дорожного покрытия.

Для зарубежных туристов здесь, в этом суровом краю, пока мало привлекательного. А местные жители называют магистраль «дорогой жизни», по которой необходимые грузы доставляются по назначению в любое время года.


Движение на автомобиле по горной местности требует от водителя соответствующей квалификации. Техническое состояние транспортного средства должно быть идеальным. Но жизненные реалии не всегда вписываются в рамки инструкций и регламентов, и в результате происходят мелкие ДТП и крупные аварии. Участок автомагистрали в Боливии между столицей Ла-Пас и центром северной провинции Коройко протяженностью 70 км получил широкую известность под названием «дорога смерти».

Эта единственная трасса, соединяющая густонаселенный северный регион страны с центром. Под официальным названием «Дорога Северного Юнгаса», магистраль проложена в предгорьях Анд.


О качестве дорожного покрытия можно говорить с большой долей условности. Стандартов на ширину проезжей части просто не существует. Оползни и обвалы в сезон дождей считаются обычным явлением. Каждый год здесь происходит до 30 аварий и гибнет от 100 до 300 человек.


Обеспечить устойчивую и безопасную связь между населенными пунктами – основная функция любой автотрассы. Одновременно с решением этой задачи формируются условия для развития дополнительных видов деятельности. Автомобильная магистраль, соединяющая острова архипелага Эйде в Норвегии, служит наглядным примером прагматичного и комплексного подхода.

По шоссе шириной 6 метров без помех проезжают и грузовики, и туристические автобусы. Любители ярких впечатлений приезжают сюда, чтобы полюбоваться красотами природы, бурным океаном и рукотворными объектами.

На дороге 8 мостов, и каждый из них имеет неповторимый облик. Специально для ценителей прекрасного обустроено четыре смотровые площадки, с которых открывается панорамный вид на окрестности. Экспертное сообщество признало Атлантическую дорогу лучшим маршрутом для путешествия по Северной Европе.


Страна кукабары и кенгуру, несмотря на удаленность от основных континентов, живет в общем темпе с цивилизованным миром. Благодатный климат и трудолюбивое население стали основой для высокого уровня жизни. Великая дорога вдоль Тихоокеанского побережья материка изначально расценивалась как бизнес-проект. На строительство привлекли военнослужащих, вернувшихся с Первой мировой войны.

Трасса протяженностью 243 км строилась без малого 15 лет. С 1936 года проезд по дороге стал бесплатным. Автомагистраль проходит по территории Национального парка и по Берегу кораблекрушений. В этих местах ушли на дно более шестисот больших и малых судов. Красивейшие природные образования – скалы и гроты – привлекают туристов своими удивительными формами. Великая океанская дорога внесена в реестр национального наследия Австралии.


Для европейцев Африка во все времена была страной привлекательной и загадочной. Научно-технический прогресс и возможности информационных технологий мало повлияли на мировоззрение белого человека - однажды узнав об интересной точке на карте, ценители острых ощущений всеми силами стремятся туда попасть. Дорога в Драконовых горах протяженностью 9 км на перевале Сани Пасс считается самой опасной на континенте. Трасса соединяет два государства – ЮАР и Королевство Лесото.

Грунтовая дорога проложена почти вертикально. Перепад высот составляет около 1500 метров. Чтобы преодолеть серпантин с крутыми и резкими поворотами, водителю необходимо обладать опытом и соответствующей техникой вождения.

Грунтовка во время дождя создает дополнительные сложности, если не сказать опасности, для машины. Точных данных о количестве погибших в открытых источниках нет. Именно этот факт привлекает сюда любителей экстрима, которые стремятся продемонстрировать свою «крутизну».


По оценкам различных рейтинговых агентств, Каракорумское шоссе входит в десятку самых опасных и необычных дорог на планете. Трасса соединяет два крупных азиатских государства – Китай и Пакистан. Нет особой надобности доказывать целесообразность прокладки этой магистрали. Интерес представляет тот факт, что дорога пробита в Гималаях - самом высоком и обширном горном образовании на Земле. На это потребовалось 20 лет. Однако назвать процесс строительства завершенным пока нет оснований.

Опасность подстерегает автомобили на многих участках. Оползни, обвалы, сход ледников нельзя предугадать заранее, так же, как невозможно предсказать землетрясение.


Окружающий ландшафт может существенно измениться совсем неожиданно и разрушить дорожное полотно. Протяженность трассы - 1300 км. На особо опасных отрезках установлены предупреждающие знаки и постоянно дежурит спецтехника. Таких мер требует высокая сейсмическая активность региона.

Видео об опасных дорогах:

Большой каньон, но не в США? Скалистое ущелье, но не в пустыне? Как бы ни называли ущелье Вердон, факт остается фактом – сегодня это самый большой каньон во всей Европе: его длина составляет 25 километров, а глубина доходит до 700 метров! Хотя по масштабам ущелье Вердон и уступает аризонскому каньону, зато явно превосходит его по красоте: весной и летом деревья и кустарники толстым слоем покрывают склоны, пасуя только перед самыми отвесными скалами. Чтобы объехать ущелье по кругу, потребуется целый день, хотя здесь всего сотня километров. Но все они состоят сплошь из изгибов, спусков и подъемов, рукотворных тоннелей и проездов под нависающими над головой и скрывающими небо скалами. Самые красивые виды на ущелье открываются со старой Критской дороги, или Критской петли (Route des Cretes, D23), построенной еще в античные времена и проходящей по северному краю каньона. Эта узкая петляющая дорожка местами подходит к самому обрыву. По краям ее обустроены смотровые площадки, с каждой из которых открываются захватывающие виды на Вердон. Критская петля считается односторонней: ехать по ней на автомобиле нужно по часовой стрелке, стартуя от городка Кастеллан в сторону искусственного озера Сент-Круа, которое образовалось после постройки в 1975 году плотины. В озере можно искупаться и провести несколько созерцательных часов в тени деревьев с вином и хрустящим французским багетом. В 100 километрах от парка Вердон расположен заповедник Люберон. Сюда стоит заглянуть, чтобы полюбоваться неспешной деревенской жизнью и посетить развалины одного из замков знаменитого маркиза де Сада.

Путешественников всегда привлекают места с пометкой «самый-самый»: самая северная точка Европы, самая западная точка России, самая высокая гора, самая глубокая впадина. Памирский тракт - одно из таких мест. Как-никак, самая высокогорная дорога на территории бывшего СССР. Эта почти полностью грунтовая автомобильная трасса карабкается по отрогам Памирских гор и проходит через три главных горных перевала Памира: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и самую близкую к «Крыше мира» точку – перевал Акбайтал (4655 м). Восточную часть тракта – от киргизского города Ош до таджикского Хорога – построили в 1931–1934 годах, когда СССР активно осваивал территорию горного Памира. Она проходит по зеленым предгорьям, где пасутся лошади и стоят одинокие юрты и мазанные навозом хижины, а также мимо Памирского национального парка, над которым возвышается пик Ленина (7134 м).

Одна из самых захватывающих остановок на пути – крупнейшее в Таджикистане озеро Каракуль, расположенное на высоте 3914 метров над уровнем моря. Отсюда начинается крутой подъем к отрогам большого Памира. Скалы, ущелья, тоннели, грунтовка, пыль, отсутствие растительности, редкие аулы и отары овец – такой, почти марсианский пейзаж тянется до самого спуска в долину уже на таджикской стороне. Вашими попутчиками все это время будут грузовики, ослы и джипы, набитые битком внутри и обвешанные поклажей снаружи. Свернув с тракта, можно посетить еще несколько интересных мест: кишлаки местных жителей, перевал «Прощай, молодость», крепость огнепоклонников Ямчун, горячие источники Биби-Фатима и многое другое.

Далтон–Хайвей – это 666 километров грунтовой дороги, пересекающей Аляску почти посредине с севера на юг. Построена трасса была в 1974 году для доставки грузов к нефтяным месторождениям залива Прадхо и обслуживания трансаляскинского нефтепровода. А название получила в честь инженера Джеймса Далтона, специалиста по арктическому строительству. На мотоцикле или каком-нибудь чересчур прожорливом автомобиле соваться сюда надо с осторожностью: на всем хайвее между Фэрбенксом, в 100 километрах от которого он начинается, и Дедхорсом, где заканчивается, есть всего две заправки: на переправе через реку Юкон и в Колдфуте (400 км от Фэрбенкса), поэтому необходимый запас бензина, а также шины, инструменты, еду и другие предметы первой необходимости лучше сразу взять с собой. Медицинскую помощь тоже можно получить только в Колдфуте или в Дедхорсе. Это Аляска, господа! Суровый и на первый взгляд недоброжелательный край, который только подготовленному и ответственному путешественнику подарит незабываемые впечатления и откроет свои богатства. Делиться Аляске и правда есть чем: самый большой штат США до сих пор почти не испорчен цивилизацией, на его территории располагаются 23 (!) национальных парка и заповедника. Через некоторые из них: «Белые горы», национальный заповедник дикой арктической природы, заповедники на берегах реки Юкон, заказник «Ворота Арктики» – как раз и проходит Далтон-Хайвей, то теряясь в ровной заснеженной или покрытой разнотравьем равнине, то петляя между обступающими со всех сторон лесистыми горами. Еще один обязательный ритуал всех путешественников, проезжающих по хайвею, – сфотографироваться на фоне знака, обозначающего Северный полярный круг.

Задумывая строительство высокогорного шоссе через массив Фэгэраш в 1970 году, президент Румынии Николае Чаушеску меньше всего думал о создании привлекательного туристического маршрута. Обеспокоенный событиями в Чехословакии, он опасался военного вторжения в страну и потому решил соединить области Валахию и Трансильванию труднодоступной горной дорогой для скорейшей переброски военной техники. Теперь же Трансфэгэраш – один из редких примеров того, как созданный для военных целей объект становится знаменитым на весь мир и привлекает в страну множество туристов. Шоссе длиной 261 километр проходит по живописным долинам и полям с колосящейся пшеницей, которую румыны иногда до сих пор жнут вручную, мимо озер и водохранилищ, через милые румынские деревушки с одинаковыми темными каменными домиками. Недалеко от начала шоссе находится симпатичный городок Сибиу с классической для Румынии архитектурой, где, как и в румынском языке, смешано латинское, романское и славянское наследие. Почти в каждой деревушке на пути есть и православная церковь, и костел, и мечеть. А в городке Куртя-де-Арджес можно полюбоваться собором с потрясающей резьбой и лепниной на стенах. На трансильванской стороне Карпат путешественников поджидает граф Дракула. Он встречается везде: в названиях улиц, ресторанов и отелей, в сувенирных лавках, в старинных замках. Один из них – замок Поенари, высящийся над каньоном реки Арджеш, в XV столетии принадлежал князю Владу II Цепешу, ставшему прототипом знаменитого Дракулы. Другой – замок Бран чуть в стороне от Трансфэгэрашского шоссе, где граф Дракула никогда не был, но куда его «поселил» писатель Брэм Стокер, благодаря которому мир и узнал о Дракуле.

Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту – все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо – взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов. Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот – повод к отдельному небольшому путешествию. Упоминания о нынешнем Чуйском тракте, раньше называвшемся Мунгальским, можно найти еще в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. Сегодня Чуйский тракт – одна из немногих дорог в мире, удостоенная собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого музея – здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемный макет дороги, картины и диорамы.

Атлантическая дорога (No 64) идет почти по самому океану, перескакивая с острова на остров с помощью мостов и тоннелей. Это уникальное технологическое сооружение: в составе трассы длиной всего 8,5 километра – целых шесть мостов! Главный из них – мост Storseisundet, который еще называют «Мостом в небеса». Если приближаться к нему со стороны материка, кажется, будто полотно трассы обрывается на высшей точке и путешественнику остается только прыгать прямиком в небо. Впечатление усиливается, если ехать по Атлантической дороге осенью, когда начинается сезон штормов: огромные волны накатывают на мелкие островки, с грохотом разбиваются об опоры мостов, а иногда и накрывают дорогу целиком, норовя слизнуть едущие по ней автомобили. Впрочем, Атлантическая дорога – лишь часть маршрута по фьордам. Двигаясь по нему дальше в сторону Осло, вы попадете к одному из самых известных серпантинов Европы – взбирающейся по склону горы «Лестнице троллей» (Trollstigen). Вредные тролли часто завешивают свою лестницу густым туманом, но от этого серпантин становится еще прекраснее: сквозь «молоко» проступают серые камни и причудливой формы скалы, густо поросшие сочной ярко-зеленой травой и мхом. На вершине горы видимость иногда падает до 3–5 метров: тем любопытнее разглядывать овец, внезапно появляющихся из тумана, черные озерца и многочисленные пирамидки из камней, сложенные туристами, а может, и самими троллями... Если проехать еще дальше по трассе 63 (а деться с нее почти некуда), вы попадете к одному из красивейших фьордов Норвегии – Гейрангеру. Здесь можно любоваться на многочисленные водопады, ловить рыбу или просто бродить по окрестностям.

Китайцы знамениты не только своим трудолюбием и упорством (чего стоит одна только Великая Китайская стена!), но и любовью к символам, знакам и цифрам. Поэтому просто так проехать по «Дороге больших ворот» даже у человека, далекого от азиатской культуры, не получится. Дело в том, что эта дорога – один из самых крутых во всех смыслах серпантинов мира. Она карабкается по горе Тяньмэнь, которая находится в 8 километрах от города Чжанцзяцзе на юго-востоке Китая. Эта асфальтовая лента длиной всего 11 километров поднимается до отметки в 1300 метров, делая по пути 99 поворотов! Для китайцев цифра 9 священна: это число императора, а также количество дворцов, которые, по легенде, ждут человека на небесах. Именно поэтому дорогу на Тяньмэнь называют еще «Дорогой в небеса».

Главная достопримечательность маршрута – пещера «Небесные врата». Она образовалась в III веке, когда от скалы откололась огромная глыба. «Врата» высотой 131,5 метра часто полностью окутаны туманом. Местные жители верят, что, пройдя сквозь них, можно и правда попасть на небеса. Но чтобы заслужить это право, придется потрудиться. Подняться к пещере можно сразу несколькими способами. Самый простой – проехать на автомобиле или туристическом автобусе, более экстремальный – совершить «экспресс-подъем» на спорткаре с профессиональным автогонщиком за рулем, а самый сложный – преодолеть внушительную лестницу с 999 ступенями. Если же хочется поистине захватывающих впечатлений, стоит подняться на вершину на самом длинном в мире фуникулере (7455 метров!) – из его окон открываются виды на всю извилистую линию дороги.

Трасса No 40 (Ruta 40) пересекает почти всю Аргентину с севера на юг и идет вдоль высоких Андских хребтов. Это одна из самых длинных дорог в мире: 5000 километров – не шутки! Особенно если они проходят через несколько климатических поясов. Пейзаж вокруг постоянно меняется: леса, скалы, озера, поля, луга, пустыни, почти не заселенные пампасы, асфальт и гравий, пыль и красный песок, солнце и сбивающий с ног ветер, 27 горных перевалов, 18 крупных рек, наконец, 20 национальных парков, в каждом из которых можно провести несколько дней. К примеру, в парке Лос-Гласьярес, внесенном ЮНЕСКО в список Всемирного природного наследия, можно посетить ледник Перито-Морено, где сосредоточен третий по величине запас пресной воды в мире. Его площадь вполне сравнима с площадью всего Буэнос-Айреса, при этом ледник находится в постоянном движении, каждый день меняя местоположение в среднем на 2 метра. Любоваться им можно как со смотровых площадок, так и отправившись на прогулку прямо по ледяной крошке в сопровождении альпиниста. Та же дорога выведет и к знаменитой «Пещере рук» (Cueva de las Manos), где все стены испещрены отпечатками человеческих ладоней и изображениями сцен охоты, самые старые из которых датируются девятым тысячелетием до нашей эры. Отдельного внимания заслуживает второй по размеру национальный парк Аргентины – «Долина Кальчаки» (Calchaqi Walley), в котором можно за один день попасть из горных пустынь в субтропический лес – так разительно меняется климат на одном сравнительно небольшом участке земли. И, конечно, стоит проехать по Ruta 40, чтобы впечатлиться «марсианскими» пейзажами пустынь и посмотреть на фламинго, живущих на озерах Патагонии.

Американский Дикий Запад – это территории к западу от Скалистых гор. Когда пионеры только начали осваивать индейские территории, они наткнулись на уникальные природные достопримечательности, которые не смогли оценить. Сегодня этот район называют «Большим кругом» (Grand Сircle). Название пошло от автобусного тура, который так и назывался – Grand Circle Tour. Удобнее всего ехать от Денвера – сначала подняться в нацпарк «Скалистые горы», где берет начало река Колорадо, и следовать дальше через Аспен к плато Колорадо. По дороге стоит посмотреть парк Арок (arches.national-park.com) и знаменитую Долину монументов на территории индейцев навахо. Около городка Пейдж нельзя пропустить малозаметный каньон Антилопы – на обочине будет простой деревянный щит с соответствующей надписью. Здесь же стоит отправиться на прогулку на катере по озеру Пауэлл, благо можно взять катер напрокат. Чуть южнее Пейджа начинается знаменитый Гранд-Каньон (grandcanyon.comillinoisroute66.orggrandcanyonranch.com). И только потом выехать на дамбу Гувера – гигантский памятник эпохи 30-х годов прошлого века, откуда начинается прямой путь на Лас-Вегас. Так вы пересечете Большой круг с востока на запад, посетив четыре штата –Колорадо, Нью-Мексико, Аризону и Юту. За одну поездку все красоты Grand Circle не увидеть – как-никак на плато Колорадо самая большая коцентрация парков в США, – так что будьте готовы вернуться сюда еще раз.

Великая океанская дорога длиной 243 километра проходит вдоль Тихоокеанского побережья Австралии. Практического значения дорога не имеет – она была построена вернувшимися с Первой мировой войны солдатами как памятник жертвам сражений. После открытия в 1932-ом дорога стала крупнейшим воинским мемориалом мира, а тридцать лет спустя ее признали одной из самых живописных на планете. И не зря: трасса проходит почти по самому побережью, откуда открывается вид на бескрайние водные просторы и тихие укромные лагуны. Среди главных достопримечательностей, встречающихся на пути, – таинственный «Берег кораблекрушений» (Shipwreck Coast), у которого разбилось 638 кораблей. И «Двенадцать апостолов» – группа отдельно стоящих в океане известняковых скал высотой до 45 метров. На самом деле скал здесь всего восемь, и до недавнего времени их называли не иначе, как «Свинья и поросята». Поэтическое же название «Двенадцать апостолов» появилось просто для привлечения туристов. Похожая история и у другой скалы возрастом около 20 миллионов лет – «Лондонская арка». Долгое время она носила название «Лондонский мост» за удивительное сходство с Тауэрским мостом, а в 1990 году, когда ближайший к материку пролет обрушился под давлением океанских волн, превратилась в «арку». В этом и состоит уникальность Великой океанской дороги: линия берега так быстро меняется, что завтра можно уже не увидеть того, что было сегодня. Проехать здесь стоит не только для того, чтобы полюбоваться пейзажами, поваляться на пляже или покорить волну. Это еще и маршрут австралийского «сафари»: в Варрнамбуле можно наблюдать миграцию южных китов, а в Охотничьем заказнике Тауэр-Хилл прогуляться вместе с кенгуру и эму и посмотреть на коал и морских птиц.

2. Bысоко в горах. Киргизия, Таджикистан: Памирский тракт

Путешественников всегда привлекают места с пометкой «самый-самый»: самая северная точка Европы, самая западная точка России, самая высокая гора, самая глубокая впадина. Памирский тракт — одно из таких мест. Как-никак, самая высокогорная дорога на территории бывшего СССР. Эта почти полностью грунтовая автомобильная трасса карабкается по отрогам Памирских гор и проходит через три главных горных перевала Памира: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и самую близкую к «Крыше мира» точку — перевал Акбайтал (4655 м). Восточную часть тракта — от киргизского города Ош до таджикского Хорога — построили в 1931—1934 годах, когда СССР активно осваивал территорию горного Памира. Она проходит по зеленым предгорьям, где пасутся лошади и стоят одинокие юрты и мазанные навозом хижины, а также мимо Памирского национального парка, над которым возвышается пик Ленина (7134 м).

Одна из самых захватывающих остановок на пути — крупнейшее в Таджикистане озеро Каракуль, расположенное на высоте 3914 метров над уровнем моря. Отсюда начинается крутой подъем к отрогам большого Памира. Скалы, ущелья, тоннели, грунтовка, пыль, отсутствие растительности, редкие аулы и отары овец — такой, почти марсианский пейзаж тянется до самого спуска в долину уже на таджикской стороне. Вашими попутчиками все это время будут грузовики, ослы и джипы, набитые битком внутри и обвешанные поклажей снаружи. Свернув с тракта, можно посетить еще несколько интересных мест: кишлаки местных жителей, перевал «Прощай, молодость», крепость огнепоклонников Ямчун, горячие источники Биби-Фатима и многое другое.

3. С севера на юг. США: Далтон-Хайвей

Далтон-Хайвей — это 666 километров грунтовой дороги, пересекающей Аляску почти посредине с севера на юг. Построена трасса была в 1974 году для доставки грузов к нефтяным месторождениям залива Прадхо и обслуживания трансаляскинского нефтепровода. А название получила в честь инженера Джеймса Далтона, специалиста по арктическому строительству. На мотоцикле или каком-нибудь чересчур прожорливом автомобиле соваться сюда надо с осторожностью: на всем хайвее между Фэрбенксом, в 100 километрах от которого он начинается, и Дедхорсом, где заканчивается, есть всего две заправки: на переправе через реку Юкон и в Колдфуте (400 км от Фэрбенкса), поэтому необходимый запас бензина, а также шины, инструменты, еду и другие предметы первой необходимости лучше сразу взять с собой. Медицинскую помощь тоже можно получить только в Колдфуте или в Дедхорсе. Это Аляска, господа! Суровый и на первый взгляд недоброжелательный край, который только подготовленному и ответственному путешественнику подарит незабываемые впечатления и откроет свои богатства.

Делиться Аляске и правда есть чем: самый большой штат США до сих пор почти не испорчен цивилизацией, на его территории располагаются 23 (!) национальных парка и заповедника. Через некоторые из них: «Белые горы», национальный заповедник дикой арктической природы, заповедники на берегах реки Юкон, заказник «Ворота Арктики» — как раз и проходит Далтон-Хайвей, то теряясь в ровной заснеженной или покрытой разнотравьем равнине, то петляя между обступающими со всех сторон лесистыми горами. Еще один обязательный ритуал всех путешественников, проезжающих по хайвею, — сфотографироваться на фоне знака, обозначающего Северный полярный круг.

4. На родину Дракулы. Румыния: Трансфэгэрашское шоссе

Задумывая строительство высокогорного шоссе через массив Фэгэраш в 1970 году, президент Румынии Николае Чаушеску меньше всего думал о создании привлекательного туристического маршрута. Обеспокоенный событиями в Чехословакии, он опасался военного вторжения в страну и потому решил соединить области Валахию и Трансильванию труднодоступной горной дорогой для скорейшей переброски военной техники. Теперь же Трансфэгэраш — один из редких примеров того, как созданный для военных целей объект становится знаменитым на весь мир и привлекает в страну множество туристов. Шоссе длиной 261 километр проходит по живописным долинам и полям с колосящейся пшеницей, которую румыны иногда до сих пор жнут вручную, мимо озер и водохранилищ, через милые румынские деревушки с одинаковыми темными каменными домиками. Недалеко от начала шоссе находится симпатичный городок Сибиу с классической для Румынии архитектурой, где, как и в румынском языке, смешано латинское, романское и славянское наследие. Почти в каждой деревушке на пути есть и православная церковь, и костел, и мечеть. А в городке Куртя-де-Арджес можно полюбоваться собором с потрясающей резьбой и лепниной на стенах.

На трансильванской стороне Карпат путешественников поджидает граф Дракула. Он встречается везде: в названиях улиц, ресторанов и отелей, в сувенирных лавках, в старинных замках. Один из них — замок Поенари, высящийся над каньоном реки Арджеш, в XV столетии принадлежал князю Владу II Цепешу, ставшему прототипом знаменитого Дракулы. Другой — замок Бран чуть в стороне от Трансфэгэрашского шоссе, где граф Дракула никогда не был, но куда его «поселил» писатель Брэм Стокер, благодаря которому мир и узнал о Дракуле.

5. Просторы Алтая. Россия: Чуйский тракт

Эта старинная дорога — первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту — все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево — попадешь к Телецкому озеру, направо — к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо — взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов.

Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот — повод к отдельному небольшому путешествию. Упоминания о нынешнем Чуйском тракте, раньше называвшемся Мунгальским, можно найти еще в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. Сегодня Чуйский тракт — одна из немногих дорог в мире, удостоенная собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого музея — здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемный макет дороги, картины и диорамы.

6. В гости к троллям. Норвегия: Атлантическая дорога

Атлантическая дорога (No 64) идет почти по самому океану, перескакивая с острова на остров с помощью мостов и тоннелей. Это уникальное технологическое сооружение: в составе трассы длиной всего 8,5 километра — целых шесть мостов! Главный из них — мост Storseisundet, который еще называют «Мостом в небеса». Если приближаться к нему со стороны материка, кажется, будто полотно трассы обрывается на высшей точке и путешественнику остается только прыгать прямиком в небо. Впечатление усиливается, если ехать по Атлантической дороге осенью, когда начинается сезон штормов: огромные волны накатывают на мелкие островки, с грохотом разбиваются об опоры мостов, а иногда и накрывают дорогу целиком, норовя слизнуть едущие по ней автомобили.

Впрочем, Атлантическая дорога — лишь часть маршрута по фьордам. Двигаясь по нему дальше в сторону Осло, вы попадете к одному из самых известных серпантинов Европы — взбирающейся по склону горы «Лестнице троллей» (Trollstigen). Вредные тролли часто завешивают свою лестницу густым туманом, но от этого серпантин становится еще прекраснее: сквозь «молоко» проступают серые камни и причудливой формы скалы, густо поросшие сочной ярко-зеленой травой и мхом. На вершине горы видимость иногда падает до 3−5 метров: тем любопытнее разглядывать овец, внезапно появляющихся из тумана, черные озерца и многочисленные пирамидки из камней, сложенные туристами, а может, и самими троллями… Если проехать еще дальше по трассе 63 (а деться с нее почти некуда), вы попадете к одному из красивейших фьордов Норвегии — Гейрангеру. Здесь можно любоваться на многочисленные водопады, ловить рыбу или просто бродить по окрестностям.

7. Встать над облаками. Китай: Дорога больших ворот

Китайцы знамениты не только своим трудолюбием и упорством (чего стоит одна только Великая Китайская стена!), но и любовью к символам, знакам и цифрам. Поэтому просто так проехать по «Дороге больших ворот» даже у человека, далекого от азиатской культуры, не получится. Дело в том, что эта дорога — один из самых крутых во всех смыслах серпантинов мира. Она карабкается по горе Тяньмэнь, которая находится в 8 километрах от города Чжанцзяцзе на юго-востоке Китая. Эта асфальтовая лента длиной всего 11 километров поднимается до отметки в 1300 метров, делая по пути 99 поворотов! Для китайцев цифра 9 священна: это число императора, а также количество дворцов, которые, по легенде, ждут человека на небесах. Именно поэтому дорогу на Тяньмэнь называют еще «Дорогой в небеса».

Главная достопримечательность маршрута — пещера «Небесные врата». Она образовалась в III веке, когда от скалы откололась огромная глыба. «Врата» высотой 131,5 метра часто полностью окутаны туманом. Местные жители верят, что, пройдя сквозь них, можно и правда попасть на небеса. Но чтобы заслужить это право, придется потрудиться. Подняться к пещере можно сразу несколькими способами. Самый простой — проехать на автомобиле или туристическом автобусе, более экстремальный — совершить «экспресс-подъем» на спорткаре с профессиональным автогонщиком за рулем, а самый сложный — преодолеть внушительную лестницу с 999 ступенями. Если же хочется поистине захватывающих впечатлений, стоит подняться на вершину на самом длинном в мире фуникулере (7455 метров!) — из его окон открываются виды на всю извилистую линию дороги.

8. Через пампасы. Аргентина: Трасса 40

Трасса No 40 (Ruta 40) пересекает почти всю Аргентину с севера на юг и идет вдоль высоких Андских хребтов. Это одна из самых длинных дорог в мире: 5000 километров — не шутки! Особенно если они проходят через несколько климатических поясов. Пейзаж вокруг постоянно меняется: леса, скалы, озера, поля, луга, пустыни, почти не заселенные пампасы, асфальт и гравий, пыль и красный песок, солнце и сбивающий с ног ветер, 27 горных перевалов, 18 крупных рек, наконец, 20 национальных парков, в каждом из которых можно провести несколько дней. К примеру, в парке Лос-Гласьярес, внесенном ЮНЕСКО в список Всемирного природного наследия, можно посетить ледник Перито-Морено, где сосредоточен третий по величине запас пресной воды в мире. Его площадь вполне сравнима с площадью всего Буэнос-Айреса, при этом ледник находится в постоянном движении, каждый день меняя местоположение в среднем на 2 метра. Любоваться им можно как со смотровых площадок, так и отправившись на прогулку прямо по ледяной крошке в сопровождении альпиниста. Та же дорога выведет и к знаменитой «Пещере рук» (Cueva de las Manos), где все стены испещрены отпечатками человеческих ладоней и изображениями сцен охоты, самые старые из которых датируются девятым тысячелетием до нашей эры.

Отдельного внимания заслуживает второй по размеру национальный парк Аргентины — «Долина Кальчаки» (Calchaqi Walley), в котором можно за один день попасть из горных пустынь в субтропический лес — так разительно меняется климат на одном сравнительно небольшом участке земли. И, конечно, стоит проехать по Ruta 40, чтобы впечатлиться «марсианскими» пейзажами пустынь и посмотреть на фламинго, живущих на озерах Патагонии.

9. Плато Колорадо. США: Большой круг

Американский Дикий Запад — это территории к западу от Скалистых гор. Когда пионеры только начали осваивать индейские территории, они наткнулись на уникальные природные достопримечательности, которые не смогли оценить. Сегодня этот район называют «Большим кругом» (Grand Сircle). Название пошло от автобусного тура, который так и назывался — Grand Circle Tour. Удобнее всего ехать от Денвера — сначала подняться в нацпарк «Скалистые горы», где берет начало река Колорадо, и следовать дальше через Аспен к плато Колорадо.

По дороге стоит посмотреть парк Арок (arches.national-park.com) и знаменитую Долину монументов на территории индейцев навахо. Около городка Пейдж нельзя пропустить малозаметный каньон Антилопы — на обочине будет простой деревянный щит с соответствующей надписью. Здесь же стоит отправиться на прогулку на катере по озеру Пауэлл, благо можно взять катер напрокат. Чуть южнее Пейджа начинается знаменитый Гранд-Каньон (grandcanyon.com). Если ехать вдоль южной его части, то кроме видов на каньон получится зацепить сохранившийся кусочек первой трансамериканской Route 66 (illinoisroute66.org) из Чикаго в Лос-Анджелес. Здесь стоит снова свернуть в сторону Гранд-Каньона, пожить на настоящем ранчо (grandcanyonranch.com). И только потом выехать на дамбу Гувера — гигантский памятник эпохи 30-х годов прошлого века, откуда начинается прямой путь на Лас-Вегас. Так вы пересечете Большой круг с востока на запад, посетив четыре штата -Колорадо, Нью-Мексико, Аризону и Юту. За одну поездку все красоты Grand Circle не увидеть — как-никак на плато Колорадо самая большая коцентрация парков в США, — так что будьте готовы вернуться сюда еще раз.

10. По кромке континента. Австралия: Великая океанская дорога

Великая океанская дорога длиной 243 километра проходит вдоль Тихоокеанского побережья Австралии. Практического значения дорога не имеет — она была построена вернувшимися с Первой мировой войны солдатами как памятник жертвам сражений. После открытия в 1932-ом дорога стала крупнейшим воинским мемориалом мира, а тридцать лет спустя ее признали одной из самых живописных на планете. И не зря: трасса проходит почти по самому побережью, откуда открывается вид на бескрайние водные просторы и тихие укромные лагуны. Среди главных достопримечательностей, встречающихся на пути, — таинственный «Берег кораблекрушений» (Shipwreck Coast), у которого разбилось 638 кораблей. И «Двенадцать апостолов» — группа отдельно стоящих в океане известняковых скал высотой до 45 метров. На самом деле скал здесь всего восемь, и до недавнего времени их называли не иначе, как «Свинья и поросята».

Поэтическое же название «Двенадцать апостолов» появилось просто для привлечения туристов. Похожая история и у другой скалы возрастом около 20 миллионов лет — «Лондонская арка». Долгое время она носила название «Лондонский мост» за удивительное сходство с Тауэрским мостом, а в 1990 году, когда ближайший к материку пролет обрушился под давлением океанских волн, превратилась в «арку». В этом и состоит уникальность Великой океанской дороги: линия берега так быстро меняется, что завтра можно уже не увидеть того, что было сегодня. Проехать здесь стоит не только для того, чтобы полюбоваться пейзажами, поваляться на пляже или покорить волну. Это еще и маршрут австралийского «сафари»: в Варрнамбуле можно наблюдать миграцию южных китов, а в Охотничьем заказнике Тауэр-Хилл прогуляться вместе с кенгуру и эму и посмотреть на коал и морских птиц.