Биографии Характеристики Анализ

Правовое регулирование экологических систем. Экологическая система как объект правового регулирования

Термин "экология" был введен немецким биологом-эволюционистом Э. Геккелем для обозначения специальной биологической науки о взаимоотношении организмов между собой и средой их обитания. В настоящее время под экологическим правом понимается система знаний о связях, взаимообусловленности и взаимопроникновении всех элементов экосистемы, наука о Земле. В 1980-е вошло в оборот понятие "экология человека" -дисциплина, изучающая закономерности взаимоотношений в биосфере, а также эволюцию и развитие антропосистемы. Формирование экологического права в России и странах мира обусловлено появлением экологической проблемы во 2-й половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. В начале XX столетия большое значение приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях - для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, образовавших "природоресурсное право". На современном этапе научного развития экологию человека рассматривают как науку, систематизирующую данные отраслевых наук - медико-биологических, географических, исторических и общественных.

Особый интерес на наш взгляд представляет, юридическая экология, разрабатывающая систему нормативно-правовых актов, направленных на охрану окружающей среды. Юридический аспект экологии человека может быть включен в юридическую экологию в качестве подотрасли экологического права. Как подотрасль экологического права экология человека представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения человека и природы. Экологическое право - это самостоятельная отрасль права в правовой системе России, исторически сформировавшаяся в связи с выделением экологических интересов общества в самостоятельную категорию. Экологическое право образуют правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде. Формирование экологического права обусловлено появлением экологической проблемы во второй половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. Под воздействием этого в обществе развивается понимание необходимости подчинения своих действий требованиям, способным обеспечить благоприятное состояние окружающей среды как необходимого условия выживания современной и будущей цивилизаций, стабильного и бескризисного развития общества. Целеустремленная деятельность государств по охране природы начинается с конца XIX столетия с практических шагов по охране памятников природы, уникальных, красивых и ценных природных объектов. В этот период по всему миру создается сеть особо охраняемых территорий. В начале XX столетия все возрастающее воздействие приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях - для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, которые позднее образовали единое направление под названием "природоресурсовое право". Затем доминирующее значение в обществе приобретают интересы сохранения благоприятной для человека среды жизни. Эти интересы определили развитие правовой охраны природы и природопользования в направлении консолидации и формирования отрасли экологического права. Учитывая, что причины и факторы, обусловившие необходимость охраны окружающей среды не исчезают, а усиливаются, в дальнейшем значение экологического права будет возрастать. Эти причины и факторы включали: рост народонаселения в условиях неограниченного пространства и ограниченных природных ресурсов, рост производственных сил, сопровождаемый усилением вмешательства человека в природные процессы, истощением природных ресурсов, загрязнением природной среды, урбанизация и связанное с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей. Своей целью экологическое право ставит конструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей.

Понятие экологического права

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения для достижения гармоничных отношений между обществом и природой. Под экологическим правом понимают также одну из отраслей права, систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. Общественные отношения могут быть направлены как на удовлетворение постоянно растущих потребностей человека в природных ресурсах Земли (природоресурсные отношения), так и на охрану природной среды жизнедеятельности человека (природоохранительные отношения). Таким образом, экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

Предмет экологического права

Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками:

1) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека.

2) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи.

3) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.

Экологические общественные отношения:

1) носят исторический характер.

Особенности современного периода:

а) нерациональное природоиспользование.

б) недостаточно развиты производственные силы и состояния международного сотрудничества.

2) носят производственный характер и присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: в производстве, распределении продукции, в ее обращении и потреблении.

3) имеют особый субъективный состав: во всех экологических отношениях государство действует в интересах народа.

4) наряду с эксплутационной целью имеет особые цели:

а) сохранение природных объектов.

б) улучшение природных объектов.

в) восстановление нарушенных природных объектов.

Таким образом, экологические общественные отношения - это исторически обусловленные общественные отношения, направленные на сохранение, восстановление и эффективное использование искусственных экосистем и других материальных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. Предметом экологического права являются складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные экологические отношения между физическими и юридическими лицами, при обязательном участии государства по эффективному использованию природных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды. Под окружающей средой в данном случае понимается биосфера, служащая условием, местом и средством жизни человека и других живых организмов; в широком смысле она включает в себя природу как систему естественных экологических систем и окружающую среду как преобразованную в результате деятельности человека часть естественной среды. Таким образом экологическое право предстает комплексной отраслью, чей предмет отличается от предметов смежных отраслей более широким кругом регулируемых общественных отношений и иным их качеством.

Метод правового регулирования экологического права

Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на экологические общественные отношения со стороны государства. Он характеризует юридическое положение сторон в правоотношении; юридические факты (возникновение, изменение, прекращение правоотношений) ; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их прав и законных интересов и т. д. Методы правового регулирования обуславливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В экологическом праве выделяют два метода правового регулирования:

1. Метод экологизации - направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение заключается в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован при условии подчинения данным законам. Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным. Он имеет следующие составляющие:

1) закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экономически и экологически значимых, использование либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (Ф.З. от 17. 12. 1998№191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне РФ").

2) закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

3) закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, неизбежно влияющих на экосистему страны.

4) четкая регламентация правил экологопользования, которые обуславливаются спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя.

5) установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная и специальная ответственность.

2. Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды. Данный метод основывается на следующих принципах:

1) взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления.

2) Обязательный учет экологических общественных интересов.

3) Информирование общественности и доступность нормотворчества для граждан.

Схема метода экологического права:

* Метод экологического права

* Способ воздействия на общественные отношения с помощью норм права

* Императивный Диспозитивный

Реализация:

* Через систему нормативов качества окружающей среды

* Путем установления пределов допускаемых субъектами воздействий на окружающую среду

* Посредством установления политических, организационных, экономических, юридических гарантий и исполнения эколого-правовых требований

Система экологического права

Как отрасль права экологическое право подразделяется на Общую, Особенную и Специальную части, состоящие из институтов, объединяющих в себе эколого-правовые нормы. Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений. В Общую часть входят институты, содержащие положения, выполняющие служебную функцию по отношению ко всем или к группе институтов Особенной части. В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объектов, по поводу которого эти институты возникают: экологоправовые режимы недропользования, землепользования и др. Система экологического права как отрасли права состоит из следующих институтов.

Общая часть. Право различных форм собственности на природные объекты. Право экологопользования. Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды. Эколого-правовая ответственность.

Особенная часть. Раздел I. Эколого-правозащита отдельных компонентов, составляющих экологическую систему России. РазделIIЭколого-правовая защита атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов экологических систем. Раздел III Эколого-правовой режим использования и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. Специальная часть. Международное экологическое право. Проблемы и решения загрязнения Мирового океана. Экология и космос. Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права и как учебной дисциплине. Основные подходы к нему являются: исторический подход, логический (исследование частных явлений после изучения общих закономерностей) и экономический (охват всех сторон и знаний исследуемых явлений).

I Принципы Специальной части:

1) принцип интернационализма. Международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными.

2) Принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8Конституции РФ) . Он обеспечивается: а) пресечением монопольных тенденций, возникающих в ходе хозяйственной эксплуатации природных объектов. б) защитой от незаконного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий-экологопользователей.

3) Принцип стимулирования надлежащего исполнения экологопользователями своих прав и обязанностей. 3) Принцип субъективного вменения. Ответственность применяется только за виновные экологические правонарушения (ст. 75Закона об охране окружающей среды)

4) Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений.

5) Принцип сочетания убеждения и принуждения.

6) Принцип гласности.

II Принципы общей части экологического права.

1) Принципы приоритетов интересов народов, проживающих на соответствующей территории, и защиты прав отдельного человека. 2) Принцип примата общегосударственного управления экологопользованием и охраной окружающей среды. 3) Принцип строго целевого, рационального и эффективного использования природных объектов. 4) Принцип приоритета охраны использования природных объектов. 5) Принцип комплексного подхода в экологопользовании. 6) Принцип устойчивости экологопользования. 7) Принцип платного использования природных ресурсов и объектов. 8) Принцип плановости экологопользования.

III Принципы особенной части экологического права.

1) Приоритет земель сельскохозяйственного назначения. 2) Приоритет вод питьевого и бытового назначения. 3) Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых. 4) Приоритет лесов защитного назначения. 5) Приоритет существования животных в состоянии естественной свободы.

Систему экологического права образует единство правовых норм, направленных на регулирование отношений по использованию природных объектов и охране окружающей среды. По своей предметной характеристике экологическое право, тем самым может быть отграничено от конституционного, административного, гражданского, финансового и других отраслей. Нормы экологического права внутренне взаимосвязаны и располагаются в определенной иерархии. Расположение юридических норм по отношению друг к другу, их соотношение характеризуют структуру экологического права.

1. Понятие экологического права, его особенности

Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.

Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета регулирования – экологически значимого поведения людей – и специфических задач, к которым относятся: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление средообразующих элементов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права. Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя собственно экологические нормы и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производных, вторичных.

Экологическое право характеризуется рядом сущностных проявлений, черт, особенностей, которые помогают раскрыть его содержание и предназначение, уяснить его роль в современной правовой системе России и в мировой правовой системе.

Одна из черт данной отрасли права – ее молодость . В отличие от фундаментальных отраслей экологическое право начало формироваться как отрасль во второй половине XX в. Это произошло в связи с обострившейся социально-экологической обстановкой в мире, в первую очередь в послевоенной Европе, усилением воздействия антропогенных факторов, особенно промышленного производства, сменой технологий, ростом потребления и т. п. Формирование экологического права и на международном, и на национальных уровнях было в основном завершено в 80-е гг. прошедшего века.

С этой чертой экологического права связана и такая его особенность, как чрезвычайная интенсивность развития .

К особенностям экологического права относится и специфичность терминологии , специализированность юридического языка в целом, узкопрофессиональная ориентированность текстов нормативных правовых актов.

Универсальность олицетворяет тенденцию сближения различных правовых систем.

Юстициарность характеризует включенность того или иного права в устоявшуюся систему юстиции.

Глобальность и значимость экологического права в современном мире – важнейшие его характеристики. Эти черты определяют и такую особенность экологического права, как взаимозависимость (и взаимодополняемость) международного и национального регулирования.

Открытость экологического права – важнейшее его свойство.

Исключительные обновляемость и новизна экологического права как его свойства проявляются за счет обособления в нем новых предметов правового регулирования. Эти свойства отражают современную концептуальность и высокий уровень адаптированности экологического права к реальным проблемам.

Российское экологическое право характеризуется значительной ориентированностью на реализуемую государственную экологическую политику.

Можно указать на такую черту экологического права, как конфликтность , которая проявляется в первую очередь между экологическими и экономическими интересами, необходимостью сбережения природных ресурсов и ростом потребления и т. п.

2. Экологическая система как объект правового регулирования

Экологическая система – понятие многоаспектное. Оно применяется как к естественным экосистемам (лес, река), так и к искусственным (закрытый бассейн), где процедуры обмена веществ и энергии под воздействием антропогенной деятельности человека происходят во много раз быстрее, чем в естественных экосистемах.

Анализ экосистемы как понятия многоаспектного и многостороннего, взаимосвязанного со всеми сферами деятельности человека, в большей или меньшей степени позволяет определить ее существенные свойства, имеющие важное значение в плане правового регулирования.

Следует отметить, что отдельного правового акта, регламентирующего общие принципы охраны и использования экосистем, не существует, что обусловлено их разнообразием, различной территориальной сферой существования и природными особенностями каждой из них.

При правовом анализе каждой экосистемы следует помнить о наличии существенных свойств экосистем, их экоциклах.

1. Замкнутость, самостоятельное функционирование экологической системы . Любое, даже косвенное, вмешательство в экосистему оказывает на нее влияние. Наличие экологических проблем, связанных с естественной деятельностью человека, требует разобраться в механизмах, которые поддерживают целостность и функциональную устойчивость экосистем. Разобраться и взять контроль на себя. Здесь неизбежно встает вопрос, который экологи считают важнейшим: искусственно формировать устойчивые, нужные человеку, продуктивные экосистемы. Замкнутость экологических систем обязывает всех граждан и организации учитывать экологические последствия своих действий.

2. Взаимосвязь экологических систем , которая приводит к созданию природных комплексов.

При использовании природных объектов необходим комплексный подход, который в практике экологопользования получил название ландшафтного. Ландшафтный подход в использовании природных объектов предполагает постоянный уход за ландшафтом, включающий систему регулярных мероприятий, направленных на поддержание свойств ландшафта в состоянии, при котором успешно выполняются возложенные на него функции.

3. Биопродуктивность . Способствует самовоспроизводству экосистемы, выполнению той или иной ее функции, что определяет и различный правовой статус земель. Дифференциация земель в зависимости от цели их использования является естественно обусловленной их биопродуктивной функцией, экономическими и экологическими аспектами.

Самовоспроизводство экосистемы – это способность ее к саморегуляции, самовозрождению. В начальный период развития промышленности в России, когда происходили незначительный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод в водоемы и т. п., процесс саморегуляции осуществлялся до тех пор, пока эти загрязнения и сбросы в огромных количествах не привели к необратимым изменениям в экосистемах.

Данные признаки, характеризующие экосистему, позволяют определить понятие экосистемы, выступающей в качестве объекта правового регулирования. Экологическая система – это естественная сфера окружающей среды, обладающая замкнутой системой взаимосвязей ее составных компонентов, придающей ей устойчивость, взаимосвязанная с другими устойчивыми экологическими экосистемами и имеющая определенную биологическую продуктивность.

Экология давно вышла за пределы биологической науки и стала комплексной наукой, в которую входят все стороны жизни и деятельности человека.

Особая роль в системе взаимоотношений «человек - общество - природа» отводится праву, которое не должно замыкаться на внутригосударственном уровне, а должно иметь комплексное, планетарное регулирование. Экологическое право сформулирует принципы и цели дальнейшего развития человечества в области экологопользования и охраны окружающей среды.

Долгосрочные выгоды, которые могут быть получены от природы, зависят от сохранения экологических процессов и систем. Человек должен приобретать знания, необходимые для сохранения и расширения его возможностей по использованию природных ресурсов, сберегая при этом виды и экосистемы. Жизнь человека зависит от непрерывного функционирования природных экосистем, являющихся постоянным источником энергии и питательных веществ. Использование человеком природных экосистем, а также ресурсов суши, моря и атмосферы должно регулироваться таким образом, чтобы не нарушалось равновесие в биосфере и в отдельных экосистемах, не было ущерба для целостности экосистем или видов, с которыми они сосуществуют. Планируемой деятельности, представляющей опасность для природы, должен предшествовать глубокий анализ (экспертиза), и лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в тех случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься 1 .

Переходя к непосредственному анализу экосистем, к правовым вопросам, связанным с их функционированием, необходимо определить их место.

В ст. 1 Закона об охране окружающей среды впервые дано определение естественной экологической системы - «объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией».

Учеными выделяются различные виды экосистемы: мелкие объединения организмов (синузии) с соответствующим биотопом (например, в лесу сообщество гниющего пня), мезоэкосистемы (луг, болото и т.н.) и макроэкосистемы (океан, континент и т.н.). Глобальной экосистемой является биосфера . Специфика ее определяется двойственным характером: с одной стороны, она является средой жизни, а с другой - результатом жизнедеятельности, в которой поддерживается круговорот веществ.

Экологическая система - понятие многоаспектное. Оно применяется как к естественным экосистемам (лес, река), так и к искусственным (закрытый бассейн). Наряду с понятием «экосистема» широко употребляются и другие термины. Так, группы особей называют популяциями (от лат. populus - народ, население), а совокупно обитающие популяции различных живых организмов, которые образуют исторически сложившиеся определенные сообщества, - биоценозом (от греч. bios - жизнь и koinos - общее).

Биоценоз является составным элементом природного ландшафта - определенной территории с присущими ей специфическими признаками, где расположено множество различных биоценозов.

Наряду с естественными экосистемами существуют экологические системы, которые возникают в результате антропогенного воздействия человека (трансформированные, а также модифицированные, измененные в процессе преобразовательной деятельности общества).

Как известно, экологические системы неразрывно связаны с факторами неживой природы (почва, влажность, свет, температура). Фундаментом связей между популяциями в экосистеме является характер питания особей и способы получения ими энергии. Все организмы в зависимости от способов питания делятся на две группы. К первой относятся те, которые для синтеза органических веществ используют неорганические соединения окружающей среды. Это главным образом растения. Ко второй группе относятся организмы (животные, человек, бактерии и др.), которые питаются готовыми органическими веществами, синтезируемыми растениями.

В каждой экосистеме в результате жизнедеятельности организмов осуществляются процессы преобразования неживой природы в живую и обратно, замыкаясь в круговорот веществ, который является необходимым условием существования жизни на Земле.

Для характеристики экосистем и происходящих в них процессов необходимо знать о видовом разнообразии, плотности популяции и биомассе - общем количестве органических веществ, всей совокупности особей и заключенной в них энергии.

Любая экосистема развивается и эволюционирует. Исследовав вну- триорганизационные процессы в экосистемах, определив экосистему как динамическую, развивающуюся и эволюционирующую структуру, выяснив основные характеристики экосистемы, мы закономерно приходим к выводу об экологической системности в организации любой жизни, о ее связи с неживой природой и космосом.

Земля - это огромнейшая и сложнейшая экосистема. Процессы, происходящие в ней, связаны с космосом. Космические факторы оказывают влияние на физиологические и нейрофизические процессы, происходящие в человеке. В 1915 г. русскому ученому А. Л. Чижевскому удалось сделать вполне определенные выводы о тесной взаимосвязи организма человека с окружающей средой, и прежде всего с процессами, происходящими на Солнце.

Интенсивно изучаются закономерности энергоинформационного обмена, связанные с триадой «человек - природа - общество», связь биоритмов человека с природными энергетическими георитмами. Большой интерес представляет изучение взаимосвязи «Солнце - климат - биосфера». Климатический режим больших регионов Земли изменяется не только вследствие процессов «чисто земных»: поднятие и опускание земной коры, изменения направлений морских течений, извержения вулканов и т.д., но и в результате процессов, происходящих на Солнце. Данные ученых четко указывают на существование 11-летнего цикла солнечной активности (что соответствует изменениям климатического режима), а также большего (векового) периода в 80-90 лет.

Общеизвестно также, что от фаз Луны, движения планет, солнечной радиации зависят все метеорологические явления и процессы на земной поверхности, а также в гидросфере и атмосфере и психофизиологические в человеке.

Анализ экосистемы как понятия многоаспектного и многостороннего, взаимосвязанного со всеми сферами деятельности человека, в большей или меньшей степени позволяет нам определить ее существенные свойства, имеющие важное значение в плане правового регулирования. Существует также много законодательных актов, которые прямо или косвенно касаются вопросов функционирования экосистем. Например, Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» определяет животный мир как являющийся составной частью природной среды, неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей среды в целом.

Подводя итог вопросу о правовом регулировании экосистем, безусловно, следует отметить, что отдельного правового акта, регламентирующего общие принципы охраны и использования экосистем, не существует, что обусловлено их разнообразием, различной территориальной сферой существования и природными особенностями каждой из них.

Замкнутость, самостоятельное функционирование экологической системы. Можно сказать, что, например, капля воды, море, лес или пень в лесу являются экосистемами. Поскольку в каждом из этих объектов функционирует собственная устойчивая система организмов (инфузорий в капле, рыб в море и т.д.), они связаны с другими экосистемами, существуют многочисленные связи внутри каждой из этих экосистем.

Любое, даже косвенное, вмешательство в экосистему оказывает на нее влияние. Этот тезис определяет не одну, а целый слой экологических проблем опосредованного влияния, т.е. таких форм влияния, которые воздействуют на среду уже независимо от нашей воли и желания. Например, международные транспортные связи расширяются, и с ростом их объемов увеличивается, в частности, завоз видов растений и животных туда, где они никогда прежде не существовали. Другой пример. Мы меняем ландшафт. Была степь, ее распахали и засеяли пшеницей. Резко изменилась структура: вместо многих культур, росших в степи, стала расти одна. Это сразу же повлияло на жизнь коренных обитателей степи. Те, кто не связан со злаковыми, вынуждены отступать и даже попадают в Красную книгу, т.е. этих животных человек уничтожил не напрямую, а через изменение среды их существования. Наличие такого слоя экологических проблем, связанных с естественной деятельностью человека, как раз и требует того, чтобы разобраться в механизмах, которые поддерживают целостность и функциональную устойчивость экосистем. Разобраться и взять контроль на себя. И тут неизбежно встает вопрос, который все экологи считают важнейшим: искусственно формировать устойчивые, нужные человеку, продуктивные экосистемы, т.е. самим заботиться о создании окружающей среды, улучшать ее. Замкнутость экологических систем обязывает всех граждан и организации учитывать экологические последствия своих действий даже в том случае, если они, казалось бы, не связаны с воздействием на природу.

Взаимосвязь экологических систем, которая приводит к созданию природных комплексов. Так, земли, леса, воды и другие природные объекты связывает атмосферный воздух, который способствует осуществлению функций природных объектов и сам изменяется в процессе такого функционирования. Представители фауны насыщают его углекислым газом, из лесов он выходит обогащенный кислородом.

При использовании природных объектов необходим комплексный подход, который в практике экологопользования получил название ландшафтного. Например, при отводе земель под пахотные угодья или проведении мелиорации необходимо учитывать миграционные пути представителей дикой фауны, пытаться сохранить ареалы обитания редких видов животных, оставить нетронутыми отдельные кустарники, болота, перелески, т.е. не нарушать сложившийся в данной местности ландшафт.

Ландшафтный подход в использовании природных объектов позволяет обеспечить общий экологический приоритет в природопользовании, в соответствии с которым все виды использования природных объектов должны быть подчинены требованиям экологического благополучия окружающей природной среды.

Понятие ландшафта определил Л. С. Берг еще в 1940-х гг. как своего рода природный организм, в котором части обусловливают целое, а целое влияет на части, и если мы изменим какую-нибудь часть ландшафта, то изменится весь ландшафт 1 . Официально ландшафт определяется как территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или антропогенных компонентов и комплексов более низкого таксономического ранга .

Ландшафтный подход в использовании природных объектов предполагает постоянный уход за ландшафтом, включающий систему регулярных мероприятий, направленных на поддержание его свойств (рекультивация земель, восстановление лесов и т.д.) в состоянии, при котором успешно выполняются возложенные на него функции. Например, доказано, что экономически более выгодно строить систему земледелия, основываясь на ландшафтно-географическом принципе, а не по принципам экономической целесообразности, транспортной доступности, наличия рынков сбыта. Разумно сочетать эти принципы, создавать инфраструктуры, соответствующие научным требованиям (конкретные рекомендации возможных нагрузок по регионам, определение параметров, до которых можно вмешиваться в тщательно настроенную эволюцией природную систему).

Такой целостный подход в природопользовании не сообразуется с при- родоресурсовым правовым регулированием, поскольку природоресурсовые отрасли права имеют узкоцелевую, продиктованную особенностями регулируемых объектов направленность регламентации (например, Водный кодекс Российской Федерации регулирует общественные отношения, касающиеся водных объектов, находящихся в пределах территории России, т.е. государственный водный фонд в отрыве от других природных объектов, не учитывая их взаимосвязи и взаимообусловленности, существующей в реальной природе). При таком положении в правовом регулировании использование одних объектов, как правило, причиняет непомерный вред другим объектам.

Разумеется, полной сохранности природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности не может быть. Речь идет о недопустимости обеднения природы в данной местности, нарушения ее многообразия, поскольку чем экологическая система многообразнее, тем она устойчивее, и наоборот. Например, пахотная земля становится экологически неустойчивой, так как естественное разнотравье заменяется монокультурой (системы, как правило, изнежены, генетически значительно выровнены, имеют меньшую амплитуду экологической приспособляемости, а потому и нуждаются в постоянной помощи человека), конкретные виды растений (сорняки) уничтожаются, как и пищевые цепи (вредители растений). Поэтому агроценоз (биогеоценозы, сильно измененные человеком), безусловно, должен сочетаться с биоценозом (естественным, непреобразованным), т.е. не должны допускаться нарушения взаимосвязей экологических систем.

Биопродуктивность способствует самовоспроизводсгву экосистемы, выполнению той или иной ее функции, что определяет и различный правовой статус земель. Так, земли повышенного плодородия должны в первую очередь отводиться для нужд сельского хозяйства, а малопродуктивные земли - для других целей. Подобного рода дифференциация земель в зависимости от цели их использования является вполне естественно обусловленной их биопродуктивной функцией, экономическими и экологическими аспектами.

Самовоспроизводство экосистемы - это способность ее к саморегуляции (сохранению и приумножению), самовозрождению, каждый организм - воплощение этого. Достаточно сказать, что в начальный период развития промышленности России, когда происходили незначительный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод в водоемы и т.п., процесс саморегуляции осуществлялся до тех пор, пока эти загрязнения и сбросы в огромных количествах не привели к необратимым изменениям в экосистемах.

В контексте анализа данных свойств экосистем представляется логичным рассмотреть смежный с ними вопрос о безотходное™ экологических систем. В экосистемах от элементарного биогеоценоза до глобальной биосферы существуют биогеохимические обмены - круговороты веществ - относительно замкнутые, но только относительно. Наиболее независимы огромные экосистемы суши и океана. Но и между ними обмен все же идет и за счет сноса твердых веществ, и за счет взаимообмена газами, влагой, биогенными веществами, а в зоне контактов суши и океана развиваются пограничные экосистемы типа мангров. Например, многие виды рыб идут метать икру из морей в реки, а другие, подобно угрю, для этого перемещаются из рек в море. Где же тут замкнутость круговоротов? А ведь именно с «круговоротом веществ в природе» связывают безотходность экологических систем. Говорят, в природе все утилизируется. Нет, не все. При полной утилизации не формировались бы почвы, не отлагался бы торф. В тропических лесах, где круговорот веществ наиболее совершенен, почв практически нет. А в черноземных степях - почти двухметровый слой, да и под ним не просто минеральный слой, но продукт былых экосистем. Если бы биосфера была «безотходной», так откуда бы взялись все биогенные осадочные породы - мел, известняк, мрамор и др.? Уголь, нефть, сланцы - все это ведь тоже «отходы» прошлых биосфер. Секрет природы не в том, что она безотходна, а в том, что неизбежные отходы так захоронены и в таком виде, что они не оказывают вредного воздействия на природу на будущих этапах ее развития. Если, конечно, не вмешивается человек.

Таким образом, любую экосистему характеризуют как минимум три признака: замкнутость , взаимосвязь с другими экосистемами и с планетарной экосистемой и биопродуктивность , т.е. самовоспроизводство.

Данные признаки позволяют определить понятие экологической системы (выступающей в качестве объекта правового регулирования) как естественной сферы окружающей среды, обладающей замкнутой системой взаимосвязей ее составных компонентов, придающей ей устойчивость, взаимосвязанной с другими устойчивыми экосистемами и имеющей определенную биологическую продуктивность.

В сфере производства, в которой происходит потребление обществом природных объектов, действуют экологические законы. Их концентрированным выражением является интерес. Однако общественный интерес избирателен, правовому регулированию подвергаются не экологические системы в целом, а лишь отдельные элементы этих систем:

  • а) природные объекты (земля, недра, леса, воды, атмосферный воздух, дикая фауна и др.);
  • б) природные комплексы, курортные местности, ландшафты особого назначения (заповедники, национальные природные парки, заказники, памятники природы и т.п.);
  • в) природные свойства природных объектов (гидрологический режим вод, режим почвенной влаги, полезные свойства жизнедеятельности дикой фауны и т.и.);
  • г) природные процессы (период нереста рыб, период миграции животных и др.).
  • См.: Всемирная хартия природы, принятая 28.10.1982 на 37-й сессии ГенеральнойАссамблеи ООН // Международное публичное право: сб. документов: в 2 т. Т. 2. М., 1996.С. 132-135.
  • См.: Экологический словарь. М., 1993. С. 98.
  • См.: Берг Л. С. Географические зоны Советского Союза. М., 1947. С. 6.
  • См.: ГОСТ 17.8.1.01-86 «Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения»:утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 19.12.1986 № 4182.

Н1|МЫ0 |ШЛ1|

Б.В. Ерофеев

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. Жизнь на нашей планете существует в многообразии форм и на разных уровнях. Все формы и проявления жизни не существуют сами по себе, они связаны сложными взаимоотношениями с биосферой. Эти связи и взаимоотношения в живой природе осуществляют круговорот веществ, продлевая жизнь и не давая ей прерваться. Взаимосвязи в биосфере, состоящей из множества экосистем, очень сложны и многообразны и поэтому затрагивают все сферы общественной жизни, что дает нам основание утверждать, что экология вышла за пределы биологической науки и стала комплексной наукой, в которую входят все стороны жизни и деятельности человека.

Особая роль в системе взаимоотношений «человек - общество - природа» отводится праву, которое не должно замыкаться на внутригосударственном уровне, а должно иметь комплексное, планетарное регулирование. Экологическое право должно сформулировать принципы и цели дальнейшего развития человечества в области экологопользова-ния и охраны окружающей среды.

Как хорошо известно, человек является частью природы, и жизнь его зависит от непрерывного функционирования природных систем.

Долгосрочные выгоды, которые могут быть получены от природы, зависят от сохранения экологических процессов и систем, существенно важных для поддержания жизни, а также от разнообразия органических форм, которые человек подвергает опасности в результате чрезмерной эксплуатации и разрушения среды его обитания.

Человек должен приобретать знания, необходимые для сохранения и расширения

его возможностей по использованию природных ресурсов, сохраняя при этом виды и экосистемы на благо нынешнего и будущих поколений.

Жизнь человека зависит от непрерывного функционирования природных экосистем, являющихся постоянным источником энергии и питательных веществ. Используемые человеком природные экосистемы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны регулироваться таким образом, чтобы не нарушалось равновесие и в отдельных экосистемах.

Используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны так управляться, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность без ущерба для целостности тех экосистем или видов, с которыми они сосуществуют. Деятельности, таящей в себе повышенную опасность для природы, должен предшествовать глубокий анализ, и лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься1.

Итак, переходя к непосредственному анализу экосистем, к правовым вопросам, связанным с их функционированием, необходимо определить их место. Биосфера - цельная система, которая состоит из подсистем.

1 Всемирная хартия природы, принятая 28 октября 1982 г. на 37-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Сб. документов. М., 1996. Т. 2. С. 134.

Экосистемы состоят из биогеценозов («биос» - жизнь, «ге» - Земля, «коинос» -вместе). Однако каждая система самостоятельна, в ней подсистемы - популяции, которые состоят из отдельных организмов. Но каждый организм - тоже отдельная биологическая система.

2. Понятие «экологическая система» («экосистема») отсутствовало в действующем законодательстве РФ, да и в правовой науке, литературе. Такое положение вещей является доминирующим в мировой практике. В новом Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды» в ст. 1 впервые сделана попытка дать определение естественной экологической системы - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы, и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией.

Все ученые выделяют микроорганизмы: мелкие объединения организмов с соответствующим биотопом и макроэкосистемы. Глобальной экосистемой является биосфера1. Специфика ее определяется двойственным характером, т.е., с одной стороны, она является средой жизни, а с другой - результатом жизнедеятельности, в которой поддерживается связанный с деятельностью этих существ круговорот веществ. Вот этого-то как раз и нет на других планетах.

Экологическая система - это понятие многоаспектное. Оно применяется как к естественным экосистемам, так и к искусственным, где процессы обмена веществ и энергии под воздействием антропогенной деятельности человека происходят во много раз быстрей, чем в естественных экосистемах. Наряду с понятием экосистема широко употребляются и другие термины. Так, группы особей называют популяциями (от латинского слова «популус» - народ, население), а совокупно обитающие популяции различных живых организмов, которые образуют истори-

1 Экологический словарь. М., 1993. С. 98.

чески сложившиеся определенные сообщества - биоценозом (от греческого слова «биос» - жизнь и «ценоз» - общее).

Как известно, экологические системы неразрывно связаны с факторами неживой природы (почва, влажность, свет, температура и др.), между компонентами экосистемы происходит обмен веществ. Фундаментом связей между популяциями в экосистеме является характер питания особей и способы получения ими энергии.

Все организмы в зависимости от способов питания делятся на две группы. К первой относятся те, которые для синтеза органических веществ используют неорганические соединения окружающей среды. Это, главным образом, растения. Ко второй группе относятся организмы (животные, человек, бактерии и др.), которые питаются готовыми органическими веществами, синтезируемыми растениями.

В каждой экосистеме в результате жизнедеятельности организмов осуществляются процессы преобразования неживой природы в живую и обратно, замыкаясь в круговорот веществ, который является необходимым условием существования жизни на Земле.

Любая система развивается и эволюционирует. Исследовав внутриорганизацион-ные процессы в экосистемах, определив экосистему как динамическую, развивающуюся и эволюционирующую структуру, выяснив основные характеристики экосистемы, мы закономерно приходим к выводу об экологической системности в организации любой жизни, о ее связи с неживой природой и Космосом.

Земля - это огромнейшая и сложнейшая экосистема. Процессы, происходящие в ней, связаны с Космосом. Сегодня не у кого не вызывает сомнения утверждение, что космические факторы оказывают влияние на физиологические и нейрофизические процессы, происходящие в человеке. Хорошим примером научной проработанности и длительности изучения подобных явлений является тот факт, что еще в 1915 г. влиянием солнечной активности на человека заинтересовался русский ученый А.Л. Чижевский. Именно

ему и удалось сделать вполне определенные выводы о тесной взаимосвязи организма человека с окружающей средой и, прежде всего, с процессами, происходящими на Солнце. Исследования в этой области свидетельствуют о том, что человек не утратил полностью связей с природой и Вселенной. Интенсивно изучаются закономерности энергоинформационного обмена, связанные с триадой «человек - природа - общество», связь биоритмов человека с природными энергетическими георитмами. Большой интерес представляет изучение взаимосвязи «Солнце - климат - биосфера». Климатический режим больших регионов Земли изменяется вследствие не только процессов «чисто земных», но и процессов, происходящих на Солнце.

Общеизвестно, что от фаз Луны, движения планет, солнечной радиации зависят все метеорологические явления и процессы на земной поверхности, а также в гидросфере и атмосфере. Происходят цикличные изменения напряженности различных физических, электромагнитных, радиационных, гравитационных и иных полей, что сказывается на геологических, гидрологических, атмосферных процессах, происходящих на Земле, и психофизиологических в человеке.

Анализ экосистемы как понятия многоаспектного и многостороннего, взаимосвязанного со всеми сферами деятельности человека позволяет нам определить ее существенные свойства, имеющие важное значение в плане правового регулирования. Для совершенствования этого регулирования большое значение должен был бы иметь Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О Федеральных природных ресурсах». Однако он не создает определенной системности и взаимосвязанности для последующего правового регулирования этого вопроса, не предусматривает каких-либо гарантий, которые бы повысили эффективность использования природных ресурсов, отнесенных к этой категории. А такие гарантии необходимы, так как если государственный или экономический интерес к природному объекту не явен, а гарантии отсутствуют, то следует го-

ворить о формальности и декларативности любого правового регулирования. В связи со сказанным этот Указ не является системообразующим фундаментальным нормативным правовым актом в правовом регулировании жизнедеятельности экосистем. Однако существует много законодательных актов, которые прямо или косвенно касаются вопросов функционирования экосистем. Например, Федеральный закон «О животном мире», принятый Государственной Думой РФ 24 апреля 1995 г., который определяет животный мир как являющийся составной частью природной среды, как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, биологические свойства воды и качество окружающей среды в целом.

Основным регулятором выступает Федеральный закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления», который устанавливает правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот.

Все природопользователи обязаны очищать, использовать, обезвреживать, утилизировать или размещать отходы производства. Трансграничная?еревозка отходов подразделяется на внешнюю (межнациональную)и внутреннюю (на территории РФ). Согласно законодательству Российской Федерации отходы являются объектом права собственности, которые принадлежат собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, и иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых они образовались. Осуществлять деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, могут индивидуальные предприниматели и юридические лица на основании методических указаний. Основными требованиями, предъявляемые к ним при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами:

  • - лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами согласно Положению о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности;
  • - внедрение малоотходных технологий;
  • - учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, ?ереданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения;
  • - проведение мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
  • - предоставление в установленном порядке необходимой информации;
  • - соблюдение требований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принятие неотложных мер по ликвидации.

При размещении отходов применяются следующие меры по обес?ечению безопасности населения и окружающей среды: разрешение на размещение отходов; порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений предусматривает их разделение на виды; нормирование; государственный кадастр отходов учитывает федеральный классификационных каталог отходов; экономическое регулирование (стимулирование), т.е. платность размещения отходов.

Также разрабатываются правовые меры по обращению с радиоактивными отходами. Для решения проблемы снижения уровня радиационной опасности Правительством РФ принято постановление от 11 октября 1997 г. N 1298 «Об утверждении правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных отходов» (в ред. от 22.04.2009) и Федеральные программы «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы», «Переработки и утилизация металлических радиоактивных отходов», «Отходы». За деятельностью в области обращения с отходами осуществляется контроль как государственный, так и производственный и общественный.

За нарушение законодательства в области размещения отходов предусмотрена ответственность адми???тративная (ст. 8.19 КоАП РФ) и уголовная (ст. 247 УК РФ).

В пределах охранной зоны расположенного на территории Татарстана памятника природы «Семиозерский лес» был произведен ряд землеотводов под дачное строительство и сады.

Представители общественных природоохранных организаций Татарстана, обеспокоенные дальнейшей судьбой этого уникального природного комплекса, обратились в республиканскую прокуратуру, а также в Генеральную прокуратуру РФ с требованием о проверке законности подобных землеотводов.

Каким образом устанавливаются охранные зоны памятников природы?

Какого рода ограничения устанавливаются в пределах территорий, отведенных под охранные зоны памятников природы?

1. Памятники природы -- уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, -- особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основной целью объявления природных комплексов и объектов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, -- особо охраняемыми природными территориями регионального значения, соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Изменения границ и режима особой охраны территорий памятников природы осуществляются в том же порядке, что и их первоначальное установление.

  • 2. В соответствии сп.1 ст.27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Использование памятников допускается лишь в следующих целях:
  • 1) Научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение природных экосистем и их компонентов);
  • 2) Эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска полиграфической продукции);
  • 3) Рекреационных (транзитные прогулки);
  • 4) Природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных);

Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника природы. Режимом особой охраны памятника природы для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные или иные ограничения.

Итак, можно сказать, что в соответствие с п.3ст.95 Земельного кодекса РФ, на землях памятников природы запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Согласно п.7 ст.95Земельного кодекса РФ, на землях особо охраняемых природных территорий, запрещается представление садоводческих и дачных участков. охрана природа отход безопасность

Следовательно, Генеральная прокуратура РФ вынесет определение с удовлетворением требований истца о проверке законности подобных землеотводов и в дальнейшем постановление по данному факту о незаконности вышеуказанных землеотводов.

Задача № 2

Прокурор города предъявил в арбитражном суде иск о взыскании с завода минеральных удобрений суммы ущерба, причиненного загрязнением воздуха и водоемов в результате выброса вредных веществ в атмосферу без соответствующего разрешения органов охраны окружающей среды.

Арбитражный суд удовлетворил иск прокурора.

Проанализируйте иск прокурора и решение арбитражного суда с точки зрения действующего законодательства.

Ответ: Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.31). Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха (ст.32).

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Список использованных источников

  • 1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства Российской Федерации", 4 августа 2014 года, N 31, ст. 4398.
  • 2. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 года) // "Парламентская газета", N 204-205, 30 октября 2001 года.
  • 3. Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ (ред. от 12 марта 2014 года, с изм. от 23 июня 2014 года) «Об особо охраняемых природных территориях» // «Российская газета», № 57, 22 марта 1995 года.
  • 4. Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. от 29 декабря 2000 года) «Об отходах производства и потребления» // «Российская газета», № 121, 30 июня 1998 год.
  • 5. Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 года) «Об охране атмосферного воздуха» // «Российская газета», № 91, 13 мая 1999 года.
  • 6. Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (ред. от 12 марта 2014 года) "Об охране окружающей среды" // "Российская газета", N 6, 12 января 2002 года.
  • 7. Постановление Правительства РФ от 11 октября 1997 года N 1298 (ред. от 19 ноября 2012 года) "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" // "Российская газета", N 211, 30 ноября 1997.
  • 8. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 255 (ред. от 5 февраля 2013 года, с изм. от 24 марта 2014 года) "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности") // "Собрание законодательства Российской Федерации", 9 апреля 2012 года, N 15, ст. 1781.
  • 9. Ерофеев Б.В. Экологическое право. - М., 2008. - с. 289.