Биографии Характеристики Анализ

Пушкин «Полтава» – анализ, главные герои. «Анализ отрывка из поэмы «Полтава», «Полтавский бой

  1. Попробуйте по прочитанному отрывку вос-создать образ русского воинства, дать ему харак-теристику. Какое настроение владеет бойцами? Как оно выражено?
  2. Русские воины рвутся в бой, следуя во-инскому долгу, вдохновленные чувством любви к России и верой в Петра I. Армия приветствует императора криками: «Ура!», безоговорочно верит ему, идет за ним. Солдаты показывают в смертельном бою храбрость и стойкость, способность вы-держать тяжелейшие испытания. В этом и есть истинная причина победы Рос-сии.

  3. Объясните значение таких слов и выраже-ний, как «сыны любимые победы», «битвы поле роковое», «темнеет слава их знамен», «бога бра-ней благодатью», «счастья баловень безродный, полудержавный властелин».
  4. Выражение «сыны любимые победы» обращено к шведам, которые во многих сражениях одерживали победу. «Битвы поле роковое» — поле битвы несет гибель многим сражающимся на нем. «Темнеет слава их знамен» — эти слова говорят, что слава побед шведского войска меркнет, они проигрывают сражение. Фраза «Бога браней благодатью» означает, что бог вой-ны поддерживает русских воинов. Выра-жение «счастья баловень безродный, полудержавный властелин» характеризует князя Александра Меншикова, ближай-шего соратника Петра, человека простого происхождения, но обласканного и подня-того императором, достигшего при нем больших высот, власти и богатства.

  5. Выпишите в тетрадь из текста различные ви-ды тропов, назовите их и раскройте значение ху-дожественных средств для выражения чувств и на-строений автора.
  6. Возьмем, к примеру, описание Полтав-ского сражения. Картина боя нарисована яркими красками, эмоционально, пси-хологически достоверно, очень образно и зримо. Пушкинское описание разных фрагментов боя с успехом может быть воспроизведено живописцами: это и нача-ло боя («Горит восток зарею новой»), по-явление Петра со своими сподвижника-ми, и кульминация сражения. Такому восприятию батальной сцены способству-ют художественные средства, используе-мые поэтом.

    Эпитеты : дым багровый, тяжкая твердость, поле роковое, счастье бое-вое, музыка боевая, голодный рев, воинственные дружины, желанный бой, град раскаленный, конница ле-тучая.

    Метафоры : горит восток зарею но-вой; свищут пули; битвы поле роко-вое гремит, пылает; счастье боевое служить уж начинает нам; темне-ет слава их знамен; жар пылает; по-ле пожирал очами; тяжкой тучей отряды конницы летучей… рубятся сплеча; шары чугунные… прыгают, разят… шипят.

    Сравнения : как пахарь, битва от-дыхает; могущ и радостен, как бой; и падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи.

    Важную роль в картине боя играет зву-коподражание.

  7. Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отноше-ние поэта к Петру как императору и воину? Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы. Что объединяет и что отличает эти описания?
  8. На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории Рос-сии. Мужество Петра, его страстная увле-ченность делом, стремления, направлен-ные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пуш-кину.

    В «Полтаве» образ Петра романтизиро-ван, император воспринимается как полу-бог, вершитель исторических судеб Рос-сии.

    Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как Божия гроза.

    Сочетание ужасного и прекрасного в об-разе Петра подчеркивает его сверхчелове-ческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием. Его появление вдохновило войско, приблизило к победе, удесятерило силы. Воины с восторгом приветствуют появление своего императо-ра, его присутствие придает им силы, вдохновляет на трудный бой. Петр был очень популярен среди солдат и офице-ров, потому что всегда находился на поле боя, принимал участие в сражениях, де-лил со всеми походные трудности. Его ув-леченность передавалась воинам, они ува-жали Петра за силу, стойкость, мужество, его преданность России. Пушкин любует-ся Петром и на поле брани («Могущ и ра-достен, как бой…»), и после битвы, ког-да облик царя совсем другой: он спокоен и горд славной победой.

    Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его.

    Прекрасен, благороден этот государь, победивший Карла и не возгордившийся успехом, умеющий по-царски отнестись к своей победе.

    В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок поднимает.

  9. Сопоставьте описания Петра и Карла. Какой прием использует Пушкин в создании образов? В чем, по-вашему, значение этого приема? Как вы думаете, сравнение императоров только лишь от-ражает реальные события Полтавского боя или в этом скрывается нечто большее, характеризующее замысел автора?
  10. Описания Петра и Карла, шведского ко-роля, контрастны, в основу этих описаний положен прием антитезы — противопо-ставления. Описание Петра динамично: с горящим взором он вихрем проносится перед полками, могучий, красивый, в не-терпении от предстоящего сражения, го-товый ринуться в бой. Карл предстает не-подвижным, задумчивым, он страдает от раны, его смущенный взор выражает вол-нение. Боевой клич Петра контрастирует со слабым движением руки Карла. Пуш-кин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство пат-риотизма. Материал с сайта

  11. Отметьте особенности звукописи и их роль в описании Полтавского боя. Какое впечатление производит на слушателей сочетание различных согласных звуков, как они передают настроение самих участников и свидетелей событий?
  12. Художественный прием звукописи представляет собой намеренное повторе-ние гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация) звуков для усиления образ-ного и эмоционального впечатления от изображаемого. Описание Полтавского боя построено на повторении звуков р, ш, ж, с, б для создания картины сражения, настоящего огненного ада, когда все во-круг скрежещет, шипит и свистит.

    Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, крики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.

  13. Прочитайте вступительный и заключитель-ный отрывки, приведенные в хрестоматии. Отли-чаются ли они в интонационно-стилистическом от-ношении от. описания боя, если да, то в чем? Ка-кие мысли и чувства преобладают в них?
  14. Повествование вступительного отрыв-ка спокойное и размеренное. Размышле-ния Пушкина о трудной судьбе России, ее испытаниях и роли Петра в них сменяют-ся эмоциональным накалом в описании боя, который затем уступает место про-славлению великой победы русского им-ператора, его мужества и благородства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы по полтаве
  • высказывания о поэме пушкина полтава сцена боя
  • цитаты из поэмы пушкина полтава
  • художественные средства в полтаве
  • полтава пушкин описание петра

/ / / «Полтавский бой» - анализ отрывка поэмы Пушкина «Полтава»

Русский поэт Александр Пушкин известен как сказочник и тонкий лирик. Но в сферу его интересов входила также история России. К петровским временам автор питал особую слабость. казался ему идеальным правителем. В поэме Пушкина « » видим художественное воплощение русского царя-реформатора. Здесь эта историческая личность предстает, прежде всего, как человек, решивший судьбу молодой державы.

Название «Полтава» говорит о том, что центральным событием в поэме есть Полтавский бой. Он стал решающим в ходе русско-шведской войны начала 18 века.

Воинственный бродяга» избороздил просторы почти всей Европы, введя захватнические войны. Но на его пути встал русский царь, который сумел взять под свой контроль часть прибалтийских земель. И тогда решил Карл проучить смелого русского правителя, напав на Москву. Когда шведский король понял, что не так просто справится с русским войском, то перебрасывает свои силы на территорию Украины и заручается поддержкой украинского гетмана Ивана Мазепы. Пушкин считает это низким поступком, так как Петр доверял Мазепе, считая того своим союзником. Однако даже вероломный план не спасает Карла от поражения. Бой под Полтавой имел большое значение. Победа Петра означала свободу молодой России.

Только понимая значение главного сражения для страны, можно принять торжественно-пафосный стиль его описания. Автор не приукрашает военные действия, но, несмотря на кровавость, этот бой был великим, по мнению поэта. «И грянул бой! Полтавский бой!», - так начинается непосредственное описание сражения. Все дальнейшие события изображены стремительно и динамично. Одна картина моментально сменяется другой, мелькает множество лиц. Расстановка сил меняется, создавая напряженность момента.

В строках, посвященных Петру и русскому войску, можно разглядеть намек на их победу. И наоборот шведам автор предсказывает, что слава их знамен темнеет. А ведь шведы до этого боя были «любимыми сынами победы».

Характеристика Петра в момент боя особенно емкая. Автор использует яркий оксюморон «ужасен - прекрасен». Царь не прячется за спины солдат, а сражается вместе с ними. Когда он рвется в бой, то «лик его ужасен». Это слово в основном имеет негативную окраску, но не в этом случае. Настоящий полководец страшен для своих врагов, только так он может одержать победу. Петр для шведов является грозой, тогда как для своих солдат – он мудрый защитник, поэтому он прекрасен.

Полтавский бой закончился победой благородного Петра. Во время этого сражения раскрываются лучшие качества царя. После победы герой устраивает пир, на котором проявляет свою щедрость и милосердие.

Родина Ирина

В исследовательской работе проанализирована роль глаголов как средства выразительности для создания картины Полтавского боя. Работа может быть использована на уроках русского языка при изучении темы "Глагол" и на уроках литературы при анализе произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования Административного

Городского округа Саранск

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

Роль глаголов как средства выразительности в сцене «Полтавский бой» по поэме А.С.Пушкина «Полтава»

Исследовательский проект по литературе

Родина И.В.

Руководитель: Сазонова Л.П.

Саранск 2010

Введение стр. 3-4

1. Родовая память в жизни и творчестве А. С. Пушкина стр. 5-6

2.Тема Петра 1 и поэма «Полтава» в творчестве А.С.Пушкина стр. 7-8

3.Использование глаголов как средства выразительности

В художественных произведениях стр.9-11

4. Художественно-изобразительная роль глаголов в описании

Полтавского боя стр.12-17

Заключение стр. 18

Список использованной литературы стр.19

Введение

Русская культура дважды находилась в позиции получателя, усваивающего мировой культурный опыт: в период крещения Руси и в эпоху реформ Петра I. Оба раза за этим последовал мощный взрыв национальной культуры. Именно творчество Пушкина было тем поворотным пунктом, когда голос русской культуры стал настолько громким, что к нему вынужден был прислушиваться весь культурный мир. Таким образом. обращаясь к творчеству Пушкина, мы сегодня можем сделать, пожалуй, одно из наиболее важных исторических предположений, ибо сегодня Россия вновь, в третий раз в своей истории, находится в позиции получателя. Остается надеяться, что и в третий раз историческая закономерность не нарушится.

Интерес к творчеству А.С.Пушкина разносторонен. Но глаголы как средство выразительности в произведениях А.С.Пушкина мало изучены. Актуальность данной работы заключается в том, что мы предлагаем новый аспект изучения произведения «Полтава» А.С.Пушкина.

Цель данной работы: Рассмотреть глаголы, с помощью которых автор создает видимые и слышимые сцены, как средство выразительности в изображении Полтавского боя.

Предметом исследования является сцена «Полтавский бой» в поэме А.С.Пушкина «Полтава»

Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

  1. выявить истоки интереса А.С.Пушкина к русской истории;
  2. рассмотреть глаголы как морфологическое средство выразительности в художественном тексте;
  3. доказать, что основным художественным средством создания картины Полтавского боя являются глаголы.

Основным методом исследования является:

Лингвистический анализ

Источниками информации послужили литературные статьи, книги и материалы Интернета.

Гипотеза, выдвинутая нами, следующая: мы предполагаем, что А.С.Пушкин использовал глаголы как средство выразительности, чтобы создать монументальную картину судьбоносного для России Полтавского боя, вызвать у читателя чувство сопричастности историческим событиям.

Практическая ценность работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы «Глагол», на уроках литературы при изучении поэмы А.С.Пушкина «Полтава».

1. Родовая память в жизни и творчестве А. С. Пушкина

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. <...> Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?»

А. С. Пушкин

В многочисленных проявлениях разносторонней одаренности Пушкина исследователей давно привлекала проблема устойчивого интереса поэта к истории, глубокое понимание им исторических процессов и явлений. Этой теме посвящено так много статей и монографий, что, по-видимому, прав Н. Я. Эйдельман, отмечавший: «...если и сегодня можно попытаться сказать нечто новое о Пушкине-историке, то это прежде всего - дань уважения к труду предшественников...».

При этом именно Н. Я. Эйдельману принадлежит чрезвычайно важное наблюдение, что "множество пушкинских стихов, поэм, произведений прозаических, драматических, публицистических, не говоря уже о чисто исторических, как бы собирается, объединяется в огромное целое, насквозь пронизанное историей, историзмом. Русь древнейшая, старинная открывается нам в «Песне о вещем Олеге», в «Вадиме», в сказках; Русь крепостная - в «Русалке», в «Борисе Годунове», восстание Степана Разина - в песнях о нем; великие деяния Петра в «Медном всаднике», в «Полтаве», в «Арапе Петра Великого»; восстание Пугачева - в «Капитанской дочке»; убийство Павла 1, правление Александра 1, война 1812 года, история декабризма - в целом ряде стихотворений, эпиграмм, в последней главе «Евгения Онегина».

"Такая была эпоха", - заключает Н. Я. Эйдельман. Действительно, само время, насыщенное событиями огромного значения, располагало к занятиям историей, к чтению исторических трудов и опубликованных источников, к размышлениям о связи времен, о роли личности в истории, о судьбах стран, цивилизаций и народов. Но все это не объясняет феномена удивительного историзма Пушкина, поистине беспримерного для того времени, всепронизывающего и всеохватывающего.

Между тем именно в родовой памяти следует искать разгадку пушкинского историзма. Живые нити истории связывали Пушкина через цепь предков с разными эпохами: по материнской линии он был внуком Абрама Ганнибала, "арапа Петра Великого", с детства будившего его воображение (этот знаменитый предок-африканец станет главным героем неоконченного романа Пушкина) , по отцовской - принадлежал к древнему роду, о котором писал в зрелые годы: "Род мой один из самых старинных дворянских" (7, 194) .

Это и были две составляющие родовой памяти поэта: с детства он слышал многочисленные семейные предания, нередко призванные оттенить достоинства одного рода перед другим (что, в частности, нашло отражение в романе Ю. Тынянова "Пушкин"), видел живых свидетелей минувших эпох, рассматривал исторические документы, родословные росписи. Сгущенная атмосфера Истории окружала Пушкина с самых ранних лет.

Роль рода Пушкиных в истории отражена им в «Борисе Годунове». Через несколько лет после завершения "Бориса Годунова" Пушкин начал роман, главным героем которого он сделал своего прадеда - Абрама Ганнибала. С этого незаконченного романа начинается тема Петра Великого в его творчестве.

2. Тема Петра I и поэма «Полтава» в творчестве А.С.Пушкина

«Его произведения - драгоценное свидетельство умного, знающего и правдивого человека о нравах, обычаях, понятиях известной эпохи, - все они суть гениальные иллюстрации к русской истории,» - так оценивал Пушкина А. М. Горький.

Исключительное богатство своих исторических познаний выявил Пушкин при освещении эпохи Петра I. "Стансы", "Медный всадник", "Пир Петра Великого", "Полтава", "Арап Петра Великого", "Материалы для истории Петра Великого", высказывания в публикуемых теперь заметках и конспектах Пушкина о Петре I дают громадный материал, позволяющий с полным правом говорить о Пушкине как об историке петровской эпохи.
О значении войн петровской эпохи и, в частности, о роли Полтавской битвы в развитии России Пушкин образно писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (Полн. собр. соч. - М., 1978, т.7, стр.211).

«Полтава» вышла в свет в 1828 году, одновременно с последним, 12 томом «Истории государства Российского» Карамзина. Его «История» остановилась на пороге Смутного времени. Пушкин начинал с эпохи Петра, в которой находил все начала современной жизни. В предисловии, напечатанном в первом издании „Полтавы“, Пушкин пишет: „Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на Юге; обеспечила новые заведения на Севере, и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем“.

«Полтава» - героическая поэма. В центре ее - изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. В основу поэмы легла идея, которую Белинский хорошо выразил следующими словами: «Полтавская битва была не простое сражение, замечательное по огромности военных сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови; нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства». О знаменитом пушкинском изображении Полтавского боя критик писал: «...картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою, она исполнена жизни и движения: живописец мог бы писать с нее, как с натуры»

3. Использование глаголов как средства выразительности в художественных произведениях

Термин «глагол» означает «речь», «слово», возник в старославянском языке как перевод с греческого. Глагол - одна из самых богатых и значимых частей речи. Об экспрессивных возможностях глагола писали многие лингвисты, писатели. Например, А.Н. Толстой: «Движение и его выражение - глагол - являются основой языка, найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе». «Главное достоинство глагола,- по мнению отечественного лингвиста А.М. Пешковского, - способность управлять; выстраивать вокруг себя длинную шеренгу разнообразных и последовательно зависящих друг от друга слов и предложений». Замечательный материал о глаголе как выразительном средстве подобран Е.В. Любичевой и Н.Г.Ольховик в книге «Посредством слова творю я мир».
Богата глагольная синонимия. Многие глаголы - синонимы отличаются стилистической характеристикой. Глаголы с приставками, заканчивающиеся на -з, -с старославянские по происхождению, имеют книжный характер, носят оттенок торжественности, приподнятости стиля. Особую роль в художественном произведении может выполнять синонимия глагольных форм: видов, времен, наклонений, личных форм и др. Например, глаголы однократного и многократного действия имеют разговорный оттенок. Дополнительную экспрессию вносит употребление форм одного лица глагола в значении другого. Употребление второго лица вместо первого придает высказыванию обобщающее значение. Многочисленны случаи использования в художественной речи форм одного времени вместо другого.
Глаголы, как и многие другие знаменательные части речи, используются для построения многих стилистических фигур и тропов. Наиболее часто употребляются глаголы в составе метафор, олицетворений, противопоставлений, градаций, оксюморонов и др. Иносказательные словесные обороты (луна взошла; снег лежит; весна наступила; ветер воет) так прочно вошли в наш язык, что их метафорическая иносказательность уже не ощущается. Богатыми метафорическими возможностями обладает и инфинитив. Его экспрессия связана с тем, что, давая минимальную грамматическую информацию, он с наибольшей полнотой выражает лексическое значение, называет действие как отвлеченное понятие. Придает высказыванию оттенок обобщенности и «всеохватности» во времени. Обилие глаголов, отглагольных форм (причастий, деепричастий) обычно отличает повествование от описания, в котором главным выразительным средством речи являются имена существительные и прилагательные.
Большими выразительными возможностями обладают глагольные категории и формы с их богатой синонимикой, экспрессией и эмоциональностью, способностью к переносному употреблению. Возможность употребления одной глагольной формы вместо другой позволяет широко пользоваться в речи синонимическими заменами одних форм времени, вида, наклонения или личных форм глагола другими. Появляющиеся при этом дополнительные смысловые оттенки увеличивают экспрессию выражения. Так, для обозначения действия собеседника могут употребляться формы 3 - го лица единственного числа, что придает высказыванию пренебрежительный оттенок (Он еще спорит!), 1-го лица множественного числа (Ну, как отдыхаем? -в значении ‘отдыхаешь, отдыхаете") с оттенком сочувствия или особой заинтересованности, инфинитива с частицей бы с оттенком желательности (Тебе бы отдохнуть немного; Вам бы навестить его).

Прошедшее время совершенного вида при употреблении в значении будущего выражает особую категоричность суждения или необходимость убедить собеседника в неизбежности действия: - Слушай, отпусти ты меня! Высади куда-нибудь! Пропал я совсем (М. Горький).

Немало экспрессивных форм наклонений (Пусть всегда будет солнце!; Да здравствует мир во всем мире!). Дополнительные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки появляются при употреблении одних форм наклонения в значении других. Например, сослагательное наклонение в значении повелительного имеет оттенок учтивого, осторожного пожелания (Ты бы сходил к брату)", изъявительное наклонение в значении повелительного выражает приказание, не допускающее возражения, отказа (Завтра позвонишь!); инфинитив в значении повелительного наклонения выражает категоричность (Остановить гонку вооружений!; Запретить испытания атомного оружия!). Усилению экспрессии глагола в повелительном наклонении способствуют частицы да, пусть, ну, же, -ка и др.: - Ну-ка, сладко ли дружище. // Рассуди-ка в простоте (А. Твардовский); Да замолчи ты!; Ну, скажи!

4. Художественно-изобразительная роль глаголов в описании Полтавского боя

Поэты-классики, следуя канонам классической поэтики, дают „украшенное“ изображение битвы. Наряду с людьми в ней принимают участие „потусторонние“ силы. Космические явления, сопровождающие битву, показывают, что и природа не остается безучастной к происходящим событиям. Гиперболическое изображение борьбы и подвигов придает событиям характер сверхъестественной грандиозности. Всё это облекается в традиционный круг „способов изобразительности“ и фразеологически сходных оборотов, переходящих из одной эпопеи в другую и превращающихся в батальные клише. Искать исторической верности и реалистического правдоподобия при таком методе изображения не приходится.

Не такова батальная живопись „Полтавы“.

Известно, какое большое историческое значение признавал за полтавской битвой Пушкин. В своей поэме Пушкин воспевает это событие. Отсюда черты грандиозности, героичности в описании полтавского боя, дающие повод говорить, что Пушкин здесь „классицизму отдал честь“. Впечатление грандиозности создается, так сказать, масштабом описания, рисующим действия полков пехоты, отрядов конницы, наконец, двух враждебных армий в целом. Художник охватывает на своем полотне всё „битвы поле роковое“, которое „гремит, пылает здесь и там“. Но Пушкин не „украшает“ события. У него нет „чудесностей“ и „космизма.“ Гиперболизация не переходит в неправдоподобное преувеличение. Описание довольно точно передает ход военных действий. От традиционных, условных батальных клише пушкинская живопись свободна. Палитра его лишена таких красок, как „перуны“, „стрел тучи“, „реки крови“, „кровавый дождь“, „осязаемая тьма“, „мгла, пронзенна молний блеском“ и т. д.

Предметное значение слова для Пушкина стоит на первом плане. Изобразительные средства его поэтического языка подчинены реалистическому принципу точности, верности изображаемой действительности.

Вместо условно-поэтических жерл, изрыгающих смерть, вместо молнии и грома, туч стрел (Сладковский, и др.), катающихся голов и рек крови Пушкин дает точный перечень военных действий, разыгравшихся в описываемый момент боя.

В подготовительных материалах к «Истории Петра» Пушкин описывает Полтавский бой с бесстрастием историка: «Петр объехал со своими генералами всю армию, поощряя солдат и офицеров, и повел их на неприятеля. Карл выступил ему навстречу; в 9-ом часу войска вступили в бой. Дело не продолжалось и двух часов — шведы побежали. На месте сражения сочтено до 9234 убитыми. Голиков погибшими полагает 20 000, на три мили поля усеяны были трупами. Левенгаупт с остальными бежал, бросая багаж и коля своих раненых. Ушедших было до 16000, а с людьми разного звания — до 24 000» (Пушкин. Т. 9. С. 218-219). И хотя цифры и факты показывают масштабность битвы, ее описание здесь не производит впечатления возвышенного.
А вот описание того же боя в поэме «Полтава»:

И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча...
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,

И смерть и ад со всех сторон.
(Пушкин. Т. 4. С. 293-294, 295).
Возвышенные события требуют ярких, пафосных художественных средств, яркости образов и интенсивности воздействия на читателя.

Как поэт воссоздает видимые и слышимые батальные сцены? Лексический, морфологический, синтаксический ряды, звукопись, в основном мужская рифма на согласный, утяжеленная стопа, резкое смешение ударений. Язык и стих здесь не только рисуют картину сражения, но и помогают передать отношение к изображаемому, выразить напряженность, энергию, тревогу. И среди многообразия средств художественной выразительности главную роль играют глаголы.

В 113 строчках, описывающих бой (не считая строф, посвященных Мазепе) - 64 глагола, причем только два из них - грохочут и сомкнули - повторяется дважды. Невероятно богат глагольный ряд этого отрывка! Самое первое слово, с которого начинается описание Полтавского боя, глагол «горит», который как бы предвещает скорый «пожар» битвы. Составим глагольный ряд первой строфы: грохочут, всходит, сомкнули, рассыпались, катятся, свищут, нависли - в перечислении действий, предшествующих началу грандиозного боя, сочетаются глаголы прошедшего и настоящего времени, совершенного и несовершенного вида, передавая события однократного, завершенного или многократного, продолжающегося действия. Продолжают этот ряд в строфе глаголы настоящего времени: рвутся, летит, движется, крепит, показывающие передвижение войск, а затем гремит, пылает, служить уж начинает, уходит, падают, сдается, тесним темнеет. Употребляя глаголы в настоящем времени в рассказе о событиях давно прошедших, автор как бы приближает к нам историю, создает иллюзию реальности происходящего, и это рождает эффект участия. Мы видим это движение, мелькание, слышим звуки боя, благодаря аллитерации в отобранных поэтом глаголах: рв утся, гр охочут, св и щ ут.

В следующей строфе Пушкин, описывая появление Петра, использует динамические глаголы: конь под Петром "мчится", сам он "промчался пред полками", "птенцы гнезда Петрова" за ним "вослед неслись толпой". Все это сообщает особую стремительность и течению стиха.

В описании Карла, страдающего от раны, поэт пользуется другим глагольным рядом: явился, шли, погрузился, изобразил, казалось, приводил, двинул. Даже в самом отборе глаголов - многосложных, с обилием гласных звуков - передается вялость Карла, «слабым манием руки на русских двинул он полки» - и проиграл!

В описании кульминации боя (18 строк) используется 11 глаголов. Но особую экспрессию, дополнительное движение и действие картине боя придают глагольные формы: причастие и деепричастие. Дополняют эту картину отглагольные имена существительные. Рассмотрим подробнее этот эпизод.

Он опять начинается с глагола, старославянизма «грянул», который передает особую приподнятость свершившемуся. Выбор глагола (грянул), определяющего начало сражения, у Пушкина, как всегда, не случаен. Глагол грянул мгновенно рождает в сознании бытовую ассоциацию «гром» и литературную «грянуло ура». После коварства, измены, подлости, после всей драмы страстей как очистительная гроза — Полтавская битва, грандиозное событие русской истории, сражение не за частные интересы и личные амбиции, а за святое дело — за судьбу Отечества.

Дальше события стремительно нарастают (этот бой длился 2 часа) и увеличивается темп, динамика, которая передается всеми возможными глагольными формами. И здесь Пушкин использует глаголы настоящего времени, создавая эффект присутствия читателя, сопереживания, сопричастности истории.

Обратим внимание на деепричастия, благодаря которым действие передается предельно конкретно, отчетливо, динамично: «Сшибаясь, рубятся сплеча...». Сравним черновой вариант: «Слетаясь, рубятся сплеча...» «Вялое» слово заменяется более динамичным.

Везде штык колет, сабля режет,
Бой барабанный, стон и скрежет.
Гром пушек, топот, ярый стон —
И ад и смерть со всех сторон.

Окончательный вариант:


Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
В окончательном варианте исчезли «лишние» слова: везде, эпитет ярый. Увеличился глагольный ряд, передающий неразбериху рукопашного боя, в котором все смешалось. В грозную музыку сражения (бой барабанов, гром пушек, топот, стон) влилось дикое ржанье лошадей. Здесь отглагольные существительные дополняют глагольный ряд, усиливая действие, создавая завершенную картину судьбоносной для России битвы.
В описании Полтавского боя А.С.Пушкин использовал все возможности глагола как средства художественной выразительности: старославянизмы (всходит, крепит, запечатлен, грянуло, разят и др.), разговорные (грохочут, летит, мчится, неслись), как основу метафоры («горит восток», «грянул бой». Усиливает выразительность и динамичность глаголов и то, что Пушкин использует бессоюзие:

Швед, русский — колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

Лишь какое-нибудь грозное и величественное явление природы сравнится по силе и свежести впечатления с тем могучим разрядом поэтической энергии, который мы ощущаем в изображении Полтавской битвы.

«И никогда еще до того времени наш поэт не употреблял таких драгоценных материалов на свои здания, никогда не отделывал их с большим художественным совершенством. Сколько простоты и энергии в его стихе! Какая живая соответственность между содержанием и колоритом языка, которым оно передано! Есть что-то оригинальное, самобытное, чисто русское в тоне рассказа, в духе и обороте выражений!»

В.Г.Белинский.

Заключение

На основании данного исследования доказано, что глагол - одна из самых богатых и значимых частей речи.

Обилие глаголов, отглагольных форм (причастий, деепричастий) обычно отличает повествование от описания, в котором главным выразительным средством речи являются имена существительные и прилагательные. Большими выразительными возможностями обладают глагольные категории и формы с их богатой синонимикой, экспрессией и эмоциональностью, способностью к переносному употреблению. Возможность употребления одной глагольной формы вместо другой позволяет широко пользоваться в речи синонимическими заменами одних форм времени, вида, наклонения или личных форм глагола другими.

Мы выдвинули гипотезу, что А.С.Пушкин использовал глаголы как средство выразительности, чтобы создать видимые и слышимые сцены в произведении, и привлечь и разбудить воображение читателя. Подтверждением правильности выдвинутой гипотезы является анализ эпизода «Полтавский бой» из поэмы «Полтава».

Список использованной литературы

  1. А.С.Пушкин «Полтава», полное собрание сочинений, изд 4, т.4, издательство «Наука», Ленинград, 1977г.
  2. Д.Д.Благой «Творческий путь Пушкина», М., 1974г.
  3. Т.Л. Плещенко, Н.В.Федотова, Р.Г. Чечет «Морфологические средства художественной выразительности». www.i-u.ru/biblio/archive/kultura_rehti/
  4. А. М. Горький "О Пушкине". "Известия" от 24 сентября 1936 года.
  5. А. Пушкин. Сочинения (в одном томе), стр. 709. Редакция, биограф. очерк и примечания Б. Тамашевского. Вступит. статья В. Десницкого. Гос. изд. "Художественная литература". Ленинград. 1936г.
  6. .В.Г.Белинский «Статьи о классиках» , статьи пятая, седьмая, изд. «Художественная литература», М.,1973г.
  7. www.hrono.ru/biograf/pushkin.html
  8. www.uralgalaxy.ru/literat/ug2/p_ist.htm

Ответ оставил Гость

Стихотворение «Бородино». Восприятие,толкование, оценка Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю. Лермонто­вым в1837 году. Оно было опубликовано в журнале «Современ­ник». Замысел этогопроизведения относится к 1831 году. В ос­нову стихотворения легли рассказыучастников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта. Стихотворениемы можем отнести к гражданской лирике. Оно построено в виде диалога двух людей,один из которых является непосредственным участником Бородинской битвы. Диалтот плавно переходит в правдивый, вдохновенный рассказ простогосолдата-артиллериста о грандиозном сражении. В этом произ­ведении М.Ю.Лермонтов «создал совершенно новый жанр на­родной оды, ничего общего не имеющийсо старой одой». В стихотворении мы можем выделить три части. Это зачин,основная часть и концовка. Тематика начала и конца совпадает. Авторсопоставляет прошлое и настоящее. Восхищаясь муже­ством, нравственной силой,патриотизмом русских людей, он восклицает: Да, были люди в наше время, Могучее,лихое племя: Богатыри - не вы. Истоки этого сравнения - в романтизме, в тоскеПоэта-ро­мантика по героическому прошлому, в идеализации старины, в Критическойпозиции лирического героя по отношению к свое­му поколению. Тот же самый мотиввозникает в финале, кото­рый полностью повторяет вторую строфу. В этом плане мымо­жем говорить о кольцевой композиции. Основная часть - это рассказ бывалогосолдата о событиях Отечественной войны 1812 года. Как отмечали критики, геройэтого стихотворения - не столько отдельная личность, сколько все участникиБородинской битвы. Он выступает от лица рус­ского народа. Этим обусловленаособая стилистика этого произ­ведения, сочетающая в себе живую разговорнуюинтонацию с патетической лексикой, приподнятым синтаксисом. В речи ветеранаприсутствует мягкий народный юмор: Забил наряд я в пушку туго И думал: угощу ядруга! Постой-ка, брат мусью! Но вот заходит речь о самом сражении, и онстановится серь­езным, в рассказе появляются торжественные, патетические ин­тонации:Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашныйбой!.. Образ боя является центральным образом стихотворения: Вам не видатьтаких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучалбулат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешалаГора кровавых тел. Поэт подчеркивает масштабность битвы, используя гипербо­лы(«Гора кровавых тел», «Смешались в кучу кони, люди»). Кар­тина эта во многомсимволична. ««Редут», за которым бился ге­рой, предстает центральной точкой,вокруг которой разворачи­ваются главные события не только Бородинскогосражения, но и вселенского противостояния мрака и света. Нравственный смыслбитвы проявляет антитеза «огня» русского «строя» («Сверкнул за строем строй»,«И молвил он, сверкнув очами…», «В дыму огонь блестел…») и «ночной», темнойприроды «французов» («Французы двинулись, как тучи…»)». В реальности же здесьпереданы события, происходящие на батарее Раевского и опи­санные Л.Н. Толстым вего романе-эпопее «Война и мир». Изве­стно, что писатель называл «Бородино»зерном своего великого романа. Стихотворение написано с помощью чередованиячетырех­стопных и трехстопных ямбов. Поэт использует различные сред­ствахудожественной выразительности: эпитеты («могучее, лихо племя», «в землесырой», «дым летучий»), сравнение («французы двинулись, как тучи»),риторические восклицания («Недаром помнит вся Россия Продень Бородина!»),анафору и синтакси­ческий параллелизм («Кто кивер чистил, весь избитый, Ктоштык точил, ворча сердито»), фразеологизм («плохая им досталась доля»),метафору («он спит в земле сырой»). Велико значение этого произведения втворчестве М. Ю. Лер­монтова и во всей русской поэзии. Впервые в русской поэзиио великом историческом событии повествует простой солдат, че­ловек из народа.Причем он не только рассказывает нам о Боро­динском сражении, оставленииМосквы, но и дает оценку этим событиям. В этом стихотворении Лермонтовпредстает перед нами уже не в качестве Поэта-романтика, а в качестве поэта-реалиста,истинно народного художника. Тема Отечественной вой­ны 1812 года также звучит упоэта в стихотворениях «Два велика­на», «Поле Бородина». Последнеестихотворение в известном смысле предваряло «Бородино», написанное вдвадцатипятилет­нюю годовщину Отечественной войны 1812 года.

*Можно не всё списать, только частично...*

1) История создания поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Со временем А.С. Пушкин увлекается исторической тематикой, и в частности эпохой и личностью Петра I, и пишет свою известную поэму «Полтава» в 1828-1829 годах.

2) Особенности жанра. Поэма - (от греческого poiein - творить) - лироэпический жанр литературы, повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя; крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией.

Пушкин же в «Полтаве», обращаясь к историческим событиям, утверждает: не слепая сила судьбы и случая играет решающую роль в истории; для исторической и моральной оценки Петра I и Карла XII, Мазепы и Кочубея существуют объективные, исторические и нравственные критерии. Верно, что вчерашний победитель может сегодня пасть; но обычно в истории это результат не роковой случайности, а скрытой за нею закономерности; исход борьбы в конечном счете определяют нравственный облик борющихся сторон, их способность учитывать уроки истории, исторические и личные мотивы их поступков. Именно их Пушкин стремился раскрыть в своей поэме, где он показал, что поражение Карла XII под Полтавой явилось неизбежным следствием достижения русским народом и государством исторической зрелости, следствием нравственного превосходства Петра и его «птенцов» над Карлом XII и Мазепой, а не простым результатом игры судьбы, коварства и неверности людей, покорно следующих за победителем. Не только в большом мире, в истории, по Пушкину, господствуют нравственные силы (а не слепая случайность). То же самое относится к малому миру - к личной жизни людей. Не только как исторические деятели, но и как частные лица люди, с его точки зрения, несут и перед собой, и перед другими ответственность за свои поступки, а потому подлежат не только эстетическому, но и этическому, нравственному суду. Это одинаково относится ко всем персонажам «Полтавы» - не только к Петру и Карлу XII, но и к Мазепе, Кочубею, Марии и даже к ее не названному по имени жениху, отправленному Кочубеем гонцом к Петру. Таким образом, и историческая, и частная жизнь героев вводится Пушкиным в «Полтаве» в широкую нравственную перспективу.

Почему Петр I был для Пушкина любимым историческим деятелем? За что в этот период творчества поэт ценит Петра? (А.С. Пушкин ценит Петра I как государственного преобразователя, за его военные победы и др.)

Какие реальные исторические события легли в основу поэмы «Полтава»? (Северная война, присоединение Украины к России)

3) Особенности сюжета поэмы. Сюжет произведения - последовательность изображённых в произведении событий.

Почему сватовство Мазепы воспринимается родителями Марии как грех? (Мазепа крёстный отец Марии)

Каким образом судьбы героев поэмы и России переплетаются? (через сюжет произведения)

Какие две сюжетные линии переплетаются в поэме? (романтическая, любовная и эпическая политическая, государственная)

Что является завязкой действия в поэме? (донос Кочубея)

4) Характеристика героев поэмы.

Кто главные герои поэмы? (Кочубей, Мазепа, Петр I, Карл XII, Мария)

Образ Петра I

Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Петр, а центральным эпизодом - Полтавский бой и пир после победы. Свое понимание величайшего значения Полтавской битвы в ходе русской истории Пушкин сформулировал в предисловии к первому изданию поэмы: «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем».

Единственным героем в поэме, достойным исторической славы и памяти, является Петр I, поступками которого движут интересы государства: «Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, // Огромный памятник себе».

Ясность и величие образа Петра, который Пушкин создает в «Полтаве», проясняет и логику наших размышлений о том, кто и почему остается в истории и памяти народной, и облегчает в этом плане задачу анализа произведения. И название поэмы, и эпиграф к ней, взятый из поэмы Байрона, ставят в центр внимания события исторические, а не частные: «Мощь и слава войны, как и люди, их суетные поклонники, перешли на сторону торжествующего врага».

Если выбирать главное в характеристике образа Петра, обращаем внимание на то, как автор рисует его портрет: «Его глаза стают. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен», на сравнения, которые использует поэт: «как Божия гроза», «могущ и радостен, как бой». Короткие отрывочные предложения, обилие кратких прилагательных подчеркивают стремительность, дерзость, величие образа и напряжённость момента. В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все действия Петра устремлены только на победу. Вдохновенное, сияющее предчувствием победы лицо Петра можно сравнить только с ужасной, но несущей очищение и потому прекрасной грозой. Оксюморон «прекрасен-ужасен», выбранный Пушкиным для описания героя, не только эффектен, но и точен по смыслу.

Петр, «толпой любимцев окруженный», появляется как былинный герой, богатырь:

Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могучим седоком.

Царь вызывает у войска восторг и воодушевляет его на подвиг: «...Далече грянуло ура: полки увидели Петра». Ликованием встречает поэт приближение победы: «Ура! мы ломим; гнутся шведы!» Местоимение «мы» вызвано живым участием, переживанием происходящего и включает не только автора, но и читателя в переживание происходящего, наполняет сердце всякого истинно русского человека чувством гордости за храбрость русского войска и гений Петра. Пушкин не только рисует Петра как бесстрашного полководца, мощного властелина, но и показывает его благородство, великодушие. Великодушный - щедрый, умеющий прощать, умеющий воздать должное сильному сопернику, не помнящий зла: «В шатре своем он угощает / Своих вождей, вождей чужих...» Великого Петра не занимает слава как таковая, важна сама победа, торжество не личное, а торжество России. Появление Петра встречено восторженным ликованием, и сам герой «могущ и радостен», поэтому образ воспринимается читателем как светлый, радостный в поэме. Эпический герой выражает интересы целого народа. В Петре, как в былинном герое, народ видит заступника, освободителя, с ним связывает будущее страны.

Опишите Петра 1, каким изобразил его Пушкин в поэме:

Его внешность; («...Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как Божия гроза».)

Как характеризуют Петра его действия в связи с выступлением против него Карла XII? (как мудрого, смелого, бесстрашного полководца)

Как ведет себя Петр во время Полтавского боя? («И он промчался пред полками, могущ и радостен как бой. Он поле пожирал очами».) Как такое поведение характеризует царя? (как яркую личность, бесстрашного военного полководца)

Почему Мазепа не в состоянии постигнуть натуру Петра I? (потому что Мазепа ставит личные преимущества выше государственных)

Образ Мазепы

В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину. Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, даже назвав в рукописи свою поэму «Мазепа». В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра I. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:

Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
У крайне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой
Я подымаю на Петра.

Сначала скажем о характере Мазепы, как одного из главных героев поэмы. Говорят: «Мазепа в поэме жестоко обруган, но не представлен в том виде, каким представляет его история. Одна дума, сочиненная Мазепою и напечатанная в истории Бантыш-Каменского, сильнее рисует характер Мазепы, нежели все эпитеты, данные ему автором поэмы». Итак, по мнению критика, Мазепа был патриот. Но разве таким представляет его история? Совсем нет! Все его действия нисколько не показывают в нём самоотверженной любви к Малороссии. История представляет в нём хитрого, предприимчивого честолюбца и корыстника, который готов был ничего не пощадить «для себя», обличает в нём характер, не совместимый с высокою любовью к отечеству. Пушкин понял совершенно и объяснил данный характер в следующих стихах:

Кто снидет в глубину морскую,
Покрытую недвижно льдом?
Кто испытующим умом
Проникнет бездну роковую
Души коварной? Думы в ней,
Плоды подавленных страстей,
Лежат погружены глубоко,
И замысел давнишних дней,
Быть может зреет одиноко.
Как знать? - Но чем Мазепа злей,
Чем сердце в нём хитрей и ложней,
Тем с виду он неосторожней

И в обхождении простой.
Как он умеет самовластно
Сердца привлечь и разгадать,
Умами править безопасно,
Чужие тайны разрешать!
С какой доверчивостью лживой,
Как добродушно на пирах
Со старцами старик болтливый
Жалеет он о прошлых днях,
Свободу славит с своевольным,
Поносит власти с недовольным,
С ожесточённым слезы льёт,
С глупцом разумну речь ведёт!
Не многим, может быть, известно,
Что дух его неукротим,
Что рад и честно и бесчестно
Вредить он недругам своим;
Что ни единой он обиды
С тех пор, как жив, не забывал,
Что дапеко преступны виды
Старик надменный простирал;
Что он не ведает святыни,
Что он не помнит благостыни,
Что он не любит ничего.
Что кровь готов он лить, как воду,
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него.

Данный портрет, принадлежащий к лучшим местам поэмы, так верен, что почти на каждый стих можно привести подтвердительные события. Мазепа, выжитый польскими панами за волокитства из Варшавы, где получил блестящее образование, принят Самойловичем в дом и был 6 лет учителем его детей. После того гетман Самойлович избавил его от Сибири за преданность Дорошенку, вывел его в люди и всегда отличал его. Но когда Голицын, любимец Софии, так неуспешно совершил безрассудный поход свой против татар, то Мазепа, дабы угодить Голицыну и оправдать его, всю вину неудачи сложил на гетмана Самойловича, оклеветал его, сочинил донос и тем погубил своего благодетеля и его семейство; после сего купил себе у Голицына гетманство. Но когда упал сей вельможа, Мазепа не преминул донести Петру о взятках, кои брал с него Голицын, и разными происками, унижая других и выставляя только себя, при помощи Головкина, он вкрался в любовь государя и пользовался его неограниченною доверенностью, в которой Петр уже позднее раскаивался. Чтобы завладеть сокровищами удалого и для него опасного Палея, Мазепа зазвал его к себе, заключил в темницу, а потом сослал в ссылку; чтобы погубить Миклашевского и Мировича, он заставил их с горстью казаков защищать крепости против сильных отрядов; требовал казни отца своей любовницы - Кочубея и Искры за справедливый на него донос. После того Мазепа соединяется с Карлом против Петра; но видя неудачу свою, опять обращается к Петру с предложением предать Карла. Напрасно предполагать, что такие преступные действия клонились к освобождению Малороссии для её блага: он не имел того в виду и хотел сделать её независимою для себя, свою независимость хотел утвердить он, завладев Малороссией. Доказательствами послужит то, что он никогда не соблюла!! выгод Малороссии и грабил её; что он не имел, да, кажется, и не старался приобрести народную любовь, и до того был нетерпим малороссиянами, что, вступая в гетманство, должен был выговорить стрелецкий полк для охранения своей личности и позже также содержал гвардию из заднепровской вольницы и волхвов. Самое «нечестное» сватовство его и связь с дочерью Кочубея Матроною (Мариею) - своею крестницею, родная сестра коей была за его племянником Обидовским, показывает, сколько он уважал мнение малороссиян, до чрезвычайности приверженных своим обычаям.

«Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, выдержанный с начала до конца как резко отрицательный, заслуживающий самого сурового приговора, в нём нет ни одной светлой, противоречащей его злым помыслам черты». Такая оценка превращается в приговор одному из героев пушкинской поэмы, и в данном случае его вынес известный пушкинист Б.С. Мейлах.

Опишите Мазепу, каким изобразил его А.С. Пушкин в «Полтаве»:

Как ведет себя Мазепа по отношению к Марии? (любит ее, но в то же время казнит её отца) Почему? (для Мазепы личные интересы превыше всего)

Почему Мазепа предал Петра I? («Я слово смелое сказал. Смутились гости молодые - царь, вспыхнув, чашу уронил и за усы мои седые меня с угрозой ухватил. Тогда, смиряясь в бессильном гневе, отмстить себе я клятву дал...»)

Как ведет себя Мазепа во время Полтавского боя? (понимает, что Петр сильнее Карла)

Сравните отношение народа к Мазепе и к Петру, (народ любит Петра и презирает Мазепу)

Образ Карла XII

Точен поэт в изображении Карла XII. Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений. Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл. Позиция Пушкина, его глубокий историзм особенно подчеркнут в эпилоге. Оказывается, подлинную оценку событий и исторических лиц дает сама история. Памятником Петру стала Полтавская битва: «Лишь ты воздвиг, герой!»

В поэме А.С. Пушкина «Полтава» Карл является лжегероем. Легкомыслие и честолюбие - отличительные черты его характера. В сравнении с Петром особенно видно ничтожество Карла, которое в итоге признает даже его временный соратник Мазепа. Суетные, мелкие честолюбивые желания не оставляют следа в народной памяти, и потому лишь «мхом поросшие ступени / Гласят о шведском короле».

Опишите Карла XII, изображенного в произведении:

Его внешность; («В качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился»)

Как ведет себя Карл XII во время Полтавского боя? («Вдруг слабым манием руки на русских двинул он полки»)

Сопоставьте поведение Петра и Карла в момент боя. (выявление ученического понимания проблематики произведения)

Кого из героев оставляет в памяти история? Почему? (выявление ученического понимания проблематики произведения)

5) Художественные особенности поэмы «Полтава». Основная особенность поэмы «Полтава», озадачившая современников, заключается в необычности жанровой формы, которая складывалась тогда в творчестве великого поэта Пушкина. Время создания поэмы (1828-1829) совпало с эпохой крушения жанровых канонов классического искусства, с одной стороны, и с периодом господства нового, весьма своеобычного литературного вида - романтической поэмы, с другой стороны. «Полтава», как замечает П. Измайлов, «Поэма сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами. .. В общем, она по жанру, по стилю, и языку является, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина». Таким образом, интересным и важным оказывается рассмотрение этой сложности и оригинальности «Полтавы» именно с точки зрения сочетания в ней эпического и лирического начал.

Композиция поэмы объединила повествование об исторических событиях и историю отношения семьи Кочубея и гетмана Мазепы.

Субъективный лирический элемент заявлен уже в посвящении произведения Марии Волконской, имя которой заменено на Матрёна, и в «Посвящении», проникнутом открыто выраженной любовью:

Тебе - но голос музы тёмной
Коснется ль уха твоего?
Поймешь ли ты душою скромной
Стремленья сердца моего?..
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей,
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.

В создании художественных образов участвуют постоянные эпитеты, через которые выражается авторское отношение к героям. Кочубей - «старый», «богат и горд», «богат и славен», «старец непреклонный», «несчастный» (3 раза), «безвинный» (2 раза); Мазепа «стар», «коварный», «старик» (2 раза), «злой старик», «гетман скрытный», «злодей» (3 раза), «Иуда», «старец» (4 раза), «мрачен», «тихой и угрюмый», «изменник», «ученик царя», «святой невинности губитель», «любовник жестокий»; Мария «младая», «робкая», «пугливая», «бедная дева», «краса черкасских дочерей», «дева робкая»; Петр «гений», «прекрасен», «могущ и радостен» и т.д. Одновременно вместе с образами прошлого в текст входят автобиографически важные размышления о ссылке и о палаче. Они отражают пребывание Пушкина в Михайловском, когда он и ознакомился с потрясшими его поэмами «Войнаровский» Рылеева и «Мазепа» Байрона, со стихами о Кочубее и его обольщённой дочери. Кроме того, в поэму органично включены раздумья поэта о своенравии и о славе, придавшие «Полтаве» субъективно-лирическое звучание. Приведём примеры отдельных отрывков из поэмы. Вот как мы узнаём о негодовании Мазепы: Но как он вздрогнул, как воспрянул, / Когда пред ним внезапно грянул / Упадший гром!.. Вот как описана украинская ночь: Тиха украинская ночь, / Прозрачно небо, звезды блещут... Становится очевидным, что на первый план выходит личность поэта, и мы не иначе, как через неё, всё принимаем и понимаем. Все приведенные цитаты свидетельствуют о лирической активности позиции поэта в качестве субъективно настроенного повествователя. Между тем внешний мир: усадьба Кочубея, место казни, участие в событиях Мазепы, ожидание битвы и само Полтавское сражение - представлены объективно, изобразительно подробно, описательно:

Богат и славен Кочубей,
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора
Окружены его садами.
И много у него добра:

Мехов, атласа, серебра
И на виду, и под замками.
Пестреют шапки. Копья блещут.
Бьют в бубны. Скачут сердюки.
В строях ровняются полки.
Толпы кипят. Сердца трепещут.
...И вот,
Идут они, взошли. На плаху,
Крестясь, ложится Кочубей.
Как будто в гробе тьмы людей
Молчат. Топор блеснул с размаху,
И отскочила голова...

Свершилась казнь. Народ беспечный
Идет, рассыпавшись, домой,
И про свои заботы вечны
Уже толкует меж собой.

Здесь детали создают эпическую картину мира и исторические образы участников событий. Автор-повествователь при этом как бы остаётся сторонним наблюдателем, стремящимся к объективности и точности. Между тем данная эпическая объективность дополняется психологической характеристикой героев и самого автора:

Не столь послушно, не слегка,
Не столь мгновенными страстями
Пылает сердце старика,
Окаменелое годами.
Упорно, медленно оно
В огне страстей раскалено...

В эпически объективное описание казни то и дело вторгаются эмоциональноокрашенные эпитеты, метафоры и олицетворения, наполняющие повествование лирическим звучанием:

На нем гуляет, веселится
Палач и алчно жертвы ждет,
То в руки белые берет,
Играючи, топор тяжелый,
То шутит с чернию веселой.

Эпически событийный сюжет поэмы (сватовство Мазепы, бегство Марии, донос Кочубея, месть Мазепы, казнь Кочубея и Искры, участие Мазепы в бегстве, победа Петра, бегство Карла и Мазепы, встреча с безумной Марией, пир Петра) приобретает двойное звучание, так как авторская оценка, авторские эмоции занимают в нем значительное место. Эпический повествователь время от времени превращается в доверительного собеседника, способного понять и передать читателю глубину чувства Марии, трагедию её родителей, жестокость Мазепы или торжество победителей. В портрете Марии характеристики «преступница», «своенравная, гордая», «ужасная нагота» в сочетании с «пугливая», «скромная», «разумная», «единая краса» создают образ женщины, способной на отчаянный шаг ради любви, вызывающий у читателя лирическое сочувствие и участие в её судьбе. Монологи и диалоги героев составляют значительную часть произведения: вторая глава практически целиком состоит из разговоров Марии с Мазепой, Кочубея с Орликом, Марии с матерью. Автор то оставляет их без комментариев, то дает собственную характеристику внутреннего состояния персонажей и окружающей обстановки. Мазепа, размышляя над доносом Кочубея: «В горести притворной / К царю возносит глас покорный»; в разговоре с Марией он «мрачен, ум его смущён жестокими мечтами», «с нев-ниманьем / Он хладно потупляет взор». Эпитеты притворно, хладный, сонный, мрачный, жестокий в данном контексте содержат авторскую субъективную характеристику, свойственную лирическому роду. Лиризмом проникнуто рписание состояния Кочубея («печальный»,^ «с сокрушением сердечным, отвращением томим», «страдалец горько вопрошает», «безвинный») и Искры перед казнью (он «тихий, равнодушный, / Как агнец, жребию послушный»). Итак, герои, выражая свои чувства и мысли, вместе с автором участвуют в создании у читателя определенного настроения, которое меняется в зависимости от отношения к тому или иному персонажу или событию. Пушкин сохраняет на протяжении всего произведения активное использование метафор. Именно образ Мазепы в поэме отличает «разработанность, психологическая насыщенность». Он противопоставлен Петру. В эпическом плане бывшие победы Мазепы не представлены, зато победа Петра описана во всех деталях. И Мазепа, и Петр пируют в «Полтаве», но Мазепа «равнодушно», а Петр «гордый, ясный, полон славы», потому и «пир его прекрасен». Именно посвященные Петру стихи наполнены «совершенством выражения», отличающим лирику от эпоса, в «Полтаве». Обилие эпитетов и сравнений, которое уже отмечалось в портрете Марии, характерно и для создания образа Петра. В создании же конкретноисторического образа петровской победы использованы эпические детали и подробности. Сведение же в одном произведении исторической темы, изображения событий прошлого и современного взгляда на них находят выражение в сочетании эпического и лирического начал, как это и происходит в «Полтаве» Пушкина.

Какие художественные приемы используются при описании украинской ночи? Почему? (используются эпитеты тиха, спокойно, передающие состояние природы и одновременно подчеркивающие состояние Кочубея перед казнью)

Какие тропы используются при описании поэтом Полтавского боя? (метафоры) Как передается в тексте напряжение боя, его стремительность? (в тексте используются глаголы: колет, рубит, режет и др., передающие напряжение боя, его стремительность)