Биографии Характеристики Анализ

Русские или немецкие? Великие люди немецкоговорящих стран.

Германия - родина многих известных композиторов, писателей, поэтов, драматургов, философов и художников. Немецкая (германская) культура известна с V в. до н. э. Культура Германии включает в себя также культуру Австрии и Швейцарии, которые политически независимы от Германии, но населены немцами и принадлежат к той же культуре.

ВЕЛИКИЕ НЕМЕЦКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

Христиа́н Иога́нн Ге́нрих Ге́йне (нем. Christian Johann Heinrich Heine, произносится Кри́стиан Ёхан Ха́йнрихь Ха́йнэ; 13 декабря 1797 года, Дюссельдорф, - 17 февраля 1856 года, Париж) - немецкий поэт, публицист и критик. Гейне считается последним поэтом «романтической эпохи» и одновременно её главой. Он сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее не знакомую элегантную лёгкость немецкому языку. На его стихи писали песни композиторы Франц Шуберт, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганн Брамс, П. И. Чайковский и многие другие.

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe немецкое произношение имени (инф.); 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне - 22 марта 1832, Веймар) - немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре - 9 мая 1805, Веймар) - немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошёл в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности. В течение последних семнадцати лет своей жизни (1788-1805) дружил с Иоганном Гёте, которого он вдохновлял на завершение его произведений, оставшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм».

Братья Гримм (нем. Brüder Grimm или Die Gebrüder Grimm; Якоб, 4 января 1785 - 20 сентября 1863 и Вильгельм, 24 февраля 1786 - 16 декабря 1859) - немецкие лингвисты и исследователи немецкой народной культуры. Собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными. Совместно с Карлом Лахманном и Георгом Фридрихом Бенеке считаются отцами-основателями германской филологии и германистики. В конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка: Вильгельм умер в декабре 1859 года, завершив работу над буквой D; Якоб пережил своего брата почти на четыре года, успев завершить буквы A, B, C и E. Он умер за рабочим столом, работая над словом нем. Frucht (фрукт).Братья Вильгельм и Якоб Гримм родились в городе Ханау. Долгое время жили в городе Кассель.

Вильгельм Гауф (нем. Wilhelm Hauff, 29 ноября 1802, Штутгарт - 18 ноября 1827, там же) - немецкий писатель и новеллист, представитель направления бидермейер в литературе.

Па́уль То́мас Манн (нем. Paul Thomas Mann, 6 июня 1875, Любек - 12 августа 1955, Цюрих) - немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), брат Генриха Манна, отец Клауса Манна, Голо Манна и Эрики Манн.

Э́рих Мари́я Рема́рк (нем. Erich Maria Remarque, урождённый Эрих Пауль Ремарк, Erich Paul Remark; 22 июня 1898, Оснабрюк - 25 сентября 1970, Локарно) - видный немецкий писатель XX века, представитель потерянного поколения. Его роман «На Западном фронте без перемен» входит в большую тройку романов «потерянного поколения», изданных в 1929 году, наряду с работами «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя и «Смерть героя» Ричарда Олдингтона.

Ге́нрих Манн (нем. Heinrich Mann, 27 марта 1871, Любек, Германия, - 11 марта 1950, Санта-Моника, США) - немецкий писатель-прозаик и общественный деятель, старший брат Томаса Манна.

Берто́льт Брехт (нем. Bertolt Brecht; полное имя - О́йген Бе́ртхольд Фри́дрих Брехт, Eugen Berthold Friedrich Brecht (инф.); 10 февраля 1898, Аугсбург - 14 августа 1956, Берлин) - немецкий драматург, поэт, прозаик, театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль».Творчество Брехта - поэта и драматурга - всегда вызывало споры, как и его теория «эпического театра», и его политические взгляды. Тем не менее, уже в 50-х годах пьесы Брехта прочно вошли в европейский театральный репертуар; его идеи в той или иной форме были восприняты многими драматургами-современниками, в том числе Фридрихом Дюрренматтом, Артюром Адамовым, Максом Фришем, Хайнером Мюллером.

Генрих фон Клейст (нем. Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist; 18 октября 1777, Франкфурт-на-Одере - 21 ноября 1811, Ванзее, около Потсдама) - немецкий драматург, поэт и прозаик. Один из зачинателей жанра рассказа («Маркиза д"О» 1808, «Землетрясение в Чили», «Обручение на Сан-Доминго»).В 1912 году, в год столетия со дня смерти писателя, была основана престижная немецкая литературная премия Генриха Клейста.

Готхольд Эфраим Лессинг (нем. Gotthold Ephraim Lessing; 22 января 1729, Каменц, Саксония, - 15 февраля 1781, Брауншвейг) - немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы.

Лио́н Фейхтва́нгер (нем. Lion Feuchtwanger, 7 июля 1884, Мюнхен - 21 декабря 1958, Лос-Анджелес) - немецкий писатель еврейского происхождения. Один из наиболее читаемых в мире немецкоязычных авторов. Работал в жанре исторического романа.

Стефан Цвейг (нем. Stefan Zweig - Штефан Цвайг; 28 ноября 1881 - 23 февраля 1942) - австрийский критик, автор множества новелл и беллетризованных биографий. Был дружен с такими известными людьми, как Эмиль Верхарн, Ромен Роллан, Франс Мазерель, Огюст Роден, Томас Манн, 3игмунд Фрейд, Джеймс Джойс, Герман Гессе, Герберт Уэллс, Поль Валери, Максим Горький, Рихард Штраус, Бертольд Брехт.

ВЕЛИКИЕ НЕМЕЦКИЕ И АВСТРИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ

Иога́нн Карл Фри́дрих Га́усс (нем. Johann Carl Friedrich Gauß; 30 апреля 1777, Брауншвейг - 23 февраля 1855, Гёттинген) - немецкий математик, механик, физик, астроном и геодезист. Считается одним из величайших математиков всех времён, «королём математиков». Лауреат медали Копли (1838), иностранный член Шведской (1821) и Российской (1824) Академий наук, английского Королевского общества.

Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц (нем. Gottfried Wilhelm Leibniz или нем. Gottfried Wilhelm von Leibniz, МФА (нем.): 21 июня (1 июля) 1646 - 14 ноября 1716) - немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук.

Леона́рд Э́йлер (нем. Leonhard Euler; 15 апреля 1707, Базель, Швейцария - 7 (18) сентября 1783, Санкт-Петербург, Российская империя) - швейцарский, немецкий и российский математик и механик, внёсший фундаментальный вклад в развитие этих наук (а также физики, астрономии и ряда прикладных наук). Эйлер - автор более чем 850 работ (включая два десятка фундаментальных монографий) по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближённым вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и другим областям. Он глубоко изучал медицину, химию, ботанику, воздухоплавание, теорию музыки, множество европейских и древних языков. Академик Петербургской, Берлинской, Туринской, Лиссабонской и Базельской академий наук, иностранный член Парижской академии наук.

Лю́двиг Бо́льцман (нем. Ludwig Eduard Boltzmann, 20 февраля 1844, Вена, Австрийская империя - 5 сентября 1906, Дуино, Италия) - австрийский физик-теоретик, основатель статистической механики и молекулярно-кинетической теории. Член Австрийской академии наук (1895), член-корреспондент Петербургской академии наук (1899) и ряда других.

Макс Карл Эрнст Людвиг Планк (нем. Max Karl Ernst Ludwig Planck; 23 апреля 1858, Киль - 4 октября 1947, Гёттинген) - немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой физики. Лауреат Нобелевской премии по физике (1918) и других наград, член Прусской академии наук (1894), ряда иностранных научных обществ и академий наук. На протяжении многих лет один из руководителей немецкой науки.

Вильге́льм Ко́нрад Рентге́н (нем. произн. Рёнтген) (нем. Wilhelm Conrad Röntgen; 27 марта 1845 года - 10 февраля 1923 года) - выдающийся немецкий физик, работавший в Вюрцбургском университете. С 1875 года он является профессором в Хоэнхайме, с 1876 года - профессор физики в Страсбурге, с 1879 года - в Гиссене, с 1885 года - в Вюрцбурге, с 1899 года - в Мюнхене. Первый в истории физики лауреат Нобелевской премии (1901 год).

Альбе́рт Эйнште́йн (нем. Albert Einstein, МФА; 14 марта 1879, Ульм, Вюртемберг, Германия - 18 апреля 1955, Принстон, Нью-Джерси, США) - физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879-1893, 1914-1933), Швейцарии (1893-1914) и США (1933-1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926). Эйнштейн - автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др.

СПИСОК ВЕЛИКИХ НЕМЕЦКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Но. Имя Эпоха Год
1 Бах (Bach) Иоганн Себастьян Барокко 1685-1750
2 Бетховен (Beethoven) Людвиг ван между классицизмом и романтизмом 1770-1827
3 Брамс (Brahms) Иоганнес Романтизма 1833-1897
4 Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард Романтизма 1813-1883
5 Вебер (Weber) Карл Мария фон Романтизма 1786-1826
6 Гендель (Handel) Георг Фридрих Барокко 1685-1759
7 Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд классицизма 1714-1787
8 Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс Романтизма 1809-1847
9 Пахельбель (Pachelbel) Иоганн Барокко 1653-1706
10 Телеманн (Telemann) Георг Филипп Барокко 1681-1767
11 Флотов (Flotow) Фридрих фон Романтизма 1812-1883
12

советский драматург

Альтернативные описания

Заложники (кучерское)

Русский драматург, театральный критик, мемуарист

Русский юрист, приобретший широкую известность в связи с делом В. Засулич

Знаменитый русский юрист с «лошадиной фамилией»

Полуостров в Охотском море

Кто добился оправдания Веры Засулич?

. «чуть помедленнее, ...!»

Привередливые у Высоцкого

. «эх, залетные!»

. «... в яблоках», Салтыков

Скакуны

Тянут карету за собой

Взрослые жеребцы

Мчатся в тройке

Живая тяга омнибуса

Кто оправдал Веру Засулич?

Юрист с «лошадиной фамилией»

Русский юрист

Песня «... в яблоках»

Российский юрист

Трио в русской тройке

Скакуны, но не мысли

Прозвище игроков ЦСКА

Русский юрист и писатель

Лабрадор Путина

. «зенит» - бомжи, ЦСКА - ...

Известный русский юрист

Династия выдающихся русских юристов

Выдающиеся русские юристы, отец и сын

Династия выдающ. русских юристов

. «смешались в кучу..., люди» (лит.)

. «девушка-гусар» (драматург)

Русский литератор и юрист

Прозвище команды ЦСКА

. «привереды» Высоцкого

ЦСКА «по-фанатски»

Юрист и писатель

Прозвище футболистов ЦСКА

Футболисты ЦСКА

Футбольные армейцы

. «ходят... над рекою»

Жеребцы

Транспорт для гусаров

Выдающийся русский юрист, судебный оратор

Русский юрист, приобретший широкую известность в связи с делом В.Засулич

Российский юрист и общественный деятель (1844-1927)

. "Девушка-гусар" (драматург)

. "Зенит" - бомжи, ЦСКА - ...

. "Привереды" Высоцкого

. "Смешались в кучу..., люди" (лит.)

. "Ходят... над рекою"

. "Чуть помедленнее, ...!"

. "... в яблоках", Салтыков

. "эх, залетные!"

Знаменитый русский юрист с "лошадиной фамилией"

Кто добился оправдания Веры Засулич

Кто оправдал Веру Засулич

Песня "... в яблоках"

ЦСКА "по-фанатски"

Юрист с "лошадиной фамилией"

ЦСКА на футбольном поле

Анаграмма к слову "кино"

У кур - петухи, а кто у лошадей

Вел дело веры засулич

Мешанина из слова "инок"

Анаграмма к слову «кино»

У кур - петухи, а кто у лошадей?

Мешанина из слова «инок»

У людей - мужчины, а кто у лошадей?

Транспорт кавалерии

Русский юрист или "транспорт" для гусар

Транспорт гусаров и уланов

Имеется также пласт фамилий, оканчивающихся на «-ин», в которых филологи усматривают отголосок древних, еще варяжской эпохи, связей между южно-балтийскими землями и Русью.
Так, в России был популярный актер Георгий Вицин. Фамилия Вицин встречается и у немцев. Существует версия о том, что представитель рода Вициных стал родоначальником семейства Фонвизиных, из которого происходил драматург Денис Иванович Фонвизин. Его предок, стольник царя Ивана Алексеевича Андрей Афанасьевич Фон-Визин, в родословной указал происхождение своего рода от меченосцев. Другой член семьи Фонвизиных в конце XVIII века называл основателем рода некоего Берндта-Вольдемара Фон-Виссина, взятого в плен в Ливонии при Иоанне Грозном. Впоследствии фамилия могла превратиться в Фон-Визин, а затем и в Фонвизин. Кстати, в России не так уж часто, но встречаются фамилии с приставкой «-фон» или «-фан»: Фондюрин, Фондерин, Фанберин. Не исключено, что все они произошли от фамилий немецких аристократов, когда-то обосновавшихся на Руси.
И в России, и в Германии встречаются такие фамилии, как Бабин, Белин, Бодин, Бредин, Вельцин, Волин, Галин, Девин, Демин, Долин, Зелин, Ледин, Лепин, Липин, Репин. Есть также созвучные фамилии: Грибин – Грибен, Дубин – Дубен, Колпин – Кёльпин, Любин – Любен, Цаплин – Цепелин. Теоретически они могут иметь общее происхождение. Правда, в этом случае сложно сказать, немецкое или русское.

12 декабря исполняется 220 лет со дня кончины Дениса Ивановича Фонвизина. Объем «общеобязательных» знаний об этом потомке обрусевших ливонских дворян крайне незначителен. В 9 классе «галопом по Европам» проходят «Недоросля». И… все. Чем еще русская культура обязана этому человеку?

Истинная веселость

Спору нет, «Недоросль» - жемчужина русской бытовой драмы второй половины XVIII века. Если оставить за скобками сатирическую составляющую, пьеса описывает коренной слом патриархального быта, переход русского «первого сословия» к общеевропейским культурным стандартам, сформированным эпохой Просвещения. При всей классицистической простоте «Недоросля» (прямолинейно выраженная социальная проблематика, четкое деление на положительных и отрицательных персонажей и очевидная солидарность автора с положительными) это произведение уникально. Прежде всего - своим остроумием: по словам П.А. Вяземского, «за исключением Фонвизина, никто из наших авторов не имел истинной веселости». Остроумие «Недоросля», а также других пьес Фонвизина - «Бригадир», «Корион», «Выбор гувернера» - основывались на афористичной точности описательных характеристик. Денис Иванович выводил в пьесе не абстракции пороков и добродетелей, а живые, списанные с натуры, персонажи. Этот реализм лег в основу всей русской драмы - психологически точной и внимательной к жизни - при всей нетождественности последней с умозрительным идеалом.

Друг свободы

В «Евгении Онегине» есть такие строки:

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин

Почему Пушкин удостоил драматурга этим именованием? Д.И. Фонвизин был одним из родоначальников т. н. «свободомыслия» в русской культуре. Его идеалом была просвещенная (в идеале - конституционная) монархия, которая основывалась бы не на насилии и обмане, а на свободном принятии гражданами «правил игры», то есть учрежденных в государстве законов: «Главнейшая наука правления состоит в том, чтоб уметь сделать людей способными жить под добрым правлением. На сие никакие именные указы не годятся. Узаконение быть добрыми не подходит ни под какую главу Устава о благочинии. Тщетно было бы вырезывать его на досках и ставить на столы в управах; буде не врезано оно в сердце, то все управы будут плохо управляться. Чтоб устроить нравы, нет нужды ни в каких пышных и торжественных обрядах. Свойство истинного величества есть то, чтоб наивеличайшие дела делать наипростейшим образом. Здравый рассудок и опыты всех веков показывают, что одно благонравие государя образует благонравие народа. В его руках пружина, куда повернуть людей: к добродетели или пороку. Все на него смотрят, и сияние, окружающее государя, освещает его с головы до ног всему народу. Ни малейшие его движения ни от кого не скрываются, и таково есть счастливое или несчастное царское состояние, что он ни добродетелей, ни пороков своих утаить не может. Он судит народ, а народ судит его правосудие. Если ж надеется он на развращение своей нации столько, что думает обмануть ее ложною добродетелью, сам сильно обманывается. Чтоб казаться добрым государем, необходимо надобно быть таким». Это слова из «политологического» сочинения Фонвизина «Рассуждение о непременных государственных законах». Спустя почти 50 лет после того как оно было написано, декабрист А.А. Бестужев, отвечая на вопрос Тайного комитета: «С которого времени и откуда заимствовали вы свободный образ мыслей?», - показывал: «Свободный образ мыслей заимствовал из книг наиболее... Что же касается до рукописных русских сочинений, они слишком маловажны и ничтожны для произведения какого-либо впечатления. Мне же не случилось читать из них ничего, кроме: „О необходимости законов“ (покойного Фонвизина), двух писем Михаила Орлова к Бутурлину и некоторых блесток А. Пушкина стихами».

Кроме «Рассуждения… о законах» перу Фонвизина принадлежат еще несколько трактатов аналогичной проблематики, среди которых наиболее известно «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей», фактически - пролегоменов к проекту Конституции, составленной Фонвизиным совместно с графом Никитой Ивановичем Паниным.

И это далеко не все грани творчества Фонвизина. За свою жизнь он сделал множество переводов - с немецкого, датского, французского и латыни. Среди переведенных авторов - Вольтер, Овидий, Террасон и Гольберг. Почти не известен Фонвизин –- поэт и филолог, мемуарист и публицист. Неоднократно посещая Западную Европу, он оставил чрезвычайно яркие и крайне нелицеприятные описания Пруссии, Италии и Франции, которые полезно читать вместе с «Путешествием из Петербурга в Москву». Как и Радищев, Фонвизин находился под почти гипнотическим влиянием мысли французских просветителей. Но это вовсе не мешало ему признавать, что условия жизни в России не только не хуже, но гораздо лучше, чем в Европе того времени.

На краю гроба

Последний день жизни Фонвизина описан поэтом И.И. Дмитриевым: «Чрез Державина же я сошелся с Денисом Ивановичем Фон-Визиным. По возвращении из белорусского своего поместья он просил Гаврила Романовича познакомить его со мною. Назначен был день нашего свидания. В шесть часов по полудни приехал Фон-Визин. Увидя его в первый раз, я вздрогнул и почувствовал всю бедность и тщету человеческую. Он вступил в кабинет Державина, поддерживаемый двумя молодыми офицерами из Шкловского кадетского корпуса, приехавшими с ним из Белоруссии. Уже он не мог владеть одною рукою, равно и одна нога одеревенела. Обе поражены были параличом. Говорил с крайним усилием, и каждое слово произносил голосом охриплым и диким; но большие глаза его сверкали. Он приступил ко мне с вопросами о своих сочинениях: знаю ли я Недоросля? читал ли Послание к Шумилову, Лису Казнодейку; перевод его Похвального Слова Марку Аврелию? и так далее; как я нахожу их?.. Казалось, что он такими вопросами хотел с первого раза выведать свойства ума моего и характера. Наконец спросил меня и о чужом сочинении: что я думаю об Душеньке? - Она из лучших произведений нашей поэзии, отвечал я. - Прелестна! - подтвердил он с выразительною улыбкою. Потом Фон-Визин сказал хозяину, что он привез показать ему новую свою комедию: Гофмейстер. Хозяин и хозяйка изъявили желание выслушать эту новость. Он подал знак одному из своих вожатых, и тот прочитал комедию одним духом. В продолжение чтения автор глазами, киваньем головы, движением здоровой руки подкреплял силу тех выражений, которые самому ему нравились. Игривость ума не оставляла его и при болезненном состоянии тела. Несмотря на трудность рассказа, он заставлял нас не однажды смеяться… Мы расстались с ним в одиннадцать часов вечера, а наутро он уже был в гробе!»