Биографии Характеристики Анализ

Самые известные путешественники в мире. Великие путешественники: список, открытия и интересные факты


Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий. Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они - покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

Афанасий Никитин - самый первый русский путешественник

Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.


Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт.

Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.


В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия - тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.


Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути - корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.


Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр - выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях - большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен - много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

Крузенштерн и Лисянский - организаторы первого русского кругосветного плавания

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский - первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.


Это путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала - матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

Василий Головнин - первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось - корабль прибыл на Камчатку.


Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году - он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев - первооткрыватели Антарктиды

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа - «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов - Тихого, Атлантического и Индийского.


Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них - существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.


Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.

Есть и современные путешественники. Один из них .

Путешествия всегда манили людей, но прежде они были не только интересными, но и крайне сложными. Территории были не изучены, и, отправляясь в путь, каждый становился исследователем. Какие путешественники являются самыми известными и что конкретно открыл каждый из них?

Джеймс Кук

Известный англичанин был одним из самых лучших картографов восемнадцатого века. Он родился на севере Англии и уже к тринадцати годам принялся трудиться вместе с отцом. Но к торговле мальчик оказался неспособен, поэтому решил заняться мореплаванием. В те времена все известные путешественники мира отправлялись в дальние страны на кораблях. Джеймс увлекся морским делом и так быстро продвинулся по карьерной лестнице, что ему предложили стать капитаном. Он отказался и отправился в Королевский флот. Уже в 1757-м талантливый Кук стал сам управлять кораблем. Его первым достижением стало составление фарватера реки Святого Лаврентия. Он открыл в себе талант навигатора и картографа. В 1760-х он изучил Ньюфаундленд, чем привлек внимание Королевского общества и Адмиралтейства. Ему поручили путешествие по Тихому океану, где он добрался до берегов Новой Зеландии. В 1770 году он совершил то, чего прежде не добивались другие известные путешественники, - открыл новый материк. В Англию в 1771-м Кук вернулся знаменитым первопроходцем Австралии. Последним его путешествием стала экспедиция в поисках прохода, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Сегодня даже школьникам известна печальная участь Кука, которого убили туземцы-каннибалы.

Христофор Колумб

Известные путешественники и их открытия всегда оказывали немалое влияние на ход истории, но мало кто оказался настолько знаменитым, как этот человек. Колумб стал национальным героем Испании, решительно расширив карту страну. Христофор появился на свет в 1451 году. Паренек быстро добился успеха, поскольку был прилежным и хорошо учился. Уже в 14 лет он отправился в море. В 1479-м он повстречал свою любовь и начал жизнь в Португалии, но после трагичной смерти супруги отправился с сыном в Испанию. Получив поддержку испанского короля, он отправился в экспедицию, цель которой заключалась в поиске пути в Азию. Три корабля отплыли от берегов Испании на запад. В октябре 1492-го они добрались до Багамских островов. Так была открыта Америка. Местных жителей Христофор по ошибке решил называть индейцами, полагая, что добрался до Индии. Его отчет изменил историю: два новых континента и множество островов, открытые Колумбом, стали главным направлением путешествий колонизаторов в последующие несколько веков.

Васко да Гама

Самый известный путешественник Португалии родился в городе Синеш 29 сентября 1460 года. С юных лет он работал на флоте и прославился как уверенный в себе и бесстрашный капитан. В 1495 в Португалии пришел к власти король Мануэль, который мечтал развивать торговлю с Индией. Для этого необходим был морской путь, на поиски которого и предстояло отправиться Васко да Гама. В стране были и более известные мореплаватели и путешественники, но король почему-то выбрал именно его. В 1497 году четыре корабля отправились на юг, обогнули и доплыли до Мозамбика. Там пришлось на месяц остановиться - половина команды к тому моменту болела цингой. После перерыва Васко да Гама добрался до Калькутты. В Индии он три месяца налаживал торговые связи, а через год вернулся в Португалию, где стал национальным героем. Открытие морского пути, позволявшего добираться в Калькутту мимо восточного побережья Африки, стало его главным достижением.

Николай Миклухо-Маклай

Известные русские путешественники тоже совершили немало важных открытий. Например, тот же Николай Михлухо-Маклай, родившийся в 1864 году в Новгородской губернии. Он не смог окончить Петербургский университет, так как за участие в студенческих демонстрациях его отчислили. За продолжением образования Николай отправился в Германию, где встретил Геккеля - естествоиспытателя, пригласившего Миклухо-Маклая в свою научную экспедицию. Так для него открылся мир странствий. Вся его жизнь была посвящена путешествиям и научной работе. Николай жил на Сицилии, в Австралии, изучал Новую Гвинею, воплощая проект Русского Географического Общества, бывал в Индонезии, на Филиппинах, на полуострове Малакка и в Океании. В 1886 году естествоиспытатель вернулся в Россию и предложил императору основать русскую колонию за океаном. Но проект с Новой Гвинеей не получил царской поддержки, а Миклухо-Маклай серьезно заболел и вскоре умер, так не завершив свою работу над книгой о путешествиях.

Фернан Магеллан

Многие известные мореплаватели и путешественники жили в эпоху Великих Магеллан не является исключением. В 1480 году он родился в Португалии, в городе Саброза. Отправившись служить при дворе (на тот момент ему было всего 12 лет), он узнал о противостоянии между родной страной и Испанией, о путешествиях в Ост-Индию и торговых путях. Так он впервые заинтересовался морем. В 1505-м Фернан попал на корабль. Семь лет после этого он бороздил морские просторы, участвовал в экспедициях в Индию и Африку. В 1513 году Магеллан отправился в Марокко, где был ранен в бою. Но это не умерило тяги к путешествиям - он запланировал экспедицию за специями. Король отверг его прошение, и Магеллан отправился в Испанию, где получил всю необходимую поддержку. Так началось его кругосветное путешествие. Фернан думал, что с запада путь в Индию может оказаться короче. Он пересек Атлантический океан, добрался до Южной Америки и открыл пролив, который позднее назовут его именем. стал первым европейцем, увидевшим Тихий океан. По нему он добрался до Филиппин и почти достиг цели - Молуккских островов, однако погиб в сражение с местными племенами, раненый ядовитой стрелой. Тем не менее, его путешествие открыло Европе новый океан и понимание того, что планета куда больше, чем думали ученые прежде.

Руаль Амундсен

Норвежец родился в самом конце эпохи, в которую прославились многие известные путешественники. Амундсен стал последним из мореплавателей, пытавшихся найти неоткрытые земли. С детства от отличался упорством и верой в свои силы, что позволило ему покорить Южный географический полюс. Начало пути связано с 1893 годом, когда паренек бросил университет и устроился матросом. В 1896-м он стал штурманом, а в следующем году отправился в свою первую экспедицию в Антарктику. Судно затерялось во льдах, команда болела цингой, но Амундсен не сдавался. Он взял командование на себя, вылечил людей, вспомнив свое медицинское образование, и привел корабль обратно в Европу. Став капитаном, в 1903 году он направился на поиски Северо-Западного прохода у Канады. Известные путешественники до него никогда не совершали ничего подобного - за два года команда преодолела путь от востока американского материка к его западу. Амундсен стал известен на весь мир. Следующей экспедицией стал двухмесячный поход к Южному плюсу, а последним предприятием - поиск Нобиле, в процессе которого он пропал без вести.

Давид Ливингстон

Многие известные путешественники связаны с мореплаванием. же стал исследователем суши, а именно африканского континента. Знаменитый шотландец родился в марте 1813 года. В 20 лет он решил стать миссионером, познакомился с Робертом Моффетом и пожелал отправиться в африканские деревни. В 1841-м он приехал в Куруман, где обучал местных жителей ведению сельского хозяйства, служил врачом и обучал грамоте. Там же он выучил язык бечуанов, что помогло ему в путешествиях по Африке. Ливингстон детально изучил быт и нравы местных жителей, написал о них несколько книг и отправился в экспедицию на поиски истоков Нила, в которой заболел и умер от лихорадки.

Америго Веспуччи

Самые известные путешественники мира чаще всего были родом из Испании или Португалии. Америго Веспуччи родился в Италии и стал одним из знаменитых флорентийцев. Он получил хорошее образование и выучился на финансиста. С 1490 г. он работал в Севилье, в торговом представительстве Медичи. Его жизнь была связана с морскими путешествиями, например, он спонсировал вторую экспедицию Колумба. Христофор внушил ему идею о том, чтобы попробовать себя в качестве путешественника, и уже в 1499-м Веспуччи отправился в Суринам. Целью плаванья стало изучение береговой линии. Там он открыл поселение, названное Венесуэлой - маленькой Венецией. В 1500 году он вернулся домой, привезя 200 рабов. В 1501 и 1503 гг. Америго повторил свои путешествия, выступая не только навигатором, но и картографом. Он обнаружил бухту Рио-де-Жанейро, название которой дал сам. С 1505 года служил королю Кастилии и не участвовал в походах, лишь снаряжал чужие экспедиции.

Фрэнсис Дрейк

Многие известные путешественники и их открытия несли пользу человечеству. Но есть среди них и такие, которые оставили по себе и недобрую память, поскольку их имена были связаны с достаточно жестокими событиями. Не исключением стал и английский протестант, с двенадцати лет плававший на корабле. Он захватывал местных жителей на Карибах, продавая их в рабство испанцам, нападал на суда и воевал с католиками. Пожалуй, никто не смог бы сравняться с Дрейком по количеству захваченных иностранных кораблей. Его походы спонсировала королева Англии. В 1577 году он отправился в Южную Америку, чтобы разгромить поселения испанцев. В ходе путешествия он нашел Огненную землю и пролив, который впоследствии был назван в его честь. Обогнув Аргентину, Дрейк разграбил порт Вальпараисо и два испанских судна. Добравшись до Калифорнии, он повстречал аборигенов, которые преподнесли англичанам дары из табака и птичьих перьев. Дрейк пересек Индийский океан и вернулся в Плимут, став первым выходцем из Великобритании, побывавшим в кругосветном путешествии. Его приняли в палату общин и наградили званием сэра. В 1595 он погиб в последнем походе на Карибы.

Афанасий Никитин

Немногие известные путешественники России добились тех же высот, что и этот выходец из тверских земель. Афанасий Никитин стал первым европейцем, побывавшим в Индии. Он совершил путешествие к португальским колонизаторам и написал «Хождение за три моря» - ценнейший литературно-исторический памятник. Успех экспедиции обеспечила карьера купца: Афанасий знал несколько языков и умел договариваться с людьми. В своем путешествии он побывал в Баку, пожил в Персии около двух лет и добрался до Индии на корабле. Посетив несколько городов экзотической страны, он отправился в Парват, где остановился на полтора года. После провинции Райчур он направился в Россию, проложив маршрут через Аравийский и Сомалийский полуострова. Однако Афанасий Никитин так и не добрался домой, поскольку заболел и умер под Смоленском, но его записки сохранились и обеспечили купцу мировую известность.

Лет с шести-семи почти все дети – немного путешественники. Они путешествуют вместе с героями книг и открывают для себя огромный мир нашей планеты. Каждый из них может теперь стать немного географом, зоологом или историком. Знакомясь с книжными путешествиями, они узнают что такое жажда познания и честь, благородство и преодоление трудностей.

Всем нам хочется подарить этот волшебный мир нашим детям. С чего начать? Мы собрали для вас небольшую подборку.

Данная подборка книг ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста.

Владислав Крапивин. «Бриг «Артемида»

Повесть «Бриг „Артемида“» современного классика детской литературы Владислава Крапивина вышла в свет в 2008 году.

Главный герой повести Гриша Булатов живет у приемных родителей в маленьком сибирском городке Турень. Благодаря стечению необыкновенных обстоятельств он получает возможность уйти в плаванье на настоящем военном бриге «Артемида». В это время идет Крымская война, и российское судно вынуждено идти в море под чужим флагом. Впереди моряков ждет множество приключений. Капитан Гарцунов надеется вырастить из мальчика настоящего моряка, однако восторженный и чувствительный Гриша видит в море много несправедливого и отказывается становиться частью такого мира. Как всегда у Крапивина, мир взрослых противопоставляется миру детей. В сюжет просто и талантливо вплетены размышления об исторических событиях от эпохи Французской революции до Гражданской войны в России.

Подходит для чтения детям с 10 лет.

Николай Чуковский. «Водители фрегатов»

Сборник рассказов о великих путешественниках «Водители фрегатов» был издан Николаем Чуковским (сыном Корнея Чуковского) накануне Великой Отечественной войны, в 1941 году.

В него вошли рассказы разных лет о капитанах Джемсе Куке, Лаперузе, Иване Крузенштерне и Дюмоне Дюрвиле. Эти имена навечно вписаны в золотой фонд эпохи Великих географических открытий и давно уже в сознании цивилизации превратились в монументальные изваяния. Однако Николай Чуковский сумел создать живые, а не мраморные образы этих людей. Писатель обладал редчайшим даром просто рассказывать о сложном и при этом сохранять важнейшие фактические сведения без ущерба для занимательности чтения. У него получилась доверительная, теплая, приключенческая и одновременно историческая книга, созданная специально для мальчишек, которые грезят об открытых морях, так чтобы ветер свистел в вантах и гудел в натянутых парусах.

Тур Хейердал. «Путешествие на Кон-Тики»

Первый тираж этой книги в 1947 году был раскуплен в течение 15 дней, а затем переведен на семьдесят языков мира (на русском она впервые была издана в 1957 году, с тех пор многократно переиздавалась).

Имя норвежца Тура Хейердала (1914–2002) сегодня звучит как легенда. Он и есть легенда. Человек, который доказал невероятную теорию о переселении древних полинезийцев в Южную Америку на плотах. Причем доказал, лично совершив путешествие по Тихому океану на «Кон-Тики» - допотопном плоту из базальтового дерева, в компании таких же, как он, отчаянных голов. В открытом море от горизонта до горизонта одна вода, солнце и небо. Казалось бы, должна получиться скучная книга о том, как плыли, плыли и наконец приплыли. Но каждый день с путешественниками на плоту происходят необыкновенные приключения. Ко всему прочему человек, оставшись один на один с природой, полностью переосмысливает свою жизнь. «Великие вопросы, казавшиеся нам на берегу сложными, здесь, на плоту, представлялись смешными и надуманными». Тур Хейердал - наблюдательный, остроумный рассказчик с подкупающим взглядом на мир веселого и счастливого человека.

Федор Конюхов. «Как я стал путешественником»

Эта книга вышла в 2012 году в издательстве «Настя и Никита» и была адресована детям младшего школьного возраста.

В ней нет ничего лишнего, ничего выдуманного, а есть предельно точный ответ на вопрос, поставленный в названии. Нашего Федора Конюхова знают во всем мире. Он один из самых известных современных путешественников, достигший всех пяти полюсов Земли (Северного, Южного, Полюса относительной недоступности, Полюса высоты на Джомолунгме и полюсе яхтсменов у Мыса Горн). В отлично иллюстрированной книге он рассказывает маленькому читателю, как в раннем детстве неизлечимо заболел жаждой странствий, как решил стать путешественником, как шел к своей цели, о тренировках, учебе, соревнованиях, пиратах, китах и о многом другом. Самое главное, Федору Конюхову удалось донести до ребят важнейшую мысль: «Любая, самая невероятная мечта требует от человека настойчивости и труда».

Подходит для чтения детей от 6 лет.

Виталий Коржиков. «Веселое мореплавание Солнышкина»

Виталий Коржиков (1931–2007) был хорошо знаком с морской жизнью. Его книга началась с отдельных морских историй, которые он записывал для развлечения своих маленьких сыновей. Готовую книгу сначала не хотели печатать, потому что она выставляла советских моряков в глупом виде. Еще бы! Капитан по прозвищу «Плавали-знаем» - враль и недоучка. Матросы провозят мальчишку в поезде упрятанным в мешок. Радист и боцман то и дело попадают в курьезные ситуации. Впервые отрывок из «Мореплавания Солнышкина» опубликовали в газете «Пионерская правда» в 1965 году, и он сразу вызвал восторг у читателей. Только тогда книга была опубликована.

Леша Солнышкин, мальчишка четырнадцати лет, без паспорта и без гроша в кармане, уезжает из родной деревни, чтобы стать моряком. Он бредит морем, а когда человек так целеустремлен, его мечты обязательно сбываются, пусть и не вполне точно. По стилю изложения повесть можно сравнить с «Приключениями капитана Врунгеля» Андрея Некрасова. В ней действуют обыкновенные люди, но встречаются и фантастические элементы. Например, умный кит помогает матросу добраться до парохода, дрессированные медведи драят палубу. Эта книга из тех, что проглатываются за один-два вечера.

Подходит для детей от 7 лет.

Жюль Верн. «Дети капитана Гранта»

В 1868 году увидел свет роман «Дети капитана Гранта». В дальнейшем он был переведен на 148 языков и вошел во все обязательные программы детского чтения.

В руки лорда Гленарвана попадает бутылка с загадочным сообщением о крушении судна «Британия» и о том, что капитан Грант с двумя матросами нашел убежище на 37-й параллели и просит о помощи. Подкупает, что совершенно чужие люди с готовностью принимают участие в судьбе детей пропавшего капитана и отправляются в опасную спасательную экспедицию. Захватывающие морские и сухопутные приключения, интриги и зловещие тайны были созданы фантазией писателя прямо в его кабинете, поэтому не стоит искать в книге скрупулезной точности в деталях. Зато на этих страницах живет дух дальних странствий и высокая, наивная мечта о братстве всех людей. Благодаря этой книге не одно поколение мальчишек выросло, мечтая о путешествиях.

Подходит для чтения детей от 10 лет.

Сэмиэль Сковилль. «Скауты в лесах»

Эта приключенческая повесть была создана американским писателем, энтузиастом-орнитологом, горячим любителем природы. В печать она вышла в 1919 году в скаутском журнале «Boy’s Life» («Жизнь мальчишки»).

Завязка сюжета - пари между лесопромышленником Джеймсом Донеганом и группой «Корнуоллских Скаутов». Богач Донеган обещает подарить скаутам десять акров леса, если двое мальчишек из этой организации сумеют прожить в дикой природе целый месяц без одежды и без оружия. Главных героев Уилла и Джо ждут холодные ночи, опасные встречи с дикими животными и схватка с настоящими бандитами. Помимо захватывающего сюжета в повести множество дельных сведений о выживании в дикой природе, поскольку Сковилль сам был путешественником и во время лесных экспедиций многое испытал на себе.

Подходит для чтения детей от 10 лет.

Редьярд Киплинг. «Отважные капитаны»

Повесть Киплинга «Отважные капитаны» выходила в свет по частям в иллюстрированном журнале «Мак-Клюр» с ноября 1896 года. Президент Рузвельт восторженно отзывался о ней, считая ее примером правильного воспитания юноши.

Пятнадцатилетний Гарвей Чейн - горе богатого отца. Щеголь, хвастун и бездельник, он большую часть времени проводит с маменькой, которая озабочена не столько поведением сына, сколько собственными расшатанными нервами. Скорее всего, Гарвей так и остался бы никчемным, пустым существом, но по случайности он упал с палубы роскошного парохода и был спасен простым рыбаком со шхуны «Мы у цели». Ее капитан Диско Троуп принимает мальчишку юнгой до конца путины, ведь рыболовецкое судно не может вернуться к берегу в середине сезона, чтобы избавиться от неожиданного пассажира. За несколько месяцев под воздействием соленого ветра и крепкого дружеского плеча герой превратится в другого человека.

Подходит для чтения детей от 10 лет.

Джек Лондон. «Джерри-островитянин»

Одна из последних повестей Джека Лондона «Джерри-островитянин» вышла в свет в 1917 году. Главный действующий герой в ней - рыже-золотой пес из породы ирландских терьеров.

Автор неслучайно описал все события от имени нерассуждающе верного, любящего Джерри. Окажись человек на месте собаки, он не смог бы так путешествовать по Соломоновым островам. Не смог бы с такой легкостью входить в разные человеческие сообщества, среди которых белые хозяева плантаций, чернокожие труженики, команда морского судна, дикое племя с острова Малаита. За эту книгу Джека Лондона обвиняли в расизме, потому что пес Джерри имеет глубокое предубеждение против чернокожих и без конца восхваляет «своих белых богов». Но в том-то и дело, что Джерри - всего лишь собака. Он ничего не понимает в человеческой этике, у него простые, собачьи понятия о добре и зле. Выводы о путешествии Джерри придется делать человеку - читателю. И они не всегда будут в пользу прямоходящих.

Подходит для чтения детей от 10 лет.

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов. «Экипаж “Меконга”»

«Экипаж „Меконга“», прежде чем выйти отдельной книгой в 1962 году, появился отрывками в нескольких толстых журналах. Затем роман перевели на шесть иностранных языков, а в 1975 году английский журнал «Фаундейшн» назвал его «одним из самых интересных событий в советской научной фантастике».

Это действительно очень интересное соавторство «физика» и «лирика». Войскунский был кандидатом психологических наук, а Лукодьянов известным инженером-механиком. Фантастические элементы, которые встречаются в авантюрно-приключенческом романе «Экипаж „Меконга“», не были выдуманными, поскольку над проблемой «проницаемости» один из авторов книги размышлял всю свою жизнь. Предыстория событий в книге начинается в XVIII веке, когда петровский поручик волей судьбы получает в руки индийский нож, лезвие которого свободно проникает сквозь любой материал. В наше время продолжаются приключения этого таинственного артефакта, завладеть которым пытаются советские ученые, иезуиты и любители легкой жизни. Научные прозрения, захватывающее путешествие по средневековой Индии, восхитительные зарисовки советского Баку, нескучная проза, живая философия - и все это под обложкой «Экипажа „Меконга“».

Подходит для чтения детей от 12 лет.

Даже самые серьезные и уравновешенные из нас, наверняка, не отказались бы от возможности путешествовать во времени. Возможность близко увидеть прошлое или будущее, или (на секунду забыв о парадоксах) вернуться назад во времени и исправить ошибку или предупредить любимого человека, или даже самого себя, наверняка понравится всем.

Имея это в виду, следующие десять примеров вряд ли позволят предположить, что такое путешествие станет однажды возможным, и к такой перспективе стоит относиться с большим недоверием. Несмотря на это, следующие десять человек недавно почувствовали необходимость рассказать миру о том, что они прибыли из ближайшего или далекого будущего. Вот что они хотят рассказать. Кстати, все они общались с одним и тем же СМИ, Apex TV, что, безусловно, является чистым совпадением!

10. Фотография Эдварда, на которой изображен Лос-Анжелес в 5000 году

Одна из самых интригующих историй о путешествиях во времени была рассказана в феврале 2018 года неким «Эдвардом», который утверждал, что у него есть фотография Лос-Анджелеса, погруженного под воду, относящаяся к 5000 году. Кроме того, он поведал очень подробную историю.

Он утверждал, что в 2004 году стал участвовать в сверхсекретном эксперименте теневого правительства, который подразумевал его путешествие в 5000 год. Первоначально он работал инженером технической поддержки, когда ему предложили работать с этой секретной организацией в области технических изобретений. Эдвард также утверждал, что самые светлые головы в науке и технике, как правило, быстро перекупаются этим теневым правительством, а поощрение известных ученых необходимо для отвлечения внимания общественности.

По словам Эдварда, из-за таяния полярных ледяных шапок человечеству придется выживать, плавая по водам в городах, расположенных на огромных деревянных платформах. Несмотря на то, что он не стал раскрывать никаких тонкостей своей работы, он заявил, что секретные проекты продолжаются, а суммы, выделяемые на них сравнимы с ежегодным бюджетом некоторых стран.

9. Джон прибыл из 4000 года из-за проблем с ИИ

Аналогичное заявление поступило от «Джона», который был прибыл из 4000 года, и являлся соучредителем ведущей автомобильной компании своего времени, известной как Zucar. По его словам, последние шесть лет он провел в прошлом (то есть в нашем настоящем) из-за опасений по поводу последствий развития ИИ для человечества.

Джон также продемонстрировал фотографию мира через тысячи лет. Похоже, на ней изображен автоматизированный завод по производству автомобилей в будущем, где паукообразные роботы производят футуристические автомобили, которые, по словам Джона, являются моделью DR-18 - автомобилем, на котором «невозможно» попасть в аварию.

Джон заявил, что в будущем большую часть работы будет выполнять искусственный интеллект. Не только тяжелый труд, но и большая часть «интеллектуального труда» также выполняется роботами с небольшим вмешательством человека. Для многих странной показалась одна вещь - это прозвучавшее утверждение о том, что в 4000 году не осталось птиц. Все они были уничтожены намеренно, чтобы предотвратить повреждение летающих автомобилей. Кроме того, домашние животные, которых сегодня мы воспринимаем как должное, такие как собаки и кошки, тоже почти вымерли. Тех, которые остались, можно увидеть только в зоопарке.

8. Клара из 3780: «Путешествия во времени совершаются сегодня»

В январе 2018 года «Клара» рассказала о своей службе в секретной части американских военных войск и, в свою очередь, о том, что она является частью сверхсекретного эксперимента 2000 года. Она утверждала, что ее отправили в 3780 год. Ее миссия состояла в том, чтобы вернуть часть технологии, которая должна была использоваться для неизвестных, секретных целей.

Пытаясь объяснить основной принцип путешествия во времени Клара заявила: «Представьте, что время - это измерение, такое как высота, длина или глубина. Допустим, вы плаваете в море на глубине двух метров. Вы можете легко пойти глубже. То же самое вы можете сделать со временем, если у вас есть соответствующее оборудование и знания». Вам понятно? Нет? Нам тоже. И нужно сказать, что «соответствующее оборудование и знания» чертовски понятно разъясняют предыдущее утверждение.

Несмотря на это, Клара также заявила, что путешествия во времени регулярно совершаются прямо сейчас в 2018 году, и совершались в течение десятилетий, отметив, что «технология [используется] для военных разработок».

7. Греческие путешественники во времени

Похоже, не только американские военные проводят секретные операции, связанные с путешествиями во времени. В декабре 2017 года аноним утверждал, что отправился в 3207 в рамках сверхсекретного проекта, проводимого греческими военными. Он рассказал, что шесть лет прослужил в греческих войсках, прежде чем в 2013 году ему предложили продвинуться по карьерной лестнице, приняв участие в секретном проекте. По-видимому, греческий военный офицер провел два дня в 3207, хотя он не дал никаких подробностей.

Интересно, что через месяц похожую историю услышали из Греции. На этот раз предполагаемый путешественник во времени был студентом, которому в 2008 году некий профессор предложил принять участие в эксперименте, связанном с путешествиями во времени. Он согласился, и его оправили в 10 000 год. Как и другие путешественники во времени из этого списка, он смог вернуться с фотографией (см. выше). Причиной для проведения данного эксперимента было знание о возникшей однажды в будущем войне между людьми и искусственным интеллектом.

6. Уильям Тейлор


Другой историей, которая была достаточно хорошо освещена, хотя и кратко, стала история Уильяма Тейлора (William Taylor), который в январе 2018 года утверждал, что в течение нескольких десятилетий участвовал в сверхсекретном британском разведывательном проекте.

Возможно, вызвав в некоторых тревогу, Тейлор заявил, что в 8973 году (год, в который он путешествовал) «люди исчезли», а их заменили полулюди, полуроботы, которые наслаждались вечной жизнью. Хотя ему удалось сделать несколько фотографий этого будущего мира, их конфисковали британские спецслужбы, когда он вернулся в 2005 год.

Тейлор также раскрыл несколько других интересных фактов, в том числе, что путешествия во времени доступны мировым правительствам еще с 1981 года. Более того, в дополнение к возможности путешествовать во времени, они имеют возможность путешествовать между измерениями и по временной шкале. Эта технология является результатом восстановления НЛО, конструкция которых подверглась изучению. Кстати, он также заявил, что знания о путешествиях во времени будут обнародованы в 2028 году. Запомните эту дату.

5. Ной Новак совершил путешествие в прошлое и будущее

Ной Новак (Noah Novak) не только совершил путешествие из 2030 в 2070 год, но и встретил себя на 40 лет старше. Затем оба Новака отправились в 2018 год, где они рассказали о своих приключениях. Из числа дурацких заявлений, этот случай, пожалуй, первый, который не принимают даже самые ярые сторонники путешествий во времени.

Однако, возможно, стоит отметить некоторые из предсказаний Новаков относительно жизни в течение следующего десятилетия или около того. По-видимому, когда наступит 2020 год, мы можем рассчитывать на еще четыре года президентства Трампа, поскольку он выиграет второй срок в этой должности. В следующем 2021 году на всей планете бурными темпами начнет развиваться ИИ, и замедления этого развития не предвидится. А к 2028 году успешно пройдет первая пилотируемая миссия на Марс.

Пожалуй, самыми интересными из всех являются события, предсказанные к 2028 году. Как сказал Уильям Тейлор, мир откроет для себя реалии путешествий во времени за два года до того, как окончатся 2020-е годы.

4. Инопланетянин-путешественник во времени из 6491 года застрял на Земле


В своем заявлении, сделанном в январе 2018 года и немного более закрученном, чем ваше стандартное представление о путешествиях во времени, Джеймс Оливер сказал, что он из будущего – из 6491 года - и не просто застрял в прошлом (для него), но также «застрял на Земле», а его родная планета находится в «далекой солнечной системе».

По словам Оливера, он явился на Землю с научной миссией. Однако «Супер Голубая Кровавая Луна» вызвала значительные сбои в работе его корабля, и передача во времени была прервана и нарушена.

Неясно, остались ли у Оливера какие-нибудь шансы вернуться не только в свое время, но и на свою планету. Он сказал: «Я могу провести здесь еще несколько дней, я могу провести здесь еще несколько лет, десятилетий, столетий. Я действительно не знаю». Однако он раскрыл некоторые смутные детали относительно будущего ожидающего человечество, которое в течение следующих нескольких сотен лет войдет в один из самых важных этапов своей истории.

3. Грузин из бывшего СССР совершил путешествие в 9428 год

Мужчина из сегодня независимой страны-Грузии, который предпочел сохранить свое имя в тайне, заявил, что совершил путешествие в 9428 год. По словам безымянного путешественника во времени, его история берет свое начало еще в 1987 году, когда Грузия была частью Советского Союза. Как и все остальные советские страны, входящие в Восточный блок, Грузия принимала активное участие в «секретных советских научных экспериментах» и исследованиях. Хотя основной движущей силой этих экспериментов было облегчение жизни людей, некоторые военные эксперименты были направлены на поиск нового оружия, а также «инъекций, которые могли бы сделать из людей супергероев».

Миссия мужчины из Грузии заключалась в установлении фактов с помощью экспериментальной машины времени. Его отправили в будущее, чтобы он «увидел все своими глазами», а затем отчитался. Он начал свое путешествие 11 декабря 1987 года, отправившись в 9428 год. Он объяснил, что причина отправки его в столь далекое будущее состояла в том, что путешествия во времени были возможны через периоды примерно в 400 лет. Имея это в виду, путешествие «только» на 400 лет в будущее не дало бы ответы на те вопросы, которыми задавались ученые. В конечном счете, в поисках ответов относительно долгосрочного будущего Земли и окружающей Вселенной был выбран 9428 год.

2. В. Д. Дэвис принес из 2200 года «волшебную еду»


В марте 2018 года предполагаемый путешественник во времени, известный как «В. Д. Дэвис» (из-за опасений раскрытия его настоящего имени), заявил, что прибыл из 2200 года. Кроме того, он прибыл не с пустыми руками. В качестве доказательства своего заявления с ним был «волшебный съедобный брикет», которого было достаточно, чтобы человек мог продержаться на такой еде неделю. Кроме того, такие брикеты полностью ликвидировали голод во всем мире и ежемесячно выдавались правительствами.

Когда вы решили, что подобные заявления такие нелепые, какими им и следует быть, Дэвис рассказал, что на самом деле его возраст составляет 103 года, и что средняя продолжительность жизни человека в 2200 году составляет примерно 200 лет. Это стало возможным благодаря искоренению всех болезней, включая рак, что, в свою очередь, привело к тому, что врачи и фармацевтическая промышленность стали больше не нужны. В будущем люди живут рядом с изменяющими форму пришельцами, как на поверхности планеты, так и в подводных городах. Люди также живут на Марсе.

1. Пьяный мужчина оказался путешественником во времени и предупредил о вторжении инопланетян

История пьяного путешественника во времени в Каспере, штат Вайоминг, заслуживает того, чтобы включить ее в этот список. Его заявления отлично вписываются после выпусков новостей как увлекательная информация, которая, слава богу, вас не касается.

После того, как в октябре 2017 года его арестовали за пребывание в нетрезвом виде в общественном месте, джентльмен фактически заявил, что он «вернулся из будущего, чтобы предупредить о вторжении инопланетян». Он сказал, что это вторжение случится в 2018 году, и что людям следует уже сейчас покидать планету. Затем он потребовал поговорить с «президентом города». Как будто для того, чтобы сделать свои заявления более достоверными, он утверждал, что произошла ошибка, и что он должен был прибыть в 2018 год. Кроме того, единственным способом перемещения во времени было наполнение его тела алкоголем. Это, кстати, инопланетяне сделали по его поручению.

Эту историю, по крайней мере, стоит иметь ввиду, когда вы окажетесь в подобной ситуации.

Десять великих путешественников

Васко да Гама

Роберт Пири

Афанасий Никитин

Марко Поло

Фернан Магеллан

Витус Беринг

Давид Ливингстон

Николай Пржевальский

Рауль Амундсен

Иван Крузенштерн

Предварительный просмотр:

Биография Васко да Гама (Vasco da Gama)

Васко да Гама (примерно 1460 – 1469, 1524) - путешественник, первый европеец, побывавший в Индии.

Точной даты рождения Васко да Гама не известно. Считается, что он родился в 1469 году в португальском городе Синеш. Достоверных фактов первых лет биографии Васко да Гама нет. Историки полагают, что экспедиция в Индию, которую возглавил известный путешественник, изначально была поручена его отцу.

В 1497 году Васко да Гама отправился из Лиссабона вместе с экспедицией на 3-х кораблях в Индию. Он обошел Африку, проплыл мимо мыса Доброй Надежды, обогнув затем Африку с восточной стороны. В Мозамбике к путешественникам присоединился араб Ахмад ибн Маджида, помог экспедиции направиться прямо к полуострову Индостан, не плывя больше вдоль берегов Африки. 20 мая 1498 года в биографии Васко да Гама состоялось важнейшее событие. Его эскадра достигла порта Каликут. Затем, загрузившись пряностями, отправилась в обратную дорогу.

Экспедиция прибыла на родину в 1499 году и принесла Васко да Гама не только славу, а еще денежное вознаграждение. За свою биографию Васко да Гама был в Индии трижды.. В 1519 году известный путешественник стал обладателем графского титула. Скончался Васко да Гама 24 декабря 1524 года в индийском городе Кочин.

Роберт Пири

Роберт Эдвин Пири родился 6 мая 1856 года в американском городе Крессон штата Пенсильвания. В 1877 году он окончил колледж и получил диплом инженера. Вскоре после окончания учебы Пири вступил в ряды ВМФ США и некоторое время служил в Никарагуа.

В свою первую арктическую экспедицию будущий покоритель Северного полюса отправился в 1886 году. Это было пробное путешествие в Гренландию, продлившееся всего три месяца. Пири поставил перед собой цель: первым пересечь этот остров, но сделать это не сумел. Первым человеком, пересекшим Гренландию, в 1888 году стал норвежец Фритьоф Нансен (Fridtjof Nansen). Самому Пири удалось это сделать лишь в 1892 году. И если в 1886 году он действовал как частное лицо, то в этот раз его поддерживали Американское географическое общество и Филадельфийская академия наук. В этой экспедиции также участвовал врач Фредерик Кук (Frederick Cook), будущий соперник Пири за звание первого человека, достигшего Северного полюса.

По итогам этих ранних путешествий американский исследователь формулирует несколько правил, которые в дальнейшем способствовали успеху его экспедиций. Так, он тщательно изучает опыт эскимосов по выживанию в арктических условиях, а затем отказывается от палаток и спальных мешков. Вместо них Пири использует построенные из снежных блоков куполообразные дома - иглу. Кроме того, он разработал систему перевалочных баз, на которых оставлялись запасы продовольствия.

В 1895 году Пири совершил очередную поездку по Гренландии, и впервые попытался достичь Северного полюса. Во время этой экспедиции американский исследователь из-за обморожения лишился 8 пальцев на ногах и в течение 11 дней мог передвигаться только на санях. Но хотя никакие трудности не могли сломить его волю, добраться до самой северной точки планеты он так и не сумел. Зато его добычей стали привезенные из Гренландии метеориты. В честь огромного метеорита Анигито, который исследователь доставил в Нью-Йорк, получила второе имя его дочь Мэри Анигито Пири.

В 1905 году состоялась новая экспедиция, также не принесшая желаемого успеха. Но в этот раз Пири зашел дальше, чем все его предшественники, и установил рекорд - 87°06`` северной широты. Лишь сильные шторма помешали ему продвинуться дальше.

Обеспечение последней экспедиции Пири к Северному полюсу взяли на себя Военно-морские силы США. Президент Теодор Рузвельт, прощаясь с исследователем, назвал его надеждой нации, и неудивительно, ведь к этому времени в гонке за Северный полюс принимали участие многие страны мира.

Экспедиция стартовала 6 июня 1908 года, а 6 апреля 1909 года 52-летний Роберт Пири достиг своей цели и установил звездно-полосатый флаг над самой северной точкой планеты. Его финальный отряд состоял из четырех эскимосов и слуги-негра. Считается, что такой выбор спутников не был случаен: Пири не хотел ни с кем делить славу первого белого человека, ступившего на Северный полюс.

Обратный путь экспедиции был довольно легким, но дать телеграмму о своем достижении исследователь смог лишь в сентябре 1909 года. Здесь Пири ждал неприятный сюрприз: оказалось, что незадолго до него сходную телеграмму прислал другой американец, Фредерик Кук. Причем доктор Кук утверждал, что добрался до полюса почти на целый год раньше. Пири был шокирован и возмущен, он утверждал, что его соперник никогда не был на Северном полюсе. Разразился настоящий скандал, по итогам которого Кук был признан мошенником. В 1911 году Роберт Пири получил звание контр-адмирала и стал национальным героев.

Впрочем, ни Кук, ни Пири не смогли предоставить достаточных доказательств своему открытию. Более того, признание заслуг Пири было во многом связано с тем, что на его сторону встал созданный им Арктический клуб, в состав которого входили многие влиятельные люди страны, в том числе владельцы газет. Есть даже мнение, согласно которому Пири решился на грандиозную фальсификацию лишь тогда, когда узнал, что его опередил Кук.

Тем не менее, до конца своей жизни Роберт Пири получал правительственную пенсию и пользовался многими привилегиями. Он скончался 20 февраля 1920 года в Вашингтоне. Причиной его смерти стала продолжительная болезнь.

Афанасий Никитин

Афанасий Никитин (?-1475) - русский путешественник, тверской купец и писатель. Совершил путешествие из Твери в Персию и Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат и Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» - ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.

Год рождения Афанасия Никитина неизвестен. Родился в семье крестьянина Никиты (таким образом, «Никитин» - отчество Афанасия, а не фамилия). Скончался весной 1475 года.

Маршруты Никитинского «хожения»

Весной 1468 тверской купец среднего достатка Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий торговать вместе со своими земляками. На продажу везли дорогие товары, в том числе «мягкую рухлядь» - меха, ценившиеся на рынках нижней Волги и Северного Кавказа. Под Астраханью на купцов напали татары и почти все разграбили. Никитин, вероятно, говоривший на двух-трех тюркских языках и на фарси, решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Из Баку он отплыл в Мазандеран.

Проведя в Иране более двух лет, Афанасий двинулся дальше на юг. По дороге Никитин узнал, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары. Приобретя коня, в апреле 1471 года купец сел на судно, идущее в индийский порт Чаул. Выгодно сбыть жеребца удалось не сразу, и он путешествует по разным городам Индии под видом ходжи, терпя гонения от местных властей. Лишь в Бидаре, многолюдной столице государства Бахмани, ему удается продать коня. В январе 1472 года Афанасий пришел в священный город Парват, где прожил полтора года. Почти полгода Никитин провел в одном из городов «алмазной» пров. Райчур, где принял решение вернуться на родину.

Результаты путешествия разочаровали Никитина: «... для нашей земли нет ничего... перец да краска, то дешево... А нам привезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много».

Около трех лет путешествовал тверской купец по Индии. Его путевые записи уточняют и дополняют индийские хроники 1471-74-го годов. Никитин описал пышные выезды местного султана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиозные различия («разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся»).

В январе 1473 года Никитин сел в Дабхоле (Дабул) на судно, которое почти после трехмесячного плавания с заходом на Сомалийский и Аравийский полуострова доставило его в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье к Тебризу, посетив кочевых «белобаранных» туркмен, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 года достиг Трабзона. Власти этого черноморского порта арестовали все его товары, в том числе индийские самоцветы, приняв Никитина за туркмена; дневник при этом не тронули.

5 ноября Никитин прибыл в Феодосию, где перезимовал и, вероятно, привел в порядок свои наблюдения. Весной 1475 года он двинулся на север скорее всего по Днепру. Из краткого вступления к запискам Афанасия Никитина, включенным в «Львовскую летопись» под 1475, следует, что он «умер, Смоленска не дойдя, весной или в начале 1475. А записи он своей рукой писал, и те тетради... привезли купцы в Москву».

Марко Поло

Родился около 1254 года, то ли в Венеции, то ли на острове Корчула (территория современной Хорватии). Его отец Николо и дядя Маффео были купцами, много лет вели торговлю со странами Востока, бывали на Волге и в Бухаре.

В 1271 году отец и дядя берут семнадцатилетнего Марко Поло в следующее путешествие. Папа Григорий X отправил их в Азию. Конечной целью маршрута был Китай – город Камбала (Пекин), исходной точкой – Венеция. Путь был длинным: лишь в 1275 году купцы прибыли в Пекин. Много лет они торговали в Китае, а Марко Поло состоял на службе у великого хана Кублая и пользовался большим расположением правителя.

Занимая свою должность, Марко Поло объездил почти весь Китай. В общей сложности Марко, Николо и Маффео Поло пробыли в Китае около семнадцати лет.

Уехав из Китая, Марко ведет активную жизнь. В 1297 году участвует в морском сражении между Венецией и Генуей. Попадает в плен. В тюрьме он диктует другому заключенному, пизанцу Рустичану, свои воспоминания о далеком странствии. Так появилась «Книга о разнообразии мира».

Это произведение на тот момент являлось едва ли единственным источником знаний Запада о Центральной, Южной и Восточной Азии. Марко Поло не был географом, поэтому расстояния в его описании оказались намного завышены, вследствие чего картографы составили не совсем точные карты. Зато описания жизни восточных народов, искусно изложенные наблюдения оказались бесценны. 8 января 1324 года Марко Поло умер в Венеции.

Фернан Магеллан

Фернан Магеллан (примерно 1480 - 1521) – мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие.

Родился Магеллан в Португалии, первые свои морские экспедиции совершил под контролем португальского короля Франсишку Алмейды. Так Магеллан в биографии участвовал в двух крупных путешествиях до того, как обошел вокруг света. В 1509-1512 годах он принимал участие в экспедиции в Индийский океан, два раза доходил до полуострова Малакка: в 1509, а также в 1511.

После этого Фернан Магеллан в биографии был твердо намерен дойти до Молуккских островов (Индонезия). Но португальский король не одобрил эту экспедицию, так что Магеллан решил отправиться с тем же проектом к испанскому королю. Эмигрируя в Испанию и начав там службу, Магеллан получил одобрение короля Карла I в 1517 году на путешествие к островам Молукко.

После этого в биографии Ф.Магеллана началась подготовка к экспедиции. Было решено отправить флотилию из пяти кораблей: «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория», «Сантьяго». 20 сентября 1519 года они отправились в путь. Команда обогнула восточный берег Южной Америки. В марте 1520 года часть моряков выразила желание вернуться в Испанию, но Магеллан поборол назревавший мятеж. В мае 1520 года был потерян корабль «Сантьяго», так что экспедиция продолжалась на четырех суднах. А в сентябре Фернандо Магеллан в своей биографии вместе с флотилией прошел пролив, названный позже Магеллановым. Сразу после этого корабль «Сан-Антонио» возвратился в Испанию.

Затем более трех месяцев команда проходила тихий океан. За все это время не было ни одной бури, поэтому Магеллан и назвал океан Тихим. Прибыв к островам (позже названы Филиппинскими), Магеллан решил подчинить население испанскому королю. Но в итоге сам был убит. Краткая биография Магеллана оборвалась 27 апреля 1521 года. Без него оставшиеся судна флотилии добрались до Молуккских островов, где закупили пряностей. С островов вышли два корабля – «Тринидад» и «Виктория». Первый отправился на восток, но был вынужден вернуться к островам Молукко, где его захватили португальцы по приказу короля, назвавшего Магеллана дезертиром. Лишь судно «Виктория» вернулось на родину, обогнув Африку.

Так было совершено первое кругосветное путешествие, в итоге которого 4 из 5 кораблей не вернулись, зато был найден путь к Островам Пряностей.

Витус Йонассен Беринг (или Иван Иванович – как его звали в России) родился по одной из версий 12 августа 1681 года в датском городе Хорсенс. В 1703 году он окончил морской кадетский корпус в Амстердаме и вскоре в чине подпоручика поступил на службу в Российский флот.
До 1724 года Беринг служил на Балтийском и Азовском морях, командовал различными судами, участвовал в Северной войне, дослужился до капитана 1 ранга. Витус был одним из образованнейших моряков своего времени – он прекрасно знал мореходную астрономию, навигацию, картографию и другие морские науки. Петр I лично знал и высоко ценил Беринга.
В 1725 году Берингу поручили возглавить Первую Камчатскую экспедицию, целью которой было выяснить наличие перешейка или пролива между Азией и Америкой. Летом 1728 года экспедиция на судне «Святой Гавриил», обойдя Камчатку и берега Чукотки, прошла проливом (названный впоследствии Беринговым), где потеряла из виду землю, и вернулась обратно, не разрешив вопроса о проливе.
В следующем году Берингу удалось продвинуться от Камчатки на восток на 200 км, выявить Авачинскую бухту и залив. Впервые он выполнил съемку свыше 3500 км западной береговой черты моря, позже названного Беринговым. Он обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии, открыл полуостров Озерный, заливы Креста, Камчатский и Карагинский, бухту Провидения и остров Св.Лаврентия.
Вернувшись в Петербург в 1730 году, Беринг представил правительству свои карты и докладные записки, в которых высказал уверенность в близости Америки к Камчатке. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён, что здесь можно добывать железную руду и соль, выращивать хлеб и разводить скот, строить заводы. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья Азии, разведки морского пути к устью Амура, Японским островам и к американскому континенту.
В том же году исследователь был по высочайшему повелению произведен в капитан-командоры, его предложения были одобрены Сенатом и Адмиралтейской коллегией, и в 1732 году было принято решение об учреждении новой экспедиции, руководителем которой был вновь назначен Беринг.
Второй камчатской экспедиции предписывалось исследовать земли Сибири и Дальнего Востока, окончательно определить существование пролива между Азией и Америкой. В сентябре 1740 года пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» вышли из Охотска. Выполнив первую часть своей задачи, судам пришлось зазимовать у Авачинской губы в бухте, которую участники экспедиции назвали Петропавловской в честь своих судов. Здесь было заложено поселение, которое ныне – город Петропавловск-Камчатский .
Летом 1741 года суда экспедиции прошли морем, названным впоследствии Беринговым, и достигли побережья Аляски. Но вскоре во время шторма и густого тумана суда потеряли друг друга и продолжали плавание самостоятельно. На обратном пути Беринг открыл часть Шумагинских и Алеутских островов, также на карту были нанесены остров Туманный (Чирикова), Евдокеевские острова, горы Алеутского хребета на Аляске.
В ноябре 1741 года пакетбот Беринга зашел для пополнения запасов воды на остров Авача (сегодня – остров Беринга), где сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от болезней погибли несколько человек, а (8) 19 декабря 1741 года скончался и Витус Беринг. Его спутники похоронили своего командира, а над могилой поставили деревянный крест (сегодня на этом месте стоит четыре памятника).

Давид Ливингстон родился 19 марта 1813 года в деревеньке Блантайр (графство Ланарк, Шотландия). Уже с десяти лет он пошел на работу на ткацкую фабрику. Давид самостоятельно обучился латинскому и греческому языкам, выучил математику. Это помогло ему при поступлении в Университет Глазго.
Там Ливингстон в течение двух лет обучался теологии и медицине, а потом получил степень доктора. В 1838 году он стал священником. В этом же году Давид был принят в миссионерское общество. В 1840 году он уехал в Китай с религиозной миссией. С ноября того же года на протяжении 15 лет Ливингстон путешествовал по Африке.
В 1856 году он вернулся в Великобританию, став национальным героем. В 1857 году вышла книга Ливингстона «Путешествия и исследование миссионера в Южной Африке». Правительство Англии воспользовалось его авторитетом у африканцев и назначило Давида консулом в Замбези. В 1858 году Ливингстон с женой и детьми уезжает в Африку.
В 1864 году, вернувшись в Англию, Ливингстон совместно с братом Чарльзом написал вторую книгу под названием: «Повесть об экспедиции к Замбези и ее притокам».
1 мая 1873 года Давид Ливингстон умер в Читамбо (сегодня Замбия). Его сердце было похоронено там же. А тело отправлено и захоронено в Великобритании. В 1874 году были изданы «Последние дневники Давида Ливингстона».

Николай Михайлович Пржевальский родился (31 марта ) 12 апреля 1839 года в деревне Кимбирово Смоленской губернии. Его родители были мелкопоместными дворянами, отец – потомок запорожского казака. Отец его умер, когда мальчику было 7 лет, и воспитанием ребенка занимался дядя – страстный охотник и путешественник.
В 1855 году Николай окончил Смоленскую гимназию и поступил на военную службу в пехоту, получил чин унтер-офицера, а через год стал учиться в Академии Генштаба Российской армии и был блестящим студентом. После окончания учебы Пржевальский был преподавателем истории и географии в юнкерском училище города Варшавы.
В конце 1866 года он был включен в состав экспедиции Генштаба в Восточную Сибирь. С тех пор и началась его жизнь как путешественника, географа и исследователя. В 1867-1869 годах он занимался изучением Уссурийского края, именно там была собрана его знаменитая орнитологическая коллекция. В 1870-1873 годах он занимался исследованием Монголии, Китая и Тибета. Тогда же Пржевальского настигла мировая слава, он был награжден Большой Константиновской медалью, которая являлась высшей наградой Географического общества.
В 1876-1879 и 1879-1880 годах он возглавлял вторую и третью Центральноазиатские экспедиции. В свою четвертую, последнюю экспедицию 1883-1885 годов Пржевальский поехал уже будучи тяжело больным, однако и в ней он сделал много интересных и значимых открытий. На осень 1888 года была назначена очередная поездка в Центральную Азию, но (20 октября ) 1 ноября 1888 года Николай Пржевальский скончался в Караколе (Киргизия).
Во время экспедиций Пржевальским были собраны богатейшие орнитологические, зоологические, ботанические и минералогические коллекции, открыто несколько видов животных. Он был награжден несколькими почетными наградами и премиями. Его именем названы город, горный хребет, ледник в горах Алтая, несколько видов животных и растений.

Научные заслуги

Крупнейшими заслугами Пржевальского является географическое и естественно-историческое исследование горной системы Куэнь-Луня , хребтов Северного Тибета, бассейнов Лоб-Нора и Куку-Нора и истоков Жёлтой реки . Кроме того, им был открыт целый ряд новых форм животных: дикий верблюд , лошадь Пржевальского , тибетский медведь , ряд новых видов других млекопитающих, а также собраны громадные зоологические и ботанические коллекции, заключающие в себе много новых форм, описанных потом специалистами. Академия наук и ученые общества всего света приветствовали открытия Пржевальского. Британское Королевское географическое общество назвало Николая Пржевальского «самым выдающимся путешественником» мира. Петербургская Академия наук наградила Пржевальского медалью с надписью: «Первому исследователю природы Центральной Азии».

Н. М. Пржевальский, по мнению А. И. Воейкова, был одним из крупнейших климатологов XIX века.

Личность

В зрелом возрасте Н. М. Пржевальский был абсолютно равнодушен к чинам, званиям и наградам и столь же неравнодушен к живой исследовательской работе. Страстью путешественника была охота, а сам он был блестящим стрелком.

Будучи хорошо образованным натуралистом, Пржевальский был в то же время прирождённым путешественником-скитальцем, предпочитавшим одинокую степную жизнь всем благам цивилизации. Благодаря своему настойчивому, решительному характеру он преодолел противодействие китайских чиновников и сопротивление местных жителей, иногда доходившее до открытых нападений и стычек.

Личная жизнь

Николай Михайлович Пржевальский так и прожил всю жизнь холостым, не оставив после себя потомства. Однако в его жизни было месту чувству. В доме-музее путешественника, который находится на месте его бывшего имения Слобода в Смоленской области, сохранилась фотография некой Таси Нуромской. Эта статная и красивая девушка познакомилась с Пржевальским, когда была студенткой, и они оба, несмотря на разницу в возрасте увлеклись друг другом. По преданию перед последней поездкой Николая Михайловича она отрезала свою роскошную косу и подарила на прощание своему возлюбленному. Вскоре Тася неожиданно умерла от солнечного удара во время купания. Пржевальский ненадолго пережил ее.

Интересна и другая фотография, на которой изображена нарядная, пышноволосая женщина. Точнее интересна стихотворная надпись на ее обороте:

Взгляни на мой портрет -

ведь нравлюсь я тебе?

Ах, не ходи в Тибет!

В тиши живи себе

с подругой молодой!

Богатство и любовь

я принесу с собой!

Но Пржевальский пожертвовал своей личной жизнью ради абсолютной свободы, которую ему давала жизнь путешественника, где «у дела по душе, конечно, буду стократ счастливее, нежели в раззолоченных салонах, которые можно приобрести женитьбою», - так он писал позднее. Кто знает, может быть и не стал он великим первооткрывателем, если бы связал свою жизнь с одной из влюбленных в него женщин. Он распорядился своей судьбой, как считал нужным.

Биография Руаля Амундсена - молодые годы
Руаль Энгельберт Гравнинг Амундсен родился 16 июля 1872 года в Норвегии, в городе Борге провинции Эстфолл. Отец его был потомственным мореплавателем. По воспоминаниям Амундсена, идея стать полярным исследователем впервые посетила его в возрасте 15 лет, когда он познакомился с биографией исследователя канадской Арктики Джона Франклина. После окончания гимназии в 1890 году Руаль поступил на медицинский факультет университета Христиании, но по окончании двух курсов прервал обучение и устроился матросом на промысловое парусное судно. Еще через два года Руаль сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. В 1897-1899 годах Амундсен участвовал в бельгийской антарктической экспедиции в качестве штурмана судна «Бельжика». После возвращения из экспедиции сдал экзамен вновь, став капитаном дальнего плавания.
В 1900 году Руаль делает одно важное приобретение – он покупает промысловую яхту «Йоа». Яхта была построена в Розендалене судовым мастером Куртом Скаале и первоначально использовалась для ловли сельди. Амундсен сознательно приобретал небольшое судно, готовясь к будущей экспедиции: он делал ставку не на многолюдную команду, для которой потребуются значительные припасы провизии, а на небольшой отряд, который мог бы сам добывать себе пропитание охотой и рыболовством.
В 1903 году экспедиция стартовала из Гренландии. Экипаж яхты «Йоа» продолжал странствие по морям и проливам Канадского арктического архипелага в течение трех лет. В 1906 году экспедиция достигла Аляски. Во время плавания на карту было нанесено более ста островов, сделаны многие ценные открытия. Руаль Амундсен стал первым человеком, прошедшим Северо-западным морским проходом из Атлантики в Тихий океан. Однако это было лишь начало удивительной биографии норвежского мореплавателя.
Антарктика, где Амундсен побывал в юности, привлекала его своей неизведанностью. Скованный льдами материк таил в своих просторах Южный полюс Земли, где еще не ступала нога человека. 1910 год стал переломным в биографии Руаля Амундсена. Он возглавил экспедицию, конечной целью которой должно было стать покорение Южного полюса. Для экспедиции избрана была парусно-моторная шхуна «Фрам», созданная кораблестроителем Колином Арчером - самое прочное деревянное судно в мире, принявшее до этого участие в арктической экспедиции Фритьофа Нансена и плавании Отто Свердрупа к Канадскому арктическому архипелагу. Экипировка и подготовительные работы продолжались до конца июня 1910 года. Примечательно, что среди участников экспедиции был русский моряк и океанограф Александр Степанович Кучин. 7 июля 1910 года экипаж «Фрама» отправился в плавание. 14 января 1911 года корабль достиг Антарктики, войдя в Китовую бухту.
Экспедиция Руаля Амундсена проходила в острейшей конкурентной борьбе с английской экспедицией «Терра Нова», возглавляемой Робертом Фалконом Скоттом. В октябре 1911 года команда Амундсена начала продвижение на собачьих упряжках вглубь материка. 14 декабря 1911 года в 15 часов Амундсен с товарищами достигли Южного полюса, опередив на 33 дня команду Скотта.
Биография Руаля Амундсена - зрелые годы
Покорив Южный полюс Земли, Амундсен загорелся новой идеей. Теперь он устремляется в Арктику: в его планах – трансполярный дрейф, плавание по Северному Ледовитом океану до Северного полюса. Для этих целей по чертежам «Фрама» Амундсен строит шхуну «Мод», названную так в честь королевы Норвегии – Мод Уэльской (в ее честь Амундсен окрестил и открытые им горы в Антарктиде). В 1918-1920 годах на «Мод» было совершено плавание Северо-восточным проходом (в 1920 году экспедиция, стартовавшая из Норвегии, достигла Берингова пролива), а с 1922 по 1925 годы продолжался дрейф в Восточно-Сибирском море. Северный полюс, однако, экспедицией Амундсена достигнут не был. В 1926 году капитан Амундсен возглавил первый беспосадочный трансарктический перелет на дирижабле «Норвегия» по маршруту Шпицберген – Северный полюс – Аляска. По возвращении в Осло Амундсена ожидал торжественный прием; по его собственным словам, это был самый счастливый момент в его жизни.
Руаль Амундсен вынашивал планы по исследованию культур народов Северной Америки и Северной Азии, были в его планах и новые экспедиции. Но 1928 год стал финальным в его биографии. Итальянская экспедиция Умберто Нобиле, одного из участников перелета «Норвегии» 1926 года, потерпела катастрофу в Северном Ледовитом океане. Экипаж дирижабль «Италия», на котором путешествовал Нобиле, оказался на дрейфующей льдине. Значительные силы были брошены на спасение экспедиции Нобиле, в поисках принял участие и Руаль Амундсен. 18 июня 1928 года он вылетел из Норвегии на французском самолете «Латам», но потерпел воздушное крушение и погиб в Баренцевом море.
Биография Руаля Амундсена – яркий пример героической жизни. С ранней юности, ставя перед собой амбициозные цели, казавшиеся другим несбыточными, он непреклонно шел вперед – и побеждал, становясь первопроходцем в суровых льдах арктических морей или снежных просторах Антарктиды. Фритьоф Нансен замечательно сказал о своем выдающемся земляке: "Он навеки займет особое место в истории географических исследований... В нем жила какая-то взрывчатая сила. На туманном небосклоне норвежского народа он взошел сияющей звездой. Сколько раз она загоралась яркими вспышками! И вдруг сразу погасла, а мы не можем отвести глаз от опустевшего места на небосводе".
В честь Амундсена названы море, гора и ледник в Антарктиде, а также кратер на Луне. Свой опыт полярного исследователя Рауль Амундсен изложил в написанных им книгах «Моя жизнь», «Южный полюс», «На корабле «Мод». «Сила воли - первое и самое важное качество искусного исследователя, - утверждал первооткрыватель Южного полюса. - Предусмотрительность и осторожность одинаково важны: предусмотрительность - чтобы вовремя заметить трудности, а осторожность - чтобы самым тщательным образом подготовиться к их встрече…Победа ожидает того, у кого все в порядке, и это называется удачей».

Иван Федорович Крузенштерн

Иван Федорович Крузенштерн (1770-1864) - русский мореплаватель, начальник первой российской кругосветной экспедиции, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал (1842), член-корреспондент (1803), почетный член Петербургской Академии наук (1806). Член-учредитель Русского географического общества. Начальник первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов на кораблях «Надежда» и «Нева». И. Крузенштерн впервые нанес на карту около тысячи км восточного, северного и северо-западного берега острова Сахалин. Автор «Атласа Южного моря» (т. 1-2, 1823-1826).

Иван (Адам) Крузенштерн родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1770 года, в имении Хагудис, Эстония.

Начало морской карьеры

Выходец из небогатого дворянского рода, Иван Крузенштерн в 1785-88 учился в Морском кадетском корпусе, в год окончания которого участвовал в Гогландском сражении, а в 1789 и 1790 - еще в трех морских сражениях; произведен в лейтенанты. В 1793-99 добровольцем проходил службу на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море; произведен в капитан-лейтенанты. В 1799 и 1802 Крузенштерн представил проекты кругосветных плаваний для прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и на Аляске. В 1802 назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции.

Первое кругосветное плавание

В начале августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Ивана Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах - «Надежда» (на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым) и «Нева» (которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский). Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на «Неве» пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились.

От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения. Летом 1805 Иван Крузенштерн впервые заснял около 1000 км берегов Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин - не остров и соединен с материком перешейком. Из Петропавловска осенью того же года Крузенштерн перешел в Кантон, а в конце лета 1806 - в Кронштадт.

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Научная и организаторская деятельность

По возвращении Иван Федорович был прикомандирован к Петербургскому порту для создания труда о кругосветном плавании. В 1811 он назначен преподавателем Морского кадетского корпуса. В начале Отечественной войны 1812 Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение треть своего состояния (1000 рублей); около года как член дипломатической миссии путешествовал по Англии, свои впечатления изложил в записках, оставшихся в рукописи.

В течение 1809-12 Иван Крузенштерн опубликовал трехтомное «Путешествие вокруг света...», переведенное в семи странах Европы, и «Атлас к путешествию...», а в 1813 - избран членом академий и научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании. Развивающаяся болезнь глаз и не сложившиеся отношения с морским министром вынудили Крузенштерна просить освобождения от работы; в декабре 1815 он был отправлен в бессрочный отпуск.

До 1836 Крузенштерн составил и издал «Атлас Южного моря» с обширными гидрографическими примечаниями. В 1827-42, постепенно повышаясь в званиях до полного адмирала, был директором Морского кадетского корпуса, инициатором создания при этом заведении высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-Морскую академию. Многие выдающиеся мореплаватели и путешественники обращались к Крузенштерну за поддержкой и советом. Он был организатором экспедиций (1815-18), Михаила Вавильева-Глеба Шишмарева (1819-22), Фаддея Беллинсгаузена - Михаила Лазарева (1819-21), Михаила Станюковича - Федора Литке (1826-29).

Крузенштер известен как один из учредителей Русского географического общества. В Петербурге в 1873 Крузенштерну поставлен памятник (скульптор Иван Николаевич Шредер, архитектор Ипполит Монигетти Монигетти).

Иван Федорович Крузенштерн скончался скончался 24 августа (12 августа по ст.ст.) 1846, на дача Асс, близ Таллина.