Биографии Характеристики Анализ

Сильная личность: примеры. Личность: проект, который вам предстоит всегда


Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №280 им. М.Ю. Лермонтова

Адмиралтейский район.



Реферат по обществознанию

Человек. Индивид. Личность.

Выполнила: ученица 11а класса

Шевченко Алина Александровна.
Преподаватель: Занков Д.С.

Санкт – Петербург

2005 – 2006 гг.

Введение…………………………………………………………………..3

Глава I . Человек.

    Сущность происхождения человека……………………………5

    Человек и природа……………………………………………….7

    Древнейшие философские системы…………………………….9

    Человек и общество……………………………………………..12

    Человек и культура…………..………………………………….14

Глава II . Индивид.

    Первое появление понятия “индивид”………………………….17

    Индивидуальность человека в обществе………………………..18

    Отличия между “индивидом” и “индивидуальностью”………..19

Глава III . Личность.

    Общее понятие личности………………………………………....20

    Типы личности…………………………………………………….21

    Подходы к изучению личности…………………………………..22

    Общественная сущность личности……………………………....24

    Личность как субъект общественных отношений……………....25

    Основные компоненты личности………………………………...25

    Личность как самоуправляемая система………………………...26

    Духовное богатство личности…………………………………....29

Заключение…………………………………………………………………..30

Введение.

В своем реферате я попытаюсь рассмотреть взаимоотношения общества и личности как наиболее актуальный вопрос на современном этапе индустриального развития страны. Тем самым я дам характеристику данных понятий – человек, индивид, личность, и на их основе прослежу взаимосвязь с обществом и становление личности, в зависимости от социализации.

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности, формирует личность.

Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которой нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимоотношений, ни социальных отношений, общности и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Я считаю, что каковы люди – таково и общество, но в то же время: каково общество – таковы и члены этого общества.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек – высшая ступень развития животных на земле. В то время, как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.

В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. В психологии понятие “индивид” употребляется в широком значении, приводящим к не различению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности.

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”.

Понятие “личность” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Глава I .

1. Сущность происхождения человека.

Человек – главный элемент общественной жизни, высший уровень эволюционного развития природы, вершина мирового бытия. Над происхождением человека издавна задумывались люди. В прошлом предпринимались различные попытки решить эту загадку.

Первая попытка, самая древняя, сделана религией. В Библии сказано, что сотворив небо и землю, моря и сушу, растения и животных, Бог сотворил человека: «И сказал Бог:”Cотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует и над птицами небесными, и над скотом, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”.И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину, сотворил их».¹

От первых людей пошли новые поколения. Так на Земле появился человек.

Вторая попытка объяснить происхождение человека была предпринята английским ученым Чарльзом Дарвином. В1871 году он опубликовал книгу “Происхождение человека и половой отбор”. Ч. Дарвин утверждал, что человек – это биологический вид. Человек имеет ряд признаков, сближающих его с обезьянами.

Ч. Дарвин, таким образом, создал эволюционную теорию, согласно которой живая природа непрерывно изменяется и развивается. Хотя и медленно, но постоянно исчезают старые виды, на их месте возникают новые, боле приспособленные. Пружина эволюции, по Дарвину, - естественный отбор, борьба за существование, а также половой отбор.

Теория Дарвина получила широкую поддержку в науке. Но в этой теории была и своя ахиллесова пята: человек в ней отождествлялся с его телом.

________________________________

¹ Боголюбова Л.Н.; “Человек, природа, общество”, 1997г. с. 49

Но человек – не только тело, но и разум, без чего он человеком не является.

Эволюционная теория не могла объяснить, как формировались сознание и разум человека.

Третья попытка объяснить происхождение человека нашла отражение в теории Ф. Энгельса о роли труда, общественных инстинктов и искусственной среды в происхождении человека. Его работа “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” опиралась на выводы Ч. Дарвина и других крупных ученых. Но Энгельса не удовлетворяли лишь сравнительно-эмбриологический и сравнительно-анатомический подходы. На первое место он поставил социальный фактор – трудовую деятельность.

Около пяти миллионов лет назад на Земле значительно изменился климат. На обширных пространствах исчезли тропические леса. Их обитатели должны были изменить образ жизни. Не все выдержали это испытание. Но один вид обезьян сохранился. От лазанья по деревьям эти обезьяны перешли к прямохождению по ровной местности, от собирательства – к охоте на крупных и стадных животных. Регулярная охота требовала регулярного производства орудий охоты. А чтобы делать эти орудия, нужны были другие специальные орудия. Иными словами, появилась необходимость производить орудия (например, каменные рубила), с помощью которых можно изготовлять орудия охоты. Это было важным шагом на пути превращения обезьяны в человека.

Четвертая попытка ответить на этот вопрос связана с идеей внеземного происхождения человека, теорией космических прародителей. Так, в одной из версий доказывается, что разумная жизнь могла зародиться на планете Сатурн, а затем пришла на Землю. По другим версиям – жизнь на Землю принесена из других галактик.

В нашей стране исследования мозга длительное время возглавляла академик Н. П. Бехтерева. Она сделала вывод, что многие современные знания о мозге абсолютно не укладываются в привычные представления о его происхождении. Исследования привели ее к выводу, что человеческий мозг слишком сложен для планеты Земля.

Сегодня предпринимаются попытки дать новый вариант объяснения земного происхождения “человека разумного” с позиции науки о культуре. Кратко это объяснение выглядит следующим образом: тело человека произошло от тела обезьяны, а человек возник сам собой, из ничего. Но для этого существовали предпосылки: сообщества обезьян; экстремальные обстоятельства жизни; появление знаков естественного языка (слов), обозначающих различные предметы; необычное поведение; общение; совместная деятельность с естественными орудиями; формирование культуры. В этих условиях формируется древний человек – человек культуры.

2. Человек и природа.

Сформировав себя в процессе трудовой деятельности, человек смог выделиться из природы благодаря наличию сознания и речи, прямохождению, овладению огнем, постепенному созданию и освоению все более сложных орудий труда. Его отличие от других живых существ заключается в том, что способом его выживания является не приспособление и адаптация к окружающей среде, что характеризует поведение представителей животного мира, а активное взаимодействие с внешним миром, все более широкое овладение силами природы и подчинение их своим целям и задачам.

Но, создав социальную жизнь, человек не освободился от природной зависимости, включая в себя определенным образом природное начало в виде своей биологической организации. Его зависимость от природы определяется также тем, что для поддержания своего существования он вынужден постоянно заниматься производством сельскохозяйственной продукции и заимствовать у природы различные ресурсы для обеспечения материального производства.

Он создает то, что природа не производит. Ведь природа не строит машины, дома, железные дороги. А человек, преобразуя природные материалы, творит новые предметы с необходимыми ему качествами. Для этого он использует накопленные знания. Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений. Но для создания техники, транспорта, средств связи ему необходима способность не только накапливать знания, но и с помощью этих знаний создавать мысленные конструкции тех предметов, которые нужны человеку. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетет из паутины сеть, пчела строит соты. Но этому их никто не учит. Делают это они благодаря врожденному инстинкту. И ничего другого каждый из них делать не может. К. Маркс писал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Следовательно, деятельность человека носит творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем путем практических действий.

Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность – это и значит, с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы “извне”. Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой, обществом, Богом, и другим человеком. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ.

Другой подход – “изнутри” – предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т.п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

Нет сомнения, человек – удивительное и безмерно интересное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя.

  1. Человек , индивид , личность (3)

    Конспект урока >> Социология

    Человек , индивид , личность . Вариант 1 Индивид - это единичный конкретный человек , рассматриваемый в качестве биосоциального существа. Человек - это лицо... , сохранения его культуры. Вариант 2 Человек , индивид , личность Все люди, живущие на Земле...

  2. Человек , индивид , личность (4)

    Реферат >> Философия

    Человек , индивид , личность ЧЕЛОВЕК Человек – представитель вида Homo sapiens. Многие... различия между понятиями “человек ”, “индивид ” – единичный представитель вида Homo sapiens и “личность ” – соц. система...

  3. Человек индивид личность

    Реферат >> Социология

    Мир инструментального разума. Человек индивид личность . Человек на свет рождается уже человеком . Это утверждение только... как индивид , человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью

На прошлом занятии мы говорили о том, что при рождении человек получает определенный набор признаков, а некоторые признаки он приобретает уже в процессе социализации, т.е. учится существовать среди людей. При нормальном и всестороннем развитии индивида он становится личностью.

Рис. 1. Мы постоянно находимся среди людей

2. Влияние среды на формирование личности

Давайте разберемся, что же такое личность и каков механизм ее формирования. Ответ на вопрос «как формируется личность?» достаточно прост: личность формирует среда, в которой эта личность развивается.

Но вопрос «как именно среда формирует личность?» уже более сложен. Человек рождается в семье, и она является окружающей средой для него, семья закладывает основы личности. Это не значит, что родившись в семье с определенным достатком, например, человек обречен прожить такую же жизнь. В истории человечества есть много примеров того, как люди благодаря своим особым качествам становились великими, или, будучи выходцами из одной социальной среды, переходили на качественно новый уровень. Особенно яркие примеры подобных переходов известны и вам: яркий пример – академик Ломоносов.

Михаил Юрьевич родился в семье помора – обычного рыбака – и стал первым профессиональным ученым России. Наверняка, вы можете вспомнить и другие примеры, когда люди меняются уже в быту. И все же семья откладывает на каждом человеке отпечаток. В процессе взросления окружение человека расширяется: сначала это детский сад и друзья во дворе, потом школа.

Часто школу воспринимают как детское учреждение, хотя это не совсем правильно, ведь приходят в школу, действительно, еще детьми, но к выпускному классу это уже вполне сформировавшиеся психологически, физиологически и интеллектуально взрослые члены общества. К этому времени старшеклассники уже приобретают определенные гражданские права и обязанности, вплоть до того, что парни могут с оружием в руках защищать честь Родины, т.е. они уже далеко не дети. Поэтому школа очень важный институт социализации. Дальше человека ожидает обучение в институте или профтехучилище, потом работа – все это среда окружения, которая и формирует нас как личность.

Обратимся к самому определению понятия личность.

3. Что такое личность?

Личность – это совокупность тех качеств, которые приобретает человек в процессе социализации.

На психологическом уровне это значит, что с развитием личности формируется определенный набор эмоциональных реакций на ту или иную ситуацию. Если же какая-то ситуация является новой для человека, он использует ранее применяемые шаблоны поведения. Иногда они не совсем соответствуют ситуации, и мы понимаем, что нужно было поступить по-другому, это называют «задним умом» – правильной реакцией на ситуацию уже после того, как она произошла.

Человек обладает сложным набором эмоций, они не являются стандартными, каждая эмоция индивидуальна. Тот набор реакций, который у нас есть, и новые генерируемые реакции называются сознанием. Психология считает личность вершиной развития человека. Ведь только человек обладает сознанием – умением соизмерять свои знания, умения, навыки в соответствии с ситуацией.

Понятие сознания давно волнует человека. Еще античные философы, мудрые изречения которых вы могли не раз слышать, пытались дать определение сознанию. Например, Сенека говорил так:

«Не может быть душа одного цвета, а ум другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным».

То есть внутренний мир человека и его внешние проявления тесно взаимосвязаны, этот баланс и называется сознанием. Конечно, в психологии, в социальной психологии этот термин трактуют гораздо шире. В дальнейшем процессе обучения вы еще не раз столкнетесь с ним и познакомитесь лучше. Сейчас же мы определим его так:

4. Определение понятия «сознание»

Сознание – это совокупность знания о поведении, характере окружающего мира и определенной реакции на него.

Сознание – очень интересная вещь. Иногда умом мы понимаем, что поступаем нехорошо, но все же очень хочется сделать что-то неправильно. Примером может служить поведение школьников в отсутствие в классе учителя. Дети-подростки 11-16 лет прекрасно понимают, что стоило бы подготовиться к уроку в тишине и спокойствии, но чаще всего в классе стоит невероятный шум.

Человек очень сложен, и сознание сложный аппарат: мы можем знать, как поступить правильно, но все же действовать по-другому, и наоборот – не знать как действовать из-за того, что ситуация нам незнакома. В этом и заключается сложность формирования личности.

5. Типы личностей и формирование личности

Что касается классификации личностей, то это также достаточно сложный вопрос. С точки зрения психологии каждый человек является личностью, т.к. получая определенный набор качеств, умений, знаний мы формируемся как личность. Например, дети до трех лет очень часто говорят о себе в третьем лице, называя самого себя по имени: «Дай Маше кушать», «Степа хочет играть», и т. д. Использование такой формы обращения объясняется тем, что дети до определенного момента не осознают собственное я. Лишь когда ребенок минует кризис трех лет и начнет осознавать свою самость, он ощутит себя как личность и начнет говорить о себе в первом лице (я, меня, мною и т. д.). В синергетике такой излом называется бифуркация.

Бифуркационный излом – признание себя как личности, начало формирования личности.

В результате такого излома и появляется человеческая личность.

Само понятие личности многогранно. Личности бывают положительные и отрицательные, активные и пассивные, сильные и слабые. Из компонентов этих пар и формируется личность. Поскольку каждая личность индивидуальна, то и на жизненные ситуации мы реагируем по-разному, в зависимости от составляющих нашего эго. Попробуем представить себе ситуацию, когда все личности в одном обществе являются сильными. Можно предположить, что в таком мире было бы достаточно сложно жить. Описание подобных миров можно встретить в научно-фантастической литературе. Авторы показывают модель общества, в котором каждый хочет быть героем и из-за этого происходят постоянные столкновения, каждый из героев хочет оказаться сильнейшим. Такую ситуацию можно описать латинским изречением: Bellum omnium contra omnes – война всех против всех. Такое общество погибнет из-за постоянных распрей. Отсюда делаем вывод, что важны и нужны все люди, поскольку совокупно мы и представляем собой общество. Общество – сложная структура, в которой важна каждая ячейка, занятая определенной личностью со своими индивидуальными, нужными всему обществу чертами.

6. Итоги урока

Подводя итог урока, можем сказать, что личность формируется в процессе развития человека: обучения, игры, общения. Этот бесконечный процесс совершенствования и формирует индивида как уникальное существо – Человека. Именно потому, что мы учимся до конца жизни, мы обязаны совершенствоваться. В этой связи нельзя не вспомнить библейский миф о проклятии Адама при изгнании из Рая за первородный грех.

Рис. 5. Доменикино «Адам и Ева» ()

Адам был проклят работать. Бог сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю». Имеется в виду не только труд на земле, поскольку это не единственное, чем живет человек. Имеется в виду постоянная работа над собой по самосовершенствованию.

1. Ответьте на вопрос на стр. 12, задание 2 стр.16. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – Просвещение, 2004.

2. Рассмотрите картину Доменикино «Адам и Ева». Постарайтесь охарактеризовать личность Адама.

3.* Составьте портрет собственной личности или личности кого-то из близких вам людей. Сравните положительные и отрицательные качества.

Мы все стремимся стать личностями. Но какой смысл вкладываем в это понятие? Обществознание как одна из человековедческих наук давно эту проблему рассматривает. И она пришла к некоторым обоснованным выводам. Нас они тоже интересуют.

Итак, в нашей статье мы постараемся понять, что такое личность: определение по обществознанию этого понятия, а также составляющие его. Может, именно этого не хватает нам, чтобы стать полноценными личностями - осознания себя таковыми.

Определяем понятие

Рассматривается через социальную структуру, связи человека с культурной и социальной жизнью общества.

Слово "личность" является производным от латинского слова "персона" - человек в маске, выступающий в театре в роли актера. Античные корни слова дают нам понять, что личностью не рождаются люди, а становятся. В настоящее время на основе знаний, предоставленных психологией и обществознанием, мы можем сказать, что личностью становятся, обрастая социально значимыми связями с другими людьми, собственными чертами в этой связке.

Личностью становятся через социализацию - процесс, посредством которого человек после своего рождения входит в общество. Длится он всю жизнь, видоизменяясь, подстраиваясь под обстоятельства динамичного мира.

После этого предисловия к понятию можем сказать, что такое личность. Определение по обществознанию говорит нам следующее: личностью является носитель свойств, черт и качеств, субъект социальной деятельности. Каждый из нас рождается человеком, но личностью становится лишь через социализацию.

Подходы к характеристике личности

Как одна из самых обсуждаемых уже много десятилетий проблема, вопрос определения личности рассматривается в науке через два подхода:

  1. Как набор ролей: личностью человек является, проявляя себя в различных ситуациях в разных ролях.
  2. Через сущностные характеристики: такими являются которые формируют его мировоззрение и самооценку. Индивидуальные личностные характеристики являются важнейшими для человека. Последний же становится активным участником в познании и изменении мира.

Характеристики личности

Современная не прекращает структурировать знания о личности человека. Мы уже рассмотрели, что такое личность (определение по обществознанию) кратко. А какие же характеристики личности сегодня выделяют?

  • Воля - способность человека желать чего-то и делать это, осознавая и полностью беря на себя ответственность.
  • Свобода - идейность, лежащая в основе совершаемых действий.
  • Разум - анализирование совершаемых человеком действий и их последствий.
  • Чувства - особые эмоциональные процессы, происходящие во время совершения сознательных действий.

Совокупность этих черт в человеке и их проявления являются основой для персонализации - становления личности.

В этой теме будет актуально затронуть понятие характера человека. Под характером в обществознании подразумевают те яркие которые проявляются в различных жизненных ситуациях.

Характер рассматривается как атрибут личности, но не отождествляется с нею. Он является той движимой силой, которая заставляет совершать определенные действия.

Определение личности - актуальная дискуссия

В философии и психологии определение личности - одна из важнейших и сложнейших проблем. Обществознание дает нам представление о личности кратко и достаточно четко очерчено, исходя из того, что человек - существо социальное.

У различных научных воззрений свое представление о личности. Остается актуальной тема формирования представления о личности, своей собственной и как абстрактного понятия. В школе на уроках обществознания учителям стоит уделять вопросу достаточно времени, чтобы получить от учеников рефлексии - проявление осознания темы.

Уроки, посвященные этой проблеме, могут быть проведены такие, как "Личность: определение" (обществознание, 6 класс). Основы понимания, что такое личность, желательно преподносить в виде обработанного материала и ранее. По мере взросления дискуссиям на тему личности с учениками в школе стоит придавать больше смысловой нагрузки. Так, в урок "Личность: определение" (обществознание, 8 класс) уже можно внести данные о различных концепциях личности.

Заключение

Проблема личности остается актуальной и сегодня. Ее определение берутся давать многие науки, центром изучения которых является человек.

В нашей статье мы рассматривали, что такое личность (определение по обществознанию): субъект социально-культурной деятельности, наделенный особыми чертами и качествами. Важно то, что личностью становятся именно через связи с социумом. Рождаемся же мы все людьми, готовыми к росту и новым открытиям каждый день.

Ход урока

Учитель. Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нем как о личности, об индивиде, индивидуальности.
Приложение №1 (презентация №1)

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие человек, как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homosapiens ), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.
Человек - это продукт долгого эволюционного развития природы. Создает человека природа, а развивает общество.
О человеке иногда говорят и как об индивидуальности.

Индивидуальность - это многообразие и своеобразие проявлений человека, подчеркивающие неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Индивидуальность - это набор качеств (внешних, нравственных, социальных, культурных и т.д.), которые отличают одного индивида от другого. Это понятие дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только его внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.

Слово «личность» (лат. Persona ) первоначально означало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово Persona употреблялось не иначе как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т.п.). превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называют человека, который в результате своей сознательной деятельности приобрел социально значимые черты, свойства и качества, реализуемые им в общественной жизни, преодолел жизненные трудности и препятствия.

Когда говорят о личности, то прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Если об индивидуальности мы можем сказать музыкальная, спортивная, актерская, художественная и т.д., то понятие личность обычно сопровождают такими эпитетами, как сильная, предприимчивая, ответственная, волевая, целеустремленная, инициативная и т.д.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Каждого человека можно описать по его темпераменту, характеру, наличию способностей, интеллекту, проявлению чувств и эмоций. Эти элементы и составляют психологический проект личности.

Формирование творческих групп

Ход урока

Учитель . Характеризуя личность, мы будем описывать как ее темперамент, способности, чувства и эмоции, интеллект, так и характер, в основе которого лежат морально-волевые качества, проявляющиеся в поступках. Личность отличают целеустремленность, сила воли, трудолюбие. Эти социально значимые качества позволяют человеку не только добиться в жизни успехов, получить известность и признание, но и принести людям пользу, оставить своё имя в истории. Таких имен не мало.

Предлагаю вам принять участие в проекте «Выдающаяся личность», в ходе которого вы сможете:

1. ответить на вопросы:

  • Какого человека называют «выдающейся личностью»?
  • Какие качества формируют в человеке выдающуюся личность?

2. соотнесите конкретные исторические примеры с критериями, по которым о человеке судят как о выдающейся личности;
3. высказать мнение о том, что знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей служит хорошим примером для познания самого себя, формирования своей личности.

Вопросы для обсуждения в каждой группе:

  1. Кого называют личностью?
  2. Чем различаются понятия «личность» и «выдающаяся личность»?

«…Отправившись в «великое посольство», Петр І посетил корабельные верфи в Голландии. Под именем Петра Михайлова он устроился плотником. Каждый день он ходил на работу с топором в руках и делал всё, что ему приказывали. Работал он так усердно и успешно, что скоро был удостоен звания мастера, и это звание доставляло ему больше удовольствия, чем царские титулы.

  • Человек есть то, что он сам из себя сделал, - говорил Петр Великий.- В том, что я царь, моей заслуги нет, на то воля Божья. А вот звание карабельного мастера я сам себе добыл своими руками.»
  • Какими качествами должна обладать выдающаяся личность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся личностью? Что означаю слова русского императора?

Представление результатов проекта

Приложение №2, приложение №3(презентация №2,3)

  1. Группы отвечают на вопросы по предложенным текстам.
  2. Представляют свою страницу устного журнала «Жизнь замечательных людей», знакомя с выдающейся личностью (в области науки, медицины, спорта, искусства) по плану:
  3. О ком хотят рассказать участники проекта?
  4. В какое время, в какую историческую эпоху жил этот человек?
  5. Почему этого человека признают выдающейся личностью?
  6. Какие качества и каким образом позволили ему добиться успеха жизни?
  7. Чему бы хотели поучиться у этого человека участники проекта, в чем бы взяли с него пример?

Приложение №4