Биографии Характеристики Анализ

Существует анкетирование. Виды и типы анкетных вопросов

(психологического, маркетингового или социологического) играет важную роль в жизни и развитии современного общества. Именно с его помощью специалистам разных сфер удается проводить различные исследования, действовать четко намеченному плану и добиваться высоких (и точных) результатов. Все становится возможным четкой структуре и регламенту любого анкетирования - системе «вопрос-ответ».

Основные преимущества данного метода - возможность получения информации от большого количества респондентов - анкетный опрос как метод исследования не ограничивает количество участников, а также обеспечение высокого уровня массовости исследовании. Еще одним положительным моментом можно считать анонимность, так как подавляющее большинство опросов направлено на фиксирование ответов, а не на личности респондента. Однако стоит уточнить, что все это не относится к где действуют несколько иные правила.

Анкетирование как позволяет за короткий срок получить максимально возможный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения общества по каким-то вопросам и в прочих подобных случаях. Как понятно из названия самого метода, в его основе находится главное средства, фиксирующее все данные анкетирования, то есть анкеты. Если обратиться за помощью к толковому словарю, то можно получить такое определение данного слова: анкетой называется комплекс вопросов (обязательно взаимосвязанных), на каждый из которых опрашиваемый (респондент) должен дать четкий ответ. Вопросы в анкетах могут требовать ответы точные (математические) или выражающие конкретное мнение (социологические и психологические). На основе данных ответов специалисты и делают соответствующие выводы по интересующей их проблеме.

В современном мире для анализа мнений разных групп людей чаще всего используется анкетирование как метод социологического исследования, поэтому над созданием соответствующих анкет трудятся профессионалы данной сферы, а также опытные психологи, задачей которых является грамотное составление вопросов для респондента. Есть несколько правил, которым так называемый «опросник» должен соответствовать. Во-первых, следует соотносить с общим количеством и содержанием вопросов в анкете. Во-вторых, для того чтобы была возможность анализировать результаты анкетирования разных фокусных групп, в начале анкеты всегда должны размещаться вопросы для уточнения личных данных опрашиваемого - ФИО (в небольшом количестве случаев), возраст, пол и В-третьих, анкетирование как метод исследования не должно быть перегружено расплывчатыми или малозначимыми вопросам, устав от которых респондент не сможет полноценно ответить на самые важные.

Помимо всего прочего вопросы в анкете должны быть четкими и логичными, следовать в логической последовательности, а также постепенно наращивать интерес опрашиваемого (в случае маркетингового опроса). В конце анкетирования стоит задавать вопросы самые сложные, над ответом на которые придется подумать. Важное условие качественного проведения анкетирования - точность формулировок вопросов, не допускающая двоякого толкования или неясности. Нельзя при создании анкеты допускать вопросов из нескольких многословных предложений, с употреблением профессиональных терминов. Кроме того, если анкетирование как метод исследования не является социологическим, в нем не должны затрагиваться вопросы о воспоминаниях, или социальной среде, в которой проживает опрашиваемый.

Напоследок следует заметить: если вы создаете анкету для любого самостоятельно, не забудьте перед анкетированием проверить. Можно задать вопросы людям незаинтересованным, чтобы оценить, насколько грамотно звучит формулировка и легко ли можно дать ответ. Если «пилотная» проверка состоится удачно - можно приступать к исследованию.

Одним из основных заданий в курсе психологического практикума является самостоятельная разработка и проведение анкетирования. Представленные в данном разделе основные теоретические вопросы помогут понять основные принципы проведения анкетирования.

Общая характеристика метода

Анкета (от фр. enkuete - список вопросов) - система вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических особенностей и др.

Анкета - метод исследования, предусматривающий письменные ответы на систему поставленных вопросов, каждый из которых связан с центральной задачей исследования.

Данный метод обладает следующими достоинствами :

    высокой оперативностью получения информации;

    возможностью организации массовых обследований;

    сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

    отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

    невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

Однако, анкетированию свойственны и недостатки :

      отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов, как, например, в беседе;

      не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или их желание выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках как социология или демография - одним из основных.

Разновидности метода анкетирования

Известно несколько типов анкет.

    Анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств. Форма ответа - оценка в баллах степени выраженности того или иного личностного свойства, черт характера (инициативности, общительности, тревожности, самостоятельности и пр.). При использовании данного метода необходимо учитывать его существенный недостаток; высокую степень субъективности ответов вследствие стремления человека показать себя с лучшей стороны и скрыть недостатки. Используя закрытую форму вопросов с несколькими вариантами ответов (например, ранжированных по степени согласия: «Нет, это совсем не так», «Пожалуй, так», «Верно», «Совершенно верно»), можно повысить информативную ценность ответов.

    Оценка социально-психологических, личностных качеств может проводиться группой экспертов. Достоинство этого метода анкетирования заключается в большей объективности получаемых данных, поскольку в состав группы экспертов включаются люди, давно и с разных сторон знающие человека. Однако опрос нескольких человек является трудоемким и порой сложно определить компетентность экспертов.

    Еще одной разновидностью метода анкетирования являются анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях. В результате обработки данных специалист-психолог делает вывод о наличии и уровне развития у опрашиваемого индивидуально-личностных свойств.

Виды анкет определяются формой содержания вопросов, а проверка их валидности и надежности составляет одну из трудностей. Подбор вопросов должен быть правдив по отношению к проблеме и логически связан с задачами исследования. Фразы вопросов должны быть короткими, однозначными, ясными.

Вопросы анкеты классифицируются по следующим основаниям:

    о фактах сознания (направлены на выявление мнений, планов на будущее, мотивов, ожиданий, оценочных суждений отвечающих);

    о фактах поведения (выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей);

    о личности респондента (касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т.д.). Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать результаты анкетирования в пределах той или иной группы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию с другими группами.

форме :

      закрытые;

      полузакрытые;

      открытые.

Закрытые - это такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов. Такой вопрос предусматривает полный набор ответов, из которых испытуемому предстоит только выбрать. У исследователя появляется возможность не только выяснить содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок, шкалируя их по каждому варианту. Преимуществами закрытых вопросов являются: возможность исключить неверное понимание вопросов, сопоставимость ответов, сравнительно более легкая форма заполнения ответов и обработка полученных данных. Этот вариант построения вопросов целесообразно использовать при изучении некоторых групп населения (например, солдат (матросов)), а также когда исследователь четко представляет себе, какие могут быть ответы на предлагаемый вопрос.

Существует несколько способов предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предполагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да - нет», «согласен - не согласен» и т.д.);

б) поливариантная форма, предусматривающая несколько вариантов ответов. Например: «Какие лекции Вы посетили на этой неделе?

Психологию, - социологию, - философию, - эстетику»;

в) шкальная форма, используемая в тех случаях, когда необходимо выразить интенсивность отношения, переживания и т.п. Ответы могут выглядеть следующим образом:

Полностью согласен, - не знаю, - совершенно не согласен;

г) табличная форма. Например:

При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. При этом все ответы сопровождают трехзначными цифрами, в которых первые цифры служат для обозначения порядкового номера вопросов, а третья обозначает порядковый номер ответа.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако, в них отсутствует выражение индивидуальных оценок.

Полузакрытый вопрос используется либо если исследователь не знает всех возможных вариантов ответа, либо когда намерен более полно выяснить индивидуальные мнения обследуемых. Кроме готовых вариантов в перечне ответов содержится графа «другие ответы» и определенное количество пустых строк.

Открытый вопрос предполагает, что опрашиваемый свободно отвечает на предложенный вопрос без каких-либо ограничений, например, при заполнении биографической анкеты. Открытый вопрос дает возможность испытуемому строить свой ответ как по форме, так и по содержанию. Достоинства открытых вопросов в том, что они не содержат подсказок, не навязывают чужое мнение, дают возможность собрать более полную информацию. Данная форма вопросов предпочтительнее, когда психолог не знает, каковы могут быть оценки изучаемого явления, хочет получить откровенные самостоятельные ответы. При использовании открытых вопросов затруднена сопоставимость ответов. Поэтому такие вопросы используют либо на ранних стадиях анкеты, либо тогда, когда имеется необходимость выражения всех имеющихся в группе индивидуальных мнений. Неуместны такие вопросы в анонимных анкетах.

По способу формулирования:

  • косвенные.

В прямом вопросе предусмотрен ответ, который следует понимать в том смысле, в каком его понимает опрашиваемый. Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента.

Однако, иногда, когда требуется дать критический ответ по поводу себя или других, многие респонденты склонны ограничиваться социально желаемыми и одобряемыми ответами. В таких случаях целесообразно использовать косвенные вопросы.

Косвенный вопрос обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей реальную информацию. Косвенные вопросы предусматривают перенос на что-либо другое; ответ на него предполагает расшифровку в ином, скрытом от испытуемого смысле. Например, вместо вопроса студенту: «Почему вы так часто пропускаете лекции?», можно задать вопрос: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции. Как Вы думаете, почему?».

По функции :

    информационные (основные);

    вопросы-фильтры и контрольные (не основные или уточняющие).

Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления от каждого респондента.

Вопросы-фильтры используются тогда, когда необходима информация только от части из всей совокупности респондентов. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначены.

Например:

«Следующие два вопроса только для студентов психологов.

Каково качество практических занятий по психологии общения?

Как полученные знания могут помочь Вам в работе по специальности? Внимание! Вопросы для всех».

Наличие вопросов-фильтров, которые ограничивают круг респондентов, позволяет не допустить искажений информации, которые могут возникнуть при ответах недостаточно компетентных лиц.

Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность и достоверность сведений, сообщаемых респондентами.

Контрольные вопросы бывают двух разновидностей. Первые представляют собой повторение информационных вопросов, только другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, то они исключаются из дальнейшего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, склонных давать социально одобряемые ответы. В них предлагается множество ответов там, где на практике может быть только однозначный ответ.

Например:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?

Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали людям?»

Вероятность получения на такие вопросы честного, но не распространенного ответа очень мала.

Существует несколько требований повышения эффективности контроля при составлении вопросов в анкете:

Анкете основной и контрольный вопросы не следует размещать рядом, иначе будет замечена их взаимосвязь;

Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными;

Контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы анкеты;

Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответов, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «когда как» и т.п.).


Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Результаты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874).

Данный метод обладает следующими достоинствами:

Высокой оперативностью получения информации;

Возможностью организации массовых обследований;

Сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

Отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

Невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

Отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

Не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках, как социология или демография - одним из основных, обеспечивающим, по некоторым данным, до 80% собираемой информации.

Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.

1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

Существуют следующие способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предлагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да – нет», «верно – неверно», «согласен – не согласен» и т. д.);

б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. «меню ответов», где вполне можно остановиться на нескольких из них. Например:

«Какие лекции вы посетили на этой неделе?

Психологию

Социологию

Религиоведение

Философию

Эстетику»

в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом:

Полностью согласен

Согласен, но бывают исключения

Не согласен, но иногда бывает

Совершенно не согласен

г) табличная форма. Например:

Достаточно ли у Вас времени на:

При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь);

Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ преподавателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто пропускаете лекции?»

В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции» Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы.

Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

«Следующие три вопроса только для студентов-психологов.

Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? ...

Каково качество практических занятий по психологии общения?…

В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?

Внимание! Вопросы для всех».

Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ. К примеру:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

«Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали другим людям?»

«Всегда ли Вы с готовностью приходите на помощь незнакомцам?»

Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

В анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

Контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете;

Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

Этапы подготовки анкеты.

I. Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем;

II. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов;

III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов;

IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов;

V. Анкетирование;

VI. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.

Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заочная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления - обращения к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации.

Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

Очень редко бывает так, чтобы сам процесс заполнения анкеты представлял для опрашиваемых лиц особую пользу. Поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функциями подобных вопросов-контактёров являются:

а) формирование установки на сотрудничество;

б) стимулирование заинтересованности испытуемых;

в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;

г) получение информации.

За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты.

И, наконец, в заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.

Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в...?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как предполагает, что нечто «нравится»)

Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в месяц Вы тратите на подготовку к семинарам?»)

Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем», …, содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?)

Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции?

Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?

Не спрашивается ли одновременно о нескольких различных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения?

Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?

Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?

Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?

Имеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к нему?

Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?


  • Вопрос 2 Двигательные ошибки, их характеристика, причины возникновения, способы их устранения
  • Экзаменационный билет № 6
  • 1. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
  • 2. Общая характеристика физических качеств (понятие, взаимосвязь способностей и качеств, классификация, закономерности развития).
  • 3. Схема развёртывания учебного материала по физической культуре в начальной школе.
  • Экзаменационный билет № 5
  • 1. Определение понятия «культура». Понятие «культура физическая, её связь с общей культурой..
  • 2. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3.Познавательные универсальные учебные действия, способы их формирования.
  • Билет №7 _________________________________________________________________________________
  • Билет 8
  • 1. Пространственные характеристики
  • Экзаменационный билет № 9
  • 1. Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования:
  • 2. Выносливость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3. Формирование самооценки двигательного действия на уроке физической культуры.
  • Экзаменационный билет № 10
  • 1. Круговая тренировка как организационно-педагогическая форма занятия (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Координационные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • Билет № 11
  • 1 Вопрос: . Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3 Вопрос: Педагогический анализ и оценка как метод исследования.
  • Билет № 12:
  • 1 Вопрос: Метод равномерного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Особенности построения спортивной тренировки (макроциклы, мезоциклы, микроциклы).
  • 3 Вопрос: Требования к составлению списка литературы (библиографический список).
  • Билет 13
  • 1. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки.
  • 2. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.
  • 3. Педагогический эксперимент как метод исследования
  • Билет 14
  • 1. Метод переменного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты)
  • 2. Занятия урочного типа, их отличительные особенности, типы уроков.
  • 3. Анкетирование как метод исследования
  • Экзаменационный билет № 15
  • 3. Пульсометрия как метод исследования.
  • Экзаменационный билет № 16
  • 1. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). Технологическая карта урока.
  • 3. Тестирование как метод исследования.
  • Билет 17
  • Вопрос 1. Методы использования слова
  • Вопрос 2. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
  • Вопрос 3. Беседа как метод опроса при исследовании
  • Билет 18
  • Вопрос 1. Методы обеспечения наглядности при занятиях физическими упражнениями (по л.П. Матвееву).
  • Вопрос 2. Спортивная ориентация и отбор в спорте.
  • Вопрос 3. Педагогическое наблюдение как метод исследования.
  • Билет 19
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________________
  • Билет 20
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:_______________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________
  • 21 Билет
  • 2. Тренировочный процесс как объект управления.
  • 3. Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям учащихся.
  • 22 Билет
  • 1.Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
  • 2. Педагогический контроль по физической культуре в школе, его значение и содержание. Алгоритм создания контрольно-измерительных материалов
  • 16.3. Виды, содержание и основы методики контроля и учета
  • Экзаменационный билет № 23
  • 1. Принцип систематичности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями)
  • 2. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (значение, задачи, средства, методические основы построения).
  • 24 Билет
  • 1.Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • 3.Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3. Анкетирование как метод исследования

    Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

    Данный метод обладает следующими достоинствами:

    Высокой оперативностью получения информации;

    Возможностью организации массовых обследований;

    Сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

    Отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

    Невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

    Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

    Отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

    Не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

    Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.

    1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

    2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

    3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

    При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.

    Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

    Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь);

    Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

    Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

    В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

    Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

    Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ преподавателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто пропускаете лекции?»

    В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции» Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

    По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

    При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы.

    Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

    «Следующие три вопроса только для студентов-психологов.

    Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? ...

    Каково качество практических занятий по психологии общения?…

    В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?

    Внимание! Вопросы для всех».

    Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

    Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

    К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ. К примеру:

    «Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

    Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

    Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

    В анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

    Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

    Контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете;

    Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

    Этапы подготовки анкеты.

    I. Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем;

    II. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов;

    III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов;

    IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов;

    V. Анкетирование;

    VI. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.

    Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заочная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления - обращения к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации.

    Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

    Очень редко бывает так, чтобы сам процесс заполнения анкеты представлял для опрашиваемых лиц особую пользу. Поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функциями подобных вопросов-контактёров являются:

    а) формирование установки на сотрудничество;

    б) стимулирование заинтересованности испытуемых;

    в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;

    г) получение информации.

    За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты.

    И, наконец, в заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.

    Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

    Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в...?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как предполагает, что нечто «нравится»)

    Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в месяц Вы тратите на подготовку к семинарам?»)

    Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем», …, содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?)

    Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции?

    Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?

    Не спрашивается ли одновременно о нескольких различных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения?

    Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

    Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?

    Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?

    Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?

    Имеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к нему?

    Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

    Метод опроса (анкетирования)

    Использование опросных листов или анкет является одним из самых популярных методов маркетингового исследования.

    Метод анкетирования -- психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от объекта используется оформленный список вопросов -- анкета.

    Анкетирование -- одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.

    В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

    Во время анкетирования контакт с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

    При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

    Несмотря на многочисленные преимущества, метод обладает рядом недостатков, из числа которых можно обратить внимание на следующие:

    · Неизвестно какая степень подробности ответов обеспечивает обоснованный ответ.

    · Не всякий опрашиваемый правильно понимает смысл вопросов.

    · Анализ анкет позволяет понять, что думают люди, но не разъясняет, почему они придерживаются данной точки зрения.

    · Не формируется список сильных сторон и областей деятельности, требующих дальнейшего совершенствования.

    · Точность результатов зависит от качества задаваемых вопросов.

    По форме вопросы разделяются на открытые - предлагается дать свободный ответ - и закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов.

    Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим - анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

    Анкетирование может проводиться тремя способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; "почтовое" анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.

    Рассмотрим данный метод для получения данных о потребительских предпочтениях участников опроса в культурной среде. В этом опросе было задействовано 44 человека. Сегментная группа - учащиеся старших классов средней школы и высших учебных заведений (Возраст от 15 лет до 21 года). Способ анкетирования - почтовое. Всем участникам была выслана анкета (см. Приложение 2).

    Проведенный анализ этих анкет показал следующие результаты:

    1) На вопрос «Как Вы чаще всего проводите досуг?» наиболее популярными ответами были «посещаю культурные заведения (театры, музеи, дискотеки, ДК и т.д.) (45%), «читаю книги, периодическую литературу» (45%), «гуляю по улице» (41%). «Занимаюсь различными хобби»(танцы, рисование и т.д.) ответило 36% опрошенных. Ответ «смотрю телевизор» был наименее популярным (23%).

    2) На вопрос «Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы предпочитаете?» наиболее популярными ответами были театры (95%), кинотеатры (95%), музеи (65%). Выставки отметило 45% опрошенных, дискотеки и ночные клубы - 41%. Концерты эстрадной музыки предпочитают 23%, а концерты классической музыки всего лишь 18%. Вариант «все безразличны» не был выбран.

    3) На вопрос «Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы чаще всего посещаете?» самыми частым ответом был кинотеатры (77%). Остальные варианты не прошли 50-процентный барьер. Чаще всего посещают театр 41% опрошенных, выставки - 36%, музеи - 27%. Дискотеки и концерты эстрадной музыки выбрали 23%. Судя по данному опросу наименее всего посещают концерты классической музыки (4%). Вариант «все безразличны» никто не отметил.

    4) На вопрос «Как часто Вы посещаете культурные заведения?» 50% анкетируемых ответило «1 раз в неделю», 30% 1 раз в месяц, 14% несколько раз в неделю. Наименее популярными вариантами оказались 1 раз в год (4%) и не посещаю (2%).

    5) На вопрос «С кем чаще всего Вы посещаете культурные заведения?» были получены следующие результаты: 86% предпочитают посещать культурные заведения с друзьями. Это самый был популярный ответ, остальные варианты не прошли даже 10-процентный барьер. 7% опрошенных посещают заведения культуры одни. Вариант «со своей 2-ой половинкой» выбрали 5%, «с родителями» - 2%. За варианты «с детьми» и «всей семьей» не было получено ни одного голоса в связи с тем, что анкетирование проходила определенная сегментная группа - учащиеся.

    6) На вопрос «Какую цель Вы преследуете, отправляясь в культурное заведение?» самым популярным ответом был «интересно провести время» (68%) и узнать больше нового о культуре (55%). Далее шли варианты «составить компанию и пообщаться с друзьями (другом / подругой, семьей)» (28%) и «познакомиться с новыми людьми» (14%). Вариант «убить» время» не был выбран.

    7) Вопрос «Удовлетворяет ли Вас качество культурно-массовых мероприятий (уровень профессионализма актеров, разнообразие репертуаров, общее оформление)?» не только требовал ответить «Да/Нет», но и просил указать то, что не устраивает опрошенного в учреждении СКС.

    Учреждения были сгруппированы на 3 вида: 1)театр, кинотеатр 2)выставка, музей 3)дискотека, ночной клуб.

    Опрос показал, что 91 % были удовлетворены качеством театров и кинотеатров, 9%, соответственно, не удовлетворены. Причинами неудовлетворенности стали: «отсутствие достойных фильмов», «однотипные фильмы», «скучные пьесы». 86% были довольны качеством выставок и музеев, 14% - не довольны. Причин неудовлетворенности никто не отметил. 64% удовлетворены качеством дискотек и ночных клубов, 36% - нет. Причинами недовольства стали: «плохая, скучная музыка», «дороговизна алкоголя в барах», «несовпадение музыкальных интересов».

    8) На вопрос «Хотелось бы Вам чаще посещать культурные заведения?» 95 % опрошенных ответило «ДА» и 5% - нет. На вопрос «Если «да», то по каким причинам Вы посещаете реже желаемого?» наиболее частыми ответами были «нет свободного времени» (77%), финансовые трудности (45%). Также были даны другие варианты: «нет компании» (16%) «не позволяет здоровье» (14%) «опасность из-за криминальной обстановки» (7%)

    9) На вопрос «Привлекают ли Вас различные конкурсы, лотереи на культурно-массовых мероприятиях?» «ДА» ответили 45,5%, «НЕТ» - 54,5%

    10) На вопрос «Посещаете ли Вы бары, кафе в культурных заведениях? «ДА» ответили 68%, «НЕТ» - 32%

    11) На вопрос «Считаете ли Вы, что в районе Вашего проживания не хватает культурных заведений»? «ДА» ответили 66%, «НЕТ» - 34%

    «Каких именно?»: «нет ничего в районе, где я живу» (23%), «театров» (27%), «кинотеатров»(18%), «музеев» (16%), «дискотек, ночных клубов» (7%).