Биографии Характеристики Анализ

Светлана ройз о том, как работает мозг подростка. Как работает мозг подростка

Представьте: вы спите. Отец заходит в комнату, целует вас в лоб и говорит: «С добрым утром, милая. Что будешь на завтрак?» «Овсянку», - отвечаете вы. Спустя полчаса вы приходите на кухню - на столе вас ждет дымящаяся тарелка овсянки.

Так выглядело детство для многих: родители и другие близкие люди заботились о нас. Но в какой-то момент мы стали отдаляться от них. Мозг изменился, и мы решили отказаться от овсянки, приготовленной родителями.

Вот для чего людям нужен подростковый возраст. Природа меняет детский мозг, чтобы его обладатель не остался жить с мамой. В результате изменений ребенок отходит от привычного уклада жизни и отправляется навстречу новому, незнакомому и потенциально опасному. Так же меняются отношения подростка с людьми. Он отдаляется от родителей и сближается со сверстниками.

Мозг подростка претерпевает множество изменений, которые влияют на отношения с людьми. Вот несколько наиболее значимых.

Обострение эмоций

По мере приближения подросткового возраста эмоции ребенка становятся интенсивнее. Подростки часто хлопают дверьми и дуются на родителей - этому есть научное объяснение. Эмоции формируются при взаимодействии лимбической системы и стволовой части головного мозга. В организме подростка эти структуры сильнее влияют на принятия решений, нежели у детей и взрослых.

В одном из исследований поместили детей, подростков и взрослых в томограф. Участникам эксперимента показывали фотографии людей с нейтральным выражением лица или с ярко выраженными эмоциями. Ученые зафиксировали более сильный эмоциональный отклик у подростков и умеренный отклик среди взрослых и детей.

Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем

Также подростки склонны видеть эмоции в других людях, даже если их нет. Когда подросткам в томографе показывали фотографии с нейтральными эмоциями на лицах, их мозжечковая миндалина активировалась. Подросткам казалось, что человек на фотографии испытывает отрицательные эмоции.

Из-за повышенной эмоциональности подростков легко вывести из себя или расстроить. У них часто меняется настроение. Они сами себя плохо понимают. Один парень как-то мне сказал: «Объясните это взрослым. Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем». Это неплохой совет. Если взрослые наседают на подростков и пытаются наказать за излишнюю эмоциональность, это только отдаляет их.

Притягательность риска

В нашем организме есть нейротрансмиттер дофамин. Он участвует в совместной работе ствола мозга, лимбической доли и коры головного мозга. Именно благодаря дофамину мы хорошо себя чувствуем, когда получаем награду.

По сравнению с детьми и взрослыми у подростков ниже базовый уровень дофамина, но выше всплески при его выработке. Новизна - один из главных триггеров, запускающих выброс дофамина. За счет этого подростков привлекает все новое. Природа создала систему, которая заставлять стремиться к переменам и новизне, толкает к незнакомому и неопределенному. Однажды это заставит молодого человека покинуть родительский дом.

Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия

Когда уровень дофамина падает, подросткам становится скучно. Все старое и доброе их удручает. Это нужно учитывать при организации учебного процесса в средних и старших классах. Школы и учителя должны использовать внутреннюю тягу подростков к новизне, чтобы заинтересовать их.

Еще одна особенность подросткового мозга - изменение процесса оценки, что хорошо и что плохо. Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия.

Психологи называют такой тип мышления гиперрациональным. Оно заставляет подростков быстро ездить, принимать наркотики и вступать в опасные половые связи. Родители не зря беспокоятся о безопасности своих детей. Подростковый возраст - действительно опасный период.

Близость со сверстниками

Привязанности всех млекопитающих основаны на детских потребностях в заботе и безопасности. В первые годы жизни человека привязанность очень важна: малыш не выживет без заботы взрослых. Но по мере нашего взросления привязанность не исчезает, она изменяет свой фокус. Подросток меньше полагается на родителей и все больше на сверстников.

В подростковом возрасте мы активно сближаемся с друзьями - это естественный процесс. Именно на друзей мы будем полагаться, когда покинем родительский дом. В дикой природе млекопитающие редко выживают в одиночку. Взаимодействие со сверстниками для подростков воспринимается как вопрос выживания. Родители отходят на второй план и чувствуют себя отвергнутыми.

Главный недостаток такого изменения - близость с группой подростков или даже одним человеком кажется вопросом жизни и смерти. Миллионы лет эволюции заставляют подростка думать: «Если у меня не будет хотя бы одного близкого друга, я умру». Когда родители запрещают подростку идти на вечеринку, для него это становится трагедией.

Взрослым кажется, что это глупо. На самом деле глупость ни при чем, так заложено эволюцией. Когда вы запрещаете дочери идти на вечеринку или отказываетесь покупать новые туфли, подумайте, как это важно для нее. Это поможет укрепить отношения.

Выводы для взрослых

Взрослые должны уважать процесс взросления детей. Подростков захватывают эмоции и заставляют их выйти из-под родительского крыла, сблизиться со сверстниками и отправиться навстречу новому. Таким образом мозг помогает подросткам находить «овсянку» за пределами родительского дома. Подросток начинает сам заботиться о себе и искать других людей, которые будут о нем заботиться.

Это не значит, что в жизни подростка не остается места для родителей и других взрослых. Мозг ребенка изменяется, и это влияет на его отношения с окружающими. Родителям важно принять тот факт, что их роль в жизни ребенка тоже меняется. Взрослым стоит задуматься, чему можно научиться у подростков.

Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость

Сколько взрослых остались верны принципам подросткового периода, занимаются тем, что они любят? Кто остался социально активным, сохранил близких друзей? Кто продолжает пробовать новые вещи и не привязывается к старому, загружает свой мозг творческими изысканиями?

Нейробиологи установили, что мозг постоянно растет. Они называют это свойство нейоропластичностью. Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость. Все это - качества, присущие подростковому периоду.

Вспомните об этом, когда вам захочется подколоть подростка за его поведение или использовать слово «подросток» в уничижительной манере. Не высмеивайте их эмоциональность и непокорность, лучше сами побудьте немного подростком. Исследования предполагают - именно это нам нужно, чтобы сохранить ум острым и молодым.

Об авторе

(Daniel Siegel) - профессор психиатрии в Медицинской школе при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, автор книг «Майндсайт. Новая наука личной трансформации» и «Внимательный мозг».

В подростковом возрасте существует масса возможностей развития и изменения. В этой главе нас ожидают хорошие новости: данные исследований мозга говорят о том, что самооценку можно поправить и в подростковом возрасте. Не исключено, что в случае с самооценкой всегда есть шанс на улучшение.

Золотой шанс для укрепления самооценки
Благодаря исследованиям последнего десятилетия мы получили новые сведения о головном мозге, которые будут небезынтересны родителям: мозг подростка почти так же пластичен, как и мозг младенца, возможности его развития и потенциал формирования колоссальны в период с двенадцати-тринадцати до тридцати лет. В частности, это значит, что в подростковом возрасте можно укреплять и корректировать самооценку.

В годы, предшествующие половому созреванию, происходит небывалое перепроизводство клеток головного мозга, пик которого приходится на возраст приблизительно одиннадцати лет у девочек и двенадцати у мальчиков. Дети вступают в подростковый период, имея массу новых клеток головного мозга, чье количество значительно превышает необходимое. Мозг едва ли не содрогается от распирающей его новой «команды», он готов формировать связи и совершенствоваться. У подростка море возможностей, поскольку мозг очень восприимчив и открыт для новой информации.

Мы как родители можем использовать знание о пластичности мозга подростков, чтобы наилучшим образом поддержать своих взрослеющих детей, научить их владеть собой и справляться с жизненными трудностями. Мы чуть более подробно остановимся на происходящих в мозге процессах, прежде чем начнем говорить о том, как эффективно помогать подросткам развиваться.

«Сейчас или никогда»
То, что происходит в головном мозге подростка, напоминает процесс, имевший место в первые годы жизни: перепроизводство клеток и установление связей между ними. Клетки, которые включаются в опыт и действие, образуют устойчивые нейронные сети, а неиспользованные клетки пропадают.

«Сейчас или никогда» – выражение, четко отражающее процессы, протекающие в головном мозге, поскольку клетки должны быть использованы и задействованы в нейронной сети, или же они исчезнут без следа. А нейронные пути, которые на протяжении длительного времени будут использоваться, разрастутся и укрепятся. Затем вокруг нейронного соединения возникает своего рода изоляция – миелиновая оболочка, которая способствует увеличению скорости проведения и эффективности воздействия нервного импульса. Ученые описывают такое развитие как нейронный детерминизм – наиболее используемые связи и соединения выживают и укрепляются.

Развитие головного мозга в подростковом периоде характеризуется двумя важнейшими особенностями: мозг специализируется за счет процесса, при котором малоиспользуемые связи теряются, в то время как часто используемые, напротив, разрастаются и укрепляются. На практике это означает, что подростки совершенствуются в том, чему уделяют много времени. Наряду с этим происходит усиление взаимодействия между различными областями головного мозга: отделы, отвечающие за эмоции, все крепче привязываются к сложным мыслительным функциям, таким как планирование и контроль импульсивности. Лобная доля созревает и интегрируется с остальными областями головного мозга. Лобная доля отвечает за способность планировать, мыслить логически и последовательно, думать о нескольких вещах одновременно и управлять эмоциональными импульсами. Интеграция на практике означает, что подростки постепенно научаются мыслить зрело, разумно, понимать и учитывать последствия своего поведения и планировать свои действия, исходя из реалистичных предпосылок.

Пластичность мозга делает подростковый период опасным и в то же время открытым для массы возможностей. Все, чем занимается четырнадцатилетний или восемнадцатилетний человек, весь его опыт влияют на его дальнейшую жизнь. Это не значит, что впоследствии ничего нельзя будет исправить, ведь развитие продолжается на протяжении всей жизни и мозг сохраняет пластичность вплоть до самой смерти. Но никогда больше возможностей для интеграции и специализации навыков и функций не будет так много, как в подростковый период жизни. Поэтому этот возраст предоставляет прекрасные возможности для научения и развития вообще и для укрепления самооценки в частности. К этому мы вернемся еще не раз.

Созревание мозга отчасти регулируется генетической предрасположенностью. Люди рождаются с индивидуальными различиями, и коды, заложенные в генах, по мере взросления человека постепенно активируются. Однако наследственность и среда влияют на развитие подростка в совокупности, так же как и на развитие младенца. Физиология и гены задают рамки развития, а не предопределяют его. Именно среда и получаемый опыт, все события жизни определяют, какие нейронные связи образуются и укрепятся, а какие исчезнут.

Не только гормоны
Резкие смены настроения и горячность подростков принято объяснять выбросом гормонов, сопровождающим половое созревание. Разумеется, гормоны стимулируют эмоциональность юношей и девушек. Но как показывают новейшие исследования, первоочередная причина типичного подросткового поведения – революционные изменения, происходящие в головном мозге. Когда достигается пик готовности клеток головного мозга образовывать активные нейронные соединения, происходят ощутимые изменения в поведении. Результаты исследований говорят о том, что этот период включает в себя совершенно определенные изменения, происходящие со всеми подростками (вне зависимости от культуры, в которой они растут):
возросшая тяга к новому;
пренебрежение опасностью и склонность к риску;
потребность утвердиться перед друзьями теперь сильнее, чем потребность утвердиться в семье.

Последнее родители подростков знают по опыту: отношения с друзьями становятся важны как никогда. Подросткам нужно испробовать все новое и неизвестное, включая то, что представляет опасность. Именно это и есть дилемма развития: с точки зрения эволюции стремление молодежи покинуть отчий дом, чтобы научиться жить самостоятельно и со временем создать собственную семью, обоснованно. Открытый и пытливый разум в этот период необходим, чтобы юный индивид приспособился к возможностям жизни своего поколения и соответствовал его требованиям. Давайте представим (чисто гипотетически), что мозг полностью формируется и созревает к моменту, когда подросток обращается к миру друзей и новых возможностей для самостоятельной жизни. В таком случае едва ли в жизни нового поколения произойдут какие-то значимые изменения по сравнению с поколением предыдущим. Вполне вероятно, что пластичный мозг подростка в сочетании с исследовательским пылом способствует развитию человечества.

В то же время имеется определенная опасность в том, что молодые люди выходят в мир, имея относительно незрелый мозг, что они не обладают потенциалом взрослых, их способностью к здравомыслию, не располагают опытом, необходимым для совладания с окружающим миром. Даже нам, взрослым, порой приходится нелегко. Поэтому мы подробнее остановимся на том, как мы можем поддержать подростка на его неспешном пути прочь из родного гнезда. Многим родителям кажется, что до разума их детей в подростковом возрасте не достучаться – как будто мозг закрыт на реконструкцию. Однако в действительности это не так: в подростковый период мозг открыт для восприятия нового как никогда. Поэтому для описания мозга подростка будет правильнее использовать другую метафору, не из строительной, а из бюрократической области: «На рассмотрении; принимаются предложения для обсуждения». И мы, родители, все еще рядом. Мы представляем собой комитет, разработавший «документы». Документы пока не утверждены: они на рассмотрении, могут вернуться и на доработку… Подросток выходит в мир, но все еще нуждается в надежной базе в лице мамы и папы.

Уровень ожирения растет во всем мире, и особенно ему подвержены молодые люди. Они являются главными потребителями высокоэнергетических, сладких и перегруженных жиром продуктов и подслащенных напитков.

Повышенный метаболизм и быстрый рост в период полового созревания могут защитить от ожирения. Тем не менее легкий доступ к нездоровой пище и сидячий образ жизни нивелируют эти природные механизмы защиты.

Как сахар влияет на функционирование мозга

Рацион с высоким содержанием рафинированного сахара и насыщенных жиров не только способствует увеличению веса и появлению других проблем, связанных со здоровьем, но и оказывает пагубное воздействие на функционирование мозга.

Известно, что чрезмерное потребление нездоровой пищи повреждает области мозга, которые отвечают за обучение и память. Нейроны в областях мозга, включая гиппокамп, который кодирует воспоминания, больше не могут работать эффективно, что приводит к проблемам с обучением.

Это вызывает серьезную озабоченность, так как подростковый возраст является критическим формирующим периодом для познания мира. Подростковый возраст - это также время для только что обретенной независимости, в том числе и в выборе продуктов питания.

Результаты испытаний на грызунах

Недавние исследования на грызунах показали, что мозг подростка подвержен повышенному риску развития когнитивной дисфункции, вызванной неправильным рационом. У мышей подросткового возраста развиваются проблемы с памятью после потребления продуктов с высоким содержанием жиров.

Крысы-подростки, которые пили сладкие напитки, показали сниженную способность вспомнить конкретное место, ведущие к аварийным люкам. Эти результаты сравнивались с данными для взрослых крыс, пьющих сладкие напитки, и крыс-подростков, которые употребляли продукты с низким содержанием сахара.

Мозг крыс-подростков, которые употребляли сахар, также показал повышенный уровень воспаления в гиппокампе, что нарушает процесс обучения и функции памяти. Воспаление в мозге может способствовать снижению когнитивных функций и развитию деменции.

Последствия ожирения

Отрицательные последствия ожирения также наблюдаются у молодых людей. Тучные подростки показывают худшие результаты в математике, правописании. Они также имеют меньшую гибкость ума, чем подростки со здоровым весом. Структурное сканирование мозга показало, что гиппокамп тучных подростков имеет меньший размер. Это свидетельствует о том, что чрезмерное количество жира в организме влияет на центр обучения в мозге.

Развитие мозга у подростков

Мозг подростков претерпевает значительные изменения в отношении развития с точки зрения структуры и функций. Подростковый возраст является периодом повышения нейропластики из-за кардинальных изменений в связях внутри разных областей мозга.

Исследования мозга показывают, что префронтальная кора полностью созревает только к 20 годам. Эта область мозга имеет исполнительные функции, то есть отвечает за поведенческий контроль, внимание и принятие решений.

Плохое функционирование префронтальной коры в подростковом возрасте может объяснить повышенный риск неприемлемого поведения у подростков, в том числе опасного вождения, употребления наркотиков и выпивки.

Предоставление подросткам информации о небезопасном поведении чаще всего ими игнорируется. Префронтальная кора головного мозга помогает нам противостоять поведению, вызванному событиями в окружающей среде. Сопротивление такому поведению на фоне немедленного вознаграждения может быть трудным, особенно для подростков.

Мозг подроска любит награды

Рискованное поведение подростков часто приводит к немедленной награде. Система вознаграждения в мозге освобождает нейротрансмиттер допамин во время стимуляции - приятных событий, что увеличивает для подростка важность выполнения этих мероприятий.

Подростков особенно привлекают награды, в том числе вкусные продукты с высоким содержанием жира и сахара. Система вознаграждения подростков чувствительна к стимуляции и может быть навсегда изменена сверхактивацией в этот период.

В сочетании с пониженной способностью противостоять поведению, которое приводит к вознаграждениям, не удивительно, что подростки предпочитают употреблять в пищу продукты, которые легко получить, и которые приносят удовольствие, даже если они могут навредить здоровью.

Изменения в головном мозге, вызванные чрезмерным потреблением сладких продуктов питания в подростковом возрасте, могут проявиться намного позже. Взрослый человек в таком случае не может испытытать чувство удовлетворения. Исследования показали, что самцы крыс, которые пили сладкую воду в подростковом возрасте, имели сниженную мотивацию и удовольствие от награды, когда они были взрослыми.

Эти формы поведения являются основными особенностями расстройств настроения, включая депрессию. Это свидетельствует о том, что то, как мы едим в подростковом возрасте, может повлиять на функции мозга уже взрослого человека, что приводит к долгосрочным изменениям в предпочтении еды и достижении чувства вознаграждения.

Пластичность мозга

Чрезмерное потребление нездоровой пищи в подростковом возрасте может подорвать нормальные процессы созревания мозга. Это может изменить нормальные траектории развития, что приводит к выдерживающим поведенческим предрасположенностям. В этом случае привычка потреблять жирные и сладкие продукты приводит к ожирению.

К счастью, повышенная пластичность мозга подростков означает, что молодые люди могут быть более чувствительны к изменениям. Возможности выявления и вмешательства для молодых людей с высокой степенью риска могут предотвратить разрушительные негативные поведенческие спирали, которые возникли в подростковом возрасте. Это может стимулировать развитие здоровых привычек.

У взрослого человека все части мозга, как музыканты в оркестре, выступают согласованно, поэтому решения, поступки и эмоции обычно соответствуют ситуации. Мозг подростка так не работает, что и сказывается на его поступках.

Недостаток самоконтроля

Чтобы понять, как выглядит мозг подростка, представьте концертную площадку, на которой идет подготовка к выступлению: всюду валяются провода, колонки не подключены, звук не настроен, экраны не работают. И в довершение всего нигде не найти организатора.

Организатором в мозге выступает префронтальная кора - она взвешивает последствия, формирует суждения и управляет эмоциями. И, конечно, она помогает налаживать взаимопонимание. Ученые обнаружили, что эта область мозга созревает к 20 годам, то есть подросткам приходится строить жизнь «без царя в голове». И с еще не налаженным оборудованием.

В итоге, чтобы принять решение, у них уходит гораздо больше времени, чем у взрослых. По этой же причине ваш ребенок с трудом меняет поведение: исследования показали, что при выполнении задач на поиск ошибок люди старшего возраста нажимают на кнопку в течение 80 миллисекунд, тогда как подростки могут вообще не заметить ничего странного.

Недоразвитость префронтальной коры вызывает еще одну трудность: ваш ребенок бывает груб или эгоистичен. Он не замечает вашей усталости, не предлагает свою помощь. Его способность к эмпатии и сопереживанию проявится в будущем, а пока вам придется объяснять, почему просьба помыть полы не имеет ничего общего с эксплуатацией труда малолетних.

Но это все было бы мелочью, если бы не повышенная активность в области мозга, которая отвечает за наслаждение и вознаграждение. Эта комбинация - недостаток самоконтроля в сочетании с острой потребностью в поощрении - объясняет многие проблемы подросткового возраста.

Влияние гормонов


Следующий виновник подростковых несчастий - гормоны. Из-за них дети похожи на эмоциональные бомбы замедленного действия: вы никогда не знаете, какой реакции от них ждать. Они то заходятся в слезах, то крушат все в ярости, то бунтуют, то неоправданно рискуют своей жизнью. Взрослый человек способен оценить последствия таких идей, как лазание по балконам или так называемое зацеперство. А вот подросток в первую очередь предвкушает адреналиновый бум, поэтому не видит опасностей.

По этой же причине ваш сын или дочь не может сосредоточиться на домашнем задании (а вместо этого сидит часами в Интернете), ест гамбургер (хотя вы приготовили обед) или покупает фейерверки и мягкие игрушки (а ведь вы дарили деньги на компьютер). Ваш подросток подозревает, что позже его ждет наказание, но не готов отказаться от немедленного удовлетворения возникших потребностей.

Психологи считают, что подростковая тяга поступать против правил оправдана эволюционно. Если ваш ребенок не будет экспериментировать и совершать бездумные поступки, то он приобретет страх перед жизнью и не сможет адаптироваться. А если он совершает самостоятельные шаги, то позже учится на допущенных ошибках и начинает отличать оправданный риск от угрозы здоровью.

Усвоение нового

У подросткового мозга есть еще одна феноменальная особенность - избыточное количество синоптических связей. Благодаря им ваш ребенок быстро запоминает факты и стремительно осваивает навыки. Причем незначительные события зачастую оказывают колоссальное влияние. Так, если ваш подросток часто играет в компьютерные игры, то он с большей долей вероятности станет пилотом, чем экономистом или исследователем. Школьный заводила сможет успешно заниматься продажами, а президент класса пойдет в бизнес. То же касается и негативного опыта: употребление спиртного в юные годы повышает вероятность развития алкоголизма, так как зависимость - это деструктивное поведение, которое приобретается через повторение и обучение.

Мозг впитывает информацию и перестраивается в соответствии с ней - вы замечаете, как ваш ребенок трансформируется в нового человека. В силу возрастных особенностей влияние сверстников куда сильнее, чем роль родителей или учителей. Но это не значит, что вы можете предоставить подростку полную свободу. Определитесь с семейными правилами и заодно с педагогической линией: не настаивайте на посещении художественной школы против воли, но и не потакайте минутному желанию бросить занятия иностранным, если видите, как легко даются знания. Даже если ваше чадо уйдет в совершенно противоположном профессиональном направлении, развитые способности будут составлять золотой фонд его личности.

Психическая хрупкость

Подростки часто скрывают тайны от родителей. Не отворачивайтесь в ответ, а сохраняйте эмоциональную связь и будьте в курсе всех влюбленностей, неудач, конфликтов. В переходный период все чувства обострены, человек предрасположен к развитию депрессии, тревожности, суицидальных мыслей и психических заболеваний. Шизофрения и биполярное аффективное расстройство впервые дают о себе знать в конце второго десятка жизни. Если ваш ребенок отгораживается от окружающих, внезапно набирает или сбрасывает вес, перестает следить за внешностью и гигиеной, то не списывайте его поведение на трудный возраст. Это сигнал о серьезных проблемах.

До совершеннолетия и даже чуточку позже вы несете ответственность за то, что происходит с вашим подростком, поэтому проявляйте к нему чуткость.

Вчерашние милые дети превращаются в бунтарей. Подросток отдаляется от родителей и делает все наперекор. Родители недоумевают, что они сделали не так. Психиатр Дэниел Сигел объясняет: причина в изменениях на уровне мозга.

Представьте: вы спите. Отец заходит в комнату, целует вас в лоб и говорит: «С добрым утром, милая. Что будешь на завтрак?» «Овсянку», — отвечаете вы. Спустя полчаса вы приходите на кухню — на столе вас ждет дымящаяся тарелка овсянки.

Так выглядело детство для многих: родители и другие близкие люди заботились о нас. Но в какой-то момент мы стали отдаляться от них. Мозг изменился, и мы решили отказаться от овсянки, приготовленной родителями.

Вот для чего людям нужен подростковый возраст. Природа меняет детский мозг, чтобы его обладатель не остался жить с мамой. В результате изменений ребенок отходит от привычного уклада жизни и отправляется навстречу новому, незнакомому и потенциально опасному. Так же меняются отношения подростка с людьми. Он отдаляется от родителей и сближается со сверстниками.

Мозг подростка претерпевает множество изменений, которые влияют на отношения с людьми. Вот несколько наиболее значимых.

По мере приближения подросткового возраста эмоции ребенка становятся интенсивнее. Подростки часто хлопают дверьми и дуются на родителей — этому есть научное объяснение. Эмоции формируются при взаимодействии лимбической системы и стволовой части головного мозга. В организме подростка эти структуры сильнее влияют на принятия решений, нежели у детей и взрослых.

В одном из исследований поместили детей, подростков и взрослых в томограф. Участникам эксперимента показывали фотографии людей с нейтральным выражением лица или с ярко выраженными эмоциями. Ученые зафиксировали более сильный эмоциональный отклик у подростков и умеренный отклик среди взрослых и детей.

Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем

Также подростки склонны видеть эмоции в других людях, даже если их нет. Когда подросткам в томографе показывали фотографии с нейтральными эмоциями на лицах, их мозжечковая миндалина активировалась. Подросткам казалось, что человек на фотографии испытывает отрицательные эмоции.

Из-за повышенной эмоциональности подростков легко вывести из себя или расстроить. У них часто меняется настроение. Они сами себя плохо понимают. Один парень как-то мне сказал: «Объясните это взрослым. Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем». Это неплохой совет. Если взрослые наседают на подростков и пытаются наказать за излишнюю эмоциональность, это только отдаляет их.

Притягательность риска

В нашем организме есть нейротрансмиттер дофамин. Он участвует в совместной работе ствола мозга, лимбической доли и коры головного мозга. Именно благодаря дофамину мы хорошо себя чувствуем, когда получаем награду.

По сравнению с детьми и взрослыми у подростков ниже базовый уровень дофамина, но выше всплески при его выработке. Новизна — один из главных триггеров, запускающих выброс дофамина. За счет этого подростков привлекает все новое. Природа создала систему, которая заставлять стремиться к переменам и новизне, толкает к незнакомому и неопределенному. Однажды это заставит молодого человека покинуть родительский дом.

Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия

Когда уровень дофамина падает, подросткам становится скучно. Все старое и доброе их удручает. Это нужно учитывать при организации учебного процесса в средних и старших классах. Школы и учителя должны использовать внутреннюю тягу подростков к новизне, чтобы заинтересовать их.

Еще одна особенность подросткового мозга — изменение процесса оценки, что хорошо и что плохо. Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия.

Психологи называют такой тип мышления гиперрациональным. Оно заставляет подростков быстро ездить, принимать наркотики и вступать в опасные половые связи. Родители не зря беспокоятся о безопасности своих детей. Подростковый возраст — действительно опасный период.

Близость со сверстниками

Привязанности всех млекопитающих основаны на детских потребностях в заботе и безопасности. В первые годы жизни человека привязанность очень важна: малыш не выживет без заботы взрослых. Но по мере нашего взросления привязанность не исчезает, она изменяет свой фокус. Подросток меньше полагается на родителей и все больше на сверстников.

В подростковом возрасте мы активно сближаемся с друзьями — это естественный процесс. Именно на друзей мы будем полагаться, когда покинем родительский дом. В дикой природе млекопитающие редко выживают в одиночку. Взаимодействие со сверстниками для подростков воспринимается как вопрос выживания. Родители отходят на второй план и чувствуют себя отвергнутыми.

Главный недостаток такого изменения — близость с группой подростков или даже одним человеком кажется вопросом жизни и смерти. Миллионы лет эволюции заставляют подростка думать: «Если у меня не будет хотя бы одного близкого друга, я умру». Когда родители запрещают подростку идти на вечеринку, для него это становится трагедией.

Взрослым кажется, что это глупо. На самом деле глупость ни при чем, так заложено эволюцией. Когда вы запрещаете дочери идти на вечеринку или отказываетесь покупать новые туфли, подумайте, как это важно для нее. Это поможет укрепить отношения.

Выводы для взрослых

Взрослые должны уважать процесс взросления детей. Подростков захватывают эмоции и заставляют их выйти из-под родительского крыла, сблизиться со сверстниками и отправиться навстречу новому. Таким образом мозг помогает подросткам находить «овсянку» за пределами родительского дома. Подросток начинает сам заботиться о себе и искать других людей, которые будут о нем заботиться.

Это не значит, что в жизни подростка не остается места для родителей и других взрослых. Мозг ребенка изменяется, и это влияет на его отношения с окружающими. Родителям важно принять тот факт, что их роль в жизни ребенка тоже меняется. Взрослым стоит задуматься, чему можно научиться у подростков.

Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость

Сколько взрослых остались верны принципам подросткового периода, занимаются тем, что они любят? Кто остался социально активным, сохранил близких друзей? Кто продолжает пробовать новые вещи и не привязывается к старому, загружает свой мозг творческими изысканиями?

Нейробиологи установили, что мозг постоянно растет. Они называют это свойство нейоропластичностью. Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость. Все это — качества, присущие подростковому периоду.

Вспомните об этом, когда вам захочется подколоть подростка за его поведение или использовать слово «подросток» в уничижительной манере. Не высмеивайте их эмоциональность и непокорность, лучше сами побудьте немного подростком. Исследования предполагают — именно это нам нужно, чтобы сохранить ум острым и молодым.

Об авторе

Дэниел Сигел (Daniel Siegel) — профессор психиатрии в Медицинской школе при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, автор книг «Майндсайт. Новая наука личной трансформации» и «Внимательный мозг».