Биографии Характеристики Анализ

Теория стратификации сорокина. Наиболее корректное определение классов

По определению П. Сорокина, социальная стратификация - это дифференциация населения на классы и слои в иерархическом ранге. Ее основа и сущность состоят в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии определенных социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества . Конкретные формы социальной стратификации, считает П. Сорокин, разнообразны и многочисленны, однако их многообразие сводится к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, они тесно переплетены: люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот.

Социальная стратификация, согласно П. Сорокину, является постоянной характеристикой любой социально организованной группы. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах и продолжает существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях "социальных уравнителей" - везде, где существует любая организованная социальная группа, утверждает ученый. Однако она отличается качественно и количественно. Количественный аспект социальной стратификации в ее основных формах предполагает высоту и профиль "социального здания" (расстояние от его основания до вершины, крутизна и пологость склонов социальной пирамиды и т. д.). Предметом качественного анализа являются внутренняя структура социального конуса, его цельность, внутренняя организация .

Экономическая стратификация

Экономическая стратификация, согласно П. Сорокину, содержит два основных типа флуктуаций : первый относится к экономическому подъему или падению группы, второй - к росту или сокращению стратификации внутри группы. Вопрос о том, поднимается ли группа до более высокого экономического уровня или опускается, может быть решен в общих чертах на основе колебаний подушного национального дохода и богатства, измеренного в денежных единицах. Основываясь на этих данных, считает П. Сорокин, можно сравнивать экономический статус различных групп.

Любое общество, переходя от первобытного к более развитому состоянию, обнаруживает усиление экономического неравенства, что выражается в изменениях высоты и профиля экономической пирамиды общества. При этом в нормальных социальных условиях экономический конус развитого общества колеблется в определенных пределах. Его форма относительно постоянна. В чрезвычайных обстоятельствах (например, революция) эти пределы могут быть нарушены, и профиль экономической стратификации может стать, согласно П. Сорокину, или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. В обоих случаях такое положение кратковременно. И если экономически "плоское общество" не погибает, то "плоскость" быстро вытесняется усилением экономической стратификации. Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или быть низвергнутой. Таким образом, постулирует П. Сорокин, в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние - стихийно, импульсивно, используя насильственные методы. Иными словами, существуют циклы, в которых усиление экономического неравенства сменяется его ослаблением .

Политическая стратификация

Политическая стратификация, считает П. Сорокин, также подвержена периодическим колебаниям под воздействием различных факторов. Среди огромного их количества ученый выделяет два основных, наиболее существенно, по его мнению, влияющих на политическую стратификацию : размер политической организации; биологическая (раса, пол, возраст), психологическая (интеллектуальная, волевая, эмоциональная) и социальная (экономическая, культурная, политическая) однородность или разнородность ее членов. При этом П. Сорокин выявил следующие закономерности.

  • 1. При общих равных условиях, когда увеличиваются размеры политической организации, т. е. увеличивается количество ее членов, политическая стратификация также усиливается, и наоборот. Например, более многочисленное население диктует необходимость создания более развитого и крупного аппарата управления, а увеличение управленческого персонала приводит к его иерархизации и стратификации.
  • 2. Когда увеличивается разнородность членов организации, стратификация также усиливается, и наоборот, поскольку увеличение неоднородности населения приводит к усилению политического неравенства. Например, размер и разнородность таких европейских политических организмов, как Швейцария, Норвегия, Дания, Швеция, Нидерланды, Болгария, Венгрия и некоторых других, малы, поэтому их политическая стратификация значительно меньше, чем стратификация более крупных политических организмов, таких как Британская империя, Германия, Франция, Россия.
  • 3. Когда оба приведенных фактора работают в одном направлении, то и стратификация изменяется еще сильнее, и наоборот. Когда один или оба фактора возрастают внезапно (например, в случае военного завоевания или добровольного объединения нескольких прежде независимых политических организаций), то политическая стратификация существенно усиливается. При повышении роли одного фактора и уменьшении роли другого они сдерживают взаимное влияние на флуктуацию политической стратификации.
  • 4. Силы политического выравнивания действуют одновременно с силами политической стратификации и циклично (как и в экономической стратификации). Иногда в одном месте одерживают верх силы выравнивания, в другом - стратифицирующие. При этом любое усиление выравнивающих факторов вызывает усиление противодействия со стороны противоположных сил. Так, общество в первый период социальной революции часто напоминает формой плоскую трапецию, без верхних эшелонов власти и их иерархии. Однако такое положение крайне неустойчиво, и спустя короткий промежуток времени устанавливается старая или новая иерархия групп. Таким образом, слишком плоский профиль является лишь переходным политическим состоянием общества. Если же стратификация становится слишком высокой и рельефной, ее верхние слои рано или поздно отсекаются революцией, войной, введением новых законов и т. д. Указанными способами политический организм возвращается к состоянию равновесия тогда, когда форма социального конуса либо очень плоская, либо очень высокая.
  • 5. Не существует постоянной тенденции перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, и наоборот. Скорее, существует периодичность политических флуктуаций, цикличность в изменениях политических режимов (разные авторы указывают на существование таких циклов протяженностью в 15-16, 30-33, 100, 125, 300, 500, 700 и 1200 лет). При этом профиль политической стратификации подвижнее и колеблется в более широких пределах, чаще и импульсивнее, чем профиль экономической стратификации .
Теория стратификации является стержнем философско-социологических взглядов Питирима Сорокина. Его динамическая модель социальной стратификации определила мейнстримное направление современной социологии. В этом видится острая актуальность изучения творчества П. Сорокина и прежде всего, работ “Системы социологии” и “Социальная мобильность”. Оценке вклада П. Сорокина в общечеловеческую сокровищницу науки и культуры посвящены содержательные книги русских исследователей И. Громова, А. Мацкевича, С. Семенова, Н. Канашевича, С. Новиковой, П. Тихонова, Н. Зюзева, Ю. Вешнинского и др.

Изучая теорию стратификации П. Сорокина необходимо сконцентрировать внимание на двух понятиях, которые впервые он ввел в мировую науку; это – “социальное пространство” и “социальная мобильность”. Характеризуя “социальное пространство”, Сорокин резко отделял его от геометрического. Люди, находящиеся рядом в геометрическом измерении, например, раб и рабовладелец, феодал и его крепостной в социальном плане отделен огромной дистанцией. А вот личности, находящиеся очень далеко друг от друга в пространстве, могут быть близки по своему социальному положению.

Выделяет П. Сорокин и две особенности социального пространства человеческой жизни: первая – стратифицированность (иерархия) отношений между людьми и, значит, существует возможность социального перемещения как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. И чем больше общество цивилизовано, развито, открыто, тем меньше в нем социальных перегородок, непоколебимых страт. Вторая особенность социального пространства заключается в его многомерности, в отличие от трехмерного геометрического пространства.

Для ориентирования в социальном пространстве П. Сорокин предложил систему координат, а именно отношение индивидуума к определенным социальным группам; отношение этих групп друг к другу; положение и функции человека в пределах каждой из основных групп. Таким образом, социальное пространство, по Сорокину, есть общая совокупность всех социальных образований. В том числе: расовые, половые, возрастные, семейные, языковые, профессиональные, территориальные, религиозные, партийные, статусные и государственные. В работе “Система социологии” П. Сорокин выделил и “кумулятивные” группы, объединенные вокруг нескольких признаков, такие как классы, нации, элиты и т.п.. Сорокинское описание элит стало вообще первым в российской литературе.

Особое внимание П. Сорокин уделил и таким разновидностям “кумулятивных” групп как классы, которые сочетают в себе три “элементарных” группировки: профессиональную, имущественную и правовую.

Полное представление о характере социальной стратификации конкретного общества можно составить лишь посредством рассмотрения ее динамической стороны, выражаемый понятием “Социальная мобильность”. На основании большого исторического материала П. Сорокин подробно проанализировал тенденции изменения экономической, политической и профессиональной стратификации в работе “Социальная мобильность”, изданной им в США в 1927 году.

П. Сорокин, вслед за М. Вебером, обратил пристальное внимание на то, что процессы стратификации являются безусловно многомерным явлением, а все измерения стратификации тесно переплетены и исключительно мобильны.

Мобильность может быть, как индивидуальной, так и групповой, семейной. П. Сорокин различал интергенерационную (между поколениями) т.е. “отец-сын” и интрагенерационную (внутри поколения) мобильность, то есть индивидуальную карьеру.

Понятием “Социальная мобильность” характеризуют социальные перемещения по всем осям координат “социального пространства” общественной жизни. По направлению перемещения социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной, а последняя – восходящей или нисходящей, писал П. Сорокин. Он также утверждал, что никогда не существовало абсолютно закрытого и неподвижного общества, и социальная мобильность никогда не была абсолютно свободной. П. Сорокин подчеркивал, что в истории социальных организмов улавливаются ритмы сравнительно подвижных и неподвижных периодов. В этих изменениях не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению вертикальной мобильности. Уровень социальной мобильности определяет степень “закрытости” или “открытости” общества. “Закрытое” общество характеризуется существенным ограничение и социального передвижения. Престижные позиции монополизируются отдельными относительно замкнутыми группами или лицами. “Открытым” обществом считается такое, где возможности социальной мобильности достаточно широки и группы или индивиды могут свободно передвигаться по ступеням общественной иерархии. “Закрытый” тип общество присущ, прежде всего, доиндустриализованым системам. Обычно в качестве классического примера “закрытого” общества называют кастовый строй в Индии, а “открытого” – буржуазные демократии, для которых характерно отсутствие формальных ограничений для продвижения по социальной лестнице.

Среди наиболее важных каналов социальной мобильности - своего рода социальных “лифтов” П. Сорокин, называя армию, церковь, политику, морганистические браки, богатство. Однако больший объём мобильности осуществляется через профессиональные роли, связанные с получением образования. Возрастающее значение образования стало, по мнению П. Сорокина, определяющим фактором динамики социальных структур в современных обществах.

Рассматривая структуру “социального взаимодействия”, П. Сорокин выделял его важнейшие элементы. Индивиды(минимум-два), находящиеся во взаимодействии и этим обусловливающие поведение друг друга. “Акты” (действия) – каждый акт является, с одной стороны, внутренней реализацией собственной психической жизни (потребности, способность реагировать на стимулы), с другой – стимулом(раздражителем), вызывающим реакции других людей. “Проводники” социальных действий – это способы передачи реакции между субъектами взаимодействия, которые могут быть материальными и символическими (язык, письменность, музыка, искусство, деньги, орудия труда, церемонии, памятки, предметы быта).

В общественной жизни П. Сорокин выделял различные уровни взаимодействия, которые в совокупности дают представление о социальном пространстве человеческой жизни и социальной дифференциации в нем. К основным видам социального взаимодействия он относил: межиндивидуальный, уровень элементарных и кумулятивных групп (классы, нации, элита), и межгрупповой. Взаимодействие может быть как антагонистическим, так и солидаристическим. Интегральным фактором всей социальной жизни П. Сорокин считал коллективный рефлекс. Эта установка отчетливо проявилась в его работе “Социология революции”, вышедшая в США в 1925 году, в которой причину революционных движений в обществе он усматривал в подавлении базовых человеческих инстинктов. Уже в ранней работе “Система социологии” (1920) П. Сорокин изложил основные положения социальной стратификации. Позднее эти идеи он развил в фундаментальный и новаторской по тем временам работе “Социальная мобильность”, которая произвела неожиданный эффект в США. По единодушному мнению, эта работа считается классическим для западной социологии трудом по проблемам стратификации. Она использовалась в свое время как учебник. По воспоминаниям Р. Мертона, ученика П. Сорокина, “Социальная мобильность” представляет собой изумительный синтез эмпирического и практического материала, а также первый в нашем столетии серьезный и всеохватывающий обзор социальной стратификации.

Особое значение для понимания социальной жизни П. Сорокина придавал состоянию “проводников” (материальных и символических), передающих реакцию от одного индивида к другому. Насыщенность “проводниками” социального пространства и времени, по его мнению, существенно изменяет социальные взаимодействия в обществе. Например, степень интенсивности взаимодействия находится в прямой зависимости от насыщенности социального пространства социальными “проводниками” (состояние железных дорог, количество писем и телеграмм, митингов и лекций, газет, библиотек, разговоров). В процессах аккумуляции “проводников” П. Сорокин усматривал специфическую особенность, отличающую человеческую общество от биологических существ. “Проводники” не исчезают как “акты”, а могут сохраняться и накапливаться. Они создают вокруг взаимодействующих людей неприродную среду-культуру, которая представляет собой как бы застывший результат прошлых взаимодействий людей, органически включенных в их настоящее взаимодействие. Так же как Э. Дюркгейм и Г. Зиммель, П. Сорокин приходит к выводу, что все элементы культуры являются реальными элементами общества наравне с индивидами и отношениями. Они включены в орбиту нашего сегодняшнего поведения, независимого от того, когда созданы. Поэтому любое общество, считал П. Сорокин, можно описать и понять только через призму присущей ему системы культуры, ядро которое составляют “значения, нормы, ценности”. Социоэмпирические исследования этих культурных качеств можно описать лишь, используя метод интегрального синтеза.

Интегралистские тенденции в творчестве П. Сорокина окончательно оформились в четкую теоретическую модель в его четырехтомной работе “Социальная и культурная динамика”, которая стала главным трудом ученого. Эта работа аккумулировала идеи почти всех отраслей гуманитарного знания. П. Сорокин различал социокультурные феномены различных уровней. В любой период истории, считал он, существует пять основных, стремящихся к постоянству культурных систем низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука. Интегрирующим понятием его главной работы стало понятие “социокультурная система”, сфера действия которой распространяется на общество. По П. Сорокину, социокультурные системы возникают в результате сочетания различных комбинаций между двумя важнейшими типами интеграционных связей каузально-функциональными и логико-значимыми. Суперсистемы различаются методами познания, а их ядром в итоге он считал мировоззрение.

Таким образом, социология П. Сорокина справедливо получила название интегральной: его исследование включало в актив социологического анализа все лучшие достижения гуманитарных дисциплин. Питирим Сорокин первым в социологии XX века предложил системный подход к исследованию социальной стратификации и социальной мобильности. Он проанализировал огромный эмпирический материал в этой области и разработал методологию и методику измерения социальной стратификации, которая не потеряла свою актуальность до настоящего времени.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992

Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. – М., 1994

Громов И., Мацкевич А., Семенов С. Западная социология. – СПб., 1997

Канашевич Н. М. Социология. Вопросы теории и методологии. Монография. – Могилев, 1999

Новикова С. История развития социологии в России. – М., 1996

Тихонова П. А. Социология П. Сорокина – М., 1999

Зюзев Н. Ф. Философия Питирима Сорокина. – Сыктывкар, 2004

Вишнинский Ю. Г. Значение теории “проводников” социального взаимодействия. – М., 2014.

Социальная стратификация Питиримы Сорокина. Сорокин одним из первых в социологии вводит в научный оборот понятие социального пространства, которое он определяет как некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли 8, с.298. В данном пространстве индивид занимает определенное место, которое имеет горизонтальное и вертикальное измерение.

Позицию любого человека П. Сорокин называет социальным положением, определяя его как совокупность связей индивида со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с е членам 8, с.299. Также он говорит о движении индивидов в этом пространстве, разделяя его на два класса вертикальную мобильность и горизонтальную мобильность. В соответствии с этим передвижение по социальной лестнице вверх принято считать социальным восхождением, а перемещение вниз социальным спуском 8, с.301. Горизонтальная мобильность же включает движение индивида, не влекущее за собой изменений в его статусе. Сюда можно отнести смену места жительства, веры исповедания и т.д. После этих замечаний Сорокин дет определение социальной стратификации.

Социальная стратификация это дифференциация некой совокупности людей населения на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Е основа и сущность в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества 8, с.302. Социальная стратификации это социальное пространство, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны.

Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно вертикальное. Мастер начальник, рабочий подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга.

Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость. Не стратифицированного, плоского общества не существует, никогда не было и не будет. Социальное неравенство это неотъемлемая характеристика любого из них. Как и Вебер, Сорокин использует многомерную стратификацию, имеющую три основных направления экономическую, политическую и профессиональную.

Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода и богатства накопления, по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества. Однако этими тремя характеристиками стратификации он не ограничивается, выделяя небазисные, такие как возраст, культурно-речевая принадлежность и т. д. Из множества групп, на которые разделяется общество, важнейшими простыми расслоениями, Сорокин считает расслоения 1. по семейной принадлежности 2. по государственной 3. по расовой 4. по профессиональной 5. по имущественной 6. по религиозной 7. по объемно-правовой 8. по партийной Из сочетаний простых расслоений группировок складываются сложные группы.

Сложные группы бывают типичные и не типичные для данного населения.

Причем, из типичных важны класс и национальность. внутренне антагонистические и внутренне солидарные. Сорокин считает, также как и Вебер, что индивид, имеющий определенную позицию в экономической структуре общества, как правило, будет иметь на том же уровне и политическую, и профессиональную Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии 9, с.297. Однако тут же он оговаривается, что это не общее правило, считая, что социальная стратификация далека от совершенства Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, так же и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархиях 9, с.297. Говоря об экономическом статусе группы, следует выделить два основных типа изменений.

Первый относится к экономическому падению или подъему группы второй к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы.

Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении уменьшении высоты экономической пирамиды. Другими словами, группа имеет две характеристики экономический статус, высоту и профиль экономической стратификации так называемая структурная пирамида. П. Сорокин пишет об этом так Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоениякоторое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения 9, с.300. П.А. Сорокин определяет политическую стратификацию так Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов монархи, бюрократы, хозяева, начальники это означает, что такая группа политически дифференцирована 9, с.300. Политическая стратификация отличается универсальностью и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной.

Из множества общественных сил, способствующих политической стратификации, большую роль играет увеличение размеров политического организма и разнородность населения.

В свою очередь, профессиональная стратификация определяется как разделение общества на группы по роду их деятельности, занятиям, где некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими и члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных 9, с.301. Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в то время как другие профессиональные группы всегда находились в низах стратификации.

Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, как бы накладываются друг на друга.

Кроме этого феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы. Заслуживают внимания также рассуждения Сорокина об основных типах флуктуаций, влияющих на степень стратифицированности общества в политических, экономических и профессиональных координатах. Где под степенью стратифицированности, понимается длина расстояния между индивидами, занимающими определенные позиции в обществе.

П.А. Сорокин считает, что в обществе нет постоянной тенденции ни к всеобщему равенству, ни к чрезмерной дифференциации, то есть постоянная тенденция социальной пирамиды где на вершине наиболее привилегированные слои, а в основании наименее к возвышению дополняется не менее постоянной тенденцией к уравниванию. Когда данная пирамида в экономически, политически или профессионально слишком вытягивается вверх, то силы противодействия, в форме революций, переворотов и т.д отсекают е вершину, превращая в трапецию.

Но затем на место этих сил приходят вновь те, которые приводят к е росту. Данное чередование повторяется циклически, то есть, по мысли П.А. Сорокина, линии общественного развития наиболее адекватно соответствует синусоида. Глава 3. Общее сравнение теорий стратификации К. Маркса, М. Вебера и П. Сорокина Теории стратификации общества развивались постепенно, поэтому сложно сравнивать труды авторов, которые занимались этой проблемой на заре социологии и тогда, когда она заняла положенное ей место в системе наук об обществе и человеке.

Однако, несмотря на это, новые теории никогда полностью не отрицали всего, что создавалось до них, и определенная часть мыслей ученых-социологов переходила в работы их потомков, трансформируясь и развиваясь. Теории стратификации не были исключением. Как я говорила ранее, одним из первых, кто постулировал разделение общества и выделил критерии его дифференциации, был Карл Маркс. Однако в его работах мы встречает размежевание общество по одному экономическому, критерию на два противостоящих друг другу класса.

Вебер же соглашается с Марксом, что людей разделяет их отношение к собственности, порождая классы, однако он добавляет ещ два направления стратификации, такие как престижные различия и властные различия, которые порождают создание политических партий и страт. На основании этого он уже выделяет не два основных класса, пять. Позднее Сорок усложняет схему стратификации, предложенную Вебером, считая, что кроме основных трех координат дифференциации, существуют дополнительные, которые и составляют то многообразие социальных слоев, которые находятся в разных положениях по отношению друг к другу.

Также у них можно встретить не совпадение в основных водоразделах общества если у Вебера это престиж, власть и собственность, то у Сорокина власть, богатство и степень владения умениями и навыками. Маркс считает, что два базовых класса, которые он выделяет, находятся в постоянном противоборстве, и именно здесь происходит поляризация общества, которая ведет к неизбежному конфликту.

И после достижения его пиковой точки, неизбежно произойдет отмирание одного класса, и переход в привилегированное положение другого, угнетавшегося до этого. При этом обществу в своем развитии свойственнее прогресс, который приведет в итоге к обществу без классов, где будет отсутствовать угнетение. Вебер придерживался другой точки зрения, считая, что стратификация, существующая в капиталистическом обществе, неизбежна и необходима.

Общество должно быть именно таким, но строй должен быть рациональным, что он называет императивной координацией. В обществе Вебера, где порядок ставится на первое место, те, кто оказывается в неблагоприятном положении, становятся скромными в силу необходимости быть в согласии с разумом. В этом смысл класс представляет собой своего рода отражение в обществе количественной рациональности рынка 6, с.73. П. Сорокин утверждает, что солидаризирование и антогонизация идет по многим фронтам между классами, слоями, внутри слоев и т.д. Об этом он пишет так Сегодня церковь и государство солидарно борются против общего врага, например, против семьи или против группы бедных, завтра религиозная группировка вступает в борьбу с государственной.

Сегодня богачи совместно с бедняками атакуют привилегированных, завтра привилегированные, лишенные преимуществ, вместе с бедняками атакуют богачей и т. д. 10, с.294. Не стратифицированных обществ не существует разделение свойственна любому сообществу людей.

Меняется только степень дифференцированности, то усиливаясь, то уменьшаясь. По разному Маркс, Вебер и Сорокин, смотрели и на возможности индивида изменить свое положение в обществе. Маркс считал, что если человек родился рабочим, то за пределы своего класса ему выйти практически не возможно. Он может только менять свое положение в его пределах, или через революцию, всего класса в целом, но при условии смены строя.

По Веберу, положение человек зависит от его жизненных шансов, которые являются оценками продолжительности и качества жизни. П. Сорокин же, ещ больше связывает позицию человека с его стремлениями, достичь определенного уровня на социальной лестнице. Он детально исследует то, как человек может подниматься и падать вниз в обществе, меняя свой статус. И возможность движения зависит от размера каналов, дырок в социальном сите общества, которые в свою очередь зависят от того демократическое ли это общество или тоталитарное.

Если это все обобщить в таблицу, то выглядеть она будет так АвторТип стратифи-кацииВид стратифи-кацииСоциальная структура обществаВозможность изменения позиции индивида в обществеТенденции развития стратификацииК. МарксодномернаяЭкономии-ч еская отношение к собствен-ностиДва антогонисти-ческих классаЧерез революцию, когда меняется позиция класса, к которому принадлежит индивидУсиление до революции с переходом к новой формации, до коммунизма, где она отсутствуетМ.ВебертрехмернаяЭкономии-чес кая Политичес-кая По престижуПять классов Партии СтратыЗа счет жизненных шансовНеизменная структура основанная на количественной рациональности рынка П.СорокинмногомернаяПрофессиональная Экономии-ческая Политичес-кая Классы Социальные слои Социальные группыИндивидуальная и групповая мобильность через отверстия в сите обществаФлуктуации

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Маркс, Вебер, Сорокин о социальной стратификации

Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной.. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому.Однако.. И для того чтобы в этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную традицию теории, в которых освящалась эта..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Федеральное агентство по образованию РФ

Рязанский Государственный Радиотехнический Университет

по социологии на тему:

"Социальная стратификация П. Сорокина"

Рязань, 2010


Введение

3. Системы социальной стратификации

Заключение


Введение

Для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно неравенство. Структурированные неравенства между различными группами людей социологи называют стратификацией.

Для более точного определения этого понятия можно привести слова Питирима Сорокина: "Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации. Как правило, все они тесно переплетены.

"Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества".

"Социальная стратификация начинается с веберовского разграничения более традиционных обществ, основывающихся на статусах (например, обществ, имеющих в своем основании такие предписанные категории, как сословия и касты, рабство, вследствие чего неравенство санкционируется законом) и поляризированных, но более размытых обществ, имеющих в своей основе классы (что типично для современного Запада), где большую роль играют личные достижения, где экономическая дифференциация имеет первостепенное значение и носит более безличностный характер".

Изучение социальной стратификации имеет долгую историю, начинающуюся с середины XIX в. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), включающую серьезный вклад исследователей начала ХХ в. – от В.Парето (который предложил теорию "циркуляции элит") до П.Сорокина.

Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968), один из крупнейших представителей социальной мысли XX столетия, был одним из основоположников теории социальной стратификации общества. Социальная стратификация, согласно взглядам П.А. Сорокина - это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала, как считал этот виднейший социолог, во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм и олигархия, согласно его воззрениям, продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, среди преступников и в демократиях – повсюду.

Для Сорокина, как и для многих исследователей до и после него, очевиден внеисторический динамизм социальной стратификации. Абрис и высота экономической, политической или профессиональной стратификации - вневременные характеристики и нормативные черты стратификации. Их временные флуктуации не носят однонаправленного движения ни в сторону увеличения социальной дистанции, ни в сторону ее сокращения.

Таким образом, П.А. Сорокин является одним из основоположников современной социологической теории социальной стратификации, поэтому так важен тщательный анализ основных положений его теории в свете его научных воззрений и исторической действительности, участником которой он был.


1. Краткая биография П.Сорокина

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) - американский социолог и культуролог. Родился 23 января (4 февраля) 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российской империи (Коми край), в семье сельского ремесленника. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1914), и оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию (с января 1917 - приват-доцент). В 1906-1918 член партии социалистов-революционеров (эсеров), до Февральской революции участвовал в эсеровской агитации, подвергался арестам. После Февральской революции депутат 1-го Всероссийского съезда крестьянских депутатов, секретарь (вместе с другом юности Н.Д. Кондратьевым) главы Временного правительства А.Ф. Керенского, член предпарламента. После Октябрьской революции в 1917-1918 участвует в антибольшевистских организациях; ведёт агитацию против новой власти, подвергается арестам. В конце 1918 г. отходит от политической деятельности. В 1919 г. становится одним из организаторов кафедры социологии Санкт-Петербургского университета, профессором социологии Сельскохозяйственной академии и института народного хозяйства. В 1920 г. совместно с И.П. Павловым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения. В 1921 г. работал в Институте мозга, в Историческом и Социологическом институтах. В 1922 г. выслан из Советской России. В 1923 г. работал в Русском университете в Праге. В 1924 г. переезжает в США. В 1924-1930 профессор университета Миннесоты, с 1930 до конца жизни - профессор Гарвардского университета, где в 1930 г. организовал кафедру социологии, а в 1931 г. - социологический факультет.

Основные труды П.А. Сорокина: "Пережитки анимизма у зырян" (1910), "Брак в старину: (многомужество и многожёнство)" (1913), "Преступность и её причины" (1913), "Самоубийство как общественное явление" (1913), "Символы в общественной жизни", "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913), "Социальная аналитика и социальная механика" (1919), "Система социологии" (1920), "Социология революции" (1925), "Социальная мобильность" (1927), "Социальная и культурная динамика" (1937-1941), "Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии" (1947), "Восстановление гуманности" (1948), "Альтруистическая любовь" (1950), "Социальные философии в век кризиса" (1950), "Смысл нашего кризиса" (1951), "Пути и власть любви" (1954), "Интегрализм - моя философия" (1957), "Власть и мораль" (1959), "Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу" (1960), "Дальняя дорога. Автобиография" (1963), "Главные тенденции нашего времени" (1964), "Социология вчера, сегодня и завтра" (1968).

Научные интересы П.А. Сорокина охватывали поистине огромный пласт проблем изучения общества и культуры.

По мнению П.А. Сорокина, попытки радикального сокрушения социальной дифференциации приводили лишь к принижению общественных форм, к количественному и качественному разложению социальности.

Сорокин рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции Сорокина - идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, "чистых культурных систем", носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по Сорокину, есть флуктуация типов культур, каждый из которых есть специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философских посылок (представление о природе реальности, методах её познания).

Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал учение об "интегральной" социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. Социальная действительность рассматривалась П.А. Сорокиным в духе социального реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Характеризуемая бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции.

Все эти способы познания должны быть использованы при систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин считал интуицию высокоодаренной личности, при помощи которой были, по его мнению, совершены все великие открытия. Сорокин различал системы социокультурных феноменов многих уровней. Самый высокий из них образуют социокультурные системы, сфера действия которых распространяется на многие общества (суперсистемы).

Сорокин выделяет три основные типа культуры: чувственный - в нём преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический - здесь господствует интуитивный метод познания.

2. Основные формы стратификации и взаимоотношения между ними

стратификация неравенство сорокин флуктуация

Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии. А это значит, что взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. Вернее, они совпадают друг с другом, но лишь частично, то есть до определенной степени. Этот факт не позволяет нам проанализировать все три основные формы социальной стратификации совместно. Для большего педантизма необходимо подвергнуть анализу каждую из форм в отдельности.

Экономическая стратификация

Говоря об экономическом статусе некой группы, следует выделить два основных типа флуктуации. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй - к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении - уменьшении высоты, так сказать, крутизны, экономической пирамиды. Соответственно существуют следующие два типа флуктуации экономического статуса общества:

1. Флуктуация экономического статуса группы как единого целого:

а) возрастание экономического благосостояния;

б) уменьшение последнего.

2. Флуктуации высоты и профиля экономической стратификации внутри общества:

а) возвышение экономической пирамиды;

б) уплощение экономической пирамиды.

Гипотезы постоянной высоты и профиля экономической стратификации и ее роста в XIX веке не подтверждаются. Самая верная – гипотеза колебаний экономической стратификации от группы к группе, а внутри одной и той же группы – от одного периода времени к другому. Иными словами, существуют циклы, в которых усиление экономического неравенства сменяется его ослаблением. В этих флуктуациях возможна некоторая периодичность, но по разным причинам ее существование пока еще никем не доказано.За исключением ранних стадий экономической эволюции, отмеченных увеличением экономической стратификации, не существует постоянного направления в колебаниях высоты и формы экономической стратификации. Не обнаружена строгая тенденция к уменьшению экономического неравенства; нет серьезных оснований и для признания существования противоположной тенденции. При нормальных социальных условиях экономический конус развитого общества колеблется в определенных пределах. Его форма относительно постоянна. При чрезвычайных обстоятельствах эти пределы могут быть нарушены, и профиль экономической стратификации может стать или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. В обоих случаях такое положение кратковременно. И если "экономически плоское" общество не погибает, то "плоскость" быстро вытесняется усилением экономической стратификации. Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или быть низвергнутой.

Таким образом, в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние - стихийно, импульсивно, используя насильственные методы.

Политическая стратификация

Итак, как уже было отмечено, универсальность и постоянство политической стратификации вовсе не означает, что она везде и всегда была идентичной. Сейчас же следует обсудить следующие проблемы: а) изменяется ли профиль и высота политической стратификации от группы к группе, от одного периода времени к другому; б) существуют ли установленные пределы этих колебаний; в) периодичность колебаний; г) существует ли вечно постоянное направление этих изменений. Раскрывая все эти вопросы, мы должны быть крайне осторожны, чтобы не подпасть под обаяние велеречивого красноречия. Проблема очень сложна. И должно приближаться к ней постепенно, шаг за шагом. Изменения верхней части политической стратификации. Упростим ситуацию: возьмем для начала только верхнюю часть политической пирамиды, состоящую из свободных членов общества. Оставим на некоторое время без внимания все те слои, которые находятся ниже этого уровня (слуги, рабы, крепостные и т. п.). Одновременно не будем рассматривать: Кем? Как? На какой период? По каким причинам? Занимаются различные слои политической пирамиды. Сейчас предметом нашего интереса являются высота и профиль политического здания, населенного свободными членами общества: существует ли в его изменениях постоянная тенденция к "выравниванию" (то есть к уменьшению высоты и рельефности пирамиды) или в направлении к "повышению". Общепринятое мнение - в пользу тенденции "выравнивания". Люди склонны считать как само собой разумеющееся, что в истории существует железная тенденция к политическому равенству и к уничтожению политического "феодализма" и иерархии. Такое суждение типично и для настоящего момента. Как справедливо подметил Г. Воллас, "политическое кредо массы людей не является результатом размышлений, проверенных опытом, а совокупностью бессознательных или полусознательных предположений, выдвигаемых по привычке. Что ближе к разуму, то ближе к прошлому и как более сильный импульс позволяет быстрее прийти к выводу". Что касается высоты верхней части политической пирамиды, то мои аргументы следующие. У первобытных племен и на ранних ступенях развития цивилизации политическая стратификация была незначительной и незаметной. Несколько лидеров, слой влиятельных старейшин - и, пожалуй, все, что располагалось над слоем всего остального свободного населения. Политическая форма такого социального организма чем-то, только отдаленно, напоминала покатую и низкую пирамиду. Она скорее приближалась к прямоугольному параллелепипеду с еле выступающим возвышением верху. С развитием и ростом общественных отношений, в процессе унификации первоначально независимых племен, в процессе естественного демографического роста населения политическая стратификация усиливалась, а число различных рангов скорее увеличивалось, чем уменьшалось. Политический конус начинал расти, но никак не выравниваться. То же можно сказать и о самых ранних ступенях развития современных европейских народов, о древнегреческом и римском обществах. Не обращая внимание на дальнейшую политическую эволюцию всех этих обществ, очевидным кажется, что никогда их политическая иерархия не станет такой же плоской, какой она была на ранних стадиях развития цивилизации. Если дело обстоит именно так, то было бы невозможным признать, что в истории политической стратификации существует постоянная тенденция к политическому "выравниванию". Второй аргумент сводится к тому, что, возьмем ли мы историю Древнего Египта, Греции, Рима, Китая или современных европейских обществ, она не показывает, что с течением времени пирамида политической иерархии становится ниже, а политический конус - более плоским. В истории Рима периода республики мы видим вместо нескольких рангов архаической поры высочайшую пирамиду из разных рангов и титулов, накладывающихся друг на друга даже по степени привилегированности. В наше время наблюдается нечто похожее. Специалисты по конституционному праву верно отмечают, что политических прав у президента США явно больше, чем у европейского конституционного монарха. Исполнение приказов, которые отдают высокие официальные лица своим подчиненным, генералы - низшим военным рангам, столь же категорично и обязательно, как и в любой недемократической стране. Соблюдение приказов офицера высшего звания в американской армии так же обязательно, как и в любой другой армии. Есть отличия в методах рекрута, но это не означает, что политическое здание современных демократий плоское или менее стратифицированное, чем политическое здание многих недемократических стран. Таким образом, что касается политической иерархии среди граждан, то отсутствует какая-либо тенденция в политической эволюции к понижению или уплощению конуса. Несмотря на различные методы пополнения членами высших слоев в современных демократиях, политический конус сейчас такой же высокий и стратифицированный, как и в любое другое время, и, конечно же, он выше, чем во многих менее развитых обществах. Но это утверждение никаким образом и ничем не подтверждается. "Все, что мы видим - это "беспорядочные", ненаправленные, "слепые" колебания, не ведущие ни к усилению, ни к ослаблению политической стратификации…

Следствия политической стратификации:

1. Высота профиля политической стратификации изменяется от страны к стране, от одного периода времени к другому.

2. В этих изменениях нет постоянной тенденции ни к выравниванию, ни к возвышению стратификации.

3. Не существует постоянной тенденции перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, от отсутствия правительственного вмешательства в жизнь общества ко всестороннему государственному контролю. Нет также и обратных тенденций.

4. Среди множества общественных сил, способствующих политической стратификации, большую роль играет увеличение размеров политического организма и разнородность состава населения.

5. Профиль политической стратификации подвижнее, и колеблется он в более широких пределах, чаще и импульсивнее, чем профиль экономической стратификации.

6. В любом обществе постоянно идет борьба между силами политического выравнивания и силами стратификации. Иногда побеждают одни силы, иногда верх берут другие. Когда колебание профиля в одном из направлений становится слишком сильным и резким, то противоположные силы разными способами увеличивают свое давление и приводят профиль стратификации к точке равновесия.

Профессиональная стратификация

Включает профессиональную и межпрофессиональную стратификацию. Существование профессиональной стратификации устанавливается из двух основных групп фактов. Очевидно, что определенные классы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие профессиональные группы всегда находились у основания социального конуса. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, так сказать, накладываются друг на друга. Во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы. Возьмем ли мы область сельского хозяйства, или промышленности, торговли или, управления или любые другие профессии, занятые в этих сферах люди стратифицированы на многие ранги и уровни: от верхних рангов, которые осуществляют контроль, до нижних, которыми контролируют и которые по иерархии подчинены своим "директорам", "авторитетам", "менеджерам", "шефам" и т. п.. Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в этих двух основных формах: 1) в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и 2) в форме стратификации внутри каждого профессионального класса (профессиональная стратификация).

Следует отметить, что какими бы ни были всевозможные временные основы межпрофессиональной стратификации в разных обществах, рядом с этими вечно меняющимися основами существуют константные и универсальные основы. Два условия, по крайней мере, всегда были основополагающими: 1) важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом, 2) уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Профессиональные группы, осуществляющие базовые функции социальной организации и контроля, помещены в центре "двигателя общества". Плохое поведение солдата может не повлиять сильно на всю армию, недобросовестная работа одного труженика слабо воздействует на других, но действие командующего армией или руководителя группы автоматически влияет на всю армию или группу, действия которой он контролирует. Более того, находясь на контролирующей точке "социального двигателя", хотя бы в силу такого объективно влиятельного положения, соответствующие социальные группы обеспечивают для себя максимум привилегий и власти в обществе. Уже этим объясняется соотношение между социальной значимостью профессии и ее местом в иерархии профессиональных групп. Успешное выполнение социально-профессиональных функций организации и контроля, естественно, требует более высокого уровня интеллекта, чем для любой физической работы рутинного характера. Соответственно, эти два условия оказываются тесно взаимосвязанными: выполнение функций организации и контроля требует высокого уровня интеллекта, а высокий уровень интеллекта проявляется в достижениях (прямо или косвенно), связанных с организацией и контролем группы.

Таким образом, можно сказать, что в любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для ее выполнения, в большей привилегированности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиональной иерархии, и наоборот. К этому правилу следует добавить четыре поправки. Во-первых, общее правило не исключает возможности наложения высших слоев низшего профессионального класса с низшими слоями следующего, более высокого класса. Во-вторых, общее правило не распространяется на периоды распада общества. В такие моменты истории соотношение может быть нарушено. Такие периоды обычно ведут к перевороту, после которого, если группа не исчезает, былое соотношение быстро восстанавливается. Исключения, однако, не делают правило недействительным. В-третьих, общее правило не исключает отклонений. В-четвертых, так как конкретно-исторический характер обществ различен и их условия меняются во времени, то вполне естественно, что и конкретное содержание профессиональных занятий в зависимости от того или иного общего положения изменяется.

Системы социальной стратификации

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы. Рассмотрим каждый из этих видов систем в отдельности.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Основные причины рабства

Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

Основные условия рабства

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе.

Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.

Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали бесплатных слуг на определенный срок.

Общие характеристики рабства

Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий).

Различают две формы рабства:

патриархальное рабство – раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;

классическое рабство – раба окончательно закабалили; он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи не имел, он считался собственностью хозяина.

Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и свобод.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собственной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Клан – род или родственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами.

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников - кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

Класс – большая социальная группа людей не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса, - одна из основных движущих сил.


Заключение

Социальная стратификация всегда была одной из главных тем научных изысканий П.Сорокина. На сегодняшний день проблемы социальной стратификации очень актуальны, так как мы, имеем возможность, каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой, изменениями социального пространства индивида. У Питирима Сорокина, человек продвигается по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям. К большому сожалению, в нашей жизни все совершенно иначе. Главенствующую роль занимают деньги, на сегодня они являются основным каналом вертикальной циркуляции.

Работы Питирима Сорокина о социальной стратификации важны для истории русской социологии. Он затрагивал самые главные проблемы общества, которые до него еще никто не затрагивал. Питирим Сорокин является одним из самых главных русских социологов, чьи труды продолжают иметь огромное значение не только русской, но и зарубежной в современной социологии.

П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.

Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.

Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции. По мнению исследователей средний класс современного индустриального общества определяет стабильность социальной системы и в то же время обеспечивает ей динамизм, поскольку средний класс – это прежде всего высокопродуктивный и высококвалифицированный, инициативный и предприимчивый работник. Россию относят к смешанному типу стратификации. У нас средний класс находится на стадии становления, и этот процесс имеет ключевое и широкое значение для формирования новой социальной структуры.


Список использованной литературы

1. Новикова С. "История развития социологии", Москва-Воронеж, 2006г

2. Сорокин П.А "Социальная стратификация и мобильность", 2007г

3. Сорокин П.А "Человек. Цивилизация. Общество" (Серия "Мыслители XX века"), М.,2004г

4. Сорокин П.А. "Общедоступный учебник социологии", Наука, 2007г

5. Сорокин П.А. "Система социологии", том 2, М.,2006г

Питирим Сорокин в числе первых социологов вводит понятие «социального пространства». Вообще говоря, о социальном пространстве размышляли Р. Декарт, Т. Гоббс, Лейбниц, Ф. Ратцель, Г Зиммель Э., Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, Л. фон Визе, Е. Спекторский, П. Сорокин, Б. Верлен и др. Однако наиболее четкая формулировка, а не просто постановка проблемы, принадлежит П. Сорокину, который в книге «Социальная мобильность» (1927) впервые высказал идею о возможности и необходимости представлять все многообразие происходящих в обществе явлений помещенными в социальное пространство.

Под социальным пространством он понимает своего рода вселенную, которая состоит из людей, населяющих планету Земля. В этой вселенной каждый индивид занимает определенное место, положение которого измеряется в горизонтальном и вертикальном направлении. Такое положение человека, Сорокин называет социальным положением человека.

Выделяется также движение каждого человека в таком пространстве. Это движение, в свою очередь, подразделяется на горизонтальную и вертикальную мобильность. Движение вверх принято называть социальным восхождением, а движение вниз наоборот социальным спуском.

Определив положение человека в социальном пространстве, Сорокин приступает к определению социальной стратификации. С его точки зрения, социальная стратификация – это разделение какой-либо совокупности населения по классовой принадлежности, причем такое разделение происходит в иерархическом порядке. Сорокин отмечает существование высших и низших слоев. Основу стратификации по Сорокину составляет различие в распределении привилегий и прав. Также Сорокин твердо убежден в том, что не стратифицированного общества не может существовать. Он использует многомерную стратификацию, разделяющуюся на три основных измерения:

- Экономическое . Сорокин считает, что экономическое положение индивидов в обществе неодинаково; среди них есть имущие и неимущие, поэтому экономическое расслоение в обществе выражается в степени доходов, различии уровня жизни. При этом группы людей могут падать или наоборот подниматься в экономической сфере общества.

- Политическое . Оно характеризует степень влияния индивида на членов общества и общество в целом.

- Профессиональное . Это измерение выделяет разделение общества на группировки людей по их занятиям и роду деятельности. Одни профессии всегда считаются более престижными, чем другие.

Отсюда следует, что в обществе надо различать людей по таким критериям, как уровень дохода, по степени влияния индивида на членов общества, а также по критерию успешности исполнения той или иной социальной роли.



В обществе не существует неизменной тенденции к всеобщему равенству или, наоборот, дифференциации. На вершине социальной пирамиды находятся наиболее привилегированные слои, а в основании, наоборот. Когда пирамида слишком вытягивается, вверх, то с помощью революций и переворотов ее вершину обрезают, и получается трапеция. Но затем снова появляются силы, которые заставляют пирамиду расти. Эти процессы в обществе повторяются циклически.

В сущности, здесь многое от марксизма, но вместе с тем Сорокину удается отойти от жесткой бинарной схемы и представить более дифференцированную картину общества.

К недостатком подхода можно отнести то обстоятельство, что в социальном пространстве Сорокина располагаются люди, а не статусы. Описав социальное пространство и его производные («геометрическая и социальная дистанция», «подъем в геометрическом и в социальном пространстве») в социологических категориях, Сорокин социологически не прописал главное действующее лицо. У него таковым выступает народонаселение. Однако известно, что народонаселение – демографический, а не социологический термин.

В сущности, здесь совершается та же методологическая ошибка, которую допускает Аристотель. Мы помним, что в представлении афинского мыслителя, господин и раб - это не характеристики социальных функций, но абсолютные определения самой природы разных видов единого человеческого рода. Другими словами, человек и та социальная функция, к исполнению которой он принуждается обстоятельствами, отождествляются. Часто таким отождествлением грешит и марксистская идеология, которая в любом функционере, в любой социальной единице ищет специфические черты. Такое же (пусть и неявное) отождествление явственно прослеживается в схеме Сорокина.

Между тем живая личность и субъект социологического исследования - это не одно и то же. В чисто социологическом аспекте личность - это лишь род тени, которая отбрасывается на специфическую плоскость. Поэтому, как все измерения «тени» не в состоянии исчерпать характеристики того предмета, который отбрасывает ее, социальная стратификация не дает полного представления о человеке. Социологический абрис и личностный портрет часто несопоставимы.

Впоследствии мы еще увидим, что человек как целое вообще не может быть представлен в виде неделимой точки в таком социальном пространстве. Его целостность (ниже мы будем говорить о статусном наборе) окажется нарушенной, и многие из ключевых определений живой личности окажутся разбросанными по разным его областям.