Биографии Характеристики Анализ

История становления и развития западной социологии. История становления и развития социальной психологии

История возникновение и развитие науки

1. История возникновение и развитие науки

1.1 Возникновение и развитие науки, ее функции

1.2 Научное познание и его специфические признаки

1.3 Строение и динамика научного знания

1.4 Методология научного познания

1.5 Методы эмпирического и теоретического исследования

1.6 Этика науки

Список использованных источников

наука эмпирический теоретический ученый

1. История возникновение и развитие науки

1.1 Возникновение и развитие науки, ее функции

В древности человек, добывая себе средства к жизни, сталкивался с силами природы и получал о них первые, поверхностные знания. Миф, магия, оккультная практика, передача опыта внетеоретическим способом от человека к человеку - таковы некоторые формы донаучного знания, обеспечивавшие условия человеческого существования. Л.И. Шестов утверждал, что существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые приводили если не к самому познанию, то к его преддверию. Ненаучное понимается как разрозненное, несистематическое, неформализованное знание. Донаучное знание выступает прототипом, предпосылочной базой научного. Следует также иметь в виду, что есть сферы человеческой деятельности и отношений, которые весьма затруднительно выразить строгими нормами научной доказательности, например области нравственности, культурно-этических традиций, веры, аффектов и т.д. М. Вебер, Р. Триг, П. Фейерабенд и др., рассуждая о границах научного познания, приводили следующие аргументы.

1. Человеческая жизнедеятельность шире и богаче рационализированных ее форм, поэтому необходимы помимо научно-рациональных иные методы изучения и описания бытия и его частей.

2. Научное познание есть не только сугубо рациональный акт, но и включает в себя интуицию, творчество без осознанных логических операций.

3. Наука, развиваясь на основе собственной логики, в то же время опосредована всем социокультурным фоном и не является лишь плодом разума.

В целом, отвергается не значение науки в функционировании системы «человек - общество - природа», а ее порой чрезмерные претензии на решение различных проблем.

Удивление явилось началом философии, ибо это есть начало мысли, а возникшее по поводу многих явлений мира и тайн человека недоумение есть начало науки (точнее, пред- науки). Элементарная наука возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физического и сформировалась особая группа людей - ученых, для которых научная деятельность стала профессией.

Предпосылки науки создавались в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции, Древнем Риме в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде зачатков астрономии, этики, логики, математики и др. Эти зачатки сведений и знаний объединялись в рамках философии. В античности и средние века понятия «философия», «знания» и «наука» совпадали.

Центрами обучения и формирования творческих качеств ученого стали научные школы - неформальные объединения коллег. Платон создал школу-академию. В средние века появились публичные диспуты, шедшие по жесткому ритуалу. Им на смену пришел непринужденный диалог между людьми в эпоху Возрождения. В последующем формы диспута и диалога переросли в процедуры защиты диссертаций. Общение ученых с целью обмена идей ведет к приращению знаний. Бернард Шоу рассуждал: если два человека обмениваются яблоками, то у каждого остается по яблоку. Но если они передают друг другу по одной идее, то каждый из них становится богаче, обладателем двух идей. Полемика, оппонирование (открытое или скрытое) становятся катализатором работы мысли.

Наука ориентируется на поиск сущности, того, что не дано непосредственно чувствам. Необходимым стало умение реальные объекты трансформировать в идеальные, существующие в мысли, в логике рассуждений, в расчетах. Начиная с античности, функцией научной деятельности стала объяснительная (обоснование и разъяснение различных зависимостей и связей, существенных характеристик явлений, их происхождения и развития).

Идея рациональности постепенно дополнялась идеей возможности перевести идеальный объект в материальный. Предвестником опытной науки стал Р. Бэкон (XIII в.). Он критиковал схоластический метод, предлагал опираться на опыт, большое значение придавал математике, обращался к проблемам естествознания. Родился эксперимент, соединивший идеальность (теорию) и технологичность («делание руками»). Б. Рассел писал о двух интеллектуальных инструментах, конституировавших современную науку, - изобретенный греками дедуктивный метод и впервые систематически использованный Галилеем экспериментальный метод.

Наука в собственном смысле слова возникла в XVI - XVII вв., когда «наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов». Наука, в отличие от обыденного знания, доводит изучение объектов до уровня теоретического анализа. Э. Агацци считает, что науку следует рассматривать как «теорию об определенной области объектов, а не простой набор суждений об этих объектах».

Факторами возникновения науки стали: утверждение в Западной Европе капитализма и острая потребность в росте его производительных сил, что невозможно было без привлечения знаний; подрыв господства религии и схоластически-умозрительного стиля мышления; наращивание количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Самостоятельными отраслями знания стали астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Наиболее выдающимися естествоиспытателями, математиками и одновременно философами в XVI - XVII вв. были Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и др.

Научная рациональность выражается прежде всего как соразмерность мира критериям разума, логики. Начиная с XVII в. рациональность становится одним из фундаментальных идеалов европейской культуры. Как социальный институт наука оформилась в XVII - XVIII вв., когда возникли первые научные общества, академии и научные журналы.

Античное и средневековое представление о космосе как конечном и иерархически упорядоченном мире в Новое время уступает место представлению о бесконечности Вселенной, о природе как совокупности естественных, причинно обусловленных, не зависящих от человека процессов. Ориентация на изучение объективного мира вещей и вещных отношений в качестве функции науки выдвигала задачу познания с целью переделки и преобразования природы. Ф. Бэкон провозглашал, что цель науки - господство над природой ради повышения благосостояния общества и совершенствования производства. Он выступал за союз философии и естествознания. Ф. Бэкон - автор афоризма «Знание - сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Адекватной этой задаче формой организации знания явилась рационально-логическая, представлявшая знание в правиле, математической формуле, рецепте и т.д., что фиксировалось в справочниках и учебниках. Развивалась прогностическая функция науки.

В XVII в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов. В XVIII - XIX вв. значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой, ее общественная полезность. Д-И. Менделеев, например, подчеркивал взаимную заинтересованность друг в друге промышленности и науки.

Наука возникла из практики и развивается на ее основе под влиянием общественных потребностей (астрономия, математика, механика, термодинамика, биология химия и т.д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием. Например, электродинамика возникла преимущественно в научных лабораториях и дала импульс для электротехники, создания новых средств связи. Атомная, лазерная, компьютерная, биоинженерная технологии возникли не из повседневного опыта, а в головах ученых. В XX в. теоретическое и экспериментальное естествознание, а также математика достигли такого уровня, что начали оказывать решающее воздействие на развитие техники и всей системы производства. Наука, превратившись в отрасль массового производства - индустрию знаний, стала, как предвидел К. Маркс, производительной силой общества. Наука внедряется в производство через многочисленные посредствующие звенья (новую технику, новые технологические процессы и т.п.), создание которых требует определенного времени. В этом смысле наука - опосредованная производительная сила. Взаимосвязь практики и науки не следует понимать примитивно в том смысле, что каждое положение науки должно подтверждаться практикой и применяться на практике. «В процессе обоснования положений науки мы пользуемся многими приемами опосредованного сопоставления научных утверждений, научных контекстов с действительностью (логическим доказательством, принципами соответствия, принципами простоты и непротиворечивости, отысканием моделей, удовлетворяющих формальным системам, правилам сведения сложного к простому и т.п.), которые лишь в конечном счете связаны с практикой».

По своей сущности наука, отмечал Н.А. Бердяев, есть реакция самосохранения человека. Обращенность науки к человеку особенно стала заметной с середины XX в. Это вызвано тем, что автоматизация освобождает работника из технологического подчинения машине. Поэтому прежняя ориентация на технику теряет самодовлеющее значение. М. Вебер, подчеркивая позитивную роль науки в обществе, считал, что наука разрабатывает, во-первых, технику овладения жизнью» - как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых, методы мышления, ее «рабочие инструменты» и вырабатывает навыки обращения с ними, т.е. наука служит школой мышления. Усилилась роль науки как социальной и политической силы общества. Наука используется для разработки планов и программ социального и экономического развития, для грамотного политического управления. Наука опосредованно, через социальные общности и политические организации общества, систему общемировоззренческих и культурных установок, определяет социальное, политическое, экологическое и демографическое поведение, цели общественного развития. Наука изменяет отношения «человек - природа», «человек - машина» и «человек - человек», т.е. воздействует на всю общественную практику.

Как наука, психология занимается изучением фактов, механизмов и их закономерностей в повседневной психической жизни. История психологии позволяет описывать и объяснять, каким образом данные факты и законы стали доступными человеческому уму. Основными задачами истории психологии можно выделить:
  • Необходимость в изучении закономерностей развития знаний о всех моментах психики;
  • Необходимость раскрытия взаимосвязи науки психологии с прочими науками, влияющими на ее развитие и достижения;
  • Необходимость получения знаний о зарождении и становлении науки;
  • Изучение роли личности и индивидуального пути ее развития.
Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах. Основными этапами развития истории психологии являются:
  • I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;
  • II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;
  • III этап (экспериментальный этап - XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;
  • IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

Предмет истории психологии и ее основные задачи.

Предмет истории психологии заключается в изучении становления конкретного представления о психике на различных этапах развития научных знаний. Поскольку история психологии выделяется в качестве особой независимой области знаний, то ей присущ собственный предмет. Как непосредственный компонент культуры, история психологии возникает и развивается во все времена в разных странах мира. История психологии описывает и поясняет факты и законы, которые открывались человеческому уму. Таким образом, предмет истории психологии – это непосредственная деятельность людей, занимающихся познанием и развитием психического мира. Данная деятельность осуществляется в системе следующих координат: социальной, когнитивной и личностной. Так, научная деятельность имеет трехаспектную целостную систему:

  • Рассмотрение и изучение души – в данном случае душа выступает в качестве объяснительного принципа о всем происходящем с живыми существами;
  • Рассмотрение и изучение сознания – сознание выполняет две функции. Во-первых, является объектом изучения. Во-вторых, выступает в качестве объяснительного принципа;
  • Рассмотрение и изучение поведения – рассматривается в качестве последнего нового предмета. Его появление повлекло исчезновение объекта изучения, и.е. психики и сознания. Современный этап развития характеризуется тесной взаимосвязью между поведением и сознанием, а также самой деятельностью.
Предмет истории психологии имеет следующие задачи:
  • Анализ возникновения и развития научных знаний о психике с точки зрения научного подхода изучения представлений о психике живых существ на всех этапах эволюции;
  • Анализ междисциплинарных связей с науками, от которых зависят всевозможные достижения психологии;
  • Зарождение знаний от культурных, социальных и идеологических влияний;
  • Изучение, анализ и развитие роли личности при становлении науки.

Основные методы истории психологии.

Методы истории психологии безусловно отличаются от методов науки психологии. Здесь невозможно применить ни один метод психической науки. Собственные методы истории психологии могут быть позаимствованы из таких смежных дисциплин, как истории, науковедения, социологии и т.д., поскольку они входят в контекст науки психологии, конкретной исторической ситуации и культуры.

Рассматривая источники истории психологии (архивные материалы, труды ученых, анализ историко-социологических материалов и художественной литературы), были выделены несколько групп методов истории психологии:

  • Организационные методы, т.е. методы планирования историко-психологического исследования:
    • Сравнительно-сопоставительный метод;
    • Структурно-аналитический метод:
    • Генетический методж
  • Методы, основанные на сборе и интерпретации фактов логического материала:
    • Анализ продуктов деятельности;
    • Категориально-понятийный анализ;
  • Методы исторического анализа трудов и материалов:
    • Методы исторической реконструкции;
    • Проблемологический анализ;
  • Методы, основанные на тематических знаниях:
    • Тематический анализ;
    • Метод библиотричного анализа;
  • Метод источниковедческого анализа;
  • Метод интервью;
  • Биографический метод.
Все вышеперечисленные методы истории психологии применялись в различных учениях: материалистическом учении в античной психологии, идеалистическом учении Платона и Сократа, учении Аристотеля о душе, учении античных врачей и т.д.

План

1.1. Понятие статистики.

1.2. История возникновения и развития статистики.

1.3. Основные понятия и методы статистики.

Цель каждой науки - познание некоторых общих закономерностей, позволяющих предвидеть течение явлений и выбирать рациональные пути поведения в реальных типичных ситуациях. Это относится и к статистике - одной из основных дисциплин в системе экономического образования и важнейшей для тех, кто избрал статистику своей профессией.

История развития человечества показала, что без статистических данных невозможно управление государством и развитием отдельных отраслей и секторов экономики, обеспечивать оптимальные пропорций между ними. Необходимость сбора и обобщения множества данных о населении страны, предприятиях, банках, фермерских хозяйствах и т.д. привело к появлению специальных статистических служб - учреждений государственной статистики. В зависимости от того, по какой отрасли организуется сбор, обработка и анализ статистической информации, различают статистику населения, промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, финансов и т.д.

Статистик нужен и для предприятия и для страны. Статистические методы позволяют разрабатывать стратегию фирмы на основе прогнозирования динамики основных показателей и соотношений между ними. Важное значение для успешной работы фирмы имеют статистические методы контроля и анализа качества продукции. Динамика макроэкономических показателей дает основание для разработки перспективных планов развития экономики в целом, изменения эффективности производства и т.д.

Несмотря на разнообразие сфер применения статистики, имеются общие методы статистической работы, которыми нужно руководствоваться всегда и везде. В этом курсе рассматриваются общие правила сбора, обработки и анализа статистических данных.

Слово «статистика» используется в нескольких значениях: прежде всего как синоним слова «данные». Например, можно сказать: «Статистика рождаемости в Украине» или «Данные о рождаемости в Украине», что одно и то же.

Статистикой называется отрасль знаний, объединяющая принципы и методы работы с числовыми данными, или отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ и интерпретацию числовых данных, характеризующих массовые явления.

История возникновения и развития статистики.

Слово «статистика» происходит от латинского слова status - состояние, положение вещей. Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Отсюда произошло итальянское слово stato - государство и statista - знаток государства. В научный обиход слово «статистика» вошло в XVIII веке и первоначально употреблялось в значении «государствоведение».


Исторически развитие статистики было связано с развитием государств, с потребностями государственного управления. Хозяйственные и военные нужды уже в древний период развития человечества требовали наличия данных о населении, его составе, имущественном положении. С целью налогообложения организовывались переписи населения, проводился учет земель и т.д.

Первые работы такого рода отмечены даже в священных книгах разных народов. В античном мире был организован учет родившихся: молодые люди, достигшие 18 лет, вносились в списки военнообязанных, а по достижении 20 лет - в списки полноправных граждан. Составлялись земельные кадастры, в которые вносились сведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре, получаемых доходах. Появились описания государств. Большая заслуга в этом принадлежит греческому философу Аристотелю (384-322 гг. до н.э.). Он составил описание 157 городов и государств своего времени.

Решение о проведении переписи было принято на заседании Большого королевского совета на рождество 1085 г. Немедленно во все английские графства были высланы представители короля, ответственные за проведение переписи. В каждом графстве были созваны специальные собрания, представляющие собой расширенный вариант судебных коллегий графств. В их состав входили: шериф, бароны и их рыцари, имеющие земельные владения в данном графстве, члены судебных коллегий каждой сотни, а также священник, староста и шесть вилланов от каждой деревни.

Эти собрания были призваны подтверждать клятвой те сведения, которые входили в сферу переписи, а также, возможно, решать возникающие земельные споры. Кроме того, данные по земельным владениям в каждой сотне фиксировались комиссиями, формируемыми из землевладельцев данной сотни. Так, в Кембриджшире в состав комиссии сотни входили в равных долях англосаксы и нормандцы, держащие земли на территории сотни.

Перепись была завершена к концу 1086 г. и её результаты в виде огромного массива списков и отчётов были предоставлены королю. В дальнейшем они хранились в казначействе Английского королевства в Винчестере. Помимо этого уже к 1088 г. на основании этой документации были составлены два тома «Книги страшного суда», в которые в компактной форме вошли важнейшие сведения, полученные в результате переписи, отсортированные по графствам.

Имена владельцев поместья на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Имена иных держателей поместья, если владелец передавал его в условное держание;

Площадь пахотной земли;

Количество пахотных бригад (измеряемых упряжками из восьми быков) на домениальных землях владельца и на землях крестьян;

Количество крестьян различных категорий (вилланов, коттариев, сервов, свободных и сокменов), проживающих на территории поместья;

Размеры пастбищ, лугов и лесов, относящихся к поместью;

Количество мельниц и мест для рыболовства;

Денежная оценка хозяйства поместья на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Размеры наделов свободных крестьян и сокменов в границах поместья по состоянию на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Потенциальная возможность повышения продуктивности поместья.

Перечень вопросов, вынесенных на перепись, демонстрирует стремление короля зафиксировать и оценить возможные источники доходов в казну. В частности, замки и другие строения, не связанные непосредственно с экономической деятельностью, в сферу переписи включены не были. Также «Книга страшного суда» не содержит данных по размеру феодальных обязательств держателей поместий перед королём.


Рис. 3. Деталь гобелена XII в. "Смерть короля Гарольда II", 1066.

Со временем собирание данных о массовых общественных явлениях приобрело регулярный характер. С середины XIX в. были выработаны первые правила переписей населения и начата регулярность их проведения в развитых странах.

Для координации развития статистики, начали проводиться международные статистические конгрессы, а в 1885 г. был основан международный статистический институт, существующий и сейчас. Впервые преподавание статистики начато в университетах Германии во второй половине XVIII века. В настоящее время международные организации и государственная статистика каждой отдельной страны занимаются сбором, преобразованием, сравнением, интерпретацией социально-экономических данных. Сложились методы работы, продолжающие традиции государствоведения.

Читайте также:
  1. III. Медицинские осмотры (обследования) декретированного контингента с целью охрана здоровья населения и предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
  2. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  3. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  4. Административно-правовой статус Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
  5. Альтернативная история в цикле романов Ван Зайчика «Плохих людей нет».
  6. Альтернативы политического развития России после февраля и выхода из политического кризиса лета-осени 1917 г.
  7. Альтернативы развития России после Февральской революции.

PR в мире: история развития

PR появился очень давно, т.к. люди всегда пытались друг друга убедить принять их точку зрения.

1) античность;

2) средневековье;

3) возрождение;

4) реформация;

5) новое время;

6) новейшее время;

7) эпоха постмодернизма.

Истоки современного PR следует искать, начиная с XVII в., с возникновением и развитием мануфактуры и далее - с усовершенствованием технологий изготовления, когда производство товаров становится мас­совым и внимание производителя переключается с проблемы «как про­извести» на проблему «как продать».

Однако реально PR возник в результате индустриальной революции, когда монополисты ощутили недостаточность методов управления только производственной сферой. Поэтому неслучайно современный PR является неотъемлемой частью менеджмента, а точнее менеджмента коммуникаций.

PR в США развивался активнее, чем в Европе.

Стадии развития PR даны по Скот­ту Катлипу

Начальный период (вторая половина XVIII в.). Начало PR-деятельности пришлось на период войны за независимость Северной Америки (1775-1789). В это время PR развивается в политической сфере. Борцы за независимость были обеспокоены политической пассивностью народа, поэтому для привлечения внимания общественности использовали все возможные пропагандистские средства: листовки, газеты, лозунги, митинги, поэзию, парады, шествия и др. Борцам за независимость пришлось неустанно агитировать население и пропагандировать свои взгляды для изменения общественного мнения. Они использовали малейшую возможность, чтобы интерпретировать событие в свою пользу. Так, 5 марта 1770 г. во время уличной стычки были убиты пять жителей Бостона. Революционная пресса подала этот случай как «Бостонскую бойню», организованную английскими военными, назвав это варварской акцией.

Второй исторический этап, этап паблисити (1810-1900). Активно осваивается американский Запад, меняются социально-экономические условия жизни: происходит рост крупных городов, значительная аккумуляция капитала в частном секторе, формирование гигантских корпораций. Этот период в экономической жизни Америки связан с подъемом свободного предпринимательства. Государство в 1820- 1830-е годы оказывает поддержку развитию коммуникационных сетей страны, становлению
национального хозяйства. В это время все сферы жизни в США стали
испытывать влияние двух важнейших инструментов PR: связи с прессой и гласности.



В это время в стране осуществляется борьба с безграмотностью, растущий уровень грамотных людей стимулирует увеличение тиражей газет и журналов. Появление парового двигателя и линотипа (наборной машины целыми строками) сделали газеты по-настоящему демократиче­скими, общенациональными СМИ. В 1830 г. в Америке насчитывалось газет больше, чем в любой другой стране мира.

Появляются пресс-агенты. Главным достоинством пресс-агента считалась скорость. Это было вре­мя, когда рекламные агенты стали (в буквальном смысле!) «изобретать новости», не обращая внимания ни на истину, ни на приличия. Начали реализовывать на практике пресс-посредническую деятельность. В этот период у организаций, благодаря прессе, появи­лась возможность манипулировать общественным мнением для продвижения собственных идей, товаров, услуг. Система связей с общест­венностью стала играть заметную роль в конкурентной борьбе, отно­шениях с профсоюзами, индустрии.



Третий этап - «Разгребатели грязи» (1900-1920). К 1900 г. большой бизнес США достиг невероятных успехов, страна превращалась в ведущую индустриальную державу. Вместе с тем раскол в обществе также нарастал. По данным статистики, в начале века один процент населения США владел 45% благосостояния страны. При этом более половины американцев не имели вообще ничего и жили за чертой бед­ности. В среднем в начале века ежегодно около 500 тыс. американских рабо­чих погибали от несчастных случаев на производстве, от опасных для здоровья и жизни работ и невыносимых условий труда. Влиятельные бизнесмены контролировали правительство, покупали голоса на выбо­рах, манипулировали подсчетами, СМИ. Пресс-агенты использовались бизнесменами для того, чтобы скрывать негативную информацию, не допускать пуб­ликации разоблачительных фактов и отвлекать публику от проблем.

Название этого периода в общественной жизни Америки - «The muckraking агса» («Разгребатели грязи») - связано со скандалом, про­изошедшим в полиции Нью-Йорка в начале века. Комиссар полиции города Т. Рузвельт в публичном интервью обозвал группу нью-йорк­ских журналистов «грязекопателями» и вложил в это уничижительное слово все свое негодование по поводу того, что они «раскопали» факты коррупции в его ведомстве, по которым затем были возбуждены уго­ловные дела. Название было подхвачено журналистами и впоследствии стало ассоциироваться с высочайшим профессиональным мастерством в журналистском расследовании.

Сила «грязекопателей» состояла в том, что они выносили на суд общественного мнения скрытые, неизвестные и, как правило, негативные факты из жизни весьма известных людей и компаний. Принцип «прозрачности бизнеса», который начал формулироваться уже в те времена, информирование общественности о фактах и собы­тиях в деятельности организации, даже тех, которые имеют «негативный» характер (в этом случае особенно важно высказать позицию и комментарий организации), делали организацию менее уязвимой перед лицом критики.

Четвертый этап - это этап становления PR как профессиональной и научной дисциплины (1920-1940). Этот этап в истории PR связыва­ют с именем Эдуарда Л. Бернайза. В 1923 г. Эдуард Л. Бернайз выпус­тил первую книгу, посвященную PR-практике «Кристаллизуя общественное мнение», в которой дает следующее определение PR: «усилия, направленные на то, чтобы убедить общество изменить свой подход или свои действия, а также усилия, направленные на то, чтобы гармо­низировать деятельность организации в соответствии с интересами об­щественности и наоборот».

Для Америки 1930-е годы - время серьезных социальных и экономических потрясений, период Великой депрессии и «нового курса» Франклина Д. Рузвельта. Основным методом, выбранным Рузвельтом, стала терпеливая разъяснительная работа с использованием всех средств коммуникации, особая роль придавалась личному влиянию. Президент проек­тировал имидж уверенного в себе и счастливого человека, он всегда улыбался перед фотокамерами репортеров, даже стал героем комедий­ного мюзикла.

Лидеры бизнеса все чаще стали обращались к PR-специалистам, пытаясь бо­роться с жестокой критикой в свой адрес со стороны администрации президента.

Практики PR начали в своей деятельности ак­тивно использовать социологические методы: сегментирование целе­вой аудитории, ее изучение, анализ документов, опрос, наблюдение и др. Словарь социологии, изданный в США в 1944 г., дает определение PR как «теории и методов, применяемых для урегулирования отноше­ний субъекта со своей общественностью. Эти теории и методы предпо­лагают использование социологии, социальной психологии, экономики, политических наук, а также специальных навыков журналиста, артиста, организатора, специалиста по рекламе и т. д. для решения специальных проблем в этой области деятельности».

Пятый этап - послевоенная эра (1945-1965). В социально-экономической жизни Америки и Европы этот период связан с конверсией военного производства, восстановлением экономики и переходом к постиндустриальному, потребительскому обществу. Быстро растет на­селение, развиваются высокотехничные производства, сфера обслужи­вания. В Америке наступает «бум» PR. Национальная ассоциация му­ниципальных и правительственных чиновников (NALGO) создает целые отделы PR. Началось изучение PR в колледжах. К 1965 г. в 14 университе­тах США присуждались степени бакалавра по специальности «Public relations». Возросло и продолжало расти число консультативных фирм. Шло развитие PR-программ в промышленности, торговых ассоциаци­ях, правительственных учреждениях. Появились учебники, книги и на­учные издания по PR.

В 1955 г. вышла в свет новая книга Э. Бернайза «Инженеринг согла­сия». Автор подчеркивал, что PR имеет три функции: информирование общественности, собственно убеждение общественности, влияние на ее представления. Бернайз определил конечную цель всех PR-уси­лий как достижение согласия с помощью PR-методов. Он впервые вы­сказал идею посредничества на основе открытости, доверия, диалога.

Шестой этап - современный этап развития PR , по мнению ряда исследователей, начинается с 1965 г. и продолжается в настоящее вре­мя. Этот период у С. Катлипа называется периодом «общей глобальной информации».

В экономически развитых странах ускоренно развиваются высокие технологии, увеличивая число коммуникативных каналов. Националь­ные экономики постепенно превращаются в единую мировую эконо­мику - глобально зависимую и глобально соревнующуюся. Мощные экономические, политические, социальные и экологические перемены вызывают серьезные конфликты и постоянно требуют достижения все­общего согласия. Поэтому PR-технологии широко востребованы в биз­несе, политике, социальной сфере. Характерной особенностью совре­менных PR является уход от рекламных технологий к исследователь­ским и консультативным. Возникает сложная модель, отражающая двусторонний характер PR.

PR в России: становление и современное состояние

В средневековой Руси примером демократи­ческого PR выступали народные вече. Это был орган городского само­управления и одновременно форма прямых, без посредников, связей с общественностью. С ликвидацией феодальной раздроб­ленности и установлением единовластия московского князя простые граждане Древней Руси были отстранены от участия в обсуждении го­сударственных и общественных дел.

В XVIII в. идеи вольтерьянства стали основой для духовного бунтарства, покушения на устои крепостничества. Среди образованной молодежи вольтерьянство стало символом интеллектуальной моды, поэтому царский двор, будучи институтом самодержавия, с одной стороны, преследовал подобное вольнодумство, с другой стороны, был оча­рован просветительскими идеями. Но интеллигенция была далека от народа и их попытки с ним связаться не имели успеха.

Элементы PR в сфере экономики в России начинают развиваться параллельно с капиталистическими отношениями. Наиболее заметны­ми они становятся в начале XX в.: на базе западных образцов создается реклама, а торговые ярмарки в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде пользуются всемирной известностью.

События двух российских революций со всей убедительностью под­тверждают значимость роли PR в борьбе за политическую власть: в стране доминирует атмосфера публичности; народные массы активно участвуют в общественной жизни; в российской прессе начала века по­являются свои «макрейкеры-революционеры». Но в России подобные публикации не могли появляться повсеместно, «заговорщики» публиковались в основном в «подпольных» и малотиражных изданиях, которые не имели столь широкого круга распространения, как пресса США. С января 1918 г., после разгона Учредительного собрания, плюрализм мнений в СМИ исчезает, усиливается гонение на представителей свергнутых классов, делается ставка на насилие и террор. Диктатура пролетариата посте­пенно трансформируется в диктатуру партии.

Можно сказать, что в первой половине 20 века PR в России был очень сильно развит в виде идеалистической пропаганды. Во время второй мирой войны это стало особенно заметно: все силы были направлены на борьбу с «врагом». Двух людей всегда очень сплочает угнетение третьего. Но как только «врага» не стало эта технология перестала действовать. Её продолжали использовать, успеха она не имела и, как следствие, перестройка. Всем понравилась гласность и свобода слова. Но никто этим пользоваться не умел и всё полетело в тар-тарары.

Социальная апатия и боязнь перемен до сих пор тормозят развитие демократического общества в России. В этих условиях востребованность PR как механизма построения равноправного диалога очевидна. Однако процесс становления PR в России значительно затруднен в силу нескольких причин как объективного, так и субъективного характера. Это: патриархально-подданический тип политической культуры, наличие авторитарных традиций, ограничений и деформированный опыт представителей демократии, неразвитость институтов гражданского общества, мас­совая антирыночная психология, слабость и разобщенность общественного мнения.

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.


Рис. 1.8.

1.4. История развития психологического знания

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [ , C. 232]);
  • "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" [ , С. 122];
  • "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский, );
  • "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением" [ , С. 416];
  • "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых, [ С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Краткие итоги

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

  • Дайте определения понятиям "психика" и "психические явления", опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  • Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  • Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  • Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  • Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.