Биографии Характеристики Анализ

Государственный строй древнего рима в период домината, реформы диоклетиана.

Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом, что подтвержда¬лось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. В правление Диоклетиана проводятся реформы по реорганизации управления территориями, а также военная, финансовая и др.:

1.империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции; 2.в армии производится специализация функций отдельных войск 3. податная система обновляется введением натуральных и денежных налогов, а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии. Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные воен¬ные должности. Его власть в значительной мере зависела от ар¬мии, которая приносила ему присягу и нередко была главной си¬лой. Большое значение приобрел Совет при императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др.

30. Вторая Пуническая война

Вторая Пуническая война(называемая также римлянами «войной против Ганнибала» и Ганнибаловой войной, 218-202 до н. э.) - военный конфликт между двумя коалициями, во главе которых стояли Рим и Карфаген, за гегемонию в Средиземноморье. Официальной причиной войн стала осада и взятие испанского города Сагунта карфагенским полководцем Ганнибалом. После этого римляне объявили Карфагену войну. Поначалу карфагенская армия под предводительством Ганнибала одерживала верх над римскими войсками. Самой значительной из побед карфагенян является битва при Каннах, после которой в войну на стороне Карфагена вступила Македония. Последним сражением войны стала битва при Заме, после кторой Карфаген запросил мира. В результате войны Карфаген потерял все свои владения за пределами Африки. Основным источником о второй Пунической войне является труд римлянина Тита Ливия «История от основания города», книги 21-30.Еще один римлянин Дион Кассий написал книгу «Римская история», в которой тоже описывается вторая Пуническая война. Также важны для нас и греческие источники. Полибий во II в. до н. э. написал историческую книгу под названием «Всеобщая история», которая включает в себя события 264-146 до н. э. Плутарх в начале II в. написал труд «Сравнительные жизнеописания», в котором рассказыватся биографии знаментых греков и римлян.

32. Законы XII таблиц: причины появления, содержание

Законы двенадцати таблиц (451-450 год до н. э.) - кодификация государственного закона от народа в Древнем Риме. Законы двенадцати таблиц - плод специально созданной комиссии из 10 и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления. Представляет собой первый писаный источник права Древнего Рима. Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем, 450 году до н. э., - ещё две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт - введение денег в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал. Структура

Таблица I - «О судебном производстве» (процессуальное право: приглашение на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право, судебный процесс).

Таблица II - «Об ограблениях» (виды и наказания, размеры штрафных санкций).

Таблица III - «О займах и правах кредитора» (заём, кредит и кредитные ставки).

Таблица IV - «Права отцов семейства» (семейное право: признание отцовства, продажа-покупка детей).

Таблица V - «О наследстве и попечительстве» (наследственное право: завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).

Таблица VI - «О собственности и владении» (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).

Таблица VII-VIII - «О пересечении (границ участка) и ущербе», «О землевладении» (земельное (соседское) право).

Таблица IX - публичное право, об общественных делах (равных).

Таблица Х - погребальное (церемониальное) право.

Таблица XI - божественное право (религиозные обряды).

Таблица XII - брачное право (мужа).

В III в. н. э. (с 284 г.) в Риме устанавливается неограниченная монархия. Это период домината (от «доми-нус» - господин). Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. Среди этих ведомств следует отметить прежде всего два: государственный совет при императоре (орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики) и финансовое ведомство. Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы.

Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Они получают право на пенсию.

Утверждение домината связывается с именем и реформами римского императора Диоклетиана, сына вольноотпущенника, сделавшего блестящую военную карьеру и в 284 г. провозглашенного римским императором.

То, что сделал Диоклетиан, может быть сведено в основном к следующему: а) для наилучшего управления огромной империей верховная власть была разделена между четырьмя соправителями. Двое из них, носившие титул августов, занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи-Западной и Восточной; б) армия, увеличенная на одну треть, была разделена по роду службы: одна часть ее размещалась на границах империи, охраняя последние, другая находилась в том месте, где в ней была нужда; в) административная реформа привела к разукрупнению провинций и одновременно с тем к их объединению во вновь созданные области (диоцезы). Италия окончательно теряет свое привилегированное положение: как и другие части империи, она была разделена на провинции и диоцезы (хотя Рим продолжал, по крайней мере официально, считаться еще столицей всей империи); г) вместо косвенных налогов разного рода был введен прямой поземельно-подушный налог, взыскиваемый в натуре-зерном, мясом, шерстью и пр.; размер обложения был значительно увеличен; д) империя получила полноценную золотую монету (ходящую наряду с серебряной и медной); е) рост цен вызвал к жизни известный эдикт 301 г., установивший максимальные цены на продаваемые товары.

Будучи ответственными перед государством за поступление налогов от всех находившихся от них в зависимости людей, крупные землевладельцы получили возможность усилить свою власть над ними; тому же способствовала и военная реформа, в силу которой те же землевладельцы получили право посылать на военную службу определенное количество зависимых людей.

Дело, начатое Диоклетианом, продолжил император Константин, известный главным образом благодаря своей церковной политике, благоприятной для христианства (313-337 гг.). Среди многих и разнообразных мер, осуществленных в правления Константина, привлекает внимание осуществляемая линия на закрепощение крестьян-колонов и ремесленников.

В соответствии с императорской конституцией 332 г. колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся этому распоряжению заковывался в кандалы, как раб, и возвращался прежнему владельцу; принявший беглого колона уплачивал его господину полную сумму причитающихся податей. О прикреплении ремесленников можно судить, например, по указу 317 г., которым предписывалось, чтобы мастера монетного дела «навсегда оставались в своем состоянии» (Кодекс Феодосия, V, 91, X, 20).

При Константине столица империи была перенесена в город Византии, названный Константинополем (11 мая 330 г.). Соответственно с тем сюда были переведены из Рима высшие правительственные учреждения и создан новый сенат.

Окончательное разделение империи на две части-Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе) - было произведено в 395 г.

Заключение.
Анализ исторических событий начала-середины XIX века позволяет сделать вывод, что несмотря на реальную, диктуемую самой действительностью необходимость изменения пути развития России, нужные стране реформы не были проведены ни Александром I, ни Николаем I. Деятельность этих двух императоров поражает сходством. Энергия и стремления к из...

Общая характеристика внешнеполитической ситуации в период 1949-1955 гг.
Победа Советского Союза над гитлеровской Германией и ее сателлитами оказала решающее влияние на политическое развитие послевоенного мира. Это была победа социалистической системы над силами человеконенавистнической идеологией фашизма. Все это способствовало приходу к власти народных сил в различных странах Европы и Азии. Социализм выше...

Культурно-воспитательная работа среди заключенных
Проводимая в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД культурно-воспитательная работа среди заключенных была направлена на укрепление трудовой дисциплины и повышение производительности труда. Трудовым соревнованием в данное время охвачено 95% работающих заключенных. Число отказчиков от работы по сравнению с 1940 годом сократилось...

Государственный строй: первоначально сохраняются республиканские учреждения, власть императоров усиливается, конфликты император-сенат – уходят в прошлое, в конце 3 в. монархия утверждается в чистом виде.

2 Этапа в периоде империи:

    принципат (1 в до н.э. – 3 н.э.) “принципс-сенатус” – первы сенатор. Впервые этот титул получил от сената Октавиан Август, поставлен первым в списке сенаторов – первый выступает в сенате.

    Доминат (3 –5 вв.), от “доминус” – окончательное признание абсолютной власти императора

Принципат: можно охарактеризовать как особую форму монархии, при которой республиканские полисные традиции сочетались с централизацией гос. Управления и концентрацией власти в руках одного человека. Сохранялись республиканские учреждения(сенат, народное собрание), но их полномочия постепенно сокращались и ограничивались рамками города Рима. Постепенно из системы гос.управления вытеснялись принципы выборности, подотчетности, коллегиальности. Главой государства стал принцепс – первый сенатор. Он сосредоточил в своих руках всю полноту верховного госуд.управления. его неограниченная власть основывалась на соединении нескольких должностей – консула, цензора, трибуна. Имел право вето на решения всех гос.органов, право формировать сенат. Народные собрания утрачиваю роль и значение. Новый коллегиальный совещательный аппарат – совет принцепса (близкие главе государства лица). Принцепс опирался на постоянную наемную армию.

Доминат : к концу 3в. Устанавливается. Рим превращается в монархическое государство с абсолютной властью императора, решения которого признавались безусловными и неукоснительными законами. Римские магистраты превращались в почетные должности дя приближенных императора. Роль сената была низведена до положения городского совета, регистрирующего императорские эдикты. Управление государством осуществлялось многочисленными чиновниками, назначающимися императором. Сенат постепенно утрачивает свое значение. Из новых органов гос.управления: госуд.совет при императоре, финансовые, военные ведомства.

Во время правления основателя домината, императора Диоклетиана, была учреждена тетрархия (правление четырех), когда в каждой из двух частей империи управлял один август и его соправитель цезарь. Армия была разделена на две части: на границах и внутри государства.

Введено новое административно-территориальное деление провинций – их стало 100.

Введен прямой налог в натуральном виде, устанавливались максимальные размеры заработной платы для различных категорий населения.

Билет 10 Периодизация и источники римского права. Систематизация Юстиниана.

    Древнейший период (VI - середина III в. до н. э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью основных институтов и их тесной связью с сакральной сферой.

    Предклассический период (середина III в. до н. э. -- I в. н. э.). В этот период начинается развитие преторского права, увеличивается разнообразие юридических механизмов при сохраняющемся доминировании цивильного права.

    Классический период (1-111 вв. н. э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных правоотношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и филигранной юридической техники.

    Постклассический период (IV-VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Достижения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит окончательно, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

Основные источники, относящиеся к первому периоду - это обычай; законы «царей»; правотворчество жрецов-понтификов; законы, принимавшиеся народными собраниями; Законы XII таблиц; эдикты преторов.

Во втором периоде в качестве источников римского права выступали: юриспруденция римских юристов; сенатусконсульты; конституции императоров (эдикты; мандаты; рескрипты и декреты).

В последнем периоде, когда начинают предприниматься широкомасштабные работы по систематизации римского права, в качестве принципиально нового источника права выступают кодификации права - вначале частные (кодексы Грегориана и Гер-могениана, III-IV вв.), а затем и официальные (кодекс Феодосия 438г., Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis) 528-534 гг.).

Кодификация Юстиниана.

После учреждения имперских порядков возвысилась роль императорского законодательства.

Текущее имперское законотворчество стало именоваться законы .

Прагматическая санкция - император дарует лицу какие-л. привилегии.

Свод Юстиниана стал основным источником изучения римского права.

В XII в. его назвали Corpus iuris civilis - Свод гражданского права. 4 основные части:

1 - Codex - собрание императорских установлений (конституций)

2 - Institutiones - Институции

3 - Digesta (Pandectae) - Дигесты, или Пандекты

Дигесты - наиболее трудоемкие, в которых помимо произведений 5 юристов, были собраны отрывки из произведений других. Систематизация.

Дигесты - собрания отрывков из произв юристов классич периода.

Структура Дигест: 1 история, учреждения и лица, 2 суд, проц, иски, 3 наследство, имущественные отношения, 4 купля-продажа, 5 залоговое право, 6 имущ отнош супругов, 7 опека и попечительство, 8 завещ, наследование по закону, 9 о рабстве, 10 вербальные контракты, 11о преступлениях и наказаниях, 12 разъяснения.

Частное право, уг право, церковное право

Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2-8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9-12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т. д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты.

Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т. д. Сравнительно немного места отведено публичному праву, главным образом в последних книгах (47-50), где говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, городском управлении, военном пекулии и т. п. Представлены здесь и вопросы, относящиеся к сфере международного права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев и т. д. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего.

Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции, сравнительно небольшой по объему труд в четырех книгах, имеющий как законодательный, так и учебный характер. В основу Институций Юстиниана были положены сочинения.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова "господин"), что подтверждалось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществлять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (конституции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.

В правление Диоклетиана проводятсяреформы по реорганизации управления территориями, а также военная, финансовая и др.:

Империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции;

В армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия;

Податная система обновляется введением натуральных и денежных налогов (поземельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.

Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные военные должности. Его власть в значительной мере зависела от армии, которая приносила ему присягу и нередко была главной силой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.

Продолжала развиваться система имперского чиновничества . Все должности делились на три категории:

Придворные;

Гражданские;

Военные.

Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др.

Гражданские должности охватывали сферу управления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы.

Большое значение приобрел Совет при императоре , который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили по общей формуле "свита, друзья, единомышленники, союзники" императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для расследования преступлений.

С разделением империи на Восточную и Западную оба императора продолжают именоваться Августами, их помощники становятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие .

Установление домината. Кризис III в. до основания потряс Империю, поставил Римскую средиземноморскую державу на край гибели. К концу III в. он стал ослабевать, хотя к моменту прихода к власти Диоклетиана социально-политическая обстановка в Империи была еще достаточно сложной. В Галлии бушевало восстание багаудов. Восставшие галльские земледельцы, колоны, беглые рабы, представители местных племен, которых поддерживали воинские части, укомплектованные из местных жителей, контролировали значительную часть Центральной Галлии, создали собственную организацию управления и даже избрали своих императоров - Аманда и Элиана (их имена сохранились в источниках). Багауды уничтожили римскую администрацию, громили виллы галльских и римских магнатов.
Воспользовавшись напряженным положением в Галлии, начальник римского флота в Британии Караузий в 287 г. объявил себя императором, захватил Британию и северо-западное побережье Галлии. Неспокойно было в Мавритании, где волновались племена берберов, бедные земледельцы, колоны. Племенные союзы франков и алеманов угрожали прорывом рейнской границы. На Евфрате хозяйничали персидские войска. Новому императору пришлось решать сложные задачи по стабилизации общей обстановки.
Для подавления восстания багаудов, восстановления спокойствия в Галлии и на рейнской границе был послан опытный полководец Максимиан, который в 286 г. провозглашается августом, т. е. полномочным соправителем Диоклетиана с правом управлять западной половиной Империи, избравший своей столицей город Медиолан. Сам Диоклетиан обосновался в Никомедии, расположенной относительно близко от угрожаемых границ на Дунае и Евфрате, управлял восточной половиной Империи, включая Балканский полуостров. Разделение управления Империей между двумя соправителями было началом целого ряда крупных реформ, проведенных Диоклетианом, которые привели к серьезным изменениям в государственной и социально-экономической структуре римского общества в IV -V вв.
Денежная и налоговая реформа . Диоклетиан проводил экономические, административные и военные реформы. Они были порождены практической необходимостью. Нужно было восстановить боеспособность армии, укрепить имперскую администрацию, чтобы держать в повиновении подданных, защищать имперские границы, вести наступательные войны. Для этого требовались большие средства, а их недоставало. Поэтому прежде всего Диоклетиан попытался нормализовать денежное обращение, прекратив выпуск низкопробной монеты. Уже в 286 г. он приступил к проведению денежной реформы, приказав отчеканить новую полноценную золотую монету. Была выпущена и новая медная монета. Однако реформа не удалась, так как реальная стоимость золота в слитках не соответствовала объявленной, несколько заниженной стоимости новой золотой монеты. Выпускавшиеся новые золотые и серебряные монеты быстро исчезали из обращения, и Диоклетиану пришлось возобновить чеканку низкопробной монеты.
Диоклетиан изменил систему сбора налогов -отныне большая часть их взималась не деньгами, а натурой. Для точной раскладки налогов в 289-290 гг. была произведена всеобщая перепись населения Империи. Ежегодная сумма налогов устанавливалась на 5 лет, но по истечении этого срока вносились соответствующие поправки. Через 15 лет всеобщая перепись населения повторялась.
В основу налогообложения сельского населения были положены расчеты количества земли и обрабатывающих ее людей. После всеобщей переписи ввели поголовный учет (капитацию) всех жителей Империи, которые были обязаны платить прямой налог: сельские земледельцы в форме поземельного налога (с единицы площади), а горожане в форме подушного налога. Для всей Империи, включая Италию (без ее южных территорий, приписанных к Риму, жители которого по-прежнему освобождались от уплаты налогов), были установлены единые размеры налогов и способы их взимания. Эта система налогообложения с подробным учетом налогоплательщиков при помощи тщательно составленных описей - кадастров -была заимствована из практики восточноэллинистических государств, и прежде всего Египта.
Материальная ответственность за поступление налогов с колонов и помещенных на землю рабов была возложена на землевладельцев. За налоги городских жителей отвечали куриалы - члены городских управлений (курий). Реформа налогов, проведенная Диоклетианом, способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии. Прикрепленность к месту жительства налогоплательщиков гарантировала казне полное поступление налогов, а магнатам, кроме того, постоянную рабочую силу.
Военная и административная реформы . Постоянное военное напряжение при слабой подвижности пограничных армий, состоявших из воинов, проживавших со своими семьями в пограничных поселках, требовало проведения военной реформы. Диоклетиан приступил к ней вскоре после своего прихода к власти. Но завершилось преобразование армии при его преемнике Константине уже в IV в. Кроме старой, организованной еще при Септимии Севере, пограничной армии были сформированы подвижные маневренные войска. Они были расквартированы в городах и по приказу императора образовывали малые или большие действующие армии. Так как контингента войск были увеличены и условия службы в армии ухудшились, то добровольцев для ее пополнения не хватало. Диоклетиан обязал землевладельцев поставлять в армию определенное в зависимости от размеров их земельных владений количество рекрутов из числа проживавших на их землях колонов и батраков, как правило, принадлежащих к местному слабороманизированному полуварварскому населению. Таким образом, и военная реформа способствовала прикреплению колонов, так как магнаты стали теперь более жестко пресекать их попытки покинуть свои участки. Другим результатом военной реформы стала усилившаяся варваризация армии, начавшаяся еще во II в. и прогрессировавшая в III в.
Пограничные военные поселения, образовывавшие местные легионы, кроме своей малоподвижности были неудобны еще и тем, что возглавлявшие их военачальники нередко провозглашали себя императорами. После введения маневренных армий центральная власть укрепилась. Опираясь на них, Диоклетиан и Максимиан сумели подавить восстания внутри Империи и достичь некоторых успехов в войне с персами. Как мероприятие, вытекавшее из потребности подавлять восстания в провинциях и усилить оборону границ, эта военная реформа временно себя оправдала.
В обстановке борьбы с народными восстаниями, узурпаторами, варварскими племенами, с Персидской державой становилось все очевиднее, что разделения Римской империи на две части недостаточно. Кроме того, процессы экономического обособления провинций зашли так далеко, что управлять ими из двух центров - Никомедии и Медиолана - было трудно.
С целью укрепления центральной власти Диоклетиан присвоил себе и Максимиану имена Иовия и Геркулия, т. е. сыновей Юпитера и Геракла, подчеркнув тем самым божественное происхождение императорской власти. Кроме того, в 293 г. он провел дальнейшее разделение Империи. Одного из своих высших командиров - Гая Галерия -Диоклетиан провозгласил своим помощником и соправителем и присвоил ему звание цезаря. Из восточной половины Империи Галерию был выделен в управление Балканский полуостров (кроме Фракии) с резиденцией в городе Сирмиуме. Одновременно западный август Максимиан в Медиолане провозгласил своим помощником и соправителем также с титулом цезаря Флавия Констанция Хлора. Он передал ему в управление Галлию и Британию. Резиденцией Констанция Хлора был город Августа Треверов (совр. Трир).
Оба были провозглашены цезарями в один и тот же день. Августы женили их: один - на своей дочери, другой - на падчерице, и усыновили. В дальнейшем предполагалось, что по истечении 20 лет со времени прихода к власти Диоклетиана и Максимиана оба августа отрекутся от престола и возведут в этот сан своих цезарей, которые, в свою очередь, должны были провозгласить цезарями двух своих полководцев. Эта система центральной власти в Империи получила название тетрархии, т. е. власти четырех. Вместе с обожествлением двух августов эта система предполагала сочетание абсолютизма с военно-административной оперативностью. Кроме того, обожествление императоров, доступ к которым теперь был обставлен сложным церемониалом, заимствованным с Востока, главным образом у персидского царского двора, затрудняло покушения на императоров, что было обычным явлением в III в. Разделение верховной власти между четырьмя авторитетными полководцами с перспективой у двух младших по званию цезарей сделаться августами сокращало возможность появления узурпаторов. Предполагалось, что система тетрархии с усыновлением цезарей упорядочит преемственность центральной власти.
Высшей властью обладал старший август. Известен случай, когда потерпевшего поражение от персов Галерия недовольный Диоклетиан вызвал на доклад и, прежде чем выслушать, заставил в императорском одеянии, усыпанном алмазами, на виду у всех пробежать более полутора километров за своими носилками.
Диоклетиан приступил и к административной реформе провинциального управления. Провинции, в свое время возникавшие по мере завоевания римлянами новых территорий и сохранявшие примерно свои старые дорийские границы, Диоклетиан разукрупнил и заменил новыми. Новых, меньших по размерам провинций было организовано 100, а Рим был выделен в особую, 101-ю административную единицу. Администрация новых провинций теперь тщательно следила за населением, быстрее предупреждала или подавляла волнения, лучше собирала налоги. Создание новых провинций, не совпадающих с исторически сложившимися границами, должно было, кроме того, подорвать усилившийся в III в. сепаратизм прежних, зачастую очень крупных (например, Египет, Фракия и т. д.) провинций, способствовать укреплению единства Империи. Военное командование было отделено от гражданской администрации. Несколько провинций объединялись в диоцез. Диоцезами управляли викарии, назначавшиеся императором. Наместники провинций назывались ректорами, они подчинялись викариям. Ректоры особо важных провинций подчинялись непосредственно императорам. Рим -историческая столица Империи, глава средиземноморского мира - сохранил свое прежнее устройство, но фактически перестал быть столицей, его сенат превратился в совет города Рима.
Во всей Империи устанавливалась единообразная бюрократическая система с целым рядом инстанций, с переходами от низших канцелярий и должностей к высшим. Новая политическая система должна была нормализовать внутреннюю жизнь в стране, укрепить центральную и местную власть, а следовательно, упрочить положение господствующего класса Римской средиземноморской империи.
Упорядочение военной, административной и налоговой систем стало приносить свои результаты. В 296 г. Диоклетиан подавил восстание в Египте. С большим трудом, но все же удалось оттеснить персов в 298 г. за пределы Империи. Затянувшиеся восстания в Африке и Мавритании были наконец жестоко подавлены в 297 г. Максимианом.
Эдикт о твердых ценах и заработной плате . Содержание возросшего военно-бюрократического аппарата требовало все больших расходов. Население страдало от увеличившихся налогов, продолжавшегося роста цен на товары и неустойчивости денежной системы. Это отражалось на поступлении налогов. И Диоклетиан в 301 г. издал эдикт о твердых ценах на продаваемые товары и твердых ставках заработной платы. Эдикт был направлен на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством. Дороговизна была такой, что воин за самую простую вещь нередко платил все полученное им жалованье. За продажу товаров выше установленных цен полагалось наказание вплоть до смертной казни. На некоторых рынках были сооружены плахи, возле которых дежурили палачи, готовые немедленно привести в исполнение приговор злостному спекулянту. Эдикт о ценах и заработной плате преследовал цель облегчить положение широких масс населения Империи путем приведения в соответствие рыночных цен и реальной заработной платы. Однако цены и ставки заработной платы были вычислены произвольно и не могли быть едиными для огромной Империи, отдельные части которой оставались хозяйственно обособленными, имели различный уровень экономического развития.
Несмотря на жесткие меры, эдикт с самого начала выполнялся плохо и после Диоклетиана был официально отменен.

Система домината при Константине . Внутренняя и внешняя политика Константина была прямым продолжением реформ Диоклетиана. В 314 г., сразу после прекращения наиболее острого периода междоусобий, Константин провел новую денежную реформу, устранявшую основной недостаток реформы Диоклетиана. За годы, прошедшие между двумя реформами, в свете новых экономических условий удалось определить более точное соотношение стоимости золота в слитках и в чеканной монете, в результате чего и была выпущена новая золотая монета солид весом в 1/72 часть римского фунта. Она сделалась основной монетой и единицей счета сначала в западной половине, а потом во всей Империи. Стабильность новой денежной системы укрепилась еще и потому, что в ее основу было положено одно золото. Из серебра стали чеканить только мелкую разменную монету. Стабилизация денежной системы дала возможность восстановить некоторые денежные сборы, замененные в прошлом натуральными повинностями. Оживились денежные сделки на рынках. Но по-прежнему кроме монеты в обращении продолжали ходить слитки золота и серебра с клеймами финансовых чиновников, удостоверявших их вес и качество. Натуральные отношения внутри обширных императорских хозяйств существенно не изменились.
На протяжении всего правления Константина издавались эдикты с целью упорядочения поступления в казну налогов и обеспечения рабочей силой сельского хозяйства и ремесел. Продолжалось начавшееся при Диоклетиане прикрепление к месту жительства и работы куриалов, ремесленников и колонов. Материально-ответственным за поступления налогов от горожан - куриалам - запрещались переселения из родного города и уклонения от выполнения муниципальных повинностей. Если обнаруживали куриалов, которым удалось поступить в армию или в имперскую администрацию, то их немедленно возвращали в свои курии, потому что их обязанности были не только пожизненными, но и наследственными. Куриалы разорялись, так как были обязаны из своих средств погашать недоимки по сбору налогов. Их ряды принудительно пополнялись новыми состоятельными людьми, в том числе сыновьями ветеранов, если они по каким-либо причинам не поступали на службу в армию.
Одновременно происходило прикрепление к профессиональным коллегиям ремесленников. Коллегии стали наследственными. В 317 г. эдиктом Константина были прикреплены к своей профессии мастера монетного дела, позже - ремесленники, обслуживавшие в первую очередь армию, флот, транспорт и население больших городов: оружейники, кожевники, ткачи, плотники, пекари и многие другие. В такую зависимость постепенно попадали и самостоятельно работавшие мастера.
Начавшееся еще при Диоклетиане прикрепление к земле колонов продолжалось и получило законодательное оформление в конституции (указе) Константина «О беглых колонах», изданной в 332 г. Уход колонов приводил к запустению или к ухудшению обработки больших участков земли. Это вело к затруднениям при сборе налогов, так как налоги могли поступать полностью только при условии нормальной обработки всех земель. Император приказывал возвращать беглых колонов в имения, к которым они были приписаны, и в наказание заставлять их работать закованными в цепи, как рабов. Лица, принимавшие и укрывавшие беглых колонов, должны были платить налоги, причитающиеся с этих колонов. Правительство и магнаты были заинтересованы в том, чтобы вся земля, пригодная для сельского хозяйства, была обработана и снабжена рабочей силой.
Успешные пограничные войны, которые вел Константин, способствовали увеличению числа колонов за счет военнопленных - варваров, что не могло не способствовать процессу варваризации Империи. Высокие налоги и злоупотребления имперских чиновников привели к возникновению еще одного важного социального явления - патроциния. Патронат - пребывание под покровительством сильного человека - издавна был известен в Риме. Но теперь он принял особые формы и распространение. Мелкие свободные крестьяне в деревнях, ремесленники и куриалы в городах, спасаясь от административного и налогового гнета, добровольно переходили под патроциний местных магнатов и становились их колонами. Свои земельные участки они отдавали магнатам и получали их снова уже в прекарное (условное) владение. Кроме того, такие колоны получали от принявших их под патроциний господ защиту от притеснений властей.

Успешно начатая Диоклетианом военная реформа была завершена при Константине. Деление на пограничные и маневренные войска оставалось, но маневренные
войска были разделены на две категории. Из общей массы маневренных войск были выделены более привилегированные воинские части -дворцовые, расположенные в Риме и других столицах Империи. Когорты преторианцев были расформированы. Их место заняли подразделения дворцовой стражи. При Константине еще в большей степени, чем при Диоклетиане, армия пополнялась отрядами из подчиненных варварских племен, так как Римское государство испытывало затруднения при вербовке воинов из местного населения, постепенно прикреплявшегося к месту жительства и профессиям. Профессия воина тоже становилась наследственной. Но в связи с упадком среднего и мелкого землевладения наделение земельными участками - обычная плата за военную службу - перестало привлекать коренных жителей Империи. Варваризация армии отразилась на ее структуре. Численность легионов была уменьшена. Число начальников соответственно увеличилось. Это было необходимо для усиления контроля над рядовым составом. Поступавшие на римскую военную службу варвары приобретали римское гражданство. За заслуги они получали повышения, могли переходить на службу в дворцовую стражу, достигать значительных чинов. Так был открыт доступ выходцам из варварских племен к высшим должностям в Империи, характерный для дальнейшей истории домината.
К концу правления Константина организация новой формы римского монархического режима домината, начатая Диоклетианом, была в значительной степени завершена и в дальнейшем функционировала без принципиальных изменений до самого падения Западной Римской империи. Ряд черт домината как новой формы римской монархии был унаследован Византией.
Хотя тетрархия императоров была упразднена, деление Империи на четыре части для удобства управления осталось. Но теперь эти части назывались префектурами. Ими управляли назначаемые императором высшие чиновники - префекты претория.

Должность префекта претория была превращена в гражданскую. Командование армией было изъято из рук префектов и передано военным магистрам, которых тоже было четыре - два начальника пехоты и два начальника конницы. Разделение военной и гражданской магистратур последовательно проводилось при доминате с целью ослабления самостоятельности местных властей, которые к тому же должны были взаимно контролировать друг друга и обо всем подозрительном доносить непосредственно императору. Сохранялось деление на диоцезы и провинции. Провинции состояли из нескольких небольших округов. Вся эта громоздкая административная система была основана на подчинении низших чиновников высшим по рангу и, наконец, префектам претория своей префектуры, за исключением военных магистров. Префекты претория и военные магистры подчинялись непосредственно императору, самодержцу, непогрешимому источнику законов. Они были также его советниками, членами его «священного дворца», состоявшего из родственников императора и группы вельмож, возглавлявших различные звенья бюрократического аппарата. Среди придворных гражданские и военные должности также были строго разделены. При священной особе доминуса находился высший совещательный совет -консисториум, который заменил существовавший раньше совет - консилиум. Этот совет назывался консисториумом потому, что его члены во время совещания стояли - они не имели права сидеть в присутствии императора. Всех членов консисториума назначал по своему усмотрению доминус. Только он один имел в этом совете решающий голос. Если при Антонинах высшие чины в государстве были разделены на четыре категории, то теперь добавлялись еще две, а их официальные титулы претерпели некоторые изменения. Самой низшей из них была категория мужей «выдающихся», пятую категорию составляли мужи «совершеннейшие», четвертую - «светлейшие», третью - «почтеннейшие», вторую - «сиятельные», наконец, первую - «благороднейшие». Выходцы из средних слоев большей частью выслуживались только до низшей, шестой, категории, следующие же пять категорий были доступны лицам только сенаторского сословия, занимавшим высшие должности в имперской бюрократии. Все главные управления назывались «священными», поскольку непосредственно зависели от «священного дворца» и доминуса. Например, управление сбором налогов с населения называлось «священной щедростью императора».
Дворцовые должности, названия которых указывали на обслуживание личности императора, например начальник священного ложа, считались наивысшими в Империи. Роскошь и торжественность дворцового обихода, введенная Диоклетианом, еще более усилилась при Константине, который к драгоценной одежде доминуса добавил еще диадему. Доминус оставался прежде всего верховным главнокомандующим. В этом отношении он продолжал зависеть от армии. В периоды конфликтов военная подоплека домината становилась более ясной, хотя власть доминуса, кроме армии, подкреплялась еще разветвленной и централизованной бюрократией, которая контролировала армию.

Окончательное оформление домината .
Система домината, выдержавшая проверку временем, получила при Константине большую стройность и единообразие как в центральном аппарате, так и на местах. Хотя доминус по-прежнему оставался прежде всего военачальником, опиравшимся на зависимую от него и верную ему армию, но в дополнение к этой старой опоре римской императорской власти теперь действовали еще две разветвленные и мощные силы - бюрократия и христианство. Обе они были организационно отделены и от армии, и друг от друга. Это были три постоянные опоры домината и связующие Империю силы, которые должны были заменять фактически отсутствовавшее социально-экономическое единство. Пока светские и духовные магнаты, верхушка господствующего класса феодализировавшейся поздней Империи нуждались в поддержке центральной власти, пока бюрократический аппарат мог получать свое содержание за счет более или менее исправного поступления налогов, а армия еще не была полностью варваризована, система домината обеспечивала эксплуатацию и подавление трудящихся масс внутри страны и защиту территории от все усиливавшихся нападений варварских племен..

Рассмотрим особенности государственного строя Рима в период поздней империи (домината) .

В период поздней империи (домината ) верховная власть в государстве была сконцентрирована в руках одного лица - императора .

Императоры позднеримской империи полностью отказываются от республиканских традиций и более не именуют себя «магистратами» или «принцепсами», которые формально признавали над собою власть народа.

Вместо титула «PRINCEPS» появляется титул «DOMINUS», т.е. «владыка ». Император Аврелиан (270-275 гг. н.э.) стал первым, кто назвал себя «владыкой и Богом» («DOMINUS ЕТ DEUS»).

Внешним признаком императорского достоинства стала диадема (белая, унизанная жемчугом повязка), а впоследствии - корона . Отныне император носил шёлковые одежды и пурпурные ткани, которые украшались золотом и драгоценными камнями.

Во время домината при императорском дворе вводится и активно применяется пышный церемониал . Лицам, лицезревшим особу императора, надлежало падать ниц. Особа императора стала обоготворяться . Императоры считали себя неограниченными властителями , которые не связаны ни одним законом государства.

В эти времена все жители империи характеризуются не «гражданами» (CIVES), а «подданными » (SUBIECTI), которые обязаны беспрекословно повиноваться императору. Любое распоряжение императора приобретает силу закона.

Государственный строй Рима в период поздней империи предполагал функционирование при императоре «консистории ». Она представляла собой «учреждение, где стоят вместе» (в присутствии императора члены консистории не имели возможности сидеть), которую можно назвать «императорским советом » или «государственным советом ». Консистория являлась исключительно совещательным органом, а её мнение юридически не было обязательным для императора. Данный орган обсуждал разнообразные вопросы относительно управления, законодательства и суда, принципов государственного строя Рима.

В условиях домината государственный аппарат стал сугубо централизованной системой . Все учреждения, которые имели отношение к императору, назывались «OFFICIA». Император назначал или утверждал чиновников сроком на один год. Одни чиновники были в центральных органах, другие деятели находились в местных органах.

Во времена домината в государственном строе Рима сформировалась определенная иерархия чинов . В её составе можно выделить следующие чины: «редактор» законов, заведующий императорской казной (фиском), управляющий коронными имуществами, начальник императорской канцелярии.

Высшим чиновникам присваиваются следующие почётные титулы (ранги) :

- «сиятельный» (ILLUSTRES);

- «великолепный» (SPECTABILES);

- «светлейший» (CLARISSIMI).

Чиновники указанных трёх рангов включались в состав так называемого «сенаторского сословия » (ORDO SENATORIUS). Третьи подчинялись вторым, вторые - первым, первые - императору. Должности подразделялись на придворные (DIGNITATES PALATINAE), гражданские (DIGNITATES CIVILES) и военные (DIGNITATES MILITARES).

Жалованье чиновникам устанавливалось согласно их рангу и титулу. Ранги чиновников определялись так называемой NOTITIA DIGNITATUM, которую можно назвать «табелью о рангах». Он представлял собой перечень всех гражданских и военных должностей начала V века нашей эры.

Самым высоким лицом при дворе было принято считать министра императорского двора - MAGISTER OFFICIORUM OMNIUM.

Государственный строй Рима в период поздней империи (домината) предполагал, что вся иерархия чинов восходила к императору, который по существу являлся первым чиновником в государстве. Каждый чиновник имел канцелярию со служащими.

Римский сенат постепенно превращался лишь в муниципальный орган . Сенат имеет право на исключительно формальное утверждение провозглашения императора войском. Управление городом Римом осуществляют городские префекты, а в провинциальных городах - магистраты, которые назначаются правителями провинции.

Во времена домината управлением в провинциях занимаются наместники императора , которых называют «презесами » или «ректорами провинции ». Их судебные функции в определенной степени ограничены, поскольку в отношении их решений допускалось обжалование (апелляция) на имя императора. При этом наместники провинций издавали эдикты .

Результатом реформ Диоклетиана и Константина (307-337 гг. н.э.) является новое административно-территориальное деление империи . Она подразделяется на две половины: Западную - OCCIDENS (с центром в Риме ) и Восточную - ORIENS (с центром в Константинополе ). Подобное деление фактически свершилось в конце III века до н.э.

Управление каждой частью империи осуществляет свой император . Каждый император имеет собственного помощника или цезаря, которые также управляли определенной частью империи. В составе Западной и Восточной империи существует по 2 префектуры во главе с префектом (всего 4 префектуры и 4 префекта). Префектуры подразделяются на диоцезы во главе с викариями (заместителями префекта). Диоцезы делятся на провинции во главе с ректорами или корректорами. Провинции подразделялись на округа, в которых имелось самоуправление.

Основы Государственный строй Рима в период поздней империи (домината) закрепляли за муниципальным «советом» или «сенатом» наименование декурия . В муниципиях городская верхушка называлась декурионами . Прежде всего, она отвечала перед центральной властью за полноценное поступление налогов. Вторым сословием в муниципиях являлись так называемые августалы .

В эти времена существовало два сената . Один сенат располагался в Риме, а другой сенат функционировал в Константинополе. Оба сената стали лишь муниципальными органами, которые управляли столичными городами. С формальной точки зрения сенат избирал консулов, преторов и квесторов. Однако для подобного избрания была необходима санкция императора .

Избрание сенатом нового императора оставалось простой формальностью. Сенат утверждал в данной должности того, кто уже был провозглашен войском либо предназначен для этой должности в качестве цезаря.

По всем указанным основаниям и чертам период домината характеризуется как «абсолютная монархия ».

Со времен императора Константина городские общины учреждали специальных должностных лиц (дефензоров ), которые были уполномочены на защиту города от притеснений и несправедливого отношения со стороны императорских чиновников. Население провинций часто находилось под непосильным бременем множества налогов и натуральных повинностей, грабежей, вымогательств чиновников.

  • Назад