Биографии Характеристики Анализ

Удовлетворяемые потребности определяются. Потребности человека и их классификация

Нужда - это состояние, при котором испытывается острый недостаток, необходимость, надобность, в чем либо.

Потребность - это нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества, внутренний побудитель активности.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Различают потребности:

  • 1. По сферам деятельности:
    • § потребности труда;
    • § познания;
    • § общения;
    • § отдыха.
  • 2. По объекту потребностей:
    • § материальные;
    • § духовные;
    • § этические;
    • § эстетические и др.
  • 3. По значимости:
    • § доминирующие/второстепенные;
    • § центральные/периферические.
  • 4. По временной устойчивости:
    • § устойчивые;
    • § ситуативные.
  • 5. По функциональной роли:
    • § естественные;
    • § обусловленные культурой.
  • 6. По субъекту потребностей:
    • § групповые;
    • § индивидуальные;
    • § коллективные;
    • § общественные.

Желание (конкретизированная потребность) -- потребность, принявшая конкретную форму в соответствии:

  • · с культурным уровнем и личностью индивида;
  • · с историческими, географическими и другими факторами страны или региона.

Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние.

В основе теории мотивации (пирамиды) А.Маслоу (рис.1) лежит тезис о том, что поведение человека определено рядом базовых потребностей, которые можно выстроить в определенной иерархии. С точки зрения А.Маслоу, эти потребности являются универсальными, т.е. объединяют всех людей независимо от цвета кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочих внешних проявлений. Иерархия потребностей у Маслоу выстроена по принципу насущности их удовлетворения для человека.

Рис.1

Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде - от низших к высшим. Потребности более высшего порядка не могут проявиться, пока не удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды - полную самореализацию.

  • 1. Физиологические потребности:
    • · еда;
    • · одежда;
    • · тепло;
    • · дом.
  • 2. Потребности в безопасности и защите:
    • · физическая;
    • · экономическая;
    • · социальная.
  • 3. Потребности в принадлежности социальной группе:
    • · духовная близость;
    • · дружба;
    • · любовь.
  • 4. Потребность в уважении и признании:
    • · уважаю себя я;
    • · уважаю мнение других;
    • · я известен и нужен.
  • 5. Потребность в самовыражении:
    • · развитие способностей;
    • · человек должен заниматься тем, к чему у нег есть склонности и способности.

Основные методы удовлетворения потребностей:

Метод (от греч. "путь сквозь") - систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, что бы выполнить определённую задачу или достичь определённой цели, способ постижения истины.

Одним из основных направлений развития современной экономики за последние два десятка лет является стремительное расширение сферы услуг. Увеличение спроса на разного рода услуги можно объяснить влиянием целого ряда факторов.

Во-первых, в результате роста благосостояния возросло желание потребителей облегчить такую рутинную работу, как уборка, приготовление пищи и т.д., что привело к процветанию индустрии комфорта.

Во-вторых, рост доходов и появление дополнительного свободного времени увеличили спрос на целый ряд услуг, связанных с проведением досуга и занятиями спортом.

В-третьих, рост использования высокотехнологичных товаров в домашних условиях (домашние компьютеры, мультимедийная аудио- и видеотехника, системы безопасности) привел к увеличению потребности в специалистах по их установке и обслуживанию.

Что касается деловых услуг, совершенствование рынков и технологий усиливает потребность компаний в предприятиях сферы услуг, занимающихся исследованиями рынка, маркетинговыми разработками и техническими консультациями. Компании охотно покупают услуги, поскольку это позволяет избежать дополнительных капиталовложений в средства их самостоятельного производства и таким образом сохранять гибкость. В целом предоставление услуг на рынке связано с возникновением особых проблем, для решения которых нужны особые стратегии.

Одной из главных задач развития сферы услуг является повышение уровня обслуживания. Таким образом, процесс удовлетворения потребностей сферой сервиса включает в себя:

  • 1) решение проблемы транспортного сообщения;
  • 2) внедрение специфических форм и методов удовлетворения потребностей населения;
  • 3) коррекцию производства и распределения услуг в зависимости от характера потребностей и возможностей их удовлетворения;
  • 4) применение индивидуализированных методов стимулирования потребностей.

К методам удовлетворения потребностей человека относятся:

  • 1) ориентация на клиента;
  • 2) соблюдение культуры обслуживания;
  • 3) соблюдение норм;
  • 4) ценовая стратегия;
  • 5) качество обслуживания (качество понимается двояко: как свойства и характерные особенности товара; и как отсутствие недостатков, усиливающее чувство удовлетворения клиента);
  • 6) предлагаемый ассортимент услуг.

Ориентация на клиента:

Основная проблема сферы обслуживания в России состоит в недооценке роли клиента.

Оказываемые услуги принимаются или отвергаются в зависимости от того, в какой мере они соответствуют потребностям и стилю жизни человека.

Одним их важнейших факторов успешной работы сферы обслуживания является понимание мотивации клиента, что в условиях высокой конкуренции необходимо.

Оказываемые сферы обслуживания услуги, должны быть организованы и предложены клиентам таким образом, чтобы полностью удовлетворить их потребности и ожидания.

В процессе работы необходимо устанавливать личный, индивидуальный подход к клиенту, вести базу данных по клиентам, так как информация о клиентах поможет администрации сконцентрироваться на предложении именно тех услуг, которые будут востребованы их клиентами.

Необходимо проводить политику высококачественного обслуживания и удержания постоянных клиентов, так как гораздо труднее завоевать новых клиентов, чем сохранить уже существующих.

Работа по привлечению потенциальных клиентов начинается с процесса сегментирования рынка (от слова "segment" - часть, доля, сектор).

Сегментирование рынка - это разработка концепции сферы обслуживания и его услуг, при котором салон и его услуги адресуются некой части целого рынка.

Принципы, по которым сегментируется потребительский рынок:

  • · территориальный;
  • · демографический;
  • · психологический;
  • · поведенческий.

Реферат

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ИХ ВИДЫ

И СРЕДСТВА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

О г л а в л е н и е:

1. Введение. 1

2. Виды потребностей человека. 1-4

3. Основы хозяйственной деятельности человечества.

Специализация и торговля. 4-8

4. Ограниченность экономических ресурсов и связанные

с нею проблемы. 8-10

5. Заключение. Принципы распределения благ. 11

1. Введение.

Великим ученым Древней Греции Аристотелем было даноназвание нау- ке - экономике. Он соединил два слова: «эйкос» - хозяйство и «номос» - за-

кон, так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означа-

ет «законы хозяйства».

Экономика обозначает науку, которая:

1) изучает способы организации деятельности людей, направленной на соз-

дание благ , необходимых им для потребления;

2) исследует как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для

удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.

В экономической жизни есть три главных участника: семья, фирмы и государство.Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятель-

ность как непосредственно другс другом, так и через рынки факторов про-

изводства (то есть ресурсов,с помощью которых можно организовать произ-

водство благ) и потребительских товаров (благ,которые непосредственно пот-

ребляются людьми).

Фирмы и государство играют большую роль в экономике, но человек,

семья – вот главные действующие лица экономики. Хозяйственная деятель –

ность любой страны должна осуществляться ради удовлетворения нужд лю -

дей в конкретных благах.

Поведение людей, их решения в конкретных хозяйственных ситуациях

определяют деятельность фирм, государственных организаций, рынков.

Исследуя поведение людей, экономическая наука помогает людям, фир-

мам и государству предвидеть последствия их решений в сфере экономики

2.Виды потребностей человека.

Основными потребностями человека являются биологические потребности.

Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей

людей (необходимость утолить голод рождает потребность в определенных

видах еды). Первой задачей хозяйственной деятельности (экономики) и было

удовлетворение этих нужд.

К числу основных относятся потребности человека:

В одежде;

В жилье;

В безопасности;

В лечении при заболеваниях.

Эти потребности необходимы для простого выживания людей, но и они

являются очень сложной задачей. До сих пор люди не могут полностью ре-

шить эти проблемы; миллионы людей на Земле еще голодают, у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживиния.

Кроме того, потребности человека намного больше, чем просто набор ус-

ловий для выживания. Ему хочется путешествовать, развлекаться, комфортной жизни, любимого занятия и т.п.

3. Основы хозяйственной жизни человечества. Специализация и

торговля.

Для удовлетворения своих потребностей люди использовали вначале только то,что могла им дать дикая природа.Но с ростом потребностей возник-

ла необходимость научиться добывать блага. Поэтому блага разделяются на

две группы:

1) даровые блага;

2) экономические блага.

Даровые блага – это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме большем, чем потребность в них. Их не нужно производить, их можно потреблять бесплатно.К таким благам относят-

ся: воздух, вода, солнечный свет, дожди, океаны.

Но в основном потребности человека удовлетворяются не за счет даровых,

а экономических благ , то есть товаров и услуг, объем которых недостаточен

для удовлетворения потребностей людей в полной мере и он может быть уве-

личен только в результате производственного процесса. Иногда приходится

перераспределять блага тем или иным способом.

Сейчас люди живут лучше, чем в древние времена.Это достигнуто благо- даря увеличению объема и улучшению свойств этих благ (продовольствия,

одежды, жилья и т.д.) .

Источником благосостояния и могущества народов Земли сегодня являет-

ся чрезвычайно развитой механизм объединения усилий ради решения общих задач, в том числе самой главной задачи- производства все большего объема

жизненных благ, то есть создания лучших условий жизни людей.

Для производства жизненных благ люди используют природные ресурсы,

свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, про-

изводственные объекты и др.). Все это называется «факторами производства».

Существуют три основных факторов производства:

3) капитал.

Труд как фактор производства – это деятельность людей по производству

товаров и услуг с помощью использования их физических и умственных воз-

можностей А так же навыков, приобретенных в результате обучения и опыта

работы. Для организации производственной деятельности покупается право

на использование способностей людей в течение некоторого времени для соз-

дания определенного вида благ.

Это означает, что объем трудовых ресурсов общества зависит от числен –

ности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это

население может отработать за год.

Земля как фактор производства – это все виды природных ресурсов,имею-

щихся на планете и пригодных для производства экономических благ.

Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются пло-

щадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или

полезных ископаемых в недрах.

Капитал как фактор производства–это весь производственно-технический

аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения воз-

можностей изготовления необходимых благ. Он состоит из зданий и соору –

жений производственного назначения, станков и оборудования, железных

дорог и портов, складов, трубопроводов, то есть из того, что необходимо для

реализации современных технологий производства товаров и услуг. Объем капитала обычно измеряют суммарной денежной стоимостью.

Для анализа экономических процессов выделяют еще разновидность факто-

ров производства – предпринимательство. Это услуги, которые оказывают

обществу люди,наделенные способностями правильно оценить, какие новые

товары можно с успехом предложить покупателям, какие технологии произ-

водства имеющихся товаров стоит внедрить, чтобы достичь большей выгоды.

Эти люди готовы рисковать своими сбережениями ради новых коммерческих

проектов.Они обладают умением координировать использование других фак-

торов производства для создания нужных благ обществу.

Объем предпринимательского ресурса общества измерить невозможно.Час-

тичное представление о нем можно составить на основе данных о численнос-

ти владельцев фирм, которые их создали и ими руководят.

В ХХ веке приобрел большое значение еще один вид факторов производ-

ства: информация , то есть все те знания и сведения, которые необходимы

людям для осознанной деятельности в мире экономики.

Постоянно совершенствуя способы использования экономических ресур-

сов, люди в основу своей хозяйственной деятельности положили два важней-

ших элемента: специализацию и торговлю.

Специализация имеет три уровня:

1) специализация отдельных людей;

2) специализация деятельности хозяйственных организаций;

3) специализация экономики страны в целом.

В основе всей специализации лежит специализация труда людей, которая

определяется:

а)Сознательным разделением труда между людьми.

б)Обучением людей новым профессиям и навыкам.

в)Возможностью кооперации,то есть сотрудничества ради достижения общей

щей цели.

Впервые разделение (специализация) труда возникла около 12 тысяч лет

тому назад:одни люди специализировались только на охоте, другие были ско-

товодами или земледельцами.

Сейчас существуют тысячи профессий, многие из которых требуют обуче- ния особым навыкам и приемам труда.

Почему специализация является важнейшим инструментом в хозяйствен- ной жизни человечества?

Во-первых, люди наделены разными способностями; они по разному вы-

полняют те или иные виды работ. Специализация дает возможность каждому

человеку найти ту работу, ту профессию, где он может проявить себя с наи-

лучшей стороны.

Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться все большей уме-

лости в избранной для себя деятельности. А это ведет к изготовлению благ

или оказанию услуг с более высоким качеством.

В –третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ

меньшее количество времени и не иметь его потерь при переходе с одного

вида работ на другой.

Таким образом, специализация является главным способом повышения

производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства необходимых им экономических благ,и прежде

всего ресурса труда.

Производительность –это объем благ, который удается получить от исполь-

зования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного пе-

риода времени.

Так, производительность труда определяется количеством изделий, кото-

рое изготовил работник за единицу времени: за час, за день, за месяц, за год.

Одним из самых значительных изобретений человечества в области спе-

циализации и разделения труда явился конвейер. Это самое могучее средство

повышения производительности труда.

Создателем конвейера был Генри Форд (1863-1947), отец массового авто-

мобилестроения, талантливый человек.Идея конвейера родилась у него после

того, как созданная им компания по производству автомобилей перестала

справляться с заказами, которые за один год увеличились в два раза.

Тогда (весной 1913 года) в цехе сборки магнето Форд запустил первый в

мире конвейер. До этого времени сборщик работал за столом, где у него был

полный набор деталей. Умелый сборщик собирал за смену около 40 магнето.

Теперь каждый сборщик должен был выполнить одну или две операции по

сборке (то есть специализировался еще больше, чем когда он умел выполнять

все операции по сборке) . Это позволило сократить время на сборку одного

магнето с 20 мин до 13 мин.10 сек. А после того, как Форд заменил прежний

низенький стол на поднятую выше движущуюся ленту,которая задавала темп

работе, время сборки сократилось до 5 минут. Производительность труда воз-

росла в 4 раза! После внедрения принципа конвейерной сборки во всех цехах

производительность труда выросла в 8,1 раза, что позволило в 1914 г. увели-

чить выпуск машин в 2 раза. Форд получил возможность выпускать свои ма-

шины с меньшими затратами, чем у конкурентов, продавать их дешевле и

захватить рынок сбыта. Это привело к тому, что конкурентам пришлось тоже

внедрить конвейер на своих предприятиях.

Благодаря специализации труда и росту производительности труда люди

пришли к переходу от случайного и нерегулярного обмена имевшимися бла –

гами к постоянной торговле ими. Произошел переход от самообеспечения, то

есть от натурального хозяйства, к получению благ, изготовленных другими

людьми. Люди постепенно убедились, что благодаря обмену благами можно

получить в свое распоряжение больше благ и сделать их более разнообразны-

ми по сравнению с их самостоятельным изготовлением.Поняв это люди стали

заниматься обменом не от случая к случаю, а сделали его основой своей жиз-ни. Так появились товары и услуги , используемые ими для регулярного об-

Умение обмениваться благами – уникальная способность людей, отлича-

ющая их от других обитателей Земли. Как остроумно подметил великий шот-

ландский экономист Адам Смит (1723 –1790г.г.) :

«Никому никогда не приходилось видеть,чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой…».

Регулярный обмен товарами и услугами явился основой для важнейшей

сферы деятельности людей – торговли , то есть обмена благами в форме куп-

ли-продажи товаров и услуг за деньги.

Торговля родилась в глубокой древности, она древнее даже земледелия.

Она существовала во времена палеолита – на заре каменного века, около

30000 лет назад.Вначале торговали между собой племена,которые жили дале-

ко друг от друга. Торговали предметами роскоши (драгоценными и отделоч-

ными камнями, пряностями, шелками, редкой древесиной и т.д.). Занимались

этим странствующие купцы– арабы, фризы, евреи, саксы, а потом итальянцы.

Со временем в Европе появились торговые города: Венеция, Генуя и приб-

режные города Германии – Гамбург, Штеттин, Данциг и другие.

Торговля сыграла большую роль в истории человечества. Благодаря ей

купцы пускались в плавание в поисках новых земель, где можно было добыть

дорогостоящие товары. Главной целью Колумба также были торговые инте –

ресы. Он хотел найти более короткий путь к берегам Индии, чтобы легче и

дешевле везти товары в Европу. Благодаря торговле были сделаны и многие

другие географические открытия, а также родилась современная промышлен-

ность. Из купеческих денег стало появляться крупное ремесленное производ-

ство, а потом мануфактуры – предвестницы заводов и фабрик.

Именно торговля объединила людей в фирмы, специализирующиеся на

производстве определенных товаров.

Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необ-

ходимых для создания всего разнообразия благ, которыми пользуются сегод-

Сочетание торговли и специализации дает возможность людям получить

блага в большем объеме, в большем ассортименте и быстрее.

Если страна умело пользуется сочетанием специализации и торговли, то это приведет к:

Росту производительности труда;

Росту объема доступных благ;

Увеличению роста потребления благ людьми, соответственно росту доходов

продавцов;

Увеличению доходов от торговли, которые можно направить на развитие и

совершенствование производства и специализации труда.

Это относится ко всем странам, даже к тем которые распологают большими природными богатствами, так как сами по себе богатства недр, пашен и лесов

процветания не гарантируют.

Так, в России огромны природные богатства, их рациональное использова-

ние могло сделать народ России одним из зажиточных в мире.Но Россия, не-

смотря на то, что находилась под контролем планово- командной системы,

тратила свои природные богатства в огромных масштабах, не обеспечила вы-

сокого уровня благосостояния своим гражданам.

По оценкам экспертов ООН Россия находится по уровню богатства лишь на

53-ем месте. Она сможет подняться выше только увеличив масштабы произ -

водства полезных людям экономических благ.Решить эту задачу можно лишь

овладев искусством рациональной организации экономической деятельности.

4. Ограниченность экономических ресурсов и возникающие в этой

связи проблемы.

Людям для удовлетворения своих потребностей в благах нужно намного больше ресурсов, чем это всегда было доступно человечеству.

С ограниченностью ресурсов люди столкнулись еще в древности, когда

земля была единственным доступным источником производства благ.

На графике изображено возникновение разрыва между материальными

желаниями людей и возможностями их удовлетворений.

Увеличение ресурсов природы происходит за счет разработки месторож-

дений полезных ископаемых, строительства гидроэлектростанций, освоения

целинных земель и т. д. На графике линия объема ресурсов – полого подни-

мающаяся.Линия, которая круто поднимается вверх, -человеческие потебнос-

ти. В первый период развития человечества потенциальные возможности природы прокормить людей, которых было немного, превосходили их пот-

ребности. Благодаря росту численности и увеличению потребностей людей

человечество столкнулось с новой ситуацией – дефицитом.

Человечество еще 11-16 тысяч лет назад могло вымереть из-за недостатка

пищи и спастись ему удалось только за счет возникновения земледелия.

Потребности людей, численность населения Земли продолжают постоян-

но возрастать. Прирост объема жизненных благ отстает от роста потребности людей, несмотря на то, что они научились использовать ресурсы природы и другие факторы производства.

За исключением небольшого числа благ – воздуха, дождя, солнечного тепла, - все остальные средства удовлетворения потребностей человечества

имеются в ограниченном объеме. Так, запасы нефти в недрах Земли состав-

ляют 128,6 млр.тн. Это ее физическая ограниченность. Люди активно исполь-

зуют ее, но сейчас она доступна только тем, кто может оплатить затраты на

ее добычу и транспортировку. Экономическую проблему создает не физичес-

кая ограниченность ресурса, а возможность получить ее лишь затратив иные

ресурсы. Так, чтобы добыть дополнительный объем нефти, нужно потратить

другие ограниченные ресурсы: электроэнергию, труд нефтяников, металл для

изготовления нефтяного оборудования и труб нефтепроводов) и т.д.

Следовательно, хозяйственная деятельность людей все время направлена

на изъятие ресурсов из сферы удовлетворения одних, чтобы удовлетворить

потребности других людей.

Экономические ресурсы всегда ограниченны.

Ограниченность труда связана с тем, что число трудоспособных людей любой страны строго фиксировано в любой момент времени.

По физическим и умственным способностям, люди не все пригодны для выполнения конкретных работ. Эту проблему можно частично решить путем

привлечения рабочих из других стран, переобучением и переподготовкой ра-

ботников более эффективным специальностям, но это не дает моментального

результата, так как требует определенного времени для их осуществления.

Ограниченность земли (природных ресурсов) определяется географией страны и наличием в ее недрах месторождений полезных ископаемых. Эту ограниченность можно снизить путем превращения ранее бесплодных почв в

сельскохозяйственные угодья.

Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны,

тем, что она успела накопить. Эту ограниченность можно сократить путем

строительства новых заводов, шоссе, линий газопроводов и дополнительного

изготовления оборудования. Но это требует времени и затрат.

Ограниченность предпринимательства обусловлена тем, что природа не

всех наделяет этим талантом.

Ограниченность ресурсов заставила людей принять соответствующие

меры. Люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в собствен –

ность. Отдельный человек или группа людей могут:

- владеть ресурсами, то есть фактически ими обладать;

- пользоваться ресурсами, то есть использовать их по своему усмотрению

для получения текущего дохода;

- распоряжаться , то есть иметь право передать их другим лицам, например

Остальные люди должны уважать эти права. Закрепление ресурсов в соб-

ственности граждан позволяет им представлять эти ресурсы за плату тем, кто в них нуждается. Формы дохода от этого могут быть самыми различными и зависят от вида предоставляемых ресурсов.

Большая часть крупных состояний России (благ) связана с теневой собст-

венностью (криминальный доступ к ресурсам и т.д.) и с постгосударственной

собственностью (приватизация, земля, бюджетные средства).

В результате «прихватизации» под прикрытием лозунга о ваучерной народ-

ной приватизации собственность оказалась распыленной, разорванной между

отдельными звеньями неразрывных по природе технологических цепочек.

Это привело к неэффективности российской экономики сегодня.

5. Заключение. Принципы распределения благ.

Чтобы удовлетворить свои все возрастающие потребности, человечество

вынуждено постоянно искать ответы на главные вопросы основ хозяйствен-

ной жизни, то есть главных вопросов экономики:

1. Что и в каком количестве производить?

2. Как производить?

3. Каким образом распределять изготовленные блага?

Решая вопрос «Что и в каком количестве производить?», люди в конечном

счете распределяют ограниченные ресурсы между производителями различ -

ных благ.

Решая вопрос «Как производить?», люди выбирают предпочтительные для

них способы (технологии) изготовления благ, которые им необходимы.

Каждый из возможных вариантов технологических решений предполагает

свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов. И по-

тому выбор лучшего варианта – задача непростая, которая требует сопостав –

ления, взвешивания ценности различных ресурсов.

Отвечая на вопрос «Каким образом распределить изготовленные блага?»,

люди решают, кому и сколько благ должно достаться в конечном счете. Как

осуществить распределение благ, чтобы оно не вызвало в людях чувства не –

справедливости из-за различий в комфортности жизни?

Люди решали эту проблему следующим образом:

- «право сильного» - лучшее и в полном объеме получает тот, кто может ото-

брать блага у более слабых силой кулака и оружия;

- «принцип уравнителности» - каждый получает примерно поровну, чтобы

«никому не было обидно»;

- «принцип очереди» - благо достается тому,кто раньше занял место в очереди

желающих это благо получить.

Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, так как они не

заинтересовывают людей в более производительном труде.При таком распре-

делении благ, даже если трудиться лучше других и получать за это больше,

не гарантировано приобретение желаемого блага. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) в настоящее время

преобладает сложный механизм рыночного распределения.

Список литературы:

1.И.В.Липсиц «Экономика» , Москва, 1998 г.

2.Г.Явлинский «Экономика России: наследство и возможности» ,ЭПИцентр,

Потребности личности (нужда) – это так называемый источник личностной активности, потому что именно потребности человека являются его побудительной причиной для деяний определенным образом, заставляя двигаться в нужном направлении. Таким образом, нужда или потребность – это такое личностное состояние, при котором обнаруживается зависимость субъектов от определенных ситуаций или условий существования.

Личностная активность проявляется только в процессе удовлетворения ее потребностей, которые формируются во время воспитания индивида, приобщения его к общественной культуре. В своем первичном биологическом проявлении надобностью является не что иное, как определенное состояние организма, выражающее свою объективную нужду (желание) в чем-либо. Таким образом, система потребностей личности напрямую зависит от образа жизни индивида, взаимодействия между окружающей средой и сферой ее использования. С позиции нейрофизиологии нужда означает образование какой-либо доминанты, т.е. появление возбуждения особых клеток головного мозга, характеризующееся устойчивостью и регулирующее потребные поведенческие действия.

Виды потребностей личности

Потребности человека довольно многообразны и сегодня существует огромное множество их классификаций. Однако в нынешней психологии выделяют две основные классификации видов надобностей. В первой классификации потребности (нужды) подразделяются на материальные (биологические), духовные (идеальные) и социальные.

Реализация материальных или биологических нужд связана с индивидуально-видовым существованием индивида. К ним относятся – надобность в еде, во сне, одежде, безопасности, доме, интимные желания. Т.е. потребность (надобность), которая обусловлена биологической нуждой.

Духовные или идеальные нужды выражаются в познании мира, который окружает, смысле существования, самореализации и самоуважении.

Желание личности принадлежать к какой-либо социальной группе, а также надобность в человеческом признании, лидерстве, доминировании, самоутверждении, привязанности окружающих в любви и уважении отражается в социальных потребностях. Все эти надобности разделяют по важным видам активности:

  • труд, работа – нужда в познании, творении и созидании;
  • развитие – нужда в обучении, самореализации;
  • социальное общение – духовные и нравственные потребности.

Описанные выше надобности или нужды имеют социальную направленность, поэтому носят название социогенные или социальные.

В другом виде классификации все потребности разбивают на два типа: нужда или потребность роста (развития) и сохранения.

Нужда сохранения объединяет в себе такие потребности (надобности) – физиологические: сон, интимные желания, голод и др. Это базовые потребности личности. Без их удовлетворения индивид просто не способен выжить. Далее нужда в безопасности и сохранении; изобилие – всесторонность удовлетворения естественных потребностей; материальные потребности и биологические.

Потребность роста объединяет в себе следующее: желание любви и уважения; самоактуализация; самоуважение; познание, в том числе и жизненного смысла; потребности в чувственном (эмоциональном) контакте; социальные и духовные (идеальные) потребности. Вышеперечисленные классификации позволяют выделить более значимые потребности практического поведения субъекта.

А.Х. Маслоу выдвинул концепцию системного подхода к исследованиям психологии личности субъектов, основываясь на модели потребностей личности в виде пирамиды. Иерархия потребностей личности по А.Х. Маслоу представляет собой поведение индивида, напрямую зависящее от удовлетворения его любых потребностей. Это означает, что потребности, находящиеся вверху иерархии (реализация целей, саморазвитие), направляют поведения индивида в той степени, в которой удовлетворены его потребности, находящиеся в самом низу пирамиды (жажда, голод, интимные желания и др.).

Также различают потенциальные (неактуализированные) потребности и актуализированные. Основным двигателем личностной активности является внутренний конфликт (противоречие) между внутренними условиями существования и внешними.

Все виды потребностей личности, находящиеся на верхних ступенях иерархии имеют разный уровень выраженности у различных людей, но без социума ни один человек не сможет существовать. Полноценной личностью субъект может стать только тогда, когда он удовлетворит свою нужду в самоактуализации.

Социальные потребности личности

Это особый вид нужды человека. Заключается она в потребности иметь все необходимое для существования и жизнедеятельности индивида, какой-либо социальной группы, социума в целом. Это внутренний побуждающий фактор активности.

Общественные потребности – это нужда людей в работе, социальной активности, культуре, духовной жизни. Потребности, созданные обществом – это такие потребности, которые являются основой общественной жизни. Без мотивирующих факторов удовлетворения потребностей невозможно производство и прогресс в целом.

Также к социальным нуждам относят потребности, связанные с желанием образовывать семью, вступлением в различные социальные группы, коллективы, с разнообразными сферами производственной (внепроизводственной) деятельности, существованием социума в целом. Условия, факторы внешней среды, которые окружают индивида в процессе его жизнедеятельности, не только способствуют появлению потребностей, но и формируют возможности для удовлетворения их. В жизни человека и иерархии потребностей социальные нужды играют одну из определяющих ролей. Существование индивида в социуме и посредством него – центральная область проявления сущности человека, основное условие для реализации всех остальных нужд – биологических и духовных.

Классифицируют социальные потребности по трем критериям: нужды других, свои нужды, совместные нужды.

Нужда других (потребности для других) – это нужды, которые выражают родовую основу индивида. Заключается в потребности общения, защиты слабого. Альтруизм – одна из выраженных потребностей для других, нужда в жертвовании своими интересами для других. Альтруизм реализуется только посредством победы над эгоизмом. То есть потребность «для себя» должна преобразовываться в потребность «для других».

Своя нужда (потребность для себя) выражается в самоутверждении в социуме, самореализации, самоидентификации, в потребности занять свое место в социуме и коллективе, желание власти и др. Такие потребности, поэтому и относятся к социальным, что не могут существовать без потребностей «для других». Только через выполнения чего-то для других, возможно, реализовать свои желания. Занять какое-либо положение в социуме, т.е. достичь признания для себя, намного проще сделать, не задевая при этом интересы и притязания других членов общества. Наиболее эффективным путем реализации своих эгоистических желаний будет такой путь, в движении по которому содержится доля компенсации для удовлетворения притязаний других людей, тех, кто может претендовать на ту же роль или тоже место, но могут удовлетвориться и меньшим.

Совместные нужды (потребности «вместе с другими») – выражают мотивирующую силу множества людей одновременно или социума в целом. Например, необходимость безопасности, в свободе, в мире, смены существующего политического строя и др.

Потребности и мотивы личности

Основное условие жизнедеятельности организмов – это наличие их активности. У животных активность проявляется в инстинктах. А вот поведение человека намного сложнее и определяется наличием двух факторов: регулятивных и побудительных, т.е. мотивами и потребностями.

Мотивы и система потребностей личности имеют свои основные особенности. Если потребность – это нужда (дефицит), необходимость чего-то и необходимость ликвидировать что-нибудь находящееся в избытке, то мотив — это толкатель. Т.е. нужда создает состояние активности, а мотив придает ей направление, толкает активность в потребном направлении. Необходимость или надобность, в первую очередь, ощущается человеком как состояние напряжения внутри, или проявляется в качестве раздумий, мечтаний. Это побуждает индивида к поиску предмета нужды, но не придает направление деятельности для ее удовлетворения.

Мотив же, в свою очередь, является побудительной причиной для достижения желаемого или, наоборот, избегания его, осуществить деятельность или нет. Мотивы могут сопровождаться положительными или негативными эмоциями. Удовлетворение потребностей всегда ведет к снятию напряженности, нужда исчезает, но через некоторое время может возникнуть вновь. С мотивами же все наоборот. Поставленная цель и непосредственно мотив не совпадают. Потому что цель – это то, куда или к чему испытывает стремление человек, а мотив – это причина, по которой он стремится.

Цель можно поставить перед собой следуя разным мотивам. Но возможен и такой вариант, при котором мотив сдвигается на цель. Это означает преобразование мотива деятельности непосредственно в мотив. Например, ученик вначале учит уроки, потому что заставляют родители, но потом просыпается интерес и он начинает учиться ради самой учебы. Т.е. получается, что мотив – это внутренний психологический побудитель поведения или поступков, обладающий устойчивостью и побуждающий индивида к осуществлению деятельности, придавая ей осмысленность. А потребность – это внутреннее состояние ощущения нужды, которое выражает зависимость человека или животных от определенных условий существования.

Потребности и интересы личности

С категорией потребность неразрывно связана и категория интересов. В основе зарождения интересов всегда лежат потребности. Интерес – это выражение целенаправленного отношения индивида к какому-либо виду его потребностей.

Интерес человека не столько направлен именно на предмет потребности, сколько направлен на такие общественные факторы, которые делают более доступными этот предмет, в основном это различные блага цивилизации (материальные или духовные), которые и обеспечивают удовлетворение таких потребностей. Интересы также определяются конкретным положением людей в обществе, положением социальных групп и являются мощнейшими побуждающими стимулами к любой деятельности.

Интересы также можно классифицировать в зависимости от направленности или по носителю этих интересов. К первой группе относят социальные, духовные и политические интересы. Ко второй – интересы социума в целом, групповые и индивидуальные интересы.

Интересы личности выражают ее направленность, которая определяет во многом его путь и характер любой деятельности.

В общем своем проявлении интересом можно назвать истинную причину общественных и персональных действий, событий, которая стоит непосредственно за побуждениями – мотивами индивидов, принимающих участие в этих самых действиях. Интерес бывает объективным и объективным социальным, осознанным, реализуемым.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей называется объективным интересом. Такой интерес объективного характера, не зависит от сознания индивида.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей в общественном пространстве называется объективным социальным интересом. Например, на рынке очень много ларьков, магазинчиков и определенно существует оптимальный путь к лучшему и самому дешевому товару. Это и будет проявлением объективным социальным интересом. Существует множество способов совершения различных покупок, но обязательно среди них будет один объективно оптимальный для конкретной ситуации.

Представления субъекта деятельности о том, как все-таки лучше удовлетворить свои потребности называется осознанным интересом. Такой интерес может совпадать с объективным или немного отличаться, а может иметь абсолютно противоположную направленность. Непосредственной причиной практически всех действий субъектов является именно интерес осознанного характера. Такой интерес основан на персональном опыте человека. Путь, которым идет человек для удовлетворения потребностей личности называется реализуемым интересом. Он может полностью совпадать с интересом осознанного характера, так и абсолютно противоречить ему.

Существует еще одна разновидность интересов – это товар. Такая разновидность представляет собой и путь к удовлетворению потребностей, и способ их удовлетворения. Товар может быть оптимальным способом удовлетворения потребностей и может казаться таковым.

Духовные потребности личности

Духовные потребности личности – это направленное устремление к самореализации, выражается через творчество или посредством другой деятельности.

Выделяют 3 аспекта термина духовные потребности личности:

  • К первому аспекту относится стремление к овладению результатами духовной производительности. К нему относятся приобщение к искусству, культуре, науке.
  • Второй аспект заключается в формах выражения потребностей в материальном порядке и социальных отношениях в нынешнем обществе.
  • Третий аспект – это гармоническое развитие индивида.

Любые духовные нужды представлены внутренними побуждениями человека к его духовному проявлению, творчеству, созиданию, творению духовных ценностей и к их потреблению, к духовным коммуникациям (общению). Они обусловлены внутренним миром индивида, стремлением уйти в себя, сосредоточиться на том, что не связано с социальными и физиологическими потребностями. Эти потребности побуждают людей к занятием искусством, религией, культурой не для того, чтобы удовлетворить свои физиологические и социальные нужды, а для того, чтобы понять смысл существования. Их отличительной чертой является ненасыщаемость. Так как чем больше удовлетворяются внутренние нужды, тем более напряженными и устойчивыми они становятся.

Пределов прогрессивного роста духовных нужд не существует. Ограничением такого роста и развития могут выступать только количество накопленных ранее человечеством богатств духовного характера, силы желаний индивида участвовать в их произведении и его возможностей. Основные признаки, отличающие духовные потребности от материальных:

  • потребности духовного характера возникают в сознании индивида;
  • потребностям духовного характера присуща необходимость, а уровень свободы в выборе способов и средств удовлетворения таких потребностей значительно выше, чем у материальных;
  • удовлетворение большинства нужд духовного характера связано в основном с количеством свободного времени;
  • в таких потребностях связь между объектом нужды и субъектом характеризуется определенной степенью бескорыстия;
  • процесс удовлетворения нужд духовного характера не имеет границ.

Ю. Шаров выделил развернутую классификацию духовных нужд: необходимость трудовой деятельности; надобность общения; эстетические и нравственные нужды; научно-познавательные нужды; надобность в оздоровлении; нужда воинского долга. Одной важнейшей духовной надобностью личности является познание. Будущее любого общества зависит от духовного фундамента, который будет выработан у современной молодежи.

Психологические потребности личности

Психологические потребности индивида – это такие потребности, которые не сводятся к телесным нуждам, но и до уровня духовных не дотягивают. К таким нуждам обычно относится надобность в аффилиации, общении и др.

Нужда в общении у детей – это не врожденная потребность. Она формируется посредством активности окружающих взрослых лиц. Обычно активно начинает проявляться к двум месяцам жизни. Подростки же имеют убежденность, что их нужда в общении приносит им возможность активно использовать взрослых. На взрослых людей недостаточное удовлетворение потребности в общении влияет пагубно. Они погружаются в негативные эмоции. Нужда в принятии заключается в желании индивида быть принятым другим лицом группой лиц или обществом в целом. Такая надобность нередко подталкивает человека к нарушению общепринятых норм и может приводить к асоциальному поведению.

Среди психологических нужд различают базовые потребности личности. Это такие потребности, при неудовлетворении которых маленькие дети не смогут получить полноценное развитие. Они как бы останавливаются в своем развитии и становятся более подверженными некоторым заболеваниям, чем их сверстники, у которых такие потребности удовлетворены. Так, например, если малыш регулярно получает кормление, но растет без должного общения с родителями, его развитие может задерживаться.

Базовые потребности личности взрослых людей психологического характера подразделяются на 4 группы: автономия – нужда в самостоятельности, независимости; нужда в компетентности; надобность в значимых для индивида межличностных взаимоотношениях; потребность являться членом социальной группы, чувствовать себя любимым. Сюда также относится и чувство собственной значимости, и нужда в признании другими. В случаях неудовлетворения базовых физиологических нужд страдает физическое здоровье индивида, а в случаях неудовлетворения базовых психологических нужд страдает дух (психологическое здоровье).

Мотивация и потребности личности

Мотивационные процессы индивида имеют в себе направленность достижения или, наоборот, избегания поставленных целей, реализовать определенную деятельность или нет. Сопровождаются такие процессы различными эмоциями как положительного, так и отрицательного характера, например, радость, страх. Также во время таких процессов появляется некоторое психофизиологическое напряжение. Это означает, что мотивационные процессы сопровождаются состоянием возбуждения или взволнованности, также может появляться ощущение упадка или прилива сил.

С одной стороны регуляция психических процессов, которые влияют на направленность деятельности и численность энергии, нужной для выполнения этой самой деятельности называется мотивацией. А с другой стороны мотивация – это все-таки определенная совокупность мотивов, которая придает направленность деятельности и самому внутреннему процессу побуждения. Мотивационными процессами объясняется непосредственно выбор между разными вариантами действий, но которые имеют равно притягательные цели. Именно мотивация влияет на упорство и настойчивость, с помощью которых индивид добивается поставленных целей, преодолевает препятствия.

Логическим объяснением причин действий или поведения называют мотивировкой. Мотивировка может иметь отличия от реальных мотивов или осознанно применяться для того, чтобы их замаскировать.

Мотивация достаточно тесно связана с нуждами и потребностями индивида, потому что появляется при возникновении желаний (нужд) или недостатка чего-либо. Мотивация является начальным этапом физической и психической активности индивида. Т.е. она представляет собой некое побуждение к произведению действий определенным мотивом или процессом выбора причин для конкретного направления деятельности.

Следует всегда учитывать, что за совершенно аналогичными, с первого взгляда, поступками или действиями субъекта могут стоять абсолютно разные причины, т.е. мотивация у них может быть совсем разной.

Мотивация бывает внешней (экстринсивной) или внутренняя (интринсивной). Первая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловлена внешними условиями относительно субъекта. Вторая связана непосредственно с содержанием процесса деятельности. Также различают отрицательную и положительную мотивацию. Мотивация, основой которой являются на позитивные посылы, называется положительной. А мотивация, основой которой являются отрицательные посылы, называется соответственно отрицательной. Например, положительной мотивацией будет – «если я хорошо себя буду вести, то мне купят мороженое», отрицательной – «если я хорошо себя буду вести, то меня не будут наказывать».

Мотивация может быть индивидуальной, т.е. устремленной на поддержание постоянства внутренней среды своего организма. Например, избегание болевых ощущений, жажда, стремление к поддержанию оптимальной температуры, голод и др. Также может быть групповой. К ней относится забота о детях, поиск и выбор своего места в социальной иерархии и др. К познавательным мотивационным процессам относят различную игровую деятельность и исследовательскую.

Основные потребности личности

Основные (ведущие) потребности нужды личности могут различаться не только по содержанию, но и по уровню обусловленности социумом. Независимо от пола или возраста, а также от социальной принадлежности любой человек имеет основные потребности. Более подробно в своем труде их описал А. Маслоу. Он предложил теорию основанную на принципе иерархической структуры («Иерархия потребностей личности» по Маслоу). Т.е. одни потребности личности являются первичными в соотношении с другими. Например, если человек испытывает жажду или голод, его не особо будет волновать, уважает его сосед или нет. Отсутствие предмета нужды Маслоу называл дефицитными или дефицитарными потребностями. Т.е. при отсутствии еды (предмета нужды), человек будет стремиться любыми путями восполнить такой дефицит любым возможным для него способом.

Основные потребности подразделяются на 6 групп:

1. К ним относят в первую очередь физическую нужду, включающую в себя необходимость в еде, питье, воздухе, сне. Сюда же относится и нужда индивида в близком общении с субъектами противоположного пола (интимные отношения).

2. Нужда в похвале, доверии, любви и др. называется эмоциональными потребностями.

3. Нужда в дружеских отношениях, в уважении в коллективе или другой социальной группе называется общественной потребностью.

4. Нужда в получении ответов на поставленные вопросы, удовлетворении любопытства называются интеллектуальными потребностями.

5. Вера в божественную власть или просто потребность верить называется духовной потребностью. Такие потребности помогают людям обрести спокойствие, переживать неприятности и др.

6. Необходимость самовыражения посредством творчества называется творческой нуждой (потребностями).

Все перечисленные потребности личности – это часть каждого человека. Удовлетворение всех основных нужд, желаний, потребностей человека способствуют его здоровью и позитивному настрою во всех деяниях. Все основные потребности обязательно обладают цикличностью процессов, направленностью и напряженностью. Все потребности в процессах их удовлетворения закрепляются. Вначале удовлетворенная основная потребность временно притихает (угасает) для того, чтобы со временем возникнуть с еще большей интенсивностью.

Потребности, выраженные более слабо, но многократно удовлетворенные, постепенно становятся более устойчивыми. Существует определенная закономерность в закреплениях потребностей – чем многообразнее средства, используемые для закрепления нужд, тем более прочно они закрепляются. В этом случае потребности делаются основами поведенческих действий.

Нужда определяет весь адаптирующий механизм психики. Предметы реальности при этом отражаются как вероятные препятствия или условия для удовлетворения нужд. Поэтому любая основная потребность оснащена своеобразными эффекторами и детекторами. Возникновение основных потребностей и их актуализация направляет психику на определение соответственных целей.

Потребность – это выражение нужды, недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом.

Сколько существует человечество, столько существуют и его потребности. По мере развития человечества происходит увеличение набора и качества его потребностей, что, в свою очередь, в немалой, если не в решающей степени предопределяет и требования к товарам и услугам, которые имеют место или необходимы обществу и каждому индивиду.

Существуют разные точки зрения на проблемы, связанные с потребностями. Например:

В каждой цивилизованной стране находятся приверженцы буддийской доктрины, которая гласит, что нерушимый покой составляет высший жизненный идеал, что предназначением мудреца является искоренение из своей натуры возможно большего числа потребностей и вожделений, что подлинное богатство заключается не в изобилии благ, а в минимуме потребностей. Этой точки зрения придерживался и древнегреческий философ Платон. Он считал потребности величайшим злом;

Крайней противоположной позиции придерживаются те, кто считает, что создание новых потребностей и желаний всегда полезно, так как оно побуждает людей затрачивать больше усилий.

Источником потребностей человека является необходимость (Н) в чем-либо, порождаемая биологической природой человека, его духовным миром, экономическими, социальными условиями жизни, научно-техническим прогрессом и т.д.

Развитие потребностей происходит по спирали. Потребность (П) определяет действия (Д), которые являются способом ее удовлетворения, затем возникает свобода (С) от потребности и формируется новая необходимость (Н) и т.д.

Н – П – Д – С – Н – П – Д – С …

Подобное развитие потребностей получило название закона возвышения потребностей. Процесс развития потребностей выражается в том, что к элементарным, врожденным потребностям присоединяются все новые и новые, возникшие на основе удовлетворения первых.

Классификация потребностей.

Потребности могут рассматриваться с точки зрения необходимости, размеров, времени действия и т.д. Эти условия и определяют различные подходы к классификации потребностей.

1. Действительные и мнимые.

Действительные (реальные) потребности возникают из правильного представления о целях и средствах к их достижению.

Мнимые основаны на ложном представлении о целях и средствах к их достижению.

2. Материальные и нематериальные.

Материальные (физические) ограничены уровнем производительных сил общества.

Нематериальные (духовные) в своем развитии не имеют ограничений.

3. Личные и общественные.

Личные потребности присущи человеку как отдельной личности и удовлетворяются, преимущественно, благодаря его частной деятельности.

Общественные потребности присущи человеку как члену трудового коллектива, общества, населения страны. Они касаются не только отдельного индивида, а группы людей, объединенных определенных определенными целями и задачами.

4. Общие и особенные.

К общим относятся потребности, во-первых, присущие всем людям в силу врожденной природы человеческого организма и, во-вторых, получившие всеобщее распространение в данном обществе (традиции).

К особенным относятся потребности отдельных личностей или отдельных групп населения.

5. Необходимые и роскоши.

6. Постоянные и периодически повторяющиеся.

Главным средством удовлетворения потребностей является трудовая (хозяйственная) деятельность, в результате которой создаются экономические блага. Наряду с этим имеет место перераспределение экономических благ через механизмы государственного регулирования социально незащищенным слоям населения.

Потребность является руководителем хозяйственной деятельности людей. Вся хозяйственная деятельность, ее очередность и последовательность вызвана потребностями. Люди не могут перестать производить, поскольку не могут перестать потреблять.

На ранних стадиях развития человеческой цивилизации деятельность человека определялась физиологическими потребностями и необходимостью их удовлетворения, например, в пище, одежде, жилище. По мере развития самого человека и человеческой цивилизации, усложнения и совершенствования многих видов человеческой деятельности, все больше и чаще сама человеческая деятельность, в частности в сфере производства, порождает все новые, качественно совершенные и немыслимые ранее потребности. Развитие потребностей, в свою очередь, вызывает к жизни новые виды человеческой деятельности, а последние обусловливают появление новых потребностей и т.д. до бесконечности.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «потребность»?

2. Какие взгляды на развитие потребностей можно выделить?

3.В соответствие с какой закономерностью развиваются наши потребности?

4. Как можно классифицировать потребности?