Биографии Характеристики Анализ

Зачем автор создал образ дины. Образ дины в рассказе кавказский пленник

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - проследить за тем, как создается в новелле образ Дины; решить вопрос о роли Дины в произведении.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет Л. Н. Толстого; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся помещены на отдельный стенд.

ХОД УРОКА:

Вступительное слово учителя.

Каждое произведение литературы - удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи - действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача - научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное - понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом Дины.

Работа с текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях.

1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ? На что необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте?

поступки

взаимоотношения с другими персонажами

отношение автора

2). Теперь давайте обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина появится перед читателем впервые /эпизод читается наизусть заранее подготовленным учеником/.

От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает - смотрит».

Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?

/Дина показана глазами Жилина/

О чем рассказывает ее одежда?
Как характеризуют ее движения?
Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?
Что важного открыл нам данный эпизод?

3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.

От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит».

Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? /они сдружились/

Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

/Они похожи; в них много общего. Вначале - любопытство, интерес к новому человеку. Затем - Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их - чувство одиночества: Жилин - пленник, Дина - сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу./

О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?

Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.

4). А теперь давайте обратимся к 6 главе

/ побег Жилина; яма; татары озлоблены, не кормят/

Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите.

/ «Вдруг прямо ему на коленки…»/

О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?

/она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить/

Почему она убежит, но потом вернется?

/узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга/

Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

/Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же - притихла: «посидела, помолчала»./

Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?

/ Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят(!)/

Что нового узнаем о Дине?

/Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе - о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная./

Как относится автор к Дине? Какие слова вы дают его симпатию к ней?

«глаза, как у кошки» / «глазенки, как звездочки»

«отпрыгнула, как коза» / «легко, как козочка»

руки / «ручонки.., как прутики»

Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

/Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./

5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?

/Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения(«черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски.

Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью./

В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено учеником заранее).

3. Итог урока.

Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?»

/Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля - воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина - татарка, Жилин - русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир./

Тема урока: Образ Дины в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Цели урока: - проследить за тем, как создается в рассказе образ Дины;

Решить вопрос о роли Дины в произведении;

Воспитание доброты, человечности.

Оборудование: : портрет Л. Н. Толстого; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся.

ПЛАН И ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Изучение темы урока.

Слово учителя.

Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом Дины.

3.Работас текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях.

1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ? На что необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте?

Портрет

Поступки

Взаимоотношения с другими персонажами

Отношение автора

2). Теперь давайте обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина появляется перед читателем впервые. (Эпизод читается наизусть заранее подготовленным учеником.)

От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит».

Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?

(Дина показана глазами Жилина)

О чем рассказывает ее одежда?

Как характеризуют ее движения?

Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?

Что важного открыл нам данный эпизод?

3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.

(От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит»)

Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? (Они сдружились)

Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

(Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку. Затем - Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу.)

О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?

(Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.)

4). А теперь давайте обратимся к 6 главе

(Побег Жилина; яма; татары озлоблены, не кормят)

Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите.

(«Вдруг прямо ему на коленки…»)

О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?

(Она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить)

Почему она убежит, но потом вернется?

(Узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга)

Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

(Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала».)

Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?

(Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят.)

Что нового узнаем о Дине?

(Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная.)

Как относится автор к Дине? Какие слова вы дают его симпатию к ней?

«глаза, как у кошки»/«глазенки, как звездочки»

«отпрыгнула, как коза»/«легко, как козочка»

руки/«ручонки.., как прутики»

Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

(Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала.)

5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?

(Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создаетсяпортрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения(«черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски.

Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью.)

В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено учеником заранее).

3. Итог урока.

Ребята, вы помните, что рассказ написан Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?»

(Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, независимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир.)

Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы Л. Н. Толстого?

Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо своему другу, рассказав о замечательной девочке из далекого кавказского аула.

Урок: Тема дружбы в рассказе

Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ : 1)осмысление содержания рассказа Л.Н. Толстого « Кавказский пленник »; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

2) развитие навыка анализа художественного произведения, логического

мышления;

3) воспитание духовно-нравственной личности; желания жить в мире и

гармонии

Оборудование: компьютер, учебник, портрет писателя, словарь литературоведческих терминов, толковый словарь В.И. Даля, презентация урока

ХОД УРОКА:

I .Организационный этап.

1)Приветствие

2)Объявление темы урока.

Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения. Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

2.Мотивационный этап.

1 .) Целеполагание

Рассказ « Кавказский пленник » поможет решить проблемные вопросы:

Как необходимо относиться к людям другой национальности?

Что мешает людям жить в мире и дружбе?

Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду?

Возможна ли дружба людей разных национальностей?

С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?

Какова основная идея рассказа?

3 Проверка домашнего задания

(сравнительная характеристика Жилина и Костылина )

4 . Актуализация знаний

---Песня В.С. Высоцкого

--О ком из героев поёт В.С. Высоцкий?

- Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? Дети, конечно же отвечают, что Жилина. - А почему? Только ли за то, что он сумел выбраться из плена? Ребята объясняют, что Жилин- человек верный, он не оставляет Костылина в беде, хоть и попал в плен по вине Костылина.

Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. С. И. Ожегов

---История создания, Кавказская война, заочная экскурсия в татарский аул

Познакомимся с историей рассказа Л.Н. Толстого « Кавказский пленник »

Кавказская война

Л.Н. Толстой на военной службе в Кавказской армии

Кавказская война

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

Л.Н.Толстой на Кавказе

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.

Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.

«Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа « Кавказский пленник ».

5. Работа в парах: СИСТЕМА ОБРАЗОВ

Рассмотрите схему и подберите примеры из рассказа по ней . Учащиеся приводят примеры из рассказа.

6. Анализ ключевых эпизодов рассказа

--- Возможна ли дружба людей разных национальностей? Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к эпизодам: Жилин и Абдул-Мурат, Жилин и татары, Жилин и Дина.

Как относился к Жилину его хозяин?

Хозяин - добрый человек, умеет ценить смелость и мастерство Жилина, но для него Жилин – враг

После того, как пленных вернули из побега, он не смеётся, разговаривает с ними враждебно, грозит убить.

Хозяин ждёт выкупа за пленных, они денег стоят

Эпизод « Жилин и горцы» (глава 3)

« Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Дина увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. …Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала.

…Были у Абдула часы русские, сломанные. …Взял, разобрал ножичком, разложил; опять сладил, отдал. Идут часы.

… Заболел раз татарин, пришли к Жилину … Выздоровел на его счастье татарин.»

За что татары уважали Жилина?

Вывод: Жилин на всякое рукоделие мастер был.

В повести Толстого главное - человек в трудных обстоятельствах. Как остаться Человеком в любой жизненной ситуации? Как сохранить доброту в себе, если тебе сделали плохо? Как НЕ ПЕРЕСТАТЬ ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ?!

Об этом рассуждает Толстой, рассказывая о Жилине.

Не национальность нас делает врагами, а наше отношение к жизни. Именно злоба рождает страх, бессилие и приводит к поломанным судьбам.

Вот о чём повесть Толстого. Вот почему интересно её читать. ведь, думая о Жилине и Костылине, размышляешь и о своей собственной жизни, о своём поведении и отношении к людям.

Толстой в рассказе говорит о том, что в трудностях раскрывается характер человека.

---Жилин и Дина . В рассказе дважды дан портрет Дины, увиденной глазами Жилина. В них много общего. Сравните. Почему автор использует разные слова?«…глаза чёрные, светлые и лицом красивая» (гл.2) «Глазёнки так и блестят, как звёздочки» (гл.6)

« Как она прыгнет прочь, как коза дикая»(гл.2) «… побежала на гору, как козочка прыгает» (гл.6)

«…присела на корточки, коленки выше головы торчат» (гл.6)

«…да ручонки тонкие, как прутики» (гл.6)

Художественные средства помогают передать авторское отношение. (Симпатия)

---Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?

Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения(«черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски. Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью./

Физкультминутка.

---Почему у девочки пробудилась симпатия к человеку, которого все в ауле считают врагом?

    От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит». Первая встреча Жилина и Дины (глава 2) чтение и обсуждение эпизода
- Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем? /Дина показана глазами Жилина/ - О чем рассказывает ее одежда? - Как характеризуют ее движения? - Что важного открыл нам данный эпизод?
    Давайте обратимся ко второму эпизоду .
От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит» . - Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? / они сдружились/ - Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину? /Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку. Затем - Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу./ - О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода? Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.

    Перейдём к эпизоду «Побег Жилина » из 6 главы. Пересказ эпизода

- Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите. / « Вдруг прямо ему на коленки…»/ -О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины? / она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить/ -Почему она убежит, но потом вернется? /узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга/ -Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять? /Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала»./ -Что нового узнаем о Дине? /Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная./ -Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала? /Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./

Подлинную дружбу очень высоко ценил Л.Н. Толстой.

Дина по-настоящему спасла Жилина, без её помощи он не смог бы выбраться из ямы, ему грозит смерть

Её поступок можно назвать самоотверженным, потому что освобождение пленника грозит ей опасностью

-- Попытаемся сделать вывод.

Взрослым людям трудно найти общий язык, ведь они находятся в состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им более доступно истинное человеческое понимание добра и зла

Дружба возможна, даже если народы разделены войной

--- Какова же главная мысль рассказа?

Бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны. Люди на должны забывать, что все они – люди. Они могли бы жить в дружбе, но этому мешает война. Война сделала их врагами.

Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения

7.ПОСЛОВИЦЫ О ДРУЖБЕ

1.Друзья познаются в беде.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Друга ищи, а найдёшь – береги.

Из огня да в полымя.

Чужбина-калина, родина-малина.

Лучше пропасть, чем терпеть напасть.

Не зная броду, не суйся в воду.

Сиди у моря - жди погоды.

Мир не без добрых людей.

Дружба – как стекло разобьешь – не сложишь.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

- Прочитайте пословицы и отметьте те, которые соответствуют главной мысли рассказа

Кавказский пленник”.

8. Итог урока. Рефлексия Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?» /Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности. Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир, меньше будет вражды и террористических атак, которые охватили нашу планету.

- Понравилась вам Дина?

-Хотели бы вы иметь такого друга? -Что вы больше всего цените в своих друзьях? -Чему научились вы у героини рассказа Л. Н. Толстого? 10. Домашнее задание: Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать рассказ о замечательной девочке из далекого кавказского аула « Умница Динушка»; стр. 170, вопросы.

11. Выставление отметок за урок.

События этого рассказа Л. Н. Толстого происходят на Кавказе во время кровопролитной, завоевательной войны при Николае I, пославшем русские войска на завоевание кавказских земель. Сюжет повести прост и ясен. Русский офицер Жилин, служивший на Кавказе, где шла в это время война, отправляется в отпуск и по дороге попадает плен к татарам. Вместе с ним в плену оказался и офицер Костылин, малодушный и трусливый человек. Жилин бежит из плена, но неудачно. Вторичный побег удается. Жилин, преследуемый татарами, спасается и возвращается в военную часть. Содержание повести составляют впечатления и переживания героя. Это делает повествование эмоциональным, волнующим. Быт татар, природа Кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина.

Татары в представлении Жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин) . Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой.
Толстой тщательно выписал характеры обоих героев, ярко показал, как по-разному они ведут себя в одинаковых обстоятельствах. Жилин - скромный русский офицер, «хоть не велик ростом, а удал» . Он мужествен, смел, прямодушен и гуманен. В его руках всякое дело спорится, умеет и часы починить, и игрушки из глины лепить для Дины. Жилину противопоставлен контрастный персонаж - товарищ по полку офицер Костылин. Это грузный, толстый, нерешительный и малодушный человек. В трудный момент, когда на офицеров по дороге напали татары, Костылин бросает товарища и скачет в крепость. Встретившись с Костылиным в плену, Жилин не покидает товарища, а во время бегства из плена даже несет его на спине, когда у Костылина заболели ноги. Жилин проявляет волю, мужество, находчивость. Костылин же эгоистичен и крайне пассивен.
Замечателен образ татарской девочки Дины. Она обаятельна, добра, по-детски наивна. К Жилину она испытывает чувство сострадания и любви. Дина украдкой бегает к яме, где он сидит, носит ему молоко, лепёшки и, наконец, устраивает побег. Жилин - яркий представитель русского народа, которому свойственны стойкость, широта души, миролюбие.
Писатель явно симпатизирует главному герою. Да и фамилия у него подходящая: жилистый, двужильный - так говорят о выносливом человеке. Всем своим произведением Толстой призывает читателя с уважением относиться к обычаям и традициям людей всех национальностей. Писатель утверждает, что нет «хороших» и «плохих» национальностей, а есть хорошие и плохие люди, и при этом совершенно не важно, какого цвета у них глаза, волосы и кожа…
Заканчивается повесть трогательной встречей Жилина с казаками и солдатами. Повесть отличается чертами историко-бытового и приключенческого жанра. Она одинаково активно воздействует и на чувства, и на сознание читателя-ребенка. Ведь в произведении изображаются военные события. Нарисован образ мужественного героя, среди персонажей действует героиня-девочка. Повесть волнует детей острым сюжетом, энергично развивающимися событиями. Она доступна им своим образным языком, живым диалогом. «Кавказский пленник» - высокохудожественная, подлинно русская повесть.

Жизнь автора складывалась интересно. Он в возрасте 2 лет потерял маму. В семье было 4 детей, он младший. Говорили, что черты лица и характер унаследовал Лев. Когда Толстому исполнилось 13 лет, вся его семья переехала в Казань. Там состоялось обучение автора известных произведений.

Первая публикация рассказа «Кавказский пленник» состоялась в 1872 году. Лев Николаевич Толстой отдал около трех службе на Кавказе, попал он туда по наставлению брата Николая. Он был восхищен образом жизни людей, красотой пейзажей. Вдохновение он почерпнул из этого края. Он напишет много рассказов, в том числе «Кавказский пленник».

Главный герой служит на Кавказе в качестве офицера. Ему приходит письмо от мамы. После чего Жилин решает взять отпуск и съездить домой, навестить мать и жениться. В пути с ним находится товарищ Костылин. Из-за предательства и трусости этого человека, герой попадает в плен к татарам. Держится он достойной, не давая месту страхам. Пленного привели в дом к хозяину и потребовали, чтобы он написал письмо матушке, с просьбой о крупном выкупе. Герой понял, что он оставит семью без материальных средств. Он утверждал, что за него не заплатят, а позже указал неверный адрес доставки, тем самым оберегая родных.

Трус Костылин тоже попал в плен. Он сразу согласился оповестить близких людей о его положении.

Жилин нашел общий язык с местными жителями. Персонаж умел чинить и создавать вещи. О его рукоделии хорошо отзывались, приходили люди из ближних деревень, обращались за помощью к Жилину. Он нашел друга в дочке хозяина Дине. Сначала Дина боялась пленного, но потом прониклась сочувствием к нему. Она была маленькой, худой девочкой, ей было 13 лет. Его удивляло, как маленькая девочка может носить тяжести. Офицер мастерил красивых кукол девочке. Она старалась приносить ему полезную и вкусную еду, несмотря на запрет отца.

Через некоторое время русские солдаты убили уважаемого татарина. На пленников разозлился весь аул, пленных решено было убить. Герой решил бежать, уже давно он рыл подкоп. Костылина он взял с собой. Но из-за его лишнего веса и неповоротливости, их вскоре нагнали враги и вернули в плен.

Условия их содержания значительно ухудшились. Питание свелось к минимуму, солнечного света пленники не видели. Дина волновалась за Жилина. Она знала, что его хотят убить, и помогла ему сбежать. Дина принесла длинный шест и вытащила пленного из ямы. В дорогу она подала герою лепешки.

Расставание тяжело далось девочке, она чистой любовью была привязана к персонажу. Жилин говорил хорошие слова в адрес девчушки, он искренне благодарил ее за все. В итоге дочь хозяина заплакала и убежала. После долгого пути героя заметили враги, но казакам удалось отбить офицера. Он был очень рад оказаться в своей крепости.

Главный персонаж силен духом. Благодаря этому он прошел все испытания, и все же попал домой с честью. Память о девочке навсегда сохранится в его сердце. Дина является образцом смелости, доброты, чуткости.

Сочинение на тему Жилин и Дина (5 класс)

Автор рассказывает об офицере русской армии, который попал в плен. Там у главного героя начинается крепкая дружба с дочкой хозяина. Девочка смелая, добрая, искренняя. Она проникается к персонажу чистым, открытым сердцем. События разлучат их, но в памяти героя останется образ Дины.

Герою книги приходит письмо от матери, он решает взять отпуск и навестить родных, еще он подумывает о женитьбе. В дорогу он отправляется с товарищем по фамилии Костылин. По вине этого товарища оба персонажа попадают в плен к татарам.

Жилин проявил себя выдающимся человеком. Его поведение отличалось спокойствием и терпеливостью. Когда его привели к хозяину, он отказался писать письмо с просьбой выкупа, сказав, что за него ничего не дадут. Офицера вынудили отправить письмо, но он написал неверный адрес, желая уберечь от разорения мать.

Костылин, как только ему сообщили о требовании выкупа, незамедлительно написал письмо неприятного содержания.

В плену Жилин не бездействует. Он мастерит поделки, изготавливает кукол, шьет им наряды. О его умении быстро распространилась весть. Стали приходить люди из ближайших селений с просьбой починить что-нибудь. Офицеру симпатизировали жители аула.

Пленнику принесла кувшин воды маленькая, худая девочка, она смотрела на пленника недоверчиво. Когда герой вернул ей емкость, она отшатнулась. Это была Дина. Жилина впечатлило то, что такое хрупкое создание носит такие тяжелые ноши. Однажды он сделал самую красивую куклу и подарил девочке. Между ними начала завязываться дружба. Дина жалела героя, она носила ему молоко, позже хорошие продукты. Отец был против того, что делает его дочь. Но Дина не слушала призывы отца, это считалось грубым нарушением, ослушаться отца.

В один момент солдаты русской армии убили татарина, занимавшего высокое положение в обществе. Это усугубило положение пленников. Жители аула пожелали их смерти. Осторожный Жилин давно рыл подкоп, чтобы совершить побег. Взяв с собой Костылина, они сбежали. Но их нагнали татары, так как товарищ Жилина был медлительным.
Теперь стало тяжело находиться в плену: кормить почти перестали, доступ к свежему воздуху был закрыт. Отношение жителей аула было недоброжелательным.

Дина очень переживала за своего друга. Она очень привязалась к нему. Девочка узнала, что русских пленных хотят убить, и пошла на отчаянный шаг. Она взяла палку шест и с ее помощью вытащила пленного из ямы. Девчушка проводила героя, дав в дорогу ему лепешек. Жилину было трудно передвигаться, из-за того, что его ногу сковывал металл.

Прощание маленькой девочки с героем было трогательным. Он говорил ей добрые слова, выражал большую благодарность, за все, что она сделала для него. Дочь хозяина эмоционально отреагировала, в конце заплакала и побежала обратно, в аул.

Пройдя большое расстояние, офицера заметили 3 татар. Но, к его счастью, он был отбыт у них солдатами русской армии. Жилин был несказанно рад их видеть. Герой вернулся в свою крепость. Забывать такую нежную дружбу с Диной он не будет.

Автор создал великие книги: «Война и Мир», «Анна Каренина». Присутствие его произведений в школьной программе является обязательным.

Лев Николаевич Толстой провел 3 года на службе, по настоянию брата Николая. Пребывание в этих местах вдохновило автора на создание многих произведений. Одно из них «Кавказский пленник, опубликованное в 1872 году. Оно учит развитию положительных качеств: смелость, терпение, упорство, рассудительность. При любых обстоятельствах нужно оставаться непоколебимым. Ум всегда выручит.


Сейчас читают:

  • Базаров - нигилист сочинение по литературе

    Роман отцы и дети Ивана Сергеевича Тургенева издан в 1862. Сюжет произведения строится на борьбе двух идеологий либерально дворянской и разночинно демократической, к приверженцам которой относится Главный герой романа Евгений Базаров.

  • Образ Андрея Штольца в романе Обломов Гончарова сочинение

    Ещё одним главным и важным персонажем в знаменитом произведении "Обломов" великого русского писателя Гончарова стал Андрей Штольц. Лучший друг Ильи Обломова и одновременно его полнейшая противоположность. Многие читая данное произведение

  • Сочинение Век живи век учись по пословице

    В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль.

  • Стихотворение отражающее социальную позицию великого русского поэта Некрасова было издано в 1864 году, через несколько лет после начала проведения реформы крепостного права

  • Сочинение по картине Пластова Летом 5 класс

    Аркадий Александрович Пластов написал свою картину «Летом» в 1954 году. Прошло почти десять лет после окончания Великой Отечественной войны, страна поднялась из руин, условия жизни рабочих и крестьян улучшались с каждым годом.

  • История создания Преступление и наказание сочинение

    Федор Михайлович Достоевский является признанным гением психологических романов не только в России, но и за рубежом. Его произведения «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание» выделяются среди остальных очень сложными,