Биографии Характеристики Анализ

Явление импринтинга. Эффект "запечатления" в среде животных

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (импринтинг) - 1. Специфическая форма научения у высших позвоночных (‑> животное: научение), при коем фиксируются отличительные признаки объектов некоих врожденных поведенческих актов. Сразу после рождения - в первые часы и дни жизни - животные способны запоминать подвижные предметы, кои находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей. Возможности запечатления локализованы в достаточно ограниченный период времени, который в силу этого получил название сенсибельного или критического, а сам процесс совершается очень быстро (иногда для него достаточно единственной встречи с объектом запечатления) и происходит без пищевого или иного подкрепления. Повторное связывание исходной инстинктивной реакции с другими ключевыми признаками, как правило, невозможно. Так некие врожденные поведенческие реакции (инстинкты) связываются с отличительными признаками некоих внешних объектов, на каковые они после этого переносятся, реализуясь как инстинктивное поведение. В естественных условиях как объекты выступают прежде всего важные для биологического выживания особи: родительские особи как носители типичных признаков вида; детеныши того же помета; половые партнеры; биологические враги; пищевые объекты, в том числе животные‑жертвы, и пр. 2. Глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который увиден животным после его появления на свет. В условиях эксперимента может быть вызван любым объектом, живым или неживым, - лишь бы этот объект двигался. По‑видимому, механизм запечатления важен для выживания. В природных условиях первый движущийся объект, попадающий в поле зрения детеныша, - это обычно его мать. Явление запечатления проявляется главным образом у выводковых птиц, у некоторых рыб и млекопитающих, но, видимо, существует и у птенцовых птиц. У обезьян детеныши гораздо дольше зависят от родителей, и запечатление происходит намного позднее и выражено сильнее. Такая форма запечатления, как реакция следования птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом, достаточно изучена; биологический смысл следования заключается в обеспечении сплоченности семьи и видовых групп. Механизм запечатления служит как бы связующим звеном между врожденным и приобретенным. Так, у видов, коим свойственно значительное запечатление, формы сыновнего и дочернего, а также социального и полового поведения детерминированы генетически, но направленность их зависит от опыта, получаемого с первых минут жизни - то есть приобретена. Запечатление происходит преимущественно на ранних этапах постнатального (послеродового) развития и возможно лишь в течение определенного, обычно короткого (сенсибельного, критического) периода. Процесс запечатления совершается весьма быстро, часто при первой же встрече с объектом запечатления, и без внешнего подкрепления. Результат запечатления обычно необратим. Запечатление обеспечивает животным:

1) охрану потомства - следование детей за родителями;

2) узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров;

3) узнавание признаков местности, и пр. 3. Мгновенное запоминание. У человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития функций психических. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Запечатление обнаруживает в процессе опредмечения важные черты потребностей:

1) первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;

2) быструю фиксацию потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (у животных) (англ. imprinting , нем. Pr ä gung ) - специфическая форма научения животных , при которой в очень ранний период жизни в памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие некоторые наследственные поведенческие акты (см. Инстинкты животных ). Такими объектами в естественных условиях являются, прежде всего, носители типичных признаков вида: родительские особи, детеныши одного помета, половые партнеры, а также пищевые объекты, постоянные враги и т. п. Син. импринтинг, импринтирование, ранняя память, формирование привязанности. Понятие о З. введено в этологию К. Лоренцом (Lorenz, 1935, 1937).

Наиболее изученная форма З. - «реакция следования» зрелорождающихся птенцов (напр., цыплята, утята, гусята) или детенышей млекопитающих (г. о. стадные копытные) за родителями и друг за другом. Эта реакция обеспечивает сплоченность семьи, возможность охраны и ухода за потомством и формирование механизмов внутригруппового поведения.

З. возможно лишь в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода времени, называемого сензитивным периодом (или критическим). Процесс З. совершается быстро (часто при первой же встрече с объектом З.), без пищевого или иного подкрепления. Как правило, результат З. не поддается в дальнейшем изменению (необратимость З.).

Фиксируемая при З. совокупность признаков объекта приобретает характер постоянно действующей пусковой ситуации. Одновременно происходит восполнение соответствующего врожденного пускового механизма недостающими компонентами.

Добавление: Т. о., характерными свойствами З., отличающими его от ассоциативного научения (типа выработки условного рефлекса ), являются след.: З. имеет место в сензитивный период (как правило, в первые часы жизни); происходит сразу и без подкрепления; сохраняется длительное время; при этом не угасает при отсутствии подкрепления; научение практически необратимо, его трудно переделать (напр., превратить привязанность в избегание) путем ассоциативного научения. Различают филиальное З. (привязанность к родителям), половое, пищевое, термическое, вокальное З., привязанность к «дому» (месту, ландшафту) и т. п.

З. иногда рассматривается как механизм первичной социализации . Предлагалось перенести это понятие на формирование привязанности у ребенка (Джон Боулби). В связи с этим заметим, что З. - это форма облигатного научения (т. е. всеобщее, обязательное и бесплатное образование привязанностей), которое свойственно преимущественно зрелорождающимся видам. Человеку до них далеко. Тем не менее у него тоже формируются привязанности, но нет никакого (даже биологического) смысла, чтобы у человека (и вообще у незрелорождающихся видов) процесс формирования привязанности был жестко привязан к перинатальному периоду и фатально влиял на всю оставшуюся жизнь. Говоря метафорически, некоторым видам природа предоставила мораторий и немного свободы выбора в столь важном деле. (Б. М.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Долгое время ученых занимал вопрос, каким образом у животных происходит связь между заложенным в мозг инстинктом и реальной жизнью. Почему цыпленок «чувствует» себя цыпленком, козленок - козленком, и каждый из них ищет себе подобных? Ответ пришел, как водится, неожиданно. Занимаясь изучением гусят, вылупившихся в инкубаторе, известный австрийский этолог Конрад Лоренц обратил внимание на странную вещь: вместо того, чтобы присоединиться к стаду собратьев, эти гусята повсюду следовали за ним и вели себя так, словно он был их матерью. Оказавшись в присутствии своей настоящей матери, они не признавали за ней никаких «родительских прав» и возвращались под покровительство Лоренца. Проявления этой привязанности стали особенно необычными, когда, достигнув половой зрелости, эти гуси принялись искать брачных партнеров, сходных с человеком, не проявляя ни малейшего интереса к представителям собственного вида.

Исследовав феномен, Лоренц пришел к удивительному открытию: только что родившийся детеныш сосредотачивает все свое внимание на первом движущемся объекте, попадающем в поле его зрения. В природе это обычно мать, в инкубаторе - человек, а иногда и ящик, если человек не пришел вовремя. Этот объект - его первое впечатление жизни! Первая любовь! Первый защитник! Ему он безраздельно доверяет, с ним чувствует себя «в своей тарелке» и готов следовать хоть на край света. Полученный в столь раннем возрасте опыт во многом определяет поведение животного в дальнейшей жизни. Став взрослым, он тянется к подобным объектам и испытывает к ним половое влечение.

Лоренц назвал такую глубокую привязанность новорожденного к первому попавшемуся на глаза существу «запечатлением» . Первая и самая главная задача запечатления - создать связь между потомством и родителями, чтобы запустить механизм инстинкта и приспособить его к реальной жизни. Природа словно говорит малышу: «Всюду следуй за матерью - и ты не пропадешь!».

Важно, что запечатление происходит лишь в определенный период, называемый критическим или чувствительным. Обычно это первые дни или недели после рождения животного. Для цыплят и гусят он длится всего один день, а порой даже 13-16 часов с момента рождения. То же самое можно сказать и о тех животных, чьи детеныши появляются на свет уже почти самостоятельными. Среди млекопитающих такими рождаются ягнята, козлята, лосята и морские свинки. У них этот период длится до трех дней. У диких кабанов - 2-3 недели. Что же касается тех видов, у которых новорожденные появляются на свет беспомощными, как например, воробьи и голуби, а среди млекопитающих - собаки и лисицы, а также все приматы, то у них критический период растянут и сдвинут на более поздние сроки (у человеческого младенца он длится от 6 недель до 6 месяцев). Это объясняется тем, что недоразвитым детенышам требуется некоторое время, прежде чем они смогут воспринять и усвоить сигналы внешнего мира. Поэтому им необходим более длительный контакт с объектом запечатления - матерью.

Это моя мама!

Опознание родителя у каждого вида животных сопряжено с инстинктом, но его образ прописан в довольно общих чертах. Для некоторых
детенышей запечатление может быть вызвано любым объектом: теннисным мячиком и футбольным мячом, подушкой или животным, относящимся к иному виду, - важно только, чтобы он двигался. Случалось, что новорожденные носорог, антилопа, зебра или буйвол бесстрашно бегали за всадником или автомобилем, которых увидели раньше испуганной и покинувшей их матери. И никакими силами нельзя было прогнать этих малышей от псевдомам.
А вот гусятам, как оказалось, важно рассматривать своих родителей под определенным углом зрения. «Лоренцевы» гусята ходили за ним всюду, как за родной матерью, но на расстоянии значительно большем, чем то, на котором обычно следуют птенцы за гусыней. Они всегда сохраняли такую дистанцию, с которой человек им был виден под тем же углом, что и гусыня, ведущая свой выводок. А поскольку человек больше гуся, то и дистанция, естественно, удлинялась. Когда Лоренц купался в реке, и из воды была видна одна лишь его голова, гусята, сохраняя тот же угол зрения, плыли за ним почти рядом. А когда он опускал голову в воду, птенцы приближались к нему вплотную, готовые забраться на голову.
У утят запечатление родителей начинается еще до рождения. Насиживая яйца, утка издает характерное кряканье, которое утята, находящиеся в яйце, прекрасно слышат. Вылупившись, они помнят знакомый голос и, заслышав его, покидают гнездо и смело спускаются на воду, направляясь к матери. Утята кряквы, выведенные в инкубаторе и лишенные голосового запечатления, не узнают зова самки своего вида и не следуют за ней. Но голос - еще не все. В представлении утенка мать должна бегать. Если человек откроет дверцу инкубатора, утята в панике кинутся прочь. Так же, впрочем, как и от чучела утки. Для того, чтобы привлечь их, человек должен встать на четвереньки и побежать в этой неудобной позе (не забывая кричать «квег-ге-гегег»), поскольку в унаследованном от предков представлении утят просто не укладывается, что мать может быть такой высокой, как человек.
У рыб врожденную реакцию на родителей удалось выявить с помощью восковых моделей. Как выяснилось, мальки очень восприимчивы к «походке» мамы-рыбы. Одни собирались у порывистой «мамаши», другие - у плывущей медленно, третьи предпочитали модель, двигавшуюся зигзагом. Цвет, соответствующий общему фону окраски родителей, тоже принимался в расчет. А вот величина не имела большого значения. Мальки «не знают», каковы абсолютные размеры родителей, ростом они с блоху или слона: как и гусятам, им важен лишь определенный угол зрения.
Само собой разумеется, что со временем малышам не хватает общего представления о матери, и они запечатлевают ее характерные черточки: не просто клюв - а вот такой (по-видимому, самый красивый), не просто крыло - а именно таких очертаний (и конечно, самое заботливое). Не перестаешь удивляться, когда видишь колонию фламинго, где среди нескончаемого леса ног и громоздящихся туловищ птенцы все-таки находят собственных родителей, а те - своих отпрысков.

Это мой детеныш!

Не только детеныши фиксируют образ своей матери - мамаши тоже запоминают детей. У коз запечатление матери на детеныша основано главным образом на химических сигналах, которые она получает, облизывая и обнюхивая новорожденного. Иначе самка может отказаться вскармливать его. В этом случае критический период очень ограничен во времени. Достаточно отнять новорожденного козленка часа на два от матери, и она уже ни за что не захочет признавать свое дитя.
Любопытная форма материнского запечатления наблюдается у малого лесного муравья. Правда, в этом случае использование термина «материнское запечатление» носит приблизительный характер, поскольку упомянутые насекомые не являются родителями, а всего лишь «нянями», на которых возложены заботы о потомстве. Запечатление у муравьев происходит в тот момент, когда из куколок выходят муравьи светлой окраски (позже они начинают темнеть). Именно на этот короткий период приходится основная работа муравьиных «нянек». Очень простой эксперимент был поставлен французом Жессоном: на протяжении критического периода малые лесные муравьи содержались тремя различными группами. В первой группе муравьи находились вместе с куколками своего вида, во второй - с куколками чужого вида и, наконец, в третьей - вообще без куколок. Спустя несколько месяцев можно было наблюдать следующую картину: муравьи первой группы, получая на выбор разных куколок, заботились о своих и поедали чужие; во второй группе произошла настоящая путаница, а насекомые последней группы вели себя еще более беспорядочно, ухаживая то за своими, то за чужими куколками или поедая и те и другие.
Подобным образом запечатлевают свои икринки рыбы. Паре молодых цихлид, которые нерестились первый раз в жизни, подложили икринки чужого вида, а их собственные забрали. Когда вывелись мальки, рыбки заботились о них, как о родных детях, а всех непохожих на них мальков, даже своего вида, считали врагами. Позднее эти рыбки еще раз отложили икру, но когда из нее вывелись мальки, не признали в них собственных детей и съели. Это значит, что в их мозгу под влиянием условных рефлексов, полученных при воспитании чужих мальков, сложился совсем другой стереотип представления о «своих» детях, иное запечатление.
Об интересном случае, произошедшем в Берлинском зоопарке, рассказал немецкий этолог Манфред Бюргер. Ночью самка антилопы гну родила теленка. Получилось так, что во время родов она лежала у самой двери, под которой была довольно глубокая ложбина, - в нее и упал новорожденный. Когда он поднялся на ноги, то оказался по другую сторону двери. Мать искала его в стойле, а он был в коридоре. Проголодавшись, маленький гну стал искать мать, но увидел не ее, а балку, которой снаружи запирали дверь в стойло. Она-то и запечатлелась в его мозгу как родитель. Когда утром пришли работники зоопарка и впустили теленка в стойло, ни детеныш, ни мать не интересовались больше друг другом. Мать не приняла свое дитя, а дитя считало матерью бездушную деревяшку. Пришлось работникам зоопарка воспитывать теленка как сироту, потерявшего родную мать.

Это я! И мои друзья!

С помощью множества экспериментов доказано, что запечатление определяет направленность полового влечения. Находясь в естественных условиях, каждый детеныш во время критического периода воспринимает сигналы от родителей и вырабатывает в своем сознании обобщенный образ собственного вида. Одновременно он познает и самого себя - иными словами, самозапечатлевается. Это и определяет впоследствии очень важный для природы закон жизни в сообществе - верность своему виду. Недаром полученная информация закрепляется в мозгу животного именно в тот период, когда возможность ошибок сведена к минимуму. Это касается рыб, птиц, млекопитающих, а, возможно, и насекомых. Цыпленок, выращенный наседкой, запечатлевается на кур, «ощущает» себя курицей и, став взрослым, испытывает влечение только к курам и ни к кому более. Все, кто не «вписался» в круг «своих», навсегда остаются чужими. Если же, по стечению обстоятельств, запечатление происходит на представителя другого вида, то именно к нему животное и испытывает половое влечение.
В одном из экспериментов лисенок, отловленный в возрасте трех месяцев (после периода запечатления), даже после шестилетнего пребывания в неволе оставался строптивым и подозрительным и не переставал приходить в агрессивное возбуждение при виде даже тех людей, которые постоянно за ним ухаживали. Зато его подруга, найденная в лесной норе в очень раннем возрасте, когда у нее еще не прорезались глаза, и вскормленная пойнтером в домашних условиях, напротив, обладала на редкость миролюбивым характером. Она позволяла себя ласкать, брать на руки и любила играть с человеком, как любая дворовая собака. Кроме всего прочего, она обожала собак, с какой бы породой ей ни приходилось иметь дело, будь то карликовые пинчеры или овчарки, боксеры или охотничьи собаки. Если какая-нибудь из них подходила к клетке, лисица ложилась на спину, била хвостом о землю, громко взвизгивала, высовывала язык и, вне себя от счастья, обильно мочилась. Судя по всему, она чувствовала себя настоящей собакой.
Хорошо известны опыты по выращиванию щенков в различном окружении. Если они находились среди диких собак, то и становились обычными дикими собаками, которые боятся человека. Если щенята росли только в контакте с человеком, то в дальнейшем предпочитали находиться в его же обществе, а не в обществе собак. Если они общались с другими животными - котятами, кроликами, ягнятами - то затем тянулись лишь к этим знакомцам. При содержании щенков в полной изоляции и от сородичей, и от человека они становились необщительными и пугливыми.
Необходимо при этом иметь в виду, что по самой своей натуре животные склонны воспринимать определенный тип стимула, и что неестественный объект запечатления, порой резко отличающийся от естественного, слабо воздействует на животное или воздействует лишь частью своих признаков. В этом случае говорят о расширенном запечатлении. Именно оно и порождает путаницу в поведении животного, вводя в известное заблуждение.

Этолог Д. Майнарди рассказал о паре голубей, которых он вырастил в детстве. Когда птицы подросли (кстати, оба оказались самцами), они стали относиться к своему воспитателю, а вернее, к руке, которая их выхаживала, как к представительнице вида. При виде руки голуби принимались ворковать и прижиматься к ней, совершая при этом стереотипные движения обряда ухаживания. Правда, в конце концов они все же спарились с голубками. Несомненно, однако, одно: дружеское отношение и половое влечение и к человеку, и к представительницам своего собственного вида - все это явилось плодом запечатления. В этом случае оно оказалось расширенным, поскольку выработалось на два вида объекта одновременно.

Существует один интересный термин, который называется «импринтинг». В буквальном смысле это понятие переводится как «запечатлеть», «оставить след», «отметить».

Подобное явление встречается не только у людей, но и у животных. Однако в отличие от животных, которые руководствуется инстинктами, для людей импринтинг имеет более серьезное значение.

Что такое импринтинг в психологии

Импринтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать) – это специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.

По сути, это серьезный психофизиологический механизм, благодаря которому мозг способен надолго сохранять зрительные, слуховые и прочие образы.

Импринтинг имеет общие черты, как у людей, так и у животных:

  1. Он появляется строго в определенное время, когда наступает какой-либо критический период, в процессе которого живой организм проявляет чувственную способность и восприимчивость к чему-то неизвестному и новому.
  2. Достаточно лишь одного контакта с объектом для того, чтобы надолго запечатлеть его в памяти.
  3. Для появления импринтинга, существо не нуждается в каком-либо дополнительном подкреплении (эмоциональном, речевом или любом другом)
  4. Действие импринтинга очень эффективно, а его результат способен оставаться в памяти на всю оставшуюся жизнь.

Чтобы лучше понять принцип импринтинга, достаточно рассмотреть поведение птиц и животных. Импринтинг начинает развиваться с первых минут жизни родившегося детеныша.

Как только новорожденный увидел и услышал голос своей матери, он пытается приблизиться к ней, и начинает имитировать ее движения.

Посредством подобного взаимодействия, родителям птенцов или детенышей животных, удается показать им ареал их обитания, а также приспособить к условиям жизни.

Импринтинг у животных

Импринтинг очень распространен в зоопсихологии. Вообще впервые данный термин был сформулирован известным ученым Конрадом Лоренцем, который изучал поведение и инстинкты серых гусей.

Его наблюдения показали, что в основе всякого обучения прослеживается принцип образования нервных связей, схожих с рефлексами.

То есть те птицы или животные, которые обладают способностью к импринтингу, имеют значительно больше шансов на успешное существование.

Для новорожденных особей объектами запечатления (или импринтинга) могут быть их собственные родители, противники, их сородичи или даже то, что служит для них пищей.

Исходя из всего сказанного, можно выделить несколько главных факторов импринтинга, касающихся животного мира:

  1. Определение близких родственников по их характерному внешнему виду, поведению, звукам и прочим особенностям.
  2. Выбор соответствующего полового партнера.
  3. Способность находить территорию для жизни по характерным признакам.
  4. Умение различать опасных для жизни существ и мест.

Геномный импринтинг

Генетик из США Х. Кроуз вывел понятие, которое называется геномный импринтинг. Он может проявляться у определенных растений, животных и людей.

Геномным импринтингом называется такая наследственность генов, в случае которых структура ДНК никоим образом не изменяется.

Смысл заключается в том, что гены, находящиеся в семенной жидкости самца или в яйцеклетке самки, просто отключаются. Это значит, что они не участвуют в передаче их потомству.

По этой причине, детеныш получает одну часть наследственности от своей матери, а вторую – от отца. В подобных ситуациях следует учитывать и другие факторы, когда у потомства появляются иные генетические «метки».

Например, ребенок может унаследовать какие-либо особенности, которые отсутствуют у его родителей, однако были у его бабушки или дедушки.

Подобный вид генетического приобретения достаточно опасен, поскольку возникает риск развития тех или иных патологий.

Особенности психологии маленького ребенка

Ученые утверждают, что детская психика по своим характеристикам очень схожа с психикой животных. У них также присутствует ярко выраженный импринтинг.

Как для младенца, так и для его родителей, самыми значимыми являются первые месяцы после рождения. В это время формируются важнейшие психологические особенности.

Материнская и отцовская забота, наряду с другими событиями, воспринимаются ребенком как образец. Происходит это вследствие импринтинга.

Малыш очень быстро запоминает поведение окружающих его людей. В будущем он непременно попытается воспроизвести то, что запечатлелось в его психике в этот период времени.

Именно поэтому так важно, в какой атмосфере живет и воспитывается ребенок в первые годы своей жизни.

Как тут не вспомнить известную пословицу: «Дайте нам воспитать ребенка до 5 лет, а потом делайте с ним, что хотите, – вы его не измените». Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Теория Тимоти Лири

Ученый в области нейрологии и психологии Тимоти Лири, сформировал несколько типов импринтинга, которые относятся непосредственно к людям.

Оральный импринтинг

Самый ранний вид импринтинга. Для новорожденного младенца, первым и главным в его жизни является материнское молоко, как источник питания, а также материнская ласка, которая помогает ребенку получить чувство защищенности.

Территориально-эмоциональный импринтинг

Это вид импринтинга, благодаря которому человек может привыкнуть к той или иной среде, и запечатлеть ее особенности. Как взрослые, так и дети, тем или иным образом, обозначают свое пространство: например, начиная с выбора комнаты в жилище и заканчивая оформлением документов в отношении частной собственности.

Вербальный импринтинг

Данный способ помогает индивиду запоминать разные звуки и символы, из которых состоят слова и предложения. Это способствует развитию речи и налаживанию взаимоотношений в обществе.

Социальный (социополовой) импринтинг

Для человека характерна избирательная открытость наряду с ярко выраженной восприимчивостью (сензитивностью).

Социальный импринтинг представляет собой разные типы запечатлений, во время которых фиксация происходит на основе базовых ценностей, межполовых, этнических и прочих стереотипах.

Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть как положительным, так и отрицательным.

В любом случае человек настолько впитывает информацию об этом представлении, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему.

Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение к семье, к религии, к выбору спутника жизни и т. д.

Они имеют колоссальное влияние на общие установки, способности и интересы человека.

Психология потребителя

Как дети, так и взрослые подвержены внешнему влиянию. Любой индивид может попасть в ловушку в том случае, если он будет зациклен на каком-то конкретном образе.

Это может относиться к имиджу, определенной диете, религиозным принципам и т.д.

Впечатлительным людям, необходимо проявлять особенную осторожность в отношении восприятия новой информации. Им следует развить к ней критический настрой.

Затрагивая скрытые области психики, они провоцируют у человека потребность, и тут же предлагают ее удовлетворить за относительно сносную плату. Вследствие такой психологии потребителя и отсутствия здоровой критичности, человек может нерационально использовать свои финансы, совершая бессмысленные покупки.

Супермаркеты и телевидение делают все возможное для того, чтобы продвинуть свой товар. Естественно, они весьма умело используют в своих целях импринтинг и .

Реимпринт

Кстати, в противовес термину «импринт» существует «реимпринт». Это когда вы, условно говоря, перепрограммируете те установки, которые были запечатлены вами в соответствующем возрасте.

Реимпринт успешно используют психотерапевты и психологи в разных . Однако это довольно серьезная вещь, которая сама по себе не происходит, а требует немалых усилий.

Тем не менее, когда вам захочется опустить руки и сказать, что все беды в вашей жизни происходят потому, что виноват во всем импринтинг, — обязательно вспомните, что реимпринт никто не отменял. Стоит только взяться за себя!

Ну что же, друзья, теперь вы знаете, что такое импринтинг, и можете смело использовать его в благих целях.

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

1. ЯВЛЕНИЕ ИМПРИНТИНГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Сразу после рождения у ребенка начинают формироваться новые приобретенные формы взаимодействия нервных центров, обеспечивающие индивидуальные механизмы организации поведения. Они образуются под влиянием действия реальной окружающей среды. При этом основой их формирования являются генетические механизмы развития нейронов и нервной системы, свойства нейронов и нервных центров, а также указанные выше врожденные формы поведения - безусловные "рефлексы и их цепочки - инстинкты. Напомним, что в проявлении начальной поисковой фаза инстинкта определенную роль играет обученность, то есть уже здесь формируются приобретаемые в течение жизни связи.

Можно выделить следующую возрастную последовательность формирования условных рефлексов:

1. Импринтинг (от англ. imprint - запечатлевать, оставлять след) или подражание. Это пассивная форма обучения.

2. Условные рефлексы - формируются на более поздних этапах онтогенеза. Они относятся как к активным, так и к пассивным формам обучения.

3. Мышление - высшая форма организации поведения. Процессы, обеспечивающие мышление, используют все предыдущие формы.

Проявление импринтинга как простейшей формы обучения основано на следующих закономерностях:

1. В период онтогенеза, особенно в ранний постнатальный период, развертывание генетической программы развития нервной системы определяет появление критических периодов. Для полноценного развития нервной системы необходимо своевременное внешнее воздействие, которое и закрепляется в нервных связях. Если такой период миновал, а функция не развилась, то она в дальнейшем полноценной не сформируется.

2. Необратимость процесса запечетлевания.

3. Запечатлевание возникает очень быстро, часто с первого предъявления, и не требует подкрепления.

Эта пассивная форма обучения проявляется без сколь либо активного влияния самого субъекта. Импринтинг наглядно демонстрируют опыты на домашней птице, когда, например, утиное яйцо высиживает курица. Проклюнувшийся утенок в качестве матери воспринимает любой движущийся объект - курицу, хозяйку или даже передвигаемый с помощью веревочки ящик.

Такие же критические периоды имеются и у человека. Так, если в первый месяц постнатального развития мать не будет улыбаться над колыбелью своего ребенка, ласково с ним разговаривать, то в последующем у данного индивидуума такая форма внешнего проявления положительных эмоций, как улыбка, если и станет использоваться, то будет искусственной, подражательной.

1. ЯВЛЕНИЕ ИМПРИНТИНГА

Импринтинг (англ. imprint - оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - запечатлевание в памяти детенышей окружающей действительности; процесс, в результате которого ключевой стимул или комплекс стимулов оказывается жестко фиксированным в аппаратах памяти. Импринтинг настроен на видовые, врожденные реакции. Био логическое значение импринтинга состоит в формировании у новорожденного животного долговременной связи с родителями, с особями своего вида, т.е. идентификации особью своей видовой принадлежности. Импринтинг обеспечивает также формирование видовых навыков в раннем онтогенезе.

У младенцев социальные наслоения еще не замутняют картину, поэтому их изучали больше и успешней, а у взрослых импринтинг тонет в массе других эффектов (что не означает его отсутствия). В пользу существования позднего импринтинга говорит, например, то, что с помощью определенных психотехник возможен реимпринтинг (Т. Лири), то есть перепрограммирование установок личности. Практика кодирования от алкоголизма, вероятно, из этого ряда явлений.

Импринтинг у человека - это не пожизненный капкан, но, чтобы высвободиться из него, требуется неимоверное усилие. Хотя, бывает, это само собой происходит со временем. Кроме того, как установили в последние годы, возможно целенаправленное редактирование памяти с использованием химпрепаратов. В отличие от натаскивания и отработки условных рефлексов, изученных на собаках Павлова, при импринтинге фиксация происходит с одного раза, без многократного стимулирования. Необходимое условие импринтинга - эмоция, пробирающая до глубины души, что, впрочем, характерно для всякого устойчивого следа в психике.

Всегда прочность запечатления связана с силой эмоций, а те в свою очередь зависят от готовности психики откликнуться на стимул и от его величины.

Работы австрийского этолога Конрада Лоренца помогли понять взаимодействие между этими двумя факторами в некоторых явлениях. В частности, К.Лоренц занимался изучением поведении гусят, вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом, с которым встречались гусята в момент вылупления, была не их биологическая мать, а сам К. Лоренц. Произошло удивительное явление: эти гусята повсюду следовали за К. Лоренцом и вели себя так, как если бы он был их матерью.

Оказавшись в присутствии своей настоящей матери, они не обращали на нее никакого внимания и возвращались под защиту Лоренца. Проявление этой привязанности к человеку стало особенно необычным, когда, достигнув половой зрелости, эти гуси принялись искать брачных партнеров, сходных с человеком, не проявляя ни малейшего интереса к представителям собственного вида. Лоренц назвал эту глубокую привязанность к первому движущемуся объекту, который увидели гусята после вылупления из яйца - и мпри нтингом.

У обезьян, т.е. животных, у которых детеныши гораздо дольше зависят от родителей, импринтинг происходит намного позднее и жен сильнее. У ребенка человека социальные связи устанавливаются очень рано и носят более глубокий характер. Если индивид первые годы жизни находится в изоляции, то это приводит к отклонениям (иногда значительным) в его поведении.

Различают несколько разновидностей (форм) проявления импринтинга.

1. Запечатление образов и объектов: родителей, братьев, сестер, вида пищи и т.д.

2. Усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей). Это так называемое имитационное поведение, разновидностью этого импринтинга является половой импринтинг - половое поведение особей внутри своего вида. Но половое поведение у животных может быть направлено и на особь другого вида, с которой воспитывался детеныш. Например, половое поведение кота будет направлено не на кошку, а на собаку, если кот с момента рождения котенок воспитывался в семье собаки.

3. Реакция следования - «слепое» (автоматическое) следование новорожденного за родителями. Эта форма импринтинга наиболее демонстративна и хорошо изучена. Считают, что моторным эквивалентом реакции следования животных у ребенка является улыбка, постоянная смена мимики, появление комплекса оживления 2-м месяце жизни.

Рассматривая психику как совокупность процессов, импринты можно рассмотреть как постоянно поддерживаемые процессы (динамические структуры), то есть как созданные в течение жизни незавершенные процессы, стремящиеся к завершению и целостности. Или еще как части опыта (личности), желающие выразить свое позитивное намерение и предназначение по отношению ко всей системе. Не имея возможности завершиться и выразиться только лишь во внутренних процессах вследствие разнонаправленности, конфликтности и даже взаимоисключения импринтов между собой, они стремятся экстериоризироваться. Таким образом, человек пытается в отношениях с людьми смоделировать структуру взаимоотношений, присутствующую в актуальных для него запечетлеваниях.

Импринтинг является третьей формой деятельности организма, промежуточной между условным и безусловным рефлексами и имеющей черты того и другого. Например, реакция следования является врожденной, но для ее реализации нужны определенные условия и движущийся объект. В частности, реакция следования у ягненка изолированного в момент рождения от родителей, не развивается.

Явление импринтинга, тесным образом связанное с формированием субъективного опыта, оказывает сильное воздействие на формирование религиозных настроений, убеждений, верований и соответствующих им моделей поведения. Импринтинг занимает область соотношения естественных и социальных предпосылок, оказывающих влияние на формирование религиозного сознания индивидов. Импринты, по мнению исследователей, создают практически неизгладимые впечатления, которые выливаются в определённые образы, играющие ведущую роль в организации специфических поведенческих реакций.

Естественная сторона импринтинга проявляется в том, что он базируется, во-первых, на эмоциональной основе, во-вторых, на подражании поведенческим реакциям объекта, вызвавшего ситуацию импринта. Социальная сторона импринтинга заключается в потоке информации, поступающей из внешней (по отношению к организму человека) социальной среды. Таким образом, можно предположить, что импринтинг проявляется в тесном взаимовлиянии естественных закономерностей развития психики индивида и среды его жизнедеятельности.

Согласно Д. Майнарди, импринтинг - это «бессознательное формирование конкретного впечатления (т. е. образа или символа с прилагающейся эмоциональной нагрузкой, которая может быть довольно объёмной и сложной), которое оказывает решающее влияние на дальнейшие реакции личности, формирование её ценностей и приоритетов и, в конечном счете, на её поведение в целом». Следовательно, области психики, лежащие вне сознания индивида, также воздействуют на процесс формирования его субъективного опыта, а, значит, и накладывают отпечаток на формирование религиозных образов, представлений и убеждений. Иными словами, в процессе формирования религиозного сознания участвует не только сознательная сторона психики, но и бессознательное. Заметим, что активность бессознательного зависит от внешнего воздействия на биотику человека.

Исходя из того, что религиозное сознание формируется в течение длительных временных отрезков, можно предположить, что на него оказывает влияние не один, а несколько пережитых индивидом импринтов.

Причём своеобразие субъективного опыта индивида, полученное в результате смешения импринтов, будет влиять на специфику образов, представлений и убеждений, что неизбежно повлечёт наделение их специфическим характером, черты которого не совместимы с реальным, бытийным опытом человека.

Примеры проявления импринтинга можно встретить в жизни различных знаменитых религиозных деятелей. Так, согласно Библии, будущий апостол Павел по пути в Дамаск пережил встречу с Господом. Испытав сильнейшее эмоциональное потрясение, он полностью изменил свои представления о только что возникшей религии - христианстве, а в дальнейшем - и всю свою жизнь. Павел «…в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? <…> Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел; <…> и три дня он не видел, и не ел и не пил. <…> И стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий».

Примером проявления импринтинга в буддийской традиции является кардинальное изменение убеждений царевича Сиддхартхи, который встал на путь духовного поиска в результате потрясения от неожиданно «пережитой» реальности жизни и смерти. Моменты особой значимости, влекущие радикальные изменения убеждений индивида, а в дальнейшем - протекания его жизни, проявляются на протяжении всего периода становления религиозного сознания. Безусловно, импринтинг во многом зависит от предпосылок естественного характера. Однако нельзя не согласиться с М. Томпсоном в том, что «как именно будет истолковано переживание, зависит от культуры, идей и языка, принятых в данное время и в данном месте».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди форм индивидуальных адаптации особое место занимают процессы на ранних этапах постнатального развития, связанные с установлением жизненно важных контактов в гнезде, в стаде или стае, в группе или семье, в окружении родителей.

Комплекс поведенческих адаптации новорожденного, которые обеспечивают первичную связь между ним и родителями и как бы замыкают цепь преобразований эмбрионального периода, позволяя реализовать новорожденному уже сформированные механизмы восприятия и реагирования, именуют импринтингом (запечатлеванием).

Импринтинг полней всего изучен на животных. Установлено, что еще до появления на свет их первые шаги запрограммированы в виде набора реакций на встречающие их условия. Эти исследования, наряду со многими ценными сведениями об инстинктах и устройстве мозга, помогли разгадать секрет пения канарейки, объяснить, как лосось, идя на нерест, отыскивает путь к давно покинутому месту рождения.

С импринтингом также связывают топографическое чувство у пчел и ос. Что касается человека, то им занимались меньше - уж очень ответственный материал в работе. (В порядке эксперимента не подсунешь какой-нибудь неодушевленный предмет вместо матери).

При всей скудости данных об импринтинге человека этот механизм настолько важен, что есть смысл попытаться обобщить все, что так или иначе с ним связано.

Известно, что люди подвержены импринтной уязвимости (сензитивности), как называют состояние психики, когда она открыта для запечатления - неизгладимого восприятия чего-либо. В эти неслучайные периоды жизни может произойти фиксация на неких образах, как положительных, так и отрицательных. Те обретают безусловное значение для человека и сохраняются на долгие годы, предопределяя установки, склонности, способы восприятия и т. п. Периоды особой впечатлительности относят в основном к младенческим и отчасти юношеским годам, но нечто подобное импринтингу происходит и позже, хотя и в менее выраженной форме.

импринтинг условный рефлекс эмоция

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности. - М.: Академия, 2014. - 324 с.

2. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Высшая школа, 2013. - 409 с.

3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Учебная литература, 2012. - 430 с.

4. Россолимо Т.Е., Москвина-Тарханова И.А. Рыбалов Л.Б. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: МОДЭК, 2014. - 238 с.

5. Моисеева Л.А. Краткий курс физиологии высшей нервной деятельности и центральной нервной системы. - М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2015. - 200 с.

6. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. - М.: Мир, 2009. - 256 с.

7. Шульговский В.В. Физиология целенаправленного поведения млекопитающих. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. - 178 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Запечатление как важный характерный компонент раннего постнатального онтогенеза. История открытия импринтинга, его виды. Разновидности и практические примеры критического периода. Феномен реакции следования. Специфика запечатления в сфере размножения.

    реферат , добавлен 28.10.2011

    Понятие импринтинга и его объекты. Характерные особенности, отличающие его от других форм научения. Исследование механизмов запечатления в работах К. Лоренца. Подходы к феномену адаптации - процессу приспосабливания к изменяющимся условиям внешней среды.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2015

    Физиологические механизмы проявления эмоций. Лимбическая система и эмоции. Экспериментальная биологически обратная связь висцеральных функций; теории эмоций. Роль миндалевидного тела в проявлениях эмоций. Положительные эмоции. Висцеральные функции.

    реферат , добавлен 24.10.2008

    Зависимость научения от созревания организма по характеру течения процесса. Значение созревания для научения. Возможности внешнего влияния на генотипически обусловленные процессы и структуры в организме. Научение человека по механизму импринтинга.

    реферат , добавлен 12.06.2013

    Специфика групповых социально-психологических явлений. Формы проявления. Психологические факторы, определяющие сплоченность группы. Психологическая совместимость и несовместимость. Закономерности формирования и функционирования групп и коллективов.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Характеристика тревожности у детей старшего дошкольного возраста: причины развития, формы и виды проявления, особенности протекания. Организация, этапы и методики исследования гендерных особенностей проявления тревожности у детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Общая характеристика синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Формы проявления минимально-мозговой дисфункции. Психологические особенности памяти и внимания здоровых детей и детей с СДВГ в возрасте 6-7 лет. Нейробиологические основы СДВГ.

    дипломная работа , добавлен 31.08.2013

    Эмоции как отражение субъективного отношения человека к окружающему миру и самому себе. Основные формы и типы эмоций. Поглощение психики человека аффектом. Аффективные проявления положительных и отрицательных эмоций. Механизм стрессовой ситуации.

    реферат , добавлен 23.10.2013

    Эмоции и эмоциональные состояния. Позитивные и негативные эмоции. Физиология эмоций. Индивидуальные различия памяти. Виды и формы памяти. Механизмы памяти. Некоторые распространенные нарушения памяти. Принципы в механизме памяти.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2004

    Теоретические подходы к изучению высших форм памяти человека, закономерности развития в детстве. Экспериментальное изучение развития высших форм памяти у дошкольников. Главные задачи методики "Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти".