Биографии Характеристики Анализ

История портфолио-технологии. Зарубежный опыт использования портфолио

Монография посвящена методологии и практике использования технологии электронного портфолио в образовании. Представлен российский и зарубежный опыт применения портфолио на различных ступенях образования для оценивания, обучения, презентации достижений и продвижения на рынке труда. Описаны модели и механизмы внедрения технологии электронного портфолио в высшей школе.
Для аспирантов и магистров направления «Образование», преподавателей вузов, учителей, административно-управленческих работников образовательной сферы. Может быть полезна студентам педагогических вузов и колледжей. слушателям в системе повышения педагогической квалификации.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПОНЯТИИ «.Е-ПОРТФОЛИО».
В связи с популярностью использования этого термина в настоящее время существует множество определений понятия «е-portfolio». В одних источниках он рассматривается как интернет-система управления информацией, которая использует электронные СМИ и услуги . В других - как цифровое хранилище артефактов, которые можно использовать, чтобы продемонстрировать образовательные достижения и уровень компетентности .

Проведем ретроспективный анализ наиболее удачных, по нашему мнению, определений.
Американские педагоги Дж. Артер и В. Спэндэл (1991) определяют портфолио как осознанное, подчиненное определенной цели собрание работ учащихся, которое показывает учащемуся или другим его усилия либо достижения в одной или более областях. Согласно С. Мейселс и Д. Стил (1991). портфолио позволяют обучающимся участвовать в оценке их собственной работы: отслеживать индивидуальный прогресс и обеспечивать базис для полного оценивания качества индивидуальной работы .

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИС ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Зарубежные исследователи о понятии «е-портфолио»
1.2. Российские исследователи о феноменологии портфолио в образовательной практике
1.3. Модели и технологии использования электронного портфолио в XXI в
Список литературы
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ЗАРУБЕЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
2.1. Американский опыт использования технологии е-портфолио в высшей школе
2.2. Европейский опыт использования технологии е-портфолио
Список литературы
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
3.1. Теория и практика использования е-портфолио в средней общеобразовательной школе
3.2. Использование е-портфолио в системе среднего профессионального образования Российской Федерации
3.3. Анализ опыта использования е-портфолио в высшей школе Российской Федерации
3.4. Опыт использования технологии е-портфолио в Сибирском федеральном университете
Список литературы
ГЛАВА 4. МОДЕЛИ ИС ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Е-ПОРТФОЛИО
4.1. Электронный портфолио в системе профессионального развития и оценке качества персонала Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета
4.2. Социологические исследования по использованию технологии е-портфолио в учебном процессе университета
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Технология электронного портфолио в образовании, Российский и зарубежный опыт, Монография, Смолянинова О.Г., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Использование портфолио учащегося

в предпрофильной подготовке и профильном обучении

(Методическое пособие)

Москва 2008

Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Методическое пособие. – М.: , 2008. - 114 с.

В сборнике рассматриваются цели и задачи формирования и использования портфолио, структура и содержание портфолио в предпрофильной подготовке и профильном обучении школьников; дается описание организации работы с портфолио и функционал основных педагогических работников, включенных в процесс его использования; дается описание анализа эксперимента по использованию портфолио с краткой характеристикой региональных моделей и итогов проведенного мониторинга; раскрывается содержание рабочих тетрадей (прогресс-файлов) для учащихся; даются рекомендации для педагогов по работе с портфолио, а также материал по предупреждению ошибок, которые возникают в практике использования портфолио в российской школе, и список рекомендуемой литературы.

Материалы сборника предназначены для широкого круга педагогических работников, руководителей органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, педагогов, студентов педагогических вузов.

© Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков, Е.Е. Федотова, 2008

Введение 4

§ 1. Проблема школьной отметки и возможности портфолио по ее "объективации" 6

§ 2. Зарубежный опыт использования портфолио 11

§ 3. Цели и задачи использования портфолио 22

в предпрофильной подготовке и профильном обучении 22

§ 4. Структура и содержание портфолио 25

§ 5. Организация работы с портфолио 32

§ 6. Критериальная база для оценивания творческих, исследовательских, проектных работ учащихся. Способы их отражения в портфолио 40

§ 7. Анализ опыта эксперимента по разработке и внедрению портфолио 44

по использованию рабочих тетрадей для учащихся 63

§ 10. Предупреждение ошибок при использовании портфолио 88

Введение

Преобразования, осуществляемые в системе общего образования, не могут быть реализованы без изменения системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом. В современной школе особое внимание уделяется проблеме оценивания учебных достижений учащихся, в том числе – системе безотметочного оценивания, начиная с начальной школы.

Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, - это основной вектор взросления. Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Российская школа накопила определенный опыт организации образовательного процесса в условиях безотметочной системы оценивания. С конца 80-х годов в стране в инновационном режиме реализовывалась технология обучения, основанная на дифференциации требований к уровню освоения учебного материала: на обязательном и повышенном уровнях, в которой учебные достижения учащихся на обязательном уровне предлагалось оценивать по дихотомической шкале "достиг" – "не достиг".

Положительный опыт использования разных форм оценки младших школьников в условиях безотметочного оценивания целенаправленно развивался и обогащался в ходе реализации проектов. Однако, несмотря на положительные результаты работы в данном направлении, до сих пор остается ряд серьезных социально-педагогических проблем, в частности, отсутствие понимания необходимости внедрения новой системы оценивания в массовую образовательную практику.

В ходе специально проведенных исследований учеными установлено, что одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Использование технологии "портфолио школьника", или "папка личных достижений" призвано решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика.

В настоящем сборнике обобщен опыт введения портфолио в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения в старшей школе, приведены примеры регионального опыта, иллюстрирующего реальные образцы портфолио и механизмы его введения в учебном заведении.

Школьное образование стоит на пороге принципиального реформирования школьной оценки. Видимо, этот процесс становления оценочной системы будет некоторое время неустойчив, но совершенно очевидно, что он вызван именно несовершенством существующей системы оценки знаний, которая не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Вектором современного подхода к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике, новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Привычные примеры такого продукта – различные учебные проекты: исследовательские, художественные, социальные и т.п.

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении (learning, а не teaching), делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Например, в поиске источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ и т.д. Поэтому в оценивании всё больший вес придаётся самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность.

Формой такого аутентичного (истинного, наиболее реалистичного) оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, стал популярный в зарубежных школах и все чаще встречающийся в российских школах портфолио.

В материалах, обсуждавшихся на заседании РОСРО 18.06.2004 г., посвящённых приоритетным направлениям развития системы федеральных олимпиад школьников и работе с одарёнными детьми, подчёркивалось, что "развитие системы мониторинга, поиска и отбора самых талантливых школьников и абитуриентов должно быть признано одним из приоритетных направлений развития образовательной системы России", поскольку массовые экзамены не справляются с задачей отбора одарённых детей.

Актуальной задачей в материалах РОСРО называется "создание федеральной системы мониторинга достижений школьников, документирующей все результаты, полученные ими за рамками обычной классной работы (олимпиады, конкурсы, выставки, проекты), позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя". Инструментом решения этой задачи является "портфолио".

Портфолио может быть использован вузом при отборе абитуриентов, т.к. наиболее полно заполняет те дефициты информации об абитуриенте, которые неизбежны при любой экзаменационной процедуре или учете результатов ЕГЭ.

Портфолио, представляющий результаты олимпиад, результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы свидетельствует не только о способностях абитуриента, но и умении реализовать эти способности, о его самоорганизации и коммуникативных навыках. В тоже время портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу, может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга.

Портфолио может обеспечить преемственность школы, вуза и различных институтов рынка труда (что с успехом осуществляется в ряде вузов), поскольку позволяет проследить индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию на продолжительном этапе обучения школьника, студента и молодого специалиста.

§ 1. Проблема школьной отметки и возможности портфолио по ее "объективации"

Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащихся остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в эксперименте по обновлению структуры и содержания российского образования. Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментами педагогического и родительского давления на учащихся.

Как отмечает Ксензова Г.Ю., недостаток традиционной оценочной системы, основанной на отметках как стимуляторах учения, обнаружился уже в середине XIX в., когда возникла теория свободного воспитания, направленная против любого подавления личности ребенка. Выдающимся представителем идей свободного воспитания в России был Л. Н. Толстой, который в своих трудах сформулировал несколько основополагающих принципов, реализованных в Яснополянской школе. "Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно", "чтобы его душевные силы были в наивыгоднейших условиях".

В дальнейшем педагоги также сталкивались с вопросом усовершенствования оценочной сферы влияния отметок и их отрицательных последствий на формирование личности школьника. В России и некоторых странах Европы были осуществлены опыты по обучению без отметок. В ряде случаев отметки заменялись характеристиками.

Одним из новаторов, увязывавших решение оценочной проблемы с перестройкой обучения в целом, был С. Т. Шацкий. В своих школах он вел поиски разнообразных форм текущего и годичного контроля. Выступая против отметок и экзаменов, С. Т. Шацкий обращал внимание на то, что учет и оценка должны составлять основу успешности обучения . Он так определял основные требования к оценке: "Главное - нужно оценивать не личность ребенка, а его работу с учетом тех условий, в которых она выполняется. Распространение оценки учебных усилий ребенка на его личность в целом является тормозящим моментом в его работе. Учет результатов, что у нас обычно имеет место, произведенный отдельно от учета процесса работы, всегда ведет к значительным ошибкам". Следует учитывать, что дети с особой остротой воспринимают несправедливость оценки, долго помнят ее, воспринимают даже школьную отметку как оценку собственной личности, а не как оценку результата своего труда.

Проблема оценки детских достижений в школе и за ее пределами привлекла пристальное внимание общественности в конце ХХ века. Общий взгляд на оценочную реформу отражен в большом объеме разнообразной профессиональной литературы по различным оценочным методам в различных странах, которые ищут альтернативные средства оценивания.

Проблема оценки актуальна и сейчас. Это связано с тем, что педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности, всесторонности и др. Преподаватели по-разному смотрят на само значение отметки - балл есть число, которым стараются измерить разные, в том числе нравственные, качества учеников, которые в принципе не могут быть выражены числами, так как не могут быть измерены этим количественным способом. Да и знания ученика оценивать во всех случаях одной и той же отметкой непедагогично, потому что несправедливо и необъективно.

В настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. Можно выделить две основные тенденции, в русле которых рассматривается вопрос об изменении отметки:

а) усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной) системы обучения;

б) перестройка процесса обучения и, соответственно, оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе (возможно на основе формирования ключевых компетенций).

На страницах прессы и в научных и педагогических коллективах активно обсуждается возможность замены отметок другими формами оценки. В начальной школе таким подходом является "безотметочное оценивание", а в старшей школе в дополнение к существующей традиционной отметке - разработка и внедрение портфолио школьника, или папки личных достижений.

В педагогике оценка по отношению к деятельности ребенка действует постоянно. Формы оценки деятельности ученика многообразны: от словесных обозначений, отметок по пятибалльной системе (и более широким шкалам) до показателей и коэффициентов по тестам. Оценка – это мера, которая показывает отношение знаний ученика с нормами, установленными обществом для определения различных этапов освоения культуры. Оценка имеет свои четкие и определенные функции. Оценка есть показатель готовности индивида к переходу на следующую ступень образования или к определённой деятельности. Она средство социального утверждения ребенка и семьи, показатель продвижений ученика и его успехов в учёбе. Оценка знаний учащихся важна и необходима, она стимулирует их познавательную активность, формирует самооценку, определяет будущее направление образования и т.д.

В свете модернизации российского образования, нельзя не обратить внимания на те проблемы, которые связаны с оценкой деятельности учащихся, особенно в тех случаях, когда оценка не стимулирует, а наоборот тормозит процесс развития ребёнка. Никакой метод измерения не может обеспечить абсолютной его точности, всегда возникает ошибка.

Анализ опыта показывает, что существуют многочисленные источники ошибок: и недостаточная компетенция оценивающих, и их субъективные установки, и неполная информация о работе оцениваемых, и несовершенство используемых методов, и многое другое. Специальными исследованиями, как указано в работе, выделено несколько типов наиболее распространенных ошибок. 1

С неполным использованием оценочной шкалы связаны три типа ошибок: строгость, мягкость, центризм.

1. Строгость в оценке проявляется в тенденции выставлять каждому ученику оценку ниже, чем он заслуживает, или чем его оценили бы другие преподаватели. Причины возникновения ошибок этого типа могут заключаться в завышенных требованиях или стремлении мотивировать учащегося работать на пределе его возможностей. Кроме этого у учителя может возникать боязнь ответственности, что учащийся в другом месте, у другого учителя может показать гораздо более низкие результаты. Установка преподавателя в данном случае осуществляется в основном на отрицательную оценку и может быть представлена в нескольких формах: более мягкая из форм, заключается в умолчании о позитивных, и подчеркивание негативных моментов деятельности ученика, а более жесткая форма – активное отрицательное отношение к любым результатам работы учащегося. При этом, как ни странно, учитель часто имеет положительное мнение об ученике, но считает, что, продемонстрировав это мнение, допустит опрометчивость, создаст условия для зазнайства или снижения качества деятельности.

Негативные последствия строгости оценивания состоят в сужении диапазона оценки, так как используется только часть оценочной шкалы с низкими баллами; при этом происходит искажение реальной картины и отвлечение от аспектов деятельности, требующих действительного улучшения. Кроме того, повышенная строгость, как правило, вызывает неприятие оценки оцениваемым, может привести к пересмотру мотивов деятельности и неудовлетворенности трудом, порядками в школе и, наконец, самим педагогом.

2. Мягкость в оценке заключается в тенденции выставлять оценку выше, чем заслуживает ученик. Это может быть вызвано рядом причин: стремлением к сохранению хороших отношений с учащимся; чувством неуверенности в своем профессионализме; желанием представить положение дел в школе как благополучное; благосклонным отношением к людям, похожим на учителя; нелюбовью к сообщению плохих новостей, особенно данному ученику. Сильная сторона при таком подходе заключается в установке на положительную оценку вклада ученика, что позволяет формировать у него уверенность в своих силах и возможностях. Слабые стороны заключаются в том, что она не может служить основой для пересмотра приемов работы, определения стратегий корректировки и развития в обучении и т.п. При мягкости, как и при строгости, сужается диапазон оценки, но уже за счет использования только высоких баллов.

3. Усреднение оценки (центризм). Сущность этой ошибки, рассматривается, как тенденция выставлять каждому ученику оценку в середине диапазона используемой шкалы, усредненную, избегая крайних значений. Это, может быть связано с нежеланием обидеть учащегося; с желанием казаться великодушным по отношению к нему и другим ученикам; с недостатком информации о деятельности учащегося и как следствие ориентацией, поэтому на «безопасный» средний балл. Причиной могут быть и нечеткие критерии оценки, незнание особенностей учащихся. В этом случае выставление усредненной оценки служит способ избегания сомнений. При таком подходе оценочная шкала вообще не работает, поэтому отсутствует возможность выявить как наиболее эффективно работающих, так и тех, кому необходимо улучшение деятельности.

Кроме этих трех типичных ошибок есть еще целый ряд часто встречающихся в школе:

4. Эффект "ореола" . Сущность этой ошибки заключается в оценивании учащихся на одинаковом уровне по всем предметам (отличник или двоечник по одному-двум предметам, оценен бывает также на "отлично" или на "два" и по другим предметам). Как правило, это связано с тем, что учащийся имеет ярко выраженные приятные или неприятные личностные или деловые качества, «заслоняющие» характеристики его деятельности. Так отмечено, что люди общительные получают более высокие оценки, чем заслуживают с реальным вкладом. Отрицательным последствием являются ошибки в выявлении сильных и слабых сторон деятельности учащегося и как следствие не использовании их в дальнейшем обучении.

5. Эффект "свежести" . Оценка в этом случае ставится на основе недавних событий, например, учащийся блестяще подготовил и представил сообщение по предмету, учитель под впечатлением от этой работы, дает такую же оценку и последующим его ответам, а не на основе результатов за весь оцениваемый период. Эта ошибка возникает из-за того, что при восприятии людьми друг друга наиболее значимой по отношению к знакомому человеку оказывается последняя, более новая информация. Негативным последствием этого эффекта служит невозможность выявлять тенденции в деятельности учащегося за весь период с момента последней оценки.

6. Эффект "контраста". Сущность данной ошибки заключается в том, что происходит влияние на оценку теми, кто был оценен перед оцениваемым в данный момент учеником, то есть применяется так называемый гибкий стандарт. Появляется из-за сравнения качеств оцениваемого не со стандартом, а с ранее оцениваемым учащимся. В результате при оценивании используется «гибкий» стандарт, поэтому занижается оценка ученику, который оценивается после оцененного высоко учащегося.

7. Атрибуция – это использование в качестве результатов деятельности характеристик личности, как положительных, так и отрицательных. Наша оценка субъективна, и кто-то приятен нам, а кто-то нет. Причинами возникновения ошибки атрибуции служит, с одной стороны, придание чрезмерного значения личностным характеристикам, приписываемым ученику учителем, с другой – отсутствие необходимой для объективной оценки информации о деятельности ученика.

Здесь перечислены основные, но, к сожалению, не все существующие ошибки оценивания результатов деятельности школьников. Все это объясняет насущную необходимость изменения самого подхода к оцениванию учебной деятельности ребенка, а это предполагает принципиальное изменение философии оценки. В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода - обучения учащихся самоорганизации своей деятельности, что, в свою очередь, порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценкой учащихся.

В последнее время одной из альтернативных форм оценки в зарубежных странах, отвечающих требованиям нового видения оценки, является технология "портфолио". Конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по его результатам, по приложенным школьником усилиям, по материализованным продуктам его учебно-познавательной деятельности.

§ 2. Зарубежный опыт использования портфолио 2

Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основываются, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах.

Одним из получивших значительное распространение в последние годы в западноевропейских странах и США методов является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment). В США данный метод относят к одному ряду с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе. По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания». Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании, и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни – повседневной или профессиональной. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание направлено на выявление уровней сформированности компетентностей. В профильном обучении учащихся общеобразовательных школ, как разновидности практико-ориентированного образования в зарубежных странах, аутентичное оценивание используется очень широко.

Одной из наиболее часто применяемых разновидностей аутентичного оценивания в обучении, ориентированном на результат (практико-ориентированном обучении) служит метод портфолио (performance portfolio or portfolio assessment).

Американские педагоги Arter и Spandel (1991) определяют портфолио как целеустремленное собрание работы учащихся работы, которая показывает учащемуся, или другим, его усилия или достижения в одной или более областях. Согласно Meisels и Steele (1991) портфолио позволяют детям участвовать в оценке их собственной работы; смотреть вслед индивидуальному прогрессу ребенка; и обеспечивать базис для полного оценивания качества индивидуальной детской работы. Широкое использование портфолио может стимулировать изменения в методах преподавания и политике образования по отношению к обучению, отношения политики образования к обучению, которое полнее раскрывает диапазон детских потребностей связанных с развитием.

В самом общем виде портфолио – это целенаправленное собрание работ учащихся, которые показывают усилия учащегося, его развитие и достижения в одной или более областях учебного плана. Это собрание должно включать следующее:

    участие самих учащихся в разработке курса;

    критерии отбора;

    критерии оценки достоинств;

    свидетельство (очевидность) самовосприятия учащегося.

Учителю рекомендуется представлять лучшие работы учащихся или лучшие попытки, а также отобранные учащимися образцы работ, связанных с оцениваемыми результатами, и документы, фиксирующие развитие. В качестве документов могут быть представлены наброски, рисунки, промежуточные расчеты и т.д.

Для нас особенно важным является четко сформулированная рядом авторов позиция относительно того, что портфолио может быть формой аутентичного оценивания, но и не быть ею. Портфолио действительно становится аутентичным оцениванием, если он включает в себя демонстрацию выполнения аутентичных (приближенных к реальной ситуации) заданий.

Перед зарубежной школой, как и перед российской, возникает вопрос, почему и зачем используется портфолио в практике обучения? В новой системе оценивания работы, связанной с контролем за развитием мастерства учащихся согласно учебному плану, портфолио могут:

    ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и умений учащихся;

    поддерживать учебные цели;

    фиксировать изменения и рост за определенный период времени;

    поощрять результаты учащихся, преподавателей и родителей;

    обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.

Педагоги могут использовать портфолио для различных целей, в зависимости от конкретной ситуации и конкретного класса включая:

    поощрение самообучения;


и профильного обучения [Текст]: Часть 2. Програмно-методические аспекты профильного обучения : Учебно-методическое пособие ...
  • Элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения

    Пояснительная записка

    ... , использованной при подготовке программы: 1.Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников // Педагогика. 2003. №5. С. 49. Аршанскш Е.Я. Специальная методическая подготовка ...

  • Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки в гоу сош № 618 в 201 1 -201 2 уч г 2 реализуемая модель профориентационной работы предпрофильной подготовки и профильного обучения

    Учебно-методическое обеспечение

    Организацию профильного обучения (ФИО, должность): 2. Реализуемая модель профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения : №п/п Компоненты профильной образовательной среды...

  • Федеральное агенство по образованию автономная некоммерческая организация

    Документ

    Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении . Методическое пособие . – М.: , 2008. - 114 с. Понюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий...

  • Технология портфолио (от латинских корней port – «хранилище» и folium – «лист») первоначально возникла в экономике и мире искусства. В экономике данным термином обозначаются источники, в которых рассредоточена собственность, в мире искусства – набор способов или средств, с помощью которых специалист может показать весь спектр направлений своей работы и свои достижения (например, у архитектора это может быть папка с набором фотографий готовых работ, макетов, инсталляций, планов и т.д.).

    В сфере образования портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы 20 века для отбора учителей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили. В настоящее время во многих развитых странах портфолио используется преподавателями высших и средних учебных заведений для: (а) мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма, (б) определения направлений профессионального развития, (в) представления своих возможностей при приеме на работу и лицензировании; учащимися и студентами – (а) для оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов, (б) как возможность продемонстрировать свои возможности и достижения при поступлении на учебу или приеме на работу.

    Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны учителей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего профессионального уровня. Портфолио может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.

    Определения портфолио (по материалам американских исследований):

    1. Коллекция работ обучающегося, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области.

    2. Антология работ обучающегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.

    3. Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучающегося.

    4. Выставка учебных достижений обучающегося по данному предмету за данный период обучения.

    5. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемый педагогом и обучающимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

    Все приведенные определения различаются в зависимости от вида портфолио. Ниже перечислены виды портфолио, которые можно разделить на две группы – портфолио достижений, цель создания которых – показать итог, достигнутый результат в той или иной сфере, и портфолио процесса, которые направлены на фиксацию и последующий анализ процесса работы в той или иной области.

    Таблица 20

    Виды портфолио

    Вид портфолио

    Цель создания

    Портфолио

    документации

    Создать набор документов , необходимых в работе

    Портфолио

    показательное

    (презентационное)

    Продемонстрировать другим процесс и достижения в своей деятельности по заранее выделенным разделам

    Портфолио оценочное

    Дать возможность себе или (чаще) другим оценить свою деятельность

    Портфолио работ

    (рабочее)

    Показать разнообразие и уровень своей деятельности (например, дизайнеры, архитекторы, модели…)

    Портфолио процесса

    Показать процесс и динамику работы по достижению поставленных целей

    Портфолио проблемное, тематическое

    Показать процесс и результат (или динамику) работы по решению поставленных проблем или по конкретной теме

    Функции портфолио:

      Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

      Целеполагания – поддерживает учебные цели.

      Мотивационная – поощряет результаты обучающихся, учителей и родителей.

      Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

    Содержание портфолио будет зависеть от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов (артефактов), необходимых для включения в портфолио, не существует. Каждый из людей, использующих данную технологию, самостоятельно отбирает способы показа своих работ и достижений. Если портфолио создается всеми учащимися, то педагогу совместно с ними необходимо определить и зафиксировать перечень материалов, обязательных для представления в портфолио для получения той или иной оценки. Например, к артефактам относятся: копии заданий, контракты, результаты оценки компетентности на разных уровнях и этапах учебы, выполненные тесты и вопросники, примеры регулярной работы обучающегося (рефлексивные дневники). Можно использовать электронные портфолио, разработанные по установленным критериям. При этом приветствуется любая инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам.


    // Методист.-2005.-№4.-С.31-36

    Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Региональный опыт использования технологии портфолио в практике Российской школы
    // Методист.-2005.-№4.-С.31-36

    Краткое содержание: В статье представлен опыт использования технологии портфолио на примере моделей «Портфолио выпускника основной школы» Крапивинского района Кемеровской области, Калининградской области, Якутии. На примере трех вариантов работы с портфолио авторы статьи делают выводы о перспективах использования данной технологии в образовательных учреждениях. Кроме того, в статье обозначены основные проблемы, возникающие при работе с портфолио, представлено отношение к технологии участников эксперимента по введению профильного обучения.

    Ключевые слова: портфолио, профильное обучение, экспертный совет, технология, индивидуальные достижения, мониторинг.

    Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Региональный опыт использования технологии портфолио в практике Российской школы// Методист.-2005.-№4.-С.31-36.

    Мы продолжаем публикацию материалов по технологии портфолио, представляя и анализируя региональный опыт. Напомним, что основными задачами эксперимента по внедрению портфолио в предпрофильную подготовку и профильное обучение были:

    Проверка жизнеспособности и операциональность предложенных моделей портфолио (см. «Методист» № 3, 2005 г.);

    Выработка оптимальной структуры портфолио;

    Разработка критериальной базы оценки материалов портфолио;

    Определение механизмов его введения в массовую практику и возможности учёта при определении образовательного рейтинга ученика;

    Расширение сферы применения портфолио за рамками основной школы и др.

    В регионах, включенных в эксперимент по введению профильного обучения, уже разработаны документы, позволяющие наряду с государственной (итоговой) аттестацией выпускников определять рейтинг выпускника основной школы, поступающего на профильное обучение в старшей школе, с учетом портфолио:

    «Положение о комитете учета учебных достижений обучающихся» и «Положение о портфолио - индивидуальной накопительной оценке обучающихся» г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области;

    Модель «Портфолио выпускника основной школы» в Республике Саха (Якутия);

    «Положение о модели «Портфолио выпускника основной школы», «Положение об экспертном совете по портфолио», «О создании экспертного совета по портфолио» Балтийского городскогоокруга» Калининградской области и др.

    В качестве примера приведем модель «Портфолио выпускника основной школы» Крапивинского района Кемеровской области. Основная цель заключалась в объективном отражении работы ученика по курсам по выбору в рамках осуществления предпрофильной подготовки. Специалистами района определено содержание портфолио, разработаны критерии оценивания по блокам, подготовлены памятка составителю портфолио и памятка рецензенту, описаны способы представления (предъявления) портфолио, составлен комплект документов, входящих в портфолио ученика, критерии оценки представленных материалов портфолио.

    Цель создания: портфолио должен отражать работу ученика по избранному курсу предпрофильной подготовки. Содержание портфолио включает в себя следующие материалы:

    Титульная страница: название предпрофильного курса, имя ученика, период создания портфолио (дата начала и окончания), имя учителя;

    Собственно содержание портфолио ученика:

    Обоснование выбора курса, анализ собственных результатов по одному из курсов;

    Записи, доклады, рефераты, творческие, олимпиадные работы (важно включить работу, иллюстрирующую индивидуальность);

    Использование информационных технологий (пример использования информационных технологий в работе по проекту, по программному материалу);

    Если это групповой проект, то детальное описание группового проекта, в котором принимал участие;

    Любимая работа (этот раздел должен быть предварен отдельным листом с названием «Моя любимая работа», а также объяснением, почему именно этому виду работы отдается предпочтение), любимой работой может быть олимпиада и ее результаты, участие в конкурсе и победа в нем и т.д.

    «Портфолио ученика» включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и внеурочное время в течение двух лет (8-е и 9-е классы).

    Учет документов, входящих в портфолио, осуществляет классный руководитель. Ответственным лицом, курирующим работу с портфолио на уровне школы, является заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

    Учащийся презентует содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции, общешкольном родительском или классном собрании, ученическом собрании, совете старшеклассников, чтобы продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи, давать им собственную оценку.

    На презентацию ученик выходит с комментарием к собственному портфолио, который должен отражать собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ (сертифицированных и несертифицированных). Он должен представлять полную картину предпрофильной подготовки по избранному курсу, а также иметь необходимые рецензии. В качестве рецензента выступает педа гог или независимый консультант с педагогическим образованием.

    Комментарий дается в письменной форме (в форме письма или вступления с кратким изложением своих мыслей). Оценку вступления осуществляет Экспертный Совет в соответствии с критериями по пятибалльной системе.

    Состав портфолио ученика и ранжирование сертификатов индивидуальных учебных достижений определяется следующим образом:

    I компонент - блок А - олимпиады:

    областной уровень: победитель - 5 баллов,

    призер - 4 балла;

    районный уровень: победитель - 4 балла, призер - 3 балла;

    школьный уровень: победитель - 3 балла, призер - 2 балла.

    II компонент - блок В - иные сертификаты:

    областной уровень: мероприятия и конкурсы,

    проводимые учреждениями ДО; культурно-образовательными фондами; вузами;

    районный уровень: мероприятия и конкурсы, проводимые МОС, школами и межшкольными научными обществами;

    школьный уровень: мероприятия и конкурсы, проводимые ОУ. Система оценки та же.

    III компонент - блок С - несертифицированные личные достижения: особо значимые самостоятельные или творческие работы. Оценка: от одного до пяти баллов.

    Итоговая оценка портфолио определяется суммой баллов по всем компонентам блока А, В, С.

    Итоговым документом по портфолио ученика является зачетная книжка, которая заверяется школьной печатью и подписью заместителя директора по УВР и выдается выпускнику основной школы.

    Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг ученика, и зачисление в профильные классы на III ступени ведется по рейтингу.

    Несколько иная модель «Портфолио выпускника основной школы» разработана в Калининградской области, где представлены свои подходы к работе с портфолио в рамках введения предпрофильной подготовки, который назван «муниципальным портфолио». В нем решено применить накопительную систему баллов, включить как успеваемость, так и творческие и иные достижения школьника. В Муниципальной образовательной сети договорились о том, что структура портфолио будет состоять из трех частей:

    1. Вступительный информационный лист, разъясняющий назначение портфолио и порядок учета достижений учащегося.

    2.Лист успеваемости.

    3.Лист учета достижений.

    1. Вступительный информационный лист

    Портфолио - это... (дается определение данного документа).

    Он служит для... (речь не только о приеме по конкурсу, но и о том, зачем портфолио нужен самому ученику: поможет в самоопределении).

    Как выставляются баллы в лист успеваемости - средние баллы по... (для профилей). В каждой четверти (по итогам четвертных оценок) вычисляется средний балл по всем предметам и средний балл по профильным предметам (двум). Все баллы суммируются, а также добавляется оценка за экзамен.

    Как оценивается участие в мероприятиях - две таблицы: 1) в конкурсах, олимпиадах, 2) курсах по выбору (элективных). Все баллы суммируются.

    Участие в мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях, слетах, общественной работе и т.д.)

    Изучение курсов по выбору

    2. Лист успеваемости

    3. Лист участия в мероприятиях

    Собственные подходы к использованию портфолио обозначились в Якутии, где портфолио рассматривается как средство отражения творческой, проектной, исследовательской деятельности, стимул для посещения различного рода учебных лагерей, конкурсов и т.п. С помощью сбора портфолио возможно повышение учебной мотивации для определенной группы учащихся, которые будут заинтересованы в накоплении достижений, так как это добавляет спортивный интерес. Введение портфолио способствует формированию более ответственного отношения родителей и учеников за дальнейший выбор.

    В ряде школ с 5-го класса каждый ученик получает «Книжку достижений ученика», в которую классные руководители ежегодно записывают все достижения ученика, то есть ведется своеобразный портфолио. Итоговым документом принимается документ единого образца для района (муниципалитета) «Книжка достижений» по примеру зачетной книжки, где фиксируются результаты участия в олимпиадах, конкурсах и прочее.

    Книжка находится на руках у ученика, так как это 1 добавляет больше ответственности, осуществляется дополнительная мотивация к накоплению достижений. Кроме книжки, формируется пакет (портфель), куда складываются грамоты, сертификаты, творческие работы и т.д. для подкрепления записей книжки, такая мера также придает больше ценности победам и наградам. Оптимальным для накопления портфолио разработчики Якутии считают срок всей основной школы с 5-го по 9-й классы, так как за период только 8 и 9 класса некоторым детям будет весьма проблематично набрать портфолио. За курс основной школы будет время для обдумывания и набора тех баллов, которые будут возможны при посещении курсов, летних лагерей и т.д., которые будут давать дополнительный шанс набрать портфолио.

    Использование портфолио при наборе в профильные классы в Якутии:

    1. При отсутствии конкурса в профильные классы или в условиях малокомплектной сельской школе портфолио служит материалом, позволяющим более обоснованно предложить направление (профиль) обучения в зависимости от характера представленных материалов.

    2. Конкурсный отбор в профильные классы. В этом случае портфолио играет существенную роль, так как позволяет определить предметы, входящие в профиль, в изучении которых учащиеся достигли определенных результатов, а также выявить интерес учащихся к этим предметам через изучение портфолио ученика.

    Взаимодействие учителей, родителей и учащихся в формировании портфолио. В данном вопросе учитель должен как можно полнее и конкретнее информировать ученика и его родителей о портфолио и возможных путях накопления достижений. Педагог рассказывает о проводимых конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п. Родитель контролирует заполнение «Книжки достижений», помогает ученику участвовать в конкурсах, стимулирует его участие в олимпиадах по тем предметам, которые будут необходимы как профильные, а также координирует свою деятельность с учителем, чтобы ученик как можно правильнее сделал выбор профиля. Ученик может постоянно консультироваться с родителем и учителем по вопросам выбора пути накопления портфолио.

    Таким образом, мы привели лишь три варианта работы с технологией портфолио. Как видно из материалов, они несколько отличаются друг от друга. Но это и нужно было получить на стадии эксперимента, чтобы появилась возможность сравнивать различные модели портфолио.

    По итогам первого года эксперимента наша рабочая группа провела мониторинг использования портфолио. В мониторинге приняли участие более 1100 человек (259 педагогических работников, 857 учащихся) из 12 муниципальных образований. Среди педагогов были представлены специалисты практически по всем школьным предметам, в анкетировании приняли участие школьные психологи, представители администрации.

    На основании проведенного анализа материалов мониторинга можно сделать вывод о том, что портфолио является рабочим инструментом (документом) при оценивании индивидуальных учебных достижений и комплектовании профильных классов (207 из 259 педагогов учитывают его при комплектовании 10 классов). Портфолио преимущественно используется как составляющая суммарного рейтинга в 74% случаев. В 23% случаев портфолио рассматривается как дополнительная информация.

    Основной рабочей моделью в экспериментальных территориях стал портфолио документов. 65% опрошенных отдают предпочтение портфолио документов, портфолио работ используют 17%, смешанный или комплексный - 15%. Можно сделать вывод о том, что наименее востребованным является портфолио отзывов.

    Предпочтение при оценивании материалов портфолио отдается балльной форме, ее используют 73% респондентов, сочетание количественной и качественной - 20%, только качественную оценку используют 5% респондентов.

    Результаты мониторинга показали, что разброс оценивании отдельных компонентов и различных моделей (разделов) портфолио в целом чрезвычайно велик. Участники эксперимента использовали шкалы от 0 до 2; от 1 до 16 и даже от 0 до 52 баллов. Однако наиболее часто употребляемой можно считать 10-балльную шкалу.

    Полученные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности регламентации системы оценивания материалов портфолио и разработки понятной и чёткой критериальной базы оценивания для всех участников образовательного процесса.

    Очевидно, необходимо закрепить балльную оценку за разделом «портфолио документов», стандартизировать разброс баллов, жестко ограничив шкалу (как вариант от 0 до 10 балов или от 0 до 20 баллов). Учитывая, что 30% опрошенных в том или ином виде используют портфолио работ, его предлагаем оценивать как количественно, так и качественно, не переводя в баллы. В качестве критериальной основы можно использовать опыт оценки проектной деятельности и творческих работ, проходящих экспертизу на соответствующих конкурсах, а также опыт зарубежных стран по форме оценивания в виде портфолио. Портфолио отзывов, как наименее формализованный, оцениванию не подлежит. Его целесообразно рассматривать как дополнительную информацию об ученике, имеющую рекомендательный характер. Основная задача этого раздела - формировать у школьников способность к рефлексии, планированию и самостоятельной постановке учебных целей.

    Данные мониторинга позволяют оценить то, в какой степени педагоги и ученики понимают задачи и возможности портфолио и поддерживают его введение. По результатам опроса педагогических работников введение портфолио положительно влияет на организацию учебного процесса, так как:

    Он позволяет расширять научно-исследовательскую деятельность - 45% ответов,

    Способствует развитию в школе проектных форм работы - 38%,

    Расширяет учебную активность учащихся вне школы - 67%,

    Только 2,5% респондентов отмечают, что с введением портфолио изменений не происходит.

    Педагоги считают, что портфолио необходим школьникам для:

    Повышения степени самостоятельности -26% ответов,

    Совершения обоснованного выбора профиля -26% ответов,

    Расширения учебной активности - 24%,

    Адекватной оценки своих достижений - 23%.

    По мнению школьников, портфолио в основном необходим для представления своих индивидуальных достижений - 51%, оценки своих возможностей - 25%, помогает выбрать профиль в соответствии со своими интересами и склонностями - 13%, затруднились ответить 11%.

    Основными проблемами, возникающими при работе с портфолио, педагоги считают следующие: информационные - 31% ответивших, финансовые - 30%; существенными проблемами педагоги также считают отсутствие понимания задач профильного обучения со стороны школьников -21% и родителей - 14% ответивших. О возникновении кадровых и координационных проблем сообщают 18% и 13% респондентов соответственно.

    С точки зрения педагогов, основные затруднения учащихся в работе с портфолио связаны с их недостаточной организованностью и самостоятельностью - 51% ответов, недостаточной информированностью о целях и формах работы с портфолио - 23%, с отсутствием нужных документов - 17%. О дефиците времени у учеников говорит только 1% опрошенных педагогов.

    Школьники считают основной проблемой именно нехватку времени для работы с портфолио -30% ответивших, 23% школьников говорят, что им не хватает помощи взрослых, 15% указывают на отсутствие необходимых документов и материалов и 15% видят причину затруднений в собственной несобранности и неорганизованности.

    Большинство школьников считает, что они достаточно информированы о целях портфолио и способах работы с ним - 71% ответивших.

    Отношение к введению портфолио не однозначное, участники эксперимента разделились во мнении на две группы: 52% поддерживают введение портфолио, 48% к введению портфолио относятся отрицательно.

    Сходным образом разделились мнения школьников в оценке влияния портфолио на их учебную активность и выбор дальнейшего пути получения образования: 29% отмечают положительное влияние портфолио на учебную активность (не отвечая, какое именно), 31% влияние портфолио отрицают. Половина опрошенных ответила, что портфолио не повлиял на их образовательный выбор, и только 25% считают, что повлиял, но не указывает, как именно. Значительная часть учащихся -15% - затрудняется с ответом.

    При анализе полученных данных очевидным становится характерное противоречие между пониманием целей портфолио, осознанием целесообразности его введения и готовностью и умением реализовать эти цели в собственной учебной деятельности. Возможно, сделать портфолио более значимым и полезным для школы и учеников педагогическим инструментом поможет расширение зоны его действия за рамки предпрофильной подготовки 9-х классов.

    О необходимости работы с портфолио за рамками предпрофильной подготовки говорят 62% опрошенных педагогов. 34% респондентов считают целесообразной работу с портфолио в 10-11-х классах, 28% в 5-7-х классах. В ряде регионов уже имеется подобный опыт.

    Важно отметить, что участники эксперимента предлагают ввести стандарт портфолио и просят конкретизировать то, как будет использоваться в дальнейшем информация об индивидуальных достижениях школьника - где и когда будет учтён портфолио. Очевидно, что ответ на этот вопрос весьма существенно влияет на отношение к портфолио и признание его значимости как педагогами, так и учащимися и их родителями.

    Полученные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности сохранения трех разделов портфеля индивидуальных достижений, регламентации системы оценивания материалов портфолио и разработки понятной и чёткой критериальной базы оценивания. В связи с этим необходимо закрепить балльную оценку за разделом «портфолио документов», стандартизировать разброс баллов, жестко ограничив шкалу (как вариант от 0 до 10 или от 0 до 20 баллов). Раздел портфолио работ предлагаем оценивать как количественно, так и качественно, не переводя в баллы. В качестве итогового документа может быть рассмотрена «Ведомость» или «Зачетная книжка». Оптимальным для накопления портфолио разработчики считают срок всей основной школы с 5-го по 9-й классы.

    Мы ограничимся в данной статье изложенным материалом, приглашая всех читателей к откровенному разговору о перспективах и проблемах использования технологии портфолио в общеобразовательных учреждениях. Тем более что она уже активно используется не только в экспериментальных регионах, но и во многих других субъектах Российской Федерации.

    В следующих статьях мы предлагаем изложить зарубежный опыт использования портфолио, а также его различные модели, которые используются не только в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения, но и в воспитательной работе.

    Мы намерены ответить на вопросы, которые возникают как у педагогов, так и у методистов по поводу портфолио, обсудить его перспективы при поступлении в высшие учебные заведения и т.д. Одним словом, мы приглашаем всех к обсуждению этой новой для российской педагогической практики технологии накопления и оценивания личных достижений школьников. Пишите нам по адресу редакции. С уважением, авторы, члены рабочей группы по введению профильного обучения.