Биографии Характеристики Анализ

Психотерапевт. Кто это такой? Как становятся психотерапевтами? В чем разница между психотерапевтом и психологом? На приеме у психотерапевта

Вопрос психологу

Здравствуйте, я хочу стать психотерапевтом, прошу помогите мне. Как стать психотерапевтом, какие личные качества нужны? Где учиться, что нужно делать после окончания универа? А Вы любите свою профессию ? Если не секрет сколько зарабатываете, ведь это тоже важно. Я люблю психологию, люблю помогать людям,прошу напишите какие трудности возникают на работе, Заранее спасибо!!!

Здравствуйте, Алан.

Чтобы стать хорошим психотерапевтом, нужно много учиться, и просто получить профильное образование - это ничего, это ноль. Нужно много учиться именно психотерапии, посещать долгосрочные обучающие программы. И уже, будучи специалистом, продолжать свое образование, повышать квалификацию.

Для молодого специалиста, для студента психолога , студента медика, хорошо бы вступить в Сообщество психологов. У нас в А-ате есть несколько таких сообществ, во всех есть обучающие программы. Просто приходите на встречи, они обычно проходят раз в неделю, сидите и слушайте, погружайтесь в атмосферу психотерапии, атмосферу помогающей профессии .

Параллельно пойти на свою личную терапию.

Во-первых, разобраться в себе, в своей части, которая хочет помогать другим. Потому что именно этой частью вы будете психотерапевтировать.

Во-вторых, созреть в своем Я. Чтобы помогать другим, необходимо иметь зрелое Эго. Только зрелое Эго может позволить каждый раз погружаться в нетерпимые эмоции других, только зрелое Эго может выдержать хаос, путаницу, печаль, депрессию , ненависть других.

И лет так через 15 после окончания института вы станете хорошим специалистом, наберете достаточно практического опыта, чтобы понять, как помочь, как лечить. А значит, у вас будут пациенты, которые вам будут доверять и соответственно платить. Вот тогда вы начнете зарабатывать деньги .

С уважением,

Фазлеева Татьяна Шамильевна, врач психиатр-психотерапевт, Алматы

Хороший ответ 8 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Алан. Отвечаю на Ваши вопросы по-порядку. Чтобы стать психотерапевтом, надо иметь медицинское образование (5-6 лет), затем пройти специализацию по психиатрии (2 года), затем специализацию по психтерапии (1-2 года). Чтобы стать психологом необходимо образование по психологии в вузе, хотя бы бакалавр (4 года, второе высшее - 2,5 года), затем выбрать специализацию/модальность, в которой вы хотели бы работать. (не менее 2 лет). Но, как правило, практикующий психолог повышает свою квалификацию всю жизнь, это становится образом жизни. В рамках специализации необходимо пройти личную терапию (от 10 до 500 часов, в зависимости от выбранного направления), и проходить спуревизии (от 50 до 250 часов). Также желательно вступить в проф. сообщество. Просто желания помогать людям недостаточно, т.к. это желание может быть продиктовано личными невротическими проблемами. И еще необходим жизненный опыт, личностная зрелость. Чтобы понять подходит ли это Вам, надо самому получить клиентский опыт. Практикующий психолог зарабатывает по разному, в зависимости, сколько клиентов у него есть на данный момент. Да, я люблю свою

5. Как стать психотерапевтом

Эту главу я написал для тех, кто хочет стать психотерапевтом, и для начинающих психотерапевтов, которые, если бросят это дело, то еще не очень много потеряют. Основная моя задача - не столько привлечь в психотерапию новые кадры, сколько отговорить людей заниматься психотерапией. Неблагодарное это дело. Впрочем, как я уже писал, психотерапия - не профессия, а образ жизни, и не такой уж плохой.

Вначале эту главу я хотел назвать «Как стать хорошим психотерапевтом». Но потом слово «хороший» выпустил. К профессионалу такое определение не подходит. А я хочу дать портрет психотерапевта-профессионала.

Итак, психотерапевт ориентирован на то, чтобы помочь подопечному не на короткий промежуток времени, а навсегда, так, чтобы он потом в помощи психотерапевта не нуждался, а психологические проблемы мог бы решать самостоятельно. Следовательно, он ориентирован на методики, которые воздействуют на личность и ее поведение, хотя при необходимости пользуется и методами симптоматической психотерапии. Поэтому психотерапевт следует тем положениям, к которым он призывает своих подопечных или, по крайней мере, старается это делать. Почему это необходимо, будет видно из последующего изложения.

Есть два этапа подготовки психотерапевта:

Избавление от собственного невротизма и решение собственных невротических проблем.

Овладение методами психотерапевтической работы.

Жизнь есть жизнь. И когда у психотерапевта возникают невротические проблемы, он прекращает заниматься психотерапией и сам обращается к кому-нибудь за помощью. Для этого сейчас у нас и за рубежом существуют так называемые балинтовские группы, состоящие из психотерапевтов. Кроме того, существует система супервизии. Супервизоры - это психотерапевты экстракласса. Они же участвуют и в аттестации психотерапевтов. В общем, человеку больному или с невротической проблемой лучше не заниматься психотерапией. Надеюсь, вы уже не хотите стать психотерапевтами. Но если еще осталось такое желание, то читайте дальше.

Как идет психотерапевтический процесс?

На первых этапах можно наблюдать явления переноса. Подопечный начинает видеть в психотерапевте кого-то из своих близких. Поэтому психотерапевту больной неосознанно навязывает то роль отца, то роль матери, то мужа (жены) и т. п. Кстати, он предъявляет им те же претензии, которые предъявлял своим близким. Назойливость некоторых подопечных такова, что они начинают предъявлять права на всю жизнь психотерапевта. И если тот начинает отстаивать свои права, они называют его грубияном, по крайней мере сначала, и возмущаются. Причем возмущаются громко и на людях. Потом разберутся и извинятся. Но извиняются они тихо, и обычно один на один. Психотерапевт учит их решать свои проблемы адекватными способами. Овладев ими, подопечные и в реальной жизни начинают успешно решать свои проблемы. Но все это потом. Ну что, опять не отговорил?

В психотерапевтическом процессе в отношениях между подопечным и врачом действует механизм проекции. Это один из механизмов психологической защиты. Суть его заключается в том, что некоторые часто отрицательные качества своей личности не осознаются и вытесняются в бессознательное. Становится немного легче. Но вытесненное в бессознательное стремится вырваться наружу и выплеснуться на кого-то другого. Т. е. человек неосознаваемые свои качества проецирует на своих партнеров по общению. Я, исходя из этого, сформулировал правило: «Послушай, как человек ругает других или тебя. Так он дает себе характеристику». Вот если меня человек назовет дураком, я уже знаю, что имею дело с дураком. Может быть, конечно, я и дурак. Но с этим еще следует разобраться. Но то, что он дурак, не вызывает сомнений. Если я умный, а он не разобрался, кто он? А если я дурак, а он со мной связался, кто он? Философ, как вы помните, говорил, что среди психотерапевтов есть грубияны, стяжатели, следователи-садисты и психотерапевты-недоучки.

Вот во всем этом обвиняют психотерапевта не только ученые, но и его подопечные во время совместной работы, хотя, в общем, это больше имеет отношение к ним самим. Ведь практически идет диагностика их психологического состояния.

Сам же врач должен быть как зеркало. Если врач не решил свои проблемы, то тогда возможен контрперенос. Контрперенос - это неосознаваемый психический процесс, когда врач или психолог (сейчас многие психологи начинают заниматься психотерапией) начинает решать свои проблемы за счет пациента. Наиболее скандальные случаи возникают тогда, когда у психотерапевта и хорошенькой пациентки возникают сексуальные отношения. Но это к психотерапии не имеет никакого отношения. О чем говорят такие случаи? Только о том, что у врача имеются свои собственные неразрешенные сексуальные проблемы, которые он решает с помощью больной. Известны ли мне подобные случаи? Да, известны. Так, одна пациентка за четыре года своей болезни побывала в 15 стационарах и соблазнила четырех врачей. Она заявляла врачу, что никогда не чувствовала себя женщиной и что ни разу у нее не было оргазма. Он пытался восполнить этот пробел и… потом она с большим удовольствием говорила ему, что и с ним она ничего не испытала. Одна женщина-психотерапевт пыталась собой лечить импотенцию у своих пациентов. Моя точка зрения на этот счет следующая: сексуальные отношения с больным человеком недопустимы. Но я допускаю развитие подобных отношений после успешного выздоровления больного. Такие случаи мне тоже известны. Это были любовные отношения, которые завершились счастливым браком.

Но вернемся к проекции. Она помогает понять врачу, кто сидит перед ним. Потом необходимо сделать так, чтобы подопечный понял, что все это относится к нему. А пока он может обливать грязью врача и в глаза, а особенно за глаза, хотя тот его и предупреждал, что все, что он хочет сказать, он должен сказать тут же. Чего только не приходится выслушивать от пациентов!

Для того чтобы правильно спланировать психотерапевтические воздействия, приходится расспрашивать больного о его прошлом, которое тот еще не до конца пережил. Рассказывая об этом, он часто начинает плакать, а врач заставляет рассказывать его об этом много раз. Этот прием называется «возбуждающие воспоминания». Одна из моих подопечных в процессе сценарного перепрограммирования в течение нескольких сеансов, читая автобиографию, никак не могла продвинуться дальше пяти лет. Эпизоды двадцатилетней давности вызывали слезы. Посторонний наблюдатель мог бы принять меня за садиста. Как хорошо хирургам! Они режут по живому, а садистами их никто не считает.

Психотерапевта его пациенты могут назвать невежей-недоучкой, если он не читает работ Малахова по уринотерапии, Луизы Хей.

Обвинения в стяжательстве психотерапевту избежать сложно. Но если он живет за счет частной практики, то что-то с пациента брать нужно. Одна из моих учениц рассказала такой эпизод.

Беседовала она с пациенткой около 1,5 часов. Это был сеанс индивидуальной психотерапии. Лекарств выписано не было. Больная распростилась с ней, не сделав попытки оплатить сеанс. Когда же моя ученица ей сказала об этом, то пациентка удивлением воскликнула: «А за что же платить?»

У психотерапевта и его подопечного все условия должны быть оговорены. Хочу подчеркнуть, что наши подопечные, даже очень богатые, готовые на массажистку, парикмахера или путану потратить 100 или 200 долларов (причем с гордостью рассказывают об этом), очень неохотно платят 100 рублей психотерапевту. Вот видите, насколько они не ценят свою душу! Кстати, еще великий 3. Фрейд говорил, что невротик обязательно должен оплачивать свое лечение, цена должна быть большой, как у хирурга. Все равно та польза, которую он получит от лечения, во много раз превысит затраты на него. Бесплатное лечение невротика ни к чему его не обязывает. Когда же он оплатит лечение, то постарается выполнять рекомендации хотя бы для того, чтобы понять, на что он потратил деньги. Окончательно убедил меня в этом рассказ одного из моих учеников.

Один довольно крупный бизнесмен пришел к нему на индивидуальный прием. Он потребовал, что тот оплатил ему так, как оплачивает целая группа. Получилась довольно внушительная сумма. Потом сам бизнесмен рассказал ему о своих переживаниях: «Вышел я возмущенный. Брать такие деньги за фразы, которые я сто раз слышал от других! Я решил выполнить все, что вы мне говорили. Конечно, если бы сумма была незначительной, то я может быть, ничего и не сделал бы. Результат превзошел все мои ожидания.

Все-таки психотерапевт должен жить хорошо, а брать с подопечных мало. Выходом из этого должна быть групповая психотерапия, которая, кстати, в большинстве случаев более эффективна, чем индивидуальная. Но хочу вас заранее предупредить: став психотерапевтом, очень много вы зарабатывать не будете, но на достойную жизнь хватит. Более того, вы даже будете чувствовать себя богатым. Ведь беден не тот, у кого мало, а тот, кому не хватает. Вот невротические личности даже при большом состоянии чувствуют себя нищими, ибо им для счастья не хватает десятков, а иногда и сотен миллионов долларов. В общем, если вы хотите очень сильно разбогатеть, то лучше не становитесь психотерапевтом.

И еще несколько слов о профессии психотерапевта. Всех, кто обращается к нам за помощью, объединяет одна проблема, - проблема внутреннего одиночества. Нет, у них есть жена дети, друзья сотрудники. Но наших подопечных отделяет от других барьер психологических защит, как их собственных, так и тех, с кем они общаются. Любят их всегда за что-то. Их не раз предавали, от них отказывались самые близкие люди. Так вот, психотерапевт должен суметь прорвать этот барьер и стать на какое-то время единственным другом своего подопечного. Но это своеобразная дружба. Как только подопечному станет лучше, он покинет психотерапевта. Но жаловаться на это нельзя. Такова особенность этой профессии. Иногда становится немного грустно. Я, правда, нашел для себя один выход. Я овладел еще некоторыми навыками, чтобы оставаться полезным для своих подопечных. Я обучаю их технике управления, помогаю заключать сделки, редактирую их выступления. Правда, это уже совсем другие отношения. Здесь уже нет жалоб на бессонницу, раздражительность и ссоры с близкими. Мы вместе идем вверх. Это уже дружба-сотрудничество.

В ходе изложения своего материала я постарался ответить на вопросы философа. Осталась самая малость.

Как влияет на наше психологическое здоровье современная пресса и телевидение? Практически никак. Ведь сценарий человека, его судьба формируется в первые пять лет жизни под влиянием родителей или лиц их заменяющих. Происходит «фотографирование». Пресса и телевидение играют роль «проявителя». Они способствуют выявлению тех дефектов, которые появились у человека еще в раннем детстве. Конечно, средства массовой информации (СМИ) смогли бы много сделать по их исправлению, если бы, например, организовали систематические занятия по психологии общения. Ведь в наших занятиях нет ничего сенсационного, эффект от них будет через несколько месяцев, а психотерапевты не в состоянии оплатить дорогое эфирное время и газетные строки. Я давно работаю с СМИ. Сами корреспонденты понимают мои проблемы. Кое-что мы делаем (так, например, одна областная газета публиковала раз в неделю в течение трех месяцев наши статьи в рубрике «Школа выживания»). Но дело, как правило, заканчивается разрывом отношений. Главные редакторы считают, что они создают нам рекламу, а от нас ничего не получают. Но Бог с ними со СМИ. Сейчас я никого не убеждаю. Просто делаю свое дело.

Может ли человек быть для себя психотерапевтом? Я, как и философ, отвечаю на этот вопрос положительно. Более того, я стараюсь сделать это практически, так как пишу книги по психотерапии. Но все-таки желательно и прямое обращение к специалисту. Одна моя подопечная два года читала мою книгу «Если хочешь быть счастливым». Она ей помогала. Но все-таки на некоторые вопросы она не могла найти в ней ответы и пришла на тренинг. Через три занятия она с восторгом заявила, что за эти занятия получила больше, чем за два года самостоятельного обучения. Она была не совсем права. Если бы не было этих двух лет самостоятельного обучения, то не было бы и такого эффекта. Я бы не противопоставлял самостоятельную помощь профессиональной. Больше нужно полагаться на самопомощь, но иногда, хотя бы раз в неделю, следует посещать групповые тренинги. Полезно изучать психотерапевтическую литературу. Я советовал бы опираться на нашу, отечественную, где описываются наши проблемы.

И последнее. Мой принцип амортизации - не способ общения. Амортизация - это способ деликатно избавиться от нахала. Добро должно уметь защитить себя. Да, партнер выходит из себя при амортизации. Но ведь он оскорблял! Разве хороший человек будет это делать?! Философ вступается за обидчика. Почему? Мне непонятно. Для многих достойных людей амортизация стала хорошей защитой. Да, амортизация - это оружие. Но я не тревожусь, что им воспользуется агрессор. Его оружие - прямое оскорбление. Правда, но я ни на чем не настаиваю. Может быть, философ и права.

А теперь я хочу сказать вам, что работа психотерапевта приносит мне радость. В частности, иногда я получаю вот такие письма.

Я рада, что в очередной раз вы принудили меня к письменной речи. Как всегда ненавязчиво. Сотни раз я говорила эти слова про себя, но какие-то демоны в душе не давали мне это озвучить. Мне предстоит еще разбираться с ними.

Спасибо вам за то, что вы подарили мне прекрасный мир. Не иллюзорный призрачный, в котором я жила, а реальный, со всеми его радостями и горестями. Спасибо, что вы подарили мне меня, такую, какая я есть, без прикрас, но и без ненависти к своим слабостям. Я еще учусь любить себя такую. И это мне позволяет любить всех людей, вас, нашу «сумасшедшую» дорогую мне группу. Мне хорошо с вами. И думаю, это вдохновило меня еще на одно дело - защиту диссертации.

Это письмо написала мне женщина 44 лет. Пришла она ко мне три года назад с мыслями о самоубийстве. У нее был крах на производстве - никак не могла закончить диссертацию и уже года два не работала над ней. У нее был крах в личной жизни - длительный психологический и сексуальный разрыв с мужем, конфликты с подрастающим сыном. Первые сдвиги в ее состоянии произошли месяца через четыре после начала занятий, а потом все шло со скоростью курьерского поезда.

И совсем последнее замечание.

Наша страна переживает сейчас бум по подготовке психотерапевтов и психологов. Этим занимаются у нас 15 факультетов усовершенствования врачей при высших медицинских учебных заведениях. Федеральный центр по психотерапии. Российская психотерапевтическая ассоциация и Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига. Кроме того, почти в каждом регионе имеются свои психотерапевтические ассоциации. Есть несколько негосударственных институтов психотерапии. Все они очень активно готовят психотерапевтов и проводят просветительную и тренинговую работу с непрофессионалами. Естественно, занимаются они и лечебной работой. Наши психотерапевты выступают со своими разработками на международных съездах, симпозиумах и конференциях.

Наша Ростовская область находится не в первых рядах, но и мы смогли подготовить за последние 10 лет около 300 врачей-психотерапевтов. Прошли у нас психотерапевтическую подготовку и около 100 медицинских психологов. Уже 8 лет работает школа психологического айкидо, где основам управления с использованием психотерапевтических методик обучено более 1 000 человек. О клубе КРОСС уже рассказывалось выше. Сам я написал более 10 книг по психотерапии и психологии общения как для врачей, так и для широкого круга читателей. Все психотерапевты, которые прошли подготовку у нас, профессионалы, и всегда вам подскажут, куда обратиться, если сами не смогут помочь вам решить ваши проблемы. Есть у нас в области несколько отделений, где занимаются лечением больных неврозами, несколько кабинетов социально-психологической помощи и телефон доверия (его номер 58-21-41). На телефоне доверия круглосуточно дежурят квалифицированные психотерапевты и психологи, которые окажут вам бесплатно необходимую помощь и подскажут, куда обратиться, если ее будет недостаточно. Такие структуры имеются и в других регионах России. Кстати, не отказывайтесь от бесплатной помощи. Профессионал, если уж он работает, то всегда работает в полную силу, и не имеет значения, платят ему или нет. В этом отношении он напоминает спортсмена. Он знает, что если работает не в полную силу, то детренируется и страдает в первую очередь сам. Конечно, есть у нас в области и частнопрактикующие психотерапевты. В общем, мы готовы вам помочь.

К сожалению, многие люди хотят получить помощь немедленно, за один сеанс психотерапии и не прилагая собственных усилий. И у нас большим успехом пользуются те «специалисты», которые обещают за один сеанс избавиться от наркоманической или алкогольной зависимости, похудеть без соблюдения диет и занятий спортом, избавиться от импотенции. Если вы на это рассчитываете, то к нам за помощью обращаться не следует. Мы знаем, что не так просто избавиться от вредных привычек и малоадаптивных форм поведения. Иногда на это уходит года два планомерной работы над собой. А на выработку нового навыка или привычки и того больше. Но если вы не верите в чудеса и настроены на упорную работу над собой, мы приглашаем вас в наши структуры, к нашим специалистам, и лучше тогда, когда вы еще «на ходу», а не нуждаетесь в капитальном ремонте. Мы, как спортивные тренеры, не обещаем вам райской жизни (иногда мы будем казаться вам грубиянами, иногда садистами, временами вы будете считать нас недоучками и стяжателями). Но здесь, как в спорте. Если будете трудиться, успех к вам обязательно придет.

Итак, книга прочитана. Дорогие наши читатели? Мы вам ничего не навязываем. Решайте сами!

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Как стать внимательным? Приучить себя внимательно работать в самых разнообразных условиях - вот верный путь воспитания внимания.Следует научиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонним

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Акцент на взаимоотношениях между психотерапевтом и пациентом Сотрудничество Один из кардинальных принципов когнитивной психотерапии - создание у пациента ощущения сотрудничества и доверия. Построение отношений, вероятно, более важно при хроническом расстройстве

Из книги Искусство Быть Собой автора Леви Владимир Львович

Отношения между психотерапевтом и пациентом По крайней мере в начале психотерапии пациент, вероятно, рассматривает психотерапевта как всесильного спасителя, который улучшит его жизнь, поэтому чем более активную роль в лечении нужно исполнять пациенту, тем меньше

Из книги Такие неformatные дети автора Белопольская Наталия

Отношения между психотерапевтом и пациентом Особенно важно обратить внимание на один фактор, который очень часто игнорируется в работах когнитивно-поведенческих психотерапевтов: отношения между психотерапевтом и пациентом. Зависимое поведение пациента с ЗРЛ имеет

Из книги Нить Ариадны, или Путешествие по лабиринтам психики автора Зуева Елена

КАК СТАТЬ ПСИХОЛОГОМ «Уважаемый доктор! Наша семья переехала в другой город, когда я училась в восьмом классе. В новой школе я стала замечать, что никак не могу сойтись со своими одноклассниками, старалась быть общительной, но часто не знала, о чем говорить. Теперь я уже в

Из книги Почему мужчины врут, а женщины ревут автора Пиз Алан

Как стать героем… Родители были на работе, когда им позвонили соседи: «У вас в квартире был сильный пожар. Но не волнуйтесь, с детьми все в порядке. Старший сын вывел младшего из квартиры и даже успел прихватить какие-то вещи. Приезжайте скорей!» Они помчались домой и

Из книги Гипнотерапия. Практическое руководство автора Карл Гельмут

В ДИАЛОГЕ С ПСИХОТЕРАПЕВТОМ Позвольте чувствам просто быть В кабинет вошла, опираясь на палочку, пожилая женщина лет семидесяти. Села, отдышалась и начала свое повествование. Сразу с того, что беспокоит, – хромота и слабость в ногах. Два года назад случился перелом шейки

Из книги Свое лицо, или Формула счастья автора Алиев Хасай Магомедович

КАК НЕ СТАТЬ ОБЪЕКТОМ ЛЖИ 1. Садитесь на более высокий стул. Это завуалированная форма запугивания.2. Не скрещивайте руки и ноги, откиньтесь назад. Сделайте себя «открытым» для правды.3. Не говорите ему о том, что вы знаете. Не указывайте на то, что вы знаете, что он вас

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Сценарий 5.7. “Личное прибежище”, смоделированное психотерапевтом Помните, вы говорили мне, что чувствуете себя спокойно и расслабленно, когда находитесь в лесу. Мне бы хотелось, чтобы вы мысленно представили себе то, что я буду описывать. Представьте, что вы идете через

Из книги Прощаю себе. В 2 тт. Том 2 автора Виилма Лууле

Из книги Как повысить самооценку и достичь успеха автора Тарасов Евгений Александрович

Мысленная борьба с психотерапевтом Просыпаться не хотела принципиально. Не хотела встречать этот мир, на который была зла и раздражена. Будильник прозвенел в 6:00, но поднять себя смогла, и опять с чувством вины перед собой, только в 8:00. Быстро оделась и пошла на стадион.

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Как стать счастливым У меня часто спрашивают: как стать счастливым? Отвечаю: «Для этого нужно стать человеком». Что значит – стать человеком? Ведь мы и так люди.Быть человеком значит придерживаться своей половой роли. Мы являемся на свет мужчиной либо женщиной – по своему

Из книги Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама автора Морено Джозеф Дж.

Как стать организованнее Хорошо известно, что организованные люди отличаются точностью, надежностью, внимательностью, а главное – результативностью. В то время как человек неорганизованный всегда идет на поводу у времени и дел, которые ему редко удается

Из книги Разговоры с сыном [Пособие для неравнодушных отцов] автора Кашкаров Андрей Петрович

Как стать умным Ну а теперь мы разберем вопрос, который мне часто задают в письмах: «Как стать умным?» Иногда этот вопрос варьируется. Например: «Как стать умной женщиной?» или: «Можно ли поумнеть, но чтобы быстро, у меня скоро экзамены?» или: «Я ничего не понимаю в жизни, это

Из книги автора

Стать делателем Нижеследующая невымышленная история прекрасно иллюстрирует основные психодраматические идеи о спонтанности и творчестве.Это случилось в канун Нового года несколько лет назад, в переполненном ресторане в Нью-Йорке. За столом сидели Якоб Леви Морено; мой

Из книги автора

17.3. Как не стать жертвой Воспитывать безопасный образ мышления тебе необходимо заранее, чем мы сейчас, надо полагать, и занимаемся Повседневная жизнь богата эксцессами, на которые часто косвенно влияют наша рассеянность, непредусмотрительность и легкомыслие. Чтобы

Спасибо

Записаться к Психотерапевту

Кто такой психотерапевт?

Психотерапевт – это специалист, получивший сертификацию по специальности психотерапия. В свою очередь, психотерапия - это метод лечения, в основе которого лежит воздействие на организм больного через его психику. База психотерапии может основываться на медицинском или же психологическом образовании. Это значит, что психотерапевт изначально должен окончить либо медицинский университет, либо любой другой по специальности психология. После получения высшего образования будущий психотерапевт проходит сертификацию по одному из направлений в психотерапии.

Существует множество направлений и методов в психотерапии, но условно их можно разделить на две группы - психоаналитические и бихевиористские (поведенческие ).

Основными направлениями в психотерапии являются:

  • психодинамическое направление;
  • когнитивно-бихевиоральное направление;
  • гуманитарное направление.

Психодинамическое направление

Согласно этому направлению в психотерапии внутренний мир человека – это результат динамики (столкновения ) внутренних импульсов с представлениями о реальности. Под динамикой понимается движение, взаимодействие и борьба внутренних сил. Поэтому психодинамическая психотерапия понимает процессы психики как результат взаимодействия внутренних сил. Данный подход основывается на гипотезе, что психика человека – это отдельный мир энергии, живущий и взаимодействующий по своим законам, и эти законы не сводятся к внешним факторам (то есть не зависят от внешних обстоятельств ). Представителями этого направления являются Альфред Адлер, Гарри Салливан, Карен Хорни. В рамках этого направления различают такие методы как психодрама, телесно-ориентированная психотерапия, анализ.

Когнитивно-бихевиоральное (поведенческое ) направление

Сторонники этого направления предполагают, что поведение человека основано на его представлениях о происходящем. То есть, то, как человек видит внешний мир, и все происходящее в нем, зависит от типа мышления. В то же время, мышление человека во многом сформировано воспитанием, обучением и определенными социальными традициями. Таким образом, иногда люди используют свое негативное и ошибочное мышление для оценки происходящих событий.

Представители этого направления считают, что многие проблемы являются результатом ошибочных представлений, а они, в свою очередь, вытекают из ошибочного мышления.

Основной целью в поведенческой терапии является формирование правильного мышления, которое будет гарантировать адекватную интерпретацию событий. К основным подходам в когнитивно-бихевиоральном направлении относятся когнитивная терапия Бека и рационально-эмоционально-поведенческая терапия Эллиса.

Гуманитарное направление

Это направление в психотерапии радикально отличается от предыдущих двух. В центре направления ставится не концепция и не личность, а взаимодействие (то есть общение ) между психотерапевтом и пациентом. Акцент ставится на речевую деятельность.

Все гуманистические подходы основываются на таких качествах человека как совершенствование и самоутверждение. Поэтому основным положением является то, что человек сам способен наладить свою жизнь. Для этого лишь стоит устранить некоторые внутренние препятствия. Также согласно этому положению болезнь (психическое расстройство ) развивается тогда, когда процесс достижения цели блокируется какими-то обстоятельствами. Этими обстоятельствами могут быть родственники, родители или общественное мнение. Чаще всего именно они становятся на пути реализации каких-либо желаний человека. Задача психотерапевта в данном случае состоит в том, чтобы помочь человеку стать тем, на что он способен.

Как становятся психотерапевтами?

Существует два способа становления психотерапевтом. Основной метод предусматривает изначальное медицинское образование. Данный способ является наиболее длительным, но зато и более полноценным, так как впоследствии дает право практиковать фармакотерапию (то есть выписывать рецепты ). После окончания медицинского университета желающий стать психотерапевтом должен пройти интернатуру (в некоторых странах резидентуру ) по специальности психиатрия. Длительность интернатуры в отличие от общепринятого медицинского образования продолжительностью в 6 лет, варьирует от 2 до 5 лет. На постсоветском пространстве интернатура по психиатрии длится от 2 до 3 лет.
После окончания медицинского университета и интернатуры по психиатрии будущий психотерапевт становится врачом-психиатром . В компетенцию врача-психиатра входит диагностика, лечение и профилактика психических заболеваний. Далее если психиатр хочет практиковать и немедикаментозные методы лечения (то есть психотерапевтические ), он должен пройти специализированные курсы. Выбор курсов зависит от желаемого направления в психотерапии. Так, на сегодняшний день самыми популярными направлениями являются когнитивно-поведенческая терапия и психоанализ.

К основным методам психотерапии относятся:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • позитивная терапия;
  • психоанализ;
  • семейная психотерапия;
  • психодинамическая терапия;
  • межличностная (интерперсональная ) терапия.
По каждому из вышеперечисленных методов существуют курсы квалификации. Желающий практиковать психоанализ должен пройти подготовку по психоанализу, специалисту по когнитивно-поведенческой терапии необходимо пройти практико-теоретические курсы по поведенческой терапии. Психотерапевт может быть специалистом сразу в нескольких психотерапевтических методах.

Курсы по когнитивно-поведенческой терапии (КПТ )

КПТ является одним из наиболее действенных и научно-доказанных методов. Широко применяется при депрессивных и тревожных расстройствах. Требования к курсам очень высоки. Так, согласно европейской ассоциации по аккредитации когнитивных психотерапевтов, обучение этому методу должно быть не менее 5 лет. Курс должен включать не менее 450 часов теории и практики, а также 200 часов супервизии. Под супервизией понимается клиническая практика с определенным набором пациентов под надзором специалиста в этой области.

Обучение психоанализу

Психоанализ – еще один из методов в психотерапии, который был разработан Фрейдом в конце девятнадцатого века. Обучение психоанализу также должно проходить на медицинской или психологической основе. После этого следует обучение теоретической части психоанализа, которое длится 3 года. Теория завершается прохождением так называемого «личного анализа» у квалифицированного психоаналитика. В зависимости от требования различных психоаналитических сообществ и институтов этот этап может длиться до 3 лет. Одновременно обучающийся должен вести под наблюдением двух пациентов как минимум на протяжении двух лет. Эта супервизия должна проводиться с еженедельными отчетами перед супервизором (специалистом перед которым отчитываются обучающийся психотерапевт ).

Обучение семейной психотерапии

Данный вид психотерапевтического воздействия является самым молодым. Зародился он в послевоенные годы прошлого столетия в Соединенных Штатах Америки, где очень быстро стал популярным. После этого семейная психотерапия быстро распространилась по Западной Европе и лишь недавно пришла в Россию. Особенностью данного метода является то, что в центре терапии становится не один конкретный человек, а вся семья. Согласно данному направлению терапия психических расстройств основывается на терапии межличностных связей в группе (в семье ).

Тренинги по позитивной психотерапии

Позитивная психотерапия является относительно новым методом в психотерапии. Однако за последние десятилетия она приобрела мировое признание. Обучение состоит из семинаров-тренингов и отдельной теоретической части. Курс обучения должен включать 300 часов теории, 150 часов практической работы, 100 часов личной терапии и 35 часов супервизии.

Психолог-психотерапевт

Психолог-психотерапевт получает сертификат психотерапевта на основе своего психологического образования. Основной существенной разницей является то, что в отличие от врача-психотерапевта он не может назначать фармакологического лечения, то есть выписывать рецепты. Однако это не мешает ему практиковать различные методы психотерапевтического лечения - от психоанализа до межличностной терапии. В то же время, в силу своего образования, деятельность психолога, как правило, ограничивается пограничными состояниями - неврозами , депрессиями , повышенной тревожностью . Отсутствие высшего медицинского образования не позволяет психологу-психотерапевту углубляться в эндогенные заболевания - шизофрению , биполярные расстройства .

Психотерапевт и психиатр, в чем разница?

Зачастую между этими двумя специальностями не существует никакой разницы. Психиатр – это врач, окончивший медицинский университет и интернатуру (постуниверситетское образование ) по специальности психиатрия. В компетенцию врача-психиатра входит диагностика, лечение и профилактика всех психических расстройств.

К наиболее широко распространенным психическим расстройствам относятся:

  • депрессия – по оценкам специалистов именно это заболевание через 10 лет займет лидирующее место среди всех болезней;
  • неврозы – это широкая группа заболеваний, в которую входят панические атаки , фобии (страхи ), обсессивно-компульсивное расстройство;
  • шизофрения – патология, характеризующаяся разобщенностью процессов мышления, наличием галлюцинаций и бреда;
  • психические расстройства при эпилепсии ;
  • биполярное расстройство – патология, характеризующаяся периодами повышенного и пониженного настроения;
  • пограничное расстройство личности (тип Бордерляйн ) – патология личности, для которой характерна импульсивность, низкий самоконтроль, повышенная тревожность.
Психиатрия – раздел медицины, которую изучает психиатр и психотерапевт, делится на частную и общую. Общая психиатрия, она же психопатология, изучает общие принципы функционирования психики, а также принципы развития заболеваний. Частная психиатрия же изучает отдельные болезни. Психиатр, практикующий психотерапию, называется психиатром-психотерапевтом. В данном случае разницы между психиатром и психотерапевтом нет - оба представителя являются обладателями медицинского диплома, они диагностируют и лечат психические заболевания.

Однако психотерапевтом может стать и психолог – специалист без медицинского образования. В данном случае разница заключается в границах компетенции. Психотерапевт без медицинского образования не компетентен в постановке диагноза и медикаментозного лечения. Он может практиковать только психотерапевтические методы лечения, то есть без воздействия лекарств. Для диагностики и дальнейшего лечения психотерапевт может порекомендовать обратиться к психиатру.

Психотерапевт и гипноз (психолог-гипнолог )

Гипноз – это состояние, для которого характерно высокая подверженность внушению и резкая фокусировка внимания. Данное состояние может быть индуцировано как самовнушением, так и внушением извне. Вопреки распространенному мнению, гипноз не может быть вызван против воли человека. Также во время гипноза высока вероятность ложных воспоминаний, что ограничивает применение данного метода в лечении. Метод психотерапии, использующий гипноз, называется гипнотерапией. Это один из древнейших методов, ведь гипноз практиковали еще в Древней Греции.

Сегодня данный метод не является столь популярным, как ранее. Считается, что человек сам должен найти причину своих страданий и разобраться в себе. Тем не менее, некоторые специалисты практикуют его, совмещая с другими методами психотерапии.

Изначально известно два вида гипнотерапии - классическая (она же директивная ) и разрешающая (эриксоновская ). Первая использует жесткие формулировки и указания (директивы ) и является довольно жестким методом. Широко используется в терапии алкогольной зависимости, вырабатывая отвращение к алкоголю. В народе данный метод широко известен как кодирование . Гипнотерапия по методу Эриксона является более мягким и щадящим методом. В основе данного метода лежит воспроизведение событий посредством образов (картинок ). Метод может использоваться в терапии страхов, неврозов, тревожных состояний.

Что лечит психотерапевт?

В компетенции психотерапевта находится широкий спектр психических заболеваний - от депрессии до алкогольной зависимости. Иногда психотерапевты специализируются на конкретных каких-то аспектах. Например, психотерапевт, работающий преимущественно с пациентами, подвергшимися насилию или переживающими острую кризисную ситуацию. Как правило, область, в которой работает психотерапевт, определяется его специализацией. Так, специалисты в когнитивной терапии чаще всего работают с неврозами и посттравматическими расстройствами, психоаналисты - с психосоматическими заболеваниями.

К патологиям, с которыми работает психотерапевт, относятся:
  • депрессии;
  • панические атаки и тревожность;
  • зависимости - алкогольная, игровая;
  • посттравматические расстройства;
  • психосоматические заболевания.

Депрессии

По оценкам специалистов, через несколько десятилетий, депрессия станет самым распространенным заболеванием. Уже сейчас она является одной из основных причин инвалидности и основной причиной самоубийств.

Сегодня от различных по тяжести депрессивных расстройств страдает более 300 миллионов людей. Ежегодно более 800 000 людей, страдающих депрессией, заканчивает жизнь самоубийством. Самым трагичным в данном аспекте является то, что заболевание затрагивает молодое работоспособное население. Более того, в последние десятилетия депрессия все чаще встречается среди детей и подростков.

Иногда чтобы справиться с этим состоянием люди начинают прибегать к помощи алкоголя, наркотиков . Изначально и алкоголь, и психостимулирующие вещества вызывают легкую эйфорию, и людям кажется, что так они победили недуг. Однако очень быстро на фоне употребления развивается тяжелая депрессия, ведь алкоголь и большинство наркотиков являются сильными депрессогенными (вызывающими депрессию ) веществами.

Согласно протоколу легкие и умеренные депрессии на сегодня лечатся исключительно психотерапией без применения лекарственных средств. Самым эффективным и научно доказанным методом в лечении депрессии является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ ). Основной целью КПТ при депрессии является формирование новых взглядов на актуальную ситуацию.

Этапами преодоления депрессии при КПТ являются:

  • Формирование навыков самопознания. Перед этим необходимо точно выявить проблему и события, которые предшествовали развитию депрессии.
  • Тренировки и релаксации. Различного рода техники помогут справляться с повышенной тревогой на пике ее проявления.
  • Увеличение количества событий, приносящих удовольствие. Необходимо сформировать баланс между отрицательными и позитивными событиями.
  • Тренировка уверенности. Изначально необходимо выявить события в жизни пациента, предшествующие чувству неуверенности, после чего идет развитие и тренировка уверенности.
  • Формирование социальных связей. Замкнутость, изолированность и социальное избегание всегда идут параллельно с депрессией. Необходимо максимально расширять те виды деятельности, которые ведут к социализации (например, поход с друзьями в кино ), и сокращать ту деятельность, которая этому препятствует (например, просмотр телепередач ).
При тяжелых депрессивных состояниях рекомендуется комплексная терапия, сочетающая в себе и психотерапию, и медикаментозное лечение. Препаратами выбора при депрессии являются антидепрессанты из группы ингибиторов обратного захвата серотонина . Также применяются препараты, сочетающие в себе несколько механизмов.

Антидепрессанты, используемые в лечении депрессии

Название

Механизм действия

Как применять?

Сертралин

Обладает выраженным противотревожным действием. Применяется при депрессиях, панических атаках, обсессивно-компульсивном расстройстве.

Начальная доза составляет 50 миллиграмм (одна таблетка ) в сутки. Препарат применяется однократно, в утренние часы.

Далее дозировка зависит от особенности клинического случая. При тревожных депрессиях доза составляет 100 миллиграмм (2 таблетки ), однократно в день. При обсессивно-компульсивном расстройстве она может достигать 150 миллиграмм (3 таблетки ).

Флуоксетин

Обладает выраженным активирующим эффектом, применяется при депрессиях, навязчивых состояниях, булимии .

Начальная доза варьирует от 10 до 20 миллиграмм в сутки. Далее дозировку постепенно увеличивают до 40 миллиграмм. Максимальная доза составляет 60 – 80 миллиграмм в сутки. Препарат также применяется однократно, в первой половине дня.

Венлафаксин

Обладает противотревожным и седативным эффектом. Применяется при тревожных депрессиях, сопровождающихся возбуждением и бессонницей .

Начальная доза составляет 75 миллиграмм в сутки. Далее ее повышают еженедельно на 75 миллиграмм. Максимальная доза равняется 375 миллиграмм в сутки, дозу разбивают на 2 – 3 приема.

Панические атаки и тревожность

Как правило, повышенная тревожность протекает в кадре депрессии. Некоторые специалисты в данной области утверждают, что не существует депрессии без тревоги и тревоги без депрессии. Тем не менее, встречаются клинические случаи, когда и панические атаки, и тревога протекают изолированно.

При панических атаках также рекомендуется психотерапия. Однако чаще всего она проходит параллельно с медикаментозным лечением. Если же тревога выражена максимально, то психотерапевт изначально рекомендует только медикаментозное лечение. Если у него есть медицинское образование, то назначить препараты он может сам. Если же он получил сертификацию на основе психологического образования, то назначить медикаменты он не сможет. В этом случае также рекомендуется консультация врача-психиатра. После того как тревога спадет и с пациентом можно будет полноценно кооперировать, назначаются сеансы психотерапии. При панических атаках и повышенной тревожности также рекомендуется поведенческая терапия.

Зависимости - алкогольная, игровая, наркотическая

Психотерапевты также работают и с различными рода зависимостями - наркотической, алкогольной, игровой. Важно осознавать, что люди не рождаются с этими изъянами, а приобретают их по различным причинам. Чаще всего это «бегство» в какую-то зависимость. Находясь в тяжелой депрессии или переживая тяжелую кризисную ситуацию, многие пытаются заглушить душевную боль с помощью алкоголя или наркотиков. Также бывают случаи, когда с помощью алкоголя или наркотиков люди пытаются контролировать свои эмоции. Такое наблюдается при пограничных расстройствах личности (тип Бордерляйн ) или при биполярном расстройстве. Эти патологии проявляются резкими сменами настроения, эйфорией и вспышками гнева. В эти моменты больные могут начинать пить, употреблять наркотики и играть.
При зависимости широко используется мотивационная и межличностная терапия, а также гипноз.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР ) – это психическое заболевание, проявляющееся комплексом симптомов, которые, в свою очередь, развились вследствие стрессовой ситуации. Не следует путать данное расстройство с острой реакцией на стресс . В этом случае также присутствует страх, тревога, панические атаки и бессонница. Однако реакция присутствует в первые дни после стрессовых событий. ПТСР же развивается спустя год и более после стресса. Ключевым отличительным признаком является наличие навязчивых воспоминаний о прошедшем событии, которые периодически всплывают в сознании человека (flashback ).
Преодолеть сформировавшийся страх и избавиться от навязчивых мыслей поможет психотерапия. Сеансы психотерапии направлены на формирование способности у пациентов принимать реалии жизни и создавать определенные поведенческие модели. Распространенной методикой при ПТСР является метод наводнения, а также метод десенсибилизации и переработка движением глаз. В первом случае пациент создает в памяти картину минувших событий и полностью в нее погружается. Второй метод был изобретен психотерапевтом Шапиро специально для лечения ПТСР. Он включает фокусирование пациента на тревожных воспоминаниях и одновременно на альтернативной стимуляции, идущей от психотерапевта. Это может быть направляемые движения глаз, слуховые стимулы или похлопывания по рукам. При этом психотерапевт спрашивает, какие ассоциации возникли в этот момент у пациента. Основным моментом в данном случае является удерживание двойного внимания - на личных переживаниях и на альтернативных стимулах.

Психосоматические заболевания

Психосоматические заболевания – это патологии, в которых ключевую роль играет психика человека, в то время как проявляется она исключительно физическими симптомами. В переводе с греческого «психо» означает душа, а «сомато» - тело, что буквально означает душевно-телесные заболевания.

К психосоматическим заболеваниям относятся:

  • нейродермит , экзема , псориаз ;
При психосоматических заболеваниях используются самые различные методы психотерапии. Наиболее популярными являются суггестивные методики - аутотренинги и гипноз.

Детский психотерапевт

Детский психотерапевт – это специалист, который компетентен в диагностике и лечении психических расстройств у лиц с 3 до 18 лет. Как и взрослый специалист, детский психотерапевт изначально может быть либо врачом, либо психологом. Однако ввиду того что детская психопатология более сложна и специфична, детские психотерапевты, как правило, являются и врачами. Чаще всего детские психотерапевты практикуют когнитивно-поведенческую терапию. Данный метод больше остальных зарекомендовал себя в коррекции расстройств психики у детей. Также детские психотерапевты практикуют межличностную и психодинамическую терапию – методы, доказавшие свою эффективность при пограничных расстройствах.

К наиболее распространенным психическим заболеваниям у детей относятся:
  • тревога;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • депрессия;
  • суицидальное поведение;
  • пограничное расстройство (тип Бордерляйн ).
Аутизм является наиболее распространенной детской психической патологией. По различным оценкам частота варьирует от 7 до 14 процентов на одну тысячу детей. В среднем, это равняется - 1 случай аутизма на 150 детей или же (в случае 14 процентов ) 1 случай аутизма на 68 детей. Также на сегодня данная аномалия развития входит в четверку самых распространенных заболеваний среди детей. Диагноз аутизма ставится врачом-психиатром. Научно доказанным методом раннего вмешательства при аутизме является прикладная терапия, наиболее известная под аббревиатурой АБА. Эта терапия основывается на выработке и дальнейшем развитии у детей-аутистов основных навыков (самообслуживание, письмо, игра ). Практиковать данный метод может специалист прошедший специальную подготовку. Это не обязательно должен быть врач или психотерапевт. Как правило, специалисты по АБА терапии – это детские психологи , прошедшие обучение в данной области.

Не менее редко у детей отмечаются и тревожные расстройства. Они могут принимать форму панических атак, ночных кошмаров, ночного недержания мочи . Лечение тревожных расстройств нередко требует не только психотерапевтического лечения, но и медикаментозного. С этой целью психотерапевт (если это и врач ) может рекомендовать противотревожные средства.

Обсессивно-компульсивное расстройство относится к категории неврозов и встречается преимущественно среди подростков. Проявляется это расстройство навязчивыми мыслями и действиями по типу ритуалов. Самыми распространенными ритуалами являются мытье рук, касание руками определенных вещей. Лечение данного расстройства, как правило, комплексное и включает и медикаменты, и психотерапию.

В последние десятилетия среди детей и подростков все чаще встречается депрессия и суицидальное поведение. Согласно последним исследованиям лечение легких и умеренных форм депрессии ограничивается исключительно психотерапией и лишь при тяжелом депрессивном эпизоде назначаются медикаменты. Тому существует несколько объяснений. Большинство антидепрессантов производят атипичный эффект на подростков и молодых людей в возрасте до 25 лет. Наиболее опасным побочным эффектом является инверсия аффекта и индукция суицидального поведения. Таким образом, вместо того чтобы нормализовать эмоциональный фон, антидепрессанты провоцируют вспышки гнева и суицидальные мысли. Такой побочный эффект может спровоцировать любой антидепрессант, но чаще всего его индуцируют антидепрессанты из группы ингибиторов обратного захвата серотонина (пароксетин, флуоксетин ).

Еще одним аргументом в пользу психотерапии при депрессии у подростков, является тот факт, что большинство психотропных препаратов ограниченно возрастом. Существует лишь небольшая группа препаратов, которая разрешена к применению у детей (например, сертралин, который можно назначать уже с 6 лет ).

Также не существует стандартной схемы медикаментозного лечения при пограничных расстройствах. Пограничные расстройства или расстройства тип Бордерляйн встречаются сегодня не реже и характеризуются, в первую очередь, низким самоконтролем. В клинической картине у таких подростков на первый план выступает саморазрушающее поведение - они наносят себе увечья, режут себя. Золотым стандартом в лечении этого расстройства является межличностная терапия.

Психотерапевт при неврозе

Психотерапевт – это основной специалист, который занимается лечением пациентов с неврозами. Само заболевание является психическим расстройством, при котором больной длительное время пребывает в подавленном состоянии, сопровождающимся беспричинным плачем, тревожностью, обидчивостью. Человек с неврозом жалуется на эмоциональное и физическое истощение, повышенную чувствительность к внешним раздражителям (громким звукам, яркому свету, мелким проблемам ).

Этапы лечения у психотерапевта

Психотерапия при неврозе преследует ряд целей, которые достигаются в несколько этапов. Последовательность и методы достижения определяются индивидуальным образом, в зависимости от формы невроза и других факторов.

Различают следующие этапы психотерапии при неврозе:

  • Установление типа заболевания. Невроз обладает большим количеством проявлений и у одних пациентов может провоцировать легкую тревожность, а у других – выраженное нарушение как психического, так и физического самочувствия. От типа заболевания зависит стратегия лечения, поэтому этот этап является первым и одним из самых важных в терапии неврозов.
  • Определение причины. Спровоцировать невроз может как одно конкретное событие (часто это потеря близкого человека, авария, увольнение с работы ), так и ряд неблагоприятных обстоятельств. Определение причины, наравне с установлением формы болезни, является основным фактором, на который психотерапевт ориентируется при составлении плана лечения.
  • Устранение симптомов. В некоторых случаях проявления невроза настолько сильны и постоянны, что мешают человеку работать, сильно усложняют отношения с окружающими. Поэтому в ходе психотерапии врач обучает больного техникам, которые помогают ему справляться с тревожностью и другими симптомами болезни. Иногда врач назначает специальные препараты.
  • Коррекция поведения пациента. Этот этап является одним из самых продолжительных в лечении невроза. Используя различные техники, врач помогает больному изменить отношение к проблеме или ситуации, которая стала причиной расстройства.
  • Исправление некоторых черт личности больного. Как правило, неврозы диагностируются у пациентов, которые обладают схожими чертами характера. Такие люди отличаются повышенной мнительностью, внушаемостью, неуверенностью в себе. Для того чтобы предотвратить рецидивы (повторное обострение ) болезни в будущем, врач проводит работу по коррекции особенностей характера пациента.

Методы психотерапии при неврозе

Существует много психотерапевтических техник, при помощи которых может быть оказана помощь пациенту с неврозом. Чаще всего в лечении применяется не один, а несколько методов. Проводиться они могут последовательно или параллельно друг другу.

При неврозе могут быть использованы следующие методы психотерапии:

  • Поведенческая терапия. Целью таких сеансов является коррекция поведения пациента в ситуациях, которые провоцируют невроз или могут это сделать в будущем. Также врач обучает больного навыкам самоконтроля, чтобы он мог справляться со стрессом, негативными обстоятельствами.
  • Когнитивная психотерапия. Этот метод часто используется в совокупности с поведенческой терапией. Задачей врача является выявление деструктивных установок и их исправление. Примером такой установки может быть убеждение пациента в том, что он никогда не должен ошибаться. В таком случае психотерапевт проводит работу над коррекцией этого утверждения, чтобы пациент осознал, что совершение ошибок не является поводом для сильных негативных эмоций, так как все люди ошибаются.
  • Гипнотерапия. Гипноз помогает врачу установить причину невроза (например, когда пациент не помнит некоторые важные детали ситуации, которая спровоцировала расстройство ). Также гипнотерапия применяется при коррекции поведенческой модели больного – в состоянии гипнотического транса ему внушаются новые правила поведения (например, «я перестаю испытывать тревогу» ).
  • Персональная психотерапия. Такое лечение показано пациентам, которые испытывают недовольство собой или окружающими обстоятельствами без объективных причин. Психотерапевт помогает больному сформировать позитивное восприятие своей личности и происходящих событий. Также сеансы персональной психотерапии проводятся при неуверенности в себе, излишней эмоциональности, мнительности.
  • Расслабляющие техники. Это направление психотерапии включает техники медитации, дыхательные упражнения и другие мероприятия, которые помогают больному избавиться от стресса, тревоги.

Семейный психотерапевт

Семейная психотерапия является самым молодым направлением среди всех психотерапевтических школ. Согласно этому направлению причиной тех или иных симптомов являются межличностные отношения в семье. Объектом терапии в данном случае является семья. Она является единым организмом, состоящим из различных элементов. Важно понимать, что проблемы являются результатом не отдельного человека (члена семьи ), а взаимоотношения с ним.

На прием к семейному психотерапевту семья приходит во всем составе, даже если есть члены семьи, которых ничего не беспокоит. Проблемы, с которыми обращаются к семейному психотерапевту, могут быть самыми разными - от банальных трудностей с детьми до развода.

К проблемам, с которыми обращаются к семейному психотерапевту, относятся:

  • поведенческие проблемы у детей;
  • конфликты между родственниками;
  • страхи, фобии у одного из членов семьи;
  • проблемы во взаимоотношениях между мужем и женой;
  • различные зависимости - алкогольная, наркотическая, игровая.
С точки зрения семейного психотерапевта, семья – это единый организм, который существует и развивается по своим законам. У каждой семьи свое функционирование. И на каждого участника этого союза это пространство влияет по-разному. Таким образом, какой-либо симптом является результатом функционирования всех членов семьи.
Основным «корнем зла» в любой семье является так называемое непонимание. Именно отсюда растут ежедневные ссоры и скандалы, измены, проблемы с алкоголем и наркотиками. Результатом больной семейной атмосферы является то, что удар, как правило, берут на себя дети. Бессознательно они начинают «спасать» положение в семье своим поведением. Чаще всего они начинают болеть («бегство в болезнь» ), таким образом, примеряя вокруг себя родственников. Также дети могут проявлять антисоциальное поведение, агрессию или как-то по-другому демонстрировать себя.

Цели семейной психотерапии

Основной целью семейной психотерапии, конечно же, является сохранение семьи. Но отсюда не следует вывод, что данный метод помогает разрешить только семейные конфликты. Очень часто в семьях нет открытых конфликтов, то есть обычных ссор и брани. Однако в них присутствуют постоянные измены, зависимость и, как было сказано выше, часто болеющие дети.

Основными целями семейного психотерапевта являются:

  • преодоление семейных конфликтов;
  • устранение нездоровых отношений между супругами, между родителями и детьми;
  • сохранение семьи;
  • вступление в новые отношения после развода.
Конечно же, основной задачей семейного психотерапевта является предотвращение развода. Однако, к сожалению, это не всегда удается. Тем не менее, даже в этом случае важно разрешить существующий внутрисемейный конфликт и сделать разрыв менее болезненным. Ведь бывает так, что уже после развода постоянная душевная боль и обида не позволяют начать новые отношения. Причиной тому являются неразрешенные прежние отношения, потому как невозможно начать что-то новое, когда за спиной груз прошлого. Правильно расстаться и завершить отношения без последующих навязчивых мыслей о прошлом как раз и помогает семейная психотерапия.

Также семейная психотерапия помогает изменить или укрепить ценности каждого человека в семье. Осознавая ценность и значимость каждого члена, семья будет функционировать в гармонии и согласии. Так, после квалифицированной поддержки каждый сможет ощутить позитивные изменения как в себе, так и вокруг.

Принципы и методы семейной психотерапии

Поскольку семейная психотерапия решает очень широкий круг задач, то она использует самые различные методы и практики.

К методам семейной психотерапии относятся:

  • Семейные дискуссии , в ходе, которых обсуждаются существующие проблемы. Психотерапевт выступает в качестве наблюдателя и медиатора, используя при этом технику активного молчания, конфронтации, перефразирование.
  • Ролевые игры , во время которых проигрываются роли каждого члена семьи. Особенностью данной методики является то, что перед членами семьи ставится конкретная задача. Например, психотерапевт выдвигает версию о проступке сына и требует от других членов семьи как можно больше версий аргументировать этот поступок.
  • Техника «скульптуры семьи». Члены семьи создают застывшую позу друг друга, проигрывая при этом эмоции, движения, излюбленные позы.
  • Техника обусловленного общения. В семейный диалог психотерапевтом вводится новый элемент. Это может быть правило общения, обмен записками или цветовая сигнализация (каждый цвет символизирует какую-либо эмоцию ). Целью этой техники является коррекция привычных конфликтов (нарушений ).
  • Директивы (или же указания ). Конкретные и прямые указания психотерапевта в отношении определенных действий. Это может быть директива на смену места жительства или на пожить отдельно. Директивы могут быть трех вариантов. Первый вариант - это что-то делать, второй - делать нечто по-другому и третий – не делать того, что ранее делалось.
Самой распространенной техникой в семейной психотерапии является семейная дискуссия. Она дает возможность обсудить существующие недопонимания и, самое главное, высказаться каждому. Целью дискуссии вовсе не является утверждение своей правоты, а совместное нахождение истины. Многие семейные психотерапевты отмечают, что во многих семьях по отдельности члены семьи сходятся в одном мнении. Однако стоит им собраться вместе, и их мнения меняются и занимают диаметральные позиции. Именно поэтому важным моментом в практике семенного психотерапевта является обучение членов семьи методам дискуссии.

Прием (консультация ) у психотерапевта

На прием к психотерапевту в большинстве центров следует предварительно записаться. Как правило, индивидуальная консультация ведется 45 – 50 минут, семейная психотерапия может длиться до 2 часов. Начинается прием с выяснения основных жалоб и проблем. Не всегда это удается выяснить сразу. Зачастую пришедшему на прием необходимо установить контакт с психотерапевтом, прежде чем ему открыться. В свою очередь, психотерапевт должен выяснить, чего ждет от терапии пришедший пациент.

Помощь психотерапевта

Помощь психотерапевта заключается в разрешении и преодолении тех проблем, с которыми к нему обращается пациент. После того как были выявлены основные проблемы, определяется дальнейшая тактика терапии. Необходимо сразу отметить, что психотерапия – является длительным и трудоемким процессом. Как правило, ни один специалист изначально не скажет, сколько необходимо сеансов. Объясняется это тем, что изначально необходимо время на установление определенного эмоционального контакта между специалистом и пациентом. Далее в ходе терапии могут «вскрыться» другие проблемы, с которыми впоследствии также придется работать. В целом же психотерапия делится на короткую и длительную. Первая может длиться несколько месяцев, вторая же затягивается на года.

К видам помощи, которую может оказать психотерапевт, относятся:

  • Помощь в кризисной ситуации – то есть пережить острый кризисный период. Это может быть острая реакция на стресс, трудности с адаптацией и так далее. В различных стрессовых ситуациях люди ведут себя по-разному. Степень реакции при этом зависит от функционирования нервной системы - некоторые могут проявлять острые психотические реакции, другие же переносят катаклизм внешне спокойно, но потом развивают постстрессовое расстройство. Справиться с острой реакцией, будь то природная стихия или семейная неурядица, помогут консультации психотерапевта.
  • Помощь при постстрессовых расстройствах, или сокращенно ПТСР. Расстройство, которое может развиваться при единичной или повторяющейся травмирующей ситуации. ПТСР развивается не ранее, чем спустя 3 месяца после травмы. В качестве травмы может выступать любая стрессовая ситуация - сексуальное насилие, физическая

03.06.2016 12:31

Эта статья для психотерапевтов, начинающих свой путь, или для тех, кто только задумался об этом. Пока вам не поздно передумать, и узнать, насколько много подводных камней на этом пути. Давайте сразу определимся, что психотерапия в итоге становится образом жизни, и если вы всё же решитесь, то должны быть к этому готовы.

Я хотел бы в общих чертах обрисовать, каким должен быть профессионал в психотерапии, чтобы вы могли ориентироваться на этот пример. Прежде всего, врач-психотерапевт должен стараться вылечить пациента навсегда, то есть так, чтобы человек действительно решил свои психологические проблемы за курс лечения и в дальнейшем не нуждался в психологической помощи, чтобы научился сам решать проблемы. В таком случае профессионал использует различные методики воздействия на поведение и саму личность, также применимы комплексы симптоматической психотерапии. Психотерапевт должен сам соответствовать всему, что ставит в пример и к чему пытается привести пациента.

Чтобы стать психотерапевтом, необходимо пройти два этапа:

1. Решить все свои психологические невротические проблемы.

2. Изучить, усвоить и научиться владеть всеми методами психотерапии.

В жизни случаются разные ситуации, и когда у врача-психотерапевта появляются свои невротические отклонения, он обязательно должен обратиться за помощью, оставив на время практику. Человеку, сомневающемуся в своем психологическом здоровье, категорически нельзя работать с больными. Для таких случаев создана структура супервизии, в которой психотерапевты высочайшего класса (супервизоры) помогают запутавшимся в проблемах врачам-психотерапевтам, а также проводят для них аттестацию.

Если вы абсолютно уверены в своем психологическом здоровье и не передумали ещё становиться психотерапевтом, вы должны знать, как проходит обычный психотерапевтический процесс.

В начале лечения возможно проявление эффекта переноса, когда больной ассоциирует врача с каким-либо близким человеком. То есть пациент, возможно, будет видеть в вас отца, мать, мужа или жену. И больной не просто приписывает психотерапевту какую-то роль, но может также высказывать претензии, заявлять права на жизненное пространство врача и много возмущаться. В ходе лечения, конечно, подопечный понимает, что был не прав и скромно извиняется, но это происходит далеко не сразу, приходится многое терпеть.

И вновь - если вы не передумали идти по этому пути - вам полезно будет знать, что при общении с любым пациентом, необходима психологическая защита, которая осуществляется с помощью механизма проекции. Принцип его в том, что каждый из нас зачастую переносит часть своих негативных качеств в бессознательное, то есть перестает их осознавать. Но так как они никуда не исчезают, то пытаются найти выход через что-то другое. Таким образом, человек эти нехорошие качества может приписывать другим, высказывать неприятные вещи или даже оскорблять.

Всегда можно понять, каков человек на самом деле, внимательно послушав, как он осуждает и ругает других, на что именно он обращает внимание - то и присутствует в нем самом. Поэтому больной может говорить порой злые вещи или обвинять в чем-то, но нужно всегда помнить, что это лишь перенос его бессознательного, и необходимо, чтобы в дальнейшем он осознал все эти свои отрицательные качества.

Иногда встречаются случаи контрпереноса - сложный неуправляемый психический процесс, в ходе которого врач начинает с помощью пациента решать свои невротические проблемы. Вы могли слышать о таких ситуациях - это случаи романов между пациентами и врачами-психотерапевтами. Такое происходит, когда у психотерапевта не решены проблемы в сексуальной сфере.

Чтобы правильно выстроить лечение, психотерапевту необходимо хорошо знать всё прошлое подопечного, те важные моменты и происшествия, которые могли наложить свой отпечаток на психику. Больному может быть тяжело рассказывать о каких-либо случаях и деталях, но это нужно и придется заставлять, сквозь слезы, боль, вспоминать и излагать.

Порой пациенты обвиняют врачей в меркантильности, когда за прием необходимо платить деньги, не уважая и не ценя труда психотерапевта, ведь он не просто выслушивает историю, он строит ход лечения и ищет болевые точки. Поэтому очень важно заранее оговаривать все условия сотрудничества, цену курса и цель встреч. Оплаченные приемы могут стимулировать пациента выполнять задания и рекомендации, ведь тратить деньги впустую может позволить себе не каждый.

Но всё же психотерапевт не может слишком много брать с больных, это неверно. Есть множество путей зарабатывать на жизнь, в том числе занятия в группе. Так что готовьтесь, что если хотите быть психотерапевтом, то не будете миллионером, хотя богат тот, кто себя так ощущает, кому всего хватает. И, самое важное - чтобы пациенты выздоравливали и были счастливы.

И ещё такой момент - на время лечения психотерапевт становится для пациента самым близким человеком, в каком-то смысле это можно назвать дружбой. Но как только вы поможете решить больному все его проблемы - он уйдет от вас в свою жизнь. Расстраиваться не стоит, ведь лучшая благодарность - это благополучие и успех подопечных.

Некоторые задают вопрос - может ли человек сам для себя быть психотерапевтом? Отчасти такое возможно, ведь не зря пишутся книги и статьи, помогающие понять, что же происходит с тобой и что с этим делать. В определенных ситуациях человеку достаточно прочитать и понять, в других - эффективнее сходить к психотерапевту или на групповое занятие, посмотреть на проблему с другой стороны.

Всё, что нас окружает - современные СМИ, интернет, фильмы - на самом деле практически не влияют на психическое здоровье, потому что основа личности закладывается и формируется в детстве. Всё окружающее и происходящее лишь способствует реализации того, что в человеке уже заложено. И СМИ, конечно, больше бы помогло, если бы они давали больше информации по психологии.

В нашей стране действуют множество факультетов психологии, выпускают специалистов, появляется и растет количество тренингов для психотерапевтов, курсов по повышению квалификации, семинаров и прочее. Хочется надеяться, что как профессионалы, так и подопечные будут расти, обучаться и понимать, что решение проблем - это не сиюминутное дело, это целый процесс, в ходе которого необходимо произвести определенную работу и врачу, и пациенту. Тогда результат будет достигнут.


Статьях мы разбирали, что же из себя представляет психотерапия . В этой статье мы попытаемся понять, что же из себя представляет психотерапевт .

Если Вы читали прошлые статьи, то заметили, что основателями известных психотерапевтических направлений были врачи общего профиля, неврологи, психиатры, психологи и один (окончивший курсы по психологии).

Психотерапия появилась на стыке психиатрии и психологии. Большинство из основателей психотерапевтических школ были врачами, как, например, все члены Международной психоаналитической ассоциации на заре ее формирования. Считалось, что психотерапия – раздел медицины, и ей может заниматься только врач. Это было долгое время правилом.

Если Вы читали предыдущую статью “ ”, то обратили внимание, что там ничего не сказано о мозге, нервной системе, анатомии и физиологии человека. То есть, нельзя сказать, что для проведения психотерапии требуются специальные медицинские знания.

Психотерапия – это лечение словом

Понятие психотерапия объединяет под собой всю многообразную гамму способов лечения с помощью слова (и без лекарств).

Только словом : психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия Роджерса, аналитическая психотерапия Юнга, трансактный анализ Берна, экзистенциальный анализ и т.д.

Словом и действием : детский психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, танцевально-двигательная психотерапия, арт-терапия, и т.д.

Лекарства иногда назначаются в процессе психотерапии в качестве поддержки, но лучше, если это будет делать другой специалист (для соблюдения чистоты метода, несмотря на то, что психотерапевт может быть врачом, имеющим право назначать лекарства).

Психологи и врачи – в чем разница?

Психолог и врач – эти понятия характеризуют полученное образование.

Современные психологические факультеты дают серьезное образование для будущего психотерапевта. Среди дисциплин, которые там изучают:

культурология, антропология, социология, философия, логика, история и теория религий, история психологии, общая, сравнительная, экспериментальная, возрастная, социальная и клиническая психология, психология личности, психология развития, этнопсихология, зоопсихология, психогенетика, математические методы статистики в психологии, анатомия, психофизиология ЦНС, физиология ЦНС, физиология ВНД и сенсорных систем, гормональная регуляция психических состояний , психопатология, основы психотерапии, психодиагностика, тренинги и др.

Можно сказать, что все дисциплины, изучаемые в психологических вузах, так или иначе, подготавливают к психотерапевтической деятельности. Жирным выделены дисциплины, которые традиционно считались вотчиной медиков, но теперь их изучают при подготовке психологов. Конечно, эти дисциплины изучают не так углубленно, как в медвузах, в чем можно убедиться ниже.

Медики в процессе своего обучения изучают следующие дисциплины:

латинский язык, медицинская биология, генетика, анатомия человека, патологическая и топографическая анатомия, общая, биоорганическая и биологическая химия, биологическая физика, история медицины, гистология, эмбриология, цитология, нормальная физиология, патологическая физиология, микробиология с вирусологией и иммунологией, инфекционные болезни, детские инфекционные болезни, эпидемиология, фармакология, внутренние болезни, профессиональные болезни, общая, детская, оперативная и военно-полевая хирургия, хирургические болезни, педиатрия, онкология, лучевая диагностика и лучевая терапия, дерматовенерология, урология, акушерство и гинекология, эндокринология, фтизиопульмонология, оториноларингология, стоматология, офтальмология, физиотерапия, травматология и ортопедия, медицинская реабилитация, судебная медицина, нейрохирургия, неврология, наркология, психиатрия, логика, философия, основы психологии, медицинская психология и др.

Как можно видеть, при подготовке врача основное внимание уделяется анатомии и физиологии, химии и, конечно, лечебному делу. Современная медицина – очень сложная огромная область естествознания, и получается так, что при подготовке врача практически пытаются "объять необъятное". Соответственно, остается совсем немного времени на предметы, необходимые при подготовке психотерапевта (выделены жирным ). И на основы психотерапии в медвузах, как правило, часы не выделяют.

Общее впечатление, что психологов готовят работать с людьми, а медиков – с болезнями.

Врачи могут назначать лекарства, а психологи – нет. Но для психотерапии это не нужно.

Кто может стать психотерапевтом?

Сегодня в нашей стране психотерапевтом может стать врач или психолог (за рубежом такую возможность имеют еще социальные работники, иногда философы).

Но, ни базовое образование психолога, ни образование врача, сегодня, само по себе, не является достаточным, чтобы заниматься психотерапией .

Психотерапевт – это психолог или врач, который продолжил свое образование (прошел специализацию или, как это официально называется в нашей стране, профессиональную переподготовку ) для получения возможности практиковать в области психотерапии .

Научная степень (кандидат или доктор ), также как и кафедральные должности в высших учебных заведениях (доцент или профессор ), сами по себе ничего не говорят о квалификации в практической области. Первые свидетельствуют о достижениях в области науки, вторые – о достижениях в области преподавания в высших учебных заведениях.

Психотерапия родилась в недрах медицины, поэтому в своем определении имеет слово лечение . Психологи пытались ввести свой термин, аналогичный психотерапии, – психокоррекция , но он не прижился. Зато прижился введенный психологами термин психологическое консультирование , под которым следует понимать краткосрочную психотерапию (1-7 встреч), в результате которой должен быть получен некий результат. Психологическое консультирование – это вовсе не постановка диагноза, то, что мы ожидаем от медицинского консультирования (в психологии вообще не принято ставить диагноз, в этом нет особой необходимости и практического смысла).

Но не существует "просто" психотерапии. Психотерапия – это общее понятие. Конкретная психотерапия всегда принадлежит какой-то школе: психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, психодрама и т.д.

Обучение психотерапии (специализация, переподготовка) длится несколько лет. Любая переподготовка (специализация), которая занимает несколько месяцев, конечно, не может внушать доверия. Обучение, казалось бы, такому "несерьезному" виду психотерапии, как танцевальная , в Институте практической психологии и психоанализа в общей сложности длится 4 года.

Как стать психоаналитическим психотерапевтом

© 2005-2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

© 2002-2019 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL: , а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу
:: Google-author