Биографии Характеристики Анализ

Ринц vii международная научно-практическая конференция "управление инновациями: теория, методология, практика".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВЫСШЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учебное пособие

Управление инновациями. Теория и практика

по специальности «Менеджмент организации»

Ю.В. Вертакова, Е.С. Симоненко

Москва , 2008

ББК 65.291.551-21

Серия «Высшее экономическое образование»

Рецензенты:

Рисин И.Е. - доктор экономических наук, профессор, завеяующий кафедрой региональной экономики и территориального управления Воронежского государственного университета;

Давнис В.В. - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных технологий и математических методов в экономике Воронежского государственного университета

Вертакова Ю. В., Симоненко Е. С.

Управление инновациями: теория и практика: учеб. пособие / Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко. - М.: Эксмо, 2008. - 432 с. - (Высшее экономическое образование).

ISBN 978-5-699-24242-9

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В книге рассмотрены основные понятия инновационного менеджмента, содержание и структура инновационного процесса, различные аспекты управления инновациями. Проанализированы вопросы формирования инновационных стратегий, даны классификация и характеристика видов риска в инновационной деятельности. В пособие включен обширный материал по анализу российского и зарубежного опыта по управлению инновационными процессами.

Для закрепления теоретических знаний и развития практических навыков студентов к каждой главе даны вопросы для самоконтроля, тренировочные задания, тесты, контрольные задания.

Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов, специалистов, получающих второе высшее образование, а также тех, кто интересуется вопросами управления инновационными процессами.

ББК 65.291.551-21

ISBN 978-5-699-24242-9

© ООО "Издательство "Эксмо" 2008

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1 Нововведение как объект инновационного управления

1.2 Сущность и содержание инновации

1.3 Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1 Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2 Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3 Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.2 Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3 Методы поиска инновационных идей

3.4 Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1 Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2 Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3 Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4 Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1 Понятие и виды инновационных стратегий

5.2 Способы выбора инновационных стратегий

5.3 Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1 Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2 Исследование инновационной активности

6.3 Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1 Организационные формы инновационного менеджмента

7.2 Классификация инновационных организаций

7.3 Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.2 Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3 Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1 Управление инновационными затратами

9.2 Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3 Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1 Классификация и характеристика видов риска

10.2 Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3 Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1 Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2 Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3 Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1 Оценка эффективности инноваций

12.2 Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3 Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Литература

Глоссарий

Предисловие

В современных условиях практически каждая организация любой отрасли национальной экономики решает задачи изменении и улучшений, которые и создают конкурентное преимущество одной компании над другими, позволяют сохранять и усиливать свои позиции на рынке. Материальные ресурсы имеют свойство исчерпываться. Интеллектуальные ресурсы организации, региона, страны - это единственный неисчерпаемый источник, позволяющий оставаться на мировом уровне развития. Способность новых знаний экономить необходимые затраты труда и ресурсов придает им особую потребительную стоимость - возможность снижать стоимость произведенной продукции или услуг.

В отличие от приемов работы со сложившимся, «зрелым» товаром, бизнес с новым продуктом, имеющим лучшие потребительские свойства, связан не только с экономическими аспектами управления (искать и осваивать новый рынок), но и с технологическими (развивать и совершенствовать саму продукцию под потребности рынка).

В России проведено большое количество исследований и разработок, создан банк перспективных для коммерциализации результатов, но их авторы только в исключительных случаях могут стать квалифицированными менеджерами своего бизнеса. Нереализованные запасы передовых технологических разработок насчитывают десятки тысяч. Для их успешного продвижения на российские и зарубежные рынки нужны сотни тысяч специалистов в области реализации нововведений.

Целями дисциплины «Инновационный менеджмент» являются подготовка высококвалифицированных специалистов, способных на базе полученных знаний развить практические навыки управления процессами разработки и реализации инноваций - основного фактора развития экономики современного общества; формирование у будущих менеджеров современных представлений об инновационном характере предпринимательства в производственной сфере, особенностях и механизмах инновационной деятельности. Инновационный менеджмент является одной из основных специальных дисциплин, позволяет подготовить будущего специалиста, имеющего высокий уровень теоретических знаний в области управления, необходимый в дальнейшем для углубленного изучения других дисциплин и для успешного применения на практике. Необходимость изучения этой дисциплины диктуется потребностями рыночной экономики, в условиях которой эффективная деятельность основывается на интенсивных факторах экономического роста. инновация менеджмент управление

Задачи дисциплины «Инновационный менеджмент»:

* формирование у студентов теоретических знаний об основных понятиях и приемах инновационного менеджмента и об инновационном процессе;

* обучение студентов основам построения стратегии и политики в сфере инноваций;

* создание у будущих менеджеров современных представлений о коммерциализации инноваций в производственной сфере, об особенностях и механизмах инновационной деятельности;

* ознакомление студентов с отечественным и зарубежным практическим опытом инновационной деятельности.

В результате изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» менеджер и экономист-менеджер должны:

* знать теоретические основы и современную практику инновационного менеджмента; методы активизации инновационной деятельности, основные методы и приемы инновационного менеджмента, а также этапы инновационного процесса;

* уметь внедрять новшества на производстве; осуществлять финансовый менеджмент инноваций; проводить эффективный маркетинг инноваций; применять новейшие методы материального и морального стимулирования персонала, участвующего в инновационной деятельности;

* владеть навыками оценки и отбора нововведений, оценки рынков, определения рыночной стоимости и правовой зашиты объектов интеллектуальной собственности; планирования и организации инновационной деятельности.

Учебное пособие написано в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».

Книга состоит из 12 глав. Изучение первой главы дает общее представление о дисциплине «Инновационный менеджмент». Вторая глава посвящена изучению характеристик инновационного менеджмента. В последующих главах рассматриваются важнейшие составляющие инновационного менеджмента: инновационный процесс, приемы инновационного менеджмента, стратегическое управление в инновационном менеджменте, инновационное поведение, формы инновационного менеджмента, инновационную политику, ценообразование в инновационном бизнесе, риск в инновационной деятельности, управление инновационным проектом, анализ эффективности инновационной деятельности.

В учебном пособии обобщены достижения зарубежной и отечественной науки в области управления инновационными процессами. При его подготовке использованы материалы исследований в области инновационного менеджмента, авторами которых являются И.Т. Балабанов, Г.Д. Ковалев, П.Н. Завлин, С.Д. Ильенкова, В.Н. Гунин, А.А. Трифилова и ряд других российских ученых.

Усвоение материала контролируется с помощью завершающих каждую главу тестов и тренировочных заданий, что способствует закреплению теоретических знаний и развитию практических навыков в сфере управления инновациями в современных условиях. В конце учебного пособия приведены итоговые контрольные задания, а также ответы и решения на некоторые из них.

Авторы благодарят рецензентов профессора И.Е. Рисина и профессора В.В. Давниса за ценные и конструктивные рекомендации при подготовке рукописи книги, а также редактора В.В. Космина за правку, значительно улучшившую текст книги.

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

> Общие понятия об инновациях

> Тенденции и разновидности развития

> Инновационная спираль

> Инновационный период развития экономики

> Понятие, сущность и содержание инновации

> Классификация инноваций

> Функции инновации

> Источники инновационных возможностей

1.1 Нововведение как объект инновационного управления

Инновации основываются на новшествах, или нововведениях, называемых новациями. Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Это перманентная движущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.

Развитие любого объекта - это особый вид изменений, отличающийся качественными преобразованиями, приводящими к возникновению нового. В экономической теории по поводу развития и его интерпретации сложились два наиболее распространенных взгляда: кейнсианский и неоклассический.

Первоначально «развитие» во взглядах кейнсианцев в концепции перехода к самоподдерживающемуся росту, которую выдвинул американский ученый У. Ростоу, понималось как синоним высоких темпов роста. Затем появилась теория «большого толчка», основоположниками которой были П. Розенштейн и А. Родан. Они связывали развитие с глубокими структурными изменениями, охватывающими основные отрасли народного хозяйства. Другое понимание «развития» предлагала модель экономического роста с двумя дефицитами, разработанная группой американских ученых (X. Ченери, М. Бруно, А. Страут и др.). Развитие при таком подходе трактовалось как вытеснение внешних источников финансирования внутренними, как замена импортных товаров отечественными, как создание предпосылок для преодоления внешней финансовой зависимости.

В свою очередь, неоклассическая школа предлагает подходить к вопросам развития на основе моделей У. Льюиса, Г. Мюрдаль, Р. Солоу.

Научная категория «развитие» постоянно претерпевала изменения. В 1950-60-х гг. преобладали научные и социально-политические концепции и доктрины, в соответствии с которыми процесс развития представлялся как совокупность стадий экономического роста, через которые должна пройти любая система.

В 1980-е гг. под значительным влиянием кризисных явлений в мировом хозяйстве ведущие позиции заняла неоклассическая концепция, в которой основной акцент сделан на конструктивной роли свободных рынков, на необходимости либерализации экономики, ее внешней открытости, приватизации собственности, институциональной перестройке и т. п.

В начале 1990-х гг. в противоположность неоклассическим теориям экономического развития и роста возникает концепция эндогенного роста, или новая теория роста. Ее главные постулаты состоят в превосходящей роли внутренних факторов и источников экономического развития, которые проистекают и воссоздаются в относительно обособленных экономических системах. Именно они должны играть роль главных пусковых механизмов и рычагов хозяйственного роста. Важной чертой новой теории экономического развития является необходимость усиления регулирующей роли государства в хозяйственных процессах.

В настоящее время эволюция взглядов на проблему «развития» достигла понимания его в более широком смысле, чем оно воспринималось в трудах кейнсианцев и неоклассиков. Развитие следует связывать в первую очередь с развитием всех сфер жизнедеятельности общества. Такое понимание развития и определило появление концепции устойчивого развития.

Представляется, что под устойчивым экономическим развитием следует понимать такое развитие, при котором обеспечивается воспроизводство всех факторов производства и экономической системы в целом, которое может быть достигнуто только путем инициации и распространения инноваций.

Инновация в этом смысле выступает как материализованная информация, т. е. превращенная в осязаемую вещь. В ходе развития процесс появления нового идет непрерывно.

Информация дает человеку толчок к деятельности в новом направлении. А это уже означает появление прогресса (лат. progress - движение вперед),

Развитие прямого товарообмена приводит к появлению денег как посредника этого обмена. Появление металлических денег - это уже начало цивилизации, и технический прогресс в условиях товарно-денежных отношений превращается в научно-технический прогресс.

Основой научно-технического прогресса являются изобретения и открытия. Когда изобретения находят свое практическое применение в какой-либо области человеческой деятельности, это ведет к созданию нового продукта или новой технологии. Таким образом, идея, положенная в основу изобретения, превращается в нововведение. Оно всегда стимулирует появление новых идей, поскольку развивает любопытство человека. Так возникает инновационная спираль «научно-технический прогресс - идея - нововведение - научно-технический прогресс - идея - нововведение -...».

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.

Экономика в своем развитии проходит определенные стадии, или жизненные циклы - сельскохозяйственный, индустриальный, постиндустриальный. Последние два десятилетия отмечены становлением новейшей глобальной экономической системы. На смену индустриальному и постиндустриальному периодам развития мировой экономики пришел инновационный период с присущими ему особенностями.

Новая экономическая система характеризуется сменой основных конкурентных преимуществ, позволяющих хозяйствующим субъектам выживать и развиваться во внешней среде. Это проявляется прежде всего в усилении роли нематериальных активов, расширенном инвестировании в интеллектуальный капитал. В современной конкурентной борьбе идет состязание не столько за обладание капитальными ресурсами и материальными ценностями, сколько за способность к разработке и внедрению инноваций. Обобщим эти и другие основные отличительные характеристики предшествующей и развивающейся в настоящее время экономических систем (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Основные отличительные характеристики современной экономики

Характеристика

Индустриальный

(вторая половина XX в.)

Инновационный

(конец XX - начало XXI в.)

Стратегические факторы экономического роста

Производственный опыт

Научные знания

Доминирующий капитал

Физический

Интеллектуальный

Преобладающие активы

Материальные

Нематериальные

Основные конкурентные преимущества

Промышленные технологии

Технологические и управленческие инновации

Основные стратегии в мировой экономике

Перелив капитала и собственности

Перелив знаний и технологий

Основная формула производства

Капитал + труд

Капитал + НИОКР

Инновационный процесс

Периодический, осуществляемый на функциональном уровне

Постоянный, управляемый на корпоративном уровне

Обозначившиеся тенденции в смене привычных рыночных устоев во внешней и внутренней хозяйственной среде предприятий предъявляют новые требования к управлению процессами их выживания и развития. Усиление роли научных знаний как стратегического ресурса и возрастающее влияние технологических инноваций как ключевых факторов успеха привели к тому, что сегодня во всем мире экономический рост предприятий определяется той долей продукции и оборудования, которая содержит прогрессивные знания и современные решения. В связи с этим в законодательстве РФ в области развития инноваций особо подчеркивается, что «в XXI в. положение страны в геополитической конкуренции наряду с образованием и здоровьем населения будут определять развитие науки и ключевых производственных систем новейшего технологического уклада, возможности информационной среды, а также способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность».

В экономической литературе этот процесс характеризуется как переход от индустриальной и постиндустриальной экономики XIX и XX вв. к инновационной экономике, которая будет доминировать в XXI в. Основное содержательное их различие состоит в следующем. В индустриальной экономике совершенствование продукции достигается за счет приложения новых знаний к природным ресурсам, оборудованию, труду, а в инновационном типе экономики это развитие обеспечивается за счет применения новых знаний к имеющимся.

Скорость замены оборудования, разработки и внедрения новых технологий в производство принимает в настоящее время турбулентный характер и обостряет экономическую, а также технологическую конкуренцию. Сегодня фирмы отслеживают появление новых научных знаний еще на этапе проведения фундаментальных исследований и стремятся первыми получить в свое распоряжение позитивные результаты. В результате такой научно-технической гонки на рынке ежедневно появляются все новые и новые товары и услуги.

1.2 Сущность и содержание инновации

Под инновацией (англ. innovation ) чаше всего понимают «инвестицию в новацию».

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат и есть новация.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования и анализа.

Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

Открытием же является результат получения ранее неизвестных данных или наблюдения ранее неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1) открытие, как и изобретение, возникает, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация осуществляется на уровне технологического (прикладного) порядка;

2) открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация продуцируется коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инновационного проекта;

3) открытие не преследует цель получить выгоду, инновация же всегда нацелена на получение осязаемой выгоды, в частности больший приток денег, большую сумму прибыли, повышение производительности труда и снижение себестоимости производства за счет применения конкретного нововведения в технике и технологии.

Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом научного поиска. Продуцирование инновации требует определенной, четкой цели и технико-экономического обоснования.

Термин и понятие «инновация» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J.A. Schumpeter, 1883-1950 гг.) в первом десятилетии XX в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т.е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса. Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

Сам термин «инновация» Й. Шумпетер стал использовать в 30-е гг. XX в. При этом под инновацией Й. Шумпетер подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В литературе приводится множество определений инновации.

Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание.

Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Анализ различных определений инновации позволяет сделать вывод: специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 г. и получивших название «Руководство Осло».

В соответствии с международными стандартами («Руководством Осло») инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

В «Руководстве Осло» отмечается, что существуют два типа технологических инноваций:

* продуктовая;

* процессная.

Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Поэтому продуктовые инновации подразделяют на два вида:

1) базисная продуктовая:

2) улучшающая продуктовая.

Процессная инновация представляет собой освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. При этом имеется в виду, что выпуск новой продукции можно организовать с использованием уже имеющихся технологии, оборудования, энергетических ресурсов и при использовании традиционных методов организации производства и управления.

Инновациями можно управлять. Это означает, что можно использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на увеличение продолжительности жизненного цикла инновации, на рост эффективности инновации.

1.3 Классификация и функции инноваций

Классификация инноваций предусматривает распределение инноваций на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленной цели.

Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В отечественной литературе приводятся различные классификации инноваций.

Так, например, А.Н. Цветков предлагает классификацию новшеств и научно-технических нововведений на основе различных признаков. При этом он считает, что новшество и нововведение - различные экономические категории. «Нововведение - это процесс. В основе этого процесса - практическая реализация какого-то новшества. Новшество, таким образом, составляет содержательную основу нововведения как процесса», - пишет он. По мнению И.Т. Балабанова, новшество и нововведение представляют собой одно и то же понятие, происходят от одного английского слова innovation, т.е. инновация.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций (табл. 1.2).

Таблица 1.2 Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

Область применения

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

Этапы НТП, результатом которых стала инновация

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

Степень интенсивности

"Бум", равномерная, слабая, массовая

Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

Результативность

Высокая, низкая, средняя

Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

С позиции структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:

* инновации «на входе» в предприятие;

* инновации «на выходе» из предприятия;

* инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

По целевому изменению инновации разделяются на технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Совершенно иные признаки положены в основу классификации инноваций Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей (табл. 1.3).

Таблица 1.3 Классификация инноваций по функциональным признакам

Классификационный признак

Виз инновации

1. Причина возникновения

1.1. Реактивные

Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке

1.2. Стратегические

Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ н перспективе

2. Предмет и сфера приложения

2.1. Продуктовые

Новые продукты и услуги

2.2. Процессные

Технология, организация производства и управленческие процессы

2.3. Рыночные

Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках

3. Характер удовлетворяемых потребностей

3.1. Ориентирование на существующие потребности

Существующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично

3.2. Ориентирование на формирование новым потребностей

Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т. п.

По мнению И.Т. Балабанова, система классификационных признаков должна включать целевой, внешний и структурный признаки.

Предложенная И.Т. Балабановым классификация инноваций показана на рис. 1.1.

Экономическая теория различает пять типов инноваций:

* введение нового продукта;

* введение нового метода производства;

* создание нового рынка:

* освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов:

* реорганизация структуры управления.

Рис. 1.1 Классификация инноваций

Сущность категории проявляется в ее функциях. Функция (лат. functio - исполнение, совершение) экономической категории выражает внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений; функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.

Инновация выполняет три функции:

1) воспроизводственную;

2) инвестиционную;

3) стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала, который может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бренд-стратегия, бенчмаркинг, фронтирование и др.). Это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Выделяют следующие источники инноваций.

1. Неожиданное событие, которым может быть внезапный успех, непредвиденная неудача.

2. Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и ее отражением во мнениях и оценках людей.

5. Демографические изменения.

6. Изменения в восприятии и в ценностных установках.

7. Новые знания, научные и ненаучные.

Рассмотрим последовательно все перечисленные источники инновационных возможностей.

1. Неожиданное событие может быть связано как с непредвиденным успехом, так и неудачей. Нет области, которая предлагала бы более богатые возможности для успешной инновации, чем такой успех. Однако им чаше всего пренебрегают, так как руководству трудно осознать его. Таким образом, неожиданный успех - это своего рода проверка компетенции руководства. Он не просто благоприятная возможность для нововведений, но сам вызывает необходимость этих нововведений.

Неудачи, в отличие от успехов, не могут быть отвергнуты и редко проходят незамеченными. Но как источник инновационных возможностей, они воспринимаются еше реже. Конечно, большинство неудач - всего лишь результат грубых ошибок, некомпетентности в планировании или исполнении. Неудача указывает на необходимость изменений, т. е. на скрытые инновационные возможности.

2. Несоответствие между реальностью и ее отображением - это расхождение, диссонанс между тем, что есть, и тем, что «должно быть».

Различают следующие виды несоответствий: несоответствие между экономическими реалиями общества; несоответствие между реальным положением в отрасли и планами; несоответствие между ориентацией отрасли и ценностями потребителей ее продукции; внутреннее несоответствие в ритме или логике технологических процессов.

3. При изменении потребностей производственного процесса речь идет о совершенствовании уже существующего процесса, о замене слабого звена, перестройке старого процесса в соответствии с новыми потребностями.

4. При изменениях в структуре отрасли обычно образуются быстро растущие сегменты рынка. Можно указать основные факторы, свидетельствующие об изменениях в отраслевой структуре:

* быстрый рост отрасли;

* сближение технологий, которые прежде считались совершенно самостоятельными;

* отрасль готова начать коренные структурные изменения, если интенсивно меняется направление деятельности в ней.

5. Под демографическими понимаются изменения численности населения, его возрастной структуры, состава, занятости, уровня образования и доходов.

6. Изменения в ценностных установках и в восприятии трудно объяснить с социальной или с экономической точек зрения. Восприятия практически не поддаются количественному определению, но они являются источником нововведений.

7. Инновации, в основе которых лежат новые знания, становятся объектом внимания и приносят большие доходы. Нововведения, основанные на ненаучных знаниях, отличаются от всех других по всем основным характеристикам: временному охвату, проценту неудач, предсказуемости.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое нововведение?

2. Чем отличается изобретение от открытия?

3. Что представляет собой новация?

4. Что такое инновация?

5. Перечислите признаки, отличающие открытие от инновации.

6. Какие выделяют виды инноваций?

7. Какие классификационные признаки инноваций выделяют разные авторы?

8. Какие функции выполняют инновации?

9. Какие источники инноваций вы знаете?

10. Охарактеризуйте каждый источник инноваций.

Тренировочные задания

Задание 1. Планируется начать организацию производства совершенно нового класса электропроводящих пленочных композиционных материалов. Материал относится к классу пленочных композиционных материалов с уникальным сочетанием высокой сорбционной способности и низкого электрического сопротивления. Высокая электропроводимость материала способна резко повысить избирательность сорбции, регулировать скорость сорбции и десорбции, что необходимо при создании материалов многоразового использования. Области применения: промышленность, медицина и биология.

а) реактивной;

б) стратегической.

2. Данная инновация является:

а) процессной;

б) продуктовой.

3. По характеру удовлетворяемых потребностей инновация является ориентированной:

а) на существующие потребности;

б) на формирование новых потребностей.

Задание 2 . Налаживается производство аморфных (быстрозакаленных) припоев, предназначенных для пайки однородных и разнородных неразъемных соединений: металл - металл, металл - керамика, металл - стекло, керамика - керамика. Одно из основных направлений использования - замена серебросодержащих припоев. Потребителями (существующими или потенциальными) могут быть: электротехническая и радиотехническая промышленность, машиностроительные предприятия, мастерские по металлообработке, ремонту оборудования, ювелирные мастерские.

Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:

1. По области применения данная инновация является:

а) управленческой;

б) организационной;

в) социальной;

г) промышленной.

2. Данная инновация является:

а) продуктовой;

б) процессной.

3. По эффективности инноваций данная инновация является:

а) экономической;

б) социальной;

в) экологической;

г) интегральной.

Задание 3 . Банки все активнее заменяют существующие пластиковые карты с магнитной полосой на чиповые. Чиповая карта - это пластиковая карта со встроенным в нее микропроцессором (чипом), который функционирует как мини-компьютер. Их преимущества очевидны. Появление чипа способно радикально изменить всю систему платежей по картам, на чипе можно размешать в 80 раз больше информации, чем на магнитной полосе пластиковых карт. Существует возможность одновременного применения сразу нескольких приложений (программ) на одной карте. В отличие от карт с магнитной полосой, чиповые могут обрабатывать и сохранять данные. Они защищают информацию держателя карты от несанкционированного использования. Чиповые карты многофункциональны: они одновременно заменяют паспорт, проездной билет, на них хранятся все данные по медицинской страховке.

Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:

1. По причине возникновения данная инновация является:

а) реактивной:

б) стратегической.

а) процессной:

б) продуктовой.

3. По характеру удовлетворяемых потребностей данная инновация ориентирована:

а) на формирование новых потребностей:

б) на существующие потребности.

Задание 4 . Современный завод «Грин Пластик» начинает производство биаксиалыю ориентированной полипропиленовой пленки (БОПП). Предполагается выпуск трехслойной БОПП всех типов (прозрачная, металлизированная, жемчужная) толщиной от 10 до 80 микрон. Пленка предназначена для упаковки пищевых продуктов, табачных изделий, парфюмерии, изделий легкой промышленности и культурно-бытового назначения, ламинирования бумаги и картона, металлизации и изготовления комбинированных пленочных материалов. Температурный диапазон эксплуатации от - 30 до 100 °С. Ширина резки устанавливается по заявке потребителя.

Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:

1. По причине возникновения данная инновация является:

а) реактивной;

б) стратегической.

2. По предмету и сфере приложения данная инновация является:

а) процессной;

б) продуктовой.

3. По области применения данная инновация является:

а) управленческой;

б) организационной;

в) социальной;

г) промышленной.

Тестовые задания

Выберите правильный ответ из предложенных.

1. Вмировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как:

1.1. Превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

1.2. Развитие прямого товарообмена.

1.3. Начато цивилизации.

1.4. Нет правильного ответа.

2. Под «инвестицией в новацию» чаше всего понимают:

2.1. Деньги и средства, поступившие для производства новой продукции.

2.2. Инновацию, нововведение, новшество, новаторство.

2.3. Нет правильного ответа.

3. Новация представляет собой:

3.1. Соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат и есть новация.

3.2. Инновацию.

3.3. Все ответы правильные.

3.4. Нет правильного ответа.

4. Инновация представляет собой:

4.1. «Инвестицию в новацию».

4.2. Материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т.п.

4.3. Инновационный продукт.

4.4. Сочетание ответов 4.1, 4.2 и 4.3.

4.5. Сочетание ответов 4.1 и 4.2.

4.6. Сочетание ответов 4.1 и 4.3.

4.7. Нет правильного ответа.

5. Чем открытие отличается от инновации:

5.1. Открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация осуществляется на технологическом уровне.

5.2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективом и воплощается в форме инновационного проекта.

5.3. Открытие не преследует цель получить выгоду, инновация же всегда ставит своей целью получение осязаемой выгоды.

5.4. Все ответы верные.

6. Инновационная сфера - это:

6.1. Область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающая создание и распространение инноваций.

6.2. Совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные и иные, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

6.3. Комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное освоение и распространение принципиально новых видов продукции.

7. Под изобретением понимают:

7.1. Инновацию.

7.2. Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

7.3. Новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

7.4. Все ответы правильные.

7.5. Нет правильного ответа.

8. Открытие - это:

8.1. Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

8.2. Новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

8.3. Инновация.

8.4. Все ответы правильные.

8.5. Нет правильного ответа.

9. В «Руководстве Осло» выделены следующие типы технологических инноваций:

9.1. Базисная и процессная.

9.2. Продуктовая и базисная.

9.3. Продуктовая и процессная.

9.4. Базисная и улучшающая.

9.5. Нет правильного ответа.

10. Продуктовая инновация охватывает:

10.1. Освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции.

10.2. Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

10.3. Внедрение новых или усовершенствованных продуктов.

10.4. Все ответы правильные.

10.5. Нет правильного ответа.

11. Продуктовые инновации подразделяют на два вида:

11.1. Процессные и базисные.

11.2. Базисные и улучшающие.

11.3. Процессные и улучшающие.

11.4. Все ответы правильные.

11.5. Нет правильного ответа.

Итоги по главе 1

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

Открытие - процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Существуют два типа технологических инноваций:

* продуктовая;

* процессная.

Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Поэтому продуктовые инновации подразделяют на два вида:

* базисная продуктовая;

* улучшающая продуктовая.

Процессная продуктовая инновация представляет собой освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. При этом имеется а виду, что выпуск новой продукции можно организовать с использованием уже имеющихся технологии, оборудования, энергетических ресурсов, а также традиционных методов организации производства и управления.

Стратегическая потребность - это необходимость в инновации на перспективу. Она вызвана прогнозами хозяйственной деятельности, например потерями конкурентоспособности товара, падением имиджа хозяйствующего субъекта, возможным его банкротством и т. п. Целью инновации здесь является повышение конкурентоспособности продукта и всего хозяйствующего субъекта в будущем. Такая инновация представляет собой инновацию развития.

Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленной цели.

Инновация выполняет следующие три функции:

1) воспроизводственную;

2) инвестиционную;

3) стимулирующую.

Выделяют следующие источники инноваций:

1. Неожиданное событие, которым может быть непредвиденный успех или неудача.

2. Несоответствие между реальностью как таковой и ее отражением во мнениях и оценках людей.

3. Изменение потребностей производственного процесса.

4. Изменения в структуре отрасли или рынка.

5. Демографические изменения.

6. Изменения в восприятии и ценностных установках.

7. Новые знания (научные и ненаучные).

Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Изучив материал данной главы, студент должен ЗНАТЬ :

> основные понятия и подходы к понятию инновации;

> основные виды и классификации инноваций по различным признакам;

> основные функции инноваций и условия, влияющие на генезис инноваций

и УМЕТЬ :

* различать понятия «инновация», «открытие», «изобретение»;

* идентифицировать инновацию по различным классификационным признакам.

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

> Понятие, сущность и содержание инновационного менеджмента

> Развитие и современное состояние инновационного менеджмента

> Этапы развития инновационного менеджмента

> Эволюция принципов инновационною менеджмента

> Функции и методы инновационного менеджмента

> Прогнозирование в инновационном менеджменте

2.1 Сущность и содержание инновационного менеджмента

В круге задач, решаемых в настоящее время в российской экономике, несомненно, важную роль играет обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности предприятий. Этим объясняется растущий интерес к таким направлениям в сфере управления, которые, соответствуя целям повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, позволяют в то же время сохранять их финансовую независимость и стабильность в различных, неизбежно изменяющихся ситуациях. Подобный подход ведет к признанию приоритетности в рассматриваемой области инновационного менеджмента, т. е. деятельности, ориентированной на получение в производстве в результате разработки и реализации оптимальных управленческих решений нового положительного качества того или иного намеченного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, управленческого и т. д.).

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей функционального, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии.

Таким образом, инновационный менеджмент - это система (от греч. systema - целое, составленное из частей) управления, состоящая из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.

Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть один или группа специалистов, которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия организуют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов и покупателей) (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Схема инновационного менеджмента

В общем виде содержание понятия инновационный менеджмент можно рассматривать в трех аспектах:

* наука и искусство управления инновациями;

* вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

* аппарат управления инновациями.

Как наука и искусство управления, инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента. Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности.

Инновационный менеджмент как научная дисциплина отвечает принципам системности, комплексности, динамичности. Это комплексная дисциплина, ее основой является научный подход к менеджменту.

Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

* целенаправленный поиск инновационных идей;

* организацию инновационного процесса (разработка планов и программ инновационной деятельности, проведение единой инновационной политики, обеспечение финансами, материальными ресурсами и квалифицированными кадрами программ указанной деятельности);

* продвижение и реализацию инноваций на рынке.

Наиболее эффективным вариантом достижения целей инновационного менеджмента являются разработка и выполнение производственных, технологических, исследовательских проектов по каждому мероприятию или по определенным их совокупностям. И здесь в качестве одного из наиболее действенных современных средств менеджмента на первый план выдвигается управление проектами. Управление проектами как элемент инновационного менеджмента приобретает особую важность для предприятий и фирм, находящихся в рисковой зоне или приближающихся к ней.

2.2 Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

Для инновационного менеджмента, как и для общей науки менеджмента, характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Можно выделить четыре относительно самостоятельных этапа развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы.

Для этапа факторного подхода характерно рассмотрение науки и техники в числе важнейших факторов развития экономического потенциала страны. Постоянными и существенными факторами развития производственного потенциала промышленных инновационных предприятий (ИП) были НИОКР. Кадры науки, материально-техническая база, научное оборудование и информационные фонды составляли факторы научно-технического потенциала ИП. Факторный подход предполагал разработку оценочных критериев для каждой составляющей и использование преимущественно экстенсивных рычагов развития, связанных с количественным расширением научно-технической сферы. Для этого этапа характерно появление глубоких исследований и практических разработок в области научно-технического потенциала, его оценки и прогнозирования развития.

...

Подобные документы

    реферат , добавлен 11.06.2010

    Актуальность разработки инновационных стратегий развития предприятия. Особенности управления инновациями. Характеристика инновационной деятельности как целенаправленного, организованного и качественного изменения форм и методов хозяйственной деятельности.

    реферат , добавлен 14.02.2013

    Финансовый механизм инновационного предпринимательства. Характеристика предприятия и его инновационной деятельности. Обоснование эффективности и выбор инновационного проекта. Экспертиза инновационного проекта и разработка механизма управления рисками.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2008

    Определение понятия управления инновациями. Рассмотрение взаимосвязанных фаз и инструментов инновационного процесса. Подготовка и проведение нововведений как часть работы менеджера. Описание предприятия ООО "Арктик-арена" и анализ управления инновациями.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Инновации, их экономическая сущность и значение. Структура инновационного процесса. Планирование как функция управления инновациями. Роль инноваций в развитии предприятия. Функции организации и контроля процесса управления инновациями на ОАО "Волга".

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    Сущность инновационного менеджмента. Основные виды инноваций и их функции. Механизмы разработки и реализации управления предприятием на основе инновационного подхода. Формы реализации инновационной политики предприятия. Механизм управления инновациями.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

    Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями. Сущность функции организации управления инновациями в организации. Понятие инновационного поведения, классификация и разновидности организаций по их типу, отличительные особенности и свойства.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2015

    Понятие инновационной деятельности. Стратегическое управление – основа современного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей среды. Принципы стратегического управления инновациями. Взаимодействие субъектов инновационной деятельности.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Организационные формы и структуры инновационного менеджмента. Отличия инновационной сферы от научной и производственной. Классификация инновационных предприятий. Основные стратегии и способы диверсификации. Свойства инновационных организаций будущего.

    реферат , добавлен 27.02.2009

    Понятие, виды и классификация инноваций как объектов менеджмента. Основные источники инновационных идей. Этапы и организация инновационного процесса. Способы и формы преодоления сопротивления нововведениям. Управление инновациями в организации.

Е-мейл Оргкомитета: [email protected]; [email protected]

Организаторы: Центр развития научного сотрудничества (г. Новосибирск)

Условия участия и жилье: 210 рублей за одну страницу

Приглашаем ученых, аспирантов и студентов, теоретиков и практиков инновационной деятельности, представителей инновационного бизнеса и органов власти принять участие в международной научно-практической конференции:

Управление инновациями: теория, методология, практика

Основные направления конференции:

СЕКЦИЯ 1. Инновационный потенциал современной экономики.

СЕКЦИЯ 2. Механизмы государственной инновационной политики.

СЕКЦИЯ 3. Инфраструктура инновационной деятельности.

СЕКЦИЯ 4. Теория и практика управления инновациями.

СЕКЦИЯ 5. Проблемы коммерциализации инноваций.

СЕКЦИЯ 6. Бенчмаркинг в инновационной деятельности.

СЕКЦИЯ 7. Инновационная деятельность вузов.

СЕКЦИЯ 8. Опыт создания малых инновационных предприятий.

СЕКЦИЯ 9. Инновации в строительной отрасли.

СЕКЦИЯ 10. Инновации в промышленности.

СЕКЦИЯ 11. Инновации в машиностроении и энергетике.

СЕКЦИЯ 12. Инновации в химии, фармацевтике, медицине.

СЕКЦИЯ 13. Инновации в сфере услуг.

СЕКЦИЯ 14. Инновационные образовательные технологии.

СЕКЦИЯ 15. Управление социальными инновациями.

СЕКЦИЯ 16. Информационно-коммуникационные технологии.

СЕКЦИЯ 17. Критические технологии XXI века.

СЕКЦИЯ 18. Формирование инновационных компетенций выпускников вузов.

СЕКЦИЯ 19. Законодательство в сфере инновационной деятельности.

Секция 20. Развитие инновационных технологий в региональном аспекте.

Секция 21. Зарубежный опыт реализации государственной инновационной политики.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

Формат текста: Word for Windows . Формат страницы: А4 (210×297 мм). Поля: 2,5 см – со всех сторон. Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman. Название печатается прописными буквами, шрифт – жирный, выравнивание по центру. Ниже через двойной интервал строчными буквами – инициалы и фамилия автора(ов). На следующей строке – полное название организации, город. После отступа в 2 интервала следует аннотация, ключевые слова, за которыми через 2 интервала – текст, печатаемый через одинарный интервал, абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание по ширине. Название и номера рисунков указываются под рисунками, названия и номера таблиц – над таблицами. Таблицы, схемы, рисунки, формулы, графики не должны выходить за пределы указанных полей (шрифт в таблицах и на рисунках – не менее 11 пт). Сноски на литературу в квадратных скобках. Наличие списка литературы обязательно. Переносы не ставить. Общий объем одной публикации – не менее 5 страниц.

В электронном варианте каждая статья должна быть в отдельном файле. В имени файла укажите шифр (КИ-7), номер секции и фамилию первого автора (например, КИ-7 Секция 17 Петров).

Сборник зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и публикуется на сайте электронной библиотеки Elibrary.ru .

Сборнику материалов конференции присваивается международный индекс ISBN .

ВНИМАНИЕ!

С целью возмещения организационных, издательских, полиграфических расходов и расходов по пересылке сборника материалов конференции авторам, необходимо оплатить организационный взнос в размере 210 рублей за одну страницу. Количество публикаций от одного автора не ограничивается.

Если материал для участия в конференции написан в соавторстве, то за каждого соавтора необходимо доплатить сумму в размере 350 рублей. За каждый дополнительный сборник необходимо дополнительно оплатить 350 рублей (исключение - соавторы). За пересылку сборника в страны СНГ дополнительно 350 рублей.

Яндекс-деньги 410011548221071, qiwi - +79139157901.

При оплате из зарубежных стран, в назначении платежа обязательно указать код VO 20100 . Предпочтительна оплата по системам Western Union , Мигом, Золотая корона, Contact .

Информацию об условиях публикации результатов научных исследований и требования к оформлению материалов можно получить по телефонам Центра Развития Научного Сотрудничества в г. Новосибирске:

8-383-291-79-01 Чернов Сергей Сергеевич, руководитель ЦРНС
8-913-749-05-30 Хвостенко Павел Викторович, ведущий специалист ЦРНС

По электронной почте:
[email protected] , [email protected]

в группе в ВКонтакте http://vk.com/club5014395

На сайте http://zrns.ru/

Тема: Инновационные теории и практика в образовании.

Понятие “инновация” имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных исследованиях. В переводе оно означает «обновление, новшество или изменение». В контексте системного подхода «инновация» определяется как целенаправленное изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы. Понятие “инновация” впервые было использовано в исследованиях культурологов в XIX в. и означало введение элементов одной культуры в другую . Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале XX в. экономистом И. Шумпетером, который анализировал “новые комбинации” изменений в развитии экономических систем (1911 г.). Несколько позже, в 30-е гг., И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин “инновация”, который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт “инновация”, “инновационные теории” и сопряженные с ними термины “инновационный процесс”, “инновационный потенциал” и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук. При этом, инновационные теории отражают сущность и закономерность инноваций, определяют факторы инновационного развития, формы организации инновационной деятельности.

О теориях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов ХХ века, и до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики. Как отмечает Н. Ю.Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования. Термины “инновация в образовании” и “педагогическая инновация”, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И. Р.Юсуфбековой (кн. «Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании»). В ее работах педагогическая инноватика рассматривается как особая самостоятельная отрасль педагогической науки, имеющая собственный оригинальный объект, предмет и методы исследования. Она выделяет неологические, аксиологические и праксиологические характеристики такого сложного и многоаспектного понятия как “педагогическая инновация”. В контексте образовательной деятельности инновация предполагает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию педагогического процесса.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс, в наиболее общем виде, рассматривается как развитие трех основных этапов: генерирование идеи (в определенном случае – научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально – педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Более подробную характеристику этапов развития инновационного процесса предлагает В. С.Лазарев, выделяя следующие действия: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Совокупность всех этих этапов, с точки зрения В. С.Лазарева, образует единичный инновационный цикл.

Как пишет Н. Ю. Посталюк, инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или “случайно открытыми” в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания “инновации” могут выступать: научно-теоретическое знание определенной новизны (В. М.Полонский), новые эффективные образовательные технологии (В. Л.Беспалько, В. В.Сериков), выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению (Н. Л.Гузик). Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук (А. А. Арламов), при использовании передового педагогического опыта (Я. С. Турбовский).

Анализируя педагогическую литературу, Н. Ю.Посталюк предлагает следующую классификацию инноваций-нововведений.

1) В зависимости от функциональных возможностей все педагогические нововведения можно разделить на:

Нововведения – условия, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.);

Нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.);

Оргуправленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

2) В зависимости от области реализации или внедрения инновации могут быть:

В технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы;

В структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.

3) По масштабности и социально-педагогической значимости можно выделить инновации: федеральные, региональные и субрегиональные или локальные, предназначенные для образовательных учреждений определенного типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

Любопытную типологию инноваций предлагает В. М.Лизинский. Он считает, что инновационная деятельность предполагает долгое «отмеривание» и серьезное осмысление перед внедрением любых инноваций в устоявшийся традиционный педагогический процесс. В. М. Лизинский выделяет три типа инноваций: случайные, полезные и системные. Случайные – это инновации надуманные и привнесенные извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение. Полезные – инновации соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределенными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой. Системные инновации – это инновации, выведенные из проблемного поля с четко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учета интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Такие инновации тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).

Рассмотрение инновационного процесса с позиций синергетики позволяет преодолеть сложившееся в педагогической литературе достаточно распространенное представление о нововведениях как дискретных состояниях образовательной системы или ее отдельных компонентов. Инновации представляются “разовыми” процедурами, планируемыми и осуществляемыми после возникновения научной идеи, внедряемыми в педагогическую практику. В то же время в исследованиях последних лет, посвященных социокультурным инновациям (И. И. Лапин. А. И. Пригожин и др.), активно разрабатывается концепция инновационных процессов в статусе непрерывного обновления соответствующей системы, происходящего вследствие целенаправленного накопления инновационного потенциала. В этой научной школе инновационное есть объективно обновляющееся через механизмы саморазвития системы. Исходя из этого, инновации в образовании возможны как непрерывное обновление педагогической системы, происходящее вследствие целенаправленного накопления инновационного потенциала. Инновационный процесс есть объективно обновляющееся через механизмы саморазвития системы.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, С. Френе и т. д.

Т. к. речь идет о процессе освоения нового, то важно предоставлять структуру инновационного процесса, а вернее указать на «политструктурность» (множественность структур): /по материалам М. М. Поташника и В. С. Лазарева/

Деятельностная структура – представляет совокупность компонентов: мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

Субъективная структура – включает инновационную деятельность всех субъектов развития ОУ: директора, учителей, ученых, учащихся, родителей, коллектива. Субъектная структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса.

Уровневая структура – отражает взаимосвязанную инновационную деятельность на федеральном, региональном, районном и учрежденческом уровнях.

Структура жизненного цикла – выражаетсяв следующих этапах: возникновение – быстрый рост – зрелость – освоение – диффузия (проникновение) – насыщение (освоенность многими) – длительность – исчерпаемость.

Структура генезиса инноваций – /очень близкая к предыдущей/: возникновение – разработка идеи – проектирование – внедрение – широкое использование.

Управленческая структура – предполагает взаимодействие управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль.

МОУ – лицей г. Татарска реализует все виды инновационных структур. Практика показывает, что все приведенные структуры органично скреплены между собой не только горизонтальными, но и вертикальными связями, и более того: каждый компонент любой структуры инновационного процесса реализуется в компонентах других структур, то есть этот процесс является системным.

Исходя из цели ОУ «Формирование социализированной личности в условиях лицейского образования», в рамках модернизации образования, мы определили основные направления инновационной деятельности. Реализация представленной долговременной программы, возможна при наличии необходимых УМК по предметам, материально-технической, нормативно-правовой базы, кадрового обеспечения, что в лицее имеется.

через часы БУПа


Социально-психологическая диагностика личностного роста лицеиста, мониторинг развития инновационного процесса, развития приоритетных целей, задач, промежуточных показателей развития.

Получение качественного базового образования при дополнительной углубленной подготовке лицеистов по профилю.

Нормативно-правовое обеспечение гарантий прав на образование и социальную защиту обучающихся (Совет школы, педагогический Совет, методический Совет и т. д.). Нормативно-правовая база: Устав, локальные акты и т. д.

Реализации данных направлений способствует соответствующее нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса, включающее гарантии прав на образование и социальную защиту обучающихся.

Действенность инновационной работы обеспечивается рядом факторов:

Нормативно – правовым

Организационно – педагогическим

Программно – методическим (технологическим)

Кадровым

Социально – психологическим

Контрольно – прогностическим

Инновационная работа осуществляющаяся на протяжении 7 лет позволила создать, апробировать и внедрить модель профильного образования,

позволяющая в своей сути реализовать идею индивидуально – дифференцированного, личностно – ориентированного обучения, смоделировать профиль каждого учащегося, учитывая возрастные, личностные и актуальные учебные показатели. Нормативно – правовое обеспечение данной модели осуществляется исходя из положений Устава образовательного учреждения, локальных актов и т. д.

В 2004 -2005 учебном году исходя из организационно – педагогической структуры лицея сформировано на профильно – адаптационном этапе 3 класса физико – математического (8-б, 9-б) и социально – экономического

(8-а) предпрофильного класса; соответственно на профильно – определяющем этапе сформировано – 4 класса физико – математического (11-б),информационно – математического (10-б)и социально – экономического профилей (10-а,10-б).

Численность обучающихся данных классов составила 162 человека, 37,4 % от общего числа обучающихся в лицее; в сравнении с 2003 – 2004 уч. годом – 38,3 %; 2002 – 2003 уч. году – 29 %.

Процесс комплектования данных классов достаточно отработан, внедрен в практику образовательного учреждения и включает мониторинг социального заказа субъектов образовательного процесса, результаты контрольного тестирования, а также выводы по психологической диагностике.

Главным фактором, обеспечивающим результативность инновационной работы, выступает программно – методическое обеспечение, в рамках которого

1.Образовательное учреждение в 2004 – 2005 учебном году обеспеченно полностью программно – методическими и контрольно – измерительными материалами по предметам УПа;

2.Приведенны в систему учебно – методические комплексы факультативных занятий, спец курсов.

3.Созданны, апробированы и внедрены программы элективных курсов.

Анализ итогов фронтального контроля уровня ведения элективов на 3 ступени образования свидетельствует, что основной целью курсов является

Коррекция учебных достижений обучающегося (химия, 10 кл., Шматко Т. М.);

Ориентирование на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (экономика, 9-10 кл., Березина Е. И.);

Подготовительная работа к сдаче ЕГЭ; (русский язык, 11 кл.,Брит Н. Н.) и т. д.

Элективы обеспечены программной, составленной учителем (модифицированная), учебно – тематическим планированием. В 2005 – 2006 учебном году программы элективных курсов «пройдут этап рецензирования на кафедрах.

Технологическое направление экспериментальной деятельности обеспечивается полнотой использования педагогических и авторских технологий в образовательном лицейском пространстве.

Анализ мониторинга свидетельствует о высоком уровне обученности в 8-б классе как по алгебре, так и по физике; стабильных положительных результатах в 10-а и 10-б классах; высокой результативности в 11-х классах.

Мониторинг результативности обучающихся профильных классов

(по математическим дисциплинам)

Средний оценочный балл по алгебре, геометрии, физике составляет от 3,7 б. до 4,2 б., что позволяет говорить о стабильных «хороших» (но не высоких) результатах.

Мониторинг результативности профильных классов по предметам

(2 семестр зачетной недели) (успешность)

Реализации инновационного направления деятельности способствует кадровое обеспечение: более 90% педагогов лицея участвуют в эксперименте Федерального, муниципального и лицейского масштабов.

Повышение научно – методического мировоззрения педагога, непрерывное развитие его творческого потенциала осуществлялось через систему педагогических советов по темам:

«Акмеологическая модель лицейского образования», «Коммуникативная компетентность – новый тип содержания образования», «Педагогическое общение как инструмент взаимодействия в условиях лицейского образования», «Здоровьесберегающее лицейское пространство как условие формирования культуры здоровья» и т. д.

психолого – педагогических семинаров по темам:

«Теория множественности интеллекта» и т. д. а также научно – методическую деятельность кафедр, творческих лабораторий.

Активное участие педагогического коллектива в экспериментальной деятельности различного уровня позволило добиться результатов в региональной выставке – ярмарке «УчСиб – 2005 г.»

Внедрение и реализация в организацию лицейского образования образовательных практик позволяет осуществлять деятельность по реализации программ «Способные и одаренные дети», «Здоровье», «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся в условиях лицейского образования», «Преемственность в развитии, воспитании и обучении».

Результатом реализации программы «Способные и одаренные дети» является учебно – исследовательская деятельность лицеистов, осуществляемая в рамках НОУ, основными задачами которого в 2004 – 2005 учебными были:

Развитие позновательной активности, исследовательских умений и навыков лицеистов;

Организация обучения работе с научной литературой: отбор, анализ и систематизация материала; оформление учебного исследования;

Привлечение обучающихся 7-8 классов к участию в НОУ.

Решение поставленных задач осуществлялось через:

а) создание и оформление банка данных о типах одаренности лицеистов; (преобладает академический тип одаренности – общие умственные способности) (см. результаты диагностики)

б) оформление банка данных «О социальном заказе лицеистов» при формировании БУПа, что позволило во многом определиться с направлением и формой учебно – исследовательской деятельности (составление программ, разработка проектов и тем исследований)

в)организацию общелицейской конференции, где формируются секции физико – математических наук, общественно – гуманитарных и естественных наук; предлагаются критерии оценки учебного исследования, анализируются результаты прошедшего учебного года, и т. д.

г) участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах.

Разнообразие форм деятельности позволяет говорить о следующих результатах:

в лицейском туре олимпиад приняли участие 448 учащихся 2-11 классов по 14 предметам, соответственно в городском туре участвовало 64 лицеиста 3-4 и 6-11 классов.

В итоге завоевано 41 место – 15 – первых мест, 12 – вторых и 14 – третьих мест, вместо 37 мест в 2004-2005 уч. году.

В общелицейской научно – практической конференции участвовало 22 учащихся, на районную НПК представлено 13 исследований, 5 из них получили звание «Лауреата» конференции; в итоге 6 исследовательских работ примут участие в региональной научно – практической конференции по направлениям: валеология (Шрейдер К. 9-б, руководитель Котова Г. Н.); биология (Ивановская Ю. 11-б, руководитель Пономарева Л. И.); математика (Трифонов А. 10-б, руководитель Одинец Е. Г.); социология (Ухватова Г. 11-б, руководитель Бирюкова И. А.); литературоведение и лингвистика (Попова Т. 9-б, руководитель Барашковская Ю. В.); география (Фурсова Т. 10-б, руководитель Иванченко О. С.)

Активное участие в деятельности НОУ принимают учащиеся 5-6 классов в рамках организации мини-конфиренций, защищая проектные работы по технологии (решая задачу 1 года обучения) (подробнее см. справку)

Положительным моментом в результативности НОУ является выход лицеистов на интеллектуальные конкурсы по предметам:

Районный уровень:

история 1 место (учащиеся 7-х классов, рук. Бирюкова И. А.,инт. игра «Сталинградская битва»)

история 2 место (учащиеся 10-11-х классов, рук. Ломакина Л. В., интел. игра, посвященная 60-летию Победы)

Региональный уровень

31 место в к. «Русский медвежонок» (Вражкина Л., 5 кл. уч. Брит Н. Н.)

56 место в к. «Кенгуру» (Бирюкова Е., 7 кл. уч. Иванова Г. И.)

Межрегиональный уровень

участие учащихся 9-б кл. (Кобыдед О., Александрова А.,Тян И.), учащиеся 10-бкл. (Сергеева Г.) в заочный физико – математической олимпиаде школы «Авангард» подтверждают их способность обучаться в класса с углубленным изучением математике и физики.

Результативность участия лицеистов во внеурочный деятельности различного уровня отслеживается с помощью портфолио или папки личных достижений ученика, целью портфолио которого является диагностика индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте. Внедрена и апробирована схема структуры портфолио, схема исчисления образовательного рейтинга ученика.

Анализ диагностики создания портфолио показывает, что 75,3 % лицеиста совестно с классным руководителем оформили папки личных достижений и по мере необходимости отслеживают результативность своей деятельности.

Особое место в опытно-экспериментальной работе 2004-2005 учебного года продолжает занимать широкомасштабный Федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, основными направлениями которого является (подробнее см.Анализ эксперимента )

Апробация программно – методического, учебно – методического комплексов под общей редакцией Н. Ф.Виноградовой;

Апробация измерителей мониторинга ключевых образовательных компетенций;

Преподавание иностранного языка в начальной школе;

Преподавание информатики в начальной школе.

Экспериментальная деятельность обеспечила:

Участие образовательного учреждения в Федеральном эксперименте позволило обновить учебно – материальную базу (лицейский библиотечный фонд)

Апробировать учебный план на 1 и 2 ступенях образования;

Апробировать УМК под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой; систематизировать контрольно – измерительные материалы по предметам;

Обеспечить преемственность в преподавании информатики и иностранного языка между начальным и средним (полным) образованием;

Учитывать и контролировать процесс индивидуального развития каждого ученика;

Осуществить повышение профессионального уровня педагогов – экспериментаторов в НИПК и ПРО;

Получены высокие стабильные результаты учащихся.

Таким образом, программа инновационной деятельности в 2004-2005 учебном году охватывает основные направления деятельности ОУ:

- Образовательное учреждение обеспеченно программно – методическими, учебно – методическими комплексами для формирования профиля: физико – математического, информационно – математического и социально – экономического. В дальнейшем следует продолжить формирование гуманитарного профиля, учитывая индивидуальные возможности обучающихся.

- Большинство педагогов лицея вовлечено в опытно – экспериментальную инновационную деятельность.

Теоретическая и практическая база учителя формировалась в основном через систему педагогических советов, научно – методического совета, деятельность кафедр, психолого – педагогических семинаров, творческих лабораторий.

- Внедрены в образовательный процесс образовательные программы «Здоровье», «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся в условиях лицейского образования», «Преемственность в обучении, воспитании и развитии».

- Осуществлены основные направления деятельности со способными и одаренными детьми в рамках программы «Способные и одаренные дети»

· индивидуально – групповая работа с лицеистами с целью подготовки их возможного участия в олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях различного уровня.

· открытие профильных классов и апробация новых предметов через БУП, дополнительное образование.

Разработаны нормативный и содержательный аспекты «Ученического портфолио»

Результативность обучения в профильных и предпрофильных классах по профильным дисциплинам стабильна и положительна.

Данная система инновационной деятельности динамична и применима в любом ОУ в виде технологической цепочки:


Уважаемые коллеги!

Международный исследовательский центр «Научное сотрудничество»

МНОГОТОМНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ МОНОГРАФИИ (В 9-ТИ томах)

МОНОГРАФИЯ ИНДЕКСИРУЕТСЯ В

РОССИЙСКОМ ИНДЕКСЕ НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ (РИНЦ)


В монографию принимаются материалы в которых рассматриваются вопросы, связанные с современными теоретико-прикладными достижениями в различных научных областях, образовании, технологиях и промышленности, освещающие тематическое многообразие, актуальные формы представления новейших научо-исследовательских концепций, направлений и подходов, разработок, технологий и продуктов, позволяющие оценить современные тенденции в развитии науки и инновационной сферы, коммерциализации идей, изобретений и опыт внедрения инноваций в следующих научных областях:

Архитектура и искусство;

Биология;

Геология;

География;

Естествознание;

История;

Культурология;

Компьютерные науки;

Лингвистика;

Математика;

Медицина;

Педагогика;

Политология;

Психология;

Социология;

Технические науки;

Филология;

Философия;

Экономика;

Юриспруденция.

I. Требования к оформлению текста коллективной монографии


К публикации принимаются оригинальные авторские материалы объемом 25-35 страниц текста формата А4, ориентация бумаги – книжная. Материал должен содержать краткое введение (1-2 страницы) и заключение (1 страница), а также разбит на несколько равнозначных по объему частей. Материалы от соискателей и аспирантов принимаются к рассмотрению только при наличии рецензии научного руководителя (подписанной и заверенной печатью вуза), которая высылается в отсканированном виде на почту центра, вместе с предоставляемыми материалами. Если работа написана в соавторстве с научным руководителем, то рецензия не требуется.

Рецензенты оставляют за собой право отклонить материалы, поступившие позднее указанного срока, не удовлетворяющие требованиям оформления и не соответствующие тематике коллективной монографии. Авторы/соавторы несут полную ответственность за предоставленные материалы. Материалы печатаются в авторской редакции.

Публикуемая работа должна быть тщательно отредактирована и вычитана автором (авторами). Формат А4, ориентация бумаги – книжная. Материалы предоставляются в редакторе Microsoft Word 2003/2007. Поля со всех сторон – 2 см. Шрифт «Times New Roman», без автоматического переноса, цвет – черный.

Порядок расположения (структура) текста:

– по центру (курсивом, кегль 14, междустрочный интервал - одинарный) – фамилия автора (авторов), инициалы; ученая степень, ученое звание; должность или академический статус; название учебного заведения или организации, город, страна; отступ в одну строку – название статьи, прописные буквы, не Caps Lock!, (полужирный шрифт, кегль 14, междустрочный интервал – одинарный).

– отступ в одну строку – по ширине, текстовая часть статьи; кегль 14; междустрочный интервал – полуторный; отступ (абзац) – 1,25.

– отступ в одну строку – библиографическая ссылка, по ширине (кегль – 14; междустрочный интервал - одинарный).

Оформление ссылок

Подтекстовые сноски запрещены!

ВНИМАНИЕ!

Рисунки, графики и диаграммы должны быть только черно-белыми, без цветных элементов и мелких (сплошных) заливок. Рисунки представляются в формате «.tif». Разрешение для черно-белых рисунков не менее 300 dpi. Цветовой режим CMYK.

Список использованной литературы необходимо оформлять в соответствии с Единым форматом оформления пристатейных библиографических списков в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка», который представлен на сайте центра www.sci-cooperation.ru Оформлять ссылки в тексте на соответствующий источник из списка литературы следует в квадратных скобках, например: . Использование автоматических постраничных ссылок не допускается.


II. Форма заявки и требования к оформлению коллективной монографии


ЗАЯВКА НА ПУБЛИКАЦИЮ КОЛЛЕКТИВНОЙ МОНОГРАФИИ

«Наука сегодня: теория, практика, инновации» (т. 3)

Название статьи

Количество страниц

Место работы

Должность

Ученая степень, ученое звание

Почтовый адрес (с индексом)

Сертификат участника коллективной монографии (РФ – 230 руб., СНГ – 280 руб.).

Пересылка обязательного сборника экземпляра монографии (РФ – 250 руб., СНГ – 480 руб.).

Количество дополнительных экземпляров коллективной монографии 1 экз. (РФ - 400 руб., СНГ – 650 руб.).

Справка, подтверждающая факт принятия материалов к печати (стоимость - РФ - 120 руб., СНГ – 150 руб.).

Редактирование списка литературы согласно ГОСТ (300 руб.).

Источник получения информационного письма


III. Финансовые условия публикации коллективной монографии

Стоимость публикации и рецензирования материалов коллективной монографии – 250 руб. за 1 страницу. Доплата за соавтора – 500 рублей. Одному автору (основному при соавторстве) бесплатно полагается один экземпляр коллективной монографии. Оплата за пересылку обязательного экземпляра коллективной монографии автору из России – 250 руб., для авторов из стран СНГ – 480 руб. Стоимость дополнительных экземпляров коллективной монографии – 400 рублей за один экземпляр с учетом пересылки (Россия) и 650 рублей (СНГ). Все материалы проходят независимое рецензирование, в случае положительного отзыва рецензента вам будет выслано письмо, в котором будет указана стоимость публикации и реквизиты для оплаты. Монография будет издана в твердом переплете с присвоением международного индекса ISBN, ББК, УДК и разослана по основным библиотекам России и зарубежья и проиндексирована в РИНЦ.

Просим Вас заблаговременно заказывать дополнительные экземпляры монографии для своих соавторов, научных руководителей и научных консультантов.


IV. Контакты

Заявку и материалы просим направлять на электронную почту Международного исследовательского центра «Научное сотрудничество» [email protected] с пометкой «КМ2 – Т2».

Контактное лицо по вопросу издания монографии – кандидат педагогических наук, доцент, Чигишева Оксана Павловна.


Уважаемые коллеги!

Мы будем благодарны Вам за распространение данной информации среди широкого круга лиц, заинтересованных в публикации материалов

в коллективной монографии.