Биографии Характеристики Анализ

Синдром дефицита внимания: как помочь ребенку? Синдром дефицита внимания и гиперактивности: как помочь ребенку и себе? Тревожность и депрессия.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является минимальной мозговой дисфункцией. Это клинический синдром, проявляющийся импульсивностью, чрезмерной двигательной активностью, нарушением концентрации внимания.

Существует 3 типа диагноза СДВГ: в одном из них преобладает гиперактивность, во втором присутствует лишь дефицит внимания, третий тип объединяет оба показателя.

Дети, страдающие синдромом СДВГ, не способны длительное время удерживать внимание на чем-либо, они рассеянны, забывчивы, часто теряют свои вещи, не воспринимают с первого раза указания и просьбы взрослых, им тяжело соблюдать распорядок дня.

Они слишком подвижные, болтливые, суетливые, стремятся везде быть лидерами, часто драчливы, очень эмоциональные, нетерпеливые, любят фантазировать. Им тяжело усвоить правила и нормы поведения, они отвлекаются на любые звуки, в школе у таких детей часто отсутствует мотивация к учебе. В диалоге часто перебивают собеседника, навязывают свою тему, которая их интересует в данный момент.

Для какого возраста характерно заболевание

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания начинает проявляться с началом развития ребенка, но особо ярко он становится заметен у детей к 4-5 годам. Но диагноз официально ставится лишь к 7-8 годам, несмотря на то, что симптомы заболевания проявляются намного раньше.

Согласно проведенным исследованиям, в большинстве случаев недуг присущ мальчикам, чем девочкам, причем соотношение между пострадавшими от синдрома дефицита внимания и гиперактивности составляет 4:1 в пользу первых. В младшем школьном возрасте недугом страдают около 30% учащихся, т.е. в каждом классе начальной школы 1-2 ученика – дети с СДВГ. Проходят какое-либо лечение всего лишь 20-25% больных.

Причины и факторы риска

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания может быть вызван следующими причинами:

  • патология развития лобных долей мозга и нарушение работы его подкорковых структур;
  • генетический фактор , — дети, чьи родственники имеют в анамнезе СДВГ, в 5 раз чаще страдают подобным нарушением;
  • – расстройство ЦНС у новорожденных, возникшее в результате поражения головного мозга внутриутробно или в период родовой деятельности матери;
  • недоношенность ;
  • проблемная беременность (обвитие пуповиной, у плода, угроза выкидыша, стрессы, инфекции, прием запрещенных медикаментов, курение, алкоголизм);
  • стремительные, длительные, преждевременные роды , стимуляция родовой деятельности.

Частые конфликты в семье, чрезмерная строгость по отношению к ребенку, физические наказания – факторы, способные завести механизм развития СДВГ.

Особенности СДВГ у взрослых

Для взрослых людей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, характерны такие симптомы и проявления:

Большой процент людей с диагнозом СДВГ становится наркоманами и алкоголиками, они ведут асоциальный образ жизни и часто становятся на преступный путь.

Гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста

Первые признаки синдрома гиперактивности начинаются проявляться с грудничкового возраста в виде следующих симптомов:

  • частые движения руками и ногами;
  • хаотичность движений;
  • задержка развития речи;
  • неуклюжесть;
  • расторможенность, бесконтрольность в поведении;
  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • невозможность удерживать внимание на предмете;
  • частая смена настроения;
  • постоянная торопливость;
  • трудность в общении и налаживании контактов со сверстниками;
  • отсутствие страха.

Обучение в школе ребенка с СДВГ становится для него тяжелым бременем. В силу своей физиологии ученик не может спокойно сидеть на месте, на уроке отвлекается сам и мешает другим, не может концентрировать свое внимание, его мало интересуют школьные предметы, во время урока он может ходить по классу или отпрашивается под видом «выйти в туалет», а сам гуляет по школьным просторам.

Диагностика заболевания

Основным диагностическим методом для ребенка-дошкольника с целью выявления СДВГ является наблюдение за его поведением в привычной для него среде: в группе детсада, на прогулке, при общении с друзьями, воспитателями, родителями.

Для постановки диагноза СДВГ производится оценка внимания, активности, мышления и прочих процессов, для чего у детей старше 6 лет применяется оценочная поведенческая шкала.

Проблемой должен заниматься детский психиатр. Особый акцент делается на жалобы родителей, учителей и анамнез ребенка. При оценке модели поведения врачу необходимо знать мнение школьного психолога, внутрисемейную обстановку. У ребенка на протяжении полугода должны проявляться минимум 6 симптомов из нижеперечисленных:

  • ошибается по невнимательности;
  • не слушает и не слышит собеседника;
  • избегает задач, требующих умственных усилий;
  • теряет личные вещи;
  • отвлекается на любые шумы;
  • беспокойно играет;
  • перебивает разговаривающих с ним;
  • слишком много говорит;
  • ерзает и раскачивается на стуле;
  • встает тогда, когда это запрещено;
  • устраивает истерику в ответ на справедливое замечание;
  • хочет быть первым во всем;
  • совершает бездумные поступки;
  • не может дождаться своей очереди.

При диагностике СДВГ у взрослых врач-невролог собирает данные о возможной симптоматике заболевания и назначает исследования: психологическое и образовательное тестирование, электрокардиографию, . Необходим сбор симптомов заболевания.

Лечение и необходимый комплекс мер для коррекции

Не стоит ожидать полного избавления от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Но существует множество средств и методов, способных снизить тяжелую симптоматику. Лечение СДВГ включает в себя медикаментозное лечение, диету, психотерапию, коррекцию поведения и прочие методы.

Препараты, обладающие воздействием на концентрацию внимания и снижающие импульсивность и гиперактивность при СДВГ: Метилфенидат, Церебролизин, Декседрин. Время их воздействия составляет до 10 часов.

Детям до 6 лет принимать эти препараты следует с особой осторожностью, потому что в раннем возрасте высок риск развития аллергореакций, бессонницы, тахикардии, снижения аппетита, формирования зависимости от лекарств.

Огромную пользу принесет массаж головы и шейно-воротниковой зоны, психотерапия, лечебная физкультура, употребление настоев лекарственных трав (кора сосны, мята, женьшень, зверобой).

Коррекционный процесс в семье

Семья должна участвовать в коррекционном процессе при симптомах синдрома гиперактивности и дефицита внимания:

  • ребенка необходимо хвалить при любом удобном случае, ему важно быть успешным;
  • в семье должна присутствовать система вознаграждений за каждый хороший поступок;
  • требования к ребенку должны быть посильными для его возраста;
  • исключить родительскую придирчивость;
  • важно совместное семейное времяпровождение;
  • скопление людей способствует вспышкам гиперактивности у ребенка;
  • недопустимо переутомление ребенка, унижение, злость и грубость в его адрес;
  • не оставлять без внимания детские просьбы;
  • запрещено сравнивать малыша с ровесниками, выделяя его недостатки;
  • необходимо четко соблюдать рекомендации лечащего врача.

Превентивные меры

Излишне активным детям не следует принимать участие в соревнованиях и играх, имеющих выраженный эмоциональный компонент. Силовые виды спорта – тоже не вариант. В качестве профилактики СДВГ подойдут пеший и водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах и коньках. Физическая нагрузка должна быть умеренной!

Необходимо изменить отношение к ребенку, как дома, так и в школе. Рекомендуется моделирование успешных ситуаций для исключения неуверенности в себе.

Дети с СДВГ способны «покалечить» здоровье домочадцев. Поэтому родителям желательно пройти курс семейной или личной психотерапии. Мать и отец должны быть спокойными и допускать как можно меньше ссор. С ребенком необходимо построить доверительные отношения.

Гиперактивные дети практически не реагируют на замечания, наказания, запреты, зато с радостью отвечают на поощрение и похвалу. Поэтому и отношение к ним должно быть особым.

Симптомы заболевания в большинстве случаев по мере взросления ребенка будут сглаживаться и проявляться не столь ярко, ребенок будет постепенно «перерастать» сложный период. Поэтому родителям нужно набраться терпения и помочь пережить любимому чаду тяжелый жизненный этап.

Миша влетел в дом, словно тайфун, схватил бутылку воды со стола, бросил на пол школьный рюкзак и пиджак и убежал обратно – во двор. «Стой!» — крикнула ему вслед мама и почти обречённо продолжила усталыми требованиями: «Надень пиджак!.. Возвращайся через полчаса – делать домашнее задание!».
«И как его учителя выдерживают этот натиск активности, если у трети одноклассников Миши доказанный СДВГ?!» – снова подумала Мишина мама – с большим недоумением.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: что скрывается за этими словами, если говорить просто?

Внимание: что же это на самом деле? Многие из нас автоматически знают это ощущение, когда мы уделяем чему-то всё своё внимание. Мы сосредотачиваемся на предмете, слушаем, смотрим и впитываем все характеристики и изменения. И надо признать, что даже для взрослых это не всегда лёгкий процесс.

Нам очень легко сосредоточиться на приятных или интересных вещах: волнующее кино, захватывающая книга, прогулка у моря с ласковым тёплым ветерком.

Однако уровень способности к сосредоточенности (т.е. к умению фокусировать и удерживать внимание) определяется в других ситуациях — КОГДА МЫ УМЕЕМ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ВЕЩАХ НЕИНТЕРЕСНЫХ ДЛЯ НАС. Тест на способность к концентрации внимания – скучная лекция, унылый лектор, нелюбимый предмет в школе.

Давайте разберёмся, какие немедикаментозные способы помогают концентрировать внимание.

1.Удалите отвлекающие факторы

Шумные коридоры в школе, отсутствие тишины в классе и звуки с улицы могут отвлекать внимание ребёнка. Поэтому так важна правильная спокойная обстановка во время занятий — в классе и в школе в целом

Вы можете предложить ребёнку с СДВГ мобильные перегородки на стол парты, беруши, световой фильтр в виде очков. Это снизит восприимчивость к внешним раздражителям. Также эффективным средством остаются надувные балансировочные диски для сидения, которые снижают и скрип стульев при движениях сидящего на них ученика.

2.Постоянно тренируйте чувство равновесия

Главное слово при тренировках равновесия – ПОСТОЯННО. Сферы концентрации внимания и равновесия настолько тесно связаны, что неуклонно появляются всё новые и новые приспособления, чтобы ребёнок мог заниматься и одновременно удерживать баланс тела в изменчивой среде.

Используйте всевозможные способы для развития навыков равновесия. Это необязательно должны быть сложные тарзанки или полосы препятствий в игровых центрах или на площадках. Тем более что наилучший период для занятий на равновесие – это время непосредственно перед уроком.

Читайте также Как помочь ребенку с РАС лучше питаться

Есть немало средств для тренировки равновесия в домашних условиях, среди которых и те, которые используются во время занятий за столом. Большой фитнес мяч, батут, балансировочная доска, надувная балансировочная полусфера, растяжка на ножки стола для балансировки ног во время сидения.

3.Постоянно тренируйте совместную координацию рук и глаз

Подбрасывать и ловить, но не мяч, а лёгкий шарф (!) Это намного легче для ребёнка, однако терапевтический эффект остаётся выраженным. Всего лишь 5 минут перед любыми занятиями, требующими концентрации внимания, и вы удивитесь положительному результату!

4.Правильное расположение стола и осанка

То, как расположено сидение стула, и какова осанка ребёнка во время занятий, играет не последнюю роль в готовности его организма к усилиям по фокусировки внимания. Используйте наклонное сидение стула, или специальную подставку на сидение – с воздухом внутри. Это приводит ребёнка в состояние повышенного внимания из-за активного наклона к столу и над ним.

Также эффективным способом для длительного чтения может стать кресло-мешок, которое мягко работает с проприоцептивной чувствительностью, предоставляя ребёнку полную информацию о положении его тела, тем самым убирая внешние раздражители (от непонимания «где я», которое часто испытывают дети с СДВГ или РАС).

5.Утяжелители и давление

Воздействие тяжестью на сенсорную систему приводит к уменьшению реакции на внешние раздражители и высвобождает силы для фокусировки внимания. К вашим услугам жилеты и пояса с утяжелителями, а также утяжелённая подушка на колени.

6.Перерывы в занятиях на сенсорную активность

Не просто перемены, непонятно, чем заполненные, когда ребёнок либо бесцельно бегал, либо оставался сидеть за столом или партой. Заполните перерывы в занятиях активностью с разным сенсорным воздействием.

Это могут быть игры с сенсорными коробками, в песке, с водой, с сумочкой, где собраны любимые сенсорные игрушки ребёнка (чётки, солдатики, коробочки). Или отвлечение с максимальной пользой для крупной моторики – детский спортивный уголок, гамак или кресло-мешок в качестве мата для валяния. Такие перерывы освежают способности ребёнка к фокусировке внимания.

За последнее десятилетие увеличилось количество заболеваний, обычно называемых гиперактивностью, а по-научному: синдром дефицита внимания у детей. Как понять: малыш болен или педагогически запущен?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - медицинский диагноз, определяется как неврологическо-поведенческое расстройство развития. Характеризуется трудностями сосредоточения, чрезмерной двигательной активностью, пренебрежением принятыми общественными нормами, агрессивностью, неспособностью контролировать эмоции.

Первые признаки появляются в дошкольном детстве, однако по утверждению Американской Ассоциации Психиатров, постановка диагноза разрешается только с двенадцатилетнего возраста. Согласно исследованию 2006 года, заболевание имеют 3–5% населения Америки, включая взрослых.

Способ лечения неврологической причины расстройства не найден. У 30% детей с возрастом проходят симптомы, или дети приспосабливаются к ним. В случае неприспособленности наблюдается снижение интеллектуальных способностей и восприятия информации. Существуют методы коррекции поведенческого отклонения.

С 70-х годов прошлого века идут споры относительно реальности этой болезни. Множество общественных деятелей, политиков, врачей и родителей считают её фикцией. Комитет по правам ребёнка ООН подтвердил увеличение случаев ошибочной диагностики и рекомендовал дополнительные исследования методов распознавания СДВГ.

Расстройство делится на 3 типа:

  1. Собственно дефицит внимания (СДВГ - ДВ). Трудности концентрации и запоминания.
  2. Гиперактивность и импульсивность (СДВГ - ГИ, СДВГ - Г). Наблюдаются двигательная расторможенность, неусидчивость, необдуманность поступков.
  3. Смешанный тип (СДВГ - С). Сочетание трёх признаков.

Симптоматика недуга

Часто гиперактивными называют детей, не имеющих этого заболевания. Причина кроется в том, что признаки расстройства в небольшом проявлении присущи детскому возрасту: непоседливость, трудность в концентрации внимания при слабой мотивации, торопливость. А при недостатке воспитания они имеют свойство обостряться. Возможно, это является причиной врачебной или родительской ошибки.

Согласно установленным в 2007 году правилам постановки диагноза СДВГ:

  • Диагностика поведения должна проходить минимум в двух средах пребывания (школа – дом – кружок) ребёнка старшего школьного возраста;
  • Необходимо длительное наблюдение для определения устойчивости симптомов (минимум полгода);
  • Если развитие ребёнка отстаёт от сверстников;
  • Нарушению поведения сопутствуют сложности обучения и общения.

Основные признаки заболевания

Рассеянность:

  • Ребенку трудно удерживать внимание на задании, заниматься деятельностью, требующей долгой концентрации, он легко отвлекается.
  • Часто старается избежать выполнения поручений, связанных с длительным умственным трудом (помощь по хозяйству, школьные домашние задания).
  • Сложно самостоятельно организовать осуществление какой-то деятельности.
  • Часто теряет нужные вещи, рассеян.
  • Не может концентрироваться на деталях.

Импульсивность - недостаточное управление действиями при выполнении инструкции. Важный симптом, сопровождающий дефицит внимания у детей:

  • Быстрая реакция на реализацию задания при игнорировании или недооценке сопутствующих указаний.
  • Неумение предвидеть плохие последствия своих действий или обстановки.
  • Стремление произвести впечатление на окружающих (особенно сверстников) опасными для их здоровья и жизни поступками (частые отравления, травмы).

Гиперактивность:

  • Двигательная расторможенность. Постоянно скачет, ёрзает на стуле, вертится.
  • Ребенку трудно усидеть на одном месте, когда это необходимо. Во время уроков бегает по классу.
  • Громко играет, разговорчив.

Симптомы СДВГ проявляются, начиная со старшего дошкольного возраста. Ребёнок непоседлив, делает много бесцельных движений, бесцеремонно перебивает взрослых. Сложно усадить кроху заниматься подготовкой к школе. Под маминым нажимом усевшись за уроки, постоянно отвлекается.

У детей школьного возраста возникает проблема с усвоением материала вследствие низкой способности к сосредоточению. Успеваемость ниже среднего, сложности во взаимоотношениях со сверстниками. Провести урок в классе, где присутствует ребёнок с дефицитом внимания, трудно. Он постоянно отвлекает других, крутится, перебивает учителя, торопится выполнить задание. Книжки, тетрадки забываются в классе. Несмотря на расторможенное поведение, младшие школьники не проявляют агрессивности.

Подростковый возраст видоизменяет симптомы. Внешняя импульсивность переходит во внутреннюю тревожность, суетливость. Неспособность самостоятельно планировать время и организовать деятельность приводит к безответственности. Слабая успеваемость и проблемы в общении с одноклассниками влияют на самооценку, что приводит к депрессивному состоянию, вспыльчивости. Стремление занять значимое положение среди сверстников может толкать на необдуманный риск, часто заканчивающийся травмами и ушибами.

Если подросток не перерастает заболевание, оно переходит во взрослый возраст. Сохраняются эмоциональная нестабильность, раздражительность. Хроническая непунктуальность, забывчивость, неумение доводить начинания до конца, высокая чувствительность к критике делают из него плохого работника. Низкая самооценка препятствует реализации потенциала. Люди, страдающие этим недугом, нередко находят отдушину в разнообразных зависимостях: алкоголь, наркотики. Если не займётся саморазвитием, рискует оказаться на дне жизни.

Причины патологии

Специалистами пока точно не установлены провоцирующие факторы возникновения СДВГ. Предположительными называют:

  • Генетические предпосылки. Предполагается, что расстройство является врождённым и связано с нарушением работы центральной нервной системы. Именно в этом видят учёные неврологический корень заболевания.
  • Ухудшающаяся экология. Отравление воздуха выхлопными газами, загрязнение воды вредной бытовой химией.
  • Особенности течения беременности. Инфекционные и хронические заболевания матери, употребление алкоголя, курение.
  • Осложнения во время родов: долгие, стремительные, стимулирование родовой деятельности, интоксикация наркозом, обвитие пуповиной плода.
  • Болезни в первый год жизни, сопровождающиеся высокой температурой, и приём сильнодействующих лекарств.

Методы диагностики

Медицинская общественность полвека ведёт споры об эффективных способах распознавания СДВГ. Учёные канадского Университета Макмастера подтвердили, что на сегодняшний день отсутствуют специальные тесты или медицинское оборудование, напрямую диагностирующее СДВГ. К тому же критерии диагностики заболевания менялись за время существования диагноза и отличаются в разных странах.

Американские психиатры используют две шкалы: Коннорса и Йеля-Брауна, предлагающие родителям или преподавателям оценить поведение ребёнка по характерным для расстройства параметрам: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Однако специалисты, выступающие с критикой методов постановки диагноза, утверждают, что оценка поведения по этим шкалам слишком предвзята, а критерии диагностики настолько расплывчаты, что возможно поставить СДВГ любому здоровому ребёнку с «неудобным» поведением.

Во избежание врачебной ошибки необходима консультация нескольких специалистов, включая педиатра, психолога и детского невропатолога. Потребуются дополнительные медицинские обследования: МРТ головного мозга, допплерография, ЭЭГ, которые будут являться основой постановки психиатром диагноза СДВГ.

Лечение недуга

Для коррекции дефицита внимания у детей необходим комплексный подход, включающий искоренение нейропсихологических и поведенческих проблем. Учитывая особенности и тип СДВГ ребёнка, подбирается личная программа реабилитации. При своевременном обращении к специалисту и проведении лечения возможно уменьшение симптомов СДВГ вплоть до выздоровления.

Медикаментозная терапия

Необходимо отметить, что назначение фармакологической коррекции приемлемо в случае, когда восстановление когнитивных функций невозможно достичь немедикаментозным лечением.

Принятие лекарственных препаратов для улучшения работы мозга у детей с дефицитом внимания — достаточно распространённая практика в США. Медикаменты делятся на несколько групп:

  1. Психостимуляторы (Риталин (метилфенидат), Амфетамин, Дексамфетамин). Оказывают мощное стимулирующее действие на центральную нервную систему: улучшают концентрацию, снижают проявления импульсивности. В США распространено использование Риталина для лечения СДВГ, хотя нет доказательств результативности применения. Многие специалисты считают его спорным, поскольку при долгосрочном принятии Риталин приводит к развитию психозов, параноидальных и шизофренических склонностей (зрительные и слуховые галлюцинации, агрессивность), вызывает привыкание. Австралийское исследование, охватившее 2868 семей и длившееся 20 лет, показало неэффективность лечения СДВГ психостимуляторами. В ряде стран, включая Россию, метилфенидат (Риталин) запрещен.
  2. Антидепрессанты: Имипрамин, Тиоридазин, Дезипрамин. Существенно улучшают внимание, снижают гиперактивность, но дают побочные эффекты на физическое здоровье при долгосрочном применении.
  3. Ноотропные препараты (Ноотропил, Церебролизин, Пирацетам). Нейрометаболические стимуляторы, воздействующие на кору головного мозга и повышающие когнитивные процессы. Считаются малоопасными психофармакологическими препаратами, но могут давать осложнения. Широко используются в государствах постсоветского пространства.

Существенным недостатком медикаментозной терапии СДВГ является краткосрочность результатов лечения: состояние ребёнка улучшается только во время принятия препарата и совершенно не оказывает влияние на выздоровление. Употребление психостимуляторов подростками с дефицитом внимания развивает склонность к принятию наркотических средств.

Нефармакологическая терапия

Лечить СДВГ можно без применения лекарственных препаратов. Существуют два нелекарственных метода коррекции неврологической стороны расстройства:

  1. Нейропсихологический подход. Утверждает, что определённые физические упражнения влияют на работу корковых структур мозга, активизируют, наполняют энергией психические процессы. Основывается на учении А.Р. Лурии о «нейропсихологической петле развития». Данное сопровождение детей с дефицитом внимания помогает формированию самоконтроля, произвольности, повышению эффективности обучения.
  2. Синдромный метод. Восстановление повреждённого при родовых травмах шейного отдела позвоночника, которое нормализует кровоснабжение головного мозга.

Помимо вышеописанных методов лечения, специалисты рекомендуют:

  • Занятия йогой, медитации. Помогают расслабиться, снижается импульсивность, улучшается кровоснабжение всего тела, включая головной мозг.
  • Специальная диета. Исключение сахара, аллергенов, кофеина.

Коррекция поведения при СДВГ состоит из следующих методов:

Когнитивная психотерапия - самое эффективное лечение, использующееся в коррекции душевных расстройств (неврозов, фобий, депрессий). Помогает успешно социализироваться детям с дефицитом внимания, имеющим проблемы в общении со сверстниками. Импульсивность вместе с недостатком умений взаимодействовать приводит к отторжению, усугубляющему изоляцию.

Терапия включает личные и групповые занятия. Тренировки навыков общения помогают развить такие коммуникативные способности: умение строить отношения, решать конфликты, понимать других, контролировать отрицательные эмоции. Для успешного усвоения навыков необходимо посетить минимум 20 занятий группы, состоящей из 6–8 человек. Личная когнитивно-поведенческая терапия избавляет от неэффективных шаблонов действий и мышления. Помогает детям с дефицитом внимания закрепить нужное поведение.

  • Семейная психотерапия. Обязательно должна присутствовать при лечении СДВГ у детей. Проводится со всей семьёй. Родители встречаются со своим чувством вины за «не такого» ребёнка, учатся правильно реагировать в разыгрываемых жизненных обстоятельствах.

При синдроме дефицита внимания у детей лечение должно объединить врачей, родителей и учителей. Наибольшая нагрузка ложится на семью, члены которой должны хорошо владеть информацией касательно особенностей и методов лечения СДВГ, создать дома условия, способствующие выздоровлению ребёнка:

  • Любовь. Проявляйте нежность, заботу. Малышу необходимо чувствовать поддержку близких.

Важно! Чувство жалости – плохой союзник. Не освобождайте школьника от разнообразных домашних дел, подпитывая его статус «особенного». Он начнёт жалеть себя, что отрицательно скажется на динамике лечения.


Совместными усилиями можно скорректировать поведение ребенка, помочь выздоровлению.

Шестилетний Максим ни минуты не сидит на месте. Он готов начать любое дело, соглашается на любую игру, но мгновенно бросает ее, чтобы начать другую. Вот он вываливает на пол конструктор. Не закончив даже фундамента будущего дома, спохватывается и бежит на кухню, по дороге скользя по разбросанным деталям. Хватая со стола кружку, опрокидывает на пол стеклянную вазочку с конфетами. Сконфузившись, неловко выхватывает из рук мамы веник, чтобы убрать за собой. Но после ее окрика: «Да иди уже, чтоб глаза мои тебя не видели!» бежит в комнату к младшему брату. Выслушав нелестный для него монолог бабушки, честно пытается поиграть с братишкой. Но игра вскоре прекращается в бессмысленную беготню - и вновь окрики, шлепки, отчитывания… Родители говорят, что нет ни одной вещи в доме, которую бы Максим не поломал или не побил. Они уже в пятый раз перепрятывают коробку с документами: неровен час, Максим сделает из какого-нибудь свидетельства самолетик и запустит в окно. Так уже было. А для домашней аптечки и вовсе пришлось купить настоящий сейф: «ребенок-катастрофа» дважды объедался разноцветными таблетками, и его увозили на скорой промывать желудок. Что с ним делать? Ходили к неврологам. Те же только выписывали успокаивающие сборы и говорили: «Ничего не поделаешь, такой уж вам ребенок достался. Терпите. Глядишь, со временем перерастет он свой СДВГ…»

Причины и следствие СДВГ

Единого мнения, почему и как возникает синдром дефицита внимания и гиперактивности, или, как еще говорят, гиперкинетический синдром, до сих пор нет.

✓ Кто-то предполагает, что в его основе лежат микроорганические поражения головного мозга - те, в свою очередь, могут быть вызваны или внутриутробным кислородным голоданием, или родовой травмой.

✓ Кто-то связывает СДВГ с нарушениями в выработке гормона дофамина, который, кроме прочего, отвечает за силу нашей мотивации и умение концентрироваться.

✓ Существуют и совсем уж экзотические теории. Например, психотерапевт Том Хартманн предположил, что симптомы СДВГ мы унаследовали от первобытных людей. У доисторического охотника периоды гиперконцентрации внимания при выслеживании добычи чередовались с периодами бездействия. Переход от охоты к земледелию принес с собой иной тип внимания: теперь нужно было планировать на долгий срок. Но в генах у некоторых из нас остались черты «охотничьего» образа жизни.

Как бы то ни было, родителям гиперактивных детей не позавидуешь. К безумно утомительным дням в раннем детстве вполне могут добавиться бессонные ночи, когда ребенок пойдет в школу. Ведь там-то от детей требуют усидчивости и дисциплины! А избыток энергии и неумение сосредоточиться считается чуть ли не смертным грехом, наказывается плохими оценками и презрением всего педагогического коллектива. Именно таких детей постоянно одергивают и ругают. Именно про них говорят: «Хулиган!» или «Как плохо воспитан!» и вменяют родителям: «А ведь мог бы нормально учиться, если бы слушал, что ему говорят». Любопытно, что чаще и правда говорят именно «хулиган», а не «хулиганка»: у мальчиков СДВГ встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Есть и хорошие новости

В большинстве случаев ребенок перерастает синдром , и к 13-14 годам гипердинамичные дети практически ничем не отличаются от сверстников. Нет, конечно, просмотру фильма или сидению за книгой они и здесь предпочтут какие-нибудь активные игры или поход на дискотеку. Но в школе эти подростки уже способны слушать и слышать, их успеваемость выравнивается.

Однако если ребенку еще в детском саду успели объяснить, что он «самый бестолковый» и что с его невнимательностью и непослушанием «из него никогда не выйдет ничего путного», а уставшие, измотанные родители не нашли в себе сил защитить своего малыша, именно к подростковому возрасту проявления СДВГ могут сыграть с ним злую шутку. «Самый плохой», «самый трудный» - он идет к плохим и трудным, становится членом подростковой группировки, - пишет психолог Екатерина Мурашова в своей книге «Ваш непонятный ребенок». - Здесь его бесстрашие, импульсивность, презрение к увещеваниям и наказаниям впервые оказываются очень уместны, вызывают уважение сверстников. Отвергнутый «нормальным» миром, именно здесь он находит сочувствие и понимание. И тогда, учитывая интеллектуальную и эмоциональную поверхностность гипердинамичного ребенка-подростка, его несклонность к размышлениям, анализу и просчету последствий, нужны какие-то экстраординарные меры и события, чтобы заставить его свернуть с выбранного им пути».

Чтобы этого не произошло, мамы и папы должны спохватиться гораздо раньше.

Что делать с СДВГ?

1 Первый и главный совет, который Екатерина Мурашова дает родителям гиперактивного ребенка, - не пытайтесь сдерживать свои чувства . Если вы в ярости, скажите или даже крикните об этом. А если ребенку удалось вас порадовать, порадуйтесь от души, не ограничивайтесь холодным «Всегда бы так…»

2 Оценивайте поступки, а не личность ребенка. Ему и так достается больше всех замечаний, окриков и нравоучений. Воспитатель в саду видит в нем несносного хулигана, а учитель в школе - шалуна, который не может сосредоточиться сам и отвлекает других. Вы же должны видеть личность. Иными словами, вы можете ему сказать: «Я терпеть не могу, когда ты разбрасываешь свои носки. У меня просто руки опускаются, когда я это вижу». Но нельзя по тому же поводу говорить: «Ты неряха. И ничего хорошего можешь от меня не ждать».

3 Сделайте так, чтобы ребенок больше двигался. Установите дома «шведскую стенку», чтобы ребенок в любую минуту мог повисеть на канате или покачаться на кольцах. Пусть до упаду бегает во дворе или катается с горки. А как только позволит возраст, обязательно отведите его в спортивную секцию.

4 Станьте его органом планирования и оценки последствий поступков. Он не может предвидеть, что будет, не умеет спланировать, чтобы все получилось, и вы должны ему в этом помочь. «Это может быть опасно, поскольку…», «Если ты сейчас поступишь так, то в следующий раз…», «Возможно, Миша обиделся на тебя, потому что ты…»

5 Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего ребенка. Ведь вы, родители, его единственный оплот и защита. Пусть ваш сын (или дочь) знает: есть кто-то, кто видит в нем (ней) не только отвратительного хулигана (хулиганку).

6 Почаще говорите ему о чувствах, которые испытываете сами и другие люди , проясняйте нравственную и этическую глубину ситуаций. К сожалению, ребенок с СДВГ поверхностен не только в своих увлечениях, но и в своей эмоциональности, и для него очень важно в дальнейшем иметь некий алгоритм для анализа ситуаций.

7 Как можно раньше и как можно чаще приучайте его к усидчивости и внимательности. Например, с помощью такой игры:

Что хотите - то берите,

«Да» и «нет» не говорите,

Черного и белого не называйте,

О красном не вспоминайте!

Ведущий спрашивает, остальные отвечают. Нельзя говорить: «да», «нет», «красное», «белое», «черное». Задача водящего - запутать играющих быстрыми вопросами и заставить сказать одно из запретных слов.

8 Обратитесь к психологу. Именно он, а не невропатолог, поставивший диагноз, сможет рассказать, с какими трудностями придется столкнуться родителям. Скажет, что делать, а чего делать не стоит. Например, совет «взять себя в руки», «сосредоточиться», считают психологи, не может принести ничего, кроме вреда. А попытки уговорить гиперактивного ребенка «сидеть спокойно» и «не вертеться» - это бесполезная трата времени.

9 Скорректируйте его питание. Многочисленными исследованиями было установлено, что большинство (около 70%) детей с СДВГ испытывают дефицит магния. Причем, осенью и зимой этот дефицит только усиливается. Чтобы его восполнить, включите в меню ребенка как можно больше зеленых овощей и фруктов, круп, злаков. А также продуктов, содержащих витамин В6 (он способствует усвоению магния из пищи) - его много в бананах, печеном с кожурой картофеле, буром рисе, гречке. Исключите из рациона поваренную соль или замените ее на небольшое количество морской соли. Откажитесь от энергетических напитков, рафинированных продуктов и полуфабрикатов - колбас, сосисок и т.д. В них, содержатся глутамат и аспартат - пищевые добавки, которые возбуждают нервную систему, нарушают усвоение магния из пищи и усиливают его потери.

Как отличить обычного шалуна от ребенка с СДВГ?

Как отличить резвого шалуна от ребенка с настоящим синдромом дефицита внимания, которому нужна помощь специалиста? 18 признаков, по которым СДВГ диагностируют врачи. Родители тоже могут проверить своего ребенка по этой анкете. Если набирается 6 и более признаков невнимательности и/или 6 и более признаков гиперактивности и импульсивности, имеет смысл проконсультироваться у психолога и невролога.

9 признаков невнимательности

1. Ребенок невнимателен к деталям, из-за этого допускает ошибки в заданиях.

2. Легко отвлекается, с трудом удерживает внимание.

3. Часто кажется, что он не слушает обращенную к нему речь.

4. Не может довести дело до конца (но не из протеста и не из-за того, что не понял задание).

5. Ему трудно спланировать самостоятельную работу

6. Старается избежать выполнения заданий, требующих продолжительного усилия.

7. Часто теряет вещи.

8. Легко отвлекается на внешние раздражители.

9. Забывчив.

6 признаков гиперактивности

1. Беспокоен, постоянно крутится, дрыгает руками и ногами, все время что-то теребит.

2. Не может усидеть на месте, когда это требуется (например, вскакивает на занятиях)

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, носится, прыгает, пытается куда-то залезть, когда это не разрешается.

4. Не умеет тихо, спокойно играть или заниматься своими делами.

5. Всегда «заведен», ведет себя так, как будто у него внутри мотор.

6. Чрезмерно разговорчив, болтлив, поток речи невозможно остановить.

3 признака импульсивности

1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь и даже не дослушав их до конца.

2. Ему трудно ждать своей очереди.

3. Постоянно прерывает и вмешивается - не дает другим разговаривать и играть.

Лечение музыкой

Американские исследователи из города Сан-Диего показали, что детям, у которых есть трудности с концентрацией внимания, помогает музыка. Ребятам предложили войти в состав гамелана. Это традиционный индонезийский оркестр, в составе которого исполнители играют на ксилофонах, металлофонах, гонгах и барабанах. Здесь нет сложной техники, которую пришлось бы долго осваивать, важно лишь чувство ритма и умение слышать группу.

Дети занимались в гамелане год. И чем больше ребята учились попадать в общий ритм и синхронизироваться с остальными участниками ансамбля, чем меньше били невпопад, тем лучше становились результаты их тестов на интеллект, мышление и сообразительность. Исследователи предполагают, что в будущем такие музыкальные занятия помогут лечить СДВГ.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) нередко называют болезнью современных детей. И хотя он диагностируется у 6% детского населения в популяции независимо от региона, любой учитель начальных классов по личным ощущениям может вам сказать, что таких детей у него куда больше.

Родители смущаются больше: как говорить с детьми о половом воспитании

Как понять, что у ребенка СДВГ, и как с этим жить, чем ему могут помочь родители и о какой помощи стоит попросить школьного учителя, в начале учебного года корреспондент Sputnik Светлана Лицкевич поговорила с врачом-психотерапевтом, кандидатом медицинских наук, доцентом Татьяной Емельянцевой.

Что такое СДВГ?

Такие дети знакомы всем - расторможенные, импульсивные, дезорганизованные, не способные подолгу сосредотачиваться на одном деле. Они могут прыгать на месте, махать руками как птицы, быстро забывают произошедшее и не могут рассказать, что происходило сегодня в школе. Их поведение несдержанное, порой вовсе неуместное, а тетрадки полны исправлений, иногда они и вовсе могут оставаться пустыми, предложения недописанными. Как правило, при достаточно высоком интеллекте, дети с СДВГ учатся значительно хуже своих возможностей, высидеть до конца урок - для них невыносимая пытка. Как помочь такому ребенку адаптироваться в школе, а школе - быть лояльной к ребенку?

Время работает на ребенка

Так получилось, что тему приложения сил в науке врачу-психотерапевту Татьяне Емельянцевой подсказала сама жизнь. Изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ей пришлось заняться, потому что у сына появились характерные признаки этого недуга. Она не скрывает этот факт, равно как и то, что все поправимо - просто такие дети требуют большого родительского труда. И чаще всего с возрастом перерастают большинство своих трудностей.

Чаще всего СДВГ становится проблемой, когда ребенок идет в школу. Когда выявляется его неспособность прилежно учиться - такие дети расторможенные, рассеянные, катастрофически неорганизованные. В детском саду это может проходить практически незамеченным, если повезло с педагогом.

Психолог об опасных селфи: внимание сверстников не заменит родителей

Если такой ребенок попадает в поле зрения врача-психотерапевта до школы, чаще всего врачи просят отдавать ребенка с СДВГ в школу попозже?

Да, здесь время работает на ребенка. Его нервная система созревает, и чем позже он пойдет в школу, тем лучше будут результаты. Год для ребенка - это очень много. Пускай такой ребенок будет в своем классе переростком, но это пойдет на пользу и ему и учителю, который будет с ним работать.

- Многих волнует вопрос - надо ли говорить учителю про СДВГ?

Безусловно, это надо сделать. Ведь учитель должен стать вашим союзником. И только вместе вы сможете выйти на хорошие результаты. Но, возможно, лучше это делать постепенно, по мере поступления симптомов, - многих учителей этот диагноз пугает. Большое счастье, если вам удастся найти педагога, знакомого с СДВГ, прежде успешно работавшего с такими детьми или столкнувшегося с подобным в собственной семье.

К психотерапевту чаще всего обращаются, когда ребенок идет в школу и всем становится очевидно его "неудобное поведение"

Не стоит сразу становится в позу - будто учитель вам что-то должен. Вам нужно учиться находить общий язык. Но в большинстве своем школа с этим знакома. Я, например, когда пыталась объяснить учительнице сына про то, что у нас "особенности", она мне невозмутимо сказала: "особенности есть у всех, это же дети".

Том Сойер - типичный гиперактивный ребенок

Считается, что раньше такого диагноза не существовало, это особенность современных детей, которая проявляется у них все чаще. Это верно?

Нет, конечно. СДВГ - не новый диагноз. Он детально описан еще у Марка Твена. Том Сойер - типичный гиперактивный ребенок. Когда-то СДВГ называли гипердинамическим синдромом. Потому что эта непоседливость, непослушность были очевидны для окружающих. Это клинический феномен расстройства развития нервной системы. К ним, кстати, сейчас относят не только СДВГ, но и аутизм. И все чаще эти диагнозы могут сочетаться, особенно с синдромом Аспергера (одно из расстройств аутистического спектра). Существует, конечно, такая точка зрения, что детям с СДВГ повезло больше - у них менее выраженная слабость развития нервной системы, чем у детей с симптомами аутизма.

Чаще всего СДВГ - диагноз мальчишек. У девочек он встречается в 3-4 раза реже.

Психотерапевт: лечить нужно не бессонницу, а депрессию и неврозы

- Когда родителям надо начинать беспокоится?

Обычно СДВГ начинают "искать" после 4 лет. Признаки могут быть самыми различными, иногда совсем нетипичными. Но некоторые характерные черты узнаваемы. У 30% таких детей бывают проблемы с речевым развитием. Практически для всех характерно капризное протестное поведение. Они скандалят в супермаркетах не потому, что избалованы - они крайне нетерпеливы и не могут контролировать свои эмоции. У них рано, еще в дошкольном возрасте, начинают проявляться различные тики - признак слабости нервной системы. У многих обостренная сенсорная чувствительность. Некоторые могут впадать в истерику от звука пылесоса, "жмет - трет" - это тоже про них. Ко мне обратилась одна семья, в которой девочка приходила в первом классе из школы и раздевалась донага - ей все мешало. Они придирчивы к текстуре одежды, текстуре пищи. Пища с комочками для такого ребенка может стать 100% условиям, чтобы вообще не есть. У них могут долго сохраняться энурезы, энкопрезы (каломазание). Может неправильно формироваться акт дефекации - пока был в памперсах - проблем не было, а на горшок - не получается, протест. Зато почти сразу наложит в штаны, как только его оставят в покое. И иногда только по этим признакам обращаются к специалистам, других признаков проблемного поведения не заявляется. Если у ребенка есть подобные симптомы - это повод показать его врачу-психотерапевту.

Где родителям брать силы

- Что делать, если такой диагноз выставили?

Не воспринимать это как конец света и готовиться к длительной работе. В Америке эти вопросы решаются просто - условием обучения ребенка с тяжелой формой СДВГ в приличной школе является назначение психостимуляторов. Высокая эффективность их доказана. Они повышают уровень дофамина, которого у детей с СДВГ не хватает.

У нас такой практики нет, просто нет возможности назначать психостимуляторы. Важно понимать, что это не антибиотик, который пропил и забыл, они не вылечивают, они помогают на время. Психостимуляторы надо пить годами. Химические нейромедиаторы включают мозг, внимание - дают тот драйв, который помогает им довести начатое до конца. Уходит неудобное поведение. Дети начинают лучше учиться - потому что еще одна проблема таких детей - они учатся хуже свои возможностей. У них многое зависит от настроения, от работоспособности именно сегодня. Например, солнца сегодня больше - ребенок более адекватен, его мозги включаются лучше, он более собран. Но никто не думает о долгосрочной перспективе ребенка - что будет с ним дальше, сможет ли он без психостимуляторов, каким будет его поведение. По большому счету - это не решение проблемы, это ее откладывание.

Почему сбегают дети из "приличных" семей?

С ребенком надо постоянно работать, знать, как помочь ему справиться с его неусидчивостью, невнимательностью, сделать учителей и воспитателей своими союзниками. Здесь очень много значат группы родительской взаимопомощи.

Я занимаюсь СДВГ больше 10 лет, работаю и с детьми, и с родителями. За это время немало детей выросло - я удивлена тем, как со временем все меняется, как они выравниваются со сверстниками. Я, конечно, понимаю, что имею дело с мотивированными родителями. Дети с СДВГ при нормальном внимании и заботе могут вырасти достаточно успешными. Да - с маленькими нюансами. Зато из них получаются хорошие художники, архитекторы, врачи, режиссеры - они видят мир по-другому, видят образами, у них развито чувство сопереживания, они больше живут сердцем.

Вы говорите, что родители должны быть готовы работать с ребенком. Все мы вроде как детей воспитываем, учим шаг за шагом и т.д. Для детей с СДВГ что-то должно быть по-другому?

Нужно быть готовыми бесконечно проходить все заново. Если у родителей нет этого настроя марафонца, результатов может не быть. Недавно у меня была семья, они живут в Америке, сюда приехали к бабушке. У мамы там второй брак, есть маленький ребенок. Она неспокойная, неровная, - вижу, что у нее нет сил на старшего ребенка, у которого СДВГ. Маме нужен конкретный ответ: как сделать так, чтобы ребенок слушался, чтобы учился хорошо, чтобы понимал, что маме тяжело. По итогу беседы пришлось сказать бабушке, что нет вариантов, кроме психостимуляторов там у них, в Америке. Просто потому, что я вижу, что у мамы нет сил помогать. Мальчик очень непростой, ему 10 лет и он уже понимает, что с ним что-то не так. Знает, что предстоит прием лекарства. Спрашивает: "правда, что я не смогу так радоваться, как раньше, например, когда мой друг забивает гол?" Мне пришлось ему объяснять, что это только на время, чтобы изменилось отношение к нему. Это, на мой взгляд, высвечивает проблему отношения самих детей к назначению психостимуляторов, как несвободу.

Татьяна Емеьянцева не скрывает, что вплотную заняться изучением СДВГ ей пришлось в том числе и по личным мотивам

Хотя бывает и другое - я провожу много лет групповые занятия для родителей. У меня был один папа, который ходил ко мне год от года. Слушал приблизительно одно и то же по несколько раз. Когда я спросила - зачем, он сказал: "я хожу сюда за тем, чтобы у меня появились силы и дальше помогать своему ребенку". На групповых занятиях не только знания - но и эмоциональная поддержка, когда есть чей-то более удачный опыт взаимодействия со школой, например.

Достучитесь до него - в буквальном смысле

- Если вернуться к школе - чего можно ждать от учителя, на какую помощь рассчитывать?

Ребенку с СДВГ трудно адаптироваться в социуме, а его поведение часто бывает неуместным. Они неудобны, такие дети. Для родителей, для учителей. У них немало проблем с вербальной оперативной памятью. Так называемая внутренняя речь - умение проговаривать мысли "про себя" формируется у ребенка в норме к 7 годам, а у этих детей она может сильно запаздывать. Нередко бывает - задача решена, но объяснить последовательность действий он не может. Как компьютер без принтера. Но зато они отлично справляются с тестовыми заданиями, здесь они могут показывать хорошие результаты.

Одна из самых распространенных родительских и учительских жалоб: "он меня не слышит".

"Плохо – это не норма": как принять, что вам пора к психотерапевту

Для того чтобы он вас услышал, подойдите к нему, дотроньтесь, посмотрите ему в глаза - для них важен тактильный контакт, пускай он вслух проговорит вашу просьбу. Это способ усилить эффективность его памяти. А учитель, зная, как тяжело такому ребенку высидеть целый урок, может отправить его сполоснуть тряпку для доски или попросить раздать тетради, полить цветы. Их внимание необходимо переключать на двигательную активность, тогда он будет справляться. Если на контрольной такого ребенка посадить возле учительницы - он будет стараться куда больше. Учитель должен это учитывать. Но для этого родителям стоит сначала поговорить с ним об особенностях подхода к такому ученику. Своим пациентам я даю памятки для учителей, чтобы они знали, как успокоить, как переключить внимание гиперактивного ребенка. Информация доступна и в интернете. Не все ее ищут, к сожалению.

Важно понимать, что дети с СДВГ действительно устают больше других. При незрелости нервной системы и их подвижности они бегут впереди паровоза. Зачастую, когда устают, становятся просто неадекватными.

У нас с сыном была очень понимающая учительница, которая его отсаживала на диванчик, когда видела, что он укладывался на парту от того, что устал. Или разрешала сосать леденец, который включал внимание при выполнении контрольной работы.

- Можно ли таким детям ходить в продленку?

Категорически не советую. В продленке его завод закончится. И начнется расторможенность, клоунское поведение. А дома все будет по-другому - он сменит обстановку, переключится, отдохнет и вскоре будет способен заняться выполнением домашних заданий.

Одна из теорий, объясняющих СДВГ - так называемая энергетическая, теория "слабой батарейки мозга". С двигателем машины все в порядке. Но бензина иногда не хватает. Для них важна эмоциональная подзарядка. Очень помогают "обнимашки-целовашки". Но многие родители силу тактильного контакта недооценивают.

- Как их все-таки уговорить учиться?

Такого ребенка бесполезно ругать за плохие оценки - но если он получил хорошую, лучше поощрить его так, чтобы он запомнил это и захотел сделать еще раз. Наказание действует на них гораздо слабее, чем поощрение. Им быстро становится скучно, все надоедает. При дополнительной стимуляции эффективность всех людей повышается. И у этих детей - особенно. Они нуждаются в постоянном вознаграждении. Немедленно. Обещание - будешь хорошо учиться, через 2 месяца поедешь с классом на экскурсию - не для них. Их награда должна быть немедленной.

Люди на своей волне

- Откуда берется такой диагноз и есть ли надежда, что со временем ребенок выровняется, перерастет его?

В 60-х годах прошлого века было объявлено, что СДВГ - черта характера, которая наследуется. Сейчас снова считается, что это расстройство развития мозга, обусловленное как наследственными факторами, так и внешними. В том числе и тем, как проходила беременность, роды, в каких условиях воспитывается ребенок. И если генетически ребенок был предрасположен к дефициту дофамина, но в родах случилась асфиксия - это может стать очевидной проблемой.

СДВГ встречается и у взрослых. И цифры называются разные - от 30 до 70% случаев детского диагноза СДВГ может переходить во взрослый возраст. Ко мне за консультациями все чаще обращаются молодые люди, которым уже за 30 лет - они предприимчивые, занимаются IT, вроде как все нормально. Но они понимают, что с ними что-то не так.

- Какие жалобы бывают у взрослых?

Многие жалуются на проблемы внимания, работоспособности, выраженной астенизации, "депрессивности", не складываются отношения с близкими, с начальством. Одна молодая девушка выразила свою проблему так: "Я забыла все, чему меня учили…"

- Так это специфика нашего образования - сдал и забыл… Это вам и без СДВГ сотни взрослых могут сказать.

Я не совсем об этом. Люди с СДВГ - на своей волне. Они легко переходят социальные границы, не всегда соблюдают социальные условности - могут напрямую сказать другим нелицеприятные вещи. Их нередко не любят окружающие, а они не могут понять почему. У них часто бывают перепады настроения, характерна амбивалентность, двойственность - когда они не могут понять, что им надо. Впрочем, они нередко бывают очень успешны. Есть сайт "великие с СДВГ", но приводить примеры я не буду - для врача это некорректно.

Из своего опыта могу сказать - детей с СДВГ за последние годы стало больше, как и детей с аутизмом. И это проблема не только здоровья женщины в перинатальном периоде. Это проблема общества, его информатизации. Просто проявляет эту проблему, прежде всего, ребенок.

Конечно, с такими детьми непросто - постоянно организовывать его досуг, смотреть, чтобы у него было хорошее настроение, разруливать проблемы, держать руку на пульсе.

Но вы в любом случае должны верить в своего ребенка. При этом понимая, что вы можете сделать только то, что можете сделать. Но не сделать этого просто нельзя.