Биографии Характеристики Анализ

Теория оперантного обусловливания. Теория оперантного обусловливания Б

Оперантный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера был подчинен главной задаче – предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов.

Основные положения теории Б. Ф. Скиннера:

Поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение, значит, проконтролировать его и наоборот.

Не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение.

Делал упор на интенсивном анализе характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей.

Изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его.

Считал, что люди зависимы от прошлого опыта.

Б. Ф. Скиннер рассматривал организм человека как «черный ящик». Поведение является только функцией его последствий или правомерных отношений «S – R». Он рассматривал личность только как набор форм реакций, которые характерны для данного поведения. Личность индивида состоит из относительно сложных, но, тем не менее, независимо приобретенных реакций. Чтобы понять поведение, нужно только понять опыт прошлого научения человека.

В системе Б. Ф. Скиннера поведение состоит из специфических элементов – оперантных реакций . Он признавал два основных типа поведения:

респондентное как ответ на знакомый стимул,

оперантное , определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним.

Оперантное обусловливание, по Б. Ф. Скиннеру, обозначает особый путь образования условных рефлексов, заключающийся в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула (в отличие от «классического» павловского пути). Подкрепление – ключевая концепция системы автора. Подкрепляющие стимулы можно разделить на стимулы первичные и вторичные. Первичные – сами по себе обладают подкрепляющими свойствами (например, пища, вода, комфорт). Вторичные стимулы (например, деньги, внимание, одобрение и пр.) – событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением.

Б. Ф. Скиннер не считал необходимым рассматривать внутренние силы или мотивационные состояния человека в качестве причинного фактора поведения, а сосредотачивался на взаимоотношениях между определенными явлениями окружения и открытым поведением. Он придерживался мнения, что личность - это не что иное, как определенные формы поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения.

Американский психолог Скиннер создал экспериментальное устройство, которое известно как “ящик Скиннера”. Отличительной особенностью этого ящика было то, что животное, помещенное в него, не воспринимало предмета удовлетворения свой потребности. Например, голодная крыса (излюбленный объект бихевиористов) не видела пищи. Другими словами, эта ситуация, в какой-то мере, моделировала естественные условия поиска корма. Внутри ящика находилось устройство, благодаря воздействию на которое, например, крыса могла получить кусочек пищи, автоматически подававшийся в особую кормушку, встроенную в одну из стенок клетки. Поведение крысы в такой экспериментальной ситуации было практически таким же, как у кошки в проблемной клетке Э.Торндайка. После серии случайных успехов голодное животное научалось сразу же нажимать на педаль, как только его помещали в эту ситуацию. Решающее движение (нажатие на педаль) Скиннер назвал операцией . На основании этих экспериментов ученый создал известную теорию оперантного научения, которая оказала очень большое влияние на психологию ХХ века. Можно выделить следующие положения этой теории.

Первое положение. Оперантное научение – это такое научение, которое происходит на основе подкрепления реакций, относящихся к типу оперантов .

Скиннер выделил в репертуаре животных и человека два типа движений – респонденты и операнты. Респондентами он назвал реакции, которые сразу же вызываются самыми обычными раздражителями . К ним можно отнести, например, коленный рефлекс в ответ на удар по чашечке, рефлекс слюноотделения на появление пищи во рту и т.д. Подобного рода движения лежат в основе реактивного поведения, то есть, поведения, совершаемого в ответ на определенный стимул . Оперантами Скиннер назвал такие реакции животных организмов, которые не связаны жестко с каким-либо раздражителем . Но эти движения могут связаться с определенным стимулом после периода научения. Например, нажатие крысой на педаль относится к оперантам, так как до научения эта реакция не проявлялась при виде педали. После научения восприятие животным этого стимула приводит к появлению соответствующего движения. Таким образом, под оперантным поведением надо понимать спонтанные действия животного в ответ на незнакомую (проблемную) ситуацию . Скиннер предположил, что на основе реакций типа респондентов вырабатываются классические условные рефлексы, а на основе оперантов – инструментальные рефлексы.

Отличия между инструментальным и условно-рефлекторным научением.

Между условными и инструментальными рефлексами существуют и другие существенные различия, благодаря которым их выделяют в особые группы научения. Можно выделить следующие важные отличия. Условный рефлекс вырабатывается путем образования ассоциации между специфическим стимулом (безусловным раздражителем) и индифферентным (нейтральным), а инструментальный рефлекс – путем образования ассоциации между определенным поведением и его последствиями . То есть, в инструментальном рефлексе связаны реакция животного и подкрепляющий стимул, а в условном рефлексе – два стимула, условный и безусловный. Животное при выработке условного рефлекса, как было уже сказано, выступает в качестве достаточно пассивного участника событий , а при инструментальном научении оно находится в состоянии целенаправленной деятельности . Другими словами, животное в обоих случаях отличается по степени активности. Имеются также отличия в угасании. Инструментальные рефлексы не угасают, если во время их выработки подкрепление в ряде случаев не дается ; классические рефлексы такой стойкости не обнаруживают. Если одни исследователи акцентировали внимание на различии этих двух форм научения, то другие утверждали, что эти различия незначительны по сравнению с их общими особенностями. В обоих случаях происходит выработка условной реакции в результате специфической ассоциации , и в обоих случаях эта реакция угасает при отсутствии подкрепления. Более того, существует мнение, что инструментальные и условные рефлексы – это не разные виды научения, а разные аспекты одного и того же процесса приобретения опыта, который только и встречается в естественных условиях. Даже в лаборатории при выработке реакции одного типа трудно создать условия, которые исключали бы возможность выработки реакций другого типа. Так, например, образование слюноотделительного условного рефлекса на звук может сопровождаться определенными двигательными реакциями (собака навостряет уши, поворачивается к источнику звука, начинает облизываться). Такая двигательная активность в ответ на звук может стать условной инструментальной реакцией. С субъективной точки зрения собака может “думать”, что именно совершение этих движений приводит к появлению пищи. Если она не будет их делать в ответ на появление звука, то она и не получит корма. В данном случае в результате научения образуется такая цепочка событий. Условный стимул (звук) приводит к появлению инструментального рефлекса (набор двигательных реакций, связанных с ожиданием пищи), вслед за этим безусловный стимул (пища) приводит к появлению условной реакции (слюноотделения). Идея о том, что инструментальный и условный рефлекс составляют нечто целое при ассоциативном научении, подтверждается тем фактом, что, если при выработке условного рефлекса реакции скелетных мышц отсутствуют (например, искусственно заблокированы), то выработка этого рефлекса сильно затрудняется. Другими словами, разделение рефлексов на условные и инструментальные является искусственным (правда, удобным для научного анализа), а в природе они составляют единый механизм ассоциативного приспособления к изменениям во внешней среде. То есть, это детали единого механизма, который при изъятии одной из составляющих начинает работать не эффективно или вообще прекращает функционировать. Правда, можно сделать предположение, что этот механизм у низкоорганизованных и малоактивных животных обладает в большей степени условно-рефлекторной природой, чем у высокоорганизованных. “Инструментальная надстройка”, вероятно, появилась в эволюции позже. Показано, что способность к выработке инструментальных рефлексов в ряду беспозвоночных животных появляется у кольчатых червей, а у позвоночных – у костистых рыб. Тогда как, классические условные рефлексы могут вырабатывать уже плоские черви и низшие позвоночные.


Второе положение. Любое научение возможно только при наличии подкрепления .

Скиннер определил подкрепление, исходя из закона эффекта Э.Торндайка. Но, как истинный представитель бихевиоризма, он убрал из него субъективное понятие, связанное с состоянием удовлетворения . Под подкреплением Скиннер понимал любое событие, которое, сочетаясь с каким-либо видом поведения, будет делать его более частым . Например, для голодной крысы в скиннеровском ящике подкреплением будет подача пищи. При этом не важно, что субъективно испытывает в этот момент животное. В качестве подкрепления могут выступать не только биологические, но и социальные факторы, например, признание общества, похвала, слава и т.д.

Как будет показано дальше, подкрепление не является обязательным условием любого научения. Например, этот компонент отсутствует в латентном научении, а также в импринтинге. В этом отношении крайняя позиция в понимании Скиннером роли подкрепления является ошибочной.

Третье положение. Подкреплением можно создать любое поведение .

Скиннер, опираясь на это положение своей теории, разработал способ формирования поведения путем последовательных приближений , который эффективно используется в дрессировке животных. Этот способ состоит в том, что весь путь от исходного поведения до конечной реакции, который исследователь стремится выработать у животного, разбивается на несколько этапов. После этого нужно последовательно и систематически подкреплять каждый из этих этапов, постепенно приближаясь к нужной форме поведения. Например, посмотрим, как с помощью этого способа можно научить голубя клевать маленький кружок на стенке ящика Скиннера. Сначала голубю дают зернышко только тогда, когда он заходит в ту половину клетки, где находится кружок. Далее его начинают вознаграждать в том случае, если он не только зайдет в нужную половину, но и повернет голову по направлению к кружку. На третьем этапе ему дают корм тогда, когда он не только совершает действия, выученные на первых двух этапах, но и прикасается к кружку на стенке ящика. Таким образом, при таком методе обучения к очередному этапу переходят лишь тогда, когда уже сформировалась поведенческая реакция, необходимая на предыдущем этапе. Скиннер, считал, что таким способом можно сформировать любое поведение. Он научал голубя описывать круги по ящику, ложиться на спину, становится обеими лапками на развернутое крыло или повисать в воздухе на высоте 5 см и т.д. Более того, он научал голубей разным играм. Так он описывает, как “голубя тренировали пускать деревянный шар по миниатюрному желобу в направлении расставленных игрушечных кеглей, толкая его резким боковым движением клюва. Результат поразил нас… Это зрелище произвело такое впечатление на Бреленда, что он отказался от многообещающей карьеры в области психологии и стал платным дрессировщиком”.

Это положение теории Скиннера также оказалось далеким от действительности. В дальнейшем было установлено, что животных можно научить не всему. Способность к научению у разных видов животных строго соответствует экологическим ограничениям, типичным для образа жизни данного вида. Так некоторые виды ассоциаций создаются у одних видов животных легче, чем у других. Например, крысы лучше ассоциируют звуки, запахи и тактильные ощущения, птицы же исследуют мир, пользуясь глазами и клювом. Другими словами, животное можно научить только тому, на что оно в принципе способно. Все формы поведения, которые не совпадают с биологической природой организма, очень трудно поддаются дрессировке или вообще не вырабатываются. Так примата никогда не научить говорить человеческим языком по той простой причине, что их голосовой аппарат не способен к воспроизведению членораздельных звуков. Более подробно влияние биологических факторов на научение будет рассмотрено ниже.

Четвертое положение. Поведение животного всецело зависит от внешней среды, от системы внешних подкрепляющих факторов .

В одной из своих философских работ, которая называется “По ту сторону свободы и достоинства”, Скиннер выдвинул положение о том, что свобода – это иллюзия. Человек, как и животное, полностью зависит от окружающей среды, влияющей на его поведение через совокупность подкрепляющих факторов. Человек думает, что он свободен в выборе своего поведения, что он сам решает свою судьбу. Но, на самом деле, в этом отношении он похож на крысу в ящике Скиннера. Крыса тоже думает, что она самостоятельно добивается пищи, что она свободна в своем выборе поведения. На самом деле она делает только то, чего хочет от нее экспериментатор (внешняя среда для человека), который может подкреплять или не подкреплять ту или иную реакцию. Также человеческое общество подкрепляет одни, выгодные для него, формы поведения индивида и не подкрепляет другие, которые могут это общество разрушить. То есть, наше поведение такое, каким хочет его видеть внешний мир, тот социум, в котором живет человек. Скиннер говорил, что путем разумного подкрепления можно создать гармоничных и оптимально развитых для общества людей. Он даже попытался создать особые “коммуны”, в которых, так называемые, “планификаторы” путем системы подкрепления отбирали и культивировали только те формы поведения подопытных людей, которые, с точки зрения Скиннера, обеспечивают выживание и развитие человеческого общества. В конце концов, эти коммуны распались, чем развеяли философские следствия скиннеровской теории научения. Есть в человеке нечто, что заставляет идти его за свои идеи на костер, создавать шедевры музыки, архитектуры… Ведь, наверное, не только ради хлеба создавал Бетховен свои гениальные произведения. Вероятно, у него была какая-то внутренняя страсть, стремление выразить себя через божественные звуки музыкальной гармонии. Что это? Неужели только общество заставляло его так поступать, доводя до само истощения?

Экспериментальное исследование условий приобретения действительно нового поведения, а также динамики научения находилось в центре внимания американского психолога Э. Торндайка. В работах Торндайка изучались преимущественно закономерности решения проблемных ситуаций животными.

Животное (кошка, собака, обезьяна) должно было самостоятельно найти выход из специально сконструированного «проблемного ящика» или из лабиринта. Позже в качестве испытуемых в аналогичных опытах участвовали и маленькие...

Для объяснения приобретения сложного социального поведения механизмов респондентного и оперантного научения было недостаточно. В поисках ответа первостепенное значение стали придавать особому типу научения - визуальному научению, или научению посредством наблюдения.

А. Бандура (род. в 1925) называет такой способ научения социально-когнитивным, соответственно, теорию социального научения - социально-когнитивной. Когнитивное научение подразумевает гораздо большую активность обучаемого; можно...

Первое поколение (30-60-е гг. XX в.) - Н. Миллер, Д. Доллард, Р. Сирс, Б. Уайтинг, Б. Скиннер (этих исследователей относят и к бихевиоризму, и к теориям социального научения).

Второе поколение (60-70-е гг.) - А. Бандура, Р. Уолтерс, С. Бижу, Дж. Гевирц и др.

Третье поколение (с 70 г. XX в.) - В. Хартуп, Е. Маккоби, Дж. Аронфрид, У. Бронфенбреннер и др. Н. Миллер и Д. Доллард - первые представители направления социального научения, попытавшиеся дополнить основные принципы бихевиорального...

Виднейший теоретик строгого бихевиоризма Б.Ф. Скиннер (1904-1990) настаивал на том, что научными методами можно познать все поведение человека, поскольку оно детерминировано объективно (окружающей средой). Скиннер отвергал понятия скрытых психических процессов, таких, как мотивы, цели, чувства, бессознательные тенденции и пр. Он утверждал, что поведение человека почти всецело формируется его внешним окружением.

Такую позицию называют иногда инвайронментализмом (от англ. environment - среда...

В конце 30-х гг. XX в. в Америке возникло мощное психологическое направление социального научения. Сам термин «социальное научение» был введен Н. Миллером и Д. Доллардом для обозначения прижизненного выстраивания социального поведения индивида через передачу ему образцов поведения, ролей, норм, мотивов, ожиданий, жизненных ценностей, эмоциональных реакций.

Социализация рассматривается как процесс постепенного превращения биологического существа, младенца, в полноценного члена семьи, группы...

Мы переходим к следующему крупному этапу в развитии психологии. Он ознаменовался тем, что в психологию были введены совершенно новые факты - факты поведения.

Что же имеют в виду, когда говорят о фактах поведения, и чем они отличаются от уже известных нам явлений сознания?

В каком смысле можно говорить, что это разные области фактов (а некоторыми психологами они даже противопоставлялись)?

По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической...

Скиннер Беррес Фредерик (р. 1904) - американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Выступил против необихевиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций.

Выдвинул концепцию "оперантного" (от "операция") научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции...

Проблемы свободы и ответственности являются в целом ряде отношений основополагающими для консультирования и психотерапии. Но в последние годы мы обнаруживаем себя в тисках нескольких злободневных и важных дилемм, имеющих непосредственное отношение к этим проблемам. Эти дилеммы нераздельно связаны с радикальным сдвигом и трансформацией ценностей в западной культуре, в частности в Америке, в последние три или четыре десятилетия. Конечно, отнюдь не случайно, что эти десятилетия совпали с тем...

Теория оперантного обусловливания (Торндак)

Оперантно-инструментальное научение

Согласно этой теории, большинство форм человеческого поведения произвольны, т.е. оперантны; они становятся более или менее вероятными в зависимости от последствий - благоприятных или неблагоприятных. В соответствии с этой идеей и было сформулировано определение.

Оперантное (инструментальное) научение - вид научения, в котором правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятным.

Этот вид научения экспериментально изучали и описали американские психологи Э. Торндайк и Б. Скиннер. Эти учёные внесли в схему научения необходимость подкрепления результатов упражнений.

В основе концепции оперантного научения лежит схема «ситуация - реакция - подкрепление».

Психолог и педагог Э. Торндайк ввёл в схему научения в качестве первого звена проблемную ситуацию, выход из которой сопровождался пробами и ошибками, приводящими к случайному успеху.

Эдуард Ли Торндайк (1874-1949) -- американский психолог и педагог. Проводил исследования поведения животных в «проблемных ящиках». Автор теории научения путем проб и ошибок с описанием так называемой «кривой научения». Сформулировал ряд известных законов научения.

Э. Торндайк проводил эксперимент с голодными кошками, находящимися в проблемных клетках. Помещённое в клетку животное могло выйти из него и получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство, - нажав на пружину, потянув за петлю и т.п. Животные совершали множество движений, бросались в разные стороны, царапали ящик и т.п., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. С каждым новым успехом у кошки все чаще наблюдаются реакции, ведущие к цели, и все реже - бесполезные.

Рис. 12.

психоаналитический теория оперантный ребенок

«Пробы, ошибки и случайный успех» - такова была формула для всех типов поведения как животных, так и человека. Торндайк высказал предположение, что этот процесс определяется 3 законами поведения:

1)законом готовности - для образования навыка в организме должно иметься состояние, толкающее к активности (например, голод);

2)законом упражнения - чем чаще какое-нибудь действие совершается, тем чаще это действие будет выбираться впоследствии;

3)законом эффекта - чаще повторяется то действие, которое дает положительныйэффект («награждается»).

Касаясь проблем школьного обучения и воспитания, Э. Торндайк определяет «искусство обучения как искусство создавать и задерживать стимулы с тем, чтобы вызвать или предотвратить те или другие реакции» . При этом стимулами могут быть слова, обращенные к ребенку, взгляд, фраза, которую он прочтет и т.д., а ответными реакциями - новые мысли, чувства, действия ученика, его состояние. Можно рассмотреть это положение на примере развития учебных интересов.

Ребенок, благодаря собственному опыту, имеет разнообразные интересы. Задача учителя - увидеть среди них «хорошие» и, исходя из них, развивать интересы, необходимые для обучения. Направляя интересы ребенка в нужное русло, учитель использует три пути. Первый путь - связать выполняемую работу с чем-то важным для ученика, доставляющим ему удовлетворение, например, с положением (статусом) среди сверстников. Второй - использовать механизм подражания: учитель сам интересующийся своим учебным предметом, заинтересует и класс, в котором преподает. Третий - сообщать ребенку такую информацию, которая рано или поздно вызовет интерес к предмету.

Другой известный учёный-бихевиорист Б. Скиннер выявил особую роль подкрепления правильной реакции, что предполагает «конструирование» выхода из ситуации и обязательность правильного ответа (в этом заключалось одно из оснований программированного обучения). Согласно законам оперантного научения поведение определяется событиями, которые последуют за ним. Если последствия благоприятны, то вероятность повторения поведения в будущем усиливается. Если последствия неблагоприятны и не подкреплены, то вероятность поведения уменьшается. Поведению, которое не приводит к должному эффекту, не научаются. Вы скоро перестанете улыбаться человеку, который в ответ не улыбается. Происходит научение плачу в семье, где есть маленькие дети. Плач становится средством воздействия на взрослых людей.

В основе этой теории также как и в павловской лежит механизм установления связей (ассоциаций). В основе оперантного научения также лежат механизмы условных рефлексов. Однако это - условные рефлексы иного типа, чем классические. Скиннер назвал такие рефлексы оперантными или инструментальными. Их особенность в том, что активность сначала порождается не сигналом извне, а потребностью изнутри. Активность эта носит хаотический случайный характер. В ходе её с условными сигналами связываются не только врожденные ответы, а любые случайные действия, которые получили награду. В классическом условном рефлексе животное как бы пассивно ждет, что с ним сделают, в оперантном рефлексе - животное само активно ищет правильное действие и когда его находит, то оно его усваивает.

Техника выработки «оперантных реакций» была применена последователями Скиннера при обучении детей, их воспитании, при лечении невротиков. Во время второй мировой войны Скиннер работал над проектом использования голубей для управления стрельбой по самолётам.

Посетив однажды урок арифметики в колледже, где занималась его дочь, Б. Скиннер ужаснулся, сколь мало используются данные психологии. В целях улучшения преподавания он изобрёл серию обучающих машин и разработал концепцию программированного обучения. Он надеялся, основываясь на теории оперантных реакций, создать программу «изготовления» людей для нового общества.

Оперантное научение в работах Э. Торндайка. Экспериментальное исследование условий приобретения действительно нового поведения, а также динамики научения находилось в центре внимания американского психолога Э. Торндайка. В работах Торндайка изучались преимущественно закономерности решения проб. Экспериментальное исследование условий приобретения действительно нового поведения, а также динамики научения находилось в центре внимания американского психолога Э. Торндайка. В работах Торндайка изучались преимущественно закономерности решения проблемных ситуаций животными. Животное (кошка, собака, обезьяна) должно было самостоятельно найти выход из специально сконструированного «проблемного ящика» или из лабиринта. Позже в качестве испытуемых в аналогичных опытах участвовали и маленькие дети.

При анализе такого сложного спонтанного поведения, каким представляется поиск способа решения лабиринтной задачи или отпирания дверцы (в отличие от ответного, респондентного), трудно выделить стимул, вызывающий определенную реакцию. По данным Торндайка, первоначально животные совершали множество хаотичных движений - проб и лишь случайно производили нужные, которые приводили к успеху. При последующих попытках выйти из этого же ящика наблюдалось уменьшение числа ошибок и сокращение количества затраченного времени. Тип научения, когда испытуемый, как правило, неосознанно пробует разные варианты поведения, оперетты (от англ. operate -- действовать), из которых «отбирается» наиболее подходящий, наиболее адаптивный, получил название оперантного обусловливания.

Метод «проб и ошибок» в решении интеллектуальных задач стал рассматриваться как общая закономерность, характеризующая поведение и животных, и человека.

Торндайк сформулировал четыре основных закона научения.

1. Закон повторения (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.

2. Закон эффекта (подкрепления). При выучивании реакций закрепляются те из них, которые сопровождаются подкреплением (положительным или отрицательным).

3. Закон готовности. Состояние субъекта (испытываемые им чувства голода, жажды) небезразлично для выработки новых реакций.

4. Закон ассоциативного сдвига (смежности во времени). Нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Торндайком были выделены также дополнительные условия успешности научения ребенка -- легкость различения стимула и реакции и осознание связи между ними.

Оперантное научение происходит при большей активности организма, оно контролируется (определяется) его результатами, последствиями. Общая тенденция такова, что если действия привели к позитивному результату, к успеху, то они будут закреплены и повторены.

Лабиринт в опытах Торндайка служил упрощенной моделью окружающей среды. Лабиринтная методика действительно в какой-то мере моделирует отношения организма и среды, но очень узко, односторонне, ограниченно; и переносить закономерности, открытые в рамках этой модели, на социальное поведение человека в сложно организованном обществе чрезвычайно трудно.

Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера

это может вам помочь Портал посвящен психическому и физиологическому здоровью человека

Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера

В основании теории оперантного обусловливания Скиннера лежит тот простой факт, что не всегда действия живого существа являются реакцией на ту или иную комбинацию внешних воздействий - стимулов. Довольно часто (по мнению Скиннера , в большинстве случаев) поведение выглядит так, как будто бы ему не предшествуют никакие видимые стимулы.

В знаменитых опытах Скиннера лабораторная крыса помещалась в пустой ящик с педалью внутри (так называемый "ящик Скиннера ") и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса неизбежно задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая не была связана ни с какими предшествующими стимулами. Теперь, проголодавшись, крыса целенаправлено следовала к педали и, нажав на нее - получала желаемое.

Таким образом, ключевое отличие оперантного обусловливания от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. В случае формирования условного рефлекса такого воздействия не наблюдается. Животные в опытах Павлова были специально, в целях соблюдения чистоты эксперимента, лишены какой-либо возможности влиять на окружение. В этом смысле оперантное поведение активно и направлено на исследование окружающего мира, респондентное поведение реактивно и лишь следует тем или иным воздействиям, в процессе классического обусловливания, приобретшим для организма определенное сигнальное воздействие.

Но сама по себе исследовательская активность ничего не дает - она лишь увеличивает шансы встретить те или иные последствия. То, каким образом видоизменяется поведение, зависит в первую очередь от характера последствий - от того, будут эти последствия приятными или неприятными. Приятные последствия Скиннера называл "подкреплением".

Экспериментируя с разными типами подкрепления, Скиннер вывел одну бесспорную и всегда воспроизводимую закономерность: образцы поведения (операнты), вслед за которыми следуют приятные последствия, в будущем встречаются чаще. Крыса чаще нажимает на педаль, если непосредственно вслед за этим действием она получает кусочек пищи.

Голубь, помещенный в клетку, на полу которой имеется красное пятно, лишь случайным образом может клюнуть в него. Но если сразу вслед за этим он получит пищу - зернышко, то этот оперант (действие в расчете на успех) будет чаще встречаться в будущем. Человек, которого вкусно накормят в одном из ресторанов города, будет чаще ходить в этот ресторан, даже если он довольно далеко расположен от дома. Эту закономерность Скиннер назвал "законом выгоды (приобретения)", иногда его еще называют первым законом оперантного научения .

Закон приобретения означал для Скиннера и его последователей следующее: если перед терапевтом или учителем встает задача сформировать новые привычки, новые образцы поведения, то единственный способ, который дает предсказуемые и надежные результаты, состоит в том, что мы специально создаем позитивные последствия для так называемого "целевого" поведения, т.е. поведения, с которым мы бы хотели чаще встречаться впредь.

Подкрепляя это поведение, мы обязательно добьемся своего: это поведение будет встречаться чаще.

Логичным кажется и другой способ модификации поведения. Многие предполагают, что поведение, которое наказывается, штрафуется, т.е. ведет к последствиям, для индивида неприятным, должно исчезнуть. Этому выводу, однако, Скиннер не нашел подтверждения. С его точки зрения, наказание - довольно спорный способ отучить от нежелательного поведения, поскольку поведение, за которым следуют неприятные последствия, никуда не исчезает, оно лишь видоизменяется самым неожиданным образом. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые формы бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание.

Конечно, человек (или любое другое живое существо) склонен избегать неприятных событий. Это - факт. Однако предсказать, к чему приведут его поиски альтернативных форм поведения - практически невозможно, если только не оказывать ему помощь - не продемонстрировать в явной форме образцы поведения, которые позволят наказания избежать.

И здесь Скиннер еще раз напоминал о том, что предотвращение негативных последствий само вызывает позитивные последствия, т.е. само является подкреплением. И эту форму подкрепления, конечно, можно использовать.

Принципиально в целях изменения поведения можно использовать пять различных типов последствий. Во-первых, это позитивное и негативное подкрепление, которое ведет к укреплению способов поведения, вслед за которыми оно следует. Далее следует позитивное и негативное наказание, ведущее к непредсказуемым последствиям, и игнорирование - то есть абсолютное отсутствие последствий, которое ведет к угасанию поведения и (как мы увидим далее) - к состоянию выученной беспомощности.

URL ресурса: http://www.psychology.ru/romek/behavior/