Биографии Характеристики Анализ

Виды социологического исследования и их особенности. По отношению к объекту исследования

Этапы социологических исследований

Каждое социологическое исследование включает в себя определенные этапы, которые традиционно выглядят следующим образом:

  • Первый этап включает в себя подготовку исследования. Его основная суть состоит в обдумывании цели, написание программы и плана, выявление методов, а также сроков проведения исследования, подбор способов анализа и обработки полученных социологических сведений;
  • Далее следует этап сбора первичной социологической информации. Сюда входит собрание необобщенной информации в самых разнообразных формах, таких как записи исследователей, ответы опрашиваемых и многое другое;
  • Третий этап включает в себя подготовку полученных сведений, а также их обработку;
  • Заключительный этап состоит из анализа полученных сведений, подготовки научного отчета по результатам исследования, а также написание выводов, разработка рекомендаций и различных предложений для заказчика.

Виды социологических исследований

По способу познания социологические исследования могут быть:

  1. Теоретическими исследованиями. Их специфика состоит в том, что исследователь работает не с самим объектом, а с понятиями, которые отражают данный объект.
  2. Эмпирическими исследованиями. Главным содержанием данных исследований являются поиск и анализ фактических, а также реальных сведений об объекте.

По применению конечных результатов социологические исследования разделяются на:

  • Эмпирические исследований. Они носят прикладной характер. Это значит то, что полученные результаты находят свое практическое применение в самых различных областях общественной жизни.
  • Фундаментальные исследования. Данные исследования направленные на становление науки. Они традиционно осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов, а также проводятся академическими учреждениями для того, чтобы проверить самые различные теоретические гипотезы и теории.
  • Прикладные исследования. Они нацелены на разрешение практических задач. В основном заказчиками эмпирических исследований являются коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, а также органы местного самоуправления.

В зависимости от повторяемости исследований, принято выделять:

  1. Разовые исследования. С их помощью можно получить представления о состоянии, а также положении определенного социального объекта, явления или процесса в определенный период времени.
  2. Повторные исследования. Они применяются для определения динамики, а также изменений в их формировании.

По характеру поставленных целей и задач, социологические исследования делятся на:

  • Разведывательные исследования. Они еще имеют такие названия как пилотажные или зондажные. При помощи данных исследований можно разрешать довольно ограниченные задачи;
  • Описательные исследование. Они проводится по полной, достаточно разработанной программе, а также на основе апробированного инструментария. Данный вид исследований с основном используется тогда, когда объектом является довольно большая общность людей, которая отличается различными характеристиками. Примером может являться население города, района, области, где живут и работают люди самых различных возрастов, степени образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.;
  • Аналитические. Основная цель данных исследований состоит в наиболее углубленном исследовании явления. Они применяются в ситуации, когда необходимо не только описать структуру и выяснить, что определяет его главные количественные и качественные характеристики. По применяемым способам сбора социологической информации аналитическое исследование имеет комплексный характер. В нем используются самые разнообразные формы опроса, анализа документов, наблюдения, которые в свою очередь дополняют друг друга.

По способу познания , по характеру добываемого социологического знания различают:

· теоретические исследования – это совокупность исследований, основным содержанием которых является построение концептуальных моделей, описывающих и объясняющих социальные явления. Особенностью теоретических исследований является то, что исследователь работает не с самим объектом (явлением), а с понятиями, отражающими данный объект (явление);

· эмпирические исследования . Основным содержанием таких исследований являются сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении).

По использованию конечных результатов различают исследования:

· фундаментальные – направленные на развитие науки. Эти исследования осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов и проводятся академическими учреждениями для проверки теоретических гипотез и концепций.

· прикладные – направленные на решение практических задач. Чаще всего заказчиками эмпирических исследований выступают коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления.

В зависимости от повторяемости исследований выделяют:

· разовые – позволяют получить представления о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент;

· повторные – используются для выявления динамики, изменений в их развитии.

По характеру поставленных целей и задач , а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:

· разведывательные (пилотажные, зондажные). С помощью такого исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.

· описательные. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.

· аналитические. Такие исследования ставят своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.


2. Программа социологического исследования. Любое социологическое исследование начинается с разработки его программы. Программу социологического исследования можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения.

Программа социологического исследования – это научный документ, который отражает логично обоснованную схему перехода от теоретического осмысления проблемы к инструментарию конкретного эмпирического исследования. Программа социологического исследования является основным документом научного поиска, содержащий основные методологические и методические процедуры исследования.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем цели и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное {исследование} решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему {инструментарии}.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие {сроки}. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета и объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Кроме того, осмысление, учет такой всесторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Их сочетание повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его эффективностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его эффективности.

Поскольку реальность такова, что назвать в «чистом виде» какой-либо один фактор, определяющий черты и характеристику любого социального процесса или явления, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, присущие данному социальному институту или организации и т.д.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, «состыковывать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Разновидностью аналитического исследования можно считать социальный эксперимент.

В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования – точечное и повторное.

Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Сравнительные данные могут быть получены лишь в, результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела, они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапа. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования – после завершения приема в вузы или поступления на работу.

Особый вид повторного исследования – панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития. Помимо названных в социологии используются – хотя значительно реже – специальные виды социологических исследований.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социологическое исследование (С.И.) - целостная система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.

С.И. проводятся обычно с целью решения конкретной социальной проблемы, чем они отличается от фундаментального исследования, цель которого - приращение научно-теоретического знания. Существуют два основных типа С.И. К первому из них относятся исследования, специализированные по проблемам, требующим последовательных, нередко долгосрочных управленческих воздействий на определенную сферу. Ко второму типу С.И. отнести такие из них, которые проводятся по разовым запросам заказчиков; в качестве таковых могут выступать властные структуры, государственные организации и учреждения, предприятия, фирмы, общественные организации и т.п. Организация С.И. обладает определенной спецификой. Успешность его осуществления во многом зависит от установления атмосферы взаимопонимания с заказчиком, одинакового понимания целей, задач и ожидаемых результатов исследования. Последние должны быть представлены заказчику во взаимосогласованные им и исполнителем сроки. Информация, полученная социологами в процессе осуществления С.И., - это собственность заказчика (государственного органа, фирмы, банка и т.п.), который волен поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, разрешить или запретить публикацию, внедрить в практику.

Своеобразие прикладной социологии заключается в ее гораздо большей интегрированности в экономическую и политическую системы общества по сравнению с общей социологической теорией. Ее результаты влияют на принимаемые заказчиком социальные и управленческие решения. Для крупного предприятия это может быть выбор экономической стратегии, комплекс мероприятий, связанный с совершенствованием трудовой деятельности и повышением ее производительности и эффективности, решение о путях и географических регионах распространения того или иного вида продукции, принимаемое на основе результатов маркетинговых исследований и т.п. Результаты С.И. широко используются в борьбе за депутатские места в местных органах власти и в парламентах, применяются в межпартийных спорах, в борьбе оппозиции против правительственных структур. В отличие от социолога академического типа, работающего в академическом исследовательском институте или вузе и являющегося чаще всего специалистом в одной узкой области (скажем, в социологии культуры, в экономической социологии и т.п.), социолог-прикладник (менеджер) чаще всего является многопрофильным исследователем. Часто меняются не только его клиенты, но и тематика его исследований. Сегодня он может заниматься изучением рынка труда педагогов, завтра - изучением уровня и характера религиозности или ценностных ориентации молодежи, состоянием преступности или социокультурных предпочтений различных участников образовательного процесса.

По содержанию, направленности, формам и способам - С.И. чрезвычайно разнообразны, поэтому существует довольно много видов таких исследований, их определенная типология. Так, например, в зависимости от масштабности и сложности решаемых исследовательских задач, от требуемой глубины анализа полученных эмпирических данных С.И. подразделяются на: пилотажные, описательные и аналитические. Пилотажное исследование представляет собой пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого - проверка качества подготовленного инструментария для сбора первичной социологической информации, определение валидности, т.е. надежности применяемых опросных листов (анкет), бланков интервью и т.п. При этом определяется возможная мера искажения полученной информации из-за вероятности барьеров языкового, психологического или иного характера, возникающих в процессе общения социолога с респондентами, т.е. с теми лицами, которые отвечают на вопросы анкеты или у которых берут интервью. Такое исследование чаще всего охватывает небольшие обследуемые совокупности (до 100 человек), проводится по упрощенной программе и посредством сжатого по объему социологического инструментария. Однако при этом необходимо стремиться, чтобы в состав выборки (т.е. в совокупность людей, подлежащих изучению) были включены все значимые для целей исследования представители различных групп респондентов.

Более сложным видом С.И. является описательное. Оно ориентировано на получение эмпирической социологической информации, дающей возможность социологу дать относительно целостное непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик. Чаще всего такое исследование применяется при изучении относительно многочисленной общин людей, отличающихся разнообразными характеристиками.

Самым углубленным типом С.И. является аналитическое исследование, цель которого заключается не только в описании структурных элементов и характеристик изучаемого социального объекта, но и в выявлении причин, обусловливающих его особенности и сущность. По используемым методам информации такое исследование имеет комплексный характер, в нем могут применяться различные социологические методы: включенное наблюдение, контент-анализ документов, массовый опрос, интервьюирование экспертов.

Другая типология С.И. строится на основе различения статического и динамического подходов к изучаемым объектам. Если исследователя вполне устраивает моментальный, статический срез явлений или процессов, даваемый именно в данный момент времени, он применяет либо монографическое, либо точечное (разовое) прикладное социологическое исследование.

Монографическое исследование - такой вид С.И., при котором в качестве объекта изучения выступает только одна единица какого-либо класса социальных процессов или явлений. При этом данный объект рассматривается в качестве характерного для всего класса изучаемых процессов. Монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации, а ограничивается детальным анализом одного нового явления, отсутствие достаточной информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования.

Точечное (разовое) С.И. дает возможность получить сиюминутную картину основных характеристик и компонентов изучаемого процесса (явления) и не дает ответа на вопрос об изменяемости его развития. Именно такой характер носит чаще всего маркетинговое исследование, имеющее целью выяснить, какие именно виды товаров и почему предпочитают те или иные группы покупателей именно в данное время, или исследование электоральных предпочтений, позволяющее установить, какой из претендентов на депутатское кресло или президентский пост имеет наибольшие шансы в данное время.

Совершенно иной характер и направленность имеют повторные исследования, цель которых изучение одного и того же объекта или его различных компонентов, проводимое несколько раз через определенные интервалы времени, в одинаковых или видоизменяющихся условиях. Повторные С.И. требуют высокой методологической и методической подготовленности проводящих их социологов. Основные требования к таким исследованиям - сравнимость их основных характеристик и получаемых результатов, обоснованность существенности различий по сравниваемым показателям. Повторные С.И. в зависимости от изучаемого контингента респондентов, от характера и периодичности их проведения подразделяются на несколько видов. Основные из них таковы: 1) трендовые; 2) панельные; 3) лонгитюдные исследования.

Трендовые исследования проводятся в рамках единой генеральной совокупности (т.е. всего множества изучаемых социальных объектов в пределах, очерченных программой социологического изучения) или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеют своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности. В свою очередь такие исследования подразделяются на когортные и исторические тренды.

Когортные трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы (когорты), которая остается постоянной на всем протяжении повторных исследований. При этом выборка на различных этапах исследования не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, но очень важно, чтобы включаемые в выборку респонденты были представителями изучаемой когорты.

Панельные исследования в отличие от трендовых ориентированы на изучение не групповых особенностей жизненного пути определенной возрастной когорты (скажем, молодежи), а на обследование одних и тех же индивидов, по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы, т.е. имеют своей целью выявление тенденций развития и динамики социального процесса или явления во времени. Главным недостатком панельных исследований являются сложность сохранения идентичности выборки при переходе от одного этапа к другому. Кроме того, неизбежны некоторые потери в первоначально отобранной совокупности. Поэтому объем выборки при таком исследовании на каждом из его повторных этапов следует увеличивать до 20 % против статистически обоснованной. При проведении исследований такого типа целесообразно выбирать такие интервалы, которые позволяют сохранить в максимально возможной степени стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Количество повторных обследований и интервалы между ними определяются содержанием и целями исследовательской программы.

Лонгитюдное исследование - вид повторного социологического исследования, при котором ведется длительное периодическое изучение одних и тех же лиц по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития. В отличие от панельных исследований, где объектом изучения могут быть любые возрастные когорты, лонгитюдные исследования ориентированы преимущественно на молодежь, которая является наиболее динамично развивающейся возрастной группой. В процессе лонгитюдных исследований фиксируется динамика и взаимообусловленность внутренних факторов (индивидуальных или групповых) при более или менее выраженном сохранении (или, наоборот, при существенном изменении) внешних факторов, прежде всего социально-экономического, социокультурного и социально-структурного порядка.

Лонгитюдные исследования - один из самых трудоемких и дорогих по затратам методов в прикладном социологическом исследовании в силу необходимости поддержания и сохранения контактов между социологом-исследователем и респондентами в течение многих лет.

Одним из наиболее эффективных видов повторного К.С.И. является социологический мониторинг. Он представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них. Основная цель социологического мониторинга - получение новой систематизированной социологической информации об изучаемых явлениях и процессах в политической, экономической, социальной, экологической, социокультурной сферах общества, причем не единовременной, а поступающей периодически через небольшие периоды времени. При проведении мониторингового исследования необходимо соблюдать определенные принципы сбора данных. К таковым, в частности, относятся: 1) охват наиболее значительных социальных процессов и явлений; 2) проведение социологических опросов на одних и тех же территориях; 3) согласованность сроков сбора социологических и статистических данных; 4) единообразие инструментария (анкет, бланков интервью, карточек наблюдения и др.) для получения эмпирических данных; 5) дополнение в случае необходимости постоянного состава показателей временными показателями, изменяющимися в зависимости от своеобразия определенного этапа исследования, что обеспечивает гибкость системы мониторинга; 6) выработка критериев корреляции социологических и статистических данных; 7) организация, пополнение и сохранение единого банка социальной информации на всем протяжении исследования; 8) организация доступа потребителей к имеющейся социологической информации.

В прикладной социологии широко применяются также сравнительные социологические исследования. Для большинства людей, профессионально занимающихся прикладной социологией, социологическое исследование по самой своей природе является сравнительным, и само выражение сущности изучаемых явлений и процессов происходит в понятиях, содержащих сравнительный смысл. Все эмпирические наблюдения должны быть соотнесены с определенной теоретической конструкцией, а сама теоретическая конструкция не имеет реальной значимости, если она не находится во взаимосвязи с определенными эмпирическими наблюдениями. Когда исследователи выбирают для изучения лишь какой-то вполне определенный объект из окружающих социальных реальностей, их выбор всегда представляет собой сравнение выделяемого объекта с другими социальными объектами, рассмотрение их во взаимосвязи друг с другом. Например, девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм) не может быть изучено, если не сравнивать его с существующими нормами и нормальным поведением. Фактически ни одно социальное явление не может быть выделено и изучено без сравнения его с другими социальными явлениями. Необходимость в проведении четких, надежных сравнений стала в последние годы неотъемлемой частью политической, экономической, социокультурной реальности не только отдельных стран, но и мирового сообщества государств.

С точки зрения методологии и методов, применяемых в сравнительных социологических исследованиях, в них органично соединяются и взаимно дополняют друг друга сравнительный профильный анализ (например, так называемые кросскультурные исследования, ориентированные на сравнительное изучение различных типов и форм выражения культуры в пределах одного временного ряда, общего для выделенных в качестве объекта различных стран и наций) и межвременной сравнительный анализ (когда изменения в содержаний, типах и формах культуры прослеживаются в различных временных интервалах). Перекрестное взаимодействие этих измерений дает исследователям возможность улавливать не только статику, но и динамику изучаемых явлений и процессов и воплощать полученные результаты в виде четко структурированных таблиц важнейших показателей, дающих количественные и качественные характеристики изучаемых социальных объектов.

По своему содержанию, характеру и направленности сравнительные социологические исследования весьма многообразны. Среди них выделяются в качестве основных следующие типы: 1) межстрановые; 2) межгосударственные; 3) межсоциетальные; 4) Межкультурные; 5) сравнения, осуществляемые на макро- и на микроуровнях социальных систем. При осуществлении всех этих видов сравнительных исследований важно иметь в виду, что государственные границы очень часто отличаются от национальных, социальных и социокультурных границ. Во всех странах, даже существующих в качестве самостоятельных давно и достаточно однородных по своим экономическим и социальным характеристикам, можно обнаружить самостоятельные социальные общности и образования, которые по ряду переменных признаков могут иметь больше различий, чем при сравнении отдельных государств, т.е. различий внутри страны может быть больше, и они могут оказаться более выраженными, чем между разными странами.

Сравнительные социологические исследования имеют большое значение для выявления длительных тенденций социальных объектов и систем, основной траектории их восходящего или нисходящего эволюционирования. Наиболее известным, поучительным в этом отношении, является осуществленное выдающимся американским социологом С. Липсетом изучение американской демократии в сравнительной перспективе. На основе обобщения результатов нескольких общенациональных опросов населения он сделал доказательный, неопровержимый вывод о неуклонной утрате электоратом (кругом избирателей) Соединенных Штатов Америки уважения к власти, ко всем государственным институтам; в частности, те избиратели, которые выразили "большое доверие" к исполнительной власти США в 1994 составили всего лишь 12 % всех по сравнению с 24 % в 1981 и 41 % в 1966. Доверие к Конгрессу оказалось, еще ниже - 8 % в 1994 сравнительно с 16 % в 1981 и 48 % в 1966. С. Липсет отмечает, что в 1964 29 % опрошенных были убеждены: правительство США действует в интересах ограниченного числа крупных предпринимателей. К 1980 этот показатель достиг уже 70 %, а в 1992 - 80 % от общего количества респондентов. А 66 % опрошенных в 1994 считали, что в США большинство избранных должностных лиц мало волнует, чем озабочены простые люди". Общий вывод из приведенного исследования, сделанный С. Липсетом: на протяжении исследовавшегося периода времени большинство американцев испытывали "усиливающееся" чувство разочарования по отношению к своим политическим лидерам и институтам, происходит снижение доверия народа к своей политической системе и другим важным институтам".

Важное место в структуре прикладной социологии занимают маркетинговые исследования, ориентированные на постоянное обеспечение интересов заказчика на основе тщательного изучения процессов, происходящих на рынке товаров, выявление основных - тенденций в динамике спроса и предложения на определенные виды товаров. Основные задачи таких исследований - изучение потребительского спроса, его изменений, учет социальных, социально-психологических, демографических, национально-территориальных особенностей людей в их ориентациях и спросе на различные виды продукции, подготовка предложений и рекомендаций по изменению ассортимента выпускаемой продукции, способов ее рекламирования, стимулирования покупателя.

Наряду с повторными, лонгитюдными, мониторинговыми исследованиями, различные этапы которых, чередуясь друг с другом, могут осуществляться на протяжении многих месяцев и даже лет, давая возможность уловить основные тенденции развития социальных объектов, - в прикладной социологии довольно часто применяются оперативные социологические исследования, дающие как бы одномоментный снимок общества, его отдельных компонентов и структур. Оперативные социологические исследования имеют целью получение в сжатые сроки (от месяца до нескольких дней) достоверной информации о социальных процессах и явлениях, о сиюминутных мнениях различных групп населения по различным вопросам экономического, социально-политического, культурного развития, о популярности тех или иных политических лидеров или кандидатов в депутаты и т.п.

Наибольший эффект от проведения К.С.И. достигается в том случае, когда в соответствии со спецификой изучаемых социальных процессов и явлений избирается наиболее подходящий для данных условий тип социологического исследования.

Как и любое научное исследование, К.С.И. содержит в себе определенный набор элементов, присущих научной деятельности. Во-первых, само К.С.И. становится необходимым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения. Например, перед республикой Беларусь в современных условиях все более острой становится проблема энергетического обеспечения производства и всех других сфер общественной жизни, поскольку она не обладает достаточными ресурсами собственных энергоносителей. Эта проблема порождает необходимость проведения целого комплекса научных исследований возможных путей и средств усиления энергообеспечения республики, в том числе и конкретных социологических исследований отношения населения страны к различным вариантам энергообеспечения, включая и возможность строительства атомных электростанций.

Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, т.е. определенные процессы и явления социальной действительности, подлежащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объекта определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов, способных решить научными методами и средствами поставленную проблему. Определив субъект исследования, заказчик - государственный орган, предприятие, банк, спортивное общество и т.п. - вместе с исполнителем исследования - научной организацией - определяет цели и задачи прикладного исследования либо это делает исполнитель по поручению заказчика. Для того, чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуется определенные средства - финансовые, людские, научно-технические и организационные. Эффективное применение этих средств по намеченной программе должно привести к достижению конкретного результата - нового знания об исследуемом объекте. Такова в самом общем виде структура С.И.

Таким образом, процесс С.И. представляет собой в самом общем виде применение субъектом определенных средств по заранее разработанной программе в целях получения нового знания об объекте и практического применения полученного результата в конкретной деятельности.

Программа социологического исследования(П.С.И.) один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования объекта. П.С.И. – это, по существу, есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления и представляет собой теоретико-методическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. П.С.И. выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция П.С.И. позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

Методическая функция П.С.И. позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория. Организационную функцию обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает четкую и эффективную организацию исследовательского процесса. П.С.И. как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части П.С.И. логически связаны, подчинены общему замыслу научного поиска. Принцип строгой поэтапности проведения исследования выдвигает особые требования к структуре и содержанию П.С.И. П.С.И. состоит из двух основных частей: методологической и процедурной.

Методологическая часть начинается с осмысления и анализа возникшей проблемы и формирования проблемной ситуации . Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического социологического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных характеристик. В реально существующем объекте выделяется какое-то его свойство, определяется его сторона, которые обусловлены характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования , которые обеспечивают системность и последовательность действий в социологическом исследовании. Эмпирическое исследование ориентировано прежде всего на достижение практической цели, поиск алгоритмов решения тех или иных социальных проблем, выработку практических рекомендаций. Разработка системы основных и неосновных задач обеспечивает комплексный характер исследования, сочетание его теоретических и практических аспектов. Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез (см.), которые конкретизируют цель исследования и представляют собой его главный методологический инструмент. Гипотеза должна соответствовать теории, быть научно обоснованной, иметь смысл в рамках изучаемой проблемы, должна проверяться эмпирическим путем, быть логичной, непротиворечивой. Основная трудность формулирования гипотез заключается в соотнесении их с целями и задачами исследования и разработке однозначных высказываний, которые имеют ясные и точные понятия.

С целью использования единого понятийного аппарата в П.С.И. определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операциональным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных. На этом заканчивается работа над первой (методологической) частью П.С.И. и начинается работа над второй ее частью.

Процедурная часть П.С.И. включает методику и технику исследования, т.е. описание способов сбора, обработки и анализа социологической информации.

Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности (см .). Тип и способ выборки напрямую зависят от вида исследования, его целей и гипотез. Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании – репрезентативность: свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности (см .). Выборочный метод основан на двух принципиальных посылках: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта исследования и на правомерности выводов о целом на основании рассмотрения его части, которая по своей структуре является микромоделью целого (генеральной совокупности).

В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации – наблюдения, анкетирования, интервьюирования и т.д. и на этой основе разрабатывается инструментарий исследования (анкеты, опросные листы, карточки наблюдения и др.). Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки и анализа информации предполагает указание, каким образом это будет производится, с использованием каких пакетов прикладных программ ЭВМ.

П.С.И. – документ, который организует и направляет в определенное русло исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка П.С.И. требует высокой профессиональной квалификации и затрат времени. От качества П.С.И. во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Что такое прикладная социология?

В системе современного научного знания различают несколько основных типов исследования. Одна из классификаций строится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования делятся на фундаментальные и прикладные .

Очевидно, что в самом общем виде различие между любым фундаментальным и прикладным исследованием сводится к тому, то первое отчетливо ориентировано на отыскание законов функционирования и развития исследуемого объекта, в то время как второе – на поиск способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.

Прикладное социологическое иссле­дование - это исследование, ориентированное на практическое решение актуальных социальных проблем. В таком исследовании чаще всего главной задачей выступает поиск пути решения конкретной про­блемы в конкретной социальной ситуации и на конкрет­ном социальном объекте, а не установление каких-либо общих закономерностей или взаимосвязей в изучаемом процессе. В ходе проведения прикладного ис­следования ранее полученное теоретическое знание ис­пользуется уже в готовом виде при составлении програм­мы исследования, при интерпретации основных понятий, при анализе полученных данных, при составлении науч­ного отчета и т.п. Понятно, что в таком исследовании доминирующую роль играют именно конкретные деловые рекомендации.

Прикладные социологические исследования легко можно отличить прежде всего по названию. Как было отмечено выше, они всегда имеют конкретную направленность и связаны с решением локальных проблем в условиях ограниченных пространственно-временных параметров. Сравним для примера две темы исследований: «Тенденции развития дополнительного образования в современных российских условиях» и «Исследование заинтересованности молодых специалистов, работающих в …, в получении дополнительного образования». Очевидно, что первая тема относится к проблематике теоретической, фундаментальной социологии, тогда как вторая носит явно практически ориентированный, прикладной характер. В то же время не следует забывать, что прикладное социологическое исследование - это строгая научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора и обработки информации.



Трудно переоценить значение прикладной социологии. Сегодня она необходима и бизнесу, и политике, и управлению, и средствам массовой коммуникации, и системе образования. Но для того, чтобы стать профессионалом в области прикладной социологии, безусловно, потребуется овладеть не только техникой проведения эмпирического исследования, но и социологической теорией, т.е. получить специальную подготовку по направлению социология.

Данное учебное пособие не ориентировано на решение задач такого уровня. Оно предназначено для студентов смежных с социологией специальностей: педагогов, психологов, рекламистов, специалистов в области PR, которым в будущей профессиональной деятельности, возможно, потребуются навыки проведения научных или прикладных эмпирических социологических исследований.

Приступая к изучению этой области социологического знания, и в дальнейшем, когда речь уже будет идти о конкретном исследовании, нужно помнить о некоторых, очень важных моментах, а именно:

1. Ни один из рассмотренных ниже методов не является универсальным и имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче.

2.Оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных.

3.Надежность метода гарантируется не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Виды социологических исследований

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различаются его основные виды.

1. Разведывательные, описательные, аналитические, проектно-конструкторские исследования .
Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.
Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.
Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это, к примеру, могут быть студенты крупного вуза, где молодые люди обучаются на разных курсах разных факультетов, имеющие разные структуры потребностей и системы мотивации, живущие в общежитии или дома и т.д. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
Аналитическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием получаемого образования и успеваемостью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием образования ведущим фактором, определяющим высокий уровень успеваемости. А поскольку реальность такова, что назвать в `чистом виде` какой-либо один фактор, определяющий уровень успеваемости, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Проектно-конструкторское исследование нацелено не только на получение и анализ эмпирической социологической информации, но и на разработку определенной социальной технологии. Таким образом, специфика этого вида исследования заключается в том, что в его рамках реализуется инженерно-преобразовательная функция в отношении социального объекта. Примерами исследований данного типа может служить разработка модели образовательного учреждения, рекламной кампании по продвижению какого-либо товара, имиджа политического лидера и проч.

2.Разовые и повторные исследования.

Разовые (точечные) исследования дают возможность получить информацию о характеристиках объекта изучения на текущий момент, повторные – в динамике, развитии. Повторные исследования в свою очередь могут быть следующих видов:

Панельное исследование - предполагает изучение одного и того же объекта через определенный временной интервал. Например, каждый год, либо каждые 3 или 5 лет изучаются студенты - первокурсники.

Лонгитюдное исследование – повторное изучение одной и той же группы (групп) в течение определенного периода времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. К примеру, одни и те же группы студентов обследуются на первом, третьем и выпускном курсе. Таким образом, можно отследить динамику многих явлений и процессов, связанных с получением высшего образования и вхождения в пору трудовой и социальной зрелости. Особый интерес данное исследование будет представлять, если удастся провести обследование данных групп после окончания вуза.

Мониторинг – это регулярные повторные исследования, объектом изучения в которых чаще всего выступает общественное мнение по различным проблемам.

3. Сплошные, выборочные и монографические исследования

В основе разделения этих видов исследования лежат характеристики непосредственного объекта изучения.

Сплошное исследование - изучение всех объектов (генеральной совокупности) без исключения. Целесообразно проводить в тех случаях, когда генеральная совокупность не превышает 400-500 единиц.

Выборочное исследование свое название получило благодаря использованию специальной процедуры отбора из огромной совокупности единиц исследования (генеральной совокупности) небольшой части (выборочной совокупности), которая должна достаточно точно отражать основные параметры целого. Процедура построения выборки основана на методах математической статистики и базируется на принципах теории вероятности. Выборочное исследование более экономично и не менее надежно, чем сплошное, хотя требует более изощренной методики и техники

Монографическое исследование проводятся, если нет возможности осуществить полноценное выборочное исследование. В этом случае изучается либо типичный, либо уникальный, выходящий за границы типичности, объект. Так, в качестве объекта исследования можно выбрать одну типичную школу с типичными программами обучения, а можно – единственную в своем роде частную школу, работающую исключительно по авторским программам.