Биографии Характеристики Анализ

Александр зиновьев семья. Подготовка покушения на вождя

Алекса́ндр Алекса́ндрович Зино́вьев (29 октября 1922 года, Костромская губерния - 10 мая 2006 года, Москва) - советский и российский учёный-логик, социолог и социальный философ; писатель.
В последние годы жизни в СССР и в эмиграции А. Зиновьев считался «известным советским диссидентом». Сам Зиновьев утверждал: "Я диссидентом никогда не был... Меня упорно зачисляли в диссиденты".

"Я... родился в 1922 году, вырос на идеалах коммунизма. Я не был никогда апологетом того общественного устройства, какое складывалось в России после 1917 года. Но я рос в нем, усваивал его лучшие идеалы, делал из себя человека, которого можно назвать идеальным или психологическим коммунистом. Идеальным коммунистом мы считали тогда человека, живущего и трудящегося во имя интересов коллектива и всей страны, готового жертвовать ради своего народа всем личным, довольствующегося малым, не стремившегося к собственности и карьере и т. д. Я и сейчас придерживаюсь этих принципов. Для меня, например, до сих пор нет ничего ненавистнее собственности, хотя и живу на Западе. ("Завтра", 1993, № 2)

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Аполлинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже - столичной школе Александр выделялся большими способностями.

В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории. О его тайных выступлениях, критикующих советский режим («…не как антикоммунист, я таковым никогда не был и не являюсь, - а как „настоящий“ (романтический) коммунист, считавший сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма»), донесли, за что он был исключён из МИФЛИ, затем арестован и подвергнут психиатрической экспертизе. Перед повторным арестом он подался в бега, жил по подправленным документам, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, таким образом сумев избежать преследований.

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал истребительную специальность. Школу окончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как лётчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в 1945 году в Берлине в звании капитана.
В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, в 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев - один из основателей Московского логического кружка (с 1952 года; туда также входили Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицкий; позднее - Московский методологический кружок). В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Метод восхождения от абстрактного к конкретному». В 1955 году стал научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где проработал до 1976 года. В 1960 году защитил докторскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (впоследствии издана в 2002 году Институтом философии) и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ.

Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.
Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой, очевидно, за отказ уволить двух преподавателей, а затем и лишён профессуры. После этого он стал писать «ненаучные» произведения, и пересылать их на Запад.
В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической и юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд.
6 августа 1978 года А. Зиновьев с семьей был выслан из СССР в ФРГ.
По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета.
С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом.
В 1999 году он попал в шорт-лист номинантов на Нобелевскую премию в области литературы, однако Зиновьев жестко критиковал тогда бомбардировки Сербии; премию получил Грасс, Гюнтер. Вдова Зиновьева Ольга отмечала, что происходящее в Югославии подтолкнуло Зиновьева к возвращению в Россию.
В 1990 году был восстановлен в советском гражданстве. В июне 1999 года возвратился в Москву.
До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. В поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.
В 1999 году выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.
Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от опухоли мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву.

А. А. Зиновьев был трижды женат. От первого брака у Зиновьева остался сын Валерий (р. 1944), от второго - дочь Тамара (р. 1954), от третьего брака две дочери - Полина (р. 1971) и Ксения (р. 1990).

Нам нужна мечта, надежда, утопия. Утопия – это великое открытие. Если люди не изобретут новую, на первый взгляд никому не нужную утопию, то они не выживут в качестве людей. Нам нужна сказка: людям важно, в какой они верят туман и какая им верится сказка.
- Одни из самых последних слов Зиновьева, по свидетельству вдовы Ольги

Александр Александрович Зиновьев - советский и российский учёный-логик, социолог и социальный философ; писатель.

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Аполлинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже - столичной школе Александр выделялся большими способностями. В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). С 16 лет был убежденным антисталинистом, участвовал в небольшой студенческой террористической группе, целью которой было убийство Сталина. Группу так и не разоблачили, однако о его выступлениях, критикующих советский режим, в частности, коллективизацию, донесли коммунист, считавший сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма»), за что он был подвергнут психиатрической экспертизе и в конечном итоге исключён из комсомола и из МИФЛИ. Одновременно, друзья написали на него другой донос, и Зиновьев был арестован. При переводе с Лубянки в другое место сбежал, был объявлен во всесоюзный розыск, жил по подправленным документам, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, таким образом сумев избежать преследований.

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал специальность летчика-истребителя. Школу окончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как лётчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в 1945 году в Берлине в звании капитана.

В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, в 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев - один из основателей Московского логического кружка. В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Метод восхождения от абстрактного к конкретному». В 1955 году стал научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где проработал до 1976 года. В 1960 году защитил докторскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (впоследствии издана в 2002 году Институтом философии) и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.

Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой логики в МГУ за отказ уволить двух преподавателей, связанных с диссидентами (Юрий Гастев и Виктор Финн), а затем и лишён профессуры. После этого постепенно у него начались проблемы с публикацией научных работ, и он стал писать публицистические произведения и пересылать их на Запад. Статьи публиковались в Польше и Чехословакии. Тогда же он много выступал с публичными лекциями на различные темы, а его статьи распространялись в «самиздате».

В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической и юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд. 6 августа 1978 года А. Зиновьев с семьей был выслан из СССР в ФРГ.

С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом. По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета. До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. При этом Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. А в поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.

В 1990 году был восстановлен в советском гражданстве.

В 1999 году он попал в шорт-лист номинантов на Нобелевскую премию в области литературы, однако Зиновьев жёстко критиковал тогда бомбардировки Сербии; премию получил Гюнтер Грасс. Вдова Зиновьева Ольга отмечала, что происходящее в Югославии подтолкнуло Зиновьева к возвращению в Россию. В июне 1999 года возвратился в Москву, мотивируя это тем, что невозможно «находиться в лагере тех, кто уничтожает мой народ и мою страну».

В 1999 году выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.

Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от опухоли мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев, на этом месте был установлен валун. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву.

Верить в Бога и верить в существование Бога - не одно и то же. Я принимаю принцип: живи так, будто некое высшее существо наблюдает каждый твой шаг и помысел.
Иди на Голгофу


В Москве на 84-м году жизни после тяжелой болезни скончался Александр Александрович Зиновьев, логик, философ, социолог и писатель, человек, сформулировавший один из лучших оксюморонов XX века - "Зияющие высоты". Он справедливо называл себя "самостоятельным государством из одного человека": его книги раздражали и Восток, и Запад, почвенников и либералов, апологетов режима и диссидентов. Но отвернуться от него было невозможно.

У Александра Зиновьева замечательная биография, готовый роман. Он родился в 1922 году в большой крестьянской семье в Костромской области. Учился блестяще и в сельской, и в городской школе, поступил в 1939 году в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории), заменивший на десять лет (с 1931 по 1941 годы) гуманитарные факультеты МГУ. Сразу же будущий философ оказался в кружке антисталинской направленности, был исключен из института и, спасаясь от ареста, ушел в армию. Великую Отечественную войну он начал танкистом, а закончил летчиком-штурмовиком.

В 1946 году он вновь поступил в МГУ на философский факультет и окончил его в 1951 году; остался в аспирантуре и в 1954 году защитил диссертацию о логике "Капитала" Карла Маркса. Тогда же на факультете сформировался знаменитый Московский Логический Кружок, у истоков которого стояли Александр Зиновьев , Мераб Мамардашвили, Борис Грушин и Георгий Щедровицкий . В 1960 году Зиновьев защитил докторскую диссертацию и возглавил кафедру математической логики на философском факультете. В течение следующих полутора десятков лет он опубликовал несколько монографий - "Философские проблемы многозначной логики" (1960), "Логика высказываний и теория вывода" (1962), "Основы научной теории научных знаний" (1967), "Комплексная логика" (1970), "Логика науки" (1972), "Логическая физика" (1972), "Нетрадиционная теория кванторов" (1973), "Логика классов (множеств)" (1973), "Очерк эмпирической геометрии" (1975).

Система, конечно, такого сарказма снести не могла: в 1976 году после публикации "Высот" на Западе Зиновьева уволили с работы, лишили званий и наград, в том числе военных. В 1978 году ему позволили покинуть СССР, и философ перебрался в Мюнхен. Ему было 56 лет.

В Германии на первой же пресс-конференции Зиновьев сказал: "Я не считаю Запад царством свободы, я не считаю СССР царством рабства. Я не считаю себя жертвой режима. Я считаю режим своей жертвой. Режиму от меня досталось больше, чем мне от него". Это заявление, никоим образом не противоречившее ничему из предыдущей жизни философа, произвело, тем не менее, эффект разорвавшейся бомбы. Его даже назвали "агентом КГБ". Отношение Зиновьева к родине равно трудно было разделить как иностранцам, так и соотечественникам. Пожалуй, его позиция действительно была ближе всего Салтыкову-Щедрину: безусловная любовь вкупе с безжалостной критикой при полном отсутствии лицемерия.

Зиновьев прожил на Западе до 1999 года. Он с гордостью говорил потом: "Жил я все эти 20 лет на Западе за счет литературы и своих лекций. Я был единственным из "критиков режима", кто не получил ни копейки подачек". За эти годы он написал десятки книг и эссе: "Без иллюзий" (1979), "Коммунизм как реальность" (1980), "Желтый дом" (1980), "Мы и Запад" (1981), "Гомо советикус" (1982),"Ни свободы, ни равенства, ни братства" (1983), "Иди на Голгофу" (1985), "Горбачевизм" (1988), "Катастройка" (1989), "Русский эксперимент" (1994), "Глобальный человейник" (1997).

На формирование меня как мыслителя, как ученого влияли многие, но радикальным образом - никто. Все то, что я делал и в логике, и в литературе, и в социологии, это все, в основном, мои открытия. И делал я их как протест против того, что существовало и существует. Так что я никого не могу назвать в качестве такого, скажем, учителя или такого человека, последователем которого я являюсь.

Из интервью А. Зиновьева

В 1999 году философ вернулся в Россию: "Я решил, что в критический для моей страны момент я должен быть с ней... Я мог хоть сто лет прожить где угодно, и все равно Россия оставалась со мной. Поэтому когда я вернулся, это было так, будто только вчера выехал".

Желчный скептик и пессимист, Зиновьев, тем не менее, был человеком удивительно благодарным по отношению к своей эпохе. Он искренне любил 1930-е, несмотря на их ужас и абсурд. Он был убежден, что эти годы дали стране как общий высокий уровень культуры, предопределивший научные успехи второй половины XX века, так и систему воспитания, позволившую выиграть войну. Он полагал, что сущность ранних этапов советской страны до сих пор остается непонятой и неоцененной. Новейшее же время настоятельно требовало понимания эпохи, но мыслителей, способных справиться с такой задачей на государственном уровне, к сожалению, не нашлось.

Дисциплинированный философ, он не противоречил сам себе никогда. Его видение современной российской и общей геополитической ситуации было безрадостным, но не апокалиптическим. Он критиковал все режимы, потому что видел за ними букву и риторику, но не дух. Он не был реформатором, не терпел оценочных категорий "хорошо" и "плохо", отказывался давать прогнозы, хотя в действительности делал их часто и с удовольствием. Он любил, когда его слушали.

Отличительная особенность нашей жизни, сказал Заибан в речи по поводу приближающейся второй ступени псизма, - это неудержимая динамика. Мы идем вперед, намного опережая свой зад.

Зияющие высоты

В последние годы жизни Александр Зиновьев преподавал, читал публичные лекции, охотно давал интервью самым разным изданиям - от "Комсомолки" до газеты "Завтра", в общем, был публичной фигурой. Его голоса хватятся очень скоро: образовалась зияющая пустота, которую нечем заменить.

Александр Зиновьев называл себя "человеком из будущего". Наверное, так оно и есть: его время, когда каждый думающий человек захочет "эмигрировать на уровень высочайшей культуры, высочайшей мысли, высочайшей морали", еще не наступило.

Александр Зиновьев - известный русский писатель и философ. Он получил ученую степень доктора философских наук и звание профессора. Его книги и публикации уникальны тем, что не относятся к какому-либо одному направлению, они многогранны. Более того, писатель разработал свой уникальный жанр под названием «социологический роман». Также он является автором ряда научных трудов.

Юные годы

Александр Александрович Зиновьев родился 29 октября 1922 года в Костромской губернии. Он был шестым ребенком в бедной крестьянской семье. В школе он проявил большие способности, которые выделяли его и после переезда с семьей в Москву в 1930-е годы.

Отличная учеба позволила ему на общих основаниях поступить в Московский институт философии, литературы и истории, однако помимо занятий в вузе он проводил пламенные антисоветские выступления среди сокурсников. В детстве и юности настроенный вполне прокоммунистически, во взрослом возрасте он столкнулся с разочарованием в виде развеивания иллюзий. Оказалось, что в мире все равно остается место неравенству, и жертва, принесенная страной идеалам справедливости, оказывается напрасной.

В итоге философ пришел к выводу, что социальный мир неисправим, и воплощение в нем даже самых лучших идеалов вследствие непредусмотренных явлений приводит к неизбежно мрачной реальности.

Подготовка покушения на вождя

Это разочарование в социуме не ограничилось рассуждениями по поводу социального строя и Сталина. Было задумано выстрелить в вождя из колонны 1 мая на Красной площади. Зиновьев знал, как пронести оружие, и надеялся на удачу хотя бы сделать выстрел. Шансы попасть, а тем более убить были минимальными, и он хорошо понимал, что идет на самоубийство. Но при этом надеялся на суд, в котором мог бы высказать последнее слово.

Неизвестно, чем могла закончиться история, но на Александра был сделан донос о "подготовке покушения на вождя". Конечно, студента сразу отчислили с запретом когда-либо в дальнейшем поступать в вузы, а затем и арестовали. Расстрела он избежал только благодаря тому, что хотели взять его сообщников.

Александр Зиновьев отсидел в Лубянке, но непосредственно от тюремных ворот сумел сбежать. Он долго прятался от преследований, от страха, безденежья и неустройства даже несколько раз собирался сдаться чекистам. Выход нашелся в виде поступления добровольцем в кавалерию Красной армии. В военкомате он заявил, что его документы утеряны.

Военное время

В Великую Отечественную войну Зиновьев был танкистом, а затем отучился в летной школе и стал пилотом штурмового самолета. Летчики считались смертниками, так как в среднем делали 10 боевых вылетов и погибали. В плен их не брали никогда. За это у них были определенные привилегии - более вкусная еда, водка, аккуратная форма, отсутствие тяжелой физической работы.

Александру повезло и он сделал более 30 боевых вылетов, за что был награжден знаками отличия и медалями, в частности орденом Красной Звезды. Но после победы ситуация в армии усложнилась, и Зиновьев покинул ее. Пришлось работать от случая к случаю за гроши, иногда приходилось заниматься подделкой документов и печатей.

Студенчество и аспирантура

Одновременно с этим Александр Зиновьев возобновил обучение. Запрет поступать в вузы он обошел, подделав документы за две коробки конфет. Так он попал на философский факультет Московского государственного университета. В 1951 году он получил красный диплом и поступил в аспирантуру в том же университете. Одновременно с подготовкой кандидатской диссертации он основал логический кружок, который во многом повлиял на работу. В это же время будущий писатель женился. Жена Александра Зиновьева была дочерью работника НКВД, и брак отчасти состоялся по расчету.

Через 3 года у супругов родилась дочь Тамара, но семейная жизнь сложилась неблагополучно, регулярно возникал конфликт интересов, усиливалось взаимное непонимание, усугублявшееся периодическим пьянством Зиновьева.

Работа в МГУ

В 1954 году успешно прошла защита кандидатской диссертации, в которой был проанализирован категориальный аппарат содержательной логики «Капитала» Карла Маркса. После этого Александр стал сотрудником Академии наук, а в 1960 году получил звание профессора после защиты докторской диссертации.

Зиновьев стал заведовать кафедрой логики в МГУ и публиковать философские статьи и книги. Он брал самые горячие темы и писал то, что, по его мнению, должно было затронуть струны человеческой души. Некоторые работы были актуальны, другие не вызывали интереса.

Рукопись необходимо было в срочном порядке украсть и уничтожить. Сделать это получилось как раз вовремя, утром к писателю пришли с обыском. После этого у Зиновьева был долгий перерыв в написании литературных произведений.

Тем временем философские работы переводились на иностранные языки и оказались известны за рубежом. Автору начали приходить приглашения на зарубежные конференции, но он не принимал в них участия.

Эмиграция и возвращение на родину

Работа заведующим кафедрой окончилась, когда Александр Александрович отказался увольнять двух преподавателей. Тогда он начал писать произведения для публикации на Западе, вследствие чего в августе 1978 года был вынужден переехать с родными в Мюнхен и зарабатывать научным и литературным трудом, не имея постоянного места работы.

Семья Александра Зиновьева прожила там вплоть до лета 1999 года. По возвращении в Россию писатель пробовал выдвинуть свою кандидатуру в Госдуму, но получил отказ в регистрации, так как слишком мало прожил в стране после эмиграции. Тем не менее он восстановился как профессор, и его публичная деятельность была довольна активной. Он комментировал политические события, выступал на конференциях, давал интервью.

Александр Зиновьев отрицательно воспринял перемены в виде возрождения религии и русского национализма, как и разрушение советской системы. Не менее негативно он оценивал западную политическую систему. Это сильно выделяло его среди прочих несогласных с коммунистической идеологией. Умер писатель и философ 10 мая 2006 года в Москве.

Популярные книги

Биографию Александра Зиновьева прекрасно характеризуют произведения, написанные им на разных этапах жизни. Научные труды представляют большой интерес для всех, кто занимается социологией, социальной и политической философией, этикой или логикой.

В более литературных произведениях практически отсутствует сюжетная линия. Вместо нее читателю предлагается череда ситуаций, в которых автор доносит свою мысль посредством разговоров и поступков персонажей. При этом герои практически никогда не носят имен, а обозначаются выполняемыми ролями («мыслитель». «болтун», «брат» и так далее).

Научные труды

В 1960 году был издан первый том "Философской энциклопедии" Зиновьева. В нем дан систематический свод знаний по историческому и диалектическому материализму, философским вопросам и проблемам религии и атеизма. Строго научная и терминологическая информация соседствует со статьями, в которых рассматриваются определенные проблемные вопросы, охватывающие такие понятия, как возможное, действительное и всеобщее. Также присутствуют обзорные работы, освещающие историю, философские школы и направления различных стран, а также биографии мыслителей, получивших мировую известность.

Очень много работ было посвящено теориям и формальным аппаратам многозначной и комплексной логики. В рамках научных трудов снова рассмотрены интересные философские вопросы, а также теории дедукции, условия возникновения логических систем и их особенности.

Отдельные исследования посвящены одной из основных проблем современной логики - логическому следованию. Рассматриваются вопросы возможности аналогий с системой классической логики. Используется терминология, относящаяся к пространству, времени, эмпирическим связям и изменениям.

«Зияющие высоты»

Из десятков литературных книг Александра Зиновьева выделяют несколько произведений, пользующихся наибольшим успехом. В первую очередь это остросатирическая социологическая повесть «Зияющие высоты». Это было первое художественное произведение автора, хотя в нем присутствовали и элементы научного трактата.

Оно было опубликовано в Швейцарии в 1976 году, переведено более чем на 20 иностранных языков и принесло автору сенсационную мировую известность, но на родине его признали антисоветским. Конкретно это и стало причиной лишения советского гражданства и высылки из страны, после чего писатель смог вернуться на родину лишь спустя 23 года.

В длинной двухтомной книге иронично, интересно, ярко и искренне описана общественная жизнь в СССР и ее пороки. Советский Союз показан как мир позднего застоя, что никак не соответствовало идеологическим нормам государства. Писатель Александр Зиновьев был не просто уволен с работы и под угрозой тюремного заключения вынужден эмигрировать, его лишили ученых званий и военных наград. В рецензиях отмечается, что книга читается легко, но переполнена сатирой. Этим она напоминает ранние работы Задорнова.

Цикл «Искушение»

В 1982 году было опубликовано произведение Александра Зиновьева «Иди на Голгофу». В нем был воспроизведен духовный путь русского человека в условиях советского строя, который был непростым для гениев мысли. В итоге лучшие деятели были вынуждены эмигрировать на запад и приспосабливаться к жизни в другом обществе.

Казалось бы, банальные события романа сопровождаются непредсказуемым внутренним миром его героев. Главный персонаж в сюжете делает деньги на просвещении народа в Москве и обучении сына чиновника дипломатии, влюбляется в молодую балерину и «профессионально страдает». Книга наполнена советским юмором, реальностью советского строя 70-80-х годов и его парадоксами. Она первой вошла в цикл под названием «Искушение».

В 1984 году Александр Зиновьев написал вторую книгу из цикла - «Евангелие для Ивана». В нем он размышлял над теологическими вопросами с позиций «умного» атеизма и пробовал сочинить новую религию с душой и духовной дисциплиной, но без Бога. Под духовностью при этом подразумевались образованность, воспитанность, гигиена и отказ от вредных привычек.

Третье произведение с названием «Живи» вышло в 1987 году. В этой книге Александр Александрович Зиновьев продолжил исследовать повседневную жизнь советских людей. Произведение написано от лица безногого инвалида по имени Андрей Иванович Горев, живущего в вымышленном городе Партграде. Главный герой осознает бесперспективность собственной жизни, но радуется самому факту своего существования.

Следующую книгу Александр Зиновьев написал в 1989 году. Изначально она называлась «Перестройка в Партграде», но была опубликована под названием «Катастройка». Объясняется необычный термин тем, что слово «перестройка» переводится на греческий как «катастрофа». Из их слияния и получилась «Катастройка».

В тексте есть довольно язвительные рассуждения о том, что коммунизм был придуман на Западе, а осуществлен в России как самый подходящий строй для внеисторического народа. Описаны очереди в магазины с пустыми прилавками и кооперативные предприятия, имеющие баснословный доход. Антиалкогольная кампания, гласность, осуждение сталинизма и брежневского застоя, демонстрируемые свободы, имеющие цель доказать Западу человечность коммунизма.

Цикл был завершен в 1991 году книгой «Смута».

«Нашей юности полет»

Работа над «Искушением» не поглотила все внимание автора. В 1983 году вне цикла вышла книга «Нашей юности полет». Александр Зиновьев писал ее, будучи в эмиграции, и на тон романа большое внимание оказала его тоска по коллективистскому коммунизму.

В произведении писатель заявил, что перестал быть ярым противником сталинизма. Он привел доводы в пользу того, что эта система в большей мере была порождением народа, живущего при Сталине, чем самого вождя. Политика непререкаемого руководителя была неизбежна и необходима в условиях краха Российской империи. Это и привело к возникновению культа личности Сталина.

Трагические обстоятельства эпохи, изменившие жизнь советских людей и сделавшие многих жертвами репрессий, по мнению автора, отражают страшную многовековую мечту человечества, в которой социальной среде наилучшим образом соответствуют палачи.

"Глобальный человейник"

Среди самых значительных идей Зиновьева выделяют такое понятие, как "человейник". Что это означает, он подробно описал в книге, выпущенной в 1997 году. В произведении автор тревожится по поводу того, что традиции и ценности Запада стали глобальными и распространяются по всей планете. Он считает, что в будущем это может привести остальные культуры к подчиненному положению. Но хотя новое общество стало похожим на муравейник, осталось в нем и человеческое.

Реалистичность и ценность книги в том, что многие прогнозы начали сбываться, и это хорошо видно спустя два десятка лет после ее написания. Внутреннее опустошение и обезличивание каждого человека прогрессирует, и в будущем это грозит страшными последствиями. Александр Александрович предсказывает, что это может привести к самоуничтожению цивилизации, и подробно описывает, как это будет.

Произведение, которое получилось в итоге, можно отнести к утопии и одновременно с этим к антиутопии. Потому что мир будущего, по Зиновьеву, - это высокий уровень жизни, много свободного времени, развитая индустрия развлечений. Но в совокупности все это ведет к серой, унылой и однообразной рутине.

Последние произведения

«Русская трагедия» Александра Зиновьева, написанная в 2002 году, стала одним из его последних романов. В ней проанализированы причины развала и ликвидации Советского Союза, а также перспективы мирового развития. Автор высказывает опасения по поводу глобализма и строит догадки о будущем России. Последние не слишком оптимистичны в его видении. Он считает, что беды, начавшиеся с крушения атомного подводного крейсера «Курск», приведут к печальному финалу. Несмотря на тяжелую тему, книга читается на удивление легко, автор в ней раскрыл себя как талантливого философа.

Александр Зиновьев написал еще три книги после «Русской трагедии», но они менее известны, поэтому во многих источниках пишут, что в 2002 году он издал свое последнее произведение. На самом деле, в 2003 году вышла «Идеология партии будущего», в которой автор высказал тревожные предчувствия по поводу воцарившегося антикоммунизма. В своем политическом произведении он предложил создать новую масштабную идеологию будущего и описал свои мысли по поводу нее.

В 2005 году вышла публицистическая книга «Распутье», представляющая собой портрет России с середины 1980-х годов до наших дней, а в 2006 году вышло действительно последнее философское произведение «Фактор понимания». В нем объясняется значение «интеллектуального фактора» и рассмотрены связанные с ним проблемы.

Таким образом, Александр Александрович Зиновьев внес огромный вклад в мир науки и литературы и приобрел известность выдающегося отечественного философа.