Биографии Характеристики Анализ

Анализ учебных пособий информатики в школе. Анализ умк по информатике начальная школа

МКОУ «Высоковская СШ»

Выполнила: Васильева Мария

(ученица 9 класса)

Руководитель: Круглова Н.А.


Цели :

1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, через

закаливание.

Задачи :

1. Активная пропаганда здорового образа жизни;

2. Повышение компетентности школьников в вопросах здоровья и

здорового образа жизни;

3. Освоение обучающимися знаний о средствах и принципах

закаливания

4. Воспитание активной жизненной позиции, ответственного

отношение к своему здоровью.;

5. Собрать как можно больше информации по данной проблеме с

помощью социологического опроса.


I . Введение.

II . Основная часть.

  • Основные виды закаливания.
  • Средства закаливания.

а) солнечные лучи;

б) воздушные ванны;

в) водные процедуры;

г) Физические упражнения.

3.Физиологические механизмы закаливания.

4. Принципы закаливания.

5. Методика проведения закаливающих процедур.

6. Примерные программы закаливания в условиях повседневной жизни.

7. Социологическое исследование.

7.1. Теоретическая часть.

7.2. Анкета.

7.3. Результаты исследования.

III . Заключение.

IV . Литература


Основные виды закаливания

Пассивное закаливание представляет собой ношение облегчённой одежды, длительное пребывание на открытом воздухе, проживание в холодной или жаркой климатических зонах и т. п.

Активное закаливание предусматривает систематическое и целенаправленное применение искусственно создаваемых

и строго дозированных процедурных воздействий в процессе всего многообразия разновидностей закаливающих процедур.


Средства закаливания

Основными средствами закаливания служат естественные природные факторы: солнце, воздух, вода.

Закаливание солнцем

Солнечные лучи подразделяются на видимые и невидимые.

Видимые (световые) лучи обеспечивают возможность зрительных восприятий, усиливают протекание биохимических процессов в организме, повышают его иммунобиологическую реактивность.

Невидимые лучи , в свою очередь, подразделяются на инфракрасные и ультрафиолетовые.

Инфракрасные лучи оказывают в основном тепловое воздействие.

Ультрафиолетовые лучи повышают защитные силы организма и являются важным средством предупреждения и лечения рахита, обладают бактерицидным действием, убивают бактерии и микробы.


Закаливание воздухом

Воздушные ванны будучи средством закаливания оказывают благотворное влияние практически на все функции организма, улучшая работу сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем организма.

Воздушные ванны в различные времена года дают благоприятный эффект при правильной организации закаливания. По диапазону температур они разделяются на тепловые и холодные. Необходимо также учитывать влажность воздуха и скорость его движения в этот момент.


Закаливание водой

Закаливающие водные процедуры разделяют на обтирание, обливание, душ и купание.

Обтирание представляет собой самую простую форму закаливания. Это наиболее слабая водная процедура со сравнительно низкой эффективностью.

Обливание - следующая по интенсивности водная закаливающая процедура. Кроме температурного фактора в этой процедуре добавляется некоторое незначительное механическое воздействие на кожу.


Купание - один из распространенных и хорошо известных с древних времен методов оздоровления и закаливания.

Душ оказывает наиболее сильное влияние на кожные покровы человека.

Душ в отличие от предыдущих водных процедур вызывает более выраженную общую и местную реакции со стороны жизненно важных функций организма.


Закаленные люди купаются и летом, и зимой.

Купание зимой образно называют моржеванием.

Ледяная вода, действительно, великолепный стимулятор деятельности всех систем организма, источник сильных эмоций.

Самое благоприятное воздействие на организм человека оказывают морские купания. Морские купания обычно происходят при достаточно высокой температуре воздуха и йода.


Физические упражнения

Занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на все системы организма. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают силу, ловкость, быстроту, выносливость, увеличивают сопротивляемость организма утомлению. Обучающиеся, занимающиеся физическими упражнениями, имеют более высокую физическую и умственную работоспособность.


Не следует забывать ещё об одном аспекте физических упражнений. Он связан с определёнными усилиями, совершив которые, человек испытывает определённую удовлетворённость, так как чувствует, что одержал победу над самим собой.

В результате этого создаётся положительный эмоциональный фон, который позитивно сказывается на здоровье человека.


Влияние занятий спортом на

физические качества человека

Вид занятий

Влияние занятий на развитие физических качеств

Выносливость

Плавание

Велосипед

Гибкость

Гимнастика

Сила

Футбол

Бадминтон

Теннис

Ходьба (быстрая)

**** - отличный

*** - очень

** - некоторый

ощутимого


Физиологические механизмы закаливания

Важную роль в процессе закаливания играют кожные покровы. Физиологический механизм закаливания осуществляет своё действие главным образом через рецепторы кожи.

Очень важно во время закаливаюших процедур учитывать эмоциональное состояние человека. Положительные эмоции способствуют снижению вероятности получения отрицательного эффекта даже при очень сильном охлаждении.


Принципы закаливания

- Сознательное и заинтересованное отношение к процессу закаливания.

- Постепенность.

- Систематичность.

Разнообразие средств закаливания: механизм адаптации (приспособления) к закаливающему фактору обладает большой избирательностью реагирования.


Методика проведения закаливающих процедур

Принятие воздушных ванн лучше всего начинать в тёплые весенние дни, в тени, при температуре воздуха не ниже + 20 градусов. Продолжительность первой воздушной ванны не более 35 минут.

Первоначальная температура воды при влажном обтирании должна быть не менее + 33 градусов. Затем её снижают через каждые 2-3 дня на 1-2 градуса, но не ниже + 18 градусов. Температура воздуха при обтирании должна быть не ниже + 18-20 градусов.

Обливание следует начинать водой с температурой + 32-33 градусов, постепенно доводя её до + 20 градусов.

Купание в открытом водоёме можно начинать в тихий, тёплый, солнечный день при температуре воздуха и воды не ниже + 20 градусов. Первое купание должно длиться не более 2-4 минуты.

Примерные программы закаливания в условиях повседневной жизни

Начальный уровень : ночной сон при открытой форточке; утренняя гигиеническая гимнастика при открытой форточке в любую погоду; влажные обтирания до пояса с использованием воды комнатной температуры; обливание ног прохладной водой перед сном.

Средний уровень: ночной сон при открытом окне; утренняя гигиеническая гимнастика при открытом окне; обливание до пояса водой комнатной температуры, босохождение дома в максимально облегчённой одежде; контрастное обливание ног перед сном.

Высокий уровень: ночной сон при открытом окне, открытой балконной двери, на балконе; утренняя гигиеническая гимнастика на открытом воздухе, по пояс обнаженным, с элементами босохождением в любую погоду, включая зимнее время; душ комнатной температуры и контрастный душ; постоянное босохождение дома в максимально облегчённой одежде при открытой форточке (окне) в любое время года, при любой погоде; обливание ног ледяной водой перед сном.

Высший уровень: включает все элементы предыдущего - высокого уровня, плюс обливания холодной водой на открытом воздухе, обтирания снегом, купание в сугробах, «моржевание».


Социологическое исследование

Теоретическая часть

Описание проблемной ситуации.

Не следует забывать, что здоровье сегодняшних детей – это здоровье будущего поколения. Ведь большинство хронических заболеваний взрослых людей начинается в детстве. С этой проблемой можно бороться с помощью закаливающих процедур. И поэтому я решила провести социологическое исследование, чтобы наглядно показать, как обучающиеся школы укрепляют здоровье и повышают устойчивость организма к изменениям природных условий.


  • Проблема исследования

Проблема данного социологического исследования в использовании закаливающих процедур обучающимися школы.

2. Цель исследования

Целью данного исследования является выявление состояния этой проблемы на данный момент времени в Высоковской школе.

3. Задача исследования

Собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса (анкета).


4. Объект исследования

Объектом исследования являются обучающиеся 4 – 9 классов.

5. Предмет исследования

Предметом исследования является процесс закаливания: солнечные лучи, воздушные ванны, водные процедуры, физические упражнения.

6. Гипотеза исследования

Я считаю, что закаливание является одним из компонентов здорового образа жизни. Стремясь к физическому совершенству, человек издавна прибегал к закаливанию. Ещё в древней Руси «считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего детства к холоду и различным непогодам».

7. Расчёт выборочной совокупности

В моём исследовании совокупностью являются обучающиеся

4 – 9 классов. Опросу подлежали 25 обучающихся в возрасти от 10 до 16 лет. Данным исследованием я хочу обратить внимание на данную проблему закаливания среди обучающихся школы.


Анкета

Я, ученица 10 класса Высоковской школы, убедительно прошу уделить внимание данной анкете и ответить на несколько вопросов, чтобы помочь моему исследованию.

Вопросы подразумевают однозначный ответ: «да» - «нет».

  • Знаете ли Вы, что такое закаливание?
  • Загораете ли Вы летом?
  • Принимаете ли Вы водные процедуры?

а) обтирание;

б) обливание;

в) купание в открытых водоёмах.

  • В какое время года Вы больше всего болеете простудными заболеваниями?

а) летом;

б) осенью;

в) весной;

г) зимой.

  • Знакомы ли Вам основные виды закаливания? Перечислите их.
  • Знаете ли Вы как проводить закаливающие процедуры? («да», «нет»).
  • Делаете Вы закаливающие процедуры:

а) регулярно; б) нерегулярно; в) не задумывался (ась); г) другие варианты (указать).

  • Во время болезни Вы проводите закаливающие процедуры?
  • Делаете ли Вы утром зарядку?

Результаты исследования

Выполнение водных процедур обучающимися школы, (%).

Анализируя результаты исследования, я сделала следующие выводы. В основном все дети знакомы с понятием закаливания. Обучающимся меньше знакомы такие понятия, как солнечные лучи и воздушные ванны. Было опрошено 25 обучающихся 4-9 классов, из них: 43,3% знают как проводить закаливающие процедуры.

Летом купаются в открытых водоёмах 80% обучающихся, обтиранием занимаются 36,6% и 30% из опрошенных детей занимаются обливанием.


Периодичность выполнения закаливающих процедур, (%).

Регулярно выполняют закаливающие процедуры 16,7% обучающихся, не регулярно выполняют закаливающие процедуры – 23,3%, 33,3% обучающихся совсем не делают закаливающие процедуры, а 26,7% обучающихся не задумываются над этим вопросом.


Простудные заболевания по временам года, (%).

Из опроса видно, что больше всего болеют простудными заболеваниями только зимой – 67,7%, 3,3% - только летом и по 14,5% приходиться на осень – зиму и зиму – весну.

Всего лишь 20,4% обучающихся проводят закаливающие процедуры в то время, когда болеют простудными заболеваниями.


Известные средства закаливания обучающимися, (%).

По результатам опроса видно, что обучающие знают основные средства закаливания. Наиболее известные им: обливание водой (63,3%), обтирание (60%), моржевание (40%). 16,6% обучающихся считают, что они совсем не знают никакие средства закаливания.

Зарядку по утрам выполняют 45% опрошенных. Обучающие, которые не регулярно закаливают организм, больше болеют, быстро устают, имеют пониженную работоспособность.


Выводы:

1. Закаливание ослабляет или устраняет негативные реакции организма на изменение погоды (понижение работоспособности, смену настроения, недомогание, боль в сердце, суставах).

2. Регулярное закаливание обеспечивает:

а) увеличение способностей к восприятию и запоминанию;

б) укреплению силы воли;

в) активную физическую деятельность;

г) замедление процесса старения;

д) продление срока активной жизни на 20 – 25%.

3. По результатам проведённого социологического опроса установлено, что данные проблемы характерны для обучающихся школы.

1. Ведение пропаганды здорового образа жизни.

2. Проведение агитации, разъяснительных работ среди населения.

3. Вовлечение обучающихся в мероприятия, имеющие закаливающий характер.


III . Заключение

Выполнив проект, я много узнала о закаливании организма. Более подробно познакомилась с основными видами и средствами закаливания, выяснила физиологические механизмы и принципы закаливания. Здоровье ценно тем, что составляет непременные условия эффективной деятельности, через которую достигается счастье и благополучие. Оно обеспечивает возможность вести полноценную жизнь во всех направлениях. Только здоровые люди могут создать здоровое общество и государство. Разрушить своё здоровье можно, но купить невозможно. Надо не только хотеть быть здоровым, но активно и настойчиво работать в этом направление, так как лёгких путей к достижению высокого уровня здоровья нет. Поэтому закаливание организма является важнейшим компонентом здорового образа жизни.


IV . Литература

1. Баранов В.М., «В мире оздоровительной физкультуры», К: Здоровье, 2006 2. Бальсевич В.К. «Физическая культура для всех и для каждого». М., 2002 г.

3. Колтушкин, А.Н., «Закаливание», М: Ригод классик, 2002 4. Колтушкин А.Н., «Целебный холод», М: Физкультура, 2003 5. Лаптев А.П. , «Закаливайтесь на здоровье», Москва, 2004 6. Марков В.В., «Основы зорового образа жизни», М: Академия, 2001 7. Панина Г.А., «Лечебная физкультура сегодня», К: АТФ, 2003 8. Феоктистова В.Ф., Плиева Л. В., «К здоровью через движение». –

Волгоград: Учитель, 2013

Екатерина Плюхина
Здоровый образ жизни. Закаливание

Действие учителя

СЛАЙД № 1 Мы продолжаем занятие в рубрике ЗОЖ, тема занятия закаливание .

СЛАЙД № 2 Мы видим перед собой высказывание великих людей о здоровье . Как вы эти высказывания понимаете? ОБОБЩИТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ

СЛАЙД № 3 Читаю слайд вступаем в диалог с детьми.

ОБОБЩИТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ. Его не купишь ни за какие деньги.

СЛАЙД № 4 А это научная формулировка здорового человека . Записать определение

СЛАЙД № 5 проводим игру

З - здоровье , зарядка, закалка ,

Д - диета, душ, диетолог,

Р - режим, расческа, ракетка, рюкзачок

В - вода, витамины, врач

СЛАЙД № 6 Читаю слайд. Важнейшая профилактическая роль закаливания состоит в том , что закаливание не лечит , а предупреждает болезнь. Закаливание может применять любой человек независимо от степени физического развития.

СЛАЙД № 7 Читаю слайд. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма, ДАЕТ бодрость, улучшают настроение. Записать определение.

СЛАЙД № 8 У Древних римлян важнейшим закаливающим средством была баня . Римские бани, или термы, представляли собой просторные и вместительные здания, построенные из самых лучших сортов мрамора (термы Диоклетиана (505 – 506 гг.) вмещали 3500 купающихся). В термах имелись помещения для раздевания, гимнастических упражнений и массажа, здесь были горячая баня, бассейны с теплой и холодной водой, души, успешно применялись песочные и грязевые ванны. На крышах многих терм устраивались площадки для приема солнечных ванн.

ЦИТАТА ИЗ ДРЕВНЕГО КИТАЙСКОГО УЧЕНИЯ…. КАК ВЫ ЕЕ ПОНИМАЕТЕ?

ОБОБЩИТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ДЕТЕЙ ПРО КИТАЙСКОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ

СЛАЙД № 9 Читаем слайд

СЛАЙД № 10 Читаю слайд. Дополняю

Систематичность использования закаливающих процедур

Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день, в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям. Так, проведение закаливающих процедур в течение 2 – 3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3 – 4 недели, а у детей через 5 – 7 дней. В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают ,

Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия

Закаливание даст положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью .

Переход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно. Особенно это важно учитывать при закаливании детей и пожилых , а также людей, страдающих хроническими заболеваниями сердца, легких и желудочно-кишечного тракта.

Последовательность в проведении закаливающих процедур

Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уже затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.

Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья

Следует обратиться к врачу , так как закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия.

Важным фактором оценки эффективности закаливания является и самоконтроль. При самоконтроле закаливающийся сознательно следит за своим самочувствием и на основании этого может изменять дозировку закаливающих процедур

Давайте вспомним природные факторы, которые помогают закаливанию

СЛАЙД № 11 Читаю слайд

дополняю

ПРО ВРЕМЯ ГОДА Наиболее благоприятное время начала закаливания – лето , неблагоприятное – осень и весна, а также периоды неустойчивой погоды.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ Закаливающие процедуры надо начинать в период ремиссии [< лат. remissio уменьшение, ослабление] хронического заболевания после предварительной консультации с врачом и не ранее чем через месяц после перенесенного острого воспалительного заболевания.

Про климатические условия :

НУ НА ПРИМЕР на берегу моря, на человека оказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями, содержащимися в морской воде.

СЛАЙД №12 Читаю слайд. Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.

СЛАЙД №13. Читаю слайд. Начинать прием воздушных ванн надо в комнате, независимо от времени года, при температуре не ниже 15 – 16°С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3 – 5 минут (в дальнейшем увеличивая время) . И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО ПРИМЕНЯТЬ ВОЗД. ВАННЫ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

Начинать надо с индифферентной температурой воздуха, т. е. 20 – 22°С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10 – 15 минут. Теплые ванны, не обеспечивая закаливания , тем не менее, оказывают положительное влияние на организм. Холодные ванны могут принимать только закаленные люди . Их продолжительность - не более 1 – 2 минут, с постепенным увеличением до 8 – 10 минут

СЛАЙД №14 Читаю слайд. Прогулки на воздухе проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста .

Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями : зимой - катанием на коньках, лыжах, а летом - игрой в мяч и другими подвижными играми.

СЛАЙД №15 Читаю слайд. Т. к организм взрослого человека состоит из воды 65-68%, то вода это лучший способ закаливания . К тому же вода имеет большую теплоемкость и хорошую теплопроводимость6 она проводит тепло в 28 раз лучше воздуха. Поэтому вода и воздух одинаковой температуры нам кажутся различными : для обнаженного тела воздух+18 кажется индифферентным (нейтральным ни теплым, ни холодным) ,а +30 очень теплым; вода же +18 – холодная, а нейтральная +28

СЛАЙД № 16 Читаю слайд

СЛАЙД №17 Читаю слайд

К ДУШУ Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности

Для закаливания рекомендуется , наряду с общими, применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них - обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится в течение всего года перед сном, водой с температурой сначала 26 – 28°С, а затем со снижением до 12 – 15°С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23 – 25°С, постепенно, каждую неделю она снижается на 1 – 2°С и доводится до 5-10° С.

СЛАЙД №18 Читаю слайд. ОБОБЩИТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПРО НАДПИСЬ.

СЛАЙД № 19. Читаю слайд. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3 – 5 минут, постепенно доводя до часа) . Во время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками

СЛАЙД № 20,21 читаю

СЛАЙД № 22 Предлагаю кроссворд, на тему сегодняшнего занятия, который каждому роздан

СЛАЙД №23 контрольные вопросы

СЛАЙД №24 Надеемся, что сегодня встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Спасибо. Доброго здоровья .

МДОУ «ЦРР – детский сад №2» г, Валуйки Белгородской области

Круглый стол с родителями

Закаливание детей - здоровый образ жизни?

Разработала и провела

Воспитатель первой

Квалификационной

Беличенко Н,А,

2013г.

Все чаще среди врачей педиатров и молодых родителей возникают вопросы по поводу закаливания детского организма. Для многих закаливание состоит только из обливания водой и других нехитрых водных процедур. Однако, подход к такому типу закаливания, которое не только содействовало укреплению организма здорового ребенка, но и могло быть применено к детям с рядом хронических заболеваний, вызывает много споров. Давайте попробуем разрешить некоторые из них.

Для чего необходимо закаливание?

Закаливание повышает сопротивляемость организма к изменениям внешней среды: перепадам температур, давления, ветру. Закаленные дети заметно реже болеют, их иммунная система работает сильнее.

Как лучше осуществлять закаливание детей?

Способов закаливания на самом деле существует масса. Начиная от распространенных водных процедур с постепенным понижением температуры, до воздушных ванн, беганию по снегу, солнечных ванн, закаливанию паром (баня), хождению по росе. Применение любого из этих методов на регулярной основе обязательно ведет к укреплению иммунной системы ребенка, сопротивляемости простуде, гриппу, другим различным заболеваниям.

С какого возраста начинать закаливание?

В первые дни после рождения ребенка можно начинать закаливание, предварительно посоветовавшись с врачом на предмет противопоказаний и здоровья ребенка. Если ребенок здоров и врач не видит причин не начинать процесс закаливания – можете смело начинать.

Первые способы закаливания.

Купание ребенка проходит в воде температуры человеческого тела – 36.6 градуса. Во время купания необходимо подготовить емкость с водой на 10 градусов ниже нормальной температуры купания – 26 градусов. Нужно достать ребенка из ванночки, положить на ладонь спинкой вверх, и начать обливать его подготовленной прохладной водой начиная от пяток, вдоль позвоночника до головки. Затем, промокнув ребеночка, закутать его в простую и байковую пеленки. Одеть ребенка нужно через 10-15 минут. Каждые три дня темпера воды обливания должно снижаться на один градус, пока не сравняется с температурой воды в кране.

Второй способ закаливания заключается в том, что несколько раз в день ребенку обливают ягодицы и ноги теплой водой. Затем быстро обмывают холодной водой из крана. Малыша после этого нужно так же, не вытирая, завернуть в теплые пеленки.

Воздушные ванны также приносят неоспоримую пользу. Прежде всего чистый воздух полезен во время сна. Во время общих воздушных ванн следует ограничиваться кратковременным оголением частей тела во время переодевания.

Закаливание можно применять в любом возрасте. Для этого можно применять, например, контрастный душ. Сначала нужно постоять под теплой водой, нагреть руки, ступни и обязательно воротниковую зону шеи. Затем прохладной водой обливать руки, ступни, и кратковременно шею. Затем снова вернуться к горячему душу. Такие процедуры проделывать не менее трех раз. Контрастные души всегда начинаются согреванием и заканчиваются обливанием холодной водой. После проведения процедуры необходимо завернуться в махровое полотенце на несколько минут.

Вся прелесть закаливания теряется, если проводить его нерегулярно. Проведение процедур от случая к случаю может привести к снижению или даже полному отсутствию приспособленческих навыков у организма.

Альтернативные способы закаливания.

Не стоит забывать и о других способах закаливания. Летом очень благостное действие несет хождение босиком по росе. Старайтесь чтобы ребенок как можно больше бегал босиком на улице, на речке. Не стоит заставлять ребенка специально загорать – лучше просто раздеть его и отпустить побегать, чтобы он сам забегал то в тень, то на солнце. Не нужно заставлять ребенка сразу купаться в речке. Дети очень любят играть в песке у воды, заходят в воду, стоят и играют в ней. Нужно чтобы ребенок сам захотел искупаться. Тогда он не будет бояться воды и станет с удовольствием принимать водные процедуры.

Зимой в совокупности с водными процедурами можно применять бегание босиком по снегу. Снег обязательно должен быть чистым, под ним должна быть земля, а не бетон или асфальт. Одеть ребенка лучше в удобно снимающуюся обувь, например валенки. Для начала дайте ребенку побегать, разогреться. Когда ваш малыш порозовеет, разрумяниться, можно начинать закаливание. Снимите с него обувь и поставьте на снег на несколько секунд. Потом быстро оботрите ноги полотенцем и обуйте ребенка. Далее дайте ему еще побегать в обуви. Постепенно увеличивайте интервал бегания без обуви по снегу от нескольких секунд до двух минут.

Закаливание для ослабленных детей

Детям с ослабленным здоровьем назначаются как правило обливания, умывания, влажное обтирание и другие частичные водные процедуры. Температуру воды от 36 градусов снижают очень медленно, и доводят ее до температуры закаливания здоровых детей лишь при улучшении общего состояния ребенка. При простудных заболеваниях, повышении температуры, других острых заболеваниях закаливающие процедуры, естественно, прекращают.

Наиболее интенсивное воздействие на организм оказывают ножные ванночки. Менее интенсивен способ контрастного душа, затем по интенсивности идет обливание, и затем – влажное обтирание. При закаливании ослабленных детей необходимо осторожно начинать с наименее интенсивного способа, а затем, не торопясь, переходить к другим.

Все процедуры закаливания у ребенка должны сопровождаться только положительными эмоциями. Для детей с хроническими заболеваниями должна применяться соответствующая терапия. Только вместе с лечением закаливание может принести ожидаемый эффект укрепления организма, повышения его сопротивляемости болезням.

Иными словами, из всего вышесказанного, можно сделать вывод:

Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость. Закаливание можно проводить различными способами, в том числе воздушными или водными процедурами. Вода обладает более сильным действием на организм, чем воздух. Так, действие воды с температурой около 26 градусов приравнивается к воздействию воздуха с температурой около 5 градусов.

А как же возникает простуда?

Что дает закаливание?

Если же ребенок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется, вплоть до обратной: под влиянием холода сосуды закаленного человека вначале суживаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов - через месяц, полгода или неделю? У каждого ребенка это индивидуально. Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоянность воздействия и постепенное (не резкое!) повышение его интенсивности. Если остановиться на одной и той же интенсивности нагрузки, например, поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая ее, или проводить процедуры редко (несколько раз в месяц), то эффекта от такого закаливания не будет. Самая трудная задача - установить первую нагрузку для малыша. Она не должна быть слабой, ибо тогда она не эффективна; она не должна быть чрезмерно сильной (стрессовой), так как известно, что стресс подавляет иммунитет, а перед нами стоит обратная задача - его усилить.

Что такое иммунитет?

Иммунная система человека "распознает" все вредные и чужеродные вещества, проникающие в организм, и создает защиту против вирусов и бактерий, предупреждает развитие раковых клеток. Эта система начинает формироваться в основном на этапе внутриутробного развития и заканчивает свое формирование примерно на первом году жизни малыша. Если ребенок находится на естественном вскармливании, то через молоко матери он получает защитные вещества, и таким образом усиливается еще не совсем совершенный собственный иммунитет. Хуже, если малыш лишен материнского молока: он чаще и тяжелее болеет. Такие дети особенно нуждаются в закаливании. Cчитают, что у новорожденного возникает стресс при отрыве его от матери сразу после родов, при позднем прикладывании его к груди. В результате этого ребенок вырастает с низким уровнем иммунитета, подавленный, не способный к активной полноценной жизни и во взрослом состоянии более подверженный различным заболеваниям(в т.ч. гипертонии).

ПРЕДЛОЖЕННАЯ ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ ДО СЕМИ ЛЕТ.

Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20градусов.

1. Воздушная ванна-10-15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6-7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.

2. Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +18, зимой до +20. Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех- верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов.

3. Дневной сон летом на свежем воздухе, зимой-в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.

4. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1-1,5 часа до 2-3 часов.

5. В летнее время солнечные ванны от 5-6 до 8-10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.

6. Контрастное обливание ног- стоп и нижней трети голеней-водой, температура которой +38, затем +28 и снова +38 градусов (перед дневным сном). Летом можно заменить эту процедуру обливанием ног после прогулки с постепенным (каждые 5-7 дней на 1 градус) снижением температуры воды с +28 до +18 градусов, детям старше трех лет-до +16 градусов.

7. Полоскание рта (дети двух- четырех лет), горла (дети старше четырех лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день-утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.

Анкета для родителей:

1.Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ______________________________________________________________

г) в детском саду

2.Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

а) да

б)нет

в) затрудняюсь ответить

3.Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

4.Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребенка.

5.Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

6.Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

б) дома

в) в санатории

г) в деревне

д) другое ____________________________________________________________

7.Как Ваши дети проводят досуг?

а) у бабушки

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

г) с друзьями

8.Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

Анкета для родителей

«Здоровый образ жизни»

1.Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка?

а) хорошее

б) нормальное

в) плохое

2.Как часто Вы проверяете состояние здоровья своего ребенка?

а) раз в месяц

б) раз в полгода

в) раз в год

г) в этом нет необходимости

3.Вы занимаетесь физкультурой и спортом дома?

а) постоянно

б) часто

в) очень редко

г) не занимаюсь

4.Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом дома?

а) постоянно

б) часто

в) очень редко

г) не занимается

5.Считаете ли Вы свое питание рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет г) затрудняюсь

В заключении хотелось бы сказать, что, какое бы решение вы не приняли для своего ребенка, важно помнить, что все закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.

Следует помнить всегда: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней, - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - "благополучно" заболеет, как и остальные "незакаленные". Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.

Еще раз стоит подчеркнуть главное.

ИНОГДА РЕБЕНОК СОВСЕМ НЕ НУЖДАЕТСЯ В ЗАКАЛИВАНИИ.

РЕБЕНОК НУЖДАЕТСЯ В ЕСТЕСТВЕННОМ, ГАРМОНИЧНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.

Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

1. Принципы закаливания

2. Основные методы закаливания

2.1 Закаливание воздухом

2.2 Закаливание солнцем

2.3 Закаливание водой

Заключение

Список использованных источников

Введение

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни.

Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание.

Закаливание - это научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Закаливание - обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен.

Любое совершенствование - это длительная тренировка. Следовательно, закаливание - это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма.

Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой.

Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого человека.

1. Принципы закаливания

Закаливание - это, прежде всего, умелое использование совершенных, созданных тысячелетней эволюцией физиологических механизмов защиты и адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды.

Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определенная стереотипная реакция на применяемый раздражитель: изменения реакции организма на воздействие холода, развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. Так, проведение закаливающих процедур в течение 2-3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3-4 недели, а у детей через 5-7 дней.

Закаливание принесет положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью.

Переход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно, с учетом состояния организма и характера его ответных реакций на применяемое воздействие.

Особенно это важно учитывать при закаливании детей и пожилых, а также людей, страдающих хроническими заболеваниями сердца, легких и желудочно-кишечного тракта.

В начале применения закаливающих процедур у организма возникает определенная ответная реакция со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. По мере неоднократного повторения этой процедуры реакция на нее организма постепенно ослабевает, а дальнейшее ее использование уже не оказывает закаливающего эффекта. Тогда надо изменить силу и длительность воздействия закаливающих процедур на организм.

Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.

При проведении закаливания лучше всего придерживаться известного медицинского правила: слабые раздражители способствуют лучшему отправлению функций, сильные мешают ему, чрезмерные - губительны..

Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому прежде чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия.

Врачебный контроль в ходе закаливания позволит выявить эффективность закаливающих процедур либо обнаружить нежелательные отклонения в здоровье, а также даст врачу возможность планировать характер закаливания в дальнейшем.

Важным фактором оценки эффективности закаливания является и самоконтроль. При самоконтроле закаливающийся сознательно следит за своим самочувствием и на основании этого может изменять дозировку закаливающих процедур. Самоконтроль проводится с учетом следующих показателей: общее самочувствие, масса тела, пульс, аппетит, сон.

К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относятся воздух, вода и солнечное облучение. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.

Наиболее эффективным является использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на человека. Закаливающий эффект достигается не только применением специальных закаливающих процедур, но и включает оптимальный микроклимат помещения, в котором человек находится, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат вокруг тела.

Наиболее благоприятным для закаливания является так называемый динамический, или пульсирующий, микроклимат, при котором температура поддерживается не на строго постоянном уровне, а колеблется в определенных пределах. Тренировать организм надо к быстрым и замедленным, слабым, средним и сильным холодовым воздействиям. Такая комплексная тренировка имеет весьма важное значение. Иначе выработается биологически малоцелесообразный, жестко закрепленный стереотип устойчивости только на узкий диапазон воздействий холода.

Эффективность действия закаливающих процедур значительно повышается, если их сочетать с выполнением спортивных упражнений. При этом важно добиваться, чтобы величина нагрузок на организм была также различной.

2. Основные методы закаливания

2.1 Закаливание воздухом

закаливание организм заболевание

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.

Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как закаливающего средства является то, что они доступны людям различного возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний (неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия) эти процедуры назначаются как лечебное средство.

Указанный вид закаливания надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки. Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина).

Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести. Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексного воздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря, на человека оказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями, содержащимися в морской воде. По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30С), теплые (свыше 22С), индифферентные (21-22С), прохладные (17- 21С), умеренно холодные (13-17С), холодные (4-13С), очень холодные (ниже 4С).

Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха. Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурам внешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающих терморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередь тренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитного барьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры. Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее, оказывают положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы. Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких, в сухом воздухе человек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха способствует потере организмом влаги.

Немаловажное значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм закаливания за счет своей силы и скорости, имеет значение и его направление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха. Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела человека.

а) Прогулки на воздухе.

Проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно, с учетом, как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.

Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой - катанием на коньках, лыжах, а летом - игрой в мяч и другими подвижными играми.

б) Воздушные ванны.

Подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой. Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16 С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.

После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20-22 С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут.

Холодные ванны могут принимать только закаленные люди. Их продолжительность - не более 1-2 минут, с постепенным увеличением до 8-10 минут.

Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5 - 2 часа после еды и заканчивать закаливания за 30 минут до приема пищи.

Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха.

2.2 Закаливание солнцем

Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение во всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливает влияние на организм УФ радиации. УФ лучи оказывают преимущественно химическое действие. УФ облучение обладает большим биологическим эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который оказывает выраженное антирахитическое действие; ускоряет обменные процессы; под его влиянием образуются высокоактивные продукты белкового обмена - биогенные стимуляторы. УФ лучи способствуют улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и инфекционным заболеваниям; они оказывают тонизирующее действие практически на все функции организма. Кожа разных людей обладает разной степенью чувствительности к солнечному облучению. Это связано с толщиной рогового слоя, степенью кровоснабжения кожи и способностью её к пигментации.

Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары). Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе - 9-13 и 16-18 часов; на юге - 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18С. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа). Во время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

2.3 Закаливание водой

Вода - мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует - это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры.

Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении - и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза - в связи с адаптацией к низкой температуре воды кожа становится красной, снижается артериальное давление, активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки с высвобождением биологически активных веществ. Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности. Третья фаза (неблагоприятная) - исчерпываются приспособительные возможности организма, возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб .

При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза. Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.

Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.

Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

а) Обтирание - начальный этап закаливания водой. Это самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирают сначала верхнюю половину тела (руки, шею, грудь, спину), насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты, а затем проделывают то же с нижней половиной тела (живот, поясница, нижние конечности). Конечности растирают от пальцев к телу. Туловище растирают круговыми движениями по направлению к подмышечным и паховым впадинам. Продолжительность процедуры не превышает 4-5 мин, включая растирание тела. Для обтирания применяют вначале прохладную воду (20-24 С), а затем постепенно переходят к холодной (ниже 16 С).

б) Обливание - следующий этап закаливания. Оно бывает местное и общее. Местное обливание - обливание ног. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около + 30С, в дальнейшем снижая ее до + 15С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.

в) Душ - еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30-32С и продолжительность не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2-3 раза воду 35-40С с водой 13-20С на протяжении 3 мин. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности. При купании осуществляется комплексное влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания можно при температуре воды 18-20С и 14-15 С воздуха.

Заключение

Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.

Таким образом, закаливание - важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний.

В механизме закаливания лежит общий адаптационный синдром.

Плюсы заключаются в том, что человек получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью и решать задачи, прежде неразрешимые, повышается устойчивость к заболеваниям.

Закаливание благоприятно действует на весь организм: повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение и обмен веществ, при облучении поверхности тела в организме возникает ряд фотохимических реакций, влекущих за собой сложные физико-химические превращения в тканях и органах (эти реакции обуславливают благоприятное действие на весь организм).

К минусам можно отнести лишь невыполнение принципов закаливания, в результате чего наступают различные нарушения в организме.

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольший эффект наблюдается от контрастного закаливания, которое включает ножные ванны, обтирание, душ, закаливание в парной.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании как о средстве физического воспитания, имеется в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста.

Список использованных источников

1. Ю.А. Артюхова. Как закалить свой организм. - Минск, 2009.

2. В.Г. Иванченко. Тайны русского закала. - Москва, 2010.

3. В.И. Ильинич. Физическая культура студента. - Москва, 2008.

4. А.П. Лаптев. Закаливайтесь на здоровье. - Москва, 2011.

5. Е.Г. Мильнер. Формула жизни. - Москва, 2011.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Воздействие на организм природных факторов. Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаливание водой, воздухом и солнцем. Контрастное и нетрадиционное закаливание. Дозировка и формы проведения процедур.

    реферат , добавлен 12.12.2011

    Основные физиологические механизмы закаливания организма. Методика проведения закаливающих процедур. Интенсивный метод закаливания высокими температурами. Закаливание воздухом и водой. Закаливание жарой и солнцем. Влияние зимнего плавания на организм.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Использование естественных факторов для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Практическая польза закаливания. Закаливание воздухом, водой и солнцем. Оздоровительные мероприятия в детском дошкольном учреждении.

    реферат , добавлен 20.10.2009

    Способ закаливания для новичков и неподготовленных людей. Значение ходьбы босиком по земле или снегу для повышения устойчивости к простудным заболеваниям. Физиологические и гигиенические основы закаливания холодом. Успех приспособления к холоду.

    презентация , добавлен 10.12.2012

    Закаливание как панацея от всех болезней и гарантия здоровой жизни до старости. Советы по закаливанию воздухом. Описание методов закаливания водой: обтирание, контрастный душ, моржевание. Механизм закаливания солнцем, закаливания в парной, босохождением.

    презентация , добавлен 03.11.2016

    Закаливание как оздоровительное средство, фактор повышения сопротивляемости организма к метеорологическим условиям. Упоминание в "Каноне врачебной науки" Авиценны о купании в холодной воде. Методы и средства закаливания. Принципы проведения процедур.

    реферат , добавлен 30.03.2009

    Физиологические предпосылки необходимости закаливания. Основные правила закаливания. Основные виды закаливающих процедур. Воздушные процедуры. Закаливание солнечным светом. Водные процедуры.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2002

    Основные факторы закаливания: среда, ребёнок, врач, родители. Основные принципы закаливания. Средства и методы закаливания: обливание водой, купания. Дети и баня. Интенсивный метод закаливания высокими температурами. Организация закаливания детей.

    реферат , добавлен 06.12.2007

    Понятие закаливания ребенка раннего возраста как выработка у него способности противостояния охлаждению, тренировка адаптационных механизмов ребенка и повышение его стрессоустойчивости. Методы закаливания: воздухом, водой, солнцем, ходьбой босиком.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Анализ научно-теоретической литературы по теме закаливания детей дошкольного возраста. Роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми четырех лет. Основные принципы закаливания. Виды контрастных закаливающих процедур.

Способы закаливания организма многообразны и каждый может найти то, что ему подойдет. Что же такое закаливание? Закаливание – действия, направленные на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным погодным условиям. Благодаря ему, повышается не только сопротивляемость заболеваниям и выносливость организма, а и работоспособность.

Закаливание организма можно назвать своего рода тренировкой, которая придает бодрость, делает человека более сдержанным и уравновешенным . Благодаря регулярным закаливающим процедурам, человек легче переносит жару и холод, а также реагирует на резкие перемены температур.

Закаливание оказывает положительное влияние на разные органы человека:

Кровеносную систему;
Мышечную силу;
Обмен веществ;
Артериальное давление и не только.
Подходит закаливание любому человеку , независимо от возраста и уровня физической подготовки. Оно позволяет предотвратить болезнь, а не лечить ее. В этом и состоит главная польза и цель таких мероприятий. Существуют самые разные виды закаливания организма. Из них можно выбрать тот, который подходит лучше всего.

Виды

Закаливание организма может осуществляться разными методами. Все зависит от вида проводимых процедур.
1. (аэротерапия). Это самый простой и доступный вариант закаливания. Он включает в себя длительное пребывание на свежем воздухе. Совершая долгие прогулки, можно получить не только положительные эмоции и приятные новые впечатления, а и принести пользу здоровью. Во время прогулок вы получаете:
Чувство свежести и бодрости;
Улучшается работа сердца и сосудистой системы;
Повышается тонус;
Повышается гемоглобин;
Улучшается общее самочувствие.
Прогулки на свежем воздухе необходимо проводить независимо от погоды и времени года. Длительность прогулок может быть разной, все зависит от возраста и здоровья человека. Полезны на улице активные движения. Например, летом можно играть в активные игры, кататься на велосипеде, зимой – играть в снежки, кататься на лыжах или санках.


2.Методы закаливания включают в себя и закаливание солнцем . Другое название – гелиотерапия. В этом случае нужно обращать внимание на возраст человека, состояние здоровья и другие факторы. Солнечные лучи способствуют образованию в теле дополнительного тепла, усиливается испарение влаги с кожи. С солнечными ваннами следует быть очень аккуратным, иначе они могут принести вред, а не пользу. При длительном пребывании на солнце во время жары может привести к солнечным или тепловым ударам либо ожогам. На голове должен быть головной убор (кепка или панама), глаза необходимо защитить очками.


3.Еще один вид закаливания – водой , пожалуй, один из наиболее известных. Все виды закалки очень полезны, это вариант один из самых доступных и эффективных. Начинать закаливание следует с обтирания, сразу обливаться водой нельзя . Обтирание проводят губкой или полотенцем, смоченным водой.
При положительном воздействии процедуры кожа должна приобретать красный оттенок. На ее проведение затрачивается не более пяти минут. Все делать нужно поэтапно: сначала шея, затем грудь, спина, руки, ноги и так далее. После такого увлажнения тело нужно вытереть насухо и до красноты растереть махровым полотенцем.
Озноб и резкое побледнение кожи свидетельствуют о том, что вы переохладились. В этом случае нужно обязательно повысить температуру воды.
Эти эффективные методы закаливания принесут немало пользы здоровью:
Улучшение циркуляции крови;
Получение дополнительного кислорода;
Получение дополнительных питательных веществ.
В последнее время все большее внимание уделяется моржеванию – купанию в холодное время года. Такое плавание оказывает влияние на все функции организма:
Повышается газообмен;
Улучшается терморегуляция.
Начинать плавание можно лишь после длительной и тщательной подготовки. Купание в проруби следует начинать с непродолжительной разминки , включающей бег и несложные упражнения. Нахождение в холодной воде не должно превышать 3-40 секунд, максимум – 90 секунд. После выхода из воды следует проделать энергичные движения и вытереть тело насухо махровым полотенцем.


4.Способы закаливания организма включают в себя и ходьбу босиком . Стопы человека насыщены многочисленными биологически активными точками, которые стимулируются во время ходьбы без обуви.

Такой вид закаливания помогает формировать иммунитет, улучшает работу всех органов и систем человеческого организма. Кроме того, ходьба босиком является профилактикой многих болезней .


5.Нельзя не отметить и такие способы закаливания организма, как бани. Паровая баня (или закаливание высокими температурами). также оказывают влияние на весь организм:
Повышается эмоциональный тонус;
Улучшается работоспособность;
Под воздействием пара из организма выводятся вредные вещества;
Благодаря банным процедурам, организм лучше сопротивляется многочисленным инфекционным и простудным болезням. Полезна эта процедура и после тяжелой эмоциональной или физической нагрузки. В бане ускоряются все восстановительные процессы.
6.Еще одним способом закаливания является массаж . Приемы, применяемые во время массажных процедур, оказывают влияние на центральную нервную систему человека, от которой зависит работа организма в целом.

Основные правила эффективного закаливания

Чтобы сохранять свое здоровье, тренировать защитные силы организма необходимо каждому независимо от возраста. Виды закалки полезны и разнообразны. Необходимо только выбрать наиболее подходящий и удобный для себя вариант.

При закаливании главное – регулярность , без этого вы ничего не добьетесь. Необходимо соблюдать и основные принципы закаливания: процедуры должны приносить радость , следует учитывать время года, состояние здоровье, особенности возраста, погоду и другие факторы. Виды закаливания организма является неотъемлемой составляющей здорового образа жизни!

Вашему вниманию видео о том, что же конкретно происходит в организме человека при купании в проруби, и почему такие люди восстанавливают здоровье и забывают дорогу к врачам: