Биографии Характеристики Анализ

Влияние природной среды на жизнь человека. Какая хозяйственная деятельность человека изменила облик степей

Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, было и остается составной частью единой многообразной природы. Человек, общество неразрывно с ней связаны и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, и в первую очередь без окружающей их природной среды.

Связь человека с окружающей средой особенно ярко выражена в сфере материального производства. Природные богатства (в первую очередь такие, как полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества в целом. Даже «выйдя из природы», человечество не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы», а следовательно, без природы как таковой. Она является естественной основой жизнедеятельности человека и общества в целом.

Наиболее тесно человек связан с такими составляющими природы и биосферы, как географическая и окружающая среда. Географическая среда есть та часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовлечена в сферу жизни человека, прежде всего в производственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самые разные стороны жизни человека и в первую очередь на развитие материального производства. Многообразие свойств природы явилось естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых). От особенностей географической среды зависят конкретные направления человеческой деятельности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

Влияние природы в виде конкретной географической среды на историческое развитие того или иного народа различно и может быть весьма существенным, как, например, в виде наличия или отсутствия полезных ископаемых, благоприятных природных условий для производства сельскохозяйственных продуктов. Данное различие было особенно чувствительным для человека на ранних ступенях существования общества, когда преобразование предметов природы составляло лишь весьма незначительный процент по сравнению с прямым их использованием в готовом виде.

В период невысокого уровня развития общества неблагоприятные природные условия существенно его тормозили. Не случайно, поэтому древние цивилизации возникли первоначально в наиболее комфортных для человеческого вида условиях - в южных, близких к экватору странах (на берегах Нила, Евфрата, Тигра, Ганга, Инда). Благоприятный климат требовал значительно меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, на производство продуктов. На Юге открывались большие возможности для дальнейшего разделения труда, возникновения прибавочного продукта, появления культуры.

Однако лучшие природные условия южных стран обеспечивали эти преимущества главным образом на ранних ступенях развития человечества. В дальнейшем же положительная роль благоприятного для общества климата парадоксальным образом стала превращаться в отрицательную, ибо отсутствовал стимул для последующего развития производства и общества в целом.

Если бы человек находил все необходимые ему средства к существованию в готовом виде, то он не имел бы стимулов для совершенствования производства, а, следовательно, и для своего собственного развития. Таким образом, не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и одновременно их недостаток также оказывал ускоряющее влияние на развитие общества. Практика показала, что именно наличие разнообразных природных условий является наиболее важным благоприятным фактором развития человека.

Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна. От качества воды, воздуха, почв, от климатических условий зависит состояние здоровья человека, его трудоспособность и долголетие.

Вспомните, в каких районах нашей страны проживает наибольшее число долгожителей. Полумайте, чем это объясняется.

Давно замечено, что положительное воздействие на человека оказывают красивые пейзажи: море, горы, поля, лес, степь, озера, реки и т. д. Лучшим доказательством этого является отдых и лечение людей на курортах, а также широкое распространение такой формы отдыха, как туризм.

В сохранении здоровья людей и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: солнечным лучам, морскому, лесному, горному воздуху, морской воде, минеральным водам, целебным грязям.

Назовите известные вам курортные зоны в нашей стране. Объясните их размещение.

Существует специальная отрасль науки - медицинская география, изучающая закономерности географического распространения заболеваний человека и разрабатывающая меры борьбы с этими заболеваниями. Медицинская география изучает природные особенности территории с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения, способствует более полной и всесторонней оценке природных условий при проектировании и проведении комплекса мероприятий по преобразованию природы.

Внимание к людям, забота об их здоровье, отдыхе требует разумного, бережного отношения к природе и ее богатствам.

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека . Часть территории нашей страны отличается благоприятными для жизни и здоровья человека условиями: теплым солнечным летом, умеренно холодной зимой, достаточным количеством осадков, обилием привлекательных живописных пейзажей.

Весьма благоприятен для здоровья климат средней и южной части европейской территории, юга Западной Сибири, Северного Кавказа. Например, для жителя умеренных широт наиболее благоприятными являются следующие условия: температура зимой -8...-10°С, летом +23...+25°С, скорость ветра зимой достигает 0,15 м/с, летом - 0,2-0,4 м/с, относительная влажность воздуха составляет соответственно 40-60%. Эти территории издавна освоены и имеют высокую плотность населения.

Освоение территорий с экстремальными условиями . Однако в нашей стране есть много мест и с малоблагоприятными условиями для жизни человека.

Экстремальные условия (от лат. extremus - крайний, чрезвычайный, тяжелый) - это условия, чрезвычайно неблагоприятные для организма человека: с очень низкими температурами зимы, с очень высокими температурами лета, с сильным ветром, с очень высокой влажностью.

Рис. 136. Степень благоприятности природных условий для жизни людей

На территории нашей страны можно выделить следующие территории с экстремальными условиями: тундры, пустыни, области резко континентального климата в Сибири, дальневосточную муссонную зону.

В Приморье, например, очень сырое лето: люди страдают одышкой, быстро ржавеет все железное.

В Восточной Сибири находятся самые холодные районы Северного полушария, где любые постройки возводить крайне сложно из-за наличия многолетнемерзлых грунтов. Зимой термометр показывает -50...-60°С, а летом иногда больше +30°С. Здесь самые большие годовые амплитуды температур на нашей планете: 95°С на юге и 105°С на севере, зимой наблюдается самое высокое атмосферное давление в России. Морозы в -45... -50°С могут стоять здесь непрерывно от 1,5 до 3 месяцев.

Рис. 137. Степень дискомфорта в холодный период года (по Ф. Реймерсу)

Природные условия оказывают большое влияние на жизнь и здоровье человека. Посмотрев на рисунок 137, вы сможете определить, для каких территорий страны типичны те или иные постройки, виды одежды.

Такие условия создают большие трудности не только живущим в них людям, но и орудиям труда. Температура -45°С - критическая для механизмов. Для северных районов необходимо изготавливать их из специальных морозоустойчивых материалов.

Для освоения территорий с экстремальными условиями требуются значительные затраты средств, а также энтузиазм людей.

Рис. 138. Структура понятия, «природные блага» (по Н. Ф. Реймерсу)

При освоении этих территорий огромное значение имеет использование достижений науки и техники.

Приведите примеры освоения территорий с помощью достижений науки и техники, известные вам из курсов физики, химии, а также из материалов периодической печати.

Стихийные природные явления и их причины . Значительные трудности в жизни и деятельности человека связаны со стихийными природными явлениями. Под стихийными природными явлениями обычно понимают неожиданные, страшные по своим последствиям для человека нарушения нормального хода природных процессов.

Стихийные природные явления могут принимать катастрофический характер. Виды природных стихийных явлений весьма разнообразны (рис. 139). Часто эти явления вызывают у людей суеверный страх, порождают веру в сверхъестественные силы. Особый страх людям всегда внушали вулканические извержения. Здесь воочию выступали вырвавшиеся из недр Земли «силы ада»: раскаленная лава, горячий пепел, палящие тучи, грязевые потоки. Печально известны воздушные вихри - смерчи: они переворачивают автомобили, валят лес, переносят почти не растрепанные скирды сена, разрушают строения и могут искалечить и даже убить людей.

Для того чтобы понять и объяснить причины различных стихийных явлений, необходимо знать законы развития оболочек Земли.

Рис. 139. Взаимосвязь стихийных явлений природы в литосфере, гидросфере и атмосфере

Анализируя схему (см. рис. 139), укажите, какие причины вызывают то или иное стихийное бедствие. (Свои ответы проверьте по материалам §44.)

Расскажите, каковы последствия этих стихийных явлений (можно использовать материалы периодической печати).

География стихийных явлений . Многие стихийные явления - землетрясения, извержения вулканов и др. связаны с районами активного горообразования. В России такие районы расположены на Кавказе и на Дальнем Востоке. Лавины, обвалы, сели образуются тоже в горных районах на Кавказе, а также на Урале, в Хибинах.

Речные наводнения бывают главным образом на реках с незарегулированным стоком. С постройкой плотин и водохранилищ опасность наводнений резко сокращается.

Смерчи случаются в центре европейской части страны; их образование связано с резкими перепадами давления, сменой воздушных масс, но такому их проявлению, как в классической «стране торнадо» - южных штатах США, препятствуют лесные массивы.

Нагонные наводнения возникают, когда встречный ветер запирает речные устья, повышает уровень воды в заливе, в который впадает река, заставляет ее поворачивать вспять. Таковы, например, знаменитые наводнения Санкт-Петербурга.

В зависимости от того, в каком районе, обжитом или неосвоенном, происходит то или иное стихийное явление, оно или причисляется к рангу стихийных бедствий, или нет. В обжитом районе оно наносит большой материальный ущерб, а иногда приводит к гибели людей, поэтому и называется бедствием.

Меры борьбы со стихийными природными явлениями . Чтобы бороться со стихийными природными явлениями, надо прежде всего хорошо знать причины их происхождения. На помощь людям приходят ученые, изучающие и старающиеся предсказать стихийные природные явления. Это очень трудная и сложная работа, несмотря на то, что в ней используются последние достижения науки и техники, в частности космические методы.

В нашей стране успешно ведутся прогнозы вулканических извержений на Камчатке, осуществляются местные прогнозы схода лавин, селей, наводнений. Для защиты людей от некоторых из стихийных бедствий создаются специальные сооружения.

Люди уже научились заблаговременно предсказывать засухи и наводнения, ураганы и штормы, метели и снежные заносы. Но остается немало неизведанного, требующего больших усилий в изучении природных стихий.

Большую помощь в понимании грозных сил природы окажут более детальные космические методы их исследования, потому что они позволяют получить новую оперативную информацию о грозных явлениях природы. В будущем люди будут вести регулярные наблюдения, охватывающие всю Землю, и давать прогноз стихийных природных процессов, а в некоторых случаях и предупреждать их.

Для защиты населения страны от стихийных и антропогенных бедствий создано специальное Министерство по чрезвычайным ситуациям. Хорошо обученные и экипированные специалисты быстро перемещаются в район стихийного бедствия и оказывают помощь пострадавшим.

Вопросы и задания

  1. Назовите природные явления, которые мешают человеку осваивать природу.
  2. Какие природные условия считают экстремальными?
  3. В каких районах нашей страны и почему происходят стихийные бедствия? Какие меры борьбы с ними применяются?
  4. Перечертите в тетрадь и заполните таблицу.

Таблица 11. Степень комфортности территорий для жизни людей

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Окружающая среда Природные ресурсы Природные условия

Природные ресурсы – это части, компоненты природы, которые человек использует или будет использовать в будущем в своей хозяйственной деятельности. Природные условия - это те свойства и особенности природы, которые непосредственно влияют на расселение, жизнь и здоровье людей.

Медицинская география – изучает распространение заболеваний и оценивает природные условия с целью выявления их влияния на состояние здоровья населения. Рекреационная география -наука о территориальной организации отдыха людей.

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Теплое солнечное лето Умеренно холодная зима Достаточное количество осадков Обилие привлекательных живописных пейзажей. Горный воздух.

Стихийные явления в гидросфере

Стихийные явления наводнения цунами снегопады ливень - это природные явления, которые проявляются, как мощные, разрушительные силы, неподвластные человеку.

р.Нева Ф.Я.Алексеев "Наводнение" 1824года"

Наводнение причина: поступление больших объемов воды в результате половодья таяния снега затяжных дождей продолжительность от нескольких часов до нескольких дней

1 строительство дамб 2 создание водохранилища Зейская ГЭС 3 углубление дна реки 4 лесные массивы по берегам рек

р.Волга наиболее часто от наводнений на реке страдали: Тверь Углич Казань Самара

р.Амур причина: муссонные дожди крупнейшие наводнения: 1958г 1984г

Цунами большая волна в гавани (с японского) причина: подводное извержение вулкана, землетрясение высота 20-30м

Стихийные явления в атмосфере Штормовые ветры - наиболее распространенное стихийное бедствие.

Последствия урагана

По полям Харьковской области прошлись смерчи.

Дружное соседство - смерч и молния.

обильные снегопады Н.Е.Сверчков "Застигнутые бурей" влияние на жизнь человека остановка транспорта передвижение и здоровье человека нарушение линий электропередач

Ливень причина: прохождение циклона с очень низким давлением в центре влияние на жизнедеятельность человека смывается верхний плодородный слой земли может быть причиной селя, оплзня в горах размывает дороги, железнодорожные насыпи

Работа МЧС

Что узнали на уроке? Что узнали на уроке нового? Домашнее задание: СТР.254-260 заполнить таблицу №2 .

Цели

Ход урока:

Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности -

Природные условия - это совокупность свойств окружающей среды (географического положения территории, рельефа, климата, режима рек и озер, природных ресурсов).

Медицинская география

  • Теплое солнечное лето
  • Умеренно холодная зима
  • Достаточное количество влаги
  • Равнина
  • Плодородные почвы
  • Наличие водоема
  • Красивые пейзажи ит.д.

Экстремальные условия - это условия чрезвычайно неблагоприятные для организма человека:

Очень низкие температуры

Сильная жара

Очень высокая влажность

В России это тундра, пустыни, области резко континентального климата Сибири и Дальнего Востока. Например, в Приморье очень сырое лето - люди страдают одышкой, ржавеют механизмы. В Восточной Сибири самая холодная зима, вечная мерзлота, перепад температур, очень высокое атмосферное давление.

Стихийные природные явления -

  • Явления литосферы: землетрясения, вулканизм связаны с районами активного горообразования - Кавказ, Дальний Восток.
  • Явления атмосферы: смерчи, ураганы - в Европейской части.

Окружающая среда

Медицинская география

Нозогеография

Рекреационная география

  • Климат и погода
  • Рельеф
  • Ландшафты и состав почв
  • Растительный и животный мир
  • Характер внутренних вод
  • Природные зоны
  • Природные ресурсы
  • Природные явления
  1. Жилища
  2. Одежда
  3. Продукты питания
  4. Электроэнергия
  5. Здравоохранение

Изучение закономерно-стей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды

Наука о влиянии при-родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

Практическая работа.

Просмотр содержимого документа
«Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.»

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Цели : 1 дать понятие о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях.

2 определить районы России с разными условиями для жизни.

3 установить связь между природными условиями и здоровьем человека, его образом жизни и хозяйственной деятельностью.

Ход урока:

Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности – природная (окружающая) среда.

Природные условия – это совокупность свойств окружающей среды (географического положения территории, рельефа, климата, режима рек и озер, природных ресурсов).

Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна:

От качества воды, воздуха, почв, от климатических условий зависит здоровье человека

Замечено положительное влияние на эмоциональное здоровье человека красивых пейзажей: лес, озеро, море, горы и т.д.

В сохранении здоровья человека и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: солнечные лучи, морской, горный, лесной воздух, минеральные воды, лечебные грязи.

Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека

Медицинская география изучает особенности территории с целью выяснения их влияния на здоровье населения, а также закономерности географического распространения заболеваний человека и меры борьбы с ними.

Практическое значение медико-географической оценки заключается в возможности составления медико-географического прогноза для территории.

Влияние природных факторов на здоровье человека может быть положительным и отрицательным, может нарушать его нормальное функционирование и нередко вызывать те лил иные заболевания. Так в результате неблагоприятного воздействия природных факторов могут возникать обморожение, тепловые и солнечные удары, горная болезнь, снежная слепота, отравления ядовитыми растениями и другие. Иногда болезни людей возникают из-за недостатка различных микроэлементов в питьевой воде, а также витаминов в пище.

Изучение природных факторов необходимо для разработки механизма акклиматизации человека к тем или иным условиям. Многие противоэпидемиологические мероприятия могут быть успешно проведены только на основе тщательного изучения природных факторов конкретных территорий, например, ареалов переносчиков природно-очаговых болезней человека и т.д.

Благоприятные условия для жизни и здоровья человека:

    Теплое солнечное лето

    Умеренно холодная зима

    Достаточное количество влаги

  • Плодородные почвы

    Наличие водоема

    Красивые пейзажи ит.д.

В России благоприятными территориями считаются средняя и южная части Русской равнины, Урала, Северный Кавказ, юг Сибири.

Экстремальные условия – это условия чрезвычайно неблагоприятные для организма человека:

Очень низкие температуры

Сильная жара

Очень высокая влажность

Постоянно сильный ветер и т.д.

В России это тундра, пустыни, области резко континентального климата Сибири и Дальнего Востока. Например, в Приморье очень сырое лето – люди страдают одышкой, ржавеют механизмы. В Восточной Сибири самая холодная зима, вечная мерзлота, перепад температур, очень высокое атмосферное давление.

Стихийные природные явления – это неожиданные, страшные по своим последствиям для человека нарушения нормального хода природных процессов. Могут принимать катастрофический характер.

    Явления литосферы: землетрясения, вулканизм связаны с районами активного горообразования – Кавказ, Дальний Восток.

    Явления гидросферы: наводнения на крупных реках в районах, где много снега зимой.

    Явления атмосферы: смерчи, ураганы – в Европейской части.

Окружающая среда

Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды

Медицинская география

Нозогеография

Рекреационная география

    Климат и погода

  • Ландшафты и состав почв

    Растительный и животный мир

    Характер внутренних вод

    Природные зоны

    Природные ресурсы

    Природные явления

  1. Продукты питания

    Электроэнергия

    Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.)

    Здравоохранение

    Развитие географ., знаний об окр. среде

Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения

Изучение закономерно­стей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды

Наука о влиянии при­родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

Практическая работа.

Выявление комфортности природных условий для разных территорий страны.

Почвы, ПЗ

Реки, озера

Вероятность стихийных явлений

Волгоград

Норильск

Владивосток

Краснодар

МБОУ Сосьвинская СОШ

Открытый урок в 8 классе

ГЕОГРАФИЯ

Тема урока: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека»

Учитель географии:

Логинова В.В.

Сосьва 2014 год.

Тема урока «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека»

Урок по географии России в 8 классе.

Задачи урока:
-сформировать представление о благоприятных и экстремальных условиях жизни людей;

Углубить знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека;

Развивать навыки работы с разными источниками географической информации.

Создать условия для развития речи учащихся на уроке;

Использование регионального компонента, как повышение интереса к родному краю

Оборудование: карты России, компьютер, атласы, раздаточный материал.

Ход урока

Организационный момент:

    Определение темы и постановка цели урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок. Его тема до боли знакома всем нам не понаслышке: о ней говорят по радио и показывают по телевидению, рассуждают на конференциях специалисты. Эта тема имеет слишком много нерешенных, спорных вопросов, а потому всегда будет актуальна.

тебя.

Ассоциации : олени, ягель, озера, полярный круг, вечная мерзлота, Таймыр (тундра)

Черное море, Кавказские горы, круизные лайнеры (Юг России)

II Актуализация знаний

Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна. От качества воды, воздуха, почв, от климатических условий зависит состояние здоровья человека, его трудоспособность и долголетие.

Вспомните, в каких районах нашей страны проживает наибольшее число долгожителей. Подумайте, чем это объясняется.

Давно замечено, что положительное воздействие на человека оказывают красивые пейзажи: море, горы, поля, лес, степь, озера, реки и т. д. Лучшим доказательством этого является отдых и лечение людей на курортах, а также широкое распространение такой формы отдыха, как туризм.

III Изучение нового материала.

В сохранении здоровья людей и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: солнечным лучам, морскому, лесному, горному воздуху, морской воде, минеральным водам, целебным грязям .

- Температура и влажность воздуха. Атмосферное давление
- Близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды;
- Состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты

Существует специальная отрасль науки – МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ , изучающая закономерности распространения заболеваний человека.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – наука о территории организации отдыха людей.

Тёплое солнечное лето Холодное лето

Умеренно холодная зима Очень сырое лето

Достаточное количество осадков Суровая зима

Обилие красивых мест (водоемы) Бедные природные ресурсы

Горный воздух

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека . Часть территории нашей страны отличается благоприятными для жизни и здоровья человека условиями: теплым солнечным летом, умеренно холодной зимой, достаточным количеством осадков, обилием привлекательных живописных пейзажей.

Весьма благоприятен для здоровья климат средней и южной части европейской территории, юга Западной Сибири, Северного Кавказа. Например, для жителя умеренных широт наиболее благоприятными являются следующие условия: температура зимой -8...-10°С, летом +23...+25°С, скорость ветра зимой достигает 0,15 м/с, летом - 0,2-0,4 м/с, относительная влажность воздуха составляет соответственно 40-60%. Эти территории издавна освоены и имеют высокую плотность населения.

Освоение территорий с экстремальными условиями . Однако в нашей стране есть много мест и с малоблагоприятными условиями для жизни человека.

Экстремальные условия (от лат. extremus - крайний, чрезвычайный, тяжелый) - это условия, чрезвычайно неблагоприятные для организма человека: с очень низкими температурами зимы, с очень высокими температурами лета, с сильным ветром, с очень высокой влажностью.

На территории нашей страны можно выделить следующие территории с экстремальными условиями: тундры, пустыни, области резко континентального климата в Сибири, дальневосточную муссонную зону.

В Приморье, например, очень сырое лето: люди страдают одышкой, быстро ржавеет все железное.

В Восточной Сибири находятся самые холодные районы Северного полушария, где любые постройки возводить крайне сложно из-за наличия многолетнемерзлых грунтов. Зимой термометр показывает -50...-60°С, а летом иногда больше +30°С. Здесь самые большие годовые амплитуды температур на нашей планете: 95°С на юге и 105°С на севере, зимой наблюдается самое высокое атмосферное давление в России. Морозы в -45... -50°С могут стоять здесь непрерывно от 1,5 до 3 месяцев.

Рис. 137. Степень дискомфорта в холодный период года (по Ф. Реймерсу)

Природные условия оказывают большое влияние на жизнь и здоровье человека. Посмотрев на рисунок 137, вы сможете определить, для каких территорий страны типичны те или иные постройки, виды одежды.

Такие условия создают большие трудности не только живущим в них людям, но и орудиям труда. Температура -45°С - критическая для механизмов. Для северных районов необходимо изготавливать их из специальных морозоустойчивых материалов.

Для освоения территорий с экстремальными условиями требуются значительные затраты средств, а также энтузиазм людей.

Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.

IV . Практическая работа «Изучение степени благоприятности природных условий для жизни людей».

Данная практическая работа позволяет сделать вывод о том, что на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Россия - самая холодная страна планеты (не считая Антарктиду).
Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади.

Нам всем очень хотелось бы узнать сначала ваше общее мнение по экологии такой большой и богатой страны как Россия, а потом каждой группе будет предоставлена возможность определить самый экологически чистый и грязный районы, а также определить причины их чистоты или наметить пути по улучшению их экологического состояния, но сначала предоставим слово нашему гостю - экологу.

А теперь каждая группа попробует составить свой рейтинг степени экологической опасности в природных районах России. Эту работу вы сможете сделать, заполнив таблицу общей экологической ситуации России, а потом мы сравним ваши данные с данными экологов и определим уровень вашей экологической компетентности относительно нашей родной страны. Данные по каждому природному району вы заполняете исходя из 10-ти балльной шкалы и определяете средний балл.

Учитель:

Вы получили свой средний балл по степени экологической комфортности территории России . Поднимите руки, у кого он составил 10 баллов; 1 балл; 5 баллов или близкий к этому показатель. Как видно из вашей активности, экологическое состоянии в России среднее.

А как оценивают его специалисты?

Можно еще много приводить примеров своей хорошей и не очень деятельности в окружающей среде, но каждый человек, который живет на Земле, должен помнить, что он – ее часть, а потому должен бережно относиться ко всему живому и неживому и не отторгать себя от природы.

Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира
(в млн. кв. км)

Максимальная плотность населения наблюдается в районах с благоприятными для жизни природными условиями:

    Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России (наиболее благоприятные условия);

    Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока (благоприятные условия).

V. Закрепление материала.

«Внимание! Проблема»
«Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность»

Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью.

Попробуйте определить степень своего воздействия на природу и оценить его. Для этого каждому из вас предлагается на отдельном листочке бумаги нарисовать в центре человечка (себя), а от него стрелочками в разные стороны (как лучики у солнышка) нарисовать то, что лично вы делаете в природе.

А теперь назовите вслух: а) то, что на ваш взгляд должны делать все, чтобы сделать экологическую ситуацию нашей родины лучше; б) то, что нельзя ни в коем случае делать в окружающей среде.

Я не против прогресса, Ни – ни!

Понимаю размах и великость. Но прошу тебя, век:

Сохрани Хоть какую – то малую дикость.

Сохрани приозерный камыш, Сохрани деревенские вишни,

Сохрани первозданную тишь, Из которой когда – то мы вышли.

VI. Рефлексия

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления