Биографии Характеристики Анализ

Астафьев ангел хранитель читать полностью. В.Астафьев. "Ангел-хранитель". Текст произведения

Методические указания к изучению рассказа В. П. Астафьева «Ангел-Хранитель»

Методические указания к изучению

рассказа В. П. Астафьева «Ангел-Хранитель» в

шестом классе

1. Изучение биографии писателя.

Изучение учебного предмета «Литература Красноярского края» на ступени основного общего образования направлено на воспитание у учащихся любви и уважения к творчеству писателей и поэтов Красноярского края. Имя Виктора Петровича Астафьева по праву занимает центральное место в этом курсе. Программа курса «Литература Красноярского края» нацеливает учащихся на знание основных фактов жизни и творчества этого выдающегося писателя современности.

В рабочей тетради представлены различные биографические материалы. Учитель может воспользоваться биографической справкой, дающей представление об основных событиях жизни писателя, или фрагментами автобиографии, опубликованной в № 5 журнала «Урал» в 2004 году. Автобиографические материалы позволяют учащимся почувствовать своеобразие личности писателя и его стиля.

способствовать выставка книг В. П. Астафьева, оформление которых способствует тому, что школьники могут визуально представить многообразие тематики и проблематики произведений писателя. Эффективности работы будет способствовать и представленная в этой рабочей тетради презентация «Жизненный и творческий путь писателя», составленная из материалов, найденных самими учащимися.

Автобиографические материалы, как нам кажется, должны быть прочитаны школьниками. Вопросы, предлагаемые нами в рубрике «Знаете ли Вы биографию писателя», помогут учащимся сосредоточиться на наиболее важных аспектах автобиографического материала:

1. Откуда пришли в Сибирь предки В. П. Астафьева?

2. Расскажите о прадеде писателя, Якове Максимовиче Астафьеве, его занятиях и характере. С каким чувством рассказывает о нем писатель?

3. Чем запомнился Виктору Петровичу его дед Павел Яковлевич Астафьев? С каким чувством рассказывает о нем писатель?

4. Почему односельчане прозвали членов семьи Астафьевых Мазовскими?

5. Как в мазовском доме появилась Мария Егоровна Осипова, «бабушка из Сисима»?

6. Почему будущий писатель был назван Виктором? При каких обстоятельствах это произошло?

7. Что случилось с семьей Астафьевых в первые годы Советской власти, в пору раскулачивания и коллективизации?

8. Какие трудности пришлось преодолеть семье Павла Астафьева, направляясь в Игарку?

9. Какова судьба Лидии Ильиничны Потылицыной, матери писателя? С каким чувством рассказывает о ней автобиографии В. П. Астафьев?

10. Найдите и прочитайте фрагмент автобиографии писателя, рассказывающий о его военном пути. Почему так кратко повествует об этом писатель?

11. Что вы узнали о жизни Виктора Петровича на Урале? Какие чувства вызывала у писателя уральская природа?

12. Как Виктор Петрович объясняет свой переезд в Красноярск? Прочитайте соответствующий фрагмент автобиографии. Что значит, по мнению писатель, любить свою родину?

Большая часть предлагаемых вопросов направлена на совершенствование репродуктивных умений учащихся (чтение, пересказ, ответы на репродуктивные вопросы). Но выполнение некоторых заданий требует от учащихся больших усилий. Так, пересказывая фрагменты, посвященные основателю фамилии, прадеду Якову Максимовичу Астафьеву, шестиклассники не могут не заметить уважения Виктора Петровича к своему предку. Это уважение воплощено и в прямых оценках его деятельности («труды праведные», «был прадед могуч и трудолюбив»), и в почтении к его физической силе («на себе таскал бревна из леса»), и в восхищении писателя находчивостью прадеда (заработанные деньги «зашил в драную меховую шапку и бросал ее, где попало, чтобы капитал не украли и капиталиста не ограбили»).

Иное отношение у писателя к деду, Павлу Яковлевичу Астафьеву, о чем учащиеся также могут судить по его характеристике: «человек бедовый», «в доме гульба, дым коромыслом». Подобным образом представлен в биографии и отец Виктора Петровича: «папа мой и дед Павел, свалив дом и хозяйство на двух молодых женщин, гуляли и плясали, хвастались ружьями, собаками и конями». Рассказывая о своем появлении на свет, писатель характеризует окружение отца, удовлетворяющее его самолюбию («зубоставы», парикмахеры, лавочники, судебные ярыжки). Именно эта неудовлетворенность своей поселковой жизнью и выразилась в стремлении отца дать новорожденному недеревенское, модно-городское, имя Виктор.

Осуждение писателя дед и отец заслужили не потому, что «гуляли и плясали», а потому что все тяготы деревенской жизни старались переложить на плечи женщин, не стремясь отплатить им за это любовью и заботой. Описывая, какова была жизнь матери Лидии Ильиничны, бабушки из Сисима Марии Егоровны, Астафьев подчеркивал, что в дом они взяты были, прежде всего, как работницы, их трудом и стараниями держалась большая семья Астафьевых. Шестиклассники не могут не почувствовать того уважения, которым переполнены воспоминания писателя об этих женщинах.

Внимание к этим эпизодам биографии писателя поможет школьникам понять тоску героя «Последнего поклона» по рано погибшей матери, его любовь и безграничное уважение к бабушке, ставшей, подобно Марии Егоровне, опорой большой семьи Потылицыных в этой книге.

Но если исходить из того, что в каждом классе есть потомки репрессированных, то обращение к этому материалу автобиографии В. П. Астафьева позволит вспомнить дорогие для учащихся имена их дедов и прадедов. Эта тема разговора о семье В. П. Астафьева может перерасти, например, в тему классного часа «Галерея памяти» (или «О чем рассказали старые фотографии»), позволяющего более подробно ознакомиться с материалами семейных архивов. Такая работа только способствует формированию гражданского сознания, гуманистического мировоззрения учащихся. Некоторые из сочинений представлены в рубрике «Творческие работы учеников».

Отвечая на вопрос о военных страницах биографии писателя, ученики не могут не заметить краткости этих материалов. Учитель, обращая внимание шестиклассников на конспективность этого повествования, может указать на скромность В. П. Астафьева, не выпячивающего свои заслуги перед родиной. Но данному явлению могут быть и другие объяснения, например: писатель не хочет или не может кратко воспроизвести свой страшный военный опыт.

Характеризуя жизнь В. П. Астафьева в Перми и на Урале, обратите внимание на любовь писателя к природе, к лесу, на его желание вырваться из тесной городской квартиры к реке, озеру.

Иногда шестиклассники испытывают трудности, пытаясь запомнить и разобраться в родственных связях писателя. Установление таких связей не должно быть целью урока. Учитель лишь может подчеркнуть, что такой подробный рассказ о родственниках вызван особым отношением В. П. Астафьева к семье как основе жизни любого человека.

время, перенося все страдания, муки и постоянное ощущение счастья соприкосновенья с нею». Рассуждая о том, что обозначают эти слова писателя, шестиклассники одновременно размышляют и о том, что такое вообще любовь к родине.

Завершить изучение биографии В. П. Астафьева можно беседой о прочитанных и запомнившихся произведениях писателя, чему будет способствовать выставка детских книг писателя.

2. Изучение рассказа В. П. Астафьева

«Ангел - хранитель»

Рассказ «Ангел- хранитель» был включен В. П. Астафьевым в книгу «Последний поклон», построенную на автобиографическом материале и создающуюся на протяжении всего творческого пути писателя. Эта книга отражает характерную черту творчества Виктора Петровича: не просто родство - единство его героев в произведениях разных лет. Недаром один из критиков - В. Курбатов- назвал творчество Астафьева «книгой одной жизни» (Курбатов В. Книга одной жизни //Астафьев В. П. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 1. С. 5), книгой, в которой запечатлена развивающаяся история народной души. Можно напомнить учащимся другие рассказы этой книги, известные шестиклассникам («Гуси в полынье», «Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах» и др.), вспомнить вместе с ребятами основные события этих произведений. Характеризуя содержание рассказов, обращаем внимание шестиклассников на то, что герой каждого из них представлен в сложной жизненной ситуации, разрешение которой потребовало него душевного напряжения, без которого невозможно взросление человека. Особая роль в становлении героя «Последнего поклона» Вити Потылицына принадлежит бабушке Катерине Ивановне, воплотившей лучшие стороны народного характера.

При работе над рассказом «Ангел-хранитель» учитель центральное место отводит рассмотрению проблемы семьи, этики человека. Размышляя над характерами героев данного произведения, их поступками, учащиеся приходят к выводу о том, что в сложные периоды жизни человеку помогают выжить, выстоять в борьбе с трудностями семейные связи, основанные на взаимопонимании, взаимовыручке всех родственников. Душевная щедрость, доброта, неспособность безучастно относиться к чужому горю, опора на народную мудрость, на жизненные правила, проверенные многими годами и событиями- эти качества делают семью опорой в жизни человека.

изучении нескольких эпизодов.

Отвечая на первый вопрос, («В каком году происходит действие рассказа В. П. Астафьева «Ангел- хранитель»? Чем запомнился сибирякам этот год?»), важно обратить внимание ребят на то, почему 1933 год назван писателем «безлошадным и голодным». Ребята говорят о неурожае, о том, что, не хватало корма для лошадей и они падали среди улицы. Спасаясь от голода, сельчане вынуждены были зарезать большую часть домашнего скота. Обращаем внимание ребят на поведение диких животных, размышляя о том, почему во время «людской беды» звери уходят далеко в тайгу. Это происходит не только потому, что в такое время люди охотятся больше, чем всегда, но и, как нам кажется, потому, что в такое трудное время животные словно опасаются жестокости и беспощадности охотников, нарушений ими законов охоты (на эту сторону характеристики 1933 года следует обратить внимание, так как ребятам станет более понятной причина жестокости тех, кто выбросил щенка замерзать на морозе).

Второй вопрос направлен на то, чтобы учащиеся вспомнили и/ или зачитали фрагменты текста о том, как в деревне преодолевали голод. В. П. Астафьев, в первую очередь, говорит о семейных связях людей., которые особенно значимы в деревенской жизни. Так, характеризуя удачливых охотников, повествователь подчеркивает: «Поделились охотники с соседями, чем могли, но у каждого своя семья, родни и друзей не перечесть».

повествует о том, как боролись с голодом члены этой семьи (продают праздничные скатерти, новую одежду, семейные реликвии, в поисках заработка тетка Августа и Кольча – младший уходят далеко от дома). Обращаем внимание ребят на то, как изменилась бабушка: « …характер ее, крутой и шумный, заметно смягчился». Выясняем, кто был главным в этой семье, на чем основывают ребята свой ответ («Мужики… слушали бабушку и понимали, что с нею не пропадем, лишь бы не сдала она, не свалилась»; «Но в нашей семье.. не принято было обсуждать бабушкины действия..» и т. д.).

переживания? Помогли ли эти золотые сережки пережить семье голод?»), вспоминаем историю гибели матери мальчика. В. П. Астафьев не идеализирует жизнь, не скрывает того, что в мире рядом существуют добро и зло, горе семьи, потерявшей дорогого человека, не остановило сплавщика, ограбившего мертвую женщину.

Работая над этим фрагментом текста, обращаем внимание ребят на переживания Кольчи-младшего, который осознает себя в какой-то мере в этом виновным. Важно, чтобы ребята поняли, что горечь бабушки при расставании с золотыми сережками вызвана тем, что из семьи уходит последняя вещь, связанная с дорогим человеком: «Тебе сберегчи хотела. Память о матери. Да наступил черный день…». Необходимо, чтобы шестиклассники поняли, как тяжело Катерина Петровна переживала расставание с сережками. Она так и не смогла собраться с силами, чтобы самой сдать сережки в «Торгсин», и отправляет в город Кольчу, хотя знает, как ему тяжело выполнить ее поручение.

Важнейшим эпизодом рассказа является повествование о покупке бабушкой в городе хлебного каравая. Так же, как и при анализе истории гибели матери мальчика, при интерпретации этого эпизода необходимо обратить внимание на то, что наряду с тем, кто делился последним с соседями и родней (деревенские охотники Александр Ярославцев, братья Верехтены, Саламатин- старик), были и такие люди, которые стремились нажиться на чужой беде, используя всевозможные формы обмана. Возможно, такие люди и выбросили щенка замерзать на морозе. Никого из ребят не оставляет равнодушным горе семьи, у которой рухнули надежды продержаться с помощью каравая какое-то время. Важно, чтобы шестиклассники не обошли вниманием фрагмент текста, описывающий ситуацию в семье после того, как обнаружился обман с караваем: «…улыбнулась бабушка и с непривычной, какой-то детской беспомощностью поглядела на меня, на деда. И было в этом взгляде: «Ну, дура я, старая дура! Можете судить меня, казнить, мне уж все едино. Только хотела я как лучше..». Никто ее судить и казнить не собирался». Как видим, сочувствие и взаимопонимание позволяют сохранить мир в этой семье, дают силы ее членам пережить тяжелую ситуацию.

Обрушившееся горе не ожесточило этих людей, не сделало их равнодушными к беде другого живого существа. Пересказывая историю Шарика, ребята должны представить, что пожалела его и подобрала выбившаяся из сил, еле бредущая по зимней дороге, опирающаяся на черемуховый батог пожилая женщина, которая, будучи голодной, не позволила себе съесть ни крошки от большого тяжелого каравая. Голод не заставил ее изменить своего отношения к животным. Ничто не поколебало ее убеждений. Об этом свидетельствуют слова Катерины Ивановны, которые звучат в классе: «Каждой Божьей твари жить надо. … И человека, и животину жалеть надо, батюшко, потому как у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит».

Появление Шарика совпало с рядом событий, которые изменили обстановку в семье Катерины Ивановны: вернулся с заработков Кольча, отелилась благополучно корова, Августа вышла в ударники, ей надбавили паек…» Ребята находят и зачитывают предложения, в которых объясняется, кто и почему назвал Шарика ангелом-хранителем: «Шарик…Знамение это мне вышло, в образе его ангел-спаситель явился…», Шарика «бабушка звала насмешливо ангелом-хранителем».

Господом к человеку для охраны его». Задавая вопрос о том, кто же является, на самом деле, ангелом – хранителем семьи в рассказе В. П. Астафьева, просим ребят перечислить сложные ситуации, изображенные в рассказе, и указать того, кто способствует их разрешению. И хотя свой вклад в спасение семьи (Августа, Кольча, Нюра работают, чтобы принести продукты в семью, дед смотрит за внуками и т. д.), больше всех сделала для семьи бабушка Катерина Петровна. Появление Шарика способствовало только тому, что каждый проявлял в отношении животного те лучшие свои качества, которые до этого были скрыты в человеке.

С удовольствием ребята пересказывают смешные истории, действующим лицом которых был Шарик (эпизод с веником, охота на цыплят и т. д.).

Интерес вызывает и шестиклассников и задание: восстановить цепь событий, представленных в произведении.

В качестве обобщающего, шестиклассникам может быть задан вопрос о том, какие качества изображенной В. П. Астафьевым семьи им нравятся и почему.

бабушки, которые делают ее ангелом –хранителем дома и которые являются примером для всех ее домочадцев.

иллюстрации к произведению. Один из учащихся нарисовал бабушку, другой – «Охоту Шарика на кур».

Я кароч буду читать. астафьев. ангел-хранитель. пушкина. пиковая дама. эдгар по.золотой жук и тд Слушать аудиокниги онлайн - «Последний поклон» Виктор Астафьев, бесплатно и без регистрации на asbook.net. 13 июн 2017 ... Роль бабушки Катерины Петровны, в сущности главного героя всей книги, « ангела-хранителя» детства, доброго, сильного и мудрого... 148 с. – С.96-113 ; Зарубежная литература конца XIX - начала XX века... С.105-112; Ангел-хранитель Мириам Хендерсон: «поток сознания» и... Егорушку направили в аспирантуру, где он начал читать антисоветские книги на английском языке. Впрочем, эти книги не помешали ему написать... Хотя вот известный трубач Аркадий Астафьев, длительный период..... Он читал Толстого, Чехова, Аверченко, Гаршина, Короленко… И, возможно, ...... «Ангелом-хранителем» погибавшего артиста оказалась одна из давних его... ... Ангарский сокол, Ангел, Ангел Бездны, Ангел Габриеля, Ангел для дочери, Ангел для сестры, Ангел на метле, ангел-телохранитель, Ангел-хранитель, ... Хранитель нагорья · Дамский клуб LADY · Дочь Бога · Владимир Пожарский... Романтическая фантастика (Альфа-книга) · О чем молчат ангелы... Пастух и пастушка, Астафьев Виктор, Драма. Пастухи вечности...... Путешествие идиота, Поль Игорь, Русская фантастика, Ангел-хранитель #2. ... Анатомия, Анваер, Ангел, ангел-телохранитель, Ангел-хранитель, ангела, ... Астапкович, Астафьева, Астахов, Астахов Андрей, Астахова, астероид, ... 24 янв 2014 ... Астафьева Наталья 370. ..... Ангела Хранителя в дороге. ..... любоваться на желто-синюю тряпку над администрацией и читать указы на... Купить и скачать + 5 книг в подарок! ... Полное содержание Ангел-хранитель... / Астафьев В.П. / Ангел- ... и читать не... Краткое содержание рассказа В. П. Астафьева «Ангел-хранитель». Читается за 3 минуты. Litra.RU:: Полное содержание Ангел-хранитель Астафьев В.П. ... -- Не блажи-ко ты, не блажи... Read Ангел-хранитель by Виктор Астафьев online on Bookmate – Виктор Астафьев «Ангел-хранитель». Всё о книге: оценки, отзывы, издания, переводы, где... Читать краткое содержание для читательского дневника Астафьев - Ангел-хранитель. Краткий... Вы можете их читать онлайн или же бесплатно скачать в... Виктор Астафьев... ⇒ Ангел во... Ангел-хранитель. ... переводы, где купить, скачать и читать. ... Астафьев ангел хранитель... В.П. Астафьев. Читать онлайн... В. П. Астафьева. А Аве Мария Алеха Ангел-хранитель RU:: Полное содержание Ангел-хранитель Астафьев В.П. ... Писании, которого она не читала и читать не могла, потому как грамоты совсем не знала. Litra.RU:: Полные содержания произведений Астафьева. ... Полные произведения / Астафьев В.П. ... Астафьева: Ангел-хранитель · Бабушкин праздник.

Виктор Петрович Астафьев

«Ангел-хранитель»

В 1933 году село, где жил мальчик Витя, «придавило голодом». Не стало голубей, притихли собаки и шумные ватаги мальчишек. Пропитание себе добывали, кто как умел. Охотники искали в тайге зверя, но тот ушёл далеко в лес, подальше от голода. С добычей возвращались только самые умелые охотники и делили мясо на всё село. Люди потянулись в город, сдавать «барахло и золотишко» в «Торгсин».

Семьёй Вити руководила бабушка, изворотливая в хозяйстве и предприимчивая в делах. Своих домочадцев — Витю, дедушку и сына Кольчу-младшего — она называла «мужиками». Вскоре к ним присоединился ещё один «мужик», Алёшка — двоюродный брать Вити. Мать Алёшки, тётка Августа, с лесозаготовок перешла работать на Усть-Манский сплавной участок, где ей обещали давать паёк. Вскоре оказалось, что обещанный паёк семью не прокормит, и вход пошло содержимое старинного бабушкиного сундука. Через некоторое время из всего богатства в доме осталась лишь старинная швейная машинка «Зингер», которую никто не хотел покупать. Семья начала питаться картофельными очистками, мякиной и прочей дрянью.

Витя был слабым ребёнком, переболевшим лихорадкой и ревматизмом. Вскоре ноги совсем перестали его держать. Когда мальчик чуть не умер, наевшись мёрзлой картошки, бабушка не выдержала и решилась расстаться с золотыми серёжками — единственной памятью о Витиной матери, утонувшей около года назад. Отнести серёжки в «Торгсин» поручили Кольче-младшему. Он управлял лодкой, в которой плыла его сестра, поэтому винил себя в её гибели, и старался почаще баловать сироту.

Принеся из города пуд муки, бутыль конопляного масла и немного денег, Кольча-младший отправился на заработки в богатые сёла, расположенные в верховьях Енисея, а дедушка нанялся в сельсовет пилить дрова. Вскоре еда опять кончилась. Взяв заработанные ослабевшим от голода дедушкой деньги, бабушка отправилась в город и принесла огромный каравай. Хлеб оказался «фальшивым»: под румяной корочкой обнаружилась несъедобная начинка из мякины. Бабушка долго голосила и причитала, а потом достала из-за пазухи маленького щенка — его выбросили умирать на мороз.

Щенок, названный Шариком, принёс удачу. В тот же вечер с деньгами и гостинцами вернулся Кольча-младший, и бабушка сумела дотянуть до весны. Швейную машинку, правда, пришлось продать, чтобы купит мешок картошки для посева. Весной Кольча-младший женился во второй раз. Вместе с женой, хохотуньей Нюрой, он работал на посевной, за что им выдавали немного жита. Бабушкина корова благополучно отелилась. Алёшку забрала мать, которая вышла в ударники. Теперь от её увеличенного пайка перепадало и бабушкиным «мужикам».

С Шариком бабушка пребывала в постоянной конфронтации — щенок повадился выпивать кошачье молоко, мочиться на веник и гоняться за курами. Однако, несмотря на Шариковы проказы, бабушка всегда называла его ангелом-хранителем своей семьи. Пересказала Юлия Песковая

На дворе был 33-й год – время холода и голода. Мало кто жил хорошо, вот и в семье Вити сводили концы с концами. Народу жило много, а денег на продукты совсем не было. Семьей занималась бабушка. Она же была и главной добытчицей. Всех своих мужиков (так она называла всех членов семьи мужского пола от мала до велика) она и кормила, и подбадривала, как могла. «Мужики» были уверены – с бабушкой они не пропадут, лишь бы она сама от голода и холода не сдала. Со временем к Вите, дедушке и Кольче-младшему добавился Алешка, сын тетки Августы. Бабушке пришлось отнести в город все свои праздничные скатерти, чтобы обменять хоть на какую-то еду. Августа приносила по субботам немного еды, но ее Алешке не хватало даже поужинать. На еду поменяли и дедушкин новый полушубок, и бабушкину одежду, приготовленную «на смерть». В доме из ценного оставалась только бабушкина швейная машинка «Зигнер», да и то, только потому, что ее никто не хотел менять. Когда «барахло» на обмен в доме закончилось, стало совсем туго. Всем, но особенно ослабленному лихорадкой Вите. Он сильно сдал и опух. И бабушка запаниковала. Без Вити она не видела смысла жить. Кольче-младшему пришлось сначала выменять семейную реликвию (золотые сережки) на продукты, а после отправиться на заработки на молотьбу. Сережки мамы Вити должны были ему остаться как память о матери. Но настал черный день и их выменяли на еду. Бабушка и Кольча очень сильно переживали. Дедушка хоть и ослабел, но нанялся пилить дрова в сельсовет, но на те деньги, что он заработал, бабушка купила каравай с обманом. Есть было нечего. Ели корку от каравая. Зато из города бабушка принесла славного щенка, который скрасил их жизнь и принес им удачу. Выменянных в «Торгсине» продуктов и денег хватило до возвращения Кольчи-младшего с заработков. Кольча-младший женился на Нюре, им давали понемногу жита. Тетка Августа вышла в ударники и передавала кашу из столовки. Корова отелилась, Кеша (внук дяди Вани) привозил пауку каши. Жизнь понемногу налаживалась. И все благодаря Шарику, ангелу-хранителю...

Ангел-хранитель


В тридцать третьем году наше село придавило голодом. Замолкли песни, заглохли свадьбы и гулянки, притихли собаки, не стало голубей. Шумные ватаги ребятишек не сыпались на санках с яра, скотина во дворах ревела под ножом, кони начали падать среди улиц. Сразу захмурели и вроде бы состарились дома. Углы у них были, как челюсти у голодных людей, сухи и костлявы.


Кто как, кто чем добывал в эту пору пропитание. Охотники мяли снега в тайге, отыскивали диких коз, сохатых, маралов, медвежьи берлоги. Но снега в ту зиму были глубокие. Кроме того, есть поверье, будто людская беда чуется и зверьем, якобы отходит зверь дальше в тайгу, в неприступные горы, словом, голод гонит и волка из колка.


Удачливый человек Александр Ярославцев все же добыл медведя. Братья Верехтины и Саламатин-старик привезли коз. Поделились охотники с соседями чем могли, но у каждого своя семья, родни и друзей не перечесть.


Город всегда был бедой и выручкой нашего села. Он потреблял сельскую продукцию: дрова, молоко, мясо, рыбу, овощи, ягоды. Он одевал и спаивал. Он был гостеприимен, пока получал из деревни что ему надо было. С пустыми руками и с порожними подводами город встречал мужиков неохотно. Он и сам был голоден, этот большой и теперь неприветливый город.


В тот год, именно в тот год, безлошадный и голодный, появились на зимнике мужики и бабы с котомками, понесли барахло и золотишко, у кого оно было, на мену, в "Торгсин".


Наша семья, ведомая бабушкой, изворотливой в хозяйстве, предприимчивой в делах, не раз голодавшей и бедовавшей за свою жизнь, мало-мало перебивалась. Бабушка усохла. Кость на ней выступила, характер ее, крутой и шумный, заметно смягчился.


Ничего, мужики, ничего. До весны дотянем, а там...


Мужики -- дедушка, Кольча-младший и я -- слушали бабушку и понимали, что с нею не пропадем, лишь бы не сдала она, не свалилась. Снова пришел к нам жить еще один "мужик" -- Алешка. Тетка Августа перешла с лесозаготовок на Усть-Манский сплавной участок. Заимки на Мане перестали существовать, на полях пошла работа другого порядка: катали и возили по ним лес, громоздили штабеля там, где росли картошка, рожь и пшеница. Дед без пашни потерялся, не знал, куда себя девать и где сеять хлеб.


Чего сделаш, мужики? -- толковала бабушка насчет Алешки. -- Куда его денешь? Гуске паек давать на сплаву будут...


Она словно бы оправдывалась за Алешку. Но в нашей семье и раньше не принято было обсуждать бабушкины действия, теперь и подавно.


Августа по воскресеньям приходила с Усть-Маны, приносила муки, крупы. Один раз консерву принесла -- "поросенок в желе". Желе это самое, по-нашему студень, в банке было, но поросенка мы там но нашли. От него в банку запечатали шкурку с косточкой.


На Августин паек надеяться нечего, поняли мы после "поросенка в желе".


Бабушка затолкала в котомку вязаные праздничные скатерти, отнесла их в город и променяла на хлеб. Потом дедушкин новый полушубок отнесла, потом свою, бережно, по деревенской традиции хранимую -- для смертного часа -- одежду: платье, чулки, платок, чувяки и нижнюю бязевую юбку.


Есть надо было каждый день, а барахло на рынке все падало и падало в цене. Да и сколько барахла в крестьянской семье, которая никогда не жила в больших достатках?


Бабушка несколько раз снимала самодельный фанерный чехол с машины "Зигнер", оглаживала рукой ее изношенное тело так, будто та была живая и теплая. Но машинка была так стара, так некорыстна с виду, что за нее ничего бы и не дали. Кроме того, работала машинка только потому, что бабушка до тонкостей знала ее характер. Зауросит, бывало, машинка -- нитки рвать станет или вовсе шить откажется -- бабушка поднимет ее корпус, обнажит с исподу сложные механизмы, поглядит, поговорит с машинкой, пальцем ткнет в одно, в другое место, где из масленки помажет, где сметаной, дунет, плюнет -- и, глядишь, застрочила машинка пулеметом, ожила на радость нашего и всех ближних домов. Машинка хотя и была бабушкина, но в то же время как бы принадлежала и многим другим людям. Бабушка обшивала на ней почти полсела. И хотя в голодный год шить никто ничего не приносил, бабы все же с беспокойством заглядывали в нашу горницу -- здесь ли машинка? Всем им да и бабушке тоже верилось -- пока есть машинка, стоит на своем месте -- живы и надежды на то, что минуют беды, что поработает еще она, будут люди шить обновы. Бабушка и не прочь бы "оторвать от сердца машинку", да чтоб только не увозить ее из села, здесь бы кому променять и после либо выкупить ее обратно, либо знать, что тут она, поблизости, всегда на нее посмотреть можно, даже пошить, и, таким образом, машинка как бы не совсем уйдет из бабушкиной жизни.


Но никто в деревне машинку не выменивал, а когда отказался от нее и заезжий ямщик, сказавши, что пока он ее довезет, так она и рассыплется, бабушка успокоилась.


Да я лучше пересолю и выхлебаю, чем машины решусь...


Но пересаливать и хлебать совсем сделалось нечего. Начали и мы есть картофельные очистки, неободранное просо пополам с мякиной, всякую дрянь стали есть.


Я всегда был в семье на особом положении. И мне всегда отделялся самый лучший, самый сладкий кусок. И никто против этого не возражал -- так должно быть, так положено. А после того как я переболел лихорадкой, да еще ревматизм меня донимал постоянно, все наши особенно заботились обо мне и отказывали себе во всем, только чтоб я был сыт, одет и не хворал.


Ослабел я скорее всех. Начал опухать. И ноги, худые мои ноги перестали меня слушаться, ходил я, шатаясь, голова у меня кружилась.


Тягостно и угрюмо сделалось в нашем доме.


Стойко державшаяся бабушка хоть и наставляла нас, носи платье, не складывай, терпи горе, не сказывай, но сама все чаще и чаще смахивала с лица слезы, тревожный ее, иссушенный бедою взгляд все дольше задерживался на мне.


Однажды наелись мы мерзлых картошек. С молоком ели картошки, с солью, и вроде бы все довольны остались, но меня начало мутить и полоскало так, что бабушка еле отводилась со мною.


Мужики! Надо что-то делать, мужики... -- взревела она. -- Пропадет парнишка, А он пропадет -- и я не жилец на этом свете. Я и дня не переживу...


Мужики тягостно молчали, думали. Дед и прежде-то говорил только в крайней необходимости, теперь, лишившись заимки, вовсе замолк, вздыхал только так, что тайга качалась -- по заключению бабушки. Добиться от него разговора сделалось совсем невозможно. Бабушка глядела на Кольчу-младшего, тоже осунувшегося, посеревшего. А был он всегда румян, весел и деловит.


Мне показалось, бабушка смотрела на Кольчу-младшего не просто так, со скрытым смыслом смотрела, ровно бы ждала от него какого-то решения или совета.


Что ж, мама, -- заговорил медленно Кольча-младший и опустил глаза. -- Тут уж считаться не приходится... Тут уж из двух одно: или потерять парнишку, или...


Бабушка не дослушала его, уронила голову на стол. Не голосила она, не причитала, как обычно, плакала, надсадно, загнанно всхрапывая. Кости на ее большой плоской спине ходуном ходили, в то время как руки, выкинутые на стол, лежали мертво. Крупные, изношенные в работе руки, с крапинками веснушек, с замытыми переломанными ногтями, покоились как бы отдельно от бабушки.


Кольча-младший достал кисет, начал лепить цигарку, но отвернулся, ровно бы поперхнувшись,

Эссе по повести В.П. Астафьева «Ангел-хранитель».

Учитель: Семина Ольга Леонидовна

В.П.Астафьев написал много повестей и рассказов для взрослых и детей. Но больше всего он любил писать для детей, потому что сам ещё ребенком пережил много событий. Они оставили в его памяти глубокий след, связанный с его детством, которое он провел с бабушкой.

Многие произведения посвящены теме жизни людей в деревне в довоенные времена

Мое самое любимое произведение Виктора Петровича- это повесть «Ангел-хранитель», потому что в этой повести описывается жизнь людей в тяжелое время, там на примере одной семьи показано,что люди, несмотря ни на что, пытаются справиться с проблемами, настигшими их в ту пору.

По моему мнению, Астафьев пытался передать свои чувства в этой повести. Мальчик Алешка, от лица которого ведется рассказ, похож на самого писателя в детские годы. У этого мальчика умирает мать, и он остается жить с бабушкой, которая любит его больше всех.

Астафьев поставил в этом произведении проблему духовного и физического выживания людей в страшных условиях той действительности.

Героиня- бабушка, которая за свою долгую жизнь пережила много испытаний, но с её боевым характером она была главная в семье и со всеми делами справлялась самостоятельно: «Наша семья, ведомая бабушкой, изворотливой в хозяйстве, предприимчивой в делах, не раз голодавшей и бедовавшей за свою жизнь, мало-мало перебивалась. Бабушка усохла. Кость на ней выступила, характер её, крутой и шумный, заметно смягчился». Больше всех бабушка любила своего внука Алешку, который стал для нее частью её жизни, и, если бы с ним что-либо случилось, то она бы умерла: «А он пропадет-и я не жилец на этом свете».То есть, она пыталась помочь внуку и решилась ради его спасения продать сережки её дочери, которая умерла, утонув в реке. Она считала, что наступил черный день, когда Алешка заболел, и чтобы ему помочь, она решилась на продажу сережек. Бабушка каждый день молилась перед иконой, прося помощи.

Говоря о мальчике Алешке, рассказывающем о событиях своей жизни, я могу его пожалеть и проявить сострадание. За период детства на мальчика свалилось много испытаний. Одним из главных является смерть матери. Можно сказать, что мальчик остался сиротой. Если бы не бабушка, которая поддерживала его в сложной ситуации, то Алешка мог бы и не пережить такую трагедию, случившуюся с его матерью. Когда он сильно заболел, то пытался не показывать свою боль, но ему всегда отводилось особое положение в семье. Алешка любил больше всех бабушку, она ставила его на ноги, чтобы он совсем не свалился от свой болезни. По эмоциям главного героя можно сказать, что он тоже много переживал, особенно когда заболел и ему в голову взбрело, что его хотят отдать в семью Зыряновых. Мальчик показал, что такого он не переживет и научится любому делу, даже картошку мерзлую будет есть. Мальчик по жизни был жизнерадостным и веселым, и для него стало большим потрясением то, что в один прекрасный момент может все поменяться. Для него счастьем было, что рядом находятся родные, которые всегда будут любить его.

Ангелом-хранителем в повести является щенок по кличке Шарик, которого принесла бабушка из города. Она пожалела его во время того, когда в доме не было еды. Она смогла прокормить его и вырастить из него большого пса. Для нее он был ангелом-хранителем, потому что он помог преодолеть ее страдания. Этот на вид маленький щенок принес в дом счастье, бабушка считала, что если она поможет щеночку, то взамен получит награду в виде спасения дорогого человека.

«Мы вот Шарика отогрели, покормили, множко ему надо-то? А в дому сразу легше сделалось». Для нее он был знаком от Всевышнего. Этот щенок и правда принес счастье. Он стал талисманом для их семьи. Когда наступила весна, то Кольча-младший женился и каждый день привозил еды бабушке и Алешке, а также его встречал сам Шарик. Алешке щенок сильно нравился и мальчик вместе с ним забывал про все свои проблемы и несчастия.. Прочитав это произведение, я поняла, что в один прекрасный момент может измениться судьба, и это зависит от поступков самого человека.

Это нравственная установка этой повести. В.П.Астафьев в этом произведении передал свое восприятие поступков близких людей и свое отношение к произошедшему с ним в детстве с позиции уже взрослого человека.