Биографии Характеристики Анализ

Будут ли люди жить в виртуальном мире? Может ли человек жить вечно.

Чернобыльская зона отчуждения будоражит воображение людей по причине их "благоговейного" страха перед радиацией. Покинутая Припять влечет к себе искателей острых ощущений и романтиков. Они желают погрузиться в атмосферу опустевшего города, увидеть что-то необычное, появившееся под воздействием радиации.

И такие путешественники получают настоящий сюрприз: в зоне отчуждения много обитателей. Живут ли в Припяти люди в соседстве со всеми прочими приспособившимися? Поговорим на эту загадочную тему.

История отселения

Обязательное организованное отселение жителей Припяти, Чернобыля и многочисленных сел в радиацией происходило в несколько этапов. Сначала были эвакуированы люди из ближайших к месту аварии населенных пунктов, затем остальные, по мере отдаленности от очага выброса.

Первым опустевшим городом стала сама Припять (27 апреля). Далее были вывезены люди из близлежащих сел (10-километровая зона от очага выброса). Затем опустела зона на расстоянии 10-30 километров. Последними стали самые дальние села: жителей вывозили вплоть до июня.

С того момента, согласно закону, в чернобыльской зоне отчуждения не должно находиться ни одного гражданского лица. Разрешение на пребывание было лишь у работающего там персонала. Однако местные решили все по-своему. Так что же таит в себе Припять? Живут ли там люди теперь?

Скорое заселение отчужденных территорий

В том же 1986 году, всего через две недели после начала организованной с зараженных территорий, стали возвращаться в свои жилища. Закрытость зоны не стала помехой местным, горячо любящим свой дом.

Были и такие, которые «партизанскими» методами избегали обязательной эвакуации: они просто терялись из команд и оставались в родных местах.

Таким образом, мы выяснили, какой стала Припять. Жизнь после людей здесь фактически не наступала. Местные никогда полностью не покидали город, даже если не учитывать работающих там специалистов.

Почему люди возвращались?

В наших головах прочно засела мысль, что от радиации нужно убегать без оглядки. Потому и кажется странным и опрометчивым то, что жители чернобыльской зоны тянулись к родным зараженным местам.

Тяга к дому, знакомым до боли землям была непреодолима. Эвакуированные переселенцы, не найдя своего места в мире извне, возвращались на территорию зоны уже через короткое время.

Еще одним фактором, послужившим причиной для заселения окрестностей Припяти, стала невидимость радиации. Если врага нельзя увидеть, значит, он не страшен. Возможно, если бы радиация проявлялась физически в воздухе или оседала на предметы, ситуация сложилась бы иначе. Людей тогда, сразу же после катастрофы, не беспокоило в должной мере то, можно ли сейчас жить в Припяти и близлежащих пунктах. Они просто возвращались домой.

Большую роль в появлении самоселов Чернобыля сыграл экономический фактор. Не лежала душа у людей к обустройству на другом месте. Плюс объективные проблемы с нехваткой денег.

Заселенные пункты

Так, по данным государственного учета, в чернобыльской зоне отчуждения на сегодняшний момент живет около 300 человек. В основном самоселы сосредоточены в небольших деревнях.

Наибольшее количество жителей находится в городе Чернобыль - 40 человек. В селах Лубянке, Залесье, Опачичах, Теремцах, Ильинке и других проживают от двух до нескольких десятков самоселов. В 2013 году их общее количество составляло более 300 человек. Таким образом, ответ на вопрос "живут ли в Припяти люди" однозначен и вполне конкретен.

Состав населения

Большинство жителей чернобыльской зоны - старики. Молодых можно было здесь встретить ранее. Некоторые здесь жили, но больше приезжали погостить к родственникам. Удивительно, но в оторванной от основных благ цивилизации зоне в двухтысячных годах даже родился один ребенок. Больше подобных счастливых происшествий не было.

Средний возраст самосела зоны отчуждения - 60 лет. Примечательно, что большинство из оставшихся обитателей этих мест - женщины.

Уклад жизни самоселов

Раз мы уже выяснили, что в зоне отчуждения всегда жили люди, пора поговорить о том, как сейчас живут в Припяти, то есть в селах и поселках возле нее.

Натуральное хозяйство - то, чем живут самоселы Чернобыля и близлежащих сел. Большую часть необходимого для жизни они выращивают на приусадебных участках. Урожай проверяется на пригодность в пищу в специальном центре. Ради мяса и яиц держат птицу, некоторые - крупный рогатый скот, даже лошадей.

Кроме выращенных своими руками овощей и фруктов, местные употребляют рыбу, выловленную в Также они собирают грибы, некоторые даже ставят капканы на дичь. Продуктами питания охотно меняются между собой, а самый ходовой «товар» - рыба.

Объемы ведения хозяйства зависят от физических возможностей и потребностей людей. В основном это небольшие огороды и малое количество домашних животных. А есть и целые мини-фермы: объединяются подворья нескольких участков и ограждаются. Часть этой территории отводится под растениеводство, часть - под содержание скота. Излишек выращенного «фермеры» сбывают. Но таких случаев насчитывают единицы. Таким образом, мы понимаем не только то, живут ли в Припяти люди, но и то, как им удается оставаться так далеко от "живых" городов.

Зона отчуждения сегодня

Необычно, но вполне понятно, почему некоторые люди остались жить в чернобыльской зоне по сей день. Однако еще более интересно то, что туда можно попасть на экскурсию. Это прогулка по покинутой Припяти, Чернобылю и прилегающим селам, буйно разросшимся лесам за окраинами города.

На такие экскурсии люди ездят, чтобы посмотреть на места, где разворачивалась грандиозная трагедия. Тысячи людей прощались со своими домами навсегда, оставляя все, нажитое трудом и дорогое сердцу.

Чернобыль с его загадочной атмосферой стал местом паломничества любителей экстрима. Хотя при соблюдении простых мер безопасности экстрима в нем практически нет. Однако это довольно сложное психологическое испытание.

Существует интересное явление современной культуры - увлечение писателей-фантастов темой зоны отчуждения. Правда, связано оно с почти безлюдной территорией лишь косвенно, благодаря известной компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R. Действие в ней происходит как раз в чернобыльских таинственных уголках. Вслед за игрой последовала серия книг разных писателей, пополняемая и сегодня.

Перспективы

Сколько невообразимых фантазий появляется у людей при упоминании слов «Чернобыль», «Припять». Зона отчуждения сегодня и сразу же после катастрофы на АЭС не имеет ничего общего с поселившимися в наших головах картинками с толпами мутантов и трехглазых котов. Настоящая Припять - это опустевший город, хранящий отголоски прошлого в оставленных его жителями вещах. Остальные города и села преимущественно представляют собой ту же картину, за исключением редких одиноких и семейных самоселов.

Перспектив вновь заселить Припять «официально» не намечается, и долго не будет намечаться. Будет ли жизнь в Припяти? Возможно. Однако сейчас этот город не облюбован самоселами.

Сегодня в чернобыльской зоне на свой страх и риск (ощущают ли они это?) живут несколько сотен человек. В основном, это старики. Их дети и внуки предпочитают заселенные «живые» города и лишь изредка наведываются к родне в зону отчуждения.

Заключение

Припять - один из густонаселенных в прошлом городов, относящийся к зоне чернобыльской катастрофы. К ней относится также сам Чернобыль и еще более десятка маленьких сел. Живут ли в Припяти люди сейчас? Да, живут. В 11 из всех населенных пунктов зоны практически с момента эвакуации людей обитают самоселы.

Таинственная Припять не такая уж и загадочная в наши дни. Большая часть того, что можно было узнать о зоне отчуждения в Чернобыле, уже известна. Любой желающий может посетить эти завораживающие масштабами трагедии места и сделать свои выводы об их атмосфере.

В статье мы рассмотрели некоторые подробности истории самоселов Чернобыля. Таким образом, все интересующиеся узнали, живут ли в Припяти люди: если брать локально сам город Припять, то там нет постоянных жителей. Но в Чернобыле и более чем десятке сел много лет назад обосновались те, для кого здешние места родные.

Смеем предположить, что вам было интересно путешествовать с нами мысленно в зону отчуждения, воспетую в компьютерной игре и десятках книг. Также надеемся, что это путешествие вас не разочаровало.

Самым старым человеком, который когда-либо жил, была французская женщина Жанна Кальман, которая дожила до возраста 122 лет и 164 дней. По мере улучшения современных стандартов медицины продолжительность нашей жизни растет, но наступит ли день когда жизнь не будет иметь конца?

Некоторые ученые полагают, что это больше, чем научная фантастика и это вполне возможно. Для того, чтобы понять могут ли люди жить вечно, мы сначала должны понять, что такое старение. Многие люди думают, что старение является очень сложным процессом, но на самом деле, все очень просто. Старение является побочным эффектом живого состояния. Все нормальные процессы нашего тела такие как дыхание, перемещение и переваривание пищи, постепенно вызывают износ наших клеток. И после определенного количества износа наши клетки погибают, вызывая необратимые повреждения тела. Так как большая часть клеток подвержена повреждению мы, в конце концов, умираем.

Подумайте о своем теле как об автомобиле, вождение которого вызывает неизбежный износ всех его компонентов, пока в один прекрасный день он просто отказывается стартовать, если вы не выполняете регулярное техническое обслуживание – замену масла или даже замену целых частей. Некоторые ученые – революционеры используют такой же механический подход к человеческому телу и считают, что выполняя регулярное техническое обслуживание и даже замену поврежденных органов, мы можем поддерживать наши тела в рабочем состоянии до бесконечности.

В 2011 году хирурги Швеции впервые в мире представили орган – трансплантат , созданный с использованием синтетического органа, который был выращен в лаборатории. Орган был выращен в Лондоне учеными всего за несколько дней. Но самое главное, что синтетическая трахея была выращена с использованием собственного ДНК пациента, то есть не было никакого шанса, чтобы тело отвергло новый орган. 36-летний пациент ранее имевший рак, чувствует себя прекрасно после пересадки.

В настоящее время ученые работают над тем, чтобы сделать то же самое со сложными органами, такими как сердцем и легкими, и они предсказывают, что менее чем за 10 лет любой орган можно будет вырастить в лаборатории по требованию в неограниченных количествах, исключая необходимость в донорах.

Но бессмертие потенциально может проявляться во многих видах. Биогеронтолог Мариос Кириазис считает, что бессмертие является неизбежным следствием эволюции . Его теория гласит, что в процессе эволюции человеческий мозг однажды станет настолько сложным, что он будет в состоянии поддерживать наши тела в течение неопределенного периода времени. Замедляя процесс старения и останавливая его полностью, когда тело полностью выращено.

Но эволюция это ужасно медленный процесс , если вы ищете более быстрого решения вечной молодости вы можете быть удивлены, узнав, что существует огромное количество исследований в этой области. В 2005 году британский ученый по имени Обри ди Грей основал исследовательский фонд под названием SENS, что означает “Стратегии достижения пренебрежимого старения инженерными методами”. Целью SENS является исследование и разработка широкого спектра регенеративных медицинских методов лечения, чтобы не только остановить процесс старения в организме человека, но и повернуть его вспять. Обри считает, что смерть не является неизбежностью, а всего лишь заболеванием, которое можно вылечить с помощью правильного лечения. Для того, чтобы продлить нашу жизнь, мы должны просто увеличить длину наших теломер, которые являются колпачками на концах нашего ДНК, которые укорачиваются, поскольку мы стареем, что приводит к разрушению клеток. Ответ прост, если мы сможем разработать таблетку, чтобы удлинить наши теломеры, то мы сможем остановить и даже обратить вспять процесс старения. Обри считает, что мы будем иметь реалистичную возрастную профилактическую медицину, доступную для нас через 25 лет, и что первый человек, который будет жить до 1000 лет уже родился.

Но Обри ди Грей не единственный ученый, заинтересованный в вечной жизни. Ученый и технический директор в Google Рэй Курцвейл является известным футуристом и точно предсказал многие из сегодняшних передовых технологий за годы вперед. Поскольку наше понимание генов и компьютерных технологий ускоряется с невероятной скоростью, Рэй сделал смелый прогноз. Через 20 лет люди разработают супер продвинутые микроскопические нано роботы, которые смогут войти в наши тела и более эффективно выполнять ту же работу, какую выполняют наши кровяные клетки, защищая органы от инфекций и мгновенно восстанавливая поврежденные клетки. Это позволит нам жить неопределенный срок и даже обратить вспять процесс старения. Но Рэй предсказывает, что это далеко не все, чего нанотехнологии смогут достичь в самом ближайшем будущем. Он предсказывает в ближайшие 25 лет мы сможем использовать нанотехнологию, чтобы изменять наши тела и получать сверхчеловеческие способности . Например, мы сможем заниматься подводным плаванием в течение нескольких часов без кислорода. Мы сможем расширить наши умственные способности до такой степени, что будем писать книги за несколько минут. Потенциал нанотехнологий безграничен, и многие ученые согласны с тем, что в наших нынешних темпах технического прогресса нанотехнологии и нанороботы станут частью нашей повседневной жизни уже совсем скоро.

Но если все эти способы потерпят неудачу, то вы всегда сможете заморозить свое тело после смерти и надеяться, что когда-нибудь в будущем ученые смогут оживить ваш замороженный труп и вернуть вас к жизни. Это называется крионикой . Вы, возможно, видели это только в фильмах, но на самом деле, это настоящая наука. Процесс включает в себя замораживание тела в жидком азоте и замене крови на крио-защищающую жидкость для предотвращения образования кристаллов льда внутри тела и повреждения клеток. Тело затем помещается вниз головой в гигантский стальной контейнер, так что область головы остается самой холодной, а температура опускается до минус 196 градусов по Цельсию. В настоящее время более 250 тел сохранились таким образом, ожидая чтобы наука их оживила и более 1000 живых людей подписались на данную процедуру. Но это не дешево, это стоит около $200 000 для полной сохранности тела. Хотя вы можете сохранить только голову. Это будет гораздо дешевле. Вы сможете надеяться, что в один прекрасный день наука продвинется так далеко, что сможет подключить вашу голову к другому телу и вернуть ее к жизни со всеми вашими воспоминаниями.

Все эти разговоры о бессмертии очень интересны, и может быть гораздо ближе, чем вы думаете. Но что произойдет, если определенная часть человечества откажется умирать? Это является предметом жарких споров. Перенаселение уже стало глобальной проблемой. Мы пока не в состоянии найти другие планеты, пригодные для жизнедеятельности. Земля может поддерживать только определенное количество людей. Но это не единственная проблема. 1% населения мира владеет 50% мирового богатства, и если те немногие люди откажутся умирать, то богатство распределяться не будет. Это только приведет к дальнейшему монополизированию мирового рынка и богатые станут еще богаче, в то время как бедные еще беднее.

Еще один нюанс это возраст выхода на пенсию, который будет доходить до сотни лет. Это хорошо для тех немногих, амбициозный людей, которые ищут высокооплачиваемую работу, хорошие премиальные, роскошный образ жизни, но представьте себе тех, кто вынужден работать на протяжении более 1000 лет, продавая гамбургеры в Макдональдсе. В бессмертном обществе криминальные наказания стали бы значительно обесценены. 30 лет за решеткой совсем не срок для человека с продолжительностью жизни в тысячи лет, и с таким ничтожным наказанием количество преступлений может резко увеличиться.

Почему все живые умирают? Есть такое понятие, как лимит Хейфлика - это число делений клетки до того, как произойдут какие-либо поломки в генетическом аппарате. Обычно это число равно 50, плюс-минус.

Программируемая смерть клетки, или иначе апоптоз, очень важна для органзма, потому что таким образом предотвращается деление клетки с измененным генетическим материалом, с повреждениями ДНК. В клетках есть целые системы апоптоза, самая распространенная - это белок p53 в митохондриях, которые помимо прочего являются энергетическими центрами.

Если нет адекватной элиминации клеток с поврежденной ДНК, - их рост невозможно контролировать. А это - основа любой раковой опухоли (потому что основной признак - неконтролируемый рост, не согласованный с организмом и не отвечающий на его сигналы).

Будут ли люди когда-либо жить вечно? Только если удастся преодолеть лимит Хейфлика. Для этого нужна генная инженерия, причем развитая на таком уровне, чтобы поломки в ДНК чинились не in vitro пост фактум, а in vivo, на живом человеке, здесь и сейчас.

Ну а вопрос про бессмертную жизнь оставим философам. Мне кажется, бессмертная жизнь - это глупо и скучно. Но было бы круто жить 150-180 лет вместо обычных 70

Глупо отрицать то, что технологии развиваются, хотя и весьма медленно и не оправдывают ожиданий некоторых людей (Прости нас, Марти), но не стоит исключать возможность технологического вмешательство в этот естественный прогресс, со стороны не технической (Качественное оборудование, позволяющее редактировать ДНК) части, а программной. Если человечество доживет до того момента (до того, как иссякнут ресурсы планеты и наступит пост-апокалипсис), когда можно будет загружать память умершего, либо живого человека в компьютер с ИИ, то почему нет? Конечно, возможно, это не решит бессмертие человека в его биологической оболочке, но сохранить личность человека - вполне, каким он был и, возможно, каким он будет.

UPD: Тут еще стоит добавить, что это не весьма безопасно, ибо последствия от кибер-терроризма будут куда масштабнее, заражение ИИ вирусами и т.д., и т.п.

Но стоит задуматься, а нужно ли это? Бессмертие, оно на слух - приятно и желанно, но так ли на самом деле? Перенаселение, этнические войны, войны из-за религий и все те "радости" нашего бытия, что мы имеем в данный момент.

Не все умирают. Многие бактерии бессмертны, их цикл заканчивается делением на две бактерии. Это я имею ввиду, конечно же, "естественную" смерть.

А насчёт нас - увы, примите как данность. Нам не жить вечно. Смерть зашита даже на клеточном и молекулярном уровнях. Если решится какая-то одна проблема (для чего нет реальных оснований), то останется куча других. И как мне когда-то говорила реально лечащая и оперирующая врач-онколог, - если бы люди были сами по себе бессмертны, то все до единого рано или поздно, умирали бы от рака. Так что - вообще никаких шансов. Заметьте, это только я намекаю на то, что мы уже знаем. А знаем мы не всё... ничего не знаем.

Замените бессмертие паллиативами, они уже давно известны.

Наконец, на мой взгляд, гораздо худшее наказание - это старость. Те, кто дожили уже до глубокой старости, редко цепляются за жизнь. За исключением, конечно, всяких личностей (не будем указывать пальцем), которых уж давно в аду поджидают!

Как вам теория, что вся политика действующей власти направлена для создания в России естественного отбора, чтобы дальше могли выжить самые приспособленные люди?

Смерть ради жизни

Я придерживаюсь мнения, что жизнь отдельного индивидуума, отдельной особи какого-то биологического вида, - штука очень ценная, но есть вещи и поважнее. А именно - сам вид. То есть, на самом деле, полный набор генов (это называется геном), который содержится в каждой особи этого вида и, собственно, определяет, что она такое.

На наш взгляд более правильно рассматривать любые живые существа просто как временное вместилище для генов, которые они получили от своих родителей и передадут своим детям.

Впервые, в явном виде подобную идею сформулировал, наверное, Ричард Докинз в своей знаменитой книге «Эгоистичный ген».

Как правило, интересы генома и его временного носителя (живого существа) совпадают. Но иногда - нет. И тогда моментально выясняется кто в доме хозяин - конечно же геном. Если геному вида угрожает опасность или просто виду нужно развиваться, то носителем можно смело пожертвовать - следующие поколения «новых нарожают».

В результате, я уверен, что геномы большинства (если не всех) живых существ содержат специальные вредные программы. От которых самим существам ничего хорошего не бывает, но которые нужны для развития вида. В первую очередь, программы смерти, обеспечивающие смену поколений и, соответственно, эволюцию. Причем иногда они устроены «быстрым» способом - например у однолетних растений, которые погибают, убиваемые собственными семенами после их созревания, а иногда - «медленным». И самая противная программа медленного самоубийства - это программа старения . Которая заставляет многие виды, в том числе и нас с вами, «портиться» с возрастом и, в конце концов, - умирать.

Неправильный мышь

То, что мы стареем не просто так, а в результате деятельности специальной биологической программы - вещь не очевидная и требует доказательства. Я попробовал построить его «от противного», продемонстрировав вам пример животного, которое программу старения себе отключило. Потому что ему больше не нужно так уж сильно ускорять собственную эволюцию - он и так хорош! Это, как и мы с вами, млекопитающее, довольно близкий родственник обычной мыши - африканский грызун голый землекоп! Если мышь живет 2−3 года, успевает за это время полностью состариться и умирает от старости, то землекоп живет более 30 лет и, если у него иногда и проявляются какие-то признаки старения, то они, как правило, не смертельны. Большинство биологов сходятся во мнении, что голый землекоп - это нестареющее животное (ну, или если выражаться более научно - животное с пренебрежимым старением).

И вот в нашем сериале пришло время ответить на главный «вопрос про землекопов»: как он это сделал? Как он отключил свое старение??!

Еще пару лет назад мне было бы нечего сказать на эту тему. Но в 2017 году, в одном из самых престижных научных журналов в мире «Physiological reviews» мы сумели опубликовать теоретическую работу, объясняющую феномен нестарения голого землекопа. В конце 2017 вышла ее версия на русском.

Все началось, как всегда, с митохондрий. Это такие маленькие электростанции, которые есть в каждой клетке и с помощью которых мы дышим. Надеюсь, что о них будет отдельная серия нашего сериала. Изучение митохондрий - главная специальность академика Владимира Петровича Скулачева. Собственно, в его лаборатории в конце 60-х годов было выяснено, как они работают. Последние лет 20 академик, помимо митохондрий, интересуется проблемами старения и, конечно же, предпринял титанические усилия, чтобы провести эксперимент с митохондриями голого землекопа. Должен заметить, что митохондрии очень сильно связаны со старением, но об этом - в следующих сериях.

Исследования митохондрий голого землекопа увенчались успехом. В институте при Берлинском зоопарке проводили эксперименты на землекопах, специально приехавшему для этого из Москвы сотруднику Владимира Скулачева - известному биологу Михаилу Высоких - удалось получить образец ткани землекопа и померить различные параметры работы митохондрий в этой ткани. Ничего особо интересного в них не оказалось, кроме немного странной кривой, показывающей скорость поглощения кислорода митохондриями (они же дышат) в определенных условиях.

Вернувшись в Москву Михаил показал эту кривую руководителю, которому она тоже что-то напомнила, но что именно - они вспомнить не смогли. Так биологи и ломали себе головы, пока не показали график еще одному коллеге, заведующему лаборатории биоэнергетики клетки Борису Черняку, который известен тем, что никогда ничего не забывает (ну, во всяком случае, если это связано с митохондриями, дыханием и живыми клетками). Он посмотрел и тут же сказал - точно такую же кривую можно получить, регистрируя дыхание митохондрий новорожденных крысят!

И вот тут у Владимира Петровича возникла одна идея. Захватившая его настолько, что он собрался и поехал в Берлин, чтобы лично посмотреть на голого землекопа.

Что же он обнаружил? Что он (землекоп) - голый. И знаете, на кого он похож из-за этого?

Сверху - новорожденный землекоп, снизу - крысы

Смотрите: вот на фотографии выше запечатлен голый землекоп. А рядом - вовсе не землекопы. Это новорожденные крысята. Видите, насколько они похожи? Через несколько дней крысята повзрослеют, оденутся шерсткой и превратятся в нормальных крыс. А землекопы - нет. Он так на всю жизнь и останется как бы новорожденным.

Дальнейшее разбирательство показало, что у землекопов есть более 40 признаков такой «новорожденности» или «детскости» по сравнению с крысами. Вот некоторые из них:

  • Маленький вес по сравнению с другими видами семейства.
  • Отсутствие шерсти (она всегда есть у грызунов).
  • Отсутствие ушных раковин.
  • Ограниченные возможности для поддержания постоянной температуры тела (как у новорожденных млекопитающих).
  • Высокие когнитивные способности (любопытство).

Не одно десятилетие существует термин «виртуальная реальность». Первый человек, который создал шлем дополненной (или согласно другим данным – виртуальной) реальности, как принято считать, американский информатик Айвен Сазерленд (IvanSutherland). По современным меркам довольно примитивное устройство давало человеку возможность перенестись в систему трехмерных проволочных комнат. Дополненная и виртуальная реальность – понятия совершенно разные. Первая только вносит искусственные элементы в наше восприятие реального мира, а вторая создает цельный искусственный мир.

Уже сейчас мы можем видеть технологии, которые завтра должны лечь в основу виртуальной реальности. К примеру, знаменитый гаджет Oculus Rift – шлем виртуальной реальности, который был разработан компанией Oculus VR, созданной американцами Джоном Д. Кармаком II (John D.Carmack II) и Палмером Лаки (Palmer Freeman Luckey).

Прототип устройства представили в 2012 году на выставке индустрии компьютерных игр Electronic Entertainment Expo. Средства были собраны при помощи кампании на Kickstarter – за один месяц разработчики смогли получить около 2,5 млн долларов. Первая девелоперская (предназначенная для разработчиков) версия шлема называлась DK1. Эти комплекты начали поступать заказчикам в марте 2013 года, а их цена была триста долларов. Устройство включало в себя один 6-7-дюймовый TFT-экран с HD-разрешением и две линзы для глаз.

Скоро появилась версия для разработчиков DK2, а несколько позже публика смогла увидеть третью версию шлема – Crescent Bay. Все три девелоперские версии выпускались без гарантии и ограниченными тиражами. Но в настоящий момент в завершающей стадии разработки находится первая потребительская версия Oculus Rift Consumer Version (CV1). Ясно, что шлем будет иметь 7-дюймовый дисплей и 24-битная глубина цвета. Увеличится и разрешение экрана – до 1080p.

Но как достигается необходимый эффект и почему именно Oculus Rift может совершить революцию? Палмер Лаки обращает внимание на то, что развитие этой технологии сдерживают ограничения человеческого организма. Многие пользователи стерео¬очков уже на десятой минуте их использования плохо себя чувствовали. Чтобы избежать этого, нужно было сократить задержки между поворотом головы и реакцией изображения до нескольких миллисекунд. Данного результата достигли ценой больших усилий разработчиков – в Oculus VR тесно сотрудничали с разработчиками программного обеспечения из разных стран. OculusRift напоминает маску для подводного плавания, но при этом носить его легко и удобно. Линзы в шлеме Oculus Rift дают человеку возможность видеть так, как если бы он с расстояния полуметра всматривался в 27-дюймовый монитор. Шлем полностью охватывает поле зрения, блокируя все внешние раздражители и полностью позволяя погрузиться в игру.Мир за счет линз игровой смотрится искривленным – выгнутым вокруг нас и наружу. Разрешение изображения оставляет желать лучшего, но этот недостаток, вероятно, в будущем устранят.

В марте 2014 года Facebook купила Oculusrift за два миллиарда долларов. Основатель социальной сети фейсбук сделал акцент на том, что это долгосрочная инвестиция. Чтобы платформа оказалась для разработчиков привлекательной, число проданных устройств должно составить пятьдесят-сто миллионов единиц. В компании Facebook собираются ждать этого десять лет.

Каким бы ни был революционным шлем Oculus Rift, у него есть явные ограничения, ведь тело человека находится вне компьютерного мира. Эти ограничения захотел преодолеть инженер Оливер Крейолос (OliverKreylos), который «перенес» в виртуальный мирсвое тело. Для этого в довесок к шлему Oculus Rift Крейолос использовал три сенсора Kinect. Они были расставлены в маленьком помещении и запрограммированы на создание 3D-модели тела пользователя в режиме онлайн. Затем он поместил воплощение в модель своего офиса. И хотя идея была любопытной, в данном случае передвижение в пространстве ограничивали стены помещения.

Свою лепту внесла и компания Virtuix, которая создала устройство Virtuix Omni. Все направленная беговая дорожка дает игроку возможность окунуться с головой в вымышленные миры – Virtuix Omni- можно прыгать, бегать, приседать или двигаться боком. В горизонтальном положении игрока станет поддерживать специальная поясная рама. Платформа маленькая и много места не занимает. При этом стоимость устройства оказалась всего пятьсот долларов.

Еще одно решение, призванное дополнить Oculus Rift, это контроллер Razer Hydra. Он позволяет в игре управлять персонажем посредством движения рук в реальном мире. Razer Hydra очень простой, удобный и компактный. Продажи девайса начались в 2011 году, а его цена составляет сто сорок долларов.

Реальность и виртуальность

Описанные здесь гаджеты – только лишь первый шаг на пути полного погружения в виртуальный мир.Но все подобные разговоры до последнего времени в основном касались игровой индустрии. Но способно ли погружение в виртуальную реальность решить насущные проблемы человечества?

Аналитики считают, что скоро виртуальная реальность перейдет из игровой индустрии в другие сферы деятельности человека. По подсчетам исследовательских компаний Business Insider и Tech SciResearch, к 2018 году искусственную реальность будут использовать более 25 млн человек, и в это число войдут не только геймеры.

В настоящий момент калифорнийская компания Control VR занимается разработкой специальных перчаток, которые раздвинут границы виртуальной реальности. С их помощью можно будет видеть положение своих рук и других частей тела в компьютерном мире, а также манипулировать анимированными предметами.

Эффект достигается за счет акселерометров, магнитометров и гироскопов, которые размещаются по всей поверхности рук. Сенсоры также присутствуют на плечах и предплечьях пользователя. Генеральный директор Control VR Алекс Сарнофф (AlexSarnoff) говорит, что перчатки найдут свое применение в самых разных сферах. Так, устройство способно помочь восстановиться людям, пережившим инсульт или другие тяжелые болезни. Человек сможет проходить курс терапии в виртуальном мире, находясь при этом не в больнице, а в своей квартире.

Сарнофф уверен, что нам посчастливится своими глазами наблюдать технологическую революцию. Мы увидим появление приложений виртуальной реальности, которые в корне изменят отдых, общение и саморазвитие, – вообще вся человеческая жизнь станет иной.

Виртуальная реальность может оказать неоценимую услугу для поиска нужной информации в стремительных информационных потоках. Необходимые данные можно будет получить даже быстрее, чем сейчас, к тому же они станут нагляднее.

Важное направление – подготовка специалистов в военной и гражданской сферах. Взять, к примеру, хирургию. Искусственная реальность позволит обучить специалиста намного быстрее, чем раньше, ведь он сможет тренироваться в условиях, максимально приближенных к «рабочим». Нечто похожее мы уже видели на примере подготовки летчиков и космонавтов. А еще для профессиональных тренировок больше не нужен будет громоздкий тренажер – для этого будет достаточно компактного устройства.

Здесь уместно вспомнить тренажер 3D VIRTSIM, созданный американским оружейным гигантом Raytheon. Он позволяет перенести оружие и бойцов в виртуальный мир – это может быть лес, городская улица, помещение с заложниками и т. д. Концепция выстроена вокруг специальной программы, очков виртуальной реальности, а также инфракрасных излучателей, закрепленных на теле и оружии бойцов. Кроме того, симуляторы могут пригодиться, если речь идет о преодолении страха или фобии. Важно заметить, что в будущем симуляции станут еще реалистичнее – вплоть до полного погружения человека в виртуальный мир, когда он уже не сможет определить, где именно находится сейчас – в реальности или виртуале.

Искусственная реальность будет играть огромную роль в промышленности. Например, в автомобилестроении. Такие важные аспекты, как создание макета/прототипа, продувка модели авто в аэродинамической трубе и дорогостоящие крэш-тесты, навсегда канут в Лету. Их место займет компьютерное моделирование, позволяющее воссоз¬дать все это детально.

Дальше – больше. Сотрудникам компаний больше не придется потеть в душном офисе. Рано или поздно технологии позволят создать 3D-модель человеческого тела и перенести ее в виртуальный мир. Конечно, Интернет и сегодня дает возможность вести переписку или создавать видеоконференции, но это попросту не всегда удобно.

Гибрид виртуальной и дополненной реальности создает компания MagicLeap. Концепцию назвали «кинематической реальностью». С помощью специальных гаджетов создатели хотят привнести виртуальные элементы (например, фигуры или скульптуры) в реальный мир. Таким образом, речь идет о неких голограммах. Специалисты очень высоко оценивают проект, а Google уже вложила в стартап 542 млн долларов.

В виртуальность с головой

Но как же быть с фантастическими сюжетами про человечество, которое стало заложником виртуального мира? Конечно, пленников Сети хватает и в наши дни, однако мы говорим про полную имитацию жизни – про виртуальный мир, в котором мы сможем чувствовать вкусы, запахи и все то, что характерно для нашей повседневной жизни.

И хотя информационные технологии уверенно идут вперед, полное погружение в виртуальность нам, похоже, не грозит, во всяком случае, в ближайшем будущем.

Не последнюю роль в этом играют и сами технологии, ведь современных людей ничем не удивишь. К примеру, не произвела революции в восприятии кино технология 4D. Комбинация 3D-технологий и синхронизированных с фильмом физических эффектов не делает человека частью происходящего на экране, а лишь позволяет веселее проводить время.

Обмануть разум будет очень тяжело. Но фантасты не унывают: они уже давно сделали виртуальную реальность одним из самых популярных направлений своей деятельности. Наиболее совершенным из всех перспективных методов создания виртуальной реальности можно считать прямую стимуляцию нервной системы. Концепция предлагает интеграцию виртуальной реальности в нервную систему человека, служащую для восприятия реальности. Пользователь будет получать искусственные нервные импульсы, а реальные импульсы будут блокироваться и не смогут достигать центральной нервной системы.

Известный компьютерный специалист Эрнст Адамс (Ernest W.Adams) делит виртуальное погружение на шесть категорий: тактическое, стратегическое, повествовательное, эмоциональное, сенсорное, пространственное и психологическое. В последнем случае сознание игрока как бы переносится в тело управляемого им персонажа, но в то же время человек может ощущать свое реальное, физическое тело.

Один из сюжетов развития ситуации такой: в 2020-е годы появятся нанороботы, которые, попав в человеческий мозг, будут отвечать за виртуальное обоняние, зрение и слуховые эффекты. Такие устройства будут не больше клеток крови – они смогут постоянно находиться в организме и активизироваться в нужный момент. Миниатюрные устройства найдут свое первоначальное применение, например, в медицине, а затем (когда их безопасность будет подтверждена) распространятся и на другие сферы жизни.

Но согласится ли человек добровольно променять свой привычный мир на виртуальную реальность? Можно без колебаний ответить «да». Проблемы экологии, социальная напряженность, наконец, материальные трудности толкают людей в объятия виртуального мира. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на статистику онлайн-игр, где за последние годы появились миллионы новых игроков, и они нередко тратят на игру больше половины своего времени. Остается только гадать, сколько времени человек будет проводить в виртуальном мире, если он как две капли будет похож на реальный.

Виртуальная жизнь – пока не норма

Современный человек уже отчасти живет в виртуальной реальности, – говорит психоаналитик, специалист Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии Любовь Заева. – Отключение Интернета, отсутствие какого-то значимого объекта в Сети переживаются как сильный стресс. А серфинг по интернет-просторам – начало дня, обеденный отдых и вечернее времяпрепровождение большей части взрослого населения. Дети стали заложниками виртуальной реальности (игры и соцсети) отчасти по вине взрослых. Рождаясь, человек приходит в мир, который создали до него взрослые. И взрослые знакомят его с этим миром, учат правилам поведения в нем, передают их через страхи. Например, на улице страшно, взрослые опасны, ты беспомощный и глупый, тебе легко причинить зло, все вокруг непредсказуемо, родители тоже беспомощны, они не знают, как тебя уберечь, – сиди лучше возле них. И дети сидят. Там, где безопасно, то есть – дома. В этом смысле для них виртуальная реальность – контролируемая и безопасная.

Интернет изменил и объектные отношения. Все больше людей строят отношения на дистанции, иногда даже не встречаясь. Создается иллюзия близости и полного контроля над ситуацией. От того, что некоторые люди полностью переключили свое либидо с реальных людей на виртуальные объекты, есть и плюс. Например, эксгибиционисты могут получать разрядку значительно проще и быстрее. Как и те, кто в реальности плохо контролирует свои агрессивные сексуальные импульсы. Порнография как часть виртуального досуга снижает страх перед реальной женщиной, помогает найти объект сообразно своим фантазиям и наклонностям – без ущерба для окружающих. Правда, если виртуальная реальность становится единственным «местом» получения удовольствия, то в дальнейшем в реальности жизненной, за пределами компьютера, человек может начать испытывать трудности. Полный уход в виртуальную реальность – серьезный симптом, подобный психотическому желанию покинуть этот мир. Готовность жить только в виртуальной реальности в наше время – не норма. Но кто знает, возможно, через какое-то время изменится и это, и длительные виртуальные «отпуска» станут обыденностью и частью современной жизни.

Концепция виртуальной реальности представлена в таких культовых кинокартинах, как фантастическая трилогия «Матрица». Искусственный мир также лег в основу психоделического триллера «Экзистенция», вышедшего на экраны в 1999 году. Любопытный взгляд на виртуальную реальность представлен в фильме «Тринадцатый этаж» Йозефа Руснака. В философском смысле весьма интересной может показаться картина 1999 года «Темный город», в которой инопланетная раса поселила людей в искусственный мегаполис, периодически меняя им воспоминания и условия жизни для того, чтобы понять, что же такое человеческая душа.