Биографии Характеристики Анализ

Чеченцы ингуши кто они. Традиции и религия

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.

Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны.

Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.

Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов. Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».

Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».

Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.

В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты.

В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане». Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены.

Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».

Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса - это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад.

Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Размежевание

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.

Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа.

Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы. В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма.

Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».

После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти.

В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.

После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии.

В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм. В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней.

До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь.

Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.

Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.

В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики.

В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

Традиции

По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.

То же самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях.

Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских. Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки.

Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны. Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями».

Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские. Ингушский тейп обычно экзогамен.

Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи. В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет.

В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов. На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев.

Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.

Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

Согласно мнению учёных, чеченцы и ингуши изначально были представителями единого народа – вайнах. Историки предполагают, что предки вайнахов жили в северокавказских степях, примыкающих к территории современной Чечни. В первом тысячелетии нашей эры здесь правил Хазарский каганат. После предки вайнахов расселились по Кавказу, став родоначальниками не только чеченцев и ингушей, но и некоторых других малых народов.

Внешность и язык

Представители этих двух народностей очень похожи друг на друга, но всё же имеют ряд отличий не только в традициях и языке, но и во внешнем виде. Ингушей обычно описывают как черноволосых, с орлиным носом, сухощавых, бледнолицых и так далее. Ингуши быстро говорят и резки в своих движениях. Чеченцы же представляют смешанный тип. Так, представители данного народа могут иметь как чёрные, так и русые волосы, как тёмно-карие, так и голубые глаза. Чеченцы более медленно говорят и меньше жестикулируют.

Чеченцы и ингуши очень похожи друг на друга, но всё же имеют ряд отличий не только в традициях и языке, но и во внешнем виде // Фото: cyrillitsa.ru


Чеченский и ингушский языки схожи между собой на 80%. Даже если представители этих двух народностей не будут знать язык другого, то они всё равно смогут поговорить и понять собеседника.

Традиции и религия

На современном этапе большинство чеченцев, как и ингушей, являются последователями ислама суннитского толка. Если в Чечне параллельно набирают популярность различные течения ислама, в том числе и радикальные, то среди ингушей часто можно встретить людей, не забывших традиций и религии, господствовавшей до прихода в регион мусульманской веры. Так, ингуши чтят своих предков, очаг и надочажную цепь. Очаг является центром жилища. Возле него принимаются все ответственные решения и происходят важные события. Если гость коснётся надочажной цепи, то он окажется под покровительством хозяина дома. А если это сделает враг, то ему будет прощено всё.


Ингуши сохранили многие традиции своих предков // Фото: myshared.ru


Ингуши кормят гостя специальным мясным блюдом. У чеченцев допускается угостить его супом. Чеченцы во время сватовства знакомятся со своей тёщей, а на свадьбе невеста не стоит в углу, а находится в специальной комнате. Ингуши же избегают тёщу и оставляют невесту в углу.

Как и у чеченцев, жизненный уклад ингушей определяется тейпами – клановой структурой. Тейпы у чеченцев более многочисленные. Но в то же время представители этой народности стараются заключать браки внутри своего клана, дабы не утрачивать кровных уз. Тейпы у ингушей насчитывают не сотни, а десятки семей. Кроме того, заключение брака внутри тейпа совсем не приветствуется. Этнографы отмечают, что ингуши сохранили гораздо больше характерных для вайнахов традиций, нежели чеченцы.

Разделение

Исследователи полагают, что разделение единого вайнахского народа пришлось на XVIII век. В то время ингуши, расселившиеся по большей мере в верховьях реки Сунжи, приняли решение стать подданными Российской империи. Во время Кавказских войн, продлившихся в общей сложности почти полстолетия, размежевание чеченцев и ингушей только усилилось. Если ингуши оставались в стороне от войны за веру, то в Чечне глубоко пустило корни учение, согласно которому процветание страны возможно лишь после изгнания завоевателей-иноверцев, в роли которых выступали русские. Затем для урегулирования ситуации правительство Российской империи решило заселить ранее принадлежавшие ингушам земли казаками. Во времена гражданской войны ингуши выступили за большевиков, поскольку им было обещано вернуть территории.

В начале тридцатых годов прошлого века на карте Советского союза образовалась АССР, просуществовавшая до 1944 года. Среди чеченцев и ингушей было немало желающих сотрудничать с фашистами, за что они поплатились депортацией и ликвидацией АССР. Появилась Грозненская область, а часть территорий была распределена между Осетинской, Грузинской и Дагестанской АССР. В девяностые годы Чечня провозгласила независимость, тогда как ингуши решили оставаться частью России.

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

Истоки

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.
Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».
Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».
Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.
В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».
Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».
Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса - это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Размежевание

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.
Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.
В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».
После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.
После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Религия

Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.
В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.
Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.
В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

Традиции

По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.
Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.
Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.
Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.
Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.
В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.
На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

Истоки
В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.
Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.

Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».

Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».

Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.

В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».
Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».

Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса - это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Размежевание
Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.

Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.

В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».

После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.

После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Религия
Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.

В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь.

Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.

Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.

В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

Традиции
По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.

Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.

Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.

Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.

Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.
В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.

На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

ЧИНГИСХАН:
Вот как отзывались об Г1алг1аях - (Ингушах) - представители других народов в разные века и года … В 13-веке напав на государство Г1алг1аев - (Ингушей) - Аланию и разрушив столицу Г1алг1аев-(Ингушей)-город солнца Магас - Чингизхан оставил заметку в своем дневнике - "Я ЗАВОЕВАЛ ПОЛ ЕВРОПЫ И ГОРОД МАГАС"- то есть он сравнил битву за город Магас с битвой за целый материк … § …
Оставьте в покое Кавказ, отзовите из гор войска. Живыми их не сломить, а мертвые дань не платят». Чингисхан так про предков Вайнахов Ингушей и Чеченцев, писал сам Чингисхан который завоевал пол мира но так и не смог завоевать и покорить Аланов предков Вайнахов!

В 17-веке Имам Шамиль после завоевания почти всего Кавказа - три раза нападал на Г1алг1аев-(Ингушей)-что бы силой захватить этот народ - и трижды потерпев поражение понял – что этот народ нельзя покорить силой.

Вначале 20-века Деникин свободно разгуливая по Кавказу со своим войском не успев вступить на землю Г1алг1аев -(Ингушей) - получил решительный отпор и был разгромлен. - После своего поражения Деникин пишет так о своем враге – ИНГУШИ НАИМЕНЬШИЙ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАРОД НА КАВКАЗЕ И ПРИ ЭТОМ НАИБОЛЕ СИЛЬНЫЙ И ВОИНСТВЕННЫЙ НАРОД НИ ТОЛЬКО НА КАВКАЗЕ НО И ВО ВСЕМ МИРЕ … § … "Ингуши не подлежат перевоспитанию"

Генерал Ермолов … § … "По важности места, занимаемого ингушами…сколь неприятные последствия могли бы произойти, если бы народ сей самый воинствующий и мужественнейший был доведен до возмущения, решил бы удалиться в горы." Генерал Ермолов … § … "Ингуши - наименьший по численности и наиболее спаянный и сильный военной организацией народ, оказался по существу, вершителем судеб Северного Кавказа." Генерал А.И. Деникин …

Характер их отличается удивительной вспыльчивостью. Каждое бранное слово ингуш считает для себя высочайшим оскорблением и нередко мстит обидчику смертью. Не дорожа до такой степени жизнью другого человека, он мало ценит и свою, а вследствие этого отличается удивительным геройством. Эта черта характера принадлежит не только мужчинам, но также и женщинам, из которых каждая решится пожертвовать жизнью, но никого не допустит оскорбить себя…
Лядов В. КАВКАЗ В ФИЗИЧЕСКОМ И ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИЯХ.
В жур.: "РАССВЕТ", т. IV. - СПб., 1859г. ! … § …

Я послал к Ингушам 18 тысяч Казаков считая, что их по численности Ингушей будет достаточно, приехав утром из завоеванной Чечни, посмотреть на завоеванные земли Ингушей я увидел только трупы Казаков и понял что действительно этот народ и есть Воинственный и никем не покоренный народ Ингуши, развернул карету и поехал в свою Чечню отдыхать! После этого поражения я приказал Установить Редут на подходах к Назрани для защиты Осетин и другого насения Кавказа от нападений Дагестанцев и Чеченцев и нанимать туда для службы Ингушей, которые также нанимались для усмирения Восстаний в Чечне в Дагестане а также на всем Кавказе. После была построена вторая Крепость для Ингушей в г. Владикавказе! "А.П. Ермолов

Хроники-Летописи про Гаргареев-Алан-Дзурдзук- Цанар-Кистов(Глигви- Г1алг1ай)_ По данным античных, грузинских, армянских письменных источников в I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. известны этнонимы малхи, махалоны, кавкасиане, хамекиты, дурдзуки, глигвы, двалы, дигоры, колхи, халибы, санары, махалы, ганахи, халы, сьербы, троглодиты, кисты и др., под которыми в различные периоды различным авторам были известны племена далеких предков ингушей. Часто древние авторы называли северокавказские племена (в том числе и праингушские) скифами и сарматами

В то время как некоторые взрывают и уничтожают на Кавказе памятники Лермонтову Михаилу Юрьевичу другие ставят памятник ему у себя на своей исторической родине. Бюст Великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову перед зданием ЦАО г. Назрань Республика Ингушетия
Кто-то Великому сыну России ставит бюсты, кто-то и в школьной программе изучать произведения его запрещает…

Сторожевые великаны из произведения Лермонтова

И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы -
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!
И дик и чуден был вокруг
Весь Божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье Бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.
Михаил Лермонтов, 1839

Считается, что текст на Зеленчукской стелле на осетинском языке на том основании, что там присутствует слово "фурт" (сын по-осетински), но не учитываетсчя что само это слово в осетинский язык попало из языка аборигенного населения этих мест до перехода его на иранский язык. Например: в ингушском языке "фу" - это яйцо, фурт "потомство". А в хурритском языке "фуртаки" значит "сын".

Деникин в своих мемуарах пишет, что на Кавказе Чеченцев-17% Осетин 14% Кабардинцев 8% Ингушей 4%, и что заправляют там именно Ингуши. Кабардинцев грабят по привычке, казаков в счет уплаты за сотруничество, дагестанцев за плодородные земли, а Осетинов просто потому, что те трусы и чужаки.

Высказывание БЕРИИИ:
" Аланское отродье ""
«Берия оторвался от бумаги, поправил
пенсне:
– Вот вам, товарищи, пример народа,
который упорно отказывается влиться
в массы. Ингуши в Гражданской
отличились. Красная Ингушетия! Да им
просто выдался случай показать свои
волчьи зубы. Лишь бы порвать
«чужеземцев», и им, на самом деле,
наплевать красное мясо рвут их зубы
или белое. Аланское отродье! Один
ученый-историк на Северном Кавказе
меня просветил. Оказывается, они с
древних времен известны своей
неукротимостью. Их потому и
истребляли. Этот ученый объяснил
мне, что аланскими отпрысками
являются карачаевцы, ингуши,
чеченцы, балкарцы и дигорцы. Ну,
дигорцев пока оставим, но
остальные…
Сейчас идет война. Красная Армия
отстаивает свободу и независимость не
только всех советских людей, но и
всего человечества.
«Кто не с нами - тот против нас» -
говорил Владимир Ильич. Так вот за
полтора-два года задокументирована
предательская сущность указанных
народов на основании неопровержимых
фактов. Мы собрали полные сейфы
документов, работали, не покладая
рук. И мир, борющийся с фашистской
гидрой, нас не осудит - мы ему
документы под нос.
С волжскими немцами мы уже
расправились. Они пострадали не
потому, что они - немцы и могли
сочувствовать немецкой армии. Нет!
Это мы говорим: так надо для
политики. Они, фольке дойче, повинны
в том, что, прожив триста лет в массе
русского народа, не смешались, не
растворились, а сохранили свою
характерную немецкую идентичность:
язык, характер, привычки. Что ж,
поглядим, какими они выйдут из этой
мельницы. Товарищи, вы самые
ответственнейшие за выполнение
секретных предписаний ЦК и
Правительства.
За немцами последуют ингуши,
чеченцы, балкарцы, карачаевцы,
курды, турки из Грузии, греки, татары
из Крыма и кое-кто другой. У нас с
вами полтора-два года, чтоб
юридически обосновать необходимость
депортации этих народов (лучше бы,
конечно…). Документики, товарищи,
документики! Делайте их, создавайте,
творите!
Целые вагоны компромитирующих
документов! Да не жалейте вы бумагу
и чернила! Поощряйте писак! Вот в чем
наша с вами главная задача…
Надеюсь, вы понимаете, что я не от
себя это говорю»
Греки и римляни описывают алан светловолосыми и светлокожими (ну, относительно себя, конечно), но осетино среди соседей выделяются более смуглой кожей и темными волосами. Исследователи (кроме конечно Коха, Гана и других первых немецких нацистов, пытавшихся доказать своим соотечественникам, что на Кавказе живут остатки готов), также подчеркивают эту их особенность.

СТАЛИН:
Из архива ЦГА. Беседа Сталина с депутатом-ингушом Бузуркиевым: сталин: -Товарищ Бузуркиев, как Вы смотрите на то, чтобы ингушей и осетин стенка на стенку поставить? Бузуркиев: - "Давайте хоть сегодня, товарищ Сталин!" - "Да-а-а, товарищ Бузуркиев, я знаю, что ингуши задавят осетин. Но я не позволю вам этого сделать. И не потому, что какая-то из моих бабушек осетинка, и дед, моего отца носил фамилию Дзугаев, а потому, что осетины мне ближе подуху…

"Чеченцы, великолепные наездники-могут преодолевать за одну ночь 120, 130 или даже 150 верст. Их кони, не сбавляя шагу-всегда галопом, штурмуют такие склоны, где казалось бы не пройти и пешему.... Если впереди лежит расщелина, к-ю не решается преодолеть сходу его конь, чеченец закутывает голову скакуна буркой и, доверив себя Всевышнему, заставляет иноходца перепрыгивать через пропасть глубиной до 20 футов""
А. Дюма Кавказ (Париж, 1859)

Чеченцы были всегда грозным противником. Они бились с нами не на жизнь, а насмерть.""
В.А. Потто. Исторический очерк Кавказских войн.. (Тифлис, 1899)
Способности этого племени-вне сомнений. Из кавказских интеллигентов есть уже много чеченцев в школах и гимназиях. Где учатся они - ими не нахвалятся. Те, которые высокомерно унижают непонятного горца, должны согласиться, что разговаривая с простым чеченцем, чувствуешь, что имеешь дело с человеком чутким к таким явлениям общественной жизни, которъе почти недоступны нашему крестъянину средних губерний""
Немирович- Данченко. Вдоль Чечни.

Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности - не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это - чечены.
Мы уже видели, как они относились к лагерным беглецам. Как одни они изо всей джезказганской ссылки пытались поддержать кенгирское восстание.
Я бы сказал, что изо всех спецпереселенцев единственные чечены проявили себя зэками по духу. После того как их однажды предательски сдёрнули с места, они уже больше ни во что не верили. Они построили себе сакли - низкие, тёмные, жалкие, такие, что хоть пинком ноги их, кажется, разваливай.
И такое же было всё их ссыльное хозяйство - на один этот день, этот месяц, этот год, безо всякого скопа, запаса, дальнего умысла. Они ели, пили, молодые еще и одевались.
Проходили годы - и так же ничего у них не было, как и в начале. Никакие чечены нигде не пытались угодить или понравиться начальству - но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны. Презирая законы всеобуча и те школьные государственные науки, они не пускали в школу своих девочек, чтобы не испортить там, да и мальчиков не всех. Женщин своих они не посылали в колхоз. И сами на колхозных полях не горбили. Больше всего они старались устроиться шофёрами: ухаживать за мотором - не унизительно, в постоянном движении автомобиля они находили насыщение своей джигитской страсти, в шофёрских возможностях - своей страсти воровской. Впрочем, эту последнюю страсть они удовлетворяли и непосредственно. Они принесли в мирный честный дремавший Казахстан понятие: "украли", "обчистили". Они могли угнать скот, обворовать дом, а иногда и просто отнять силою. Местных жителей и тех ссыльных, что так легко подчинились начальству, они расценивали почти как ту же породу. Они уважали только бунтарей.
И вот диво - все их боялись. Никто не мог помешать им так жить. И власть, уже тридцать лет владевшая этой страной, не могла их заставить
уважать свои законы.
А.И. Солженицын "Архепилаг Гулаг"

Чеченцы - самые смелые и непокорные племена на Кавказе. Они воинственны еще более, чем лезгины; наши войска никогда не могли покорить этот народ, несмотря на многочисленные экспедиции, предпринятые против них, и опустошения, которым неоднократно подвергались их земли."Ген. Ермолов.

"Еще не родился такой человек,
Чтоб горы уставить гробами,
Чтоб сдвинуть Казбек дерзновенной рукой,
Чтоб сделать ЧЕЧЕНЦЕВ рабами!" М.Ю. Лермонтов

"...Если бы не было причин для раздоров в их среде, Чеченцы стали бы очень опасными соседями, и можно не без основания применить к ним то, что говорил Фукидид о древних скифах: "Нет в Европе, ни в Азии народа, который мог бы оказать сопротивление им, если бы последние объединили свои силы"
Иоганн Бларамберг, «Кавказская рукопись».

Но существует воспитание: уважение к старшему, уважение к другу, уважение к женщине, законопослушание. Уважение к религии, причем не напускное, не надуманное, а настоящее. Я очень люблю и уважаю вайнахов. И они проявляют ко мне самое доброе отношение, хотя бы по той простой причине, что я за всю свою долгую жизнь никогда ни словом, ни делом не изменил этому народу. Чеченцы - мужественный, непобедимый, нравственно чистый народ. А бандиты? Так они есть и среди русских, бандитов и у евреев достаточно...
...И когда мой сын или дочь начинают мне перечить, говорю: «Тебя надо было на воспитание в Чечню отправить, ты бы научился уважать родителей... Мне по душе эта культура.
Иосиф Кобзон

«Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся как чеченцы, на земле не существует и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев, а точнее, через полное их уничтожение».

«Государь!.. Горские народы примером независимости своей в самых подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости».
Из рапорта А. Ермолова императору Александру I 12 февраля 1819 г.

«Так же невозможно покорить чеченцев, как сгладить Кавказ. Кто, кроме нас, сможет похвастаться, что видел Вечную войну?»
Генерал Михаил Орлов, 1826 год.

«Чеченцы кроме русских и евреев являются самым образованным народом в составе Российской Федерации. В силу национальных особенностей, в силу закрытости и консервативности чеченцы смогли казахстанскую ссылку превратить для себя в возможность инновационного рывка. В то время как многие народы Кавказа и Прикавказья, попав в ссылку, практически погибли, минимально русифицированные чеченцы сумели интенсифицировать свою жизнь и резко, скачком, во много раз повысить уровень образования. Чеченцы вышли к ситуации 90-х годов органически принадлежа к высокотехнологической части советской элиты. Напомню, что многие министры в сырьевых отраслях, нефтяной и нефтегазовой, газодобывающей, были чеченцы и ингуши".
Максим Шевченко.

Кто-то справедливо заметил, что в типе чеченца, в его нравственном облике есть нечто, напоминающее Волка. Лев и Орел изображают силу, те идут на слабого, а Волк идет на более сильного, нежели сам, заменяя в последнем случае все – безграничной дерзостью, отвагою и ловкостью. И раз попадет он в беду безысходную, то умирает уже молча, не выражая ни страха, ни боли, ни стона»
(В. Потто, XIX век).

Что же касается чеченцев, то они, на мой взгляд, в массе своей обладают повышенным потенциалом мужества, энергии и свободолюбия. В конце первой чеченской войны я писал в тогдашней еще «Независимой газете», что чеченцы представляют по своим качествам, включая и интеллектуальные данные, некую флуктуацию позитивных свойств. Я знаком со многими чеченцами разного положения и возраста, и всегда поражаюсь их уму, мудрости, собранности, настойчивости. Одним из слагаемых упомянутой выше флуктуации мне представляется то обстоятельство, что чеченцы, единственные среди народов Российской империи, не имели аристократии, никогда не знали крепостного права, и лет уже примерно триста живут без феодальных князей".
(Вадим Белоцерковский, 22.02.08 г.)

Чеченцы, как мужчины, так и женщины, наружностью чрезвычайно красивы. Они высоки ростом, очень стройны, физиономии их, в особенности глаза, выразительны; в движениях чеченцы проворны, ловки; по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют «французами Кавказа», но в то же время подозрительны, вспыльчивы, вероломны, коварны, мстительны. Когда они стремятся к своей цели, для них хороши все средства. Вместе с тем чеченцы неукротимы, необыкновенно выносливы, храбры в нападении, защите и преследовании. Это – хищники, каких немного среди гордых рыцарей Кавказа; да и сами они не скрывают этого, избирая среди царства животных своим идеалом волка»
«Покорённый Кавказ. Очерки исторического прошлого и современного Кавказа СПб. 1904 г. Каспари.)

«Чеченцы очень бедны, но за милостыней никогда не ходят, просить не любят, и в этом состоит их моральное превосходство над горцами. Чеченцы в отношении к своим никогда не приказывают, а говорят ""Мне бы нужно это, я хотел бы поесть, сделаю, пойду, узнаю, если Бог даст». Ругательных слов на здешнем языке почти не существует...»
С. Беляев, дневник русского солдата, бывшего десять месяцев в плену у чеченцев.

«...Чеченцы не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. «Зачем уничтожать дар божий и труд человека», – говорили они... И это правило горского «разбойника» есть доблесть, которой могли бы гордиться народы самые образованные, если бы они имели её...»
А.А. Бестужев-Марлинский в «Письме доктору Эрману».

«Чеченцы! Вы – кремень! Вы – сталь, вы – алмаз! Стереть в порошок вас пытались не раз. Вы доброго семени стойкое племя, и вами веками гордится Кавказ!»
М.Ю.Лермонтов.

А в Русско-Чеченской войне 1994-96 годов, бойцы Чеченского Сопротивления сами связывались с родителями плененных ими Русских солдат, которые приехали убивать Чеченцев, и отдавали им их сыновей живыми.

Родителей Русских солдат, приехавшим в поисках пленных и без вести пропавших сыновей Чеченцы принимали у себя дома, давали ночлег, еду и никогда и не у кого не было и мысли взять за это какую-либо плату.

Право на свой дом по обычаю Чеченцев считается священным и не прикосновенным. За обиду хозяина в его собственном доме обидчик несет больше ответственности, чем за подобную обиду нанесенную в другом месте.

Входящему в чужой дом полагается просить на это разрешения хозяина. Разрешение следует сразу.
Чеченцы являются утонченно вежливыми хозяевами и гостями. …чеченцы отличаются самым радушным гостеприимством. Каждый старается окружить гостя тем материальным довольствием, какого сам не имеет ни в годовые праздники, ни в торжественные минуты для своего семейства».

(Дубровин. «История войны и владычества русских на Кавказе». 1871г. т.1. кн.1. стр.415.)
Существуют многочисленные материалы, которых можно найти, в частности в Актах собранных Кавказской Археографической Комиссией, доказывающие, например, как Русские солдаты убегали в Чечню на протяжении длительного периода Кавказской войны.

Беглых солдат, не смотря на то, что они пришли на их землю с войной Чеченцы принимали с уважением, согласно Чеченскому обычаю гостеприимства, и то, что их так принимали хорошо видно, как царским властям было очень трудно заставить Чеченцев выдать беглецов, для расправы.

За них предлагали большие деньги, а в противном случае угрожали уничтожением целого Чеченского селения, что порой и приводилось в исполнение.
Подробности о куначеских связях времен Кавказской войны можно найти и в сообщениях современников.

Так, например, Н. Семенов приводит яркие примеры того, как бежали в горы Русские крепостные крестьяне, солдаты, казаки. Они всегда «находили приют и гостеприимство» у Чеченцев и жили «довольно неплохо» в аулах Чечни.
(Н. Семенов. «Туземцы Северо-Восточного Кавказа». спб.1895г. стр.120.)
Известный кавказовед А.П. Берже, изданной в 1859 году в своей книге «Чечня и Чеченцы» пишет:

«В образе жизни между зажиточным и бедным Чеченцами почти нет никакой разницы: преимущество одного перед другим выражается отчасти в одеянии, более же всего в оружии и лошади …. Чеченцы в своем замкнутом кругу образуют с собой один класс – людей вольных, и никаких феодальных привилегий мы не находим между ними»
(А.П. Берже. «Чечня и чеченцы». Тифлис. 1859. стр.98-99.).