Биографии Характеристики Анализ

Что такое гештальт-психология? Принцип "здесь и сейчас". Ключевые идеи гештальтпсихологии

Гештальт-анализ Этимология.

Происходит от нем. Gestalt - форма, структура + греч. analysis - расчленение.

Категория.

Метод описания психопатологических процессов, разработанный в гештальтпсихологии.

Специфика.

В нем особое значение придается не столько отдельным феноменологическим фактам, сколько формам их субъективного упорядочивания, структурирования. Данный метод активно использовал К.Конрад.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "гештальт-анализ" в других словарях:

    Гештальт-Анализ - (от нем. Gestalt форма, структура + греч. analysis расчленение) метод описания психопатологических процессов, разработанный в гештальтпсихологии. В нем особое значение придается не столько отдельным феноменологическим фактам, сколько формам их… … Психологический словарь

    ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ - Создателем гештальттерапии является американский врач и психолог Фредерик Перлз (Фриц Перлз, 1893–1970 гг.). Получив медицинское образование, в 1926 году Перлз начинал свою работу в институте военных мозговых травм в Берлине. Его руководителем… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Гештальт-психология (gestalt psychology) - Г. возникла в начале XX в. как дополнение к традиционному методу научного анализа. Общепринятый способ анализа сложных явлений заключался в описании частей и воссоздании целого путем суммирования полученных описаний. Однако новые достижения в… … Психологическая энциклопедия

    Гештальт - – «целое», «правильная форма», труднопереводимый немецкий термин. В начале XX в. появились первые гештальтпсихологи, которые утверждали, что сведение воспринимаемых явлений к простым элементам ведет к утрате общей конфигурации; иначе говоря,… … Словарь-справочник по социальной работе

    Детерминационный анализ - (теория правил) это, с одной стороны, математическая теория детерминаций, а с другой практический метод анализа правил, который позволяет искать и анализировать правила, обрабатывая данные опыта. Идея детерминационного анализа состоит … Википедия

    ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ - Создателем Т. а. является американский психиатр Берн (Berne E.). Согласно его концепции, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при самом активном… …

    Транзактный анализ (transactional analysis) - Т. а. это интеракционная психотер., построенная на предположении о том, что люди принимают текущие решения, основываясь на прошлых предпосылках, к рые в свое время могли способствовать выживанию, но на данный момент часто не имеют силы. Хотя Т. а … Психологическая энциклопедия

    САМОАНАЛИЗ - Анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. В отличие от близкого по смыслу понятия рефлексия (от позднелат. reilexio обращение назад, отражение) самонаблюдение, размышление над своими переживаниями и… … Психотерапевтическая энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЯ - наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    Чесноков, Сергей Валерианович - Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/12 мая 2012. Дата постановки к улучшению 12 мая 2012 … Википедия

Книги

  • Сейчас-ради-потом в психотерапии: гештальт-терапия, рассказанная в обществе эпохи постмодернизма , Спаниоло, Лобб Маргерита. Новая книга Маргериты Спаниоло Лобб - настоящий подарок для психологов и психотерапевтов. Автор предлагает глубокий анализ современной ситуации в обществе, новыхформ психологических… Купить за 632 руб
  • Сейчас-ради-потом в психотерапии. Гештальт-терапия, рассказанная в обществе эпохи постмодернизма , Спаниоло Лобб М.. Новая книга Маргериты Спаниоло Лобб - настоящий подарок для психологов и психотерапевтов. Автор предалагает глубокий анализ современной ситуации в обществе, новых форм психологических…

Гештальт - что это? Таким вопросом задаются многие современные люди, однако не всем удается найти на него правильный ответ. Само слово «гештальт» имеет немецкое происхождение. В переводе на русский язык оно означает «структура», «образ», «форма».

В психиатрию это понятие было введено психоаналитиком Фредериком Перлзом. Именно он является основателем гештальт-терапии.

Фредерик Перлз был практикующим психиатром, поэтому все разработанные им методы в первую очередь применялись для излечения расстройств психики, среди которых психозы, неврозы и пр. Однако очень широкое распространение получил метод терапии «гештальт». Что это такое, вскоре заинтересовались психологи и психиатры, работающие в разных сферах. Столь широкая популярность гештальт-терапии обусловлена наличием разумной и понятной теории, широким выбором методов или пациентом, а также высоким уровнем эффективности.

Основное достоинство

Главное и самое большое преимущество - это целостный подход к человеку, который учитывает его психические, телесные, духовные и социальные аспекты. Гештальт-терапия вместо того, чтобы акцентировать внимание на вопросе «Почему это происходит с человеком?» заменяет его следующим: «Что человек сейчас чувствует и как это можно изменить?». Терапевты, работающие в данном направлении, пытаются сфокусировать внимание людей на осознавании процессов, которые происходят с ними «здесь и сейчас». Таким образом, клиент учится нести ответственность за свою жизнь и за все происходящее в ней, а, следовательно, и за внесение желаемых изменений.

Сам Перлз гештальт рассматривал как целое, разрушение которого приводит к получению осколков. Форма стремится быть единой, и если этого не происходит, человек оказывается в незавершенной ситуации, оказывающей на него давление. В людях часто кроется множество незавершенных гештальтов, от которых не так уж и сложно избавиться, достаточно их увидеть. Огромным преимуществом является то, что для их обнаружения нет необходимости копаться в недрах бессознательного, а нужно всего лишь научиться замечать очевидное.

Гештальт-подход основан на таких принципах и понятиях, как целостность, ответственность, возникновение и разрушение структур, незавершенные формы, контакт, осознанность, «здесь и сейчас».

Важнейший принцип

Человек - это существо целостное, и его нельзя расчленять на какие-либо составляющие, например, на тело и психику или на душу и тело, поскольку такие искусственные приемы не могут положительно повлиять на его понимание собственного внутреннего мира.

Целостный гештальт состоит из личности и окружающего ее пространства, при влияющих друг на друга. Для лучшего понимания данного принципа можно обратиться к психологии межличностных отношений. Она дает возможность четко проследить за тем, насколько большое влияние общество оказывает на отдельного человека. Однако, изменяясь сам, он влияет и на других людей, которые, в свою очередь, также становятся другими.

К ключевым понятиям Московский гештальт-институт, как и многие другие, относит понятие «контакт». Человек постоянно с чем-то или с кем-то контактирует - с растениями, окружающей средой, другими людьми, информационным, биоэнергетическим и психологическим полями.

Место, в котором индивид соприкасается с окружением, принято называть границей контакта. Чем лучше человек ощущает и чем более гибко может регулировать контактную разницу, тем более он успешен в удовлетворении собственных потребностей и достижении поставленных целей. Однако данному процессу свойственны характерные признаки, которые приводят к нарушению продуктивной деятельности индивида в разных сферах взаимодействий. Гештальт-терапия Перлза направлена на преодоление подобных нарушений.

Принцип возникновения и разрушения гештальт-структур

С помощью принципа возникновения и разрушения гештальт-структур можно легко объяснить поведение личности. Каждый человек устраивает свою жизнь в зависимости от собственных потребностей, которым он и предоставляет приоритет. Его действия направлены на удовлетворение нужд и достижение существующих целей.

Для лучшего понимания можно рассмотреть несколько примеров. Так, человек, желающий приобрести дом, копит деньги на его покупку, находит подходящий вариант и становится обладателем собственного жилища. А тот, кто желает иметь ребенка, направляет все свои силы на достижение этой цели. После того как желаемое достигнуто (потребность удовлетворена), гештальт завершается и разрушается.

Понятие о незавершенном гештальте

Однако достигает своего завершения (а далее - разрушения) далеко не каждый гештальт. Что это происходит с некоторыми людьми и почему они постоянно формируют однотипные незавершенные ситуации? Это вопрос долгие годы интересовал специалистов в области психологии и психиатрии. Данный феномен получил название незавершенного гештальта.

Специалистам, местом работы которых является тот или иной гештальт-институт, удалось распознать, что жизнь многих людей часто наполнена постоянно повторяющимися типичными негативными ситуациями. Например, человек, несмотря на то что ему не нравится быть эксплуатируемым, постоянно попадает именно в такие ситуации, а тот, у кого не складывается личная жизнь, снова и снова вступает в контакт с ненужными ему людьми. Подобные «отклонения» связаны именно с незавершенными «образами», и психике человека не удастся обрести покой до тех пор, пока они не достигнут своего логического конца.

То есть личность, имеющая незавершенную «структуру», на подсознательном уровне постоянно стремится к созданию негативной незавершенной ситуации только для того, чтобы разрешить ее, и наконец-то закрыть этот вопрос. Гештальт-терапевт искусственно создает для своего клиента подобную ситуацию и помогает найти из нее выход.

Осознавание

Еще одним базовым понятием гештальт-терапии является осознавание. Стоит отметить, что интеллектуальные знания человека о своем внешнем и внутреннем мире не имеют к нему никакого отношения. Осознавание гештальт-психология связывает с пребыванием в так называемом состоянии «здесь и сейчас». Оно характеризируется тем, что человек совершает все действия, руководствуясь сознанием и будучи бдительным, а не живет механической жизнью, опираясь исключительно на стимульно-реактивный механизм, как это свойственно животному.

Большинство проблем (если не все) появляются в жизни человека по той причине, что он руководствуется умом, а не сознанием. Но, к сожалению, ум является достаточно ограниченной функцией, и люди, которые живут только им, даже не подозревают, что на самом деле являются чем-то большим. Это и приводит к замене подлинного состояния реальности интеллектуальным и ложным, а также к тому, что жизнь каждой личности протекает в отдельном иллюзорном мире.

Гештальт-терапевты всего мира, включая Московский гештальт-институт, уверены в том, что для решения большинства проблем, недоразумений, непониманий и трудностей человеку нужно лишь достичь осознавания своей внутренней и внешней реальности. Состояние осознанности не позволяет людям поступать плохо, поддаваясь порывам случайных эмоций, поскольку они всегда способны видеть окружающий их мир таким, какой он есть на самом деле.

Ответственность

Из осознанности человека рождается еще одно полезное для него качество - ответственность. Уровень ответственности за свою жизнь напрямую зависит от уровня ясности осознания личностью окружающей действительности. Человеку свойственно всегда перекладывать ответственность за свои неудачи и ошибки на окружающих или даже высшие силы, однако каждый, кому удается принять ответственность на себя, делает большой прыжок на пути индивидуального развития.

Большинство людей вообще не знакомы с таким понятием, как гештальт. Что это, они узнают уже на приеме у психолога или психотерапевта. Специалист выявляет проблему и разрабатывает пути ее устранения. Именно для этого гештальт-терапия техники имеет самые разнообразные, среди которых есть как собственные, так и заимствованные из таких как транзактный анализ, арт-терапия, психодрама и пр. По мнению гештальтистов, в рамках их подхода можно использовать любые методы, которые служат естественным продолжением диалога «терапевт-клиент» и усиливают процессы осознавания.

Принцип «здесь и сейчас»

Согласно ему, все действительно важное происходит в данный момент. Ум уводит человека в прошлое (воспоминания, анализ произошедших ситуаций) или в будущее (мечты, фантазии, планирование), но не дает возможности жить настоящим, что приводит к тому, что жизнь проходит мимо. Гештальт-терапевты призывают каждого своего клиента жить «здесь и сейчас», не заглядывая в иллюзорный мир. Вся работа данного подхода связана с осознаванием настоящего момента.

Виды гештальт-техник и заключение контракта

Все техники гештальт-терапии условно подразделяются на «проективные» и «диалоговые». Первые используются для работы со сновидениями, образами, воображаемыми диалогами и пр.

Вторые представляют собой кропотливую работу, которая осуществляется терапевтом на границе контакта с клиентом. Специалист, отследив механизмы прерывания человека, с которым работает, превращает свои эмоции и переживания в часть окружающей его среды, после чего выносит их на границу контакта. Стоит отметить, что гештальт-техники обоих видов переплетаются в работе, и четкое их разграничение возможно лишь в теории.

Процедура гештальт-терапии, как правило, начинается с такого приема, как заключение контракта. Данное направление характеризируется тем, что специалист и клиент - равноправные партнеры, и последний несет не меньшую ответственность за результаты проведенной работы, чем первый. Данный аспект как раз и оговаривается на этапе заключения контракта. В этот же момент клиент формирует свои цели. Человеку, постоянно избегающему ответственности, очень сложно согласиться на такие условия, и уже на этом этапе ему требуется проработка. На стадии заключения контракта человек начинает учиться отвечать за себя и за то, что с ним происходит.

«Горячий стул» и «пустой стул»

Техника «горячий стул» является одной из наиболее известных среди терапевтов, местом работы которых является Московский гештальт-институт и многие другие структуры. Данный метод применяется при групповой работе. «Горячим стулом» называется место, куда садится человек, который намеревается рассказать присутствующим о своих трудностях. В ходе работы между собой взаимодействуют только клиент и терапевт, остальные участники группы безмолвно слушают, и только по окончании сессии рассказывают о том, что они чувствовали.

К основным гештальт-техникам также относится «пустой стул». Он используется для размещения значимого для клиента человека, с которым он может провести диалог, причем не столь важно, жив ли он на данный момент или уже умер. Еще одним назначением «пустого стула» является диалог между различными частями личности. Это необходимо тогда, когда у клиента есть противоположные установки, порождающие

Концентрация и экспериментальное усиление

Своей оригинальной техникой гештальт-институт называет концентрацию (фокусированное осознавание). Существует три уровня осознавания - внутренних миров (эмоции, телесные ощущения), внешних миров (что я вижу, слышу), а также мыслей. Помня об одном из главных принципов гештальт-терапии «здесь и сейчас», клиент рассказывает специалисту о своем осознавании в данный момент. Например: «Сейчас я лежу на кушетке и смотрю в потолок. Я никак не могу расслабиться. Мое сердце очень сильно стучит. Я знаю, что рядом со мной находится терапевт». Данная техника усиливает ощущение настоящего, помогает осознать способы отстранения человека от реальности, а также является ценной информацией для дальнейшей работы с ним.

Еще одной эффективной техникой является экспериментальное усиление. Она заключается в максимизации каких-либо малоосознаваемых им вербальных и невербальных проявлений. Например, в случае, когда клиент, сам не осознавая этого, часто начинает свой разговор словами «да, но…», терапевт может предложить ему так начинать каждую фразу, и тогда человек осознает свое соперничество с окружающими и стремление всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Это еще один метод, к которому нередко прибегает гештальт-терапия. Техники данной отрасли часто направлены на выявление противоположностей в личности. Среди них особое место занимает работа с полярностями.

Например, человеку, который постоянно жалуется на то, что сомневается в себе, специалист предлагает уверенным, и с этой позиции попытаться пообщаться с окружающими его людьми. Не менее полезно провести диалог между своей неуверенностью и уверенностью.

Клиенту, не умеющему просить о помощи, гештальт-терапевт предлагает обращаться к участникам группы иногда даже с очень нелепыми просьбами. Данная техника дает возможность расширить зону осознавания индивида за счет включения в нее ранее недоступного личностного потенциала.

Работа со сновидениями

Указанная техника используется психотерапевтами различных направлений, но оригинальная гештальт-методика имеет характерные только ей черты. Здесь все элементы сна специалист рассматривает как части человеческой личности, с каждой из которых клиент должен идентифицироваться. Делается это для присвоения собственных проекций или избавления от ретрофлексий. Кроме того, в данной технике никто не отменял использования принципа «здесь и сейчас».

Так, клиент должен рассказывать терапевту о своем сне, как о чем-то происходящем в настоящем времени. Например: «Я бегу по лесной тропинке. У меня отличное настроение и я радуюсь каждому мгновению, проведенному в этом лесу, и т.д.». Необходимо, чтобы клиент описывал свой сон «здесь и сейчас» не только от собственного имени, но и от имени других людей и предметов, присутствующих в видении. Например «Я извилистая лесная тропинка. По мне сейчас бежит человек и т.д.».

Благодаря своим и заимствованным техникам гештальт-терапия помогает людям избавиться от и всевозможных масок, установить доверительный контакт с окружающими. Гештальт-подход принимает во внимание наследственность, приобретенный в первые годы жизни опыт, влияние социума, но вместе с тем призывает каждого человека принять на себя ответственность за собственную жизнь и за все то, что в ней происходит.

  • Здоровый и гармоничный человек способен удовлетворять свои потребности, но это невозможно без контакта со средой.
  • Если потребность не удовлетворяется, задача гештальт-терапевта – понять, почему и что с этим делать.

В детстве меня привлекали книги из серии «Все обо всем». В них авторы вмещали концентраты знаний о самых разных вещах. Упрощенный и поверхностный уровень погружения в тему меня не смущал: я и сейчас ценю такой формат при знакомстве с непрофильными, но интересующими меня сферами. Это отличная возможность быстро сориентироваться в вопросе, понять, о чем это в принципе.

Я постараюсь предельно просто и понятно, в популярно-энциклопедическом формате, описать ключевые тезисы в работе гештальт-терапевта.

Любой психотерапевтический подход отталкивается от идеи психологического здоровья, критериев здорового функционирования человека.

Здоровье в гештальт-терапии – это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции, как в физическом, так и психологическом аспектах.

Если нам холодно, организм повышает мышечную активность, появляется дрожь. Это помогает нам согреться.
Если нам жарко, организм потеет, охлаждая температуру тела.
Если организм утомлен, он требует отдыха, мы хотим спать.

Саморегулирующая система невозможна без контакта с внешней средой.

Когда мы голодны, мы не можем удовлетворить потребность в еде без взаимодействия с внешней средой.
Потребности в любви, признании, уважении, общении также удовлетворяются только при контакте со средой.

Мы живем, в чем-то нуждаемся, чего-то хотим, к чему-то стремимся. В идеальном варианте мы удовлетворяем свои потребности, закрываем гештальты . Если же потребность не удовлетворяется долгое время, у нас появляется внутреннее напряжение – то, что известно как «незавершенные гештальты» .

Каждая потребность проходит через несколько стадий развития:

Формирование и осознавание.

Контакт организма со средой, чтобы найти предмет и способ удовлетворения потребности.

Удовлетворение потребности.

Осмысление полученного опыта.

На любой из этих стадий наш контакт со средой может прерваться, а значит, потребность так и останется неудовлетворенной. Происходит это в результате действия четырех механизмов: проекции, интроекции, конфлюэнции и ретрофлексии.

1. Проекция

Вы прогуливаетесь по ночному парку и видите впереди шумную компанию молодых людей. Вам приходит в голову мысль отклониться от маршрута, чтобы не встречаться с незнакомцами. Так проявляется механизм проекции.

Основываясь на своем опыте, вы проецируете, что молодые люди могут оказаться агрессивными и встреча может быть небезопасной. Проективный механизм, как и любые другие способы прерывания потребностей, изначально полезен для нас.

Но вот другой пример. Молодой человек хочет познакомиться на улице с девушкой. Он останавливает себя, предполагая, что она откажется от знакомства: он ей не понравится, она не знакомится на улице, она замужем и так далее. В этом случае вместо полезной защитной функции механизм проекции останавливает удовлетворение реальной потребности молодого человека: познакомиться, завязать отношения.

Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту осознать потребность, увидеть, как он прерывает ее удовлетворение, и помочь найти подходящие способы ее удовлетворения.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения

Еще один пример. К терапевту обратился клиент с запросом помочь наладить отношения с женой. Мужчина ревнует ее по поводу и без, что приводит к семейным конфликтам и скандалам.

Ревность в данном случае – проективный механизм. Муж проецирует свои подозрения в измене на жену, предполагает, что он ей больше не интересен. Предъявление претензий ведет к усугублению конфликта и постоянным скандалам. При этом реальная потребность мужа в близости, любви не удовлетворяется.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения. Вместо привычных обвинений «Где ты опять была? Я тебе не нужен!» муж пробует вести себя по-новому. Например, обвинения можно заменить такими фразами: «Я переживаю, когда ты задерживаешься, я ценю наши отношения, мне важна наша близость».

2. Интроекция

Как-то на вечеринке знакомый завел разговор о том, что многие считают, будто на ноль делить нельзя. «Конечно, нельзя!» – эмоционально поддержало большинство участников дискуссии. Нас в школе так учили, да и если попробовать поделить на ноль на калькуляторе, на дисплее отобразится «Е» – значит, ошибка. Не можем же мы все ошибаться.

Однако приятель не унимался: «Почему же нельзя делить на ноль?» Ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих не было. Точнее, ответ был таков: «Потому что нельзя. Точка». Вот вам пример классического интроекта.

Интроекция – это механизм, при котором мы проглатываем, не пережевывая, новую информацию, установки, идеи. Мы запоминаем эту информацию, считаем ее очевидной и правильной, но она не присвоена и не переварена нами. Именно поэтому мы не можем ответить на вопрос, почему делить на ноль нельзя. Мы просто проглотили это знание и не можем наш ответ как-либо обосновать.

Если мы «интроецированы» какими-либо установками, правилами и знаниями, это не означает, они неверны или верны. Это значит только то, что мы не можем ими осознанно пользоваться. Наше поведение и реакции ригидны, и это может негативно влиять на удовлетворение наших потребностей.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные

При воспитании детей мы не можем обойтись без механизма интроекции. Мы не будем предлагать ребенку «присвоить» знание о том, что нельзя засовывать пальцы в розетку. И это будет полезным интроектом. Если же интроецированное знание для ребенка окажется недостаточно весомым, чтобы поверить на слово, будьте уверены – он проверит.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные. Кстати, оказалось, что теоретически делить на ноль можно. Операцию, которая в алгебре считается невозможной, можно произвести в других сферах математического знания.

Психотерапевт регулярно сталкивается с установками клиентов: «нужно строить карьеру», «мужчина должен зарабатывать больше женщины», «женщина не должна проявлять инициативу при знакомстве с мужчинами», «мне нужно выйти замуж» и так далее.

Гештальт-терапевт проверяет, насколько эти установки соотносятся с реальными потребностями клиента, действительно ли это его установки – или же это интроекты, которые блокируют развитие и удовлетворение истинных потребностей.

Например, женщина жалуется на неуспешные попытки построить отношения с мужчинами. При этом она опирается на некое идеальное представление о том, каким должен быть мужчина: любящим, верным, с высшим образованием, достойным доходом… Терапевт помогает ей осознать интроект «идеальный мужчина» и свои истинные потребности, которые, скорее всего, ему не соответствуют.

3. Конфлюэнция (слияние)

Как обычно развиваются романтические отношения в паре? На первом этапе мужчина и женщина будто сливаются воедино, говорят «мы» вместо «я». Им сложно расстаться даже на мгновение.

Такая совместность приносит обоим партнерам удовольствие. В гештальт-терапии этот механизм называется конфлюэнцией (слиянием). И в этом примере проявление конфлюэнции уместно и приятно.

Еще один пример – новорожденный ребенок. В первые месяцы жизни он находится в максимальном слиянии с матерью, и это единственный способ выжить, ведь он еще не может самостоятельно осознавать и удовлетворять свои потребности. Однако с течением времени ребенок учится отделяться от родителей. Он начинает осознавать свои потребности, учится самостоятельно их удовлетворять.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять потребности, отделяться

Еще один пример – созависимые отношения в семье. Жена может не осознавать свои личные потребности и границы, сливаться с мужем, его желаниями, потребностями, чувствами, жить его жизнью. При этом оба партнера чувствуют себя несчастными.

При работе с созависимостью гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять свои собственные потребности, отделяться. Клиент узнает, что есть личное пространство и потребности, которые конфлюэнция ограничивает, а есть совместные территория и времяпрепровождение, где слияние уместно и полезно.

4. Ретрофлексия

Представьте себе, что вас отчитывает начальник. Вы злитесь: кулаки сжаты, желваки играют. Вы хотите выразить агрессию, но по тем или иным причинам сдерживаете себя. Так проявляется механизм ретрофлексии: вы хотите отреагировать, выразить чувства, совершить какое-то действие, но будто замыкаете потребность в самом себе.

Ваш импульс выразить негодование начальнику остается внутри вас. Чувства не выражаются, но и не исчезают. Невыраженные эмоции начинают «съедать» вас изнутри, агрессия может превратиться в аутоагрессию.


Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится

У ретрофлексии, как и всех описанных выше механизмов, есть и полезная функция. Выражать чувства и совершать действия не всегда и не везде уместно и безопасно. Однако легко не заметить, что ретрофлексия вошла в привычку и начала нести деструктивную функцию.

Продолжим пример с критикующим начальником. Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится. Агрессия выльется в ненужное время, в ненужном месте и в ненужных количествах, и ваше поведение будет выглядеть неадекватным ситуации. Кроме того, это может привести к развитию психосоматических заболеваний.

Гештальт-терапевт помогает клиентам найти способы выходить из «режима автономности» и удовлетворять свои потребности, контактируя со средой, людьми, а не замыкать развитие потребности внутри себя.

***

Наличие всех этих механизмов прерывания – необходимое условие для здорового функционирования организма. Гештальт-терапевт не борется с ними – он совместно с клиентом исследует ситуации, в которых эти механизмы начинают давать сбой, и восстанавливает способность организма к целостному и гармоничному функционированию, саморегуляции, контактированию со средой.

Надеюсь, читая статью, вы вспомнили и осознали, как проявляются ваши собственные механизмы прерывания, и сможете сделать шаг к освобождению от их деструктивных проявлений.


Об эксперте

– психолог, гештальт-терапевт, психодрама-терапевт, оргконсультант, тренер, преподаватель Московского института психоанализа .


«Расскажите мне, и я забуду. Покажите мне, и я запомню. Позовите меня с собой, и я пойму». Конфуций (древний мыслитель и философ Китая).

Психологию, как систему жизненных явлений, знает, пожалуй, каждый, а вот как систему проверенных знаний – знают немногие, и то те, кто специально ею занимается, решая всевозможные научные и практические задачи. Термин «психология» впервые в научном употреблении появился в ХVI веке, и обозначал особую науку, которая занималась изучением душевных и психических явлений. В XVII – XIX веках, сфера исследований психологов значительно расширилась и охватила неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и детальность человека. А уже с XIX в. психология — самостоятельная (экспериментальная) область научных знаний. Изучая психологию и поведение людей, ученые продолжают искать их объяснения, как в биологической природе человека, так и в его индивидуальном опыте.

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология (нем. gestalt - образ, форма; gestalten - конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер . Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты » (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.

Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурная психология) на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.

Школа гештальтпсихологии

Школа гештальтпсихологии ведет свое начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи – феномена» , суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы – стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей (две прямые линии) путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее:

  • Если интервал велик – испытуемый воспринимает линии последовательно
  • Очень короткий интервал – линии воспринимаются одновременно
  • Оптимальный интервал (около 60 миллисекунд) – создается восприятие движения (глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно)
  • При оптимальном временном интервале – испытуемый воспринимал только чистое движение (осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии) – это явление и получило название «фи-феномен».

Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год.

Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880 -1943) – родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах – Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году ученую степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт – на – Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения.

Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью –Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление» , в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).

Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886 – 1941). Родился К.Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К.Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году – получил докторскую степень. В 1910 году – плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития» , посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года) . В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии» , которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

Идеи, законы, принципы

Ключевые идеи гештальтпсихологии

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
  • Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии

Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

Закон прегнантности : существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

Закон константности: все стремится к постоянству.

Закон близости : тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
  • Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
  • Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
  • Замкнутость (приобретение фигурой формы);
  • Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
  • Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

Гештальт – качество

Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität ) введен в психологическую науку Х . Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

  • разные тональности одной и той же мелодии,
  • картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

Константы восприятия

Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру , расположенный на фоне . Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

Гештальт–терапия

Гештальт-терапия – направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его – единое целое. Основатель гештальт – терапии — психолог Фридрих Перлз . Контакт и граница – это два основных понятия данного направления.

Контакт – процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.

Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения.

Техника гештальт-терапии

Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.

Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.

Техника игры:

  • Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул – для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул – ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности.
  • Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
  • Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи.

Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями.

Незавершенный гештальт

Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:

  1. Возникновение потребности;
  2. Поиск возможности ее удовлетворения;
  3. Удовлетворение;
  4. Выход из контакта.

Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом еще и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру – замечательный поэт, драматург и писатель — Оскар Уайльд:

«Чтобы побороть искушение – нужно ему… поддаться».

Завершенный гештальт дает непременно свои плоды — человек становится приятным, легким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!

Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта . Исполните свою заветную (желательно – не серьезную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.

Гештальт–упражнения

Гештальт-терапия представляет собой общие те­рапевтические принципы, способствующие помочь «самому себе» научиться разбираться в таинственных лабиринтах своей души и распознавать источники причин внутреннего противоречия.

Приведенные ниже упражнения нацелены: на одновременное осознание самого себя и бытия другого. В общем, призывают нас вступить за грань возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, для чего и как вы это делает. Основная задача этих упражнений – выработать умение находить собственные оценки.

1. Упражнение – «Присутствие»

Цель: фокусировка на ощущении присутствия.

  • Закройте глаза
  • Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. При необходимости произведите коррекцию позы
  • Будьте естественными каждое мгновение
  • Откройте глаза, расслабьте их, оставаясь застывшими телом и мыслями
  • Позвольте расслабиться телу
  • Сконцентрируйтесь на чувстве «существования» (почувствуйте «Я здесь»)

После концентрации в течение некоторого времени на ощу­щении Я, расслабившись при этом и с умолкнувшим рас­судком, внесите свое дыхание в осознание и переведите внимание с «Я» к «здесь», и мысленно повторяйте «Я — здесь» одновременно с вдохом, паузой, выдохом.

2. Упражнение — Ощущение «Ты»

Цель упражнения: суметь испытатьсостояниеприсутствие «в другом человеке», то есть суметь прочувствовать состояние «Ты» в замен — состоянию «Эго». Упражнение выполняется в паре.

  • Расположитесь лицом друг к другу
  • Закройте глаза, примите максимально удобные позы.
  • Дождитесь состояния полного умиротворения.
  • Откройте глаза
  • Начните вести бессловесный диалог с партнером
  • Забудьте о себе, сфокусируйтесь только на смотрящем на вас человеке.

З. Упражнение «Я/Ты»

Упражнение выполняется также в паре, необходимо сесть друг напротив друга.

  1. Сконцентрируйтесь;
  2. Глаза должны быть открытыми;
  3. Поддерживайте мысленное молчание, физическую релаксацию;
  4. Сконцентрируйтесь на обоих ощущениях «Я» и «Ты»;
  5. Попробуйте ощутить «космическую глубину», бесконечность.

Цель упражнения — достичь состояния: «Я» — «ТЫ» — «Бесконечность».

Гештальт-картинки

Рисунки перевертыши (зрительные иллюзии): Что вы видите? Какие эмоции переданы на каждой из сторон картинок? Не рекомендуется давать просматривать подобные картинки детям дошкольного возраста, поскольку они могут служить причиной психических расстройств. Ниже даны знаменитые «двойственные» изображения: людей, животных, природы. А что вы смогли разглядеть на каждом из рисунков?

Кроме того, идея гештальтпсихологии лежит в основе таких картинок, которые называются «друдлы». Читайте подробнее про друдлы на .

Этой статьей мы хотели пробудить в каждом из вас желание , начать заботиться о себе – раскрыться миру. Гештальт, конечно, не в силах сделать вас богаче, а вот счастливее – бесспорно.