Биографии Характеристики Анализ

Формирование слоговой структуры слова ткаченко. Основные принципы коррекции нарушений слоговой структуры слова

Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова

Т. А. Ткаченко

Актуальность проблемы

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращивания звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Однако, уребёнка 4-5 лет это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае ребёнку требуется помощь логопеда.

В системе языка слоговая структура занимает, с точки зрения Т. А. Ткаченко, особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи - фонетики (Т. Г. Егоров, Н. Х. Швачкин). Но с другой - существует связь между структурными искажениями слов с их семантической недостаточностью у дошкольников (Р. Е. Левина, А. К. Маркова). Поэтому лексические единицы - слова с малознакомым значением - чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй языка.

Р. Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребёнка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д. Б. Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребёнка в системе родного языка. Улучшая воспроизведение слоговой структуры, мы создаём основу для усвоения детьми грамматических конструкций и грамматики вцелом.

Отдельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам - окончаниям, предлогам, союзам. Они же нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа).

В русских словах сила безударных слогов неодинакова (А. Н. Гвоздев, Б. Киттерман, Т. Г. Егоров) а в указанных образованиях, где два-три согласных звука стоят рядом, их восприятия дополнительно затруднено.

Итак, становление и функционирование всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики, грамматики - органически связано с понятием «СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА».

А. К. Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороны деятельности ребёнка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового восприятия. Вследствие искажений слогового состава слова затрудняется общение дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем и грамоты.

Т. А. Ткаченко предлагает отвести нарушению слоговой структуры особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекционного воздействия.

Также, Т. А. Ткаченко утверждает, что именно нарушение слоговой структуры слова во всех указанных случаях является ключевым симптомом наличия общего недоразвития речи у ребёнка. А отсутствие искажений слогового состава слова позволяет усомниться в этом. Поэтому оценку нарушения слоговой структуры можно использовать как ключ к дифференциальной диагностике дошкольниковпроблемами в развитии.

В представлении Т. А. Ткаченко стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше четырёхлетнего возраста является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, которое, в свою очередь, неизбежно свидетельствует об общем недоразвитии речи у такого ребёнка.

Сокращение числа слогов, их перестановки, искажения, замещения - типичные примеры искажения слоговой структуры слов детьми. А самый распространённый дефект - нарушение воспроизведения стечений согласных звуков при произношении слов различной слоговой структуры (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л. Б. Есечко, О. Н. Усанова).

Т. А. Ткаченко в качестве одного из основных признаков нарушения слоговой структуры слов у детей выделяет искажение воспроизведения стечений согласных звуков и отводит ему ведущее мест в системе коррекционных упражнений.

При формировании слоговой структуры слова Т. А. Ткаченко предлагает применять в качестве вспомогательного средства, зрительные и жестовые символы гласных и согласных звуков. Такой подход существенно облегчает дошкольникам с ОНР ориентировку в структурном составе слова.

Вторая особенность методики Т. А. Ткаченко- значительное повышение лексической планкив ходе коррекции нарушений слогового состава слова.

Нередко педагоги, работающие в группах детей с ОНР, стараются ограничить их лексику обиходно-бытовыми рамками и исключить из текстов, предлагаемых детям редко употребляемые, сложные по значениюслова, к примеру такие: макулатура, поверхность, горнолыжный курорт, почтовый штемпель, головомойка, элеватор, прихорашиваться, неправдоподобный, фантастический, междугородний и др.

Т. А. Ткаченко, напротив, призывает логопедов активнее использовать подобные слова (естественно после овладения детьми произношением звуков, входящих в их состав) для коррекции нарушений слоговой структуры. Помимо смысла, требующего уточнения, они обладают усложнённойслоговой наполняемостью. Поэтому тренировка в их произнесении поможет улучшить состояние как слогового контура слова, так и словарного запаса ребёнка.

Главные тезисы данной методики

1. Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическими и грамматическими значениями слова.

2. Нарушение слоговой структуры неправомерно относить к дефектам произношения,предлагается отвести этой патологии особое место как при обследовании дошкольников, так и в процессе коррекции речи.

3. Оценка нарушения слоговой структуры может служить ключом к дифференциальной диагностике различных нарушений речи.

4. Предлагается рассматривать нарушение слоговой структурыкак одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии ОНР.

5. Самым распространённым дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков , преодолению которого предлагается отвести ведущее место в системе коррекционных упражнений.

6. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его значения.

7. Одно из важных условий проведения коррекционной работы - формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительнуюкинестетическую функции. Универсальным вспомогательным средством является в данном случаеспециальная символика Т. А. Ткаченко.

1. Основные принципы коррекции нарушений слоговой структуры слова

1. непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы, то есть определённого уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

2. В начале обучения ребёнку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки .

3. По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец, различные их комбинации.

4. На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребёнок проговаривает отражённо, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).

5. При формировании слоговой структуры слов в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.

6. В случае возникновения у ребёнка затруднений слогового состава произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура.

7. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.

2. Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова

Весь период обучения делится на четыре этапа:
Подготовительный этап - создание фонетико-фонематической базы)

Этап формирования слоговой структуры слова - состоит из 3-х ступеней

Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова - заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками

Заключительный этап - использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи

2.1. Подготовительный этап

(Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова)

1. Фонетическая база - овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправлении имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.)

2. Фонематическая база - способность к воспроизведению:

- сочетаний гласных звуков (АУИ, ОАИУ, УОИА и пр.)

- слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПА-ПУ);

- слоговых сочетанийс общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-ГО-БО);

- слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, ПА-БА);

- слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости-мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ);

- слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК);

2. 2. Этап формирования слоговой структуры слова

(3 ступени, 20 упражнений)

На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.

Для повторения ребёнку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.

1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур (упр. 1-6);

2-я ступень . Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков (упр. 7-14);

3-я ступень . Проговаривание слов (и их сочетаний) содержащих стечение согласных звуков (упр. 15-20);

2. 3. Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова

На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Р, Л). Подразумевается, что к началу данного этапа их произношение уже исправлено. В противном случае приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется, т. к. дефектное произношение стойко закрепляется.

Отражённое проговаривание и заучивание:

- слов, словосочетаний и предложений;

- рифмовок и стихов;

- скороговорок;

- рассказов;

2. 4. Заключительный этап

Предполагается, что ребёнок должен владеть правильным произношением всех звуков речи.

Скачать книгу Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь абсолютно бесплатно.

Для того, чтобы бесплатно скачать книгу с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.


Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь описание: Пособие является частью "Учебно-методического комплекта "Обновление". Оно предназначено для совместной работы взрослого и ребенка по устранению общего недоразвития речи. Адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям, занимающимся с детьми 4-6 лет. Может использоваться при групповых и индивидуальных формах обучения.

Название: Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь
Автор/составитель: Ткаченко Т.А.
Год: 2008
ISBN: 978-5-903444-77-9
Серия: УМК "Обновление"
Страниц: 48
Язык: русский
Формат: jpg
Размер: 30,7 Мб


Дорогие читатели если у Вас не получилось

скачать Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь

напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.
Мы надеемся, что Вам понравилась книга и Вы получили удовольствие от чтения. В качестве благодарности можете оставить ссылку на наш сайт на форуме или блоге:) Электронная книга Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь предоставлена исключительно для ознакомления перед покупкой бумажной книги и не является конкурентом печатным изданиям.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанелъ (милиционер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4-5 лет произносит: касавока (сковородка), писось (пылесос), анга (нога), липека (таблетка) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.

Предложения без труднопроизносимых звуков (шипящих и звуков Л, Р).
Охотники выследили лису.
Гости наследили на кухне.
Дети выпускали птиц из клеток.
Лисий след запутывает охотника.
Под мамино пение все дети успокаивались.
Охотники стаскивали с ног сапоги.
С облепиховых веток осыпались листья.
Дети высыпали подосиновики из кузовков.
Алевтина и Валентина подметали длинную комнату.
Все насекомые по выскакивали из-под плинтуса.
Антилопы заметались, так как львы оказались поблизости.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Слоговая структура слова, Коррекция нарушений, Ткаченко Т.А. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Профессионально-педагогическое образование России, Организация и содержание, Жученко А.А., Романцев Г.М., Ткаченко Е.В., 1999
  • Коррекция нарушения слоговой структуры слова, Ткаченко Т.А., 2002
  • Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов, Ткаченко Т.А.
  • Правильно произносим звук Ш, Логопедический альбом, Ткаченко Т.А., 2007

Следующие учебники и книги.

Галина Лепп
Коррекция слоговой структуры слова с использованием методических рекомендаций Т. А. Ткаченко

Каждый год ко мне в логопедическую группу поступают дети с общим недоразвитием речи. Как известно, при этом диагнозе у детей наблюдается системное нарушение речи, то есть звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи и, в том числе, слоговой структуры слова. Дети затрудняются в произношении слов из 2-3 слогов с прямыми и обратными слогами, слов со стечением согласных; не могут правильно повторить предложение, согласовать части речи. Они искажают порядок слогов, сокращают или замещают слоги в словах. Такие дефекты на фоне нарушенного звукопроизношения делают речь детей неразборчивой и аграмматичной. Это, в свою очередь, может привести к дисграфии и дислексии и оказать неблагоприятное влияние на успешность обучения ребенка в школе. Осуществляя работу по коррекции общего недоразвития речи, я обратила внимание на то, что овладение произношением слоговой структуры слов представляет для таких детей большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

Все вышеизложенное побудило меня начать целенаправленную работу над темой «Коррекция слоговой структуры слова с использованием методических рекомендаций Т. А. Ткаченко».

Актуальность своей темы вижу в том, что:

Своей деятельностью я реализую заказ государства и общества на повышение интеллектуального и речевого развития будущих граждан России;

Используемый мною методический и дидактический материал соответствует требованиям федерального и регионального образовательных стандартов;

Использование новых программ и технологий, оптимизация методов и приемов активизирует деятельность моих воспитанников в период формирования у них речевых навыков и способствует исправлению нарушений слоговой структуры слова;

Актуальность обеспечивается взаимодействием всех специалистов в коррекционной работе над слоговой структурой слов.

Новизна моего опыта заложена в принципах:

Принцип интеграции, который предусматривает возможность использования содержания работы по моей теме в разных разделах образования и ее реализацию через разные виды образовательной деятельности: игровой, речевой, познавательной, изобразительной, двигательной;

Создание новых условий для коррекционного воздействия на детей в области коррекции слоговой структуры слова через обновление содержания речевого центра и логопедического уголка, дидактических игр и пособий логопедического кабинета;

Современные подходы дают возможность стимулировать творческую активность и воображение, привлекают интерес детей, совершенствуют эмоционально-речевую сферу, психические процессы, тем самым активизируя деятельность детей и способствуя эффективной коррекции слоговой структуры слова.

Тема моего опыта работы раскрывает пути и средства обновления содержания коррекционного образования дошкольников через внедрение новых программ, педагогических технологий и методических рекомендаций нового поколения:

Федеральной программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»

Технологии Т. А. Ткаченко по коррекции ОНР «Если дошкольник плохо говорит», «В первый класс без дефектов речи»;

Практическая значимость моей работы состоит в том, что использованная мною система коррекции слоговой структуры слова дает хорошие результаты, адаптирована к детям логопедической группы. Кроме того, используемые мною конспекты, перспективные планы, дидактические игры и пособия позволяют мне работать в определенной последовательности, системно.

Убедившись в правильности выбора темы «Коррекция нарушений слоговой структуры слова с использованием инновационных технологий», я поставила перед собой цель: повысить уровень сформированности слоговой структуры у моих воспитанников и прийти к намеченной цели через решение задач:

Создание условий для формирования слоговой структуры слова у дошкольников;

Обеспечение методического сопровождения своего опыта работы;

Оптимизация эффективных средств и методов воздействия на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР;

Разработка критериев диагностики по оценке сформированности слоговой структуры слов у детей.

Так как я применяю в своей работе методические рекомендации Т. А. Ткаченко, то коррекцию нарушений слоговой структуры слова решила также вести по ее разработкам с учетом всех компонентов речи.

Высокую эффективность, подтвержденную многолетней практической деятельностью;

Наличие подготовительного этапа в виде создания фонетико-фонематической базы;

Уточнение семантики слова до начала отработки его слогового состава, а затем их параллельное закрепление;

Фонетическую доступность всех слов (наличие в них только правильно произносимых звуков);

Использование в качестве вспомогательного средства специальной зрительной и жестовой символики

Значительное увеличение пассивного и активного словарного запаса

Завершение не отраженной или заученной, а самостоятельной речью дошкольника.

1. Обследование состояния слоговой структуры слова.

2. Составление перспективного плана работы по исправлению нарушений слоговой структуры слова

3. Определение и подбор приемов работы.

Основываясь на результатах стартовой диагностики и задачах программы, я разработала перспективный план по коррекции слоговой структуры слов у детей с ОНР. За основу я взяла методические рекомендации Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова».

Согласно разработанного перспективного плана, всю работу разделила на 4 этапа: подготовительный, коррекционный, закрепляющий, заключительный.

1 этап – подготовительный (создание фонетико-фонематической базы речи) – провожу с целью: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка через развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Начинаю работу с развития фонематического восприятия, в которой можно выделить пять ступеней:

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе

и тембру.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

Для занятий использую упражнения из альбома Т. А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия».

2 этап – коррекционный. Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка через развитие звукопроизношения, фонематического слуха, навыков слогоделения и звукослогового анализа и включение в работу речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Этот этап проходит в три ступени:

1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.

2-я ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.

3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний, содержащих стечения согласных звуков. На этом этапе в качестве вспомогательного средства использую зрительные и жестовые символы звуков согласно методическим рекомендациям Т. А. Ткаченко. Для повторения предлагаю ребенку слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаю только для восприятия.

3 этап

– закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова. Цель этого этапа: совершенствование умений воспроизводить слова различной слоговой структуры на материале художественного слова. Здесь детям предлагаю тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (например, шипящие, соноры). К началу данного этапа, как правило, звукопроизношение уже исправлено. Использую прием отраженного проговаривания и заучивание слов, словосочетаний, предложений, рифмовок, стихов, скороговорок, рассказов.

4 этап

– заключительный. Его цель – использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи. К этому этапу ребенок уже овладел правильным произношением всех звуков речи. Здесь полученные навыки правильного произношения слоговой структуры слова закрепляются в самостоятельной связной речи: в составлении рассказов по опорным словам, описании предметов, придумывании конца или начала к рассказу педагога, в сравнении объектов, рассказывании по воображению, в диалоге на заданную тему, придумывании сказок по набору игрушек и т. п.

Все упражнения для 2-го, 3-го и 4-го этапов беру из альбома Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». Для проведения работы в соответствии с указаниями автора изготовила символы гласных и согласных звуков. Коррекцию слоговой структуры слова осуществляю на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях по формированию правильного звукопроизношения. Использую, в основном, игровые приемы, дидактические игры и упражнения. Использование методических рекомендаций Т. А. Ткаченко позволяет осуществлять работу по коррекции нарушений слоговой структуры слова с учетом индивидуальных особенностей детей.

Среди различных форм работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова существенное место отводится занятиям по выработке у детей речедвигательных навыков. С этой целью наряду с артикуляционной гимнастикой я вела занятия в кружке логоритмики «Ручеёк». С помощью приемов логоритмического воздействия мне удалось развить у детей координацию движений и речи, различные виды внимания и памяти (слуховые, зрительные); нормализовать голосовые функции и навыки речевого дыхания, развить мелкую моторику и мимические мышцы лица, а также общие двигательные навыки. Занятия кружка проводились 2 раза в неделю. Результаты диагностики показали существенное улучшение речедвигательных навыков, а это в свою очередь способствовало исправлению нарушений слоговой структуры.

С целью повышения качества коррекционной работы я применяю элементы и других педагогических технологий: сказкотерапии, музыкотерапии, арттерапии, игровых технологий (ТРИЗ, развивающие игры, здоровьесберегающих технологий. Так сказкотерапию применяю на заключительном этапе коррекционной работы для закрепления полученных навыков в свободной речи.

Для снятия напряжения, улучшения настроения детей, для стимуляции двигательных и речевой функций и создания положительного эмоционального фона занятий использую музыкотерапию. Это такие приемы, как прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку. Для релаксации я использовала музыкальные альбомы «Малыши у моря» и «Малыши у реки»: шорох волн, звуки прибоя, голоса птиц, журчанье ручья, звуки леса, весенний паводок. В качестве дополнения к основной методике музыкотерапия оказала положительное влияние на исправление нарушений слоговой структуры слова.

Использую отдельные элементы ТРИЗ и развивающие игры на этапе закрепления слоговой структуры слова в свободной речи.

На любом занятии с детьми применяю элементы здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного: снятие нагрузки на зрение, и опорно-двигательный аппарат, режим меняющихся рабочих мест.

Для отслеживания результатов использовала стартовую, промежуточную и итоговую диагностику. Стартовая диагностика показала уровень сформированности слоговой структуры детей на начало года, выявила типичные ошибки каждого ребенка, помогла наметить пути коррекции речевого дефекта. Промежуточная диагностика помогла обнаружить пробелы и сбои в формировании слоговой структуры слов, скорректировать перспективные планы, спланировать дальнейшую работу, помочь избежать некоторых неудач. Итоговая диагностика дала возможность отследить уровень сформированности слоговой структуры слова у детей, показала следующие результаты:

Высокий уровень – 72%

Средний уровень – 28%

Низкий уровень – нет

Общий уровень сформированности слоговой структуры по группе повысился на 24% и составил 56,5% (на начало года - 32,5%).

Анализ результатов итоговой диагностики показал, что дети с высоким уровнем сформированности слоговой структуры регулярно посещали детский сад, заинтересованы на занятиях, у них лучше развиты фонематические процессы, родители уделяют внимание занятиям с детьми, выполняют задания логопеда. Дети со средним уровнем детский сад посещали не регулярно, у них менее устойчивое внимание и менее развитые фонематические процессы, родители выполняли рекомендации логопеда не полностью.

Результаты диагностики за 2 года дают основания утверждать, что цель моей деятельности по повышению уровня сформированности слоговой структуры слова достигнута, поставленные задачи выполнены. Созданы условия для формирования у дошкольников навыка воспроизведения слов различной слоговой структуры. Обеспечено методическое сопровождение моего опыта работы, эффективно использованы методические рекомендации Т. А. Ткаченко по формированию слоговой структуры слова. Изготовлена картотека дидактических игр и упражнений по данной теме. Разработаны критерии оценки уровней сформированности слоговой структуры слова.

Считаю, что практическая ценность моей работы в том, что она соответствует мотивации обучения и практическому достижению коррекционно-образовательных задач и дает возможность показать хорошую результативность.