Биографии Характеристики Анализ

Методика биотестирования. Методические рекомендации по применению методов биотестирования для оценки качества воды в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения

В России пока не удалось существенно снизить нелегальную миграцию и такая ситуация «по-прежнему угрожает обеспечению общественной безопасности», в том числе в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Об этом заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в ходе выездного совещания в Якутске, на котором обсуждались вопросы национальной безопасности в ДФО.

По его словам, только в 2017 году (то есть всего за считанные месяцы!) там на миграционный учет поставлено около 400 тыс. иностранных граждан (прирост 15%). О том, гости из каких именно государств составили это внушительное число, Патрушев не сказал. Но и так понятно, что без китайцев и корейцев наверняка не обошлось.

При этом отток коренного населения с Дальнего Востока за последние 20 лет составил почти два миллиона человек — уехало почти 20% коренного населения региона. Среди причин этого — неразвитость социальной, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры, низкий уровень доходов в большинстве отраслей экономики, высокая зависимость от поставок продовольствия.

«Особое беспокойство вызывает занятость сельского населения. Уровень безработицы здесь высок. Наиболее сложная ситуация отмечается в Еврейской автономной области, Приморском и Камчатском краях», — сказал Патрушев.

Он отметил, что пока не удалось существенно снизить нелегальную миграцию, «которая по-прежнему угрожает обеспечению общественной безопасности, является питательной средой для терроризма, трансграничной преступности, криминализирует экономические отношения». Эти вызовы и угрозы актуальны для Дальневосточного федерального округа, где на фоне низкой плотности коренного населения весьма интенсивны миграционные процессы.

В связи с этим Патрушев поставил перед участниками совещания ряд первостепенных задач: усилить миграционный контроль, активизировать работу по выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства, обращая особое внимание на борьбу с коррупцией, а также — активизировать работу по своевременному выявлению среди мигрантов лиц, склонных к совершению противоправных действий, в том числе исповедующих радикальные религиозные взгляды.

С одной стороны, не может не радовать, что власть обращает внимание на проблемы Дальнего Востока, с другой — мало обозначить ключевые вопросы. Важно — каким образом можно изменить сложившуюся негативную тенденцию. А с практическими шагами, по словам экспертов, в Дальневосточном федеральном округе большие проблемы в силу различных обстоятельств.

Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отмечает, что отток коренного населения с Дальнего Востока идет не только в центральные регионы России, но и в Китай, хотя туда он несравнимо меньше.

— Если мы говорим о проблемах нелегальной миграции, то на Дальнем Востоке хотя бы есть оборудованная граница еще со времен советско-китайских пограничных конфликтов. Это — не границы с государствами Центральной Азии, которые зачастую существует только на бумаге да в головах людей. Дальневосточные нелегальные мигранты под покровом ночи по пограничной полосе не крадутся. В основном они приезжают легально. Но потом из разряда гостей, торговцев и туристов переходят в другую «категорию». Их выявлением занимается не только ФСБ, но и те подразделения полиции, которые заменили собой миграционную службу. И я бы не сказал, что это очень сложная задача — «туристы» ведь не в лесу селятся, а приезжают в города, занимаются бизнесом, открывают магазинчики.

Поэтому вопрос борьбы с нелегальной миграцией — это вопрос последовательной деятельности соответствующих органов, исполнения закона, а также — организации труда, о чем, собственно, Патрушев и сказал.

То есть каких-то чрезвычайных мер не требуется. Просто надо хотя бы ликвидировать существующие облегчённые механизмы, функционирование которых объясняется тем, что поездки в Китай были, да и остаются основным направлением челночного бизнеса. Ведь прося привилегии для себя, мы давали их и китайцам.

Другое дело, что это фактически сработало на китайский бизнес. Собственно, так из рыбацких деревень на наших границах и появлялись густонаселённые города…

«СП»: — Цифры, озвученные в Якутске, выглядят довольно угрожающе с точки зрения национальной безопасности… Для исправления ситуации какие-то реальные меры предпринимаются?

— Отток коренного населения с Дальнего Востока — секрет Полишинеля. Люди уезжают, потому что в некоторых местах там вообще нет никакой работы. Как однажды один русский студент, отвечая на вопрос — почему вы остаетесь в Китае, ведь вы же не китаец? — ответил: здесь хотя бы какая-то перспектива, а там ее вообще нет.

Проблема оттока населения — это проблема не миграции, а социально-экономической ситуации в регионе. Понятно, что у нас зачастую принято считать: мол, где я живу — плохо, а в другом месте — хорошо. Но у местной дальневосточной молодежи нет никакой уверенности в том, что если она останется, то будет нормально жить. Если систему не развивать, то ситуация не только не останется на уровне, она деградирует.

Что касается исправления такого положения, то проблема упирается в то, что неясно откуда брать средства и как их использовать для развития региона? Сначала делали упор на госпрограммы и вложение бюджетных средств. Когда стало понятно, что не получается, решили привлекать частные инвестиции. Здесь уже возник вопрос: инвестиции от кого — российских компаний или иностранных? И в каком количестве их нужно подтянуть?

В Чите, скажем, до 1998 года стоял штаб Забайкальского военного округа и не было никаких серьезных предприятий. И чтобы там что-то создать, нужно грамотно оценить — что развивать?

Но инвестиции в Дальний Восток, конечно, нужны очень серьезные. Скажем, сейчас действует программа «дальневосточного гектара». Но, по сути, она сводится с следующему — мы вам даем землю, а вы приезжайте с лопатами и поднимайте Дальний Восток за свой счет. Максимум, что мы сделаем для вас — дорогу проведем…

Но разговорами: мол, ребята, сами поднимайте территорию, дело не сдвинешь. Должны быть вложения, соразмерные экономической программе. Причем — с гарантиями, что они реально дойдут до адресатов. Но как показала практика строительства космодрома Восточный, такое происходит не всегда…

«СП»: — Угроза терроризма на Дальнем Востоке действительно реальна?

— Понятно, что здесь имеется в виду не мусульманский терроризм — уйгуры, скорее, будут воевать у себя, чем у нас. Проблема в том, что китайцы, приезжающие на Дальний Восток, вплетаются в нашу социальную ткань, что, естественно, вызывает раздражение у местного небогатого населения. В этом смысле эксцессы на межнациональной почве, причем — масштабные, к сожалению, возможны.

Скажем, в Забайкальском крае тема китайских мигрантов — самая рейтинговая, и ей пользуются для пиара местные политики.

— Обстановка на Дальнем Востоке касается всех — и правоохранительных органов, и экономического сектора, и вообще руководства страны, которое во многом попустительствует ситуации, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — Но! Когда в 2000-х годах было несколько ужесточено миграционное законодательство и, скажем, из Бурятии начали уезжать китайцы, то местные жители жаловались, что работать теперь некому. А русских и бурят на освобождавшиеся рабочие места невозможно было привлечь. Это такой специфический момент, причем не только экономический, но я бы сказал еще и ментальный.

В общем, множество факторов ведут в конечном счете к достаточно неприятной ситуации. Я говорю даже не о «китаизации» Дальнего Востока — это, очевидно, уже происходит. А о том, что может повториться в своем роде «косовский сценарий». То есть — резкое изменение демографического баланса с последующим выдвижением политических требований.

«СП»: — Вы не исключаете даже подобного?

— Конечно, не исключаю. Тем более что китайские территориальные претензии никуда не делись. Они просто задвинуты в дальний ящик. И выдвигать их Пекину нам пока необязательно. И дело не в том, что Китай плохой или хороший. Ему объективно нужна экспансия из-за нехватки территории и ресурсов.

Недавно принятая концепция демографической политики предполагает, что на Дальний Восток в ближайшие несколько лет приедет на 250 тысяч человек больше, чем уедет. Официальная статистика за 2015-2016 годы и первые месяцы 2017-го, впрочем, по-прежнему безжалостна. Несмотря на заверения властей о том, что инвестиции на Дальний Восток идут, люди, как выяснило EastRussia, отсюда все так же уезжают.

Фото: Lorna Roberts / shutterstock.com

НЕ ТОЛЬКО НА УДЕРЖАНИЕ

Одним из результатов государственной политики по развитию Дальнего Востока к 2025 году должно стать увеличение численности населения на 50 тыс. человек за счет естественного прироста и еще на 250 тыс. человек - за счет положительного сальдо миграции. Такие показатели закреплены в принятой 28 июня правительством РФ концепции демографической политики Дальнего Востока.

Еще одна впечатляющая цифра - к 2025 году требуется обеспечить кадрами как минимум 100 тысяч новых рабочих мест, которые должны создать инвесторы. "Здесь мы рассчитываем на внутреннюю миграцию из других регионов России, а также какая-то часть будет привлечена за счет соотечественников, которые проживают за рубежом. Программа по переселению соотечественников поможет им снизить издержки в связи с переездом. Это важный инструмент",- пояснил на днях замглавы Минвостокразвития Сергей Качаев.

Не касаясь инструментов, предлагаемых для привлечения 250 тысяч "новых дальневосточников" (о них пусть рассуждают специалисты-демографы), EastRussia попыталось оценить, а что же сейчас происходит в плане миграции с дальневосточниками "старыми".

Задача не выглядела простой, поскольку единой оперативной статистики о миграции по субъектам ДФО в общедоступной системе Росстата нет. Территориальных органов статистики на Дальнем Востоке шесть: Хабаровскстат (ведет отчетность по четырем субъектам - Хабаровскому краю, ЕАО, Магаданской области и Чукотке), Сахастат , Амурстат , Камстат , Примстат и Сахалинстат . Хабаровскстат отвечает за публикацию данных по ДФО, но самые свежие из них по демографии - за 2015 год. Изучение официальных сайтов ТУ Росстата показывает, что к выкладке оперативных данных по разделу "Население" они подходят крайне творчески: в отдельных регионах самые свежие данные - это цифры за январь-март 2017 года, в других - за январь-апрель, в третьих - за январь-май.

Тем не менее, общая картина вполне ясна.

Это статистика, ничего личного.

БЕГУЩИЕ В 2016-М

Для начала - буквально одна цифра о том, что произошло с населением Дальнего Востока в 2015 году: том самом, в котором только начиналась реализация новых законов, призванных стимулировать приток инвестиций. Ни о каких реализованных в рамках территорий опережающего развития (ТОР) проектах тогда, разумеется, и говорить не приходилось - ТОР существовали лишь на бумаге. Новые рабочие места если и создавались, то не благодаря поправкам в законодательство. И люди с Дальнего Востока если и уезжали, то уж никак не из-за провала политики, реализуемой Минвостокразвития.

Итак, население ДФО на 1 января 2015 года составляло 6 211 021 человека, на 1 января 2016-го - 6 194 969 человек. Итого - минус 16 052 человека. Не важно, по причинам естественной убыли или миграционной. Просто запомним.

В 2016 году начался ввод в эксплуатацию новых предприятий. Риторика о том, что скоро на Дальнем Востоке жить станет хорошо, сменилась практикой. И с этой точки зрения уже интересно проанализировать миграционное поведение населения девяти конкретных субъектов ДФО. Подчеркнем, приведенные ниже выкладки, рассчитанные на основе данных ТУ Росстата,- это не данные, характеризующие динамику численности населения в целом, это - только о миграции.


Прибыло Выбыло Миграционный прирост / убыль Между этим и другими регионами России Обмен населения со странами СНГ
Республика Саха (Якутия) 36715 40868 -4153 Нет данных Нет данных
Амурская область 28761 32031 -3270 -3380 922
Приморский край 77058 80267 -3209 Нет данных Нет данных
Камчатский край 12561 14366 -1805 Нет данных Нет данных
Еврейская АО 4754 6356 -1602 -1675 69
Хабаровский край 57047 58633 -1586 -4453 Нет данных
Чукотский АО 4280 4796 -516 -594 77
Магаданская область 7543 8045 -502 -1706 1020
Сахалинская область 21971 22458 -487 Нет данных Нет данных

Краткие выводы просты.

Во-первых, ни один субъект ДФО не показал за 2016 год положительное миграционное сальдо . Увы.

Во-вторых, судя по тем субъектам, относительно которых такие данные доступны, везде отток населения из данного конкретного региона Дальнего Востока в другие регионы России выше, чем отток населения вообще . К сожалению, имеющиеся цифры не позволяют оценить, какова в этом оттоке доля уезжающих из одного региона Дальнего Востока в другой, то есть миграции внутри ДФО. Но такая миграция - это вообще отдельная тема.

В-третьих, страны СНГ дают Дальнему Востоку только приток населения .

Наконец, суммарный отток населения в 9 субъектах ДФО за прошлый год, как несложно посчитать по таблице, составил 17 130 человек. Сколько из этих уехавших переместилось внутри Дальнего Востока - конечно, тема специального исследования.

Согласно данным Росстата, население ДФО на 1 января 2017 года составило 6 182 679 человек. Минус 12 290 человек за год. Это лучше, чем по итогам 2015-го, что позволило властям в начале этого года с оптимизмом заявлять: тенденции переломлены, люди стали уезжать с Дальнего Востока меньше.

А ЧТО В 2017-М?

Единых данных по 2017 году, напомним, у Росстата по Дальнему Востоку нет.

Но для начала можно проанализировать наиболее полные данные - динамику миграции за январь-май этого года. Такие показатели официально опубликованы в различных источниках по шести субъектам ДФО.


Прибыло / выбыло в январе-мае 2017 года
Сальдо за период 2017 года
Прибыло / выбыло в январе-мае 2016 года
Сальдо за период 2016 года
Хабаровский край
17710 / 19641
-1931
20712 / 19767
945
Приморский край
9430 / 10908
-1478
9791 / 11282
-1491
Чукотский АО
1218 / 1813
-595
1695 / 1650
45
Амурская область
9577 / 10169
-592
Нет данных
Нет данных
Еврейская АО
1219 / 1781
-562
1264 / 1817
-553
Магаданская область
3241 / 3292
-51
2697 / 2991
-294

Как отчетливо видно из таблицы, ни один субъект Дальнего Востока из шести, опубликовавших статданные по миграции за январь-май, не продемонстрировал миграционного притока . При этом годом ранее за первые пять месяцев был прирост в Хабаровском крае и на Чукотке. Показатели миграции ухудшились не только в этих двух субъектах, но и в Еврейской автономии, а по Амурской области сравнить их не с чем. Улучшили показатели Колыма и Приморье, но у них все равно - чистый отток.

Данные по Камчатке и Якутии есть только по апрель:


Прибывшие
Выбывшие
Прирост / убыль




Камчатский край
3307
3790
-483
Республика Саха (Якутия)
10483
11554
-1071
Данные по Сахалину доступны только по март:

Впрочем, отсутствие более свежей информации ситуацию не меняет. К сожалению, и в этих субъектах ДФО по итогам первых месяцев 2017 года наблюдается отрицательное сальдо миграции: люди продолжают уезжать чаще, чем приезжать. Провести качественный анализ структуры отъезжающих и приезжающих на основе имеющихся данных невозможно. Но если особенности миграции 2016 года остаются в силе, то на восток страны приезжает все больше выходцев из стран СНГ, а уезжают отсюда - в основном в другие субъекты РФ.

Первое показывает, что государству и бизнесу будет непросто решить проблему квалифицированных кадров. Второе - что Дальний Восток пока так и не удалось сделать привлекательнее, чем более западные регионы России.

А при сохранении тенденций этого года Дальний Восток вновь имеет все шансы продемонстрировать чистый годовой отток населения . К 2020 году разработчиками концепции демографической политики Дальнего Востока поставлена цель зафиксировать численность населения на текущем уровне - хотя бы зафиксировать. Для выполнения этой амбициозной задачи остается всего-то ничего - каких-то пара лет.

– адъюнкт Дальневосточного МВД РФ (г. Хабаровск).

Email: *****@***ru

Ключевые слова : миграция, законодательство, конституция, соотечественники, репатриация, демография, переселение, права граждан , иностранный гражданин, беженцы.

В работе рассматриваются наиболее острые вопросы миграционной политики в Российской Федерации и в Дальневосточном федеральном округе в частности.

На основе анализа демографической ситуации в РФ и ДФО, состояния правового обеспечения миграционных отношений выявляются причины неэффективной реализации миграционной политики и предлагается ряд мер, направленных на совершенствование управления миграционной политикой в России и в Дальневосточном федеральном округе в частности.

Проблемы внешней миграции в Дальневосточном федеральном округе и конституционно-правовые аспекты их решения

Период российской истории конца XX – начала XXI столетия характеризуется радикальными преобразованиями всех сфер государственной и общественной жизни. Конституция Российской Федерации 1993 г. юридически закрепила принципиально новые приоритеты и направления развития государства, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства. Одной из ее особенностей является законодательное регулирование прав на свободное передвижение, выбор места жительства, выбор места проживания.

Российская Федерация в настоящее время является открытым государством, в том числе для граждан других государств, которые могут свободно въезжать на ее территорию и свободно покидать ее. А это означает, что объективно возникают различного рода вопросы, связанные с перемещением на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Мобильность населения, одной из форм которой является миграция, может рассматриваться с позиции как положительного, так и отрицательного влияния на общество, но, как и любой социальный процесс, миграция несет в себе позитивный заряд лишь в случае ее подконтрольности.

Если же государство не контролирует и не регулирует миграционные отношения в обществе, то может возникнуть определенная напряженность, так как нарастающее количество прибывающих из-за границы государства мигрантов объективно влияет на возникающие социальные проблемы для местного населения и для соответствующих государственных структур, которые, как правило, не готовы оперативно решать их социальные, экономические, психологические проблемы, что негативным образом сказывается на самих мигрантах. Социальная неустроенность, отсутствие работы, жилья объективно способствуют криминальной активности среди мигрантов. И наоборот, резкое и неконтролируемое увеличение доли мигрантов порождает ответную негативную реакцию местного населения .

Подобные социальные процессы уже имеют место в Российской Федерации, особенно в тех регионах, где наблюдается увеличение доли нетитульного населения. С 1992 г. наметилась устойчивая депопуляция жителей России. Прекращение роста населения произошло за счет сокращения как естественного, так и миграционного прироста . Нестабильная экономическая ситуация в стране, полная либерализация режима эмиграции способствовали оттоку работоспособного населения России в наиболее благоприятные страны. В свою очередь, волна межэтнической напряженности и откровенно межэтнических войн, разразившихся после распада Советского Союза, вызвала значительный поток беженцев и перемещенных лиц на постсоветском пространстве в пределах территории России.

Отставание законодательства, регулирующего миграционные процессы в стране, прозрачность границ, отсутствие должного опыта работы органов исполнительной власти в миграционной сфере также послужили причинами незаконной миграции в Россию, которая постепенно приобрела массовый характер, достигнув невероятных размеров . По оценкам Госкомстата России, к 2010 г. количество нелегальных трудовых мигрантов прогнозируется в пределах от 14 до 19 млн. человек .

Что касается регионов, то к числу самых проблемных относится Дальневосточный федеральный округ (ДФО), поскольку специфика геополитического положения региона привела к резкому увеличению числа мигрантов на его территории. В частности, по данным ФМС, по Хабаровскому краю на территорию ДФО в 2007 году въехало иностранных граждан, что на 10% больше, чем за предыдущий период. В то же время, с рабочими визами на территории ДФО в 2007 году работало 139000 тыс. человек, что на 50% больше чем в 2006 г. (69,8 тыс. чел.). Если следовать данным МВД, по которым соотношение незаконных и законных мигрантов равно приблизительно 1:10, то общее количество иностранных граждан, работающих на территории ДФО, приближается к 1,5 миллионам, что соизмеряется с общим количеством проживающих в ДФО российских граждан .

В то же время, на протяжении длительного времени наблюдается тен­денция сокращения общей численности населения по ДФО, в том числе трудоспособного возраста. Из округа ежегодно эмигрируют тысячи высококвалифицированных специалистов и не только в западные районы страны, но и за рубеж. Принимая во внимание нарастающую естественную убыль населения (смертность в несколько раз выше рождаемости), положение становится критическим. В условиях экономического кризиса, когда многие россияне могут потерять работу, дешевая рабочая сила нелегальных мигрантов является серьезным дестабилизирующим фактором в социально-экономической обстановке региона.

Безусловно, прежде всего, решение этой проблемы лежит в области конституционно-правового регулирования.

При рассмотрении законодательства, регулирующего миграционные процессы в Российской Федерации, первоначально необходимо выделить нормы международного права . Подписание и ратификация международных соглашений и договоров, иных документов международного права способствуют имплементации в российское миграционное законодательство международных терминов и положений.

14. Информационный портал для соотечественников // «Родина-мать зовет. Да принять не может...», 14 мая 2008 г.

15. Статистика УФМС по Хабаровскому краю / Выписка из обзора ФМС России об итогах деятельности территориальных органов ФМС России в 2008 г.

16. Затулин, К. MassMedia / К. Затулин // «Соотечественником можно считать того, кто сам к этому стремится», 19.04.2008 г.

17. Краевая целевая программа «Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» на 2007 – 2012 г. // Закон Приморского края – КЗ.

18. Программа «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе»: Постановление главы г. Владивостока от 22.04.09 № 000 // Официальный сайт администрации г. Владивостока www . vlc . ru


Государство и право

Аннотация: в статье рассматриваются процессы внутренней трудовой миграции на Дальний Восток России. В качестве аналитической базы в работе приведены статьи дальневосточных ученых и исследователей, производится их краткий обзор.

Ключевые слова: миграционные процессы, Дальний Восток, Дальневосточный федеральный округ, внутренняя трудовая миграция.

Миграционные трудовые процессы оказывают огромное влияние на развитие не только отдельных регионов, но и страны в целом. Иммиграция, равно как и эмиграция способна улучшить ситуацию на региональном рынке труда, так и наоборот, обратить ее в неблагополучную сторону. Целью данной работы является определить, какая же ситуация складывается на рынке труда Дальневосточного федерального округа России (ДФО) в настоящий момент.

Население ДФО на 1 января 2015 года составляло 6 211 021 человека, на 1 января 2016-го - 6 194 969 человек. Итого - минус 16 052 человека.

Миграционный

прирост/ убыль

Республика Саха (Якутия)

Амурская область

Приморский край

Камчатский край

Еврейская АО

Хабаровский край

Чукотский АО

Магаданская область

Сахалинская область

Таблица 1. Динамика численности населения в ДФО за 2016 г. (чел.)

Из таблицы 1 мы можем сделать вывод о том, что ни один субъект ДФО не показал за 2016 год положительное миграционное сальдо, суммарный отток населения в 9 субъектах ДФО за прошлый год составил 17 130 человек.

Подавляющая часть мигрантов - это молодые люди в возрасте от 15 до 35 лет. В структуре выезжающего взрослого населения до двух третей составляют лица с высшим и средним профессиональным образованием. Вместе с ними дальневосточные территории покидают дети, что затрудняет самовоспроизводство в долгосрочной перспективе.

В настоящее время на Дальнем Востоке России существует острая проблема оттока населения в трудоспособном возрасте. Преимущественно покидает пределы родного региона молодежь. По сути, Дальний Восток становится биржей труда для зарубежья и центральной части России. Вследствие чего государством предпринимается ряд мер, направленных на развитие Дальневосточного Федерального округа и соответственно создание привлекательных условий для трудоспособного населения. В частности, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. №2094-р утверждена «Стратегия социально- экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Одним из основных условий ее реализации является наличие кадрового потенциала.

Одним из результатов государственной политики по развитию Дальнего Востока к 2025 году должно стать увеличение численности населения на 50 тыс. человек за счет естественного прироста и еще на 250 тыс. человек - за счет положительного сальдо миграции. Такие показатели закреплены в принятой 28 июня 2017 г. правительством РФ концепции демографической политики Дальнего Востока.

По словам Дальневосточного консалтингового центра (ДКЦ), Дальний Восток является стабильным потребителем иностранной рабочей силы и количество иностранных граждан, въезжающих по рабочим визам, будет увеличиваться.

В соответствии с федеральной целевой программой инновационного развития России стратегической целью ДФО является создание динамично развивающейся социально-экономической системы инновационного типа. Коллектив авторов в своем исследовании подробно рассматривает механизмы привлечения студентов, аспирантов и молодых ученых к решению задач инновационного развития России до 2020 года.

Для Дальнего Востока особо важным здесь является сохранение собственного населения и создание благоприятных условий для сокращения естественной и искусственной его убыли.

На сегодняшний день выявлен ряд проблем и особенностей, существующих на рынке труда ДФО, а именно:

– старение квалифицированных кадров;

– отток населения, среди которых большой процент молодежи;

– несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда;

– нетрудоустроенность выпускников с высшим образованием;

– низкий уровень заработной платы по рабочим специальностям;

– недостаточное развитие предпринимательской деятельности;

– отсутствие образовательных центров подготовки и переподготовки по предпринимательской деятельности.

По итогам опроса, проведенного специалистами ДКЦ 20 мая 2011 г., ключевыми факторами, оказывающими влияние на отток населения и не способствующими его переселению на Дальний Восток, являются: низкая заработная плата (58,3%), отсутствие перспектив для профессионального роста (37%), высокие цены на продукты (33,9%), плохие условия для рождения и воспитания детей (28,7%), дорогое жилье (26,7%), отсутствие перспектив развития бизнеса (25,6%), проблемы климата и экологии (14,4% и 12,8% соответственно).

На сегодняшний день существует острая потребность в кадрах инженерно-технических специальностей. Водо-, газо-, тепло-, энергоснабженческие организации требуют обновления и омоложения сотрудников. Также нехватка трудовых ресурсов имеется в животноводческом секторе, в строительной отрасли, на авиа- и судостроительных предприятиях.

В то же время государством реализуется ряд программ по социально- экономическому развитию Дальневосточного федерального округа. Например, создаются территории опережающего развития, которые позволят вывести социально- экономическое развитие региона на новый уровень.

Для улучшения процесса заселения дальневосточных территорий нужно особое внимание уделить информационному освещению программ развития Дальневосточного федерального округа, всех приоритетных направлений, в которых мигранты смогут реализовать свой потенциал.

Список источников и литературы

1. Демографический ежегодник Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / Саха(Якутия) стат. – Якутск, 2016.

2. Миграция населения Республики Саха (Якутия): Статистический сборник: в 2 т. / Саха (Якутия) стат. Tом 2. – Якутск, 2015.

3. Пестерева Н.М., Савинкина Л.А., Цветлюк Л.С. Некоторые особенности рынка труда и стратегия развития трудовых ресурсов в Приморском крае // Образование. Наука. Научные кадры. – 2014. – №2.

4. Сидоркина З. И. Иммиграция на Дальнем Востоке России: история и современность. Естественные и технические науки, № 6, 2009.

5. Сидоркина З. И., Бельская Е. Э. Современное состояние социально-экономического развития муниципальных территорий (на примере Бикинского района Хабаровского края) // Геосистемы и их компоненты в северо-восточной Азии: эволюция и динамика природных, природно-ресурсных и социально-экономических отношений. Материалы Всерос. науч.-практич. конф. Владивосток: Дальнаука, 2016.

6. Сукнёва С.А. Демографический потенциал развития населения северного региона. – Новосибирск: Наука, 2010.

7. Сукнёва С.А. Миграционные процессы в северном регионе // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2010. – № 1.

8. Сукнёва С. А., Барашкова А. С. Влияние миграционных трендов на динамику брачных процессов на Северо-Востоке России // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 8.

9. Шувалова, И.К. Миграционные процессы на Дальнем Востоке России: опыт, проблемы и перспективы развития / И.К. Шувалова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2013. - № 3 (23).

10. Шувалова, И.К. Факторный анализ миграционной активности на Дальнем Востоке России / И.К. Шувалова // Вестник ЗабГУ. - 2014. - № 05 (108).

11. Шувалова, И.К. Проблемы регулирования миграции в начале XXI века / И.К. Шувалова // Вестник открытого юридического института. -2012. -№2(3).

Электронный ресурс:

12. Основные причины оттока населения // «Дальневосточный консалтинговый центр», экспертно-аналитический сайт/


Несмотря на уникальные природные ресурсы и исключительно выгодное географическое положение Дальневосточного федерального округа, его социально-экономическое состояние нельзя считать благополучным. Для экономики округа характерны диспропорции, слабое развитие топливно-энергетической базы, недостаточное развитие таких базовых отраслей, как черная металлургия и машиностроение. В последние десять лет наблюдается спад производства. Все субъекты Федерации, входящие в состав Дальневосточного округа, дотационны.
Перспективы развития округа в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.
В будущем в районе БАМа возможно создание еще одного комплекса, в основе которого будет развиваться черная металлургия на базе коксующихся углей Южной Якутии и железорудных месторождений этого района.
Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комплекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Введена в эксплуатацию Зейская ГЭС. К 2010 г. будет завершено сооружение Бурейской, Нижне-Бурейской и Вилюйской ГЭС, введены мощности Усть-Среднеканской ГЭС. После 2010 г. предусматривается начало сооружения Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, Мокской ГЭС. На базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения будет создаваться Ур- гальский ТПК. Энергетическая база нового комплекса станет более мощной за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут новые отрасли машиностроения (производство дорожных машин), будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая отрасли.
В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти Сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско- Селемджинского района.
На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные месторождения олова - Буржальское и Комсомольское и уже работает комбинат, который в дальнейшем должен быть расширен.
На восточном участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК. Советская Гавань превратится в мощный транспортный узел
Дальнего Востока. Идет реконструкция порта. Введена паромная переправа на Сахалин через Татарский пролив Ванино - Холмск.
Развивается судоремонтная и рыбоперерабатывающая промышленность.
В перспективе намечается освоить около 40 млн га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется довести заготовку древесины до 6 млн м3 (в основном, ели, пихты). Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.
В настоящее время продолжает развиваться Южно-Якутский ТПК, построены мощный угольный разрез, обогатительная фабрика, Нерюнгринская ГРЭС.
Южно-Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В бассейне р. Алдана на 80-100 км севернее Станового хребта, недалеко от южноякутских высококачественных железных руд, находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и пригодны для коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 м. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 млн т угля в год.
Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд т.
В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты; это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.
Предполагается сохранить ведущую роль Дальневосточного федерального округа в золотодобывающей промышленности. Это обусловлено наличием разведанных и прогнозных запасов и добычей золота. Только в Республике Саха выявлено более 400 месторождений золота. Разведан ряд новых месторождений в Магаданской области в Чукотском автономном округе, в Амурской и Камчатской областях, Хабаровском крае.
На территории Дальнего Востока продолжит успешно развиваться алмазодобывающая промышленность. Это один из крупнейших в мире центров по добыче алмазов. Здесь сосредоточено свыше 80% промышленных и прогнозных запасов алмазов страны.
В зоне Южно-Якутского минерального комплекса обнаружены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых.
Выход якутским углям на БАМ и к Транссибирской магистрали дают железная дорога БАМ - Тында и ее продолжение от Тынды на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли ЮжноЯкутского бассейна будут поступать на металлургические заводы в южные районы Дальнего Востока, а также на экспорт в Японию. Их вывоз в Японию пойдет через крупный порт Восточный, но использование якутских углей в южных районах Дальнего Востока лимитируются его высокой ценой.
В перспективе возможно совершенствование структуры энергетического баланса в результате увеличения использования природного газа. Ресурсы газа Дальневосточного федерального округа оцениваются в 10 трлн м3. Прогнозируется добыча якутского газа в объеме 35-40 млрд м3 с транспортировкой его по магистральному газопроводу большого диаметра Усть-Вилюй - юг Дальнего Востока с выходом к Тихоокеанскому побережью. Реализация этого проекта позволила бы отказаться от развития малоэффективных угольных предприятий юга Дальневосточного федерального округа.
Однако освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Поэтому необходимы приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций в первую очередь со стороны соседних государств - Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов Сахалинского шельфа. Подписано соглашение с Китаем о демаркации государственной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов; будут создаваться совместные предприятия. Уже говорилось о создании свободной экономической зоны «Находка», которая успешно развивается и приносит региону немалые дивиденды.
В перспективном развитии округа ведущее место будет занимать цветная металлургия. Намечается расширение геологических исследований, планируется повышение темпов подготовки к эксплуатации новых месторождений полезных ископаемых, расширение в 1,5 раза добычи угля за счет реконструкции и строительства новых шахт. Особое внимание уделяется развитию электроэнергетики за счет увеличения мощности Бурейской ГЭС, реконструкции Уссурийской ГЭС, Партизанской ГРЭС и ряда ТЭЦ. На Камчатке в перспективе планируется сооружение каскада ГЭС небольшой мощности на р. Толмачево.
Намечается в ближайшие годы увеличение добычи нефти и газового конденсата на Сахалине, в том числе за счет освоения континентального шельфа, а также в Республике Саха (Якутия). Большие перспективы имеет золото- и алмазодобывающая промышленность.

При слабой обеспеченности округа железными дорогами особое значение приобретает строящаяся ветка протяженностью 70 км от БАМа к Чинейскому месторождению титаномагнетитовых, ванадиевых и медно-платиновых руд, расположенному в Ковдорских горах. Продолжается строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали от Нерюнгри (БАМ) до Якутска. В настоящее время эта дорога доведена до Алдана.
Федеральными органами власти разработан и осуществляется ряд государственных программ развития отдельных регионов Дальнего Востока.
Первоочередными экономическими задачами Дальневосточного федерального округа являются перевод тепловых электростанций на более эффективное газовое топливо, их реконструкция и наращивание мощностей. В недалекой перспективе эта проблема будет решаться за счет строительства магистрального газопровода от Ковыктинского месторождения газа в Иркутской области на Дальний Восток и в соседние государства - Китай, Японию и др.
Наиболее перспективным направлением в экономическом развитии округа является развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счет конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого насыщен регион. Поставлены задачи дальнейшего развития рыночных отношений, создания рыночной инфраструктуры, социологизации экономики за счет структурной перестройки, развития свободных экономических зон, решения экологических и демографических проблем и расширения транспортно-экономических связей с другими регионами и зарубежными странами. Приоритетной в регионе должна стать задача всемерного развития малого бизнеса, совместных предприятий с соседними странами.
Вопросы для самоконтроля Какие субъекты Федерации входят в состав Дальневосточного федерального округа? Дайте характеристику природных ресурсов Дальнего Востока. Перечислите ведущие отрасли рыночной специализации Дальнего Востока. Какую роль играет СЭЗ «Находка» в развитии хозяйства округа? В чем состоят основные задачи и перспективы развития экономики Дальнего Востока?