Биографии Характеристики Анализ

Когда нашли гробницу тутанхамона. Как обнаружили гробницу тутанхамона и что продолжают в ней искать

Жизнь и смерть фараона

Правление Тутанхамона приходится на период Нового царства – расцвета древнеегипетского государства. Он стал последним представителем XVIII династии, но управлял страной недолго – предположительно, с 1332 по 1323 гг. до н.э. Умер фараон в возрасте 19 или 18 лет, и был похоронен в Долине Царей.

Считается, что Тутанхамон был сыном Эхнатона, знаменитого фараона-реформатора. Египетский трон достался Тутанхамону, когда ему исполнилось девять лет. Как следствие, в период его правления судьбой страны распоряжался не столько сам правитель, сколько бывшие соратники Эхнатона.

Предыдущий фараон был автором религиозной реформы, потрясшей устои древнего общества – замены язычества монотеистической религией, поклонением единому богу Солнца – Атону, а потом и самому фараону. Тутанхамон же решил вернуться к старым богам. Имя Эхнатона предали анафеме, а его бывшая столица Ахетатон была полностью разрушена.

До сих пор не утихают споры о причинах смерти Тутанхамона. Данные археологических исследований показывают, что он был худым и болезненным юношей. Да, пропорции его тела далеки от совершенства: в частности, у него были слишком длинные руки. Именно поэтому одна из самых популярных версий смерти фараона – предполагаемое тяжелое заболевание. Некоторые исследователи, впрочем, категорически не согласны с такими выводами, настаивая на том, что правитель Египта был полностью здоровым человеком. Согласно данным некоторых последних исследований, фараон умер под колесами повозки – на левом боку его тела остался след колеса. Как бы то ни было, одно можно сказать с полной уверенностью: фараон умер в ранней молодости и был похоронен по всем традициям.

Удивительная находка Говарда Картера

Авторами находки, потрясшей весь научный мир, стали археолог Говард Картер и его коллега лорд Карнарвон. Последний не был профессиональным археологом, но взял на себя значительную часть финансирования раскопок, начавшихся в 1914 году. В те годы современных археологических приспособлений еще не существовало, поэтому ученым приходилось работать в очень непростых условиях – долго и часто безрезультатно. К 1922 году лорд и вовсе разочаровался в своих изысканиях, поэтому прекратил и выделение средств.

В то время Картер проводил раскопки в Долине Царей и 4 ноября совершенно случайно обнаружил вход в новую гробницу. На запечатанной двери стоял знак королевской крови – символ захоронения египетской знати. О своей находке археолог немедленно сообщил лорду Карнарвону, который в то время находился в Англии.

Тут надо остановиться и сказать, что еще до вскрытия гробницы с Картером произошел на первый взгляд ничем не примечательный случай. Дело в том, что при раскопках Картера сопровождал питомец – маленькая канарейка. И вот однажды в жилище ученого забралась кобра и съела птичку. Сам археолог не придал этому никакого значения, а вот его прислуга, состоявшая из местных жителей, восприняла это знаком надвигающейся беды. Кобра – один из символов египетских фараонов.

Но вернемся к обнаруженной Картером двери. 24 ноября Карнарвон и Картер решили поближе рассмотреть странную находку. Они просунули лампу в проделанное отверстие и - о, чудо! – увидели роскошную усыпальницу фараона. Увы, сразу стало ясно, что археологи были не первыми посетителями гробницы. Воры несколько раз наведывались сюда за сокровищами, однако каждый раз по какой-то неведомой причине они вынуждены были бежать. Это казалось очевидным: внутри все было перевернуто вверх дном, хотя сокровища фараона были на месте. Но исследовать обстоятельства попыток ограбления у археологов вышло далеко не сразу. Ученые долго дожидались разрешения властей на проведение работ в склепе.

Работы в нем начались 16 февраля 1923 года. Археологи увидели, что склеп состоял из четырех помещений, главным из которых была комната с мумией фараона. В гробнице ученые нашли многочисленные золотые украшения, оружие, посуду, статуэтки, символы царской власти. Потом среди содержимого гробницы обнаружатся еще два тела, принадлежавшие мертворожденным дочерям фараона.

Загадочная смерть

Новость об археоло­ги­чес­кой сенсации всколыхнула весь научный мир. Это и понятно, ведь речь шла об одной из самых выдающихся находок за все время исследования Древнего Египта! Вряд ли Говард Картер мог тогда представить, что вскоре гробница Тутанхамона прославит его еще больше. Правда, подобной славы не пожелаешь никому.

Весной того же года другое «ничем не примечательное событие» произошло уже с Карнарвоном: его укусил комар. Спустя несколько дней лорд порезался в месте укуса, а вскоре обратил внимание, что небольшая царапина подозрительно долго не заживает. Опасения Карнарвона оправдались, когда у него началась лихорадка. Вскоре он скончался. Потом говорили, будто бы комар, укусивший лорда, был «ядовитым». Таинственности истории добавил тот факт, что в момент смерти лорда в Каире внезапно погас свет. Причину аварии установить так и не удалось, но и это еще не все загадочные совпадения. Примерно в то же время, когда сердце Карнарвона остановилось, умерла и его собака, находившаяся в этот момент у него дома в Англии. Конечно, все это можно объяснить обыкновенными совпадениями, раздутыми желтой прессой. Но смерть лорда и все, что было с ней связано, стала лишь первым звеном в цепи зловещих событий.

Лорд Карнарвон скончался 5 апреля 1923 года, спустя четыре месяца после посещения гробницы Тутанхамона. А уже через несколько дней умер Артур Мейс, один из археологов, входивших в экспедицию Картера. Насколько можно было судить, причиной гибели Мейса стало отравление мышьяком. По возвращении в Англию гибель настигла еще одного специалиста тех раскопок – радиолога Арчибальда Рейда. За раскопками гробницы наблюдал и американский финансист Джордж Гоулд. Он умер полгода спустя, подхватив лихорадку.

От укуса насекомого погибла жена лорда Карнарвона, а его сводный брат вскоре покончил жизнь самоубийством. Наконец, в 1928 году умер молодой секретарь Говарда Картера Ричард Бартель. Смерть наступила в результате остановки сердца, хотя Бартель не жаловался на свое здоровье. Все эти люди занимались исследованием мумии фараона. Кроме этого, жертвами «проклятия» стали профессор Ла Флер, рентгенолог Вид и некоторые другие ученые. Всего же в разное время скончались, по разным данным, от 22 до 25 человек, так или иначе связанных с захоронением египетского фараона. Казалось, будто отмщение Тутанхамона настигнет каждого, кто осмелится потревожить его покой…

Тем не менее, сторонники эзотерического подхода иногда упускают один важный момент: главная мишень «проклятия фараона», археолог Говард Картер, умер естественной смертью в 1939 году. На тот момент ему исполнилось 65 лет.

В 1980 году увидело свет интервью с Ричардом Адамсоном – последним живым исследователем из экспедиции Картера. Адамсон также решительно отверг миф о проклятии египетского царя. Строго говоря, почти все умершие ученые к моменту своей смерти находились в очень преклонном возрасте. Участники экспедиции Картера прожили в среднем 74 года.

Но нередко на счет египетского правителя записывают не только погибших ученых, но и простых туристов. Случаи необъяснимых смертей имеют место даже в наше время.

Истоки легенды

Для начала попробуем разобраться в том, откуда появился миф о проклятии. Это прозвучит странно, но сам по себе он является всего лишь газетной уткой. Стараясь обеспечить покой усопшим, древние египтяне, действительно, прибегали к всевозможным заклятиям и заговорам. По мнению современных специалистов, иероглифы содержат некоторые предостережения, но нередко они воспринимаются слишком буквально. С подачи журналистов трактовка некоторых предупреждений порой оказывается искажена до неузнаваемости.

Надписи в усыпальницах предостерегают незадачливого путника от осквернения гробницы или запрещают посещение усыпальницы человеку с дурной репутацией. В случае с Тутанхамоном исследователи установили лишь то, что здесь имеет место заклинание, оберегающее покой египетского царя и защищающее его от песков пустыни.

Автором сообщения о проклятии Тутанхамона стал один из журналистов Daily Express. Свою лепту внесла и писательница Мария Корелли, автор многочисленных произведений на тему мистики. Уже после гибели Карнарвона Мария Корелли и Артур Конан Дойл (тоже большой любитель мистики) утверждали, будто бы они предостерегали незадачливых археологов. Еще раньше к подобной тематике обратилась британская писательница Джейн Лоудон Вебб. Ее мистическое произведение «Мумия» увидело свет в далеком 1828 году. Впоследствии авторы художественной литературы и дальше будут эксплуатировать якобы ужасающие предостережения. Именно так в массовом сознании сформировался зловещий мистический образ египетских фараонов.

«Проклятие фараона Тутанхамона» сделало древнеегипетскую тематику одним из самых популярных мистических направлений в массовой культуре. Одним из последних художественных произведений на эту тему стал вышедший в 2006 году фантастический фильм «Тутанхамон: Проклятие гробницы».

Невидимый убийца

Несмотря на это, «проклятие фараона» действительно может существовать, и объясняется оно вполне естественными факторами.

Поначалу никто из участников экспедиции Картера не обратил внимания на странный налет на стенах усыпальницы. Вопреки первоначальной версии о потрескавшейся росписи, причиной настенных пятен был грибок. Спустя 30 лет после череды загадочных смертей медик Джоффри Дин обратил внимание, что симптомы заболевания ученых, посетивших гробницу, напоминают так называемую «пещерную болезнь». Ее причина – микроскопические грибки. Понятно, что сырые и темные помещения, вроде усыпальницы Тутанхамона, стали благодатной средой для их распространения. Позже египетский биолог Эззеддин Таха подтвердит справедливость этой догадки, обнаружив грибок в организме многих археологов, занятых исследованием Древнего Египта.

В наш век антибиотики сводят опасность таких микроорганизмов на нет. Но если иммунитет человека ослаблен, заражение грибком может иметь довольно тяжелые последствия. В 1990-е годы ученые взяли пробу выделений из легких туристки, умершей после посещения гробницы Тутанхамона. Было установлено, что в организме погибшей находился грибок, который и мог стать причиной ее гибели.

Участники экспедиции Картера тоже могли стать жертвами вредных микроорганизмов, которыми они заразились, находясь рядом с мумией. В пользу этой версии говорит одно важное обстоятельство. Спустя 3000 лет масла, которые использовались для мумификации, превратились в клей. Чтобы извлечь фараона из гроба, Картер пошел на решительный шаг – он разрезал мумию. В те годы египтологи редко использовали специальные защитные средства, и при контакте с мумией вредные микроорганизмы легко могли проникнуть в дыхательные пути, вызвав тяжелые заболевания.

Тутанхамон принадлежал к XVIII династии фараонов – одной из самых известных в истории Древнего Египта. Время ее правления приходится на эпоху Нового царства. Основатель династии Яхмос I объединил разрозненные территории Египта, и его потомки правили страной в 1550-1292 годах до н. э. Представителями династии были несколько могущественных правителей, изменивших историю своей страны, а также ряд женщин-фараонов.

Современные исследователи отмечают, что работа с мумией может быть опасна, поскольку мумифицированное тело может содержать вредоносные бактерии. Существует и обратная сторона вопроса: занесенные извне бактерии могут разрушить мумию.

На наш взгляд, версия о том, что причиной гибели посетителей гробницы Тутанхамона был грибок, звучит вполне правдоподобно. Но официальной точки зрения относительно череды загадочных смертей не существует до сих пор. Как не существует и доказательств того, что ученых и простых туристов убивали вредные микроорганизмы.

Отец Тутанхамона Эхнатон был одним из самых выдающихся религиозных реформаторов в истории. Именно он впервые ввел в Египте монотеизм, «отменив» весь пантеон египетских божеств и оставив лишь бога Солнца – Атона. Скорее всего, целью такого нововведения было укрепление личной власти фараона. Реформа могла быть использована и для централизации египетской державы.

С просьбой прокомментировать этот вопрос мы обратились к действительному члену Международной Ассоциации египтологов, президенту Ассоциации по изучению Древнего Египта Виктору Солкину. Он сказал:

– По сути, скоропостижной и отчасти странной можно назвать только смерть Джорджа Герберта Карнарвона, который был меценатом экспедиции. Срезав укус москита во время бритья, лорд скончался от сепсиса, после чего все, что связано с Египтом, стало восприниматься крайне негативно в его семье, а большая часть его превосходной коллекции была продана в США. Остальные смерти – вовсе не такие многочисленные, как об этом нередко пишут в прессе. Они были связаны, прежде всего, с тем, что после открытия гробницы юного царя члены экспедиции Картера работали в Долине царей, не покладая рук, в том числе и в летние месяцы, когда температура в Долине порой превосходит отметку 50 градусов жары. Умерло несколько членов экспедиции – все пожилые люди, которые просто физически с трудом переносили выпавшие на их долю испытания климатом и песками Египта. Сам Говард Картер, казалось бы, главный виновник открытия царской гробницы, скончался в преклонном возрасте и от естественных причин. С момента открытия гробницы прошло почти 17 лет. Кроме того, в первой трети XX века все «египетское» было по-прежнему связано с мистицизмом, спиритуализмом и другими явлениями, сопровождавшими европейский «египетский восторг». Пресса и салонное общество не удержалось от того, чтобы не увидеть в нескольких инфарктах пожилых ученых нечто потустороннее.

Нужно сказать, что в древнеегипетском мировоззрении вообще нет представлений о том, что проклятие грабителям гробниц должно вызвать скоропостижную смерть. Сохранившиеся образцы текстов, направленных против тех, кто угрожает умершему, наоборот, говорят о гневе богов в загробном мире. «Что до того, кто пальцем коснется пирамиды этой, и этого храма, принадлежащих мне и моему Ка (двойнику, жизненной силе) – будет он осужден девятью богами, и будет ему небытие, и дом его будет в небытии, будет он тем, кого осудили, тем, кто пожирает сам себя» – эта цитата, приведенная от имени царя, встречается в знаменитых «Текстах пирамид», которые появились на стенах царских гробниц в XXV веке до н.э. Посмертное воздаяние, небытие в мире богов было куда более серьезным наказанием в глазах египтян, чем банальная смерть физического тела – важной, но не главной составляющей сущности человека. В гробнице Тутанхамона вообще не было текстов проклятий. Пресловутая «глиняная табличка с проклятиями», якобы найденная археологами, газетная утка. Известен ее автор – археолог Артур Вейгалл, который испытывал неприязнь к Картеру и слухом о «проклятии» порядком усложнил жизнь выдающегося археолога, и так осаждаемого прессой. СМИ не имели достаточного количества информации, так как исключительное право на репортажи из гробницы получила по решению лорда Карнарвона лондонская Times.

Женой Тутанхамона была царица Анхесенамон, дочь того же Эхнатона. От нее Тутанхамон имел двух дочерей, родившихся мертвыми. Скорее всего, братом Тутанхамона был Сменхкара – еще один фараон из этой же династии. Сменхкара правил сразу после смерти своего отца вплоть до прихода к власти девятилетнего Тутанхамона.

Наш эксперт:

Виктор Солкин, действительный член Международной Ассоциации египтологов, президент Ассоциации по изучению Древнего Египта

Гробницы правителей архаичного периода

В конце доисторических времен не было специальных мест для захоронений, мертвых хоронили обычно рядом с поселениями и деревнями. Их закапывали в землю недалеко от хижин.

С появлением медных инструментов и орудий груда обряду похорон и местам захоронений стали уделять больше внимания.

В Бадари (Верхний Египет) стенки могил стали выкладывать циновками, в отдельных могилах над телом умершего сооружали навес. Могилы, выложенные кирпичом и состоящие из нескольких помещений, появились впервые в культуре Негада.

После объединения северных и южных земель фараоны I и II династий стали специально подчеркивать свое богатство и власть. Они строили огромные гробницы, устраивали пышные похороны. Примеру фараонов следовали высокопоставленные вельможи. Археологи нашли и раскопали царские захоронения архаичного периода в Саккаре – «городе мертвых» первой столицы объединенного Египта – Мемфиса. Такие же могилы были найдены в Абидосе, в районе верхнеегипетского города Тхис. Согласно предположениям в Абидосе находились символические могилы и гробницы древних правителей. Обе части государства несмотря на то, что правил ими один фараон, были еще достаточно самостоятельными, поэтому фараона нужно было хоронить в двух местах – естественно, одно из захоронений было символическим.

«Город мертвых», как и город живых, располагался на границе пустыни и плодородной земли, даже гробницы напоминали своей формой жилые дома. Гробницы в Абидосе и Саккаре представляют два основных типа погребальных построек. Разница между ними хорошо видна на примере подлинной гробницы царицы Мернетх в Саккаре и ее символическим захоронением в Абидосе.

Постройки были массивными, имели глыбообраз ную форму, стены были гладкими, как это и принят на юге. Стояли они во дворе, который был обнесен стеной. Внутри гробницы находилось центрально погребальное помещение, вокруг которого могло располагаться несколько камер. В гробнице северного типа постройка была украшена плоскими лопатка ми с фигурными зубцами. Внутри гробницы усыпальницу фараона окружала сложная система камер и помещений. Примером такого типа погребальных построек может служить гробница в Саккаре, которая, как предполагают, принадлежит фараону Аха. Ее подземная часть была разделена на пять отдельных камер, в средней камере, вероятно, находилось тело фараона в деревянном саркофаге. В остальных помещениях могли находиться его личные вещи. Над погребальной камерой возвышалось кирпичное строение с 27 комнатами. В этих комнатах было сложено охотничье снаряжение, стояли сосуды с вином и блюда с едой, здесь же лежала прочая утварь, которая могла понадобиться фараону в загробной жизни. Внешнюю часть гробницы, ее надземное здание разделяли глубокие ниши. Оно было обнесено двумя низкими стенами. Возможно, что между внутренне стеной и восточной стеной гробницы находило место для жертвоприношений. Сюда родственники приносили подарки и продукты для обитателя могилы. Снаружи стены и само здание гробницы были украшены лепным орнаментом

Разумеется, четкой границы между этими двумя основными типами погребальных построек не существует. Гробница фараона Мени, объединившего страну, в Негаде тоже разделена столбами.

Планировка захоронений архаичного периода во многих случаях предопределяет планировку ансамблей гробниц и захоронений Древнего царства: Дорога восхождения вела к зданию гробницы, рядом с которым во дворе стоял жертвенный алтарь. Начиная с комплекса гробницы фараона Ка, последнего царя I династии, к этим элементам добавился еще один – молельня культа усопшего фараона.

Мастабы

В результате развития формы могил и усыпальниц правителей архаичных времен появились мастабы. Это самый ранний тип гробниц фараонов периода Древнего царства. Мастаба имеет форму усечённой пирамиды с несколькими помещениями внутри и подземной погребальной камерой.

Строили мастабы из необожженного кирпича.

Долина, расположенная за гробницей фараона Ментухотепа I, превратилась в постоянное место погребения фараонов. Расположенная рядом с ней другая долина стала местом захоронения членов царских семей и знати.

Страбон посетил Фивы и место захоронения фараонов, которое сегодня именуют Долиной царей.

Он писал, что в этой долине находятся скальные гробницы сорока египетских фараонов (на сегодняшний день нам известны 60 скальных гробниц египетских фараонов). Эти гробницы очень интересны, их стоит посмотреть. Как видно, уже во времена Римской империи эти памятники египетской архитектуры считались местами, привлекающими внимание и интерес путешественников. Естественно, уже тогда гробницы были давно ограблены, лишь немногие избежали этой участи. Напрасно вход в гробницу тщательно маскировали.

Тутмос I был первым египетским фараоном, которого похоронили в Долине царей. Гробницы первых фараонов XVIII династии относительно невелики; погребальная камера, в которой стоит саркофаг фараона, украшена столбами и имеет овальную форму. Как правило, путь через помещения делает хотя бы одно колено, а в некоторых случаях он строится по неправильной кривой. В более поздние времена гробницы стали более протяженными, и в конце XIX династии их планировка вновь стала линейной. Некоторые захоронения простирались под землей на сотни метров. Например, гробница царицы Хатшепсут имела длину 213 м и уходила на глубину 97 м. В конце гробницы находится погребальная камера с саркофагом.

Свод царских гробниц имел обычно цилиндрическую форму. Стены были украшены цветными барельефами и картинами. На них изображалась жизнь в загробном мире, путь усопшего, жизнь богов. Эти настенные росписи и барельефы являются прекрасными памятниками древнеегипетского изобразительного искусства. Гробница символизировала загробный мир, по которому каждую ночь путешествует Солнце. В силу этого каждое помещение, коридор гробницы имели свое собственное имя. В гробнице Рамсеса IX спуск назывался «первым коридором бога». Найденные в других усыпальницах глубокие шахты, вероятно, тоже имели отношение к этой системе символов. Согласно результатам новейших исследований эти шахты отождествлялись с той глубокой пещерой, над которой должна была проследовать ладья бога Солнца. Саркофаг фараона был сделан из чистого золота, из золота были сделаны и культовые предметы в погребальной комнате. Поэтому ее называли «золотым домом». Впрочем, такое название заслуживала вся царская гробница. В ней были собраны огромные сокровища. Если судить об этом по тем драгоценностям, которые были найдены в гробнице фараона Тутанхамона, маленькой в сравнении с другими гробницами, можно представить, какие сокровища хранили гробницы великих фараонов.

Спрямление внутренней планировки гробниц связано с усилением культа бога Солнца, первые такие гробницы были сооружены в Ахетатоне, столице фараона Эхнатона. Линейная планировка внутренних помещений служила для того, чтобы лучи Солнца могли проникнуть как можно дальше, достичь самых отдаленных уголков гробницы, погребальной камеры и саркофага фараона. Так как вход в гробницу был замурован, это имело чисто символическое значение.

Итак, фараоны Нового царства старались скрыть место своей гробницы. Но они не утратили веру в божественную силу пирамиды, просто ее роль была отведена горе, возвышавшейся над долиной. Продолжает жить и символика Солнца. Свои заупокойные храмы фараоны Нового царства строили вдали от своих гробниц, на границе пустыни и плодородной земли.

После того, как распалось Новое царство, правители Египта прекратили строить скальные гробницы в Фиванских горах. Фараоны, как ни старались замаскировать вход в свои могилы, грабители отыскивали его. Поэтому египетские цари, начиная с фараонов XXI династии, начали строить подземные погребальные камеры на территории храма Амона в новой столице Танисе. Эта территория считалась священной и была огорожена стеной. В Фивах одновременно возводили так называемые «дома Ка», по примеру древних символических гробниц фараонов в Абидосе.

Дмитрий Петров

Даже не особенно внимательному читателю, листавшему 30 ноября 1922 года свежий номер газеты «Таймс», не могли не броситься в глаза интригующие заголовки: «Египетское сокровище», «Важное открытие в Фивах», «Длительные поиски увенчались успехом»... В коротких заметках сообщалось, что «лорд Карнарвон и мистер Говард Картер показали большому числу собравшихся то, что обещает быть наиболее интересным открытием века в области египтологии. Находка состоит, кроме других предметов, из погребальных принадлежностей египетского царя Тутанхамона — одного из царей-еретиков XVIII династии, восстановившего культ Амона...».

Сообщение «Таймс», подхваченное мировой прессой, касалось события, которое стало одним из наиболее значительных в истории мировой археологии, настоящей сенсацией двадцатого века, — открытия гробницы Тутанхамона.

26 ноября 1922 года английский археолог Говард Картер стоял перед стеной, перегородившей обнаруженный им в скале коридор. Он пробил небольшое отверстие в левой верхней части замурованного проема, просунул туда свечу и заглянул внутрь. Постепенно глаза его привыкли к полумраку, и детали комнаты медленно выплыли из темноты.

В гробнице Тутанхамона.
Статуя Анубиса

Он увидел странные фигуры зверей, статуи — и золото. Всюду мерцало золото. Победный крик замер у Картера на устах. Он молчал. Для тех, кто стоял в ожидании рядом с ним, эти мгновения казались вечностью. «Вы что-нибудь видите?» — спросил его Карнарвон, не в силах более выносить неизвестность. «О да, удивительные вещи», — единственное, что мог ответить археолог своему другу.

Так Картер описал в своей книге великий момент встречи Прошлого, Настоящего и Будущего.

Можно представить то чувство благоговения и замешательства, которое испытал ученый, попавший в покой, много веков назад запертый и запечатанный благочестивыми руками. В такие мгновения представления о времени как факторе человеческой жизни теряет всякий смысл. Сколько столетий пронеслось с тех пор, как в последний раз ступала по этому полу нога человека, но все вокруг напоминало о словно бы только что замершей жизни. Самый воздух был тем же, которым дышали те, кто нес фараона к месту его последнего отдохновения. Все это могло быть еще вчера. Время исчезло...

За всю историю археологических раскопок никому еще не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из темноты свет свечи Картера — первый луч света, прорезавший трехтысячелетний мрак.

Впервые после длительных раскопок в Долине Царей — ущелье на левом берегу Нила — была найдена практически нетронутая гробница, которая до сегодняшних дней является загадкой.


Чтобы попытаться оценить истинное значение открытия гробницы Тутанхамона для человека XX века, нужно хотя бы вкратце восстановить в памяти полную бурных событий историю Египта времен правления последних фараонов XVIII династии (1584 — 1342 гг. до н. э.)

Основатель XVIII династии правитель Фив фараон Яхмос I победоносно завершил дело своих предшественников и около 1560 г. до н. э. окончательно изгнал из Египта азиатские племена гиксосов, которые порабощали долину Нила почти полтора века. Вновь объединив страну, Яхмос положил начало новому периоду в истории Египта, так называемой эпохе Нового царства.

Преемники Яхмоса, особенно Тутмос I и его внук Тутмос III, достойно продолжили начатое им дело, и в годы правления фараона Аменхотепа III (1455-1424 гг. до н. э.), правнука Тутмоса III, Египет достиг такого могущества, каким не обладал ни до, ни после этого.

Власть фараона была священной, поскольку являлась выражением Божественного Закона. В сущности, власть принадлежала Богу-создателю. Царь исполнял на земле его волю и был лишь проводником Божественной сущности.

Для понимания того, что происходило в Египте во время царствования Тутанхамона, очень важным является странный, смутный период правления Аменхотепа IV, больше известного как Эхнатон (1364-1347 гг. до н. э.). В эти семнадцать лет произошел разрыв в плавном течении исторического развития Египта.

Семнадцать лет великих потрясений. Семнадцать лет религиозной революции. Семнадцать лет страданий и удивительных откровений.

Личность Эхнатона спорна и загадочна. О нем существуют самые разные мнения, часто полярные. Одни считают его образцом идеального правителя, супруга, отца. Другие утверждают, что в истории Египта не было более талантливого и яркого поэта, чем Эхнатон. Его называют проповедником, художником, ученым и философом, так и не понятым до сих пор. И тут же, в противовес этим характеристикам, задаются вопросы: а не был ли Эхнатон рабом какого-то физического недостатка или просто душевнобольным?

Письменных источников времен царствования Эхнатона не так много, поэтому многие черты этой тревожной эпохи все еще остаются неясными. Однако некоторые сведения дошли до нас. Попробуем вкратце объяснить, в чем же состоял беспримерный переворот Эхнатона.

Египетская традиция своими корнями уходит в далекое прошлое человечества и насчитывает не одно тысячелетие. Согласно ей, в Египте всегда царствовали боги — великие верховные невидимые существа, которые проявляли свою волю на земле через посредников — фараонов и коллегии жрецов.

Древнейшая из них — коллегия Амона — существовала в Фивах. В течение многих тысячелетий Амон-Ра был главным богом Египта. Он являл собой великое таинство и олицетворял Солнце — владыку всех людей и всего сущего. Амон — душа Солнца, — проявляясь через внешнее физическое тело — Ра, — вдохновлял и давал силы всей Солнечной системе.

В египетском пантеоне практически не было изображений Амона-Ра. Присутствие бога обозначали его следами на стенах храмов и дорогах, ведущих к святыням. Амон — таинственное, скрытое божество, великий дух, безграничный, неведомый и неуловимый.

Жрецы Амона-Ра работали в так называемых Домах Жизни, которые существовали всегда рядом с храмами и пирамидами Египта. Каждый Дом Жизни посвящался определенному божеству и являлся одновременно университетом, школой, где ученикам передавались знания о вселенной, природе, человеке, и центром религиозных культов, где хранились священные символы, «двери, ведущие к Божеству». Коллегии жрецов обладали большими возможностями и нередко решали судьбу Египта. Решали по праву, так как именно они были хранителями тысячелетних знаний и традиций.

Эхнатон ни с кем не собирался делиться властью. Он решил, что ему надлежит восстановить естественный порядок вещей и доказать, что фараон — единственный властелин Египта. Эхнатон выступил против культа Амона-Ра, против таинств, сокровенного и древнейшего института Мистерий. Распахиваются врата храмов, святыни и символы, открытые для всех, профанизируются. Основывается новый культ — культ видимого, проявленного божества Атона, бога солнечного диска.

Эта подмена религии стала самым великим и самым страшным деянием Эхнатона.

Фараон меняет имя. Отказавшись от данного ему при рождении имени Аменхотеп, в состав которого входит имя Амона, он называет себя Эхнатоном, то есть «полезным Атону» или, что вероятнее, «действенным духом Атона». Отныне власть царя хранит бог Атон. Меняется религия, а вместе с ней и судьба Египта.

Эхнатон стремился полностью порвать с традиционными религиозными представлениями, обычаями и искусством, отказаться от мифологии, прежних морально-этических норм и даже традиционных представлений о загробной жизни. Заупокойный культ продолжал существовать и при Эхнатоне, но он потерял свой изначальный смысл и превратился просто в обрядность.

Для Эхнатона Фивы становятся тяжким бременем, которое он желает сбросить. Он принимает решение основать новый город во славу Атона. Новый государственный бог должен пребывать в совершенно чистом месте. Фараон дает ему обитель — город Ахетатон, то есть «Горизонт Атона».

Город Атона построили очень быстро, что объясняется подчас заурядным качеством сооружений. Сердце города — великий храм Атона. Огромный дом для нового божества не был похож на все другие храмы Египта. Здесь не было таинственных залов, где укрывались святыни, все было напоказ. Великий алтарь Атона располагался под открытым небом.

Но это было еще не все. Упраздняются культы других богов, они объявляются еретическими, из картушей вырезаются их имена, что для египетского менталитета равнозначно их уничтожению.

Внешняя политика Эхнатона была губительной. В это время на границах стало беспокойно, соседние народы искали возможность завоевать Египет.

Первые фараоны XVIII династии понимали, что миролюбие приведет страну к гибели. А Эхнатон предпочитает обмениваться с соседями подарками. Фараон бездействует. И Атон становится для Египта символом ослабления государства. Бог, которого выбрал Эхнатон, отнял у народа мужество и предал военное призвание великих фараонов XVIII династии. В царствование Эхнатона рухнула великая египетская империя.

Конец царствования Эхнатона до сих пор окутан тайной. На этот счет существует множество теорий. Может быть, царь, погрузившись в апатию, оказался не в состоянии контролировать события или впал в безумие, отказываясь понимать всю серьезность положения.

О смерти фараона ничего не известно. По некоторым сведениям, он не был погребен в огромной семейной усыпальнице, его тело растерзали и бросили собакам. Ахетатон был покинут людьми и погрузился в безмолвие пустыни.

В пору окончания губительного царствования Эхнатона Египет пребывает в упадке. Всюду царит зло. От южных до северных пределов, от Элефантины до болот дельты Нила храмы богов стоят в запустении. Святилища заброшены, от них остались лишь руины. Часовни поросли травой. Традиционного богослужения нет. Боги покинули Египет. В этот момент Тутанхамон восходит на трон.

Царевич Тутанхамон жил при дворе в Ахетатоне. В 1347 г. до н. э., девяти лет от роду, он стал фараоном. Значение его имени точно не известно: «Атон, дающий жизнь», «Живой образец Атона» или «Сильна жизнь Атона».

Венчание на царство произошло в Фивах.

Постепенно Тутанхатон превращается в Тутанхамона — как и Эхнатон, он меняет имя. Перед молодым царем лежит тяжелейшая задача — вернуть свою державу на истинный путь.

Тутанхамон и его сподвижники — полководец Хоремхеб, советник Эйе — полны решимости поднять из руин храмы и памятники, сделать все, чтобы Египет вновь стал «возлюбленным сыном богов». Во все концы государства отправляются группы мастеров, каменщиков и ваятелей. Возводятся статуи в честь богов. В городах расцветает жизнь.

Уроки генерала Хоремхеба, который был Посвященным в тайные знания египетских жрецов, превыше всего ставящим правду и справедливость, очень пригодились Тутанхамону. Восстанавливаются границы страны, Египет возвращает свое влияние.

Юному фараону предрекали блистательное будущее. Но боги рассудили иначе. Восемнадцатилетний Тутанхамон умирает.

За 70 дней траура спешно и тайно создается усыпальница для царя.


История открытия гробницы Тутанхамона — это чудо, сказка, ожившая легенда. День, когда отворились двери усыпальницы, — великий день не только для египтологов и людей науки. Это откровение для всего человечества, связанное с возвращением Египта из забвения.

Для выполнения этой миссии Судьба свела вместе двух удивительных людей, совершенно противоположных по натуре и характеру, но прекрасно дополнявших друг друга.

Лорд Карнарвон — английский аристократ, наследник огромного состояния, настоящий джентльмен и путешественник, совершивший кругосветное плавание, спортсмен и собиратель произведений искусства, реалист в поступках и романтик в чувствах, искатель приключений и неисправимый мечтатель. Страсть к автомобильному спорту приводит к коренному перелому в его жизни: он попадает в катастрофу, последствием которой становится поражение дыхательных путей; приступы удушья делают для него невозможным пребывание в Англии зимой. Так в 1903 г. он впервые попадает в Египет.

Карнарвон влюбляется в Египет, начинает изучать историю и культуру древней цивилизации. Уже в 1906 г. он приступает к самостоятельным раскопкам, но очень скоро видит, что его сил, знаний и опыта явно недостаточно. Он просит у директора Каирского музея знаменитого профессора Масперо помощи, и тот рекомендует ему Говарда Картера.

Картер был прекрасным исследователем и ученым, скрупулезным до педантизма, настоящим практиком и при этом очень смелым и мужественным человеком. Нередко ему с оружием в руках приходилось отражать нашествия банд искателей кладов, и из этих схваток ученый-воин всегда выходил победителем.

Карнарвон и Картер начали совместные работы в 1916 году. Уже тогда они решили, что должны найти совершенно определенную гробницу — гробницу фараона Тутанхамона. Это казалось явной утопией, ведь Долина Царей была буквально перерыта вдоль и поперек. Весь ученый мир решительно склонялся к мысли, что время великих открытий в Долине Царей миновало.

Нужно было упрямо верить и мечтать, чтобы вопреки здравому смыслу взяться за такую трудную задачу. История открытия показывает, как Судьба ведет великих людей к победе. Картер и Карнарвон проводили раскопки в течение шести лет. С самого начала им удалось напасть на то место, где и было впоследствии сделано открытие.

По иронии судьбы исследователи, находясь в двух шагах от цели и раскопав буквально все, не затронули только небольшой треугольник, на котором стояли хижины древних строителей гробницы. Жизнь словно бы проверяла их веру и терпение.

После четырех лет безуспешных раскопок они отправляются в другое место, но и там за два года не находят ничего ценного.

После долгих колебаний Карнарвон и Картер решают посвятить Долине Царей еще одну, последнюю зиму.

И вот они возвращаются туда, где начинали работу, на то место, где находились лачуги рабочих и кучи камня. Первые же удары кирки открыли вход в гробницу Тутанхамона.

К тому моменту, когда произошло это счастливое событие, Карнарвона не было в Египте. Уставший от череды неудач, он уезжает в Лондон. Всего двенадцать ступеней отделяло Говарда Картера от двери с печатями царского некрополя, за которыми его ждали несметные богатства и величайшие открытия.

Трудно не восхищаться самообладанием и благородством ученого, который, вопреки всем искушениям, засыпает раскоп и нескончаемых три недели ждет возвращения своего друга, чтобы разделить с ним радость победы.


История любит парадоксы. Тутанхамон — для египтологов самый неизвестный и незначительный фараон во всей египетской истории — благодаря открытию гробницы встретился со своей судьбой. Почти через три тысячелетия после смерти ему суждено было стать одним из светочей культуры человечества.

Тутанхамон вернулся к людям в XX веке — в мир, пропитанный материализмом, раздираемый войнами и противоречиями, полный страдания, боли и слез. Вернулся для того, чтобы напомнить о ценностях, которые не могут исчезнуть, о Вечном и Подлинном. Тутанхамон через века пронес весть об истинной реальности, о жизни и смерти, о тайне бытия и еще о чем-то, что выше всяких слов.

Гробница Тутанхамона и то, что с ней связано, — это целый мир. Она содержит очень много сокровищ, но не это самое главное, были усыпальницы намного роскошнее и богаче. В гробнице Тутанхамона по крупицам собраны все элементы, повествующие будущим поколениям о сокровенной истории необыкновенной цивилизации. Многие факты свидетельствуют в пользу того, что эта гробница имела особую цель: в эпоху, когда Египет и его народ будет оторван от своих корней, от традиции, она должна была стать своего рода зерном для новых времен, чтобы люди могли узнать о сокровенном, о существовании Таинств.

Египтяне знали, что не бывает мертвых храмов, гробниц, предметов, что все в природе живое. Вещь может быть Символом, местом обитания невидимого существа, которое через нее передает людям свое благословение и силу. Такие вещи не исчезают. Они могут скрыться на какое-то время, даже на сотни и тысячи лет, в ожидании того мгновения, когда придут люди, для которых они предназначены, которые должны будут дать этим живым вещам возможность вновь проявлять свою суть.

Усыпальница юного царя дала исследователям массу сведений по истории Египта, многочисленные сокровища искусства, уникальные предметы. Но существеннее всего то, что гробница Тутанхамона является неоценимым свидетельством представлений египтян о бытии, о жизни и смерти, посланцем традиционной философии древней цивилизации.

Для египтян не существовало смерти. Они рассматривали ее как переход в иное измерение, немногим отличающееся от сна, когда душа просто оставляет тело и продолжает путешествовать, но уже не по земным, а по небесным дорогам. Она ищет свои истоки, стремится домой, к своей звезде, к Амону, к Вечному Сокровенному Свету, туда, где обитает подлинное знание и мудрость, где возможна встреча с любимыми существами, сопровождающими ее в небесной стране. Жизнь рассматривалась лишь как подготовка к смерти.

Путешествие души, скованной ограничениями материального тела или свободной от них, и на небе и на земле, должно было происходить сознательно, с открытыми глазами и сердцем. Самое страшное, что происходит на земле, — это впадение в беспамятство, забвение о путешествии, об истоках, о доме, вечном и прекрасном. Этот сон египтяне считали настоящей смертью, смертью души.

Самое трудное и опасное время для души — период после смерти, когда она как бы предоставлена самой себе. После смерти душа проходит через испытания, западни и ловушки, где проверяются ее достоинства, приобретенные за прожитую жизнь. Она встречается с разрушительными силами, демонами ночи, которых вновь должна победить, собрав всю накопленную силу, мудрость, опыт и добродетель. Небесная родина, как и все в этой жизни, не обретается просто — она завоевывается, ее надо заслужить.

В Древнем Египте очень важными для души считались первые семь недель после смерти (в неделе было 10 дней) — этот период был связан с астрономическим циклом звезды Сириус, которая для египтян символизировала Сокровенный Свет, Благодать. Сириус — глаз созвездия Пса, сердце Галактики, звезда, которая напоминает душе во время жизни и после смерти о цели путешествия.

Анубис

Семьдесят дней в году Сириус не виден на ночном небе. Поэтому этот период так труден для души: она не видит цели, теряет на время свет звезды-покровителя. Сердце может забыть, ради чего оно путешествует.

Египтяне строили гробницы для того, чтобы помочь душе приобрести силу для испытаний, найти путеводную звезду, вырваться из темницы плоти и вернуться домой.

Гробница Тутанхамона — единственная дошедшая до наших дней в нетронутом виде усыпальница царя, где эти воззрения древних отражены наиболее полно. К сожалению, рамки статьи не позволяют подробно рассмотреть богатейшую символику гробницы, раскрыть сущность загадочного ритуала мумификации. Об этом речь пойдет дальше.

За все двести лет существования археологии как науки ни одно открытие не получило такой широкой известности, как находка усыпальницы юного фараона.


У всякого настоящего открытия есть и обратная сторона, связанная с легендами, которые рождаются в ходе исследования. Гробница Тутанхамона — не исключение. Находка породила очень много вопросов, загадок и сенсаций; справедливости ради надо сказать, что они возникали не на пустом месте. Одна из них — так называемое «проклятие фараона», связанное с таинственной смертью чуть ли не двадцати человек, участвовавших в свое время в раскопках. Разговоры о «проклятии фараона» начались сразу после смерти лорда Карнарвона. Он скончался 5 апреля 1923 года от укуса москита после тщетной трехнедельной борьбы с болезнью, так и не увидев мумии и саркофага царя. В час его смерти в Каире произошла необъяснимая авария электросети. В последующие месяцы умерли сводный брат лорда, его сиделка, врач, проводивший рентген мумии, американский миллиардер, посетивший гробницу, а также некоторые другие ученые и простые посетители. К 1930 году из числа непосредственных участников раскопок остался в живых только Говард Картер.

Это далеко не единственная загадка гробницы. Можно смело сказать, что до сих пор не удалось полностью оценить, понять, осмыслить значение находки английских археологов. Можно только гадать, сколько подобных чудес еще не явлены миру. Египет хранит свои тайны в ожидании тех времен, когда человечество будет готово принять весть, привет из далекого прошлого, которое часто оказывается ближе настоящего.


В гробнице, в комнате, названной сокровищницей, был найден контейнер, изображающий бога Осириса. В нем находился песок Нила, засеянный зерном. Это «Осирис прорастающий». Зерно прорастает, выходит из «тела Осириса», и из смерти рождается жизнь. Это еще одно послание Тутанхамона. Никто и ничто не умирает. Все меняется, все трансформируется. Жизнь и смерть — две стороны единой Жизни.

Судьба его — Египет

Екатеринбург

Эта лекция не только о культуре и цивилизации Древнего Египта, его тысячелетних традициях, но в первую очередь о мудрости и учении, передававшимися из века в век его мудрецами, учившими человека побеждать невежество и узнавать истину.

Мы уже сегодня читали с вами Тутанхамона, а теперь давайте все таки ознакомимся с традиционной.

Лорд Карнарвон, типичный английский аристократ, был человеком увлекающимся. Страстный охотник, потом любитель дерби, затем спортсмен-автомобилист, поклонник аэронавтики, оказавшись из-за болезни лишенным всех прежних увлечений, он обратился к своему другу, директору египетского отдела в Британском музее У. Баджу, с просьбой посоветовать какое-либо интересное занятие, где не требуется физических усилий. Полушутя У. Бадж привлек внимание лорда Карнарвона к египтологии. А заодно подсказал имя Говарда Картера — молодого профессионального археолога, работавшего с известными учеными Питри и Дэвисом. То же имя назвал ему и Г. Масперо, директор Египетского музея в Каире...

Удивительным стечением обстоятельств и блестящим совпадением двух рекомендаций начинается эта история, полная загадок и тайн. История, которая до сих пор будоражит умы людей.


История открытия гробницы

Теодор Дэвис, открывший много царских гробниц, имел концессию на раскопки в Долине царей. В 1914 году, считая, что вся Долина уже перекопана и вряд ли возможна какая-либо серьезная находка, Дэвис отказался от концессии в пользу Карнарвона. И Масперо предупредил лорда, что копать в Долине царей — дело безнадежное и дорогостоящее. Но английский безумец верил в одержимость Г. Картера! Тот хотел во что бы то ни стало откопать гробницу Тутанхамона. Он почти вычислил ее местонахождение! Дело в том, что в разное время, работая с Дэвисом, Картер нашел фаянсовый кубок из гробницы, изломанный деревянный ларец с золотыми листочками, на которых начертано имя Тутанхамона, и глиняный сосуд с остатками льняных повязок — их забыли жрецы, бальзамировавшие труп фараона. Все три находки указывали на то, что гробница рядом, что она не расхищена, как многие и многие усыпальницы египетских царей.

Вид Долины царей произвел на лорда Карнарвона впечатление удручающее. Дно котлована было завалено гигантскими грудами щебня и обломками и зияло черными провалами вскрытых и ограбленных могил, высеченных в подножиях скал. С чего же начать работу? Неужели ворошить весь этот щебень?..

Но Картер знал, с чего начать. Он провел по плану котлована три линии, соединяющие точки трех находок, и обозначил, таким образом, треугольник поисков. Он ока-зался не очень большим и находился между тремя могилами — Сети II, Мернепты и Рамзеса VI. Археолог оказался настолько точным, что первый удар кирки пришелся как раз над тем местом, где находилась первая ступенька лестницы, ведущей в гробницу Тутанхамона! Но об этом Говард Картер узнал лишь спустя долгих шесть лет — вернее, шесть археологических сезонов, в течение которых шла расчистка завалов щебня.

В первый год Картер наткнулся на остатки неизвестных стен. Оказалось, это руины домов, где жили резчики, каменотесы и художники, занятые работой над царской гробницей. Стены стояли не на скальном грунте, а на щебне, извлеченном из скалы во время строительства гробницы Рамзеса VI. Уважив последнего. Картер решил отодвинуть свою славу на шесть лет: он перенес раскопки щебня, оставив руины стен нетронутыми. К этому его подвигло желание не мешать многочисленным экскурсиям, ибо раскопки загромоздили бы и без того узкий проход к уже открытой и обследованной гробнице Рамзеса. Наконец, намеченный к расчистке треугольник был полностью освобожден от щебня. Однако следа искомой могилы археолог не обнаружил. Карнарвон, вложивший множество средств в это рискованное мероприятие, склонен был отказаться от задуманного. Больших усилий отчаявшемуся археологу стоило уговорить лорда продолжить поиски — "всего один сезон". Умеющий уговаривать Картер убедил аристократа.

На этом недатированном снимке Говард Картер - археолог, открывший гробницу Тутанхамона - исследует его саркофаг. Знаменитый египетский фараон страдал волчьей пастью и косолапостью, так что он, скорее всего, ходил, опираясь на трость. (AP Photo/File)

Вот записи из его дневника:

"Началась наша последняя зима в Долине. Шесть сезонов подряд мы вели здесь археологические работы, и сезон проходил за сезоном, не принося результатов. Мы вели раскопки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадежной подавленности. Мы уже начали мириться со своим поражением и готовились оставить Долину... "

3-го ноября 1922 года рабочие стали сносить стены бараков, оставленные Картером в 1917-м. Снося стены, они убирали и метровый слой щебня, находившийся под ними.

Ранним утром 4 ноября над Долиной вдруг установилась интригующая тишина. Картер немедленно помчался туда, где возле свежей ямы столпились рабочие. И он не поверил своим глазам: из-под щебня показалась первая ступенька, высеченная в скале.

К ним вернулся энтузиазм, и работы ускорились. Ступень за ступенью продвигалась группа к основанию лестницы. Наконец, вся лестница была свободна, и показалась дверь, заложенная камнями, замурованная и снабженная двойной печатью. Разглядывая оттиски печати, Картер с огромной радостью обнаружил царскую ее принадлежность: некрополь с изображением шакала и девяти пленных. Уже это давало надежду, что грабители не добрались до гробницы. Само ее расположение и обстоятельства раскопок говорили о том, что, видимо, о ней все давно забыли: каменотесы поленились унести от чужой усыпальницы щебень, выбиваемый из скалы, и сваливали его сначала на вход в усыпальницу Тутанхамона, а позже — и поверх него. Жрецам же, неусыпно охранявшим входы, это оказалось на руку, поскольку меньше оставалось вероятности, что грабители вспомнят о богатой гробнице. А если и вспомнят, перелопатить столько щебня, чтобы влезть в могилу, врагу не пожелаешь. Потом о гробнице забыли и сами жрецы... А позднее над этой гробницей построили дома для рабочих, трудившихся в Долине, тем самым окончательно похоронив и "засекретив" место усыпальницы юноши-фараона.

В верху кладки Картер проделал небольшое отверстие и, посветив в него, заглянул вовнутрь. Он ничего не увидел, кроме камней и щебня. Груды возвышались до самого потолка. Разуверившегося лорда Карнарвона не было не только в Долине царей, но и в Египте. Картер послал ему в Англию телеграмму. "Наконец, — говорилось в ней, — вы сделали чудесное открытие в Долине: великолепная гробница с нетронутыми печатями вновь закрыта до вашего приезда. Поздравляю".

"То был волнующий момент для археолога, — писал Картер. — Совсем один, если не считать местных рабочих, после долгих лет тщательных усилий я стоял на пороге того, что могло быть великолепным открытием. Все, буквально все, что угодно, могло находиться за этим входом, и понадобилось все мое самообладание, чтобы не взломать кладку и не приступить к немедленным исследованиям ".

Чтобы не искушать себя и для большей сохранности, Говард Картер вновь засыпал лестницу, поставил наверху охрану и стал ждать Карнарвона. Лорд Карнарвон и его дочь леди Эвелин Герберт прибыли в Луксор 23 ноября. Доктор Алан Гардинер, которого Карнарвон пригласил с собою в поездку, обещал прибыть в первых числах нового года. Доктор Гардинер — знаток папирусов, и его знания могли пригодиться при вскрытии гробницы, ибо первооткрыватели надеялись обнаружить в ней множество надписей, а возможно, и свитки. Когда лестницу вновь очистили, археологи пригляделись, наконец, к печатям. Несомненно, одна из них была царской, а другая жреческой: оттиск печати стражей некрополя. Значит, воры все же побывали в усыпальнице. Впрочем, если бы гробница была целиком ограбленной, не имело бы смысла вторично запечатывать ее. Но это обстоятельство сильно испортило настроение Картера, пока расчищали идущий с востока на запад коридор длиною в 27 футов. 26 ноября археологи обнаружили второй замурованный дверной проем.

Картер писал:

"Наконец мы увидели полностью расчищенную дверь. Наступил решающий момент. Дрожащими руками я проделал узкую щель в верхнем левом углу каменной кладки. За нею была пустота, насколько я мог определить железным щупом... произвели пробу воздуха на пламя свечи, на предмет скопления опасных газов, а затем я немного расширил отверстие, просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин Герберт и египтолог Кэллендер стояли рядом и с волнением ждали моего приговора. Сначала я ничего не разглядел, потому что поток горячего воздуха из гробницы задувал свечу. Но постепенно глаза мои привыкли к мерцающему свету, и передо мной из полумрака начали возникать странные животные, статуи и... золото — повсюду сверкало золото! На какое-то мгновение — тем, кто стоял рядом со мной, оно показалось вечностью! — я онемел от изумления. Наконец лорд Карнарвон с волнением спросил:

— Вы что-нибудь видите?

—Да, — ответил я. — Чудесные вещи... "



Печать на двери гробницы

Сокровища гробницы

Сотни предметов находились в помещении, впоследствии названном Передней комнатой, в полнейшем беспорядке, "как ненужная мебель в чулане", по меткому выражению сэра Алана Гардинера. И только две фигуры в полный рост, симметрично взаимонаправленные, стояли по обеим сторонам замурованного и запечатанного дверного проема, что находился по правой стене. Фигуры были из дерева, пропитанного чем-то вроде асфальта, раскрашенные черными и золотыми красками, на лбу у них были царские уреи, а в руках — золотые жезлы. Каждая из фигур опиралась на длинный посох. После осмотра содержимого Передней комнаты Картер и Карнарвон поняли значение замурованного входа:

"За запечатанной дверью были другие покои, может быть, целая анфилада, вне всякого сомнения... мы должны были увидеть останки фараона".

Один из коллег Картера писал не менее взволнованно:

"Мы увидели нечто невероятное, сцену из волшебной сказки, великолепную сокровищницу из оперных декораций, воплощение снов творящего композитора. Напротив нас стояло три царских ложа, а вокруг них сундуки, ларцы, алебастровые вазы, обитые золотом кресла и стулья — нагромождение сокровищ фараона, который умер... еще до того, как Крит достиг расцвета, задолго до рождения Греции и зачатия Рима, — с тех пор прошло больше половины истории цивилизации... "

Постепенно выявлялись другие подробности: скорее всего, грабителей застали на месте преступления, и они, побросав все, что нахватали, в спешке и беспорядочно бежали, не успев причинить большого вреда. Но не менее беспорядочно поступили жрецы: торопливо засунув обратно в сундуки царские одежды и предметы, из которых мелкие ссыпали туда же, хотя хранились они явно в других ларцах, стражи некрополя столь же поспешно покинули гробницу и замуровали вход в нее. Впервые за всю историю раскопок Говард Картер столкнулся с вероятностью обнаружить нетронутый царский гроб. Велико было искушение немедленно вскрыть запечатанную вторую дверь, но археолог поступил согласно научному долгу: он объявил, что начнет извлекать из гробницы предметы лишь после того, как будут приняты все меры для их сохранения! Подготовительная работа длилась два месяца.

Тем временем в Каире к Египетскому музею стали пристраивать специальное отдельное крыло для работы и хранения новой экспозиции. От Службы древностей Картер получил специальное разрешение использовать усыпальницу фараона Сети II как лабораторию и мастерскую. В нее переносили по одному предметы из гробницы, предварительно обрабатывали и отправляли в Каир. Были привлечены к работе другие археологи — Литгоу, куратор Египетского отдела Метрополитен-музея; Бертон — фотограф; Уинлок и Мейс, тоже из Метрополитен-музея; рисовальщики Холл и Хаузер, Лукас — директор египетского департамента химии. Алан Гардинер прибыл для расшифровки надписей, ботаник профессор Перси Ньюберри — для б определения цветов, венков и других найденных в гробнице растений.

В Передней комнате обнаружили более шестисот предметов, и все они были тщательнейшим образом описаны и зарисованы самим Картером.

Многое, с чем столкнулся Г. Картер, было впервые. Первый нетронутый царский гроб, первая по количеству предметов коллекция, первый... ажиотаж вокруг раскопок, поистине всемирный! Ни разу археологи не сталкивались с этой проблемой: сотни репортеров, толпы посетителей, мешающие работать. Мировая пресса публиковала свои выводы на ту или иную тему — вплоть до того, что "Тутанхамон является тем самым фараоном, при котором произошел исход евреев из Египта". Позволил себе далеко идущие выводы и В. Викентьев, писавший с места событий в Москву. По-своему растолковав зажатость помещения гробницы, он решил, что Тутанхамон был перезахоронен, и не единожды — по примеру неприкаянного Рамзеса III, которого жрецы переносили с места на место три раза! Он даже нашел единомышленников якобы в лице Борхардта, Ранке и Бенедита. И при этом путался в именах фараонов и жены Тутанхамона Анхесенпаамон...

Наконец, Картер очистил Переднюю комнату и был готов размуровать вход в "Золотой Чертог". Из всех желавших присутствовать при этом событии лишь корреспондент "Таймс" был допущен внутрь.


Детальное фото гробницы Тутанхамона, правившего Египтом с 1358 по 1350 гг до н.э. (AP Photo)

О вскрытии "Золотого Чертога" рассказывал сэр Алан Гардинер:

"Когда Картер снял верхний ряд кладки, мы увидели за ней стену из сплошного зелота, во всяком случае, так нам показалось на первый взгляд. Но, когда была убрана вся кладка, мы поняли, что видим одну сторону огромного внешнего Ковчега. Мы знали о таких ковчегах по описаниям в древних папирусах, однако здесь он был перед нами. Во всем своем сине-золотом великолепии он заполнял все пространство второй комнаты. В высоту он почти достигал потолка, а между его стенками и стенами комнаты оставалось не более двух футов. Сначала внутрь вошли Картер и Карнарвон, протискиваясь сквозь узкое пространство, и мы ждали, пока они вернутся. Когда они вышли, оба изумленно всплеснули руками, не в силах описать, что они увидели. За ними последовали другие, пара за парой. Помню, как профессор Лако сказал мне с усмешкой: "А вам лучше не пробовать: слишком уж вы... солидный ". Тем не менее, когда пришла моя очередь, я вошел во внутреннюю комнату с профессором Брэстедом. Мы протиснулись между стенами и ковчегом, свернули налево и очутились перед входом в ковчег с большой двустворчатой дверью. Картер отодвинул засов и открыл эти двери, так что мы смогли разглядеть внутри большого внешнего ковчега, который достигал 12 футов в длину и 11 в ширину, другой, внутренний ковчег с такими же двойными дверьми, с еще не тронутыми печатями. Лишь потом мы узнали, что здесь было четыре позолоченных ковчега, вставленных один в другой, как в наборе китайских резных коробок, и только в последнем, четвертом, покоился саркофаг. Но его мы смогли увидеть лишь через год ".

А вот как об этом рассказывал сам Говард Картер:

"В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним ".

Когда были завершены все подготовительные работы, Картер стал открывать сам ковчег. Как уже говори- лось, внутри был вставлен еще один, по убранству ничуть не уступающий внешнему, а, сорвав царские печати, археолог нашел еще два ковчега, один в другом, и они были не менее прекрасны, чем первые два. Открыв и их, Картер коснулся царского саркофага. Саркофаг был сделан из желтого кварцита и стоял на алебастровом постаменте. Крышка саркофага была изготовлена из розового гранита. Камнерезы постарались: горельефы с четырех сторон изображали охраняющих саркофаг богинь, обнимающих его руками и крыльями.

Три месяца разбирались четыре ковчега. Мастера соединили их части при помощи крюков и ушек. Чтобы вынести ковчеги, Картеру пришлось разрушить целую стену, отделявшую "Золотой Чертог" от Передней комнаты. Гроб покоился под льняным саваном, от времени сделавшимся бурым. Система блоков подняла тяжелую крышку саркофага, и саван был тоже убран. Присутствующие стали очевидцами ослепительного зрелища: выструганный из дерева золоченый гроб по форме повторял мумию и сверкал, будто был только что сделан. Голова и руки Тутанхамона были изготовлены из толстого листа золота. Глаза из вулканического стекла, брови и веки из стеклянной массы бирюзового цвета — все выглядело "как живое". Орел и аспид были обозначены на лбу маски — символы Верхнего и Нижнего Египта. Важнейшая деталь, о которой предоставим высказаться самому археологу:

"Что, однако, среди этого ослепительного богатства производило наибольшее впечатление, — это хватающий за сердце веночек полевых цветов, который положила на крышку гроба молодая вдова. Весь царственный блеск, вся царская пышность бледнели перед скромными, повлекшими цветами, которые сохранили еще следы своих давних свежих красок. Они красноречиво напоминали нам, насколько мимолетным мгновением являются тысячелетия ".

К удивлению ученых, внутри, под крышкой гроба, оказался еще один гроб, изображавший фараона богом Осирисом. Неоценима художественная ценность его, украшенного яшмой, лазуритом и бирюзовым стеклом, а также позолоченного. А подняв вторую крышку. Картер обнаружил третий гроб из толстого золотого листа, целиком копирующий фигуру мумии. Гроб был усыпан полудрагоценными камнями, на шее фигуры сверкали ожерелья и бусы разных цветов.

Мумия была залита ароматической смолой, а голову и плечи покрывала золотая маска, лицо фараона было грустным и несколько задумчивым. Выполненные из золотого листа руки были скрещены на груди.

Сняв маску, археологи взглянули в лицо мумии. Оно оказалось удивительно похожим на все найденные маски и изображения Тутанхамона. Мастера, изображавшие покойного, были самыми "завзятыми" реалистами.

Доктор Дерри, разматывая повязки мумии, обнаружил 143 предмета: браслеты, ожерелья, перстни, амулеты и кинжалы из метеоритного железа. Пальцы рук и ног находились в золотых футлярах. При этом резчики не забыли обозначить ногти.

Позади усыпальницы искатели обнаружили вход в другую комнату. И она была полна чудес... Археологи назвали ее Сокровищницей. Там стоял ковчег для каноп фараона, охраняемый четырьмя богинями из золота, золотые колесницы, изваяние бога Анубиса с головой шакала, огромное количество ларцов с драгоценностями. В одном из них, открытом Картером, сверху лежал веер из страусовых перьев, выглядевший так, будто его положили туда вчера... Через несколько дней перья вдруг начали быстро ссыхаться, их едва успели законсервировать.

"Однако, — вспоминал Алан Гардинер, —когда я увидел их впервые, они были свежи и совершенны и произвели на меня такое глубокое впечатление, какого я не испытывал и, наверное, уже не испытаю никогда ".

Кроме ковчега-часовенки, где хранились мозги, сердце и внутренности покойника, изъятые у него во время бальзамирования, и лежащего на золоченых носилках бога-шакала Анубиса, у стен стояло множество ларцов из слоновой кости, алебастра и дерева, инкрустированных золотом и голубым фаянсом. В ларцах находились бытовые предметы и несколько золотых статуэток самого Тутанхамона. Здесь же стояли еще. одна колесница и модели парусных челнов. Главное, что обнаружил в сокровищнице Говард Картер, — то, что ее не коснулась рука грабителя. Все было на тех местах, куда поставили жрецы Амона.

Для археологии ценность этого открытия заключается не только в найденных сокровищах, а в том, с каким высоким искусством и тщательностью были описаны и сохранены все эти прекрасные вещи.


Барбара Холл из Университета Чикаго и Йел Нилэнд достают сокровища Тутанхамона в Новом Орлеане 6 сентября 1977 года. (AP Photo)

Тайна проклятия

Сэр Алан Гардинер упомянул одну очень важную вещь: строительство позднейшей гробницы Рамзеса VI. Каменотесы, словно бы не задумываясь, отбрасывали щебень не просто к подножию скалы, в которой высекали гробницу. Кажется, будто вход в усыпальницу Тутанхамона завален нарочно. Для чего? Что заставило рабочих и руководителей работ поступить так? Почему, несмотря на сильную охрану некрополя, практически все гробницы были разграблены, а могила Тутанхамона, простоявшая несколько десятков лет нетронутой, подверглась всего только одной попытке ограбления, закончившейся неудачей?..

Ах, как он был прав!.. К сожалению, археологи при вскрытии захоронения брали пробы лишь на пламя свечи, то есть на опасные газы... Как часто рок преследует искателей древностей, особенно в Египте! Мумия, пролежавшая в своей камере, в своем гробу более трех тысячелетий, будто живая, сторожит свои богатства.

Затем последовали события, к археологам имеющие не столь прямое отношение. Возникла проблема с монополией на газетную информацию, которую лорд Карнарвон отдал известной "Тайме". Неимоверно возрос поток посетителей. Наконец, угрожающе нелепая и грязная в своей основе ссора между лордом и Картером на предмет "дележа" добычи из гробницы. Аристократ уподобился древнему грабителю, требуя "свою долю". Точно бес вселился в лорда Карнарвона, прекрасно осведомленного, что Дэвис прилюдно отказался от своей "доли" в пользу Египетского музея. А расчленять уникальную находку, которая и по сей день является единственной в своем роде. было бы непростительно и даже преступно. Хотя бы по отношению к нам, потомкам, и тем, кто придет за нами.

Археологи достают предмет из гробницы фараона Тутанхамона в долине фараонов в Луксоре, Египет, 1923 год. (AP Photo)

Мы говорим "точно бес". А может быть, и вселился кто-то в лорда в те мгновения, что он провел в ковчеге?.. Здесь, конечно, скрыта определенная тайна. Многое перестало быть прежним после того, как двадцать человек попарно побывали в "Золотом Чертоге".

"Они обменялись самыми язвительными словами, — пиcал Брэстед о Картере и лорде Карнарвоне, — и Картер в ярости попросил своего старого друга удалиться и никогда больше не возвращаться. Вскоре после этого лорд Карнарвон заболел лихорадкой из-за воспалившейся раны. Некоторое время он еще боролся. Но началось воспаление легких, и 5 апреля 1924 года он умер в возрасте 57 лет. Газетчики приписали его смерть древнему проклятию фараонов и раздували эту суеверную выдумку, пока она не превратилась в легенду ".

Однако припомним следующее. Граф Эмон, известный мистик своего времени, не поленился написать лорду:

"Пусть лорд Карнарвон не входит в гробницу. Опасность грозит ему, если он не послушает. Заболеет и не выздоровеет ".

Смертельная лихорадка настигла лорда буквально через несколько дней после события, о котором предупреждали. Противоречивы и заявления близких и врачей. Брэстед пишет о "воспалившейся ране", а другие — об "укусе заразного москита", которого лорд якобы всегда боялся. Человек, не опасавшийся в жизни ничего! Смерть нашла его в номере гостиницы "Континенталь" в Каире. В той же гостинице скончался вскоре американец Артур Мейс. Он пожаловался на усталость, затем впал в кому и умер, не успев передать врачам своих ощущений. Диагноз они поставить не смогли! Радиолог Арчибальд Рид, исследовавший тело Тутанхамона при помощи рентгеновских лучей, был отослан домой, где вскорости умер "от горячки".


Конечно, не всех египтологов настигла смерть немедленно после вскрытия ковчега. Благополучно прожили длинную жизнь леди Эвелин, сэр Алан Гардинер, доктор Дерри, Энгельбах, Бертон и Уинлок. Профессор Перси Ньюберри умер в возрасте 80 лет в августе 1949 года, как Дерри и Гардинер. Сам Картер дожил до 1939 года и скончался в возрасте 66 лет.

Причину смертей мы, вероятно, найдем, если примем неожиданные смерти в группе Картера, в том числе и гибель лорда Карнарвона, за события одной цепи. Очевидно, группу воров, застигнутых жрецами на месте преступления, постигла та же участь. Никто не поручится за то, что в скором времени не отправились к праотцам и сами жрецы некрополя, запечатавшие вторично вход в гробницу, куда они второпях сбросили отнятые у грабителей предметы. Видимо, "проклятие", висевшее над усыпальницей юного Тутанхамона, не бред журналистов, а реальность. Воры больше не прикасались к золоту фараона, как бы им этого ни хотелось. Жрецы тоже не отважились на ограбление!.. Доподлинно ведь известно, что во многих кражах из царских могил жрецы участвовали... Посягать на гробницу Тутанхамона никто не решился: в сознании грабителей много веков держался четкий запрет прикасаться к вещам почившего правителя. А завал из щебня, предпринятый каменотесами поздней гробницы Рамзеса VI, выглядит не как сокрытие от кого-либо следов погребения Тутанхамона — что каменотесам до его сокровищ! — а ликвидация причин к искушению забраться в гробницу. Видно, легенда о "проклятии", о таинственных смертях и болезнях много веков передавалась из уст в уста. Грабитель всегда рискует, но надеется перехитрить судьбу, охрану, обстоятельства и т.д. Здесь же любой безумец был обречен, то есть заранее шел бы на верную смерть. В результате Картер вскрыл только две печати на замурованной входной двери. Третья (не говоря о четвертой и т.д.) печать на ней так и не появилась, поскольку больше не было попыток ограбления. И совершенно не прав В. Викентьев, выдвинувший в своих "Письмах" журналу "Новый Восток" в 1923—1924 годы предположение о том, что было осуществлено перезахоронение Тутанхамона якобы под гробницу Рамзеса VI: замурованный вход в гробницу юноши царя запечатан подлинной печатью фараона, которой во времена позднего царя уже не существовало. Еще одним обстоятельством, указывающим на подлинность захоронения, является тот самый букетик полевых цветов, идентифицированных профессором Ньюберри: его могла оставить только любящая женщина. Или... Здесь мы подходим к сложной схеме тайны, многие звенья которой до сих пор не известны и вряд ли станут известны когда-либо. Каким было "проклятие", кем и для чего оно было наложено на могилу малозначительного юного фараона, который и пожить-то толком не успел? Всякому царю пелись гимны и слагались "подвиги", коих тот не совершал, а здесь налицо явное отсутствие каких-либо прижизненных заслуг, кроме, конечно, возвращения культа Амона, к которому, по некоторым соображениям, Тутанхамон все же мало причастен.

Гробница Тутанхамона. Снимок сделан в 1920-ые годы. (AP Photo)

Изобилие колесниц и изображений мчащегося на колеснице мальчика-фараона говорит не столько о божественном его происхождении, которое утвердилось для фараонов с времен Древнего царства (2880—2110 годы до н.э.) и строительства пирамид: еще это обстоятельство, весьма реалистично отображенное художниками за 1350 лет до н. э., говорит... о мальчишестве царя, который обожал быструю езду. Инкрустированное драгоценными и полудрагоценными камнями изображение на спинке трона, где Тутанхамон и его жена Анхесенпаамон любезничают друг с другом, а она, вероятно, умащивает его благовониями, тоже очень реалистично, даже более того: Тутанхамон качается на троне! Что это, как не проявление мальчишества, молодости, непоседливости? Тем более что доказано: портретное сходство фараона потрясающее! Небрежно вскинутая на спинку трона локтем правая рука, в то время как левая покоится на коленях, оторванные от пола задние ножки трона... Мастера будто напрочь забыли каноны, в коих следовало изображать олицетворение Амона-Ра. Разве только полуповорот корпуса намекает на канон. Однако здесь художник гениально вышел из положения, сделав позу естественной, оперев фигуру мальчика локтем на спинку. Какое ему, мальчишке, дело до царства?.. Сплошная любовная идиллия. А о том, что любовь между дочерью Эхнатона и Тутанхамоном была, свидетельствуют хотя бы те два мертворожденных младенца, о которых говорил сэр Алан Гардинер. Даже если первоначально любви не было, родительское горе должно было сблизить Тутанхамона и Анхесенпаамон.

Археологи выносят древние артефакты во время раскопок в Каире. (AP Photo)

Говард Картер работал над поисками гробницы Тутанхамона вместе со своим компаньоном лордом Джорджом Карнарвоном. В 1923 году лорд Карнарвон скоропостижно скончался в гостинице в Каире. Официальную причину смерти точно не установили, так как уровень развития медицины в Египте в то время был еще слабый. Это было либо воспаление легких, либо заражение крови от пореза бритвой.

Именно после этой смерти пресса начала активно “трубить” о “проклятье Тутанхамона”. Начались разговоры о каких-то мифических грибках и микроорганизмах, которые жрецы оставляли, чтобы погубить грабителей. А потом еще Голливуд подхватил идею.

Конечно, это не более чем небылицы. Лорд Карнарвон не был 20-летним мальчиком, в момент смерти ему уже было 57 лет. Воспаление легких и заражение крови в те времена были смертельно опасными болезнями, так как антибиотики еще не были изобретены.

Сам Говард Картер умер в 1939 году в возрасте 64 лет. По логике, если проклятье и существует, то оно должно было коснуться его в первую очередь.

Другая версия гласит, что никакой мистики в смертях некоторых участников экспедиции нет. Их, якобы, убили египетские спецслужбы, чтобы скрыть фальсификацию. Эта версия более реалистична, о ней мы поговорим подробно.

Обвинения в фальсификации

Существует мнение, что эти раскопки и вся гробница фараона Тутанхамона – это подделка. Якобы, Картер и власти Египта построили фальшивую гробницу. В этом есть некоторый смысл, ведь Египет заработал огромные деньги на продаже сокровищ.

Поклонники этой теории приводят следующие доводы:

Во-первых , в момент находки Картера вся Долина Царей уже была перерыта, и найти там что-то новое было уже невозможно.

Этот довод сразу можно отбросить. Как это невозможно? Археолог Отто Шаден нашел тут еще одну гробницу в 2005 году. И еще, вероятно, найдут.

Второй довод . Картер очень долго проводил раскопки - около 5 лет. Якобы он тратил это время на строительство подделки.

Этот довод также ничего не значит. Могут копать и 5 лет, могут и 10, что тут удивительного?

В-третьих , некоторые предметы выглядят совсем новыми. Такое также возможно, какие-то предметы сохранились лучше, какие-то хуже.

В-четвертых , крышка гроба была расколота. Якобы это сделали специально, так как она не пролезала в дверь гробницы. Этот довод весьма сомнительный - крышка гроба раскололась, что тут удивительного?

И еще масса подобных доводов, которые наводят тень сомнения, но ничего не доказывают.

Давайте подумаем здраво. Эти люди утверждают, что Картер потратил 110 килограммов золота на изготовление из него саркофага, еще 11 килограммов золота на маску. Нашел или произвел около 3500 артефактов.

Он вырубил в скале гробницу, произвел два каменных саркофага. Нашел где-то бесхозную мумию человека возраста около 20 лет. Потом он упаковал все это в гробницу и заявил об открытии.

Прочитайте все это! Он должен был сделать все это незамеченным! Вы верите, что такое возможно? Откуда золото и деньги? Как это можно было сделать в тайне? Это просто нереально.

Музеи, купившие эти экспонаты, проводят экспертизы предметов своих коллекций. Если бы Картер и египетское правительство провели такую аферу, она бы давно уже была раскрыта научными методами.