Биографии Характеристики Анализ

Антарктида: интересные факты, находки, открытия. Прямой и обратный счёт - «Проведи пингвина по льдинам»

Людмила Баранова
Конспект занятия «Путешествие в Антарктиду»

Конспект организованной образовательной деятельности

для детей 5-6 лет

«Путешествие в Антарктиду »

Составила : Баранова Людмила Васильевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» ,

(Смоленская область, г. Гагарин)

Возрастная группа : 5-6 лет.

Форма ООД : занятие .

Форма организации : групповая.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;

Чтение книг об Антарктиде .

Цель : повышение экологической культуры дошкольников и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой .

Оборудование и материалы :

Конверт с письмом;

Необходимые для занятия иллюстрации ;

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи :

Образовательные задачи :

1. Дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды ;

2. Формировать представления о флоре, фауне Антарктиды , о связи организмов со средой обитания;

3. Обобщить представления о животном мире, птицах Антарктиды . Их внешнем виде, образе жизни, повадках.

4. Продолжать формировать умение работать с картой, находить Северный полюс (Арктику) и Южный полюс (Антарктиду ) .

5. Продолжать учить детей участвовать в экспериментальной деятельности

6. Формировать умение делать выводы и умозаключения на основе опытной деятельности.

2. Развивающая :

1. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

2. Развивать внимание, память, логическое мышление, зрительную наблюдательность;

3. Развивать способность видеть красоту природы;

4. Развивать способность к анализу, обобщению, сообразительность в процессе обучения детей отгадыванию загадок.

5. Развивать речь, обогащать словарь (слова : айсберг, Антарктида , касатка)

3. Воспитательная :

1. Воспитывать интерес и любовь к природе;

2. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы;

3. Воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.

4. Оздоровительная :

1. Создать положительный эмоциональный настрой;

2. Формировать потребность в двигательной активности.

Образовательная область : «Познавательное развитие» .

Интеграция областей : «Речевое развитие» , «Художественно- эстетическое развитие» , «Социально- коммуникативное развитие» , «Аппликация» .

Тип занятия : интегрированное.

Предполагаемый результат : повышение интереса к познанию детьми окружающего мира и формирование предпосылок экологического воспитания.

Методы и приемы :

1. Наглядные : демонстрация иллюстраций, демонстрация опыта, показ наглядных пособий;

2. Словесные : беседа, загадывание загадок, рассказы детей, вопросы, объяснения, указания.

3. Практические : исследовательская деятельность, создание художественного продукта (изготовление детского сада пингвинов, музыкально – ритмическое упражнение;

4. Игровые : введение элементов соревнования, сюрпризный момент.

Оборудование и материалы :

Конверт с письмом;

Кусочки льда, таз с водой, салфетки;

Перья птиц, жир, таз с водой;

Необходимые для занятия иллюстрации ;

Панно для коллективной работы;

Заготовки для аппликации, клей, клеенки, простые карандаши.

Организационный момент.

В. - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбаться друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Дети, перед вами волшебный экран, он поможет нам оправиться в увлекательное путешествие . А в какое путешествие , узнаете, когда я вам прочитаю письмо, пришедшее на адрес детского сада.

Мотивация деятельности

В. Ребята, на конверте написано - «Для ребят» . От кого же оно?

Отгадайте загадку :

Эта птица не летает,

Но плавает отлично и ныряет!

Ходит вперевалочку,

Прояви смекалочку!

Не поет, но носит фрак-

Предназначено ей так,

Ростом - метр, ну а живет

Там где холодно и лед!

В. Правильно письмо от пингвина (чтение письма) . О чем просит пингвиненок?

(Картинка «Пингвиненок» )

В. Ребята, посмотрите это пингвиненок Пепе. Мне, кажется, что он чем-то огорчен. В письме он написал, что у него совсем нет друзей и от этого ему очень грустно. Давайте навестим его. В гости принято ходить с подарком. Что можно подарить пингвиненку?

(Картинка с рыбкой)

В. Итак, мы отправимся в путешествие и узнаем , где живет пингвиненок и попробуем ему как - то помочь.

Ребята, мы живем на большой, красивой планете. Как она называется?

(ответ детей)

В. На нашей планете есть Северный полюс и Южный полюс. Именно на Южном полюсе в Антарктиде живет наш Пепе .

(Картинка с полюсами)

В. Антарктида - огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Вокруг материка – океан. Эта самая суровая область Земли. Холоднее места не сыщешь во всем мире. Скользящие солнечные лучи не способны растопить этот лед. Сильный ветер наносит все новые горы снега. Его так много, что от такого количества они становятся очень тяжелыми и превращаются в лед. И так из года в год, из века в век.

В. Ну, что же пора отправляться в путь. Давайте закроем встанем, закроем глазки и обернемся вокруг себя 3 раза.

«Раз кружись, два кружись

В Антарктиде окажись ».

(Картинка Антарктиды )

Основная часть

В. Открывайте глазки. Итак, давайте представим, что мы с вами в Антарктиде у Пепе . Как здесь красиво! Послушайте, пожалуйста, небольшое четверостишие.

Под промерзшим небосводом

Ледники сползают в воду,

И плывут вдали

Ледяные корабли.

В. О чем идет речь? (Ответы детей.)

(Картинка «Айсберги» )

В. Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые : то это гигантский снежно-белый лебедь, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными. Большая часть айсберга скрыта под водой, и мы ее не видим. Поэтому они очень опасны для кораблей. Почему?

А сейчас я вам предлагаю проверить тонут они или нет.

(Эксперимент со льдом)

В. Представьте, что наша чашка с водой – это море, а кусочки льда – айсберги. Опустите лед в воду. Тонут?

(Ответы детей.)

В. Наши маленькие айсберги не тонут, так как вода их выталкивает. Настоящие айсберги огромных размеров, но в море они плавают точь в точь, как наши.

В. А сейчас я предлагаю немного согреться.

Физкультминутка : «Согреем ручки» .

В. Здесь нет растений, потому что все кругом покрыто льдом. Животные находят себе пищу в море. Но несмотря на холод в Антарктиде обитают животные . Посмотрите на картинку. Здесь вы увидите и касатку, и тюленя, кита, тюленя.

(Картинка «Животные» )

В. Так же в Антарктиде живут и птицы альбатрос, буревестник и Пеликаны.

(Картинка «Птицы» )

В. Но самые интересные жители – это пингвины. Ребята, а как вы думаете пингвин это животное или птица?

(Ответы детей.)

В. Пингвины хоть и являются птицами, но летать не умеют. На суше пингвины неуклюжие, но в воде они становятся очень быстрыми и ловкими. Из-за коротких ног пингвины ходят вразвалочку. Зато пингвины очень хорошо умеют плавать. Крылья дают возможность плавать в воде, а лапы с перепонками, как у гусей и уток, служат рулем.

(Картинка «Пловцы» )

В. Пингвины живут в основном в холодных районах нашей планеты. Как вы думаете, почему они не мерзнут?

(Ответы детей.)

В. У них есть подкожный жир, который помогает им не замерзнуть. Я приглашаю вас к столу. Возьмите, пожалуйста, перышки, которые я заранее обмазала жиром и предлагаю окунуть их в воду.

(Эксперимент с перышками»)

В. Намокли? Почему?

(Ответы детей.)

В. Если становится очень холодно, пингвины собираются большой группой и прижимаются друг к другу, чтобы согреть себя и других. Пингвины все время двигаются и меняются местами, таким образом, всем удается побыть в середине, где теплее всего.

(Картинка «Стая» )

В. Питаются пингвины рыбой, кальмарами, крабами.

(Картинка «Чем питаются» )

В. Пингвины очень дружная семья, когда мама уходит плавать, то папа берет яйцо и держит на лапах, прикрыв его от стужи специальной складкой кожи, свисающего живота. Пока мама не придет пингвин ничего не ест.

(Картинка «Папы самцы» )

Физкультминутка :

В Антарктиде - чудо птица , (руки в стороны, взмах крыльев)

Что мороза не боится (трем себя руками) .

До чего пингвин хорош, (показываем пингвина)

С музыкантом очень схож (музыкант на барабане играет!

В. А сейчас, я хочу посмотреть какие вы внимательные. Если правильно – хлопаем, неправильно топаем.

В Антарктиде много снега и льда .

Есть ли там реки, леса?

Бродит ли по лесу лиса?

Растут ли деревья вокруг?

И кто у пингвина друг?

В. Конечно, у пингвина друг пингвин. Посмотрите, у меня есть картинка с изображением Антарктиды и есть очень грустный пингвиненок Пепе. Он совсем один. Как мы можем ему помочь?

(Ответы детей.)

В. Давайте рассмотрим нашего Пепе, ведь друзья будут похоже на нашего пингвиненка. Попробуем описать его. У пингвина одета белоснежная рубашка, с желтой манишкой, воротничком, галстуком. Черный фрак. Туловище овальной формы. Ноги, как у утки или гуся с перепонками. Голова маленькая с желтыми или белыми щечками.

Практическая часть.

В. У каждого из вас есть на тарелке прямоугольник черной бумаги. Из него вырезаем овал. Из черного квадрата – круг, из белого – сердечко. Приклеиваем сердечко на черный круг. Из маленького квадрата вырезать круг и разрезать его пополам – это лапы. Из белого прямоугольника овал – это живот и грудка. Приклеим глаза. Придумайте имя своему пингвиненку. Все дети любят играть с игрушками, выбирайте своим пингвинятам заготовленные игрушки, а также элементы одежды. Кто закончил, приклеивайте на нашу общую картину.

Заключительная часть.

Рефлексия.

В. Ребята, у нас получился настоящий детский сад пингвинят. Теперь Пепе не будет скучно. Смогли помочь нашему пингвиненку?

(Ответы детей.)

В. Как пингвинята будут играть в детском саду?

(Ответы детей.)

В. Ребята, спасибо наш пингвин остался довольным.

Учили ли вы в школе по географии интересные факты об Антарктиде? Наверняка да. Тогда вам должно быть известно, что Антарктика является самой большой пустыней на планете. При этом она и сейчас остается белым пятном на географических картах. Ибо континент окружен загадками и тайнами. К примеру, многие ученые считают, что материк на самом деле является потерянной Атлантидой. Еще многие интересные факты о материке Антарктиде вы узнаете в процессе прочтения статьи. Давайте обо всем по порядку.

Первопроходцы

Антарктида является шестым материком Земли. Причем открыт он намного позже всех остальных.

Считается, что первым ученым в Антарктике был Карстен Борхгревинк из Норвегии. Но есть доказательства того, что на суровый континент первыми ступили Беллинсгаузен и Лазарев со своей экспедицией. Это было в самом начале января 1820-го. Честно говоря, существование материка для них оказалось настоящим сюрпризом. Ибо раньше все были уверены, что эта территория - архипелаг или группа островов.

Спустя столетие известный норвежский исследователь Руаль Амундсен оказался первым человеком, который уже смог достичь Южного полюса.

И только через несколько десятилетий ученые вплотную начали заниматься Антарктикой, создавая научные базы.

География континента

Территория материка является самой суровой областью планеты. Более чем 99% континента покрыто льдами. Их толщина достигает 4,5 километров. В Антарктиде преобладают низкие температуры воздуха (до -70 градусов). Самым «летним» месяцем считается февраль. Хотя в доисторическую эпоху климат материка был очень теплым. Здесь даже росли пальмы.

Сейчас же здесь часто идут снежные бури и сильные ветра. Тем не менее Антарктида - не только самое холодное место планеты, но и самое сухое. Сочетание сухости и холода достигают там абсолюта.

На территории имеются гористые районы. Причем ученые даже обнаружили два вулкана. Один из них - Эребус - является самым южным вулканом на планете. Причем он - действующий.

Здесь же найдены полезные ископаемые. Речь идет о каменном угле, железной руде, слюде, меди, свинце, цинке и графите.

Кровавый водопад, Оникс и прозрачное море

В ледниковом покрове континента находится порядка 80 % запасов пресной воды планеты.

Здесь расположены и водоемы. Так, на материке имеется море Уэдделла. Оно признано самым чистым во всем мире. Вода так прозрачна, что сквозь ее толщи можно увидеть предметы, которые находятся на глубине 80 м!

Что касается рек, то самой известной считается река Оникс. Ее длина - почти сорок километров. Правда, течет она только два месяца и в летний период.

Также в Антарктике расположено большое количество подледных озер. Самым известным является озеро Восток длиной 250 км и шириной 50 км.

Конечно же, на материке множество ледников. Один из них дает начало так называемому Кровавому водопаду. В воде высокое содержание железа. Это и придает ему красивый кроваво-рыжий цвет. Кстати, вода там никогда не замерзает.

Страна айсбергов

Чем еще известна Антарктида? Для детей интересным фактом будет то, что это - страна айсбергов. Они здесь достигают поистине рекордных размеров. Так, один из них откололся в 2000-м. Его длина была практически 300 километров, а ширина - 37. Вес же «льдины» - три миллиарда тонн. Этот айсберг по площади был больше, чем Ямайка! Что интересно, часть этого айсберга еще не растаяла.

А совсем недавно гигантский айсберг, отколовшись, отправился в свободное путешествие. Он на порядок меньше, чем льдина в 2000-м. Но ученые полагают, что если его растопить, то с легкостью можно наполнить порядка 460 миллионов искусственных бассейнов. Или, скажем, заполнить известное озеро Мичиган, что в Соединенных Штатах. Между прочим, этот водоем является одним из крупнейших озер в мире.

Континент гостеприимен для морских котиков, голубых китов и касаток. В воде живут и «белокровки». Это так называемые ледяные рыбы. Их кровь бесцветна, так как в организме нет гемоглобина и эритроцитов. Но все-таки самым многочисленным видом обитателей этой территории являются рачки, или криль. Их количество измеряют в тоннах. Эта самая огромная популяция в мире! Кстати, уругвайские медики используют в лечении своих пациентов порошок из криля. Благодаря этому препарату люди, как правило, быстро расстаются с лишним холестерином.

Между прочим, исследователи из Чили смогли доказать, что имперские пингвины Антарктиды, интересные факты о которой мы с вами рассматриваем, питаются исключительно этими рачками. Именно поэтому они не страдают атеросклерозом!

Кстати, эти птицы обитают только в Антарктиде. Они в основном занимаются охотой в воде и могут уплыть даже за десятки километров. Имперские пингвины - одиночки, и объединяются в большие колонии только в период размножения. Это тогда, когда наступает антарктическая зима.

В целом, Антарктика более чем небогата наземными животными. Здесь нет рептилий, но зато живут муравьи. А полярные медведи обитают вовсе не здесь, а в Арктике. Хотя в последнее время ряд ученых уже задумались о том, чтобы заселить ими этот южный континент.

Антарктическое население

По понятным причинам здесь нет постоянных жителей. Но зато на этой негостеприимной территории живут и работают ученые. Летом их количество составляет порядка 5 тыс. человек. В зимнюю пору этот показатель уменьшается в несколько раз. Говорят, специалисты живут более чем дружно. Во всяком случае, уже есть зарегистрированные межнациональные браки.

А в 1978-м на материк прибыли семь аргентинских семейств. Они хотели проверить, сколько смогут просуществовать в этих тяжелых условиях. Шутки шутками, но Эмилио Маркос Пальма оказался первым представителем сильного пола, который родился на этом непригодном для жизни континенте.

Правда, Антарктида вовсе не изолирована от внешнего мира. Там имеются и Интернет, и телевидение, и телефонная связь с кодом, и банкомат. Здесь есть и собственная валюта. Она называется «антарктический доллар». Работает также бар. По сути, он считается самым труднодоступным питейным заведением на всей планете. Кстати, в рацион специалистов входит и пенный напиток - пиво.

В Антарктиде функционируют несколько христианских церквей. Одна из них - русский православный храм.

В свое время здесь работала и атомная станция, которая принадлежала Соединенным Штатам Америки.

Между прочим, перед тем как человек собирается отправиться на ледяной материк, ему приходится удалять зубы мудрости и аппендикс, чтобы минимизировать риски внезапного воспаления. Там не делают операции. Но однажды, в 1961-м, советский ученый был вынужден оперировать сам себя по причине возникновения острого аппендицита. К счастью, оперативное вмешательство прошло успешно.

Политика Антарктиды

На материке нет президента и нет правительства. Антарктида никому не принадлежит вообще. Хотя ряд держав в свое время претендовали на право собственности над этой территорией. Но эти замыслы оказались тщетными.

Несколько лет назад представители ряда стран подписали так называемый «Договор об Антарктике». Документ провозглашает эту территорию международной заповедной зоной или «природным запасником». С тех пор континент считается демилитаризованной зоной. Здесь могут только проводить исследования ученые любого государства.

Тайны континента

Интересные факты про Антарктиду на этом не заканчиваются. Она окружена тайнами. Так, в свое время исследователи обнаружили здесь некие строения. Их размеры были схожи с параметрами египетских пирамид Гизы. Кроме того, существуют и легенды о подземных базах Адольфа Гитлера. Известно, что во время войны фюрер начал исследовать эту территорию.

Тот, кто изучает метеориты, знает, что лучшего места в этом плане, чем Антарктика, вообще не бывает. Дело в том, что болиды, которые попадали на ледяной покров материка, сохраняются гораздо лучше, чем в любом другом месте на планете. Так, в Антарктиде ученые обнаружили фрагменты метеорита с Марса. Это было неожиданное открытие. После соответствующих исследований ученые заявили, что материк похож на красную планету. В том плане, что территория континента настолько схожа с Марсом, что они начали использовать ледяной материк в качестве модели Марса!

Антарктический туризм

С 1980-го материк доступен для туристов. Благо здесь множество заброшенных мест, которые хотят посетить гости континента. К примеру, до сих пор существует лагерь, который был основан известным путешественником Р. Скоттом в далеком 1911-м. Такие базы уже стали настоящей туристической достопримечательностью.

Кроме того, на побережье Антарктики часто находят потерпевшие крушение корабли. Как правило, это испанские галеоны XVI-XVII столетий.

Ну и еще один интересный факт про Антарктиду: несколько лет назад в качестве гостей и туристов материка сюда прибыли музыканты из культового коллектива Metallica. Они даже дали концерт для аудитории в 120 человек! Самое интересное то, что участники группы смогли соблюсти принятые международные соглашения, связанные с природоохранными нормами на материке. А именно - они не использовали усилители звука. Последний транслировался в наушники поклонников…

Антарктида - первое, что приходи нам в голову, если мы видим землю сплошь покрытую льдом. Она расположена в Южном полушарии и является самым южным материком.

Официально Антарктида была открыта в 1820 году в ходе русской кругосветной экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

При этом только на 2% этого материка видно землю, вся остальная поверхность покрыта льдом, который содержит 70% от запасов всей пресной воды на планете.


В Антарктиде проживают животные, которые смогли адаптироваться к холодным климатическим условиям, в основном это пингвины и тюлени.

Рядом с ними сосуществуют водоросли, бактерии, грибки и некоторые виды растений. Высота ледяного покрова, покрывающего Антарктиду, достигает 2040 метров, это более чем в 2,5 раза больше средней высоты поверхности всех остальных материков. Вблизи Южного полюса толщина ледяного покрова достигает практически 4000 метров.

Айсберги

Крупнейшие, самые высокие и самые большие айсберги в мире были найдены именно в Антарктиде. Кроме того, B-15, который является крупнейшим айсбергом в мире и имеет 295 км в длину и 37 км в ширину, так же найден в Антарктиде.

Условия, аналогичные Марсу

Было объявлено, что Антарктида похожа на Марс климатическими условиями и многими другими факторами. Здесь, так же, как на Марсе, бывает длительная темнота, нет природных ресурсов, а некоторые сухие долины Антарктиды напоминают пейзажи Марса. Условия настолько похожи, что ученые из Национального научного фонда и NASA используют Антарктиду в качестве модели Марса, проверяя технологии и модели техники, которые в скором времени будут отправлены на Марс.

Только 2 сезона

Антарктида считается самым сухим, холодным и ветреным местом на Земле. Самая низкая зафиксированная температура составляет -89,4 C, а средняя температура составляет -34,4 С. Антарктида считается самой большой пустыней, так как практически лишена осадков. Кроме того, здесь бывает только два сезона - зима и лето. В течение 6 летних месяцев в Антарктиде светит солнце, 6 зимних месяцев она проводит в темноте. Именно зимой размер материка увеличивается, а летом - уменьшается.

Уникальное биоразнообразие

В Антарктиде живет множество других животных, которых можно найти только здесь. Так,

Проживает только на этом материке. Самые известные жители Антарктиды - пингвины, морские котики и тюлени - здесь находится самая большая популяция этих животных. Императорский пингвин является единственным видом, который размножается зимой. Голубые киты, обитающие в водах Антарктиды, больше по размеру, чем синие киты, живущие в других морях.

Никакой экономики

В Антарктиде существует туризм, но он возможен только на самой окраине материка. Кроме того, рыбаки вылавливают рыбу тоже только у самых берегов. В Антарктиде базируются несколько научно-исследовательских станций, но они занимаются исключительно научной деятельностью. Существует «Антарктический доллар», но он не имеет юридической силы и, следовательно, не может быть использован, как денежная единица.

Никаких правительств

Антарктида считается зоной, свободной от любого вида собственности. Многие страны пытались установить свои права на этот материк, но не получили никакого признания. Антарктида - политически нейтральная земля и может использоваться только в научных целях.

Жизнь человека

Антарктида - материк без населения, так как низкая температура и тяжелые климатические условия не пригодны для постоянного проживания. На материке можно встретить только туристов и научных сотрудников. В 1978 году правительством Аргентины на материк были отправлены семь семейств, чтобы проверить возможность выживаемости на этой земле. Эмилио Маркос Пальма - первый мальчик, родившийся на самой окраине Антарктического полуострова, а Сольвейг Якобсен - первая девочка, увидевшая свет на материке. На острове Кинг-Джордж, около станции Беллинсгаузен, построена Русская Православная Церковь.

Лучшее место для метеоритов

Антарктида является самым лучшим местом для изучения и исследования метеоритов. Первый метеорит был обнаружен в 1912 году. Сегодня Антарктида признана природной галереей разнообразных типов метеоритов.

Не существует стандартного времени

В Антарктиде невозможно установить стандартное время, поэтому ученые, живущие на станциях, следуют часовым ритмам своей страны.

Глобальное потепление

Антарктида сталкивается с серьезными последствиями глобального потепления и разрушения озонового слоя. Если таяние ледникового покрова будет продолжаться такими темпами, в один далеко не прекрасный день вода затопит всю Землю. Глобальное потепление и истощение озонового слоя также вызывает вымирание пингвинов и многих других антарктических видов. Таким образом, мы должны принимать меры, которые помогут снизить разрушение озонового слоя и предотвратить глобальное потепление.

Видео: Материк Антарктида....

Путешествие это было интересное, яркое, и я сразу решила, что обязательно прокачу своих юных друзей и на полюс Южный. Вот только я понятия не имела, что мы там будем делать.

Да, там есть пингвины, да, это самое холодное место на планете, но разве на такой скупой базе далеко уедешь. Но стоило мне погрузиться в тему Антарктиды, начать читать статьи об этом месте, как все вопросы, что делать на Южном полюсе отпали сами собой. Это просто удивительное место, очень многогранное, оригинальное и совершенно восхитительное для всех, кто ищет знания и приключения. И если вы из таких, то читайте дальше, я расскажу вам все, что знаю и покажу, как интересно преподнести новую информацию детям.

1. Презентация и карта. Интеллект!

Все географические занятия лучше начинать с просмотра карты, поиска места, где мы находимся сейчас и того места, куда отправляемся. Так же сразу, как мне кажется, надо познакомить детей с основными особенностями изучаемого предмета, и лучше всего это делать по средствам презентации. Я подготовила с десяток фотографий на тему Антарктиды, которые красноречиво показывали все то, что я собиралась в скором времени рассказать ребятам. Если кому-то нужна эта подборка, то оставляйте почту в комментариях, я ее вам сброшу.

2. День-Ночь! Активность!

Как и на Северном полюсе, на Южном - полгода царит день, а полгода - ночь. Активная игра-бегалка с прошлого занятия всем пришлась по душе, поэтому в этот раз я тоже использовала ее. На слове "день" все бегают в разные стороны, а на слове "ночь" собираются все в месте. Идеально еще и свет включать-выключать:-)


3. Лето-Зима! Активность, сортировка!


И на Северном и на Южном полюсе выделяют только два сезона: лето и зиму. Антарктида - самое холодное место на Земле, хотя, вроде, как на юге:-) Самая низкая температура, которая была зафиксирована учеными -89 градусов по Цельсию, брррр...

Летом температура достигает -15 -25 градусов, что тоже несколько прохладно:-) Но именно благодаря вечному морозу не тают массивные ледники, которые представляют собой самые крупные хранилища питьевой воды в мире.

Чтобы хоть чуть-чуть коснуться с детьми этой темы я подготовила игру на сортировку. В мешочке у меня были летние и зимние карточки (нашла их в гугле по поиску winter bingo и summer bingo, их там множество самых разных). Задача ребят была понять к какому сезону относится, например, кружка какао, купальник или фигурист, и повесить карточку на соответствующий уровень на прищепку.

4. Пингвины! Творчество!


Южный и Северный полюс во многом похожи, в том числе и тем, что на обоих можно наблюдать полярное сияние - искрящиеся картины на черном небе ночи. Этот факт, а так же визитную карточку Антарктиды - пингвинов я предложила деткам обыграть творчески. Первое, что мы сделали это намочили бумагу чистой водой.



Старались красить не жалея воды. И мокрый рисунок обильно посыпали солью.


Если не переборщить с водой, то стряхнув лишнюю соль можно сразу приступать к закрашиванию шаблонов. Я вырезала маленьких пингвинчиков, и детки закрашивали пустое пространство черной гуашью.


Ну, и последний нюанс - белые пузики, вот - антарктическая картина и готова:-) Многие творцы после окончания еще соли добавили, чтобы снежно было:-)


А вот еще идея Антарктической поделки. Камилкина домашняя работа:-)


5. Яйца пингвинов! Активность!


Так просто расстаться с пингвинами было невозможно, поэтому, чтобы немного закрепить тему о том, что они птицы, хоть и не летающие, но тоже несут яйца, выводя таким образом потомство. Живут они большими семьями и выбирают пару на всю жизнь. И на яйцах сидят только самцы. Ну, а мы с детками играли в спасение яичек. На длинном куске обоев я нарисовала следы. Задача была пройти по рисункам след в след (где-то на одной ножке, где-то перепрыгивая) и донести пингвинье яйцо (киндер) на ложке в зубах до пункта назначения:-) Поиграли очень весело!


6. Ученые! Мелкая моторика, сенсорные ощущения!


Антарктида в отличие от Арктики - это материк, большАя часть когда-то единой земли Гондваны. Этот материк единственный, который никому не принадлежит, и на котором не живут люди. Единственные, люди, кто какое-то время проводит в этом суровом климате - ученые, которые приезжают на Южный Полюс в поисках новых знаний, в том числе и о той плодородной и богатой растениями и животными земле, которой была Антарктида до того, как разломилась Гондвана. Самый распространенный способ изучения - вырубка ледяных цилиндров, изучение которых может помочь сделать интересные открытия или обнаружить неожиданные находки.

Мои детишки тоже искали секреты в ледяных сосульках, которые получились из силиконовых икеевских формочек. В середине каждой был необычный камушек, для этого я замораживала лед в два этапа. Размораживали юные ученые свои мини-цилиндры при помощи теплой воды, соли, шприцов и ложек. И очень гордились находками:-)

7. Метеориты! Мелкая моторика!


Антарктида - лидер по части находок метеоритов! И это неудивительно, ведь заметить черное на белом всегда легче, чем, например, на зеленом или коричневом:-) Ученые очень активно изучают все находки. Вот и мои юные исследователи взяли на себя смелость доставить образцы в исследовательский центр. Я подготовила для них две коробки с материалом: в одном сухой снег из манки и соли, а во второй - любимая смесь из крахмала и подсолнечного масла. В каждом ящике куча камушков-метеоритов, трогать руками их нельзя, нужно использовать инструменты. Для сухой смеси - просеивающие ситечки из фикс-прайса для чая, а для густой - щипцы, тоже из фикс-прайса.


А это наша исследовательская станция - коробка с ячейками, можно было скрепить несколько контейнеров для яиц, но у меня нашлась готовая конструкция из под шоколадных зайцев:-)


8. Вулканы. Опыты!



Антарктида, несмотря на морозы, известна так же своими действующими вулканами. Эребус - самый большой из них. И именно его я воссоздала для деток с помощью мокрой соды плотно утрамбованной в пластиковый стакан. Вызывали мы извержение подкрашенным акварелью яблочным уксусом сначала с помощью пипеток, а потом уже черпали ложками:-) И, конечно,эта была самая эффектная часть нашего приключения:-)


9. Сухие долины и космонавты. Активность!


На Южном полюсе есть удивительные места - сухие долины, где по исследованиям ученых больше 2 млн.лет не выпадало осадков. Там не выживают животные, там голая земля и замерзшие соленые озера. Это самая большая и сухая пустыня в мире, даже Сахаре до нее далеко. Необычный климат этого места привлекает сюда космонавтов, ведь он отчасти похож на климат Марса, и именно здесь периодически проходят испытания новые модели NASA. С детками эту информацию мы обыгрывали с помощью шариков, на которых они нарисовали своих космонавтов. Задача была не дать шарикам как можно дольше опуститься на пол!

10. Полярное сияние! Впечатления!


Ну, и последнее, что мы сделали с моими юными исследователи - это создали свое собственное южное сияние при помощи бенгальских огней в темноте! Писку, визку и восторгов было, конечно, масса:-)


Приключение наше закончилось, но игровой вечер продолжался. Дети никак не могли расстаться с Антарктидой и однажды почувствовав себя учеными уже не хотели расставаться с этой ролью, поэтому они еще долго играли со снежными коробками, смешивали их состав, добавляли к содовыми вулканами... А большинство ребят еще и попросили забрать получившиеся химические составы к себе домой, и мы завернули им кусочки Южного полюса в боксы для еды:-)))
Вот такое яркое путешествие-приключение у нас получилось! Буду очень рада, если наш сценарий пригодится и вам! Ярких вам игр и незабываемых впечатлений!

Познакомить детей с названиями частей света, с расположением частей света на глобусе. Формировать представление об Антарктиде, истории её открытия, жизни людей там. Познакомить с особенностями природы, её сходством и различием с природой Арктики; с приспособленностью животных к обитанию в условиях холода и льдов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Антарктида»

Задачи: Знакомить детей с названиями частей света, с расположением частей света на глобусе. Формировать представление об Антарктиде, истории её открытия, жизни людей там. Познакомить с особенностями природы, её сходством и различием с природой Арктики; с приспособленностью животных к обитанию в условиях холода и льдов.

Вы ничего не слышали о Маленьком Пингвине?

А он на Крайнем Севере, на Самой Крайней Льдине,

Без валенок, расстроенный, стоит в снегу по пояс -

Он шел на ужин к Бабушке и перепутал полюс.

Попал на полюс Северный, а сам хотел на Южный,

И вот стоит растерянный и, кажется, простуженный.

На Самом Крайнем Севере, на Самой Крайней Льдине,

Где не было до этого пингвинов и в помине,

Где миллионы айсбергов, а, может, даже тыщи,

Где никакая Бабушка Пингвина не отыщет,

Стоит Пингвин заброшенный, один в глуши арктической

И ничего хорошего уже не ждет практически.

Но тут пригрело Солнышко, и откололась Льдина,

И к Бабушке в Антарктику доставила Пингвина.

И кончилась история совсем не так уж плохо,

Обрадовалась Бабушка, на радостях поохала:

"Ну вечно происшествия! Ведешь себя как маленький!

Уходишь в путешествие и забываешь валенки!"

Потом Пингвин поужинал и понял окончательно:

"Конечно, это здорово - гулять самостоятельно!

Такое приключение мне в жизни пригодится:

Могу теперь, пожалуйста, где хочешь заблудиться,

Хоть сам, хоть вместе с Бабушкой... Хотя, пожалуй, лучше ей

Гулять на Крайнем Севере лишь в Самом Крайнем Случае".

Знаете ли вы, что такое полюс? (ответы детей)

Рассматривание глобуса (есть 2 места обозначенных белым цветом)

Почему именно белый цвет?(слайд 2) (в этих местах круглый год лежит и не тает снег и лёд;на севере вечные льды покрывают воду Северного Ледовитого океана, а на другом конце Земли многокилометровый лёд покрывает землю- это Антарктида)

Воспитатель показывает на глобусе нашу страну, наш город. Вспоминаем, что изображено на глобусе синим, зелёным, желтым, коричневым цветом (моря, реки, озёра, леса, пустыни и горы). Показываем и называем части света (Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка). (слайд 3)

Раньше не было космических кораблей, с которых можно увидеть нашу Землю сверху. Не было самолётов которые могут пролететь много-много километров без остановки. Не было сильных кораблей ледоколов, которые разламывают льдины своим носом. И только на парусных кораблях люди отправлялись на поиски новых земель.

И вот много-много лет назад из небольшого города рядом с СПб вышли два парусных корабля «Восток» и «Мирный», с командирами мореплавателями- Беллинсгаузеном и Лазаревым(слайд 4). Ни штормы ни туманы не смогли остановить моряков и через полгода российские моряки увидели землю, всю покрытую льдом необычайной высоты. Это и была Антарктида (слайд 5). Более трёх месяцев плыли моряки вдоль берега Антарктиды, и обошли её почти всю.

Сейчас в Антарктиде работают исследовательские станции разных стран (слайд 6). Над каждой станцией развивается флаг той страны, которая её построила. На станциях работают очень отважные, мужественные люди. Ученые выяснили, что Антарктида самое холодное место на Земле, а также место, где постоянно дуют очень сильные ветра. На больших кораблях привозят самое необходимое для жизни людей в этом холодном месте (разборные дома, продукты, одежду, небольшие самолёты и тракторы-тягачи).

Антарктида- огромная часть суши, которая со всех сторон омывается морями. В центре лежит толстый-толстый слой льда, а по краям, ближе к берегу, льда поменьше, и в теплое время года он подтаивает.

В морях Антарктиды плавают огромные куски льда- айсберги (слайд 7). Они могут уплывать очень далеко, их подгоняют ветер и вода. Над водой видна не самая большая часть айсберга, самая большая часть под водой. Айсберги опасны для кораблей, при столкновении произойдет кораблекрушение.

Несмотря на то, что в Антарктиде очень холодно, там обитают многие животные. Почти все они связаны с морем.

В Антарктиде очень много морских птиц, особенно чаек (слайд 8).

Чем питаются эти птицы? (рыбой)

В морях плавают осьминоги, киты, которые едят мелких рачков, тюлени, морские леопарды с пятнистой шкурой (слайд 9), морские котики (слайд 10). Каланы, занесены в Красную книгу (слайд 11). У них очень тёплый мех, который не даёт им замёрзнуть.

Тюлени выталкивают на берег больших рыб и едят их (слайд 12). Всю зиму они проводят под водой, прогрызают дыры во льду, чтобы подняться и подышать воздухом. Самый большой тюлень называется морской слон, а ещё есть тюлени-крабоеды.

Здесь же живут пингвины- очень необычные птицы (слайд 13). Они не умеют летать, но зато отлично плавают. В воде они очень ловкие в отличие от суши. Их крылья похожи на вёсла, в отличие от других птиц. Пингвины бывают разные: есть большие (королевские), а есть маленькие (адели) (слайд 14). У всех пингвинов тёплые шубки из перьев и пуха. А ещё их согревает очень толстый слой жира. Они не мёрзнут ни в холодной воде моря, ни в сильный мороз на суше. Чтобы согреться, пингвины собираются вместе, группами. Малышей-пингвинов ставят в середину, чтобы те не замёрзли (слайд 15).

Пингвины едят рыбу, пойманную в океане. Они любят прыгать в воду и выпрыгивать обратно на берег. Они отлично передвигаются на брюхе. Гнезда они строят из камней (слайд 16).

Почему не строят из веток? (нет деревьев и кустарников)

Мама пингвин откладывает яйцо, которое папа-пингвин прячет между ног чтобы оно не остыло. В это время мама уходит к морю, чтобы поесть. На пингвинов охотятся морские леопарды.

Почему говорят, что пингвины носят фрак? (они чёрно-белые, как будто одели белую рубашку и черный костюм)

Пингвины живут только в Антарктиде (Южный полюс), а белые медведи- в Арктике (Северный полюс).

И так: на Южном полюсе находится Антарктида. Здесь много снега и льда и всегда очень холодно, так холодно, что люди не могут здесь жить постоянно. А вот животные есть, почти все они живут на берегу моря. Эти животные прекрасно чувствуют себя и в холодной морской воде, и на льду, и на снегу.